Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ненаблюдаемая экономика. Условия возникновения, факторы динамики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Ненаблюдаемая экономика. Условия возникновения, факторы динамики
  • Предмет:
    Эктеория
  • Когда добавили:
    23.08.2010 16:17:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
     
    Содержание.
     
    Введение…………………………………………………………………………...2
     
    Глава 1. Условия возникновения теневой экономики………………………….4
    1.1. Разграничение сегментов теневой экономики.
    1.2. Условия возникновения.
    1.3. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику.
     
    Глава 2. Развитие теневой экономики…………………………………………...9
    2.1. Факторы развития теневой экономики.
    2.2. Эволюция теневой экономической деятельности.
    2.3. Механизм функционирования.
    2.4. Рост масштабов теневой экономики.
    Заключение…………………………..…………………………………………...26
     
    Список использованной литературы…………………………………………...28
     
     
    Введение.
    Данная работа является продолжением работы по теме «ненаблюдаемой» (теневой) экономики. И если в предыдущей работе рассматривалась структура теневой экономики, ее институциональные аспекты, в данной работе я уделил внимание причинам возникновения, развитию и масштабам данного явления. Первая часть моей курсовой работы посвящена сегментированию теневой экономики, условиям ее возникновения. Во второй части теневая экономика рассматривается в своем развитии, схемах механизма функционирования и масштабах. В основном динамика теневой экономики рассматривается на примере российской ненаблюдаемой экономики, однако мною использованы и материалы исследований зарубежных специалистов.
    Вместо предисловия.
    Активное включение России в начале 90-х годов в мирохозяйственные связи привело к стремительному расширению внешнеэкономических операций, в том числе, к резкому увеличению потока валютно-финансовых ресурсов за рубеж. Наряду с легальными формами вывоза финансовых средств происходил и их массовый нелегальный отток. Основными факторами утечки являлись: нестабильность политической и экономической ситуации, “долларизация” и “криминализация” экономики, а также весьма сомнительная легитимность многих крупных состояний и богатств. Крупномасштабная утечка валютно-финансовых ресурсов была не причиной, а следствием глубоких перекосов и дисбалансов в российской экономике. Обострение кризисных процессов сопровождалось всплеском «бегства денег». Поэтому не случайно наибольшие абсолютные и относительные размеры утечки капитала приходятся на 1997-1998 годы. Так, в эти годы в среднем за год объем утечки капитала оценивается в 19 млрд. долларов в год, что составляло более 20% объема экспорта товаров и услуг или 5,0-6,5% ВВП. После кризиса 1998 года многие ранее использовавшиеся каналы вывоза валютно-финансовых ресурсов были  поставлены под жесткий и достаточно успешный контроль. Хотя в последующие годы объемы невозвращения валютной выручки вновь начали нарастать, это уже объясняется действием новых факторов. Восстановление российской экономики, расширение экспорта и услуг, с соответствующим наращиванием объема зарабатываемой валюты неуклонно увеличивало размер нелегального вывоза валютно-финансовых ресурсов за рубеж. Постоянный отток ресурсов за рубеж в несанкционированной форме в 90-е годы являлся одним из ключевых макроэкономических факторов, определяющих состояние российской экономики. Массовый нелегальный вывоз валютно-финансовых ресурсов сокращал финансово-инвестиционный потенциал российской экономики, ограничивал возможности по реализации национальных инвестиционных программ, по обслуживанию внешнего долга и по финансированию дефицита платежного баланса страны.
    В настоящее время, как это ни парадоксально, но утечка капитала имеет и позитивные последствия. Она позволяет сдерживать и номинальное, и реальное укрепление рубля в экономически приемлемых рамках для состояния национального хозяйства. Нелегальный отток валютно-финансовых ресурсов в данном случае выступает как один из каналов стерилизации масштабного поступления в страну экспортной выручки и спекулятивного краткосрочного капитала. Сегодня ненаблюдаемая экономика – составной элемент хозяйственной системы страны. При этом экономические явления, лежащие в ее основе, постоянно изменяются под воздействием проводимой государством политики, а также перемен в национальном хозяйстве. Очевидно, что только учитывая столь значимое по масштабам экономическое явление, как ненаблюдаемая экономика, возможно точно и объективно оценить состояние и динамику социально-экономического развития страны, обеспечить выработку и проведение адекватной экономической политики.
     
    Глава 1. Условия возникновения.
    1.1.Разграничение сегментов теневой экономики.
     На пути к раскрытию тайн теневой экономики возникает масса трудностей, которые связаны не только с очевидной нехваткой информации для расчетов, но и с концептуальными сложностями, расхождением в понимании того, что она собою представляет. Существует немалая путаница в употреблении терминов, когда теневая экономика отождествляется то с неформальной, то с криминальной экономикой. Между тем важно развести эти понятия,
    обозначающие различные сегменты рынков. Наиболее широким понятием в данном отношении выступает неформальная экономика, которая представляет собой совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не адекватным образом. Одна часть неформальной экономики находится "на свету" и включает сегменты, которые вписываются в действующее законодательство или, по крайней мере, ему не противоречат. Ей противостоит другая ее часть - теневая экономика. Она тоже не отражается в официальной отчетности и формальных контрактах, но также вступает в противоречия с существующими законодательными установлениями. В свою очередь, не все, что находится в "тени", является криминальным. Важная часть теневой экономики является вполне легальной по своим целям и содержанию, но связана с периодическими нарушениями закона в отношении выбора средств достижения целей. Отождествлять ее с криминалом не следует, если мы не хотим впасть в пафос метафорических формул типа: "вся экономика России насквозь криминальна". А собственно криминальная экономика — это часть теневой экономики, которая сопряжена с заведомым нарушением закона
    как по средствам, так и по целям деятельности, т.е. с производством и распределением продуктов и услуг, прямо запрещенных законом. Можно представить следующую классификацию неформальной экономики по степени легальности хозяйственных операций:
    1. Легальная (неофициальная) экономика (legal, rule-of law economy) — экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов, которая при этом не фиксируется в отчетности и контрактах. Хорошим примером служит натуральное производство домашних хозяйств.
    2. Внеправовая экономика (out-of-law economy) — экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внеправовых зонах. Это "розовые рынки" (rosy markets). Хрестоматийным примером стала деятельность "финансовых пирамид" в середине 90-х годов, от которой пострадали миллионы людей, но в процессе которой просто использовались "дыры" в законодательстве. К числу других примеров следует отнести нарушение экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов, предоставление в виде "исключении" индивидуальных льгот и субсидий и т.п.
    3. Полуправовая экономика (semi-legal economy) - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы. Это "серые рынки" (grey markets). Прежде всего они связаны с разными способами уклонения от налогов, включая: использование "черного нала", бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления.
    4. Нелегальная, криминальная экономика (non-legal, criminal economy) -экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Это "черные рынки" (black markets). Примеры: наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы.
    Заметим, что первый и второй сегменты неформальной экономики в принципе находятся на "свету". А теневая экономика охватывает третий и четвертый сегменты. Приведем еще одну небесполезную классификацию - по характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика(и вся неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты:
    1. Деление по мотивам действий хозяйствующих агентов в отношении отчетности:
    а) скрытая экономика (hidden economy) - экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов;
    б) потерянная экономика (missing economy) - экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.
    2. Деление по охвату деятельности статистическим учетом:
    а) учтенная экономика (recorded economy) — экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов;
    б) неучтенная экономика (unrecorded economy) — экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.
    Существует несколько основных элементов теневой экономики, а именно:
    - сокрытие предприятия (осуществление регулярной организованной
    хозяйственной деятельности без регистрации);
    - сокрытие хозяйственных операций (неотражение их в договорах и
    отчетности);
    - сокрытие найма рабочей силы (наем без оформления трудовых договоров);
    - сокрытие доходов (уход от налогов).
    Чаще всего эти элементы тесным образом взаимосвязаны, но это не обязательно. В принципе можно не регистрировать предприятие и при этом относительно честно платить подоходный налог. Или скрывать операции зарегистрированного предприятия. Заметим, что наряду с теневой существует также фиктивная экономика (fictitious economy), связанная с отражением в статистической и бухгалтерской отчетности несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег за непоставленную продукцию).
     
    1.2. Условия возникновения теневой экономики.
    Условия для “теневой” экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития “теневой”, в том числе криминальной экономики. Большое внимание проблемам “теневой” экономики уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество различных методов
    количественной оценки масштабов “теневой” экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры “теневой” экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер). В финансовой и банковской сфере развитию “теневой” экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие:
    1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента.
    2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:
    3. за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
    - за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
    - за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
    - за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
    4. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения
    очередности платежей.
    5. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
    6. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
    7. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
    8. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.
    9. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри финансово-промышленных групп. Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в кредитно- финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми
    хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления. Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России нарушений валютного законодательства являются следствием неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций агентов валютного контроля. Причем
    почти треть всех выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий) Банка России.
    Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере. Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в
    Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации“. В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной
    форме. В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом “О рынке ценных бумаг“ Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Его действие распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации - профессиональные участники финансовых рынков. Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других законодательных актов, препятствующих развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.
     
    1.3.Основные причины ухода предприятий в теневую экономику. Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства. Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику“ являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая” экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 %
    объема продукции, услуг (оборота). Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике, могут быть разделены на три группы:
    1группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас “теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.
    2группа – теневики - хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.
    3группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.
     
     
    Глава 2. Развитие теневой экономики.
    2.1. Факторы развития. Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики:1. Экономические факторы: высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%). Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80- 90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности, переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли); кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.2. Социальные факторы: низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всякихсоциальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.3. Правовые факторы: несовершенство законодательства; недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью; незащищенность прав собственности. Порождают у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать. Политическая нестабильность - этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен". В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.  2.2. Эволюция теневой экономической деятельности в России.Сравнение результатов исследований, проведенных социологическим центром академии позволяет судить об изменениях, которые произошли за эти годы в теневой экономике.Первый бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения,осуществляющего теневую деятельность. По данным исследований доля населения совмещающего работу в официальной экономике с теневой деятельностью за последние 15 лет выросла с 8 до 10 %. Из их числа треть (34%) занимается незарегистрированным бизнесом, а 66% – работают по найму на теневом рынке труда. Кроме этого, немало людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты только на нелегальном рынке труда. С учетом того, что в теневой экономике реализуются интересы большой массы населения, требуется максимальная продуманность мер государственного воздействия на нее. В ином случае неизбежен рост социальной и политической напряженности в обществе. Второй существенный аспект выражается в том, что за годы реформ теневая экономика заняла в нашем обществе качественно иную нишу. Раньше онабыла в роли антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя и компенсировала изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика имеет общую рыночную основу и в известной мере общую идеологическую базу. Но объективные противоречия между ними, в центре которых находится государство, стали более существенными. В повседневной практике это выражается в том, что интерес государства состоит в пополнении финансовых ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий и населения развернут прямо противоположно. На этом и держится теневая экономика, сокращающая налогооблагаемую базу, а то и прямо торпедирующая "бремя" налоговых и других выплат. В нынешних условиях, при которыхофициальная экономика выживает с большим трудом, не способна обеспечить эффективную трудовую занятость и приемлемый жизненный уровень людей, теневая экономика, как говорится, обречена на дальнейшее развитие. Возможности применения репрессий против нее ограничены, да и прямое административное давление малопродуктивно. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений. Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была толькоспутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколькопроцентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п.. В настоящее время ее удельный вес, по оценкам экономистов, достигает 20 – 30%, а то и 40% ВВП. Она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По данным опроса руководителей предприятий и организаций, 38,3% из них регулярно или периодически занимались выпуском "левой" продукции, 57,6% – постоянно или достаточно часто нанимают работников без официального оформления. На частных предприятиях практика нелегального труда наблюдается чаще, чем государственных. Проникновение теневой экономики в разные отрасли народного хозяйства показывают такие примеры. В декабре 2005 г. (только за один месяц) осуществляли на теневом рынке пошив и ремонт одежды 19,9% опрошенного населения, ремонт квартир и сантехники – 15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались услугами автосервиса – 10,9%, покупали стройматериалы и заказывали строительные работы – 10,5% и т.д. Приведенные факты говорят о величине вклада теневой экономики в удовлетворение массовых потребностей населения. Этот вклад также заслуживает внимательного учета при разработке мер воздействия на нее.Учета как в плане насыщения рынка товарами и услугами, так и в связи с ценами, ибо теневой рынок более адекватен нежели официальная экономика платежеспособности населения. Четвертая особенность развития ситуации проявляется в том, что теневая экономика образует симбиоз с теневой деятельностью представителей органов власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах общества. Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать на их самоочищение. Во–первых, в различных структурах государственной службы пустила глубокие корни чуть ли не отлаженная система поборов; во–вторых, при, в принципе, самом негативном отношении общества к поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно важных вопросов. Однако проблема столь остра, что противодействие ее разрастанию требует решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику, инициируемое с целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их распространением. Кроме того, наличие теневых отношений в системе государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуререзко ускоряют процесс утраты правовых и нравственных ограничителей в обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно осуждали "левую" работу в рабочее время 71% опрошенного населения, в настоящее время – только 28,2%. Раньше торговлю вне магазинов считали зазорной 85%, ныне – 42,2% населения и т. д. Самопроизвольное оздоровление общественной морали и правового сознания маловероятно. Лобовые призывы к населению от имени налогового ведомства типа "Уплати налоги и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию. По данным опроса, только 23,5% руководителей предприятий видят реальную опасность быть уличенными в уклонении от налогов; считают допустимым не платить налоги с доходов от индивидуальной трудовой деятельности 64,3% населения. В то же время в обществе имеются социально–психологические предпосылки восстановления нравственных ограничителей и правовых табу, так как в массовом сознании нарастает недовольство процессами морального упадка и даже демонстративной вседозволенности. Например, 73,9% опрошенного населения считают совершенно недопустимым уклонение от уплаты налогов и финансовые махинации в крупном бизнесе. Вызывает большое раздражение у многих людей, особенно у руководителей предприятий, вымогательство денег в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно–патрульной службе и криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом в органах власти. В массовом сознании растет понимание того, что теневая экономика наносит обществу больше вреда, чем пользы. Об этом свидетельствуют сопоставимые материалы опросов, проведенных в мае 1990 г. и в феврале 2005 г. И это представляет собой хороший ресурс, а также опору для реализации новой государственной политики, направленной на развитие экономики и оздоровленияроссийского общества в целом. Несмотря на то, что в 2005 г. в сравнении с 1990 г. в оценках теневой экономики утратила значение ориентира идеологическая сторона, векторраспределения мнений о ней изменился от положительного полюса к отрицательному. Среди руководителей предприятий, опрошенных в феврале 2005 г., примерно такое же распределение мнений: ответили, что от теневой экономики больше пользы 2,7%, и польза, и вред – 29,5%, больше вреда – 54,9%, затруднились ответить – 12,9%. Такое массовое настроение в принципе является благоприятной основой для инициатив высших эшелонов государственной власти по оздоровлению экономических отношений и упорядочению системы их регулирования.  2.3. Механизм функционирования теневой экономики. Механизм функционирования теневой экономики можно разделить на два больших класса. Это основной и вспомогательный механизмы. Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации”, при этом в роли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие. Соответствующие схемы: Первая: При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
    Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, переадресующие наиболее выгодные заказы “параллельному предприятию”. Третья: Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающие средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые “научные работники”.
    Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы”указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж. Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций. Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “предания” основных доходов. Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность, обычно включает:
    - предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции;
    - банк;
    - “службу безопасности”;
    - связи.
    Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях. “Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения. Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность. Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями. Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным. За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность - реальность
    формирования системы высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков. Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений. Это образование в экономической сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного государственного органа власти, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Одно из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле. Другое печальное следствие формирования кланов, это создание узкой прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы, при обнищании огромной части населения. Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе. Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок. Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу. Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство. О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов, свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата и на предоставление казенных ссуд. С другой стороны, это постоянная нехватка финансовых средств на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону. Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на Филипинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно. Реальные решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с политическими. Действительно реалистичный рецепт- продвижение по пути демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией в госаппарате. Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства. Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на государственный и частный секторы возникнет теневой поток государственных средств, в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через подставных лиц создавали кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно. Например, в Омской области в 1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского страхования лишь 20% было израсходовано по назначению. Легализация теневой экономики становится необходимым
    фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного
    производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Если государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в инвестиционной
    сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований. В 1995 году, при спаде промышленности на 4-5%, капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17%, по сравнению с 1994 годом, и составили всего около трети от уровня инвестиций в 1991 году6. Государство стоит перед выбором. либо пойти на экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую экономику. Раcсчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования? Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, они обеспечивали 20-25% импорта России. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну товаров на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения - экспорт нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд7.рублей. Именно деятельность российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом, практическими навыками и умением организовать собственное дело. И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного фонда “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Роскомстата о валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме капиталовложений: величина этого разрыва в 1995 году достигла астрономической цифры - 205 трлн. рублей. Нет сомнений, что подавляющая часть этих триллионов “теневая”. А если к этому добавить утечку капиталов по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к отметке в несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с объемами финансирования программ, строительства жилого фонда десятка российских городов.
     
     
    2.4. Рост масштабов теневой экономики.
    Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт"1. Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчетыт предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так имеждународных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП. В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд, а в Великобритании - 190 млрд долларов. Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-гопо 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год – значительно быстрее, чем официальный ВВП. Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах. Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной. Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями. Постсоциалистические страны. Согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполнелегальной деятельностью в официальной экономике. В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей угнана из западноевропейских стран.  Общеизвестно, что теневая экономика в России — отнюдь не порождение перестройки. Она прекрасно существовала и в советский период. Однако теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего заметно возросли ее масштабы. И хотя трудно получить сопоставимые и достоверные данные, большинство экспертов в этом отношении солидарны. Международный опыт подсказывает ряд "классических" причин роста теневой экономики, а именно: возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке труда, которая, и свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самостоятельной занятости и становится питательной средой для буйного роста теневых отношений; массовая иммиграция из стран "третьего мира", дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и "горячих точек". Именно поселения мигрантов часто становятся анклавами теневой экономики; открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран "третьего мира", побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами; эволюция трудовых отношений в сторону их большей неформальности и гибкости как реакция на их значительную институционализацию и регламентацию в предшествующие десятилетия, что в первую очередь характерно для развитых западных стран. Все перечисленные причины, хотя и в разной степени, пригодны для объяснения российской ситуации последнего времени. Так, наблюдаемая в
    течение 90-х годов длительная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисов, безусловно, повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики. Что касается характера государственного регулирования, то по всем
    указанным параметрам (степень регулятивного вмешательства, уровень налогообложения и масштабы коррупции) Россия сегодня отличается от большинства прочих стран отнюдь не в лучшую сторону. И осуществленная либерализация российской экономики стала дополнительным сильным толчком к расширению теневых сфер, ибо она ослабила эффективный, вертикальный контроль за хозяйственной деятельностью при сохранении высоких административных барьеров и трансакционных издержек по входу на рынок, значительном налоговом бремени и недостаточной защищенности хозяйствующих агентов. Важную роль играет, по-видимому, и миграция во всех своих видах: въезд в страну из государств ближнего и дальнего зарубежья, приток беженцев из "горячих точек", сезонная миграция работников из бывших союзных республик (Украины, Молдовы и др.) В отношении внешней конкуренции следует сказать, что не приток товаров из Турции и Китая, Саудовской Аравии и Польши порождает неформализацию отношений. Связь скорее обратная: неформальная экономика на своих плечах принесла поток этих товаров в Россию трудами сотен тысяч "челноков". Наконец, можно говорить и об изменениях в трудовых отношениях - от присущей советским государственным учреждениям формальной зарегулированности кадровых вопросов к большей гибкости отношений найма. Произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Популярны рассказы о подпольных производствах "цеховиков", но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К. тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной ежемесячной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство. Расширилась "тень" и по другим направлениям. Как и прежде, скрываются хозяйственные операции, но масштабы, видимо, возросли. Так, по данным опросов московских руководителей малых предприятий, устойчиво в течение последних двух лет около одной трети их работ не оформляются договорами. Каждое десятое-одиннадцатое малое предприятие в Москве арендует помещения без оформления документов. Неучтенный наличный оборот негосударственных оптовых фирм составляет 28—30%. Вряд ли такое было возможно при советском режиме. Значительную долю составляют получаемые теневые доходы. Например, по официальным данным Госкомстата РФ, теневая составляющая доходов домашних хозяйств достигает по крайней мере 25-30%. Итак, "тень" серьезно разрослась. Но главное все-таки в ином - в качественной трансформации функций теневого сектора и теневых отношений, связанной с переходом от советской к постсоветской хозяйственной системе. На этих изменениях я далее и сконцентрирую внимание. Прежде всего посмотрим, меняются ли формы "теневизации" экономики. Таких форм как минимум три:
    - пассивная форма - когда под запретом оказываются нерегламентированные ранее области деятельности;
     - конкурентная форма - когда хозяйствующие агенты сами избегают регламентации в целях экономии трансакционных издержек на регистрацию, лицензирование и т.п. и увеличивают прибыльность посредством неуплаты налогов;
    - форма получения привилегий - когда хозяйствующие агенты, не обходя формальных правил, обеспечивают себе особые льготные условия на рынках (например, подкупая коррумпированных чиновников).
    Пассивная форма была распространена при советском режиме с его граничащим с патологией стремлением к тотальной административной регламентации и широким идеологическим запретам. В постсоветский период зоны прямой регламентации заметно сузились и, соответственно, возросло значение конкурентной формы "теневизации", дополняемой активным поиском привилегий, который объединяет теневиков до- и послеперестроечного периодов. В последнее время серьезно изменились границы между сегментами российской неформальной экономики. Во-первых, сдвигаются правовые рамки. То, что вчера преследовалось по закону как спекуляция, сегодня является легальным бизнесом. Что-то из разряда "ужасных" преступлений переводится в более терпимые "серые зоны" (например, нелицензированные мелкие операции с валютой). Меняется мера ответственности за те же самые деяния. Во-вторых, вводятся новые формы обязательной отчетности, которые сдвигают границы того, что мы заведомо не знаем о хозяйственной деятельности (приведем пример существенного упрощения отчетности для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в начале 90-х годов). Серьезным образом пересматриваются контуры криминальных сегментов рынка. С официальной точки зрения в советский период практически любое производство продуктов и услуг "в целях частного обогащения" считалось криминалом. С наших сегодняшних позиций масштабы собственно преступной деятельности в то время были весьма невелики. Расширение криминальной активности в постсоветской экономике идет прежде всего за счет "новых производств" заведомо криминального свойства - изготовления и распространения наркотиков, оружия, крупной контрабанды, рэкета, проституции.
    ОТ ДОРОГОГО ДЕФИЦИТА К ДЕШЕВОМУ ИЗОБИЛИЮ
    Советская экономика справедливо характеризуется как "экономика дефицита" (Я. Корнаи). И теневая экономика здесь сосредоточена на производстве и распределении хронически дефицитных продуктов и услуг. Их реализация осуществляется "из-под полы", по неформальным каналам с активным использованием отношений персонифицированного блата. Постсоветская теневая экономика нацелена на иное. Речь идет о производстве и распределении самых обычных благ, не являющихся предметом дефицита. И реализуются эти блага через открытые и деперсонифицированные коммерческие продажи. Отношения блата по-прежнему важны в деле борьбы за привилегии, но как принципиальный способ организации теневых отношений они уже скорее достояние истории. Советский теневик, таким образом, работал на заполнение рыночных пустот. Постсоветская теневая экономика производит сегментацию уже заполненного рынка. Теневые агенты ищут не столько рыночные ниши, сколько конкурентные преимущества в уже занятых нишах. Сдвиг от дефицита к относительному изобилию находит непосредственное выражение в связке "качество - цена". Продукция советской теневой экономики обладает более высоким качеством по сравнению с основной массой товаров и услуг. Предлагается то, что "нельзя купить в магазине" - будь то недоступный импорт ("фирма") или продукты домашнего производства ("свое"). Соответственно, и цены на теневые блага, как правило, выше. В них включается надбавка за качество, а также надбавка за риск, который в те годы был весьма высок - можно было, не отделавшись штрафом, пойти по этапу (по статье Уголовного кодекса). Добавим, что советская теневая экономика подпитывалась вынужденными сбережениями граждан, готовых платить за дефицит более высокую цену. И часть теневых потоков, скажем контрабандный импорт потребительских товаров, способствовала сглаживанию скрытого
    инфляционного навеса. В постсоветское время картина изменилась до противоположного. Сегодня теневая экономика предлагает в основном менее качественные продукты и услуги по более низким ценам. Все это можно купить в магазине, и неформалы зазывают нас тем, что у них "дешевле и не хуже", чем в официальной торговле. Фактор дефицита в конкурентоспособности теневых операций уступил место ценовому фактору. Возьмем пару хорошо известных примеров. В советское время ездить на такси было дешевле, чем пользоваться услугами частника, но поймать такси и уговорить водителя отвезти в нужное место было непростым делом. И товар, купленный на улице "с рук", обходился нам дороже, чем в магазине (где он, впрочем, нередко отсутствовал вовсе). Сегодня частных извозчиков уже не преследуют с былой строгостью, а лоточников если и гоняют, то лениво или в ходе периодических кампаний по "зачистке" улиц. В результате официальное такси сегодня дороже частного извоза, а покупка с рук заведомо дешевле
    магазинной покупки. И еще одно отличие. Теневая экономика всегда связана с перераспределением доходов. Однако в советское время наблюдалось прямое перераспределение частных доходов между группами населения - покупатель дефицита
    расплачивался своими "кровными" с его распределителями и продавцами. В постсоветскую эпоху перераспределение доходов имеет более сложный характер и производится скорее косвенно - через дифференцированные недоплаты в государственный бюджет.
    ОТ ВОРОВСТВА К НЕПЛАТЕЖАМ
    Советская теневая экономика была основана прежде всего на прямом использовании государственных ресурсов для частных нужд, иными словами, на регулярном приворовывании у государства. Не случайно в одной из первых статей, посвященных советской "второй экономике" (secondary economy), она была названа клептократией. Развести полулегальную и преступную деятельность всегда непросто. Применительно к советской практике я предлагаю отделить условно "использование служебного положения" от "хищений". Первое связано с распространенным приворовыванием с рабочего места и является, на наш взгляд, скорее "серой" частью советской экономики, когда формально нарушается закон, но не нарушаются неформальные конвекции социалистического общежития. Хищения же государственной и личной собственности относятся к собственно криминальной части экономики. Они отличаются от "невинного" и полулегитимного выноса и работы "налево", во-первых, размерами деятельности, а во-вторых, ее характером. В первом случае речь идет об организованных сообществах, осуществляющих систематические хищения крупного масштаба. Во втором случае - об
    индивидуальных актах частного присвоения чужого имущества (в том числе достаточно мелких), которые производятся не по месту работы и не "по чину", т.е. с нарушением неформальных конвенций. В постсоветских условиях воровство у государства сохранилось как знамя теневых отношений, но форма изменилась достаточно радикально: речь идет о неуплате государству налогов от использования частных ресурсов. Теневая экономика почти всегда, прямо или косвенно, сопряжена с уходом от налогов. Однако в советское время это в первую очередь касалось нелегалов и основным препятствием к легализации были не налоговые антистимулы, а идеологические и бюрократические запреты. Сегодня уход от налогов превратился в стержень теневой политики хозяйствующих агентов и, главное, в эту политику, наряду с явными нелегалами, вовлечена основная масса обычных, вполне респектабельных предприятий и рядовых граждан. Теневые сегменты все теснее переплетаются с нетеневыми. Начнем с поведения населения. По официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996 г., не сделали этого. На подобном фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитываться с государством. Еще более распространен уход от налогов в предпринимательской деятельности. По данным опроса предпринимателей в 1997 г., 84%
    респондентов указали на него как на основное нарушение законодательных норм, 10% отметили прочие финансовые нарушения, которые, видимо, также связаны с уходом от налогообложения. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, только 1,5% российских предприятий уплачивают все своевременно и до копейки. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов.
    Итак, данное явление стало поистине всеобщим. Но главное в том, что не отчислять средства государству в полном объеме считается вполне легитимным и в глазах предпринимателей, и в глазах общественного мнения (в советский период столь же легитимной была утилизация "плохо лежащих" материальных ресурсов государства). В качестве общепринятых оправданий сегодня используются суждения о тяжелой жизни, непосильном налоговом бремени и грабительской сути российского государства. Обман государства выглядит если и не доблестью, то по крайней мере широко признанной нормой. В связи с этим отмечу еще одно характерное различие между двумя формами теневой экономики. Советские работники - наемные у государства, - скрываясь на время в неподнадзорной "тени", вели себя, по существу, как завзятые индивидуальные предприниматели. Однако при этом они продолжали усердно притворяться наемными тружениками, работающими на общее благо. По контрасту постсоветские самостоятельные работники и предприниматели (индивидуальные и руководители предприятий), скрывая получаемую прибыль или сам факт хозяйственной деятельности, усиленно культивируют образ "неудачливых предпринимателей", притворяются "трудящимися", которые в поте лица бьются за кусок хлеба, а не. за какой-то дополнительный доход. В результате мы живем в стране, где более половины предприятий считаются убыточными. Причем чем прибыльнее отрасль, тем зачастую хуже ее официальные финансовые показатели. Советское приворовывание у государства осуществлялось в первую очередь на рабочем месте. Характер и масштабы воровства определялись формальным статусом работника, его местом в той или иной государственной корпорации. Это не просто воровство, а воровство "по чину", негласная привилегия, обеспечиваемая самим рабочим местом. Официальное включение человека в советский механизм производства общественных благ обеспечивало ему физический доступ к государственным ресурсам и оставляло дозированные возможности для приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предприятия, их утилизации для работы "налево", "использования служебного положения" для получения взяток и т.п. Известно, что не уровень формальной заработной
    платы определял материальные аспекты привлекательности той или иной работы, а доступ к распределению дефицитных ресурсов. Это находило отражение, во-первых, в предметном разнообразии теневой деятельности в советский период: водители сливают бензин, рабочий выносит инструменты, повар — мясо, а во-вторых, в стратифицированном характере этой деятельности: вышестоящему дозволено больше, если же начальник только контролирует деятельность непосредственных исполнителей и не имеет физического доступа к ресурсам, то ему положена своя доля в виде регулярных подношений. В постсоветской экономике многие права на ресурсы уже успешно приватизированы, и теневая деятельность означает, наоборот, невключенность в производство общественных благ, отказ поставлять эти блага посредством ухода от налоговых отчислений. Смещение акцента на уклонение от налогов делает теневые процессы более однородными и универсальными. Специализированная предметная деятельность остается на виду у всех, а настоящая "тень" переползает в сферу финансовых манипуляций, безразличных к физической форме ресурсов. Впрочем, есть вещи. которые объединяют советский и постсоветский периоды: продолжается широкое использование формально неприватизированной государственной собственности и прав государственного контроля для откровенной теневой деятельности. В первую очередь речь идет о коррупции, которая способна пережить любые революции и политические режимы. Таким образом, наряду с расширением зоны теневых отношений, в постсоветский период произошла качественная трансформация контуров и функций теневой экономики.
     
    Заключение.
    Подводя итоги следует обратить внимание на  методы регулирования теневой экономики. Приведенная  в данной работе информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики,  но  даже  эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
    Цель регулирования теневой экономики — соблюдение интересов общества относительно каждого из элементов теневой экономики, т.е. устранение ее негативного влияния на различные сферы общественной жизни. Следовательно, методы непосредственного регулирования, как и методы количественной оценки должны выбираться в соответствии изучаемому элементу. Различие методов оценки обуславливается тем, что показатели, формируемые с помощью них, выражают различные аспекты теневой экономики. Выбор способа воздействия на конкретный элемент теневой активности зависит от его природы и причин распространения. При этом важно отметить, что разделение элементов и методов не имеет абсолютно строго определенных границ: они могут дополнять друг друга, и естественно, такая сложная проблема как теневая экономика зачастую требует комплексного подхода к изучению. Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности –  неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.
    Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:
    Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота; . Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами; . Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов; Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет. Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями. Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя. В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя “в тень“, и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к  безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.
     
       
     
    Список использованной литературы.
     
    1. Бокун Н., Кулибаба И. Теневая экономика: понятие, классификации, информационное обеспечение. - Вопросы статистики. - 2004. - № 7. - с. 5.
    2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России : угрозы и их отражение.
      Вопросы экономики, 1994, №12
    3. Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или  инвестировать?
      “Экономика и жизнь”, №24 июнь 1996
    4. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны – альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №2 
    5. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. «Теневая экономика и экономическая преступность» [электронный учебник]
    6. А. Матвеев. “Эконоимка и жизнь“ Январь 1999 № 01 с. 17-29
    7. http://cmi.ru/2000/12/13/976723894.html
    8. http://www.compromat.ru/main/mafiaspb/mafiaspb.htm
    9. http://www.flb.ru/dj29090003.html |
    10. Обзор статей сайта http://www.mvd-expo.ru
    11. Экономические и правовые аспекты “теневой” экономики в России «Вопросы экономики» Макаров Д. – с.19-27
    12. Эксперт. - 2000. - № 12. - с. 21
    13. Яковлев А., Воронцова О. – Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота//Вопросы экономики №9, 1997 г. с.37
    14. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. -  Вопросы экономики. - 1998 15. Л а т о в Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории   теневой экономики. М.: МОНФ, 2001 16. С к о б л и к о в П.А. Имущественные споры и криминал в современной   России. М.: Дело, 2001. 344 с  17. С а т у е в Р.С., Ш р а е р Д.А., Я с ь к о в а Н.Ю. Экономическая   преступность в финансово-кредитной сфере. М.: Центр экономики и   маркетинга, 2000.  
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ненаблюдаемая экономика. Условия возникновения, факторы динамики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.