Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И МАСТЕРСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И МАСТЕРСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    25.08.2010 18:03:06
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    Введение…………………………………………………………………………………………..3
    Глава 1. Понятие профессионализм и мастерство в педагогической деятельности учителя физической культуры…………………………………….5
      1.1.  Профессионализм учителя физической культуры………………………………. 5
      1.2. Профессиональное мастерство учителя физической культуры…………………. 7
      1.3. Профессионально значимые качества учителя физической культуры…………..9
      1.4. Способы повышения профессионального мастерства учителя физической 
      культуры……………………………………………………………………………14
    Глава 2.  Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры в процессе деятельности……………………………………………………….....17
      2.1.  Организация и методы исследования………………………………………….…..17
      2.2. Динамика формирования профессионально важных и личностных качеств
      учителя физической культуры в процессе деятельности……………………….....19
    ВЫВОДЫ……………………………………………………………..……………………..………27
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……28
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Изменившиеся социально-экономические условия в нашей стране заставляют по-новому посмотреть на профессию учителя физической культуры с точки зрения профессионализма и мастерства в педагогической деятельности. Очевидно нет необходимости напоминать о тех трудностях, с которыми сегодня сталкивается отечественная система образования. Их преодоление предполагает наряду с административно-политическими, материальными, организационными также и междисциплинарное научное обеспечение в целом и психолого-педагогическое  - в частности.
    Еще Я.А.Каменский утверждал, что во всякой школе дело обучения и воспитания всецело определяется учителем. Педагог, учитель, преподаватель должен оставаться главной фигурой в современной школе. От того, каким является и будет учитель в школе, таким является и таким будет наше современное и будущее общество.
    Известно, что социальный   престиж образования и педагогической деятельности в нашей стране неуклонно снижается. Финансирование сферы образования по сравнению с материальным производством отстает почти в 10 раз. Заработная плата педагога как экономическая форма общественного признания и оценки педагогического труда остается крайне низкой. В результате педагогические вузы заполняют юноши и девушки не имеющие к педагогической работе ни призвания, ни способностей. По данным В.И. Завьяловой только 9,7% из абитуриентов педагогического вуза поступили на 1 курс по желанию стать учителем. После окончания факультета физической культуры ТГПУ им. Л.Н.Толстого лишь считанные единицы выпускников становятся учителями в школе.
    Отсюда основные проблемы, связанные с повышением уровня профессиональной подготовки педагогических кадров для средней, профессиональной и высшей школы, с формированием у будущих  и действующий учителей школ педагогического мастерства, остаются до настоящего времени и на ближайшее будущее весьма острыми и актуальными.
    Теоретической основой работы послужили идеи и теоретические взгляды Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, Н.В.Кузминой, В.Д. Шадрикова, Е.П.Ильина.
     
    Цель работы – изучить становление учителя физической культуру как  мастера своего дела в процессе профессиональной деятельности
    Объект исследования – профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры..
    Предмет исследования - формирования профессионально важных качеств учителя физической культуры в процессе деятельности.
    Задачи исследования:
    - провести анализ и обобщить данные психолого-педагогической и методической литературы по проблеме  профессионализма и мастерства в педагогической деятельности учителя физической культуры;
    - выявить динамику формирования профессионально важных качеств в зависимости от стажа педагогической деятельности;
    Новизна исследования заключается в том, что впервые профессионализм и мастерство в педагогической деятельности учителя физической культуры  исследуется в изменившихся социально – экономических условиях и на контингенте, работающем  в областном центре Тульской области. Предпринята попытка локального исследования взаимосвязи  формирования профессионально важных качеств и личностных особенностей учителей в зависимости от стажа их педагогической деятельности.

     
     
    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И МАСТЕРСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     
    1.1.   Профессионализм учителя физической культуры
     
    Успешность работы учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. По мнению А.К. Марковой, профессионал — это специалист, овладев­ший высокими уровнями профессиональной деятельности, со­знательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществле­ния труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал — это специалист на своем месте), стимулирую­щий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обще­стве [14,с.134].
    Ю.Д. Железняк писал о том, что профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни конкретная профессиональная деятельность, какие цели он ста­вит и т.д., а также какие технологии, средства человек применяет для достижения поставленных целей. Важно отметить, что обуче­ние в вузе обеспечивает определенный уровень профессиональной готовности выпускника, и чем выше этот уровень, тем больше оснований к тому, что становление профессионализма будет бо­лее успешным, так как профессионалом человек становится только в процессе профессиональной деятельности[3, с.10].
    Профессионализм является интегральной характеристикой человека как личности, как субъекта и как профессионала.
    Проблему профессионализма учителя физической культуры исследовали такие ученые как Н.В. Кузьмина, Е.П. Ильин и др.
    Профессионализм учителя физической культуры базируется на следующих компонентах:
    1. Педагогическая направленность -  это устойчивое стремление  заниматься педагогической деятельностью [22,с.10]. Данный компонент базируется на базе двух мотивационных образований – “любви к детям” и интереса к физической культуры. 
    Л.Н. Толстой  рассматривал любовь к детям как доминантную черту личности учителя. Большое значение ей придавал В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что научить любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам.
    Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание педагога сделать их образованными, развитыми физически и духовно.
    Вторым основным мотивом, формирующий педагогическую направленность учителя, является его  интерес к физической культуре.
    2.Знания и умения.  Для учителя физической культуры необходимо наличие как специальных(необходимы для осуществления учителем физической культуры своей педагогической деятельности), так и общих(Общественно-политические, знания по литературе, искусству и т.д.) знаний.
    Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и организаторские), гностические(включая перцептивные), двигательные (включая прикладные).
    Конструктивные умения помогают учителю физической культуры планировать свою деятельность. 
    Организаторские умения связаны с непосредственной реализацией своих намеченных планов.  Учитель должен уметь организовывать как свою деятельность, так и деятельность учащихся.
    Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами, с родителями подопечных.
    Дидактические умения – умение учителя физической культуры ясно и доходчиво объяснить учащимся новый материал, продемонстрировать физическое упражнение.
    Гностические умения включают в себя умения пользоваться учебно-методической и научной литературой, умения проводить небольшие исследования, анализировать их результаты, для того, чтобы внести коррективы в методику физического развития учащихся.
    Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений.
    3. Педагогический долг и ответствен­ность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенций; он требовате­лен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педа­гогической морали.[17, с.36]
    4.   Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
     
    1.2.   Профессиональное мастерство учителя физической культуры
     
    По мнению В.А. Якунина, педагогическое мастерство учителя – это владение профессиональными знаниями и умениями, позволяющие специалисту успешно решать профессиональные задачи”[23, с.293].
     По мнению, А. С. Макаренко, педагогическое мастерство, - это знание осо­бенностей педагогического процесса, умение его построить и при­вести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мас­терства [18, с.96].
    Учитель-мастер отличается от опытного учителя знанием психологии детей и умением конструировать педагогический процесс.
    Не случайно В.А.Сухомлинский писал: «Не за­бывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»
    В педагогической науке сложилось несколько подходов к по­ниманию составляющих педагогического мастерства. Некоторые ученые считают, что для учителя-мастера характерно наличие интуиции и знаний, авторитетного руководства, способностей преодолевать педа­гогические трудности, дара чувствовать состояние детской души,  мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, вообра­жения. В педагогическое мастерство наряду с педагоги­ческими знаниями, интуицией также входят умения в области педаго­гической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затра­той энергии добиться больших результатов.
    Педагогическое мастерство складывается из специальных зна­ний,  умений, навыков и привычек, в которых реализу­ется совершенное владение основными приемами того или ино­го вида деятельности. Педа­гог всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве пе­дагога можно выделить четыре относительно элемента:
    -  мастерство организатора коллективной и индивидуаль­ной деятельности детей;
    -   мастерство убеждения,
    -  мастерство пере­дачи знаний и формирования опыта деятельности
    -  мастерство владения педагогической техникой. В реальной педа­гогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны и усиливают друг друга.
    Особое место в структуре мастерства учителя занимает педа­гогическая техника.. Это та совокупность умений и навыков, ко­торая необходима для эффективного применения системы мето­дов педагогического воздействия на отдельных учащихся и кол­лектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в об­ращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чув­ство темпа, навыки управления и демонстрации своего отноше­ния к поступкам учащихся и др.[17с,335]
    Владение основами педагогической техники — необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: «Я сде­лался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 — 20 оттенками, когда научился давать 20 ню­ансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно».
    Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят мно­гие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.
    Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассмат­риваемого явления; правильно диагностировать явление — опре­делять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
    Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, ко­торый опирается в своей деятельности на научную теорию. Ес­тественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория — это упорядоченная совокупность об­щих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Во-вторых, педагогическая деятельность — это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управ­ления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учи­теля часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.
     А.С.Макаренко считал что, овладение педаго­гическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализи­рованная. Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств [18, с.98].
     
    1.3.   Профессионально значимые качества учителя физической культуры
     
    Профессионально значимые качества личности  учителя – это комплекс социально востребованных качеств и способностей личности, позволяющих эффективно реализовывать современные образовательные цели.[3, с.9]
    Профессиональное мастерство учителя физической культуры зависит от наличия у него определенных качеств личности и способностей к педагогической де­ятельности. Выделяют следующие группы качеств.
    Мировоззренческие качества учителя мотивируют всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.[18, с.14]
    Мировоззрение мотивирует всю деятельность учителя физической культуры. Данные качества мотивируют педагога на служение своему народу, своей Родине. Отражением общего мировоззрения учителя является чувство ответственности за каждого ученика, за его будущее. Воспитывая патриотизм у учащихся, учитель физической культуры должен развивать у них гордость за достижения отечественных спортсменов на мировой арене.
    Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Нравственность, или мораль,— это норма, негласные правила, принятые в обществе и  выполняющие функцию регулирования поведения человека. Учитель должен обладать целым комплексом нравственных ка­честв: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере.
    Педагогический оптимизм учителя физической культуры включает такие качества как: доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленной цели, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении.
    Однако педагогический оптимизм не стоит понимать как отсутствие огорчений учителем при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой являются естественными и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя к делу.
    Также важным качеством является правдивость. Если ученик почувствует фальшь, наигрыш, преподавателя, то он логично решит, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.
    Такое нравственное качество учителя как гуманизм, характеризует его  отношение к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле.
    Гуманное отношение учителя выражается в его интересе к личности ученика, в оказании помощи в трудных ситуациях, проявлении к нему сочувствия, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности.
    Учитель должен обладать и другими нравственными качествами; принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью.
    «Справедливость, писал В.А. Сухомлинский, - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».
    Волевые качества также играют важную роль в деятельности учителя физической культуры. К ним относятся вы­держка (самообладание), настойчивость, терпеливость, требователь­ность, решительность, смелость.
    Е.П. Ильин отмечал, что спокойствие и выдержка учителя не должны подме­няться его безразличием, равнодушием к своей работе. Учитель имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, оби­жаться. Но даже возмущаясь, он не должен выходить из себя, те­рять над собой контроль, переходить на грубый и оскорби­тельный тон[7, с.143].
    Одним из волевых качеств учителя физической культуры должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Всякие отступления от предъявленных требований  учащиеся рассматривают как слабоволие учителя.
    Также большое значение для учителя физической культуры имеет такое волевое качество, как находчивость. На уроке физической культуры часто возникают ситуации, требующие мгновенного приня­тия решения. Находчивый учитель всегда сумеет найти достойный выход из нее.  
    Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения учителя, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества учителя, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся.
    К данным качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие.
    Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и памяти.
    Важную роль играет такое качество, как распределенность внимания,  так как учитель физической культуры одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности, вовремя отреагировать на внезапную ситуацию и постоянно держать под наблюдением весь класс.
    При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся, уловить - понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные учителя, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения.
    Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа, объяснения, выполнения упражнения, учитель должен отсрочить свое воздействие на учащегося. Это требует от учителя хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать нарушителю дисциплины.
    Психомоторные качества особенно важны для учителя физической культуры. Многие упражнения, которые демонстрирует учитель требуют физической подготовленности. большой С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учителя физической культуры является поддержание их на необходимом уровне.
    Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т.д. Поэтому деление профессионально важных качеств учителя физической культуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание.
    Дидактические качества, как отмечают Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов, это способности передавать учебный материал, делая его доступным [4, с.152.]. При объяснение нового учебного материала учитель должен использовать термины понятные для данной группы учащихся, вызывать у них интерес к учебному пред­мету, возбуждать их активность и самостоятельность в учебной де­ятельности. Данные способности учителя заключаются в его умении реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное де­лать легким, сложное — простым, неясное — понятным.
    Академические качества - это способности к соответствующей в конкретном учебном предмете. Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объе­ме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он всегда в последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу.
    Речевые качества -  это способности четко и ясно  выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Кроме того учителю физической культуры важно проявлять силу, убежден­ность и заинтересованность в том, что он говорит.
    Организаторские качества -  это умение руководить учениками, организовывать их деятельность, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, не мало важным является умение организовывать собственную деятельность.
    Авторитет педагога — это способность учителя добиваться признания  у учащихся, их расположения к себе, авторитета. По мнению Е.П. Ильина, авторитетом в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов[7, с.123].
    Коммуникативные  качества - это способности к общению с учениками, умение найти к ним правильный под­ход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотно­шения, целесообразные для осуществления педагогической дея­тельности.
    К ним  относят общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.
    Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного ученика, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.
    Тактичный учитель никогда не позволит себе «выворачивать наизнанку» душу ребенка, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учебе и жизни.
    Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслямии; действиями, Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.
    И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:
    - естественность и простота обращений без фамильярности;
    - доверие без попустительства;
    - серьезность тона без натянутости;
    - ирония и юмор без насмешливости;
    - требовательность без мелочной придирчивости;
    - доброжелательность без заласкивания;
    - деловой тон без раздражительности;
    - своевременность воспитательных воздействий без поспешности;
    - принципиальность и настойчивость без упрямства;
    - внимательность и чуткость без подчеркивания этого;
    - отдача распоряжений без упрашивания;
    - обучение без подчеркивания превосходства в знаниях;
    - выслушивание без выражения безразличия.
     
    1.4 Способы повышения профессионального мастерства учителя физической культуры
     
    Для того чтобы стать мастером, учителю физической культуры необходимо проработать в школе пять – шесть лет. Однако и затем происходит его профессиональное совершенствование. С возрастом у учителя физической культуры  несколько изменяется  уровень физической подготовленности, что ведет за собой и изменения в структуре деятельности педагога. Все большую роль играет умение руководить учащимися. Учитель чаще использует демонстраторов, помощников. Это свидетельствует о том, что мастерство учителя является динамической характеристикой  и процесс совершенствования учителя бесконечен.
    Ильин Е.П.,  выделяет  два  способа повышения мастерства учите­лем физической культуры. Один из них состоит в повышении квалификации на различных курсах, методических совещаниях и т. п. Другой способ — самосовершенствование, которое может осуществляться несколькими путями:
    1. Посещение и анализ уроков, проводимых опытными учи­телями.
    2. Повышение своей профессиональной и общей эрудиции (чтение специальной литературы, в том числе журнала «Физиче­ская культура в школе», конспектирование этой литературы по специальным разделам, обобщение новых сведений и формули­рование выводов для своей педагогической работы); чтение спортивной прессы, просмотр телепередач о спортивных сорев­нованиях, посещение ряда соревнований с целью быть в курсе всех важнейших спортивных событий, обладать широкой эру­дицией в области спорта (без этого трудно эмоционально про­водить уроки по физической культуре и занятия спортивных секций, формировать у учащихся интерес к физической культу­ре).
    3. Повседневный анализ своей педагогической деятельности (например, с помощью дневника, в котором могут записываться особенности отдельных учащихся и класса в целом, фиксиро­ваться эффективность тех или иных воздействий на учащихся в различных ситуациях, планы на будущее, мысли по поводу ор­ганизации урока и т. п.).
    4. Проведение несложной исследовательской работы, кото­рая дала бы ответ на интересующие учителя вопросы, связанные с его деятельностью (какова, например, эффективность исполь­зованных им упражнений для развития силы, каков уровень фи­зической подготовки класса в целом и отдельных учеников, какой из методов эффективнее в тех или иных конкретных услови­ях и т. д.) [8, с.207].
    Самосовершенствование должно осуществляться учителем не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методи­ки проведения урока физической культуры. Так, некоторые учителя, читая, например, журнал «Физическая культура в школе», об­ращают внимание только  статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное обо­рудование. Такой выбор информации не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов фи­зического воспитания учащихся, хотя и расширяет мето­дические знания учителя. Поэтому теоретическая база такого преподавателя остается на прежнем уровне либо даже ухудша­ется в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
    Современный учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Ему необходимо постоянно обновления теорети­ческих сведений из области педагогики, психологии, физиоло­гии, теории физического воспитания. Только на этой базе учи­тель может быть готовым к перестройке педагогического про­цесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективно­сти физического воспитания школьников.
    Навыки самосовершенствования нужно начинать выраба­тывать еще в процессе обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать необходи­мость получения сверх программы тех или иных знаний, разви­тия профессионально важных качеств, умений, но и формиро­вать потребность в самосовершенствовании, без которой в бу­дущем легко утратить интерес к своей профессии, превратиться в урокодателя  [5, с.207].
    Возможности учителя многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотива­ми. В связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних учителей ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других — организаторские умения, у третьих — конструктивные уме­ния или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выра­жен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
     
     
    Глава 2. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры в процессе деятельности
     
    2.1. Организация и методы исследования
     
    Исследование проходило в период  2006 – 2007 гг. и включало в себя три этапа. На первом этапе(сентябрь 2006-январь 2007)  проводился анализ научной  и учебно-методической литературы по проблемам  профессиональной деятельности учителей физической культуры. Определялся объект и предмет исследований, формулировалась гипотеза, цель и конкретные задачи работы, подбирались методы и методики исследований.
    В рамках первого этапа  осуществлялось анкетирование учителей физической культуры г. Тулы, в котором приняло участие 15 педагогов,  определенных методом случайной выборки.
    На втором этапе (февраль 2007- апрель 2007г.) проводился констатирующий эксперимент с использованием различных методик психодиагностики, позволяющих определить структуру  уровень сформированности профессионально-важных и личностных качеств.
      На третьем этапе ( май 2007 г.) осуществлялась обработка полученных результатов, формулировались выводы. В работе использовался следующий комплекс методов исследования: анализ и обобщение литературных данных; психолого-педагогическое наблюдение; эксперимент; тестирование; анкетирование; методы математической статистики.
    Анализ и обобщение литературных данных. Использование данного метода способствовало более глубокому проникновению в сущность проблемы. При этом изучались и реферировались монографии, периодические издания, авторефераты диссертационных работ, сборники научных статей, учебно-методические пособия.
    Анализ научной и учебно-методической литературы позволил определить состояние изучаемой проблемы, выявить и теоретически обосновать сущность изучаемых вопросов, рабочую гипотезу, объект, предмет, цель и задачи исследования, выбрать соответствующих методы научных исследований.
    Всего было проанализировано более 50  литературных источника, материалы 22 из них непосредственно отражены в работе.
    Психолого-педагогическое наблюдение.  Разносторонняя информация, полученная в результате психолого-педагогического наблюдения, позволила определить объект и предмет исследования.
      Наблюдение проводилось в естественных условиях во время педагогических практики на третьем и четвертом курсах в общеобразовательной школе.  Объектом наблюдений являлись учителя физической культуры, осуществляющих свою профессиональную деятельность. В процессе психолого-педагогического наблюдения особое внимание обращалось на содержание занятий, методы и методические приемы, которые использовали учителя физической культуры в своей деятельности, их эмоциональный заряд. Наблюдение было открытым, прерывистым и невключенным.
    Эксперимент - заведомое вмешательство в учебный процесс  направленное  на получение данных об интересующих нас переменных,  установление причинно-следственных связей. Главной целью его является возможность составить определенное  суждение о причинных явлениях, то есть, изменяя одну переменную, получить изменение другой переменной .
    В работе использовался констатирующий эксперимент, который проводился в естественных условиях. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревали о том, что они выступают в роли испытуемых. Эксперимент в естественных условиях педагогического процесса сочетался с наблюдением за ходом и результатами его протекания.
    Тестирование. При проведении тестирования использовались психологические тесты (методики исследования).
    Использовались следующие методики:
    - Оценка профессиональной направленности личности учителя Е.И. Рогова [7];
    - Методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана [7];
    - Анкета контроля и самоконтроля уровня профессионального мастерства учителя физической культуры [7].
    - Методика выбора деятельности преподавателя Е.П. Ильина [7].
    - Опросник МАС М. Кубышкиной [7].
    - Опросник Смейкл и Кучер[7].
      Анкетирование. Для уточнения задач эксперимента и определения оптимальной структуры и содержания экспериментальной программы проводилось анкетирование учителей физической культуры. Учителя заполняли стандартизованную анкету, в которой указывались: пол, возраст, стаж работы, разряд ЕТС, образование, место работы и тип учебного заведения.
    Методы математической статистики. Данные, полученные в процессе исследования, были подвергнуты математической обработке. В результате обработки вычислялись средние арифметические величины, средние квадратические отклонения, достоверность различий между двумя средними арифметическими (несвязанные выборки). Достаточным считался 95% уровень достоверности полученных результатов. При определении уровня достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента.
    Для распределения респондентов на исследуемые группы использовался кластерный анализ. Статистический анализ проводился по специализированной статистической компьютерной программе.
      2.2. Динамика формирования профессионально важных и личностных качеств
      учителя физической культуры в процессе деятельности
    Динамика развития профессионально важных качеств изучалась с помощью методики Е.П.Ильина «Анкета контроля и самоконтроля уровня профессионального мастерства учителя физической культуры» Сравнивались показатели выпускников факультета физической культуры и учителей со стажем работы до 10 лет и 10-35 лет (табл. 1, рис. 1).
    Исследования показали, что абсолютно по всем  изучаемым профессионально важным качествам учителя со стажем работы более 10 лет имеют достоверно значимые различия с выпускниками педагогического вуза. Причем наибольшие сдвиги на уровне достоверности различий (р?0,001) наблюдаются по таким показателям как нравственные качества, волевые качества, познавательные процессы, педагогическая направленность, профессионально важные знания, управление поведении ем и деятельностью учащихся, регуляцией нагрузок на уроке, знания и умения учащихся, а также общественно-физкультурная  активность учащихся.
     
     
    Таблица 1
    Динамика развития профессионально важных качеств учителя физической культуры в зависимости от стажа трудовой деятельности
     
    № п/п
    Профессионально-важное качество
    Показатели ПВК (Х±?)
    t
    ph
    р
    После окончания
     вуза
    n = 46
     
    Стаж
    от 1 до 9 лет
    n = 15
    Стаж
    более 10 лет
    n = 5
    1
    Внешний вид, умение держаться
    0,88±0,25
    0,78±0,23
    1,00±0,00
    3,25
    0,01
    2
    Нравственные качества
    0,82±0,28
    0,93±0,14
    1,00±0,00
    4,37
    0,001
    3
    Волевые качества
    0,73±0,26
    0,80±0,18
    0,93±0,09
    3,60
    0,001
    4
    Познавательные процессы
    0,67±0,27
    0,78±0,14
    0,93±0,09
    4,60
    0,001
    5
    Физическая подготовка
    0,64±0,25
    0,81±0,13
    0,89±0,19
    2,70
    0,05
    6
    Педагогическая направленность
    0,76±0,30
    0,82±0,18
    1,00±0,00
    5,42
    0,001
    7
    Профессионально важные знания
    0,61±0,24
    0,69±0,17
    0,83±0,09
    4,11
    0,001
    8
    Коммуникативные умения
    0,78±0,25
    0,88±0,15
    0,93±0,13
    2,18
    0,05
    9
    Культура речи
    0,71±0,27
    0,81±0,11
    0,88±0,13
    2,41
    0,05
    10
    Планирование урока
    0,65±0,27
    0,68±0,17
    0,87±0,18
    2,39
    0,05
    11
    Непосредственная подготовка к уроку
    0,66±0,30
    0,76±0,22
    0,88±0,18
    2,39
    0,05
    12
    Управление поведением у деятельностью учащихся
    0,71±0,24
    0,83±0,11
    0,97±0,05
    6,22
    0,001
    13
    Регуляция нагрузки на уроке
    0,73±0,26
    0,89±0,12
    0,97±0,07
    4,85
    0,001
    14
    Объяснение и показ упражнения
    0,72±0,27
    0,82±0,12
    0,89±0,11
    2,69
    0,05
    15
    Выявление и исправление ошибок
    0,82±0,25
    0,91±0,15
    0,96±0,09
    2,56
    0,05
    16
    Страховка и оказание помощи
    0,67±0,22
    0,76±0,02
    0,85±0,14
    2,55
    0,05
    17
    Анализ проведения урока
    0,68±0,29
    0,79±0,19
    0,903±0,22
    2,05
    0,05
    18
    Отношение учащихся к уроку
    0,65±0,23
    0,74±0,15
    0,82±0,11
    2,85
    0,01
    19
    Знания и умения учащихся
    0,45±0,24
    0,70±0,13
    0,90±0,15
    5,93
    0,001
    20
    Общественно-физкультурная активность школьника
    0,59±0,28
    0,56±0,17
    0,85±0,14
    3,47
    0,001
     
    Таким образом можно сделать вывод о том, что с увеличением педагогического стажа ярко прослеживается рост профессионального мастерства учителя физической культуры.
     
     
    1- Нравственные качества, 2- Волевые качества,  3 –Познавательные процессы,
    4 -Педагогическая направленность, 5 -Профессионально важные знания, 6 –Управление поведением и деятельностью учащихся, 7-Регуляция нагрузки на уроке, 8- Знания и умения учащихся; 9- Общественно-физкультурная активность школьника
     Рис. 1. Динамика развития  некоторых профессионально важных качеств учителя физической культуры в зависимости от стажа трудовой деятельности
     
     
    Таблица 2 Динамика развития компонентов педагогической деятельности  учителя
    физической культуры в зависимости от стажа трудовой деятельности
     
    № п/п
    Компоненты педагогической деятельности
    Показатели КПД (Х±?)
    t
    ph
    p
    После окончания вуза
    n = 46
     
    Стаж
    от 1до 9 лет
    n = 15
    Стаж
    более 10 лет
    n = 5
    1
    Проектировочно-конструктивный компонент
    0,39±0,12
    0,77±0,11
    0,97±0,04
    23,11
    0,001
    2
    Организационный компонент
    0,37±0,11
    0,82±0,05
    0,87±0,10
    10,52
    0,001
    3
    Информационная функция коммуникативного компонента
    0,36±0,15
    0,77±0,11
    0,80±0,09
    9,58
    0,001
    4
    Регулятивная функция коммуникативного компонента
    0,39±0,16
    0,77±0,10
    0,82±0,07
    10,96
    0,001
    5
    Аффективный функция коммуникативного компонента
    0,40±0,15
    0,84±0,11
    0,80±0,04
    14,05
    0,001
    6
    Коммуникативный компонент в целом
    0,40±0,15
    0,79±0,07
    0,80±0,04
    14,05
    0,001
    7
    Гностический компонент
    0,40±0,11
    0,61±0,14
    0,85±0,11
    8,69
    0,001
     
     
    Анализируя полученные результаты  компонентов педагогической деятельности  учителя физической культуры в зависимости от стажа трудовой деятельности, мы также наблюдаем динамику  роста показателей с увеличением педагогического стажа. Все показатели компонентов педагогической деятельности у учителей со стажем работы более 10 лет по сравнению с выпускниками вузов оказались на достоверно значимом уровне. Так, например, проектировочно-конструктивный компонент после окончания ВУЗа составлял всего 0,39±0,12, у учителей со стажем от 1 до 9 лет уже  0,77±0,11, со стажем более 10 лет - 0,97±0,04 (t = 23,11  р ? 0,001) . Повысился организационный компонент (t = 10,52  р ? 0,001), коммуникативный компонент (t = 14,05  р ? 0,001) и гностический компонент (t = 8,69  р ? 0,001)
    Это говорит о том, что с опытом у учителя физической культуры более ярко выражено умение применять методы и средства обучения, ориентируясь на определенные теории (концепции), организовывать урок (создавать необходимые гигиенические условия, пространственное размещение). Уроки становятся более содержательные. У него улучшаются информационная, регулятивная и аффективная функции коммуникативного компонента. Учитель ориентируется на возрастные потребности детей, а также умеет использовать современные научные знания в предмете и методики его преподавания.   Ценностные ориентации и профессиональные интересы учителей физической куль туры выявлялись с помощью методики Дж. Холланда (табл. 3). Таблица 3 Динамика ценностных ориентаций, профессиональных интересов и установок учителя физической культуры в зависимости от стажа трудовой деятельности (по Дж. Холланду)
     
    № п/п
    Тип личности
    по Дж. Холланду
    Показатели ТЛ (Х±?)
     
    ph
    p
    После окончания вуза
    n = 46
     
    Стаж
    от 1до 9 лет
    n = 15
    Стаж
    более 10 лет
    n = 5
    1
    Реалистичный тип
    6,40±2,82
    6,36±1,29
    5,00±2,12
    1,35
    -
    2
    Интеллектуальный тип
    6,20±2,97
    6,36±1,86
    5,40±1,34
    1,08
    -
    3
    Социальный тип
    6,90±3,26
    9,27±2,20
    11,20±1,92
    4,37
    0,001
    4
    Конвенциональный тип
    6,60±3,05
    5,72±2,69
    4,80±1,92
    1,86
    -
    5
    Предприимчивый тип
    6,55±2,65
    6,72±2,49
    6,20±1,30
    0,50
    -
    6
    Артистический тип
    6,55±3,80
    7,55±3,05
    8,60±0,89
    2,98
    0,01
     
    Исследования показали, что после окончания вуза все типы личности по Д.Ж.Холланду одинаково представлены у выпускников. То есть, у будущих педагогов, в достаточной степени выражены социальные умения (умения общаться, стремление к лидерству, потребностям в многочисленных контактах). Опрашиваемые  независимы от окружающих, и с успехом приспосабливаются к обстоятельствам. Эмоциональны и чувствительны. В структуре интеллекта у них достаточно выражены вербальные способности. Они способны поучать и воспитывать окружающих. Для таких людей предпочтительны такие сферы деятельности: психология, медицина и педагогика.
    Вместе с тем, мы можем констатировать, что чем выше стаж педагогической деятельности, тем больше в школе учителей с ярко выраженной социальной направленностью. Так, например,  у учителей со стажем до 10 лет этот тип личности уже становится доминирующим, а со стажем более 10 лет доминирование  этого типа становится бесспорным.  Можно предположить, что происходить как бы естественный отбор, т.е. в школе остаются учителя с социальном типом личности, что говорит о том, что для них профессия учителя предпочтительней и ближе остальных.
    Также можно отметить и то, что у учителей со стажем  более 10 лет на втором месте стоит артистический тип личности. Можно предположить, что у них, в связи с продолжительной работой в школе у них вырабатываются экспрессивные умения, которые выражаются в выразительности движений, мимики, позы, помогают более тонко передавать свои эмоции.  В отношениях с окружающими данные преподаватели опираются на свое воображение и интуицию. Для таких учителей характерен эмоционально сложный взгляд на жизнь, высокий уровень экстравертированности.
    Направленность личности во многом определяет усилия в достижении цели. Направленность личности учителя физической культуры определялась нами с помощью методик Е.И.Рогова, В. Смейкал и М, Кучер, М. Кубышкиной ( табл.4, рис. 2).
    Можно отметить, что у выпускников вуза направленность на предмет «Физическая культура» находится в диапазоне низкой степени выраженности в то время как у учителей со стажем до 10 лет этот показатель переходит в диапазон высокой степени выраженности, а учителей с большим стажем работы становится доминирующим. У учителей со стажем работы более 10 лет по сравнению с выпускниками факультета физической культуры значительно возрастает направленность на дело (t = 9,99;  р ? 0,001)  и направленность на установление взаимоотношений в коллективе  (t = 12,24;  р ? 0,001). В то же время у учителей  с большим стажем работы возрастает направленность на соперничество (t = 6,99;  р ? 0,001).  По всей видимости, условия современной жизни и обострившаяся борьба за сосуществование является факторами повышающими эту направленность личности
     
     
    Таблица 4 Динамика направленности личности учителя физической культуры в зависимости от стажа трудовой деятельности
     
    № п/п
    Направленность личности
    Показатели НЛ (Х±?)
    t
    ph
    p
    После окончания вуза
    n = 46
     
    Стаж
    от 1до 9 лет
    n = 15
    Стаж
    более 10 лет
    n = 5
    1
    Организованность
    6,00±2,03
    6,00±1,75
    5,60±1,67
    0,5
    -
    2
    Направленность на предмет
    4,87±1,88
    7,14±3,39
    8,20±2,39
    3,02
    0,01
    3
    Коммуникативность
    5,42±1,84
    5,93±1,49
    7,20±1,79
    2,11
    0,05
    4
    Мотивация одобрения
    5,87±1,67
    4,57±1,95
    7,80±1,10
    3,51
    0.01
    5
    Интеллигентность
    5,65±2,04
    6,29±1,14
    5,40±1,52
    0,34
    -
    6
    На достижение успеха
    13,32±3,06
    14,20±2,37
    14,60±1,67
    1,47
    -
    7
    На себя
    22,40±5,86
    34,67±12,07
    29,20±5,41
    2,65
    0,05
    8
    На взаимоотношения
    16,00±4,54
    27,83±8,33
    32,80±2,68
    12,24
    0,001
    9
    На дело
    21,10±6,17
    25,33±15,17
    33,20±1,79
    9,99
    0,001
    10
    На социальный престиж
    0,63±0,16
    0,68±0,10
    0,58±0,06
    1,40
    -
    11
    На соперничество
    0,47±0,26
    0,76±0,07
    0,78±0,05
    6,99
    0,001
    12
    На достижение цели
    0,56±0,20
    0,72±0,09
    0,60±0,05
    1,08
    -
     
    Как видно из рис. 2 на первом месте у тех, кто окончил ВУЗ,  преобладает направленность на себя (22,40±5,86). На втором - направленность на дело (21,10±6,17) и уже затем направленность на взаимоотношения (16,00±4,54). У учителей со стажем от 1 до 9 лет данные распределились немного иначе. На первом месте направленность на себя (34,67±12,07), на втором – на взаимоотношения (27,83±8,33) и на третьем уже направленность на дело(25,33±15,17). У учителей со стажем более 10 лет на первом мести стоит направленность на дело. Причем данный показатель намного выше остальных (33,20±1,79).
    Таким образом, можно предположить, что для более опытных учителей самым главным является их дело, их работа учителем физической культуры. 
     

    Рис. 2. Динамика направленности личности учителя физической культуры в зависимости от стажа
     
     
    ВЫВОДЫ
     
    1.  Профессионализм  учителя физической культуры является интегральной характеристикой человека, который базируется на педагогической направленности, профессиональных знаниях и умениях, педагогическом долге и ответствен­ности перед обществом, профессионально-важные качества, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.  Мастерство учителя физической культуры основано на таких компонентах как организация коллективной и индивидуаль­ной деятельности детей; мастерстве убеждения и пере­дачи знаний, а также формирования опыта деятельности,   владения педагогической техникой.
    2. Занятие педагогической деятельностью в течение длительного времени повышают абсолютно  все профессионально важные качества учителя физической культуры по срванению с качествами которые имеет выпускник факультета физической культуры  педагогического вуза. Причем наибольшие сдвиги  на уровне достоверности различий   (р ? 0,001) наблюдаются по таким показателям как нравственные качества, волевые качества, познавательные процессы, педагогическая направленность, профессионально важные знания, управление поведении ем и деятельностью учащихся, регуляцией нагрузок на уроке, знания и умения учащихся, а также общественно-физкультурная  активность учащихся. Опыт работы учителя физической культуры более ярко сказывается на повышении его проектировочно-конструктивном, организационном, коммуникативном и гностическом компонентах деятельности.
    3. Ценностные ориентации и профессиональные интересы учителей физической культуры значительно отличаются от выпускников факультета физической культуры. Если у выпускников вуза ценностные ориентации, профессиональные интересы и установки не имеют четкой выраженности, то у учителей со стажем до 10 лет уже начинает преобладать социальным тип личности, а у учителей со стажем более 10 лет доминирование  этого типа становится бесспорным.  У учителей с большим опытом работы в школе  вырабатываются экспрессивные умения, которые выражаются в  движениях, мимики, позы, помогают более тонко передавать свои эмоции.  В отношениях с окружающими данные преподаватели опираются на свое воображение и интуицию.
    Список литературы
    1. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности/ Б.Г. Ананьев// Склонности и способности. Сборник статей. - Л.: ЛГУ, 1962.-349 с.
    2.  Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. - Л.:ЛГУ,1969. – 516 с.
    3.  Богачев, А.Н. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя в процессе воспитательной деятельности вуза: Автореф. дис.  канд психол. наук/ А.Н. Богачев. – Спб, 2002. – 20 с.
    4. Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.С. Голованова. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
    5. Железняк, Ю.Д., Кашкаров, В.А., Кравцевич, И.П. и т.д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
    6.  Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп./ Е.П. Ильин. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 486 с.
    7. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание»/ А.А. Трапезникова. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.: ил.
    8. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация/ Е.П. Ильин.  - СПб, Питер, 2000. – 512 с.
    9. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Канн-Калик. – М.: Педагогика, 1990. –284 с.
    10.    Кузмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н.В. Кузьмина.- М.,1990.
    11.   Кузмина, Н.В. Способности, одаренность и талант учителя/ Н.В. Кузьмина. - Л., 1985.
    12.   Ломова, Б.Ф.  Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. – М.,1984. – 426 с.
    13.   Макаренко, А. С. О воспитании / сост . и авт. Вступит. Статьи В.С. Хелемендик. – 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
    14.   Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1996. — 326 с.
    15.   Основы педагогического мастерства /под ред. И.А.Зязюна. – М.,1989.
    16.   Профессиональная культура учителя / под ред. В.А.Сластенина. – М.,1993
    17.   Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 4-е изд./ В.А. Сластенин. – М.: Школьная Пресса, 2007.-512 с.
    18.   Смирнов, С.А., Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Пед.учеб. заведений.- 4-е изд., испр./ С.А. Смирнов.  – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –512 с.
    19.   Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – М., 1983. -513 с.
    20.   Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей/ В.Д. Шажриков // Психологический журнал. - 1982. - №5. - С.15-28.
    21.   Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека/ В.Д. Шадриков. - М.: Логос,1996. – 560 с.
    22.   Шувалов, Ю.Н., Лунчев, А.В. Психологическая характеристика личности учителя физической культуры как субъекта деятельности: пособие/ Ю.Н. Шувалов. – Тула: издательство Тульского государственного университета, 2005.-59 с.
    23.   Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/ 2-е изд./ В.А. Якунин. – Спб.:  Изд-во Михайлова В.А., 2000.- 349 с.
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И МАСТЕРСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.