Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Глобализация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Глобализация
  • Предмет:
    Эктеория
  • Когда добавили:
    05.08.2010 12:41:06
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение. 3
    Глава 1. 4
    Глава 2. Влияние глобализации на экономическую безопасность РФ.. 7
    2.1. Экономическая безопасность РФ: сущность, критерии оценки, 7
    2.2. Влияние глобализации на экономическую безопасность РФ.. 12
    Заключение. 18
    Введение  
     
    В настоящее время принципы свободы и цивилизации с приобщением к ним народов разного уровня экономического, политического развития, культур формируют сложный комплекс новых проблем глобального и регионального характера. С глобализацией экономических отношений расширяются и возможности достижения прогрессивных целей, и опасности, в том числе экономические.
    Глобализация как растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных обменов товарами и услугами, международных потоков капитала, а также быстрой и широкой «диффузии технологий» оказывает сильнейшее воздействие на экономическую безопасность отдельной конкретно взятой страны. Анализ основных форм, составляющих экономическую безопасность Российской Федерации, показывает, что ее условно-допустимые значения во многих случаях превышают минимально допустимые нормы.
    Глава 1. Глобализа?ция — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран[1].
    Некоторые зачатки глобализации можно проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья.
    Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая с многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации. В первой половине XX века процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада.
    После Второй Мировой Войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) — серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную Торговую Организацию (ВТО). С тех пор ещё 21 страна присоединилась к ВТО, и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении.
    Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский Союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших республик СССР вступили после его распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства[2].
    В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
    Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:
    - Развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;
    - Растёт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;
    - Тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям. Особое значение имеет аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся, который приводит к сокращению занятости в развитых странах и росту занятости и доходов в развивающихся странах;
    - Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря интернету, тенденция к большей открытости предприятий;
    - Большое значение фондовых бирж и тех «финансовые инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов;
    - Влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;
    - Увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;
    - Мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание четких различий между информацией и рекламой;
    - Растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию.
    - Стирание национальной принадлежности продукции
    - Усиление роли ТНК[3]
    Глава 2. Влияние глобализации на экономическую безопасность РФ 2.1. Экономическая безопасность РФ: сущность, критерии оценки,  
    На современном этапе развития мирового хозяйства возникает множество разнообразных факторов, дестабилизирующих его функционирование. При этом особое значение приобретает обеспечение экономической безопасности государства, гарантирующее благосостояние отдельного индивидуума и устойчивое развитие всей нации. 
    Начало XXI века ознаменовалось в жизни человечества важными, во многом противоречивыми, но исторически необходимыми переменами. При этом, сегодня принципы свободы и цивилизации с приобщением к ним народов разного уровня экономического, политического развития, культур формируют сложный комплекс новых проблем глобального и регионального характера. С глобализацией экономических отношений расширяются и возможности достижения прогрессивных целей, и опасности, в том числе экономические. То и другое объективно обусловлено свободой каждого хозяйствующего субъекта и неопределенностью проявления последствий глобализации в мировом рынке товаров, услуг и капитала.
    На протяжении последнего десятилетия Россия все более и более вовлекается в процесс глобализации мировой экономики, а, следовательно, становится все более открытой как для использования преимуществ, так и для давления негативных тенденций на развитие экономики. Одной из ключевых причин неустойчивого состояния российской экономики является отсутствие системы защиты экономических интересов общества и государства на международной арене.
    В силу этого экономическое содержание безопасности приобретает форму защищенности, с одной стороны, предполагающий умение видеть прогрессивные тенденции устойчивого развития в хозяйственной деятельности и удовлетворения постоянно возрастающих потребностей населения, а с другой, - широкое использование возможностей информационных систем в оценках риска и получении преимуществ в конкуренции. Глобализация стала новой эпохой в экономической истории.
    Вполне закономерно, что на современном этапе экономического развития России важное значение приобретает исследование и практическое разрешение проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности государства в условиях глобализации.
    В настоящее время формируется спектр новых взглядов на понятие «экономическая безопасность», ее состав, который является весьма широким: а) качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогрессирующих масштабах; б) возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз; в) важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России; г) уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов; д) совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
    Анализ реальных процессов и осмысление отечественного и зарубежного опыта решения проблемы обеспечения экономической безопасности позволяют выделить три ее важнейших элемента: экономическую независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу. Каждый из этих элементов находится в единстве и взаимозависимости. Механизм единства всех трех составляющих элементов является основой определения сущности такого явления как «экономическая безопасность».
    Экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
    Экономическая безопасность реализуется в системе конкретных критериев и показателей. Критерии экономической безопасности – это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:
    · ресурсный потенциал и возможности его развития;
    · уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
    · конкурентоспособность экономики;
    · целостность территориального и экономического пространства;
    · суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам;
    · социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
    Что касается показателей, то экономика как наиболее сложная система имеет тысячи показателей, характеризующих ее состояние. Из всей их совокупности для анализа экономической безопасности используются 150 показателей, которые условно названы индикаторами, исходя из трех отличительных свойств: количественного отражения угроз экономической безопасности, обладания высокой чувствительностью и изменчивостью и большей способностью предупреждения общества, государства и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых мерах в сфере экономической политики.
    Уровень показателей обеспечения экономической безопасности определяется границами пороговых значений. Последние представляют собой предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
    В системе показателей — индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики[4].
    Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Сопоставление фактических и пороговых данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности,  которое нашло частичное отражение в табл. 1.
    Российская Федерации по многим основным параметрам экономической безопасности находится в зоне риска, что объективно обуславливает необходимость принятия мер по нейтрализации угроз экономической безопасности.
     
     
    Таблица 1.
    Сопоставление фактических и пороговых данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности
    Наименование пороговых значений экономической
    Величина пороговых значений
    2001 г.
    2004 г.
    2006 г.
    2007 г.
    Объем ВВП (млрд. руб.)
    21800
    8944
    16966
    21598
    23065
    Инвестиции в основной капитал (% ВВП)
    25
    16,3
    16,5
    18,1
    18,9
    Расходы на оборону (% ВВП)
    3
    2,7
    2,5
    2,6
    2.7
    Расходы на гражданскую науку (% ВВП)
    2
    0,26
    0,38
    0,45
    0,59
    Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (%)
    25
    19,8
    20,8
    21,2
    22.1
    Уровень инфляции (%)
    25
    18,6
    12,0
    9,1
    8,4
    Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (%)
    7
    27,6
    17,6
    13,3
    12.7
    Уровень безработицы (% к ЭАН)
    5
    9,0
    8,3
    6,7
    6,5
    Государственный внешний и внутренний долг (% к ВВП)
    60
    40,5
    31,6
    17,3
    15,8
    Соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наименее обеспеченного населения (раз)
    8
    13,8
    14,1
    14,2
    14,4
     
    Необходимым и достаточным является выделение трех основных сфер экономической безопасности государства, каждая из которых характеризуется совершенно конкретными опасностями и угрозами национальным интересам страны, что предусматривает применение конкретных средств противодействия этим опасностям и угрозам.
    Первая сфера – внешняя торговля. Основные угрозы: невыгодная структура внешнеторгового обмена (к примеру, сырье – на предметы потребления), диспаритет цен, вытеснение товаров местных производителей импортными.
    Ко второй сфере относятся операции, связанные с движением промышленного или финансового капитала внешней конкуренции для сохранения местного сельхозпроизводства). Основная угроза – потеря контроля (государства или национального капитала) над наиболее важными, стратегически приоритетными или наиболее доходными отраслями экономики.
    Третья сфера охватывает денежно-кредитные и финансовые операции. Основные угрозы: инфляция, расстройство денежного обращения и системы расчетов, утрата позиций в банковской системе и в страховании, неадекватное управление системой внешнего долга, ошибки в бюджетной и налоговой политике.
     
    2.2. Влияние глобализации на экономическую безопасность РФ  
    Глобализация как растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных обменов товарами и услугами, международных потоков капитала, а также быстрой и широкой «диффузии технологий» оказывает сильнейшее воздействие на экономическую безопасность отдельной конкретно взятой страны.
    Тенденции глобализации имеют особое значение для России, находящейся на стыке Запада и Востока как замыкающее звено «кольца развитых стран севера планеты - Европа - США - Канада – Япония». Его формирование как целого сможет адекватно выразить геоэкономическое пространство цивилизации третьего тысячелетия. Реализация такой миссии зависит как от рационального с позиций рыночных отношений использования имеющихся ресурсов, так и преодоления общемировых тенденций жизнедеятельности при своеобразии последствий исторических предпосылок.
    Следует отметить, что в России сосредоточено 35% запасов мировых ресурсов (энергетических, минеральных, биологических) и более половины стратегического сырья. Общая стоимость запасов полученных ископаемых оценивается в 28,6 трлн. долл. (32% — газ, 23% — уголь и сланец, 15% — нефть, 74% — металлические руды, 6% — редкие металлы). Наличие уникальных технологий в авиакосмонавтике, лазерном производстве, атомной промышленности и судостроении могут стать достойным скрепляющим материалом северного кольца постиндустриализма.
    В качестве основных факторов глобализации, влияющих на экономическую безопасность государства следует назвать: неравномерность экономического развития; внешнеэкономическую задолженность; циклическую взаимосвязь национальных экономических систем; взаимозависимость финансовых рынков.
    Сущность экономической безопасности сводится к такому состоянию экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов.
    При этом, несмотря на отсутствие единого подхода к определению рассматриваемого явления, применительно к Российской Федерации экономическая безопасность в условиях глобализации должна обеспечить такое состояние национальной экономики, при котором:
    · осуществляется эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне политической и военной стабильности государства;
    · обеспечивается технико-экономическая независимость, расширяющая понятие экономической самостоятельности, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз;
    ·  реализуется защита экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках, вне зависимости от изменения политических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз.
    Сопоставительный анализ показывает, что относительно российской экономики к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности относятся:
    ·  сырьевая направленность российской экономики, которая поощряется из-за рубежа;
    · высокий внешний долг перед международными финансовыми организациями, создаваемый препятствия по его списанию в реструктуризации;
    · криминализация хозяйственной деятельности, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;
    · неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;
    ·  «бегство» капитала из страны, обеспеченное западными кредитными организациями и предлагаемыми инвестиционными условиями;
    · неравноправное международное научно-техническое сотрудничество, сокращение научного задела, отток квалифицированных кадров;
    · дискриминация международной торговли со стороны лидеров мирового сообщества;
    · зависимость страны от импорта технологий и продовольствия.
    Данные ФСБ России показывают, что на сегодняшний день иностранные спецслужбы и коммерческие структуры ведут активную работу по установлению контроля над деятельностью крупных предприятий и организаций, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства в целях получения сверхприбыли от распродажи их наиболее ликвидных активов, уникального оборудования и крупных имущественных комплексов. Доход только от одного такого контролируемого банкротства крупного высокорентабельного предприятия составляет миллиарды рублей. При этом порожденная подобными акциями угроза экономической безопасности страны не исчерпывается прямым социально-экономическим ущербом. Принимая во внимание масштаб деятельности структур, специализирующихся на «заказных» банкротствах, а также особое значение объектов их устремлений, имеются основания полагать, что подобная схема ликвидации предприятий и организаций ведущих отраслей экономики Российской Федерации стимулируется, в том числе за счет иностранного капитала. Результатом таких операций становится свертывание программ фундаментальных и прикладных научных исследований, срыв исполнения государственного оборонного заказа и рост социальной напряженности[5].
    В этих условиях уровень показателей обеспечения экономической безопасности определяется границами пороговых значений. При этом система государственной экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по выходу страны из зоны опасности, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.
    В основе определения общих причин нарушения безопасности должен быть положен такой критерий как условия глобализации. Это явление предполагает две основных характеристики, отражающих сущность этого явления: усиление взаимозависимости национальных экономических систем; усиление динамики и увеличение объемов экономических потоков.
    В современных условиях одной из важнейших форм экономической безопасности страны является ее финансовая безопасность - это некоторое состояние финансовой системы государства, при котором характеризующие его показатели не превышают предельно допустимых значений, обеспечивая, таким образом, нормальное функционирование всей экономики страны в соответствии с целями проводимой экономической политики.
    В 2004-2007 гг. наблюдалось снижение поступлений иностранных инвестиций в российскую экономику на фоне повышения инвестиционного рейтинга России со стороны ведущих рейтинговых агентств (см. табл. 2).
    На решения иностранных инвесторов относительно инвестирования в Россию оказывает влияние ряд факторов (высокие таможенные и административные издержки, коррупция и другие), препятствующих притоку зарубежного капитала.
    Таблица 2.
    Структура иностранных инвестиций в экономику России 2004-2007 гг.
    Год
     
    В млн. долларов США
    В % к предыдущему году
    Всего
    Прямые
    Прочие
    Всего
    Прямые
    Прочие
    2004
    29135
    5590
    23545
    39.4
    19.8
    44.4
    2005
    33536
    8250
    25286
    15.1
    47.6
    7.4
    2006
    39446
    8705
    30741
    17.6
    10.5
    12.1
    2007
    44341
    10001
    34340
    11.2
    11.4
    11.1
     
     

    Рис. 1. Структура иностранных инвестиций в экономику России 2004-2007 гг. (в млн. долларов США)
    Взаимодействие этих факторов представлено в теоретической модели, подтверждающей вывод о том, что существенный рост иностранных инвестиций в большей степени детерминирован улучшениями в институциональной среде. Значительная же часть иностранного капитала в Российской Федерации притекает в нефтяную отрасль, что закрепляет за страной сырьевой статус. Это происходит в силу значительного расхождения уровней рентабельности в разрезе отраслей - высокие прибыли главным образом генерируются нефтедобывающим сектором, в то время как другие либо не прибыльны, либо малоприбыльны.
    Проблема обостряется тем, что сырьевые сектора в целом сильно зависимы от внешней конъюнктуры, что вызывает необходимость диверсификации источников роста. Поэтому основной задачей государства, как регулятора экономического развития, должно стать перенаправление инвестиционных потоков в «нужные» отрасли. В частности, это возможно за счет изменения системы налогообложения нефтяного сектора, который в настоящее время не обладает «встроенным механизмом» адаптации к изменениям во внешней среде». 
    Нынешняя степень открытости российской экономики породила сложные проблемы в валютной сфере. России при ее колоссальной потребности в инвестиционных ресурсах, по сути, выступает кредитором других стран с более благополучной экономикой. Точка зрения, согласно которой осевшие в иностранных банках валютные ресурсы должны отлежаться и при определенных условиях возвратиться в Россию, несостоятельна. Фактор времени в решении данной проблемы является определяющим. России нужны инвестиционные ресурсы сегодня[6].
    Предотвратить несанкционированный вывоз валютных ресурсов можно путем использования системы мер, включающей: 
    Создание квалифицированной аудиторской службы, главными задачами которой должны стать отслеживание объективности и полноты учета валютных операций участниками внешнеторговых сделок, анализ экономической эффективности осуществляемых сделок и целесообразности заключения внешнеторговых сделок.
    Реформирование финансовой и налоговой службы в направлении создания благоприятных условий для осуществления внешнеторговых операций и усиления за ними государственного контроля.
    Обеспечение унификации внешнеторговых контрактов в той части, в которой изложены условия платежа и штрафные санкции при одновременном повышении квалификации и компетентности российских участников внешнеэкономических связей.
    Налаживание эффективной системы единого таможенно-банковского контроля за поступлением валютной экспортной выручки российских экспортеров.
    Заключение  
    Таким образом, в настоящее время можно утверждать, что вопросам экономической безопасности в России пока уделяется неадекватно малое внимание. Анализ основных форм, составляющих экономическую безопасность Российской Федерации, показывает, что ее условно-допустимые значения во многих случаях превышают минимально допустимые нормы.
    Список литературы
     
    1. Абралава А. Глобальное технологическое пространство и национальная экономика. // Общество и экономика. – 2007 - №3. – с. 149-153.
    2. Бельчук А.И. Будущее глобализации и межцивилизационные отношения. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2007 - №7. – с. 13-17.
    3.  Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества: Пер. с англ. – М.: «Весь Мир», 2006
    4. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики: Учебное пособие. – М.: «Академкнига», 2005
    5. Большой экономический словарь/Под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2005.
    6. Горбачев М.С. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М.: Альбина Паблишер, 2007
    7. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2004.
    8. Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят. // Мировая экономика и международные отношения – 2007 - №8. – с. 54-60.
    9. Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 2.
    10. Иноземцев В.А. Вестернизация как глобализация. //Вопросы философии. – 2007 - №4.
    11. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. – СПб: Издательство «Питер», 2005
    12. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию/ Пер. с нем. – М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2006
    13. Медведев В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия. // Мировая экономика и международные отношения. – 2007 - №2.
    14. Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. –М.: «Республика», 2007
    15. Экономическая энциклопедия/Гл. ред. Л.И.Абалкин. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2005
    16. Эльянов А.Я. Глобализация и догоняющее развитие. // Мировая экономика и международные отношения. – 2007 - №1.
    17. Ю. Л. Адно, И.И. Александрова. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. –М.: «Юристъ», 2006
     
    [1] Большой экономический словарь/Под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2005.
     
    [2] Горбачев М.С. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М.: Альбина Паблишер, 2007
     
    [3] Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. –М.: «Республика», 2007
     
    [4] Эльянов А.Я. Глобализация и догоняющее развитие. // Мировая экономика и международные отношения. – 2007 - №1.
     
    [5] Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. –М.: «Республика», 2007
     
    [6] Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. –М.: «Республика», 2007
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Глобализация ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.