Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности функционирования рынка ценных бумаг как особой формы рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Особенности функционирования рынка ценных бумаг как особой формы рынка
  • Предмет:
    РЦБ, ценные бумаги
  • Когда добавили:
    15.09.2010 17:03:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
     
    План.
     
    Введение. 3
    Основная часть. 5
    1. Сущность рынка ценных бумаг. 5
    1.1. Понятие рынка ценных бумаг, его сущность и виды. 5
    1.2. Роль и функции рынка ценных бумаг. 10
    2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг. 14
    2.1. Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг. 14
    2.2. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг. 16
    2.3. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг. 22
    Заключение. 28
    Библиография. 31
       
     
    Введение. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации – очень сложный социально-экономический, политический, психологический и даже, можно сказать, морально-этический процесс, который в наиболее ярком и концентрированном виде показывает и раскрывает все сложности перехода российской экономической системы, ранее базировавшейся на командно-административных рычагах управления, к системе, построенной на принципах рыночного хозяйства.
    Рынок ценных бумаг как одна из важнейших составных частей финансового рынка в этом процессе играет одну из ключевых ролей. Правильные действия на фондовом рынке могут и должны его облегчить, а неумелые, непрофессиональные могут усложнить процесс перехода и даже привести к катастрофическим последствиям. Наглядный пример последнего – ситуация, сложившаяся 17 августа 1998 г. (дефолт), ключевой причиной которой явились непрофессиональные действия на рынке государственных ценных бумаг. Во многом это стало возможным в силу неразвитости научно-методологической базы отношений и отсутствия научно обоснованной концепции развития рынка ценных бумаг.
    Российский рынок ценных бумаг в настоящее время представляет собой бурно развивающуюся сферу финансового рынка страны. Как и любой другой, рынок ценных бумаг очень сложен по своей структуре, а тем более в условиях развивающихся и совершенствующихся рыночных отношений.
    Разработка теоретической базы рынка ценных бумаг, систематизация всех элементов этого рынка, объединение их в единый взаимосвязанный механизм с пониманием сути и действия этого механизма, обоснование принципов и задач его функционирования и, наконец, прогнозирование тенденций и последствий его развития являются одним из важнейших запросов экономической теории сегодняшнего дня.
     
    В России рынок ценных бумаг в конце XIX – XX вв. по степени развитости находился на одной из передовых позиций в мире и соответственно литература того времени по биржевым операциям и сделкам, по работе с ценными бумагами была широко развита. Но, начиная с 1918 г., когда декретом Совнаркома от 29 декабря 1917 г. был ликвидирован рынок ценных бумаг и «все сделки с ценными бумагами воспрещались под страхом суда и конфискации всего имущества», в изучении этих проблем наступила пауза, продлившаяся фактически до 1990 г.
    Проблемы рынка ценных бумаг и его развития в условиях рыночной экономики объясняется как историей, так и нынешним положе­нием страны в целом. Основной трудностью рынка ценных бумаг является его бездействие в течение долгого периода, а сейчас в связи со становлением экономики нашей страны можно также обнаружить много проблем и негативных сторон рынка.
    Настоящий момент можно охарактеризовать как переломный: происходит смена приоритетов. Практически решены задачи переходного периода: решение организационных вопросов по созданию центрального аппарата, создание нормативной базы, лицензированию профессиональных участников рынка. Встали вопросы создания систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по рынку ценных бумаг и защиты прав инвесторов. Необходимо активизировать совместную деятельность законодательных органов с профильными министерствами и ведомствами по принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой поправок в действующее законодательство.
    Цель данной работы – исследование механизма функционирования и развития рынка ценных бумаг как одного из сегментов финансового рынка с учетом специфических форм его проявления в условиях реформ в Российской Федерации.
    Основная часть. 1. Сущность рынка ценных бумаг. 1.1. Понятие рынка ценных бумаг, его сущность и виды.  
    В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
    В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товар. Отличия появляются, если сравнить сам объект исследуемого рынка. Номенклатура рынка ценных бумаг соответствует не рынку какого-то отдельного товара, а товарному рынку в целом. Далее, если товары производятся на заводах и фабриках, то ценные бумаги выпускаются в обращение. Что бы товар дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения, а для ценной бумаги - своя. Товар продается один или несколько раз, а ценная бумага может продаваться и покупаться неограниченное число раз и т. д.
    Рынок ценных бумаг - это составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производным по отношению к ним.
    Рассмотрим капитал, представленный в ценных бумагах: в акциях, облигациях, векселях и других их формах. С появлением ценных бумаг происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой его отражение в ценных бумагах. Таким образом, ценные бумаги являются проявлением фиктивного капитала - бумажного двойника реального капитала.
    Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, так как покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду. В свою очередь сама бумага получает форму кредитного документа, в соответствии с которым ее владелец приобретает право на определенный регулярный доход, представленный в виде процентов или дивидендов на отданный взаймы капитал.
    Ценная бумага, которая возникает в результате такой операции, сохраняет за ее владельцем право собственности на отданный взаймы капитал и, кроме того, дает право на его увеличение за счет процента или дивиденда. Поэтому рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего специфическим характером своего товара. Ценная бумага - товар особого рода. Это одновременно и титул собственности и долговое обязательство, это право на получение дохода и обязательство этот доход выплачивать.
    Появившись, такой капитал начинает жить самостоятельной жизнью. Это проявляется в том, что его рыночная стоимость (совокупная курсовая цена бумаг) изменяется не только под влиянием функционирования реальных активов, которые олицетворяют ценные бумаги, но также в зависимости от других факторов, таких, например, как политические события.
    Стоимость фондовых активов может колебаться в больших пределах по отношению к размеру производственных фондов фирм, как превышая их в несколько раз, так и сокращаясь практически до нуля. Цена фиктивного капитала определяется двумя обстоятельствами: соотношением спроса и предложения на капитал, величиной капитализированного дохода по ценным бумагам. Она прямо пропорциональна превышению спроса на капитал над его предложением и величине дохода от ценной бумаги и обратно пропорциональна превышению предложения капитала над его спросом и уровню нормы банковского процента в стране.  Поэтому цена фиктивного капитала - это стоимостная рыночная категория, неизбежно подверженная частым колебаниям.
    Независимая от реальных активов жизнь ценных бумаг проявляется также в самостоятельном обращении на рынке. С теоретической точки зрения такое положение становится возможным в силу того, что, во-первых, в результате акта ссуды происходит отделение капитала-собственности от капитала-функции, и, во-вторых, ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. способностью легко быть превращенной в наличные средства.
    Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, - это сложная структура, имеющая много характеристик. Составные части рынка ценных бумаг в своей основе имеют не только тот или иной вид ценной бумаги, но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынке ценных бумаг необходимо выделять рынки:
    ·   Первичный и вторичный;
    ·   Организованный и неорганизованный;
    ·   Биржевой и внебиржевой;
    ·   Традиционный и компьютеризированный;
    ·   Кассовый и срочный.
    В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичные и вторичные рынки: Первичный рынок – это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать, стадия «производства» ценной бумаги. Результатом всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение их первыми владельцами. Вкладчик может получить прямой доступ к предприятию, и точно также предприятие может обратиться к вкладчику непосредственно как к источнику финансирования.
    Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому. Вкладчик - теперь инвестор - желает иметь возможность быстро реализовать свои инвестиции.
    Очень важно отметить, что первичный рынок представляет собой рынок новых эмиссий и метод, который большинство заемщиков использует для привлечения новых ресурсов. Для того, чтобы этот рынок работал успешно, жизненно важно, чтобы вкладчики и инвесторы обладали уверенностью в том, что они не зря вкладывают свои деньги в этот рынок. Слабый первичный рынок подорвет ликвидность вторичного рынка. Следовательно, существует потребность в предоставлении точной информации с тем, чтобы инвесторы имели возможность проводить сравнение с другими формами инвестиций и принимать решения, следует ли вкладывать деньги в каждый новый выпуск. Другими словами, хороший первичный рынок должен быть селективным для того, чтобы можно было судить о стоимости.
    С другой стороны, эмитент нуждается в хорошем первичном рынке для того, чтобы предложение на покупку ценных бумаг охватило как можно большую аудиторию потенциальных инвесторов, что должно позволить ему получить наиболее выгодную цену за предлагаемые ценные бумаги.
    В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг могут быть организованные и неорганизованные. На первых обращение ценных бумаг происходит по твердо установленным правилам, регулирующим практически все стороны деятельности рынка, на вторых участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам.
    В зависимости от места торговли различают биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг. Биржевой рынок означает, что торговля ценными бумагами ведется на фондовых биржах, однако большинство видов ценных бумаг обращаются вне бирж. Если биржевой рынок по сути всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть организованным, так и неорганизованным.
    В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: традиционной и компьютеризированной.
    Традиционный рынок – это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг непосредственно встречаются в определенном месте и происходит публичный гласный торг или ведутся закрытые торги, которые по каким-то причинам не подлежат огласке.
    Компьютеризированный рынок – это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи.
    В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и срочные.
    Кассовый рынок – это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянуться на срок до 1-3 дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде.
    Срочный рынок ценных бумаг – это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки. Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг – на срочном рынке.
    Классификация видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих видов ценных бумаг. Так различают:
    o   международные и национальные рынки ценных бумаг;
    o   национальные и региональные (территориальные) рынки;
    o   рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и др.);
    o   рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;
    o   рынки ценных бумаг и производных инструментов и другие.
    Вместе с денежным и валютным рынками рынок ценных бумаг входит в понятие финансового рынка.
    В литературе, посвященной рынку ценных бумаг, последний часто называется фондовым рынком. Устоявшегося различия между этими понятиями в нашей стране пока нет. Кроме того, что понятие фондового рынка используется как синоним понятия рынка ценных бумаг, существуют и более узкие трактовки его содержания. В частности, фондовый рынок охватывает только ценные бумаги корпораций, или он является рынком ценных бумаг, которые принято относить к фондовым ценностям.
    1.2. Роль и функции рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора.
    Цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (оформленных в виде тех или иных ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.
    Рынок ценных бумаг будет выполнять стоящие перед ним задачи постоянного поддержания экономического роста только в том случае, если существует полная свобода передвижения таких инвестиции. Такая свобода называется ликвидностью. Ликвидность может существовать только при условии наличия такого числа покупателей и продавцов, которое будет достаточным для того, чтобы удовлетворять требованиям спроса и предложения, также необходимы торговые системы, которые позволяли бы покупателям и продавцам находить друг друга относительно легко.
    Все это должно основываться на информационных потоках приемлемого качества, из которых можно будет узнать о наличии инвестиционных продуктов и о заинтересованных заемщиках и кредиторах. Таким образом, одна из основных ролей рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать точность, правильность и содержательность предоставляемой информации.
     
    В принципе все это нацелено на то, чтобы поддерживать уверенность и доверие между заемщиками, кредиторами, инвесторами и общественностью.
    Следовательно, эта роль будет выполняться только тогда, когда обеспечивается раскрытие необходимой информации:
    u эмитенты будут раскрывать всю важную информацию о себе и своих предприятиях, включая предоставление необходимой финансовой отчетности;
    u инвесторы будут предоставлять информацию о своих сделках, элементах контроля и своей способности выполнять финансовые обязательства;
    u посредники будут предоставлять данные о своей квалификации и финансовых обязательствах, потенциальных конфликтах интересов и сделках от имени своих клиентов;
    u организаторы торговой системы и регулирующие органы будут обеспечивать соблюдение стандартов дисциплины и надежности, справедливое отношение к участникам и контроль за качеством обеспечения расчетов.
    Ключевая функция рынка ценных бумаг состоит в поставке ценных бумаг для обеспечения процесса продажи и оплаты и, конечно, гарантии юридической правильности операций. Хотя эта область является, вероятно, наименее привлекательной для участников рынка ценных бумаг, все-таки совершенно обоснованно она может считаться и одной из самых важных. И совершенно определенно, это та область, которой уделяется больше всего внимания со стороны регулирующих органов. Следовательно, рынку ценных бумаг требуются системы и процедуры, которые могли бы гарантировать надежность этой последней стадии.
     
     
    Функции рынка ценных бумаг:
    Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
    К общерыночным функциям относятся такие, как:
    R   коммерческая функция, т.е. получение прибыли от операций на данном рынке;
    R   ценообразующая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение, прогнозирование и т.д.;
    R   информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;
    R   регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.
    К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
    R   перераспределительную функцию;
    R   функцию страхования ценовых и финансовых рисков или их перераспределения.
    R   функция перераспределения денежных средств, осуществляемая посредством выпуска и обращения ценных бумаг, означает перераспределение средств между отраслями и сферами деятельности, т.е. когда сбережения граждан принимают производительную форму; между государством и другими юридическими и физическими лицами, что имеет место, например, в случае финансирования дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе.
    Итак, перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:
    1. Перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
    2. Перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной формы в производительную;
    3. Финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.
    Функция перераспределения рисков – это использование инструментов рынка ценных бумаг (прежде всего в сочетании с производными инструментами) для защиты владельцев каких-либо активов (товарных, валютных, финансовых) от неблагоприятного для них изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Данную функцию можно было бы так и называть – функция защиты (страхования) от риска, или, точнее, функция хеджирования.
    Данная функция – это сравнительно новая функция рынка ценных бумаг, которая появилась в своем современном виде лишь в начале 70-х. Благодаря ей рынок ценных бумаг существенно увеличил свою устойчивость, с одной стороны, и свою значимость, с другой, поскольку функция перераспределения рисков, основываясь все на той же функции перераспределения денежных средств, резко ускоряет и даже упрощает переливы свободных (или высвобождаемых) финансовых капиталов.
     
     
       
       
     
    2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг. 2.1. Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
    Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
    Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятель­ности и все виды операций на нем, осуществляется органами или орга­низациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.
    Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
    u государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
    u регулирование со стороны профессиональных участников рын­ка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
    u общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
     
    Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
    1. поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    2. защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
    3. обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    4. создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    5. в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
    6. воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);
    7. защита общественных интересов на рынке.
     
    Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:
    u   создание нормативной базы функционирования рынка;
    u   отбор профессиональных участников рынка;
    u   контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
    u   систему санкций за уклонение от норм и правил.
     
     
       
     
             
     
    2.2. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг.
    Государственное регулирование ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
    Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики. А также государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.
    Система государственного регулирования рынка включает:
    u государственные и иные нормативные акты;
    u государственные органы регулирования и контроля.
    Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется  регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.
    Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соблюдения правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.
    В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.
    Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с  регулированием финансового положения конкретных финансовых  институтов  и качеством управления ими. Институциональное регулирование,  таким  образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности  объектов регулирования, и по этой причине  охватывает  все  аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся,  например,  установление  требований  к  размеру  собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов,  ограничение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. 
    Институциональное регулирование является  основой  регулирования банковской  деятельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех  случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К  числу  таких видов деятельности относится, например, хранение и  обслуживание  ценных бумаг.
    В отличие от методов институционального регулирования, методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения  определенных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например,  во многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность брокера в приоритетном порядке (по отношению  к  собственным  операциям) исполнять заявки на покупку или продажу  ценных  бумаг,  поступившие  от клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от своих собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым институтам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги  клиентов, и относится к методам функционального регулирования.
    Поскольку в большинстве случаев для зашиты  интересов  инвесторов  на рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка ценных бумаг.
    Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
    Прямое управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
    ?   установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
    ?   регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
    ?   лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
    ?   обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
    ?   поддержания правопорядка на рынке.
    Косвенное управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
    ?   систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
    ?   денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
    ?   государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
    ?   государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
    Несмотря на то, что государство будет  стремиться  передать  возможно большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым  организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является  основой всей системы регулирования. При этом к  числу  основных  принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
    1. функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
    2. использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
    3. распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
    4. приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
    5. приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
    6. максимальное снижение и разделение рисков;
    7. поддержка конкуренции на рынке;
    8. предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
    К основным целям государственной политики на рынке ценных бумаг относятся:
    ·   создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики;
    ·   предотвращение социальных взрывов и конфликтов, которые могут возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
    ·   финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
    ·   создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
    ·   создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
    ·   борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
    Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время сложилась следующая.
    Высшие органы государственной власти:
    1. Государственная Дума РФ издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.
    2. Президент РФ издает указы, особенно, в тех случаях, когда принятие необходимых законов по каким-либо причинам задерживается.
    3. Правительство РФ выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.
    Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
    1. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ) – коллегиальный орган в составе Правительства РФ – имеет большие полномочия в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и др.;
    2. Министерство финансов РФ регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и др.;
    3. Центральный банк РФ – федеральный орган, который действует на основании Закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала;
    4. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
     
           
               
     
       
    2.3. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг. Важным элементом системы регулирования рынка ценных бумаг являются саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику.
    В то же время и сами участники заинтересованы в определенных общих нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в ряде случаев - в контроле деятельности партнеров. Эти функции лучше выполняет орган, расположенный ближе к непосредственным участникам рынка, чем государственный регулирующий орган. Таким органом и является саморегулируемая организация.
    Таким образом, эффективная деятельность саморегулируемой организации основана на следующих предпосылках:
    ?   участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике;
    ?   они обязаны финансировать контроль своей деятельности;
    ?   их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;
    ?   они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллегами.
    Важно учитывать при этом, что правила и стандарты, разрабатываемые и вводимые саморегулируемой организацией, должны соответствовать требованиям регулирующего органа, т.е. фактически они могут только уточнять и усиливать их.
    В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», саморегулируемая организация - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
    Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.
    Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.
    Саморегулируемая организация имеет следующие права:
    1.   получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг;
    2.   разрабатывать в соответствии с законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
    3.   контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемыми организациями правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
    4.   в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
    Основной задачей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг является разработка правил и стандартов, в соответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к государственному регулированию саморегулирование рынка ценных бумаг, т.е. подготовка правовой базы для саморегулирования участников рынка.
    Поскольку саморегулируемая организация приобретает довольно значительные права в отношении ее членов, законом предусматривается строгий контроль за ней со стороны регулирующих государственных органов.
    В частности, статус саморегулируемой организации приобретается только на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг контролирует правила саморегулируемой организации с тем, чтобы не допустить дискриминации одних ее членов другими, обеспечить должный контроль за ними.
    Так, согласно ст. 50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", предусмотрены следующие требования, предъявляемые к саморегулируемой организации:
    u организация должна быть учреждена не менее, чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
    u для получения лицензии в Федеральной комиссии по рыку ценных бумаг представляются заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации, правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.
    По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:
    u ассоциации;
    u профессиональных союзов;
    u профессиональных общественных организаций.
     
     
    Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:
    1.   профессиональной квалификации персонала;
    2.   правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
    3.   правил, ограничивающих манипулирование ценами;
    4.   документации, ведения учета и отчетности;
    5.   минимальной величины их собственных средств;
    6.   правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
    7.   равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;
    8.   порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;
    9.   защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов - членов организации;
    10. обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;
    11. соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;
    12. процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;
    13. санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;
    14. требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;
    15. контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.
    Саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо указанных выше требований установить и соблюдать правила:
    1.   заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;
    2.   проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных операций);
    3.   оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;
    4.   разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные;
    5.   процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объемах сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;
    6.   оказания услуг лицам, не являющимся членами организации. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет право отказать в выдаче лицензии, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится соответствующих требований, перечисленных в настоящей статье, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:
    7.   возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
    8.   необоснованная дискриминация членов организации;
    9.   необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
    10. ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;
    11. регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;
    12. предоставление недостоверной или неполной информации.
    Отзыв лицензии саморегулируемой организации производится в случае установления Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных ФКЦБ, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.
    Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную комиссию данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений. Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления Федеральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.
       
               
           
     
    Заключение. В последние годы рыночное реформирование российской экономики позволило достичь ряда серьезных успехов. Кардинально снижен уровень инфляции, существенно меньшими стали инфляционные ожидания населения, стабилизировался курс национальной валюты, достигнуты первые успехи в деле перепрофилирования неэффективных производств, заработала процедура банкротства.
    По объему заключаемых сделок с ценными бумагами в общероссийском масштабе лидирующее место приходится на московский регион. По некоторым оценкам, в Москве заключается более 80 % всех сделок на внебиржевом рынке корпоративных ценных бумаг.
    В 90-х годах на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений:
    ?   сложились благоприятные политические условия для развития рынка;
    ?   рынок государственных ценных бумаг позитивно повлиял на формирование инвестиционных портфелей крупных инвестиционных фондов;
    ?   вырос потенциал рынка корпоративных ценных бумаг и увеличилась его капитализация;
    ?   рынок стал более ликвидным и информационно-прозрачным;
    ?   развивалась инфраструктура рынка и был преодолен ряд специфических рисков;
    ?   укрепилась законодательная база рынка за счет принятия федеральных законов и ряда нормативных документов в этой сфере;
    ?   были наработаны новые механизмы защиты прав акционеров.
    Следует также принять во внимание пока еще формирующийся и промежуточный характер национальной модели как рынка ценных бумаг, так и корпоративного управления (контроля), поэтому любые окончательные выводы относительно типа национальной российской модели пока невозможны. Тем не менее уже сегодня очевидно, что в России идет процесс интенсивного формирования собственной модели рынка, которая должна вобрать в себя все лучшее, что уже создано в мире.
    Такой подход к развитию российского рынка ценных бумаг, в частности, предусматривается в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 1008 от 1 июля 1996 г. "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации".
    Важнейшим качественным отличием современного этапа развития рынка ценных бумаг является также растущее международное признание российского рынка ценных бумаг, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам.
    Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить вступление России в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), получение одновременно кредитного рейтинга Мооdy's, Standard&Роог's и IВСА, успешные выпуски еврооблигаций, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение одной из российских компаний в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SЕС некоторых российских банков надежным иностранным депозитарием и другое.
    При этом у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат такие факторы, как большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, значительное число перспективных предприятий, акции которых пока явно недооценены, интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям, желание многих региональных и муниципальных органов власти осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других.
    Значительные перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг.
    Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг в России, является обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции.
    Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской экономике инвестиционных ресурсов обусловливает необходимость активной и целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.
     
       
       
     
    Библиография. 1. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2004 г.;
    2. Анесянц С.А. «Основы функционирования рынка ценных бумаг» - Москва: Финансы и статистика, 2005;
    3. Белов В.А. «Государственное регулирование рынка ценных бумаг» - Москва: Высшая школа, 2005;
    4. Возная О.П. «Перспективы IPO для российских компаний», «Рынок ценных бумаг» № 21 2004г.;
    5. Галанов В.А., Басов А.И. «Рынок ценных бумаг» РЭА им. Г.В. Плеханова, - Москва: «Финансы и статистика», 2005;
    6. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1 и 2;
    7. Дубонос П.Д. «Саморегулирование: простое и сложное», «Рынок ценных бумаг» № 7 2004г;
    8. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
    9. Зенькович Е.Н. «Вопросы регулирования рынка ценных бумаг», «Рынок ценных бумаг» № 13 2004г;
    10.   Килячков А.А., Чалдаева Л.А. «Рынок ценных бумаг» - Экономистъ, 2005;
    11.   Курашинов М.А. «Эффект среды», или Национальная черта российского рынка ценных бумаг», «Рынок ценных бумаг» № 20 2004г.;
    12.   Маренков Н.Л. «Рынок ценных бумаг» - М: Феникс, 2005;
    13.   Маркин А. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 2003;
    14.   Окулов В.А.. «Инвестирование на российском рынке ценных бумаг: теория и практика», «Рынок ценных бумаг» № 24 2004г.;
    15.   Постановление Правительства РФ «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в Российской Федерации» от 28 декабря 1991 г. № 78;
    16.   Указы Президента РФ по развитию рынка ценных бумаг;
    17.   Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
    18.   Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
    19.   Фельдман А. А. «Российский рынок ценных бумаг». - М.: Атлантика-Пресс, 2004;
    20.   Хабаров С.А. «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» - РАГС, 2004.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности функционирования рынка ценных бумаг как особой формы рынка ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.