Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Рынок труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Рынок труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Когда добавили:
    15.09.2010 17:44:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
    Введение………………………………………………………………………..…….4  
    Глава 1 Сущность рынка труда, его типология и структура..……………..……..6
    1.1 Понятие и структура  рынка труда………………………………..……..6
    1.2 Механизм функционирования рынка труда…………….………………9  
    1.3 Регулирование рынков труда………………………………….……..…11    
    Глава 2 Рынок труда и занятости населения по Оренбургской области………..15
    2.1 Современное состояние рынка труда в России……………………..…15  
    2.2 Рынок труда и занятости населения в Оренбургской области………..18    
    2.3 Проблемы занятости и безработицы…………………………………...25
    Глава 3 Основные направления развития рынка труда и занятости…………....29
    Заключение………………………………………………………………………….38    
    Библиографический список………………………………………………………..39  
     
    Введение
     
    В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
       На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда?.
    На рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
    Теоретической основой исследования послужили труды Кудрова В. М., Михайлова В. А., Булатова А. С..  Парашутина Н.В., Ларионова А.Д. в области исследования рынка труда.
    Сфера, где формируется труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками.
    Целью курсовой работы является - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. Исходя из поставленной цели можно сформулировать задачи:
    - изучить сущность и структуру рынка труда;
    - рассмотреть механизм функционирования рынка труда;
    - ознакомиться с современным состоянием рынка труда в России;
    -  проанализировать рынок труда и занятости населения в Оренбургской области;
    - определить основные направления развития рынка труда и занятости.  
    Объектом исследования является рынок труда и занятости населения по Оренбургской области.
    С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – перспективы его развития.
    При написании курсовой работы использовались статистический метод и, метод сравнения показателей.
    Информационной базой исследования послужили данные первичного учета и годовых отчетов рынка труда по Оренбургской области.
     
     
    Глава 1 Сущность рынка труда, его типология и структура
     
    1.1 Определение рынка труда
     
    Рынок труда, является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
    На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда?.
    На рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
    При всей схожести развития экономики и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.
    Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами.   Внешний   рынок    труда предполагает   наличие у  работников
    ___________
    ? Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2006, №4, с.21-35.
    профессий, которые могут быть использованы разными фирмами.
    Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме.
    Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.
    Сфера, где формируется труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.
    Существует  рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют пять групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:
    - высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции;
    - работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции;
    - работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами;
    - работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована;
    - контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.
    Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость ?.
    Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
    - через миграцию труда и капитала;
    - путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.
    Таким образом рынок труда как социально-экономическая категория –
    _________
    ? Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2005, №2, с.90-106
    это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.
     
    1.2 Механизм функционирования рынка труда
     
    Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособностью населения, желающего работать по найму на основе информации, полученной в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция.
    На рынке труда под спросом понимают потребность в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд  возрастает.  Спрос на труд определяется размерами заработной платы; характером профессии; уровнем квалификации, опытом работы по специальности; характеристиками рабочего места, в особенности условиями труда, его интенсивностью; конкурентоспособностью новой техники; государственной поддержкой предпринимательства.
    Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции.
    Предложение труда определяется прежде всего демографическими факторами (уровнем рождаемости и вообще темпами прироста населения, долей трудоспособного населения и показателями его прироста, его половозрастной структурой). Также предложение труда определяется степенью экономической активности различных демографических групп трудоспособного населения; уровнем заработной платы (при низких ставках возникает «добровольная безработица»); числом потенциально незанятых людей; государственной поддержкой занятости.
    Труд работника имеет свою цену, которая выражается заработной платой. На стоимость труда влияют некоторые факторы.
    К факторам, которые обуславливают понижение стоимости труда, относится рост производительности общественного труда, так как с ним связано снижение стоимости средств сосуществования. В данном направлении действует и вовлечение в процесс производства женщин и детей, поскольку содержание семьи осуществляется в этом случае доходами, получаемыми не только  главой семьи, но и ее членами.
    К факторам, вызывающих повышение стоимости труда, следует отнести прежде всего рост квалификации наемных работников, расширение потребностей в новых товарах и услугах их семей. В результате возникают новые материальные и духовные запросы, постоянно вносящие коррективы в объемы и структуру потребностей населения.
    Заработная плата имеет свою специфику. Если цена падает ниже стоимости рабочей силы, то рабочая сила не сможет нормально функционировать. Уровень заработной платы является результатом действия социальных и экономических сил.
    Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Равновесие на рынке труда означает, что спрос на труд удовлетворяется полностью, а предприниматели готовы платить соответствующую заработную плату.
    Таким образом, под действием механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:
    - соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;
    - обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями – за найм рабочей силы;
    - установление равновесной цены;
    - содействие полной экономически эффективной занятости.
     
    1.3 Регулирование рынков труда
     
    В регулировании занятости населения играет важную роль государство. Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются в активных, а не в пассивных формах, то есть когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице. Подобный подход позволяет, с одной стороны, умерить иждивенческие настроения у части безработных, с другой – быстрее ввести трудовые ресурсы в хозяйственный оборот ?.
    Что касается занятости, то государство, проводя те или иные мероприятия, содействуют повышению профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов.
    Профессиональная мобильность зависит:
    - от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность);
    - от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита;
    __________
    ? Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2000, №3 с. 122-126
     
    - от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
    Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.
    Существуют некоторые особенности функционирования рынка труда. Они связаны с характером воспроизводства и особенностями товара «рабочая сила».
    Неотделимость права собственности на товар – труд от его владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частично распоряжения способностями к труду – рабочий слой в течение определенного времени.
    При покупке товара «труд» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, скажем, продовольственных товаров.
    Различный профессионально квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий вызывает необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара «труд».
    Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма ?.
    Значительна и посредническо-вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют
    ______________
    ? Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2004. №7-8 с. 32-36.
     
    быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.
    Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда.
    В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса  и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей.
    Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.
    В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.
    В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции  на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной мобильностью.
    Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, фексибилилизация рынка труда, то есть повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.
    Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость.
    В рамках де регулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.
     
     
    Глава 2 Рынок труда и занятости населения по Оренбургской области  
     
    2.1 Современное состояние рынка труда в России
     
    В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т “Отчет по труду” (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия.
    Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1-МП “Об основных показателях деятельности малого предприятия” за год.
    Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало - 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.
    Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики “Отчет о трудоустройстве и занятости населения”. Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).
    Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости. Обследованию в течение недели подлежат граждане в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая - подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам не занятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.
    Определенную помощь в сборе данных о занятости могут оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией "Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России.
    Поскольку размер безработицы широко используется в международной практике в качестве общего показателя текущего состояния экономики страны, то естественно включение в программы данных обследований вопросов, уточняющих ситуацию на рынке труда и позволяющих прогнозировать ее. Ввиду важности такой информации Организация и ведение мониторинга социально-трудовой сферы возложены на Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной службы занятости, Федеральной миграционной службы России.
    По оценкам МВД, в 2006 г. чис­ленность профессиональной теневой активности составляла при­мерно 9 млн. человек, или около 14% всех занятых в экономике Рос­сии. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.
    Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, то есть происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности ра­ботников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.
    Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую россий­скую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
    В 2006 г. на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще четыре-пять лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
    По оценкам разных специалистов, Рынок труда в России в 2008 г. вырос на 20-40%. Очень высок был спрос в регионах на «топовые» должности, причем компании предпочитают не растить таких специалистов у себя, а импортировать из столицы. По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов на персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования — падение на 29%. Интересно, что еще в 2006 г. то же страхование, напротив, показало 50-ти процентный рост, зато спрос на фармацевтов и медиков упал тогда аж на 36%. Словом, рынок развивается волнообразно, отмечают рекрутеры, и дать какие-либо прогнозы и рекомендации студентам вузов крайне затруднительно. Версии самые разнообразные. По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.
    Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. До тех пор, пока в стране происходит экономический рост, «бум» на рынке труда продолжится практически во всех отраслях.
    Однако, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и  все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.
    В конце марта 2008 г. 5,6 млн. человек, или 7,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные, в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,9 млн. человек.
     
    2.2 Рынок труда и занятости населения в Оренбургской области
     
      На основе данных комитета статистики по Оренбургской области проведем анализ рынка труда. Результаты представлены в  таблице 2.1.
    Так, в 2008 г. в Оренбургской области уровень безработицы составил 9,14% соответственно уровень занятости – 90,86% . А в 2006 г. эти показатели были равны 12,84 и 87,16%.
    Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения.
    Таблица 2.1
    Трудовые ресурсы Оренбургской области
     
    2004
    2005
    2006
    2007
    2008
    Численность постоянного населения области, всего
    2223,9
    2204,1
    2183,2
    2163,7
    2140,1
    Трудовые ресурсы, всего
    1410,1
    1397,3
    1396,6
    1408,6
    1404,0
    в том числе:
     
     
     
     
     
    трудоспособное население в трудоспособном возрасте
    1348,3
    1335,5
    1331,1
    1331,7
    1328,3
    лиц старших возрастов и подростки, занятые в экономике
    61,8
    61,8
    63,5
    76,9
    75,8
    Распределение трудовых ресурсов:
     
     
     
     
     
    население занятое в экономике
    942,1
    922,6
    945,8
    954,1
    980,7
    население незанятое в экономике:
     
     
     
     
     
    учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства
    89,4
    96,3
    101,1
    106,7
    111,6
    другое население в трудоспособном возрасте, незанятое в экономике (военнослужащие, безработные)
    378,6
    378,4
    349,8
    356,7
    311,8
    Экономически активное население - всего
    1085,3
    1077,7
    1098,1
    1084,3
    1079,4
    Из общей численности ЭАН:
     
     
     
     
     
    занятые
    942,1
    922,6
    945,8
    945,1
    980,7
    безработные
    143,2
    155,1
    152,3
    139,2
    98,7
    из них имеют официальный статус в службах занятости, всего
    46,2
    36,7
    29,3
    23,0
    23,8
     
    Считая, что доля экономически активного населения в трудо­вых ресурсах Оренбургской области составляла в 2008 г. 0,77 при уровне заня­тости 90,86% и уровне безработицы 9,14%, получим:
    Уровень занятости в трудовых ресурсах  = 0,77 * 9,86  = 69,96 %;
    Уровень безработицы в трудовых ресурсах  = 0,77 * 9,14  = 7,03 %.
       Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах. По данным 2008 г.: 69,96+7,03=23%. Недостающие (до 100%) 23% - экономически не активное население в трудоспособном возрасте, то есть население, которое не входит в состав рабочей силы.
    По Оренбургской области имеется следующая информация, приведенная в таблице 2.2:
    Таблица  2.2
    Динамика численности занятых, безработных и экономически активного населения Оренбургской области
    Период
    Численность, млн. человек
    Уровень, %
    занятых
    безработных
    экономически активных
    безработицы
    занятости
    Базисный год (2007)
    945,1
    139,2
    1084,3
    12,84
    87,16
    Отчетный год (2008)
    980,7
    98,7
    1079,4
    9,14
    90,86
    Коэффициент роста
    1,04
    0,71
    0,99
    0,71
    1,04
     
    В соответствии с приведенным ранее равенством получим:
    1,04*0,87+0,71*0,12=0,99.
    Таким образом, общий темп динамики численности экономически активного населения 99% определяется темпами роста численности занятых (104%) и безработных (71%). Изменения в уровнях занятости и безработицы хотя и могут быть измерены коэффициентами роста (как дано в таблице 2.2), но нагляднее характеризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в процентных пунктах. Так, уровень безработицы в отчетном периоде снизился на 3,6 процентных пункта.
    Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости по Оренбургской области, преобладают женщины, в общей же численности бездетных, рассчитанной по методологии МОТ, - мужчины (53,9% в октябре 2005 г.; 54,2% в октябре 2006 г.; 59,4% в октябре 2007 г; 52,4% в ноябре 2008 г.). По причинам незанятости среди мужчин в большей мере распространено увольнение по собственному желанию: за 2005 - 2008 гг. доля лиц, оказавшихся без работы по данной причине, колебалась в следующих пределах: 43,9% в октябре 2006 г. и 24,2% в августе 2008 г., а среди женщин - 34,1% в октябре 2006 г. и 15,4% в 2008 г.
    Таблица 2.3
    Состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Оренбургской области (в %)
     
    2005
    2006
    2007
    2008
    Численность безработных - всего
    100
    100
    100
    100
    из них:
     
     
     
     
    уволившихся по собственному желанию
    39
    41,3
    47,2
    51
    высвобожденные работники
    36,8
    27,4
    19,5
    18,5
    выпускники общеобразоват. школ
    2
    2,3
    2
    1,9
    выпускники ВУЗов и ССУЗов
    2,6
    2,7
    2,8
    2,3
    выпускники ПТУ
    2
    1,9
    1,9
    1,7
    Из числа безработных имеют образование:
     
     
     
    высшее профессиональное
    9,5
    9,2
    9,9
    10,4
    среднее профессиональное
    21,5
    21,8
    19,8
    19,9
    начальное профессиональное
    16,1
    15
    15,2
    14,9
    среднее общее
    32,4
    32,9
    32,7
    32,2
    не имеют полного среднего образования
    20,5
    21,2
    22
    21,6
     
    Образовательный уровень безработных в России один из самых высоких в мире: на конец 2008 г. в Оренбургской области 30% безработных имели высшее и среднее специальное образование. Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины: так, в Оренбургской области к концу 2008 г. среди безработных женщин 34% имели высшее и среднее специальное образование, в то время как среди  мужчин 23%.
    С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. На основе данных комитета статистики по Оренбургской области основную часть безработных в составляют люди зрелого возраста. Распределение безработных в Оренбургской области по возрасту в 2008 г., если принять их количество за 100%.
    Таблица 2.4
    Структура безработных Оренбургской области по возрасту
    Возраст
    %
    до 20
    6,4
    20-24
    13,2
    25-29
    15,8
    30-49
    53,4
    50-54
    7,2
    55-59
    1,9
    60-72
    2,1
     
    Средний возраст безработных составил 35 лет. (  )
    Особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи. В 2008 году 35,5% безработных в Оренбургской области составляли люди в возрасте до 30 лет. В ряде регионов страны трудоустройством молодежи занимаются наряду с государственными службами занятости молодежные биржи труда, а также Межрегиональный центр занятости.
    Важную роль в статистике играет информация о продолжительности безработицы инвалидов как одного из социально не защищенного слоя населения, требующего особой заботы со стороны государства. Средний период безработицы у инвалидов длиннее, чем в целом по всей совокупности безработных. В Оренбургской области численность безработных инвалидов за 4 года выросла в 2,7 раз.
     
    Таблица  2.5
    Трудовая реабилитация инвалидов органами государственной службы занятости Оренбургской области (человек)
     
    2005
    2006
    2007
    2008
    На конец года
     
     
     
     
    Численность безработных инвалидов
    297
    523
    544
    781
    из них инвалиды, которым назначено пособие по безработице
    287
    489
    479
    689
    В течении года
     
     
     
     
    Поставлено на учет безработных инвалидов
    334
    710
    796
    1171
    Направлено на проф. Обучение
    21
    84
    131
    172
    Трудоустроено безработных инвалидов
    21
    84
    131
    172
    Численность инвалидов, прошедших проф. Обучение, всего
    15
    72
    128
    161
     
    Развитие рыночной экономики сопровождается перераспределением занятых по секторам экономики, по предприятиям разных форм собственности.
    Рассмотрим отраслевой состав занятых в экономике по Оренбургской области. С этой целью общая численность занятых в экономике принимается за 100% и определяется удельный вес численности занятых в соответствующих отраслях (таблица 2.6).
    На основе данных таблицы 2.6 можно сделать вывод, что основная доля занятых в 1980 г. задействована в производственной сфере, около 75%, однако в 2008 г. это значение сократилось до 58,5%.
    Таблица  2.6
    Отраслевой состав занятых в экономике Оренбургской области
    (в процентах к итогу)
     
    2005
    2006
    2007
    2008
    Всего в экономике
    100,0
    100,0
    100,0
    100,0
    Промышленность
    33,8
    31,5
    3,9
    24,6
    Сельское хозяйство
    8,4
    7,9
    7,7
    3,8
    Лесное хозяйство
    0,4
    0,4
    0,3
    0,4
    Транспорт
    13,3
    13,8
    12,2
    9,9
    Связь
    1,6
    1,7
    1,5
    2,0
    Строительство
    11,1
    10,2
    107,7
    5,5
    Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение
    9,2
    9,7
    9,5
    9,0
    Информационно-вычислительное обслуживание
    -
    -
    -
    0,2
    Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка и операции с недвижимым имуществом
    -
    -
    -
    1,0
    Геология, геодезия, гидрометеорология
    0,9
    0,8
    0,7
    0,3
    Прочие виды деятельности сферы материального производства
    1,2
    1,3
    1,4
    1,3
    ЖКХ, бытовое обслуживание населения
    3,3
    4,8
    4,6
    4,6
    Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение
    4,6
    4,5
    6,3
    9,1
    Образование
    7,2
    7,6
    8,7
    12,2
    Культура и искусство
    1,2
    1,2
    1,8
    2,0
    Наука и научное обслуживание
    1,6
    2,0
    1,7
    1,3
    Кредитование, финансы и страхование
    0,4
    0,6
    0,6
    1,2
    Аппарат органов управления и общественных организации
    1,8
    1,8
    1,2
    8,9
    Производственная сфера
    75,0
    70,0
    71,0
    58,5
    Непроизводственная сфера
    25,0
    30,0
    29,0
    41,5
    Таблица  2.7
    Распределение численности занятого населения по формам собственности
     в  Оренбургской области (в процентах)
     
    2005
    2006
    2007
    2008
    Занято в экономике - всего
    100
    100
    100
    100
    На государственных и муниципальных предприятиях и организациях
    40,7
    41,3
    40,4
    39,1
    В частном секторе
    35,6
    38,3
    41,6
    42,6
    в том числе:
     
     
     
     
    в сфере индивидуального труда и по найму у отдельных граждан
    14,7
    16,7
    18,1
    17,1
    В общественных организациях
    0,7
    0,9
    1,1
    0,9
    На предприятиях и в организациях смешанной формы собственности
    21,8
    18,7
    15,7
    14,8
    В совместных предприятиях
    1,2
    0,9
    1,2
    2,6
    Из общего числа занятых в экономике работает на предприятиях и в организациях
    80,9
    79,7
    75,6
    76,5
     
    Данные таблице 2.7 отражают существенные сдвиги в распределении: за 2005—2008 гг. доля государственного и муниципального  сектора снизилась на 0,8 процентных пункта, доля занятых в частном секторе возросла на 7 процентных пункта, на предприятиях и в организациях смешанной формы собственности на 1,4 процентных пункта. Основную долю в экономике области составляют частный и государственный, муниципальный сектора.
     
    2.3 Проблемы занятости и безработицы
     
    Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
    Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Различают:
    - рынок труда молодежи - ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
    - рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров - для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
    - рынок труда женщин - его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
    Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.
    Под гибкими формами занятости понимаются:
    - занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах;
    - занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
    - самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
    Безработица  оказывает определенное негативное воздействие на каждого человека. Ведь потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Также она влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей.
    Следует иметь ввиду то, что безработица является естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики обычно используют два основных показателя:
    · Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;
    · Продолжительность безработицы - промежуток времени, в течении которого лицо не имеет работы.
    К причинам возникновения безработицы относятся:
    - высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец - поведение покупателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях;
    - низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель – в этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных;
    - отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы – в обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
    Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий
    Глава 3 Основные направления развития рынка труда и занятости
     
    Политика государства в нашей экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, институциональной структуры?.
    Институционализация рынка труда в экономике страны является частью более широкой проблемы, которая до сих пор, по мнению многих экономистов и других представителей общественных наук (социологов и политологов), не имеет однозначного решения, - проблемы институциональных изменений.
    Институционализация представляет собой закрепление вновь приобретенных или импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтов и организаций (которые могут принимать как легальную, так и нелегальную форму), обеспечивающих систему экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов.
    На практике закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа индивидов, следующих определенными ими правилами и ограничениями, дают возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой применяется данный институт. Отдача от функционирования института представляет собой отношение между количеством блага, которое дает институт индивиду, и издержками по его обеспечению.
       Для возникновения возрастающей отдачи института группа, исходя из традиционной теории групп, должна быть достаточно большой. Действия в рамках таких институтов будут привлекательными для большинства индивидов в группе, поэтому для выполнения правил и ограничений, предписываемых институтом нет необходимости для насилия или какого-либо другого принуждения. Здесь выбор индивиды делают сами. Примером может служить возрастающая  предельная отдача от   институтов,   закрепляющих   правила
    ________
    ? Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2000, №3 с. 122-126
    солидарного поведения на рынках монопсонии.
    Хотя для узкого круга лиц предельная отдача оставаться положительной, при увеличении круга лиц, входящих в сферу действия этого института, предельная отдача снижается. Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых. В 2008 году 80% таких выплат были предоставлены 20% домохозяйств, имеющих наивысшие доходы?.
    Институты с убывающей предельной отдачей способствуют автоматизации общества. На российском рынке труда это проявляется в возрождении семейственности на престижных и высокооплачиваемых рабочих местах, связанных с государственным управлением и осуществлением властных полномочий. Семья, как узкая группа, отражает господство институтов, присущих традиционному обществу, в том случае, если такие институты не дополняются правилами, необходимыми для существования расширенного порядка.
    Необходимость использования принципа солидарного поведения относительно больших групп возникает на определенном этапе институционализации капиталистического общества. Этот этап характеризуется процессом трансформации рынков, на которых выступают индивидуализированные агенты, в рынки, базирующиеся преимущественно на одностороннем или двустороннем взаимодействии организованных групп. Необходимость коллективизации (т.е. объединения в группы большинства экономических субъектов) кроется в процессах прогрессирующей неконкурентности отдельных рынков, которая становится значимой вначале XXI века.
    Существуют две основные гипотезы, объясняющие процесс формирования социальных движений, таких как профсоюзы. Согласно первой (о непрерывности социального движения) нормы  поведения,  ложащиеся   в
    __________
    ? Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2006, №4, с.21-35.
    основу какого либо социального движения и его идеология определяются традициями, существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Вторая (о социальной мобилизации) отводит традициям минимальную роль, уделяя основное внимание рациональным действиям индивидов.
    Для России не характерна модель формирования социальных движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из-за характера традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям в России не существуют традиции солидарного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.
    Создание социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов.
    В сложившихся экономических и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными благами. Создание таких институтов не может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая политика относительно рынка труда должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.
    Безработица в 6-7% (по оценке МОТ) в России, где на протяжении 70 лет господствовала идеология полной занятости, воспринимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с неотработанностью механизмов помощи безработным и скудостью ресурсов, которые государство может выделить на эти цели. Однако по международным стандартам подобная норма безработицы не является катастрофической. Кроме того, вопрос заключается не в уровне безработицы как таковой, а в том, какие процессы и тенденции он отражает. За одинаковым синтетическим показателем может скрываться принципиально различная ситуация в сфере занятости.
    В условиях активного рынка труда сравнительно большое число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких периодов невелика. Примером являются США, удерживающие первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского рынка труда способствовал формированию “нового взгляда” на безработицу как на распространенное, но кратковременное явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством новых рабочих мест. Проблема их “обогащения” является сегодня одной из ключевых в американской политике занятости.
    Иная ситуация сложилась в Европе и Австралии, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах рынка и возрастание численности и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев “культуры безработицы” побуждает правительства повысить внимание к их реабилитации.
    Однако во всех случаях политика занятости подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобретения и эффективного использования человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам-профессионалам как наиболее дорогостоящей и ценной категории работников.
    Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.
    На данных проблемах и должна, на наш взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них могут быть широко использованы в России.
    Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы.
    Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в течение ограниченного периода времени субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.
    Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное ее преимущество - адресный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов (дорог, мостов), в том числе в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости. Прямые государственные вложения в создание рабочих мест целесообразно направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.
    Значительно лучшую перспективу в российских условиях могут, на наш взгляд, иметь активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятые неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы.
    Представляется очень важным содействовать рациональному распространению частичной занятости на основе гибких графиков. Хрестоматийным примером такой политики стал опыт концерна Volkswagen. В условиях вынужденного сокращения объема производства и соответственно спроса на труд персоналу было предложено 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компании удалось сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получили возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда. Такое решение проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансовых ресурсов, на наш взгляд, предпочтительней, чем принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.
    Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности. Это на наш взгляд, позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.
    Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы отпусков. В этом плане интересен опыт Дании, где с 1994 г. действует программа, в рамках которой работники имеют право на получение полностью или частично оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занятости в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска в целях пополнения образования.
    В ряде латиноамериканских стран разработаны программы стимулирования добровольных долгосрочных отпусков государственных служащих. Задача таких программ - обеспечить государственным служащим возможность временно оставить работу и заняться частным бизнесом. За ушедшими в долгосрочный отпуск сохраняется стаж и право на пенсию, им выплачивается единовременное пособие в размере нескольких месячных заработных плат. Как показал опыт, это не ведет к снижению дееспособности госаппарата.
    Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.
    В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. На наш взгляд, для России представляют интерес два вида программ:
    - увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования;
    - использование в целях получения дополнительного образования и переподготовки вынужденных отпусков.
    В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании) действуют специальные подразделения национальных служб занятости?.
    Деятельность органов исполнительной власти Оренбургской области  направлена на обеспечение создания условий для содействия занятости населения, обеспечение государственных гарантий прав граждан Российской Федерации на труд и защиту от безработицы на территории области. Целью
    __________
    ? Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).
     Программы является повышение занятости и социальная защита от безработицы населения Оренбургской области?.
    Исходя из сложившейся ситуации на рынке труда Оренбургской области, существующих наиболее актуальных проблем в сфере занятости, прогнозируемого распределения спроса и предложения рабочей силы, реализация Программы в 2009-2011 годах будет направлена на решение следующих приоритетных задач:
    - повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
    - повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;
    - снижение дифференциации локальных рынков труда;
    - кадровое обеспечение инвестиционных проектов социально-экономического развития Оренбургской области;
    - обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
    Достижение планируемых целевых показателей и показателей результативности Программы будет осуществляться в 2009-2011 годах по следующим направлениям программных действий:
    - содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе: развитие межтерриториального перераспределения рабочей силы;
    - формирование и оперативное использование банков данных вакансий и ищущих работу граждан;
    - организация мероприятий активной политики занятости населения (ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работе);
    __________
    ? Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации //Вопросы экономики. 2004 №2. С.73-74.
     
    - осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
    Предоставление гражданам соответствующих государственных услуг в области содействия занятости населения осуществляется в соответствии с административными регламентами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
    Заключение
     
    Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
    Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
    В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.
    Библиографический список
     
    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.);
    2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 11.04.96 г.
    3. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая).: Кодекс.: - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 416 с.
    4. Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга+, 2005.
    5. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2005.
    6. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249;
    7. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. и от 25 апреля 2005 г.;
    8. Послание Президента Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2005 году";
    9. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).
    10. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2006, №4, с.21-35.
    11. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2004. №7-8 с. 32-36.
    12. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2006, №2, с.76-91.
    13. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2004 №2. С.73-74.
    14. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2005, №2, с.90-106
    15. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2004, №3, с.47-52.
    16. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000г – 213 с.
    17. Фишер С. Экономика. М.: Дело, 2004 г.- 145 с
    18. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2007, №11-12, с.50-59.
    19. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2006, №2, с.102-113.
       20. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2000, №3 с. 122-126
    21. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М:, ИНФРА-М 2004.
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Рынок труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.