Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная работа по истории государства и права

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Контрольная работа по истории государства и права
  • Предмет:
    ИГП
  • Когда добавили:
    26.08.2010 13:36:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Военно-лагерный характер Спартанского государства. 2
    Казус. 9
    Список литературы. 11
    Военно-лагерный характер Спартанского государства  
    Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до Н.Э., во время последней волны переселений дорийских племен, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находи­лись на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Возникла необходимость в аппарате угнете­ния. Так появилось спартанское государство.
    В VII в. до Н.Э. спартанцы предприняли завоевание соседней области—Мессении, также заселенной дорийцами. В результате двух мессенских войн, носивших ожесточенный характер, террито­рия Мессении была присоединена к Спарте, а основная масса населения должна была работать на спартанцев (только небольшой части мессенцев, оказавших упорное сопротивление завоевателям, было разрешено покинуть Мессению). Так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоеванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: вся общественная и политическая организация Спарты была подчинена задаче сохране­ния этого господства.
    Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных илотов. Само название «илоты» до сих пор не ясно. Есть предположение, что оно происходит от имени города Гелос, некогда захваченного дорийцами. Согласно другой гипотезе, слово «илот» происходит от греческого глагола «попадать в плен», «быть пленным».
    Сами завоеватели—дорийцы—стали называть себя по имени своего главного города—Спарты спартиатами.
    Племена, жившие в горных местностях Спартанского государ­ства, а также те из ахейцев, которые добровольно подчинились дорийцам, стали называться периэками (соседями). Это было население, хотя и неполноправное, но не закабаленное.
    Так произошли основные классы—сословия спартанского на­селения: спартиаты, периэки и илоты.
    Привилегированный класс (сословие) Спарты — спартиаты составляли общину - «об­щина равных». Это был пережиток военной демократии, характер­ный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господ­ствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.
    Спартиаты занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы воспитать силь­ных и крепких воинов, в Спарте существовала специальная система воспитания.
    Каждого новорожденного несли в высшее учреждение Спар­ты — герусию, т. е.: совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в обществен­ную школу, где проврдил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.
    Для того чтобы воспитать в спартанских мальчиках выносли­вость, их приучали к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это проис­ходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опус­кала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.
    В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Цель воспитания была вырастить сильного, закаленного воина. Они учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Мальчики приуча­лись говорить как можно короче — «лаконично» (от названия страны—Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».
    В Спарте, единственной стране Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые, пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состяза­ния по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом — девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки— победительницы в беге.
    Когда спартиаты достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми. же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их сисситиями.
    Члены фидитий составляли «общину равных» и обладали всеми политическими правами. Для того чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.
    Вся направленность как спартанского воспитания, так и даль­нейшей жизни спартиатов имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И) это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно-настро­енным населением—илотами.
    Вся деятельность спартанского государства была направлена на то, чтобы сохранить илотов в повиновении.
    Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота; Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» — тайная война). Юноши-спартиаты собира­лись по ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спарти­аты старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.
    Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартиаты, обещая им полную свободу, надели на них торжествен­ные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.
    На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстани­ями. Особенно крупным было восстание в 464—455 гг. до Н.Э.
    Это было проявление самой ожесточенной классовой борьбы в древней Греции.
    Восстания илотов—первые восстания рабов в Греции. А так как илоты жили вместе целыми поселениями, в их стихийно вспыхивавших восстаниях проявлялись элементы организации.
    Вопрос о социальном положении и классовой принадлежности илотов не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными. Но не надо забывать экономической неразвитости спартанского рабовладельческого об­щества, архаичности его хозяйства, общинного землевладения. Илоты находились в рабской зависимости. Античные авторы многократно говорят об этом. Особенно ярко это изображает псевдо-Ксенофонт.
    Жизнь илотов ничего не стоила, а во время криптий их даже предписывалось убивать.
    Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всей спартанской общине, так как в период порабощения лаконских илотов у спартиатов еще не были изжиты первобытнообщинные отношения.
    Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племена­ми Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.
    Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанское государство могло держаться только военной мощью. Этой цели, как мы видели, были подчинены вся жизнь и воспитание спартиатов.
    Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плу­тарх, упоминают Фукидид и другие античные авторы. Но спар­танские обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложи­лись постепенно в результате жизненной необходимости напра­вить все силы на укрепление военного строя спартанского госу­дарства.
    В спартанском государстве мы встречаем много пережитков первобытнообщинного строя. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присут­ствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться, и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.
    В Спарте было два царя одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой—из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоева­ния Лаконии.
    Цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жрече­ские функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии — высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для того или иного разговора эфоры, т. е. высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.
    Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.
    Наиболее сильным и фактически управляющим государством органом была герусия («геронт» — старик) — собрание старей­шин — представителей самых влиятельных родов и семей Спар­ты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родствен­ников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в герон­ты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.
    Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.
    Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до Н.Э. после двух ожесто­ченных войн плодородную соседнюю страну на западе— Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятель­ными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположен­ные в Средней Греции. Спарта играла главную роль в Пелопоннесском союзе.
    Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.
    Для своего времени войско Спарты было хорошо организова­но. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодые спартиаты, потом пожилые и старики до шестидесяти лет. Спартиаты были дисциплинированны. С детства они умели прекрасно владеть оружием, которое состояло из копья, меча и щита. Эта армия была лучшей в Греции VI—V вв. до Н.Э.
    Казус  
    Власти Манчестера отказали Роберту Гопкинсу в праве участвовать в парламентских выборах 1868 г. Гопкинс обратился в суд. Свои претензии истец обосновал тем, что является совершеннолетним, в качестве единственного квартиросъемщика занимает в городе отдельную квартиру уже 1,5 года, за которую выплачивает 8 фунтов стерлингов в год и регулярно платит налог на бедных.
    Какое решение должен вынести суд?
     
    Ответ:
    Суд в своем решении должен отказать Роберту Гопкинсу в праве учавствовать в парламентских выборах 1868 года. По акту о «Народном представительству» утверждается, что:
    1. Всякий мужчина начиная с 1868 года будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации — уча­ствовать в выборах депутата или депутатов в парламент от города, если удовлетворяет следующим требованиям:
    1) является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах;
    2) в качестве жильца занимает в соответствующем городе от­дельно и как единственный съемщик в течение двенадцати меся­цев, предшествующих последнему дню июля в каком-либо году, квартиру, являющуюся частью одного и того же жилого дома, стоимостью в год без меблировки в десять фунтов или выше;
    2. Всякий мужчина начиная с 1868 года будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации — уча­ствовать в выборах депутата или депутатов в парламент от граф­ства, если удовлетворяет следующим требованиям:
    1) является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах; владеет по закону или по праву справедливости какими-либо землями на началах фригольда, копигольда или иного дер­жания пожизненно или сроком в два или несколько поколений, или в более пространных пределах, с чистым доходом не менее пяти фунтов в год... или имеет право — в качестве... арендатора... на какие-либо земли или имения, представляющие собой фригольд или иное держание... с первоначально установленным сро­ком не менее чем в шестьдесят лет... и с чистым доходом не менее пяти фунтов в год...
    Ставится условием, что никакое лицо не будет зарегистриро­вано в качестве избирателя по этому параграфу, если оно не подходит под условия двадцать шестого параграфа акта второго года царствования его величества Вильяма IV, в главе сорок пятой.
     
     
    Список литературы  
    1)   Древняя Греция. Под ред. Д.П. Калистова, С.Л. Утченко. 1958.
    2)   История Древнего мира. Часть II. Греция и Рим. Под ред. профессора А.Г. Бокщанина. Москва «   ПРОСВЯЩЕНИЕ» 1982.
    3)   История Древнего мира. Под ред. В.Н. Дьякова, С.И. Ковалева. М., 1962
    4)   История древней Греции. – В кн.:  История Древнего мира. М., 1955 А.Г. Бокщанина.
    5)   Древняя Греция. Введение в науку. Жебелев С.А. П., 1922.
    6)   История древней Греции. Ч. I – II. Л., 1937. – в кн.: История Древнего мира. Л.,1936 – 1937.
    7)   Колобова К.М. Древняя Спарта. Л., 1957
    8)   Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960
    9)   Хрестоматия по всеобщей истории  государства и права. Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Юрист. Москва. 1996
     

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная работа по истории государства и права ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.