Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Русская философия конца XIX -первой половины XX века

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Русская философия конца XIX -первой половины XX века
  • Предмет:
    Философия
  • Когда добавили:
    12.08.2010 17:49:13
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
     
    Введение
    3
    1.
    Русская философия конца XIX -первой половины  XX века
    5
    2.
    Характеристика русской религиозной философии
    10
    3.
    Идеалистическое направления в русской философии в ХХ в.
    12
     
    Заключение
    15
     
    Список литературы
    17
     
     
    Введение
     
    Цель настоящей работы заключается в рассмотрении такого философского учения, как русская религиозно-философская философия, которое получило свое развитие в конце XIX – начале XX вв.
    XIX в. в истории России стал столетием дальнейшего развития философской мысли, а вторая его половина, и особенно конец, - временем ее расцвета. Именно с XIX в. можно говорить о вкладе в общечеловеческую культуру отечественной философской мысли в виде самобытных учений. Это происходит на фоне бурного развития и культуры, и науки, напряженной динамики общественной жизни. Результатом этого творческого кипения стало всемирное признание русской культуры данного времени.
    В философском отношении важными событиями явились возникновение философских обществ, рост числа издательств, печатающих философскую литературу, и увеличение потока этой литературы. В России тогда очень быстро переводились и издавались модные в Европе и Америке философские работы, отечественные философы тесно контактировали с зарубежными коллегами. Словом, Россия в этот период перестала быть философской провинцией, и у нас стали появляться оригинальные идеи, которые подхватывались и развивались затем за рубежом.
    Благодаря тесному взаимодействию с западной философией в России появляются последователи всех основных европейских течений: материалисты, неокантианцы, неогегельянцы, неолейбницеанцы, позитивисты, марксисты и т. д. Особенно много было последователей немецких философов Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, что вполне естественно. Германия была ближайшим соседом, многие русские ездили получать образование в известные немецкие университеты - Берлинский, Лейпцигский, Геттингенский, Гейдельбергский, Марбургский. Наибольшее распространение первоначально получили взгляды Шеллинга и, главным образом, его натурфилософия. Этому способствовало ее своеобразие, близкая русским мыслителям религиозность, несистематичность и многоплановость.
    Вместе с тем, в России появлялись и оригинальные философские учения, получившие признание в других странах. Часть из них объединяются в такие философские течения, как русская религиозная философия и русский космизм. Другие же учения не развиваются в течения, так как не находят в свое время большого числа приверженцев и последователей среди профессиональных философов, но подготавливают почву для появления новых течений на западе. В частности, идеи Ф. М. Достоевского, Н. Бердяева и Л. Шестова способствовали появлению экзистенциализма во Франции.
    При написании работы использовались точки зрения таких авторов, как: Арнольдов А.И., Толпыкин В. Е., Лосский Н.О., Надольный И.Ф. и других.
     
    1. Русская философия конца XIX -первой половины  XX века
     
     Этот этап философии связан с возникновением философских систем. Особенность философии этого периода – антропоцентризм, гуманизм, религиозный характер, синкретичность философии с православием. В 60-70-е годы XIX века складывается мировоззрение народничества (Н.К.  Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин  и др.). Общая черта их идеологии -  переход к социализму, минуя капитализм; признание самобытности пути России. Теоретики анархизма (анархизм – учение,  отвергающее  роль  и  авторитет государства в  управлении) М.А. Бакунин и П.Я Кропоткин считали, что государство - зло, но исторически необходимое, это временная форма общества. Идеальная форма общества, организованного на началах самоуправления индивидов, - это мелкие общины, автономии. Основной принцип Бакунина: «свобода без социализма – это несправедливо, социализм без свободы – рабство». Для народника П.Л. Лаврова (умеренное направление) характерна вера в социалистическую природу крестьянства и общину как социально-экономической основы будущего общества.  По его мнению, народ надо просвещать, готовить к революции. П.Н. Ткачев (радикальное направление) доказывал, что для достижения цели  необходима группа заговорщиков.[1]
    Л.Н. Толстой осуществлял рациональную критику религии, полагая, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. В центре его концепции этика в религиозной форме, поиск абсолютной и окончательной моральной истины и правды.  Бог у  Толстого отождествлялся с любовью, разумом, добром и совестью. Им выдвигается принцип ненасилия. Главное зло на Земле – смерть и насилие. Смысл жизни – самосовершенствование.
    В основе концепции К.Н. Леонтьева лежит сформулированный им закон о «триедином процессе развития» от «первичной простоты» к «цветущей сложности» и к «вторичному смесительному упрощению». Вследствие этого процесса Европа видится ему разлагающимся организмом. Капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Главные факторы спасения России: православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Леонтьев выступал против идеала равенства, т.к. оно чуждо природе, выступал против индивидуальной свободы, которая приводит к безответственности. Он считал, что государство имеет право на насилие, когда это необходимо.
    Космизм - религиозно-философское направление в философии, поставившее проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этнической ответственности человека (религиозное направление: В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков; естественнонаучное: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
    Основатель космизма Н.Ф. Федоров полагал, что задача философии – не только объяснять мир, но и разрабатывать проект  мира, каким он должен быть. В «Философии общего дела» им  выдвигается идея «всеобщего спасения», а не личного как в христианстве. Он считает: «Важно жить не для себя или для других», а «со всеми и для всех». Надо достигнуть всеобщего братства в мире с помощью любви, необходимо победить смерть как торжество зла и безнравственной силы. Преодоление смерти и всеобщее спасение - это и есть «общее дело». С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники. Достижение бессмертия приведет к всеобщему братству людей в космических масштабах, исчезнут пороки и зло. (Идея воскрешения Федорова – мавзолей В.И. Ленина). Моральная жизнь всех людей - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Его философия носит утопический характер, отпечаток мистики.
    К.Э. Циолковский – основоположник современной космонавтики, представитель «космической философии» (400 работ), отстаивал естественнонаучное объяснение природы. Первооснова бытия – атом, он вечен, временны лишь его объединения, поэтому жизнь бесконечна. Живой космос представлен множеством цивилизаций, мы - одни из многих. Вся планета охвачена разумной деятельностью. Совершенный разум человеческих существ будет способствовать пресечению зла в космосе. Для создания высокоразвитого общества необходимо: накопление знаний, уничтожение несовершенных форм жизни. Выйдя в космос, человек избавится от своей телесной оболочки. Совершенное человечество превратится в «единый вид лучистой энергии». Разум возвысится, зло исчезнет. Наступит счастливая жизнь, свободная от чувств, переживаний, страха.[2]
    Единство космоса и человека обосновывал и В.И. Вернадский. Им раскрывается принцип перехода современной эпохи от биосферы (сфера живых организмов) к ноосфере (сфера разума). Перестройка биосферы делает человека крупнейшей геологической силой. Успехи техники передвижения, коммуникаций способствуют планетарному единению и переходу в состояние ноосферы. Для создания ноосферы необходимо: уничтожение неравенства, прекращение войн, свободный обмен информацией, слияние разных видов наук в единое целое. Его взгляды лежат в основе современной экологии.
    В.С. Соловьев создает концепцию «всеединства» (объединения и гармонии всех сторон бытия: материальной, духовной и др.) как средство постижения мира. Истинное знание - это постижение всеединства. Путь такого познания - единство веры, воображения и творчества. Только синтез научного, философского, богословского знания дает цельное знание о мире. Гарантом спасения человечества являются любовь и нравственность. Мир не может быть спасен насильно. Никакого насилия над человеком не должно быть, даже во имя высших целей. По мнению Соловьева, история общества есть процесс движения от дохристианского языческого состояния к истинному состоянию – христианскому, в котором основой общества является натура божественная  - София. София – это душа мира, Божественная мудрость, идеальное человечество, истина. Идея богочеловечества как конечная цель исторического процесса раскрывается  в сочинениях не только В.С. Соловьева, но и в работах П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева.
    Начало XX века называют духовным ренессансом (В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов, А.Ф. Лосев, В.И. Вернадский, М.М. Бахтин и др.). Основные проблемы философии Н.А. Бердяева – проблема человека, его духовной свободы, любви, творчества, смысла жизни и смерти («Смысл творчества»). Не отрицая значимости науки для человека и общества, мыслитель показывает ее несовместимость с философией. Философия – это творчество, искусство, постижение смысла бытия через религиозное озарение и субъективное творчество. Свобода есть творческая сила. Размышляя о свободе, он замечает, что свобода «первичнее бытия», она существовала всегда. Бог возник рядом. Свобода и  Бог равноправны. Бог не создает Свободу, она предвечна миру.
    Свобода пронизывает Бога, бытие. Бог создает мир, проявляет себя в мире, но миром не управляет. Бердяев освободил Бога от ответственности за зло в мире. Все зло в мире истекает из этой свободы. Мыслитель отмечает, что Бог ни причем, виновата свобода. Человеку Бог нужен как нравственный идеал, Богу нужен человек как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Приблизиться к Богу человек может лишь через Страшный Суд. В результате наступит вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Т.о., свобода есть определяемость моей личности изнутри, созидание добра и зла. Взгляды Н.А. Бердяева легли в основу экзистенциализма.
    Теоретик религии и культуры, философ И. А. Ильин считал, что кризис современной  ему культуры  и человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства.
    А.Ф. Лосев за свои воззрения подвергся преследованиям, аресту (10 лет в лагерях), 25 лет не публиковался. Главный его труд – «История античной эстетики» (8 томов), в котором раскрыта специфика античного миросозерцания.[3]
    М.М. Бахтин - философ, филолог, историк культуры, создатель общей теории гуманитарных наук, вводит в онтологию понятие «диалог». Истина возможна только через диалог. Истина не в безличной идее, не во мне, не в тебе и не в нас, она – между нами, которая рождается, как искра, от диалогического соприкосновения. Тем самым он утверждает единство отношений между людьми и отношений между человеком и Богом. Быть, по Бахтину, значит общаться.
     
    2. Характеристика русской религиозной философии
     
    Самобытным направлением русской мысли стала русская религиозная философия, крупнейшими представителями которой были Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) , Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и другие.
    Религиозных философов, так же, как и нерелигиозных, волновало переустройство несовершенного русского общества и человеческого сообщества в целом. Они считали, что путь к будущей лучшей жизни лежит только через обновленную религию.[4]
    Основы русской религиозной философии были заложены В. С. Соловьевым. Именно он предпринял попытку теоретически объединить в «великом синтезе» христианско-платоновское миросозерцание, немецкую классическую философию (главным образом Шеллинга) и научный эмпиризм.
    В русле христианского вероучения (не выделяя никакой из конфессий) Соловьев развивал историософскую теорию «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества, сочетая ее с мечтами об избавлении материального мира от разрушительного действия времени и пространства в «нетленном» космосе красоты. Центральные концепции философии Соловьева - философская доктрина «всеединства» и религиозно-художественное учение о Софии.[5]
    В самом конце 80-х гг. XIX в. в докладе «Русская идея», прочитанном в 1888 г. в Париже Соловьев обозначил рассуждения об особенностях российской действительности, культуры, государственности и русского народа, о судьбе и исторической миссии России термином «Русская идея». Вслед за ним термин Русская идея стали использовать и другие философы: Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, а н. Бердяев выпустил в 1946 г . книгу под названием «Русская идея».
    Сами же рассуждения, выражающие русскую идею, всегда были неотъемлемой принадлежностью русской философии.
    3. Идеалистическое направления в русской философии в ХХ в.
     
    Отличительная особенность русской философии ХХ в. - идеологизм. Она развивалась как в зарубежье, так и в СССР мыслителями самых разных направлений. Наиболее влиятельными в названный период исследователи называют теории иерархизма (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, П. А. Сорокин) и евразийства (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Л. П. Красавин, Л. Н. Гумилев), а также различные варианты неомонархизма (И. А. Ильин, П. А. Флоренский, Д. Л. Андреев) и христианского социализма (С. Н. Булгаков, Г. П. Федотов).
    Несмотря на «железный занавес», между русской эмиграцией и советским диссидентством 1 всегда существовало самое прочное и кровное родство; это была по существу единая и целостная духовная оппозиция против «большевизанства», «сталинократии». Их объединяла одна общая черта - решительное неприятие «октябрьского переворота», вера в духовное и политическое возрождение России.
    Философия русского зарубежья перестала плодоносить уже во втором поколении, и место философов заступили богословы, апологеты церкви. Однако, никакого «перерыва» в русской мысли не произошло, ибо в самой России, несмотря на господство официального марксизма, всегда сохранялась и развивалась философская традиция, сохранявшая преемственную связь с самобытными исканиями отечественного любомудрия дореволюционной эпохи. Она охватывала весь спектр важнейших проблем мировой философии и включала самые разнообразные системы.
    Русские философы, оказавшись на Западе, сразу же заняли в духовной жизни Европы значительное место. Как отмечал историк русской культуры Глеб Струве, необычайно продуктивным и популярным мыслителем в Европе оказался Н. Бердяев, европейскую и даже мировую известность завоевал и другой русский философ «серебряного века» Лев Шестов (1866-1938). Особенно велико было его влияние на французскую культуру - на таких ведущих литераторов, как Мальро, Камю, Ионеско.
    Одним из центров русского философского Зарубежья, где продолжались традиции философии «серебряного века», была Прага. Здесь среди преподавателей университета были П. Струве, П. Новгородцев, С. Булгаков, В. Вернадский, И. Лапшин, Н. Лосский, Г. Флоренский, В. Зеньковский.[6]
    Развитие русской философии в самой России после Октября 1917 г. было затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, утвердился идеологический диктат, господство «воинствующего материализма», когда одна философская школа - диалектический и исторический материализм, как составная часть марксизма - была объявлена единственно научной философией, все другие философские течения были соответственно классифицированы как «ненаучные»: домарксистские, немарксистские и антимарксистские. Из всего богатейшего наследия русской философии было выделено несколько имен представителей материализма и освободительного движения.
    Идеалистическая философия до ХХ в. была отвергнута как устаревшая, религиозная, а более поздняя философия, в особенности религиозно-философский ренессанс, оценивалась как «враждебная, реакционная». Во-вторых, сохранению традиций русской философии препятствовали вульгарно-социологические, классовые представления о формировании чисто пролетарской идеологии, чуждой буржуазно-дворянской культуре. В-третьих, в 20-х гг. насаждалось нигилистическое отношение к национальной культуре. В результате традиции национальной философии объявлялись проявлением ограниченности, патриархальной отсталости. Особую роль в сохранении и развитии традиций русской мысли сыграли тогда кружки и общества, просуществовавшие в Советской России весьма недолго, до 30-х гг., когда с ними было покончено.
    Все же традиции русской философии продолжались и в деятельности лучших советских философов. До 80-х гг. активно работал последний из философов «серебряного века» - Алексей Федорович Лосев (1893-1988), писавший труды и по античной, и по русской философии. В 1931 г. он был арестован за книгу «Диалектика мифа» и после освобождения четверть века не мог печатать свои труды. В 60-80-х гг. он читал лекции в Московском университете, воспитавшие немало известных современных постсоветских философов, и создал книги, в которых идеалистические учения от Платона до Соловьева раскрыты как великое достижение человеческой мысли.
    Филологи и историки (Д. С. Лихачев, Н. Гудзий, С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин) активно сохраняли и продолжали традиции русской философской мысли, начиная с ее истоков. Значителен вклад В. Ф. Асмуса (1894-1975) в разработку истории русской мысли рубежа веков.[7]
    Таким образом, в ХХ в., несмотря на складывающуюся идейно-политическую обстановку в стране и обществе, традиция русской философии основных ее направлений и течений, сложившихся на рубеже XIX-ХХ веков, продолжается. Произошедшие в начале 90-х гг. изменения, реальное обеспечение свободного распространения различных философских учений, создали условия для восстановления истории отечественной философской мысли и объективного ее изучения.
     
    Заключение
     
    Наибольшее распространение в конце ХIХ в. получила религиозная философия, основы­вавшаяся на идеях славянофилов. Она наиболее ярко воплотила особенности русской философии. В этих концепциях отсутствовало стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной система­тизации взглядов. Они выражали, скорее, чисто внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего, которое может быть постигнуто не посредством сведения к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения. Другая особенность — неразрывно связаны с действительностью, поэтому часто являлись в виде публицистики, художественных произведений в ориентированной на жизнь форме.
    В этом отношении наиболее значительна концепция Вл. Соловьева (1853-1900). Следуя за славянофилами, он западному рационализму противопоставляет свое миропонимание как синтез эмпиризма, рационализма и мистики. Исходя из своего социального идеала — «свободная теократия» или «вселенская церковь», объединяющая православие, католицизм и протестантизм, Соловьев разработал «философию всеединства», которая основывалась на оправдании добра, вытекающего из понимания сущего как блага. Положения Соловьева о Всеединстве и Бого-человечестве, преображении тела и духа, Церкви как Тела Христова строятся на вере в святость, чистоту и красоту материи и тела.
    Всеединство, по его учению, первоначально выступает как идеальное единство в боге, идеальном сверхорганизме. Бог есть чистое мышление, Логос. Рассуждения Соловьева об идеальном, сверхъестественном мире, по сути, явилось выражением взглядов Платона о мире идей: «Божественный мир состоит из трех главных сфер: сферы чистых духов, сферы умов и сферы душ. Все эти сферы находятся в тесной и неразрывной связи между собой, представляют полное внутреннее единство или солидарность между собою, так как каждая из них восполняет другую, необходима другой, утверждается другой».
    Духи самостоятельны в самой меньшей мере, пребывая в Боге примерно так же, как наши мысли пребывают в нас. Умы уже более самостоятельны и вступают в диалог с Господом. Души же наделены самостоятельной волей. Эта воля отделяет их в конце концов от Отца, они получают самостоятельное существование в космосе, а затем и на земле, в своем царстве.
    Однако, отделившись от цельного организма, они становятся ущербными, теряя понятие обо всем целом, в котором они ранее пребывали. Поэтому им предстоит вновь обрести утраченное всеединство, но уже как объединение всех людей в мировом масштабе, когда люди духовно возвысятся до такой степени, что станут одной Церковью, т.е. «телом Христовым», которое, по мнению Соловьева, все время «растет». Иначе говоря, человечество должно стать одним большим духовным организмом — в этом смысл движения истории, которая должна развиваться до состояния Богочеловечества и слиться с Богом вновь в единый организм. На этой основе складывалось и решение Соловьевым этических проблем, которым согласно традициям русской философии он уделял большое внимание. В его решении смысл жизни- творить добро, оправдать свое существование добром, активно противостоять злу, которое исходит от дьявола. Человеку необходимо верить в добро, в то, что оно «от Бога» и должно быть возвращено ему. Каждый обязан осознать свое назначение, воспитать себя нравственным существом.
    В конце XIX - начале XX в. русская философия была представлена не только самобытным религиозным течением, но рядом других направлений, шедших в ногу со временем, - интуитивизм, марксизм, эмпириокритицизм, космизм и т.д.
    Список литературы:
     
    1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - М., 1992.
    2. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.
    3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М., 1974.
    4. Коган Л.Н. Социология культуры. - М., 1995.
    5. Культура. Большая  советская  энциклопедия. – М.:  Из-во  «Советская  энциклопедия», 1974.
    6. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
    7. Мир философии. Ч.1,2. - М.: Политиздат, 1991.
    8. Радугин А. А., Радугин  К. А. Социология. Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 224 с.
    9. Суханов И.В.  Обычаи, традиции и преемственность поколений. – М., 1998.
    10.   Толпыкин В. Е. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Айрис-пресс, 2003.  
    11.   Философская энциклопедия. - М., 1996.
    12.   Философия.  / Под ред. Надольного И.Ф. – М.: Юрайт, 1999. - 243 с.
    13.   Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003.
    14.   Философия  культуры. / Отв. ред. Мжвениерадзе В. В. - М., 1987.
     
     
    [1] Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003.
    [2] Толпыкин В. Е. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Айрис-пресс, 2003. 
    [3] Философия.  / Под ред. Надольного И.Ф. – М.: Юрайт, 1999. - 243 с.
    [4] Толпыкин В. Е. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Айрис-пресс, 2003. 
    [5] Мир философии. Ч.1,2. - М.: Политиздат, 1991.
    [6] Философия.  / Под ред. Надольного И.Ф. – М.: Юрайт, 1999. - 243 с.
    [7] Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Русская философия конца XIX -первой половины XX века ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.