Полный текст:
Деньги - не средство для жизни,
а цель жизни.
Россия всегда хотела быть Америкой, в 21 веке она ею становится. Американские идеи и идеалы продукт особой истории, специфического Американского Эксперимента, создавшего цивилизацию с нулевой точки. Пересаженные на иную почву, почву русской истории они дают подобные всходы, с той лишь разницей, что почва не прошла процесс окультуривания и на этой почве произрастают неожиданные по своим формам и запахам плоды.
Деньги в США превратились в центральную тему массовой культуры - это музыка, поэзия жизни, они ключ ко всем проблемам, они ответ на все вопросы. Деньги – это не просто символ богатства, это символ свободы, их количество определяет степень личной свободы и свободы от других людей. Они делают человека хозяином своей судьбы.
Деньги – символ социальной справедливости, так как они, а не должность или общественный статус, придают ценность человеку, деньги – показатель коэффициента полезного действия его качеств. Деньги – это власть над обстоятельствами своей жизни и другими людьми.
Деньги, во все времена, играли огромную роль в жизни любого общества, но, степень значения денег, в различных культурах и в разное время, была разной. К середине 19-го века, в период интенсивного развития капитализма, деньги превратились в решающую силу общественных отношений и ценность человека стала определяться деньгами.
«Прежде хоть что-нибудь признавалось кроме денег, так что человек и без денег, но с другими качествами, мог рассчитывать хоть на какое-то уважение. Ныне же без денег не только на уважение, но и на самоуважение нельзя иначе рассчитывать.», писал Александр Герцен.
До Герцена о том же говорил Пушкин в «Пиковой Даме». Блестящий гвардейский офицер, аристократ, убивает старуху ради денег. Деньги оправдывают любое преступление, они, а не благородство и аристократизм, приносят уважение общества.
Достоевский, в «Преступлении и Наказании», показывает иной социальный слой – разночинцев, в его время деньги превратились в главную цель жизни широких масс. «Преступление и наказание» Достоевского показывало роль денег в жизни общества, которая резко возросла в связи с ростом капиталистической экономики, вытеснявшей традиционные формы человеческих отношений, вне экономические.
В Европе 19-го века экономика отражала демократические традиции, в денежные отношения был вовлечен целый класс, буржуазия. В России же в это время существовал лишь тонкий слой новых предпринимателей, получавших богатство в зависимости от их связей с государственной иерархией. Размер капитала новых богачей напрямую зависел от их близости к вертикали власти. Те же кто доступа к коридорам власти не имел, тем не менее чувствовал воздух свободы, приходивший из Европы - ощущение своего права на участие в создании и владении богатством, права на любой путь ведущий к цели.
Единственный путь к деньгам олицетворяющим независимость, свободу и общественное уважение для Раскольникова, разночинца, человека без связей, мог быть лишь через преступление. Выбор, стоящий перед Раскольниковым, однозначен, с деньгами он личность, способная защитить свое человеческое достоинство, без денег – “тварь дрожащая”.
Трагедия героя Достоевского в непреодолимом противоречии между религиозной моралью и практикой жизни. Нравственная мука и есть главное наказание Раскольникова за совершенное им убийство - преступление приводит к распаду личности. В произведениях Достоевского тема денег - центральная, начиная с его первого романа «Бедные люди». В «Братьях Карамазовых» весь сюжет разворачивается вокруг денег. В “Идиоте”, князь Мышкин настолько не придавал какого-либо значения деньгам, что решительно не вписывался в реалии повседневной жизни, в глазах окружающих он был идиотом.
Достоевским был и остается самым читаемым русским автором на Западе, так как он, как никто другой показал силу воздействия денежных отношений на все формы общественной жизни.
В России 19-го века, нарастающая власть денег над жизнью людей воспринималась как трагедия. Отсюда такой огромный накал страстей у Достоевского. Но даже в глазах европейцев того времени, обожествление денег в Америке перешло допустимые для них границы.
Француз Алексис Токвиль, - «Я не знаю страны, где страсть к деньгам так поглощала бы все мысли и чувства людей. Обогащение, деньги, в такой степени мыслятся как самоцель, что становятся чем-то трансцендентальным и даже просто иррациональным по отношению к счастью и пользе отдельного человека...»
Чарльз Диккенс в своем романе «Мартин Челзвик» показывает шок своего героя, англичанина, путешествующего по Америке, узнающего, к своему удивлению, что в этой демократической стране существует аристократия. Когда он спрашивает, на каких же принципах стоит американская аристократия, ему отвечают: «На уме и силе характера. Точнее их последствии, долларах». Мартин слышит разговор бизнесменов после делового обеда, - « ... ему казалось, что всё чем они озабочены, их радости, горести, надежды - всё растворяется в долларах. Люди оценивались в долларах, измерялись в долларах. Сама жизнь продавалась с аукциона, взвешивалась, смешивалась с грязью или поднималась на огромную высоту через доллары.»
В начале 20-го века, американский философ Джордж Сантаяна объяснял, почему деньги играют такую огромную роль в США, - «Американец так много говорит о долларах, потому что доллар - это символ и мера измерения успеха, единственная мера, которую он имеет, чтобы оценить свой успех, свой ум и свою власть над обстоятельствами. В то же время, он относится к деньгам довольно легко. Он их делает, теряет, тратит, раздает с легким сердцем. Это уважение не к самим деньгам, а к количеству вообще, потому что качество трудно определимо. Огромное внимание к числам, к количественным измерениям, ничто иное, как отражение демократических идеалов. Качество понятие аристократическое, качество создает иерархию, лучше - хуже, а количественная оценка всех уравнивает, и, кроме того, цифры никогда не врут. Поэтому деньги превратились в единственно ясный и очевидный показатель ценности человека.»
Деньги - истинный институт демократии, демократии равенства, они отвергают все различия между людьми, они отвергают оценку человека через его индивидуальные, личностные качества. В обществе равных, говорил Базаров в «Отцах и детях», - «... совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.»
В обществе экономической демократии самый безликий человек благодаря деньгам приобретает лицо, индивидуальность, выделяется из анонимной толпы. Только деньги дают возможность стать чем-то значительным в глазах других, поэтому деньги превратилась в цель всего общества.
И лишь узкий круг американской культурной элиты, воспитанной на европейских гуманистических традициях, никак не вписывался в общую атмосферу погони за богатством.
Американский философ 19-го века Ральф Эмерсон, - «Американец просто машина, добывающая доллары. Он придаток к своему имуществу.»
Генри Джеймс, классик американской литературы, не принимавший характерного для Америки неуважения ко всем тем формам деятельности. которые не приносят деньги, и проживший большую часть жизни в добровольном изгнании в Европе, говорил с сарказмом, - «Te, кто не делает деньги, принадлежат к дегенератам, которые думают, а таким нет места в Америке.»
Противостояние общей тенденции видеть в деньгах не средство для жизни, а цель самой жизни, в начале 20-го века, было достаточно широко распространено и в проповедях протестантской церкви.
Tак, Вильям Нэймс, один из самых известных в то время проповедников, говорил о преимуществах бедности, - «Мы презираем тех, кто избрал бедность для того, чтобы упростить свое существование и сохранить свою внутреннюю жизнь. Мы не имеем мужества признать, что идеализация бедности в течении многих веков христианской цивилизации означала свободу, свободу от мира вещей, мужественное безразличие к богатству, человек оценивал себя через то, что он есть, а не через то, что он имеет.»
Но что означает осознанный выбор жизни в бедности? Он означает не только общественное презрение. Он означает, что в условиях современной цивилизации бедняк полностью отрезан от тех источников, которые и делают жизнь счастливой. Раньше говорили, что за деньги нельзя купить счастье, что в жизни есть множество необходимых для счастья вещей, которые не покупаются - красота природы, чувства, привязывающие нас к другим людям. Но сегодня за чистый воздух, чистую воду, за натуральные продукты, не прошедшие химическую обработку, за пребывание на природе в естественных природных условиях нужно платить. Нужно платить также и за человеческие отношения внутри того социального круга, к которому человек хочет принадлежать. Без определенного экономического статуса вход во многие социальные круги закрыт.
Деньги стали важнее самой жизни. В журнале Reader Digest приводился случай, когда пяти женщинам - лаборанткам, работавшим в химико-фармацевтической фирме, предложили оплату $100,000 в год, если они будут работать с радиоактивными материалами, имеющими смертельный уровень радиации. В глазах пяти работниц это была выгодная сделка.
Это случай экстремальный, но он показывает какое огромное место занимают деньги в нашем сознании, вытесняя все другие цели и ценности жизни, - «Мы уже не воспринимаем мир непосредственно, наше восприятие жизни становится одномерным, так как магическая, завораживающая сила цифр, как чугунный асфальтовый каток, уплощает наши чувства,. Единственная мера жизни - денежная, исключает из нашего внимания полноценность существования во всем его многообразии и широте. Смотря на себя, на свою жизнь через абстракцию нашего банковского счета, мы сужаем мир до замочной скважины через которую мы можем только подглядывать за жизнью, а не жить.» Популярный журнал «Psychology Today»
Деньги, более чем когда-либо раньше, определяют все формы человеческих отношений. Цифры денежной оценки делают отношения людей, неравные в своем качестве, т.е. в своей природной сущности, равными друг другу в абстрактной шкале измерений. Деньги - виртуальная схема мира, также как географическая карта, изображающая города, реки, горы точками и линиями и цифрами, а географическая карта безразлична к цветам и краскам природы, к человеческим чувствам, ко всей культуре, цивилизации в ее многомерном, качественном содержании.
Многовековую гуманистическую цивилизацию в которой человек был центром общественного универса, и главным интересом культуры, сменяет цивилизация новая, где человек играет лишь служебную роль - цель и смысл его жизни создание богатств, сам по себе он ценности не имеет.