Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Исследование памяти

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Исследование памяти
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    12.08.2010 17:38:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
     
    Введение...................................................................................................................... 3
    Исследование памяти.................................................................................................. 4
    Методика «Заучивание 10 слов»............................................................................... 6
    Методика «Смысловая память»................................................................................. 8
    Список используемой литературы.......................................................................... 11
    Приложение.............................................................................................................. 12
     
    Введение  
    Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.
    Память служит основой непрерывности психической деятель­ности, связывая прошлое, настоящее и будущее.
    Основные процессы памяти - запоминание, сохранение, вос­произведение.
    По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической - на основе установления тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени.
    По продуктивности запоминания логическая память, как правило, превосходит механическую: продолжительность сохранения материала, запечатленного логически, значительно больше. Вместе с тем для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучае­мого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая - для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого.
    Для изучения логической и механической памяти подобрана методика «Смысловая память».
    Для исследования памяти и для оценки степени влияния утомляемости на продуктивность мнестической деятельности была подобрана методика «Заучивание 10 слов».
    Исследование памяти  
    В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:
    1. деятельностью усвоения или заучивания;
    2. интервалом между усвоением и воспроизведением;
    3. деятельностью воспроизведения.
    Материал может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой.
    Непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание - это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта.
    Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. К примеру, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести те фразы, которыми они оперировали накануне. Опыты показали, что собственные фразы запоминались гораздо продуктивнее предложенных экспериментатором.
    Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Для измерения объёма кратковременной памяти могут использоваться различные методики.
    Для исследования процесса запоминания используются следующие классические методики: метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации.
    Так, к примеру, при проведении метода заучивания, испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слоги, слова, числа, фигуры и т.п.) до критерия их безошибочного воспроизведения в любом порядке. Для этого ряд объектов предъявляют несколько раз. То количество повторений предъявления ряда объектов для безошибочного повторения испытуемым является показателем запоминания. Предлагая испытуемому повторно воспроизвести график объектов через определённые промежутки времени можно построить график забывания. Таким образом, метод заучивания позволяет экспериментатору прослеживать динамику процессов запоминания и забывания материала разного объёма и содержания.
    Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения.
     
    Методика «Заучивание 10 слов» Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Методика предложена А. Р. Лурия, используется как для исследования памяти, так и для оценки степени влияния утомляемости на продуктивность мнестической деятельности.
    Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
    1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
    2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол - стул; огонь - вода и т. п.).
    Инструкцию дают в два этапа:
    1)  «Сейчас я вам прочту слова. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке». Читать слова надо медленно и четко. Когда испытуемый вспоминает, надо отметить в протоколе те слова, которые он смог воспроизвести.
    2) «Сейчас я вам снова прочту те же слова, и вы опять повторите все, что запомнили».
    Опыт повторяется 3-5 раз, при необходимости 10 раз (направленность обследования на выявление утомления). Обязательно записываются все лишние слова, которые называет испытуемый. После 3-5-кратного повторения психолог переходит к другим исследованиям, а затем через 50-60 мин спрашивает у испытуемого эти слова (без дополнительного прочтения). Таким образом, исследуется отсроченное воспроизведение.
    Обработка и анализ полученных результатов. В первую очередь определяется объем механической памяти: количество слов, воспроизведенных после первого повторения, считается объемом памяти. В норме он находится в пределах 5-9 слов.
    Очень важно оценить процесс заучивания. Для этого строится график по результатам всех повторений.
    В норме к 3-му повторению здоровый человек запоминает 9-10 слов и в дальнейшем после каждого повторения их воспроизводит. Отсроченное воспроизведение равно 7-9 словам. В тех случаях, когда утомляемость оказывает выраженное влияние на познавательную деятельность, процесс заучивания становится иным.
    Порядок работы: экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе (Приложение 1) он отмечает крестиком точность воспроизведения слов после каждого предъявления.

    Рис. 1. Динамика запоминания
    Объем механической памяти – в норме (9 слов).
    Вывод. У испытуемого выявлена хорошая память, хорошая активность внимания.
     
    Методика «Смысловая память» СЕРИЯ А
    Материал. Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
    Ход опыта. Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.
    При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят « - ».
    Номер слова
    Первое слово (экспериментатор)
    Второе слово (испытуемый)
    Проверка
    1
    Кукла
    Играть

    + 2
    Курица
    Яйцо

    + 3
    Ножницы
    Резать

    + 4
    Лошадь
    Сено

    + 5
    Книга
    Учить

    + 6
    Бабочка
    Муха

    + 7
    Щетка
    Зубы

    + 8
    Барабан
    Пионер

    + 9
    Снег
    Зима

    + 10
    Петух
    Кричать

    + 11
    Чернила
    Тетрадь

    + 12
    Корова
    Молоко

    + 13
    Паровоз
    Дым
    -
    14
    Груша
    Компот

    + 15
    Лампа
    Свет
    -
    СЕРИЯ Б
    Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка,  колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.
    Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»
    Обработка результатов. По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.
    Номер слова
    Первое слово (экспериментатор)
    Второе слово (испытуемый)
    Проверка
    1
    Жук
    Кресло

    + 2
    Перо
    Вода

    + 3
    Очки
    Ошибка

    + 4
    Колокольчик
    Память

    + 5
    Голубь
    Отец

    + 6
    Лейка
    Трамвай

    + 7
    Гребенка
    Ветер

    + 8
    Сапоги
    Котел

    + 9
    Замок
    Мать

    + 10
    Спичка
    Овца

    + 11
    Терка
    Море

    + 12
    Салазки
    Завод

    + 13
    Рыба
    Пожар

    + 14
    Тополь
    Кисель

    +  
    Результаты занесены в таблицу:
    Объем логической памяти
    Объем механической памяти
    Кол-во слов первого ряда (а1 )
    Кол-во запом-
    нившихся слов (b1 )
    Коэффициент логической памяти
    Кол-во слов второго ряда (а2 )
    Кол-во запом-
    нившихся слов (b2 )
    Коэффициент механической памяти
    С1 =
    b1
    С2 =
    b2
    а1
    а2
    15
    13
    0,86
    14
    14
    1
     
    Вывод. У испытуемого очень хорошо развита механическая память (коэффициент=1). На вопрос «Почему хуже запомнились слова серии А?», испытуемый ответил, что в этой серии запоминать было легко, поэтому он не усердствовал при запоминании, при запоминании серии Б, испытуемый сконцентрировался и приложил усилия для запоминания, так как логической связи не наблюдалось, он применил ассоциативные связи-картинки.
     
     
    Список используемой литературы  
    1)   Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Издательство московского университета, 1968. - 88 с.
    2)   Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Издательство московского университета, 1976. - 253 с.
    3)   Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.
    4)   Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
    5)   Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: “ЧеРо”, 2002. - 816 с.
    6)   Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
    Приложение 1
     
     
    Протокол методики «Заучивание 10 слов»
     
     
    Предъявление
    лес
    хлеб
    окно
    стул
    вода
    брат
    конь
    игла
    гриб
    мед
    1

    +  

    +
    +
    +
    +  

    +
    +
    + 2

    +
    +
    +  

    +
    +
    +
    +
    +
    + 3

    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +  

    + 4

    +
    +
    +
    +
    +
    +  

    +
    +
    + 5

    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    + Спустя час

    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +  

    +  
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Исследование памяти ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.