Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    26.08.2010 16:53:08
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение………………………………………………………………….…3
    Глава 1. Общие представления о браке и супружеских отношениях…..5
    1.1.Семья и брак  как социальный институт……………………………...5
    1.2.Супружеские отношения……………………………………………..15
    Выводы по 1 главе………………………………………………………...22
    Глава 2. Мотивация вступления в брак у мужчин и женщин…………………………………………………………………….23 2.1.Вступление в брак мужчин и женщин……………………..23 2.2.Мотивация вступления в брак……………………………………………..28
    Выводы по 2 главе……………………………………………………………..34
    Глава 3. Экспериментальное исследование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин……………………………………..…35
    3.1. Основные положения исследования………………………………...35
    3.2. Характеристика методик…………………………………………….35
    3.3. Анализ полученных результатов……………………………………37
    Выводы по 3 главе………………………………………………………...40
    Заключение………………………………………………………………..41
    Библиографический список………………………………………………43
    Приложение 1……………………………………………………………..46
    Приложение 2……………………………………………………………..47
    Приложение 3……………………………………………………………..48
    Приложение 4……………………………………………………………..49
    Приложение 5……………………………………………………………..51
     
     
    Введение
    Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.
    Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей.[1]
    Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений.  Поэтому рассмотрение мотивов вступления в брак у мужчин и женщин является актуальным.
    В психологической парадигме понимание данной проблемы нашло свое отражение в работах  таких ученых-психологов, как: Голод С. И, Андреева Т. В., Шнейдер Л. Б., Добрович А. Б., Федорова Т. А., Самоукина Н.В., Шапиро Б. Ю., Волкова А. Н., Штильбанс В. И., Гозман Л. Я., Панкова Л. П., Сысенко В. А., Абалакина М. А. и другие.
    Объектом нашего исследования является брак (супружеские отношения).
    Предметом – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.
    На основании теоретического анализа литературы нами была выдвинута следующая гипотеза:  У мужчин и женщин, удовлетворенных своим браком, основным мотивом вступления в брак является любовь.
    Цель работы: изучить мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.
    Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:
    1. провести анализ литературы, посвященной проблемам  семьи и брака;
    2. рассмотреть мотивы вступления в брак у мужчин и женщин;
    3. провести анкетирование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин;
    4. провести тестирование на уровень удовлетворенности свои браком у мужчин и женщин;
    5. подтвердить или опровергнуть гипотезу;
    6. сформулировать выводы.
    Основными методами исследования являются анкетирование и тестирование. Для проверки гипотезы и достижения цели, нами была использована следующая  методика: Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко.  А также  Анкета: «Мотивы вступления в брак», разработанная С. И. Голод.
    Выборку для нашего исследования составили 20 мужчин и 20 женщин в возрасте 20-35 лет, состоящих в браке от 2 до 15 лет.
    Структура нашей работы представляет собой три главы:  в первой главе рассматриваются понятия семьи и брака. Во второй главе – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.  В третьей главе приведено описание экспериментального  исследования.
     
    Глава 1. Общие представления о браке и супружеских отношениях
    1.1. Семья и брак  как социальный институт
    Что такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.
    Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.
    Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку[2].
    Семья-это один из наиболее древних социальных институтов. Часто её называют микрокосмосом нашего существования.  В семье человек находил и находит всё то, что ему необходимо постоянно:  внимание, эмоциональную поддержку и заботу. Именно поэтому семья является основной ячейкой общества, а значит, любые негативные тенденции в ней неизменно отражаются на жизни социума в целом. Но при этом те функции, которые возложены на семью социумом, могут реализовываться ею при условии общественной поддержки через участие различных социальных институтов. Как только общество оказывается бессильным организовывать нормальное функционирование семьи, а его действия по социальной поддержке нуждающихся семей обретают нерегулярный характер, оно само вскоре оказывается на грани распада либо в состоянии сильнейшей деградации.
    Когда мы говорим о системе общественных институтов, то представляем социальное строение как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, выполняющие важные для развития общества задачи. Своей деятельностью они постоянно культивируют (взращивают, восстанавливают, подпитывают, поддерживают, развивают) ткань общественных отношений, характер социальной организации, возможности воспроизводства.
    Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:
    1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;
    2) должны быть в наличии  операциональные средства  удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;
    3) чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;
    4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).
    В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений. Например, на переговорах следует вести себя чопорно, а на карнавале – раскованно. Особо важное место группы занимают в институциональной жизни. Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции. По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры. Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).[3]
    Семья и брак возникли на довольно позднем этапе разви­тия общества. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак. Формой общежития явля­лась родовая коммуна. Она состояла из мужской и женской групп и обеспечивала не только биологическое воспроиз­водство, но также  вскармливание и воспитание детей. Поми­мо мужской и женской групп в коммуне выделялась детская группа, которая была более тесно связана с женской. Про­странство психологической близости строилось следующим образом:
    Мужчины   Женщины
     
      Дети
    Между детством и зрелостью лежал обряд инициации: подросток проходил испытание (душевное и физическое) и переходил в мужскую или женскую группу. Иногда моло­дому мужчине присваивалось новое имя. В той или иной форме обряд инициации сохранился по сей день. В примитивном обществе переход юношей в мужскую группу психологически был, наверное, более сложен и про­ходил болезненней, чем переход девушек в группу взрослых женщин, если учитывать структуру психологической близо­сти мужской, женской и детской групп. Это проявлялось в том, что человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором он родился, к которому принадлежала его мать.
    «Это отнюдь не значит, что принадлежность человека к роду определялась по матери. Человек принадлежал к данному роду вовсе не потому, что к нему принадлежала его мать, а потому что он от рождения входил в состав данного коллек­тива и ни в какой другой входить не мог». Отношения не были еще персонифицированы: существовали отношения не «личность — личность», а «группа — группа». Судьба человека была производной от динамики меж­групповых отношений. И лишь когда род перестал совпа­дать с трудовым коллективом, стало определяться родство: по отцу или по матери. Особенности определения родства были связаны с типом культуры»[4].
    «Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».[5]
    Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения  брачного соглашения, но не проставлена дата  окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
    Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
    В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация  может проходить в строго формальной либо  в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.
    Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
    В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
    - групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
    - полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)
    - полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
    - моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).
    - Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко[6].
    Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример – обычаи травестизма и кувады. Травестизм – практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.
    Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община.  Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.
    В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.
    Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.
    Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме – малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
    Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье – это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина – купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом[7].
    Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
    В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
    Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
    История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род[8].
    Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством[9].
    Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В. Н. Дружинин в своей  работе «Психология семьи»[10].
    Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть  отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и  отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье[11].
    Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
    В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
     Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.
    Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и  Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
    В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
     
    1.2. Супружеские отношения
    В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
    Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.
    При исследовании супружеской пары (брачного союза) необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.
    Теории выбора брачного партнера. Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
    Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
    Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.
    Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул–ценность–роль» Б.Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.[12]
    Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.
    Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
    Теория «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».
    Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т.п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую.
    На третьей стадии – ролевой – партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.
    Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр – место жительства – отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.
    «Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.
    1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами – насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
    2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.
    3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
    4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
    Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью.
    Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.
    Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.[13]
    В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю.Шапиро, А.Н.Волковой, В.И.Штильбанс, Л.Я.Гозмана, Л.П.Панковой, В.А. Сысенко, М.А.Абалакиной.
    Так, М. А. Абалакина обосновала теоретическую модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. Автор выделяет три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят в устойчивую фазу, т.е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.
    Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.[14]
     
     
    Выводы по 1 главе:
    Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.
    Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
    В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
     
     
    Глава 2. Мотивация вступления в брак у мужчин и женщин 2.1. Вступление в брак мужчин и женщин Возраст вступления в брак. Мужчины склонны жениться на женщинах моложе себя, причем чем они старше, тем к большей разнице в возрасте они стремятся, подбирая себе пару.
    Так, юноши считают, что супруга должна быть одного возраста с ними; 20-летние мужчины предпочитают жениться на женщинах лишь немного моложе себя, а 60-летние предпочитают жениться на женщинах, моложе примерно на 10 лет. Женщины в любом возрасте предпочитают мужчин лишь ненамного старше себя. Например, опрос школьников 14-17 лет, проведенный Н. В. Ляхович, выявил, что 69 % девушек предпочитают супруга на 3-5 лет старше себя.[15]
    Женщины вступают в брак в более раннем возрасте, чем мужчины. Так, в СССР в 1966 г. мужчины вступали в брак в среднем в 29,3 года, а женщины — в 27,2 года; в 1974 г. соответственно в 25,1 и 23,4 года. По данным В. И. Переведенцева  в 1981 г. до 20 лет вступили в брак 5,8 % мужчин и 31,6 % женщин, а от 20 до 24 лет — соответственно 6,9 % и 51,2 %. Сейчас возраст вступления в брак мужчин и женщин еще более снизился, но соотношение между мужчинами и женщинами осталось прежним.[16]
    В. Т. Лисовский привел данные, согласно которым в 1980-х гг. в СССР ежегодно вступали в брак около 800 тысяч девушек, не достигших 20 лет. Но только 100 тысяч из них выходили замуж за своих ровесников. Таким образом, в 7 случаях из 8 юношеский роман не завершался браком: девушки выходили замуж за тех, кто был старше их школьных друзей.
    Поскольку мужчины вступают в брак в среднем на 2,5 года позже, чем женщины, за эти года образуется достаточно большой «дефицит женихов» и если для 18-19-летних девушек выйти замуж проблем нет, то для женщин 20-25 лет создается определенная нехватка женихов. Правда, они ее компенсируют тем, что выходят замуж за 25-29-летних мужчин. Зато женщине 25-29 лет создать свою семью становится еще труднее. Не случайно среди этих женщин около одной пятой оказывается не замужем, так как их потенциальных мужей уже перехватили женщины более младшего возраста.[17]
    Выбор партнера. Считается, что при выборе партнера женщины проявляют себя более разборчивыми, чем мужчины. Несмотря на имеющееся между ними сходство в наиболее желательных чертах характера (сговорчивость и открытость для нового опыта, интеллект), все же как мужчины, так и женщины смотрят на своих избранников разными глазами. Женщины воспринимают мужчину прежде всего как зрелую личность, ценят в них ум, культуру, интеллигентность, доброту, порядочность. А. Г. Харчев задал замужним женщинам вопрос: «Что вы больше всего ценили в своем муже до вступления в брак?» Ответы были такими: ум (64 %), серьезность (58 %), любовь к работе (46 %), силу и мужественность, а также веселый нрав (по 44 %), общественный почет, уважение к нему других (40 %).[18]
    Мужчину же прежде всего привлекает в женщине природное начало: ее внешность, фигура, походка и т. д. Вследствие этого нередки случаи, когда умные, образованные мужчины влюбляются в недалеких и красивых «пустышек», вроде «людоедки Эллочки», жены инженера Щукина из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
    По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране в 1980-х гг., материальную обеспеченность как мотив брака назвали всего 3,1 % женщин, тогда как общность взглядов, интересов — около 30 %, любовь — около 50 %.[19]
    Существенным моментом, затрудняющим женщинам вступление в брак, является их высокий уровень образования и зарплаты. Сказывается то обстоятельство, что некоторые мужчины начинают ощущать свою неполноценность и чувствуют себя некомфортно с женщинами более образованными, особенно с теми, кто имеет ученую степень. В то же время более низкий образовательный уровень женщины мужчину не смущает. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень образования у мужчин, вступивших в брак, значительно выше, чем у женщин. То же можно сказать и в отношении зарплаты женщин: среди вступивших в брак мужчин их зарплата чаще более высокая, чем у женщин.
    Важным фактором при выборе супруга являются их ростовые данные. Культурная норма в большинстве стран предписывает, что муж должен быть выше жены. Согласно одному из исследований, лишь одна супружеская пара из 720 нарушает эту норму. Поэтому мужчины низкого роста испытывают немалые затруднения при выборе супруги. Однако нелегко выбрать себе жену и мужчинам большого роста, но причина здесь другая — они обычно пользуются большим успехом у многих женщин и избалованы их вниманием. У мужчин любого роста большим успехом пользуются женщины среднего роста (от 165 до 170 см).[20]
    По данным Л. А. Коростылевой, при отказе мужчин и женщин от вступления в брак учитываются как общие, так и различные отрицательные характеристики личности друг друга. Общими для тех и других неприемлемыми характеристиками являются грубость, вспыльчивость, гневливость, пьянство, наркомания, азартные игры. Кроме того, женщины считают неприемлемыми у мужчин отсутствие или недостаточную сформированность семейных установок, безволие, недостаточность проявления положительных чувств. Мужчины не приемлют у женщин неопрятность во внешнем виде, в быту, неупорядоченный образ жизни, излишние сетования на недомогание. К существенным женским недостаткам мужчины относят также несдержанность, склонность к бурному проявлению эмоций и «взвинченность», несоответствие принятому в обществе эталону женственности, чрезмерную занятость внесемейной жизнью.
    Вообще женщины относятся к браку более серьезно, чем мужчины. По данным VI Всесоюзной переписи населения СССР, в стране оказалось на 2,5 миллиона больше замужних женщин, чем женатых мужчин. Следовательно, 2,5 миллиона мужчин, соединившись с женщинами, семейными себя не считали.[21]
    Типы жен. М. С. Мацковский выделяет три типа жен. Первый тип — «жена-хозяйка», для которой важнее всего семья — муж, дети, дом. Она огромную часть времени уделяет уходу за детьми, домашнему хозяйству. Главные ее помыслы — чтобы хозяйство велось экономно, чтобы в квартире было чисто и уютно, чтобы дети были вовремя и вкусно накормлены, хорошо одеты. Она живет интересами своих близких, и для нее производственные успехи мужа, школьные успехи детей куда важнее ее собственных успехов. Слово мужа в доме — закон, и во всем, кроме хозяйственных дел, его авторитет признается неукоснительно. Однако при этом она не успевает как следует следить за собой, мало читает, редко ходит в кино, ее культурные запросы, сначала по необходимости, а потом и в силу привычки, ограничиваются телевизионными передачами. В гости она ходит только с мужем, за столом молчит или обсуждает с женщинами хозяйственные вопросы.
    Второй тип — «жена-возлюбленнная». Этот тип встречается намного реже, в основном в семьях с небольшим стажем замужества. Эта женщина все делает для того, чтобы нравиться мужу и его знакомым. Она тщательно следит за собой. Для нее очень важно, чтобы муж считал ее привлекательной женщиной и интересным человеком. Она тоже живет интересами мужа, но главное внимание уделяет его духовным запросам. Для хозяйства у нее остается мало времени, сил, да и желания его вести у нее немного. В ее доме всегда много гостей, тратится много денег, которые в основном зарабатывает муж, — и окружающим кажется, что она живет с мужем легко и беззаботно. «Жена-возлюбленная», отдавая все свои силы и способности преуспеванию мужа, ждет от него в ответ рыцарского поклонения, цветов, подарков, комплиментов и постоянного внимания к ее желаниям, а нередко и капризам. Сложности и конфликты в таких семьях возникают из-за того, что мужу приходится слишком много работать, и из-за изменений в укладе семьи, связанных с рождением ребенка.
    Третий тип — «жена-товарищ». Эта женщина предана работе так же, как и ее муж. Ее интересы намного шире интересов семьи, у нее есть свои друзья, увлечения. По всем вопросам она имеет собственное мнение и нередко дает мужу полезные советы. Им интересно разговаривать друг с другом, потому что оба живут полной жизнью. Но такая жена не хочет брать на себя львиную долю домашних дел, а будет настаивать, чтобы они делились поровну. Она не всегда может так же горячо сопереживать мужу в его производственных делах, как жена-возлюбленная, так как у нее хватает собственных забот. Делая все для детей, она старается сэкономить время для других занятий.[22] Как видно, у каждого типа жены есть и преимущества, и недостатки.
     
    2.2. Мотивация вступления в брак
    Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любов­ных переживаний. Так, наиболее известен подход Отто Вейнингера, который полагал, что дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон по­лового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина «М» и совер­шенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуу­мах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу.[23]
    С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материаль­ный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важ­но единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком ока­залось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общ­ности супругов.
    По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семей­ного союза.
    Во-первых, пишет С. В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим ми­ром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появле­нию одного «Мы».
    Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружес­кой пары функции.[24]
    Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, ког­да ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, ухо­дом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разру­шению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любов­ного партнера.[25]
    Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотноше­ние любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкно­венных чувств от другого.
    Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, изла­гая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с се­мьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том чис­ле и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенно­стям характера супруга.[26]
    А. В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости — это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Ха­рактеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере ро­дительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что инте­ресно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатле­ние, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви».[27]
    Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по пси­хологической сути является действие симпатии в супружеских от­ношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фру­страции». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стрем­лением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответствен­но, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.[28]
    Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: общность интересов, уязвленное самолюбие, ловушка неполноценности, интимная удача, взаимная легкодоступность, жалость, выгода, месть («назло обидчику»), боязнь одиночества. Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак может оказаться успешным. За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую – мотивы самореализации, в третью – мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь.[29]
    В недавнем исследовании, проведенном  Андреевой Т. В., Толстовой А. В., наиболее удач­ным при вступлении в брак отмечалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены.[30]
    Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, — это нравственный идеал; 70% под­твердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.
    Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка состав­ляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразлич­ных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворитель­ных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%. Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%.
    В неудачных браках превалировали привычка — 44,85% и безраз­личие — 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприяз­ненно, с любовью — 5,22%, симпатией — 1,74%.
    На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и, следовательно, долг в обеспечении психологической установки на со­хранение семьи играет весьма существенную роль.[31] Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хо­тят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает че­ловеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счасть­ем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья, лишенная этой здоровой центро­стремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоя­щий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, не­врастенической вялости и жизненного «неудачничества».[32]
    О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, «мудрый брак». Кто, как не брак, соединил море и сушу важной до­рогой и объединил раздельное друг от друга?
    Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку мы явля­емся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы полу­чаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви».[33]
    «Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — мес­то, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, ста­новятся едиными, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Жить врозь — мучительно, тяжело, а вместе с тем — легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого... А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного един­ства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не мо­жет быть восстановлено человеческими силам».[34]
     
     
    Выводы по 2 главе:
    Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.
    В научной литературе “мотив” принято рассматривать как побудительную причину действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. В любой сложной деятельности всегда выделяется мотив, играющий ведущую роль /4, 875/. По мнению А.Н. Леонтьева, «мотив мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее».[35]
    Таким образом, можно утверждать, что для вступающих в брак, мотивы, которыми они при этом руководствуются, являются фундаментом, на котором затем можно строить семейные отношения. Формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание (взглядов) определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.
     
     
    Глава 3. Экспериментальное исследование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин
    3.1. Основные положения исследования
    Объектом нашего исследования являются брак (супружеские отношения).
    Предметом – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.
    Гипотеза: У мужчин и женщин, удовлетворенных своим браком, основным мотивом вступления в брак является любовь.
    Цель нашей работы:  изучить мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.
    Задачи:
    1.    подбор методик;
    2.   проведение исследования;
    3.   анализ результатов исследования;
    4.   подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.
    Исследовательская база: Выборку для нашего исследования составили 20 мужчин и 20 женщин в возрасте 20-35 лет, состоящих в браке от 2 до 15 лет.
     
    3.2. Характеристика методик
    1. Анкета: «Мотивы вступления в брак», разработанная С. И. Голод.
    В 1989 году С. И. Голод провел обстоятельное исследование, показавшее, для какой доли женихов и невест та или иная причина создания семьи являлась главной. Мы в своем исследовании решили использовать эту же анкету. (см. Приложение 1).
    Инструкция испытуемому. Внимательно прочитайте приведенный список мотивов, и отметьте не более трех наиболее подходящих Вам пунктов.
    Ключ. Обработка анкет включает в себя подсчет отмеченных пунктов, перевод их в проценты.
    2.   Тест-опросник удовлетворенности браком. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком обоих супругов.
    Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
    Инструкция испытуемому. Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д. (см. Приложение 4).
    Ключ:
    1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в,17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
    Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа («а» или «в») совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный («б») — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла 0-48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
    Нормы:
    0-16 баллов — абсолютно неблагополучная семья,
    17-22 балла — неблагополучная,
    23-26 баллов — скорее неблагополучная,
    27-28 баллов — переходная,
    29-32 балла — скорее благополучная,
    33-38 баллов — благополучная,
    39-48 баллов — абсолютно благополучная[36].
     
    3.3. Анализ полученных результатов
    Описание результатов исследования
    На первом этапе работы мы обработали анкеты наших испытуемых, где просили указать их, мотивы вступления в брак.
    Полученные результаты мы перевели в проценты и представили их на графиках.

    Рис. 1. Мотивы вступления в брак у женщин, в процентах
     
    Из рисунка следует, что 17% женщин основным мотивом вступления в брак назвали «Любовь», 15% опрошенных женщин – «Материальное обеспечение будущего супруга». «Другое» – указали также 17%, женщин.

    Рис. 2. Мотивы вступления в брак у мужчин, в процентах
     
    Анализ рисунка 2, позволяет нам говорить о том, что у 16% мужчин основным мотивом вступления в брак является «Материальное обеспечение будущего супруга». Чуть меньше, 15% опрошенных мужчин, указали «Общность взглядов и интересов». 14% - «Ожидание ребенка» и только 13% мужчин назвали «Любовь», как мотив вступления в брак.
     
    На втором этапе своей практической работы мы исследовали удовлетворенность браком  у мужчин и женщин. Для этого исследования мы использовали методику тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначенный для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком обоих супругов. Посчитав по предлагаемому ключу баллы по каждому супругу в отдельности, мы перевели их в проценты и представили на графиках, рис 1. и 2.

    Рис. 3. Показатели удовлетворенности браком у женщин
     
    Рассматривая рисунок 3. мы видим, что почти половина опрошенных нами женщин, состоящих в браке, практически полностью им удовлетворены (40%) и значительно удовлетворены (15%). А полная неудовлетворенность свойственна только 5% женщин.
     

    Рис. 4. Показатели удовлетворенности браком у мужчин
    По данным рисунка 4. Мы видим практически такие же результаты у исследуемых мужчин. 40% - практически полностью удовлетворены своим  браком,  20% - значительно удовлетворены, и только 5% - полностью не удовлетворены браком.
     
    Выводы по 3 главе:
    О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорят результаты нашего исследования. На выборке из 20 женщин и 20 мужчин были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 17% вышли замуж по любви, у 15% опрошенных женщин превалирующим было материальное обеспечение будущего супруга, по другим причинам вышли замуж 17% респондентов. 
    У мужчин несколько другие ответы. Вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 13% в счастливых браках, а назвавших мотивами заключения брака материальное обеспечение будущего супруга – 16%, и 15% указали такой мотив, как «Общность взглядов и интересов». 14% мужчин назвали - «Ожидание ребенка».
    Следовательно, можно сделать вывод  - наша гипотеза доказана частично. Так как большинство исследуемых женщин назвали основным мотивом вступления в брак – любовь, а у мужчин самым популярным ответом было материальное обеспечение бушующей супруги. А любовь только на 4 месте в этом списке (всего 13%).  
     
    Заключение
    Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой,  социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.
    В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений,  но и само содержание этих отношений,  в частности,  между мужем и женой.  С возникновением моногамии это изменение в большей степени  носило качественный характер.
    Среди мотивов поиска брачного партнера наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин. З.И. Файнбург сводит мотивацию брака к трем основным причинам: биологической, социально – культурной и экономической. [37]
    Мотивы вступления в брак существенно зависят от социального положения субъекта, его пола, возраста, имеющихся ценностей жизни и других факторов. У большинства молодых людей главным мотивом выбора будущего супруга является любовь. Отмечается и роль материального фактора в выборе супруга, то есть желание быть материально обеспеченным («брак по расчету»). Играет роль и желание связать свою судьбу со знаменитым, популярным, известным в обществе человеком («покупаться в лучах его славы»), стремление к семейному уюту, боязнь одиночества, желание иметь детей и проявлять взаимную заботу (все это чаще отмечается девушками). С возрастом (от 18 до 30 лет) различия между мотивами вступления в брак у мужчин и женщин уменьшаются.
    Целью нашей работы было изучение мотивов вступления в брак у мужчин и женщин. На основании литературных источников, мы выввинули гипотезу о том,  что: У мужчин и женщин, удовлетворенных своим браком, основным мотивом вступления в брак является любовь. Для доказательства нашей гипотезы мы провели анкетирование и тестирование среди мужчин и женщин, состоящих в браке от 2 до 15 лет. Данные нашего исследования говорят о том, что наша гипотеза доказана частично. Так как: любовь как мотив вступления в брак, назвали 17% женщин, а у мужчин основным мотивом является материальная обеспеченность супруги (16%), а любовь только у 13% респондентов. Также указывались такие мотивы, как общность интересов и взглядов – у мужчин, ожидание ребенка – у мужчин  и у женщин, и другое.
     
     
    Библиографический список
    1.   Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с. 
    2.   Андреева Т. В., Толстова Л. В. Темперамент супругов и совместимость в браке //Ананьевские чтения. Тез. науч. конф. «Образование и психология». СПб.: Изд-во С.-Пе­тербургского университета, 2001.
    3.   Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 304 с.
    4.   Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону: Феникс,  1998. – 608 с. .
    5.   Гитин В. Г.  Эта покорная тварь – женщина. – М.: Изд-во АСТ, 2003. – 543 с.
    6.   Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3. – 519 с.
    7.   Дружинин В. Н.  Психологические типы семьи в европейской культуре. М. Изд-во «Наука», 1995. – 166 с.
    8.   Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
    9.   Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
    10. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 292 с.
    11.  Ларю Дж. Секс в Библии. – М: Крон-Пресс, 1995. – 464 с.
    12.  Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 1981. – 584 с.
    13.  Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1986. – 224 с.
    14.  Ляхович Н. В. Семья глазами школьника // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999. — С. 202-204.
    15.  Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика,  1978. – 224 с.
    16.  Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Изд-во: МПСИ, 2000. – 464 с.
    17.  Переведенцев В. И. Молодая семья сегодня. — М.: Знание, 1987. -  56 с.
    18.  Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., 2-е изд., доп. и перераб., 1983. – 225 с.
    19.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 220 с.
    20.  Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. Психологические записки о любви, семье, детях и родителях. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 192 с.
    21.  Социология: Учебник./Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.
    22.  Сурожский А. Таинство любви. СПб., 2006. – 56 с.
    23.  Троицкий С. Христианская философия брака. М.: Путь,  1995. – 285 с.
    24.  Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - Изд. второе, перераб. и доп. - М.: Мысль, 1979. - 365 с.
    25.  Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
    26.  Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. Изд. 2-е, расширенное и дополненное.- М. - Харьков-Минск: ПИТЕР, 1999. -  656с.
    27.  Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. - 192 с.
    28.  Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М: Наука, 1995. – 939 с.
    29.  Юркевич Н. Г. Роль советского семейного права в укреплении семьи // Социальные ис­следования. Методологические проблемы исследования быта. Вып. 7. М.: Наука, 1971.
     
     
    Приложение 1
    Анкета «Мотивы вступления в брак», разработанная С. И. Голод
     
    Мотивы
    Мужчины
    Женщины
    Любовь
     
     
    Общность взглядов и интересов
     
     
    Чувство одиночества
     
     
    Чувство сострадания
     
     
    Ожидание ребенка
     
     
    Случайность
     
     
    Материальная обеспеченность будущего супруга
     
     
    Наличие у будущего супруга жилплощади
     
     
    Другие мотивы
     
     
     
    Приложение 2
    Таблица 1. таблица результатов исследования женщин по методике «Удовлетворенность браком»
    № испытуемого
    "Удовлетворенность Браком"
    1
    22
    2
    25
    3
    32
    4
    45
    5
    50
    6
    50
    7
    45
    8
    18
    9
    45
    10
    18
    11
    29
    12
    40
    13
    34
    14
    42
    15
    45
    16
    16
    17
    37
    18
    40
    19
    36
    20
    18
     
    Приложение 3
    Таблица 2. таблица результатов исследования мужчин по методике «Удовлетворенность браком»
    № испытуемого
    "Удовлетворенность Браком"
    1
    23
    2
    24
    3
    32
    4
    44
    5
    50
    6
    49
    7
    43
    8
    19
    9
    43
    10
    16
    11
    29
    12
    39
    13
    34
    14
    41
    15
    45
    16
    18
    17
    36
    18
    38
    19
    33
    20
    17
     
    Приложение 4
    Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко
    Текст опросника:
    1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.
    а) верно; б) не уверен; в) неверно.
    2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
    а) скорее беспокойство и страдание; б) затрудняюсь ответить; в) скорее радость и удовлетворение.
    3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
    а) как удавшийся; б) нечто среднее; в) как неудавшийся.
    4. Если бы Вы могли, то:
    а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги);
    б) трудно сказать; в) Вы бы не стали ничего менять.
    5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    6. Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
    а) что Вы несчастнее других; б) трудно сказать; в) что Вы счастливее других.
    7. Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной.
    а) да, считаю; б) трудно сказать; в) нет, не считаю.
    9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе.
    а) верно; б) не могу сказать; в) неверно.
    11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
    а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга); б) трудно сказать;
    в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
    12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг — рядом с Вами.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    13. К сожалению, недостатки Вашего супруга часто перевешивают его достоинства.
    а) верно; б) затрудняюсь сказать; в) неверно.
    14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
    а) скорее всего, в характере Вашего супруга (супруги); б) трудно сказать; в) скорее в Вас самих.
    15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
    а) усилились; б) трудно сказать; в) ослабли.
    16. Брак притупляет творческие возможности человека.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.
    а) согласен; б) нечто среднее; в) не согласен.
    18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение.
    а) согласен; б) трудно сказать; в) не согласен.
    23. Как правило, общество Вашего супруга доставляет Вам удовольствие.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
    24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.
    а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
     
    Приложение 5
    Таблица 3. Сводная таблица результатов анкетирования, мужчины и женщины
    Мотивы
    Мужчины
    Женщины
    Любовь
    13
    17
    Общность взглядов и интересов
    15
    12
    Чувство одиночества
    12
    10
    Чувство сострадания
    3
    7
    Ожидание ребенка
    14
    10
    Случайность
    4
    2
    Материальная обеспеченность будущего супруга
    16
    15
    Наличие у будущего супруга жилплощади
    10
    10
    Другие мотивы
    13
    17
     
    [1] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 65.
    [2] Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
    [3] Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Изд-во: МПСИ, 2000. – 464 с.
    [4] Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. Психологические записки о любви, семье, детях и родителях. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 192 с.
    [5] Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М., 1995. – с. 75.
    [6] Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3. С. 312-313.
    [7] Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3. С. 328-330.
    [8] Гитин В. Г.  Эта покорная тварь – женщина. – М.: Изд-во АСТ, 2002. С. 8.
    [9] Ларю Дж. Секс в Библии. – М: Крон-Пресс, 1995. – 464 с.
    [10] Дружинин В. Н.  Психологические типы семьи в европейской культуре. М. Изд-во «Наука», 1995. - С. 53-54.
    [11] Дружинин В. Н.  Психологические типы семьи в европейской культуре. М. Изд-во «Наука», 1995. - С. 54.
    [12] Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 26-27.
    [13] Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 27-30.
    [14] Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 30-31.  
    [15] Ляхович Н. В. Семья глазами школьника // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999. — С. 202-204.
    [16] Переведенцев В. И. Молодая семья сегодня. — М.: Знание, 1987. -  56 с.
    [17] Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1986. – 224 с.
    [18] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - Изд. второе, перераб. и доп. - М.: Мысль, 1979. - 365 с.
     
    [19] Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1986. – 224 с.
    [20] Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. – С. 166-169.
    [21] Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 292 с.
    [22] Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика, 1978. – 224 с.
    [23] Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – с. 12.
    [24] Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение,  1988. – 208 с.
    [25] Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — с. 55-59.
    [26] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. 192 с.
    [27] Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., 2-е изд., доп. и перераб., 1983. – с. 196-197.
    [28] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. Изд. 2-е, расширенное и дополненное.- М. - Харьков-Минск: ПИТЕР, 1999.  – 656 с.
    [29] Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – с.160-161.
    [30] Андреева Т. В., ТолстоваЛ. В. Темперамент супругов и совместимость в браке //Анань-евские чтения. Тез. науч. конф. «Образование и психология». СПб.: Изд-во С.-Пе­тербургского университета, 2001.
    [31] Юркевич Н. Г. Роль советского семейного права в укреплении семьи // Социальные ис­следования. Методологические проблемы исследования быта. Вып. 7. М.: Наука, 1971.
    [32] Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — с. 55-59.
    [33] Троицкий С. Христианская философия брака. М.: Путь, 1995. -  с. 56.
    [34] Сурожский А. Таинство любви. СПб., 2006. – 56 с.
     
    [35] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 1981. – с. 300.
    [36] Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. – С. 277-278.
    [37] Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. – С. 222.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.