Полный текст:
Содержание
Введение. 2
1. Современная концепция самоменеджмента руководителя предприятия. 4
1.1. Особенности, сущность и структура самоменеджмента руководителя предприятия. 4
1.2. Современные методы исследования самоменеджмента руководителя 18
1.3. Методическое обеспечение самоменеджмента руководителя предприятия 21
2. Модель и механизмы самоменеджмента руководителя предприятия. 28
2.1. Модель самоменеджмента руководителя частного предприятия. 28
2.2. Механизм учета влияния факторов внешней среды на функции самоменеджмента руководителя. 36
2.3. Механизм учета влияния факторов внутренней среды на самоменеджмент руководителя. 40
3. Методические основы оценки эффективности самоменеджмента. 44
руководителя предприятия. 44
3.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Decor Stylе». 44
3.2. Методика определения уровня и эффективности самоменеджмента руководителей предприятия «Decor Stylе». 49
3.3. Методика оценки факторной обусловленности эффективности менеджмента предприятия «Decor Stylе» от эффективности самоменеджмента их руководителей 56
3.3. Интерпретация и анализ результатов анализа проблемы повышения эффективности менеджмента предприятия «Decor Stylе». 60
Заключение. 69
Список литературы.. 71
Приложение 1. 75
Приложение 2. 78
Приложение 3. 80
Введение
Самоменеджмент - ключевая техника, которой владеют немногие, и в этом нет ничего удивительного, потому что ни в школе, ни в университете нас не учат тому, как ставить перед собой профессиональные цели и достигать их, организовывать свою работу, правильно использовать время и эффективно сотрудничать с коллегами или развивать коммуникативные способности. Уже будучи сотрудниками или руководителями различных предприятий, мы осознаем, что неорганизованный стиль работы обходится нам слишком дорого (если учитывать как деньги, так и время и нервы).
Тот, кто хочет осознанно нести ответственность за свою профессиональную карьеру, должен, прежде всего, определить, чего он уже достиг. Возможности и шансы достижения успеха должны быть изучены с первого шага на пути к самоменеджменту.
Новые условия хозяйствования вызвали и изменение требований, предъявляемых к руководителям частных промышленных предприятий. Помимо способностей к выполнению классических задач менеджмента, руководители предприятий должны уметь предвидеть тенденции их развития, разрабатывать ориентированные на будущее альтернативы, наблюдать и анализировать события за пределами своей сферы ответственности на предприятии, учитывать влияние своих решений на каждое подразделение предприятия и предприятие в целом, мыслить и действовать экономически целесообразно, принимать решения с учетом взаимосвязи производственных, финансовых, маркетинговых и ресурсных задач, организовывать свою управленческую деятельность на основе анализа факторов как внутренней, так и внешней среды предприятия, обладать функциональной и ситуативной профессиональной компетентностью.
В связи с вышеизложенным, необходимо отметить актуальность и важность выбранной темы работы.
Целью дипломной работы является исследование сущности и содержания самоменеджмента руководителя предприятия, а также разработка подходов к оценке эффективности самоменеджмента руководителя ООО ««Decor Stylе».
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Современная концепция самоменеджмента руководителя предприятия
1.1. Особенности, сущность и структура самоменеджмента руководителя предприятия
Hачало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-хгодов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым[1] была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Hесколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом[2], руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.
В экономической науке сегодня нет общепринятого определения самоменеджмента. Характерной особенностью ряда работ, посвященных изучению и описанию самоменеджмента, является рассмотрение его с позиций проблем личных технологий в структуре реализации социально-психологического аспекта управления.
Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:
- возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;
- нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;
- превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;
- исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.
Рассмотрим концептуальный подход к самоменеджменту Л. Зайверта.[3] В его определении самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени. Соответственно основная цель самоменеджмента - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Целями самоменеджмента являются: преобразование личности менеджера; экономия времени; выявление и использование собственных возможностей; проектирование внешней среды; выявление и анализ уроков своего опыта; рациональная организация самодеятельности. [4]
Структуру самоменеджмента должны составлять следующие шестна
……………………
Таблица 1.1 Атрибуты самоменеджмента руководителей предприятий
Аспекты самоменеджмента
Объект внешне ориентированной сферы самоменеджмента
Атрибуты самоменеджмента
Цель
Задачи
Функции
Производственный самоменеджмент
Бизнес-процессы промышленного предприятия
Управление самим собой с целью рационального использования материальных и трудовых ресурсов предприятия
Самоуправленческая деятельность по расширению ассортимента, повышению качества и минимизации затрат на выпуск продукции
Самодеятельность, обеспечивающая производство продукции в соответствии с целями и задачами
Финансовый самоменеджмент
Финансы предприятия
Самоуправление с целью рационального использования финансовых ресурсов предприятия, соблюдения правил формирования массивов статистических данных о деятельности предприятия
Самоуправление по своевременной бухгалтерской отчетности, по максимизации прибыли при рассматриваемом уровне финансового риска или обеспечение минимального уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли
Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и их эффективного использования, непрерывного, взаимосвязанного отражения динамики средств и хозяйственных операций в денежной форме.
Самоменеджмент маркетинга
Сбыт производимых продуктов
Самоуправление с целью расширения сбыта производимых продуктов (товаров, услуг)
Самоуправление по активизации воздействия на потребительский спрос
Самодеятельность в изучении рынка потребителей, разработке системы стимулирования сбыта рекламы
Самоме-
неджмент персонала
Персонал
предприятия
Самоуправление с целью рационального использования человеческих ресурсов предприятия
Самоуправление по разработке перманентного роста производительности и качества труда при доступных рыночных фондах оплаты труда
Управление самим собой в руководстве подчиненными сотрудниками
……………………
Методика самоменеджмента по ограничениям предусматривает исследование с использованием теста своих личных ограничений, уточнение, в чем они состоят и как работать по их устранению, взгляд на свои ограничения глазами окружающих и с позиций требований непосредственной работы. Следовательно, эта концепция и техника самоменеджмента вполне применимы для осуществления деловой карьеры, поскольку предлагают целостную методику самоусовершенствования деловых качеств менеджера, повышения его творческого потенциала, что способствует росту возможностей для успешной карьеры.
……………………
Процесс самоменеджмента руководителя следует ограничить структурой, представленной на рис. 3.1.
Самомотивация, принятие решений
Вход -> Самопланирование -> Самоорганизация ->Самоконтроль -> Выход
Рис. 3.1. Структура процесса самоменджмента
……………………
Одной из таких подсистем выступает подсистема «руководитель» (система самоменеджмента руководителя). Графическая интерпретация ее представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Подсистема самоменеджмента руководителя
……………………
Механизм учета влияния факторов внешней среды разработанный и представленный на рис. 2.5, направлен на решение однофункциональной задачи. Основными действиями этого механизма самоуправления руководителя являются: выявление проблемы и цели управленческой деятельности в составе системы менеджмента, связанной с необходимостью учета факторов внешней среды; определение функции менеджмента для решения этой проблемы; выявление факторов внешней среды, оказывающих наибольшее влияние на эффективность выполнения этой функции менеджмента; определение направлений и в каждом из выделенных направлений определение целей управленческой деятельности по защите функции менеджмента от влияния наиболее активных факторов внешней среды; при условии отсутствия таких направлений - возврат к анализу проблемы и выработке новых целей управленческой деятельности, а при удачном определении направлений и целей - выбор методики защиты функции менеджмента от влияния факторов внешней среды; разработка вариантов решения управленческой проблемы по защите функции менеджмента от влияния факторов внешней среды согласно выбранной методики; при условии частичного или абсолютного отказа от проектируемого варианта - возврат к проблеме разработки новых вариантов, если разработанный вариант считается пригодным - переходят к определению соответствия его «Я-концепции» руководителя; в случае если разработанный вариант по каким-либо причинам не соответствует «Я-концепции» руководителя, осуществляют оценку влияния факторов внешней среды на функции самоменеджмента с учетом всех компонентов «Я-концепции» руководителя в направлении новой постановки проблемы и цели управленческой деятельности; если разработанный вариант в основном соответствует «Я-концепции» руководителя - осуществляют предварительную постановку цели и переходят к действиям согласно механизма решения однофункциональных задач в условии взаимосвязи процессуальных функций самоменеджмента.
……………………
Руководство деятельностью ООО «Decor Stylе» осуществляет генеральный директор, который является и учредителем предприятия, он также располагает основными материальными средствами и возможностями воздействовать на сотрудников предприятия, будь-то приказ, либо премия за перевыполнение работы.
Генеральный директор
Зам. Генерального директора
Главный бухгалтер
Отдел по работе с клиентами
Исполнители-Художники и мастера
Рис. 3.1 - Организационная структура ООО «Decor Stylе»
……………………
Оценим уровень самоменеджмента руководителей ООО «Decor Stylе», основываясь на самооценке руководителей своей готовности к работе в рыночных условиях. Для выявления самооценки в методике используется тест Л.Д. Кудряшовой «Какой Вы руководитель?»[5], адаптированный к условиям реализации руководителями предприятий профессиональных функций (Приложение 2).
Тестирование предусматривает ответы «да» и «нет» на представленные вопросы. Скорректированный тест включает 16 вопросов и имеет следующую шкалу оценок:
Вопрос
1
2
3 |4
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
«Да»
+2
+2
+2
-2
+2
-2
+2
+2
+2
+2
-2
«Нет»
+2
+2
+2
+2
+2
В соответствии с этой шкалой оценок в методике выделяется четыре уровня самоменеджмента руководителей предприятий: высокий, достаточный, допустимый и низкий. Значение показателей и характеристика уровней представлены в следующей таблице 3.1:
Таблица 3.1 Характеристика уровней самоменеджмента руководителей предприятий
№
Наименование уровня
Значение показателей
Характеристика уровня самоменеджмента руководителей
1
Высокий
20-26 баллов (0,77 -1,00)
Руководитель видит и использует новые или необычные деловые возможности: меняет стратегию, чтобы достичь цели; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск; находит пути, чтобы делать вещи лучше, быстрее и дешевле; принимает на себя ответственность; имеет долгосрочное видение; планирует работу, в комплексе учитывая производственные, финансовые, маркетинговые и ресурсные задачи; использует осторожные стратегии для выполнения и убеждения людей; стремится к независимости от правил контроля других людей.
2
Достаточный
13-19 баллов (0,50-0,76)
Умеет сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах; способен разработать реально выполнимый план; никогда не идет на поводу текущих дел; умеет добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и высказываниями; на возглавляемом подразделении дела, как правило, идут успешно; в большинстве своем принимает решения с учетом взаимосвязи производственных, финансовых, маркетинговых и ресурсных задач; избегает контроля со стороны других и сам пренебрегает контролем над своими подчиненными.
3
Допустимый
6-12 баллов (0,23-0,49)
Руководитель не полностью осознает новые или необычные деловые возможности; с опаской меняет стратегию, чтобы достичь цели; не осознает всей проблемы риска и затрудняется в способах его уменьшения; с трудом принимает на себя ответственность; затрудняется в принятии решений, требующих комплексный учет производственных, финансовых, маркетинговых и ресурсных задач; стремится шире использовать коллективные формы принятия решений; предпочитает традиционный тип власти; уделяет существенное внимание контролю за деятельностью подчиненных.
4
Низкий
0-5 баллов (0-0,22)
Руководитель хороший специалист в одной из функций менеджмента; не видит новые или необычные деловые возможности; не может самостоятельно изменить стратегию, чтобы достичь цели; не способен к риску; стремится переложить ответственность на своих подчиненных; без посторонней помощи не может приять решение, требующее комплексного учета производственных, финансовых, маркетинговых и ресурсных задач; в основном использует коллективные формы принятия решений; использует власть принуждения, поощрения и традиционную власть; много внимания уделяет контролю за деятельностью подчиненных.
Максимальное количество баллов, которое может набрать респондент в ходе тестирования - 26 баллов. Расчет следует начинать с определения показателей уровня самоменеджмента руководителей ООО «Decor Stylе». Рассчитаем данные показатели на примере двух ключевых руководителей рассматриваемого предприятия.
По итогам опроса руководителей ООО «Decor Stylе», был получен результат:
1-й руководитель – 24 балла,
2-й руководитель – 20 балла.
Значение показателя уровня самоменеджмента руководителей ООО «Decor Stylе» в относительных единицах измерения определяется по формуле:
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации:
1. Самоменеджмент как новое направление в традиционном менеджменте возник в результате его психологизации и социологизации в ответ на общественную потребность в более полном использовании и развитии творческого потенциала работника. Самоменеджмент понимается как последовательное и целенаправленное использование эффективных методов, приемов и технологий самореализации и саморазвития своего творческого потенциала. Большинство описанных в литературе концепций самоменеджмента построены на стержневой идее, вокруг которой формируется система методик и приемов работы над собой по реализации этой идеи.
2. Исследования в области изучения самоменеджмента будут продолжаться. Это связано с тем, что вряд ли какая-либо из рассмотренных концепций самоменеджмента может быть предложена в качестве достаточно обоснованной и эффективной методики управления собственной карьерой. Дальнейшее направление исследований будет направлено на разрешение различных противоречий: потребностью в повышении эффективности менеджмента предприятий в новых условиях хозяйствования и недостаточной готовностью руководителей к работе в этих условиях; потребностью в повышении эффективности самоменеджмента руководителей предприятий в изменившихся условиях выполнения ими профессиональных функций и недостаточно разработанной для этого научной базы; потребностью в повышении готовности руководителей предприятий к самоуправлению в профессиональной деятельности с учетом взаимосвязи производственных, финансовых, маркетинговых и ресурсных задач, влияния своих решений на другие подразделения предприятия и предприятие в целом с опорой на результаты анализа факторов внешней и внутренней среды предприятия и отсутствием для этого научно-обоснованных механизмов.
3. Повышению эффективности менеджмента на предприятии будет способствовать решение следующих задач:
- разработка научного обеспечения самоменеджмента руководителей предприятий;
- разработка модели и механизмов реализации самоменеджмента руководителей предприятий;
- исследование влияния факторов внешней и внутренней среды на самоменеджмент руководителя предприятия и разработка механизмов их учета;
- обеспечение повышения профессиональной компетенции руководителей в реализации их профессиональных функций.
4. Использованная в исследовании методика определения уровня самоменеджмента руководителей предприятий может быть использована для оценки показателей эффективности и оценки ее динамики не только конкретных руководителей, но и групп руководителей, занятых управлением предприятий. Основными показателями самоменеджмента этой методики являются: эффективность самоменеджмента, коэффициент эффективности самоменеджмента, средний уровень и среднее значение коэффициентов эффективности самоменеджмента.
5. Дальнейшее повышение эффективности самоменеджмента руководителей будет способствовать повышению эффективности менеджмента предприятий.
Список литературы
1. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология: Учебник. /Отв. ред. Крылов А.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-752 с.
2. Антикризисное управление: Учебник/ Под ред. Э.М. Короткова. -М.ИНФРА-М, 2000. - 432с.
3. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. - 494 с.
4. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации.- М.: ИНФРА-М, 2000. – 182 с.
5. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента. - Мн.: Новое знание, 2001г. - 320с.
6. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / А. Бишоф, К. Бишоф. - М.: Омега-Л, 2006. – 127 с.
7. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория ипрактика. - СПб: Питер, 2000 - 416с.
8. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. - 2-е изд. испр. - М.: Дело, 2000 - 640с.
9. Вопросы формирования и эффективного функционирования рыночной системы: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 2 - Магнитогорск: МГТУ, 2000.- 262 с.
10. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. - 136 с.
11. Герасименко В.В. Основы менеджмента - М.: ТЕИС, 2000 – 144 с.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ,2000-501с.
13. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. //Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 12. – с. 39-42
14. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М., 2002.
15. Евланов А. Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 2004. - 175 с.
16. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991.
17. Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Пробл. теории и практики управления. - 1994. - № 3. - С. 103-106.
18. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А.-Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Из-во «Петроком», 2002. -318 с.
19. Лукашевич Н. П. Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - К.: МАУП, 2002. – 360 с.
20. Менеджмент организации. Учебное пособие. /Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2003.
21. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2004
22. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2000. - 446с.
23. Мудунов А.С. Предпринимательство и риск: экономические взаимосвязи. - М: Финансы и кредит, №13,2001, с. 33-37
24. Огарков А.А. Теория организации: методологические аспекты. - Волгоград: Из-во ВАГС, 1998. – 26 с.
25. Оценка бизнеса: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. -М: Финансы и статистика, 2000. - 512с.
26. Попов А.Н., Горшков А.В., Кенжибаев А.Е. Экономическая культура: теория и практика. - Челябинск: Изд. дом Обухова, 2000. - 158с.
27. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 448с.
28. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.
29. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур. //Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №5.
30. Распопов В.В. Процесс самоменеджмента предпринимателя. Метод. разработка для научно-ориентированного обучения студентов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001: 20с.
31. Распопов В.В. Процессно-системная модель самоменеджмента предпринимателя. Метод, разработка для научно-ориентированного обучения студентов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001- 32с.
32. Распопов В.В. Самоменеджмент как функция деятельности предпринимателя. Метод, разработка для научно-ориентированного обучения студентов. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 10с.
33. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. - М.: Юнити, 2003.
34. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев, 2003. – с. 90
35. Рспопов В.М. Распопов В.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. - Магнитогорск: Из-во МаГУ, 2000. – 227 с.
36. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с анг. - М.: ИНФРА-М, 2000.-671с.
37. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов. -М.: Юнити-Дана, 2000. - 271с.
38. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб: Питер, 2001. – 352 с.
39. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб: Питер, 2000. - 416с.
40. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учеб. пособие. - СПб: Из-во Питер, 2000. - 176с.
41. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Менеджмент и проектирование фирмы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 415 с.
42. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Управленческие решения. – М.: ЮНИТИ, 2004. - 310 с.
43. Управление организацией: Учебник. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 669 с.
44. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 512 с.
45. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.
46. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-синтез, 2001.
47. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 1998. – 416 с.
48. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: АО Издат. группа «Прогресс-Интер», 1993.
Приложение 1
Принципы самоменеджмента руководителя предприятия
П/п
Наименование принципа
Содержание принципа
1
Принцип личной значимости предпринимательской деятельности для руководителя предприятия
Принцип основан на психологической закономерности о том, что любая человеческая деятельность, при прочих равных условиях, тем эффективнее, чем она более значима для личности. Исходит из признания «Я-концепции» системообразующим элементом системы самоменеджмента управленческой деятельности.
2
Принцип персональной ответственности руководителя за результаты своей деятельности
Исходит из определения сущности предпринимательства, определяемого как самостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.
3
Принцип инновационной направленности деятельности руководителя предприятия
Отправным для него является инновационная функция сущности предпринимательства, предусматривающая изготовление нового, неизвестного потребителю материального блага, открытие новых способов производства, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников сырья и др.
4.
Принцип процессуальности самоменеджмента управленческой деятельности
Основан на следующих закономерностях процесса управления: целенаправленности, плановости, непрерывности, цикличности, взаимосвязи и взаимообусловленности процессуальных функций, контролируемости.
5
Принцип системности самоменеджмента руководителя предприятия
Основывается на свойствах большой системы самоменеджмента: неаддитивности, эмерджентности, синергетично-сти, мультипликативности, целостности, обособленности, централизованности, адаптивности, совместимости, взаимозависимости системы и внешней среды, непрерывности функционирования и развития, альтернативности путей функционирования и развития, инертности и обратной связи.
6
Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности функций самоменеджмента руководителя
Исходит из сущности предпринимательской деятельности и закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности производственной, финансовой, маркетинговой, ресурсной, инновационной функций самоменеджмента при решении управленческих задач.
7
Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности этапов самоменеджмента
Базируется на утверждении о единстве и целостности подготовительного, основного и заключительного этапов самоменеджмента
8
Принцип обусловленности функционирования и развития системы самоменеджмента условиями функционирования и развития организационной системы управления
Объясняется тем, что система самоменеджмента является подсистемой организационной системы управления. Поэтому элементы этой системы, ее связи, процессы функционирования и развития служат детерминантой для элементов, связей, процессов функционирования и развития системы самоменеджмента руководителя.
9
Принцип единства теории и практики самоменеджмента
Любое решение самоменеджмента должно отвечать логике, закономерностям и принципам функционирования и развития системы управления, решать одну из ее практических задач
10
Принцип научности самоменеджмента руководителя предприятия
Основан на объективной необходимости проектирования и организации самоуправленческой деятельности с учетом результатов научных исследований, новых знаний в области управления и предпринимательства, а также научных принципов объективности, достоверности и т.д.
11
Принцип социализации самоменеджмента руководителя предприятия
Исходит из требований личной и общественной значимости предпринимательской деятельности, соблюдения нравственных и эстетических норм и правил.
12
Принцип многовариантности самоуправленческого решения
Принятие управленческого решения есть результат анализа альтернатив. Многофакторность и полифункциональность системы самоменеджмента постоянно ставят перед руководителем задачу выбора рационального решения.
13
Принцип адаптивности са-
моменеджмента руководителя
Объясняется необходимость приспосабливаться к изменениям во внешней среде (факторы внешней среды, деятельность субъектов инфраструктуры предпринимательской деятельности)
14
Принцип оптимальности
Исходит из утверждения о том, что в природе не существует универсальных технологий, как управления, так и самоуправления. Руководитель должен их знать и умело использовать согласно ситуации. Оптимальность выбора форм, методов и средств для достижения поставленных целей - одно из ведущих условий успешного функционирования и развития самоменеджмента руководителя
15
Принцип индивидуального стиля самоменеджмента руководителя
Основывается на утверждении о необходимости учета индивидуальных особенностей руководителей при проектировании технологий их самоменеджмента и выборе его стиля (учет возрастных типических и половых свойств личности). В природе не существует абсолютно одинаковых личностей, поэтому нет абсолютно одинаковых стилей самоменеджмента.
Приложение 2
Анкета руководителя
1. Охотно ли Вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?
2. Трудно ли Вам было отказаться от тех приемов управления, которыми Вы пользовались, работая на более низкой должности?
3. Долго ли Вы оказывали предпочтение ранее возглавляемому Вами подразделению, уйдя на повышение?
4. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций?
5. Умеете ли Вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим подчиненным, классифицировать их как сильных, средних или слабых работников?
6. Легко ли Вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кадровых назначениях?
7. Считаете ли Вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческой ситуации?
8. Считаете ли Вы, что Вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?
9. Хочется ли Вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом Вами подразделении?
10.Часто ли оказывается верным Ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя?
11.Часто ли Вам приходится устранять неудачи в управлении за счет неблагоприятных факторов?
12.Часто ли Вы ощущаете, что для эффективной работы Вам не хватает времени?
13.Считаете ли Вы, что, если бы имели возможность чаще бывать в производственной зоне, то эффективность Вашего руководства значительно бы повысилась?
14. Предоставляете ли Вы подчиненным сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус?
15.Умеете ли Вы в комплексе решать производственные, финансовые, маркетинговые и кадровые задачи управления своего предприятия?
16.Считаете ли Вы, что легче решать проблемы, связанные с организацией производственного процесса, чем с финансами, маркетингом или кадрами?
17. Считаете ли Вы, что обучение способствовало углублению ваших общепрофессиональных знаний?
18. Переоценили ли Вы после обучения цели и задачи Вашей профессиональной работы?
19. Способствовало ли обучение повышению оперативности решения предпринимательских проблем?
20. Чаще ли в последнее время руководитель стал делать Вам замечания на неправильность выбора управленческого решения?
21. Уменьшилось ли количество замечаний по отношению к Вам по неумению рационально организовать свой труд?
22. Считаете ли Вы, что обучение менеджеров способствовало повышению эффективности деятельности Вашего предприятия?
23. Ваше положение?
1. Руководитель высшего звена.
2. Руководитель среднего звена.
3. Руководитель низшего звена
24. Ваше образование:
1. неполное среднее
2. среднее
3. среднее специальное
4. неполное высшее
5. высшее
6. Что-то еще:____________
25. Ваш возраст:
1. 17-24 лет.
2. 25-30 лет
3. 31-40 лет
4. 41-54 лет
5. 55 и выше лет
[1] Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Пробл. теории и практики управления. - 1994. - № 3. - С. 103-106.
[2] Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991. - С. 18.
[3] Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991. - С. 7 - 40
[4] Огарков А.А. Теория организации: методологические аспекты. - Волгоград: Из-во ВАГС, 1998. - с.13-14
[5] Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Из-во «Петроком», 2002. - с. 186