Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Поведенческая активность безработных

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Поведенческая активность безработных
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    13.09.2010 12:35:38
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ:
     
     
    Введение. 3
    1.Теоретические основы социальной помощи безработным 5
    1.1 Понятия безработицы, признание граждан безработными. 5
    1.2 Социальная работа среди безработных. 6
    2.   анализ активности безработных на московском рынке труда 11
    2.1 Общая картина активности безработных на московском рынке труда. 11
    2.2 Поведенческая активность безработных женщин. 14
    2.3 Факторы, влияющие на активность в поиске работы неработающих пенсионеров и людей пожилого возраста. 21
    2.4 Меры, предпринимаемые  государством в целях повышения активности неработающей молодежи. 23
    3.   Методы поиска работы.. 29
    3.1 Основные методы поиска работы в настоящее время. 29
    3.2 Источники информации при поиске работы.. 32
    заключение. 34
    список литературы: 35
    Введение  
    Проблема уменьшения количества безработных граждан на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем, как для процветающих государств, так и для развивающихся. Об этом свидетельствуют существующие практически во всех странах учреждения специализирующиеся на помощи безработным, социальные программы и пр. В нашем государстве ликвидация безработицы является одной из приоритетных программ по развитию государства, и региональные управляющие органы постоянно отчитываются о такого рода проделанной работе.
    Внимательное отношение к проблемам трудоустройства, продиктовано, если систематизировать существующие аргументы, следующими причинами:
    a) благосостояние любого государства зависит от количества работающих граждан (т.е. тех кто платит налоги и кормит тех кто не в состоянии заработать себе на жизнь);
    b) безработные являются нестабильной, потенциально криминогенной группой в обществе (у безработных более высок риск асоциального поведения);
    c) безработные - это социально не защищенные слои населения, требующие материальной помощи в виде доплат, компенсаций, и пр. (т.е. дешевле обходится борьба с безработицей, чем ее содержание).
    При наличии такого социального запроса, не удивительно, что данной проблемой занимаются многие исследователи - экономисты, политологи, правоведы, социологи и проч.
    Практика работы с безработными по программам социальной адаптации показывает, что социальная дезадаптация, вызванная безработицей, провоцирует появление у клиентов негативных психологических симптомов – неадекватной самооценки, тревожности, эмоциональной неустойчивости, импульсивности и др. Во многих случаях у безработных изменяется не только психологическое состояние, но и ухудшается психическое здоровье. Притом, чем дольше человек находится без работы, тем более усиливаются эти состояния.
    Таким образом, не вызывает сомнений, что индивид, оставшийся волей обстоятельств без работы сам живо заинтересован в том, чтобы как можно скорее обрести новое место работы в целях не только улучшения своего благосостояния, но и для сохранения собственного душевного и психического благополучия.
     Однако практика показывает, что активность безработных в попытке трудоустроиться весьма разнится в зависимости от пола, возраста, социального положения, квалификации и других факторов. Также отличаются и методы, к которым прибегают безработные в процессе поиска.
    Поэтому автору актуальным представляется изучение в процессе написания курсовой работы таких факторов, как активность людей в поиске работы в зависимости от пола и возраста, а также определение основных методов поиска работы и проведение сравнительного анализа их эффективности.
    1.Теоретические основы социальной помощи безработным 1.1 Понятия безработицы, признание граждан безработными Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.  Безработные граждане наряду с занятыми формируют рабочую силу страны[1].
    В реальной экономической жизни безработица это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
    Согласно п.1 ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые:
    -   не имеют работы и заработка (К заработку не относятся выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.);
    -   зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
    -   ищут работу и готовы приступить к ней[2].
    Безработными не могут быть признаны граждане:
    -   не достигшие 16-летнего возраста;
    -   которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
    -   отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
    -   не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, в также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
    -   осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
    -   представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными[3].
    Таким образом, безработные –   это  часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может ее найти в определенное время (на конкурентной основе)  на конкретной территории[4].
    1.2 Социальная работа среди безработных Безработица – наиболее острая проблема нашего общества. Ее последствия отрицательно влияют на всех его членов, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье.
    Политика занятости населения является неотъемлемой частью социальной политики государства. Деятельность различных учреждений и организаций по осуществлению политики занятости регламентируется законодательством Российской Федерации.
    Вывод человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе лежит в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым и сложным для него жизненным условиям, поддерживает социальный работник. Он выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные способы его существования.
    Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека.
    Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник — консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Так же проводится профессиональное консультирование. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями.
    Также в программу социальной помощи безработным в Российской Федерации входит выплата пособия по безработице.
    Пособие по безработице выплачивается безработным гражданам, зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работы. Для лиц, признанных безработными, пособие является основным источником средств существования.
    С учетом этого пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
    Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Гражданам, признанным безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными[5].
    В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный приобретает право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.
    Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленное время, но не реже двух раз в месяц.
    Пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом (ст. 33 ФЗ о занятости) стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Гражданам, имеющим указанный стаж работы, а также уволенным с военной службы пособие начисляется:
    -   в первые 3 месяца безработицы — в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца работы (службы);
    -   в следующие 4 месяца — в размере 60%;
    -   в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимальной заработной платы и не выше уровня средней заработной платы, сложившейся на территории соответствующего субъекта РФ.[6]
    По мнению автора, уменьшение размера пособия по безработице с течением времени призвано, прежде всего, подтолкнуть временно безработных граждан к более активному поиску работы.
    В соответствии с действующим законодательством гарантии для безработных граждан подразделяются на две группы:
    -   гарантии в области занятости;
    -   гарантии в области социальной поддержки.
    Таким образом,  государство гарантирует безработным гражданам:
    1.   профессиональную бесплатную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
    2.   обеспечение социальной поддержки;
    3.   компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
    4.   бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
    5.   возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
    Насколько же активны различные слои населения при поиске работы, автор и попытался выяснить в ходе написания второй главы курсового проекта.
    2. анализ активности безработных на московском рынке труда 2.1 Общая картина активности безработных на московском рынке труда Для прояснения существующей в настоящее время ситуации на московском рынке труда автором курсовой работы был проведен опрос среди безработных граждан, состоящих на учете в одной из бирж труда.
    Следует в самом начале отметить, что  85% респондентов уверяли, что  активно ищут работу, около 15% не обеспокоены своим трудоустройством и не ищут работу, а на биржу занятости их привела лишь возможность получать пособие по безработице. Однако при этом следует иметь в виду, что «профессиональных» безработных больше, чем отмечено в анкетах, однако по вполне понятным причинам они не желают афишировать свои иждивенческие мотивации. Около 70% опрошенных устроила бы постоянная работа с полным рабочим днем, доля тех, кто мог бы довольствоваться временной или сезонной работой, незначительна - примерно 5%.
    Доля респондентов в возрасте старше 50 лет составила более 14% опрошенных. Из них лишь чуть более 2% готовы досрочно выйти на пенсию.
    Немногие выразили желание и заняться предпринимательством (5,7%), индивидуальной трудовой деятельностью (2,6%) или домашним личным подсобным хозяйством (1,6%). Практически это означает, что большинство респондентов не готовы к тому, чтобы перейти в категорию самозанятых, и связывают перспективы своей трудовой деятельности с наемным трудом.
    Подавляющее большинство респондентов (36,6%) считают, что найти подходящую работу им будет трудно. Чуть более одной трети опрошенных достаточно пессимистично оценивают свои шансы: они либо почти не надеются получить подходящую работу, либо рассчитывают лишь на временные заработки. При этом только около 10% респондентов достаточно уверены в себе и не ожидают, что при трудоустройстве возникнут какие-либо серьезные проблемы. Большинство сомневающихся в себе относится к возрастным группам старше 40 лет. В среднем по трем старшим возрастным группам около 5% опрошенных рассчитывают без проблем получить достойную работу. Вместе с тем велика доля тех, кто почти не надеется получить подходящую работу, - она достигает максимума (25,6%) среди респондентов в возрасте 50-54 года.
    Достаточно велика доля временных заработков у научных работников - 25% опрошенных из данной группы. Скорее всего, это связано с возможностью дополнительных заработков помимо основной работы.
    Интересно проследить, как влияет материальное положение на оценку респондентами перспектив трудоустройства. Среди лиц с достаточно высоким уровнем благосостояния очень высока доля как тех, кто предвидит трудности различного характера при поиске новой работы, хотя и выражает уверенность в том, что сможет их преодолеть, так и тех, кто надеется без проблем получить достойную работу (16,7%). По мере снижения уровня материального благосостояния постепенно увеличивается доля тех, кто почти не рассчитывает получить подходящую работу: с 5,5% - для среднего уровня до 14,6% - с низким уровнем материального достатка и 24,5% - находящихся в бедственном материальном положении (12,2% из них рассчитывают лишь на временные заработки).
    Среди факторов, мешающих получить хорошую работу, - возраст (26,6%), отсутствие личных связей и контактов (25,3%), недостаток квалификации и профессиональных навыков (18,8%). Многим респондентам, как правило, свойственно завышать свой профессионально-квалификационный уровень и, соответственно, сетовать на возраст и отсутствие личных связей.
    Показательно, что слабое здоровье практически не рассматривается респондентами как препятствие для устройства на хорошую работу (лишь 2,3% опрошенных). Не мешает в поиске работы отсутствие информации по имеющимся вакансиям - только 5,7% отметили это как отрицательный фактор (здесь сказывается влияние возраста, данный показатель почти в два раза выше для опрошенных в возрастных группах 20-29 и 30-39 лет).
    Характерно, что женщины больше внимания уделили субъективным факторам, связанным с личностным развитием. Они несколько больше, чем мужчины, озабочены проблемой возраста (39% и 34,8% соответственно), недостатком квалификации и профессиональных навыков (29,1% и 21,9%) и незнанием иностранного языка (15,9% и 8%).
    Большинство (около 67%) согласны обучиться новой профессии, если это повысит шансы получить хорошую работу. Около 16% не готовы к таким действиям. Приблизительно столько же респондентов не смогли сформулировать свое отношение.
    Наиболее активны в отношении переобучения респонденты в возрасте 30-39 и 40-49 лет: готовность освоить новую профессию выразили соответственно 75,4% и 68,8%. Для более старших возрастных групп характерна другая картина: не хотят переучиваться 31,2% опрошенных в возрасте 50-54 лет и старше. Вместе с тем 51,9% респондентов в возрасте 50-54 лет и 36,8% в возрасте 55 лет и более готовы обучиться новой профессии. Что касается молодежи до 20 лет, то здесь самая высокая доля тех, кто еще не определился в своих действиях (24,2%).
    Мужчины в этом вопросе оказались более консервативны, чем женщины, - почти 21% мужчин не готовы к переобучению, женщин - 13%. Выразили желание обучаться новой профессии только 59,2% мужчин, в то время как доля решительных женщин составила 70%.
    Что касается социально-профессиональных предпочтений, данные линейного распределения показали явный приоритет выбора работы служащего - 65,2% опрошенных. Значительно меньшее число респондентов предпочло бы рабочие профессии (22,3%). Далее в порядке убывания следуют такие виды деятельности, как предпринимательство (7,2%) и индивидуальная трудовая деятельность (4,9%).
    Рабочие профессии выбрали бы для себя 25,9% мужчин и только 12,2% женщин. Зато гораздо больше женщин хотели бы работать служащими - 76,9% против 56,7% мужчин. В то же время предпринимательство явно привлекает мужчин больше, чем женщин: им готовы заняться 12,9% мужчин и 3,7% женщин. Примечательно, что в предпринимательстве заинтересованы прежде всего опрошенные с высоким уровнем материального положения.
    Отмеченные профессиональные предпочтения в пользу должностей служащих среди всех ищущих работу и желающих поменять ее подтверждают дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в городском хозяйстве, где в заявленных вакансиях доминируют рабочие профессии (71,4%), а в качестве безработных зарегистрировано 57,3% служащих, 34% рабочих и 8,7% впервые ищущих работу.
    Для более подробного выявления поведенческой активности безработных по полу и возрасту автором были исследованы безработные женщины, безработные пожилого возраста и молодежь.
    2.2 Поведенческая активность безработных женщин  
    Среди исследуемых – женщины, разное время не имеющие работы, разного возраста, профессий и образования, с различным жизненным опытом, разными характерами, разными причинами потери работы. Даже с учетом того, что все эти женщины уже сделали активный шаг, чтобы изменить свое положение – пошли учиться, их ожидания и поведение в связи с учебой и перспективой трудоустройства, дальнейшей работы отличаются. Наряду с присущими женщинам эмоциональностью, чувствительностью и демонстративностью определяются два стратегических подхода к решению жизненных проблем: активный и пассивный.
    По признаку активности среди обследованных безработных женщин можно выделить несколько групп. По типу темперамента в группе с низким уровнем активности большинство составляют меланхолики и флегматики. Холериков в этой группе не выявлено. У флегматиков этот показатель незначительный за счет очень низкой гипертимности при среднем уровне депрессивности, а у меланхоликов – за счет высокого уровня депрессивности. В группе с высоким уровнем активности преобладают холерики и сангвиники.
    Таким образом, были выведены наиболее яркие портреты современной безработной женщины, на особенности которых и хотелось бы деле обратить внимание.
    Портрет № 1. Меланхолик с низким уровнем активности:
    О.Н., 28 лет, образование среднее специальное, замужем, ребенок 6 лет. Без работы после рождения ребенка. В службе занятости состоит на учете 9 месяцев, обратилась, «чтобы получить работу», переобучение предложили специалисты службы занятости. Самостоятельным трудоустройством практически не занималась, «потому что все равно нигде работы нет, неудобно беспокоить людей». Очень обеспокоена, найдет ли работу, так как рассчитывает на трудоустройство по окончании курсов, но поисками работы в настоящий момент не занимается.
    По темпераменту меланхолик, очень эмоциональна, легко увлекается, но активность зависит от эмоционального состояния, легко отказывается от деятельности, если нет немедленного результата: «все равно ничего не получится: я невезучая». Одновременно проявляется склонность к амнистированию своих недостатков и высоким требованиям к окружающим, а при любой неудаче – к самообвинению. Трудности объясняет обстоятельствами и своей «невезучестью». В ходе беседы с большим трудом признает свои сильные стороны, фиксируясь на недостатках: «Все равно это никому не нужно». Степень удовлетворенности всех основных жизненных потребностей оценивает очень низко. Ориентирована на семью и отношения с близкими.
    Портрет № 2. Меланхолик с низким уровнем активности:
    Т.В., 43 года, замужем, имеет взрослого сына. Образование высшее (инженер). Безработная 10 месяцев, уволена по сокращению, перед сокращением несколько месяцев работала в режиме неполной рабочей недели. На переобучение пошла после безуспешных попыток трудоустройства по специальности. Настроена пессимистично, поисками работы в настоящее время не занимается, мотивируя тем, что целый день на занятиях. Самооценка очень низкая, признает свои сильные стороны, но «эти качества сейчас не нужны». Самое большое затруднение в поиске работы – необходимость самой говорить о себе хорошее: «Неприлично хвалить себя, пусть люди оценят». Склонна к оценочным суждениям, жесткие внутренние установки. Чувствует себя дискомфортно, если приходится поступать «как не принято». По темпераменту меланхолик, тревожно-мнительная. Эмоциональность, демонстративность снижены.
    Уровень активности низкий за счет высокой депрессивности, очень низка уверенность в собственных силах в сочетании с повышенным чувством ответственности. Ориентирована на семью, на социально одобряемое поведение. Степень удовлетворенности материальных потребностей низкая, остальных – средняя.
    Портрет № 3. Меланхолик с низким уровнем активности:
    В.Т., 39 лет, незамужем, детей нет. Образование среднее специальное, работу потеряла в связи с закрытием предприятия (работала не по специальности), безработная 1 месяц. Надеется на трудоустройство с помощью службы занятости после окончания учебы. Технологию трудоустройства теоретически знает, завидует тем, «кто так может», но самой применить эти знания «как-то неудобно», «я не такая».
    По типу темперамента меланхолик, активность отрицательная за счет высокой депрессивности. Эмоциональность высокая, но настроение неустойчиво, резко колеблется. Самооценка низкая. Причину своих трудностей видит в неблагоприятном стечении обстоятельств, которые мешают реализовать свои способности. Очень нуждается в одобрении, ориентирована на отношения, социально одобряемое поведение: воспитанность, сдержанность, образованность. Заинтересована в профессиональной реализации, но достаточной активности не проявляет.
    Выводы: Во всех трех случаях (портреты № 1–3) для представительниц этой наиболее проблемной группы характерна пассивная форма адаптации. Перспектива успешной адаптации без помощи – сомнительна. Они больше, чем остальные группы, нуждаются в помощи и в большем ее объеме. Кроме навыков трудоустройства, самопрезентации и общения необходимо снижение уровня психоэмоциональной напряженности, формирование позитивного мышления и адекватной оценки своих возможностей, планирование деятельности с обязательной фиксацией на положительных результатах, развитие навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.
    Портрет № 4. Флегматик с низким уровнем активности:
    О.Л., 43 года, замужем, двое детей, образование среднее специальное, работала мастером на заводе, потеряла работу в связи с переездом, стаж безработицы 9 месяцев. По темпераменту флегматик. Пассивна, склонна скорее подождать подходящих обстоятельств, чем проявить активность. Свое положение воспринимает достаточно спокойно, надеясь на трудоустройство по окончании учебы. Отмечается стремление скрыть свои недостатки, сохранить сформированный привычный образ, жесткие внутренние установки, нетерпимость к недостаткам других людей. По ценностям ориентирована на семью, отношения с близкими людьми и материальное благополучие, на социально одобряемые формы поведения: воспитанность, самоконтроль. Трудности объясняет сложившимися обстоятельствами и недостатками окружающих.
    Портрет № 5. Флегматик с низким уровнем активности:
    К.О., 29 лет, образование среднее, замужем, двое детей дошкольного возраста. Не работала несколько лет, занимаясь уходом за детьми и имея случайные заработки. В службу занятости обратилась с целью получить специальность, статус безработной имеет 2 месяца.
    Типичный флегматик, уравновешена, спокойна, медлительна, обстоятельна, аккуратна. Не напряжена, уровень тревожности низкий. Также не склонна проявлять активность, полагаясь на стечение обстоятельств. Трудности объясняет прежде всего материальными затруднениями: «Были бы деньги, все будет хорошо». Ориентирована на семью и детей, на материальное благополучие.
    Выводы: В данном случае, как и в предыдущем (портреты № 4, 5), низкая активность снижает способность к адаптации. Для успешной адаптации необходима реальная оценка ситуации и своих возможностей, активизация, планирование своей деятельности и выполнение этих планов, развитие навыков трудоустройства и самопрезентации, коммуникативных навыков.
    Портрет № 6. Холерик с высоким уровнем активности:
    Л.К., 42 года, образование высшее (технолог), замужем, ребенок 8 лет, уволилась с работы из-за длительных задержек зарплаты 12 месяцев назад. Занималась воспитанием ребенка и имела случайные заработки. Работу ищет постоянно по различным каналам. На переобучение пошла, чтобы получить современную специальность и овладеть навыками трудоустройства. В то же время надеется, что дадут готовый «рецепт успеха», недовольна, что нет единой «правильной» схемы поведения для всех случаев. В трудоустройстве рассчитывает на себя и счастливый случай.
    По темпераменту холерик, с очень высокой эмоциональностью и активностью. Подвижная, возбудимая, увлекающаяся. Наибольшая трудность в трудоустройстве и в общении с людьми – нетерпеливость, неумение подождать результата, чрезмерная активность, стремление делать все самой, обесценивая роль окружающих. Самооценка высокая, есть склонность к амнистированию своих недостатков. Проблемы видит в окружающих людях и обстоятельствах. Ориентирована на семью и материальное благополучие, предпочитает активные способы поведения.
    Портрет № 7. Холерик с высоким уровнем активности:
    А.К., 32 года, замужем, мать троих детей 12, 10 и 4 лет. Образование высшее (инженер). Не работала после рождения младшего ребенка. На учете в службе занятости состоит 6 месяцев, на учебу пошла «попробовать свои силы в новой специальности», так как ее прежняя специальность на рынке труда не востребована. Во время учебы активно занимается поисками работы, используя навыки, полученные в Клубе ищущих работу.
    По темпераменту ярко выраженный холерик, очень энергична и активна, «все схватывает на лету», речь быстрая. Высокая эмоциональность и экзальтация. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой и легко возвращается к прерванной работе. Вообще все делает очень быстро, сохраняя при этом высокую работоспособность. Ее очень раздражает, что большинство окружающих не могут общаться и работать в таком темпе. Считает, что люди «не хотят или не умеют делать правильно». Активные попытки переделать их по-своему приводят к конфликтам, причины которых А.К. непонятны. Раздражительность и нетерпеливость считает основными своими проблемами, хотела бы усовершенствовать навыки общения и взаимодействия с людьми. Самооценка высокая. Есть тенденция «слишком много брать на себя», чрезмерная ответственность. Ориентирована на профессиональный и личностный рост, считает, что для того, чтобы по-настоящему воспитывать детей, «надо самой быть личностью». Степень удовлетворенности жизненных потребностей – средняя.
    Выводы: В этих случаях (портреты № 6, 7) очень высокая активность снижает способность к адаптации. Овладение навыками регуляции эмоционального состояния, совершенствование навыков общения, планирование деятельности с четким определением цели и сосредоточением на результате помогут избежать чрезмерной, но неэффективной деятельности и конфликтов и будут способствовать успешной адаптации.
    Портрет № 8. Холерик с высоким уровнем активности:
    М.А., 36 лет, разведена, имеет дочь 18 лет. Образование среднее специальное. Постоянной работы не имеет 3 года, выполняла разовую работу по договору в разных организациях, работала рекламным агентом. На учете в службе занятости состоит 3 месяца, на обучение новой специальности пошла, найдя конкретное рабочее место. Мотивация к учебе и трудоустройству высокая, на занятиях активна. Поддерживает контакт с фирмой, в которой собирается работать.
    По темпераменту холерик, уровень активности высокий, депрессивность низкая. Личностная тревожность умеренная, уровень стресса средний. Эмоциональна, энергична, уверена в себе. Самооценка высокая. Основные трудности видит в своей возбудимости, несдержанности, нетерпеливости, хочет научиться лучше управлять своим состоянием. Ориентирована на отношения с людьми, на профессиональный рост. Перспективы адаптации хорошие.
    Портрет № 9. Сангвиник с высоким уровнем активности:
    Л.О., 24 года, замужем, ребенку 3 года. Образование среднее специальное, экономист. После окончания техникума не работала в связи с рождением ребенка. Имеет статус безработной 3 месяца, учится на новую специальность под конкретное рабочее место, которое нашла, используя рекомендации профконсультанта службы занятости.
    По темпераменту сангвиник, высокий уровень активности, эмоциональность средняя. Уровень стресса высокий, 300 баллов, но личностная тревожность низкая. Энергична, уравновешена, уверена в себе. Самооценка высокая. Степень удовлетворенности материальных потребностей низкая, остальных – средняя. Ориентирована на профессиональный рост и материальное благополучие. Перспективы адаптации хорошие.
    Портрет № 10. Меланхолик с высоким уровнем активности:
    В.В., 40 лет, образование высшее. Разведена, имеет двоих детей 20 и 13 лет. Работу потеряла в связи с переездом на новое место жительства. Безработная 12 месяцев, имеет разовые заработки (сетевой многоуровневый маркетинг). Ищет работу, но при нескольких неудачных попытках вообще отказывается от того или иного способа поиска (например, от звонков по объявлениям): «Я это уже пробовала». Навыками трудоустройства владеет, но испытывает сильнейшее напряжение при собеседовании, как и в любой ситуации оценки.
    Высокая эмоциональность, демонстративность, экзальтация. Самооценка неустойчива. Высока противоречивость побуждений. Склонность к самообвинению при неудачах сочетается с высокой степенью самопринятия: «Ничего не поделаешь, я такая есть». Степень удовлетворенности основных жизненных потребностей низкая. Ориентирована на отношения с близкими и материальное благополучие.
    Выводы: Можно сказать, люди данного типа темперамента (портрет № 10) платят очень дорогую цену (психологически), поддерживая высокий уровень активности. Перспектива без помощи – сомнительна. Для успешной адаптации особенно важно уменьшение психоэмоциональной напряженности, овладение навыками саморегуляции, позитивного мышления, совершенствование коммуникативных навыков, тщательное планирование деятельности и адекватная оценка своих возможностей.
    2.3 Факторы, влияющие на активность в поиске работы неработающих пенсионеров и людей пожилого возраста В условиях сегодняшней социально-экономической ситуации в России продолжение профессиональной деятельности для представителей пожилого возраста является практически единственным способом улучшения их материального благосостояния. Однако положение современных пожилых людей на рынке труда даже на первый взгляд выглядит удручающим. В последнее десятилетие численность работающих людей, перешагнувших пенсионный рубеж, значительно сократилась. К примеру с 1993 по 2005 год количество работающих пенсионеров снизилось на 24,4 % [7]]. В результате, согласно данным ВЦИОМ, в 1997 году доля людей, продолжающих трудовую деятельность среди пенсионеров по старости, составила 12 %.
    Если раньше, в доперестроечное время, большая часть людей, достигших пенсионного возраста, продолжала трудовую деятельность, то сегодня для многих российских пенсионеров это вряд ли представляется возможным. «Пожилые люди должны оставить работу, освободив место молодым», – такой девиз стал господствующим в кадровой политике подавляющего большинства предприятий и организаций. Сами же пожилые люди, как показывают результаты многочисленных исследований, в основном не разделяют этого мнения. Так, согласно данным, одним из самых распространенных представлений о старости является то, что пожилой человек должен непременно уйти на пенсию, оставив работу. При этом подчеркивается, что именно данный стереотип вызывает наибольшее негодование и несогласие среди представителей старшего поколения[8]
    Лишь 9 % опрошенных пенсионеров  с радостью восприняли прекращение работы как избавление от надоевшей, неприятной обязанности. Тогда как 70 % респондентов заявили, что прекращение профессиональной деятельности – вынужденный поступок, так как они получали удовольствие от работы. Кроме того, в рамках этого же исследования, в группе респондентов 60–69 лет 40 % мужчин и 25 % женщин сообщили о своем желании продолжать трудовую деятельность.
    Здесь нельзя не отметить тесной связи уровня образования пожилого человека и его стремления к занятости. Так, среди пенсионеров, имеющих высшее образование, продолжают активно искать  работу 35 %, среди имеющих среднее профессиональное образование – 24 %, среднее общее и незаконченное среднее образование – 15 % и 11 % соответственно. Такое различие в активности стремления к продолжению трудовой деятельности в подгруппах с различным уровнем образования не случайно. Как правило, человек, всю жизнь проработавший на производстве с тяжелыми, а зачастую и вредными условиями труда, перспективу ухода на пенсию считает для себя благом. К примеру, пожилые женщины, покидая производство, практически не испытывают негативных эмоций.
    Совершенно иная ситуация складывается при приближении пенсионного возраста у образованных людей, привыкших к умственному труду. Такие люди гораздо тяжелее переносят потерю прежнего статуса. Ведь образование, как правило, дает возможность человеку занимать более ответственные, но в то же время престижные, должности. Кроме того, следует подчеркнуть, что занимаясь на протяжении всей жизни умственным трудом, человек «тренирует» свой мозг. Так что, оставляя работу, образованный пожилой человек теряет прежний социальный статус, его мозг лишается привычного умственного напряжения, материальное благосостояние ухудшается, что влечет за собой изменение положения в собственной семье. Поэтому не редки случаи, когда индивид, привыкший брать на себя ответственность, ощущать себя нужным обществу и семье, оставшись без любимой работы, не может этого пережить и прикладывает большие усилия к поиску какого – либо дела, способного исправить сложившуюся ситуацию.
    Здесь также стоит отметить, что в последнее время, несмотря на общий негативный настрой современных руководителей к работе в их организациях пожилых сотрудников, некоторые главы крупных российских предприятий демонстрируют значительно более лояльную позицию по отношению к работникам третьего возраста. Следует отметить, что некоторые руководители всегда заявляли об огромной роли опытных работников для производственного процесса.
    2.4 Меры, предпринимаемые  государством в целях повышения активности неработающей молодежи  
    Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность — источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.
    Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются устроиться на работу, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.
    Уровень активности молодежи в поиске работы систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн. человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике[9].
    Различные выплаты и пособия по безработице - это не единственно возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.
    В число первоочередных задач для ближайшей перспективы следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.
    В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них - создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет внедрения современных обучающих программ, которые позволят им легче адаптироваться к рыночным отношениям.
    Основные направления мер, которые могут быть предусмотрены на ближайшие годы, должны отвечать одному общему требованию — максимально содействовать включению молодежи в трудовую деятельность в сфере официальной экономики. Применительно к молодежи уже сейчас должна претворяться в жизнь в полной мере активная политика содействия занятости. Она, как известно, включает широкий спектр мер, применяемых во всем мире.
    Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков и низкую активность со стороны последних в процессе поиска работы, территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:
    -   квотирование и создание (с участием службы занятости) рабочих мест;
    -   организация при областных центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости;
    -   организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;
    -   увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
    -   организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, общественных работ в сельском хозяйстве, торговле, а также в различных фондах и общественных организациях.
    В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы переподготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д[10].
    Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.
    Государство из года в год закладывает в бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно.
    Не имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 млн.), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарушителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности.
    Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система, профессионального начального образования. Недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Государству необходимо разработать программы по реабилитации системы профессионального начального образования, поскольку стоимость содержания безработного превышает содержание учащихся.
    Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также весьма сложной проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т. д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений, и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый мало оплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.
    Основная сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду.
    Опасность последствий незанятости молодежи и подростков обусловливает необходимость активизации политики содействия занятости этой категории слабо защищенных безработных граждан. Лучшая форма социальной защиты молодежи - профессиональный труд. Нельзя допускать формирования иждивенческой ориентации на существование за счет пособий и материальной помощи. Овладение трудовыми и профессиональными навыками повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
    Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что сегодня молодежь остро нуждается в социальной поддержке в области трудоустройства.
    3. Методы поиска работы 3.1 Основные методы поиска работы в настоящее время  
    Можно выделить несколько методов поиска работы, которые используют большинство людей. Тот или иной человек может применять сразу два-три метода, но большинство людей предпочитают какой-то один метод.
    Методы поиска работы можно разделить на 4 типа, которые различаются по характеру активности человека и по источнику средств, с помощью которых ведется поиск:
    1.   самостоятельный поиск с использованием информации, получаемой из газет, радио, ТВ, путем ответа на рекламные объявления;
    2.   случайный поиск, который заключается в непосредственном обращении к работодателю;
    3.   с помощью круга близких людей (родственников, друзей, знакомых, бывших коллег), т.е. чрез неформальные социальные связи;
    4.   с помощью специализированных государственных и частных организаций по трудоустройству (службы занятости, агентства по трудоустройству, клубы безработных и т.п.), т.е. путем установления формальных связей.
    Вот уже третий год лидируют неофициальные методы поиска: наиболее популярный ответ – «С помощью друзей и знакомых» (27,24%)[11].
    На втором месте – поиск работы через печатные СМИ (20,52%), на третьем – прямое обращение к работодателю (19,5%)[12].
    Помощью рекрутинговых компаний при поиске работы пока что пользуется относительно небольшое количество людей. К рекрутерам предпочитают обращаться всего около 7% опрошенных, однако, по прогнозам Kelly Services, уже в ближайшем будущем можно ожидать значительного увеличения числа кандидатов, пользующихся услугами профессионалов в сфере рекрутмента.
    Также следует отметить активность самих компаний-работодателей, которые теперь сами занимаются «охотой за головами» и обращаются к соискателям напрямую (1,65%) – в исследовании 2004 года такой ответ отсутствовал в принципе[13].
    Интересные различия в методах поиска работы проявились при анализе места жительства кандидатов: так, если в Москве и Санкт-Петербурге лидирует поиск работы через знакомых (28,03% и 29,04% соответственно), то в регионах кандидаты предпочитают обращаться к работодателям напрямую (25,06%)[14].
    В провинции причина столь активного подхода к поиску работы, по мнению специалистов агентства, связана, скорее всего, с тем, что в менее крупных городах представлено небольшое количество компаний одной сферы деятельности. В связи с этим кандидаты в большинстве своем знают, в какой именно компании они хотят работать, и обращаются туда самостоятельно.
    Интересно и то, что респонденты в Санкт-Петербурге больше доверяют печатному слову – именно поиск работы через объявления в СМИ соискатели поставили на второе место (27,25%).
    В регионах процент приглашения кандидатов на работу самими компаниями выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге – 2,98% против 1,15% в Санкт-Петербурге и 0,5% в Москве[15].
    Помимо уже названных лидирующих методов поиска работы, интересно отметить особенности в рамках каждой возрастной категории соискателей. Так, в возрасте 18–25 лет 1,18% кандидатов находят работу через вуз или в результате прохождения практики в компании. В период между 26 и 33 годами повышается процент прямых предложений со стороны работодателя. Вероятнее всего, это связано с тем, что к этому возрасту специалисты уже успевают набраться опыта и, в отличие от недавних студентов, становятся более интересны работодателю,.
    Метод поиска работы через друзей и знакомых достигает своего пикового значения в возрасте 34–45 лет, когда специалисты приобретают широкий круг связей. Интересно, что для кандидатов старше 45 лет на первом месте стоит поиск через объявления в печатных СМИ.
    Мужчины, по данным исследования, более активно ищут работу самостоятельно, обращаясь напрямую к работодателю или через агентство и меньше – к друзьям и знакомым.
    Наиболее примечательные отличия в методах поиска работы видны при анализе сферы деятельности респондентов.
    Так, через агентство наиболее активно ищут работу кандидаты, занятые в сфере маркетинга, рекламы или PR (12,47%).
    Рекламные объявления в газете наиболее эффективны для привлечения кандидатов в сферу обслуживания (36,88%), на производство (29,84%) и в продажи (22,97%).
    Самые активные соискатели работают в маркетинге, рекламе и PR – среди них наибольший процент людей обращается напрямую к работодателю (26,75%).
    С помощью друзей и знакомых трудоустраиваются в основном юристы (36,59%) и финансисты (32%) – вероятно, вследствие того, что это относительно закрытые сферы, куда довольно тяжело попасть, что называется, «с улицы».
    В поиске работы через Интернет лидируют специалисты по информационным технологиям (34,88%), что неудивительно, принимая во внимание сферу деятельности этой категории сотрудников.
    3.2 Источники информации при поиске работы  
    Одним из наиболее важных моментов в планах поиска работы является знание источников информации. Необходимо ясно представлять все возможные источники информации, степень их полноты и достоверности, а также легкость и полноту получения информации.
    Есть общеизвестные, традиционные источники, такие как газеты, телевидение, радио, но есть немало и редко используемых, но от этого не менее эффективных источников.
    Нетрадиционными источниками информации могут выступать следующие:
    1.   Информация о компаниях, фирмах, государственных организациях, которая готовится ими самими и распространяется по торговой сети. Сюда входят разнообразные справочники о фирмах, в том числе и рекламные буклеты, информация в журналах, которая носит характер интервью; это также могут быть ежегодные отчеты, публикуемые компаниями, журналы, издаваемые ими, а также информационные бюллетени ассоциации работодателей. Вся эта информация бывает, как правило, доступной: ее можно купить в книжных киосках и магазинах.
    2.   Офисы местной районной администрации - это также источник информации о ситуации на рынке труда, не стоит пренебрегать таким источником.
    3.   Специализированная информация. Сюда входят различные руководства по поиску работы, издания о работе за границей. Не пренебрегайте информацией о различных курсах обучения, переквалификации, каналам по которым можете узнать о стипендиях или другого рода помощи, которую может получить специалист, потерявший работу.
    4.   Информация о скрытых вакансиях. Следует иметь в виду и такую возможность, что некоторые вакансии никогда не рекламируются (нередко они-то и представляют для Вас наибольшую ценность). Обращайте внимания, например, на такие сообщения в прессе, как расширение фирмы, ее переезд на новое место (изменение адреса), появление у организации сразу нескольких вакансий по специальностям, которые Вам не подходят. Скрытые вакансии можно выявить и по слухам, анализируя случайную информацию, полученную на улице, при посещении других фирм.
    5.   Библиотеки. Сейчас в библиотеках можно найти справочники, которые могут дать информацию о вакансиях. В каждой библиотеке имеется справочный отдел, где Вам помогут получить самую разную информацию.
    6.   Интернет. Самым современным источником информации по любым вопросам, в том числе и по поиску работы является Интернет. Найти и просмотреть сайты с предложениями работы, а также оставить информацию о себе для работодателей можно в Интернет-салонах.
    заключение Одним из основных условий социально-психологической адаптации безработных является преодоление установки на социально-экономическую зависимость, готовность человека принять личную ответственность за свое жизнеобеспечение. Это предполагает активную форму социально-психологической адаптации, когда человек стремится к активному воздействию на окружающую среду с целью ее изменения, готов к активному самоизменению, личностному и профессиональному самосовершенствованию. Обучение новой профессии является важнейшим фактором повышения адаптивности, но все же не гарантией успеха: пассивно-зависимая, социально-инфантильная личность имеет мало шансов в современных рыночных условиях. В выборе жизненной стратегии и формы адаптации важную роль играют личностные особенности человека, его эмоциональное состояние, ценностные ориентации и потребности.
    В курсовой работе были рассмотрены различные социальные слои населения и выявлена их поведенческая активность при поиске работы.
    Однородного портрета не получилось, и это закономерно. Есть люди с различным уровнем адаптивности, с преобладанием активной или пассивной формы адаптации, в большей или меньшей степени нуждающиеся в помощи. Содержание и объем этой помощи различны в зависимости от индивидуальных психологических особенностей, но цель ее одна – успешная социально-психологическая адаптация безработных граждан.
    список литературы:  
    1.   Закон РФ « Озанятости населения в Российской Федерации»
    2.   Государственная программа «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации в 1999 -2009 г.г.»
    3.   Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. М., 2002-2006. № 8.
    4.   Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
    5.   Бреев Б. Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 2006. № 2.
    6.   Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: «Феникс», 2001.
    7.   Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2007. № Cаралиева З. М., Балабанов С. С. Пожилой человек в центральной России // Социологические исследования. 2008. № 12.
    8.   Липатова М. Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом // Социологические исследования. 2003. № 12
    9.   Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку // Общество и экономика. – 2004. — №10.
    10. Рыкова Е. А. и др. Технология поиска работы – М.: Профобр Издат, 2003.
    11. Социальная работа /Под общей редакцией В. И. Курбатова: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
     
    [1] Рыкова Е. А. и др. Технология поиска работы – М.: Профобр Издат, 2003.
     
    [2] Закон РФ « О занятости населения в Российской Федерации»
     
    [3] Закон РФ « О занятости населения в Российской Федерации»
    [4] Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
    [5] Социальная работа /Под общей редакцией В. И. Курбатова: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
     
    [6] Социальная работа /Под общей редакцией В. И. Курбатова: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
     
    [7] Бреев Б. Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 63.
     
    . [8] Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 75
     
    [9] Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку // Общество и экономика. – 2004. — №10.
     
    [10] Государственная программа «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации в 1999 -2009 г.г.»
     
    [11] Исследование рекрутинговго агентства « Super job» 2004, 2007 г.г.
    [12] Там же
    [13] Исследование рекрутинговго агентства « Super job» 2004, 2007 г.г.
     
    [14] Там же
    [15] Там же
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Поведенческая активность безработных ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.