Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экономико-математический аппарат и его роль в оптимизации управленческих решений

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Экономико-математический аппарат и его роль в оптимизации управленческих решений
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    14.09.2010 15:53:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  3
    1. Разновидности экономико-математических методов  - - - - - - - - - - - - - - - - - -   3
    2. Методы линейного программирования и области прак­тического их применения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  - 6
    3. Оптимизация управленческих решений по снабженческо-сбытовой деятельности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 10
    4. Основы управления запасами сырья и готовой продукции - - - - - - - - - - - - - -  14
    5. Использование сетевого планирования и управления приразработке управленческих решений - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18
    5.1. Сущность сетевого планирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  18
    5.2. Построение сетевых моделей - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -   24
    Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30
    Список используемой литературы  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -   32
     
     
      Введение
      Успешное применение в практической деятельности менеджера экономико-математического аппарата и его роль в оптимизации управленческих решений предполагает знание методов экономико-математического моделирования, заключающегося в описании социально-экономических систем и процессов в виде экономико-математических моделей.
      Исходя из общепринятой трактовки понятий «метод моделирования» и «модель», экономико-математические методы следует понимать как инструмент, а экономико-математические модели — как продукт процесса экономико-математического моделирования.
      Экономико-математические методы представляют собой комплексэкономико-математических дисциплин, являющихся сплавом экономики,математики и кибернетики. Поэтому классификация экономико-математическихметодов сводится к классификации научных дисциплин, входящих в ихсостав.
     
     1. Разновидности экономико-математических методов и моделей
     
    В составе экономико-математических методов можно выделить следующие разделы:• экономическая кибернетика: системный анализ экономики, теорияэкономической информации и теория управляющих систем;
    • математическая статистика: экономические приложения данной дисциплины— выборочный метод, дисперсионный анализ, корреляционный анализ,регрессионный анализ, многомерный статистический анализ, факторныйанализ, теория индексов и др.;
    • математическая экономия и изучающая те же вопросы с количественнойстороны эконометрия: теория экономического роста, теория производственных функций, межотраслевые балансы, национальные счета, анализ спроса и  потребления, региональный и пространственный анализ, глобальное моделирование и др.;
    • методы принятия оптимальных решений, в том числе исследование операцийв экономике. Это наиболее объемный раздел, включающий в себя следующиедисциплины и методы: оптимальное (математическое) программирование, втом числе методы ветвей и границ, сетевые методы планирования иуправления, программно-целевые методы планирования и управления, теориюи методы управления запасами, теорию массового обслуживания, теорию игр.теорию и методы принятия решений. теорию расписаний. В оптимальное(математическое) программирование входят в свою очередь линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, дискретное (целочисленное) программирование, дробно-линейное программирование, параметрическое программирование, сепарабельное программирование, стохастическое программирование, геометрическое программирование;
    • методы и дисциплины, специфичные отдельно как для централизованнопланируемой экономики, так и для. рыночной (конкурентной) экономики. Кпервым можно отнести теорию оптимального функционирования экономики,оптимальное планирование, теорию оптимального ценообразования, моделиматериально-технического снабжения и др. Ко вторым — методы, позволяющиеразработать модели свободной конкуренции, модели капиталистическогоцикла, модели монополии, модели индикативного планирования, моделитеории фирмы и т. д. Многие из методов, разработанных для централизованно планируемой экономики, могут оказаться полезными и при экономико-математическом моделировании в условиях рыночной экономики;
    • методы экспериментального изучения экономических явлений. К нимотносят, как правило, математические методы анализа и планированияэкономических экспериментов, методы машинной имитации (имитационноемоделирование), деловые игры. Сюда можно отвести также и методыэкспертных оценок, разработанные для оценки явлений, не поддающихсянепосредственному измерению. Перейдем теперь к вопросам классификацииэкономико-математических моделей, другими словами, математическихмоделей социально-экономических систем и процессов. Единой системыклассификации таких моделей в настоящее время также не существует,однако обычно выделяют более десяти основных признаков их классификации,или классификационных рубрик. Рассмотрим некоторые из этих рубрик.
    По общему целевому назначению экономико-математические модели делятся на теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств изакономерностей экономических процессов, и прикладные, применяемые врешении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования иуправления. Различные типы прикладных экономико-математических моделейкак раз и рассматриваются в данном учебном пособии.
    По степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на макроэкономические и микроэкономические. Хотя между ними и нет четкогоразграничения, к первым из них относят модели, отражающие функционирование экономики как единого целого, в то время как микроэкономические модели  связаны, как правило, с такими звеньями экономики, как предприятия и фирмы.По конкретному предназначению, т. е. по цели создания и применения,выделяют балансовые модели, выражающие требование соответствия наличияресурсов и их использования; трендовые модели, в которых развитиемоделируемой экономической системы отражается через тренд (длительнуютенденцию) ее основных показателей; оптимизационные модели,предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числавариантов производства, распределения или потребления; имитационныемодели, предназначенные для использования в процессе машинной имитацииизучаемых систем или процессов и др.
    По типу информации, используемой в модели экономико-математическиемодели делятся на аналитические, построенные на априорной информации, иидентифицируемые, построенные на апостериорной информации.
    По учету фактора времени модели подразделяются на статические, в которыхвсе зависимости отнесены к одному моменту времени, и динамические,описывающие экономические системы в развитии.
    По учету фактора неопределенности модели распадаются на детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями, и стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора.Экономико-математические модели могут классифицироваться также похарактеристике математических объектов, включенных в модель, другимисловами. по типу математического аппарата, используемого в модели. Поэтому признаку могут быть выделены матричные модели, модели линейного инелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, моделитеории массового обслуживания, модели сетевого планирования иуправления, модели теории игр и т.д.
    Наконец, по типу подхода к изучаемым социально-экономическим системам выделяют дескриптивные и нормативные модели. При дескриптивном (описательном) подходе получаются модели, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений.
    В качестве примера дескриптивных моделей можно привести названные ранеебалансовые и трендовые модели. При нормативном подходе интересуются нетем, каким образом устроена и развивается экономическая система, а какона должна быть устроена и как должна действовать в смысле определенныхкритериев. В частности, все оптимизационные модели относятся к типунормативных; другим примером могут служить нормативные модели уровняжизни.
     
    2. Методы линейного программирования и области прак­тического их применения
     
    Линейное программирование - это наука о методах исследования и отыскания наибольших и наименьших значений линейной функции, на неизвестные которой наложены линейные ограничения. Таким образом, задачи линейного программирования относятся к задачам на условный экстремум функции. Казалось бы, что для исследования линейной функции многих переменных на условный экстремум достаточно применить хорошо разработанные методы математического анализа, однако невозможность их использования можно довольно просто проиллюстрировать.
    Для решения задач  линейного программирования потребовалось создание специальных методов. Особенно широкое распространение линейное программирование получило в экономике, так как исследование зависимостей между  величинами, встречающимися во многих экономических задачах, приводит к линейной функции с линейными ограничениями, наложенными на неизвестные.
     
    Экономический анализ предполагает изучение количественных и качественных характеристик, показателей отражающих финансово- хозяйственную деятельность организации. Это дает возможность получить достаточно полное представление о результатах работы предприятия, определить его перспективы, скорректировать тенденции развития и мобилизовать внутренние резервы.
    Предметом экономического анализа являются показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации – информация отражающая хозяйственно-финансовые процессы и факторы, влияющие на показатели деятельности организации.
    Предмет экономического анализа определяет его задача, к которой относится оценка и всестороннее изучение показателей деятельности организации, выполнение бизнес-плана, изменение показателей в динамике.
    Выявление причин (факторов) влияющих на результаты работы организации, измерение их влияния. Определение эффективности использования трудовых, материальных и финансовых  ресурсов. Выявление внутренних резервов и упущенных возможностей на всех участках управления организации и разработка конкретных мер по улучшению деятельности организации. Изучение предмета экономического анализа требует определенного метода, с помощью которого изучаются показатели характеризующие хозяйственно-финансовую деятельности организации.
    Экономический анализ является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о хозяйственно-финансовой деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений и регулирования ее развития. Поэтому в основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления.
    В зависимости от организации объекта исследования и методов проведения различают внешний и внутренний анализ.
    Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения предприятия с государством и другими внешними пользователями (кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговые службы). Они изучают деятельность организации исходя из своих интересов и как правило используют данные внешней финансовой отчетности. Поэтому внешний анализ часто называют финансовым. Однако изучение только публичной отчетности не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации и при использовании другой информации финансовый анализ может быть значительно глубже внешнего. Особенности внешнего анализа: разнообразие целей и интересов субъектов анализа, использование публичной отчетности, наличие типовых методик анализа, открытость результатов анализа, ограниченность информации.
    Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления предприятием в интересах собственников и руководства. Информационной базой внутреннего анализа является вся система информации и деятельности предприятия, в т.ч. технические характеристики, нормативная и плановая информация, данные управленческого и финансового анализа, внешняя и внутренняя отчетность, все учетная информация, результаты совещаний, проверок, опросы специалистов и т.д. Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценивать эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации, и поэтому внутренний анализ часто называют управленческим. Особенностями управленческого анализа является ориентация его на цели и интересы руководства предприятия. Отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов. использование всех источников информации при проведении внутреннего анализа, в т.ч. информации, представляющей собой коммерческую тайну. Полная закрытость результатов анализа в целях коммерческой тайны. Интеграция учета анализа планирования и принятия решений.
    Внутренний анализ подразделяется на следующие виды:
    1) по содержанию процесса управления на:
    u перспективный (прогнозный)
    u текущий
    u оперативный
    Перспективный  (прогнозный) анализ предполагает изучение процессов хозяйственной деятельности с позиции будущего, т.е. в каждом хозяйственном процессе определяются наиболее устойчивые, перспективные элементы, которые могут стать решающими в будущем. Этот вид анализа не дает полного учета всех факторов, определяющих развитие конкретного показателя, но  позволяет определить перспективу на будущее
    Текущий (ретроспективный) анализ предполагает изучение показателей за определенный отчетный период в целях выявления негативных и позитивных моментов деятельности предприятия и устранения их в будущем. Недостатком текущего анализа считается то, что выявленные возможности, свидетельствуют об упущенных возможностях, реализовать которые можно только в будущем периоде. Результаты текущего анализа считаются наиболее объективными, т.к. в процессе его проведения используется отчетная, проверенная информация.
    Оперативный анализ предполагают изучение показателей за достаточно короткий промежуток времени (смену, рабочий день, неделю, декаду и т.д. до месяца). Использование этого анализа позволяет принять оперативные меры по выявленным недостаткам, но он проводится на основе данных первичного учета, т.е. на основе недостаточно проверенных показателей, поэтому его результаты не всегда бывают объективными.
    2) по содержанию и полноте изучаемых вопросов анализ делится:
    u полный
    u локальный (определенного звена)
    u тематический (определенных показателей)
    Локальный анализ предполагает изучение деятельности отдельны структурных звеньев организации.
    Тематический анализ предполагает изучение показателей деятельности организации по конкретным направлениям.
    3) по способам изучения (методам) объекта анализа:
    u комплексный
    u сравнительный
    u сплошной
    u выборочный
    u факторный
    Комплексный анализ предполагает изучение показателей деятельности организации в комплексе, как единая система, с определением интегрального показателя, учитывающего взаимосвязь и взаимообусловленность факторов формирующих показатели.
    Сравнительный анализ предполагает изучение показателей деятельности организации, в сравнении с нормативами, со средними отраслевыми показателями, с показателями организаций находящихся в аналогичных условиях с показателями прошлого периода и т.п.
    Факторный анализ предполагает изучение показателей через формирующие его факторы и расчет влияния каждого фактора на изменение изучаемого показателя.
     
     
    3. Оптимизация управленческих решений по снабженческо-сбытовой деятельности
     
    Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
    Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи снабженческо-сбытовой деятельности должны решаться с применением, как правило, эвристических методов.
     
    Методы оптимизации:
    анализ; прогнозирование; моделирование. Модель - это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.
    Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:
    u сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);
    u экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма «Боинг» проектирует новый самолет, «Ниссан» новый автомобиль, «Ай Би Эм» - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство.  Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);
    u ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений,  что позволяет их объективно сравнивать.).
    Прежде чем рассмотреть широко используемые  современными организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей:
    O физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его уменьшенная фактическая модель,  такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей);
    O аналоговая модель (представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязи всех работников);
    O математическая модель (в этой модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события).
    Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
    Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Правильная постановка задачи важнее даже , чем ее решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.
    Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие  выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.
    Проверка модели на достоверность. После  построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.
    Применение модели. После  проверки на достоверность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.
    Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении – например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий – может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении.
    Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.
    Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические).
    Этапы построения модели таковы: постановка задачи, определение информационных ограничений, проверка на достоверность, реализация выводов и обновление модели.
    Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов и чрезмерные расходы.
     
     
    4. Основы управления запасами сырья и готовой продукции
     
    Необходимость в управлении запасами возникает, когда нужно создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени (конечном или бесконечном). Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. Спрос можно удовлетворить путём однократного создания запаса на весь рассматриваемый период времени или посредством создания запаса для каждой единицы времени этого периода. Эти два случая соответствую избыточному запасу (по отношению к единице времени) и недостаточному запасу (по отношению к полному периоду времени).
    При избыточном запасе требуется более высокие удельные (отнесённые к единице времени) капитальные вложения, но дефицит возникает раже и частота размещения заказов меньше. С другой стороны, при недостаточном запасе удельные капитальные вложения снижаются, но частота размещения заказов и риск дефицита возрастает. Для любого из указанных крайних случаев характерны значительные экономические потери. Таким образом, решения относительно размера заказа и момента его размещения могут основываться на минимизации соответствующей функции общих затрат, включающих затраты, обусловленные потерями от избыточного запаса и дефицита.
     
    Обобщенная модель управления запасами: Любая модель управления запасами, в конечном счете, должна дать ответ на два вопроса:
    § Какое количество продукции заказывать?
    § Когда заказывать?
    Ответ на первый вопрос выражается через размер заказа, определяющего оптимальное количество ресурсов, которое необходимо поставлять каждый раз, когда происходит размещение заказа. В зависимости от рассматриваемой ситуации размер заказа может меняться во времени. Ответ на второй вопрос зависит от типа системы управления запасами. Если система предусматривает периодический контроль состояния запаса через равные промежутки времени (например, еженедельно или ежемесячно), момент поступления нового заказа обычно совпадает с началом каждого интервала времени. Если же в системе предусмотрен непрерывный контроль состояние запаса, точка заказа обычно определяется уровнем запаса, при котором необходимо размещать новый заказ.
    Таким образом, решение обобщённой задачи управления запасами определяется следующим образом:
    § В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени.
    § В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.
    Размер и точка заказа обычно определяются из условий минимизации суммарных затрат системы управления запасами, которые можно выразить в виде функции этих двух переменных. Суммарные затраты системы управления запасами выражаются в виде функции их основных компонент следующим образом:
    Затраты на приобретение становятся важным фактором, когда цена единицы продукции зависит от размера заказа, что обычно выражается в виде оптовых скидок в тех случаях, когда цена единицы продукции убывает с возрастанием размера заказа. Затраты на оформление заказа представляют собой постоянные расходы, связанные с его размещением. Таким образом, при удовлетворении спроса в течение заданного периода времени путем размещения более мелких заказов (более часто) затраты возрастают по сравнению со случаем, когда спрос удовлетворяется посредством более крупных заказов (и, следовательно реже). Затраты на хранение запаса, которые представляют собой расходы на содержание запаса на складе (например, процент на инвестированный капитал, затраты на переработку, амортизационные расходы и эксплутационные расходы), обычно возрастают с увеличением уровня запаса. Наконец, потеря дефицита представляют собой расходы, обусловленные отсутствием запаса необходимой продукции. Обычно они связаны с ухудшением репутации поставщика у потребителя и с потенциальными потерями прибыли.
     
    Типы моделей управления запасами: Обобщенная модель управления запасами, описанная выше, выглядит довольно простой. Чем же тогда объясняется столь большое разнообразие моделей этого класса и методов решения соответствующих задач, базирующихся на различном математическом аппарате: от простых схем дифференциального и интегрального исчисления до сложных алгоритмов динамического и других видов математического программирования? Ответ на этот вопрос определяется характером спроса, который может быть детерминированным (достоверно известным) или вероятностным (задаваемым плотностью вероятности). Детерминированный спрос может быть статическим, в том смысле, что интенсивность потребления остаётся неизменной во времени, или динамическим, когда спрос известен достоверно, но изменяется в зависимости от времени. Вероятностный спрос может быть стационарным, когда функция плотности вероятности спроса неизменна во времени, и не стационарным, когда функция плотности вероятности спроса изменяется во времени.
    В реальных условиях случай детерминированного статистического спроса встречается редко. Такой случай можно рассматривать как простейший. Так, например, хотя спрос на такие продукты массового потребления, как хлеб, может меняться от одного дня к другому, эти изменения могут быть столь незначительными, что предположение статичности спроса несущественно искажает действительность.
    На первом уровне предполагается, что распределение вероятности спроса стационарно во времени. Это означает, что для описания спроса в течение всех исследуемых периодов времени используется одна и та же функция распределения вероятностей. При таком предположении влияние сезонных колебаний спроса в модели не учитывается.
    На втором уровне абстракции учитывается изменение спроса от одного периода к другому. Однако при этом функции распределения не меняются, а потребности в каждом периоде описываются средней величиной спроса. Это упрощение означает, что элемент риска в управлении запасами не учитывается. Однако оно позволяет исследовать сезонные колебания спроса, которые вследствие аналитических и вычислительных трудностей нельзя учесть вероятностной модели. Другими словами, здесь возникает определенный компромисс: можно использовать, с одной стороны, стационарные распределения вероятностей, а с другой - переменную, но известную функцию спроса при допущении «определённости».
    На третьем уровне упрощения исключаются как элементы риска, так и изменения спроса. Тем самым спрос в течение любого периода предполагается равным среднему значению известного (по предположению) спроса по всем рассматриваемым периодам. В результате этого упрощения спрос можно оценить его постоянной интенсивностью.
    Хотя характер спроса является одним из основных факторов при построении модели управления запасами, имеются другие факторы, влияющие на выбор типа модели. К их числу относятся:
    1.   Запаздывание поставок или сроки выполнения заказов. После размещения заказов он может быть поставлен немедленно или потребуется некоторое время на его выполнение. Интервал времени между моментом размещения заказа и иго поставкой называется запаздыванием поставки, или сроком выполнения заказа. Эта величина может быть детерминированной или случайной.
    2.   Пополнение запаса. Хотя система управления запасами может функционировать при запаздывании поставок, процесс пополнения запаса может осуществляться мгновенно или равномерно во времени. Мгновенное пополнение запаса может происходить при условии, когда заказы поступают от внешнего источника. Равномерное пополнение может быть тогда, когда запасаемая продукция производится сомой организацией. В общем случае система может функционировать при положительном запаздывании поставки и равномерном пополнении запаса.
    3.   Период времени определяет интервал, в течение которого осуществляется регулирование уровня запаса. В зависимости от отрезка времени, на котором можно надёжно прогнозировать рассматриваемый период принимается конечным или бесконечным.
    4.   Число пунктов накопления запаса. В систему управления запасами может входить несколько пунктов хранения запаса. В некоторых случаях эти пункты организованны таким образом, что один выступает в качестве поставщика для другого. Эта схема иногда реализуется на различных уровнях, так что пункт - потребитель одного уровня может стать пунктом - поставщиком на другом. В таком случае принято говорить о системе управления запасами с разветвленной структурой.
    5.   Число видов продукции. В системе управления запасами может фигурировать более одного вида продукции. Это фактор учитывается при условии наличия некоторой зависимости между различными видами продукции. Так, для различных изделий может использоваться одно и то же складское помещение или же их производство может осуществляться при ограничениях на общие производственные фонды.
     
     
    5. Использование сетевого планирования и управления приразработке управленческих решений
     
    5. 1.   СУЩНОСТЬ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
    Сетевое планирование — это одна из форм графического отраже­ния содержания работ и продолжительности выполнения стратегиче­ских планов и долгосрочных комплексов проектных, плановых, орга­низационных и других видов деятельности предприятия. Наряду с ли­нейными графиками и табличными расчетами сетевые методы плани­рования находят широкое применение при разработке перспективных планов и моделей создания сложных производственных систем и других объектов долгосрочного использования. Сетевые планы работ предприятий по созданию новой конкурентоспособной продукции содержат не только общую длительность всего комплекса проектно-производственной и финансово-экономической деятельности, но и продолжительность и последовательность осуществления отдельных процессов или этапов, а также потребность необходимых экономиче­ских ресурсов.
    Впервые планы-графики выполнения производственных процес­сов были применены на американских фирмах Г. Гантом. На линейных или ленточных графиках по горизонтальной оси в выбранном мас­штабе времени откладывается продолжительность работ по всем ста­диям, этапам производства. Содержание циклов работ изображается по вертикальной оси с необходимой степенью их расчленения на отдельные части или элементы. Цикловые или линейные графики обычно применяются на отечественных предприятиях в процессе краткосрочного или оперативного планирования производственной деятельности. Основным недостатком таких планов-графиков явля­ется отсутствие возможности тесной взаимоувязки отдельных работ в единую производственную систему или общий процесс достижения запланированных конечных целей предприятия (фирмы).
    В отличие от линейных графиков сетевое планирование служит основой экономических и математических расчетов, графических и аналитических вычислений, организационных и управленческих ре­шений, оперативных и стратегических планов, обеспечивающих не только изображение, но и моделирование, анализ и оптимизацию проектов выполнения сложных технических объектов и конструктор­ских разработок и т.д. Под сетевым планированием принято понимать графическое изображение определенного комплекса выполняемых работ, отражающее их логическую последовательность, существующую взаимосвязь и планируемую продолжительность, и обеспечива­ющее последующую оптимизацию разработанного графика на основе экономико-математических методов и компьютерной техники с це­лью его использования для текущего управления ходом работ. Сете­вая модель комплекса называется ориентированным графом. Он пред­ставляет множество соединенных между собой элементов для описа­ния технологической зависимости отдельных работ и этапов предсто­ящих проектов. Сетевые модели или графики предназначены для проектирования сложных производственных объектов, экономичес­ких систем и всевозможных работ, состоящих из большого числа раз­личных элементов. Для простых работ обычно используются линей­ные или цикловые графики.
    Сетевые графики служат не только для планирования разнооб­разных долгосрочных работ, но и их координации между руководи­телями и исполнителями проектов, а также для определения необ­ходимых производственных ресурсов и их рационального использо­вания. Сетевое планирование может успешно применяться в раз­личных сферах  производственной и предпринимательской деятель­ности, таких, как:
    выполнение маркетинговых исследований; проведение научно-исследовательских работ; проектирование опытно-конструкторских разработок; осуществление организационно-технологических проектов; освоение опытного и серийного производства продукции; строительство и монтаж промышленных объектов; ремонт и модернизация технологического оборудования; разработка бизнес-планов производства новых товаров; реструктуризация действующего производства в условиях рынка; подготовка и расстановка различных категорий персонала; управление инновационной деятельностью предприятия и т.п. Применение сетевого планирования в современном производстве способствует достижению следующих стратегических и оперативных задач:
    1)  обоснованно выбирать цели развития каждого подразделения предприятия с учетом существующих рыночных требований и плани­руемых конечных результатов;
    2)  четко устанавливать детальные задания всем подразделениям и службам предприятия на основе их взаимоувязки с единой стратеги­ческой целью в планируемом периоде;
    3)  привлекать к составлению планов-проектов будущих непосред­ственных исполнителей основных этапов предстоящих работ, имею­щих производственный опыт и высокую квалификацию;
    4)  более эффективно распределять и рационально использовать имеющиеся на предприятии ограниченные ресурсы;
    5) осуществлять прогнозирование хода выполнения основных эта­пов работ, сосредоточенных на критическом пути, и своевременно принимать необходимые плановые и управленческие решения по корректировке сроков;
    6) проводить многовариантный экономический анализ различных технологических методов и последовательных путей выполнения ра­бот, а также распределения ресурсов с целью достижения запланиро­ванных результатов;
    7) производить необходимую корректировку планов-графиков вы­полнения работ с учетом изменения внешнего окружения, внутрен­ней среды и других рыночных условий;
    8) использовать для обработки больших массивов справочно-нормативной информации, выполнения текущих расчетов и построения сетевых моделей современную компьютерную технику;
    9) оперативно получать необходимые плановые данные о факти­ческом состоянии хода работ, издержках и результатах производства;
    10) обеспечивать в процессе планирования и управления работами взаимодействие долгосрочной общей стратегии с краткосрочными конкретными целями предприятия.
    Таким образом, применение системы сетевого планирования спо­собствует разработке оптимального варианта стратегического плана раз­вития предприятия, который служит основой оперативного управле­ния комплексом работ в ходе его осуществления. Основным плано­вым документом в этой системе является сетевой график, или про­сто сеть, представляющий информационно-динамическую модель, в которой отражаются все логические взаимосвязи и результаты вы­полняемых работ, необходимых для достижения конечной цели стра­тегического планирования. В сетевом графике с необходимой степе­нью детализации изображается, какие работы, в какой последова­тельности и за какое время предстоит выполнить, чтобы обеспечить окончание всех видов деятельности не позже заданного или плани­руемого периода.
    В основе сетевого моделирования лежит изображение планируе­мого комплекса работ в виде ориентированного графа. Граф — это условная схема, состоящая из заданных точек (вершин), соединен­ных между собой определенной системой линий. Отрезки, соединя­ющие вершины, называются ребрами (дугами) графа. Ориентирован­ным считается такой граф, на котором стрелками указаны направле­ния всех его ребер, или дуг. Графы носят название карт, лабиринтов, сетей и диаграмм. Исследование этих схем проводится методами теории, получившей название «теории графов». Она оперирует такими понятиями, как пути, контуры и др. Путь — это последовательность дуг, или работ, когда конец каждого предыдущего отрезка совпадает с началом последующего. Контур означает такой конечный путь, у которого начальная вершина или событие совпадает с завершающим, конечным. Другими словами, сетевой график — это ориентирован­ный граф без контуров, дуги, или ребра, которого имеют одну либо несколько числовых характеристик. На графике ребрами считаются работы, а вершинами — события.
    Работами называются любые производственные процессы или иные действия, приводящие к достижению определенных результатов, со­бытий. Работой следует считать и возможное ожидание начала после­дующих процессов, связанное с перерывами или дополнительными затратами времени. Работа-ожидание требует обычно затрат рабочего времени без использования ресурсов, например, остывание нагретых заготовок, затвердевание бетона, естественное «старение» корпусных деталей и т.д. Кроме действительных работ и работ-ожиданий, сущест­вуют фиктивные работы или зависимости. Фиктивной работой счита­ется логическая связь или зависимость между какими-то конечными процессами или событиями, не требующая затрат времени. На графи­ке фиктивная работа изображается пунктирной линией.
    Событиями считаются конечные результаты предшествующих ра­бот. Событие фиксирует факт выполнения работы, конкретизирует процесс планирования, исключает возможность различного толкова­ния итогов выполнения различных процессов и работ. В отличие от работы, как правило, имеющей свою продолжительность во времени, событие представляет только момент свершения планируемого дей­ствия, например, цель выбрана, план составлен, товар произведен, продукция оплачена, деньги поступили и т.д. События бывают на­чальными или исходными, конечными или завершающими, просты­ми или сложными, а также промежуточными, предшествующими или последующими и т.д.
    Существуют три основных способа изображения событий и работ на сетевых графиках: вершины-работы, вершины-события и смешанные сети.
    В сетях типа вершины-работы все процессы или действия пред­ставлены в виде следующих один за другим прямоугольников, свя­занных логическими зависимостями (рис. 1).
    Как видно из сетевого графика, на нем изображена простая модель, или сеть, состоящая из пяти взаимосвязанных работ: А, Б, В, Г и Д. Исходной, или начальной, является работа А, за которой следуют промежуточные работы — Б, В и Г и далее завершающая работа Д.

    Рис. 1. Сеть типа «вершины-работы»
    В сетях типа вершины-события все работы или действия представ­лены стрелками, а события — кружками (рис.2).

    Рис. 2. Сеть типа «вершины-события»
     
    На этом сетевом графике отражен простой производственный процесс, включающий шесть взаимосвязанных событий: 0, 1, 2, 3, 4 и 5. Начальным в данном случае является нулевое событие, заверша­ющим — пятое, все остальные — промежуточные. Между каждым из двух событий заключено по одной действительной работе, изобра­женной в виде сплошной линии-стрелки. События 2 и 3 соединены между собой фиктивной работой, которая означает наличие между ними временной зависимости или логической связи. Иными слова­ми, событие 3 не может быть завершено до окончания события 2.
    В практике сетевого планирования на отечественных предприяти­ях более широкое распространение получили модели типа вершины-события (рис. 2). Однако в настоящее время на многих американ­ских фирмах стали также применяться сети типа вершины-работы (рис. 1). Основное их преимущество заключается в следующем.
    1. Работа в таких сетевых моделях выглядит более естественной, так как представляет собой схематично рабочее место исполнителя или специалиста.
    2.  Графическое изображение сетевой модели также представляется более удобным, поскольку имеется возможность нарисовать вначале все работы, а затем расставлять необходимые логические зависимости.
    3.  Написание прикладных программ для данных сетей тоже явля­ется более простым и менее трудоемким видом деятельности.
    4.  Сетевые графики типа вершины-работы более адаптированы к существующим в управлении проектами стандартам
    Во всех сетевых графиках важным показателем служит путь, опре­деляющий последовательность работ или событий, в которой конеч­ный процесс, или результат, одной стадии совпадает с начальным по­казателем следующей за ней другой фазы. В любом графике принято различать несколько путей:
    полный путь от исходного до завершающего события; путь, предшествующий данному событию от начального; путь, следующий за данным событием до завершающего; путь между несколькими событиями; критический путь от исходного до конечного события макси­мальной продолжительности. Сетевые модели могут быть весьма разнообразны как по организа­ционной структуре производственной системы, так и по назначению сетевых графиков, а также используемым нормативным данным и средствам обработки информации. По организационной структуре различают внутрифирменные или отраслевые модели сетевого пла­нирования, по назначению — единичного и постоянного действия. Сетевые модели бывают детерминированные, вероятностные и сме­шанные. В детерминированных сетевых графиках все работы страте­гического проекта, их продолжительность и взаимосвязь, а также требования к ожидаемым результатам являются заранее определен­ными. В вероятностных моделях многие процессы носят случайный характер. В смешанных сетях одна часть работ является определенной, а другая — неопределенной. Модели могут быть также одноцелевые и многоцелевые.
      При построении сетевых графиков необходимо учитывать все су­ществующие реальные условия и конкретные характеристики работ на каждом предприятии.
     
     
    5.2.   ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ
    Сетевые модели могут быть широко использованы на всех отече­ственных предприятиях при разработке как долгосрочных, так и те­кущих планов. Сетевое планирование позволяет не только определять потребность различных производственных ресурсов в будущем, но и координировать их рациональный расход в настоящем. С помо­щью сетевых графиков можно соединить в единую систему все мате­риальные, трудовые, финансовые и многие другие ресурсы и средства производства ив идеальных (планируемых), и в реальных (существу­ющих) экономических условиях.
    Создание систем сетевого планирования и управления экономи­ческой деятельностью на наших предприятиях предусматривает преж­де всего определение структуры и функций плановых органов, обос­нование цели и выбор объекта планирования, построение сетевой модели проекта, установление порядка функционирования модели на стадиях исходного планирования и оперативного управления проек­том. В зависимости от конкретных условий основные руководящие и исполнительские функции в процессе разработки сетевых моделей могут выполнять руководители плановых служб предприятия всех уровней и экономисты-менеджеры различных категорий. Специали­сты-плановики непосредственно обеспечивают разработку сетевых планов и осуществляют контроль за ходом их выполнения. Руководи­тели проекта или ответственные исполнители назначаются обычно из состава соответствующих плановых подразделений предприятия.
    Во всех системах сетевого планирования основным объектом мо­делирования служат разнообразные комплексы предстоящих работ, например маркетинговые исследования, проектные разработки, ос­воение производства новых товаров и другие плановые мероприятия. Содержание и сроки выполнения комплекса планируемых работ мо­гут быть самыми различными — от простых расчетно-технических, включающих 10—15 операций, до очень сложных строительно-мон­тажных, предусматривающих несколько тысяч мероприятий. Общи­ми свойствами всякой системы каждого такого комплекса работ яв­ляется возможность представления их в виде совокупности отдель­ных процессов, необходимость применения прогрессивных техноло­гических методов, наличие совместных целей в достижении конеч­ных результатов и т.п.
    Важнейшими этапами сетевого планирования самых разнообраз­ных производственных систем или иных экономических объектов являются следующие:
    1) расчленение комплекса работ на отдельные части и их закреп­ление за ответственными исполнителями;
    2) выявление и описание каждым исполнителем всех событий и работ, необходимых для достижения поставленной цели;
    3) построение первичных сетевых графиков и уточнение содержа­ния планируемых работ;
    4) сшивание частных сетей и построение сводного сетевого графи­ка выполнения комплекса работ;
    5) обоснование или уточнение времени выполнения каждой рабо­ты в сетевом графике.
    Расчленение комплекса планируемых работ производится руководи­телем проекта. В ходе сетевого планирования применяются два спосо­ба распределения выполняемых работ: горизонтальным разделением функций между исполнителями и вертикальным построением схемы уровней руководства проектом. В первом случае простая система или объект подразделяются на отдельные процессы, части или элементы, для чего может быть построен укрупненный сетевой график. Затем каждый процесс делится на операции, приемы и другие расчетные действия. На каждую составляющую комплекса работ создается свой сетевой график. Во втором случае сложный проектируемый объект делится на отдельные части с помощью построения известной иерар­хической структуры соответствующих уровней управления проектом. Составление сетевых графиков на каждом уровне проводится их руко­водителями или ответственными исполнителями. Каждый из них вы­полняет в процессе сетевого планирования следующие функции:
    составляет первичный сетевой график на закрепленный объем работ; оценивает ход выполнения закрепленных за ним работ и пред­ставляет необходимую информацию своему руководству; участвует совместно с работниками производственных подраз­делений или. функциональных органов в подготовке плановых и уп­равленческих решений; выполняет все принимаемые решения соответствующим орга­ном управления. Первичные сетевые графики, строящиеся на уровне ответственных исполнителей, должны быть детализированными до такой степени расчленения, чтобы в них можно было отразить как всю совокуп­ность выполняемых работ, так и все существующие взаимосвязи меж­ду отдельными работами и событиями. Вначале необходимо выявить, какими событиями будет характеризоваться порученный ответствен­ному исполнителю данный комплекс работ. Каждое событие должно устанавливать завершенность предшествующих действий, например: выбрана цель проекта, обоснованы способы проектирования, рассчи­таны показатели конкурентоспособности и т.п. Все события и рабо­ты, входящие в заданный комплекс, рекомендуется перечислять в порядке их выполнения (табл. 1).
    Таблица 1
    Перечень выполняемых проектных работ
    Наименование работ
    Продолжительность, человеко-дней
    Код 1. Обоснование цели проекта
    2
    0—1
    2. Проведение маркетинговых исследований
    5
    1-2
    3. Разработка технических условий
    3
    1—3
    4. Эскизное проектирование
    4
    1—4
    5. Выбор поставщиков ресурсов
    2
    2—5
    6. Фиктивная работа
    0
    3—9
    7. Техническое проектирование
    5
    4-6
    8. Расчет потребности ресурсов
    2
    5-8
    9. Рабочее проектирование
    10
    6—7
    10. Закупка производственных ресурсов
    10
    8—9
    11. Изготовление деталей
    8
    7—9
    12. Сертификация деталей
    2
    8—11
    13. Согласование сроков поставки
    3
    7—11
    14. Разработка технологии сборки
    3
    9—10
    15. Сборка изделия
    11
    10—11
    16. Отправка продукции потребителям
    5
    11 — 12
     
    Сшивание сетевого графика производится ответственным испол­нителем на основе приведенного в табл.1 перечня выполняемых работ. Построение сети можно начинать как от исходного события, постепенно приближаясь к завершающему, так и наоборот — от ко­нечного к начальному. В левой стороне сети следует располагать ис­ходное (нулевое) событие, а в правой — завершающее (рис. 3). Событие обозначается кружком с указанием его номера, а работа — стрелкой. Над стрелкой проставляется продолжительность работы.
    При построении сетевых графиков типа «вершина-событие» необ­ходимо соблюдать следующие правила:
    — каждая работа должна быть заключена между двумя событиями и иметь свой собственный код, например, на графике проведение маркетинговых исследований обозначено кодом 1—2;
    —  в сети не должно быть тупиковых событий больше числа завер­шающих, поскольку их наличие указывает либо на неточность пост­роения графика, либо на невозможность использования результатов предшествующей работы;
    —  в сетевом графике также не должно быть начальных событий больше одного, так как это свидетельствует о невозможности его осу­ществления;
     

    Рис. 3. Сетевой график выполнения проекта
     
    — в сети не следует допускать замкнутых контуров, когда соединя­ются последующее событие с предшествующим;
    —  в сетевой модели не допускается изображение связи между смежными событиями двумя или большим количеством работ.
    После составления и проверки первичных сетевых графиков, раз­рабатываемых каждым исполнителем для своего комплекса работ, производится сшивание частных сетей и их объединение в сводную модель. Построенный с использованием приведенных правил свод­ный сетевой график будет обеспечивать достижение поставленных перед исполнителями плановых целей. В процессе разработки не­сложных сетевых моделей типа «вершина-событие» и «вершина-ра­бота» может быть применен ручной способ составления графиков. При проектировании сложных производственных систем целесооб­разно использовать компьютерную технику для выполнения расчетно-графических работ.
    Завершающим этапом сетевого планирования является определе­ние продолжительности выполнения отдельных работ или совокуп­ных процессов. В детерминированных моделях длительность работ считается неизменной. В реальных условиях время выполнения раз­нообразных работ зависит от большого числа как внутренних, так и внешних факторов и поэтому считается случайной величиной. Для установления длительности любых работ необходимо в первую оче­редь пользоваться соответствующими нормативами или нормами тру­довых затрат. А при отсутствии исходных нормативных данных продолжительность всех процессов и работ может быть установлена различными методами, в том числе и с применением экспертных оценок.
    На стадии стратегического планирования для определения про­должительности работ, содержащихся в сетевых моделях, могут быть использованы следующие методы.
    По действующим нормам, с помощью которых может быть наибо­лее точно обоснована на каждом предприятии длительность самых различных трудовых, технологических и производственных процес­сов.
    По достигнутой производительности труда, на основе которой можно установить продолжительность ранее выполнявшихся работ на различных типах технологического оборудования.
    По экспертным оценкам, которые обычно применяются для опре­деления продолжительности вновь проектируемых оригинальных ра­бот. При установлении экспертных оценок необходимо соблюдать ряд требований:
    — оценку длительности планируемого процесса должны произво­дить наиболее опытные специалисты-эксперты, руководители или ответственные исполнители работ;
    — при выборе оценки необходимо максимально использовать име­ющиеся на производстве справочно-нормативные материалы;
    —  полученную оценку следует рассматривать как временной ори­ентир или возможный вариант продолжительности работ;
    — установленные оценки на стадии разработки сетевых графиков необходимо корректировать в ходе их выполнения при изменении проектных условий.
    В процессе сетевого планирования экспертные оценки длительно­сти предстоящих работ обычно устанавливаются ответственными исполнителями. По каждой работе, как правило, дается несколько оценок времени: минимальная, максимальная и наиболее вероятная. Если определять продолжительность работ только по одной оценке времени, то она может оказаться далекой от реальности и привести к нарушению всего хода работ по сетевому графику. Оценка продолжи­тельности работ выражается в человеко-часах, человеко-днях или других единицах времени. Минимальное время — это наименьшее из возможных рабочее время выполнения проектируемых процессов. Вероятность осуществления работы за такое время часто бывает не­велика. Максимальное время — это наибольшее время выполнения работы с учетом риска и крайне неудачного стечения как внутренних факторов, так и внешних обстоятельств. Наиболее вероятное время — это возможное или близкое к реальным условиям выполнения про­цессов рабочее время.
    Полученная наиболее вероятная оценка времени не может быть принята в качестве нормативного показателя ожидаемого времени выполнения каждой работы, так как в большинстве случаев эта оцен­ка является субъективной и во многом зависит от опыта ответствен­ного исполнителя работ. Поэтому для определения ожидаемого времени выполнения каждой работы экспертные оценки подвергаются статистической обработке. При допущении, что вероятность продол­жительности любой работы соответствует закону нормального рас­пределения, ожидаемое время ее выполнения можно рассчитать по следующей формуле:
     
      (1)
     
    Продолжительность ожидаемого времени при допустимой ошиб­ке, не превышающей 1%, может быт рассчитана и по двум оценкам:
     
      (2)
     
    Рассчитанные по формулам (1 и 2) усредненные значения про­должительности работ позволяют рассматривать вероятностную мо­дель сетевого графика как детерминированную. Найденные средние значения продолжительности ожидаемого времени выполнения ра­бот необходимо отражать на сетевом графике (рис.3) или в таблице исходных данных (табл.1). На их основе производится дальнейший расчет важнейших параметров сетевого графика.
     
     
       Заключение  
    Таким образом, моделирование позволяет заранее предвидеть ход событий и тенденции развития, присущие управляемой системе, выяснить условия ее существования и установить режим деятельности с учетом влияния разных факторов. При этом, на первый взгляд, может показаться, что чем большее количество факторов учтено в модели, тем лучше сама модель. На самом деле детализированная модель не всегда целесообразна, так как это излишне усложняет модель и труднее ее анализировать. Может оказаться, что решение, оптимальное для системы в целом, является неоптимальным для отдельных частей этой системы – ее подразделений. Поэтому вместе с оптимальными решениями должен быть продуман механизм, позволяющий сделать его оптимальным для всех участников. Существует проблема адекватности критерия оптимальности целям функционирования моделируемой системы. Например, точная формулировка цели не всегда дает возможность сформулировать критерий оптимальности. Другая проблема связана с неоднозначностью определения самой цели. При использовании экономико-математических методов обычно принято считать, что существует единственный критерий оптимизации. Однако организация может иметь несколько . Если цели не противоречат друг другу, то достижение одной из них не мешает выполнению других. Например, цель увеличения прибыли и максимизация выпуска продукции не противоречивы. В то же время максимизировать выпуск и одновременно затраты невозможно. В задачах с несколькими критериями оптимальности "оптимальное" решение не всегда бывает единственным. Поэтому сужается проблема выбора, и в этом случае для окончательного решения требуется неформальный подход.
    Разработка и принятие решения – это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы. Варианты принимаемых решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных. Окончательное решение проблемы наступает после «проигрывания» различных вариантов, группировки их по значимости , отклонения заведомо непригодных и нереальных. Принимая окончательное решение , необходимо предвидеть также возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным.
    Следует также остерегаться стремления ускорить процесс принятия решений, что влечёт за собой подчас неточности и искажения в принимаемых решениях. Выбирая окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными данными  самого работника, так и некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов. Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное и значительное преимущество перед другими .
     
     
      Список используемой литературы:

    1.   Кулагин С.А. Принятие решений в организациях. – Спб.: 2001.
    2.   Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.
    3.   Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 2000.
    4.   Рапопорт Б.М. Оптимизация управленческих решений. – М.: Теис, 2001.
    5.   Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.
    6.   Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001.
    7.   О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент: учебник – М.: Гардарики, 2002.
    8.   Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов Менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.
    9.   Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
    10. А. Кабушкин «Менеджмент» - М.: Дело 2000;
    11. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»; пер. с англ., М, - Дело, 2002;
    12. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М. 1996.
    13.  Интернет-ресурс http://www.tula.net/tgpu/resources/comp_model/docs/doc04/doc04.htm
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экономико-математический аппарат и его роль в оптимизации управленческих решений ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.