Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Свободные экономические зоны

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Свободные экономические зоны
  • Предмет:
    Эктеория
  • Когда добавили:
    05.08.2010 17:06:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение. 3
    1. Понятие СЭЗ. 4
    2. Цели и задачи создания СЭЗ. 5
    3. Виды СЭЗ. 7
    4. Условия создания СЭЗ. 8
    5. Характеристики СЭЗ. 10
    6. СЭЗ в России. 12
    Заключение. 15
    Список литературы.. 16
    Введение На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач, развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов. Поэтому переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности.
    Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
    Изучению этих зон, их основных характеристик и посвящена данная работа.
    1. Понятие СЭЗ СЭЗ — относительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 —начале 60-х гг. и получившая широкое распространение в 70-е гг. Сегодня термин «свободная экономическая зона» (и другие его варианты, которых известно около 30, например зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах. Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах — США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по их созданию накоплен в Китае. Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных районах.
    В настоящее время СЭЗ ученые и специалисты-практики определяют по-разному. Так, С. А. Мажинов пишет: «СЭЗ — это территория, где посредством беспошлинного таможенного режима, а также проведения других экономических мероприятий осуществляется стимулирование внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала»[1].
    П. Мозиас утверждает, что «СЭЗ — часть территории, выделенной из общей таможенной черты государства, имеющая полную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предприятий и фирм»[2].
    По мнению авторов монографии «Свободные экономические зоны», свободные экономические зоны (СЭЗ) — ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач[3].
    В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В первом случае во главу угла ставят «территориальный подход», т. е. рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход — «режимный»: зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества при соблюдении определенных условий.
     
    2. Цели и задачи создания СЭЗ Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, тоже неодинаковые. Одни государства пытаются решать с помощью зон проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи в органичном единстве.
    Кроме общих, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи, цели можно условно в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический[4]:
    Экономические цели:
    ·   привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам,
    ·   стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
    ·   использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;
    ·   ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
    ·   рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
    Социальные цели:
    ·   ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
    ·   повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
    ·   создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;
    ·   воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования и технологии управления;
    ·   удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.
    Научно-технические цели:
    ·   привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
    ·   ускорение инновационных и внедренческих процессов;
    ·   привлечение зарубежных ученых и специалистов;
    ·   повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.
     
    3. Виды СЭЗ По данным информационных источников ООН и ряда стран, в мире существует несколько десятков видов зонально-экономических организационных структур, где созданы различные льготы для иностранного и национального капитала. Некоторые из видов созданы в России.
    Среди них:
    —  зоны беспошлинной торговли:
    —  беспошлинные экспортно-промышленные зоны:
    —  экспортные беспошлинные зоны;
    —  зоны беспошлинного промышленного экспорта;
    —  экспортные промышленные зоны;
    —  внешнеторговые зоны;
    —  зоны свободной экономики;
    —  зоны беспошлинного производства;
    —  вольные гавани;
    —  зоны содействия инвестициям;
    —  зоны совместного предпринимательства;
    —  научно-технические зоны;
    —  свободные торговые зоны;
    —  банковские и страховые зоны;
    —  открытые города;
    —  зоны экономического благоприятствования и др.
    В международных документах для обозначения зон применяют и такое название — «свободные зоны поощрения экспорта» (СЗПЭ). По мнению ряда зарубежных ученых, именно СЗПЭ отражают важнейшие черты экономических зон: они создаются для активного участия в деятельности мирового рынка: на них не распространяются многие экономические нормы и ограничения, которые действуют на остальной территории государств: являясь в определенной степени «свободными» зонами, СЗПЭ являются элементом государственного регулирования внешнеэкономических связей.
     
    4. Условия создания СЭЗ Исходя из задач формирования СЭЗ, отметим необходимые условия для их создания. Это:
    ·   политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются  СЭЗ;
    ·   стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и другие права СЭЗ;
    ·   природно-географические условия (местоположение территории, где создаются СЭЗ, близость к транспортным магистралям, учет соседей, агроклиматических ресурсов и др.);
    ·   хорошо развитая инфраструктура связи и транспорта, социальных условий, энергетики;
    ·   развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги);
    ·   наличие (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления;
    ·   учет исторического фактора, опыта и традиций населения территории СЭЗ.
    Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
    Для создания и нормального функционирования свободных экономических зон необходимо обеспечение определенных предварительных условий, а именно:
    ·   наличие крупных акционерных обществ (с участием капитала), располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания зон;
    ·   создание специального залогово-страхового инвестиционного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в объемах, необходимых для решения задач по развитию зоны;
    ·   создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование бюджета зоны, контролировал использование бюджетных и кредитных средств, координировал взаимоотношения с федеральным бюджетом;
    ·   разработка специальных зональных законодательств на региональном и федеральном уровнях; эти законодательные акты должны регулировать вопросы зонального налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий, трудового и социального порядка;
    ·   разграничение функций между руководством зоны (например, советом зоны) и местными (региональными) органами власти, установление (принятие) договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот;
    ·   утверждение федеральными органами программ развития конкретных экономических зон; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые СЭЗ с позиции республиканского интереса, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются размеры льгот и сроки их получения;
    ·   делегирование властным структурам регионального и местного уровня органами управления свободных экономических зон, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, которыми обладают вышестоящие органы управления, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности.
     
    5. Характеристики СЭЗ Для СЭЗ характерно развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только к постоянному достраиванию необходимых для данного уровня развития частей инфраструктуры в СЭЗ, но и к отсечению (ликвидации) омертвевших управленческих звеньев, технологических цепей и т.д.
    Рассматривая СЭЗ с точки зрения размещения производительных сия следует иметь в виду, что, определяя ту или иную часть территории страны в качестве свободной экономической зоны для достижения конкретной цели, государство достигает ее, развивая там конкретные отрасли производства. При этом оно использует имеющиеся там факторы производства и привлекает недостающие как со своей территории (например, рабочую силу), так и из других стран (например, капитал, технологии и т.п.). Результатом такой деятельности государства неизбежно являются изменения в размещении производительных сил, экономических потенциалов отдельных регионов и страны в целом.
    Для СЭЗ характерны особые, по сравнению со всей страной, экономические отношения производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного на его территории. Эти отношения могут быть определены как преднамеренно видоизмененные в сравнении с господствующими в данной стране.
    Однако, что данная характеристика менее универсальна, чем две предыдущие. Она приложима только к тем зонам, которые создаются в переходных экономиках. Но при этом не суть важно, от какой экономики к какой осуществляется переход.
    На первое место в характеристике СЭЗ следует ставить отношения распределения, а не производства, поскольку именно они характерны для всех без исключения типов свободных экономических зон. Именно в таком контексте такой признак присущ любой разновидности СЭЗ. И это отличие осуществлено государством преднамеренно для достижения определенных целей — будь то привлечение иностранного капитала или товарной массы, увеличение валютных поступлений или повышение степени занятости, стимулирование экспорта или развитие производства в целом и т.д.
    Есть еще одна, общая для любых СЭЗ, черта, характеризующая их, — это способность к диффузионному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею, непосредственно или опосредованно, хозяйственные сферы, отрасли, территории.
    Эта черта проистекает из того, что, несмотря на определенную обособленность, СЭЗ всегда остаются неотъемлемой частью национального хозяйственного организма. Поэтому все последствия их развития должны отразиться и обязательно отражаются на национальной экономике.
    Практически во всех существующих определениях СЭЗ содержится признак, характеризующий их границу. Как бы не организовывалась СЭЗ, она всегда отделена от остальной страны (конечно же, прежде всего, от ее экономики) таможенной границей.
     
    6. СЭЗ в России На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
    ·   комплексные специальные зоны производственного характера. Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
    ·   внешнеторговые – свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные. Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
    ·   функциональные или отраслевые – технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др. Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Отраслевые зоны способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению достижений отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
    Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
    Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экологические и юридические льготы. К ним относятся:
    ·   упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
    ·   льготный налоговый режим — налогообложение по льготным ставкам — до 50% установленных на территории России для иностранных инвесторов;
    ·   понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;
    ·   предоставление права на долгосрочную аренду до 70 лет.
    Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.
    Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную программу развития, т. е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равноправно участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.
    Заключение Сегодняшняя практика мирового хозяйства насчитывает около 30 разновидностей СЭЗ – свободных экономических зон. Но, как это часто бывает, не существует пока единого и общепринятого определения СЭЗ. В наиболее общем случае СЭЗ – это всегда большая или меньшая часть национальной территории, и всегда ее экономический потенциал (как бы он ни выглядел — будь то промышленные предприятия или банковские учреждения, морская пристань или торговый прилавок и т.д.) ориентирован на решение специфической задачи (или комплекса задач), выводящей эту часть территории страны из общего ряда, но решающей проблему оптимального размещения производительных сил в стране в целом и интеграции ее в мировое хозяйство. В этом определении заложено и само понятие СЭЗ и ее основные характеристики.
    Список литературы 1. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. – М.: Недра, 1997.
    2. Мажинов С.А. СЭЗ в переходной экономике КНР и России. // РЭЖ. – 1993. - № 3. – стр. 10-13.
    3. Мозиас П. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы. // МЭ и МО – 1994. - № 5. – стр. 45-49.
     
    [1] Мажинов С.А. СЭЗ в переходной экономике КНР и России // РЭЖ. – 1993. - № 3. – стр. 12.
    [2] Мозиас П. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы. // МЭ и МО – 1994. - № 5
    [3] Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. – М.: Недра, 1997
    [4] Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. – М.: Недра, 1997, стр. 5-6.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Свободные экономические зоны ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.