Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Управление дебиторской задолженностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Управление дебиторской задолженностью
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Когда добавили:
    11.08.2010 17:30:08
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание
     
    Введение
    3
    1 Общие понятия и сущность дебиторской задолженности
    6
    1.2 Задачи  управления дебиторской задолженности
    9
    1.3 Организационно-экономическая характеристика ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»
    14
    1.4 Оценка затрат в системе управленческого учета
    19
    1.5 Система учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
     
    24
    2 Управление дебиторской задолженностью в ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»
     
    29
    3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ФГУ «Госсеминспекция по курганской области»
     
     
    41
    Выводы и предложения
    44
    Приложения
    48
    Список литературы
    51
     
    Введение
     
    Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
    Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия.
    Учет информации возникает в первичных документах, отчетах, за тем группируется в сводных документах, за тем  производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах. После происходит обобщение сводной  информации и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделам – главно-экономическим и бухгалтерией.
    Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.
    Бухгалтера, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами – аналитиками. К функциям  бухгалтера – аналитика относят: планирования, контроль и стимулирование. На стадии планирования бухгалтер – аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые сводятся им в общий бюджет, предоставляемый на утверждение руководству. Современный бухгалтер – аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового планирования.
    По окончании отчетного периода бухгалтер – аналитик составляет отчеты об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. Таким образом, бухгалтер – аналитик осуществляет в организации управленческий контроль.
    Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером – аналитиком, стимулируют деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты. Своей деятельностью бухгалтер – аналитик создает основу для повышения эффективности управления предприятием.
    Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах.
    Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от производственных расходов.
    Все предприятия стараются производить реализацию товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.
    Предметом исследования курсовой работы является -  «Управление дебиторской задолженностью»
    Должник, дебитор – это одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.
    Дебиторская задолженность – это денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой процесс хозяйственной деятельности предприятия.
    Проблема ликвидности дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации.
    Решение этой проблемы требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что в свою очередь является одним из видов укрепления финансового положения предприятия.
    Управление дебиторской задолженностью – это процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. 
    Объектом исследования является ФГУ «Государственная семенная инспекция по Курганской области», цель исследования работы – анализ состояния дебиторской задолженности и систематизация проблем, поиск эффективных, более улучшенных  форм управления дебиторской задолженностью на предприятии. Периодом исследования является 2002 -2005года.
    Поставленные задачи: изучить информацию, охарактеризовать объект, исследовать объект, нахождение путей улучшения в работе предприятия.
    В работе использовались статистические, графические, аналитические, учетно-оценочные способы, приемы и методы.
    Источниками информации послужили бухгалтерская, статистическая, текущая отчетность, данные аналитического учета, учетной политики, первичная документация.  
     
    1. Общие понятия и сущность дебиторской задолженности
     
    Должник, дебитор – это одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.
    Дебиторская задолженность – это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.
    В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий – поставщиков с предприятиями – покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она  является  образованием  кредиторской задолженности у покупателя.
    Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Причем, при современной структуре баланса любого предприятия она имеет место, как в первом, так и во втором его разделах. 
    Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
    Дебиторская задолженность  - это действительно одна из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов развивающейся рыночной экономики.
    Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.
    Однако  в реальной практике возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятия, а иногда приводит к банкротству.
    Являясь частью оборотных активов , а именно частью фондов обращения дебиторская задолженность, а особенно неоправданная, резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.
    По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К  нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а так же действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений. 
    Дебиторская задолженность бывает внутренней и внешней. Она подразделяется на кратко- и долгосрочную. Срок погашения краткосрочной задолженности после отчетной даты не превышает одного года. Задолженность всегда носит срочный характер (фиксирована во времени). При этом она может быть просроченной; наличной, безналичной; оформленной векселями; сомнительной; безнадежной и не вызывающей сомнений (устранимой).
    Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.
    Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях «Счета к получению» и «Векселя полученные». Счета к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимости проданных в кредит товаров и услуг по так называемому «открытому счету» без письменного обязательства уплаты заемщиком. Вексель полученный – это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и про­цента.
    К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие  статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебитор­ская задолженность по дивидендам и процентам) и др.
    Дебиторская задолженность является активом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение.
    Актив дебиторской задолженности имеет три существенных характеристики:
    1) он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост денежных средств;
    2) активы представляют собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения;
    3) к активам не относится выгода, которая будет получена в будущем, но в настоящее время не находится под контролем предприятия.
     
     
    1.2 Задачи управления дебиторской задолженностью
     
    В последние годы обострилась проблема управления дебиторской задолженностью в связи с замедленностью платежного оборота между предприятиями.
    Дебиторская задолженность может быть вызвана просрочкой платежей, недостачами, растратами, хищениями, порчей ценностей. В последнее время резко возросла несвоевременность в оплате счетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Это приводит к тому, что предприятия изготовители значительную массу оборотных средств отвлекают из оборота на неопределенное время.
    Дебиторская задолженность – это важный компонент оборотного капитала. Дебиторская задолженность – подразумевает будущую экономическую выгоду, которая тем или иным образом обеспечит прирост денежных средств.
    Управление дебиторской задолженностью должно входить составным элементом в общую политику управления оборотными средствами предприятия и корреспондировать с другими ее элементами. Значение проблемы в том, что с уменьшением дебиторской задолженности у предприятия уменьшается потребность в оборотных средствах.
    В последнее время приобрели актуальность резервы по сомнительным долгам, формируемые за счет балансовой прибыли. Создаваемый резерв служит источником пополнения оборотных средств, авансированных в операции по реализации товаров, работ и услуг. Сомнительными долгами считаются те виды дебиторской задолженности, которые не погашены в установленные сроки и не обеспечены юридически полноценными обязательствами или гарантиями. 
    Управление дебиторской задолженностью начинается с ее анализа в предшествующем периоде, выявление возможностей предприятия в предоставление коммерческого кредита, проводится анализ эффективности кредитной политики и потерь от отвлечения части оборотных средств.
    Анализ дебиторской задолженности – это анализ ее объема, состава и структуры, в процессе которого изучаются удельные веса различных составляющих. Первостепенное внимание обращают на превалирующие элементы, а так же на долю сомнительной дебиторской задолженности. 
    Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:
    1) проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;
    2) проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;
    3) проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;
    4) проверка своевременности правильности оформления и предъявления  претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;
    5) разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.
    Дебиторская задолженность изучается посредством горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса. В рамках горизонтального анализа рассматриваются ее динамика за отчетный период (либо за несколько периодов), а при вертикальном анализе рассматриваются, изменение ее доли в составе имущества предприятия.
    Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.
    Управление дебиторской задолженностью подразумевает:
    1) выработка политики управления и принципов формирования;
     2) планирование дебиторской задолженности, ее лимитов и нормативов, а в случае необходимости, планирование ее снижения, как в целом, так  и в разрезе отдельных групп дебиторов, формирование оптимальных размеров дебиторской задолженности;
     3) формирование оптимальных норм расчетов с покупателями, максимальное использование предоплаты (даже частичной); 
    4) более тонкое, нежели в балансе, ранжирование задолженности по срокам, например по декадам и месяцам;
    5) постоянный мониторинг влияния дебиторской задолженности на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, за долей отвлекаемых в задолженность оборотных средств;
    6) стимулирование досрочной оплаты за продукцию (услуги);
    7) стимулирование своевременной оплаты продукции  (работ, услуг) через выведение системы поощрений и системы санкций за несвоевременную выплату дебиторской задолженности;
    8) корректировку состава контрагентов с целью минимизации доли и «отсева» финансово не благонадежных контрагентов;
    9) оперативный анализ управления текущей дебиторской задолженностью;
    10) составление документации (журнала учета сомнительной задолженности) и проведение других мероприятий с целью учета и недопущений образования (или минимизации) сомнительной дебиторской задолженности;
    11) компенсацию потерь от дебиторской задолженности путем их возможного включения в цену реализуемой продукции, оказываемых работ и услуг;
    12) осуществление комплекса мер с целью недопущения неоправданного рост дебиторской задолженности;
    13) использование бартерных отношений для уменьшения взаимной задолженности;
    14) персонализацию работы с дебиторской задолженностью;
    15) полное использование правовых мер для взыскания дебиторской задолженности.
    Каждое предприятие обязано вести учет просроченной дебиторской задолженности и ежеквартально составлять перечень предприятий – дебиторов и сдавать в налоговые органы в качестве приложения к балансу. Предприятие – недоимщик предоставляет в налоговый орган заявление на взыскание платежей в бюджет с дебиторов на сумму недоимки, не превышающую просроченную дебиторскую задолженность, и акт выверки суммы просроченной дебиторской задолженности. Предприятие – недоимщик обязано направить уведомление в адрес предприятия – дебитора об обращении на него взыскания по погашению недоимки по платежам в бюджет в счет просроченной дебиторской задолженности с указанием суммы, даты и номера документов, по которым образовалась просроченная дебиторская задолженность, и вида просроченной дебиторской задолженности.
    Налоговые органы по месту регистрации предприятия – недоимщика проверяют способность предприятия – дебитора произвести расчеты по платежам в бюджет предприятия – недоимщика в счет просроченной дебиторской задолженности и выписывают инкассовое поручение на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его платежам в бюджет от его дебиторов в размере, ограниченном суммой недоимки по платежам в бюджет, начисленных штрафов и пени за несвоевременное перечисление платежей. Все экземпляры инкассового поручения налоговый орган самостоятельно доставляет в налоговый орган по месту нахождения предприятия-дебитора, который передает их  в банк, обслуживающий предприятие-дебитора.
    В случае отказа предприятия-недоимщика представить в налоговый орган заявление на взыскание платежей в бюджет с дебитора налоговый орган по своему усмотрению установить и выверить наличие дебиторской задолженности и произвести списание средств с предприятия – дебитора в бесспорном порядке с уведомлением об этом предприятия – недоимщика.
    При  поступлении денежных средств в погашении недоимки в счет просроченной дебиторской задолженности налоговый орган уведомляет об этом предприятие – недоимщика.
    Банк, обслуживающий предприятие – дебитора, регистрирует в специальном журнале поступившее инкассовое поручение с указанием его номера и даты, суммы, даты поступления, наименования налогового органа, выставившего этот документ. Запись визируется главным бухгалтером банка или его заместителем. Банк не позднее чем на следующий рабочий день после поступления инкассового поручения обязан списать его сумму при наличии средств с расчетного счета предприятия – дебитора. При отсутствии средств на расчетном счете инкассовое поручение приходуется в картотеку «Документы, не оплаченные в срок», и оплата производится в бесспорном порядке в установленной календарной очередности.  
     
    1.3  Организационно-экономическая характеристика предприятия
    Федеральное государственное учреждение «Государственная семенная инспекция по Курганской области» создано во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 07 апреля 1969г. №723-р, приказом Минсельхоза РСФСР от 16.04.1969г. №279, как Курганская областная государственная семенная инспекция. Имущество учреждения находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
    Учреждение осуществляет свою деятельность на территории Курганской области по вопросам сортового и семенного контроля.
    Учредительным документом, на основе которого, осуществляется деятельность предприятия, является Устав организации.
    Имущество предприятия находится на балансе Департамента имущества и промышленной политики. Источником финансирования является федеральный бюджет. Денежные средства поступают от распорядителя средств Федерального агентства по сельскому хозяйству в  органы Федерального казначейства по г. Кургану, согласно статей бюджетной классификации, и должно использоваться организацией согласно выделенных статей. Вся финансовая деятельность осуществляется через Отделение по г. Кургану Управление федерального казначейства по Курганской области.
    Данное учреждение вправе осуществлять по договорам с юридическими и физическими лицами деятельность в виде выполнения платных услуг, соответствующую целям и задачам Учреждения  и не противоречащую Федеральному закону «О некоммерческих организациях». Доходы, полученные от выполнения платных услуг, используются в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждённой Минсельхозом России, и учитываются отдельно.
    Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:
    а) имущество, переданное ему собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    б) бюджетные средства Российской Федерации, в т. ч. капитальные вложения, субсидии и субвенции из бюджета Российской Федерации;
    в) доходы, полученные от предпринимательской деятельности, разрешённой Учреждению;
    г) безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
    другие, не запрещённые законом, поступления.
    Общая численность рабочих составляет 130 человек, из них аппарат управления 25 человек.
    Управление организации находится в г. Кургане, а по области – филиалы.
    В ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» имеет место линейная структура управления (Приложение 1). Во главе учреждения стоит руководитель – единоначальник. Ему подчиняется зам. начальника, главный агроном, главный бухгалтер, главный экономист, специалист отдела кадров, все районные начальники филиалов (23 человека). Главному бухгалтеру подчиняются работники бухгалтерии (Приложение 2), главному агроному – специалисты агрономического отдела.
    Охарактеризуем обеспеченность трудовыми  ресурсами ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области», данные покажем в следующей таблице.
    Таблица 1 – Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
    №п/п
    Категории работников
    2004 г.
    2005 г.
    Отклонения
    +; -
    А
    1
    2
    3
    1
    Рабочие постоянные
    142
    133
    -9
     
    в т.ч. руководители
    24
    24
    -
     
    специалисты
    118
    109
    -9
    Продолжение таблицы 1
     
    А
    1
    2
    3
    2
    Сезонные и временные рабочие
    -
    27
    27
    3
    Всего:
    142
    160
    18
     
    Вывод: исходя, из данной таблицы мы видим, что, в общем, численность трудовых ресурсов ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» увеличилась на 18 человек, но количество постоянных сотрудников уменьшилось на 9 человек по сравнению с прошлым годом, это вызвано сокращением числа специалистов, число же руководителей осталось прежним. В 2005 году были привлечены сезонные и временные рабочие – 27 человек, в прошлом году они не привлекались.
    Поскольку ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» является филиалом ФГУ «Госсеминспекция России», то уставного капитала не имеет. 
    Отчетный период (отчетный год) ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
    Учреждение ежегодно не позднее 15 февраля, года следующего за отчетным, предоставляет годовую отчетность в ФГУ «Госсеминспекция России», также ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» предоставляет отчетность по состоянию на 1 июля и 1 октября. Главный бухгалтер отчитывается непосредственно в ФГУ «Госсеминспекция России».
    В соответствии с приказом Минфина России от 20.12.2004г. №118н и Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом от 21 января 2005г. №5н годовой отчет ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» включает в себя:
    1. Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя) получателей средств бюджета;
    2. Пояснительная записка;
    3. Отчет о финансовых результатах деятельности;
    4. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя) получателя средств бюджета;
    5. Справка по внутренним расчетам;
    6. Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета по внебюджетной деятельности.
    После предоставления годовой отчетности производится финансирование  учреждения по статьям бюджета.
    Налоги и сборы уплачиваются ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»  в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
    Произведем характеристику основных фондов ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»
    Таблица 2 -  Состав и структура основных фондов
    №п/п
    Фонды
    2004 год
    2005 год
    Отклонения +; -
    Сумма, р.
    Удельный вес, %
    Сумма, р.
    Удельный вес, %
    Сумма, р.
    Удельный вес, %
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    1
    Здания
    Из них жилые здания
    Сооружения
    24816546
     
    3473512
    276476
    86,84
     
    12,14
    0,96
    22929632
     
    1586598
    276476
    83,98
     
    5,8
    1,01
    -1886914
     
    -1886914
    -
    2,86
     
    6,34
    0,05
    2
    Передаточные устройства
     
    1294732
     
    4,5
     
    1294732
     
    4,74
     
    -
     
    0,24
    3
    Машины и оборудование
     
    1293562
     
    4,5
     
    1792803
     
    6,57
     
    499241
     
    2,07
    4
    Инструмент производственный
     
    86130
     
    0,3
     
    86130
     
    0,3
     
    -
     
    -
    5
    Транспортные средства
    810685
    2,9
    925685
    3,4
    115000
    0,5
    8
    Итого
    28578131
    100
    27305458
    100
    -1272673
    -
    Вывод: анализируя данную таблицу, мы видим, что наибольший удельный вес в общей структуре основных средств составляют здания – 83,98%, что меньше на 2,86% по сравнению с прошлым годом, это вызвано с сокращением числа жилых зданий, процент которых в текущем году по сравнению с прошлым составил на 6,34% меньше, это вызвано безвозмездной передачей жилых зданий в частное владение. Доля сооружений по сравнению с прошлым годом не изменилась, но удельный вес в общей сумме основных фондов увеличился на 0,05%. Передаточные устройства так же остались без изменений, но их удельный вес по сравнению с прошедшим годом возрос на 0,24% в общей структуре основных фондов. Число машин и оборудования возросло в текущем году на 2,07% по сравнению с прошлым годом. Производственный инструмент пот сравнению с прошлым годом и общей структуре остался без изменений. Доля транспортных средств по сравнению с прошлым годом возросла до 115000  руб. что больше на 0,5%. В общем, основные фонды по сравнению  с прошлым годом уменьшились на 1272673 руб., в связи с выбытием жилых зданий. 
    Произведем анализ структуры товарной продукции за 2004-2005гг
    Таблица 3 – Структура товарной продукции
     
    №п/п
    Виды услуг
    2004 г.
    2005г.
    Отклонения
    Сумма выручки, р.
    Удельный вес в общей сумме выручки, %
    Сумма выручки, р.
    Удельный вес в общей сумме выручки, %
    В сумме выручки, р.
    Удельный вес в общей сумме выручки, %
     
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    1
    Апробация посевов
    382263,60
    62,5
    362006,28
     
    59,42
    -20257,32
    -3,08
    2
    Анализ семян
    229328,4
    37,5
    226629,48
    40,58
    -2698,92
    -3,08
    3
    Итого
    611592,00
    100
    588635,76
    100
    -22956,24
    -
    Вывод: анализируя данную таблицу, мы видим, что наибольший удельный вес в общей сумме выручки занимает апробация посевов, как в 2005г. так и в 2004г. Это связано с тем, что апробация посевов – необходима многим сельскохозяйственным предприятиям, занимающимся выращиванием зерновых культур (рожь, пшеница, ячмень и т.п.), поэтому ее удельный вес занимает главенствующие положение. Но в текущем году по сравнению с прошлым сумма выручки за апробацию снизилась на 2698,92 руб. или на 3,08%, выручка за анализ семян так же снизилась по сравнению с прошлым годом на 3,08%, в общем, сумма выручки за текущий год по сравнению с отчетным снизилась на 22956,24 руб.
     
     
    1.4  Оценка затрат в системе управленческого учета ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»
     
    Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги.
    Признаками классификации системы управленческого учета являются: широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативность затрат на производство, полнота включения затрат в себестоимость продукции.
    По ширине охвата информации имеет место проблемный учет. Проблемный учет формирует информацию об экономической, технологической, организационной подготовке производства. Поставленные задачи решает с помощью методов нормирования, планирования, системного экономического анализа. Данные проблемного учета используются для планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет; оценка деятельности структурных подразделений предприятия по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта.    
    В ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи прямой корреспонденции контрольных счетов, какими являются счета доходов и расходов финансовой бухгалтерии, т.е. интегрированная подсистема учета.
    По оперативности учета затрат действует система учета нормированных затрат (система стандарт – кост). Это система включает в себя разработку норм стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление нормативной калькуляции и учет фактических затрат. Используется коэффициентный способ калькулирования, нормативный учет затрат.
    По полноте учитываемых затрат система учета полных затрат.
    Затраты классифицируются в зависимости от группировочных  признаков:
    1)   по экономической роли в процессе производства: основные и накладные;
    2)   по способу включения в себестоимость продукции: прямые и косвенные;
    Основными затратами называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, в случае с нашей организацией – оказание работ и услуг.
    К основным затратам в нашей организации относят:
    1) заработную плату работников, непосредственно осуществляющих оказание работ и услуг, заработную плату  работников бухгалтерии;
    2) начисления на оплату труда.
    Так же заработная плата и начисления на оплату труда будут являться прямыми расходами.
    К накладным расходам относят общепроизводственные расходам. Это затраты, связанные с оказанием работ и услуг, но которые нельзя прямо отнести на конкретные виды работ и услуг. Общепроизводственные расходы распределяют согласно виду работ и услуг, в зависимости от сельскохозяйственной культуры, согласно, соответствующих коэффициентов. Сюда относят такие затраты как, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, арендную плату,  расходы связанные с приобретением ГСМ, хозяйственные расходы, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата электро-, газо-, тепло - снабжения, командировочные расходы.
    По местам возникновения расходы подразделяются на общехозяйственные и общепроизводственные расходы. К производственным расходам относят: заработная плата (гл. агронома, ведущих агрономов, техников, сторожей), затраты на обучение, переподготовку персонала, охрану труда и технику безопасности (медицинские аптечки, моющие, чистящие средства), приобретение справочной литературы, транспортные расходы, командировочные расходы. Эти расходы относят к накладным расходам  и в себестоимость выполненных работ и оказанных услуг включаются косвенным путем.
    К общехозяйственным расходам относят: заработную плату (начальника учреждения, начальников районных филиалов, заместителя начальника, главного бухгалтера, работников бухгалтерии, главного экономиста, начальника отдела кадров), командировочные расходы аппарата управления, почтовые, канцелярские, расходы, оплата услуг связи (телефон, Интернет), амортизация зданий и сооружений филиалов и головного учреждения, расходы на содержание зданий (ремонт, освещение, отопление, амортизация)
    Затраты на оплату труда и общепроизводственные и общехозяйственные затраты на оказание работ и услуг формируют себестоимость оказанных работ и услуг, согласно учетной политике ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»:  «К затратам на себестоимость работ и услуг отнести все фактически произведенные расходы производственные и социальные нужды, после их фактической оплаты».
    Учет выручки осуществляется, согласно учетной политике организации, по кассовому методу, т.е. расходы признаются после погашения задолженности поставщикам и подрядчикам.
    Центр ответственности – это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью. Центры ответственности подразделяются на три вида:
    - центр затрат;
    - центр прибыли;
    - центр инвестиций.
    Важной категорией процесса распределения затрат является центр затрат. Центр затрат – организационная единица или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов и расходов.
    В ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» такими центрами являются районные и межрайонные филиалы, где оказываются работы и услуги по проведению анализов семян. Руководителями центра затрат являются начальники филиалов, они собирают информацию о затратах и передают ее в головное учреждение. В головном учреждение собирается вся информация о затратах, на основании чего составляется смета затрат.
    Рассматривая учет по центрам прибыли, мы увидим, что он схож с учетом по центрам затрат. Районные филиалы предоставляют всю необходимую информацию о полученной выручке от оказанных работ и услуг в ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области». Эта информация обрабатывается, составляются отчеты о полученной прибыли, составляются сметы доходов.
    Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов учреждения на предстоящий период (год) производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием другим направлениям расходов учреждения. В смету включаются затраты основного производства, связанные с оказанием услуг, а так же на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг.
    Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные цели и задачи.
    Смета доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период (год).
    Смета затрат (расходов) составляется на основе сметного метода. В смету включаются затраты, которые в течение планируемого года будут израсходованы, затраты на вспомогательные материалы принимаются так же на основе годовой потребности. В состав этих затрат включают так же стоимость расходуемых в плановом периоде покупного хозяйственного инвентаря, инструментов, приобретение основных средств. Стоимость горюче-смазочных материалов планируют, без учета остатков на начало года, потребность так же не учитывается, делается просто приблизительный расчет. Стоимость энергии включается в смету затрат, т.к. она приобретается у внешних поставщиков, в состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии (электрическая, газ, сжатый воздух, пар). Также смета включает расходы, связанные с заработной платой основных служащих и внештатных сотрудников. В эту статью расходов включаются так же отчисления в налоговые, социальные и пенсионные фонды.
    В смету расходов включаются так же расходы, не предусмотренные предыдущими статьями – они называются прочими расходами и услугами.  
     
    1.5 Система учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
    Калькулирование – это исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
    Определение себестоимости производства единицы продукции – одна из основных учетных задач. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Это выражено тем, что:
    1. Затраты на производство продукции, оказание работ, услуг являются базой для установления продажной цены;
    2. Информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством.
    По объектам затрат обычно выделяют методы распределения затрат при массовом и серийном производстве и при индивидуальном и мелкосерийном производстве. В России используют попроцессный, попередельный, позаказный и нормативный методы калькулирования себестоимости.
    Все группировки затрат предназначены для принятия управленческих решений. В системе управленческого учета затраты должны распределяться по двум главным группам объектов: подразделениям и процессам.
    В ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» сбор затрат, как сказано выше, производится по районным филиалам, а отнесение затрат осуществляется на оказанные работы и услуги соответствующих культур.
    Расчет себестоимости оказываемых работ и услуг осуществляется калькуляцией затрат с включением всех затрат, т.е. применяется метод «стандарт - кост».
    При калькулирование себестоимости оказанных работ и услуг включаются прямые затраты, т.е. затраты на заработную плату и отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, а так же общепроизводственные  и общехозяйственные расходы. Но общепроизводственные расходы нельзя прямо отнести на конкретные виды работ. В ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» применяется нормативные  коэффициенты, которые рассчитываются индивидуально для каждых видов работ и услуг по каждому виду сельскохозяйственных культур. Эти нормативы были разработаны специалистами Роснисагропрома.
    Для расчета себестоимости работ и услуг применяется укрупненный норматив затрат времени и нормы выработки.
    Для разработки нормативов затрат времени, норм выработки и оплаты труда на проведение анализов по оценки качества семян сельскохозяйственных культур использовались следующие материалы:
    1. Фотохронометражные наблюдения;
    2. Данные изучения организации труда;
    3. Методика проведения анализов по ГОСТам;
    4. Действующие формы оплаты труда.
    Нормы выработки и нормативы времени на проведение анализов по оценки качества семян устанавливались с учетом требований ГОСТов (данные таблицы приложены), по материалам фотохронометражных наблюдений разработаны нормативы затрат времени, на основе которых рассчитывались укрупненные нормативы времени  и нормы выработки.
    Расчет укрупненных норм выработки осуществляется по формуле:
     
    Нв = Тсм – Трп/Тн   (1)
     
    где Нв – норма выработки (количество анализов за 8 часов);
      Тсм – продолжительность рабочего времени (480 мин.);
      Трп – время регламентированных перерывов в работе;
      Тн – нормативное время полных анализов.
    Затраты времени на регламентированные перерывы (Трп) разрабатываются на основе хронометражных наблюдений и составляют 40 минут.
     
      Тн = Тн1 + Тн2 + Тн3 + ……..   (2)
     
    Где Тн1, Тн2, Тн3 – нормативное время каждого единичного анализа, операции.
    Для расчета нормы выработки на проведение полного анализа по качеству семян определенной культуры устанавливаются виды единичных анализов и операций.
    Норма выработки для проведения полного анализа будет равна:
    Тв = Тсм – Трп/Тн = 480 – 40/321 = 1,37 анализа
    Норма выработки – это количество анализов, рассчитанное на 8 часов при 5-дневоной рабочей недели на одного исполнителя.
    Расчет стоимость за выполненные работы и услуги осуществляется на основании стоимости одного норма - часа, который в свою очередь рассчитывается следующим образом: берутся все затраты, согласно сметы расходов. К данным расходам относят:
    1. Расходы на оплату труда;
    2. Начисления на оплату труда;
    3. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
    4. Расходы, связанные с приобретением ГСМ;
    5. Прочие расходы на хозяйственные нужды;
    6. Командировочные расходы;
    7. Оплата услуг связи;
    8. Оплата коммунальных услуг;
    9. Оплата аренды помещения;
    10. Прочие текущие расходы;
    11.  Оплата электроэнергии;
    12. Приобретение хим. реактивов;
    13. Приобретение бланков сертификатов.
    Все эти расходы запланированы в смете расходов учреждения на предстоящий год. Поскольку калькуляция стоимости одного норма – часа была разработана в 2001году и более не менялась, то и смета затрат была составлена на 2001год.
    Затем рассчитывается процент рентабельности, рентабельность рассчитывается как соотношение прибыли от реализации работ и услуг на себестоимость реализованных работ и услуг.
    Для определения стоимости работ, анализов, проводимых работниками государственных семенных инспекций, требуются следующие показатели:
    1. Укрупненный норматив времени на проведение анализов.
    2. Затраты на заработную плату.
    3. Затраты на общепроизводственные и хозяйственные расходы.
    4. Налог на добавленную стоимость.
    5. Уровень прибыли.
    1. Укрупненный норматив времени на проведение анализов берется из сборника.
    2. Затраты на заработную плату рассчитываются для специалистов, занятых проведением анализов.
      3. Затраты на общепроизводственные и хозяйственные расходы по видам культур и анализам учитываются коэффициентами (Кпхр).
    Эти коэффициенты  установлены, исходя из сметы на содержание госсеминспекий с учетом расходов на заработную плату с начислениями  управленческому и другому производственному персоналу, приобретение материалов и оборудования; оплату услуг за электроэнергию, тепло -, водо, - газо – снабжение; командировки; канцелярские товары, почтовые расходы, амортизацию лабораторного оборудования; аренду и текущий ремонт помещений.
      4.  Налог на добавленную стоимость устанавливается – 1,23
      5. Уровень прибыли принимается 15%
    После определения указанных данных полная стоимость проведения каждого анализа рассчитывается по формуле:
     
      Са = (От + (От*Кпхр))*(Кндс*Кп)  (3)
     
    где Са – стоимость анализа (руб.);
      От – оплата труда за проведение анализа (руб.);
      Кпхр – коэффициент, учитывающий общепроизводственные и  хозяйственные расходы;
    Кндс – коэффициент, учитывающий процент налога на добавленную стоимость;
      Кп – коэффициент планируемой прибыли 1,15.
    Таким образом, рассчитывается себестоимость за выполненные работы и услуги. Но в ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» себестоимость данным образом рассчитана не была, данные просто были подведены под расценки 1992 года.
    За тем затраты умноженные на процент рентабельности делятся на общее количество рабочих часов – получают стоимость одного норма - часа. За тем стоимость норма – часа умножают на количество часов, и получаем стоимость за выполненные работы и услуги.
    За тем при расчете стоимости за выполненные работы и услуги стоимость  норма – часа умножают на количество часов, затраченных на выполнение работ.
     
     
    2 Управление дебиторской задолженностью в ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»
     
    Дебиторская задолженность – это важная часть оборотных активов, называемая так же счетами дебиторов, и имеет прямое влияние на позицию наличных денежных средств и платежей.
    Анализ дебиторской задолженности необходим предприятию для выявления круга его заемщиков и работы с ними, принятия мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности, контроля над величиной задолженности и выявления степени ее влияния на финансовую устойчивость.
    Расчеты с дебиторами в бухгалтерском учете ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» отражаются на счете 205.03.2.0 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ   отражается по дебету счета 205.03.2.0.560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг»  и кредиту счета 401.01.2.130 «Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Распределение сумм поступивших от дебиторов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 401.01.2.560  «Доходы  учреждения» и кредиту счета 205.03.2.0.660 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.
    ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» оказывает услуги по анализу семян сельскохозяйственных культур, апробации посевов. В бухгалтерском учете услуги оформляются соответствующими документами. Анализ семян оформляется  счет - фактурой на выполненные работы и услуги, апробация посевов оформляется договором на проведение апробации сортовых посевов, который подписывается обеими сторонами, после окончания работ составляется акт выполненных работ, наряд на выполненные работы, выписывается счет-фактура.
    За частую оплата за выполненные работы и услуги производится несвоевременно, в результате образуется задолженность за покупателями и заказчиками, т.е. дебиторская задолженность, которая в свою очередь тормозит деятельность учреждения.
    Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации работ, услуг и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечения ее своевременной  инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью предприятия лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
    1) учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
    2) диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
    3) разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
    4) контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
    В процессе анализа необходимо проанализировать дебиторскую задолженность, установить ее законность и сроки возникновения, выявить нормальную и неопределенную задолженность.
    Произведем анализ дебиторской задолженности ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» в динамике за 2004 - 2005 г.
    Первоначально произведем анализ  состава, и структуры дебиторской задолженности на начало и конец 2005г. Данные представим в таблице.
     
     
    Таблица 4 – Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
    Состав и структура дебиторской задолженности
    На начало периода
    На конец периода
    Изменения
    Сумма, р.
    Удельный вес, %
    Сумма, р.
    Удельный вес, %
    В сумме, р.
    В удельном весе, %
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    Расчеты c дебиторами по доходам от рыночных продаж работ, услуг
    76395
    95,57
    152157,62
    70,73
    75762,62
    -24,84
    Расчеты по выданным авансам
    -
    -
    6006
    2,79
    6006
    2,79
    Расчеты с подотчетными лицами
    3537
    4,43
    56953,62
    26,48
    53416,62
    22,05
    Итого
    79932
    100
    215117,24
    100
    135185,24
    -
    Полученные данные представим в виде диаграммы
     

    Рисунок 1 Состав и структура дебиторской задолженности в 2004 году.

    Рисунок 2 Состав и структура дебиторской задолженности в 2005г.
    Вывод: проанализировав данные таблицы 4 можно сделать выводы, что дебиторская задолженность на конец периода существенно увеличилась на 135185,24 р. Изменения произошли и в структуре дебиторской задолженности. Удельный вес расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги  в общей сумме на конец 2005г. снизился на 24,84% по сравнению с показателем на начало года и составил 70,73% от общей суммы дебиторской задолженности. Хотя и незначительное влияние оказали и расчеты по выданным авансам, на начало года расчетов по выданным авансам не было, то  на конец года их процент составил 2,79% от общей суммы. Расчеты с подотчетными лицами на конец периода существенно возросли на 22,05%.
    Произведем анализ показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности.
    Показатель качества определяет вероятность получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.
    Для характеристики возврата дебиторской задолженности целесообразно сгруппировать ее по срокам возникновения. 
    Таблица 5 – Группировка дебиторской задолженности по срокам ее возникновения
    №п/п
    Виды дебиторской задолженности
    Сроки возникновения
    Итого
    до 1 мес.
    от 1 до 3 мес.
    от 3 до 6 мес.
    от 6 до 9 мес.
    от 9 до 12 мес.
    от года до 1,5 лет
    Свыше 1,5 лет
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    1
    Расчеты с дебиторами за выполненные работы и оказанные услуги
    127659,00
    105216,50
    54631,30
    88450,80
    14933,10
    16430,10
    14461,30
    421782,16
     
    2
    Итого
    127659,00
    105216,50
    54631,30
    88450,80
    14933,10
    16430,10
    14461,30
    421782,16
     
     Вывод: анализируя данную таблицу, мы видим, что основную часть дебиторской  задолженности составляет задолженность с небольшим сроком возникновения. Так на период до одного месяца приходится наибольший объем задолженности 127659 р. или 30,27 % общей суммы задолженности. Но в то же время имеется задолженность с длительным сроком от одного года до полутора лет и выше, ее сумма составляет 30891,40 р. что примерно 7,32% в общей сумме задолженности. Однако необходимо приложить все усилия, что бы взыскать эту задолженность в ближайшее время, так как  увеличение ее сроков, может привести к ее списанию, т.е. увеличение суммы убытков. 
    Так же большой процент общей суммы дебиторской задолженности приходится на срок от 1 до 3месяцев – 25% и срок от 6 до 9 месяцев – 20%. Это практически  четвертая часть от суммы всей задолженности. Хотя срок задолженности и невелик, но его сумма очень значительна, поэтому необходимо применять меры по сокращению сроков оплаты, т.к. денежные средства выходят из оборота в таких размерах тормозят деятельность учреждения. 
    Графически это будет выглядеть следующим образом:

    Рисунок – 1 Группировка дебиторской задолженности по срокам ее возникновения.
    Более совершенным методом оценки качества и контроля дебиторской задолженности является реестр «старения» счетов дебиторов, где все счета дебиторов ранжируются по убыванию величины задолженности. Реестр «старения» счетов дебиторов более информативен, чем просто расчет среднего срока погашения задолженности. Данные представим в таблице.
    Таблица 7 – Реестр «старения» счетов дебиторов ФГУ  «Госсеминспекция по Курганской области»
    № п/п
     Период
     
    Дебиторы
    До 1 мес., р.
    От 1 до 3мес., р.
    От 3 до 6 мес., р.
    Свыше 6 мес., р.
    Всего
    Доля, %
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    1
    ГНУ «Курганский НИИСХ»  
    6185,20
    25164,60
    -
    1703,60
    33053,40
    7,84
    2
    ГУП ОПХ «Макушинское»
    -
    -
    -
    8658,00
    8658,00
    2,05
    3
    ЗАО «Боровское»
    -
    4883,00
    4793,00
    -
    9676,00
    2,29
    Продолжение таблицы 7 
    4
    ЗАО «Искра»
    2886,00
    -
    -
    1924,00
    4810,00
    1,14
    5
    ЗАО «Меньщиковское»
    -
    481,00
    962,00
    -
    1443,00
    0,34
    6
    ЗАО «Русич»
    520,00
    -
    1342,00
    -
    1862,00
    0,44
    7
    ЗАО «Сады Зауралья»
    -
    -
    -
    278,90
    278,90
    0,07
    8
    ЗАО «Усть-Уйское»
    5091,00
    -
    -
    681,00
    5772,00
    1,37
    9
    ЗАО «Хлебопродукт»
    -
    726,00
    -
    363,00
    1089,00
    0,26
    10
    ЗАО «Агроинвест»
    -
    -
    -
    2405,00
    2405,00
    0,57
    11
    ЗАО «Коноваловское»
    2864,00
    -
    -
    -
    2864,00
    0,68
    12
    ЗАО «Правда»
    3367,00
    -
    -
    -
    3367,00
    0,80
    13
    К/з «им. Фрунзе»
    2522,00
    -
    -
    -
    2522,00
    0,60
    14
    ОАО «Березовое»
    -
    -
    -
    962,00
    962,00
    0,23
    15
    ОАО «Возрождение»
    -
    -
    3747,00
    -
    3747,00
    0,89
    16
    Прочие дебиторы
    104223,8
    73961,90
    43787,30
    114299,80
    339272,86
    80,43
    Итого
    127659,00
    105216,50
    54631,30
    131275,30
    421782,16
    100,00
    Доля, %
    30,27
    24,95
    12,95
    31,13
    100,00
     
    Вывод: исходя из полученных данных, видно, что дебиторская задолженность распределяется небольшими долями среди всего количества дебиторов. Но наиболее больший процент принадлежит ГНУ «Курганский НИИСХ» 7,84 %, за тем следует ЗАО «Боровское» - 2,29%, ГУП ОПХ «Макушинское» - 2,05%, ЗАО «Искра» - 1,14%, и оставшаяся часть распределяется между всеми оставшимися дебиторами. Произведенный анализ показывает, что наибольшая доля дебиторской задолженности принадлежит задолженности со сроком до 1 месяца и от 1 до 3 месяцев. Так же имеется задолженность со сроком более 6 месяцев, и более года. Хотя такой задолженности небольшой процент, но необходимо уделить особое внимание, поскольку данная задолженность относится к сомнительной дебиторской задолженности и может списаться на убытки учреждения.   
    Обобщающим показателем возврата задолженности является  оборачиваемость. Показатель ликвидности характеризует скорость, с которой она будет превращена в денежные средства. Это означает, что показатель качества и ликвидности дебиторской задолженности может быть ее оборачиваемость.
    Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение объема дохода (выручки) от реализации работ и услуг к средней дебиторской задолженности по формуле:
     
      Код = ДР/ДЗ (4)
     
    где Код – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
    ДР – доход от реализации работ и услуг;
    ДЗ –  дебиторская задолженность. 
    Этот показатель показывает, сколько раз задолженность образуется и
    поступает предприятию за исследуемый период.
    Представим данные в таблице:
    Таблица 6 – Анализ ликвидности дебиторской задолженности
    №п/п
     
    2004г.
    2005г.
    А
    1
    2
    1
    Доход от реализации работ, услуг,  р.
    611592,00
    756481,82
    2
    Дебиторская задолженность,  р.
    76395,00
    75762,62
    3
    Коэффициент оборачиваемости, обороты
    8
    10
      Вывод: исходя из данной таблицы, мы видим, что оборачиваемость  дебиторской задолженности в 2005 г. увеличилась на два оборота по сравнению с прошлым годом. Это скорее вызвано увеличением доходов от оказания работ и услуг в текущем году по сравнению с прошлым годом, и снижением дебиторской задолженности.
    Важным показателем возврата дебиторской задолженности является оборачиваемость. Показатель ликвидности характеризует скорость, с которой она будет превращена в денежные средства.
    Рассчитаем дебиторскую задолженность в днях по формуле:
     
      Од = П/ДР/ЗД (5)
     
    где П – длительность периода.
    Рассчитаем средний срок оплаты счетов дебиторов за 2004 и 2005 годы:
    Од = 365/8 = 46 дней – средний срок погашения дебиторской задолженности в 2004г.
    Од = 365/10 = 37 дней – оборачиваемость дебиторской задолженности за 2005г.
    Как видно из представленных расчетов срок оборачиваемости погашения дебиторской задолженности в среднем за два года не изменился, т.е средний срок оборота составляет где-то около 1,5 месяца. Этот показатель соответствует принятым нормам, то есть можно говорить, что ликвидность дебиторской задолженности находится на нормальном уровне и не ставит под удар финансовое состояние предпринимательской деятельности, осуществляемой в учреждении.
    Необходимо оценить объем дебиторской задолженности по отношению к оборотным средствам.
    Таблица 8 – Коэффициент отвлечения оборотных активов в счета к получению.
    №п/п
     
    2003г.
    2004г.
    2005г.
    А
    1
    2
    3
    1
    Дебиторская задолженность, р.
    -
    76395
    152157,62
    2
    Общая сумма оборотных активов, р.
    736214
    268361
    400026,93
    3
    Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, %
    -
    28,47
    38,04
    Так же необходимо для сравнения проанализировать долю дебиторской задолженности в текущих активах за прошлый и текущий год, это покажет нам, как изменяется доля дебиторской задолженности в текущих активах в течение года, и на что следует обратить внимание учреждения, какие меры нужно предпринять.
    Таблица 9 – Доля дебиторской задолженности в текущих активах.
    Анализируемый период
    Дебиторская задолженность, р.
    Текущие активы, р.
    Доля, %
    1 квартал 2004г.
    10127,03
    67090,25
    15,09
    2 квартал 2004г.
    12221,72
    57246,05
    21,35
    3 квартал 2004г.
    20702,03
    711097,20
    2,91
    4 квартал 2004г.
    33344,22
    58324,45
    57,17
    1 квартал 2005г.
    39875,96
    100000,00
    3,98
    2 квартал 2005г.
    21836,55
    95826,45
    22,78
    3 квартал 2005г.
    54242,32
    104190,03
    52,06
    4 квартал 2005г.
    70281,66
    100010,45
    70,27
    1 квартал 2006г.
    41356,00
    90357,69
    45,76
    Для более наглядного изучения объекта на основе полученных данных построим график изменения дебиторской задолженности в сумме текущих активов.
    70,27
     
     
    57,17
     
     
     
    22,78
     
     
    15,09
     
    15,09
     
     
     
    0
     4кв. 2005г.
     2кв. 2005г.
     3кв. 2005г.
     1кв. 2005г.
    4 кв.  2004г.
    3 кв.  2004г.
    2 кв. 2004г.
      1 кв. 2004г.

     
    Рисунок 3 Доля дебиторской задолженности в текущих активах
    Вывод: исходя из полученных данных видно, что в 1 квартале 2004г. доля дебиторской задолженности  в текущих активах составляла 15,09%, затем происходит небольшой подъем до 21,35 % во втором квартале 2004г., а в 3  квартале резкий спад до 2,91%. Это вызвано тем, что на начало года остаются долги за прошлый год, а специфика работы такова, что основная часть работ выполняется весной-летом, поэтому в 3 квартале доля дебиторской задолженности снижается. В 4 квартале доля «дебиторки» снова повышается до 57,17% в текущих активах в 2004 г. и в 4 квартале 2005г. тоже процент дебиторской задолженности очень высок 70,27%. Такой показатель доли дебиторской задолженности в текущих активах очень значителен, учреждению необходимо применять меры по снижению дебиторской задолженности, особое внимание следует обратить на  4 квартал года, где, как показал анализ, образуется наибольший процент дебиторской задолженности в текущих активах.
     
     
    3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»
     
    Произведенный анализ дебиторской задолженности в ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» говорит о том, что уровень дебиторской задолженности не приводит к финансовой нестабильности учреждения, но если не применять необходимые  решения по управлению дебиторской задолженностью, то это может серьезно отразиться на финансовом состояние учреждения.
    Существую различные методы управления уровнем дебиторской задолженности:
    1) оценка и классификация покупателей в зависимости от вида оказываемых работ и услуг, платежеспособности, истории отношений и предлагаемых условий оплаты;
    2) контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
    3) анализ и планирование денежных потоков.
    Оценка реального состояния дебиторской задолженности , т.е. оценка вероятности безнадежных долгов – один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.
    В целом, для финансового состояния предприятия благоприятно получение отсрочек  платежа от поставщиков, от работников предприятия, государства и т.д. и неблагоприятно замораживание средств в запасах сырья, готовой продукции, предоставление отсрочек платежа клиентам.
    Одна из основных задач рационального управления оборотными активами предприятия состоит в максимально возможном сокращении периодов оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличения среднего срока оплаты кредиторской задолженности с целью снижения текущих финансовых потребностей путем общего ускорения оборачиваемости оборотных средств.
    Этой цели служат следующие методы рефинансирования дебиторской задолженности:
    1) спонтанное финансирование – назначение скидок покупателям за сокращение сроков расчета;
    2) учет векселей – продажа имеющихся у предприятия векселей банку по дисконтной цене;
    3) факторинг – уступка предприятием – продавцом банку права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию, при этом банк возмещает  предприятию-продавцу основную часть долга по таким платежным документам, взимая определенный процент комиссионных в зависимости фактора риска, от платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты.   
    Но, к сожалению, данные методы не подходят для бюджетных организаций. Что весьма затрудняет работу по управлению дебиторской задолженностью.
    В ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области» необходимо применять политику и методику инкассации.
    Общая инкассационная политика  - это комбинация методов инкассации, которые она применяет. Это в частности, письма, телефонные разговоры, личные визиты и юридические действия. Одна из главных переменных политики – это количество задействованных методов, тем меньше доля потерь по безнадежным долгам и короче средний период инкассации притом, что все прочие величины неизменны.
    Так как дебиторская задолженность желательна лишь  постольку поскольку, что существует вероятность того, что она будет выплачена, фирма не может себе позволить ждать слишком долго, прежде чем начать инкассационные мероприятия. Вместе с тем, если начать рано применять меры, это может отпугнуть добросовестных клиентов, которые по каким-либо причинам не смогли погасить задолженность к определенной дате. Любые меры должны быть хорошо обоснованы. Сначала, как правило, посылается письмо, за которым следуют другие письма, все более серьезные по тону. Следующим шагом может стать телефонный звонок от уполномоченного лица фирмы.
     Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:
    1)   исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
    2)   периодический пересмотр предельной суммы кредита;
    3)   использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
    4)   формирование принципов расчетов предприятий с контрагентами на предстоящий период;
    5)   выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого) кредита;
    6)   определение возможной сумы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
    7)   формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
    8)   формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
    9)   использование современных форм рефинансирования задолженности;
    10) диверсификация клиентов с целю уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком. 
     
     
    Выводы и предложения
    Многие российские предприятия несут серьезные риски, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самой компании.
    Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их  использования, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.  
    Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
    1) выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
    2) ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
    3) определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
    4) ускорение истребования долгов;
    5) уменьшение бюджетных долгов;
    6) оценка упущенной выгоды от не использования средств, замороженных в дебиторской задолженности. 
    Эти задачи решает политика управления дебиторской задолженностью. Такая политика, как часть общей политики управления оборотными средствами, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания.
    Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывает влияние, как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.
    Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокращении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.
    Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения деятельности, начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. На всех этапах ведения хозяйственной деятельности необходимо:
    1) постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;
    2) своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»;
    3) прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;
    4) оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.
    Но на практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты меры по досудебному взысканию, защита страхованием или факторинговые операции.
    Меры по досудебному взысканию предполагают:
    -  заключение договора с частными компаниями, использующими различные технологии возврата задолженностей, в основном «информационного» характера, порядок применения которых обязательно согласовывается с заказчиком;
    - страхование как способ свести к минимуму возможные потери. Это мероприятие направлено против непредвиденных потерь безнадежного долга. В процессе принятия решения по страхованию кредитов необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям, а также стоимость страхования;
    - факторинговые операции представляют собой продажу прав на взыскание дебиторской задолженности. Факторингоая компания обязуется немедленно оплатить около 80% о стоимости поставок и оплаты оставшейся части (за вычетом процента за кредит) в строго установленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. При этом необходимо оценить, приведет ли факторинговая операция к чистой экономии.
    Все вышерассмотренные приемы и методы управления дебиторской задолженностью относятся, главным образом, к нормально функционирующим предприятиям. Но управление дебиторской задолженностью имеет место в компаниях, находящихся в кризисном состоянии.
    Предприятие, стремящиеся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами с применением гибких условий и форм оплаты, таких как выставление промежуточного счета, применение гибких цен, банковская гарантия и другое.  
    Для того чтобы устранить последствия кризиса, предприятия иногда нуждаются в решительных и нередко шокирующих мерах. Так, одним из способов рефинансирования активов является продажа или обмен дебиторской задолженности который нецелесообразен без предварительной оценки стоимости дебиторской задолженности, поскольку предприятие не сможет реально оценить выгоду и эффект от проводимых мероприятий.
    Необходимо еще раз подчеркнуть необходимость и важность управления дебиторской задолженностью. При этом решения, применяемые в ходе текущего управления, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также на оценке реальной стоимости дебиторской задолженности. 
     
    Приложение 1
    «Линейная структура управления ФГУ «Госсеминспекция по Курганской области»
    Гл. бухгалтер
    начальник
    Гл. агроном
    Начальник
    филиала
    Начальник филиала
    Начальник филиала
    Гл. агроном
    Зам. начальника

     
     
     
     
     
    Приложение 2
     
    Гл. бухгалтер
    Зам. главного бухгалтера
    (расчеты с поставщиками и подрядчиками)
    Бухгалтер по заработной плате
    Бухгалтер по основным средствам и материалам
    Бухгалтер - кассир  (расчетам с покупателями и заказчиками, с подотчетными лицами)

     
     

     
     
    ПРИЛОЖЕНИЯ
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Управление дебиторской задолженностью ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.