Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Автомобильная травма

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Автомобильная травма
  • Предмет:
    Судебная медицина
  • Когда добавили:
    10.08.2010 17:11:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3
    ГЛАВА 1 Классификация автомобильных травм... 5
    ГЛАВА 2 Характеристика автомобильных травм... 9
    2.1 Повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем. 9
    2.2 Повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля. 11
    2.3 Повреждения от выпадения из движущегося автомобиля. 13
    2.4 Повреждения в кабине автомобиля. 14
    2.5 Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами. 16
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 19
    ВВЕДЕНИЕ Транспортный травматизм -- один из основных  видов  травматизма в экономически развитых странах.  На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тысяч человек и около 8 млн. получают травмы. И  в нашей  стране  борьба  с травматизмом при дорожно-транспортных происшествиях является важной государственной задачей, в решении которой  принимают участие многие специалисты различных отраслей народного хозяйства,  в том числе врачи. Транспортный травматизм называют ещё "небоевым травматизмом мирного времени".
    Развитие промышленности и транспорт ставит  перед  судебной медициной новые  задачи.  Судебные  медики встретились с автомобильной травмой в начале XX века.  После первых двух случаев гибели людей  под колесами автомобилей в 1896 г в Великобритании и одного случая в 1899 г в США  последовал нарастающий поток смертей и увечий.
    Актуальность темы в том, что из всех видов несчастных случаев - в быту,  на производстве (горные и промышленные предприятия), в спорте и т.п., автотранспортные происшествия уносят наибольшую часть жизней и,  как правило, причиняют  наиболее серьезные повреждения.  Они составляют 40-60% от всего смертельного травматизма.
    Основными причинами  автомобильного  травматизма  являются: быстрая  езда 30%  и нетрезвое состояние водителей от 25 до 50%.
    Нередко причиной наездов автомашин на пешеходов являются нарушения, совершаемые самими пешеходами (около 30%).
    Тема реферата - автомобильная травма, которая наиболее часто встречается в судебно-медицинской практике. Цель исследования автомобильных травм - множество различных проблем, среди которых наиболее важной является изучение механизма возникновения повреждений. По механизму возникновения автомобильные травмы подразделяют на следующие виды: удар частями движущегося автомобиля; прижатие тела колесом автомобиля к грунту; полный переезд тела колесом автомобиля; падение из движущегося автомобиля; травма внутри кабины автомобиля; прижатие тела человека автомобилем к неподвижному предмету; столкновение автомобиля с другими видами транспорта; комбинированные виды автомобильной травмы.
    Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
    §   изучить виды автомобильных травм, классифицируемых судебной медициной;
    §   изучить характеристику повреждений, возникающих при автомобильных травмах.
    ГЛАВА 1 Классификация автомобильных травм Автомобильная травма – в судебно-медицинском отношении под автомобильной травмой следует понимать повреждения или комплекс повреждений, причиненных наружными или внутренними частями движущегося безрельсового транспорта (автомобиля, автобуса, троллейбуса), а также повреждения, возникающие при выпадении из них.
    В зависимости от условий возникновения выделяют следующие виды автомобильной травмы:
    1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом).
    2. Травма при выпадении из движущегося автомобиля (пассажира, водителя).
    3. Травма от переезда тела колесами автомобиля (пешехода).
    4. Травма в кабине, кузове автомобиля, салоне автобуса, троллейбуса (пассажира, водителя).
    5. Травма в результате сдавления тела между частями автомобиля и другими автомобилями или преградами (пешехода, пассажира, водителя).
    6. Комбинированные виды автомобильной травмы:
    а) травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом с последующим его переездом колесом;
    б) травма при выпадении пассажира или водителя из движущегося автомобиля с последующим переездом их тела колесом;
    в) травма водителя или пассажира в кабине автомобиля с последующим выпадением из машины и переездом колесом;
    г) травма при выпадении водителя или пассажира из автомобиля с последующим сдавлением их тела частями перевернувшегося автомобиля;
    д) прочие случаи.
    Вместе с тем, при отдельных видах автомобильной травмы можно выделить различные варианты, которые определяют характер и локализацию повреждений (см. таблицу).
    Таблица.1 Виды автомобильной травмы и возможные их варианты
     

    Вид автомобильной травмы
    Возможные варианты травмы
    1
    Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом)
    а) Травма от столкновения тела с передней частью автомобиля;
    б) Травма от столкновения тела с боковой частью автомобиля;
    в) Травма от столкновения тела с задней частью автомобиля
    2
    Травма при выпадении (пассажира, водителя) из движущегося автомобиля
    а) Травма при выпадении из кабины автомобиля
    б) Травма при выпадении из кузова автомобиля (вперед, в сторону, назад);
    в) Травма при падении с подножки автомобиля и др.
    3
    Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля
    а) Полный переезд ? передним, задним или обоими колесами;
    б) Неполный переезд ? передним колесом; задним колесом
    4
    Травма в кабине автомобиля (пассажира, водителя)
    а) Травма пассажира переднего сидения;
    б) Травма пассажира заднего сидения
    5
    Травма в результате сдавления тела (пешехода, водителя, пассажира) между частями автомобиля и другими предметами или преградами
    Травма в результате сдавления между:
    а) двумя автомобилями;
    б) автомобилем и другими транспортными средствами;
    в) автомобилем и неподвижными предметами (стена, забор);
    г) автомобилем и грунтом;
    д) частями автомобиля (дверцей и рамой);
    е) частями автомобиля и перевозимым грузом и т. д.
    6
    Комбинированные виды автомобильной травмы:
    а) травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком с последующим его переездом колесом;
    б) травма при выпадении пассажира или водителя из движущегося автомобиля с последующим переездом их тела колесом;
    в) травма водителя или пассажира в кабине автомобиля с последующим выпадением из машины и переездом колесом;
    г) травма при выпадении водителя или пассажира из автомобиля с последующим сдавлением их тела частями перевернувшегося автомобиля и др.
    Варианты, характерные для отдельных видов автомобильной травмы
     
    Повреждения при автомобильной травме формируются в результате:
    1. Удара частями автомобиля, о части автомобиля, о грунт или покрытие дороги.
    2. Общего сотрясения тела, вследствие действия большой кинетической энергии при ударе.
    3. Сдавления тела между колесом автомобиля и покрытием дороги, между частями автомобиля и другими неподвижными предметами или между частями автомобиля и другими транспортными средствами.
    4. Трения об автомобиль, о покрытие дороги при волочении или скольжении тела.
    При конкретных видах автомобильной травмы сочетания перечисленных механизмов могут быть различными.[1]
    ГЛАВА 2 Характеристика автомобильных травм Рассмотрим характеристику повреждений  при автомобильных травмах.
    2.1 Повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем. Повреждения при этом виде автомобильной травмы возникают в несколько этапов (фаз), которые отличаются разными вариантами травматического воздействия:
    — первичный контакт с автомобилем — удар;
    — забрасывание тела на автомобиль — удар;
    — падение тела на грунт — удар;
    — скольжение по грунту — трение.
    В зависимости от конструктивных особенностей и скорости автомашины, характера столкновения вторая фаза может выпадать. Повреждения возникают преимущественно от тупого воздействия. Они локализуются на разных частях тела и, как правило, на разных его поверхностях.
    От первичного удара автомобилем образуются самые разнообразные повреждения: ссадины, кровоподтеки, ушибленные и ушибленно-рваные раны, переломы, разрывы и отрывы внутренних органов. Объем повреждений в основном зависит от массы и скорости автомобиля, а их локализация — от высоты расположения ударяющей части автомобиля. Повреждения могут отражать форму и размеры поверхности ударяющей части автомашины: дугообразные или полукольцевидные кровоподтеки от фар; полосовидные, параллельные друг другу ссадины от ребер передней облицовки капота и др. Передним буфером причиняются поперечные или поперечно - оскольчатые переломы (бампер -переломы) костей бедра или голени. Первичный удар относительно плоской и широкой ударяющей поверхностью автомобиля (например, автобуса) сопровождается образованием повреждений одновременно на нескольких частях тела. Локализация и характер таких повреждений во многом зависят от положения тела и рельефа той его поверхности, которая в момент удара обращена к автомашине. Сильный первичный удар может привести к общему сотрясению тела. Последствиями такого сотрясения будут кровоизлияния в прикорневую зону легких и околоаортальную клетчатку, под наружную оболочку основания сердца, в связочный аппарат печени, в область ворот селезенки и почек, в брыжейку. В ряде случаев образуются разрывы связочного аппарата внутренних органов, а иногда при ударах значительной силы наблюдаются полные отрывы сердца и селезенки.
    Сильный первичный удар по задней поверхности туловища может привести к резкому переразгибанию шейного отдела позвоночника и возникновению непрямых, так называемых "хлыстообразных" повреждений: кровоизлияний в связочный аппарат и разрывов связок шейного отдела позвоночника, переломов остистых отростков, задней клиновидной компрессии и вывихов тел позвонков. Удар автомашиной идущего или стоящего человека ведет к образованию на подошве и каблуках обуви следов скольжения (параллельные, поверхностные, линейные повреждения), которые помогают установить направление удара.
    При столкновении с легковой автомашиной тело после первичного удара забрасывается на капот, что обычно приводит к образованию повреждений головы и грудной клетки. Эти повреждения по объему менее значительны, чем повреждения от первичного удара. Иногда они могут отражать форму и размеры выступающих деталей капота и конструкции металлического обрамления лобового стекла. Например, небольшие ушибленные раны, окруженные круглым осаднением в сочетании с круглым дырчатым или оскольчато-дырчатьм переломом черепа от удара о головку крепления стеклоочистителя. Краями осколков разрушенного лобового стекла могут причиняться царапины и поверхностные резаные раны на открытых частях тела (кистях, лице).
    При падении тела на грунт характер повреждений обусловливается, во-первых, сочетанием двух механизмов травматического воздействия — удара и трения, а во-вторых, широкой и неровной поверхностью грунта. Повреждения локализуются чаще всего на голове и конечностях. При ударе лицом повреждения в виде осад-нений или ушибленных ран располагаются на его выступающих частях (надбровных дугах, скуловых областях, носе, подбородке). Площадь осаднений обширна, на их фоне видны множественные прямолинейные параллельные друг другу глубокие царапины или поверхностные раны. Такие же осаднения наблюдаются на коленях, локтях, большом и малом возвышениях ладонной поверхности. Переломы черепа, как правило, ограничиваются трещинами свода, спускающимися на основание. Переломы конечностей отличаются непрямым характером: переломы лучевой кости в типичном месте, хирургической шейки плечевой и бедренной костей, вывихи головки этих костей и др.
    При ударе транспортным средством, когда тело потерпевшего получает поступательное движение, на одежде и обуви в результате скольжения по покрытию дороги образуются следы истирания, истончения, разрывов. Взаимоположение и особенности царапин на подошвах обуви, следы на одежде позволяют судить о положении потерпевшего в момент удара (стоял, шел, бежал), характере дорожного покрытия на месте происшествия, а также о направлении травмирующего удара (параллельные царапины на подошвах оставляет удар автомобилем спереди или сзади, дугообразные характерны для удара сбоку и разворота потерпевшего).
    2.2 Повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля.  Как самостоятельный вид автомобильной травмы он встречается редко, комбинируясь чаще с ударом автомашиной.
    Основным механизмом возникновения повреждений при переезде является последовательное сдавление тела потерпевшего между движущимся колесом и дорогой (т. е. двустороннее воздействие травмирующей силы, когда имеют место две точки ее приложения).
    Переезд головы сопровождается ее деформацией, уплощением в боковом, реже в переднезаднем направлении. Двустороннее повреждающее воздействие приводит к образованию симметричных повреждений мягких тканей, кожных покровов, иногда с возникновением обширных рваных ран, надрывов и даже отрывов ушных раковин.
    Повреждения костей черепа включают образование двух групп трещин - радиальных, а в последующем концентрических, что приводит к возникновению так называемых меридиональных и экваториальных переломов. В участках наибольшего растяжения возникают трещины, располагающиеся по меридианам. Одновременное укорочение диаметра черепа в направлении действующих сил вызывает сгибание костей по экватору, где образуются параллельно ему экваториальные трещины. Таким образом, меридиональные трещины возникают от растяжения, круговые (экваториальные) - от сгибания. На коже головы при этом могут образовываться обширные рваные раны, надрывы и отрывы ушных раковин. Разрушенное мозговое вещество может выдавливаться через образовавшиеся раны и естественные отверстия.
    Для переезда через грудную клетку характерны множественные переломы ребер, обычно двусторонние, как правило, по нескольким анатомическим линиям. Переломы могут быть как прямыми, так и непрямыми, причем в большей степени они выражены на той стороне грудной клетки, где имел место первоначальный въезд колеса. Повреждения ребер часто сопровождаются переломами грудины, ключиц, лопаток, тел и остистых отростков позвонков. Характер этих повреждений дает основание установить вид автомобильной травмы, положение тела в момент переезда и направление переезда. При этом следует учитывать, что иногда переезд через грудную клетку молодых людей приводит лишь к единичным переломам ребер или переломы вообще не образуются.
    Характер повреждений органов грудной клетки при переезде различен: от кровоизлияний в ткань органов до надрывов, глубоких и обширных разрывов, отрывов органов и их перемещений внутри и за пределами полостей.
    При переезде области таза возникают переломы тазового кольца. При действии повреждающей силы в переднезаднем направлении происходит его раскрытие, сопровождающееся симметричными двусторонними переломами лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлужных впадин (по типу "открытой книги"). При боковом воздействии происходит сжатие тазового кольца, что сопровождается переломами лонных и крыльев подвздошных костей (по типу "закрытой книги").
    Переезд через конечности всегда сопровождается травматизацией мягких тканей (имеются полосовидные ссадины, отслойка кожи, расслоение мышц, обширные кровоизлияния), причем переломы костей конечностей могут отсутствовать.
    Переезд живота сопровождается разрывами кожи от перерастяжения, располагающимися параллельно движению колеса, образованием обширных ран в паховых областях с выдавливанием брюшных внутренностей.
    Особое значение при переезде автомашиной имеют следы протектора колеса, повторяющие рисунок ходовой и боковой частей протектора. На одежде они представляют собой результат пылегрязевых наложений (позитивный след), в то время как на теле, помимо пыле-грязевых следов, они представлены повреждениями (ссадинами, кровоподтеками). Обычно ссадины являются позитивным следом, отражающим рельеф выступающих частей, в то время как кровоподтеки отражают негативный след от углублений протектора. В следах-наложениях и следах-повреждениях, возникающих от протектора колеса, кроме общих признаков, могут отражаться частные особенности, совокупность которых иногда позволяет произвести отождествление шины.[2]
    2.3 Повреждения от выпадения из движущегося автомобиля.  Такие повреждения в типичном случае возникают в три этапа (фазы):
    — первичный контакт падающего тела с частями автомобиля— удар;
    — падение на грунт — удар;
    — скольжение по грунту — трение.
    При контакте тела с частями автомобиля характер повреждений будет зависеть во многом от формы и размеров этих частей, а также направления удара.
    В ряде случаев, когда при выпадении тело не задевает частей автомобиля, первой фазой будет падение на грунт.
    Удар о грунт головой приводит к тяжелым черепно-мозговым травмам с многооскольчатыми переломами черепа, очаговыми ушибами головного мозга и ассиметричными субарахноидальными кровоизлияниями, локализующимися в месте приложения силы и зоне противоудара. Нередко травма головы сочетается с травмой шейного отдела позвоночника вследствие резкого чрезмерного сгибания или переразгибания головы. Удар о грунт ягодицами вызывает переломы седалищных костей, иногда сочетающиеся с разрывами лонного сочленения и компрессионными переломами тел поясничных или грудных позвонков. Удар о грунт любой поверхностью туловища сопровождается образованием повреждений от общего сотрясения тела. Объем повреждений при выпадении из движущейся автомашины в основном зависит от ее скорости и в меньшей мере — от высоты падения. Особенностью наружных повреждений будет наличие широких осаднений в месте приложения силы в результате скольжения тела на заключительном этапе падения. [3]
    2.4 Повреждения в кабине автомобиля.  Обстоятельства получения повреждений при этом виде автомобильной травмы отличаются наибольшим разнообразием, связанным с вариабельностью обстоятельств происшествия: переворачивание автомашины во время движения и падения ее с высоты, удар о неподвижные придорожные предметы, столкновение автомобилей между собой и с другими транспортными средствами и др. Объем повреждений зависит от скорости соударения. Характер повреждений определяется конструкцией интерьера кабины и кузова автомобиля, наличием в них посторонних предметов, местоположением пострадавших (водитель, пассажир). Этот вид автомобильной травмы в простых случаях характеризуется двумя фазами:
    — первичный контакт тела с частями интерьера автомобиля (удар);
    — прижатие тела сместившимися внутрь частями кузова или кабины (сдавление).
    Если после первичного столкновения автомобиль переворачивается, то находящиеся в кабине люди подвергаются дополнительным ударным воздействиям. При первичном ударе возникают повреждения на лице, передней поверхности грудной клетки, коленных суставов и голеней. У водителя это полукруглые ссадины и кровоподтеки, повторяющие форму рулевого колеса, иногда закрытые поперечные переломы грудины и ребер, закрытые переломы плюсневых костей от ударов о педали управления; у пассажиров, находящихся в кабине, — это ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны лица, закрытые переломы надколенников, переломы вертлужных впадин, задние вывихи головок бедренной кости. От первичного удара у водителя и пассажира кабины могут возникать разрывы внутренних органов и повреждения от общего сотрясения тела. Удары могут быть настолько сильными, что рисунок одежды может отпечататься в виде поверхностных повреждений на спинке сиденья водителя или пассажира. В этой фазе травмы при отсутствии фиксации головы могут возникать и непрямые (хлыстообразные) повреждения вследствие резкого переразгибания шейного отдела позвоночника. Осколками разбитых стекол могут причиняться множественные царапины и поверхностные резаные раны на лице и кистях. Сопоставляя характер и взаимное расположение повреждений на теле пострадавших с конструкцией интерьера кабины, можно судить, с одной стороны, об их местоположении в момент травмы, а с другой — об общем направлении удара при столкновении автомобиля. Повреждения на теле пассажиров кузова отличаются значительным полиморфизмом в силу слабой фиксации тела, наличия в кузове разнообразных по форме и размерам посторонних предметов, возможности относительно свободного смещения тела в кузове после первичного удара и получения дополнительных повреждений.
    Сдавление тела возникает при деформации кабины или прижатии частей тела к неподвижным частям кабины сместившимися внутрь деталями. Так, сдавление грудной клетки водителя приводит к закрытым двусторонним прямым переломам передних отделов ребер. Концами сломанных ребер могут травмироваться сердце и легкие. Выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины способны причинить самые разнообразные дополнительные повреждения в виде "штампованных" ушибленных ран, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран. Иногда травма в кабине автомобиля может сопровождаться пожаром и взрывом, что и определяет характер последствий в виде комбинированной травмы: термические ожоги и механические повреждения. [4]
    2.5 Повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами При этом виде автомобильной травмы повреждения обычно возникают от придавливания человека кузовом автомобиля к неподвижным предметам, то есть по механизму сдавления. Объем повреждения определяется степенью сдавления, площадью контакта и положением пострадавшего. Сильное сдавление приводит к уплощению сдавливаемой части тела, образованию множественных закрытых двусторонних переломов грудной клетки и таза, разрывам, размятию, размозжению, а иногда и отрывам внутренних органов. Сдавлению иногда предшествует удар. Однако его последствия, как правило, маскируются повреждениями от сдавления.
    При автомобильных происшествиях, сопровождающихся пожаром, пострадавшие могут подвергаться термическому и химическому воздействию.
    Это самый редкий вид автомобильной травмы. Механизм травмы - удар и последующее сдавление тела вертикально стоящего человека. Наиболее часто повреждения локализуются в области грудной клетки и живота. Сдавление может быть и без предшествующего удара. Переломы ребер обычно множественные, двусторонние. Наблюдаются разрывы и размозжения печени, почек, легких.[5]
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Различают внутриавтомобильные травмы и наезд автомобиля на  пешехода.
    Внутриавтомобильные травмы возникают при столкновении автомобилей, переворачивания, съезде автомобиля с автодороги в кювет и т. д. Шофер и пассажиры получают травмы в результате  удара  о  стенки  салона,  ветровые стекла, руль, а также вследствие удара частями разрушающегося  двигателя и корпуса автомашины. Если водитель и пассажиры пользовались  привязными ремнями и подголовниками, травмы более  легкие,  несмотря  на  серьезное повреждение автомобиля.
    Во время наезда автомобиля на пешехода последний получает  травмы  не только от непосредственного удара. Будучи отброшенным, он  получает  дополнительные повреждения вследствие удара о дорожное покрытие различными частями тела. Травмы тем тяжелее, чем выше скорость автомобиля.
    Симптомы повреждений при автомобильных травмах  самые  разнообразные.
    Около половины пострадавших находятся в состоянии травматического шока и имеют множественные и сочетанные повреждения. Некоторые повреждения сразу после травмы могут протекать без четких симптомов, в том числе травмы внутренних органов (разрыв селезенки, печени, грудной аорты),  и  только несоответствие тяжести состояния внешним повреждениям  заставляет  заподозрить повреждения внутренних органов.
    Диагноз наружных повреждений  нетруден,  однако  повреждения  органов груди и живота нередко просматриваются. Пострадавших даже при  нетяжелых повреждениях необходимо наблюдать несколько часов или организовать динамическое наблюдение.
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Пиголкин Ю.И., Баринов Е.Х., Богомолов Д.В. и др. Судебная медицина. –М.: Гэотар Медицина, 2002.-360с.
    2.   Солохин А.А.. Судебная медицина. Атлас. –М.: Медицина, 1998, -512с.
    3.   Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 639 с.
    4.   Большая юридическая библиотека. // http://www.urka.ru/library
    [1] Солохин А.А.. Судебная медицина. Атлас. –М.: Медицина, 1998, -С.345-347.
     
    [2] Пиголкин Ю.И., Баринов Е.Х., Богомолов Д.В. и др. Судебная медицина. –М.: Гэотар Медицина, 2002.-С.120-124
     
    [3] Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. –С.478-479
    [4] Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. -479-480
    [5] Большая юридическая библиотека. // http://www.urka.ru/library
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Автомобильная травма ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.