Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Принятие краткосрочных решений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Принятие краткосрочных решений
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Когда добавили:
    11.08.2010 14:50:38
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение
     
    Управленческий учет представляет собой область знаний, необходимому каждому, кто занимается  управленческой деятельностью. Менеджер несет ответственность за достижение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которая использована им для планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности, а также принятия решений.
    Необходимо отметить, что одной из главных задач  бухгалтерского управленческого учета является формирование целостной картины положения дел в любой компании. Приемы и методы бухгалтерского управленческого учета позволяют дать правильные рекомендации для принятия всех видов решений, как краткосрочных,  так и долгосрочных, направленных на разрешение проблем, возникающих на предприятии.
    Принятие решений – это функция руководителя любого уровня, в подготовке которых принимают участие сотрудники данной организации, возможно, специалисты консультационных организаций. Однако в процессе своей деятельности руководители должны не просто принимать решения, а принимать грамотные решения.
    Принятие решений – это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя.
    Принятие эффективных решений руководителями любого ранга – одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды.
    В настоящее время принимаемые руководством решения по развитию и организации производства и сбыта продукции в большей степени носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. В лучшем случае отсутствие таких расчетов компенсируется богатым производственным и организаторским опытом руководителей предприятия.
    Прежде чем принять правильные решения, необходимо определить цель или руководящее направление, которые помогут принимающим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим. От этого в конечном итоге будет зависеть отбор исходной управленческой информации. Обычно, согласно экономической теории, владельцы фирмы преследуют цель получения максимальной прибыли.
    Вторым этапом процесса принятия решения является поиск ряда возможных вариантов действий, направленных на достижение поставленных целей. Это может быть и выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках, и выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках или создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.
    Необходимо учесть, что принятие краткосрочных управленческих решений характерно не только для коммерческих предприятий, но и для предприятий занимающихся в сельском хозяйстве, которые выращивают и реализуют сельскохозяйственную продукцию.
    Так в данной курсовой работе тема принятие краткосрочных решений будет рассмотрена по данным бухгалтерского управленческого учета сельскохозяйственного предприятия имени «Энгельса» Калачеевского района.
     
     
    1.   Основные понятия
     
    Понятие «принятие решения» можно трактовать как в узком, так и в широком смысле этого слава.
    · В узком смысле — это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленных на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый руководителем с помощью определенных правил.
    · В широком смысле принятие решения — это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов или же это совокупность всех этапов и стадий по подготовке решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.
    «Принятие управленческого решения – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы» [196].
    Таким образом, характерной особенностью любой ситуации связанной с принятием решения является наличие нескольких альтернативных вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение руководителя. Причем эти действия должны быть направлены как на проведение определенных изменений, так и на сохранение или поддержание существующего положения,
    Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает максимальные или минимальные критерия выбора руководителя.
    Существуют и допустимые решения (рациональные) – те, которые удовлетворяют определенным ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим.
    Обобщенной характеристикой решения является его эффективность. Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень достижения целей, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
    На предприятиях (организациях) менеджеры различных уровней постоянно принимают какие-либо решения, связанные с управлением подразделениями организации или управление бизнесом. Они должны оценивать финансовые последствия решений требующих компромиссного соотношения между затратами и выгодами различных альтернативных вариантов. Финансовая информация о различных типах затрат формирует базу для принятия решений об организационных видах деятельности.
    Можно выделить группы взаимосвязанных процессов, в которых управленческий учет непосредственно связан с принятием управленческого решения:
    ·   принятие (подготовка) управленческого решения;
    ·   выполнение принятия решения;
    ·   контроль за результатами выполнения решения;
    ·   сбор информации для последующих решений.
    Так например, информация управленческого учет необходима в первом, третьем и четвертом процессах.
    Принятие решения – это процесс выбора курса действий из двух или нескольких альтернатив, в ходе достижения поставленной цели. Процесс подготовки и реализации управленческих решений можно представить в виде набора операций, которые проиллюстрированы на рисунке 1.  
     
    Выявление проблемы, постановка цели и задач
    поиск информации об альтернативных вариантах действий
     
     
      Принятие
      (подготовка)
    Обработка информации
    управленческого
    решения
    Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов
     
     
    Осуществление выбранного варианта
    выполнение принятого
    решения
    Контроль (мониторинг) за выполнением решения и полученными результатами
     
     

    Сравнение полученных и планируемых результатов

    контроль и
    регулирование
    Корректировка действий, направленных на приведение в соответствие фактических результатов с запланированной моделью

     
    Сбор информации для последующих решений
     
     
      информация для
      последующих решений
    Рисунок 1
     
     
    2.   Принятие краткосрочных управленческих решений
     
    Краткосрочные решения – носят оперативный характер и на базе информации управленческого учета решают такие задачи, как
    · Определение точки безубыточности
    · Планирование ассортимента продукции товаров подлежащих реализации
    · Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора
    · Отказ или привлечение дополнительных заказов
    · Принятие решения по ценообразованию
    Анализ безубыточности основан на исследовании зависимости изменений объемов произведенной продукции, расходов на ее производство, объемов доходов от продаж и прибыли. Проведенный анализ поможет принять решение по установлению цены реализации продукции, регулированию объемов реализации продукции.
    На первый взгляд, кажется, что чем больше продукции реализуется, тем выше доход предприятия, а значит, и больше прибыль, следовательно, главная цель предприятия – увеличить объем производства конкурентоспособной продукции. Но при проведении анализа выясняется, что такая ситуация будет сохраняться на определенном промежутке времени, который будет ограничен производственными мощностями, количеством занятого в производстве данного продукта квалифицированного персонала, ограниченными объемами заключенных договоров на поставки необходимых  для производства материалов. Предположим, что дополнительные поставки материалов будут быстро организованы, но привлечь персонал нужной квалификации, а тем более увеличить производственные мощности в короткий промежуток времени невозможно. К тому же это повлечет за собой дополнительные значительные затраты, которые повлияют на себестоимость продукции и прибыль. Именно по этой причине следует принять, что модель безубыточности будет действовать в течение ограниченного промежутка времени, обусловленного действующими производственными возможностями.
    Под точкой безубыточности понимают такой объем выручки и такой объем производства, которые обеспечивают покрытие всех его затрат, то есть это объем затрат, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Эту точку также называют «критической» или точкой «равновесия».
    Для определения точки безубыточности на практике используют три метода: графический, математический и метод валовой прибыли (маржинального дохода).
    Графический способ приблизительно выглядит следующим образом (рис. 2).
    расходы
    и доходы
    У   С доходы
     
     
      D расходы
    F
    В  
    А   Постоянные расходы
     
     
    О     М1 М2 Х
     
    Рисунок 2
    По оси абсцисс откладывается объем производства (реализации), а по оси ординат – расходы и доходы, соответствующие объемам производства (реализации). Точка В – точка безубыточности.
    Для проведения анализа безубыточности производства можно использовать математические подходы или метод уравнений. В этом случае, также, как и при построении графической модели, принимается допущение, что цена реализации и расходы (издержки) на единицу продукции являются величинами неизменными. В результате прибыль от реализации продукции будет меняться в зависимости от произведенного объема. Такое допущение распространяется на переменные издержки и цену производимой продукции. При этом не следует забывать, что постоянные расходы не изменяются с изменением объемов производства, а являются величиной постоянной. Они обладают способностью изменяться в расчете на единицу продукции при изменении объемов производства.
    Математическую зависимость можно записать следующим образом:
    Прибыль = Выручка – Постоянные затраты – Переменные затраты
    или
     Прибыль = (Цена реализации * Количество проданных единиц)  – Постоянные затраты – (Переменные издержки на единицу продукции * Количество единиц)
    Если ввести следующие обозначения:
    NP – выручка
    х – количество проданных единиц продукции
    P – цена реализации
    B – переменные издержки
    А – совокупные постоянные затраты
    Получаем:
    NP = Px – A – Вx
    Если привести данную формулу в соответствие с условиями расчета точки безубыточности, то есть прибыль равна 0 (нулю), то точка безубыточности равна:

    Метод валовой прибыли (маржинального дохода) является альтернативным математическому методу. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки.
    Альтернативная формула выглядит следующим образом:
    Маржинальный доход – постоянные издержки = прибыли
    Так как в точке безубыточности прибыль равна нулю, то
    Маржинальный доход на единицу продукции * объем реализации = постоянные издержки
    или
    точка безубыточности = постоянные издержки /
    маржинальный доход на единицу продукции
    Перед предприятием, производящим не один вид продукции, стоит задача не только определения оптимального объема производства (анализ безубыточности), но определения ассортимента реализуемой продукции.
    Для этого предприятия анализируют рентабельность производства отдельных видов продукции и после уже решают снять с производства одно из изделий или производить его дальше. Если продукция носит положительный маржинальный доход, то конечно же  прекращение его производства может ухудшить финансовое положение организации. Если же наоборот, то предприятию лучше отказаться от производства данного вида продукции.
    Особое значение среди целей управленческого учета имеет установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги. Определяя цены в условиях рыночных отношений, нельзя подходить к этому процессу от затратного метода (как при командно-административном управлении). Необходимо анализировать положение на рынке в целом, в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер должен, в первую очередь, определить, будет ли спрос на его продукцию по такой цене.
    Задача управленческого учета состоит в том, чтобы представить менеджеру необходимую и исчерпывающую информацию для принятия правильного решения в области ценообразования. Информация должна быть многовариантной и сопоставимой, в ней должны быть продемонстрированы положительные и отрицательные результаты, которые предприятие может получить в случае принятия того или иного решения. На основании всестороннего анализа и обсуждения представленной информации  на предприятии разрабатывают политику цен на краткосрочный и среднесрочный периоды. Принимая решения о цене производимого продукта, предприятию следует использовать одновременно затратный подход к ценообразованию и ценностный подход. Схематично данные подходы представлены на рисунке 3.
    продукт
    покупатель
    Затратный подход   Ценностный подход
    технология
    затраты
    цена
    ценность товара
    покупатель
    продукт
    технология
     
    затраты
     
    цена
    ценность товара
     
     
    При затратном подходе к ценообразованию продукт производства определен изначально, уже существует технология его производства, рассчитываются затраты, определяются затраты, определяется доля прибыли на единицу продукции, цена продукта и лишь затем начинается продвижение товара на рынки.
    При ценностном подходе сначала исследуется цена и возможный объем продаж предполагаемого к производству продукта, а затем рассчитываются затраты и выбирается технология производства.
    При разумном сочетании этих двух подходов можно создать оптимальную ценовую политику и возможности для выхода предприятия на желаемый уровень прибыльности.
    Можно снижать цены реализации и при этом получать большие прибыли за счет увеличения объемов продаж или получать большие прибыли при снижении объемов и повышении цен. При этом неопровержимым аргументом будет служить знание конъюнктуры рынка.
    На предприятии должна быть такая информационная база, которая позволит вести гибкую ценовую политику. При компьютеризации управленческого учета точка безубыточности, цена безубыточности автоматически фиксируется после каждой проведенной операции по расходам или доходам предприятия.
    В управленческом учете используются два понятия: долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены.
    Долгосрочный нижний предел цены показывает какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию товара. Этот предел соответствует полной себестоимости.
    Краткосрочный нижний предел цены – цена, которая может покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».
     
     
    3.  Характеристика предприятия
     
    Данная организация образовалась на базе Калачеевского районного агропромышленного объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, которое 25 февраля 1991 года было реорганизовано техническое предприятие «Калачеевское».
    6 июля 1993 года по приказу председателя Калачеевского районного агропромышленного объединения РТП «Калачеевское» было исключено из списка предприятий и реорганизовано в кооператив «Райгросервис».  17 ноября 1997 года постановлением Главы администрации Калачеевского района было зарегистрировано сельскохозяйственное предприятие имени «Энгельса».
    Численность работников в хозяйстве составляет 204 человек. До центра города проложена асфальтированная дорога и до районного центра протяженность составляет 34 км., а до областного 60 км. Поля сосредоточены вокруг центральной усадьбы, средние размеры полей составляют 20-50 га. Средняя удаленность полей от центрального машинно-тракторного парка   3-5 км. Тип местности равнинный (без больших склонов), почвы в основном чернозем.
    Целью СХП является насыщение рынка сельскохозяйственными продуктами и потребительскими товарами.
    СХП имени «Энгельса» действует в условиях полной самостоятельности и самоуправления, хозрасчета и самофинансирования, на основе демократических принципов. Экономическую основу СХП составляет коллективная собственность на землю и средства производства. СХП не имеет вышестоящей организации.
    СХП имени «Энгельса» специализируется на производстве и реализации продукции растениеводства и животноводства.
    Продукция растениеводства:  - зерно;
    - подсолнечник;
    -  сахарная свекла.
    Продукция животноводства:  - крупный рогатый скот;
    - молодняк;
      - молоко.
    Основной задачей СХП имени «Энгельса» является получение прибыли за счет наиболее полного обеспечения спроса населения высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Основной продукцией для СХП является  зерновые, подсолнечник, сахарная свекла. Дополнительный доход предприятие получает от выполнения сельскохозяйственных и транспортных работ, для чего содержится большой машинотракторный парк.
    Различные сельскохозяйственные культуры предъявляют не одинаковые требования к почвам, температурному и водному режиму. Различных природных и экономических условий требуют для своего развития и отрасли животноводства.
    Специализация сельского хозяйства как форма общественного разделения труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении отдельной стадии в производстве готового продукта. Специализация – объективный, динамичный процесс, обусловленный, прежде всего развитием производительных сил сельского хозяйства. Специализация сельскохозяйственного производства имеет отличительные черты, обусловленные особенностями отрасли. В сельском хозяйстве разделение труда не может быть таким глубоким, как в промышленности, где на ряду со специализацией производства отдельных видов продукции осуществляется разделение труда по технологическим процесса, выпуск частей или деталей. Производство лишь немногих продуктов может быть выделено в качестве совершенно самостоятельного сосредоточенного на узкоспециализированных предприятиях.
      Специализацию СХП имени «Энгельса» характеризует преимущественное развитие отдельных отраслей, что ведет к обособлению производства различных видов продукции. В результате достигается максимальное увеличение производства при наименьших затратах труда и средств, обеспечивается высокая производительность труда и низкие затраты материальных ресурсов на единицу продукции. Для анализа специализации хозяйства необходимо знать структуру товарной продукции. ( таб.).
       
    Таблица
    Структура денежной выручки СХП имени «Энгельса»
     
     
    Виды продукции и отрасли
    2004 г.
    2005 г.
    Сумма за 2 года
    Тыс.руб.
    % к итогу
    Тыс.руб.
    % к итогу
    Тыс.руб.
    % к итогу
    Продукция отрасли растениеводства, всего:
     
    5860
     
    76,9
     
    5746
     
    62,5
     
    11606
     
    69,0
    в том числе: зерно
    2163
    28,4
    2237
    24,3
    4400
    26,2
    сахарная свекла
    420
    5,5
    435
    4,7
    855
    5,1
    подсолнечник
    1317
    17,3
    1983
    21,6
    3300
    19,6
    пр-ция реализов.в   перераб. Виде
     
     
    1928
     
    25,3
     
    1073
     
    11,7
     
    3001
     
    17,8
    прочая пр-ция отрасли
     
    32
     
    0,4
     
    18
     
    0,2
     
    50
     
    0,3
    Продукция жив-ва, всего:
     
    1686
     
    22,1
     
    3331
     
    36,2
     
    5017
     
    29,8
    в том числе: молоко
    928
    12,2
    2679
    29,1
    3607
    21,4
    мясо: КРС
    свиней
    402
    5,3
    350
    3,8
    752
    4,5
    пр-ция реализов.в перераб.виде
     
    315
     
    4,1
     
    279
     
    3,0
     
    594
     
    3,5
    прочая пр-ция отрасли
     
    41
     
    0,5
     
    23
     
    0,2
     
    64
     
    0,4
    Другие виды деятельности
     
    74
     
    1,0
     
    123
     
    1,3
     
    197
     
    1,2
    Всего по предприятию
     
    7620
     
    100
     
    9200
     
    100
     
    16820
     
    100
     
    Обследуемое хозяйство не имеет ярко выраженной специализации. Наибольший удельный вес в товарной продукции занимает растениеводство – более 69 %. Большое значение в экономике хозяйства занимает производство и реализация зерна. Доля зерновых в товарной продукции составляет более 25 %. Кроме того часть зерна остается в хозяйстве на семена и корм скоту. Если продукция растениеводства, реализована в переработанном виде, это подсолнечное масло, то наибольший удельный вес в товарной продукции занимает подсолнечник – 37,5 %. Продукция животноводства занимает не очень значительное место в экономике хозяйства. Тем не менее за два года наблюдается рост удельного веса молока в товарной продукции более чем в 2,5 раза.
    Отрасль животноводства развиваются на предприятии в целях устойчивого улучшения экономических результатов его деятельности. В производственно – экономическом плане отрасли животноводства позволяют:
    ·   преобразовать товарную продукцию растениеводства в более ценные виды продукции, а нетоварную продукцию кормопроизводства, непригодную для пищевых целей, - в высокоценные продукты питания;
    ·   обеспечить отрасли растениеводства ценными органическими удобрениями;
    ·   дополнить севообороты кормовыми культурами, положительно влияющими на плодородие почвы и являющимися хорошими предшественниками для товарных культур растениеводства.
     
     
    4. Принятие краткосрочных решений на примере СХП имени «Энгельса» Калачеевского района
    Для принятия краткосрочных решений на СХП имени «Энгельса» необходимо будет решить следующие поставленные задачи:
    ·   определение точки  безубыточности
    ·   планирование ассортимента продукции, подлежащих реализации
    ·   определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора
    ·   принятие решения по ценообразованию
    Как было рассмотрено выше, точку безубыточности или критическую точку можно найти тремя способами:
    1)   Математический метод (метод уравнения)
    Для вычисления точки безубыточности данным методом необходимо записать формулу:
    Прибыль = Выручка – Постоянные затраты – Переменные затраты
    или
    Прибыль = (Цена реализации * Количество проданных единиц)  – Постоянные затраты – (Переменные издержки на единицу продукции * Количество единиц),
    где х – объем реализации в точке безубыточности
    Найдем точку безубыточности зерна в 2004г.. Для этого нам потребуются следующие данные из Приложения 1 (табл. )
      Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    зерно
    2163000
    12350
    175,14
    1210000
    97,98
    237000
    Получаем:
    175,14х – 97,98х – 237000 = 0 (так как в точке безубыточности у предприятия нет еще прибыли, но и нет убытков)
    77,16х = 237000
    Х = 3072
    Таким образом, СХП имени «Энгельса» необходимо было реализовать 3072 ц зерна в 2004 году, чтобы работать безубыточно.
    Далее определим точку безубыточности для подсолнечника в 2004 г.. Нам потребуется следующие данные из Приложения 1 (табл. )
    Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    подсолнечник
    1317000
    6590
    199,85
    822000
    124,73
    237000
     
    Получаем следующее уравнение:
    199,85х – 124,73х – 237000 = 0
    75,12х = 237000
    Х = 3155
    Таким образом, при реализации 3155 ц подсолнечника в 2004 году СХП имени «Энгельса» не будет нести убытков и иметь прибыли.
    Далее определим точку безубыточности по всему растениеводству СХП имени «Энгельса».
    Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    растениеводство
    5860000
    27086
    216,35
    4608000
    170,12
    237000
     
    В результате получаем:
    216,35х – 170,12х – 237000 = 0
    46,23х = 237000
    Х = 5126
    Так при реализации продукции растениеводства  в размере 5126 ц СХП имени «Энгельса» не понесет убытков, но и не получит прибыли.
     
    Далее рассмотрим точку безубыточности в продукции животноводства в 2004 году, на примере молока. Для этого потребуются следующие данные из Приложения 1 (табл.  )
    Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    молоко
    1390000
    3793
    366,46
    1327000
    349,85
    73000
     
    Получаем следующее уравнение:
    366,46х – 349,85х – 73000 = 0
    16,61х = 73000
    Х = 4395
    Так при продаже молока в размере 4395 ц СХП имени «Энгельса» будет работать безубыточно.
    2)   Метод маржинального дохода  или валовой прибыли
    Данный метод альтернативен математическому методу.
    Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными издержками.
    Данные по всем видам продукции как растениеводству так и животноводству представлены в таблице   .
    Таблица
     
    Продукция
    Выручка от реализации единицы
    Переменные издержки на единицу
    Маржинальный доход
    Постоянные издержки
    Точка безубыточности
    Зерно
    Подсолнечник
    Растениеводство
    Молоко
    175,14
    199,85
    216,35
    366,46
    97,98
    124,73
    170,12
    349,85
    77,16
    75,12
    46,23
    16,61
    237000
    237000
    237000
    73000
    3072
    3155
    5126
    4395
     
    Однако для принятия перспективных решений полезным является соотношение маржинального дохода и выручки от реализации, то есть определение маржинального дохода в процентах от выручки. Выполняется этот расчет по следующим расчетам:

    Расчеты представим в таблице  .
    Таблица
     
    Продукция
    Выручка от реализации единицы
    Маржинальный доход
    Соотношение, %
    Зерно
    Подсолнечник
    Растениеводство
    Молоко
    175,14
    199,85
    216,35
    366,46
    77,16
    75,12
    46,23
    16,61
    44
    37
    21
    4
     
    Это означает: а) что на каждые 100 рублей реализации зерна маржинальный доход  составит 44 рубля.
    б) что на каждые 100 рублей реализации подсолнечника маржинальный доход  составит 37 рублей.
    в) что на каждые 100 рублей реализации молока маржинальный доход  составит 4 рублей.
    Таким образом, если запланировать выручку от реализации продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Допустим, выручка от реализации зерна должна составить 2500000 рублей, тогда маржинальный доход составит 1100000 рублей. Чтобы определить операционную прибыль (прибыль до налогообложения) просто необходимо из этой суммы вычесть совокупные постоянные издержки на реализацию зерна: 1100000 – 237000 = 863000 руб., то есть в запланированном совокупном доходе (2500000 рублей) прибыль от реализации зерна составит  863000 рублей.
    Как правило, во многих случаях эти расчеты проводятся для определенной масштабной базы. В связи с тем, что у нас этих условий нет, предположим, что интервал в товарообороте 2004 года зерна, подсолнечника, растениеводства и молока составят соответственно от 2027 до 4086 ц, от 2082 до 4196 ц, от 3383 до 6818 ц,  от 2900 до 5845 ц. Допустим, что вне этих диапазонов анализируемые показатели, такие как совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты уже не считаются постоянными.
    Определим теперь кромку безопасности для каждого вида продукции, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем СХП имени «Энгельса» начнет нести убытки.
    Из расчетов видно, что точка безубыточности зерна в 2004 году находится на уровне 3072 ц, что в денежном выражении составит 538030 рублей (3072*175,14). Если объем реализации зерна ожидается 3594 ц или 629453 руб., то кромка безопасности будет равна 3594 – 3072 = 522 ц или 91423 рублей.
    Далее рассчитаем кромку безопасности для подсолнечника в 2004 году. Получаем, 3691 – 3455 = 236 ц  или 47165 рублей.
    Для растениеводства в 2004 году в целом, кромка безопасности равна 5997 – 5126 = 871 ц или 188441 рублей.
    Для продукта животноводства (молока) получаем  5142 – 4395 = 747 ц или  273746 рублей.
    Кроме того уровень кромки безопасности можно выразить и в процентах, используя формулу:
     
     
    Теперь подставим все значения в формулу и получим (табл. 
     
    Таблица
     
    Продукция
    Планируемая выручка
    Точка безубыточности
    Кромка безубыточности, %
    Зерно
    Подсолнечник
    Растениеводство
    Молоко
    629453
    737646
    1297451
    1884337
    538030
    630527
    1109010
    1610592
    14,5
    14,5
    14,5
    14,5
     
    3)   Графический метод
    Как правило, существует три варианта построения графика безубыточности.
    - график безубыточности (1 вариант)
    Данный график состоит из двух прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат зерно в 2004 году (у1) и прямой, отражающей поведение выручки от реализации зерна (у2), в зависимости от изменения объемов реализации.
    На оси абсцисс откладываем объем реализации зерна в 2004 году в натуральных единицах измерения, на оси ординат – расходы и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых и будет точкой безубыточности или точкой равновесия (точка А) (рис. ).
    Поведение совокупных затрат зерна выражается следующим образом:
    , где х – объем реализации зерна
    Зависимость выручки от реализации представлена в виде:
    Прямые затрат и выручки (у1 и у2) пересекаются в точке А, соответствующей объему реализации зерна в 3072 ц.
    Вертикальными линиями из точек с координатами 2027 и 4086 ц обозначается масштабная база, в рамках которой выполняются расчеты. Интервал в объеме продаж от 2027 до 3072 ц зерна представляет собой зону убытков. По графику видно, что в этом интервале прямая у1 находится выше прямой у2, то есть затраты выше чем выручка.
    Если объем реализации зерна превысит 3072 ц, то прямая затрат у1 будет ниже прямой выручки у2. Этот интервал – зона прибыли.
    Если в рамках масштабной базы выбрать любое значение объема продаж зерно, то по графику можно определить размер соответствующих ему прибыли и маржинального дохода.
    Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж 3594 ц зерна получаем пересечение прямых у2 и у1 в точках   В и С. Отрезок FB характеризует выручку от реализации в точку F, отрезок FC – размер совокупных затрат в этой точке, отрезок ВС – прибыль в точке F.
    Для графического определения маржинального дохода в точке F графически изобразим поведение переменных издержек, которое описывается формулой:
    Таким образом, отрезок FD будет показывать размер совокупных переменных издержек при реализации 3594 ц зерна, а отрезок CD – маржинальный доход.

    Рисунок
    - график безубыточности (2 вариант)
    Для построения второго варианта графика необходимы будут следующие данные:
     - совокупные затраты
      - выручка от реализации
      - постоянные издержки
    Таким образом, переменные издержки будут равны расстоянию между линиями у1  (совокупные издержки) и у4 (постоянные затраты) (рис. ).
    В анализируемой точке F размер переменных затрат выражен отрезком CD, а постоянные издержки – отрезком FD. BC – прибыль СХП имени «Энгельса» в точке F. Отрезок FB – объем выручки от реализации зерна, маржинальный доход равен сумме отрезков BC и FD.
    Рисунок  
     
     
    - график безубыточности (3 вариант)
    На данном графике ось абсцисс – уровень объема реализации, а ось ординат – прибыль и убытки (рис. ). Прибыль (убытки) наносятся на график для каждого из уровней реализации. Эти точки соединяются линией прибыли. Точка безубыточности (точка А) расположена там, где линия прибыли пересекает ось абсцисс.
    Если объем реализации зерна равен 0 (нуль), то максимальные убытки будут равны постоянным затратам, то есть 237000 рублей.  Каждый центнер реализованного зерна приносит 77,16 рублей. Если СХП имени «Энгельса» в 2004 году реализует 3594 ц зерна, то прибыль составит 277313 рублей.
    Рисунок
     
     
    Далее построим графики безубыточности подсолнечника, по всему растениеводству в 2004 году, а также по одному из продуктов животноводства – молока. 
    Для построения графика безубыточности подсолнечника в 2004 году (Приложения ) нам потребуются следующие данные:




    Для построения графика безубыточности всего растениеводства в 2004 году СХП имени «Энгельса» (Приложения ) нам потребуются следующие данные:




    Для построения графика безубыточности одного из продуктов животноводства – молока  в 2004 году (Приложения ) потребуются такие данные, как:




     
     
    Далее спланируем ассортимент продукции, подлежащий реализации в 2004 году в СХП имени «Энгельса». Для этого потребуется сформировать следующую таблицу с данными (табл.  )
    Таблица
     
    РАСХОДЫ
    Вид продукции
    зерно
    подсолнечник
    Переменные расходы на единицу – всего
      в том числе:
    семена
    удобрения минеральные и органические
    затраты на содержание ОС
    ГСМ
    оплата труда
    прочие
    97,98
     
    19,3
    9,8
    43,56
    13,17
    12,15
    -
    124,73
     
    4,86
    13,2
    51,14
    16,99
    15,93
    22,61
    Постоянные расходы
    237000
     
    Допустим структура реализации продукции растениеводства такова: реализация зерна – 65%, реализация подсолнечника – 35%. СХП имени «Энгельса» ставит перед собой задачу получить прибыль в размере 50000 рублей.
    В соответствии с долей каждого наименования продукции растениеводства в общем объеме продаж распределим между ними суммы постоянных расходов:
    зерно – 237000 * 0,65 = 154050 рублей
    подсолнечник   – 237000 * 0,35 = 82950 рублей
    Далее распределим уровень желаемой прибыли от продажи каждого вида продукции растениеводства:
    зерно – 50000 * 0,65 = 32500 рублей
    подсолнечник   – 50000 * 0,35 = 17500 рублей
    Далее руководству СХП имени «Энгельса» необходимо будет узнать, сколько центнеров каждого вида продукции растениеводства необходимо продать, чтобы получить эту прибыль в 50000 рублей. Для этого нам потребуется формула:
    Выручка от реализации  – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
    Принимая объем ожидаемой реализации за х, получаем:
    для зерна:
    175,14х – 97,98х – 154050 = 32500
    77,16х = 186550
    Х = 2418 ц
    для подсолнечника:
    199,85х – 124,73х – 82950 = 17500
    75,12х = 100450
    Х = 1337 ц
    Полученные результаты сведем в таблицу (табл.  )
    Таблица
     
    № строки
    Показатели
    Зерно
    Подсолнечник
    Всего
    1
    2
    3
    4
    5
     
    6
     
    7
    8
    Объем реализации, ед.
    Цена единицы, руб.
    Выручка, руб. (стр.1*стр.2)
    Переменные расходы на ед., руб.
    Маржинальный доход на ед., руб. (стр.2 – стр.4)
    Совокупный маржинальный доход (стр.5* стр.1), руб.
    Постоянные расходы, руб.
    Операционная прибыль
     (стр.6 – стр.7), руб.
    2418
    175,14
    423489
    97,98
    77,16
     
    186573
    -
    -
    1337
    199,85
    267199
    124,73
    75,12
     
    100435
    -
    -
    3755
    -
    690688
    -
    -
     
    287008
    237000
    50008
     
    Далее проанализируем рентабельность отдельных видов продукции растениеводства. Рентабельность – это отношение прибыли к полной себестоимости. 
    Теперь определим полную себестоимость зерна и подсолнечника. Для этого необходимо постоянные расходы распределить между всеми позициями производственной программы. За базу распределения постоянных расходов примем затраты на содержание основных средств. Тогда на долю зерна приходится постоянных затрат в сумме:
     рублей
    Ожидаемый объем реализации зерна 2418 центнера, следовательно, постоянные расходы в расчете на 1 центнер составит
     рублей
    Для подсолнечника получим:
     рублей
    в расчете на единицу:
     рублей
    Используя результаты расчета, определим рентабельность каждого вида продукции растениеводства (табл. ).
    Таблица
     
    № строки
    Показатели
    Зерно
    Подсолнечник
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    Переменные затраты
    Постоянные затраты
    Полная себестоимость, руб. (стр.1 + стр.2)
    Цена, руб.
    Прибыль (стр.4 – стр.3), руб.
    Рентабельность (стр.5 : стр.3)*100,%
    97,98
    45,08
    143,06
    175,14
    32,08
    22,42
    124,73
    95,73
    220,46
    199,85
    -20,61
    -9,35
     
    Выполненные расчеты свидетельствуют об убыточности производства подсолнечника (-9,35%).
     Для сравнения данных 2004 года и 2005 года выполним некоторые расчеты.
     
     
    Для начала найдем точку безубыточности зерна в 2005г.. Для этого нам потребуются данные из Приложения 1 (табл. )
      Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    зерно
    2237000
    18094
    123.63
    1381000
    76.32
    126000
    Получаем:
    123.63х – 76.32х – 126000 = 0
    47.31х = 126000
    Х = 2663
    Таким образом, СХП имени «Энгельса» необходимо было реализовать 2663 ц зерна в 2005 году, чтобы предприятие работало безубыточно.
    Определим точку безубыточности для подсолнечника в 2005 г.. Нам потребуется следующие данные из Приложения 1 (табл. )
    Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    подсолнечник
    1983000
    4882
    406,19
    434000
    88,90
    126000
     
    Получаем следующее уравнение:
    406,19х – 88,90х – 126000 = 0
    317,29х = 126000
    Х = 397
    Таким образом, при реализации 397 ц подсолнечника в 2005 году СХП имени «Энгельса» не будет нести убытков, но в тоже время не будет иметь прибыли.
    Теперь определим точку безубыточности по всему растениеводству СХП имени «Энгельса» в 2005 году.
     
    Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    растениеводство
    5746000
    30642
    187,52
    4073000
    132,92
    126000
     
    В результате получаем:
    187,52х – 132,92х – 126000 = 0
    54,6х = 126000
    Х = 2308
    Таким образом, при реализации продукции растениеводства  в размере 2308 ц СХП имени «Энгельса» не понесет убытков, но и не получит прибыли.
    Рассмотрим точку безубыточности в продукции животноводства в 2005 году. Для этого воспользуемся данными из Приложения 1 (табл.  )
    Таблица
     
    Продукт
    Выручка
    Продано
    Цена
    Переменные издержки (всего)
    Переменные издержки на единицу
    Постоянные издержки
    молоко
    2679000
    6604
    405,66
    2605000
    394,46
    121000
     
    Получаем следующее уравнение:
    405,66х – 394,46х – 121000 = 0
    11,2х = 121000
    Х = 10804
    Так при продаже молока в размере 10804 ц СХП имени «Энгельса» будет работать безубыточно.
     Далее определим точку безубыточности маржинальным способом.
    Данные по всем видам продукции растениеводства и животноводства представлены в таблице   .
     
    Таблица
     
    Продукция
    Выручка от реализации единицы
    Переменные издержки на единицу
    Маржинальный доход
    Постоянные издержки
    Точка безубыточности
    Зерно
    Подсолнечник
    Растениеводство
    Молоко
    123,63
    406,19
    56,74
    187,52
    76,32
    88,90
    132,92
    394,46
    47,31
    317,29
    54,6
    11,2
    126000
    126000
    126000
    121000
    2663
    397
    2308
    10804
     
    Теперь определим соотношение маржинального дохода и выручки от реализации, то есть определим какую долю в процентах маржинальный доход занимает от выручки, то есть

    Расчеты представлены в таблице  .
    Таблица
     
    Продукция
    Выручка от реализации единицы
    Маржинальный доход
    Соотношение, %
    Зерно
    Подсолнечник
    Растениеводство
    Молоко
    123,63
    406,19
    56,74
    187,52
    47,31
    317,29
    54,6
    11,2
    38
    78
    96
    6
     
    Это означает: а) что на каждые 100 рублей реализации зерна маржинальный доход  составит 38 рубля.
       б) что на каждые 100 рублей реализации подсолнечника маржинальный доход  составит 78 рублей.
    в) что на каждые 100 рублей реализации молока маржинальный доход  составит 6 рублей.
    Таким образом, если запланировать выручку от реализации продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Допустим, выручка от реализации подсолнечника должна составить 2500000 рублей, тогда маржинальный доход составит 1950000 рублей. Чтобы определить операционную прибыль (прибыль до налогообложения) вычтем из этой суммы совокупные постоянные издержки на реализацию подсолнечника: 1950000 – 126000 = 1824000 рублей, то есть в запланированном совокупном доходе (2500000 рублей) прибыль от реализации подсолнечника составит  1824000 рублей.
    Как правило, во многих случаях эти расчеты проводятся для определенной масштабной базы. В связи с тем, что как и в 2004 году у нас этих данных и условий нет, то предположим, что интервал в товарообороте 2005 года зерна, подсолнечника, растениеводства и молока составят соответственно от 1756 до 3542 ц, от 262 до 528 ц, от 1523 до 3070 ц,  от 7131 до 14369 ц. и что вне этих диапазонах анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными.
    Теперь определим кромку безопасности для каждого вида продукции, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем СХП имени «Энгельса» начнет нести убытки.
    Из расчетов видно, что точка безубыточности зерна в 2005 году находится на уровне 2663 ц, что в денежном выражении составит 329227 рублей (2663*123,63). Если объем реализации зерна ожидается 3116 ц или 385231 руб., то кромка безопасности будет равна 3116 – 2663 = 453 ц или 56004 рублей.
    Рассчитаем кромку безопасности для подсолнечника в 2005 году. Получаем, 465 – 397 = 68 ц  или 27621 рубль.
    Для растениеводства в 2005 году в целом, кромка безопасности составит 2700 – 2308 = 392 ц или 22242 рубля.
    Для продукта животноводства (молока) – 12641 – 10804 = 1837 ц или  344474 рубля.
    Выразим  уровень кромки безопасности в процентах, используя формулу:
     
     
    Все рассчитанные значения представим в табл. 
     
    Таблица
     
    Продукция
    Планируемая выручка
    Точка безубыточности
    Кромка безубыточности, %
    Зерно
    Подсолнечник
    Растениеводство
    Молоко
    385231
    188878
    153198
    2370440
    329227
    161257
    130956
    2025966
    17
    15
    15
    15
     
    4)   Графический метод
    Для построения графиков безубыточности всех трех вариантов  необходимы будут следующие данные:
    - для построения графиков безубыточности зерна (Приложения .) 




    - для построения графика безубыточности подсолнечника в 2005 году (Приложения ):




    - для построения графика безубыточности растениеводства СХП имени «Энгельса» (Приложения ):




    - для построения графика безубыточности продукта животноводства молока  (Приложения ):




    Далее спланируем ассортимент продукции, подлежащий реализации в 2005 году в СХП имени «Энгельса». Для этого потребуется сформировать таблицу с данными (табл.  )
    Таблица
     
    РАСХОДЫ
    Вид продукции
    зерно
    подсолнечник
    Переменные расходы на единицу – всего
      в том числе:
    семена
    удобрения минеральные и органические
    затраты на содержание ОС
    ГСМ
    оплата труда
    прочие
    97,98
     
    19,3
    9,8
    43,56
    13,17
    12,15
    -
    124,73
     
    4,86
    13,2
    51,14
    16,99
    15,93
    22,61
    Постоянные расходы
    237000
     
    Допустим структура реализации продукции растениеводства такова: реализация зерна – 65%, реализация подсолнечника – 35%. СХП имени «Энгельса» ставит перед собой задачу получить прибыль в размере 50000 рублей.
    В соответствии с долей каждого наименования продукции растениеводства в общем объеме продаж распределим между ними суммы постоянных расходов:
    зерно   – 237000 * 0,65 = 154050 рублей
    подсолнечник   – 237000 * 0,35 = 82950 рублей
    Далее распределим уровень желаемой прибыли от продажи каждого вида продукции растениеводства:
    зерно – 50000 * 0,65 = 32500 рублей
    подсолнечник   – 50000 * 0,35 = 17500 рублей
    Далее руководству СХП имени «Энгельса» необходимо будет узнать, сколько центнеров каждого вида продукции растениеводства необходимо продать, чтобы получить эту прибыль в 50000 рублей. Для этого нам потребуется формула:
    Выручка от реализации  – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
    Принимая объем ожидаемой реализации за х, получаем:
    для зерна:
    175,14х – 97,98х – 154050 = 32500
    77,16х = 186550
    Х = 2418 ц
    для подсолнечника:
    199,85х – 124,73х – 82950 = 17500
    75,12х = 100450
    Х = 1337 ц
    Полученные результаты сведем в таблицу (табл.  )
    Таблица
     
    № строки
    Показатели
    Зерно
    Подсолнечник
    Всего
    1
    2
    3
    4
    5
     
    6
     
    7
    8
    Объем реализации, ед.
    Цена единицы, руб.
    Выручка, руб. (стр.1*стр.2)
    Переменные расходы на ед., руб.
    Маржинальный доход на ед., руб. (стр.2 – стр.4)
    Совокупный маржинальный доход (стр.5* стр.1), руб.
    Постоянные расходы, руб.
    Операционная прибыль
     (стр.6 – стр.7), руб.
    2418
    175,14
    423489
    97,98
    77,16
     
    186573
    -
    -
    1337
    199,85
    267199
    124,73
    75,12
     
    100435
    -
    -
    3755
    -
    690688
    -
    -
     
    287008
    237000
    50008
     
    Далее проанализируем рентабельность отдельных видов продукции растениеводства. Рентабельность – это отношение прибыли к полной себестоимости. 
    Теперь определим полную себестоимость зерна и подсолнечника. Для этого необходимо постоянные расходы распределить между всеми позициями производственной программы. За базу распределения постоянных расходов примем затраты на содержание основных средств. Тогда на долю зерна приходится постоянных затрат в сумме:
     рублей
    Ожидаемый объем реализации зерна 2418 центнера, следовательно, постоянные расходы в расчете на 1 центнер составит
     рублей
    Для подсолнечника получим:
     рублей
    в расчете на единицу:
     рублей
    Используя результаты расчета, определим рентабельность каждого вида продукции растениеводства (табл. ).
    Таблица
     
    № строки
    Показатели
    Зерно
    Подсолнечник
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    Переменные затраты
    Постоянные затраты
    Полная себестоимость, руб. (стр.1 + стр.2)
    Цена, руб.
    Прибыль (стр.4 – стр.3), руб.
    Рентабельность (стр.5 : стр.3)*100,%
    97,98
    45,08
    143,06
    175,14
    32,08
    22,42
    124,73
    95,73
    220,46
    199,85
    -20,61
    -9,35
     
    Выполненные расчеты свидетельствуют об убыточности производства подсолнечника (-9,35%).
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Принятие краткосрочных решений ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.