Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    09.08.2010 16:52:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     Содержание
     
    Введение………………………………………………………………...3
     
    Глава I. Теоретические аспекты стрессоустойчивости…….....5
      1.1.Характеристика и определение понятия «стресс»…5
      1. 2. Особенности адаптации в стрессовых ситуациях….9
     
    Глава II. Практические методы выработки стрессоустойчивости в конфликтных ситуациях……………….18
      2.1. Анализ процесса реагирования на стресс в конфликтной ситуации………………………………………...18
      2.2.Методы борьбы со стрессом в конфликтных ситуациях…………………………………………………………20
     2.3. Способы определения стрессоустойчивости организма………………………………………………………...23
     
    Заключение……………………………………………………………29
    Библиографический список………………………………………30
    Приложение 1………………………………………………………….32
     
     
      Введение.
    В последние несколько десятилетий всё более значимым становится вопрос сопротивляемости организма стрессу или, так называемая стрессоустойчивость. В современных условиях ежедневно возрастает число стрессоров – т.е. разнообразных факторов, оказывающих сильное негативное влияние на человеческую психику. Как правило, наибольшим перегрузкам подобного рода организм человека подвержен в конфликтных ситуациях. Именно в ходе конфликта наиболее ярко выявляется, на мой взгляд,  степень стрессоустойчивости индивида к тем или иным внешним и внутренним стрессорам.
      Актуальность темы моей курсовой работы обусловлена необходимостью изучения и анализа данной информации в современных условиях. Именно поэтому для подробного рассмотрения мною была выбрана проблематика изучения стресса и стрессоустойчивости. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого из контекста физиологических ис­следований и распространенного взгляда на объяснение поведения чело­века в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет последовательно соотнести содержа­ния понятий “стресс” и “функциональное состояние”. В то же время в экспериментальных и прикладных исследованиях на­коплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воз­действия экстремальных факторов. Основанием для объедине­ния этих состояний в единую группу служит существование не­которых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.
    Таким образом, целью данной курсовой работы стал подробный анализ имеющихся материалов по выбранной мной теме, а также анализ имающихся способов борьбы со стрессом и выработки стрессоустойчивости в конфликтных ситуациях.
     
     
    Глава I.Теоретические аспекты стрессоустойчивости.  
    1.1.Характеристика и определение понятия «стресс».
     
    Тема моей курсовой работы – стрессоустойчивость в конфликтной ситуации. Для наиболее  полного раскрытия темы, рассмотрим определение Понтия «стресс». Итак, что же такое стресс? В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи применяют также термин дистресс (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают сильный стресс неприятной направленности. [12, с.42-43]
    Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции орга­низма — “общего адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Со­держание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защит­ную энергетическую мобилизацию организма. Позд­нее понятие стресса было расширено н стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстре­мальных условиях на физиологическом, психологическом и по­веденческом уровнях.
    Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстре­мальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, кото­рые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”. [8, с.12-18]
     Таким образом,  под стрессом  подразумеваются сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные теми или иными событиями  жизни человека.
    Итак, стресс - обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). [6, с.137-142]
    По мнению некоторых исследователей, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Чтобы понять это определение, нужно объяснить, что подразумевается под понятием «неспецифический». Для большей наглядности обратимся к практическому примеру.  Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе человека. Мышцы нуждаются в дополнительной энергии, поэтому сердцебиение становиться чаще и сильнее. Эти и многие другие ситуации предъявляют требование к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какой бы она ни была. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на человека агенты вызывают также и неспецифическую потребность - осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить равновесие. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса. С точки зрения стресса не имеет значение характер ситуации, с которой  сталкивается человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. [7, с.15-18]
    Человек не в состоянии контролировать свои мысли. Он не может расслабиться и переключится с одного дела на другое. Он чем то занят. Потом берется за другое, но мысли от первого занятия остаются. В результате на протяжении жизни человек накапливает в себе огромное количество "недодуманных мыслей", которые роятся в голове, перегружая головной мозг и нервную систему. Человек носит в себе огромное количество ненужных, бегающих по кругу мыслей. Из-за перегрузки нервной системы происходит снижение адаптационных функций психики, что приводит к стрессу. Наверняка каждому человеку приходилось сталкиваться с навязчивой мыслью. Если Вы были внимательны, то  заметили, что она сильнее Вас. Она не уходит, ни смотря на все усилия. А не уходит на самом деле как раз от Ваших усилий. Попробуйте Расслабиться и не обращать на эту мысль внимание. Вам вроде как все равно. Ей надоест Вас мучить, и она угаснет. Можно сказать, что стресс - это мысленное перенапряжение, хотя классическое определение стресса несколько иное. [17, с.78-79]
    Исследователями принято выделять несколько видов стрессов.
    Так, например, стрессы можно подразделить на:
    1. Эмоционально положительные стрессы;
    2. Эмоционально отрицательные стрессы;
    3. Кратковременные стрессы;
    4. Долгосрочные стрессы;
    5. Острые стрессы;
    6. Хронические стрессы;
    7. Физиологические стрессы;
    8. Психологические стрессы.
    Психологические стрессы, в свою очередь, подразделяются на
    1.Информационные стрессы.
    2.Ээмоциональные стрессы. [4, с.215-225]
     
     
    1.2. Особенности адаптации в стрессовых ситуациях.
     
    Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. [10, с.18-24]
    Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :
    1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
    2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
    3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). [15, с.18-21]
    В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
    Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
    Основные черты психического стресса:
    1) стресс —  состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
    2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
    3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. [9, с.85-94]
    Так как  стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
    Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. [6, с.15-18]
    При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как
    — ощущение неопределенной угрозы;
    — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
    — неопределенное беспокойство,
    представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
    Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не  только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
    В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге  зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
    Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
    Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации [8 с.12-41]:
    1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
    2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
    3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
    4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
    5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
    6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
    При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.
    Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а)  и юношеском (б) возрасте.
    Таблица 1.Эффект Плацебо.
     
    Эффективная адаптация
    Неустойчивая адаптация
    Стойкие нарушения адаптации
     
    Адаптивность при низком уровне тревоги (I)
     
    Испытуемые зрелого возраста
    54%
    36%
    10%
    Испытуемые юно-шеского возраста
    73%
    24%
    3%
     
    Адаптивность при высоком уровне тревоги (II)
     
    Испытуемые зрелого возраста
    4%
    44%
    52%
    Испытуемые юно-шеского возраста
    19%
    38%
    41%
     
    Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации, и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации. [10, с.40-44]
    Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.
    Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:
    1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия : изменение ситуации или уход из нее.
    2) интрапсихический механизм — обеспечивает  редукцию тревоги благодаря переориентации личности.
    Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
    1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
    2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
    3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
    4) концептуализация.
     
    Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
    Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию. Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
    Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.
    Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется макросоциальное взаимодействие. [9, с.42-43]
    Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
    В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.
    Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
    В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.
    Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
     
     
    Глава II. Практические методы выработки стрессоустойчивости в конфликтных ситуациях.
     
    2.1 Анализ процесса реагирования на стресс в конфликтной ситуации.
     
    Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная ста­дия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляе­мости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истоще­ния”, которой соответствует стойкое снижение резервов орга­низма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Раз­вернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия. [13, с.142-152]
    Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориента­цией личности. Следует отметить, что экстремаль­ное воздействие далеко- не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложне­нии условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обяза­тельно приводит к дополнительной мобилизации  внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные по­следствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сер­дечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов произ­водства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости чело­века к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администра­торы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчи­вых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склон­ность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрес­сивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной актив­ности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.
    Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют вни­мание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современ­ной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает ис­пользование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возник­новения стресса. [5, с.12-18]
     
     
    2.2. Методы борьбы со стрессом в конфликтных ситуациях.
    Рассмотрим причины возникновения стресса. Факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), очень разнообразны и многочисленны. Особенно часто стрессовые ситуации возникают у жителей крупных городов. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических именно для нее стрессоров. Физиологический механизм представляет собой следующее. При всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс в сущности одинаковая. В организме запускаются выработанные много веков назад биохимические процессы, назначение которых - справиться с экстремальной ситуацией Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. [10, с.14-18]
    Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
    Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
    Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
    Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта[16, с.21-35] :
    а).оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
    б).установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
     
     
    2.3. Способы определения стрессоустойчивости организма.
     
    Совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, - без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
    В жизни мы постоянно сталкиваемся со стрессовыми для нас ситуациями, и, зачастую, они возникают независимо от того, хотим мы этого или нет. Только вот каждый реагирует на них по-разному. По степени сопротивляемости человека стрессирующим нагрузкам можно выделить четыре группы стрессоустойчивости. Эти группы образуются от двух пар признаков: «рациональность - иррациональность» и «правые - левые».
    Особенность иррационалов в том, что они легко и быстро переключаются между делами, событиями, процессами. Например, если вы хотите пригласить иррационала в кино, то лучше это сделать сейчас. Скорее всего, он быстро согласится. Рационала надо приглашать заблаговременно, лучше сказать ему, что есть хороший фильм, и на него есть билеты на выходные. Рационалы не очень любят какое-либо вмешательство в свои планы, они предпочитают размеренность. Поэтому переключаются хуже. [16, с.17-24]
    Признаки «правые - левые» – это так называемый настрой на процесс и результат. Кто-то проявляет склонность решать задачу стабильными методами, без скачков и отклонений. Они ориентированы на отлаженный процесс. Это «правые». Им присуща ярко выраженная тенденция к самоорганизации, стабилизации, объединению, сосредоточению внимания на исходном и игнорированию различий. Но именно ориентация на процесс не всегда хороша – они начинают «вязнуть» в процессе, как в трясине. И не надо забывать, что стресс является и результатом, и процессом, поэтому «правыми» он переживается дольше, чем «левыми».
    У «левых» ярко выражен настрой на результат и желание быстро выйти из стрессовой ситуации. Для них характерно скачкообразное развитие, стремление «поставить точку», добиться результата. Любят, когда ясно и четко виден конец дела, процесса.
    Наша жизнь действительно порой похожа на игру. Так вот, «правым» в игре больше нравится сам процесс игры, а «левым» важнее победа. Кстати, если человек увлекается компьютерными играми, то можно спросить у него, что его больше всего привлекает в них. И он сам отнесет себя или к процессивным, или к результативным.
    1.  Высокой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям обладают левые иррационалы. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях. Внезапное изменение ситуации мобилизует их, придавая новые силы. Их можно назвать эластичными. Как это проявляется в жизни? Это бизнесмен, который не боится рисковать и в условиях неопределенности и больших нагрузок сможет сделать имя своей фирме. Это студент, который после одного экзамена тут же идет на второй, а затем на третий. Это не легкие экзамены, но он сдает их в один день, а потом идет к другу отмечать день рождения. Таких людей очень хорошо видно в стрессовых ситуациях. Они сильно активизируются и доводят дела до конца.
    2.  Правые иррационалы образуют группу стрессотормозных типов людей. Они способны противостоять стрессу довольно длительное время, но с каждой новой стрессирующей волной их силы истощаются, и они меняют тактику противодействия на самоустранение, загоняя внутрь свои переживания. И за счет «правости» их темперамент имеет такую составляющую, как вязкость. К сожалению, гасить эмоции и загонять переживания в себя может со временем сказаться на вашем здоровье и привести к хроническим заболеваниям.
    3.  Левые рационалы – это группа стрессотренируемых. Человек проходит свою «школу выживания», повышая с каждым разом степень сопротивляемости. Для нее характерна адаптация к экстремальным условиям. Однако они стремятся избегать экстремальных ситуаций, которые являются для них очень сильным стрессом. Свойство, присущее им – кристалличность. Это достаточно устойчивые к стрессам люди, настроенные на результат и имеющие в своем арсенале множество методов для достижения цели.
    4.  Правые рационалы – стрессонеустойчивые. Они хуже всех переносят стрессы, особенно внезапного характера. Несмотря на внешний стоицизм, у них имеется плохо защищенная, уязвимая точка и, вместе с тем, потребность иметь прочную опору под ногами, внезапный удар по которой лишает их сопротивляемости. Втягивание в стрессовую полосу грозит им тяжелыми сомнениями, приводящими в итоге к внутреннему надлому. Тогда они похожи на «колосса на глиняных ногах». Их темпераменту присуща монолитность. Таким людям на работе вообще лучше не перенапрягаться, выбирать работу более или менее монотонную, последовательную.  [8, с.67-89]
    Специальностей и профессий в наше время очень много. Надо только понять, чего хочет добиться человек. С точки зрения стрессоустойчивости можно сделать следующий вывод:
    Стрессоустойчивым людям подойдет любая профессия, где нужно: реагировать быстро, быстро переключаться, чтобы получить результат. И, конечно же, умение работать в экстремальных условиях. Для этого подходят такие профессии, как врач, хирург, спортсмен. Кстати, я считаю, что там, где надо постоянно общаться с большим количеством людей (секретарь-референт, официант, танцор, экскурсовод, страховой консультант и т.д.) и при этом быть гибким, выносливым.
    Стрессотормозные люди выбирают профессии поспокойнее. Им больше подойдет консультант, товаровед, библиотекарь, педагог. Стрессотренируемые – могут осваивать дело бухгалтерии, быть менеджерами по продажам, психологами. Стрессонеустойчивые – научный сотрудник, ученый, психотерапевт и т.д. Конечно, это не значит, что стрессонеустойчивый не может быть машинистом электровоза. Может! Здесь важно обратить внимание, что работа требует выносливости и быстрого разрешения ситуации в опасный момент. Это и будет для него стрессом. После этого он может неделю восстанавливаться. Поэтому такую работу лучше поручить стрессоустойчивому. То есть, каждый может работать там, где ему нравится. Но нужно учитывать, что каждая профессия предъявляет свои требования, а вот подходят ли они вам?
    Приведу конкретный пример того, как работа может воздействовать на стрессонеустойчивого. Начальник работает в коллективе, где его принципы не воспринимаются окружающими. Из-за этого происходят трения, что вызывает протест у начальника. Плохое самочувствие здесь обеспечено. Приходя домой, он забывает про правило, что работа – это работа, а дом – это дом и начинает «выливать» все свои накопившиеся отрицательные эмоции на жену и ребенка. Стрессоустойчивый в такой ситуации бы просто переключился на другой результат – семью и домашний очаг. И не надо забывать, что стресс – это прежде всего процесс. А значит, правые будут на нем «зацикливаться», входить в этот процесс. Левые же будут настроены на выход из стресса, так как им важен именно результат, а не процесс. А рациональность-иррациональность – это способность человека быстро переключаться между процессами.
    Очень важно понять, что многие не осознают степени своей стрессоустойчивости, что приводит к перенапряжению или непониманию со стороны окружающих. Грамотный специалист по подбору персонала или психолог, конечно же, учтут это. Определив вид стрессоустойчивости, можно дать способы преодоления неблагоприятных ситуаций применительно к конкретному человеку, что позволит сократить время на восстановление после стресса и даст новые пути решения проблем. Кому-то нужно больше сна или медитации, кому-то – бассейн и баня, а кому-то – спортзал и безумные тренировки. [10, с.23-45] Рассмотрим один из существующих тестов  определения стрессоустойчивости организма. См. Приложение 1.
     
     
    Заключение.
     
      В своей курсовой работе я подробно описала механизм и причины возникновения стресса в конфликтных ситуациях, а также выявила способы преодоления стресса.
    В процессе написания курсовой работы мною были достигнуты поставленные цели и задачи исследования, изучены, проанализированы и обобщены механизмы борьбы со стрессом, а также выявлены источники стрессоустойчивости человеческого организма.
    Я также дала характеристику понятий стресс, стрессоустойчивость,  привела классификацию и типологию стрессов, выявленную мною в научной литературе по психологии, конфликтологии и медицине.
    В ходе написания курсовой работы мною были использованы монографии и научные труды как российских, так и зарубежных учёных, психологов, специалистов различных областей знаний, занимающихся изучением проблемы стрессоустойчивости человеческого организма под воздействием тех или иных стрессовых факторов.
    На мой взгляд, актуальность и новизна данной темы безусловна, а выявленная проблема  интересна как учёным, так и населению в целом, так как ежедневно каждый человек сталкивается с массой стрессовых ситуаций. Именно поэтому не вызывает сомнений, что тема  курсовой работы будет анализироваться исследователями и учёными и дальше.
     
     
    Библиографический список.  
    1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.Инфра-М, 1996.
    2.Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себе от стресса.СПб: Питер, 2003
    3.Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным условиям.Киев.: Довгань, 2005
    4.Ахмедеева. Н.М. Стресс: как его победить. Защита от стресса. М.: Психология, 2004
    5. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб: Питер, 1998.
    6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.Просвящение, 1994.
    7. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. СПб.: Инфра-М, 1996.
    8.Гринберг Дж.С. Управление стрессом.М.:Просвещение, 1998
      9. Кентон Лесли Мы побеждаем стресс. Киев: Довгань, 1998
    10. Кон И. С. Социология личности. М.Просвящение, 1997.
     11.  Лэйк Д. Стресс. М.: Бизнес-пресс, 2001
      12.  Сандомирский М.Е. Как избавиться от стресса за 10 дней. М.: Инфпа-М, 1899
      13. Сапин . М.Р. Стресс, М.: Психология, 2000
      14.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Гардарики, 1990.
      15.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.Инфра-М, 1991.
    16. Субботина Л.Ю. Иммунная система, стресс и иммунодефицит. М.: Психология, 1995
      17..Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.Просвещение, 1999.
       18. Элиот Р. Стресс. М.: Гардарики, 2006
     
     
    Приложение 1.
    ТЕСТ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.
     Этот тест служит для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества. Хотите проверить, как Вы реагируете на стрессы?
     Тогда на предложенный список вопросов ответьте одним из трех способов -"да, безусловно", "да, но не очень" или "нет, ни в коем случае".
     
    Опросник
    Раздражает ли Вас:
     
    1. Смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?
    2. Женщина "в летах", одетая как молоденькая девушка?
    3. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?
    4. Женщина, курящая на улице или в общественном месте?
    5. Человек, кашляющий в Вашу сторону?
    6. Когда кто-то грызет ногти на Ваших глазах?
    7. Когда кто-то смеется невпопад?
    8. Когда кто-то пытается учить Вас, что и как делать?
    9. Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
    10. Когда в кинотеатре тот, кто сидит перед Вами, все время вертится и обсуждает фильм?
    11. Когда Вам пересказывают сюжет интересного романа, который Вы только собираетесь прочесть?
    12. Когда Вам дарят ненужные вещи?
    13. Громкий разговор в общественном транспорте?
    14. Слишком сильный запах духов?
    15. Человек, жестикулирующий во время разговора?
    16. Коллега, часто употребляющий иностранные слова?
     
    "Ключ"
    За каждый ответ испытуемому начисляется:
    "да, безусловно"- 3 балла;
    "да, но не очень" - 1;
    "нет, ни в коем случае" - 0.
     
    Очки суммируются. Максимально возможное количество - 48.
     
     РЕЗУЛЬТАТЫ.
     Более 36. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими.
     От 13 до 36. Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них.
     Менее 13. Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов. [11, с.42-62]
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.