Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Информатизация мировой экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Информатизация мировой экономики
  • Предмет:
    Информационные технологии
  • Когда добавили:
    12.08.2010 17:36:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
    ВВЕДЕНИЕ.. 2
     
    1. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.. 4
    1.1.  Сущность информатизации общества. 4
    1.2.  Условия и предпосылки информатизации. 6
    1.3.  Информатизация белорусской экономики. 8
     
    2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ... 12
    2.1.  Современное состояние информационной среды.. 12
    2.2.  Государственное регулирование информатизации в Республике Беларусь  15
     
    Заключение. 20
     
    Список использованной литературы: 21
     
     
    ВВЕДЕНИЕ  
    В последнем десятилетии XX века явственно обозначился ряд новых тенденций мировой экономики, которые будут определять ее развитие в предстоящем XXI веке.
    Эти тенденции состоят в следующем.
    1. Глобализация экономической деятельности, выражающаяся во все большем расширении и углублении международных связей в сфере инвестиций, производства, обращения, снабжения и сбыта, финансов, научно-технического прогресса, образования. Постепенно на базе транснациональных корпораций (ТНК) складываются мощные международные хозяйственные комплексы, действующие во всеохватывающих, глобальных масштабах и ведущие конкурентную борьбу за рынки сбыта, материальные и финансовые ресурсы на мировой арене.
    2. Либерализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в постепенном (хотя далеко не всегда последовательном и прямолинейном) ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, труда, капитала, финансовых ресурсов.
    3. Регионализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в формировании на всех континентах межгосударственных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов, "общих рынков", экономических сообществ и т.п.), предусматривающих создание благоприятных условий для развития экономических связей между странами-участниками. Примером наиболее далеко зашедшей и глубокой региональной экономической интеграции может служить Европейский Союз, объединяющий ныне 15 стран и готовящийся к дальнейшему расширению за счет приема новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.
    4. Информатизация мировой экономики, выражающаяся во всем более широком использовании компьютерных систем, телекоммуникаций, сети Интернет в современной экономике, науке, образовании, культуре. Информационные технологии развиваются ускоряющимися, опережающими темпами, а информация - научно-техническая, экономическая, политическая, социальная - приобретает все большее значение в жизни общества, в том числе для международной экономической деятельности.
    При этом следует иметь в виду, что каждая из этих тенденций находится под влиянием как национальных особенностей, исторических традиций, экономической структуры отдельных стран, так и всей международной экономической и политической обстановки. Поэтому формы проявления данных тенденций часто и не всегда предсказуемо изменяются, осложняя общую ситуацию, и без того полную противоречий, связанных с усилением международной конкуренции. Кроме того, все указанные тенденции находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя в своей совокупности весьма динамичную, сложную и противоречивую систему мировой экономики на ее современном этапе. Следует подчеркнуть этот термин - "противоречия", ибо в нем - ключ к пониманию новейших особенностей и тенденций мировой экономики, ее положительных, позитивных и отрицательных, негативных проявлений и последствий.
    Эти тенденции имеют существенное значение для Беларуси, их необходимо внимательно учитывать при формировании внешнеэкономической, да и всей экономической стратегии и политики и на ближайшие годы и на более отдаленную перспективу. Во-первых, данные тенденции характеризуют тот внешний мир, с которым взаимодействуют, сотрудничает и в дальнейшем все более тесно будет сотрудничать Беларусь. Во-вторых, они обозначают определенные ориентиры и для направлений внутреннего экономического развития страны, которая стремится к интеграции в мировое хозяйство в ее современных формах.
    Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно информационную технологию.
    Результаты научных и прикладных исследований в области информатики, вычислительной техники и связи создали прочную базу для возникновения новой отрасли знания и производства - информационной индустрии. В мире успешно развивается индустрия информационных услуг, компьютерного производства и компьютеризация как технология автоматизированной обработки информации; небывалого размаха и качественного скачка достигла индустрия и технология в области телекоммуникации - от простейшей линии связи до космической, охватывающей миллионы потребителей и представляющей широкий спектр возможностей по транспортировке информации и взаимосвязи ее потребителей [5, с. 36].
    Весь этот комплекс (потребитель с его задачами, информатика, все технические средства информационного обеспечения, информационная технология и индустрия информационных услуг и др.) составляет инфраструктуру и информационное пространство для осуществления информатизации общества.
    Информатизация, таким образом, есть комплексный процесс информационного обеспечения социально-экономического развития общества на базе современных информационных технологий и соответствующих технических средств.
    Информатизация, как одна из основ экономического развития общества охватила все ведущие промышленно развитые страны.
    Необходимо сказать, что стоимость предприятия в “экономике третьей волны” все больше определяется возможностью этого предприятия приобретать, порождать, распределять и применять знания, используемые как непосредственно в производственных процессах, так и в стратегическом планировании.
    Именно поэтому проблема информатизации общества (наряду с другими подобного ранга - безопасности, экологии и др.) стала приоритетной и значение ее в обществе постоянно нарастает.
    Соответственно, нельзя не отметить, что любые решения принимаемые в “экономике третьей волны”, требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.
    Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. От этого зависит не только судьба конкретной личности но и, быть может, судьба России в целом, ее роль на международной арене. Для меня, как для будущего менеджера, “информационная компетентность” играет очень важную роль. Поскольку, наши дни диктуют острую необходимость уверенно чувствовать себя на ногах в обществе, где значение информации для всех сфер общественной жизни постоянно увеличивается. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху в таком обществе будет являться умение четко ориентироваться в огромном океане информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией. Именно поэтому данная тема кажется мне очень современной, актуальной и интересной для рассмотрения в курсовой работе.
     
     
    1.   РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 1.1. Сущность информатизации общества  
    Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг: - если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; - если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
    Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
    Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.Основные направления информатизации современного общества. Структура современной информатики.
    Одним из основных направлений процесса информатизации общества является информатизация сферы образования. Таким образом, информатизация современного мира с неизбежностью ставит перед современными системами образования задачу формирования у учащихся информационной культуры и усвоения информационной картины мира как необходимого условия жизни и функционирования в информационном обществе [4, с. 110].
    Основная цель информатизации общества – формирование на базе современных информационных технологий информационных пространств различного направления с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных личностей в получении информации.В информатизации российского общества можно выделить основные два направления:
    • Развитие сектора ИКТ средствами промышленной политики (т.е. меры по стимулированию развития рынка информационных технологий и проведения регуляторных реформ в отраслях телекоммуникации и связи);
    • Собственно «информатизация» органов власти и государственного самоуправления".
    Структура современной информатики.
    1) Теоретическая информатика - часть информатики, включающая ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику и включает: теория алгоритмов, теория информации и теория кодирования и другие.
    2) Вычислительная техника - раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем.
    3) Программирование - деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения.
    4) Информационные системы - раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации.
    5) Искусственный интеллект - область информатики, в которой решаются сложнейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками.
    Информатизация - "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе дальнейшего продолжения прогресса цивилизации".
    Структура информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
    1. медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
    2. компьютеризацию процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
    3. интеллектуализацию процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
    Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
    Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества [1, с. 578]:
    1. технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
    2. гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.
     
     
    1.2. Условия и предпосылки информатизации  
    Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.
    Необходимо отметить, что понятие “социальное” трактуется в широком и в узком смысле слова:
    - “социальное” в широком смысле слова тождественно понятию “общественное”. Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации - это анализ реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию;
    - “социальное” в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются информационные особенности существования различных социальных групп, уровень их готовности к процессу информатизации, а также изучается социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации.
    Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов информатизации. Сейчас в Украине процесс информатизации вступает в 3-ю фазу развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации (“Минск-32”, далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались АСУ воздушным и ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом [4, с. 25]. 2-я фаза - 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (ответ на “вызов” Японии, заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 году уточнялась программа информатизации до 2005 года в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики. 1993 год - начало 3 этапа. Необходимость создания после распада СССР концепции информатизации Украины. Техническая база информатизации существенно ослабла из-за принадлежности ныне ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам СНГ.
    Рассматривая технический аспект условий информатизации в Беларуси отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы информатизации.
    В обществе создается и динамично наращивает свои возможности развитая коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями связи. По состоянию КС можно оценить на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Этап наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации. А.П. Ершовым предложена следующая метрика[5, с. 66]:
     - ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети);
     - завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и оперативный информационный контакт между членами общества по принципу "каждый с каждым").
     Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях "нормального" развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий.
    Основной экономической предпосылкой является демонополизация экономики [10, с. 16].
    Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств различаются на три порядка. В стране продолжается экономический кризис. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать возможности военной сферы для нужд информатизации. Сегодня реальные финансовые средства для информатизации имеют регионы.
    Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является демократизация. Лишь демократии нужна совершенная информационная среда.
    При анализе политических условий информатизации в Беларуси важно отметить, что в Беларуси весьма неглубоки корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации Украины связанные с нелегитимным характером современной власти.
    1.3. Информатизация белорусской экономики  
    Концепция  государственной  политики  в  области информатизации разработана  межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике  Беларусь  в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь  от  7  декабря  1998 г. N 591 "О создании межведомственной комиссии  по вопросам информатизации в Республике Беларусь".
    Целью  государственной политики в сфере информатизации является создание органами  государственной  власти  необходимых  правовых, экономических,  организационных  и  других  условий,  обеспечивающих развитие процессов  информатизации  для  защиты  прав  и  законных интересов граждан и государства.
    Государство в лице своих органов [2, с. 37]:
    организует   формирование и использование информационных ресурсов,  оказывает  содействие  развитию процессов информатизации,
    принимает  меры по повышению качества документированной информации и информационных услуг;
    стимулирует  создание  современных  информационных  технологий, систем и сетей, обеспечивает развитие соответствующих коммуникаций;
    создает  условия  для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов;
    осуществляет  регулирование  отношений  в  сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику;
    определяет полномочия государственных органов  в  области информатизации.
    Развитие процессов информатизации в  последнее  десятилетие позволяет  говорить  о  том,  что  мировое сообщество переживает подлинную   социально-экономическую   революцию - переход от индустриального  к  информационному  обществу,  характерной чертой которого является определяющая роль информации, получаемой с помощью информационных  технологий  и  телекоммуникационной  связи  во  всех сферах человеческой деятельности и общества в целом.
    Информатизация,   основанная   на развитии информационных технологий,  национальных  и  глобальных телекоммуникационных сетей, открывает  принципиально новые возможности организации экономической жизни  и  трудовой  деятельности  людей,  развития здравоохранения и образования,  сохранения  и  защиты окружающей среды, предупреждения природных, социально-экономических и  политических  чрезвычайных ситуаций  и кризисов, создания системы эффективного государственного управления  и  сбалансированного  развития  международных отношений.
    Информатизация,   включающая   бурный   рост глобальных телекоммуникационных  сетей,  прежде всего сети "Интернет", коренным образом  меняет  социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей  на  всех  континентах,  ведет к формированию единого мирового информационного  пространства.  Республика Беларусь как государство, обладающее достаточно развитой информационной и телекоммуникационной инфраструктурой,  развитой  экономикой  и  высоким  интеллектуальным потенциалом,  может  и  должна  быть составной и неотъемлемой частью этого пространства.
    Государственная  политика  информатизации начала складываться в республике  с  начала  90-х годов. Основное содержание этой политики сводилось в основном к обеспечению научно-технических, производственно-технологических   и   организационно-экономических условий   создания   и развития информационных технологий, информационной инфраструктуры, системы формирования  информационных ресурсов.
    Совет  Министров  Республики  Беларусь 27 ноября 1991 г. принял Программу  информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 годы и на период  до  2000  года.  Программой предусматривалась информатизация трех основных сфер: социальной, материального производства  и управления.
    С начала 90-х годов в республике разработано и внедрено большое количество различных информационных систем. Накоплен опыт проектирования  и  создания  таких  систем,  а  также их эффективной эксплуатации в области статистики, науки, образования, медицины, социального обеспечения,  правоохранительной деятельности, правовой информации, управления отраслями и производством, природопользования,  в судебной  системе и других сферах. Органы государственного   управления приобрели  навыки   работы   с информационными  системами,  осознали их необходимость и значимость.
    Интенсивно развивались  соответствующие  мировому  уровню  средства телекоммуникаций,  обеспечивающие технические возможности построения национальной  информационной  сети  и  полноценного  доступа  к сети "Интернет". Заложена нормативно-правовая база информатизации.
    Однако из-за  ограниченных  финансовых  ресурсов по решению Правительства выполнялись только отдельные  проекты  Программы информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 годы и на период  до 2000 года. Начиная  с  1993  года  из  системы  государственного планирования были исключены инвестиционные  средства  на  реализацию проектов  в  области  информатизации,  ликвидирована соответствующая государственная отчетность.  В сочетании  с  многократной  передачей функций  координации  деятельности  в  области  информатизации между министерствами и другими республиканскими органами  государственного управления  это привело к фактической приостановке работ по созданию информационных систем и   выполнению   указанной   Программы.
    Сформировался чисто ведомственный подход к созданию и развитию таких систем,  что привело,  в свою очередь,  к  возникновению  трудностей межведомственного телекоммуникационного обмена информацией, дублированию  работ  и их удорожанию.  Кроме того, политика информатизации оказалась практически отделенной  от  политики, проводимой  в  области  средств массовой информации, связи и телекоммуникаций [11, с. 40].
    Почти  повсеместно укоренился технократический подход к решению проблем  информатизации,  при  котором  превалирует  закупка средств вычислительной  техники  и  построение информационных сетей, которые оцениваются  в  категориях  битов,  байтов,  скоростей  вычислений и передачи данных. При  этом  забывается  конечная  цель  создания информационных  систем - повышение оперативности и качества принятия управленческих решений, экономической эффективности  субъектов хозяйствования, уровня предоставляемых услуг и т.п. Препятствием для надлежащего использования ведомственных информационных  систем является также отсутствие во  многих  случаях  соответствующих аналитических служб,  обеспечивающих  сбор  данных  и  эффективную эксплуатацию таких  систем,  а  также  недостаточная  компьютерная грамотность пользователей, в том числе государственных служащих.
    В результате, несмотря на повсеместное  распространение современных программных и  технических  средств  информатизации, информационное  обеспечение  государственных  органов, юридических и физических лиц находится на достаточно низком уровне.
    В Республике  Беларусь  в настоящее время придается все возрастающее значение информатизации как  со  стороны  органов государственного  управления,  так  и  со  стороны юридических и физических лиц.  Растет понимание важности той роли,  которую играют информация, информационные и телекоммуникационные технологии во всех сферах жизни общества и человека.  Создаются  экономические, технические и другие условия   для   формирования   единого информационного  пространства  Беларуси  и  ее  вхождения  в мировое информационное сообщество.  Активно развиваются средства  и  системы связи с выходом в мировые системы коммуникаций.
    Вообще, особенность нынешнего этапа информатизации реального сектора белорусской экономики заключается в следующем. С тем, что необходимо внедрять IТ, искать для этого свободные ресурсы на предприятиях, уже никто не спорит. Но о том, что у этого процесса, кроме плюсов, могут быть и минусы, что основные проблемы внедрения лежат не в технической и даже не в финансовой плоскости, а в области менеджмента, психологии управления персоналом, социальных отношений -- об этом пока догадываются немногие.
    Еще один тип конфликтов, порождаемых внедрением информационных технологий, связан с некоторой, так сказать, "кастовой" обособленностью IТ-специалистов. В экономику только начинает приходить новое поколение менеджеров, для которых обучение практическому использованию IТ было органичной составной частью образования в целом. Пока же большинство руководителей предприятий в IТ-сфере, мягко говоря, не вполне компетентны.
    Еще один типичный "тормоз" информатизации предприятий -- ошибочное понимание их руководителями главной цели бизнеса. Согласно исследованию, данные которого представил профессор Станислав Черемных (Москва), наиболее эффективно IТ-решения внедряются там, где главная цель - увеличение рыночной стоимости предприятия в целом. Если же во главу угла ставятся традиционные цели затратной экономики, то информатизация имеет, как правило, косметический характер.
     
     
    2.   ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2.1. Современное состояние информационной среды  
     
    Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает спрос на качественную информацию и знания. Возрастающее по объемам и скоростям производство информации есть прямой продукт НТП и коммерческой целесообразности. Экономистами признано, что основным ресурсом современности становится информация. В этой связи независимое производство информации ставит вопрос о роли национального государства присваивающего и распределяющего стратегическую информацию в своих целях: удержание и укрепление власти. Таким образом, чисто экономический вопрос переходит в плоскость социологии и политологии [6, с. 214].
    Информационное агентство Рейтерс в преддверии 1999 года произвело исследование доступности получения данных и применения информационных технологий руководящим составом негосударственных предприятий большинства стран мира. 5% американских руководителей не уделяло должного внимания информационному фактору внешней среды, 48% - польских и 72% - российских. Это означает, что они не заботились о своем профессиональном росте и развитии руководимых коллективов, по причине не понимания происходящих изменений. С другой стороны, эти показатели, наряду с прочими, характеризуют эффективность микроэкономического планирования и степень использования факторов производства, что в свою очередь может сказать о уровне профессиональности экономики в целом.
    По данным Куестел – Орбит, подразделения коммуникационной компании Франс Телеком Груп, около 30 лет лидирующей на мировом рынке интеллектуальной и экономической информации, затраты западных компаний на получение информации к концу века достигли 6-8% от годового оборота у банков и телекоммуникационных компаний, 4-6% у компаний вовлеченных в новую экономику, 2-6% у традиционных производителей высоко технологичных товаров. В остальных отраслях только 1-2% при затратах на рекламу до 12%. Своевременный доступ к необходимой информации сокращает издержки производства тем самым, повышая конкурентоспособность продукции.
    Право на информацию прописано в “Стратегии национальной безопасности США” как основа глобального контроля всех видов ресурсов в интересах американской экономики, а следовательно и ее ярчайших представителей - транснациональных корпораций. Затруднения в доступе к информации и не востребование интеллектуального ресурса национальными компаниями в условиях общего снижения качества рабочей силы, наблюдаемого в Беларуси, приводит к качественному различию позиций национальных и интернациональных корпораций. Международные производители сосредотачивают в себе все то, что не доступно или не приемлемо внутренним фирмам и уже этим выигрывают, стартуя изначально с более удобной позиции на национальном рынке. Продвижение торговых марок на новый рынок и рекламные кампании – имеют основой непрерывный поток информации, блокирующий прочие информационные источники, сужающий выбор в силу незнания о нем и недоверия новому – хорошо “забытому” аналогу.
    Сбор, обработка и применение информации, полученной от внешних источников, для принятия стратегических решений - информационный менеджмент - в условиях всемирного информационного пространства приобрел однозначную направленность на достижение информационного превосходства. Высочайший профессионализм позволяет не допустить осознания субъектом, оказываемого на него информационного воздействия. К 1998 году, по данным Конгресса США, в 120 странах мира шли работы по обеспечению информационного подавления и противодействия, что является относительно новым фактором МЭО и МО в целом, требующим повышенного внимания.
    Неделимость информационного пространства и пока осуществленные попытки тотального контроля над трансграничным информационным обменом позволяют международному терроризму проводить акции по манипулированию общественным сознанием. Причем цель подобных акций - информационного террора – скрытное получение экономических преимуществ на основе изменения моральных, религиозных, идеологических компонент общественного сознания в исполнении замыслов осуществления влияния на принятие политических решений в регионе.
    Мировое сообщество в целом очень обеспокоено информационной угрозой. Генеральная Ассамблея ООН поручила своему первому комитету вести тематику информационной безопасности. В декабре 1998 ГА ООН единогласно приняла документ о “Достижениях в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности”. Россия и Америка проводят совещания по вопросу взаимоотношений с транснациональными телекоммуникационными корпорациями [7, с. 19].
    Из всех стран мира Россия одна из первых увидела в информационно – технологической революции прямую угрозу государству. Предотвращению независимого информационного воздействия на массовое сознание уделено не мало внимания со стороны различных ведомств. Проблема не допущения без контрольного воздействия информационных средств на личность человека и его организм в последние годы не однократно обсуждалась на заседаниях Государственной Думы и ее комитетов. Принята Концепция информационной безопасности Российской Федерации.
    Уничтожение способности рационального мышления у целого общества в настоящий момент не вызывает технических сложностей. Для массовой аудитории разработаны методы подачи информации через СМИ с программируемым результатом осознания, что дает прямой выход на управление государственными структурами.
    На сбор информации о реальном положении дел, как и на ее защиту, затрачиваются огромные средства, но и прибыль от данной деятельности превосходит все представления. Информационный менеджмент в купе с лоббированием позволяет влиять на приятие стратегических решений на государственном уровне. Длительное, целенаправленное воздействие позволяет фактически управлять как уровнем экономики, так и военной силой государства.
    К началу XXI в мире сформировались силы независимых от политических решений какого-либо государства. Сама структура межнациональных предприятий затрудняет внешний контроль. Политика налогообложения влияет на финансовое положение компаний, но уже не в состоянии подорвать общий экономический и информационный потенциал.
    Процесс утраты национальными государствами своего суверенитета - объективная реальность наших дней. Государство, распределяющее информацию, т.е. обеспечивающее информационную безопасность – невозможность применения информации во вред обществу и строю – борясь с неподконтрольными источниками, может, в какой-то момент, проиграть. Количество и качество независимо произведенной информации многократно превысит возможность реализации государственной функции присвоения, реализуемой в обработке и перераспределении информации.
    Поскольку самораспределение информации неминуемо приведет к планетарному объединению человечества, международные экономические отношения утратят свою актуальность и мировая экономика перейдет к пост-информационной модели хозяйствования, отличающейся экологичностью и ориентацией на удовлетворение духовных потребностей человека.
    Информатизация мировой экономики идет двояким образом, отражающим две ипостаси этого процесса: материальную и нематериальную.
    Во-первых, речь идет о широком использовании современных технических средств (компьютеров) для получения, обработки и передачи информации по каналам связи.
    Во-вторых, имеется в виду воздействие самой информации (ее содержания, адресатов, форм и методов распространения) на экономическую жизнь, в частности, на международную экономику [3, с. 44].
    Развитие современных информационных технологий и всемирной компьютерной сети Интернет постепенно начинает изменять весь облик мировой экономики. Компании, действующие в этой области, выходят на первый план, опережая по темпам роста продукции, капитализации (т.е. рыночной стоимости своих акций), занятости прежних лидеров, например, автомобильную промышленность. Эти же компании лидируют по числу и стоимостным масштабам слияний и поглощений, в том числе международных. Причем все это касается фирм, производящих не только сами компьютеры и все принадлежности к ним, но и программное обеспечение. А вместе с тем уже начала изменяться соответствующим образом вся структура экономики развитых стран, рынок рабочей силы, деловая ориентация компаний (особенно многоотраслевых конгломератов), ситуация на финансовых рынках.
     Вслед за все более широким распространением "электронных финансов", т.е.  осуществлением  различных финансовых (банковских, фондовых) операций в системе Интернет возникает и такое явление, как "электронная торговля", сначала в сфере деловой коммерции (сделки купли-продажи между компаниями), а затем в сфере обычного потребительского рынка (для частных лиц). Пока эти процессы находятся лишь в начальной стадии, но нет сомнений в том, что эта тенденция уже в ближайшие годы получит все большее развитие, - вместе с ростом "всеобщей компьютеризации": и бизнеса и населения.
    Наконец, все возрастающее значение в современной мировой экономике приобретает такой нематериальный фактор, как сама информация, глобальная и разносторонняя по охвату, огромная по масштабам, непрерывная по времени. Именно информация становится первым звеном в причинно-следственной цепочке. Затем следуют ожидания и прогнозы, воздействующие на направления финансовых потоков, а через них - на распределение материальных ресурсов, структуру и динамику реального сектора экономики.
     
     
    2.2. Государственное регулирование информатизации в Республике Беларусь  
      Целью государственной политики в  области  информатизации является  обеспечение  перехода  к  новому  этапу  развития страны - построению информационного  общества  и  вступлению  республики  в мировое  информационное  сообщество. Основой этого перехода является создание  единого  информационно-телекоммуникационного  пространства Республики Беларусь как базы для   решения   задач социально-экономического, политического и  культурного  развития страны и обеспечения ее безопасности.
    Основными задачами   государственной   политики в области информатизации на данном этапе развития общества являются:
    разработка и реализация  единой  государственной  программы информатизации,  обеспечивающей  устойчивое  развитие информационной инфраструктуры и телекоммуникационных сетей;
    создание  нормативной  правовой базы построения информационного общества;
    эффективное  формирование  и использование национальных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним;
    освоение современных  информационных  и телекоммуникационных технологий;
    совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
    обеспечение  государственных  органов, юридических и физических лиц  общественно  значимой  информацией  и развитие средств массовой информации;
    поддержка необходимых политических, социальных, экономических и культурных  преобразований, связанных с движением к информационному обществу и ускоряющих это движение;
    принятие мер по созданию и  эффективному  использованию информационных ресурсов на всех уровнях.
    Государственное регулирование информационных отношений  и информационной  индустрии должно осуществляться на законодательном и административном уровнях.  Основные  составляющие  государственной политики  информатизации должны быть отражены в нормативных правовых актах,  прежде  всего  в  законах, согласованных с законодательством Российской  Федерации  и  развитых  стран. На законодательном уровне также должны  быть  закреплены  основные  принципы  взаимодействия государства, общества, юридических и физических лиц в информационной среде,   принципы   взаимодействия   с мировым информационным пространством.
    Анализ мировой практики показывает, что для органов государственного  управления  в  сфере  информатизации приоритетными являются следующие направления деятельности [10, с. 521]:
    обеспечение прав, технических  и  экономических  возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;
    определение   приоритетов   и   государственная   поддержка информационных технологий и производств;
    создание  и развитие системы непрерывного образования в области информационных технологий;
    обеспечение   формирования   государственных информационных ресурсов путем создания  эффективной  сети  сбора  и  накопления информации, системы стандартизации, сертификации и контроля качества информационных продуктов и сетей;
    создание  единой  развитой  системы классификации и кодирования информации;
    обеспечение информационной безопасности   государства, юридических и физических лиц,  защита от  недостоверной  информации,
    охрана коммерческой тайны  и  государственных  секретов,  защита персональных данных;
    защита национального   информационного и культурного пространства;
    создание системы противодействия компьютерным преступлениям;
    охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;
    создание  и развитие рынка информационных технологий, продуктов и услуг;
    обеспечение   взаимодействия с другими государствами и международными   организациями   по   вхождению   в глобальные информационные сети;
    борьба с монополизмом;
    контроль за эффективностью осуществления информатизации государственных  учреждений и расходованием бюджетных средств на эти цели.
    Решение  основных  задач  государственной  политики  в  области информатизации  осуществляется  посредством воздействия на следующие объекты информационной сферы.
    Формирование  и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем  создания  единого  информационного  пространства республики. Они формируются в результате деятельности  как государственных органов, так и общественных организаций.
    Управление  государственными  информационными  ресурсами должно строиться  по  иерархической  схеме,  обеспечивающей  полноту  сбора информации,  изучение и обобщение ее в соответствующих аналитических службах  при  передаче на более высокий уровень. Иерархическая схема формирования государственных информационных ресурсов должна включать следующие уровни:
    информационные ресурсы   Главы   государства, позволяющие регулировать  деятельность  всех  ветвей власти,  проводить анализ и ситуационное   моделирование процессов экономического и социально-политического  развития страны,  обеспечивать национальную безопасность;
    информационные ресурсы ветвей власти;
    отраслевые (ведомственные) информационные ресурсы;
    территориальные информационные ресурсы;
    информационные ресурсы объектов хозяйствования и управления.
    Состав и объем необходимых ресурсов  на  каждом  уровне определяются исходя из целей и задач данного уровня управления.
    Информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Доступ   к информационным  ресурсам  субъектов  информатизации осуществляется через автоматизированные  информационные  системы,  обеспечивающие работу с  базами  и  банками  данных,  машиночитаемыми  массивами  и другими  носителями  информации.  Информационно-телекоммуникационная инфраструктура служит для транспортировки информации между информационными системами.  Она призвана обеспечить создание единого информационного  и  эффективного  единого социально-экономического пространства Республики Беларусь,   углубление   процессов информационной   и   экономической   интеграции   стран СНГ, последовательное вхождение в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.
    Среди важнейших задач развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимо выделить следующие:
    совершенствование сетевой инфраструктуры за счет развития сетей в регионах, подключения ведущих  организаций  к  опорной  сети образования и науки через волоконно-оптические линии связи;
    проведение работ  по  созданию  единой  научно-информационной компьютерной сети;
    снижение  стоимости  телекоммуникационных  услуг  и ограничение монопольной деятельности в этой сфере;
    увеличение  мощностей  внешних  каналов  выхода в международные сети, создание резервных каналов, интеграция и  межсетевое взаимодействие.
    Информационные и  телекоммуникационные  технологии. Основными инструментами процесса  телекоммуникационного  обмена  информацией являются информационные и телекоммуникационные технологии   - совокупность программных, технических и организационно-экономических средств,  объединенных структурно и функционально для решения  задач передачи и обработки информации.
    В настоящее  время  на  рынке  информационно-коммуникационных технологий  доминируют  продукты,  производимые  крупными  западными фирмами. Закупка информационных и сетевых технологий для информатизации  государственных  органов  и субъектов хозяйствования сегодня  производится  по ведомственному принципу. Очевидно, что для создания  единой  информационной сети процесс закупки и обслуживания средств  вычислительной техники, сетевых и информационных технологий должен  быть  скоординирован  и  в  определенной мере централизован.
    Такая  координация может быть осуществлена через принятие  стандартов построения сетей и баз данных государственных органов  и предварительную  экспертизу  предлагаемых  решений информатизации на  всех уровнях [7, с. 81].
    Развитие  информационного пространства требует наличия и поддержания в  стране  необходимого  научно-производственного  потенциала. Это требование  вытекает  из  высокой  наукоемкости всех технологических составляющих,   образующих   информационное пространство и обеспечивающих его эффективное функционирование.
    В Республике   Беларусь   имеется   необходимый   кадровый, научно-технический  и  производственный  потенциал  для интенсивного развития  информатизации  и  преодоления имеющегося на сегодня отставания в этой области. Этот потенциал включает в себя:
    научные  и  научно-производственные  организации  и учреждения, работающие в сфере информатизации;
    предприятия,  разрабатывающие  элементы,  блоки  и  устройства, программное  обеспечение и осуществляющие проектирование технических средств информатизации;
    предприятия  -  производители  вычислительной  техники, средств телекоммуникации и связи;
    систему эксплуатационной поддержки функционирования вычислительной техники и каналов связи.
    Основными  направлениями  государственной  политики  в  области развития   научно-технического и производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи являются:
    поддержка  национальных  научных  школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня по информатике и связи;
    содействие   продвижению   конечных   программно-технических продуктов отечественной разработки и производства на мировой рынок;
    обеспечение прямого конкурсного отбора исполнителей государственных заказов по созданию   и   модернизации информационно-телекоммуникационных систем с четким приоритетом отечественных;
    развитие  государственной  системы  подготовки  научных кадров, разработчиков  и  производителей  различных средств информатизации и связи;
    выработка  экономических  и  социальных  мер  по предотвращению "утечки  умов"  в  области  информационных  технологий,  в том числе посредством создания специализированных технопарков.
    Системы  обеспечения  информационной безопасности. Требования к обеспечению  безопасности систем информатизации в различных областях их применения могут существенно варьироваться,  должны  быть комплексными и  направляться на достижение следующих основных целей: доступности, целостности и достоверности информации, конфиденциальности ее в соответствии с правом доступа.
      Для повышения  эффективности  присутствия  страны  в  мировых  информационных сетях необходимо:
    активное  участие  в  проектах  развития мировых информационных сетей,  в работе международных организаций, общественных комитетов и  комиссий, связанных с этим развитием;
    постепенность  (этапность) вхождения республики в международные сети  в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и  услугами, экономическими и технологическими возможностями;
    обеспечение  требуемого  уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям;
    приоритетность   развития   и   совершенствования   единого информационного   пространства   Беларуси и создания единого информационного пространства Союза Беларуси и России, а также СНГ.
    Для  реализации  этих положений должны быть выполнены  следующие мероприятия:
    организация мониторинга и  прогнозирования  потребностей  в различных видах информационного обмена по международным сетям;
    разработка национального законодательства, определяющего статус информации, передаваемой по глобальным открытым  сетям,  и  перечень информации,  не  подлежащей передаче,  процедуры контроля соблюдения этого  статуса,  а  также  регламентирующего  права,  обязанности  и ответственность пользователей.
    Ключевую  роль  в осуществлении мероприятий по информатизации и их  ориентации  на  национальные  и  международные приоритеты должна сыграть межведомственная комиссия  по  вопросам  информатизации  в Республике Беларусь.
    Непосредственный   механизм   выполнения   работ в сфере информатизации должен  быть  определен  в  единой  государственной программе  информатизации,  разработанной  под  руководством  членов межведомственной комиссии по вопросам информатизации.
    Создание государственных информационных ресурсов должно определяться  отраслевыми  программами информатизации, их выполнение следует  возложить на министерства и другие государственные органы с координацией  этой  работы  республиканским органом государственного управления  в  сфере  информатизации  - Государственным комитетом по науке  и  технологиям.  При  этом Государственный комитет по науке и технологиям  должен  давать  экспертную оценку отраслевых программ и готовить предложения по формированию единой  государственной программы информатизации для  рассмотрения  их  межведомственной комиссией по вопросам информатизации [8, с. 34].
     
     
    Заключение  
     Воплощение в жизнь основных положений и выполнение практических мероприятий  государственной политики в области информатизации будет означать целенаправленное  продвижение  страны  к  информационному обществу, что предполагает:
    1) последовательное реформирование общественного производства и совершенствование деятельности государственных органов на основе:
    главенствующей роли  государства  в  информатизации  общества и управлении   информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития,
    определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);
    развития  общественных  и  личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;
    2)  постепенное превращение преимуществ информатизации общества в реальные материальные и духовные блага для населения страны;
    3)  укрепление  национальной  безопасности  за  счет достижения высокого уровня информационной безопасности и обеспечение достойного международного  статуса Беларуси как полноценного участника мирового информационного сообщества.
     
     
    Список использованной литературы:  
    1.   Громов Г.Р.,  Очерки информационной технологии, М. – 1993. - с. 19-20.
    2.   Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М.: МГСУ, 1996. – 367 с.
    3.   Робертсон Д.С., Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М, 1993. - с.17-26.
    4.   Рейзема Я.В.,  Информатика социального отражения, М. -  1990. – 249с.
    5.   Громов Г.Р., Очерки информационной технологии, М., ИнфоАрт. -  1993. - с.22.
    6.   Михайловский В.Н., Формирование научной картины мира и информатизация, С-Пб. – 1994. - с.54.
    7.   Ершов А.П., Проблемы информатизации. - № 3/4,2000. - с.81-88
    8.   Урсул А.Д., Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации, Вестник РОИВТ. - 1993, № 1-3. - с.35-45.
    9.   Артамонов Г.Т., О противоречиях перехода к информационному обществу, Вестник ВОИВТ. – 2002. - № 3 - с.5-7.
    10. Орехов А.М., Информатизация общества - информационное общество, Социальная информатика - 93, М. – 2001. - с.32-35.
    11. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е., Информатизация: социальный аспект, Вестник ВОИВТ. – 1999. - № 2,с.29-30.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Информатизация мировой экономики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.