Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Формирование капитала фирмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Формирование капитала фирмы
  • Предмет:
    Финансовый менеджмент, финансовая математика
  • Когда добавили:
    08.09.2010 17:45:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
      Оглавление
    Введение. 2
    Глава 1. Капитал фирмы и принципы его формирования. 2
    1.1.Экономическая сущность капитала. 2
    1.2.Классификация формируемого фирмой капитала. 2
    1.3. Принципы формирования капитала фирмы.. 2
    Глава 2. Стоимость и структура капитала фирмы.. 2
    2.1.Стоимость капитала и принципы ее оценки. 2
    2.2.Структура капитал фирмы. 2
    2.2.1. Собственный и заемный капитал фирмы: понятие и виды. 2
    2.2.2. Оптимальная структура капитала фирмы.. 2
    2.2.3. Количественные методы поиска оптимальной структуры капитала фирмы 2
    Заключение. 2
    Список использованной литературы.. 2
    Введение Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Желание иметь свой собственный бизнес привлекает все больше и больше начинающих предпринимателей. В связи с этим проблема формирования капитала фирмы становится очень актуальной.
    Начинающему предпринимателю проблема формиро­вания капитала как объекта постоянного управления мо­жет показаться если не надуманной, то явно гипертрофи­рованной, так как обычно она сводится для него лишь к одному вопросу — где достать деньги для создания или развития бизнеса? И действительно, в современных эко­номических условиях развития страны этот вопрос стоит довольно остро. Вместе с тем, как свидетельствует не толь­ко зарубежная, но уже и отечественная практика, успеш­ное привлечение необходимого капитала возможно не только в традиционной денежной форме, но и в форме современных видов основных средств (через механизм финансового лизинга); сырья, материалов и товаров (че­рез различные формы коммерческого кредита); разнооб­разных нематериальных активов (через механизм франчайзинга) и т. п. Поэтому проблему недостатка капитала в процессе его формирования многие предприниматели и финансовые менеджеры уже научились преодолевать.
    Однако преодоление проблемы недостатка капитала далеко не единственное условие эффективного его формирования. Не менее серьезную проблему создает и его избыток, который не может быть эффективно использо­ван в операционном и инвестиционном процессе предпри­ятия. Такой излишне сформированный капитал в денеж­ной форме теряет свою реальную стоимость во времени, от инфляции и по другим причинам, формируя на пред­приятии так называемые «издержки упущенных возмож­ностей» и снижая эффективность его деятельности.
    Кроме обоснования оптимальных объемных парамет­ров формируемого капитала, не менее сложной пробле­мой является установление необходимых структурных его пропорций, которые определяют многие условия эффек­тивного функционирования предприятия и конечные ре­зультаты его деятельности. Так, путем оптимизации соот­ношения формируемого собственного и заемного капитала обеспечивается необходимый уровень финансовой рента­бельности, устойчивое финансовое равновесие предприя­тия в процессе его развития, максимизируется его рыноч­ная стоимость. За счет оптимизации соотношения форми­руемого основного и оборотного капитала обеспечивается ускорение оборота совокупного капитала предприятия, каждый цикл кругооборота которого генерирует дополни­тельную сумму прибыли. На основе оптимизации струк­туры источников привлечения капитала обеспечивается существенное повышение уровня платежеспособности предприятия.
    Приведенные примеры показывают, что формирование капитала как объект управления представляет финансовым менеджерам обширное поле деятельности для принятия эффективных стратегических и оперативных управленчес­ких решений, направленных на успешную реализацию миссии и общей стратегии экономического развития пред­приятия. Знание и практическое использование современ­ных принципов, механизмов и методов эффективного управления формированием капитала позволяет обеспе­чить переход предприятий к новому качеству экономичес­кого развития в рыночных условиях.
    Цель данной работы — выявление основных принципов формирования капитала фирмы. Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
    1.Изучить такой важный фактор производства, как капитал. Рассмотреть его экономическую сущность, виды и основные принципы формирования Решению  этой задачи посвящена первая глава данной работы- Капитал фирмы и принципы его формирования.
    2.Более подробно рассмотреть основные принципы формирования капитала -  его стоимость и структуру. Выявить принципы оценки стоимости капитала и методы поиска оптимальной структуры капитала. Эта задача решается во второй главе - Стоимость и структура капитала фирмы,  как основные принципы его формирования.
    3.Выявить основные проблемы формирования капитала фирмы в современных российских условиях. Эта задача решена в заключении.
    Предметом изучения данной курсовой работы является капитал фирмы в целом. Объектами – основные принципы его формирования, в частности стоимость и структура.
    Глава 1. Капитал фирмы и принципы его формирования 1.1.Экономическая сущность капитала. Капитал — одна из фундаментальных экономических категорий, сущность которой научная мысль выясняет на протяжении ряда столетий. Термин "капитал" происходит от латинского «capitalis», что означает основной, главный. В первоначальных работах экономистов капитал рассматривался как основное богатство, основное имущество. По мере развития экономической мысли это первоначальное абстрактное и обобщенное понятие капитала наполнялось конкретным содержанием, соответствующим господствующей парадигме экономического анализа развития общества.
    Многообразие понятий термина «капитал» определяется разнообразием сущностных сторон этой экономической категории. Поэтому для выявления содержания этой категории следует рассмотреть основные характеристики, формирующие ее сущность.
    Рассмотрим более подробно каждую из характеристик капитала, определяющих его сущность как объекта управления.
    1. Капитал как объект экономического управления.
    В работах современных экономистов предметная сущность капитала характеризуется многими терминами — "экономическое благо", "стоимость", "экономическая ценность", "товар особого рода", "экономический ресурс", "экономический фактор", "богатство" и другими. Даже такой поверхностный обзор используемой терминологии показывает, что предметная сущность капитала непосредственно связана с экономической сферой ее проявления. Иными словами, несмотря на терминологические различия, капитал трактуется всеми исследователями как категория экономическая, т. е. проявляющая себя в сфере экономических отношений, экономической деятельности. Соответственно, выступая носителем экономических характеристик, капитал является объектом экономического управления как на макро-, так и на микроуровне любых экономических систем.
    2. Капитал как накопленная ценность.
    В теории капитала эта сущностная его  характеристика, традиционно рассматриваемая многими исследователями, признается ими как одна из основных. В этом качестве капитал в наиболее обобщенном виде характеризуется как ранее накопленный запас продуктов прошлого труда, как накопленный запас экономических благ (имущества) на определенный момент времени. С этих позиций капитал всегда выступает как дискретная величина, т. е. как экономическая ценность, накопленная в обществе (в его экономической системе) на определенную дату.
    3. Капитал как производственный ресурс (фактор производства).
    В теории капитала его характеристика как производственного ресурса занимает центральное место. Это определяется тем, что накопленные экономические блага задействованы или могут быть задействованы прежде всего в производственном процессе. Используемый в процессе производства товаров и услуг капитал наряду с другими производственными ресурсами характеризуется в экономической теории как "фактор производства", под которым понимается экономический ресурс, задействованный в производственном процессе и оказывающий определяющее воздействие на результаты производства.
    Как фактор производства капитал характеризуется определенной производительностью (носителем этой характеристики он выступает в комплексе с другими факторами производства). Производительность капитала или капиталоотдача определяется как отношение результата производственной деятельности (объема произведенного продукта) к сумме примененного (использованного) капитала.
    4. Капитал как инвестиционный ресурс.
    По своей экономической природе капитал является экономическим ресурсом, предназначенным к инвестированию. Все основные формы движения капитала во всех секторах экономики страны связаны с его инвестированием, реинвестированием или дезинвестированием.
    5. Капитал как источник дохода.
    Способность приносить доход является одной из важнейших характеристик капитала. Этот доход капитал приносит как экономический ресурс, используемый в экономическом процессе. Куда бы ни был направлен капитал как экономический ресурс  -  в сферу реальной экономики или в финансовую сферу - он всегда потенциально способен приносить доход его владельцу при условии эффективного его применения. Как источник дохода капитал является одним из важнейших средств формирования будущего благосостояния его владельцев.
    Доход на капитал выступает обычно в форме процентного дохода, получаемого его владельцами. Экономической основой процентного дохода является эффект использования капитала как инвестиционного ресурса или фактора производства. Размер дохода на капитал, получаемого его владельцами, составляет основу формирования затрат на его привлечение и использование в экономическом процессе, который характеризуется термином «стоимость капитала».
    Как источник дохода капитал представляет собой постоянно возрастающую экономическую ценность. Вместе с тем, потенциальная способность капитала приносить доход не реализуется автоматически, а обеспечивается лишь в условиях эффективного его использования. Формирование таких условий предопределяет одну из важных задач управления капиталом.
    6. Капитал как объект временного предпочтения.
    Процесс функционирования капитала непосредственно связан с фактором времени. При этом экономическая ценность сегодняшних и будущих благ, связанных с функционированием капитала, для его владельцев неравнозначна. Экономическая теория утверждает, что сегодняшние блага всегда оцениваются индивидуумом выше благ будущих. Эта особенность экономического поведения индивидуумов в экономической теории отражается термином "временное предпочтение". Для того, чтобы преодолеть указанный стереотип временного предпочтения и побудить собственника капитала отказаться от его использования на цели текущего потребления, необходимо обеспечить за такой отказ достаточно весомое для него вознаграждение.
    7. Капитал как объект купли-продажи (объект рыночного обращения).
    Как объект купли- продажи капитал формирует особый вид рынки — рынок капитала, который характеризуется спросом, предложением и ценой, а также определенными субъектами рыночных отношений.
    Спрос на капитал порождает стремление к его приобретению прежде всего как инвестиционного ресурса и фактора производства. Соответственно субъектами спроса на капитал выступают предприниматели, вовлекающие его в экономический процесс.
    Предложение капитала порождает стремление к ею реализации в экономическом процессе как накопленной ценности. Нереализованность накопленного капитала в экономическом процессе порождает так называемые "издержки упущенных возможностей", характеризующие размер упущенной выгоды при альтернативных возможностях его применения.
    Цена на капитал в системе рыночных отношений формируется под воздействием спроса и предложения. Эта цена отражает экономические интересы продавцов и покупателей капитала в различных его формах. Количественным выражением этой цены выступает обычно уровень среднегодовой ставки доходности капитала.
    8. Капитал как объект собственности и распоряжения.
    Как экономический объект предпринимательской деятельности капитал является носителем прав собственности и распоряжения.
    Капитал как объект собственности может выступать носителем всех форм этой собственности — индивидуальной частной, коллективной частной, муниципальной, общегосударственной и т. п. Носителем титула собственности капитал выступает прежде всего как накопленная ценность. При разделении в экономическом процессе прав собственности и использования капитала в разрезе различных субъектов, роль капитала как объекта собственности носит пассивный характер.
    Капитал как объект распоряжения может выступать во всех разрешенных законодательством формах и видах этого распоряжения. Носителем прав распоряжения капитал выступает в основном как инвестиционный ресурс и фактор производства. В экономическом процессе роль капитала как объекта распоряжения носит активный характер по отношению к капиталу как объекту собственности.
    Таким образом, использование капитала в экономическом процессе не обязательно связано с наличием титула собственности. Это использование может осуществляться лицами непосредственно не являющимися субъектами прав собственности на него.
    Как объект собственности и распоряжения капитал формирует также определенные пропорции его использования отдельными субъектами хозяйствования, отражаемые соотношением собственного и заемного капитала. Это соотношение характеризуется в экономической теории термином «структура капитала». Оно влияет на многие аспекты эффективности хозяйственной деятельности предприятия и в значительной степени определяет уровень его рыночной стоимости.
    9. Капитал как носитель фактора риска.
    Риск является важнейшей характеристикой капитала, связанной со всеми формами конкретного его использования в экономическом процессе. Носителем фактора риска капитал выступает как источник дохода в процессе его использования в предпринимательской деятельности. Применяя капитал как инвестиционный ресурс или фактор производства в целях получения дохода, предприниматель всегда должен осознанно идти на экономический риск, связанный с возможным снижением или недополучением суммы ожидаемою дохода, а также возможной потерей (частичной или полной) вложенного капитала. Следовательно, понятия риск и доходность капитала в процессе его использования в предпринимательской деятельности тесно взаимосвязаны
    Уровень риска использования каптала находится в прямой зависимости от уровня ожидаемой его доходности.
    10.   Капитал как носитель фактора ликвидности.
    Используемый в предпринимательской деятельности капитал в процессе своего постоянного движения характеризуется определенной ликвидностью, под которой понимается его способность быть реализованным по своей реальной рыночной стоимости. Эта характеристика капитала обеспечивает постоянную возможность его реинвестирования («перелива капитала») при наступлении неблагоприятных экономических и других условий его использования в определенной сфере предпринимательской деятельности или в задействованном регионе.
     
    Проведенный обзор наиболее существенных характеристик капитала показывает насколько многоаспектной с теоретических и прикладных позиций является эта экономическая категория. При этом все рассмотренные характеристики, отражающие особенности функционирования капитала с различных сторон, тесно взаимосвязаны и требуют комплексного отражения при определении его экономической сущности. С учетом рассмотренных основных характеристик экономическая сущность капитала в наиболее обобщенном виде может быть сформулирована следующим образом:
    «Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности».[1]
    1.2.Классификация формируемого фирмой капитала.  
    Капитал привлекаемый предприятием для осуществления хозяйственной деятельности, характеризуется не только своей многоаспектной экономической сущностью, но и многообразием обличий, в которых он выступает. Под общим понятием "капитал фирмы" понимаются самые различные его виды, характеризуемые в современной экономической теории и хозяйственной практике несколькими десятками терминов. В связи с этим в целях обеспечения эффективного целенаправленного управления формированием капитала предприятия необходимо в первую очередь систематизировать терминологию, связанную с этим процессом. В данной работе систематизация капитала предприятия ограничена лишь теми классификационными признаками, которые непосредственно связаны лишь с процессом его формирования (привлечения) для осуществления хозяйственной деятельности.
    В процессе формирования привлекаемый предприятием капитал требует прежде всего систематизации по двум важнейшим направлениям:
    1. По источникам привлечения.
    2. По формам привлечения.
    Такое разделение направлений систематизации формируемого капитала предприятия позволяет при управлении этим процессом, с одной стороны, создать основу оптимизации состава его источников (оптимизируя соответственно стоимость и структуру капитала, а также максимизирую рыночную стоимость предприятия), а с другой обеспечить оптимизацию форм его привлечения с учетом специфики хозяйственной деятельности предприятия и условий ее осуществления.
    В разрезе каждого из перечисленных направлений систематизации формируемого предприятием капитала выделяются отдельные классификационные признаки, позволяющие построить систему классификации различных его видов.
    По источникам привлечения капитала предприятия могут быть выделены следующие основные классификационные признаки:
    1. Титул собственности формируемого предприятием капитала.
    2. Группа источников привлечения капитала по отношению к предприятию.
    3. Национальная принадлежность владельцев капитала, предоставляющего его в хозяйственное использование.
    4. Форма собственности капитала, предоставляемого предприятию.
    По формам привлечения капитала предприятия состав основных классификационных признаков может включать:
    1. Организационно-правовые формы привлечения капитала предприятием.
    2. Натурально-вещественные формы привлечения капитала.
    3.  Временной период привлечения капитала.
    4. Форма авансирования привлекаемого капитала в активы предприятия.
    Рассмотрим более подробно отдельные виды капитала, привлекаемого предприятием, в соответствии с приведенной его классификацией по основным признакам.
    По титулу собственности формируемый предприятием капитал подразделяется на два основных вида - собственный и заемный. В системе источников привлечения капитала такое его разделение носит определяющий характер.
    ·   Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственною капитала, представляет собой чистые активы предприятия.
    ·   Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства подлежащие погашению в предусмотренные сроки.
    По группам источников привлечения капитала по отношению к предприятию выделяют следующие его виды - капитал, привлекаемый из внутренних источников, и капитал, привлекаемый из внешних источников.
    · Капитал, привлекаемый из внутренних источников, характеризует собственные и заемные финансовые средства, формируемые непосредственно на предприятии для обеспечения его развития. Основу собственных финансовых средств, формируемых из внутренних источников, составляет капитализируемая часть чистой прибыли предприятия («нераспределенная прибыль»). Основу заемных финансовых средств, формируемых внутри предприятия, составляет внутренняя кредиторская задолженность («внутренние счета начислений»).
    · Капитал, привлекаемый из внешних источников, характеризует ту его часть, которая формируется вне пределов предприятия. Она охватывает привлекаемый со стороны как собственный, так заемный капитал. Состав источников этой группы формирования капитала довольно многочисленный и будет подробно рассмотрен в соответствующих разделах.
    По национальной принадлежности владельцев капитала, предоставляющего его в хозяйственное использование, различают национальный (отечественный) и иностранный капитал, инвестированный в предприятие.
    · Национальный капитал, привлекаемый предприятием, позволяет ему в большей степени координировать свою хозяйственную деятельность с экономической политикой  государства. Кроме того, этот вид капитала, как правило, более доступен для предприятий малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, на современном этапе экономического развития страны объем свободного национального капитала очень ограничен, что не позволяет обеспечить субъектам хозяйствования необходимые темпы экономического роста.
    · Иностранный капитал привлекается, как правило, средними и крупными предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность. Хотя объем предложения капитала на мировом его рынке довольно значительный, условия его привлечения отечественными субъектами хозяйствования очень ограничены в силу высокого уровня экономического и политического риска для зарубежных инвесторов.
    По формам собственности капитала, предоставляемого предприятию, выделяют частный и государственный его виды. Эта классификация капитала используется прежде всего в процессе формирования уставного фонда предприятия. Она служит основой соответствующей классификации предприятий по формам собственности.
    По организационно-правовым формам привлечения капитала предприятием выделяют акционерный, паевой и индивидуальный его виды. Такое разделение капитала соответствует обобщенной классификации предприятий по организационно-правовым формам деятельности.
    ·   Акционерный капитал формируется предприятиями, созданными в форме акционерных обществ (компаний) открытого или закрытого типа. Такие корпоративные предприятия имеют широкие возможности формирования капитала из внешних источников путем эмиссии акций. При достаточно высокой инвестиционной привлекательности таких предприятий их акционерный капитал может быть сформирован с участием зарубежных инвесторов.
    ·   Паевой капитал формируется партнерскими предприятиями. созданными в форме обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т. п. Такие предприятия, а соответственно и вид паевого капитала, получил наибольшее распространение в современных условиях.
    ·   Индивидуальный капитал характеризует форму его привлечения при создании индивидуальных предприятий - семейных и т. п. В современных условиях индивидуальные предприятия не получили еще широкого развития в нашей стране, в то время как в зарубежной практике они являются наиболее массовыми (составляя 70-75% общего числа всех предприятий). Создание новых индивидуальных предприятий сдерживается недостаточностью стартового каптала у предпринимателей и спадом конъюнктуры на большинстве сегментов рынка товаров и услуг.
    По натурально-вещественным формам привлечения капитала современная экономическая теория выделяет следующие его виды: капитал в денежной форме; капитал в финансовой форме; капитал в материальной форме; капитал нематериальной форме. Инвестирование капитала в этих формах разрешено законодательством при создании новых предприятий, увеличении объема их уставных фондов.
    ·   Капитал в денежной форме является наиболее распространенным его видом, привлекаемым предприятием. Универсальность этого вида капитала проявляется в том, что он легко может быть трансформирован в любую форму капитала, необходимого предприятию для осуществления хозяйственной деятельности.
    ·   Капитал в финансовой форме привлекается предприятием в виде разнообразных финансовых инструментов, вносимых в его уставный фонд. Такими финансовыми инструментами могут выступать акции, облигации, депозитные счета и сертификаты банков и другие их виды. В отечественной хозяйственной практике привлечение капитала в финансовой форме используется предприятиями крайне редко.
    ·   Капитал в материальной форме привлекается предприятием в виде разнообразных капитальных товаров (машин, оборудования, зданий, помещений), сырья, материалов, полуфабрикатов, а в отдельных случаях - и в виде потребительских товаров (в основном предприятиями торговли).
    ·   Капитал в нематериальной форме привлекается предприятием в виде разнообразных нематериальных активов, которые не имеют вещной формы, но принимают непосредственное участие в его хозяйственной деятельности и формировании прибыли. К этому виду капитала относятся права пользования отдельными природными ресурсами, патентные права на использование изобретений, «ноу-хау», права на промышленные образцы и модели, товарные знаки, компьютерные программы и другие нематериальные виды имущественных ценностей.
    По временному периоду привлечения выделяют капитал долгосрочный (перманентный) и краткосрочный.
    ·   Долгосрочный капитал, привлекаемый предприятием, состоит из собственного капитала, а также из заемного капитала со сроком использования более одного года. Совокупность собственного и долгосрочного заемного капитала,  сформированного предприятием, характеризуется термином «перманентный капитал».
    ·   Краткосрочный капитал привлекается предприятием на период до одного года. Он формируется для удовлетворения временных хозяйственных потребностей предприятия, связанных с цикличностью хозяйственной деятельности, временным спадом конъюнктуры рынка и т. п.
    По формам авансирования привлекаемого капитал в активы предприятия он подразделяется на основной и оборотный.
    ·   Основной капитал характеризует ту часть привлекаемого предприятием капитала, которая связана с формированием всех видов его внеоборотных активов (а не только основных средств, как это часто трактуется в литературе).
    ·   Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая привлекается для авансированных оборотных активов предприятия.
    Рассмотренная классификация капитала предприятия позволяет более целенаправленно управлять эффективностью его формирования и использования.
    1.3. Принципы формирования капитала фирмы  
    Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. Основной целью формирования капитала предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий эффективного его использования.
    С учетом этой цели процесс формирования капитала предприятия строится на основе следующих принципов.
    1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия. Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальной стадии функционирования предприятия, но и в ближайшей перспективе. Обеспечение этой перспективности формирования капитала предприятия достигается путем включения всех расчетов, связанных с его формированием, в бизнес-план проекта создания нового предприятия.
    2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия. Общая потребность в капитале предприятия основывается на его потребности в оборотных и внеоборотных активах. Эта общая потребность в капитале, необходимом для создания нового предприятия, включает две группы предстоящих расходов: 1) предстартовые расходы: 2) стартовый капитал.
    При определении общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия используются обычно два основных метода:
    Прямой метод расчета общей потребности в капитале основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность. Этот метод расчета исходит из алгоритма: общая сумма активов равна общей сумме инвестируемого капитала. Поэтому расчет общей потребности в активах позволяет получить представление об общей потребности в капитале для создания нового предприятия. Так как расчет потребности в активах создаваемого предприятия осуществляется в трех вариантах (минимально необходимая сумма активов; необходимая сумма активов, обеспечивающая достаточные размеры страховых запасов по отдельным их видам; максимально необходимая сумма активов), он позволяет дифференцировать и общую потребность в капитале нового предприятия в границах от минимальной до максимальной.
    Косвенный метод расчета общей потребности в капитале основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции». Этот показатель дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого каптала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде. Использование косвенного метода расчета общей потребности в капитале для создания нового предприятия осуществляется лишь на предварительных этапах до разработки бизнес-плана. Этот метод дает лишь приблизительную оценку потребности в капитале, так как показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции существенно колеблется в разрезе предприятий под влиянием отдельных факторов. Основными из таких факторов являются: а) размер предприятия; б) стадия жизненного цикла предприятия: в) прогрессивность используемой технологии; г) прогрессивность используемого оборудования; д) степень физического износа оборудования; е) уровень использования производственной мощности предприятия и ряд других. Поэтому более точную оценку потребности в капитале для создания нового предприятия при использовании этого метода расчета можно получить в том случае, если для вычисления будет применен показатель капиталоемкости продукции на действующих предприятиях-аналогах (с учетом вышеперечисленных факторов).Расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия на основе показателя капиталоемкости продукции осуществляется по следующей формуле:
    Пк=Кп*ОР+ПРк,
    где  Пк - общая потребность в капитале для создания нового предприятия; Кп - показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналоговый); ОР - планируемый годовой объем производства продукции; ПРк - предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.[2]
    3. Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиций эффективного его функционирования. Условия формирования высоких конечных результатов деятельности предприятия в значительной степени зависят от структуры используемого капитала.
    «Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности».[3]
    Структура капитала будет рассмотрена более подробно во второй главе данной работы.
    4. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников. Такая минимизация осуществляемся в процессе управления стоимостью капитала.
    5. Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе его хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа обеспечивается путем максимизации показателя рентабельности собственного капитала при приемлемом для предприятия уровне финансового риска.
    Среди механизмов управления формированием капитала наиболее сложными являются вопросы минимизации стоимости капитала и оптимизации его структуры, которые требуют более подробного рассмотрения. Им будет посвящена вторая глава данной работы
    Глава 2. Стоимость и структура капитала фирмы 2.1.Стоимость капитала и принципы ее оценки «Стоимость капитала представляет собой цену, которую пред­приятие платит за его привлечение из различных источников».[4]
    Концепция такой оценки исходит из того, что капитал, как один из важных факторов производства, имеет как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень операционных и ин­вестиционных затрат предприятия. Эта концепция является одной из базовых в системе управления финансовой деятельностью предпри­ятия. При этом она не сводится только к определению цены привлече­ния капитала, а определяет целый ряд направлений хозяйственной деятельности предприятия в целом.
    Важность оценки стоимости капитала при управлении его фор­мированием определяет необходимость корректного расчета этого показателя на всех этапах развития предприятия. Процесс оценки сто­имости капитала базируется на следующих основных принципах:
    1. Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала. Так как используемый капитал предприятия состоит из неоднородных элементов (прежде всего — собственного и заемного их видов, а внутри них — по источникам формирования), в процессе оценки его необходимо разложить на отдельные составляющие эле­менты, каждый из которых должен быть объектом осуществления оценочных расчетов.
    Стоимость функционирующего собственного капитала пред­приятия в отчетном периоде определяется по следующей формуле:
    СКФО=ЧПС*100/СК
    где  СКФО  - стоимость функционирующего собственного капитала предприятия  в отчетном периоде, %;
    ЧПС - сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в  процессе ее распределения за отчет­ный период;
    СК — средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.
    Стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии привилегированных акций рассчитывается по формуле:
    ССКПР=ДПР*100/КПР*(1-ЭЗ)
    где ССКПР - стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, %;
    ДПР - сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соот­ветствии с контрактными обязательствами эмитента;
    КПР - сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций;
    ЭЗ -  затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии.
    Стоимость дополнительного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), рассчитывается по следующей формуле:
    ССКПА=КА*ДПА*ПВТ*100/КПА*(1-ЭЗ)
    где ССКПА - стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), %;
    КА - количество дополнительно эмитируемых акций;
    ДПА - сумма дивидендов, выплаченных на одну простую акцию в отчетном периоде (или выплат на единицу паев), %;
    ПВТ - планируемый темп выплат дивидендов (процентов по паям), выраженный десятичной дробью;
    КПА - сумма собственного капитала, привлеченного за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев);
    ЭЗ - затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии акций (допол­нительных паев).
    Стоимость заемного капитала в форме банковского креди­та оценивается по следующей формуле:
    СБК=ПКБ*(1-СНП)/(1-ЗПБ)
    где СБК- стоимость заемного капитала, привлекаемого в фор­ме банковского кредита, %;
    ПКБ - ставка процента за банковский кредит, %;
    СНП - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
    ЗПБ - уровень расходов по привлечению банковского кре­дита к его сумме, выраженный десятичной дробью.
    Стоимость финансового лизинга оценивается по следующей формуле;
    СФЛ=(ЛС-НА)*(1-СНП)/(1-ЗПФЛ)
    где  СФЛ - стоимость заемного капитала, привлекаемого на усло­виях финансового лизинга, %;
    ЛС -годовая лизинговая ставка, %;
    НА - годовая норма амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, %;
    СНП - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дро­бью;
    ЗПФЛ - уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, выра­женный десятичной дробью.
    Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмис­сии облигаций, определяется по такой формуле:
    СОЗК=СК*(1-СНП)/(1-ЭЗО)
    где  СОЗК - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;
    СК - ставка купонного процента по облигации, %;
    СНП - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
    ЭЗО - уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью.
    Стоимость товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, рассчитывается по следующей формуле;
    СТКК=(ЦС*360)*(1-СНП)/ПО
    где СТКК - стоимость товарного (коммерческого) кредита, предо­ставляемого на условиях краткосрочной отсрочки пла­тежа, %;
    ЦС - размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию («платежа против документов»), %;
    СНП - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
    ПО - период предоставления отсрочки платежа за продук­цию, в днях.
    Стоимость внутренней кредиторской задолженности пред­приятия  учитывается по нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование его хозяйственной деятельности за счет этого вида заемного капитала.
    2. Принцип обобщающей оценки стоимости капитала. Поэле­ментная оценка стоимости капитала служит предпосылкой для обоб­щающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показате­лем является средневзвешенная стоимость капитала. Исходной базой его формирования являются следующие данные, полученные в процессе поэлементной оценки капитала;
    Показатели
     
    Элементы капитала, выделенные в процессе оценки
    1
    2
    ...
    n-1
    n
    1.   Стоимость отдельных элементов капитала, %
    С1
    С2
    ...
    Cn-1
    Cn
    2.   Удельный вес отдельных элементов капитала в общей его сумме, выраженный десятичной дробью
    Y1
    Y2

    Yn-1
    Yn
     
    С учетом приведенных исходных показателей определяется сред­невзвешенная стоимость капитала (ССК), принципиальная формула  расчета которой имеет вид: ССК=
    Рассчитанная средневзвешенная стоимость капитала является главным критериальным показателем оценки, о  которой шла ранее речь.
    3. Принцип сопоставимости оценки стоимости собственного и заемного капитала. В процессе оценки стоимости капитала следу­ет иметь в виду, что суммы используемого собственного и заемного капитала, отражаемые в пассиве баланса предприятия, имеют несопо­ставимое количественное значение. Если предоставленный в исполь­зование предприятию заемный капитал в денежной или товарной форме оценен по сумме в ценах приближенных к рыночным, то собст­венный капитал, отражаемый балансом, по отношению к текущей рыночной стоимости, как правило, существенно занижен. В связи с зани­женной оценкой суммы используемого собственного капитала его стои­мость в процессе расчетов искусственно завышается. Кроме того, по этой же причине оказывается заниженным его реальный удельный вес в общей сумме используемого предприятием капитала, что при­водит к некорректности показателя средневзвешенной его стоимости.
    Для обеспечения сопоставимости и корректности расчетов сред­невзвешенной стоимости капитала, сумма собственной его части должна быть выражена в текущей рыночной оценке.
    4. Принцип динамической оценки стоимости капитала, факто­ры, влияющие на показатель средневзвешенной стоимости капита­ла, весьма динамичны, поэтому с изменением стоимости отдельных элементов капитала должны вноситься коррективы и в средневзве­шенное его значение. Кроме того, принцип динамичности оценки пред­полагает, что она может осуществляться как по уже сформированно­му, так и по планируемому к формированию (привлечению) капиталу.
    В процессе оценки стоимости сформированного капитала ис­пользуются фактические (отчетные) показатели, связанные с оцен­кой отдельных его элементов. Оценка стоимости планируемого к при­влечению капитала (а соответственно и средневзвешенной стоимости капитала в плановом периоде) в определенной мере носит вероят­ностный характер, связанный с прогнозом изменения конъюнктуры финансового рынка, динамики уровня собственной кредитоспособ­ности, меры риска и других факторов.
    5. Принцип взаимосвязи оценки текущей и предстоящей сред­невзвешенной стоимости капитала предприятия. Такая взаимо­связь обеспечивается использованием показателя предельной стои­мости капитала. Он характеризует уровень стоимости каждой новой его единицы, дополнительно привлекаемой предприятием.
    Привлечение дополнительного капитала предприятия как за счет собственных, так и за счет заемных источников имеет на каждом этапе развития предприятия свои экономические пределы и, как правило, связано с возрастанием средневзвешенной его стоимости. Так, при­влечение собственного капитала за счет прибыли ограничено общи­ми ее размерами; увеличение объема эмиссии акций и облигаций сверх точки насыщения рынка возможно лишь при более высоком размере выплачиваемых дивидендов или купонного дохода; привлечение до­полнительного банковского кредита в связи с ростом финансового риска для кредиторов (из-за снижения уровня финансовой устойчи­вости предприятия) может осуществляться лишь на условиях возра­стания ставки процента за кредит и т.п.
    Такая динамика показателя предельной стоимости капитала должна быть обязательно учтена в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. Сравнивая предельную стоимость капи­тала с ожидаемой нормой прибыли по отдельным хозяйственным операциям, для которых требуется дополнительное привлечение капи­тала, можно в каждом конкретном случае определить меру эффектив­ности и целесообразности осуществления таких операций. В первую очередь это относится к принимаемым инвестиционным решениям.
    6. Принцип определения границы эффективного использования дополнительно привлекаемого капитала. Оценка стоимости капита­ла должна быть завершена выработкой критериального показателя эффективности его дополнительного привлечения. Таким критериаль­ным показателем является предельная эффективность капитала. Этот показатель характеризует соотношение прироста уровня при­быльности дополнительно привлекаемого капитала и прироста сред­невзвешенной стоимости капитала. Расчет предельной эффективно­сти капитала осуществляется по следующей формуле:
    ПЭК=?РК/?ССК
    где  ПЭК - предельная эффективность капитала;
    ?РК - прирост уровня рентабельности капитала;
    ?ССК - прирост средневзвешенной стоимости капитала,
    Изложенные принципы оценки позволяют сформировать сис­тему основных показателей, определяющих стоимость капитала и гра­ницы эффективного его использования.
    Среди рассмотренных показателей основная роль принадлежит показателю средневзвешенной стоимости капитала. Он складывается на предприятии под влиянием многих факторов, основными из кото­рых являются:
    - средняя ставка процента, сложившаяся на финансовом рынке;
    - доступность различных источников финансирования (креди­та банков; коммерческого кредита: собственной эмиссии акций и облигаций и т.п.);
    - отраслевые особенности операционной деятельности, опреде­ляющие длительность операционного цикла и уровень ликвидности используемых активов;
    - соотношение объемов операционной и инвестиционной дея­тельности;
    - жизненный цикл предприятия;
    - уровень риска осуществляемой операционной, инвестицион­ной и финансовой деятельности.
    Учет этих факторов производится в процессе целенаправлен­ного управления стоимостью собственного и заемного капитала пред­приятия.
    2.2.Структура капитал фирмы. 2.2.1. Собственный и заемный капитал фирмы: понятие и виды. Под структурой капитала понимается «соотношение между собственным  и заемным капиталом».[5]
    Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности, и формируется за счет стоимости имущества, вложенного (инвестированного) собственником в предприятие. Он рассчитывается как разница между совокупными активами предприятия и его обязательствами (пассивами) и представляет собой сумму, превышающую обоснованную рыночную стоимость собственности над непогашенной задолженностью.
    В составе собственного капитала учитывают: уставный (складочный), резервный, добавочный капиталы, нераспределенную прибыль.
    Уставный капитал образуется на момент создания предприятия, находится в распоряжении последнего  на всем протяжении его существования. В зависимости от ОПФ предприятия его уставный капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций, вложений в уставный капитал паев, долей, вкладов и т.п. Уставный капитал определяет минимальный размер  имущества предприятия, гарантирует интересы его кредиторов. Размер этого капитала фиксируется в уставе фирмы.
    Резервный капитал представляет собой страховой капитал предприятия, предназначенный для покрытия непредвиденных убытков, а также для выплаты инвесторам доходов, когда на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного фонда выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения  интересов третьих лиц. Резервный капитал формируется за счет следующих источников: эмиссионного дохода (разница между продажной и номинальной стоимости акций), разницы по формированию уставного капитала в иностранной валюте, отчислений от прибыли в установленном размере.
    Следующая составляющая собственного капитала - добавочный капитал, который в свою очередь состоит из средств фондов накопления, средств прочих фондов специального назначения, целевого финансирования и поступлений.
    Средства фондов накопления включают части фондов накопления и потребления, образованных за счет прибыли, остающейся в распоряжении, и других средств предназначенных на создание этих фондов (уменьшение налогооблагаемой прибыли, направленной на финансирование капвложений, льготы по налогам и таможенным пошлинам и т.д.)
    Средства прочих фондов специального назначения формируются за счет остатков специальных фондов, кроме фонда накопления и потребления (фонд переоценки основных фондов, фонд пополнения собственных оборотных средств и т.д)
    Целевые финансирования и поступления включают остатки средств, полученных из бюджета, внебюджетных и других специальных фондов, от других организаций и физических лиц.
    Следующей составляющей собственного капитала фирмы является нераспределенная прибыль. Она характеризует часть прибыли фирмы, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е для реинвестирования в развитие производства.
    Таким образом, величина собственного капитала – это один из важнейших показателей финансовой стабильности фирмы. Именно уровень собственного капитала является критерием оценки инвестиционной привлекательности фирмы. В связи с этим проблема управления собственным капиталом становится основополагающей в деятельности любого хозяйствующего субъекта.
    Заемный капитал представляет собой объем денежных средств и материальных ценностей, которые приобретает хозяйствующий субъект на определенное время. В современной экономике к наиболее распространенным формам заемного капитала относят: кредиты, лизинг, факторинг, франчайзинг.
    Наиболее распространенными среди заемных средств , которыми постоянно пользуются фирмы, являются банковские кредиты. Их целевое назначение определяет заемщик, но кредитор (банк) устанавливает конкретные сроки погашения, процентную ставку, материальную обеспеченность и т.д.
    Целесообразность привлечения кредитных ресурсов во многом обуславливает его цена, которая выражается годовой процентной ставкой. Ее уровень влияет на размер затрат фирмы и соответственно на его конечные результаты.
    При выборе банковского кредита в качестве формы заимствования необходимо учитывать:
    ·   обоснование потребности в банковском кредите;
    ·   аферту банковских услуг;
    ·   реальную оценку задолженности и возможность ее погашения;
    ·   постоянный контроль за эффективным использование заемных средств.
    Наряду с банковским кредитом в современных условиях распространяется и коммерческий кредит. Его суть характеризуется те, что заключается кредитная сделка между продавцом и покупателем на отпуск ценностей, услуг в кредит. В такой ситуации определяется срок погашения задолженности, а плата за кредит включается в цену товара. При предоставлении коммерческого кредита у продавца увеличивается возможность реализации продукции, повышения ее рентабельности, а покупатель приобретает необходимые ему ценности, оплачивая их через определенное время (20, 30, 40 дней). В большинстве случаев  коммерческий кредит реализуется с помощью выдачи векселя, который гарантирует погашение задолженности. Цена векселя включает стоимость товара, проданного в кредит, и процентов от соответствующей суммы, которые рассчитываются на срок от выдачи векселя до его оплаты. Цена векселя определяется следующим образом:
    ЦВ= СТ+ (П*Д/360)*(СТ/100)
    где ЦВ – цена векселя, СТ  - стоимость товаров, проданных в кредит, П – процентная годовая ставка, Д- срок действия векселя в днях.
    Вексель может быть передан другому лицу или продан банку за наличные деньги. На практике в большинстве случаев цена коммерческого кредита выше чем банковского. Поэтому в каждой отдельной ситуации следует устанавливать целесообразность использования коммерческого кредита.
    «Лизинг –особый метод кредитования фирмы посредством предоставления ему за определенную плату в аренду основных фондов»[6]
    Стоимость лизинга оборудования может быть выше затрат на его приобретение в кредит, поэтому в каждом отдельном случае надо производить сравнение того или другого варианта инвестиций.
    Для принятия правильного решения о форме привлечения заемных средств в виде лизинга необходимо рассчитать размер оплаты за лизинговые услуги, определить фактическую годовую процентную ставку и сравнить ее со ставками банковского кредита или других заемных средств.
    Следующей формой привлечения денежных средств на короткий период времени является факторинг. Факторинг во многих случаях рассматривается как форма посредничества в осуществлении расчетов.
    В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банком и поставщиком, поставщик (клиент) уступает банку (фактору) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного покупателя, а банк обязуется оплатить суммы денежного обязательства покупателя с дисконтом. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и  суммой, выплачиваемой фактором поставщику. При этом дисконт может исчисляться в виде процентов, начисленных на сумму  денежного обязательства. Главной целью использования факторинга для фирмы- поставщика является обеспечение непрерывности денежных потоков.
    Для определения эффективности использования факторинга необходимо вычислить величину его годовой процентной ставки и сравнить с процентной ставкой банковского краткосрочного кредита. Это можно сделать с помощью следующей формулы:
    ФП= В*360/ОС,
    где  ФП = годовая процентная ставка за факторинговые услуги, В – величина процента за пользование факторингом  в течении определенного времени, ОС – продолжительность оплаты счетов за отгруженную продукцию.
    Практика использования факторинга для ускорения расчетов, оборота денежных ресурсов положительно оценивает данный метод привлечения заемных средств на короткий промежуток времени.
    «Франчайзинг - это форма предоставления платных услуг  крупными фирмами другим фирмам в виде новых технологий, фирменных знаков, прогрессивных методов организации производства, сбыта продукции»[7]. Тем самым во временное пользование новых и действующих хозяйствующих субъектов передается определенный капитал, который способствует увеличению реализации товаров, снижению затрат и т.п. Плата за франчайзинговые услуги, как правило,  взимается в установленных договором  процентах  к объему реализации  или прибыли франчайзингополучателя. К наиболее известным в мире франчайзингодателям относятся такие компании, как Мак-Дональдс, Пицца Хат.
    Этот вид сотрудничества  дает  возможность даже при незначительных  собственных ресурсах, недостаточном опыте хозяйствования расширить свою деятельность.
    2.2.2. Оптимальная структура капитала фирмы  
    Как уже говорилось ранее, структура капитала компании отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. Являясь результатом принятых решений о финансировании, такое соотношение может иметь случайный характер или быть результатом целенаправленного выбора. Но даже сознательно установленная пропорция заемного и собственного капиталов порой далека от оптимальной. Оптимальная структура - это соотношение заемного и собственного капиталов, при котором достигается минимум совокупных затрат на капитал, которым компания финансирует долгосрочное развитие, или средневзвешенных затрат на капитал (WACC, weighted average cost of capital). Структура капитала - это важный стратегический параметр компании. С одной стороны, чрезмерно низкая доля заемного капитала фактически означает недоиспользование потенциально более дешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структура означает, что у компании складываются более высокие затраты на капитал, и создает для нее завышенные требования к доходности будущих инвестиций. С другой стороны, структура капитала, перегруженная заемными средствами, также предъявляет слишком высокие требования к доходности капитала, поскольку повышается вероятность неплатежа и растут риски для инвестора.
    Стратегическая важность решений по структуре капитала связана с тем, что высокие затраты на капитал, возникающие как при недоиспользовании, так и при чрезмерном вливании кредитных ресурсов, создают препятствия для развития компании. Во-первых, ей предстоит двигаться по ее кривой жизненного цикла с более высокими требованиями к доходности вложенного капитала, быть гораздо более жесткой и избирательной в отборе инвестиций, поскольку не всякие привлекательные бизнес -идеи будут удовлетворять слишком высоким требованиям к доходности капитала. Во-вторых, поскольку у компании возникнут дополнительные ограничения на инвестиционные возможности, она не сможет быть достаточно гибкой и маневренной в конкуренции. Высокие затраты на капитал будут превращаться в тормоз для быстрого и, главное, эффективного реагирования на изменяющиеся тенденции развития рынков сбыта. В-третьих, если пропорция заемного и собственного капиталов не является оптимальной, усугубляется конфликт интересов профессионального менеджмента и собственников, или агентский конфликт. Он может проявляться в трансформации мотивации менеджмента, формировании эгоистичного стиля принятия инвестиционных решений, ведущего к реализации неэффективных проектов, а также особо рисковых проектов. Наконец, слишком высокая доля заемного капитала не может оставаться незамеченной приверженными ей контрагентами по бизнесу - клиентами и поставщиками, входящими в категорию так называемых заинтересованных лиц компании (stakeholders). Рациональное поведение таких контрагентов будет вести их к поиску других вариантов, а это, в свою очередь, послужит толчком к ухудшению взаимоотношений, условий договоров, сворачиванию объемов, падению выручки, сокращению потоков денежных средств.
    Средневзвешенные затраты на капитал - один из ключевых факторов стоимости бизнеса, выполняющий роль барьерной планки доходности капитала. Соответственно, достижение минимального уровня такой барьерной ставки расширяет возможности компании по осуществлению эффективных инвестиций, делает ее инвестиционную политику более гибкой, снижает оттоки денежных средств и ведет к увеличению выгод для собственников.
    Развитие российского финансового рынка открывает для компаний новые возможности по привлечению капитала. Тщательное выстраивание политики финансирования способно послужить для них одним из факторов создания стоимости. Отсутствие собственного исторического опыта в этой сфере заставляет обращаться к западному экономическому знанию. Методологическая трудность порой заключается в огрехах чисто «механического» переноса рекомендаций, выведенных в теории, на реалии российской экономики. В России как в стране с развивающейся экономикой возникают новые «подотрасли» и рынки, появляются компании, характеризующиеся высокими темпами роста и большими денежными потоками. Такие фирмы зачастую в состоянии самостоятельно осуществлять необходимые для своего развития капиталовложения, не прибегая к внешним источникам финансирования. Однако, вопреки распространенному мнению, правильный выбор источников финансирования для них не менее важен, чем для компаний, работающих в более стабильных отраслях.
    Один из примеров компаний такого рода - российские операторы сотовой связи. Высокие темпы развития приводят к быстрому росту стоимости их собственного капитала. Недостаточное ответное увеличение долга и финансирование исключительно за счет собственных источников неизбежно приводят к изменению структуры капитала, выраженной через отношение заемного (D) к собственному (Е) (см. рис. 1). При этом, если для компании существует некое «оптимальное» соотношение долга и собственного капитала (D/E), фактическая структура финансирования отклоняется от такого целевого уровня, что негативно сказывается на стоимости бизнеса. Более того, операторы сотовой связи имеют стабильно высокие денежные потоки, поэтому уменьшение долговой нагрузки может снизить стимулы топ-менеджмента искать наиболее эффективные возможности для инвестирования: происходит ослабление так называемой дисциплинирующей функции долга, бремя обслуживания которого способно подталкивать к поиску наиболее удачных деловых решений. Уклонение от дисциплинирующей роли заемного капитала для компаний, находящихся на стадии роста в движении по кривой их жизненного цикла, - это наглядное проявление конфликта интересов профессионального менеджмента и владельцев компании.

    Из-за быстрого роста подобные фирмы должны активно выстраивать свою структуру капитала в соответствии с целевыми установками, которые опираются на понимание оптимальной структуры капитала. Это позволит им в полной мере реализовать заложенный потенциал увеличения рыночной стоимости бизнеса. Однако для того, чтобы принимать эффективные решения в политике финансирования, необходимо четкое представление о том, каков оптимальный уровень заемного капитала относительно собственного.
    2.2.3. Количественные методы поиска оптимальной структуры капитала фирмы Формирование структуры капитала - далеко не однозначная проблема корпоративной политики. Сложности, возникающие при поиске решения, можно разделить на несколько категорий. Во-первых, они могут возникнуть уже на этапе первичного анализа этой пропорции, если такой анализ осуществляется исключительно на основе данных финансовой отчетности компании и не учитывает необходимые условия современной финансовой аналитической модели. Во-вторых, определение оптимальной структуры капитала требует применения количественных оценок, нацеленных на выявление оптимума соотношения двух типов капиталов, для реализации которых необходимы модели, допущения и входные компоненты, удовлетворяющие условиям моделей.
    В-третьих, количественные оценки придется дополнить качественным экспертным анализом определенного набора макро- и микрофакторов, влияющих на выбор политики финансирования. Окончательный ответ о соответствии структуры капитала задаче роста стоимости капитала владельцев компании может быть получен лишь при сведении результатов количественных оценок с качественными оценками в единый макет структуры капитала.
    Известные из теории корпоративных финансов подходы к поиску оптимальной структуры капитала можно систематизировать в следующем виде. Существует множество факторов микро- и макроуровня, которые так или иначе влияют на решения менеджмента компании относительно выбора источников финансирования. Для ряда этих факторов взаимосвязь между структурой капитала и стоимостью фирмы можно с большой долей достоверности описать математически. Отсюда возникают количественные методы поиска оптимальной структуры капитала: они позволяют взглянуть на проблему в первом приближении и быстро получить ответ, пусть и не всегда точный. Другая часть факторов представляет определенную сложность: их не всегда можно количественно измерить так, чтобы обеспечить сопоставимость с данными по другим компаниям; сложно выявить четкую математическую зависимость между ними и структурой капитала. Чтобы максимально полно учесть все специфические особенности анализируемой компании и повысить точность рекомендаций, необходимо провести качественный анализ, заключающийся в исследовании всех тех аспектов, которые не были охвачены при использовании количественных методов, но являются значимыми при планировании выбора источников финансирования.
    Существуют три группы методов количественной оценки оптимальной структуры капитала. Одни из них связаны с анализом бухгалтерских показателей, сфокусированы на прибыли и дают приближенную картину. Другие строятся на базе финансовой модели анализа компании и предполагают использование показателей, увязанных с инвестиционным риском компании. Наконец, третьи также построены на принципах финансовой модели анализа, но, в отличие от второй группы, предполагают моделирование и включают более сложные сценарии.
    1. Один из методов первой группы - это метод операционной прибыли, направленный на определение допустимого уровня долга в структуре капитала. Данный метод нацелен на выявление вероятности банкротства компании на основе анализа изменчивости  ее прибыли. Для каждого конкретного уровня финансового рычага (D/E) анализируется вероятность банкротства и сравнивается с неким изначально заданным пороговым значением, которое формулируется как экспертное суждение, например, менеджерами компании. Если при данном размере долга вероятность банкротства ниже введенного ограничения, то долговое финансирование необходимо увеличить, и, наоборот, если вероятность банкротства выше порогового значения - финансовый рычаг следует снизить. Таким образом, целевым размером долга выступает тот, при котором вероятность банкротства равна заданной пороговой величине.
    Банкротство в данном случае рассматривается в простейшей форме и описывается как неспособность компании осуществлять текущие выплаты по долгам, т. е. как вероятность того, что прибыли не хватит для покрытия процентов по займам и погашения текущей части долга. Эту часть прибыли года t можно назвать долговой нагрузкой на прибыль и обозначить DPt (debt payment - приходящаяся к погашению в данном году часть долга и проценты). При этом показатель прибыли рассчитывается как прибыль до выплаты процентов по кредитам и до налогов на прибыль (EBIT, earnings before interest & tax), с тем чтобы в нем была отражена результативность использования ресурсов в компании, включая эффекты от заемного капитала. Формально условие банкротства для периода t выглядит следующим образом:
    EBITt < DPt,
    где EBITt - прибыль до вычета процентов и налогов в период t;
    DPt - долг и проценты, подлежащие уплате в том же периоде.
    Существенные допущения данного метода, упрощающие видение проблемы структуры капитала, связаны, во-первых, с характером распределения будущей прибыли и, во-вторых, с предпосылкой о ее независимости от уровня финансового рычага. Первое необходимо, так как речь идет о возможности обслуживания долга, который компания предполагает увеличить, и о его посильной величине. Второе допущение важно, поскольку не исключены ситуации, в которых высокий финансовый рычаг будет работать против компании (если, например, ее клиенты и поставщики увидят в нем причину роста риска и станут ужесточать контрактные условия или вовсе откажутся от взаимодействия с компанией. Такое поведение контрагентов по бизнесу и клиентуры повлияет на операционные результаты, приведет к снижению потоков денежных средств). Падение потоков денежных средств - это шаг в сторону снижения стоимости бизнеса, а значит, наращивание заемного капитала в структуре источников финансирования становится, по существу, бессмысленным с точки зрения решения задачи, направленной на увеличение благосостояния собственников компании.
    Предположим, что операционная прибыль (EBIT) нормально распределена и не зависит от структуры капитала, т. е. определяется внешними по отношению к рассматриваемой проблеме факторами, вытекающими из успеха бизнес-модели компании: технологией, эффективностью использования ресурсов, маркетингом, конъюнктурой рынка и т. д. Тогда можно построить статистический показатель, позволяющий описать вероятность наступления банкротства в зависимости от величины используемого долга (рис. 2).

    Показатель долговой нагрузки на прибыль (DP) рассчитывается исходя из уже сложившихся сумм обслуживания существующих долгов и с учетом предполагаемых условий привлечения дополнительного заемного капитала.
    Рассчитав значение показателя

    аналитик из таблиц распределения Стьюдента может определить вероятность наступления банкротства, а затем сопоставить с пороговым значением. Очевидно, что если полученная путем расчетов вероятность ниже порогового значения, выдвинутого менеджерами, увеличение доли заемного капитала в структуре капитала допустимо.
    В свою очередь вычислить верхнюю границу допустимой величины долга можно, если построить алгоритм расчетов «задом наперед» и оттолкнуться от порогового значения вероятности банкротства. На основании этого порогового значения в соответствующих таблицах распределения определяется, по существу, итоговое значение показателя

    а показатель долговой нагрузки на прибыль (DP) принимается за неизвестное. Таким образом, задача решается как бы с конца: от порогового значения вероятности к определению допустимой величины обслуживания долга, а затем и самого долга.
    Заданному ограничению по вероятности банкротства (p) соответствует только одно значение долговой нагрузки DP*, на основе которого можно вычислить и общую величину долга D*.
    К недостаткам рассмотренного метода относится то, что в качестве исходных данных для определения значения дисперсии прибыли используются исторические значения прибыли, которые могут не соответствовать реальным перспективам развития компании. Модель предъявляет жесткие требования к входным данным и плохо работает в ситуациях, когда бизнесу свойственна высокая волатильность прибыли, измеряемая через дисперсию прибыли. К тому же не учитываются косвенные издержки банкротства, которые состоят в утрате рыночных возможностей, ведь в основе модели лежит допущение о независимости прибыли от финансового рычага. Между тем косвенные издержки банкротства для разных компаний могут значительно отличаться.
    Тем не менее метод операционной прибыли вполне применим на практике в качестве одного из элементов комплексного подхода к построению макета оптимизации структуры капитала, а также особенно удобен, когда речь идет об экспресс-методах и предварительных оценках структуры капитала. Состоятельность выводов, сделанных на основе данного подхода, целиком зависит от точности оценки вероятностного распределения будущих прибылей компании.
    2. Примером методов второй группы для количественной оценки структуры капитала и создания макета его оптимальной структуры является метод затрат на капитал. Основная идея метода заключается в минимизации совокупных затрат на капитал (WACC) или барьерной планки доходности капитала. Совокупные затраты на капитал рассчитываются как средневзвешенная величина:
    Затраты на собственный капитал (Ke) зависят от финансового рычага, и эту зависимость удобнее всего уловить с помощью поправки к коэффициенту b (бета), который рассматривается как показатель систематического риска, являющегося мерилом инвестиционного риска компании. Анализ коэффициента b для акций данной компании - это неотъемлемый этап оценки затрат на собственный капитал на базе модели ценообразования на долгосрочные активы компании (САРМ, Capital Asset Pricing Model). И хотя в российских условиях модель САРМ не может быть применена в «чистой» форме, возможно использовать ее модификации. Не вдаваясь в дискуссии о модификациях как таковых, отметим, что независимо от вида модифицированного варианта САРМ коэффициент b необходим, и он может и должен быть пересчитан с учетом изменяющегося финансового рычага (D/E). Такой пересчет строится на основе портфельного подхода, когда b активов данной компании представляют как ее средневзвешенный коэффициент b, зависящий от b долга, который необходимо изучать на основе доходности корпоративных облигаций, и b собственного капитала, который изучается на основе доходности акций. В качестве удельных весов используют доли заемного и собственного капиталов в структуре капитала. Для определения затрат на заемный капитал при различных уровнях финансового рычага требуется другой подход. Возможный алгоритм, базирующийся на ожидаемом кредитном рейтинге компании, представлен на рис. 3.

    Одна из главных проблем при использовании данного метода для российской компании состоит в необходимости определения затрат на заемный капитал в зависимости от уровня финансового рычага. На сегодня только треть российских эмитентов корпоративных облигаций имеет кредитные рейтинги ведущих мировых рейтинговых агентств. Отсутствие достаточной статистики и небольшой фактический диапазон рейтингов (например, от CC до BB+ по шкале Standard&Poor's) затрудняют определение наиболее вероятного кредитного рейтинга по международной шкале, а следовательно, и процентной ставки при различном уровне долга.
    Возможный выход из этой ситуации - использование рейтингов, присваиваемых российскими инвестиционными компаниями. Во-первых, такие рейтинги могут охватывать гораздо более широкий спектр эмитентов, а во-вторых, они, как правило, имеют и более широкий разброс значений. Например, на основе информации, публикуемой инвестиционным банком «НИКойл», входящим в Финансовую корпорацию «УРАЛСИБ», можно построить зависимость между кредитным рейтингом и спрэдом доходности для корпоративных эмитентов на рублевом рынке. Эта зависимость прослеживается достаточно четко (рис. 4).

    Проведенные в соответствии с описанной методикой расчеты для одной из региональных сотовых компаний подтверждают «классическую» форму зависимости WACC от уровня финансового рычага (рис. 5). Несмотря на то что расчетный WACC варьируется в весьма узком диапазоне, на основе модели дисконтированных денежных потоков можно показать, что достаточно снизить его всего лишь на 1% (в абсолютном выражении), чтобы добавить к стоимости компании 10% (рис. 6).

    Дополнительные факторы для анализа оптимальной структуры капитала
    Количественные методы поиска оптимальной структуры капитала могут дать лишь приблизительную оценку целевого соотношения долга и собственного капитала. В реальной ситуации структура капитала формируется под влиянием множества факторов, многие из которых сложно количественно оценить. Среди них - различная привлекательность источников финансирования для менеджмента, асимметрия информации, стадия жизненного цикла, на которой находится компания, необходимость сохранения финансовой гибкости и вопросы акционерного контроля над корпорацией, влияние так называемых «заинтересованных сторон» (stakeholders), к числу которых относятся клиенты, работники, поставщики оборудования и программного обеспечения, регулирующие органы и т. д. Все они могут негативно воспринимать наращивание компанией суммы долга, что в конечном счете будет приводить к снижению ее чистых денежных потоков при попытке увеличить финансовый рычаг.
    Чтобы по возможности точнее определить оптимальную структуру капитала компании, результаты количественных методов необходимо дополнить детальным качественным анализом.
    Недостаточное развитие рынков капитала, пробелы в профессиональной подготовке финансовых менеджеров во многих компаниях обусловили слабое внимание отечественных фирм к структуре капитала. Однако ситуация быстро меняется: улучшается макроэкономическая среда, и российские компании, сумевшие обеспечить устойчивый рост, начинают осознавать необходимость учитывать потенциал вклада решений о финансировании в достижение роста стоимости бизнеса. Рассмотренный фрагмент анализа оптимальной структуры капитала российского оператора сотовой связи вполне применим к компаниям различных отраслей отечественной экономики. Полученные результаты свидетельствуют о том, что известные из теории корпоративных финансов методы оптимизации структуры капитала могут с определенными допущениями и дополнениями использоваться и в России, а планирование структуры капитала может принести отечественным компаниям существенные выгоды.
    Очевидно, на этом вопросы, связанные со структурой капитала российской нефинансовой компании, не исчерпываются. Получив ориентир в виде предпочтительной комбинации источников финансирования, компания сталкивается с новыми задачами, требующими решения. Следующим этапом анализа должно стать определение наилучшего способа корректировки фактической структуры капитала в соответствии с целевыми установками движения к оптимальной структуре и с учетом анализа доступных рыночных инструментов. Эмпирическое исследование факторов, влияющих на финансовые решения российских акционерных компаний, смогло бы улучшить понимание существующих проблем и путей их решения и вместе с теоретическими рекомендациями послужить фундаментальной базой для планирования структуры капитала отечественных компаний.
     
     
    Заключение. На основе изученного материла, можно сделать вывод что формирование капитала представляет собой систему принципов и методов разработки и реализа­ции решений, связанных с установлением оптимальных параметров его объема и структуры, а также с его привлечением из различных источников и в разнообраз­ных формах для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
    Главными принципами формирование капитала являются оценка стоимости капитала и определение оптимальной его структуры.
    Процесс оценки сто­имости капитала базируется на следующих основных принципах:
    1. Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала.
    2. Принцип обобщающей оценки стоимости капитала.
    3. Принцип сопоставимости оценки стоимости собственного и заемного капитала.
    4. Принцип динамической оценки стоимости капитала
    5.   Принцип взаимосвязи оценки текущей и предстоящей сред­невзвешенной стоимости капитала предприятия.
    6.   Принцип определения границы эффективного использования дополнительно привлекаемого капитала.
    Что касается методов определения оптимальной структуры капитала, то можно выделить качественные и количественные методы.
    Среди количественных методов оценки оптимальной структуры капитала существуют три группы.
    1. Связаны с анализом бухгалтерских показателей, сфокусированы на прибыли и дают приближенную картину.
    2. Строятся на базе финансовой модели анализа компании и предполагают использование показателей, увязанных с инвестиционным риском компании.
    3. Также построены на принципах финансовой модели анализа, но, в отличие от второй группы, предполагают моделирование и включают более сложные сценарии.
    При формировании оптимальной структуры капитала необходимо использовать  качественные и количественные методы оценки в комплексе.
    В нашей стране практика эффективного формирования капитала  находится пока лишь в стадии становления, сталкиваясь с объективными  экономическими трудностями переходного периода , недостаточно развитым рынком капитала, низким уровнем предложения свободных финансовых средств и современных капиталь­ных товаров, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов к работе в кризисных экономических условиях. Дальнейшее продвижение страны по пути рыночных реформ и преодо­ление кризисных экономических тенденций позволит в полной мере использовать теоретические результаты и практический опыт управления формированием капитала.
     
    Список использованной литературы 1. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. –М.: «ИНФРА-М», 1998.
    2. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. – Киев: «ИТЕМ», «АДЕФ –Украина», 1996.
    3. Бланк И.А. Управление прибылью.- Киев: «Ника- Центр», «Эльга», 1998.
    4. Бланк И.А. Управление формированием капитала. –К.: «Ника -Центр», 2000.-(Серия «Библиотека финансового менеджера»;Вып 4)
    5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. –К.: «Ника –Центр», 1999.
    6. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: «Олимп-бизнес», 1997.
    7. Бригхем Ю. и Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс в 2т.; Пер. с англ. СПб.: «Экономическая школа» 1997.
    8. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. –М.: АО «Консалтбанкир», 1996.
    9. Ивашковская И., Куприянов А. Структура капитала: резервы создания стоимости для собственников компании// Управление компанией. 2005. №2
    10. Ковалев В.В. Управление финансами. –М.: «ФБК-ПРЕСС», 1998.
    11. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
    12. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
    13. Теплова Т.В Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями.- М.:ГУ ВШЭ, 2000.
    14. Теплова Т.В. Планирование в финансовом менеджменте. М.: ГУ ВШЭ, 1998.
    15. Теплова Т.В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. М.: «Магистр», 1998.
    16. Финансовый менеджмент: Теория и практика/ Под ред. Е.С. Стояновой. М.: «Перспектива», 1996.
    17. Хорн Дж. К. Ван. Основы управления финансами. М.; «Финансы и статистика», 1997.
    [1] Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. –К.: «Ника –Центр», 1999.- с.528.
     
    [2] Бланк И.А. Управление формированием капитала. –К.: «Ника -Центр», 2000.-512 с.
    [3] Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003.
     
    [4] Теплова Т.В Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями.- М.:ГУ ВШЭ, 2000-504с.
    [5] Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-269с.
     
    [6] Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
     
    [7] Ковалев В.В. Управление финансами. –М.: «ФБК-ПРЕСС», 1998.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Формирование капитала фирмы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.