Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Риски в сфере производственного предпринимательства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Риски в сфере производственного предпринимательства
  • Предмет:
    Стратегический менеджмент
  • Когда добавили:
    09.09.2010 15:05:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение   4
    Глава 1. Экономико-организационные и социальные аспекты
    формирования рисков в сфере
    производственного предпринимательства 5
    1.1. Понятие производственного риска,
    его причины и условия возникновения   5
    1.2. Методы управления рисками  производственного
    предпринимательства   8
    1.3. Концептуальные основы системы
    управления рисками на производстве   12
    Глава 2. Анализ рисков в деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ» 18
    2.1. Характеристика деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ»  18
    2.2. Основные факторы риска, связанные с деятельностью группы организаций ОАО «КАМАЗ» 21 2.2.1. Отраслевые риски, технологические
    и производственные риски   21
    2.2.2. Суверенный (страновый) и региональный риски   22
    2.2.3. Финансовые риски ОАО «КАМАЗ» 23
    2.2.4. Правовые риски ОАО «КАМАЗ»   24
    2.3. Система управления рисками ОАО «КАМАЗ»   25
    Глава 3. Построение эффективной системы  мероприятий
    по снижению рисков деятельности ОАО «КАМАЗ» 27
    3.1. Разработка комплекса мероприятий по снижению рисков
    деятельности предприятия   27
    3.2. Совершенствование системы управления
    рисками ОАО «КАМАЗ»   30
    Заключение   34
    Список использованной литературы 38
     
    Введение
     
    Современная российская экономика, находящаяся в реальной рыночной ситуации, с ее опасностями и неопределенностями, включена в перманентные хозяйственные связи, при которых объективно возникает необходимость учитывать эти неопределенности и таящиеся в них опасности и риски. Сегодня происходят адекватные изменения общих представлений о месте риска в процессе функционирования предприятий. Ответственность (убытки) экономического субъекта за издержки не оправдавшей себя хозяйственной деятельности в планово-распределительной, централизованно управляемой экономике компенсировалась за счет государства, в рыночной же экономике, такого рода расходы ложатся на само предприятие, его собственника. Следовательно, идея управления рисками получает постоянный стимул совершенствования и создания соответствующих методических материалов. Это и обусловило проведение интенсивных исследований различных аспектов проблем риска, отдельные элементы которых представлены в настоящей статье, посвященной вопросам эффективного управления бизнес-рисками и имеющей целью исследовать подходы к управлению рисками в деятельности предприятий торговли.
    Мировая практика изучения этой проблемы может быть проиллюстрирована работами крупного международного центра - Международного научного института прикладного системного анализа (ИИАСА), ведущего исследования совместно с другими международными организациями в рамках международной научной программы по риску. Под эгидой организации ООН по промышленному развитию - ЮНИДО, в развитых странах созданы специализированные подразделения, ведущие интенсивные исследования различных аспектов проблемы риска, как по теоретическим, так и по прикладным аспектам. Спектр этих исследований достаточно широк и охватывает как собственно экономическую деятельность (разработка и реализация мер по изучению возникновения экстремальных ситуаций или смягчение их последствий для населения и экономики); так и проблемы риска, связанные с факторами географического положения, особенностями природных бедствий, таких как землетрясение, цунами, наводнение и т.п.
    В России основная проблематика исследования вопросов бизнес-рисков в предпринимательской деятельности включает следующие направления: -мониторинг политико-правовых экономических процессов, их влияние на инвестиционную деятельность; -комплексный анализ объектов инвестирования, их подверженность политике, правовым воздействиям; -влияния и уязвимость от неблагоприятных экономических изменений. Реализация этих направлений позволяет обеспечить информационно-аналитическое сопровождение решений по управлению рисками, через выделение факторов ослабляющих воздействие негативных тенденций, расширение возможностей использования позитивных изменений и разработку соответствующих превентивных мер.
     
    Глава 1. Экономико-организационные и социальные аспекты
    формирования рисков в сфере производственного предпринимательства
     
    1.1. Понятие производственного риска,
    его причины и условия возникновения
     
    В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).
    Предпринимательская деятельность содержит определенную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска. Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определяет предпринимательство как "инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и, направленную на получение прибыли". Таким образом, законодательно установлено, что осуществление предпринимательской деятельности в любом виде связано с риском.
    В предпринимательской деятельности под "риском" принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
    Или риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели[1].
    Производственные риски - это такой вид рисков, которые возникают в процессе производства, научно- исследовательских и конструкторских разработок (НИОКР), реализации и послереализационного обслуживания продукции (услуг).
    Производственные риски можно подразделить на следующие категории:
    ·   риски НИОКР - так называемые технические риски - в эту группу входят риски инвестиций в инновации;
    ·   сами производственные риски;
    ·   транспортные риски.
    Производственные риски как категорию можно поделить на следующие виды:
    ·   снабженческие риски;
    ·   риски в процессе разработки стратегии;
    ·   риски нарушения плановых сроков.
    В снабженческие риски входят риски:
    ·   отсутствие возможности найти поставщика определенного ресурса, который необходим для производства какого-либо вида продукции;
    ·   отсутствие возможности найти поставщика, у которого будут приемлемые цены на сырье (товар);
    ·   отказ уже найденных и приемлемых поставщиков от заключения контракта на поставку;
    ·   необходимость заключения контрактов на условиях, которые отличаются от наиболее приемлемых для фирмы или традиционных для отрасли в целом;
    ·   увеличение срока организации закупок;
    нарушение плановых сроков:
     
    а) несоблюдение запланированного графика расходов;
    б) несоблюдение намечавшегося графика доходов.Производственные риски связаны с:
    · производством продукции, товаров и услуг;
    · осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.
    К основным причинам производственных рисков относятся:
    снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие:
    ·   снижения производительности труда;
    ·   простоя оборудования, потерь рабочего времени;
    ·   отсутствия необходимого количества исходных материалов;
    ·   повышенного процента брака производимой продукции;
    ·   снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
    ·   увеличение расхода материальных затрат в результате: перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии; увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
    ·   рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокой, чем запланировано, заработной платы отдельным сотрудникам;
    ·   увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для фирмы сторону;
    ·   низкая дисциплина поставок, перебои со снабжением топливом и электроэнергией;
    ·   физический и моральный износ оборудования предприятий.Понимание риска предпринимательской деятельности, как вероятности непредвиденных потерь в ситуации неопределенности, выдвигает эту категорию в качестве исходного фактора формирования концептуальных основ управления рисками.
    Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
     
    1.2. Методы управления рисками
    производственного  предпринимательства
     
    Методы управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей — с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков.
    Однако, несмотря на различия в предпочтениях, следует учитывать, что развитие экономических отношений в России способствует внедрению западного опыта и, как следствие, сближению российского и западного подходов к управлению и исследованию рисков[2].
    Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.
    Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:
     

    Рис. 1. Модель управления производственными рисками
     
    Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.
    На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.
    На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.
    На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.
    Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.
    Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.
    Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:
    ·   определение потенциальных зон риска;
    ·   выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
    ·   прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.
    Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:
    Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
    Методы сбора новой информации;
    Методы моделирования деятельности организации;
    Эвристические методы качественного анализа;
    Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.
    На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.
    Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:
    ·   для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее распространение получили методы построения деревьев;
    ·   для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возможно применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;
    ·   при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показателей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;
    ·   при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;
    ·   большое значение имеет срочность и технические возможности проведения анализа. Если в распоряжении аналитика имеется солидный вычислительный потенциал и запас времени, возможно обучение нейронных сетей, моделирование по методу Монте-Карло и т. д.;
    ·   эффективность применения методов анализа риска повышается при формализации риска с целью математического моделирования его воздействия на результаты деятельности предприятия. В настоящее время не только экономические системы, но и промышленные комплексы достигли такой сложности, что зачастую расчет их устойчивости невозможен без элементов теории вероятностей;
    ·   следует учитывать требования государственных контролирующих органов к формированию отчетности о рисках. В том случае, если на нормативном уровне требуется использование методов имитационного моделирования, их применение обязательно.
    Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.
     
    1.3. Концептуальные основы системы
    управления рисками на производстве
     
    Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.
    Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются[3]:
    ·   бухгалтерская отчетность предприятия. Данные документы (баланс, отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;
    ·   организационная структура и штатное расписание предприятия.
    Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски; карты технологических потоков (технико-производственные риски); договоры и контракты (деловые и юридические риски); себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации; финансово-производственные планы предприятия.
    Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.
    Социально-экономическая нестабильность (СЭН), в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы как в деятельность субъектов хозяйствования; так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.
    Существует несколько аспектов воздействия СЭН на деятельность и риски предприятия: политический, социальный, финансово-экономический. Все они в разной степени воздействуют на уровень рисков предприятия.
    Воздействие факторов политического аспекта СЭН на деятельность предприятия может носить как позитивный (например, стабильные государственные заказы на продукцию оборонного комплекса), так и негативный характер (в частности, возникновение политических конфликтов всегда оговаривается в договорах как действие непреодолимой силы).
    Анализ факторов, ведущих к усилению воздействия политического аспекта СЭН, позволяет сделать вывод о том, что в России не существует предпосылок перехода от социального протеста к гражданскому конфликту. Тем не менее, определенные факторы (зависимость ВВП от экспорта сырья, многонациональный состав населения и нерешенность межнациональных проблем) составляют потенциал роста нестабильности в обществе.
    Превалирование факторов социального аспекта СЭН может привести как к срыву отдельных этапов цикла производства и реализации продукции, так и парализовать жизнь целого региона (во время забастовки трудового коллектива ОАО «Авиастар» была перекрыта федеральная транспортная магистраль через р. Волгу).
    Социальный аспект СЭН характеризуется уровнем благосостояния общества. Последние данные об уровне жизни и доходах населения, динамике роста заработной платы позволяют сделать вывод о тенденциях к росту благосостояния общества, что является потенциалом снижения уровня социально-экономической нестабильности.
    Финансово-экономический аспект СЭН является наиболее сложным и в то же время самым важным по степени влияния на деятельность предприятия. Он выражается в нестабильности экономической конъюнктуры на основных рынках: финансовом, товарном, рынке труда и т. д. Противоречивость и сложность налогового законодательства, зависимость от мировых цен на энергоносители и от тарифов естественных монополий в значительной степени влияют на результаты текущей деятельности предприятия и, в итоге, на его финансовое положение.
    По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.
    Логическим продолжением работы службы риск-менеджмента должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:
    ·   размер возможного ущерба и его вероятность;
    ·   существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;
    ·   производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;
    ·   практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;
    ·   соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;
    ·   субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.
    При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.
    Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.
    В процессе реализации программы специалисты службы риск-менеджмента должны осуществлять анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.
    Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования должен иметь четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия. Алгоритм функционирования указанного механизма можно представить следующим образом:

    Рис. 2. Место механизма управления рисками в стратегии предприятия
    Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей теории и практики минимизации риска, текущего состояния и тенденций развития отечественной экономики, проблем и особенностей деятельности предприятий реального сектора подтверждает актуальность и своевременность разработки механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования и подчеркивает необходимость его внедрения в практику деятельности финансово-экономических Подразделений субъектов хозяйствования[4].
    Таким образом, риск в производственной предпринимательской деятельности естественным образом сопряжен с менеджментом и со всеми его функциями (планированием, организацией, оперативным управлением, использованием персонала, экономическим контролем). Каждая из них связана с той или иной мерой риска, требует создания адаптивной к нему системы хозяйствования. Это означает, что необходим и особый менеджмент риска, то есть специфическая подсистема управления, основывающаяся на познании экономической сущности риска, разработке и реализации стратегии отношения к нему.
    Глава 2. Анализ рисков в деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ»
     
    2.1. Характеристика деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ»
     
    ОАО «КАМАЗ» – крупнейшая автомобилестроительная компания России, обеспечивающая транспортную безопасность страны. ОАО «КАМАЗ» входит в первую десятку  производителей тяжелых грузовиков и занимает 8-ое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей.
    В единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» входят подразделения, заводы  и дочерние общества по разработке, производству, сборке  автотехники  и  автокомпонентов, а также сбыту  готовой продукции.
    Полное наименование общества: Открытое акционерное общество «КАМАЗ» (далее – ОАО «КАМАЗ», общество).
    Сведения о государственной регистрации общества: ОАО «КАМАЗ» зарегистрировано решением Исполнительного комитета Набережночелнинского городского Совета народных депутатов ТАССР от 23 августа 1990 года № 564, регистрационное удостоверение № 1.
    Наименование регистрирующего органа, которым внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан.
    Место нахождения общества: город Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация.
    Почтовый адрес общества: 423800 Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Мусы Джалиля, дом 29; с 1 июля 2007 года - Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Автозаводский, дом 2.
    Сайт, используемый ОАО «КАМАЗ» для раскрытия информации в сети Интернет: www.kamaz.net .
    Основные виды деятельности общества:
    ·   производство грузовых автомобилей и автобусов;
    ·   производство деталей, узлов и агрегатов автомобилей и сельскохозяйственной техники;
    ·   оказание услуг в сфере управления;
    ·   научно-техническая деятельность и др.
    Размер уставного капитала общества: 39 287 378 700 рублей.
    Общее количество акций: 785 747 574 штуки, из них:
    количество обыкновенных акций: 785 747 574 штуки.
    Номинальная стоимость обыкновенных акций: 50 рублей
    Государственный регистрационный номер выпуска обыкновенных акций: 1-08-55010-D.
    Дата государственной регистрации выпуска: 18 ноября 2003 года.
    Доля Российской Федерации в уставном капитале: 34,01 %, в том числе:
    доля Российской Федерации по обыкновенным акциям: 34,01 %.
    Наличие специального права на участие Российской Федерации в управлении открытым акционерным обществом (золотой акции): специальное право отсутствует.
    Действующие представительства ОАО «КАМАЗ»:
    На территории Российской Федерации:
    Представительство ОАО "КАМАЗ" в  г. Москве.
    Представительство ОАО "КАМАЗ" в  г. Казани.
    Представительство ОАО "КАМАЗ" в г. Санкт-Петербурге.
    На территории зарубежных государств:
    Представительство ОАО "КАМАЗ" в Китае;
    Представительство ОАО "КАМАЗ" в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    ОАО «КАМАЗ» представлен в двух классах грузовых автомобилей: автомобили полной массой 14-40 тн и автомобили полной массой 8-14 тн. В 2006 году на рынке России ОАО «КАМАЗ» реализовано 32,5 тыс. автомобилей:
    ·  полной массой 14-40 тонн – 31,7 тыс. автомобилей;
    ·  среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн – 0,8 тыс. автомобилей.
    Миссия ОАО «КАМАЗ»:
    §  КАМАЗ, построенный всей страной, - основа транспортной безопасности и достояние России.
    §  Предвосхищая потребности, мы поставляем автомобильную технику и фирменный сервис, помогая клиентам достигать вдохновляющие цели.
    §  КАМАЗ – социально ответственный партнер, действующий ради долгосрочных интересов акционеров и благосостояния сотрудников.
    Основной стратегической целью ОАО «КАМАЗ» является создание высокоэффективной компании с самой крупной долей продаж в базовых сегментах российского рынка грузовых автомобилей, а также создание компании, специализирующейся на производстве грузовых автомобилей для специальных перевозок и автобусов.
    Ключевые направления развития ОАО «КАМАЗ» реализуются в составе Программы  стратегического развития ОАО «КАМАЗ» до 2010 г. «МАСТЕР-270» (утвержденной Советом Директоров ОАО «КАМАЗ» 23.08.2005 г.):
     
    М
    Минимизация издержек
    А
    Активный (агрессивный)
    Маркетинг
    С
    Стратегическое партнерство
    Т
    Технологическая реструктуризация
    Е
    Единство персонала
    Р
    Расширение модельного ряда
     
    Целевые установки, которые должны быть достигнуты к 2010г.:
    2 – увеличение доходов в 2 раза,
    7 – рентабельность продаж по чистой прибыли  7%,
    0 – «ноль» просроченной задолженности по долгосрочным кредитам и займам.
      2.2. Основные факторы риска, связанные с деятельностью группы организаций ОАО «КАМАЗ»  
     
    2.2.1. Отраслевые риски, технологические
    и производственные риски
     
    Основные отраслевые, технологические и производственные риски группы организаций ОАО «КАМАЗ»:
    ·  Моральное устаревание производимого модельного ряда и зависимость от успешных результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
    ·  Снижение ценового преимущества российских производителей за счет возможного  увеличения цен на материалы (особенно на металл) и металлоемкие комплектующие, а также продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ, транспортные тарифы);
    ·  Снижение рентабельности продаж за счет удорожания себестоимости автомобиля в результате выполнения требований Евро-3, Евро-4;
    ·  Риск снижения доходов по высокорентабельным видам продукции за счет «серого рынка» запасных частей к автомобилям КАМАЗ в результате недостаточной незащищенности интеллектуальной собственности ОАО «КАМАЗ»;
    ·  Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, начавших активное продвижение своей продукции на российском рынке и рынках СНГ, как мировых брэндов, так и производителей из Китая и Индии,
    ·  Укрепление рубля по отношению к доллару ведет к снижению ценового преимущества российских автопроизводителей,
    ·  Политические и экономические риски, связанные с продажами на зарубежных рынках
     
    2.2.2. Суверенный (страновый) и региональный риски
     
    ОАО «КАМАЗ» зарегистрировано на территории Республики Татарстан. Экономика данного региона, как и всей Российской Федерации, в целом, демонстрирует стабильный рост.
    Страновые и региональные риски:
    ·  Несмотря на улучшение экономической ситуации в Татарстане и в целом в Российской Федерации за последние годы надо заметить, что перспективы экономической стабильности в РФ в значительной степени зависят от эффективности экономических мер, предпринимаемых Правительством, а также от развития законодательной базы и политической ситуации,
    ·  Зависимость российской экономики от цен на нефть и газ на мировых рынках. Падение цен с большой вероятностью приведет к замедлению экономического роста в РФ, снижению объема инвестиций в основные фонды и как следствие снижению объемов спроса на грузовую технику,
    ·  Устаревание объектов инфраструктуры в РФ (дороги, связь, объекты электроэнергетики и проч.), что может серьезно повредить местной экономике,
    ·  Риск экономического кризиса в других странах. Продажи автомобилей КАМАЗ в СНГ и Дальнее Зарубежье в основном ориентированы на развивающиеся страны, которые в большей мере подвержены риску экономических и политических кризисов.
    2.2.3. Финансовые риски ОАО «КАМАЗ»
     
    Основные финансовые риски вызваны рядом внутренних факторов и общей макроэкономической и политической ситуацией в стране, активным влиянием этих факторов на торгово-финансовую деятельность ОАО «КАМАЗ».
    ·  Риск изменения курса рубля по отношению к другим валютам. Основные обязательства по кредитам и займам ОАО «КАМАЗ» выражены в долларах США и японских йенах, либо привязаны к этим валютам. Девальвация российского рубля по отношению к доллару США и/или японской йене может оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние эмитента. В то же время значительный рост курса российского рубля по отношению к евро и/или доллару может привести к снижению конкурентоспособности продукции ОАО «КАМАЗ» на мировых рынках.
    ·  Изменение темпов роста инфляции. С точки зрения финансовых результатов деятельности ОАО «КАМАЗ», влияние фактора инфляции неоднозначно. Увеличение темпов роста цен может привести к росту затрат (за счет роста цен поставщиков), замедлению оборачиваемости запасов и активов. Между тем, увеличение затрат приведет к соответствующей индексации цен на продукцию эмитента. Однако при значительных размерах инфляции (увеличении темпов инфляции до 15-20% в год) индексация цен может не соответствовать уровню роста издержек. С сентября 2006 года сохраняется тенденция замедления темпов инфляции на потребительском рынке. За январь-ноябрь 2006 года инфляция составила 8,2%, что в 1,2 раза ниже, чем за одиннадцать месяцев 2005 года (10 процентов). На снижении темпов инфляции в сентябре-ноябре текущего года продолжает сказываться рост предложения товаров, конкуренции, поддерживаемой импортом, рост спроса на деньги в реальном секторе (по мере продолжающегося роста экономики и ее дедолларизации), снижение инфляционных ожиданий. 
    ·  Риск роста процентных ставок. В настоящее время конъюнктура долгового рынка позволяет ОАО «КАМАЗ» производить заимствования по достаточно низким ставкам (7,5-9% годовых). Рост рыночных процентных ставок может негативно отразиться на финансовых результатах компании. Текущие прогнозы по уровню процентных ставок и изменению ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации позволяют оценить риск существенного роста процентных ставок на перспективу в 3-5 лет как незначительный.
    ·  Колебания рыночных котировок ценных бумаг. На протяжении срока обращения ценных бумаг рыночная цена определяется участниками фондового рынка и может колебаться в зависимости от их субъективных оценок кредитоспособности эмитента, перспектив изменения процентных ставок и прочих факторов.
    Допускается также наличие дополнительных рисков, включая неизвестные в настоящий момент руководству эмитента.
     
    2.2.4. Правовые риски ОАО «КАМАЗ»
     
    Правовая система Российской Федерации находится в процессе реформирования с целью приведения ее в соответствие с требованиями развивающейся рыночной экономики.
    Правовые риски могут возникнуть вследствие изменения государственного регулирования в области налогов, валютного и таможенного законодательства.
    Налоговое законодательство и судебная практика  Российской Федерации подвержены частным изменениям, отличаются непоследовательностью толкования и избирательностью правоприменительной практики.
    Риски, связанные с изменениями в налоговом законодательстве:
    ·  риск увеличения налогового бремени, что  может повлечь уменьшение чистой прибыли, направляемой на финансирование текущей и инвестиционной деятельности и исполнение финансовых обязательств;
    ·  риск введения новых требований к налоговому учету и налоговой отчетности (может повлечь необходимость нести издержки на обучение специалистов);
    Группа организаций ОАО «КАМАЗ» осуществляет внешнеторговую деятельность, около 25% грузовых автомобилей реализуется за пределами Российской Федерации, поэтому группа организаций ОАО «КАМАЗ» подвержена рискам, связанным с изменением валютного регулирования и изменением правил таможенного контроля и пошлин.
    Риски, связанные с изменением валютного регулирования и изменением правил таможенного контроля:
    ·  риск повышения таможенных пошлин в странах, куда экспортирует свою продукцию КАМАЗ;
    ·  риск ужесточения санкций за возможные таможенные нарушения;
    ·  риск снижения таможенных пошлин на импортные автомобили как новые, так и подержанные может привести к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке РФ.
     
    2.3. Система управления рисками ОАО «КАМАЗ»
     
    Для снижения влияния всех рисков разработан комплекс мероприятий, направленных на их устранение. В центре внимания - оптимизация системы: заказ - конструкторско-технологическая подготовка - планирование - обеспечение производства.
    Подписаны более 130 договоров с рядом ведущих страховых компаний Российской Федерации («Ингосстрах», «Аско», «Гута», «Наско-Татарстан», «Росгосстрах», «Российская страховая компания», «Альфа-страхование»), которые обслуживают практически все риски ОАО «КАМАЗ». Совместно со специалистами страховых компаний в ОАО «КАМАЗ» проводится работа по завершению определения объектов повышенного риска, описанию и оценке этих рисков.
    В декабре 2006 года Комитету Совета директоров ОАО «КАМАЗ» по аудиту был представлен на обсуждение проект «Концепции управления рисками на предприятиях группы ОАО «КАМАЗ», разработанный совместно с «Международным институтом исследования риска». Внедрение этого проекта позволит получить комплексную объективную картину рисков предприятия и перейти на качественно новый уровень работы с ними.
     
     
    Глава 3. Построение эффективной системы  мероприятий по снижению рисков деятельности ОАО «КАМАЗ»
     
    3.1. Разработка комплекса мероприятий по снижению рисков
    деятельности предприятия
     
     
    Мероприятия по снижению отраслевых, технологических и производственных рисков.
    Основными действиями ОАО «КАМАЗ», направленными на снижение отраслевых рисков, являются:
    ·  Оптимизация производственных мощностей (lean production), внедрение программы снижения издержек;
    ·  Развитие фирменной сервисной и товаропроводящей сети,
    Конкурентное преимущество ОАО "КАМАЗ" – сервисная сеть. В настоящий момент сервисная сеть ОАО «КАМАЗ» включает более 100 предприятий в РФ и странах СНГ. Согласно «Концепции развития сервисной сети до 2010 года», разработанной в ОАО «КАМАЗ», строительство подобных комплексов планируется в ближайшее время еще в 50 точках России – как за счет собственных средств компании, так и силами ее дилеров.  
    ·  Создание СП с иностранными производителями комплектующих,
    В конце 2005 года на площадке ОАО «КАМАЗ» было создано совместное предприятие по производству автомобильных компонентов ООО «ЦФ-КАМА»; в январе 2006 г. подписаны учредительные документы о создании нового совместного предприятия по производству двигателей ЗАО «КАММИНЗ КАМА». Открытие сборочной линии двигателей Cummins состоялось 19 сентября 2006 г, в тот же день был собран первый двигатель. ЗАО «КАММИНЗ КАМА» планирует доведение объемов производства дизельных двигателей до 24 тысяч двигателей в год.
    ·  Развитие научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» – привлечение лучших инженеров для разработки новых моделей автотехники и двигателей, техническое обеспечение базы для НИОКР,
    ·  Привлечение зарубежных инжиниринговых компаний для разработки новых моделей техники и отдельных компонентов,
    ·  Мероприятия по сбережению и замещению сырьевых и энергетических ресурсов;
    ·  Мероприятия по оптимизации системы снабжения и состава поставщиков; 
    ·  Снижение себестоимости компонентной базы автомобиля, возможность концентрации инвестиционных ресурсов на ключевых продуктах;
    ·  Повышение надежности и качества поставок. Размещение производства комплектующих изделий на площадях КИП «Мастер». Внедрение системы  «Точно во время» (JIT-производство и доставка нужных материалов в нужное место и в нужных количествах точно к моменту, когда они необходимы);
    ·  Совершенствование системы управления бизнес-процессами, определение и внедрение необходимых международных стандартов управления;
    ·  Освоение новых товарных рынков.
    Мероприятия по снижению страновых и региональных рисков:
    Большинство из описанных выше рисков экономического, политического и правового характера не может контролироваться группой организаций ОАО «КАМАЗ» ввиду глобальности их масштаба, однако, по предварительным итогам социально-экономического развития республики, озвученным в министерстве экономики и промышленности Татарстана, валовой региональный продукт Татарстана в 2006 году составил более 620 млрд. рублей, что превышает уровень 2005 года на 6,5%. Положительные тенденции развития прослеживаются во всех отраслях экономики республики. И можно прогнозировать уверенные темпы роста и в 2007 году. Политическая и экономическая стабильность республики способствует тому, что для ОАО «КАМАЗ» маловероятно подвергнуться риску от изменения политической ситуации в Республике Татарстан.
    Кроме того, группа организаций ОАО «КАМАЗ» обладает определенным уровнем финансовой стабильности, чтобы преодолевать краткосрочные негативные изменения в стране. Положительным моментом также является то, что группа организаций ОАО «КАМАЗ» сумела преодолеть общеэкономический кризис 1998 года и восстановить объемы своего производства и рентабельности.
    В случае возникновения существенной политической нестабильности в России или в отдельно взятом регионе, которая негативно повлияет на деятельность и доходы группы организаций ОАО «КАМАЗ», группа организаций ОАО «КАМАЗ» предполагает принятие ряда мер по антикризисному управлению с целью мобилизации бизнеса и максимального снижения возможности оказания негативного воздействия политической ситуации в стране и регионе на бизнес группы организаций ОАО «КАМАЗ».
    Географическое положение Республики Татарстан не дает предпосылок к прогнозированию рисков от стихийных бедствий, так как ее территория не относится к числу регионов с повышенной опасностью стихийных бедствий (землетрясений, наводнений и т.д.), низкая вероятность прекращения транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью.
     
    3.2. Совершенствование системы
    управления рисками ОАО «КАМАЗ»
     
    Качественное управление риском в условиях рыночной экономики повышает шансы предприятия добиваться успеха в долгосрочной перспективе. Деятельность предприятия по управлению рисками, политика риска - рассматривается как совокупность различного рода мероприятий, имеющих цель снизить опасность ошибочного принятия решения уже в момент самого его формирования и сократить возможные негативные последствия в торговой организации. Для проведения данной политики важно создать эффективную систему управления риском, которая основывается на следующих принципах: постоянный мониторинг, оценка и контроль за рисками; учет рисков, наличие надежной информационной системы; регулярный контроль и ревизия отчетности.
    В ОАО «КАМАЗ» система управления рисками должна включать три основных элемента:
    - создание критериев управления рисками (установление различного рода лимитов), для чего выявляется приемлемость риска (степень рискованности) лицами, принимающими ключевые решения (топ-менеджеры, акционеры, а также инвесторы, клиенты и т. д.). При необходимости проводится согласование интересов сторон, так как принятие рисков у всех, как правило, различно;
    - идентификация (распознавание) рисков на предприятии, их оценка и измерение;
    - мероприятия по оптимизации рисков.
    При этом необходимо соблюдать следующий алгоритм построения системы управления рисками
    Шаг 1. Создание в центральном офисе компании подразделения, курирующего вопросы управления рисками.
    Для этого необходимо:
    - определить заказчика деятельности (акционеры, генеральный, финансовый директора);
    - выбрать организационную модель подразделения по управлению рисками (распределенная или концентрированная модель);
    - разработать политику в области управления рисками.
    Необходимо разработать структуры, координирующие процесс управления через формальное включение целей по управлению рисками в общий список целей определенного подразделения, где непосредственно возникают риски. В такой структуре подразделение по управлению рисками не участвует в оперативном управлении рисками (так называемая распределенная модель).
    Политика открывается общим заявлением о множестве рисков, которым подвержена организация. Можно перечислить основные типы, избегая излишней детализации.
    Нужно разработать документ «Политика в области управления рисками ОАО «КАМАЗ», который определяет основы построения системы управления рисками. Он должен быть доступен для любого сотрудника компании (например, размещен на корпоративном сайте). Документ должен объединять все основные политики по предотвращению неблагоприятного воздействия бизнеса на среду и воздействия среды на бизнес (политика управления финансовыми рисками, политика в области охраны труда и промышленной безопасности, политика по защите окружающей среды и прочее).
    Далее необходимо декларировать принцип необходимости интегрированного управления рисками на корпоративном уровне. Заявляются цели построения системы по управления рисками, а именно минимизация воздействия неблагоприятных факторов на бизнес в целом (повышение устойчивости бизнеса) и на его отдельные составляющие (защита жизни и здоровья сотрудников, активов владельцев, окружающей среды - как социальной, так и природной). Затем дается описание общего процесса оценки рисков (от идентификации источников опасностей до построения рискового профиля), а также механизмов работы с рисками (см. «Методы управления рисками»), механизмов финансирования риска (см. «Финансирование риска»), определяются приоритеты в выборе механизмов.
    В политику необходимо включить раздел по страхованию, где страхование определяется как один из основных способов финансирования рисков, в других случаях разрабатывается отдельный документ, определяющий принципы страхования остаточных рисков. В этом случае уместно зафиксировать основные параметры страхования, например определить размер собственного удержания в результате единичного события и суммарно в течение финансового года. В заключении указываются подразделение, ответственное за управление рисками, полномочие по управлению, порядок мониторинга.
    Шаг 2. Создание карты рисков компании ОАО «КАМАЗ».
    В общем случае построение карты рисков является необходимой начальной стадией для построения стратегии по управлению рисками компании. На этом этапе используются следующие методы:
    - интервью с ключевыми специалистами;
    - анализ корпоративной документации (бюджет, стратегия, корпоративное финансирование, используемая технология (в общем виде), политические риски, корпоративный рейтинг, качество корпоративного управления по аудиторским заключениям и прочее). На этой стадии не анализируются инструкции по эксплуатации оборудования, требования норм безопасности и т. д.;
    - анализ накопленной за время работы статистики (случаи отказов оборудования, нарушение договорных условий поставщиками и т. д.).
    Для компании ОАО «КАМАЗ» карта рисков должна является базовым документом. Она содержит классификатор рисков, матрицу рисков и другую информацию, собранную подразделением по управлению рисками при первичном анализе. В ней также производится ранжирование рисков. Карта рисков должна быть рассмотрена и формально принята руководством компании.
    Шаг 3. Разработка стратегии по управлению рисками ОАО «КАМАЗ»
    Именно в стратегии формулируются принципы выбора механизма переноса рисков и их финансирования, определяются целевые показатели эффективности деятельности по управлению рисками, а также какие риски управляются на уровне центральной компании, какие на уровне акционеров, какие остаются на уровне предприятий (главным образом операционные риски производственных компаний остаются в оперативном управлении предприятий).
    Результатом данного этапа должна стать принятая стратегия по управлению рисками компании ОАО «КАМАЗ».
    Шаг 4. Создание механизмов для оперативного управления рисками
    Если все предыдущие действия предпринимались на уровне центрального офиса компании ОАО «КАМАЗ», то на данном этапе необходимо оперативное управление операционными рисками осуществляется на предприятиях.
    Для оперативного управления рисками ОАО «КАМАЗ» нужно разработать следующие регламенты:
    - взаимодействия подразделений, участвующих в процессе управления рисками;
    - информирования об инцидентах;
    - проведения внутренних и внешних аудитов системы предотвращения внеплановых потерь;
    - урегулирования внеплановых потерь (со страховыми компаниями и внутри организации).
     
    Заключение
     
    В настоящее время в мире все большее распространение получает интегрированный подход к управлению рисками, когда управление осуществляется для всего спектра угроз бизнесу на основе унифицированных методик и алгоритмов.
    В эффективной системе управления рисками стратегическое управление ими должно быть централизовано. Оперативное управление рисками необходимо осуществлять в месте их возникновения. Например, при централизации управления финансовыми потоками или процессами обеспечения сырьем и материалами оперативное управление возникающими рисками логично осуществлять в соответствующих подразделениях центрального офиса компании. При этом оперативное управление операционными рисками должно производиться на предприятиях, где возникают, например, производственные или экологические риски. Очень важно, чтобы деятельность по управлению рисками распространялась за пределы центральных офисов - на предприятия. Иначе система управления рисками (по крайней мере, в отношении операционных рисков) будет сводиться к поддержке процесса страхования и предоставлению информации об убытках.
    Существует несколько различных стандартов по управлению рисками, а также огромное число рекомендованных отраслевых практик. Для получения общего представления автор предлагает ознакомиться со стандартом по управлению рисками, разработанным совместно The Institute of Risk Management (IRM), The Association of Insurance and Risk Management (AIRMIC) и ALARM The National Forum for Risk Management in the Public Sector и принятым в 2002 году. Схема, заложенная в документе, может быть использована как основа для внедрения системы управления рисками.
    Как при любом общем подходе, в стандарте не рассматривается специфика бизнеса и корпоративного управления, но доступно выражаются идеология процесса и желательные стадии. В любом случае требуется аккуратная адаптация процедур к специфике конкретной компании.
    Крупному и среднему бизнесу необходимо использование профессиональных технологий риск-менеджмента. Грамотно выстроенная система управления рисками предприятия дает возможность стабилизировать важнейшие стратегические и тактические показатели деятельности (например, стоимость бизнеса, доходность), оптимизировать размещение ресурсов, капитала в соответствии с оценкой рисков, предотвратить потери (например, внедрение механизмов своевременного выхода из проекта и оценка проектов как реальных опционов), подготовить бизнес к действиям в чрезвычайной ситуации и повысить репутацию компании. Внешние проявления успешного риск-менеджмента в свою очередь отражаются на удешевлении страховых программ, на повышении кредитных рейтингов и снижении стоимости привлекаемого финансирования.
    ОАО «КАМАЗ» – крупнейшая автомобилестроительная компания России, обеспечивающая транспортную безопасность страны. ОАО «КАМАЗ» входит в первую десятку  производителей тяжелых грузовиков и занимает 8-ое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей.
    В единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» входят подразделения, заводы  и дочерние общества по разработке, производству, сборке  автотехники  и  автокомпонентов, а также сбыту  готовой продукции.
    Среди наиболее важных факторов, влиящих на развитие компании ОАО «КАМАЗ» относятся:
    1) Текущие судебные процессы.
    2) Производственные риски – это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего, с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
    3) Имущественные риски – это риски, связанные с вероятностью  потерь имущества по причине перенапряжения технической и технологической системы, терроризма и пр.
    4) Переход на новые экологические стандарты двигателей:
    5) Возможные негативные факторы, которые могут повлиять на объем сбыта продукции ОАО «КАМАЗ»:
    ? срыв сроков поставки комплектующих из-за дефицита оборотных средств;
    ? отклонения от графика освоения производством и сертификации  новых модификаций техники.
    Для снижения влияния всех рисков разработан комплекс мероприятий, направленных на их устранение. В центре внимания - оптимизация системы: заказ - конструкторско-технологическая подготовка - планирование - обеспечение производства.
    Общая концепция централизованной комплексной системы управления рисками разрабатывается совместно с международным институтом управления рисками «МИУР». В соответствии с договорами о сотрудничестве  страховые компании участвуют в формировании корпоративного страхового фонда ОАО «КАМАЗ», который позволит без дополнительного расходования собственных средств существенно расширить перечень рисков, обеспеченных страховой защитой.
    Таким образом, в целом российские предприятия находятся на начальном этапе развития системы управления рисками. Есть и основные подразделения, обеспечивающие управление операционными рисками на предприятиях, но координация процесса часто отсутствует. Такой уровень развития подразумевает существование лишь базовых функций, и работа практически всех элементов системы может быть усовершенствована. Следует ожидать роста давления со стороны акционеров, страховых компаний, внешних инвесторов для скорейшего построения более эффективной системы управления рисками. Еще раз стоит подчеркнуть, что управление рисками - одна из основных функций в современной системе корпоративного управления.
    Список использованной литературы
     
    1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. - М.: Мысль, 2005. - 188 с.
    2. Бланк И.А. Производственный менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. - С. 342-344.
    3. Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге/ Пер. с англ. Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 2006.
    4. Грантуров В. М. Экономический риск, сущность, методы измерения, пути снижения. Методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2007.
    5. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Учебник. 3-е изд. / Пер. с англ. М.: Дело, 2006.
    6. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.
    7. Кандинская О. А. Управление финансовыми рисками: поиск оптимальной стратегии. М.: Изд-во АО "Консалтбанкир", 2006.
    8. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль /Пер. с англ. М.Я. Каждана. - М.: Дело, 2005. - 359 с.
    9. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 2007. - 201 с.
    10.  Риск-менеджмент как инструмент контроля финансо­вых результатов деятельности компании//Финансовая газета. 2003 г. №7 (583).
    11.  Страхование предпринимательских рисков Под ред. А. И. Муравьева. СПб.: Лань, 2007.
    12.  Тэпман Л. Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ, 2008.
    13. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство. - М.: Прогресс, 2005. - 218 с.
    14.  Цветкова Е. В., Арлюкова И. О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права. Общество "Знание" С.-Петербурга и Ленинградской области,2007.
     
     
    [1] Грантуров В. М. Экономический риск, сущность, методы измерения, пути снижения. Методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2007.С.54.
    [2] Бланк И.А. Производственный менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. - С.85.
    [3] Бланк И.А. Производственный менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. - С.114.
    [4] Бланк И.А. Производственный менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. - С. 37.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Риски в сфере производственного предпринимательства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.