Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инновации в антикризисном управлении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Инновации в антикризисном управлении
  • Предмет:
    Антикризисный менеджмент
  • Когда добавили:
    13.08.2010 13:00:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Стр.
    Введение……………………………………………………………………3
    1Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении……………6
    1.1.Понятие инноваций………………………………………………….…6
    1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике…………………………………………………………...9
    1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами…………….….13
    2.Инновационные компоненты бизнеса……………………………..….17
    2.1.Инновационные проекты…………………………………………….17
    2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями………….19
    2.3. Приемы управления инновационными процессами……………….21
    3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли……………………………………………….24
    3.1. Роль инновационных исследований для антикризисного управления в туристских организаций………………………………………...24
    3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме…………………………………………………………………………...25
    3.7. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер  в туристской отрасли…………………………………….27
    Заключение……………………………………………………………..…30
    Список литературы……………………………………………………….33
    Приложения……………………………………………………………….35
     
    Введение
     
    На данном этапе развития российской экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.
    В современном, быстро меняющемся мире, управление регионом, организацией (фондом, коммерческой компанией) стало сверхсложной задачей, отнимающей у руководителя всё время (включая личное). Изменения технологий, рынка, отраслей, конкурентов происходят со все ускоряющимися темпами. Критическим фактором стало предвидение новых технологических волн, новых рынков, стагнаций, кризисов, новых возможностей предприятия, точек роста и прорывных направлений.
    Для поддержки решения задач управления на уровне администраций регионов, крупных и средних компаний, крупных фондов необходимы:
    1.   Технологии отслеживания тенденций, угроз и новых возможностей на основе комплексного анализа базовой статистики, компьютерного моделирования и технологий проектирования будущего;
    2.   Технологии экспертной поддержки программ развития системы в целом и отдельных проектов;
    3.   Технологии проведения мозговых штурмов для нахождения решений в сложных кризисных ситуациях или их предотвращения.
    Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.
    Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.
    В создавшихся условиях необходимым элементом успешной реализации инновационных процессов является наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Ее эффективность может быть повышена государственной политикой.
    Актуальность курсовой работы заключается в возрастающей роли инноваций, которая в свою очередь  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.
    Объект курсовой работы- организации, применившие инновации в антикризисном управлении своей деятельности.
    Предмет курсовой работы- инновационная деятельность в антикризисном управлении организации.
    Цель курсовой работы- всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении на примере организаций.
    Методы исследования:
    1. Поиск информационных источников;
    2. Изучение научной литературы;
    3. Изучение статей СМИ;
    4. Анализ статистических данных;
    Задачи курсовой работы:
    1. Дать характеристику теоретическим понятиям инновационной деятельности.
    2. Изучить теорию Кондратьева и  взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике.
    3. Выявить особенности и способы инноваций в антикризисном управлении.
    4. Рассмотреть основные приемы управления инновационными процессами.
    5. Выявить проблемы инноваций  и пути их решения в антикризисном управлении.
     Исследованиями данной темы занимались: Орлов А. И. в «Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями»; Тычинский А. В. В «Управление инновационной деятельностью компаний», разработавший современные подходы и  алгоритмы инновационной деятельности; Харгадон Эндрю в «Управление инновациями», представивший  опыт ведущих компаний»; Харитонов А.А. и многие другие.
     
    1Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении
     
    1.1.Понятие инновации
     
    «Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления»[1]. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
    Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
    Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
    1.   использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
    2.   внедрение продукции с новыми свойствами;
    3.   использование нового сырья;
    4.   изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
    5.   появление новых рынков сбыта.
    В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
    Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
    1. По степени новизны:
    1.   радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
    2.   улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
    3.   модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
    2. По объекту применения:
    1.   продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
    2.   технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
    3.   процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
    4.   комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
    3. По масштабам применения:
    1.   отраслевые;
    2.   межотраслевые;
    3.   региональные;
    4.   в рамках предприятия (фирмы).
    4. По причинам возникновения:
    1.   реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
    2.   стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
    5. По эффективности:
    1. экономическая;
    2. социальная;
    3. экологическая;
    4. интегральная.
    Девиз инновации – «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, «инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников»[2]. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях.
    Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
    В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
    1.   инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
    2.   пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
    3.   маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
    4.   приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
    5.   приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
    6.   производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).
    Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. «Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей»[3].
    Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
     
    1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике
     
    Теория «длинных волн» Кондратьева доказывает, что страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 40 - 60 лет. Такие большие циклы рождаются после или вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества (внедрение крупных изобретений и открытий ученых, появление на мировом рынке новых групп стран и т. д.). При этом подъем волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции. Реальной же материальной основой «длинных волн» является коренное обновление человечеством тех видов производственных сооружений и оборудования, которые имеют особенно длительные сроки службы (железные дороги, мосты, каналы, плотины и т. д.). В период понижательных волн большого цикла преобладают годы депрессий, а в период повышательных волн большого цикла - годы подъемов.
    «Все подвергнутые изучению Кондратьева элементы экономической действительности по характеру своей динамики распадаются прежде всего на две группы. Элементы первой группы характеризуются тем , что наряду с колебательными процессами их динамика не обнаруживает какой-либо общей тенденции роста или падения или эта тенденция почти незаметна , по крайней мере за рассматриваемый период»[4]. При обработке данных этой группы для выявления больших циклов ученый использовал элементарные приемы анализа. В частности, в случае с ценами он брал их индексы, не подвергая их даже механическому выравниванию.
     
    Схема 1.1.2.
    Теория длинных волн Кондратьева.
     
     

     
    Элементы второй группы характеризовались тем, что в своей динамике они наряду с колебательными процессами обнаруживают также тенденцию определенного направления, как правило, тенденцию роста. К элементам этой группы относятся:
    1.   некоторые элементы ценностного характера  например ,процент на капитал , заработная плата, вклады в банки и т.д.;
    2.   элементы смешанного характера, то есть слагающиеся под влиянием изменения как ценностных, так и натуральных факторов, например, объем внешней торговли в ценностном выражении;
    3.   элементы чисто натурального характера, например данные о продукции различных отраслей промышленности и потреблении различных товаров.
    Статистические данные, относящиеся к динамике элементов второй группы, взятые в чистом виде, не вскрывали циклов или вскрывали их с недостаточной точностью. Для того, чтобы выяснить наличие или отсутствие больших циклов было необходимо применение более сложных приемов обработки статистических рядов.
    Первая эмпирическая правильность сводится к следующему: перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических открытиях и изобретениях, в глубоких изменениях техники производства и обмена, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Несомненно, указанные изменения в той или иной степени совершаются непрерывно, и их можно наблюдать на протяжении всей истории капитализма. Но, по-видимому, они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены именно перед началом повышательных волн больших циклов и в начале их.
    Вторая эмпирическая правильность: периоды больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн. На периоды повышательных волн приходится наибольшее количество наиболее значительных социальных потрясений и переворотов, как революционных, так и военных.
    Третья эмпирическая правильность, заключается в том, что понижательные волны этих циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.
    Кондратьев одним из первых поставил вопрос о существовании равновесий в экономике. Привлекательным было также сочетание у Кондратьева экономического анализа с социологическим: до Кондратьева исследователи длительных колебаний больше внимания уделяли изучению материальных факторов, а Кондратьев рассматривал социальные и политические аспекты - войны, перевороты. Интересно, что он впервые ввел различие между «промежуточными войнами», играющими роль стимулятора экономики в начале фазы подъема, и «окончательными войнами» и переворотами в конце подъема, разрешающими противоречие, накопившиеся в период подъема.
    В результате можно сделать следующие выводы:
    1. Циклы по Кондратьеву выражаются изменениями, либо уравнений экономических показателей, либо темпов их динамики и носят международный характер. Опираясь на концепцию частичного равновесия А. Маршала (1842-1924гг.), ученый рассматривал обнаруженные им большие циклы как нарушение и последовательное восстановление длительного экономического равновесия.
    2. Он установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождающие большие циклы. Так, например, повышательная волна тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в обновление техники и создание новых технологий.
    3. В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии (1929-1933гг.). Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений науки. С тех пор длительные циклы называются «циклами Кондратьева».
     
    1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами
     
    Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации- изменения в организации, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий. Инновации обычно несут принципиальные новшества, они отличаются  наличием широкого спектра изменений.
    «Существует множество видов инноваций. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов. Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации»[5].
    Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:
    1.   в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);
    2.   в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования);
    3.   в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);
    4.   технологические -в процессах производства продукта, услуги и др.;
    5.   организационные - в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.;
    Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенность процессных преобразований — краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.
    Продуктовые инновации- это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения и права на их реализацию - путем покупки изобретения, или приглашения на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами.
    При разработке продуктовых инноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких инноваций, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.
    Классификация продуктовых инноваций возможна как по критериям новизны для предприятия и рынка, так и по другим критериям.
    По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые инновации:
    1.   с длительным жизненным циклом;
    2.   с коротким жизненным циклом;
    3.   инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научно-технического задела;
    4.   капиталоемкие;
    5.   некапиталоемкие;
    6.   с коротким сроком окупаемости;
    7.   с длительным сроком окупаемости.
    Данные виды инноваций, как правило, сочетаются, что играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.
    Продуктовые инновации имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.
    Ресурсные инновации- это реконструкции основных факторов функционирования предприятия:
    1.   реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования- управление, организация производства, работа с персоналом и др.;
    2.   перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;
    3.   перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.
    «Ресурсные инновации  непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости»[6].
    В то же время ресурсные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят иногда весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.
    Различные виды инноваций в зависимости от их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций можно ранжировать следующим образом:
    1.   наиболее доступные и оперативные - процессные новшества;
    2.   продуктовые инновации являются среднесрочными и среднекапиталоемкими, а ресурсные - самыми долгосрочными и дорогостоящими.
    Это расположение инноваций остается таким же, если ранжировать их в зависимости от вероятности рисков.  В совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие.
    Таким образом, ресурсные нововведения в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.
     
    2.Инновационные компоненты бизнеса
     
    2.1.Инновационные проекты
     
    Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких аспектах
    - как форма целевого управления инновационной деятельностью;
    - как процесс осуществления инноваций;
    - как завершённый комплект научно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации.
    «Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных конечных целей. Как процесс осуществления инноваций - это совокупность выполняемых в определённой последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям»[7]. Вместе с тем инновационный проект - это завершённый комплект научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, организационно-плановой и расчётно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин «design»). Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.
    Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам, исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи (научно-технической проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
    Инновационный проект имеет ряд характерных признаков, к основным из которых можно отнести:
    - признак изменивший как основное содержание проекта (целенаправленный перевод из существующего в некоторое желаемое состояние);
    - признак ограниченной продолжительности во времени;
    - признак ограниченности требуемых ресурсов;
    - признак «неповторимости» проекта и новизны для предприятия, которое реализует проект;
    - признак комплексности (множество факторов окружения, участников, прямо или косвенно влияющих на процесс и результаты проекта);
    - признак правового и организационного обобщения (специфическая организационная структура на время реализации проекта);
    - признак разграничения с другими проектами предприятия.
    К основным элементам инновационного проекта следует отнести:
    - однозначно сформулированные цели и задачи, означающие основное назначение проекта;
    - комплекс проектных мероприятий по расширению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
    - организацию выполнения проектных мероприятий, т.е. увязку их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
    - основные показатели проекта (от целевых по проекту в целом до локальных (частных) – по отдельным заданиям, этапам, мероприятиям, исполнителям), в т.ч. показатели, характеризующие его эффективность.
    В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие десятки организаций.
     
    2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями
     
    «Программа управления инновациями - это план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией»[8]. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:
    1.   определить цели и задачи;
    2.   проработать различные варианты их решения;
    3.   выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;
    4.   создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п.
    Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
    Сетевой график - это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов и т.п.
    Метод сетевого планирования - это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями.
    Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволит:
    1.   наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациями и установить взаимосвязь между ними (сетевой график);
    2.   обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций;
    3.   эффективно использовать необходимые денежные и материальные ресурсы.
    4.   Применяя метод сетевого планирования для управления инновациями, Вы сможете:
    5.   улучшить планирование, обеспечив его целостность и непрерывность и создав условия для более оптимального определения требуемых ресурсов и рационального распределения уже имеющихся;
    6.   минимизировать финансирование работ ввиду более точного расчета трудоемкости и себестоимости работ;
    7.   оптимизировать структуру системы управления путем четкого распределения задач, прав и обязанностей;
    8.   организовать координацию и контроль за ходом работ, а также оценку выполнения программы.
    Основой сетевого планирования является графическое изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы.
    «Бизнес-процесс инноваций представляет собой действия управленческого персонала в хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Иначе говоря, бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца»[9].
    Бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса:
    1. Бизнес-процесс заявки на инновацию.
    Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция
    2. Бизнес-процесс производства инновации.
    Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже.
    3. Бизнес-процесс реализации инновации.
    Начинается с выставления ее на продажу и заканчивается самой продажей, а в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием.
    Таким образом, организация управления инновационными проектами закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.
     
    2.3. Приемы управления инновационными процессами
     
    Приемы  управления инновационными процессами можно разделить на следующие группы.
    1.   Приемы, воздействующие только на производство инновации.
    2.   Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации.
    3.   Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.
    Рассмотрим некоторые из приемов инновационного управления в организациях.
    Выживание организаций в современных условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо нового в организации. Решение подобного рода задач в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering — изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.
    «Инжиниринг инноваций - это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации»[10].
    Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
    1.   инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материального носителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и т.п.);
    2.   инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;
    3.   инжиниринг инноваций в отличие, например, от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями».
    Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода, чьи различия рассмотрим ниже:
    1.   усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%);
    2.   реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).
    Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга.
     «Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы»[11].
    В заключении следует отметить, что на сегодняшний день неудачей заканчивалась реализация примерно половины проектов по реинжинирингу. Причины неудач и факторы, способствующие успеху, постоянно исследуются.
     
     
    3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли.
     
    3.1.Роль инновационных исследований для антикризисного управления в туристских организаций
     
    По определению Всемирной торговой организации (ВТО), туризм признан мировой индустрией номер один. В ней занято более 200 млн. человек. Полмиллиарда туристов тратят в поездках более одной трети триллиона долларов, что составляет примерно 5-10% годовых потребительских расходов. Нововведение, как важный фактор антикризисного управления, в том числе и в международном туризме, представляется комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.
    В широком смысле проблема имеет три возможных аспекта исследований в зависимости от стратегии и целей турфирмы:
    1) фундаментальное, или основное, исследование в целях приобретения информации (так, афинский отель «Holiday Inn» не смог бы провести столь успешных мероприятий по модернизации без предварительных исследований такого типа);
    2) применение R&D для создания благоприятствующей перспективы новшества в пределах существующего бизнеса;
    3) использование R&D для открытия нового бизнеса.
    Главные новшества, когда они используются, обычно являются результатом традиционных или продвинутых технологий.
    В то же время руководство должно видеть технический порог, изменяющийся в зависимости от фирмы и ее деятельности, ниже которого эффективность R&D быстро падает. В туристской индустрии фирмы не должны отставать от конкурентов в качестве обслуживания, ценах, эффективности рекламы, технологиях бронирования, видах транспорта, классности обслуживания и др., т. е. с учетом обстоятельств туристского рынка они вынуждены представлять усовершенствования и разрабатывать совершенно новый продукт, когда этого требует конкуренция.
    Такой порог есть отношение оцененной стоимости R&D нового продукта к ведущему времени. При этом важно определить ведущее время как время, необходимое для того, чтобы превратить идею в готовый продукт. Производителю, стремящемуся сократить ведущее время настолько, чтобы стать лидером в данной отрасли, придется удвоить ежегодный расход на научные исследования и поиск технологических новшеств.
    В туристской отрасли, подверженной быстрым переменам, мало вероятно, что ценный опыт будет находить лучшее применение, чем персонал, в особенности контактный, имеющий возможность легко перемещаться между отделами исследования, развития, маркетинга и рекламы. Кроме того, поддержка горизонтальной подвижности открывает путь к высшему руководству специалистам с полным пониманием значения науки, технологии и перемен.
     
    3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме
     
    Задачей любого руководства, в частности руководства турфирмы, становится получение гарантий, что доход от вложений в технологии будет как можно более высок.
    К инновационным проблемам в антикризисном управлении  туристских организаций обычно примыкают инвестиционные. Не отвергая необходимость исследования инвестиций, большие резервы усиления инновационной направленности туризма видятся в организационных изменениях. Инновационный потенциал управления для вывода туристского предприятия из кризиса, реализуется в деятельности, в поведении и его мотивации, в методологии менеджмента и в стиле управления. На сегодняшний день наиболее разработанными оказались вопросы информационных систем в туризме, отдельные вопросы активизации человеческого ресурса. Отчасти освещены проблемы инновационной стратегии. Отсутствует понимание инновационной стратегии в качестве технологии антикризисного управления. Каждое пятнадцатое рабочее место в мире создается туристической деятельностью.
    Успешные инноваторы туризма своим опытом доказывают, что сегодня создание нового и внедрение - не просто желательно, но и необходимо в конкурентной борьбе. Ныне это должно признаваться как условие выживания. Показательным примером этому служит изо дня в день ужесточающаяся конкуренция между туристскими фирмами.
    Только размер компании не гарантирует ее выживания. Для этого также требуются новшества. Гостиницы, например, сети «Holiday Inn» и «Rodos Palace» являются крупными туристскими предприятиями Греции, отличающимися стабильностью и устойчивостью своего бизнеса. Тем не менее, «Holiday Inn» недавно завершила программу обновления, смета которой составила 6 млн долл. США. Для осуществления этой программы, которая была изучена до мелочей, понадобился 2-летний срок. Одновременно гостиница приобрела сертификат качества ISO-9001 благодаря высокому уровню оказываемых услуг. Сегодня это единственная гостиница в Афинах, которая получила данный сертификат. Такие инновации сильно укрепили конкурентные позиции предприятия.
    Исследования Бруклинского института (США) показали, что компании стремятся работать в нескольких сферах деятельности одновременно (за 40-летний период только 36 из 100 крупных корпораций остались в той же сфере деятельности).
    В туристской индустрии имеются аналогичные примеры. Так, в 1992 г. тремя профессионалами в различных сферах деятельности, удачно дополняющими друг друга, было основано ОАО «Тройка».
    Основными направлениями деятельности группы компаний «Тройка» являются: строительство, международные транспортные услуги и перевозки, туризм и международная торговля. Компания «Тройка Туризм» является лидирующим туроператором по Турции; ее головной офис находится в Стамбуле, отделения - в Москве, Анталии и Измире (Турция). Компания также имеет широкую сеть туристских агентств на территории России и стран СНГ. Каждое из трех направлений независимо, но все они объединены под одним крылом группы компаний. Основным полем деятельности является Российская Федерация и страны СНГ. В программах на будущее «Тройка» намерена расширить и разнообразить основные виды деятельности. Так, в 1994 г. в группу компаний влилась «Тройка - инженерные услуги».
    На своем веку туристская индустрия видела рождение и процветание одних компаний, а также крах и уход с рынка других. Наиболее выгодные возможности, как и наиболее серьезные угрозы часто являются результатом прогресса в различных областях. Как бы то ни было, но ныне скорость и гибкость в подходе к принятию решения и нахождению ответа стали первостепенно важными. Управленческие решения устаревают так быстро, как никогда раньше.
     
    3.3. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер  в туристской отрасли
     
    Выделяется восемь факторов, влияющих на развитие инноваций в качестве антикризисных мер в туризме. Это прежде всего такие факторы, как природная среда, экономика, научно-технический прогресс, демография, урбанизация, информация, общество и культура. Предполагается, что они ведут к возрастанию спроса и предложения на туристическом рынке, усиливают прогрессивные тенденции. В туристическом бизнесе абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разнообразными запросами, а не обезличенно-стандартизированной потребности нивелированного индивида.
    Необходимо выделить пять групп факторов невосприимчивости туристических организаций к нововведениям:
    1. Излишняя централизация управления может порождать иждивенческие настроения в экономике, подавлять интерес к нововведениям.
    2. Неразвитая конкуренция способствует тиражированию традиционного объема и качества услуг.
    3. Однотипное организационное «лицо» туристической отрасли с преобладанием крупных организаций обострит проблему внедрения новшеств.
    4. Недостатки в организационной культуре фирмы (отсутствие или неразвитость ценностей, связанных с инноватикой) влияют не только на степень развития инновационной деятельности, но и на ее качество.
    5. Отсутствие разнообразия в формах и методах управления породит единообразные и неразрешимые инновационные проблемы. Для сравнения: в США результативность научных исследований и разработок снижается с увеличением размера фирмы сверх типичного уровня, дифференцированного по регионам, отраслям. Высокой инновационной активностью отличаются небольшие фирмы. Важно подчеркнуть, что восприимчивость к инновациям - одна из функций совершенствования хозяйственного механизма страны. Инновационные процессы необходимы туризму как вследствие тенденций глобализации туристического рынка и использования информационных технологий, так и необходимости становления новой философии бизнеса - управления развитием.
    Основные характеристики целей инновационной деятельности в туризме можно свести к следующим положениям. Деятельность туристической организации достаточно разнообразна, поэтому необходимо выделение ключевых пространств, внутри которых устанавливаются, по мере необходимости, цели инноваций. Такие пространства дают значительные ориентиры действий. Фундаментом для формирования портфеля инноваций является аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития туристического рынка в целом и активности его участников в частности.
    Инновационная активность туристической организации зависит от развития инновационного предпринимательства, преодоления сопротивления нововведениям. Рынок конкретного нововведения обычно относительно немногочисленный, на нем отсутствуют прямые конкуренты, он малоэластичен. Функции и цели инновационного управления в туризме - это планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование и координация.
    На мой взгляд, туризм способен предложить различные виды содействия новым инновационным процессам.
     
     
    Заключение
     
    Эффективному противодействию кризисам способствует развитая инновационная инфраструктура, которая, в самом общем виде, представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. Она также аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Также в рамках данной инфраструктуры получают значительное развитие такие элементы системы, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, центры высоких технологий и т.д. Деятельность этих организаций также способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.
    Наряду с совокупностью внешних по отношению к предприятию элементов среды, обуславливающих необходимость перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия. Самое главное изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создания собственных для проведения маркетинговых исследований. Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения невозможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом. Таким образом, переход предприятия к инновационной стратегии рационален при определенном уровне развития рыночных отношений, и при широком распространении не только способствует эффективному функционированию элементов антикризисного управления предприятием, но и радикально меняет характер экономической системы страны. Необходимо отметить, что объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.
    Изучив механизмы антикризисного управления, можно сделать вывод, что оно не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде.
     
     
    Список литературы
     
    1. Авагян Г.Л. Денежно-финансовые механизмы функционирования «классических» длинных волн Н.Д.Кондратьева. – М: Наука, 2003.
    2. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия.-М:Экономика и наука, 2007.
    3. Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихны В.В.  Анатомия кризисов. – М.: Наука, 2006.
    4. Ванькова О.Г. Современные теории «длинных волн» в экономике. - Омск: ОмГУ, 2006.
    5. Гpибoв В.В., Гpyзинoв А.Д. Инновации в антикризисном управлении.- М: Экономика, 2006.
    6. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. -Таганрог: ТРТУ, 2004.
    7. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
    8. Елисеев Ю.С, .Малинецкий Г.Г., Медведев А.А.. Инновационный императив– М.: Комкнига, 2006.
    9. Ерохина Е.А. Стадии развития открытой экономики и циклы Н.Д.Кондратьева. - Томск: Водолей, 2005.
    10. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М.:Эдиториал УРСС, 2003.
    11. Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004.
    12. Комаров И. Кризис «длинной волны».- М: Экономика, 2005.
    13. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 2003.
    14. Коротков Э.М. Теория больших циклов развития хозяйства.- М:Инфра-М, 2004.
    15. Костюк В.Н. Длинные волны Кондратьева и теория долговременного экономического роста .- М: Аспент-Пресс, 2005.
    16. Курицын И.И. Территориальный аспект производственных циклов.- М:Проспект, 2003.
    17. Магер Н.Х. Волны Кондратьева.- М:Наука, 2006.
    18. Маевский В.И. Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая генетика.- М: Экономика, 2004.
    19. Малинецкий Г.Г. и др. Экспериментальный стенд Комплексной системы научного мониторинга. –М: Проспект, 2006.
    20. Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями.-М:Проспект, 2005.
    21. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. - Таганрог: ТРТУ, 2006.
    22. Харгадон Эндрю Управление инновациями. Опыт ведущих компаний.- М.: Вильямс, 2007.
    23. Харитонов А.А. Особенности инновационной деятельности.- М: Аспент-Пресс,2006.
     
     
    Приложения
    Схема 1.
    Временные циклы производства и инноваций.
     
     

     
     
    Схема 2.
    Длинные волны Кондратьева.

     
     
    [1] Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. -Таганрог: ТРТУ, 2004, С.10.
     
    [2] Харгадон Эндрю Управление инновациями. Опыт ведущих компаний.- М.: Вильямс, 2007, С. 29.
     
    [3] Гpибoв В.В., Гpyзинoв А.Д. Инновации в антикризисном управлении.- М: Экономика, 2006, С. 17.
     
    [4] Комаров И. Кризис «длинной волны».- М: Экономика, 2005,С.34.
     
    [5] Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004, С.48.
    [6] Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями.-М:Проспект, 2005, С.45.
     
    [7] Харитонов А.А. Особенности инновационной деятельности.- М: Аспент-Пресс,2006, С.38.
     
    [8] Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями.-М:Проспект, 2005, С.27.
     
    [9] Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями.-М:Проспект, 2005, С 41.
     
    [10] Харитонов А.А. Особенности инновационной деятельности.- М: Аспент-Пресс,2006, С.50.
     
    [11] Харитонов А.А. Особенности инновационной деятельности.- М: Аспент-Пресс,2006, С.52.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инновации в антикризисном управлении ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.