Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Методические основы оценки эффективности самоменеджмента руководителя предприятия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Методические основы оценки эффективности самоменеджмента руководителя предприятия
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    09.08.2010 12:19:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение. 2
    1. Современная концепция самоменеджмента руководителя предприятия. 4
    1.1. Особенности, сущность и структура самоменеджмента руководителя предприятия. 4
    1.2. Современные методы исследования самоменеджмента руководителя  18
    1.3. Методическое обеспечение самоменеджмента руководителя предприятия  21
    2. Модель и механизмы самоменеджмента руководителя предприятия. 28
    2.1. Модель самоменеджмента руководителя частного предприятия. 28
    2.2. Механизм учета влияния факторов внешней среды на функции самоменеджмента руководителя. 36
    2.3. Механизм учета влияния факторов внутренней среды на самоменеджмент руководителя. 40
    3. Методические основы оценки эффективности самоменеджмента. 44
    руководителя предприятия. 44
    3.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Decor Stylе». 44
    3.2. Методика определения уровня и эффективности самоменеджмента руководителей предприятия «Decor Stylе». 49
    3.3. Методика оценки факторной обусловленности эффективности менеджмента предприятия «Decor Stylе» от эффективности самоменеджмента их руководителей  56
    3.3. Интерпретация и анализ результатов анализа проблемы повышения эффективности менеджмента предприятия «Decor Stylе». 60
    Заключение. 69
    Список литературы.. 71
    Приложение 1. 75
    Приложение 2. 78
    Приложение 3. 80
    Введение
     
    Самоменеджмент - ключевая техника, которой владеют немногие, и в этом нет ничего удивительного, потому что ни в школе, ни в университете нас не учат тому, как ставить перед собой профессиональные цели и достигать их, организовывать свою работу, правильно использовать время и эффективно сотрудничать с коллегами или развивать коммуникативные способности. Уже будучи сотрудниками или руководителями различных предприятий, мы осознаем, что неорганизованный стиль работы обходится нам слишком дорого (если учитывать как деньги, так и время и нервы).
    Тот, кто хочет осознанно нести ответственность за свою профессиональную карьеру, должен, прежде всего, определить, чего он уже достиг. Возможности и шансы достижения успеха должны быть изучены с первого шага на пути к самоменеджменту.
    Новые условия хозяйствования вызвали и изменение требований, предъ­являемых к руководителям частных промышленных предприятий. Помимо способностей к выполнению классических задач менеджмента, руководители предприятий должны уметь предвидеть тенденции их развития, разрабаты­вать ориентированные на будущее альтернативы, наблюдать и анализировать события за пределами своей сферы ответственности на предприятии, учиты­вать влияние своих решений на каждое подразделение предприятия и пред­приятие в целом, мыслить и действовать экономически целесообразно, при­нимать решения с учетом взаимосвязи производственных, финансовых, мар­кетинговых и ресурсных задач, организовывать свою управленческую дея­тельность на основе анализа факторов как внутренней, так и внешней среды предприятия, обладать функциональной и ситуативной профессиональной компетентностью.
    В связи с вышеизложенным, необходимо отметить актуальность и важность выбранной темы работы.
    Целью дипломной работы является исследование сущности и содержания самоменеджмента руководителя предприятия, а также разработка подходов к оценке эффективности самоменеджмента руководителя ООО ««Decor Stylе».
    Для этого были поставлены следующие задачи:
    1. Современная концепция самоменеджмента руководителя предприятия   1.1. Особенности, сущность и структура самоменеджмента руководителя предприятия  
    Hачало научного осмысления проблемы самоменеджмента в оте­чественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-хгодов. В одной из первых пуб­ликаций на эту тему В. Карпичевым[1] была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Hесколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом[2], руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обус­ловлен логикой развития управленческих знаний.
    В экономической науке сегодня нет общепринятого опреде­ления самоменеджмента. Характерной особенностью ряда работ, посвященных изу­чению и описанию самоменеджмента, является рассмотрение его с позиций проблем личных технологий в структуре реализации социально-психологического аспекта управления.
    Самоменеджмент как новое направление в современном менедж­менте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:
    - возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринима­тельстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отста­вания, непрерывности саморазвития;
    - нарастание неопределенности, давления и напряженности в раз­личных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;
    - превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;
    - исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.
    Рассмотрим концептуальный подход к самоменеджменту Л. Зайверта.[3] В его определении самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в по­вседневной практике для оптимального, осмысленного использова­ния своего времени. Соответственно основная цель самоменеджмента - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять те­чением своей жизни и преодолевать внешние об­стоятельства как на работе, так и в личной жизни.
    Целями самоменеджмента являются: преобразование личности менеджера; экономия времени; выявление и использование собственных возможностей; проектирование внешней среды; выявление и анализ уроков своего опыта; рациональная организация самодеятельности. [4]
    Структуру самоменеджмента должны составлять сле­дующие шестна
    ……………………
    Таблица 1.1 Атрибуты самоменеджмента руководителей предприятий
    Аспекты самоме­неджмента
     
     
    Объект внешне ориентированной сферы самоменеджмента
    Атрибуты самоменеджмента
    Цель
    Задачи
    Функции
    Производ­ственный самоме­неджмент
    Бизнес-процессы промышлен­ного пред­приятия
    Управление самим собой с целью рационального использова­ния материальных и трудовых ресурсов предприятия
    Самоуправленческая дея­тельность по расширению ассортимента, повыше­нию качества и миними­зации затрат на выпуск продукции
    Самодеятельность, обеспечивающая производство продукции в соответствии с це­лями и задачами
    Финансо­вый само­менедж­мент
    Финансы предприятия
    Самоуправление с целью рационального использования финан­совых ресурсов предприятия, соблюдения правил формирования массивов статистиче­ских данных о деятельности предприятия
    Самоуправление по своевременной бухгалтерской отчетности, по максими­зации прибыли при рассматриваемом уровне финансового риска или обеспечение минималь­ного уровня финансового риска при предусматри­ваемом уровне прибыли
    Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и их эффек­тивного использова­ния, непрерывного, взаимосвязанного отражения динамики средств и хозяйствен­ных операций в де­нежной форме.
    Самоме­неджмент маркетин­га
    Сбыт произ­водимых про­дуктов
    Самоуправление с це­лью расширения сбыта производимых продук­тов (товаров, услуг)
    Самоуправление по акти­визации воздействия на потребительский спрос
    Самодеятельность в изучении рынка потребителей, разработ­ке системы стимули­рования сбыта рекла­мы
    Самоме-
    неджмент персонала
    Персонал
    предприятия
    Самоуправление с целью рационального использования челове­ческих ресурсов пред­приятия
    Самоуправление по разработке перманентного роста производительно­сти и качества труда при доступных рыночных фондах оплаты труда
    Управление самим собой в руководстве подчиненными со­трудниками
     
     
    ……………………
     
    Методика самоменеджмента по ограничениям предусматривает исследование с использованием теста своих личных ограничений, уточнение, в чем они состоят и как работать по их устранению, взгляд на свои ограничения глазами окружающих и с позиций требо­ваний непосредственной работы. Следовательно, эта концепция и техника самоменеджмента впол­не применимы для осуществления деловой карьеры, поскольку пред­лагают целостную методику самоусовершенствования деловых ка­честв менеджера, повышения его творческого потенциала, что спо­собствует росту возможностей для успешной карьеры.
    ……………………
     
    Процесс самоменедж­мента руководителя следует ограничить структурой, представленной на рис. 3.1.
     
    Самомотивация, принятие решений
     
    Вход -> Самопланирование -> Самоорганизация ->Самоконтроль -> Выход
     
    Рис. 3.1. Структура процесса самоменджмента
     
    ……………………
     
    Одной из таких подсистем выступает подсистема «руководитель» (система самоменеджмента руководи­теля). Графическая интерпретация ее представлена на рис. 1.2.

    Рис. 1.2. Подсистема самоменеджмента руководителя
     
    ……………………
     
    Механизм учета влияния факторов внешней среды разработанный и представленный на рис. 2.5, направлен на решение однофункциональной задачи. Основными действиями этого механизма самоуправления руководи­теля являются: выявление проблемы и цели управленческой деятельности в составе системы менеджмента, связанной с необходимостью учета факторов внешней среды; определение функции менеджмента для решения этой про­блемы; выявление факторов внешней среды, оказывающих наибольшее влияние на эффективность выполнения этой функции менеджмента; опреде­ление направлений и в каждом из выделенных направлений определение це­лей управленческой деятельности по защите функции менеджмента от влия­ния наиболее активных факторов внешней среды; при условии отсутствия таких направлений - возврат к анализу проблемы и выработке новых целей управленческой деятельности, а при удачном определении направлений и це­лей - выбор методики защиты функции менеджмента от влияния факторов внешней среды; разработка вариантов решения управленческой проблемы по защите функции менеджмента от влияния факторов внешней среды согласно выбранной методики; при условии частичного или абсолютного отказа от проектируемого варианта - возврат к проблеме разработки новых вариантов, если разработанный вариант считается пригодным - переходят к определе­нию соответствия его «Я-концепции» руководителя; в случае если разрабо­танный вариант по каким-либо причинам не соответствует «Я-концепции» руководителя, осуществляют оценку влияния факторов внешней среды на функции самоменеджмента с учетом всех компонентов «Я-концепции» руко­водителя в направлении новой постановки проблемы и цели управленческой деятельности; если разработанный вариант в основном соответствует «Я-концепции» руководителя - осуществляют предварительную постановку це­ли и переходят к действиям согласно механизма решения однофункциональных задач в условии взаимосвязи процессуальных функций самоменеджмен­та.
    ……………………
    Руководство деятельностью ООО «Decor Stylе» осуществляет генеральный директор, который является и учредителем предприятия, он также располагает основными материальными средствами и возможностями воздействовать на сотрудников предприятия, будь-то приказ, либо премия за перевыполнение работы.
     
    Генеральный директор  
     

     
    Зам. Генерального директора
     
    Главный бухгалтер  
     
    Отдел по работе с клиентами  
     
    Исполнители-Художники и мастера
     
    Рис. 3.1 - Организационная структура ООО «Decor Stylе»
     
    ……………………
     
    Оценим уровень самоменеджмента руководителей ООО «Decor Stylе», основываясь на самооценке руководителей своей готов­ности к работе в рыночных условиях. Для выявления самооценки в методике используется тест Л.Д. Кудряшовой «Какой Вы руководитель?»[5], адаптированный к условиям реализации руководителями предприятий профессиональных функций (Приложение 2).
    Тестирование предусматривает ответы «да» и «нет» на представленные вопросы. Скорректированный тест включает 16 вопросов и имеет следующую шкалу оценок:
     
    Вопрос
    1
    2
    3 |4
    1
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    «Да»
    +2
     
     
    +2
    +2
    -2
    +2
     
    -2
    +2
    +2
     
     
    +2
    +2
    -2
    «Нет»
     
    +2
    +2
     
     
    +2
     
     
    +2
     
     
     
     
     
     
    +2
     
    В соответствии с этой шкалой оценок в методике выделяется четыре уровня самоменеджмента руководителей предпри­ятий: высокий, достаточный, допустимый и низкий. Значение показателей и характеристика уровней представлены в следующей таблице 3.1:
    Таблица 3.1 Характеристика уровней самоменеджмента руководителей предприятий

    Наименование уровня
    Значение показателей
    Характеристика уровня самоменеджмента руководи­телей
    1
    Высокий
    20-26 бал­лов (0,77 -1,00)
    Руководитель видит и использует новые или необыч­ные деловые возможности: меняет стратегию, чтобы достичь цели; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск; находит пути, чтобы делать вещи лучше, быстрее и дешевле; принимает на себя ответ­ственность; имеет долгосрочное видение; планирует работу, в комплексе учитывая производственные, финансовые, маркетинговые и ресурсные задачи; ис­пользует осторожные стратегии для выполнения и убеждения людей; стремится к независимости от правил контроля других людей.
    2
    Достаточный
    13-19 бал­лов (0,50-0,76)
    Умеет сконцентрировать свои силы на наиболее важ­ных проблемах; способен разработать реально вы­полнимый план; никогда не идет на поводу текущих дел; умеет добиться решения принципиальных про­блем, не останавливаясь перед конфликтами и выска­зываниями; на возглавляемом подразделении дела, как правило, идут успешно; в большинстве своем принимает решения с учетом взаимосвязи производ­ственных, финансовых, маркетинговых и ресурсных задач; избегает контроля со стороны других и сам пренебрегает контролем над своими подчиненными.
    3
    Допустимый
    6-12 баллов (0,23-0,49)
    Руководитель не полностью осознает новые или не­обычные деловые возможности; с опаской меняет стратегию, чтобы достичь цели; не осознает всей проблемы риска и затрудняется в способах его уменьшения; с трудом принимает на себя ответст­венность; затрудняется в принятии решений, тре­бующих комплексный учет производственных, фи­нансовых, маркетинговых и ресурсных задач; стре­мится шире использовать коллективные формы при­нятия решений; предпочитает традиционный тип власти; уделяет существенное внимание контролю за деятельностью подчиненных.
    4
    Низкий
    0-5 баллов (0-0,22)
    Руководитель хороший специалист в одной из функ­ций менеджмента; не видит новые или необычные деловые возможности; не может самостоятельно из­менить стратегию, чтобы достичь цели; не способен к риску; стремится переложить ответственность на своих подчиненных; без посторонней помощи не может приять решение, требующее комплексного учета производственных, финансовых, маркетинго­вых и ресурсных задач; в основном использует кол­лективные формы принятия решений; использует власть принуждения, поощрения и традиционную власть; много внимания уделяет контролю за дея­тельностью подчиненных.
     
    Максимальное количество баллов, которое может набрать респондент в ходе тестирования - 26 баллов. Расчет следует начинать с определения пока­зателей уровня самоменеджмента руководителей ООО «Decor Stylе». Рассчитаем данные показатели на примере двух ключевых руководителей рассматриваемого предприятия.
    По итогам опроса руководителей ООО «Decor Stylе», был получен результат:
    1-й руководитель – 24 балла,
    2-й руководитель – 20 балла.
    Значение показателя уровня самоменеджмента руководителей ООО «Decor Stylе» в относи­тельных единицах измерения определяется по формуле:
    Заключение  
    По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации:
    1. Самоменеджмент как новое направление в традиционном менеджменте возник в результате его психологизации и социологизации в ответ на общественную потребность в более полном использовании и развитии творческого потенциала работника. Самоменеджмент понимается как последовательное и целенаправленное использование эффективных методов, приемов и техноло­гий самореализации и саморазвития своего творческого потенциала. Большинство описанных в литературе концепций самоменедж­мента построены на стержневой идее, вокруг которой формируется система методик и приемов работы над собой по реализации этой идеи.
    2. Исследования в области изучения самоменеджмента будут продолжаться. Это связано с тем, что вряд ли какая-либо из рассмотренных концепций самоменеджмента может быть предложена в качестве достаточно обо­снованной и эффективной методики управления собственной карье­рой. Дальнейшее направление исследований будет направлено на разрешение различных противоречий: потребностью в повышении эффективности менеджмента предприятий в новых условиях хозяйствования и недостаточной готовностью руководителей к работе в этих условиях; потребностью в повышении эффективности самоменеджмента руково­дителей предприятий в изменившихся условиях выполнения ими профессиональных функций и недостаточно разрабо­танной для этого научной базы; потребностью в повышении готовности руководителей предприятий к самоуправлению в профессиональной дея­тельности с учетом взаимосвязи производственных, финансовых, марке­тинговых и ресурсных задач, влияния своих решений на другие подраз­деления предприятия и предприятие в целом с опорой на результаты анализа факторов внешней и внутренней среды предприятия и отсутст­вием для этого научно-обоснованных механизмов.
    3. Повышению эффективности менеджмента на предприятии будет способствовать решение следующих задач:
    - разработка научного обеспечения самоменеджмента руководителей предприятий;
    - разработка модели и механизмов реализации самоменеджмента руководи­телей предприятий;
    - исследование влияния факторов внешней и внутренней среды на самоме­неджмент руководителя предприятия и разра­ботка механизмов их учета;
    - обеспечение повышения профессиональной компетенции руководителей в реализации их профессиональных функций.
    4. Использованная в исследовании методика определения уровня самоменеджмента руководителей предприятий может быть использована для оценки показателей эффективности и оценки ее динамики не только конкретных руководителей, но и групп руководителей, занятых управ­лением предприятий. Основными показателями самоменеджмента этой методики яв­ляются: эффективность самоменеджмента, коэффициент эффективности самоменеджмента, средний уровень и среднее значение коэффициентов эффективности самоменеджмента.
    5. Дальнейшее повышение эффективности самоменеджмента руководителей будет способ­ствовать повышению эффективности менеджмента пред­приятий.
     
     
    Список литературы  
    1. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология: Учебник. /Отв. ред. Крылов А.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-752 с.
    2. Антикризисное управление: Учебник/ Под ред. Э.М. Короткова. -М.ИНФРА-М, 2000. - 432с.
    3. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. - 494 с.
    4. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации.- М.: ИНФРА-М, 2000. – 182 с.
    5. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента. - Мн.: Новое знание, 2001г. - 320с.
    6. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / А. Бишоф, К. Бишоф. - М.: Омега-Л, 2006. – 127 с.
    7. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория ипрактика. - СПб: Питер, 2000 - 416с.
    8. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. - 2-е изд. испр. - М.: Дело, 2000 - 640с.
    9. Вопросы формирования и эффективного функционирования рыночной системы: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 2 - Магнитогорск: МГТУ, 2000.- 262 с.
    10.   Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. - 136 с.
    11.   Герасименко В.В. Основы менеджмента - М.: ТЕИС, 2000 – 144 с.
    12.   Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ,2000-501с.
    13.   Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. //Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 12. – с. 39-42
    14.   Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М., 2002.
    15.   Евланов А. Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 2004. - 175 с.
    16.   Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991.
    17.   Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Пробл. теории и практики управления. - 1994. - № 3. - С. 103-106.
    18.   Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А.-Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Из-во «Петроком», 2002. -318 с.
    19.   Лукашевич Н. П. Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - К.: МАУП, 2002. – 360 с.
    20.   Менеджмент организации. Учебное пособие. /Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2003.
    21.   Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2004
    22.   Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2000. - 446с.
    23.   Мудунов А.С. Предпринимательство и риск: экономические взаимо­связи. - М: Финансы и кредит, №13,2001, с. 33-37
    24.   Огарков А.А. Теория организации: методологические аспекты. - Волгоград: Из-во ВАГС, 1998. – 26 с.
    25.   Оценка бизнеса: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. -М: Финансы и статистика, 2000. - 512с.
    26.   Попов А.Н., Горшков А.В., Кенжибаев А.Е. Экономическая культура: теория и практика. - Челябинск: Изд. дом Обухова, 2000. - 158с.
    27.   Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 448с.
    28.   Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.
    29.   Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур. //Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №5.
    30.   Распопов В.В. Процесс самоменеджмента предпринимателя. Метод. разработка для научно-ориентированного обучения студентов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001: 20с.
    31.   Распопов В.В. Процессно-системная модель самоменеджмента предпринимателя. Метод, разработка для научно-ориентированного обучения студентов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001- 32с.
    32.   Распопов В.В. Самоменеджмент как функция деятельности предпринимателя. Метод, разработка для научно-ориентированного обучения студентов. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 10с.
    33.   Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. - М.: Юнити, 2003.
    34.   Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев, 2003. – с. 90
    35.   Рспопов В.М. Распопов В.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. - Магнитогорск: Из-во МаГУ, 2000. – 227 с.
    36.   Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с анг. - М.: ИНФРА-М, 2000.-671с.
    37.   Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов. -М.: Юнити-Дана, 2000. - 271с.
    38.   Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб: Питер, 2001. – 352 с.
    39.   Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб: Питер, 2000. - 416с.
    40.   Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учеб. пособие. - СПб: Из-во Питер, 2000. - 176с.
    41.   Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Менеджмент и проектирование фирмы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 415 с.
    42.   Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Управленческие решения. – М.: ЮНИТИ, 2004. - 310 с.
    43.   Управление организацией: Учебник. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 669 с.
    44.   Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 512 с.
    45.   Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.
    46.   Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-синтез, 2001.
    47.   Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 1998. – 416 с.
    48.   Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: АО Издат. группа «Прогресс-Интер», 1993.
     
    Приложение 1 Принципы самоменеджмента руководителя предприятия
    П/п
    Наименование принципа
    Содержание принципа
    1
    Принцип личной значимо­сти предпринимательской деятельности для руково­дителя предприятия
    Принцип основан на психологической закономерности о том, что любая чело­веческая деятельность, при прочих рав­ных условиях, тем эффективнее, чем она более значима для личности. Исходит из признания «Я-концепции» системообра­зующим элементом системы самоме­неджмента управленческой деятельно­сти.
    2
    Принцип персональной от­ветственности руководите­ля за результаты своей дея­тельности
    Исходит из определения сущности пред­принимательства, определяемого как са­мостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.
    3
    Принцип инновационной направленности деятельно­сти руководителя предприятия
    Отправным для него является инноваци­онная функция сущности предпринима­тельства, предусматривающая изготов­ление нового, неизвестного потребителю материального блага, открытие новых способов производства, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источни­ков сырья и др.
    4.
    Принцип процессуальности самоменеджмента управ­ленческой деятельности
    Основан на следующих закономерностях процесса управления: целенаправленно­сти, плановости, непрерывности, цик­личности, взаимосвязи и взаимообуслов­ленности процессуальных функций, кон­тролируемости.
    5
    Принцип системности са­моменеджмента руководи­теля предприятия
    Основывается на свойствах большой системы самоменеджмента: неаддитив­ности, эмерджентности, синергетично-сти, мультипликативности, целостности, обособленности, централизованности, адаптивности, совместимости, взаимоза­висимости системы и внешней среды, непрерывности функционирования и развития, альтернативности путей функ­ционирования и развития, инертности и обратной связи.
    6
    Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности функций самоменеджмента руководителя
    Исходит из сущности предприниматель­ской деятельности и закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности производственной, финансовой, марке­тинговой, ресурсной, инновационной функций самоменеджмента при решении управленческих задач.
    7
    Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности этапов самоменеджмента
    Базируется на утверждении о единстве и целостности подготовительного, основ­ного и заключительного этапов самоме­неджмента
    8
    Принцип обусловленности функционирования и разви­тия системы самоменедж­мента условиями функцио­нирования и развития орга­низационной системы управления
    Объясняется тем, что система самоме­неджмента является подсистемой орга­низационной системы управления. По­этому элементы этой системы, ее связи, процессы функционирования и развития служат детерминантой для элементов, связей, процессов функционирования и развития системы самоменеджмента ру­ководителя.
    9
    Принцип единства теории и практики самоменеджмента
    Любое решение самоменеджмента долж­но отвечать логике, закономерностям и принципам функционирования и разви­тия системы управления, решать одну из ее практических задач
    10
    Принцип научности само­менеджмента руководителя предприятия
    Основан на объективной необходимости проектирования и организации само­управленческой деятельности с учетом результатов научных исследований, но­вых знаний в области управления и предпринимательства, а также научных принципов объективности, достоверно­сти и т.д.
    11
    Принцип социализации са­моменеджмента руководи­теля предприятия
    Исходит из требований личной и обще­ственной значимости предприниматель­ской деятельности, соблюдения нравст­венных и эстетических норм и правил.
    12
    Принцип многовариантно­сти самоуправленческого решения
    Принятие управленческого решения есть результат анализа альтернатив. Много­факторность и полифункциональность системы самоменеджмента постоянно ставят перед руководителем задачу вы­бора рационального решения.
    13
    Принцип адаптивности са-
    моменеджмента руководи­теля
    Объясняется необходимость приспосабливаться к изменениям во внешней сре­де (факторы внешней среды, деятель­ность субъектов инфраструктуры пред­принимательской деятельности)
    14
    Принцип оптимальности
    Исходит из утверждения о том, что в природе не существует универсальных технологий, как управления, так и само­управления. Руководитель должен их знать и умело использовать согласно си­туации. Оптимальность выбора форм, методов и средств для достижения по­ставленных целей - одно из ведущих ус­ловий успешного функционирования и развития самоменеджмента руководите­ля
    15
    Принцип индивидуального стиля самоменеджмента руководителя
    Основывается на утверждении о необхо­димости учета индивидуальных особен­ностей руководителей при проектирова­нии технологий их самоменеджмента и выборе его стиля (учет возрастных типи­ческих и половых свойств личности). В природе не существует абсолютно оди­наковых личностей, поэтому нет абсо­лютно одинаковых стилей самоменедж­мента.
     
    Приложение 2 Анкета руководителя
    1. Охотно ли Вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типо­вых схем решения?
    2. Трудно ли Вам было отказаться от тех приемов управления, которыми Вы пользовались, работая на более низкой должности?
    3. Долго ли Вы оказывали предпочтение ранее возглавляемому Вами подразделению, уйдя на повышение?
    4. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций?
    5. Умеете ли Вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку сво­им подчиненным, классифицировать их как сильных, средних или сла­бых работников?
    6. Легко ли Вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кад­ровых назначениях?
    7. Считаете ли Вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управ­ленческой ситуации?
    8. Считаете ли Вы, что Вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?
    9. Хочется ли Вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в воз­главляемом Вами подразделении?
    10.Часто ли оказывается верным Ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя?
    11.Часто ли Вам приходится устранять неудачи в управлении за счет не­благоприятных факторов?
    12.Часто ли Вы ощущаете, что для эффективной работы Вам не хватает времени?
    13.Считаете ли Вы, что, если бы имели возможность чаще бывать в про­изводственной зоне, то эффективность Вашего руководства значитель­но бы повысилась?
    14. Предоставляете ли Вы подчиненным сильным руководителям значи­тельно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной ста­тус?
    15.Умеете ли Вы в комплексе решать производственные, финансовые, маркетинговые и кадровые задачи управления своего предприятия?
    16.Считаете ли Вы, что легче решать проблемы, связанные с организацией производственного процесса, чем с финансами, маркетингом или кад­рами?
    17. Считаете ли Вы, что обучение способствовало углублению ваших общепрофессиональных знаний?
    18. Переоценили ли Вы после обучения цели и задачи Вашей профессио­нальной работы?
    19. Способствовало ли обучение повышению оперативности решения предпринимательских проблем?
    20.  Чаще ли в последнее время руководитель стал делать Вам замечания на неправильность выбора управленческого решения?
    21.  Уменьшилось ли количество замечаний по отношению к Вам по не­умению рационально организовать свой труд?
    22.  Считаете ли Вы, что обучение менеджеров способствовало повыше­нию эффективности деятельности Вашего предприятия?
    23.  Ваше положение?
    1.   Руководитель высшего звена.
    2.   Руководитель среднего звена.
    3.   Руководитель низшего звена
    24. Ваше образование:
    1. неполное среднее
    2.   среднее
    3.   среднее специальное
    4.   неполное высшее
    5.   высшее
    6.   Что-то еще:____________
    25. Ваш возраст:
    1.   17-24 лет.
    2.   25-30 лет
    3.   31-40 лет
    4.   41-54 лет
    5.   55 и выше лет
     
    [1] Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Пробл. теории и практики уп­равления. - 1994. - № 3. - С. 103-106.
    [2] Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991. - С. 18.
    [3] Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991. - С. 7 - 40
    [4] Огарков А.А. Теория организации: методологические аспекты. - Волгоград: Из-во ВАГС, 1998. - с.13-14
    [5] Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Из-во «Петроком», 2002. - с. 186
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Методические основы оценки эффективности самоменеджмента руководителя предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.