Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проектирование клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям физическими лицами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Проектирование клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям физическими лицами
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Когда добавили:
    13.08.2010 14:51:36
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание  
    Введение. 3
    1.   Аналитическая часть. 4
    1.1. Экономическая сущность задачи (сущность задачи и предметная технология ее решения) 4
    1.2. Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации  4
    1.2.1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов…………………………………………………………………………………………...4
    1.2.2 Определение места проектируемой задачи в комплексе задач. 4
    1.2.3 Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи  4
    1.3 Развернутая постановка целей, задачи и подзадачи автоматизации. 4
    1.3.1 Цели и назначение автоматизированного варианта решения задачи. 4
    1.3.2 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения. 4
    1.3.3 Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ... 4
    2 Проектная часть. 4
    2.1 Информационное обеспечение задачи. 4
    2.1.1 Информационная модель и ее описание. 4
    2.1.2   Используемые классификаторы и системы кодирования. 4
    2.1.3   Характеристика первичных документов с нормативно-справочной и входной оперативной информацией  4
    2.1.4   Характеристика базы данных. 4
    2.1.5 Характеристика результатной информации. 4
    2.2 Программное и технологическое обеспечение задачи. 4
    2.2.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 4
    2.2.2 Схема взаимосвязи программных модулей. 4
    2.2.3 Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации. 4
    2.3Контрольный пример реализации проекта и его описание. 4
    Заключение. 4
    Список использованных источников. 4
    Введение  
    Банки уже давно стали неотъемлемой составляющей экономических общественных отношений, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, они опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или ка­кой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ.
    С помощью банков происходит аккумуляция временно не используемых свободных денежных средств, их перераспределение, использование «энергии» окружающей среды в интересах общего блага.
    Одной из базовых функций коммерческого кредитного учреждения является осуществление валютных операций. Сегодня на рынке банковских услуг это направление вновь, как и на заре развития системы коммерческих банков, выходит на первый план. Подобная тенденция связана с изменением состава и структуры как финансовых организаций, предлагающих банковские услуги, так и компаний, потребляющих эти услуги, поэтому в последнее время формирование новой клиентской базы стало весьма актуальной для банков задачей. Чтобы привлечь новых и удержать постоянных клиентов, необходимо обеспечить оперативность и четкость выполнения операционного обслуживания. Максимально оперативно данные операции предоставляется осуществлять именно по средствам интернет-банкинга.
    Данные обстоятельства лишний раз подчеркивают актуальность выбранной тематики. Также стоит отметить, что не смотря на сегодняшнее многообразие различных программных и технических средств  интернет-банкинга, весьма остро стоит вопрос именно о создании оптимальной модели клиентской части системы интернет-банкинга по валютным операциям с физическими лицами.
    Таким образом, целью данной работы является проектирование комплексной модели клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям с физическими лицами.
    Для достижения поставленной выше цели необходимо решить ряд задач, а именно:
    1) охарактеризовать теоретические аспекты операций коммерческого банка по покупке и продаже иностранной валюты;
    2) выявить экономическую сущность поставленной задачи;
    3) выбрать комплекс задач автоматизации существующих бизнес-процессов;
    4) предоставить развернутую постановку основных задач автоматизации;
    5) спроектировать информационную модель задачи;
    6) охарактеризовать базу данных;
    7) составить схему взаимосвязи программных модулей;
    8) составить схему технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации и др.
    Методологическую основу исследования составляют следующие методы: диалектический, структурного анализа, логический, социологический, метод исследования документов, метод системного анализа, контент-анализ и др.
    Основные положения, результаты и рекомендации данной работы ориентированы на широкое использование при разработке адаптивного интерфейса  и реализации механизмов адаптивного взаимодействия модели «КЛИЕНТ-БАНК».
    Структурно проект состоит из введения, двух основных глав и заключения. Во введении поставлены основные цели и задачи проекта. В первой главе будет рассмотрена аналитическая часть проекта, где будут освещены вопросы экономической сущности поставленной задачи, проведена характеристика комплекса задач и приведено обоснование необходимости автоматизации исследуемого процесса, также будут развернуто поставлены основные цели и задачи автоматизации. Во второй главе будет представлена проектная часть работы, где на практических примерах решаются задачи проекта для достижения поставленной цели. В заключении будет подтвержден итог выполнению задач проекта и достижению первоначальных целей, а также, какими методами и с помощью каких моделей и технологий эти цели были достигнуты.
     
     
    1. Аналитическая часть 1.1.   Экономическая сущность задачи (сущность задачи и предметная технология ее решения)   Среди операций с иностранной валютой немаловажное место занимают валютообменные операции с наличной иностранной валютой и производные от них безналичные операции. Несмотря на кажущуюся простоту такого рода операций, эта область деятельности коммерческих банков в нашей стране является наиболее регламентированной и строго контролируется как со стороны Банка России, так и со стороны других контролирующих органов. Спектр подобных операций довольно узок, но многогранен по своей природе и затрагивает практически все стороны банковского процесса. Развитие и совершенствование операций с иностранной валютой могут существенно отразиться на доходах банка в сторону их увеличения, но порой, в моменты практически бесконтрольного резкого роста и падения курсов валют, операции по их обмену могут принести значительный ущерб как самим банкам, так и их клиентам, порой спекулирующим на нестабильном положении.  
    Таким образом, среди операций с иностранной валютой можно выделить наиболее привлекательные операции. Таковыми, несомненно, являются валютообменные операции - наиболее гибкие в плане реакции на рыночную конъюнктуру и обеспечивающие достаточно высокую доходность. Они привлекательны и с точки зрения оперативного манипулирования объемами рублевой и валютной наличности банка. Практически каждый банк, получив валютную лицензию, организует пункты обмена иностранной валюты.
    Наиболее просты и наиболее распространены операции по обмену иностранной валюты (валютообменные операции). Это связано в основном с их быстрой окупаемостью и относительно высокой доходностью. Валютообменные операции представляют собой перепродажу товара (валюты) по более высокой цене, чем цена покупки. Так как данный процесс происходит непрерывно (одновременно совершаются операции по покупке по одной цене и по продаже по другой цене), то доходность зависит в основном лишь от разрыва цен (маржи). Чем выше маржа, тем выше доходность.
    Однако не следует забывать о второй составляющей дохода - спроса на валютообменные операции. Изначально для сложившейся в нашей стране ситуации непрерывного колебания уровня инфляции, курса национальной валюты и доходности прочих инструментов финансового рынка, спрос на операции обмена валюты достаточно высок. Порой складываются ситуации, когда обменные операции становятся для населения наиболее выгодным инструментом для получения дохода, так происходит и сейчас в условиях глобального экономического и финансового кризиса. В таких условиях коммерческие банки могут получить (и получают) стабильный и высокий доход от операций обмена. Существует одно «но»: большое количество банков предлагает одинаковые услуги. В результате разрыв маржи непременно сужается, так как при увеличении этого разрыва наблюдается отток населения (уменьшение спроса), а при уменьшении (увеличении спроса) падает уровень доходности на одну операцию. Это можно выразить графически, изобразив зависимость кривой доходности от уровня спроса и устанавливаемой маржи (см. рис. 1.1):

    Рисунок 1.1 Кривая доходности
     
    В подобной ситуации у банков встает вопрос грамотного регулирования спроса и уровня доходности валютообменных операций. Для проведения операций по обмену валюты населения банки открывают пункты обмена валюты, являющиеся подразделениями банка и отвечающими требованиям, устанавливаемым для них инструкциями и положениями Банка России. Нормативными и законодательными актами был определен круг валютообменных операций, которые могут совершать коммерческие банки и порядок их отражения в бухгалтерском учете.
    Рассмотрим подробнее основную операцию - покупку и продажу инвалюты за рубли в обменном пункте (ОП) банка. Сразу отметим, что основные правила валютообменых операций применимы и в отношении к интернет-банкингу.
    В начале дня по заявке кассира обменного пункта для совершения операций в течение операционного дня выдаются аванс в наличных рублях, наличной валюте каждого вида и бланки справок формы 0406007, которые стали единым и обязательным документом при оформлении валютообменных операций.
    В течение дня кассир обменного пункта совершает операции по покупке и продаже инвалюты по курсам, установленным банком на текущий день. Курс покупки определяет, по какой цене банк покупает иностранную валюту. Курс продажи определяет, по какой цене банк продает иностранную валюту. Разница (маржа) между этими двумя ценами составляет доход банка от операций с иностранной валютой. Операции отражаются в реестрах по покупке и продаже валюты с выдачей клиентам первых экземпляров справок ф.0406007. Вторые экземпляры, так называемые «копии банка» остаются у кассира и в конце дня вместе с другими документами обменного пункта (реестрами, заявками и справками об остатках) подшиваются в документы дня.
    В конце операционного дня кассир сводит остатки рублей, валюты и неизрасходованных справок и отражает эти остатки в справке об остатках. Все документы и ценности инкассируются в банк. Инкассация обменных пунктов является обязательным требованием.
    Касса банка принимает от кассира обменного пункта наличные рубли и наличную иностранную валюту каждого вида. По результатам проведенных операций обменного пункта совершаются бухгалтерские проводки. Если за операции покупки-продажи взималась установленная банком комиссия, то сумма комиссии относится на доходы.
    Отметим, что применительно к интернет-банкингу описанная выше система правил и последовательность валютообменного процесса также полностью применима, только в случае интернет-банкинга кассиром и, собственно, самой кассой будет выступать автоматизированная информационная система.
    Все сделки, связанные с валютными операциями завершаются денежными расчетами между покупателем и поставщиком. Такой денежный оборот регулируется законодательством и построен на следующих принципах:
    1.   Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства в т.ч. валютные, в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием.
    2.   Денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем.
    3.   Платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платежными документами.
    4.   Клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетно-кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.
    Для расчетно-кассового обслуживания клиент открывает счет в банке. В зависимости от форм собственности и хозяйствования клиент может открыть расчетный, текущий или бюджетный счет.
    Таким образом, мы определили экономическую сущность валютообменных операций, выявили основные принципы и правила их проведения.
    Теперь перейдем к описанию сущности задачи именно проектирования клиентской части интернет-банкинга по валютообменным операциям с физическими лицами. Отметим, что данной области свойственны следующие основные определения и понятия:
    - Банк - финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.
    - Валюта - это деньги, в период времени, когда они используются в международных экономических отношениях, а также в качестве международного средства платежа.
    - Валюта базовая – это та валюта в конкретной валютной паре, цена одной единицы которой всегда меряется в единицах другой (котируемой) валюты.
    - Валюта котируемая – это та валюта, в единицах которой выражается цена одной единицы базовой валюты. Базовая валюта в обозначении валютной пары пишется первой, а котируемая – второй.
    - Валютные операции - урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности.
    - Валютные ценности - материальные объекты, вовлекаемые в сферу международных валютно-финансовых связей. Отнесение тех или иных объектов к категории валютных ценностей и порядок их обращения определяются нормами валютного законодательства каждой страны или международных соглашений.
    - Валютообменные операции - перепродажа товара (валюты) по более высокой цене, чем цена покупки.
    - Интернет-банкинг - вид удаленного (дистанционного) банковского обслуживания использующего возможности сети Интернет.
    Физическое лицо - гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием.
    При проектировании клиентской части автоматизированной информационной системы интернет-банкинга в части валютообменных операций с физическими лицами мы имеем следующий перечень результативных показателей, рассчитываемых на базе использования совокупности исходных показателей в процессе выполнения указанных выше функций автоматизированной информационной системы интернет-банкинга:
    - стоимостная характеристика базовой валюты;
    - стоимостная характеристика конветируемой валюты;
    - курсы валют;
    - цена покупки;
    - цена продажи;
    - маржа;
    - стоимость услуг по валютообменным операциям (комиссия интернет-банка);
    - начальное состояние счета в интернет-банке;
    - текущее состояние счета в интернет-банке;
    - валютный лимит интернет-банка;
    - количество валютообменных транзакций и др.
    Отметим, что перечисленные выше показатели занимает значительное место при управлении как валютообменными операциями интернет-банка, так и самим банком.
    Стоящая перед нами задача, а именно проектирование клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям физическими лицами, с одной стороны является весьма автономной, т.к. призвана обеспечить автоматизацию лишь одного из вида банковских операций, с другой стороны, исходя из того, что любой банк, в том числе и интернет-банк, является в первую очередь системой и любой процесс, происходящей в нем взаимосвязан с другими текущими банковскими операциями, можно говорить об очевидном влиянии автоматизации поставленной задачи на протекание всего автоматизированного процесса интернет-банкинга.
    Сам рассматриваемый нами процесс совершения валютообменных операций в интернет-банке состоит из нескольких основных стадий:
    1.   Открытие счета физическим лицом в интернет-банке;
    2.   Поступление на открытый счет денежных средств;
    3.   Выбор клиентом банковской операции;
    4.   Выбор клиентом покупаемой валюты;
    5.   Выбор суммы денежных средств, участвующих в валютообменном процессе;
    6.   Подтверждение согласия клиента на осуществление настроенной операции;
    7.   Собственно осуществление самой операции;
    8.   Изменение состояния счета клиента в интернет-банке.
    Однако отметим, что приведенная нами схема осуществления валютообменной операции в интернте-банке не претендует на безусловность и исчерпываемость, а является лишь наглядным представлением автора сути поставленной задачи. Саму схему поэтапного выполнения задачи можно обнаружить в приложении 1 к данной работе.
    Таким образом, в процессе исследования нам удалось раскрыть экономическую сущность данного вопроса, рассмотреть соверешение валютообменного процесса в реальных банковских операциях и в рамках функционирования интернет-банкинга, обозначить ряд принципов и правил ведения указанного типа операций, привести ряд необходимых определений по исследуемому вопросу, а также выявить основные этапы решения поставленной задачи.
     
     
    1.2.   Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации  
    1.2.1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов  
    Коммерциализация отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми институтами влекут за собой необходимость применения новых информационных технологий.
    В настоящее время банки в основном используют автоматизированные банковские системы (АБС) или, как их еще называют, банковские информационные системы (БИС), которые дают возможность своевременного доступа к полной и достоверной информации, представленной в удобном для руководства, работников и аналитиков виде, а также, в отдельных составляющих, и доступ клиентов к своей части автоматизированной информационной системы банка.
    Внедрение электронных систем обработки и передачи информации приобретает универсальный и всеобщий характер, охватив все направления банковской деятельности. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подразделений банков, расширить межбанковские связи, действовать однократно на финансовых рынках ряда стран и, пожалуй, самое главное, позволяют максимизировать удобство и оперативность взаимодействия с клиентом.
    Автоматизация информационных и других технологий банка содействует решению стратегических задач, главными направлениями которых является автоматизация обслуживания клиентов. Все это воздействует на конкурентную позицию банков, влечет за собой уменьшение издержек и увеличение качества обслуживания.
    Достижения электронной техники и технологии предложили принципиально новый вид услуг – систему автоматизированного управления имеющейся денежной массой. Эта система дает операционную информацию о состоянии всех банковских счетов, позволяет:
    - регулировать и прогнозировать движение денежных средств;
    - уменьшить трудоемкость работ с наличными деньгами;
    - переходить на безбумажную технологию.
    Положительные аспекты безбумажной технологии:
    - практически мгновенная пересылка данных;
    - уникальность хранения;
    - улучшенная защищенность;
    - резкое уменьшение трудоемкости обработки документов.
    Таким образом, интернет-банкинг можно назвать самым универсальным и, пожалуй, эффективным средством перехода банков к безбумажной технологии, по крайней мере, в части взаимодействия с клиентом.
    Решение аналитических задач банковской деятельности диктуется необходимостью определения финансовых результатов, прогнозирования направления развития, оценкой экономической обоснованности и целесообразности деятельности каждого банка.
    Основой автоматизированной системы работы с клиентом банка является система «клиент-банк», которая дает возможность клиенту быстро решать свои задачи общения с банком, минуя операциониста и не выходя из своего офиса или дома.
    Автоматизация межсистемного информационного взаимодействия во многом зависит от объема и структуры передаваемых данных, что в свою очередь зависит от реализации объектной модели «клиент-банк», анализ которой выявил два класса объектов, связанных с процессом информационного взаимодействия:
    1.   класс объектов, обеспечивающих хранение элементов нормативно-справочной информации (НСИ);
    2.   класс объектов, обеспечивающих хранение учетных записей «клиент-банк».
    Передача данных, представленных этими объектами, сопровождается решением проблемы: с одной стороны, необходимо передать как можно более детальную информацию, чтобы принимающая сторона могла корректно интерпретировать полученные данные, с другой стороны, передаче подлежат не все имеющиеся данные, что вызвано соблюдением режима  конфиденциальности.
    В связи с этим, при реализации информационного взаимодействия требуется предварительная подготовка (конвертация) данных с целью генерации их представления в понятном для принимающей стороны формате, но с учетом ограничений, накладываемых передающей стороной.
    Так, при организации информационного взаимодействия двух участников системы «клиент-банк» (a1 и a2), требуется реализовать правила взаимной конвертации данных:

    где:
    W - пространство правил конвертации;
    Y  - правило конвертации из одной составляющей системы «клиент-банк» в другую.
    Каждое правило конвертации системы «клиент-банк» содержит множество подправил конвертации отдельных объектов.
    Немного затронув технические аспекты рассматриваемого вопроса, все же перейдем к анализу существующих бизнес-процессов, для некоторой части которых мы и собираемся спроектировать автоматизированную систему управления.
    В последние десятилетия на предприятиях всех отраслей по всему миру все чаще используется процессный подход к организации управления, доказавший свою эффективность на множестве примеров. В основе этого подхода лежит представление о бизнес-процессе, интуитивно понимаемое и вполне верное, как последовательность действий, шагов, предпринимаемых для достижения целей предприятия. Практически всю деятельность любой организации, включая банк, можно представить в виде совокупности бизнес-процессов.
    Для начала определимся в существующей терминологии:
    - Определение бизнес-процесса в стандарте ISO 9001:2000: устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
    - Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет его выполнением и несет ответственность за его результаты и эффективность.
    - Модель бизнес-процесса – графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процесса либо их взаимосвязанная совокупность.
    - Потребитель бизнес-процесса:
    а) внутренний – то есть находящийся в организации и, в ходе своей деятельности, использующий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;
    б) внешний – то есть находящийся за пределами организации и использующий или потребляющий результат деятельности (выход) организации.
    - Регламент бизнес-процесса – документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по его улучшениям.
    - Функция бизнес-процесса – направление деятельности элемента организационной структуры, представляющее собой совокупность однородных операций, выполняемых на постоянной основе.
    Описание бизнес-процесса - определение для каждого бизнес-процесса всех перечисленных составляющих.
    Управление любой организации представимо как управление бизнес-процессами (по англ. BPM – business process management). Соответствующий подход к организации управления называется процессным или процессно-ориентированным.
    Процессный подход может использоваться для организации как оперативного, так и стратегического управления банком. На этом подходе основаны многие современные методики и инструменты стратегического управления с применением ключевых показателей эффективности (КПЭ или KPI – Key Performance Indicators), включая системы сбалансированных показателей (ССП или BSC – Balanced Scorecard).
    Качество продуктов и услуг предприятий и банков определяется качеством процессов, результатом которых они являются.
    Разнообразие банковских бизнес-процессов способствовало разработке их классификации. Один из наиболее естественных подходов для классификации банковских бизнес-процессов заключается в определении глобальных целей деятельности банка, а затем, исходя из целей, в определении типов этих процессов.
    Очевидным образом все цели деятельности банка можно определить так:
    - получение дохода в результате основной деятельности банка;
    - обеспечения условиями и ресурсами основной деятельности банка;
    - управление деятельностью банка.
    Этим целям соответствуют три класса бизнес-процессов:
    - основные бизнес-процессы (или просто бизнес-процессы) – это процессы, в результате которых банк получает доход, то есть процессы его коммерческой и инвестиционной деятельности, прежде всего связанные с оказанием услуг клиентам;
    - обеспечивающие процессы – обеспечение деятельности банка всеми необходимыми ресурсами и условиями;
    - процессы управления – процессы, направленные на повышение эффективности первых двух типов процессов.
    Всю деятельность банка можно представить как совокупность взаимосвязанных процессов этих трех типов, которые можно детализировать (см. рис. 1.2).
    Рис. 1.2 Структура типов процессов банка
     
    Рассмотрим на примере, как связаны основной и обеспечивающий процессы банка. Основной бизнес-процесс банка (обслуживание клиентов – оказание клиентам банковских услуг) нацелен на предоставление клиенту некоторой конечной ценности. Например, в нашем случае для услуги «Валютообменные операции» эта ценность для клиента заключается в виде денежных средств, выраженных в выбранной валюте. Банк формирует заявку на открытие банковского счета, получает открытый счет и привязывает его номер к данным о клиенте, что реализуется шагами обеспечивающего процесса (см. рис. 1.3). 
    Рис. 1.3 Пересечение основных и обеспечивающих процессов
     
    Основной бизнес-процесс (оказание банковской услуги) не продолжится, пока не выполниться обеспечивающий процесс, результат которого является входом для него (см. Рис. 1.4). Например, заявки клиентов на открытие банковского счета являются входом для шага «Формирует заявку на открытие банковского счета и производит его открытее» обеспечивающего процесса. А результат шага «Привязывает номер счета к клиенту» является входом для шага «Доступ к совершению банковских операций» основного бизнес-процесса.
    Рис. 1.4 Информационные потоки и последовательность шагов банковских процессов
     
    Функциональный подход к управлению оптимален для предприятий с простой организационной структурой, когда весь бизнес-процесс (или его значительная часть) сосредоточен в рамках одной структурной единицы. Например, в случае промышленного предприятия, когда некоторая структурная единица выполняет полный цикл производства некоторого товара. В целом этот подход больше всего подходит предприятиям со стабильными бизнес-процессами, что присуще, например, предприятиям, действующим на рынках с низким уровнем конкуренции. 
    Но для современных предприятий характерна сложная организационная структура, в рамках которой ответственность за выпуск конечного продукта или услуги распределяется между многими структурными единицами. И в этом случае преимущества процессного подхода становятся очевидны, особенно для предприятий, которым приходится часто изменять свои бизнес-процессы, что характерно для рынков с высоким уровнем конкуренции. Но оба подхода к управлению не исключают друг друга и могут вполне сочетаться при матричной структуре управления, да и в целом при функциональном подходе можно использовать явно определенные бизнес-процессы.
    В результате работы аналитиков и технологов банка можно получить описание деятельности банка и его управления как совокупности описаний формализованных существующих («как есть») банковских процессов и анализ этих описаний позволяет усовершенствовать, оптимизировать эти процессы («как должно быть»). Даже бумажное, без применения информационных технологий использование процессного подхода дает некоторый положительный эффект, но в полной мере этот эффект проявляется при поддержке процессного подхода со стороны информационных технологий. 
    В целом же процессный подход в значительно большей степени, чем функциональный, нуждается в поддержке со стороны информационных технологий, в случае банка прежде всего со стороны его автоматизированной банковской системы (АБС). Успешное применение процессного подхода в принципе невозможно без такой  поддержки. Эта поддержка выражается прежде всего в интеграции в рамках бизнес-процессов ранее разобщенных приложений, которые эти бизнес-процессы обслуживают (процессная интеграция). А такая ситуация особенно характерна для сквозных (end-to-end) бизнес-процессов, которые выполняются различными подразделениями банка и выполнение которых в основном тормозится при переходах процессов между подразделениями (и их приложениями).
    Отметим, что внедрение поддержки процессного подхода со стороны информационных технологий возможно в двух вариантах. Первый, его еще называют тактический BPM, заключается в выделении ряда, как правило, наиболее важных процессов, которые формализуются, описываются и автоматизируются благодаря использованию основных технологий автоматизации и интеграции соответствующих приложений существующей АБС.
    При автоматизации клиентской части интернет-банкинга в рамках проведения физическими лицами валютообменных операций будим использовать и процессный и функциональные подходы.
    Обобщив проведенное исследование, отметим, что нам удалось рассмотреть понятие бизнес процессов в общем и относительно банковской деятельности, а также проанализировать существующие подходы к их организации. Для наглядно представления проведенного структурно-функционального анализа основных бизнес-процессов интернет-банка предлагаем ознакомится со схемой, представленной в приложении 2.
    На основании полученных знаний об основных бизнес-процессах банковской деятельности разработаем комплекс задач по их автоматизации в рамках установленного предмета проводимого нами исследования. Итак, в комплекс задач по автоматизации сопровождения валютообменных операций в интернет-банке предлагаем включить следующие:
    - автоматизация открытия банковского счета;
    - проведение автоматизированной аутоинтефикации пользователя – клиента интернет-банка;
    - автоматизации анализа совершенных операций;
    - автоматизация анализа текущего состояния банковского счета;
    - организация выбора валюты из справочника валют;
    - автоматизация проведения банковской валютообменной операции;
    - автоматизация анализа банковского счета после проведенной транзакции и др.
    После проведенного исследования основных банковских бизнес-процессов и разработки комплекса задач автоматизации, перейдем к определению места проектируемой нами задачи в комплексе задач.
     
    1.2.2 Определение места проектируемой задачи в комплексе задач  
    Как нами уже было отмечено ранее, любой банк представляет собой прежде всего систему взаимосвязанных элементов. Так, разработанный нами комплекс задач по автоматизации проведения валютообменных операций можно представить как отдельную задачу, входящую в комплекс общих задач банка.
    Среди общих задач банка будем рассматривать осуществление различного рода банковских операций, собственно к которым и относятся валютообменные операции.
    Итак, принято разделять банковские операции на пассивные и активные. Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков.
     Существует четыре основные формы пассивных операций коммерческих банков:
    - первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка;
    - отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
    - получение кредитов от других юридических лиц;
    - депозитные операции.
    Собственные вложения банка отражаются в активе баланса и соответственно называются его активами, а операции с активами - активными операциями.
    Основными активными операциями являются:
    - кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;
    - инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;
    - кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;
    - прочие активные операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.
    Теперь отдельно рассмотрим группу валютных банковских операций. Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям. Мы же разделим все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на:
    - текущие валютные операции;
    - валютные операции, связанные с движением капитала.
    Объект нашего исследования, а именно валютообменные операции можно отнести к первой категории, т.к. изменение валюты не влечете за собой движение капитала, а лишь некоторую его реструктуризацию.
    Таким образом, задачу проектирования клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям можно в общей системе задач банка можно представить как составную часть , входящую в систему банковским операций (см. рис. 1.5):

    Рис. 1.5 Соотношение валютообменных операций с обшей системой банковских операций
     
    Также в рамках рассмотрения вопроса определения места проектируемой задачи в комплексе основных задач, стоящих перед банком считаем целесообразным выделить:
    - входные информационные потоки;
    - выходные информационные потоки;
    - границы рассматриваемой задачи;
    - взаимосвязи с другими задачами и комплексами задач;
    - важность задачи в целом для самого банка;
    - задействованных в решении специалистов.
    Итак, начнем с основных потоков информации (см. рис. 1.5):

    Рис. 1.5 Схема входных/выходных данных
     
    Границы рассматриваемой задачи можно обозначить в рамках комплекса транзакций данного типа, а именно валютообменный процесс и смежные с ним обеспечивающие бизнес-процессы.
    Также еще раз отметим, что рассматриваемая нами задача является неотъемлемой частью системы комплексных задач, стоящих перед банком. Подчеркнем факт того, что проектируемая нами клиентская часть интернет-банкинга является частью общей автоматизированной информационной банковской системы, а именно части «ДБО, Б-клиент, E-bank» (см. рис. 1.6): 

    Рис. 1.6 Автоматизированная банковская система
     
    Важность исследуемой задачи как никогда подтверждается именно на современном этапе развития национальной и глобальной экономики. Так, в рамках всеобщего финансового и экономического кризиса множество физических лиц пытаются спекулятировать на искусственном росте валют, поэтому нагрузка на обеспечение валютообменных операций достаточно высока.
    В решении данной задачи необходимо будет задействовать ряд специалистов:
    - финансистов-консультантов, хорошо разбирающихся в предметной области;
    - программистов для реализации спроектированной модели;
    - специалистов в области информационной безопасности;
    - специалистов в области электронной коммерции и др.
    Таким образом, нам удалось рассмотреть основные задачи банка, провести их классификацию, проанализировать роль и место рассматриваемой нами задачи в комплексной системе задач банка, а также ряд конкретных характеристик данной задачи. Итак, мы пришли к общему рассмотрению поставленной задачи в контексте ее взаимодействия с комплексом банковских операций, а также затронули важность и необходимость внедрения разрабатываемой системы. Далее более подробно рассмотрим обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения поставленной задачи.
    1.2.3 Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи  
    Само понятие интернет-банкинга подразумевает под собой использование вычислительной техники на каждом из этапов осуществления бизнес-процессов. Схематично основную техническую организацию интернет-банкинга можно представить в следующем виде (см. рис. 1.7):
     

    Рис. 1.7 Схема технической структуры интернет-банкинга
     
    Специфика интернет-банкинга несет в себе ряд преимуществ в сравнении с реальным осуществлением банковской деятельности и основных банковских операций, а именно:
    - быстрота обслуживания;
    - отсутствие психологического аспекта «человеческого фактора»;
    - отсутствие очередей;
    - удобство и простота использования;
    -  высокая эффективность;
    - быстрый расчет показателей;
    - высокая достоверность результатов расчетов;
    - высокая степень совершенства процессов сбора, передачи, обработки, хранения, защиты и секретности информации и процессов выдачи результатов ее обработки;
    - высокое качество обработки информации;
    - низкая степень потенциальных ошибок в расчетах;
    - низкая степень потенциальных сбоев в работе;
    - высокоэффективная экономия трудовых ресурсов и т.д.
    Перечисленные выше преимущества осуществления банковской деятельности в интернет-среде как нельзя лучше обосновывают необходимость использования вычислительной техники для решения задач, стоящих перед банком, в том числе и задач по проведению валютообменных операций. 
     
    1.3 Развернутая постановка целей, задачи и подзадачи автоматизации 1.3.1 Цели и назначение автоматизированного варианта решения задачи  
    Операции с иностранной валютой представляют собой один из наиболее динамичных секторов в банковской деятельности, поэтому сам процесс осуществления валютных операций требует особого внимания. Контроль и регулирование валютного рынка является одним из направлений деятельности Центрального Банка Российской Федерации, о чем свидетельствует большое количество инструкций, форм отчетности, обязательных для предоставления коммерческим банкам в Центробанк России.
    При надлежащей постановке работы с иностранной валютой в коммерческом банке данный вид услуг приносит банку значительную прибыль.
    Цель данной работы состоит в проектировании клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям физических лиц. Данную цель разделим на две подгруппы подцелей, а именно:
    - с точки зрения получения косвенного эффекта в управлении банком – достижения улучшения ряда показателей работы банка (увеличение количества обслуживаемых клиентов, увеличение числа транзакций, увеличение оборотного капитала банка);
    - с точки зрения достижения прямого эффекта, получающего свое отражение непосредственно на качестве оказываемых банковских услуг – улучшение значений качества обслуживания клиентов и качества обработки информации (сокращение времени и стоимости обработки и получения оперативных данных для принятия управленческих решений; повышение степени достоверности обработки информации по валютообменным операциям, а также степени ее защищенности).
    Назначением реализации нашего проекта может служить:
    - автоматизация процедуры открытия банковского счета;
    - проведение автоматизированной аутоинтефикации пользователя – клиента интернет-банка;
    - автоматизации анализа совершенных операций;
    - автоматизация анализа текущего состояния банковского счета;
    - организация выбора валюты из справочника валют;
    - автоматизация проведения банковской валютообменной операции;
    - автоматизация анализа банковского счета после проведенной транзакции и др.
    Таким образом, нам удалось определить основные цели, а также собственно назначение автоматизированного варианта решения поставленной задачи.
    1.3.2 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения  
    Для решения задачи проектирования клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям физических лиц необходимо определить архитектуру аппаратной платформы. В нашем случае целесообразным будет организовать все работы с использованием клиент-серверной архитектуры.
    Клиент-серверная архитектура является одним из наиболее используемых способов организации работы корпоративного программного обеспечения (см. рис. 1.8).

    Рис. 1.8 Клиент-серверная архитектура
     
    Саму процедуру разработки средств реализации задачи, можно представить в следующем виде (см. рис. 1.9):
     

     
    Рис. 1. 9 Последовательность разработки
     
    Отметим, что сам валютообменный процесс в системе интернет-банкинга можно назвать отдельным бизнес-прцессом, таким образом, систему управления им можно представить в следующем виде (см. рис. 1.10):

    Рис. 1.10 Описание организации бизнес-процесса
    Для более полной характеристики подзадач автоматизации и функциональной ИТ их решения считаем целесообразным выделить ряд вопросов, в рамках рассмотрения которых и раскроется содержание такой характеристики:
    - порядок ввода первичной информации и перечень используемых экранных форм;
    - краткая характеристика результатов и мест их использования;
    - краткая характеристика системы ведения файлов в базе данных;
    - режим решения задачи;
    - периодичность решения задачи.
    Начнем с порядка ввода первичной информации. Итак, первичная информация будет содержать в себе следующие данные:
    - данные о клиенте;
    - данные о банковском счете клиента;
    - данные о состоянии курса валют;
    - данные о валютном резерве банка и др.
    В процессе обработки указанных выше данных мы получим определенный результат, а именно, автоматизирование валютообменных операций будет способствовать оперативному переводу одной валюты вдругую.
    В процессе реализации нашего проекта необходимым условием будет считаться использование в работе АИС базы данных. Ее построению будет посвящен отдельный параграф данной работы, однако отметим, что основанием для ее организации будет являться ряд взаимосвязанных таблиц, хранящих в себе данные об основных элементах операции.
    В качестве наиболее оптимального режима решения задачи нами был выбран смешанный, диалогово-пакетный режим.
    Ожидаемая периодичность решения задачи – десятки-сотни обращений в сутки.
    Таким образом, нам удалось в достаточном объеме охарактеризовать подзадачи автоматизации и функциональную ИТ их решения.
    1.3.3 Формализация задачи проектирования  
    Обычно в результате формализации создается математическая модель предметной области, которая записывается средствами различных видов математических моделей, определяются входные и выходные данные для задачи (или комплекса задач). Либо просто формируется строгое описание задачи, поскольку не всякая предметная область может быть описана средствами какой-либо математической модели (так называемые слабо формализуемые или неформализуемые области).
    В случае с нашей задачей также можно отметить наличие достаточно большой доли неформализуемых моментов. Но все же, постараемся формализовать задачу нашего проектирования.
    Итак, мы имеем входную информацию, а именно, информацию о клиенте, о счете, о курсе валют.
    Сам процесс осуществления валютообменной операции в системе интернте-банкинга осуществляется следующим образом:
    - клиент обращается к системе;
    - происходит аутентификация клиента банка, для новых клиентов – регистрация в системе;
    - далее происходит выбор необходимой операции (обмен валют);
    - затем клиент выбирает пару валют для обмена;
    - далее клиент обозначает количественно-стоимостное выражение операции;
    - система обращается к данным о счете клиента, если денежных средств на счете хватает для осуществления операции, то происходит транзакция, если же денежных средств меньше необходимых, то система сообщает клиенту об ошибке;
    - далее происходит математический перерасчет денежных средств из одной валютной системы в другую:
    Базовая валюта – А;
    Котируемая валюта – Б.
    Курс Б по отношению к курсу А*сумму переводимой Б=денежные средства Б.
    - далее проведенная операция записывается в базу данных и отражается в истории операций по счету;
    - далее вычисляется количественно-стоимостная характеристика состояния денежных средств на счете в каждой валюте.
    Таким образом, имеем выходные данные о совершенной операции и о текущем состоянии счета, подвергшемуся изменению после проведения операции.
    Итак, формализацию можно считать выполненной. Ее результат – описание решения в виде последовательности шагов, входные и выходные данные.
    Так с помощью описания алгоритма решения задачи, а не приводя ее к математическому виду, нам удалось произвести формализацию задачи проектирования.
     
    1.3.4 Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ  
    В процессе внедрения разрабатываемой части информационной системы должен произойти ряд положительных изменений, как в осуществлении валютообменной процедуры, так и в общем управлении деятельности банка. Среди такого рода изменений можно выделить следующие:
    - оперативность осуществление валютообменных операций;
    - повышение общего числа совершенных валютообменных операций;
    - повышение количества клиентов банка;
    - увеличение оборотных средств банка;
    - четкость и оперативность вычисления основных результатов по проведенным валютообменным процессам и др.
    В качестве источников поступления информации можно выделить самих клиентов, нормативно-правовые базы и источники, представляющие оперативную информацию о курсах валют.
    Стоящую перед нами задачу будем реализовывать в несколько этапов:
    - сбор и анализ необходимой информации;
    - создание рабочей группы;
    - описание бизнес-процесса;
    - разработка бизнес-модели;
    - определение назначения и функции разрабатываемой части информационной системы;
    - моделирование процессов предметной области;
    - разработка информационной модели;
    - определение необходимых классификаторов и систем кодирования;
    - создание базы данных;
    - автоматизация обработки первичной информации;
    - автоматизация валютообмаенного процесса;
    - моделирование выведения результатной информации;
    - выбор программных средств реализации проектной модели;
    - реализация спроектированной модели осуществления валютообменнных операций;
    - тестирование разработанной информационной системы;
    - отладка информационной системы;
    - конечная настройка и внедрение системы.
    В процессе совершения валютообменных операций ввод первичной информации будет проводится в несколько этапов:
    1.   Для новых клиентов – регистрация: внесение личных данных о клиенте, открытие банковского счета, закрепление за конкретным клиентом определенного номера счета.
    2.   Для постоянных клиентов банка и новичков, прошедших регистрацию, следующим этапом будет являться аутентификация пользователя и переход в саму систему;
    3.   Загрузка состояния банковского счета клиента и истории совершенных операций.
    Далее будет совершен сам процесс обмена валют, состоящий из следующих шагов:
    1.   Выбор валюты;
    2.   Ознакомление пользователя с текущим курсом;
    3.   Выбор количества денежных средств, находящихся на счете, для осуществления перевода в выбранную валюту;
    4.   Собственно сам процесс перевода.
    Затем мы получаем результативную информацию о том, что совершен процесс обмена валют с указанием базовой и котируемой валюты, денежных сумм в каждой из этих валют на начало и конец операции, номер самой операции и текущее состояние банковского счета. Учтем, что данная операция при этом автоматически заносится в историю совершенных операций по конкретному счету.
    Таким образом, нам удалось кратко охарактеризовать организацию решения задачи на ЭВМ.
     
     
    2 Проектная часть 2.1 Информационное обеспечение задачи 2.1.1 Информационная модель и ее описание  
    Информационную модель нашего проекта можно представить как схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до ее получателей (см. приложение 3).
    В рамках построения данной модели можно выделить 8 основных логических уровней:
    - источники первичной информации;
    - первичные документы и файлы;
    - таблицы с первичной информацией;
    - промежуточные документы и файлы;
    - таблицы с промежуточной информацией;
    - документы и файлы с результатной информацией;
    - таблицы с результатной информацией;
    - получатели результатной информации.
    Поделив логически данные уровни на три этапа: вход – процесс – выход, получим следующую схему взаимосвязи данных элементов (см. рис. 2.1):
     

    Рис. 2.1 Этапы реализации задачи
      Отметим, что выполнение валютообменного процесса происходит на основе первичной информации о клиенте, банковском счете, состоянии данного счета и курсах котируемых и базовых валют. А результатом проведенной операции является информация о совершенном процессе обмена валют с указанием базовой и котируемой валюты, денежных сумм в каждой из этих валют на начало и конец операции, номера самой операции и текущее состояние банковского счета.
     
    2.1.2 Используемые классификаторы и системы кодирования  
    Для более полного рассмотрения данного вопроса целесообразно будет в начале обратится к теории и общепринятой терминологии. Итак, классификаторы представляют собой систематический свод, перечень каких-либо объектов, позволяющий находить каждому из них свое место, и имеют определенное (обычно числовое) обозначение. Назначение классификатора состоит в следующем:
    - систематизация наименований кодируемых объектов;
    - однозначная интерпретации одних и тех же объектов в различных задачах;
    - возможность обобщения информации по заданной совокупности признаков;
    - возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности;
    - возможность поиска и обмена информацией между различными внутрифирменными подразделениями и внешними информационными системами;
    - экономия памяти компьютера при размещении кодируемой информации.
    В осуществлении банковской деятельности используются государственные (общероссийские) и локальные (действующие в пределах конкретного банка) классификаторы. Согласно Общероссийскому классификатору информации об общероссийских классификаторах (ГОСТ ОК 026-95) в кредитных учреждениях могут использоваться:
    - Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
    - Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКГЮ);
    - Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТД);
    - Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ);
    - Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН). По этому классификатору кодируется следующая информация; пол; гражданство; национальности; языки народов Российской Федерации и иностранные языки; степень знания иностранных языков и языков народов Российской Федерации; состояние в браке; родство; участие в войне; отношение к воинской службе; виды занятости; стаж работы; образование; жилищные условия и другая информация индивидуального характера.
    К локальным классификаторам относятся, например: структурные подразделения банка, группы операций, типы банковских счетов, банковские реквизиты, предназначенные для внутреннего использования и другая информация.
    Любой классификатор включает код объекта и полное наименование объекта. Код объекта - это компактная и удобная форма представления полного наименования объекта.
    Различные классификаторы имеют разные системы кодирования, т.е. структуру кода. Например, ОКПДТР построен с использованием фасетной системы кодирования. Особенностью этой системы является отсутствие жесткой структуры кода. Общий код объекта формируется из нескольких локальных кодов, каждый из которых относится к одному из фасетов. Фасет представляет собой, как правило, простейший классификатор с порядковой или серийно-порядковой системой кодирования и содержит в себе характерные признаки объектов классификации.
    Локальные классификаторы, как правило, имеют простейшую порядковую систему кодирования. В рамках компьютерной обработки их иногда называют справочниками или каталогами.
    Помимо рассмотренных систем кодирования существуют еще серийно-порядковая, иерархическая, штриховая. При работе с локальными классификаторам большого объема следует соблюдать корректность кодируемой информации, т.е. не допускать возможности записи одного и то же наименования в разных формах. В противном случае оно займет в классификаторе несколько кодов и нарушит однозначность информации, хотя обозначать будет один и тот же объект.
    Отметим, что в нашем случае, для сохранения целостности информации и во избежание двойственности определений, мы будем пользоваться действующими классификаторами определенного банка, в который будет внедряться разрабатываемый проект.
     
    2.1.3 Характеристика первичных документов с нормативно-справочной и входной оперативной информацией  
    В процессе совершения валютообменных операций ввод первичной информации будет проводится в несколько этапов:
    4.   Для новых клиентов – регистрация: внесение личных данных о клиенте, открытие банковского счета, закрепление за конкретным клиентом определенного номера счета.
    5.   Для постоянных клиентов банка и новичков, прошедших регистрацию, следующим этапом будет являться аутентификация пользователя и переход в саму систему;
    6.   Загрузка состояния банковского счета клиента и истории совершенных операций.
    Для общей организации первичной информации в разрабатываемой нами системе создадим ряд справочников:
    1.   Клиенты;
    2.   Банковские счета;
    3.   Валюты;
    4.   Операции.
    В справочнике «Клиенты» будет содержаться информация о клиенте:
    - Порядковый номер в справочнике;
    - Клиент;
    - Номер счета.
    В справочнике «Банковские счета» будет содержаться информация о различных типах счетов:
    - Порядковый номер в справочнике;
    - Название типа счета;
    - Обозначение типа счета в соответствии с внутренней кодировкой.
    В справочнике «Валюты» будет содержаться информация о возможных валютах:
    - Порядковый номер в справочнике;
    - Название валюты;
    -Страна;
    - Код валюты.
    Отметим, что для этого справочника необходимо создать еще один дополнительны – «Страны».
    В справочнике «Операции» будет находиться информация:
    - Порядковый номер в справочнике;
    - Название банковской операции;
    - Условное обозначение операции.
    Входная информация будет содержаться в следующих таблицах:
    1.   Клиент;
    2.   Банковский счет;
    3.   Валюта;
    4.   Операции.
    В таблице «Клиент»  будут следующие поля:
     - Порядковый номер клиента (автоматически);
    - Фамилия;
    - Имя;
    - Отчество;
    - Дата рождения;
    - Серия паспорта;
    - Номер паспорта;
    - Дата выдачи паспорта;
    - Орган, выдавший паспорт;
    - Адрес прописки;
    - Адрес проживания;
    - Номер счета;
    - Логин;
    - Пароль.
    Каждый клиент автоматически попадает в справочник клиентов.
    В таблице «Банковский счет» содержится информация о:
    - Номере счета (автоматически);
    - Типе счета (в соответствии со справочником);
    - Названии счета (информация из справочника);
    - Клиенте, которому принадлежит данный счет;
    - Сроке действия счета;
    - Дате открытия счета;
    - Текущем состоянии счета (вычисляется с помощью запроса);
    - Операциях по счету.
    Таблица «Валюта» имеет следующую структуру:
    - Номер валюты (автоматически);
    - Название валюты;
    -Обозначение валюты;
    - Страна;
    - Текущее число (автоматически);
    - Цена покупки (синхронизация с официальными данными);
    - Цена продажи (синхронизация с официальными данными).
    Таблица «Операции» содержит следующую информацию:
    - Номер операции (автоматически);
    - Название операции;
    - Обозначение операции;
    - Клиент, воспользовавшийся операцией;
    - Дата операции;
    - Сумма операции;
    - Базовая валюта (из справочника валют);
    - Котируемая валюта (из справочника валют).
     
    2.1.4 Характеристика базы данных   На основании приведенных в предыдущем параграфе данных о необходимой первичной информации определим основные сущности базы данных. Отметим, что они у нас целиком совпадают с таблицами, указанными раннее. Итак, мы имеем следующие сущности: 1.   Клиент; 2.   Банковский счет; 3.   Валюта; 4.   Операции. Каждая сущность будет представлена рядом атрибутов. Так, сущность «клиент» содержит атрибуты:
    - Номер;
    - Фамилия;
    - Имя;
    - Отчество;
    - Дата рождения;
    - Серия паспорта;
    - Номер паспорта;
    - Дата выдачи;
    - Кем выдан;
    - Адрес прописки;
    - Адрес проживания;
    - Счет;
    - Логин;
    - Пароль.
    У сущности «банковский счет» следующие атрибуты:
    - Номер;
    - Тип;
    - Название;
    - Владелец;
    - Срок действия;
    - Дата открытия;
    - Текущее состояние;
    - Операция;
    - Дата закрытия.
    Сущность «валюта» представлена атрибутами:
    - Номер;
    - Название;
    -Обозначение;
    - Страна;
    - Текущая дата;
    - Цена покупки;
    - Цена продажи.
    Сущность «операции» содержит следующие атрибуты:
    - Номер;
    - Название;
    - Обозначение;
    - Клиент;
    - Дата;
    - Сумма;
    - Базовая валюта;
    - Котируемая валюта.
    В соответствии с представленными выше сущностями и их атрибутами, а также добавив некоторые поля для связи, составим схему данных, указывая на связи между сущностями (см. рис. 2.2):
     
    КЛИЕНТ
     Номер
    Фамилия
    Имя
    Отчество
    Дата рождения
    Серия паспорта
    Номер паспорта
    Дата выдачи
    Кем выдан
    Адрес прописки
    Адрес проживания
    Счет
    Логин
    Пароль
    Операции
    БАНКОВСКИЙ СЧЕТ
    Номер
    Тип
    Название
    Владелец
    Срок действия
    Дата открытия
    Текущее состояние
    Операция
    Дата закрытия
    ОПЕРАЦИИ
    Номер
    Название
    Обозначение
    Клиент
    Дата
    Сумма
    Базовая валюта
    Котируемая валюта
    Счет
     
     
    ВАЛЮТА
    Номер
    Название
    Обозначение
    Страна
    Текущая дата
    Цена покупки
    Цена продажи
     
     
    Рис.2. 2 Схема данных
    Таким образом, нам удалось рассмотреть состав и структуру базы данных.
     
    2.1.5 Характеристика результатной информации  
    В результате обработки первичной информации и, собственно, осуществления валютообменной операции, произойдет преобразование первичной информации в результатную, а именно, в таблице «Банковский счет» изменится знаечние в полях:
    - текущее состояние;
    - операция.
    В таблице «Операции» произойдут изменения в полях:
    - номер;
    - название;
    - обозначение;
    - клиент;
    - дата;
    - сумма;
    - базовая валюта;
    - котируемая валюта;
    - счет.
    Каждое приведенное выше изменение подлежит долгосрочному хранению в базе данных. В процессе проведения валютообменной операции реорганизованная информация будет служить основой создания реестра историй банковских операций, в которых содержится информация о:
    - дате проведения операции;
    - типе операции;
    - названии операции;
    - само описание сути операции, а именно указание базовой и котируемой валюты, т.е. какая валюта на какую была изменена;
    - сумма операции;
    - конечное состояние счета после проведенной операции.
    Таким образом, нам удалось дать характеристику основным изменениям, произошедшим с информацией в процессе проведения валютообменных операций.
    2.2 Программное и технологическое обеспечение задачи 2.2.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)  
    Для наглядного представления иерархии функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать проектируемый нами программный продукт (см. рис. 2.3):
     
     
    Завершение работы системой
    Проверка текущего состояния счета
    Авторизация
    Выбор сведений по проводимым транзакциям
    Отказ авторизации
    Проверка данных пользователя
    Отображение сведений
    Задание критериев фильтра
    Сохранение сведений
    Создание транзакции
    Вход клиента
    Выполнение транзакции
    Выбор начальной валюты
    Выбор конечной валюты
    Проверка правильности данных
    Выбор типа валюты
    Загрузка курса в валюты
     
     
    Рисунок 2.3 Дерево функций
    Корнем дерева функций является функция входа в систему, которая вызывает группу функций «Проверка данных пользователя», а она уже в свою очередь вызывает одну из инкапсулированных функций и возвращает управление функции «Вход клиента». Кроме того данная функция содержит интерфейс взаимодействия со всеми группами функций информационной системы.
    Функция создание транзакции инициирует создание транзакции с использованием инкапсулированных функций. Данная функция завершается вызовом функции «Выполнение транзакции».
    Функция «Проверка текущего состояния счета»  - проверяет состояние счета клиента с использованием функций «выбор валюты» и «загрузка курса валюты», пользователь информационной системы будет иметь возможность  получить информацию именно в той валюте, которая ему необходима. 
    Выбор сведений по проводимым транзакциям – на основе подфункций фильтрации формирует список необходимых транзакций, проводимых пользователем.
    Диалог входа в систему предназначен для ввода информации пользователя для его последующей авторизации. Данный диалог содержит 2 поля и кнопку вызова модуля авторизации пользователя.
    Главное окно системы – начальный экран системы. Содержит сведения о пользователе, текущее состояние его счета, панель навигации по различным диалоговым экранам системы.
    Окно состояния счета отображает текущее состояние счета пользователя, имеет возможность выбора конечной валюты отображения.
    Окно отображения информации по транзакциям содержит список ранее выполненных транзакций текущего пользователя. Окно содержит поля для ввода критериев фильтра списка:
    - Период проведения транзакций;
    - Начальная валюта транзакций;
    - Конечная валюта транзакций;
    - Диапазон суммы транзакций.
    Создание новой транзакции – диалоговое окно позволяющее создавать новую валютную транзакцию. Окно содержит поля выбора начальной и конечной валюты. Поля с курсами выбранных валют, поле ввода для суммы транзакции, кнопку подтверждения транзакции.
     
    2.2.2 Схема взаимосвязи программных модулей   Разработанная нами схема взаимосвязи программных модулей выглядит следующим образом (см. рис. 2.4): Получение сведений о пользователе
    Модуль авторизации
    Выбор валюты
    Запрос транзакций
    Запрос текущего состояний
    Запрос курса валюты
    Создание новой транзакции
    Модуль проведения транзакции
    Изменение текущего состояния
    Модуль вывода информации
     
     
    Рис. 2.4 Схема взаимосвязи программных модулей
    Охарактеризуем кратко каждый из модулей и их связи:
    Модуль авторизации – программный модуль приложения, позволяющий провести аутентификацию пользователя системы интернет-банкинга. Модуль авторизует текущего пользователя на основании регламентированных правил обеспечения безопасности системы по вводимым учетным данным.
    Получение сведений о пользователе – модуль выполняет запрос к базе данных информационной системы, передает параметры авторизации для извлечения из нее информации о пользователе, чьи учетные данные переданы при регистрации в системе через модуль авторизации. В привязке к интерфейсу информационной системы, данный модуль вызывает главное окно информационной системы и инициирует элементы навигации.
    Модуль выбора валюты – программный модуль, реализующий запрос к базе данных для получения списка доступных валют. Данный модуль инициирует другой модуль информационной системы – модуль запроса курса валюты. На вход данного модуля поступает наименование валюты, этот модуль выполняет запрос к базе данных с целью получения текущего курса валюты.
    Запрос транзакций – модуль, производящий запрос истории транзакций из базы данных информационной системы. Модуль производит выборку данных с учетом критериев фильтрации заданных в интерфейсе отображения информации по транзакциям и возвращает их в этот же интерфейс при помощи модуля вывода информации.
    Модуль изменения текущего состояния – модуль, сохраняющий в базу данных текущее состояние транзакции и ее результат. В качестве результата будет сохранение информации о транзакции в базу данных.
    Модуль проведения транзакции – это модуль, отвечающий за механизм проведения транзакции. Модуль реализует механизм взаимодействия с базой данных на всех этапах выполнения транзакции.
    Создание транзакции – этот модуль инициирует  транзакцию новой валютно-обменной операции.
    2.2.3 Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации  
    Изначальный сбор информации производится сотрудником банка при регистрации пользователя в системе. При этом собирается информация по сущности «Клиент». С использованием средств автоматизации банка формируется информация для сущности «Банковский счет». Данная информация записывается при помощи механизма взаимодействия распределенных систем из глобальной информационной системы банка в систему интернет-банкинга. Передача информации должна осуществляться с использованием общепринятых алгоритмов и протоколов шифрования информации. Для систем и интернет-банкинга возможно использование протокола HTTPS,  так как данный протокол является промышленным стандартом для подобных систем и его клиентская и серверная части могут быть организованны с помощь доступных библиотек функций. Так же данный протокол является кросплатформенным и может функционировать на любой операционной системе.
    Для передачи данных с использованием этого протокола необходимо не сервере сгенерировать сертификат безопасности, который может быть принят клиентом. Также при передаче данных необходимо ее деление на мелкие транзакции, это сделает систему более устойчивой к проблемам, связанным с плохим качеством каналов связи.
    В качестве входного формата информации лучше всего использовать XML, так как этот язык позволит разбить передачу крупного блока данных на мелкие транзакции от клиента к серверу, с его последующей компоновкой в конечный полноценный документ  и последующей проводкой по информационным системам. Так же этот формат является текстовым, что делает его максимально удобным для шифрования с сжатием для повышения безопасности передачи данных по открытым каналам связи и снижением нагрузки на последнюю милю между клиентом и сервером.
    Выдача информация будет проводиться по такой же схеме: формирование транзакции на сервере, разделение ее на мелкие транзакции и формирование по ним XML документа, сжатие и шифрование XML документа и передача его клиенту по открытому каналу связи с использованием протокола HTTPS.
     
    2.3Контрольный пример реализации проекта и его описание  
    Для проверки работоспособности системы будут использоваться следующие данные (см. табл. 1):
     
    Таблица 1. Исходные данные для проведения контрольного примера
     
    Ф.И.О. клиента
    Иванов Иван Иванович
    Дата рождения
    01.02.1989
    Паспорт серия/номер
    89-05/925785
    Выдан
    ОВД Ленинского района г. Урюпинска
    Когда выдан
    10.02.2007
    Прописка
    485256 г. Урюпинск ул. К.Маркса д55 кв 21
    Адрес проживания
    485256 г. Урюпинск ул. К.Маркса д55 кв 21
    Счет
    589666332144
    Логин
    Ivano8905925782
    Пароль
    925785IvaNov89
    Текущее состояние счета
    20 000 руб.
     
    Для проведения валютообменной операции пользователю необходимо зарегистрироваться в системе. После входа на главном окне он увидит свою информацию и текущее состояние своего счета в региональной валюте – рублях. Используя возможность интерфейса по пересчету имеющихся денег в другую валюту пользователь просмотрит состояние своего счета в необходимой валюте – к примеру, в американских долларах.
    Пользователь хочет перевести 1000 российских рублей в американские доллары. Для этого пользователю необходимо войти в интерфейс создания новой транзакции и выбрать необходимую валюту. Система автоматически рассчитает курс по обмену валют и покажет его пользователю. Пользователю нужно будет ввести сумму транзакции в соответствующее поле. Система рассчитает сумму в конечной валюте, которая запишется на лицевой счет пользователя при принятии транзакции.
    Все проведенные операции будут отражены в реестре историй операций.
     
       
    Заключение  
    Интернет-банкинг - это безопасный доступ к банковским счетам с любого компьютера через Интернет и возможность круглосуточно выполнять платежи и осуществлять другие операции по счету удаленно, не посещая офис Банка.
    Для работы в системе необходимы лишь:
    - компьютер, подключенный к сети Интернет;
    - электронный цифровой сертификат, который клиент получаете в  самом банке.
    Используя интернет-банкинг, можно:
    - готовить и передавать в банк платежные документы;
    - получать из банка выписки по счетам за любой период времени;
    - готовить и передавать в банк документы на осуществление валютных операций;
    - получать из банка уведомления об изменениях состояний документов и о прохождении платежей;
    - вести архив переданных в банк платежных документов, выписок из банка;
    - отслеживать текущее состояние счетов;
    - обмениваться с банком произвольной информацией в защищенном режиме;
     - совершать валютообменные операции и др.
    Преимущества интернет-банкинга заключается в:
    - получении широкого спектра Банковских услуг независимо от Вашего местонахождения;
    - возможности работы с документом в многопользовательском режиме;
    - интеграции системы с бухгалтерскими программами;
    - отсутствии необходимости в ручном обновлении справочников (БИК, SWIFT и т.д.), справочники актуализированы автоматически;
    - том, что для работы в системе не требуется дополнительного обучения, пользователям достаточно иметь навыки работы в сети интернет;
    - автоматический контроль корректности заполнения документов и др.
    В процессе проведенного исследования мы ни раз убедились в актуальности выбранной тематики.
    Отметим, что в результате нам удалось спроектировать клиентскую часть системы интернет-банкинга по валютообменным операциям физических лиц. Данного результата мы достигли путем решения следующих задач:
    - мы охарактеризовали теоретические аспекты операций коммерческого банка по покупке и продаже иностранной валюты;
    - выявили экономическую сущность поставленной задачи;
    - определили комплекс задач автоматизации существующих бизнес-процессов;
    - предоставили развернутую постановку основных задач автоматизации;
    - спроектировали информационную модель задачи;
    - охарактеризовали базу данных;
    - составили схему взаимосвязи программных модулей;
    - составили схему технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации и др.
     
     
    Список использованных источников  
    1.   Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. - № 237.  
    2.   О банках и банковской деятельности : Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.
    3.   Гражданский  кодекс (Часть первая) : Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
    4.   Гражданский кодекс (Часть вторая) : Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
    5.   Гражданский  кодекс (Часть третья) : Федеральный закон РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
    6.   Гражданский  кодекс (Часть четвертая) : Федеральный закон РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). – Ст. 5496.
    7.   О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга : Письмо Центрального банка РФ от 31.03.2008 № 36-Т // Вестник Банка России. – 2008. - № 16.
    8.   Амирди, А.В. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. – М. : КонРус, 2009. – 176 с.
    9.   Бугорский, В.Н. Сетевая экономика и проектирование информационных систем. – СПб. : Питер, 2007. – 320 с.
    10.   Вендров, А.В. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 352 с.
    11.   Гвоздева, Т.В. Проектирование информационных систем. – Р на/Д: Феникс, 2009. – 512 с.
    12.   Грекул, В.И. Проектирование информационных систем. – М. : Интуит, 2008. – 304 с.
    13.   Дика, В.В. Банковские информационные системы. – М. : Маркет ДС, 2006. – 816 с.
    14.   Емельянова, Н.З. Проектирование информационных систем. – М. : Форум, 2009. – 432 с.
    15.   Овчинников, В.Г. Методология проектирования автоматизированных информационных систем. Основы системного подхода. – М. : Компания Спутник+, 2005. – 286 с.
    16.   Смирнова, Г.Н. Проектирование экономических информационных систем. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 512 с.
     
     
     3
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проектирование клиентской части системы интернет-банкинга по валютообменным операциям физическими лицами ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.