Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Концепция творчества и творческого человека в романе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Концепция творчества и творческого человека в романе
  • Предмет:
    Литература
  • Когда добавили:
    25.08.2010 13:44:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
     
    Концепция творчества и творческого человека в романе
    М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
     
     
    Содержание
     
    Введение.......................................................................................................... 3
     
    I. Жизнь и творчество М.А. Булгакова.......................................................... 5
    II. История создания романа "Мастер и Маргарита"................................... 8
    III. Концепция творчества и творческого человека в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".................................................................................................... 11
    3.1 Сюжет, композиция, жанр романа "Мастер и Маргарита" как способ выражение философских идей писателя.......................................................................... 11
    3.2 Образ Мастера  в романе "Мастер и Маргарита"................................. 14
    3.3. Образ Маргариты  в романе "Мастер и Маргарита".......................... 19
    3.4. Образ Ивана Бездомного  в романе "Мастер и Маргарита"............... 21
    3.5. Образ Воланда в романе "Мастер и Маргарита"................................ 23
     
    Заключение.................................................................................................... 25
    Список литературы....................................................................................... 28
       
     
    Введение  
      О романе Булгакова «Мастер и Маргарита» уже написано много и еще, наверное, немало будет написано. Как только не трактовали эту книгу! Одни видели апологию дьявола, любование мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия. Другие же, вполне атеистически настроенные, упрекали писателя в «черной романтике» поражения, капитуляции перед миром зла.
    Сам Булгаков называл себя «мистическим писателем», но его мистика не помрачала рассудок и не запугивала читателя.
    Исследование концепции творчества и творческого человека в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является целью данной курсовой работы.
    Сформулированная цель предполагает решения следующих задач:
    1) Проследить жизненный путь писателя и время создания романа «Мастер и Маргарита»
    2) Показать как с помощью сюжета, композиции, жанра романа писатель выражает свои главные философские идеи о творчестве и смысле жизни;
     3) Определить концепцию творческого человека при помощи образов главных героев романа.
    Актуальностью данного исследования  является более полное понимание его идей, а также читая его роман мы понимаем, что он о вечных проблемах человечества: о любви и нравственном долге, о борьбе добра и зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности и порывом к свету.
    Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения,  списка использованной литературы.
    Во введении формулируются цели и задачи; определяется актуальностью и значимость данной работы.
    В первой главе дается биография жизни М.А. Булгакова.
    Вторая глава рассказывает об истории создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    Третья глава включает 3 подглавы и посвящена основной концепции творчества и творческого человека в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    В заключении подводятся итоги проведенной работы.
    В списке использованной литературы приводятся учебные пособия и перечень  художественных произведений, послуживших основным материалом для написания  курсовой работы.
                                             
    I. Жизнь и творчество М.А. Булгакова  
      Для того, чтобы лучше понять творчество Михаила Афанасьевича Булгакова, нужно знать его биографию, что повлияло на формирование его личности, в какую эпоху он жил, так как в его романе «Мастер и Маргарита» образ Мастера во многом автобиографический герой.
    15 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии родился Михаил Афанасьевич Булгаков. Его детство и отрочество прошло в консервативной, монархически настроенной среде, что, без сомнения, наложило свой отпечаток в становлении характера и мировоззрения будущего писателя. Следуя многовековым традициям русского народа, которые обязывали сына идти по стопам отца, продолжая начатое им дело, Михаил Афанасьевич должен был бы стать культовым работником. Ведь отец и дед всю свою жизнь проработали преподавателями в Киевской Духовной академии. Однако, вопреки традициям, в 1909 г. молодой Булгаков поступает в Киевский университет на медицинский факультет, после окончания которого, получив профессию детского врача, переезжает на Северный Кавказ, где работает по специальности. Уже в этом поступке проявляется независимость будущего писателя, его представления о свободной личности. Жить приходилось в очень сложной обстановке послереволюционных событий: гражданской войны, разрухи, скудного питания, невежества и темноты простого люда, их агрессивной подозрительности к «образованным».
    Работа врачом даёт богатый жизненный материал для писателя, который все своё свободное время посвящает литературе. Время работы врачом - является временем начала активной творческой деятельности писателя. С 1920 по 1921 гг. Булгаков написал пьесы «Самооборона», «Братья Турбины», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы». Пьесы были поставлены в Первом Советском театре города Владикавказа.
    В 1921 г. Михаил Афанасьевич Булгаков переезжает в Москву и работает до 1926 г. в газете «Гудок».
    С 1923 по 1927 гг. написаны пьесы «Бег», «Багровый остров», «Зойкина квартира», повесть «Собачье сердце» и роман «Белая гвардия». Настоящая известность пришла в 1927 году, когда  в журнале «Россия» был опубликован роман «Белая гвардия». Это произведение объявило о приходе в русскую литературу незаурядной личности, таланта. Максимилиан Волошин, прочитав роман, заметил, «что такой дебют можно сравнить разве что с дебютами Толстого и Достоевского.»[1]
    Вся дальнейшая жизнь и творчество Михаила Булгакова были связаны, прежде всего, с темой прозрения и обретения своего пути в жизни и литературе. Очень сложным оказался для писателя этот путь, а сам ход событий и литературные недруги пытались столкнуть его с выбранного пути. Наверно, не зря - Михаил Афанасьевич так много думал и писал «...о нелепости судьбы таланта, о самых страшных опасностях на пути таланта...»[2] В одном из писем писателя читаем следующие строки: «Я ни за что уже не берусь давно, так как не распоряжаюсь ни одним моим шагом, а Судьба берет меня за горло.»[3]
    Однако подобные строки являлись минутной слабостью, и писатель, оставаясь честным по отношению, прежде всего, к самому себе и будучи истинным преемником лучших традиций русской классической литературы, продолжал писательскую деятельность.
    В чем же причина опалы, драматизма жизненных обстоятельств М. Булгакова? По мнению современного советского критика Анатолия Королева, причины кроются в следующем: «...В начале века, по мере усиления давления на личность, заметен рост... сопротивления в литературе, а в случае с Булгаковым перед нами пример полного разрушения суверенности вымысла и судьбы... Личность обрела исключительное право ответственности за собственную суверенность. Но использовать право на поведение на виду у государственного ока было однозначным вызовом. Булгаков не только использовал своё право быть, но еще и - вызывающе - утрировал личную суверенность вплоть до мелочей.»[4] Далее автор отмечает, что, написанная Михаилом Булгаковым пьеса «Дни Турбиных», роман о «Белой гвардии», создание «романа о дьяволе», то, что писатель «зацепил» великого Станиславского в «Записках сумасшедшего» - всё это было далеко за гранью одиозного. М. А. Булгаков, будучи правдивым художником и историком, позволил себе быть свободным как личность.
    Почему же М. Булгаков не был просто физически уничтожен в тюрьме или лагере, где в то время гибли тысячи людей, в том числе - лучшие представители русской интеллигенции (О. Мандельштам, Н. Гумилёв, П. Васильев, В. Мейерхольд и другие)? С одной стороны, советскому правительству было важно поддерживать авторитет свободной и культурной страны перед западом, в том числе и его прогрессивными деятелями. С другой стороны, думаю, имела место и «человеческая» причина. М. А. Булгаков был неординарным явлением в литературе… Не случайно же Сталин и другие члены правительства неоднократно приходили на «Дни Турбиных»...
    Несмотря на сложную обстановку, М. А. Булгаков, как настоящий писатель, не бросил литературную деятельность, не изменил самому себе, продолжая работать «в стол». Одним из произведений, которое было опубликовано почти через тридцать лет после смерти писателя, был роман «Мастер и Маргарита».
     
     
    II. История создания романа «Мастер и Маргарита»  
    В 1928-1929 гг., в один из самых тяжелых периодов своей жизни, М.А. Булгаков почти одновременно приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, которая вскоре будет уничтожена вместе с начатым романом. Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, пережившей «великую социальную революцию», и что ожидает ее в будущем? Причем в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа.   Первые редакции романа были написаны в 1928-1929 гг. и, как известно, сожжены автором. В письме правительству СССР от 28 марта 1930 г. он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»[5] Сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав.
    Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты названий, как «Гастроль…», «Сын…», «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др. Однако чаще всего встречается «Черный маг».[6]
    В 1930-1931 гг. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое переутомление мешают ему. В письме Сталину от 30 мая 1931 г. Булгаков объяснял свое состояние: «С конца 1930г. я хвораю тяжелой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.
    Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких.
    Причина болезни моей мне отчетливо известна: на широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя.[7]
    Со мной поступили, как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе… Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание».
    Осенью 1932 г. М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее в статье «О пьесе «Бег» и ее авторе» она скажет об их знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».
    В 1933 – 1934 гг. без всякой надежды увидеть свой роман напечатанным Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает «разметку глав романа» затем «окончательную разметку глав романа». Работа над третьей редакцией в основном завершилась к октябрю 1934 г. Видимо, тогда же писатель осознал всю грандиозность своего творения, потому что 30 октября он начинает работу с заклинания: «Дописать раньше, чем умереть».
    К 1936 г. после восьми лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию.
    Переработка текста продолжалась и в дальнейшем: пистель вносил дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита».
    К 22- 23 мая 1938 г. Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку.
    Правка романа идет с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой даже перед самой кончиной, почти ослепший писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.
    10 марта 1940 г. скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Елена Сергеевна перепечатывала роман дважды – в 1940 и в 1963 гг.
    Судьба романа, созданного Мастером, - это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества все-таки пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова: «Рукописи не горят!»
    Впервые роман «Мастер и Маргарита» Был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале «Москва» с большими купюрами(более 150 изъятий текста). В том же году он вышел в Париже полностью и вскоре был переведен на основные европейские языки. На родине писателя полный текст романа появился лишь в 1973 г.
    III. Концепция творчества и творческого человека в романе  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  
    3.1 Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита» как способ выражение  философских идей писателя
    М.А.Булгаков назвал «Мастер и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т.п. Это происходит потому, что как отмечает Б.В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления»[8] Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис пишет, что форма книги – завещания Булгакова, как и ее содержание, делают ее совершенно уникальным шедевром, параллели с которым «Трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».[9]
    Столь же оригинальна, как и жанр композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейские и современное Булгакову, то есть 30-е гг. XX в. и I в.новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через  1900 лет в Москве.
    Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская –Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую,порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.
    Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет»[10]. Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в тоже время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают все четыре (2, 16, 25, 26).
    Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.
    Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют».
    Одну из сильных сторон таланта Булгакова составляла редкая сила изобразительности, та конкретность восприятия жизни, которую называли когда-то «тайновидением плоти», способность даже явление метафизическое воссоздать в прозрачной четкости очертаний, без всякой расплывчатости и аллегоризма – словом, так, как будто это происходит у нас на глазах и едва ли не с нами самими.
    Пора отметить то общее, что сближает многоразличные и на первый взгляд автономные пласты повествования. И в истории московских похождений Воланда, и в духовном поединке Иешуа с Понтием Пилатом, и в драматической судьбе Мастера и Маргариты неумолчно звучит один объединяющий их мотив: вера в закон справедливости, правого суда, неизбежного возмездия злу.
    Справедливость в романе неизменно празднует победу, но достигается это чаще всего колдовством, непостижимым образом. Разбор романа приводит к мысли о «законе справедливости» как о главной идее булгаковской книги.
    Коллизии, ситуации  и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.
     
     
    3.2 Образ Мастера в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
     
    Одно из главных действующих лиц Московских глав - Мастер. Из рассказа самого героя узнаём, что в прошлом он был историком, «...Жил... одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве...»[11], работал в музее. Но, выиграв однажды сто тысяч рублей, уходит с работы и посвящает всё своё свободное время созданию романа о Понтии Пилате. Мастера, как историка, не могла не заинтересовать такая противоречивая и загадочная личность, каким был Пилат Понтийский. Именно для того, чтобы не расточать зря силы, отдав всё для главного в жизни (создание романа и было этим «главным»), герой решает уйти с работы. Мастер - неординарная личность. Он знает «...пять языков, кроме родного, ...английский, французский, немецкий, латинский и греческий...»[12] Читает по-итальянски.
    Работает Мастер самозабвенно, не жалея сил, находясь полностью во власти своего детища. Необходимо отметить, что неоценимую моральную поддержку в создании романа оказала ему Маргарита, с которой он неожиданно встретился во время одной из своих прогулок. Молодая женщина была замужем, но, как сама признавалась, «...живу с тем, кого... не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным... от него ничего не видела, кроме добра...»[13] Встреча с этой необыкновенной женщиной было, по словам героя, случаем «...гораздо более восхитительным, чем получение ста тысяч рублей...»[14] Мастер «...неожиданно, понял, что... всю жизнь любил именно эту женщину!»[15] Чувства были глубоко взаимны. Именно Маргарита назвала бывшего работника музея - «Мастером». Мастер творит совершенно свободно, ощущая свободным, прежде всего, самого себя. Ценность в мире для него сейчас имеют только создаваемый им роман и любимая женщина. В этот момент жизни герой имеет сходные черты с героем «ершалаимских» глав романа - Иешуа Га-Ноцри. Бродячий философ видел смысл своей жизни в проповедовании Истины, в которую искренне верит. Мастер же, создавая свой роман о судьбе Понтия Пилата, поднимая самые злободневные проблемы, так же познаёт Истину, и публикация произведения сделало бы его в конечном итоге своеобразным проповедником этих идей.
    Лесскис Г. в своей статье писал: « Иешуа дан в романе Мастера как носитель высшей философско-религиозной истины – «доброй воли», которая, дойди она до нравственного сознания людей, могла бы гармонизировать существование всего человечества. Булгаков, конечно, знал, что нравственная идея не составляет всего содержания проповеди Христа, но его занимала более всего эта ее сторона, забвение которой он не без основания полагал трагическим заблуждением своего времени»[16]
    Но, закончив роман, герой попадает из мира, созданного в романе, в реальную жизнь. «И тогда моя жизнь кончилась...»[17], - говорит Мастер. Роман отказывались печатать. А когда все же был напечатан большой отрывок из романа, то в печати появляются критические статьи под заголовками: «Враг под крылом редактора», «Воинствующий старообрядец», в которых предлагалось «...ударить, и крепко ударить по пилатчине и по тому богомазу, который вздумал протащить... её в печать...[18]
    Подобные статьи, безусловно, были знакомы М. Булгакову в его писательской деятельности, когда после публикации «Белой гвардии» «Комсомольская правда» называла её автора «...новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной слюной...»[19] и т.д.
    Сначала газетные статьи вызывали у Мастера смех, затем было удивление, после - страх. Создателю романа о Пилате казалось, «...что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим.»[20] Из этого можно сделать вывод, что все те критики, литераторы, которые с остервенением набросились на писателя, выбивающегося из их общей массы, сами крайне зависимые люди, то есть люди несвободные. Поддавшись страху и отчаянию, Мастер сжигает свой роман. Это был первый шаг на пути отказа от познания Истины, первый шаг к потере внутренней Свободы.
    В больнице внешность и поведение Мастера резко меняются. Перед нами предстаёт уже не создатель романа о прокураторе Иудеи, целеустремлённая и одухотворённая своим «детищем», по настоящему сильная и свободная личность, а больной и безучастный к происходящему человек, который всего боится. Сам герой признаётся, что ему «В особенности ненавистен... людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик...»[21] Однако равнодушие Мастера простирается дальше взаимоотношения с людьми, он отрекается от своего романа: «Я вспомнить не могу без дрожи мой роман.»[22] Отречение от произведения, в котором воплотились все важнейшие мысли, было следующим шагом к потери Мастером своего истинного «я», своей личности и свободы.
    Отрекаясь от своего романа, Мастер тем самым отказывается познать Истину, а, следовательно, и Свободу. Так, во время первой встречи Мастера и Иванушки Бездомного поэт сначала увидел, как «...на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света...»[23] Иными словами Мастер прячется от Истины, не желая ни свободы, ни встречи с возлюбленной. Теперь автор романа о Понтии Пилате мечтает только о покое.
    Мастер заблуждался в том, что Маргарита забыла его. Прибегнув к помощи Сатаны, она похищает любимого из клиники. Но что же эта женщина слышит?! «Не плачь Марго, не терзай меня...»[24] - говорит Мастер. Слова его полны эгоизма и беспамятства. Он не хочет пробуждения прежних чувств, от которых уже отрёкся и, «...обращаясь к далёкой луне (далекой Истине, далёкой Свободе)... бормочет: «И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги...»[25] И только полные любви и горечи слова Маргариты, а вовсе не волшебное питьё, которое подаёт Коровьев, превращают пациента № 118 в Мастера. Это происходит не у Воланда, а в арбатском подвальчике, куда, благодаря Маргарите, возвращается Мастер. «Теперь ты прежний...»[26] - говорит Маргарита. И действительно, Мастер вновь обретает утраченную веру в любовь, ощущает себя творцом романа: «...Я помню его наизусть... Я теперь ничего и никогда не забуду...»[27] Это обновлённый Мастер уже не прячется от луны (Истины), а «...улыбается ей, как будто знакомой хорошо и любимой...»[28] Означает ли это, что герой вновь обрёл прежнего себя? Ответ на этот вопрос можно найти, проанализировав последние сцены романа.
    Воланд говорит Мастеру о том, что «...роман прочитали... и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен...»[29], при этом Мастеру показывают героя его романа. Это было последнее испытание для Мастера, проверка. Но, увы, «...Мастер стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора.»[30] Маргарита же не смогла остаться равнодушной, пассивной наблюдательницей, видя страдания Понтия Пилата. Она не стала дожидаться «санкции» Воланда, чтобы крикнуть: «Отпустите его...».[31] Мастер же оказался неспособен на такое чувство. И только когда Воланд предлагает ему «...роман... кончить одною фразой...»[32], герой совершает поступок, который предопределил его будущее, которого так хотел, - покой. «...Мастер как будто бы этого ждал уже, пока... смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!»[33] В финале романа находим этому подтверждение в следующих словах: «...Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил своего героя.»[34]
    Руководствуясь понятиями «свет», «тьма» и «покой», которыми апеллирует в своей работе «Духовные искания русской классики» И. Виноградов, становится понятным, почему Мастер не заслужил «Свет», то есть место абсолютно свободной личности. Левий Матвей, являясь посланником главы «ведомства добра» и «света», говорит о герое: «...Он не заслужил света, он заслужил покой...»[35] Причины кроются, на мой взгляд, в том, что Мастер в какой-то момент, после потока злобных, угрожающих статей подается страху. Нет, это не трусость, во всяком случае, не та трусость, которая толкает к предательству, заставляет совершать зло. Мастер никого не предает, не совершает никакого зла, не идет ни на какие сделки с совестью. Но он поддается отчаянию, он не выдерживает враждебности, клеветы, одиночества. «…он сломлен, ему скучно, и он хочет в подвал. Вот поэтому он и лишен света…»[36]
    Вот почему, не снимая со своего героя его личной вины, он сам (автор) страдает вместе с ним – он любит его и протягивает ему руку. Вот почему и вообще тема сострадания, милосердия, то исчезая, то вновь возникая, пройдет через весь роман.
     
     
    3.3 Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
     
    Маргарита – персонаж, созданный М.А. Булгаковым с большой теплотой и симпатией. Героиня в свои тридцать лет, отличаясь красотой и умом, могла бы вызвать зависть у многих женщин. У неё было всё, о чём можно только мечтать: любящий муж, прекрасная квартира, домработница, достаточно прочное материальное положение. Но одиннадцать лет, а именно столько времени насчитывает её семейная жизнь, Маргарита «...не знала счастья...»[37] Ей необходимо было заполнить духовную пустоту, но она не находила в чем. Героиня была одинока – вот что увидел Мастер в ее глазах. Познаёт героиня своё счастье, только познакомившись с Мастером. Уже во время первой встречи М. Булгаков, используя цветовую символику, создаёт тревожную атмосферу, предвещающую страдания: «Маргарита... несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы... И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто.»[38] Но пока ничего ещё не предвещает беды. Мастер самозабвенно работает над романом, вдохновляемый любимой женщиной: «Она сулила ему славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером»[39], говоря, что «...в этом романе её жизнь».
    После публикации большого отрывка из романа и начавшейся вслед за этим травли его автора интересна реакция героев на происходящее в контексте проблемы свободы-несвободы. Если статьи Латунского, Аримана и Лавровича вызвали у Мастера смех, затем удивление и страх, вследствие чего писатель заболевает, то у Маргариты - только гнев: «Глаза её источали огонь, руки дрожали и были холодны.»[40] Мастер сломлен, его воля подавлена, Маргарита же не только устояла, но и (это случится позднее) помогла своему возлюбленному воскресить в себе прежнего Мастера.
    Преданный нежданным «другом» (Алоизием Могарычом), не имеющий сил справиться со своим страхом, болезнью, Мастер исчезает. Маргарита, вернувшись утром в подвальчик на Арбате, где жил её возлюбленный и не найдя его там, во всём винит только себя. В этом поступке, как считает героиня, оно похожа на Левия Матвея: «Да, да, да такая же самая ошибка!.. Я вернулась на другой день..., но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»[41] Долгие месяцы живёт эта женщина, испытывая мучения от осознания своей вины, отчаянья от своего бессилия найти любимого. Всё меняется с приходом весны, когда обновляется не только природа, но и весь мир. Маргарита начинает изо всех сил верить, надеяться и верить в скорую встречу с Мастером. «Я верую! – шептала Маргарита торжественно, я верую!»[42]
    Булгаковская Маргарита – зеркальное отражение Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь Маргариты. Маргарита Булгакова готова совершить сделку с Воландом – она становится ведьмой ради любви и верности Мастеру.
    Маргарита является образцом следования нравственной заповеди любви. В критике отмечалось, что это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.
    С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится еще уютнее после появления здесь Маргариты- музы Мастера.
     
     
    3.4 Образ Ивана Бездомного в романе М.А. Булгакова
    «Мастер и Маргарита»
    Иван Бездомный - следующее звено в цепочке героев московских глав романа «Мастер и Маргарита», с помощью которого выявляется проблема сущности творчества. Сам образ героя как бы противопоставлен образу Мастера. Бездомный работает в редакции журнала, пишет стихи. После трагической гибели Берлиоза и общения с Сатаной попадает в клинику Стравинского с диагнозом: «шизофрения». Верную оценку дает А. З. Вулис, объединяя в одном предложении Берлиоза и Ивана Бездомного: «Берлиоз и Бездомный - составная часть литературной повседневности Москвы, ...бездуховность, кидающаяся, точно цепная собака, на каждое проявление духа.»[43] Но, если «Берлиоз, самоуверенный до глупости»[44], можно сказать неподдающийся «лечению» человек, то Иван Бездомный - только «учится». Общение с Мастером, с которым поэт знакомится в клинике, круто изменило его жизнь. Он уже не будет писать стихи, которые характеризует как «чудовищные»[45]
    Мысль о преображении, перевоплощении всегда волновала Булгакова. На низшей ступени – это преображение внешнее. Но способность к смене облика на другом этаже замысла перерастает в идею внутреннего преображения. Иван Бездомный проходит свой путь душевного обновления, и в результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное имя. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный осмеивал возможность существование Христа, и вот уже он, в бесплодной погоне за Воландовской шайкой, оказывается на берегу Москвы-реки и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной иконкой, приколотой на груди, и в нижнем белье является он в ресторан Массолита. В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает, что писать скверные антирелигиозные агитки – грех перед истиной и поэзией. Берлиозу за его неверие в чудеса отрезали голову, а Иван, повредившись головой, потеряв рассудок, как бы обретает его. Прозрев духовно, он отказывается от претензии на всезнание и всепонимание.
    Вся последующая жизнь Ивана Бездомного будет продолжением дела, начатого Мастером, который назовёт в последствии поэта своим учеником. «Вы о нем .. продолжение напишите», говорит, прощаясь с Иваном Мастер.[46]
    Не столь важно, будет ли герой писать: стихи, романы, что-то другое… Важно то, что Иван стремится познать Истину, избавляясь от лицемерия, бездуховности, обретая Веру и, в конечном итоге, Свободу. Автор «Мастера и Маргариты» этот процесс демонстрирует с помощью образа Истины - Луны. Иван Бездомный, спустя несколько лет после посещения Москвы Воландом, став профессором истории и философии, «каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние...» ждёт «...пока созреет луна.» Он идёт на знакомую скамейку под липами и «...уже откровенно разговаривает сам с собой, курит, щурится на луну...
     
     
    3.5 Образ Воланда  романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
     
    Фигура Воланда – одна из самых загадочных фигур в романе «Мастер и Маргарита». Внезапно появившейся в Москве Воланд и его свита за четыре дня успели натворить немало потрясающих воображение обывателя дел, но самым невероятным и скандальным было происшествие в Театре Варьете.
    Внимательное чтение этой главы помогает читателю раскрыть тайну посещения Воландом Москвы 30-х гг., догадаться о цели его визита. Появившись на сцене театра Варьете в качестве «знаменитого иностранного артиста», «мага и чародея», «мосье» Воланд отнюдь не развлекает публику, а напротив, сам пристально вглядывается в нее. «Я  открою вам тайну… я вовсе не артист, а просто мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре … я же лишь сидел и смотрел на москвичей»[47] Его прежде всего волнует вопрос, изменилось ли эти люди внутренне ? «Давненько, давненько я не видел москвичей. Надо полагать, они сильно изменились. Город значительно изменился. Это я могу засвидетельствовать. Появились трамваи, автомобили… Стоит гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»[48] После этого и происходит своего рода испытание, именно испытание, а не искушение дьяволом москвичей на алчность, милосердие и другие человеческие качества. И тут же Сатана делает вывод: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»[49]
    Эпизод в театре Варьете имеет и другой «…очень актуальный и тоже философский смыл»: «теоретики социализма полагали, что установление социалистических отношений приведет к коренным переменам в нравственной, а также умственной природе человека… Эксперимент не удался…» [50]
    Таким образом, двенадцатая глава «Черная магия и ее разоблачение» играет очень важную роль в раскрытии философского и политического подтекста романа, выражает отношение автора к государственному строю и обществу той эпохе, к которой он принадлежит.
    Всевидящему булгаковскому Воланду жизнь открыта без румян и грима. Пронзительный иронический взгляд Воланда близок автору, который рассматривает отдельного человека и все человечество с определенной дистанции – культурной, временной, - стремясь выявить нравственную сущность людей. При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные истины.
    С помощью Воланда автор обнажает перед нами изнанку внешне пристойной жизни обывателей, заставляет своих героев до конца раскрыть себя в столкновении с необычностью, неожиданностью. Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делает явным. Его стараниями все человеческие поступки отбрасывают тень. В ответ Левию Матвею, не желавшему, чтобы зло здравствовало, он говорит: « Не будешь ли так добр подумать над вопросом: чтобы делало твое добро, если бы не существовало зло, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?[51]
    Существует мнение, что Иешуа и Воланд – всего лишь «разные ведомства» единого порядка. В романе М.А Булгакова главная мысль автора в том, что Воланд и Иешуа, представляют извечный закон борьбы и единства противоположностей, без одного невозможно существование другого.
     
     
    Заключение
     
    «Мастер и Маргарита» - бесспорно, лучшее произведение Булгакова. Это  к тому же – итоговое его произведение по отношению ко всему,  что он написал, как бы резюмирующее представление о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начала в истории и в нравственном мире человека.
    В стихотворении, посвященном памяти М.А. Булгакова, Анна Ахматова назвала его жизнь «суровой, «скорбной и высокой». Изучив биографию писателя и историю создания романа, которые даются в главах I и II, становится понятным, что  на романе «Мастер и Маргарита» лежит печать его собственной судьбы. Свое время Булгаков воспринимал как время мировых катастроф, как время апокалипсическое. В «закатном» романе Булгакова нашли отражение и писательские невзгоды, и тяжелые предсмертные раздумья автора. «Рукописи не горят» - с этой верой в нетленную силу искусства уходил писатель из жизни. Эти слова служили как бы заклятием от разрушительного воздействия времени. Поразительно, но заклятие подействовало. Спустя почти четверть века роман был напечатан и «среди других, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произведением насущным, неувядшим…»[52] »
    В главе III, подглава 1, уникальный жанр, композиция и сюжет романа передают нам два периода времени: 30-е годы XX века и 30-е годы I века. Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем мире – прообразе Вечности. «Булгаков, безусловно, верил в то, что жизнь человека на земле не сводится к его плоскому, двухмерному земному бытию. Что есть еще какое-то иное, третье намерение, придающее этой земной жизни смысл и цель. Порой это третье измерение явственно присутствует в жизни людей, они о нем знают, и знание это окрашивает всю их жизнь, придавая смысл каждому их поступку. А порой торжествует уверенность, что никакого третьего измерения нет, что в мире царит Хаус и его верный слуга – случай, что жизнь бесцельна и лишена смысла. Но это – иллюзия. И дело писателя как раз в том и состоит, чтобы факт существования этого третьего измерения, скрытого от наших глаз, делать явным, постоянно напоминать людям о том, что это третье измерение и есть высшая, истинная реальность…»[53]
    В следующих подглавах главы III даны образы героев, с помощью которых писатель хотел донести до читателей свои основные нравственные принципы в творчестве  и концепцию творческого человека в романе «Мастер и Маргарита».
    В описании Москвы 30-х годов подавляющее большинство персонажей – люди несвободные, скованные путами догм, установлений и инструкций. Служащие Управления Зрелищ, загнанные начальством в хоровой кружок, против воли надрывают глотки «Священным Байкалом». Литературные критики «говорят не то, что хотят сказать».[54] Во всей Москве есть лишь одно заведение, где люди раскрепощаются, становятся самими собой. Нет, это не МАССОЛИТ и не Комиссия зрелищ и увеселений. Это клиника профессора Стравинского – сумасшедший дом, Лишь здесь избавляются от наваждений несвободы и хоровики, и конферансье, едва не лишившийся головы, и поэт Бездомный, излечивающийся, правда не без помощи Мастера, от берлиозовских догматических наставлений.
    Всем этим разновидностям несвободы противостоит полная внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа Га-Ноцри. Ценность его романа заключается, прежде всего в том, что это плод свободного творчества, вольного полета мысли, где нет ни малейшего насилия автора над собой. И ярость критиков его романа – это ярость тех, кто продал свою свободу, направленная против того, кто сохранил ее в себе. В этом выражается концепция творческого человека в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Под стать Мастеру – Маргарита. За право жить так, как она хочет, за право любить она готова на любые испытания. Маргарита «угадала» своего единственного из тысяч людей, как и он угадал ее. В своем романе писатель говорит о любви как о высшей силе, которая возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенной, обретает покой. Мысль автора в том, что если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна.
    Образ Воланда служит в романе доказательством вечности нравственных законов. И хотя Воланд всемогущ, обладая властью и на земле, и на небесах, он не может решить, когда прервать дарованный человеку и без того короткий миг, который называется жизнью, он не в силах победить добро, установить свою диктатуру, так как добро и зло находятся в романе на равных. Этим Булгаков хотел сказать, что мир поделен между Богом и дьяволом и что они заодно правят миром. В этих строках можно уловить одну из любимейших булгаковских мыслей: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом человеке»[55]
    В завершение хочу сказать, что роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» явился романом – предупреждением, который будет актуален во все времена, так как концепция его творчества и творческого человека заключается в том, что нравственные проблемы придется решать каждому, что человеку необходимо совершенствоваться, прозревать и делать личный выбор в жизни.
     
     
    Список литературы  1
    Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, 782 с.
    2
    Виноградов И. Духовные искания русской классики. – М.: Советский писатель, 1987, 380 с.
    3
    Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М. Художественная литература, 1991, 224 с.
    4
    Галинская И.Л. Загадки известных книг. – М.: Наука, 1986, 128 с.
    5
    Королев А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. -1991, № 13, 28-31 с.
    6
     Дж. Куртис «Последнее булгаковское десятилетие: Писатель как герой» М., 1987, 208 с.
    7
    Лакшин В.Я. Вступительная статья //Булгаков М.А, Собр. соч. в 5 т. - Т.1. - М.: Художественная литература, 1992 , с.114
    8
    Лесскис Г. Путеводитель по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - Радуга, с. 125
    9
    Леонова Г.Н., Страхова Л.Д. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002. – 96 с. – (Школьная программа).
    10
    Сахаров В. М.Булгаков: уроки судьбы / Наш современник.- 1991.-№ 11, с. 64- 76 11
    Соколов Б.В. «Булгаковская энциклопедия» М., 1996, 584 с.
    12
    Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988, 280 с.
    13
    Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983, 187 с. 14
    Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1971, 1040 с. 15
    60 сочинений на «отлично». – Вып. 4. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006., 64 с.
     
    [1] цит. по Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. -1991.-№ 13. с. 28.
    [2] Сахаров В. М.Булгаков: уроки судьбы//Наш современник.- 1991.-№ 11. с. 65
    [3] Сахаров В. М. Булгаков: уроки судьбы // Наш современник.- 1991.- № 11. с. 68
    [4] Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. - 1991 .-№13.- с. 28.
    [5] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988., с.15
    [6] Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983, с.17
    [7] Чудакова М.Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988., с 22
    [8] Соколов Б.В. «Булгаковская энциклопедия» М., 1996, с. 9
    [9] Дж. Куртис «Последнее булгаковское десятилетие: Писатель как герой» М., 1987, с. 4
    [10] М.Булгаков Романы - М., Современник, 1988, с.390
    [11] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988,  с. 507
    [12] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 507
    [13] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 590
    [14] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 507
    [15] Булгаков М.А. Романы. – М., 1989, с. 508
    [16] Лесскис Г. Путеводитель по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - Радуга, с. 125
    [17] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 511
    [18] Булгаков М.А. Романы. - М., 1988, с. 513
    [19] Краткая литературная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1971. - с. 336
    [20] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 515
    [21] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988, с. 402
    [22] Булгаков М.А. Романы. – М.,1988, с. 520
    [23] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 486
    [24] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988 , с. 657
    [25] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988 , с. 660
    [26] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988., с. 741
    [27] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988., с. 746
    [28] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988., с. 754
    [29] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 755
    [30] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 755
    [31] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 755
    [32] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988, с. 756
    [33] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988, с. 757.
    [34] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988, с. 758
    [35] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с.735
    [36] Виноградов И. Духовные искания русской классики. – М.: Советский писатель, 1987, с. 282
    [37] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988, с. 587
    [38] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988, с. 508
    [39] Булгаков М.А. Романы. -  М., 1988, с. 511
    [40] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 513
    [41] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 587
    [42] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 582
    [43] Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1991 - с. 82
    [44] Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». = М.: Художественная литература, 1991 - с. 85
    [45] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 501
    [46] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 745
    [47] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с
    [48] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с
    [49] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с
    [50] Лескисс Г. Путеводитель по роману «Мастер и Маргарита»,с 79
    [51] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с.716
    [52] Лакшин В.Я. Вступительная статья //Булгаков М.А, Собр. соч. в 5 т. - Т.1. - М.: Художественная литература, 1992 , с.114
    [53] Галинская И.Л. Загадки известных книг. – М.: Наука, 1986, с. 128
    [54] Булгаков М.А. Романы. – М., 1988, с. 521
     
    [55] Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983, с. 183  
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Концепция творчества и творческого человека в романе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.