Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Процесс развития фантазии у детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Процесс развития фантазии у детей дошкольного возраста
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    24.08.2010 17:26:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление.
    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
    Глава 1. Фантазия и ее особенности у детей дошкольного  возраста.
    1.1. Понятие о фантазии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    1.2. Психолого – педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
    1.3. Связь ведущего типа деятельности дошкольника с развитием фантазии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
    Глава 2. Диагностика и способы развития фантазии детей дошкольного возраста.
    2.1. Диагностика развития фантазии детей дошкольного возраста. . . . . . . . .23
    2.2. Рекомендации и приемы развития фантазии дошкольника. . . . . . . . . . . .27
    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
    Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
    Приложение.
     
     
    Введение.
    Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
     Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли фантазии в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов творческого воображения. Особенно значимым становится выявление специфики фантазии и закономерностей ее становления при изучении дошкольного детства, так, как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов и признавали большую роль игры в становлении фантазии. До сих пор многие важные для понимания психологической природы фантазии вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития. Как только заходит речь об истоках творческого воображения, психологи начинают противоречить друг другу. Так, в зарубежной психологии существуют на этот счет различные точки зрения. Торренс, например, считает, что фантазия пробуждается в детях только после 5 лет, а по данным Андрюса, «пик фантазерства» у детей приходится на 3,5–4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода, в жизни ребенка – это очень большой срок, поскольку он развивается быстро, и все время включаются в действие новые и новые психологические механизмы. Какие же из них «ответственны» за формирование фантазии?
    Другая же позиция заключается в том, что ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком - бы то ни было творчестве. Они считают, что у ребенка есть только пассивная фантазия, что он может лишь слепо копировать увиденное у взрослых. В противоречие им выступают педагоги и психологи, говорящие о том, что фантазия развивается именно в дошкольном возрасте и развитие ее идет в ведущем типе деятельности – игре.  Также возникают противоречия в вопросе влияния игры на воображение. Грос считал, что воображение формирует игровую деятельность, Эльконин полагал, что фантазия является результатом игры.
    Накопленные же в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и для фантазии. Надо отметить, что именно выявление универсальных закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения, может лечь в основу построения новых программ обучения дошкольников.
    Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, фантазия выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях.
     Фантазия детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
    Объект исследования: дети дошкольного возраста.
    Предмет исследования: процесс развития фантазии у детей дошкольного возраста.
    Цель работы: Дать психолого-педагогическое обоснование форм, методов, средств процесса развития фантазии у дошкольников, а также изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста.
    Гипотеза: Мы предполагаем, что сензитивным периодом для процесса развития фантазии является дошкольный возраст, и протекать этот процесс, вероятно, будет в  ведущем типе деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игре, а также во взаимосвязанных с ней продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, конструировании).
    Задачи:
    - Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
    - Определить сущность понятий «фантазия», «дошкольный возраст», «развитие фантазии», «тип ведущей деятельности».
    - Выявить условия, методы, содержание процесса развития фантазии.
    - Разработать методологические рекомендации для развития фантазии.
     
     
    Глава 1. Фантазия и ее особенности у детей дошкольного  возраста.
    1.1. Понятие о фантазии.
    Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вмес­те с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспро­изведение является основной характеристикой памяти, то преобразование ста­новится основной характеристикой воображения. Воображать — это преобра­жать.
    Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей спо­собностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и тво­рить что-то новое. Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преобра­жающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельно­стью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творче­ским оригинальным преобразованием. [19,с.232-239]
    И если воспроизводящее воображение -  это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то творческое воображение, т.е. фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. [21, с.38]
    Фантазия - психический процесс, продуктивная деятельность воображения, отличающаяся наибольшею отрешенностью от условий действительности.[3,с.53] Фантазия – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. [20,с.7].  В процессе преобразования данных сознания с помощью фантазии создаются новые Я, новые образы, идеи и чувства, которых никогда не было в прошлом опыте. Иначе говоря, с помощью фантазии создаются новые мысленные ситуации. Фантазия является для искусства, а также для религии и мифов тем же, чем выразительные движения для языка. [6, с.2]
    Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего ми­ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично­сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. [10, с.237]
    Представители почти всех сколько-нибудь значительных психологических направлений сделали попытку решить основную проблему фантазии - ответить на вопрос о причине возникновения нового.
    Развитие теоретических представлений шло одновременно с накоплением фактических данных, хотя нельзя говорить об абсолютном параллелизме обоих процессов: с одной стороны, некоторые концепции строились на данных интуиции, а с другой стороны, многие экспериментальные результаты не учитывались в тех или иных теоретических построениях. Выработка научного подхода к проблематике фантазии связана прежде всего с преодолением двух противоположных взглядов на сущность фантазии: крайнего идеалистического взгляда, согласно которому фантазия представляет собой изначальную спонтанную творческую силу, и крайнего механистического взгляда, рассматривающего возникновение нового как следствие чистой случайности или рекомбинации.
    Сопоставление фактов с их теоретическими трактовками дает основание утверждать, что ни одна из выдвинутых гипотез не в состоянии объяснить всю проблематику фантазии. Вследствие этого отдельные психологи прилагали усилия к тому, чтобы эклектически соединить различные концепции; так, гештальтистская идея инсайта дополнялась бихевиористской идеей манипуляции, а гештальтпсихолог Арнгейм иногда прибегал к концепции аналогии. Делались также попытки увязать гештальтпсихологию с психоанализом Фрейда и учением Юнга об архетипах (Эренцвейг). Однако чисто внешнее объединение разнородных концепций не устраняет и не может устранить отмеченных теоретических трудностей.
    В процессе изучения фантазии обозначилась тенденция вычленить ее собственно психологическую проблематику и дифференцировать содержание психологических описательных и объяснительных понятий, с одной стороны, и близких к ним логических понятий - с другой. В этом отношении особенно характерна эволюция понятия "абстрагирование", которое уже в настоящее время не может рассматриваться как результат строго логической операции обобщения однородных явлений.
    Отличительной особенностью ранних теорий фантазии было стремление вывести все черты продуктов фантазии из непосредственных образов восприятий, а также из данных, сохраняемых памятью. Иначе говоря, фантазия превращалась в репродуктивный процесс. Психологами использовались идеи рекомбинации, проб и ошибок и даже феномен синэстезии, но наиболее "утонченной" концепцией в этом отношении следует считать гипотезу аналогии, в которой результаты фантазии соотносятся с внешней реальностью не прямо, а опосредствованно.
    Ценным в указанных гипотезах является признание органической связи любых продуктов фантазии с реальной действительностью; вместе с тем ограниченность этих гипотез и их неспособность объяснить большое количество фактов вызвали к жизни теоретические взгляды, в которых ведущая роль отводится внутренним психологическим закономерностям.
    Интерес к внутренним движущим силам наметился уже в исследованиях вюрцбуржцев и привел их вплотную к проблемам мотивов и бессознательного. Расширение рамок психического путем включения в него бессознательной сферы позволило выявить новый существенный источник фантазии.
    Введение проблематики фантазии в более обширный психологический контекст дает возможность преодолеть восходящее к рационализму противопоставление фантазии логическому мышлению и ориентирует исследователей на выявление единых закономерностей умственной деятельности. Серьезную попытку в этом отношении сделала гештальтпсихология, выдвинувшая идею целостной саморегулирующейся системы, однако для доказательства принципа саморегуляции пришлось отодвинуть на задний план ряд экспериментальных фактов, противоречащих данной теории. Поэтому в теории должна быть заложена идея возможности появления ошибочных решений и таких вариантов, которые не могут быть сведены к полученным знаниям, выработанным навыкам и усвоенным алгоритмам.
    Таким образом, создание адекватной теории фантазии зависит от выбора основополагающих фактов и от рациональной организации экспериментальных исследований, т.е. от решения ряда методологических проблем. [18, с. 27-75]
    Несмотря на расхожесть мнений в теоретических концепциях фантазии, можно выделить закономерные пути преобразования действительности в фантазии, которые находят выра­жение в типичных способах или приемах преобразования.
    Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Он находит при­менение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие — у ее сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи. Частным случаем преобразования посредст­вом комбинирования или новых со­четаний данных в опыте элементов является так называемая агглюти­нация, которой издавна широко поль­зовалось искусство. [19,с.245] Агглютинация (от латинского слова «агглютинаре», означающего «приклеивать») – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов, «склеивание» их подряд в причудливых сочетаниях. Таковы русалки, драконы, кентавры и другие сказочные и мифологические образы. Агглютинация лежит в основе создания и таких машин, механизмов, инструментов, как танк-амфибия, аэросани и др. [3,с.55]
    Комбинирование — это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Человек производит его сознательно, руковод­ствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в фантазии, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в моти­вах, определяющих деятельность фантазии.
    Несом­ненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых фантазией, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем — при прочих равных условиях — богаче будет и его фантазия. Но признание этой зависимости ни в коем случае не долж­но привести к признанию той широко распространенной и глубоко укоренив­шейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или перегруппировке элементов. Эта сугубо механистическая концепция фантазии, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и ее значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механи­ческих агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит фантазия. Эти преобразования чрезвы­чайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему. Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комби­нируемых моментов и придающей ему смысл.
    Другим приемом фантазии является ак­центуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Акцентуирование — это подчеркивание черт. Оно достигает­ся часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утриру­ет те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.
    Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изме­нении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-вели­каны небывалых размеров и невиданной силы. Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастиче­ском изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией.
    Отклонение от действительности, фантасти­ческие большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выя­вить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действитель­ности.
    Наконец, преобразование действительности в деятельности фантазии идет по линии типизации, т.е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идет преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа соче­тается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. В результате весь образ в целом преобразуется. [19, с.246-247]
    Исходя из вышесказанного, можно раскрыть механизм фантазии. Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
    На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда фантазия воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» творческое воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такая фантазия становится действительностью.
    Таким образом, продукты фантазии в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты фантазии.
    Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. [10, с.239]
     
    1.2    Психолого – педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.
    Дошкольный возраст имеет временные рамки от 3 до 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
    Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
    Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
    Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
    Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. [13,с.9]Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.
    В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функ­циональному назначению и испытывая ценностное отношение к ок­ружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя не­которую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
    В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способ­ность к идентификации с людьми, а также со сказочными и вообра­жаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изо­бражениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя пози­тивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овла­деть в более позднем возрасте.
    Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту по­требность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитив­ным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающи­ми людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоцио­нальное расположение и готовность строить позитивные отношения.
    В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собст­венным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека. [16,с.201] В это время дети подвергают свое тело разным воздействиям, проверяя известные им сведения о его свойствах или устраивают эксперименты. При опросе взрослых людей выясняется, что все (или почти все) помнят, как в этом возрасте они что-нибудь специально ели или пили, чтобы посмотреть нарезультат: съели много меда, гороха, щавеля, выпили запрещенный напиток, глотали таблетки, пробовали специально на вкус мыло и тому подобное. При этом ребенку уже были известны последствия, но хотелось их проверить. [1,с.372]
    В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. [16,с.204] Сензитивным этот период является для развития творческого воображения, то есть фантазии. Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, и сочиняет, придумывает,  проявляет способность к творчеству.
    Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе.[12,с.24]Одновременно, фантазия – один из наиболее важных способов научится, как вести себя в реальной жизни.
    И, наконец, фантазия – источник творчества в зачаточной форме. Фантазеры после взросления изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети делали все только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга. [20,с.8] Поэтому, фантазию необходимо развивать и делать это нужно именно в дошкольном возрасте.
     
     
    1.3 Связь ведущего типа деятельности дошкольника с развитием фантазии.
    Сюжетно – ролевая игра – ведущий тип деятельности дошкольника, так как именно в игре разрешается противоречие социальной ситуации развития. В чем оно заключается? Впервые  ребенок  выходит  за пределы своего  семейного мира  и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной  формой, с которой ребенок  начинает  взаимодействовать, становится  мир социальных  отношений, существующих  в  мире  взрослых  людей. По словам  Д.  Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст  вращается как вокруг своего  центра  вокруг взрослого  человека, его  функций,  его задач. Взрослый  здесь  выступает  в  обобщенной  форме, как  носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер  и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность  - жить вместе с  окружающими людьми, но это  осуществить в современных исторических  условиях  невозможно:  жизнь  ребенка  проходит  в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.  Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уровнем развития  и идеальной  формой,  с которой  ребенок  взаимодействует, поэтому единственная деятельность,  которая позволяет смоделировать  эти  отношения, включиться  в  уже  смоделированные  отношения,  и  действовать  внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра. [17,с.133] Ребенок в игре подражает взрослым, но в этом подражании проявляется и развивается его творческое воображение. Подражание не противостоит творчеству. Правильное отображение жизни, правдоподобное подражание требуют творчества. [14,с.24] Благодаря подражанию игра является своеобразной школой ограничения своих непосредственных побуждений, школой постоянства, конечно, относительного и школой подчинения взятым на себя обязанностям. [22,с.74]
    Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно игра является необходимым для развития творчества и фантазии в частности, видом деятельности.
    Первые проявления воображения мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Когда малыш стучит погремушкой по кроватке, когда собирает пирамидку или даже сует ложку каши из своей тарелки в рот любимой кукле, о воображении говорить не приходится. Ребенок видит реальный предмет, берет его и действует с ним, как этот предмет требует. Но вот малыш начинает кормить куклу палочкой - ложкой, укладывать спать медвежонка в коробку - кроватку, мыть руки камушком - мылом... Во всех этих ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. [7,с.96] Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функций сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к исполь­зованию речевых, математических и других знаков, к овладению ло­гическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, си­туации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.[16,с.209] Такое активное использование предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ребенок становится фантазером. То, что ребенок стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, можно понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».[4,с.34] И первые проявления воображения относятся к 2,5–3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами, то есть играть. [7,с.96] Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта.
    В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д . На первых порах фантазия неотделима от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всад­ник, а палка - лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсут­ствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно пре­образовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.[16,]с.210 Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).[4,с.34] В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значе­ние имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.
    У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происхо­дит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию пред­мета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.[16,с.211]
    Фантазия развивается в той, свободно созданной, игре, в которой ребенок один или с немногими товарищами подражает работе и действиям окружающих его людей; в этой игре гораздо сильнее проявляются особенности пола и возраста, а также и различия индивидуальной одаренности. Эти игры также возникли из подражания; но они подражают не унаследованной игре, а самой жизни, которая окружает детей дома и на дворе, в поле и в лесу, в обстановке ремесленника и городского жителя. Так как эти занятия бесконечно варьируются, не изменяясь, однако в некоторых своих основных формах, то и свободные игры отражают в себе это разнообразие и равномерность жизни. И подобно тому, как в жизни человек действует то отдельно, то вместе с себе подобными, и ребенок играет, в зависимости от потребности, и обстоятельства, то один, то вместе с другими детьми. Одинокая игра ребенка более нуждается во внешнем объекте, над которым могла бы работать фантазия ребенка, чем игра совместная. В совместной игре сами играющие являются подобными объектами, так что значение орудий игры здесь отступает на второй план. Поэтому для изучения фантазии игры одинокие игры являются наиболее поучительными. Они заставляют работать фантазию сильнее, и она может свободнее проявлять свои индивидуальные особенности, тогда как совместная игра легко переходит в форму традиционной и более или менее однообразной игры, как, например, игру в солдаты, разбойники, в прятки и тому подобное. Одинокая девочка, нянчащая куклу, или мальчик, по собственному усмотрению готовящий к сражению своих оловянных солдатиков, или строящей из деревянных кубиков дома и крепости, — вот в ком проявляется истинная игра фантазии. И она проявляется в такой форме, в которой с наибольшей силой может выразиться творящая и изменяющая сила фантазии, потому что она должна или сама создать свой объект, или приспособить уже имеющийся объект к своим целям. [6,с.104-106]
    Воображение ребенка особенно интенсивно развивается тогда, когда он пытается добиться сходства с реальностью, хотя удовлетворяется подчас очень отдаленным сходством. Иногда дети долго и упорно трудятся над своей постройкой, стараясь, чтобы она была похожа на настоящий вокзал или поезд. Когда наблюдаешь, как изобретательны дети в оформлении своих игр, как остроумно они находят выход в весьма затруднительных случаях, то воочию видишь несостоятельность теорий, отрицающих роль фантазии в детской игре. [14,с.25]
    Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, т.к. «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес. Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она – нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. [4,с.35] 
    Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".[8,с.18].
    Формируясь в игре, фантазия переходит и в другие виды дея­тельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в сочинении сказок, стишков. Здесь, так же как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы. Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
    Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
    Таким образом, в возрасте до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
    Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. [11,с.128] В это время у ребенка настолько развиты фантазия и вымысел, что позавидовал ему бы даже Андерсен. [2,с.27] То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
    Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу. [11,с.128-130]
    Также на развитие фантазии оказывают влияние продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, кон­струирование, то есть те виды деятельности, которые требуют предварительного планирования. Рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает ви­сящие яблоки и т.д.
    Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, кон­струкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат дея­тельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры. [16,с.210-213]
    Что же касается вопроса о том, обладает ли ребенок фантазией богаче, чем взрослый, то здесь можно ответить отрицательно. Фантазия основывается на опыте, сформированном человеком, а так как очевидно то, что опыт ребенка беднее, чем взрослого, то и фантазия, соответственно, беднее. Ошибочные мнения возникают потому, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития воображения, а значит и проявления этого развития более очевидны, наглядны.
    Можно сделать вывод, что развитие воображения и фантазии происходит в ведущем типе деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игре, а также в других видах деятельности, опирающихся на игру – рисовании, лепке, конструировании, сочинении сказок.
     
     
    Глава 2. Диагностика и способы развития фантазии детей дошкольного возраста.
      Все необходимые качества и приемы фантазии  возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы фантазии наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
    Развивая фантазию, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. Кроме того, необходимо проводить диагностику развития фантазии, для того, чтобы использовать подходящие методы для развивающей работы. Исходя из этого, можно поставить цель практической части: предоставление методик диагностирования развития фантазии ребенка, разработка ряда рекомендаций и способов по развитию творческого воображения дошкольника.
     
     
    2.1. Диагностика развития фантазии детей дошкольного возраста.
     
    А) Игровая методика "Где чье место?" ( см. приложение №1)
    Цель данной методики: определить, насколько у ребенка развита фантазия, определить роль системы образцов  и эталонов в процессе фантазирования, что отвечает целям курсовой работы.
    В данной методике стимульным материалом является сюжетная картинка с пустыми кругами. Ребенку предлагается вставить в эти пустые круги такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками. При этом все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке. Ребенку предлагается поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались. Оценивается работа по нескольким уровням развития фантазии.
    Методика актуальна, так как ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свою фантазию в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности. Таким образом, говоря о развитии фантазии в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы рамками, ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.
    Также данная методика является средством развития фантазии дошкольника, т.к. она позволяет  оперировать с образами, моделировать и конструировать их в сознании, переводить способность к  фантазированию на более высокий уровень.
    Методика рекомендуется для работы с дошкольниками, так как она представлена в игровой форме, что позволит ребенку более открыто и свободно участвовать в диагностике, ведь игровая форма – наиболее знакомая дошкольнику форма работы.  Благодаря этому, процедура проведения будет интересна дошкольнику, тем самым не утомит. И результаты методики в таком случае будут являться достоверными.
     
    Б) В работе с дошкольниками эффективны так называемые психологические рисуночные тесты. Один из них – это методика «Несуществующее животное». ( см. приложение №2). Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). [с.112, 5]
    Цель этой методики: определить уровень развития фантазии и воображения дошкольников посредством изодеятельности и устной беседы.
    В данной методике ребенку предлагается нарисовать несуществующее животное и сочинить историю о нем. Анализ проводится по нескольким критериям.
    Эта методика подходит для работы с детьми дошкольного возраста потому, что рисование – это один из видов продуктивной деятельности дошкольника, в котором развивается воображение. А сочинение сказок и фантастических историй – непременное условие развития фантазии ребенка. Эти виды деятельности (рисование, сочинение) хорошо знакомы и также интересны ребенку. Поэтому данная методика позволяет получать достоверный результат в знакомых дошкольнику  условиях,  не перегружая и не утомляя ребенка.
     
    В) Методика  «Изучение оригинальности рисунков детей дошкольного возраста». [с.15, 9]( см. приложение №3)
    Цель: Диагностика творческого мышления, воображения  и творческих способностей дошкольников.
    Эта методика выбрана, потому, что  диагностику творческого мышления и воображения дошкольников легче всего проводить на графическом материале рисунков. Такие задания доступны уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей могут служить оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета, умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия изображенных на картинке ситуаций, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, строить предположения.
    В данной методике ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы - круг, треугольник, квадрат; или сложной - силуэт ствола с одной веткой, облака, капли и т.д.). Главным критерием оценки воображения является показатель оригинальности. Под оригинальностью в этой методике понимается умение нестандартно подходить к выполнению задания, сочинять новые, неповторяющиеся образы на основе предложенных. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе, показатели в  таком случае рассчитываются различно, так как оригинальность работы учитывается разными способами.  Если мы проводим тест в группе, можно подсчитать количество изображений в рисунках ребенка, которые не повторялись бы у него и у других детей. А если тест проводится индивидуально, то показателем оригинальности является уход ребенка от стандартов. Также количество баллов в зависимости от формы проведения высчитываются различно. Если исследование проводится в группе, то балл равен показателю оригинальности, если исследование индивидуально, то на основе показателей оригинальности по таблице определяется количество набранных баллов. Затем по шкале определяется уровень развитости фантазии, воображения дошкольника.
    Данная методика также интересна дошкольнику, он не чувствует себя в роли испытуемого, находится в довольно комфортных для себя условиях, а значит и результаты исследования будут достоверными.
     
     
    2.2. Рекомендации и приемы развития фантазии дошкольника.
    Для того чтобы фантазия ребенка постоянно развивалась, необходимо учитывать следующие рекомендации:
    1.   Сформировать мотивацию к фантазированию.
    2.   Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
    3.   Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
    4.   Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше доверяют взрослому и охотнее слушаются.
    5.   Действовать собственным примером. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: сказки, фантастические рассказы;
    6.   Поощрять в ребенке стремление задавать вопросы.
    7.   Поощрять любопытство и воображение ребенка.
    8.   Избегать неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...")
    9.   Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом необходим установить четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.
    10. Помогать ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
    11. Заботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
    12. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит
    13. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"
    14. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
    15. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
    16. Обучить приводимым ниже способам развития воображения и фантазирования. Способы эти основаны на приемах фантазирования: комбинировании, агглютинации, ак­центуировании, литоты и гиперболы, типизации и будут интересны ребенку, так как представлены в игровой форме. Рассмотрим группы способов развития фантазии, относящихся к тому или иному приему:
    А) литоты и гиперболы
    Игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение".
    · Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"
    Примеры:
    - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
    - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
    · Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"
    Примеры:
    - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.
    - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
    Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
    · Что будет, если у нас удлинится на время нос?
    Примеры:
    - Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
    - Это хорошо, а что в этом плохого?
    - Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.
    · Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.
    · Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?
    Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами.
    Примеры:
    - Какого тогда ты будешь размера?
    - А сколько килограмм ты будешь весить?
    И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые.
    Примеры:
    - А что будет, если твой рост увеличится в 10 раз?
    - Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!
    Применяя приемы литоты и гиперболы, необходимо проговаривать положительные и отрицательные,  качественные и количественные стороны изменений.
    Б) Комбинирование
    Метод фокальных объектов.
    Это метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. Алгоритм очень прост.
    Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник,  животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже - предел выдумки в классе кукол.
    Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.
    Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.
    Электрическая лампочка - светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть.
    Воздушный шарик - летает, надувается, не тонет, отскакивает.
    Телевизор - показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.
    Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
    Итак, что же получится?
    Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!
    Барби всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой Барби положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму - и Барби будет подогревать воду для рыбок.
    Барби прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию.
    Перегорает. Понятно, надо, чтобы у Барби были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Барби - конструктор.
    Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.
    Летающая Барби. Барби-ангел, с крылышками. Барби-лебедь, Барби-стрекоза, Барби-парашютистка. Барби летает как белка-летун или как летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах.
    Надувная Барби. Можно сделать стройную Барби, можно сделать толстую Барби, можно сделать плоскую Барби для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. При "передуве" Барби начинает пищать, предупреждая: "Я скоро лопну". С надутой Барби можно играть в ванне, учиться плавать.
    Что дает сравнение с телевизором. Пусть Барби каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, йоги.
    Пусть Барби возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.
    Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.
    Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.
    Детям очень нравится, когда "в фокус" помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.
    Можно заранее определить класс объектов на втором шаге. До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.
    Применяя прием комбинирования, следует основываться на существующих свойствах и качествах объектов.
    В) Агглютинация
    Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.
    Задания.
    · Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.
    · Придумайте фантастическое растение.
    Примеры:
    - На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
    - Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
    · Придумайте новый вид транспорта.
    При применении приема агглютинации ограничительных рамок не существует.
    Г) Ак­центуирование
    · Упражнение "Как мне повезло".
    Выбирается объект и какое-то определенное его свойство, качество. От ребенка требуется составить предложение, которое начинается словами «Как мне повезло», и в котором выбранное свойство объекта характеризуется с положительной стороны.
    Примеры:
    Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
    Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
    Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
    Прием акцентуирования позволяет ребенку выделять определенные, характерные для объекта черты и свойства.
    Д) Комбинация приемов.
    Наиболее высоким уровнем развития фантазии является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Для использования комбинации приемов ребенок должен научиться владеть всеми приемами в отдельности.
    · Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно некоторые приемы фантазирования.
     
    Вышеперечисленная группа методов была в основном направлена на развитие фантазии в такой деятельности, как сочинение сказочных и фантастических историй. А доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития воображения, [15,с.28] в которых развитие фантазии идет в игровой деятельности, рисовании и также в сочинении:
    - Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.).   - Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.
    - Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.
    - Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь.- Соедини в связный рассказ эти два предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".
    - Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.
    Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря фантазии можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество. В практической части предложены методики диагностирования развития фантазии, а также способы, приемы и рекомендации развития фантазии в ведущем типе деятельности дошкольника – игре - и других видах, взаимосвязанных с ней  -  рисование, сочинение сказок и фантастических историй. Такие способы развития будут интересны и понятны ребенку, будут стимулировать дошкольника к их выполнению, а значит – к развитию фантазии, воображения, творческих способностей.
     
     
    Заключение.
    Фантазия играет важную роль в становлении личности человека, т.к. именно фантазия дает человеку свободу мышления, именно в воображении появляется новое, так необходимое для движения вперед.
    Целью курсовой работы было изучение и обоснование условий, методов, содержания процесса развития фантазии дошкольников. Была выдвинута гипотеза, что дошкольное детство  - сензитивный период для развития фантазии и сам процесс протекает в условиях сюжетно – ролевой игры. В ходе курсовой работы гипотеза подтвердилась. Действительно, дошкольный возраст – наиболее благоприятный для развития воображения, т.к. развивается речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память. Все эти психические процессы создают предпосылки для развития фантазии, а так как воображение базируется на опыте, а опыт у ребенка формируется посредством игры, то и развитие фантазии дошкольника проходит в условиях сюжетно – ролевой игры. Кроме того, фантазию дошкольника необходимо постоянно развивать, а чтобы это делать требуется проводить диагностирующую работу для выявления уровня воображения. Методики и способы развития фантазии были предложены в практической части.
    Фантазия – это опыт и необходимо делать все возможное, чтобы формировать этот опыт у человека, а начинать нужно с детей дошкольного возраста.
     
     
    Литература.
    1.   Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672с.
    2.   Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. – М.: Дрофа-плюс, 2003. -352с.
    3.   Басин Е. Дед Мороз не существует. // PSYCHOLOGIES. 2005. №1
    4.   Босеев Ю. А. Фантазеры. // Вопросы психологии. 2006. №7. 
    5.   Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во Владос - Пресс, 2003. – 160с.
    6.   Вунд В. Фантазия как основа искусства. -  СПб.: Издание т-ва М.О. Вольфа, 1914. – 145с.
    7.   Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. 1. Путь в неведомое. - М.: Знание, 1986. – 96 с.
    8.   Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания – Новосибирск: Научно- учебный центр психологии НГУ, 1995.
    9.   Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. - М.; - 2004
    10. Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка. – М.: Прайм-Еврознак,  2003. – 416 с.
    11. Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет – СПб.: Союз, 1999. – 335 с.
    12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с.
    13. Лаврентьева М. В. Эмоционально – волевая сфера дошкольника. // Виноград. 2003. № 17
    14. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре.  М. 1982.
    15. Минюрова С. А. Развитие воображения. // Московский психологический журнал. 2001. №6
    16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,  детство, отрочество. – 6-е изд., стереотип. – М.: Academa, 2000. – 456 с.
    17. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология – М.: Российское педагогическое агентство. 1996, - 374с.
    18. Розетт И.М. Психология фантазии. - Мн.: 1991.
    19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712с.
    20. Субботина Л. Ю.   Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
    21. Тамберг Ю. Г. Тренинг развития фантазии и воображения. // Московский психологический журнал. 2003. №9
    22. Шуаре М. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272с.
     
     

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Процесс развития фантазии у детей дошкольного возраста ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.