Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Hазвитие франкской сельской общины на основании Салической Правды

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Hазвитие франкской сельской общины на основании Салической Правды
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    14.09.2010 11:32:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
     
    Оглавление
     
     
     
     
     
     
    Введение
    2-3
      Глава 1
     
    Формирование феодального общества у франков. Возникновение Салической правды.
     
    4-7
    Глава 2
     
    Имущественные отношения у франков. Аллод и собственность.
    8-11
      Глава 3
    Изменения в общинном строе франков. Семейно-брачные и договорные отношения.
    12-15
    Глава 4
    Социальная структура франкского общества в свете уголовно-процессуальных норм Салической правды.
    16-19
     
    Заключение
    20-21
     
    Библиография
    22
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     Данная работа посвящена изучению  процесса развития социально-экономических отношений у франков, на основе  Салической  правды,  крупнейшего памятником из  законодательных актов варварских правд.  Статьи  Салической  правды  дошли  до  нас  в большом  количестве  и  практически  не  утратили своего первоначального значения.
    Салическая  правда  (Lex Salica)  является  записью  древних
    судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории
    Римской Галлии  и  создавших  в V - VI вв. самое крупное варварское
    королевство в Западной Европе. Салическая правда - не
    единственный сборник  варварских законов  и  по времени записи их
    даже  не  самый древний.  Но  этот  сборник - наиболее  полный,
    дошедший  до  нас  во многих списках  и вариантах более раннего и
    более  позднего  времени  и по содержанию отличающийся наибольшей
    архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризирован-
    ного  латинского  языка  да счета на римские солиды и денарии, по
    существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется.  Перед
    нами  выступает  древнее  германское право,  некоторыми  деталями
    прямо напоминающее черты быта и нравов,  существовавшие у древних
    германцев  еще  за  несколько сот  лет  до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.
    «Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай») народного права - VI-IX века.
    Актуальность выбранной темы определяется существенной ролью в развитии западноевропейской цивилизации, которую сыграло франкское государство в период раннего средневековья.
    Целью данной работы является анализ социально-экономического своеобразия франкского общества в переходный период от родового строя к раннефеодальному  в условиях существенного древнеримского культурного влияния.
    В настоящей работе ставятся следующие задачи:
    - анализ причин формирования особенностей социально-экономического строя франков в конкретных исторических условиях
    - рассмотрение наиболее важных направлений развития общественных институтов варваров в переходный период к раннефеодальному обществу.
    Предметом исследования в данной работе являются развитие франкско сельской общины на основании Салической Правды[1].
    В ходе работы были использованы труды ряда отечественных и Считаю необходимым особо выделить первый том «Истории крестьянства в Европе» под редакцией З.В. Удальцовой[2]. В работе содержатся обширные разделы, посвященные развитию аграрного строя и эволюции общественного строя варваров с точки зрения тесной взаимосвязи с особенностями социально-экономического развития древнеримского рабовладельческого общества.
    Из работ, посвященных отдельным социально-экономического развития франкского общества считаю необходимым отметить работы Жидкова О.А., Неусыхина А.И., Черниловского З.М.[3]
     
     
    Глава I
    Формирование феодального общества у франков.
    Возникновение Салической правды.
    «Варварскими правдами»   называют   обыкновенно   раннефеодальные
    юридические кодификации германских  народов - записи  их  обычного  права. Наиболее известна Салическая  правда  (по  точному  названию  -  “Салический закон” - Lex Salica). Временем ее  возникновения  принято  считать  конец  V столетия - момент расселения  франков  на  завоеванных  землях.  Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом  жизни и быта обыкновенной франкской деревни. 
    Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул - на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам за всевозможные кражи. Встречались в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. п. В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». (L Sal.,XXIX)[4]
     Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная  часть  Галлии.  Образование  нового государства  сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма,  становлением  новых  отношений  собственности  и  формированием новых классов.
    После расселения в завоеванных провинциях Римской империи рядовые свободные германские соплеменники стали превращаться в крестьян. Несмотря на то, что и на старых землях внутри Германии они с давних времен занимались оседлым земледелием и скотоводством, до Великих переселений крестьянами, непосредственными производителями, поглощенными хозяйством, они еще не являлись. Наряду с хозяйственной деятельностью они вели жизнь воинов, принимали участие в управлении и суде. Вещи, найденные в германских кладах и погребениях, очень часто представляли собой добычу, захваченную во время войн и грабительских набегов, и слова Тацита о том, что варвары предпочитают добывать себе нужное пролитием крови, а не пота, не пустая риторика. Общая картина, вырисовывающаяся при чтении «Германии»: неторопливые сборы на народные сходки, отнимающие подчас несколько дней; толпы («сотни»), следующие за старейшинами; непробудное пьянство на долгих пирах; оружие, с которым германцы никогда не расстаются; тяга молодежи в дружины; склонность отдавать сну не только ночь, но и часть дня; наконец, особенности германцев, которые поражали сторонних наблюдателей, а именно - большая выносли­вость в ратных делах и неприспособленность к труду и напряженной деятельности свидетельствует о том, что перед нами отнюдь не крестьянское общество[5].
     Сколь разителен контраст между этой картиной и тем, что выступает на первый план в древнейших записях обычного права германцев - варварских Правдах.  Главное содержание судебников  - охрана имущест­ва и личной неприкосновенности домохозяев, их усадеб, домов, скота, ра­бов,  движимости.  Средоточием их хозяйственной  и  социальной  жизни являются усадьба и дом, и они явственно доминируют в сознании герман­ца. Преступления, совершенные против него внутри ограды его усадьбы и тем более в доме, караются особенно сурово (L Sal., I, 2; VII, 3, 8;  VIII1; XI 3,  5; XIII, 5; XIV,1,2)[6]; изгороди, отделяющие его хозяйство от внешнего мира, неприкосновенны (L Sal., IX, 2; XXXIV,1); лица, проживающие в его усадьбе, составляют ли они его семью или принадлежат ему в качестве зависимых рабов, находятся под его покровительством и он несет за них ответственность (L Sal., XIII, XV,XXIV, XXV, XXXV); человек, который должен уплатить вергельд, но вынужден в силу своей имущественной несостоятельности переложить эту обязанность на родственников, бросает горсть земли, стоя на пороге своего жилища, и затем прыгает через плетень, что, видимо, символизировало его отказ от дома, двора и имущества (L Sal., LVIII),
    В варварских Правдах крупное землевладение не находит адекватного или вовсе никакого (как в Салической правде) отражения. Однако необходимо иметь в виду, что эти судебники, предназначенные главным образом для регулирования пра­воотношений в среде рядовых соплеменников, к тому же преимущественно только спорных или неясных казусов, но не бесспорных норм, затрагивают отдельные аспек­ты жизни германцев, расселившихся в римской провинции, и не могут дать всесто­ронней картины общества в целом.
    В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не  было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти  начали  междоусобную войну, которая продолжалась  с  небольшими  перерывами  более  ста  лет. Но именно  в  этот  период  произошло  формирование  новых  социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли  практиковали  широкую раздачу  земли.  Подаренные  земли становились  наследственной  и  свободно отчуждаемой собственностью  (аллодом). Постепенно  происходило  превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.
    Важные  изменения  происходили  и  в  среде  крестьянства. В марке
    (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на  землю (аллод). Активизировался   процесс   имущественного   расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось  наступлением феодалов  на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария  и коммендации. Прекарием назывался договор, по  которому  феодал  предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения  определенных  повинностей, формально этот договор  не  устанавливал  личной  зависимости,  но  создавал благоприятные условия,
    Коммендация означала передачу себя под  покровительство  феодала.  Она
    предусматривала  передачу  господину  права собственности на землю с
    последующим  ее  возвращением в виде держания, установление личной зависимости "слабого" от своего патрона  и  выполнение  в  его  пользу  ряда повинностей.
    В дополнениях к «Салической правде» сообщается об обедневших и совсем разорившихся франках, которые были уже не в состоянии заплатить наложенные на них штрафы и бродили по лесам, как бродяги и разбойники. Процесс исчезновения свободного крестьянства во Франкском государстве проходил далеко не одинаково в разных областях. Наиболее интенсивно он шел в западной части королевства - Нейстрии, отчасти на юго-востоке - в Бургундии, гораздо слабее - в северо-восточных округах - Австразии. Здесь дольше сохранялись родовые - общинные отношения. В Австразии крестьянин продолжал играть ведущую политическую роль вплоть до VIII века.
    Источником права в этот период является обычай. В период V-IX  вв.  на территории Франкского государства происходит запись обычаев  племен  в  виде так  называемых  "варварских  правд".  Помимо Салической создаются так же  Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и другие правды. В 802 г. по  приказу  Карла  Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших  к тому времени записей обычного права.
    С  возрастанием  королевской власти монархи начинают создавать
    законодательные  постановления  - капитулярии, имевшие общеобязательное значение.  К  источникам  раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы.  Иммунитетные  грамоты,  выдаваемые  королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной,  финансовой  и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.
    Формулы  представляли  собой  образцы  грамот,  договоров и других
    официальных документов.
    Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху.  На местах большинство  дел  рассматривалось  в  «судах  сотен»,  но  постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов.
    На ранних этапах развития феодального государства армия не  отделялась
    от народа. Это было  народное  ополчение,  принимавшее  активное  участие  в политической жизни. В конце  V - начале  VI  века  она  ещё  строилась  на
    племенной основе. Устранение вооружённого  народа  от  дел  управления  было прямым следствием крушения племенной основы франкской армии,  пополняемой  в VII веке гало-римлянами, свободными  прекаристами.  На  военную  организацию франков оказывали влияние римские учреждения. Так, были введены  гарнизонная служба, подчинение военных отрядов  местным  должностным  лицам,  назначение королем командиров-тысячников, сотников.
    По мере становления феодальных отношений не  только  должностные  лица короля предводительствовали в  ополчении,  но  и  крупные  землевладельцы-сеньоры. Впоследствии военные отряды приводил с собой сеньор.
    Постепенно на протяжении  VIII,  IX,  X  столетий  в  империи  франков
    сформировалось военное сословие всадников. Они  назывались  рыцарями  или  у французов - шевалье, единственным их занятием была служба своему  сеньору  и война.
    Военная служба стала неотделимой от земельной собственности. Одним  из показателей победы феодальных отношений и явилось то, что  высшая  власть  в военном деле и в  суде  стала  атрибутом,  то  есть  существенным  свойством земельной собственности.
    В начале IX века, после  смерти  Карла  Великого,  франкская  монархия
    прекращает  свое  существование  и  распадается на ряд самостоятельных
    государств.
     
     
    Глава II
    Имущественные отношения у франков. Аллод и собственность.
    Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.
    Крестьянин имел свой участок земли. На время пахоты, сева и созревания хлебов огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась. Верховные права общины на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю. Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».
    Существовавшая в то время община уже не была родовой, которую описывали Цезарь и Тацит. Родовую общину сменила община соседская, которая состояла уже не из родичей, но значительная часть деревни, владевшая определенными землями, еще продолжала оставаться связанной родовыми отношениями. Одновременно в деревне жили и чужаки - переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой. «Салическая правда» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей. При наличии хотя бы одного человека, который выступил против, чужак в данной деревне поселиться не мог. «Салическая правда» рассматривала порядок выселения и наказания в виде штрафа того переселенца, которого община не захотела принять в число своих «соседей». «Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.» (L Sal.,XLV) «Салическая правда» не сообщает прямо о существовании крупных поместий, но, судя по отдельным данным (перечисление дворовых ремесленников и др.), в V-VI веках поместья существовали рядом со свободной франкской общиной. Крупными землевладельцами были сам король, его дружинники, высшее духовенство и римские землевладельцы, частично сохранившие свои владения, и близкие к королевскому двору («королевские сотрапезники», как называет их «Салическая правда»). Тем не менее основной фигурой франкского общества этой эпохи был свободный франк - полноправный член сельской общины, свободный земледелец.
    Кроме усадьбы, свободный германец владел пахотным участком, лугом, выпасом для скота, делянкой в лесу, и неприкосновенность этих его владений и угодий также охраняется правом, хотя и не в той же мере, как неприкосновенность дома и двора  (L Sal., VII, IX, XXVII, XXXIV).[7] Право пользования "травой, водой и дорогой"принадлежит всем жителям населенного пункта, и потому любой хозяин может воспретить посторонему лицу сюда переселяться, дабы его собственные интересы не оказались ущемленными  (L Sal. ,XLV).
    Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса. Но,  однако,  не  верно  то,  что  огороженная  земля была частной собственностью. Против  этого говорит правило:  если  в  семье  не  остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та  передает  его  тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда  ни  единым  словом не  упоминает  о  купле-продаже  земли.  Зато  с  особым  рвением  стремится законодатель  оградить  от  посягательств  частное  хозяйство крестьянина.
    Судебные штрафы, назначенные за  кражу  вещей,  разработаны  так  тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.
    Особое внимание в Салической  правде  уделяется  Аллоду.  Аллод  (нем.
    Allod, французское al - полный и od - владение)  у  германских  племен  и  в
    раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная  земельная  собственность.  С  развитием феодальных отношений  большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские  держания,  аллоды  крупных  и  средних  землевладельцев -  в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность  существовала  и при развитом феодализме. В Салической правде статьи  об  аллоде  касаются  в основном его наследования. «Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она вступит в наследство. Если не окажется матери и если он оставит брата или сестру, пусть вступят в наследство. В том случае, если их не будет, сестра матери пусть вступит в наследство. Если не будет сестры матери, пусть сестры отца вступят в наследство. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, пусть он вступит во владение наследством». (L Sal. , LIX).
    Движимое имущество сын и дочь наследовали  в  равной  доле.  Но  земля
    переходила только к сыну - «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям» (L Sal. , LIX). Во всем  этом  не  было  намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность  в  данном  роде. Когда же рода не стало,  отпало  и  указанное  ограничение;  эдиктом  короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось,  что  при  отсутствии  у  умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет -брат или сестра умершего, но  не “соседи”, как это было раньше.
    В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-
    экономические  и  политические  процессы  становления  классового  общества, государства и права, нет ещё однозначного понятия собственности.
    К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество  у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству  одному  из членов  семьи  умершего  или  родственнику  со  стороны  матери  или отца.
    Большинство предписаний   Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые  вещи.  В  ней  со  всеми  подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз,  собак, голубей, пчёл, свиней и прочие.
    Скрупулезность, с какой составители судебника вникают во все возможные казусы краж и ограблений, подробнейшие перечни крупного и мелкого скота, птицы, утвари с установлением пеней за их похищение, за потравы, нарушение границ и иной ущерб, причиненный хозяйству, - все это продиктовано интересами мелких производителей. Поводы для тяжб между ними нередко возникают во время пахоты, рубки леса, выпаса домашних животных, помола зерна на мельнице.
    Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве  германцев, скот,  являясь  неким  символом  благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было  захватить  с  собой  в  случае  переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена,  эквивалентом  денежных расчётов. Два, три солида  стоила  у  франков  корова  «здоровая,  зрячая  и рогатая».
    Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и прочие [8]
    Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты. (L Sal. , III, IX , XXVII, XXXVIII).
    «Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли - животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом(L Sal. , XXXIV). Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы. Жилищу,  территории  двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придаётся особое значение.  Сюда  приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в  суд. Наказуема была высоким штрафом (45 - 63 сол.) не  только  кража  в  пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после  захода солнца (L Sal. , XXXIV).
    О  переходе  пахотного  участка  земли  (аллода)  в  частное  владение
    свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле,  а также  к  лугам,  пастбищам,  лесам,  которые  остаются ещё в общинной собственности.  Салическая  правда  карает  сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая  наказание  за  проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля  в  15  сол.,  за  посев  на чужом поле в 45 сол.. причем это правонарушение рассматривается в титуле с характерным названием «О различных кражах» (L Sal. , XXVII).
     
     
    Глава III
    Изменения в общинном строе франков. Семейно-брачные и договорные отношения.
    Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле LVIII «О горсти земли».
    Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.
    У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде существовал обычай  кровной  мести.  Не  смотря  на различие в  формах  осуществления  и  способах  мести, свойственных  разным народам, общим является убеждение в том, что без  мести  нет  вечного  покоя убитому. Традиции и соответствующее воспитание поставили кровную месть  и  у
    германцев  выше  всех  других  человеческих  чувств.  Не  только старинные хроники, но  даже  рыцарские  романы  германского  средневековья наполнены описанием непомерных жестокостей, совершаемых из мести.
    Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже пережитком. Она стала особенно  страшной  с  переходом  к  оседлости,  с усовершенствованием  оружия,  с  распадением  старых  родовых коллективов.
    Самосуд и государство находились  в  явном  противоречии.  Тем  не  менее, правды хотя и ограничивают, но не вовсе запрещают кровную месть. Салическая правда, конечно,  содержит  указания  на  кровную  месть.
    Если преступник на столько беден и настолько безроден, что не может  собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”.  Тем  не  менее, Салическая правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех  случаях запретна, когда нет  умысла,  а  значит  и  вражды.  С  этого,  по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там  достаточно возмещения ущерба. Наряду с этим, запрещается кровная месть  за  ранение,  а затем обычай убивать лучшего в роду.
    Среди разного рода сделок особое место принадлежало  займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато  имущественная  ответственность должника становится очень строгой.
     Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная  черта  права германского общества, которому свойственно мелкокрестьянское натуральное  хозяйство,  слабое  развитие  товаро - денежных отношений.  В  Салической  правде  отсутствуют  указания  на  общие  условия действительности договоров,   но   свободное   волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких  договоров,  как  купля-продажа,  мена, поклажа, залог, заём, ссуда, дарение.  Волеизъявление  осуществлялось  путём бросания  другому  лицу  «в  полу  стебля»  или,  как  известно  по другим источникам, передачи двери при  продаже  дома  и  пр.  Фактический  владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или  выменял  её,  в  противном случае он мог быть объявлен вором.
    Подробно рассматривается в Салической правде договор  займа (L Sal., L).  Кредитор мог взыскать долг непосредственно, минуя судебное  заседание.  Если  должник «не пожелает выплатить по обязательству» после того как кредитор  востребует долг,  явившись  к  его  дому  в  сопровождении  свидетелей,  он  призывался кредитором в суд (до трёх раз, через неделю). При  каждой  неявке  в  суд  с должника взыскивался штраф. Долг мог  быть  взыскан  и  с  помощью  графа  и рахинбургов путём конфискации соответствующей части  имущества  должника.  В этом случае треть долга шла графу.
    Семья  у  германцев носила патриархальный характер. В семью,
    возглавляемую отцом, наряду  с  нисходящими  входили  боковые  родственники, родные и сводные братья, их жёны, которых было  много,  так  как  они  часто сменяли друг друга. Семьи жили под  одной  крышей  вместе  с  челядью,  а  в некоторых случаях - и с вооружённой свитой.
    Но власть отца  по  Салической  правде  не  была  столь  широка,  как,
    например, в Риме.  Она  напоминала  скорей  строгую  пожизненную  опеку  над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижению  им  12 лет.
    Франки славились чистотой семейных отношений. Женщина могла выходить замуж только за человека, равного ей по рождению и состоянию. Если она выходила за представителя низшего сословия, закон был строг к ней и ее мужу. Выходя за раба, она сама делалась рабой. У франков был символический обычай: если женщина хотела выйти за раба, ее призывали на суд семейства и клали перед ней меч и веретено. Она могла взять меч и убить раба, избранного в женихи. Если же брала веретено, это значило, что она вступает в брак и становится рабой.
    Брак у германцев совершался куплей: молодой человек отправлялся к отцу, брату или опекунам невесты и покупал ее. Цены были значительными: у алеманов платили, например, от 300 до 400 шиллингов, а за один шиллинг можно было купить годовалого быка; разумеется, были сделки и гораздо дешевле. Эта сумма отдавалась жене после смерти мужа. Впрочем, она никогда не была полновластной хозяйкой, ибо даже после смерти мужа находилась под властью сыновей. Самый обряд брака имел символическое значение: у невесты обрезали длинную косу в знак поступления в рабство; жених надевал ей на руку кольцо - звено той цепи, которой она с ним связывалась; на ногу он надевал ей башмак - знак, что она должна будет ходить по его стопам. Когда она входила в дом мужа, над ней держали меч - символ охраны мужа и строгого наказания в случае проступка; на пороге дома ей подавали связку ключей - с этого момента на ней лежали все хозяйственные заботы.
    Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число
    статей(L Sal., L). Древние  обычаи  германцев  допускали  установление  брака  покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания).  Через  покупку муж приобретал власть над женой.  После его смерти эта власть  переходила  к свекру,  поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической  правды эти обычаи уже отмирали.  Место  выкупной  платы  заняли  вещи  или  деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность).
    Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не  было
    замены. Единственной  платой  за  жизнь и  страдание  оставались  жизнь  и
    страдание. Благодаря новой эпохе  в  системе  наказаний на  смену  кровной
    мести приходит штраф. Переход  к  штрафу  взамен  кровной  мести  происходил непросто.  Первые акты  подобного рода встречали нескрываемое  презрение.
    Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором.
    Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере. (L Sal., XU ). 
    За человека, находившегося на службе у короля, выплачивался тройной вергельд - 600 солидов. Вергельд за жизнь графа или королевского дружинника утраивался (доходил до 1800 солидов), если убийство было совершено в то время, когда убитый находился на королевской службе, например во время похода. Жизнь священника, охранялась тройным вергельдом (в 600 солидов), епископа - 900 солидов. Высокими штрафами карались ограбления и сожжения церквей и часовен. Особый слой во Франкском королевстве составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного и вольноотпущенного платился половинный вергельд - 100 солидов, за убийство раба определялся не вергельд, а штраф. (L Sal., XU, LIV, LXIII). 
    В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Многие народы сохраняли  этот  порядок, не  зная  никакого  другого.  Германские  правды  знают  уже  только  твердо фиксированные суммы штрафов по всем тем видам правонарушений, которые  они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом - “ценой человека”.
    Салическая правда назначает штраф в римских  монетах  –  “динариях”  и
    “солидах”. Убийство свободного франка искупалось  уплатой  200  солидов.  На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков
    Салическая  правда  назначает  неодинаковые  наказания за убийство
    свободного  мужчины,  свободной  женщины  и  свободного  мальчика.  В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется  в  виду  женщина, после того как она стала рожать.  За убийство  женщины,  которая  рожать  не может,  назначается 200 солидов.
    Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от
    общественной  ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного положения.  А  это  не  одно  и  тоже.  Указанная возможность была широко  использована  государством.  Прежде  всего,  короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих  слуг - администрации, дружинников,  всех  “верных”  вообще.  Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий  же,
    кто стоит ниже свободного франка - римлянин или полусвободный, - защищается значительно  меньшим  вергельдом.  Убийство  раба  влечет  за  собой   лишь возмещение его рыночной стоимости.
    Необычайная детализация имеет место при оценке ранений. В  некоторых правдах предусматривается,  что размер  штрафа  зависит  от  величины  раны, измеряемой в дюймах.  Общим принципом  является  то,  что  за  более  тяжкое повреждение следует  больше  платить.  Большой  палец  правой  руки  ценится дороже всякого другого,  а  самый  дешевый  –  средний. Если  отнято  ухо, назначается одна цена, если утерян слух – вдвое большая.
    В самое древнее время судебный штраф - композиция - шел в пользу семьи пострадавшего и  его  рода.  С  переходом  судебных  функций  к  государству обыкновенно одна треть штрафа  стала  уплачиваться  ему.
    Преступник был обязан платить сам. Последствия этой меры  были  трагическими для простого народа.  Там,  где  знатный  и  богатый  откупался,  крестьянин платил головой.
     
     
    Глава IV
    Социальная структура франкского общества в свете уголовно-процессуальных норм Салической правды.
     
    Большая часть статей в Салической правде посвящена, если  использовать
    современную  терминологию,  преступлениям  и  наказаниям.  Под  деликтом - преступлением понимается, прежде всего, обида,  вред,  причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира».  Соответственно  под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.
    Главная цель композиции, штрафа, у германцев - предотвращение  прямых боевых  действий,  кровной  мести,  дальнейшей  междоусобицы,  вражды  между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».
    В Салической правде выделяется ряд  правонарушений,  приближающихся  к понятию преступления в собственном смысле слова, уже  упоминаются  наказания в  виде  государственной  кары  за  содеянное,  например, за должностные преступления графа, если он «осмелился  взять  что-нибудь  сверх  законного» при  взыскании  долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления - смертная  казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько  следует».  Содержатся  в Салической правде и косвенные указания на  воинские  преступления,  например дезертирство. Простое оскорбление  словом  «дезертир»  (L Sal., XXX,  6)  влекло  за собой штраф.
    Говоря о  наказаниях  в  Салической  правде,  следует  отметить  чётко
    выявившуюся тенденцию почти полной замены  штрафами  всех  старых  наказаний родового строя. Штраф должен был  предотвратить  самосуд,  затяжные  распри. Некоторые  статьи  Салической  правды  прямо  пресекали  самосуд,  например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву  полю (L Sal., IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при  «преследовании  последу» вора (L Sal., XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид  наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне  закона  (L Sal., V,  2).  Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители  штрафовались за помощь ему.
    Смертная казнь через повешение,  колесование  применялась  в  качестве
    наказания в Салической правде в основном к рабам. Она  прямо предписывалась в редких случаях  за  преступления,  совершённые  свободными,  например  при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (L Sal., XVI,  1  приб.1), При вышеуказанных преступлениях графа и   др.   Коллективная ответственность рода  сохранялась  наряду  с  коллективной  ответственностью общины.
    При всех имущественных преступлениях  наряду  со  штрафом  требовалось возмещение стоимости украденного и  других  убытков.  О  простом  возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба.  Этот  убыток расценивался в 1 и 1/3 сол.,  если  раб  после  побоев  в  течение  40  дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений  свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.
       В  Салической  правде  существовало  понимание  форм  вины:  умысла  и
    неосторожности,  покушение  на преступление, соучастия, обстоятельств,
    отягчающих или смягчающих  преступление.  Так,  при  «небрежном»  причинении свободным вреда животному другого человека по  Салической  правде  следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим  вину, было здесь признание лица причинившего вред. Злой умысел, вред,  причинённый «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий штраф.
    В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда,
    например, наказывались «скопом» все  присутствующие  на  месте  насилия  над женщиной, если они были на месте и не знали о насилии (L Sal., XIII,10).
    Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался,  как  правило,  менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с  тем  подстрекающий  к  краже или  убийству  с  помощью  подкупа  наказывался  строже, чем исполнитель преступления (L Sal., XXVIII, 1-3).
    Одним  из  обстоятельств,  отягчающих  преступление,  было нарушение
    общепризнанных понятий чести  –  нападение  на  спящего,  женщину,  ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы  наказывалось  штрафом  в  200 сол., в то время  как  открытое  нападение  на  свободного  франка  с  целью ограбления – в 63 сол.
    За  убийство  свободного  франка  по Салической правде полагался
    значительный вергельд, равный  200  сол.  Меньшим  был  вергельд  за  галло-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство  франка, находящегося на королевской службе,  утраивался.  Так,  за  убийство  графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол.  Вергельд понижался до 300 сол., если  граф  был  из  полусвободных  литов  или  рабов короля.
    Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника  во время военных походов, а также за  убийство  представителя  духовенства.  За убийство священника уплачивался вергельд в 600 сол., за убийство епископа - 900 сол.
    В Салической правде подробно перечисляются и различные  виды  телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или действием. Штрафы за  нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 100  сол.  полагалось  за ряд увечий, нанесённых
    одновременно,  и  за  повреждение  языка,  лишившее человека способности говорить.
    По Салической правде простое оскорбление свободного  франка  словом уродом, зайцем, волком, лжецом и другими  обидными  прозвищами  наказывалось штрафом в 3 сол., действием – в 15 сол.
    В преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства  в  поле, в саду.  При  этом  по  Салической  правде  различались  кражи,  совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых,  одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у  хозяина  другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.
    Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания  и в  общей
    форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или  от  того,  была кража простая или квалифицированная.  Соответственно  различались  три  вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев  и  кража  со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех  случаях  устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом  случае к возмещению ущерба и 120  ударам  плетью,  во  втором - к  кастрации  или штрафу, в третьем - к смертной казни.
    Салической правде  были  известны  и  такие  преступления,  как  кража
    свободных людей (L Sal., XX, 9), кража рабов  (L Sal., XX,10),  которая  приравнивалась  к краже коня или упряжного животного, поджог дома,  амбара,  риги,  разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.
    Особую группу  составляли  преступления  против  нравственности.  Сюда
    относились  по  Салической  правде  такие  преступления,  как  «насилие  над
    свободной девушкой», караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней  «по  её доброй воле», караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения  можно  указать,  что оскорбление женщины словами «пособница  ведьмы»  наказывалось  почти  в  три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, «причинивший  насилие  чужой рабыне», после которой наступила её смерть, кастрировался  или  уплачивал  6 сол.1
    Старинные  обычаи  многих  народов  требовали,  чтобы  судебное дело
    возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны.  На  ней  лежало формулирование обвинения и представление обвинения  и  доказательств.  Такой процесс получил  название  обвинительного.  Исключение  из  правил  делалось только ради таких преступлений,  которые  существенным  образом  затрагивали общий интерес (измен,  бегство  с  поля  боя  и  т.  д.).  Виновные  в  этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.
    Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья  должен был ограничиться доказательствами, которые представляли  стороны.  При  этом он знал, что не может полагаться на достоверность  свидетельских  показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против  родича,  а  человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.
    Когда не удавалось  добиться  признания - на  чем  сосредотачивались
    основные усилия, - судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий -  “суд
    божий”,  состоящий  в  испытании  соответствующей  стороны в
    процессе. Наиболее распространенными способами ордалия  в  праве  германских народов были испытания водой,  железом  и  огнем.  Салическая  правда  знает ордалии с помощью  котелка  с  кипящей  водой,  в  которую  опускалась  рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была
    свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было  откупиться, причём сумма выкупа  зависела  от  суммы  предполагаемого  штрафа  в  случае проигранного дела, но была значительно  ниже,  чем  сам  штраф.  Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.
      Особой формой ордалия был судебный поединок. Он  назначался  во  всех
    тех  случаях,  когда  ответчик  обвинял  истца  во  лжи.  С возникновением
    феодальных отношений поединки между   лицами,   принадлежавшими   к противоположным классам, стали невозможны (за редким  исключением).  Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне - на дубинках.
    Своеобразным  видом  ордалия  служила  клятва,  выступавшая  в форме
    соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение  клятвой,  но  вместе  с  ним должны  были  клясться  и  те,  которых  он  приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от  важности  дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6,  в  других  72  соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число  свидетелей). В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что  тот,  кого обвиняют, не мог  совершить преступление. Если при произнесении клятвы  хоть один из  соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.
    С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем  легче  это было  сделать  знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов:  клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Таким образом,  в  работе  затронута  тема  социально - экономических отношений у  франков в свете древнейший  свод  статей - Салическая правда.
    Подробно охарактеризован процесс развития раннефеодального общества и государства  у  франков на территории Западной Европы :
    Кроме того,  сделан  анализ  Салической  правды  и  выявлены  основные
    пункты, которые рассмотрены в данной работе. Это возникновение  Салической правды, имущественные отношения, в которых большое внимание  уделено  аллоду и  собственности,  договорные  отношения, где подробно рассматривается основная  сделка,  получившая  распространение  у  франков.  Кроме  этого  в Салической правде  рассматривались  брак  и  семья,  обычай  кровной  мести, который практически был запрещён, преступления и  наказания,  приведённые  в Салической правде, особенно хорошо рассматриваются в данной курсовой  работе убийство и наказание.
    Наконец, в работе рассмотрено производство самого судебного процесса.
    Изучая «Салическую правду», автор пришел к следующим выводам:
    1.Из «Салической правды» можно заключить, что   главным  занятием франков было земледелие. Ряд статей говорит о полях, о различных сельскохозяйственных орудиях, рабочем скоте, полевых злаках. Большую роль в хозяйстве франков играло скотоводство. Упоминается также садоводство, пчеловодство, крестьянские ремесла. «Салическая правда» дает изображение полного крестьянского двора с различными   постройками и инвентарем. Таким образом, хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев, описанное римским историком Тацитом в очерке «Германия».
    2.«Салическая правда» показывает, что у франков была община. Крестьяне-общинники владели на правах личной собственности приусадебной землей, обрабатывали определенные участки земли в общинном поле, совместно пользовались общинными лесными и пастбищными угодьями. «Салическая правда» ничего не говорит о купле и продаже земли, о дарении или передачи по наследству постороннему человеку. То есть частной собственности на землю у франков в ту пору еще не было. Собственником земли являлась община, отдельный франк лишь пользовался своим земельным участком.
    3.Сельская община, первоначально состоявшая из малых  семей, объединенных в большие семьи, находилась в рассматриваемый период в стадии разложения. Титул «О переселенцах» говорит, что она постепенно и достаточно быстро превращалась в соседскую общину, так как на ее территории селились семьи, не принадлежащие к составляющим общину большим семьям. О существовании таких семей-родов говорит распределение вины за убийство между семьей убитого и его родом. Но тот факт, что часть суммы получали родственники со стороны матери, говорит о разложении рода. Тем не менее отчуждать землю за пределы рода пока еще было запрещено, что следует из титула «Об аллодах»: женщина не могла наследовать земельный участок.
    Следует иметь  ввиду, что в этот период термин «аллод» используемый  в «Салической правде», стал употребляться для обозначения свободного земельного владения, находящегося в полной частной собственности владельца аллода. Сельская община утратила собственность на землю.
    4. Разумеется, общинники свободны и полноправны, а потому и вооружены, и в «Салической правде» видное место отводится карам за убийства и ранения; видимо, вооруженная стычка между людьми, что-то не поделившими, была обычным явлением. Еще недавно эти люди принимали участие в военной колонизации Галлии, и военный быт, еще не ушел в прошлое. Не следует забывать, и того, что в условиях только зародившегося государства свободному человеку самому приходилось охранять от посягательств свою жизнь и достоинство, а равно своих близких и достояние, прибегая при этом не только и может быть не столько к средствам судебной защиты, сколько к силе оружия. И тем не менее центр их интересов перемещается в сферу хозяйственной деятельности. Тот, кто предпочел войну земледелию и скотоводству, стал дружинником короля и защищен утроенным против обычного вергельдом (титулы «Об убийстве свободного человека в походе», «О человекоубийстве», «О человекоубийстве скопищем». Все остальные - крестьяне.
     
     
      Библиография
     
    1
    История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. // под
    редакцией Жидкова О.А. Изд-во «Норма».- М., 2000.
    2
    История крестьянства в Европе. Т.I, «Наука», М., 1985
    3
    История феодального государства и права // Черниловский З.М. - М., 1958.
    4
    Неусыхин А.И., Проблемы европейского феодализма. Наука, М., 1974
    5
    Хрестоматия по всеобщей истории государства и права // под
    редакцией Черниловского З.М. - М., 1998.
     
     
    [1] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права // под редакцией Черниловского З.М. - М., 1998.
    [2] История крестьянства в Европе. Т.I, «Наука», М., 1985
    [3] История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. // под  редакцией Жидкова О.А. Изд-во «Норма».- М., 2000.; Неусыхин А.И., Проблемы европейского феодализма. Наука, М., 1974; История феодального государства и права // Черниловский З.М. - М., 1958.
     
    [4] Солид - римская монетная единица.
    [5] История крестьянства в Европе. Т.I, «Наука», М., 1985, с.127.
    [6] Здесь и далее цитируется по Хрестоматия по всеобщей истории государства и права // под редакцией Черниловского З.М. - М., 1998.
     
    [7] Неусыхин А.И., Проблемы европейского феодализма. Наука, М., 1974, с.52
    [8] Характерным примером является титул II. «О краже свиней», в которой различается разная степень наказания за кражу молочного поросенка (120 ден. или 3 сол.), годовалой свиньи(120 ден. или 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков) и
    25 свиней, причем в стаде более ничего не останется, присуждается за кражу всего стада к уплате (2500 ден., или 62,5 сол.)
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Hазвитие франкской сельской общины на основании Салической Правды ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.