Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ…………………………………..5
1.1. Сущность и значение качества продукции в развитии производства и насыщении рынка товарами……………………………………………………..5
1.2. Показатели качества продукции………………………………………….11
2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА РУП «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»…………………………………………...16
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………16
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии……………19
2.3. Тенденции и динамика показателей качества продукции на РУП «МТЗ» ………………………………………………………………………………...26
3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА РУП “МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД”…………………………………….…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….….……………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….….……………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………….….………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………….……………………….40
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Известно, что лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг, создающие их производителям конкурентные преимущества, а потребителям – комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим странам, обеспечивая высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволяет ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса.
Проблема качества должна стать приоритетной и для белорусской экономики, послужив основой завершающего этапа в преодолении глубоких кризисных явлений и создания базы для дальнейшего динамичного развития. Ведь очевидно, что основной причиной спада производства является конкурентоспособность многих видов отечественной продукции, обусловленная их низким качеством.
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом каждый товар вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Всегда следует помнить, что попытка торговли некачественным товаром теряет всякий смысл, так как приносит как финансовые, так и моральные убытки. Именно поэтому предприятия уделяют большое внимание качеству продукции.
Обеспечение качества продукции и изучение воздействующих на него факторов является важнейшей предпосылкой коммерческого успеха и составной частью системы управления производством и реализацией продукции предприятий, функционирующих на принципах маркетинга. Речь идет о создании системы менеджмента качества, ориентированной на потребителя, и охватывающей всю структуру предприятия. Изменяющиеся условия хозяйствования требуют от руководителей и специалистов глубоких знаний в данной области. Назревает необходимость перехода к подготовке менеджеров по управлению производством «через качество» – с использованием современных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО), принятых во всем мире в качестве рекомендательных документов по общему руководству качеством и обеспечению качества.
Все вышеизложенное и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объект исследования – республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод».
Цель работы – разработка мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод» в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация разрозненных теоретико-методологических данных по качеству продукции;
2) проведение анализа обеспечения качества продукции на предприятии;
3) разработка комплекса мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод».
Работа над повышением качества выпускаемой продукции позволит РУП «МТЗ» сохранить свое приоритетное положение, как ведущего производителя сельскохозяйственной техники на рынке стран СНГ и усилить свои позиции в условиях «жесткой» конкуренции на внешнем рынке.
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение качества продукции в развитии производства и насыщении рынка товарами
Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества продукции. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны.
Качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.
Происходящий в Беларуси переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитый конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.
Качество, равно и его понятие, прошло многовековой путь развития. В табл. 1.1 показано разнообразие формулировок понятий качества.
Таблица 1.1 Динамика определений понятий качества
Автор
Формулировка определений качества
Аристотель (III в. до н.э.)
Различие между предметами, дифференциация по признаку “хороший-плохой”
Гегель (XIX в. н.э.)
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество
Китайская версия
Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - “равновесие” и “деньги” (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию “высококлассный”, “дорогой”
Проблема качества зародилась, проявилась и объективно обнаружилась с развитием общественного производства. Она отражает исторический процесс повышения эффективности человеческого труда, развития научно-технического прогресса (НТП), в той или иной форме проявляется во всех общественно-экономических формациях.
На первых этапах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы потребителей и планировали их удовлетворение. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень выполняемых работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате проблема качества резко возросла. Возникла необходимость определять промежуточные показатели качества продукции. На предприятиях стали появляться службы контроля качества.
Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялось само понятие качества, требования и подходы к нему.
Во-первых, это происходило из-за того, что повысились требования НТП, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах научно-производственной деятельности. Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции, особенно к таким, как надежность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др. Это связано с тем, что современная техника работает в сложных условиях, при критических режимах и колоссальных нагрузках. Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности.
Во-вторых, происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда.
В-третьих, по мере удовлетворения в количественном выражении потребности в средствах производства и предметах потребления на первый план выдвигается их качественная характеристика. Повысить качество- это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности.
В-четвертых, расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции (конкурентная борьба за рынки сбыта). Успешно реализуют свою продукцию те предприятия, качество продукции у которых выше.
Вопросам качества продукции посвящены работы крупнейших специалистов в этой области: Филиппа Кросби, У. Эдвардса Деминга, Арманда В. Фейгенбаума, Исикава Каору, Джозефа М. Джурана, Роберта М. Пирсинга, Вальтера А. Шухарта, Генити Тагути, внесших в ХХ веке наибольший вклад в развитие методов менеджмента качества.
В современной экономической науке выделяют два уровня качества:
- первый уровень – производство такой продукции или оказание таких услуг, чьи измеряемые характеристики удовлетворяют конкретным техническим требованиям, имеющим численное значение;
- второй уровень – качество продукции или услуг не зависит от каких-либо измеряемых характеристик и определяется тем, насколько удовлетворены ожидания потребителя в отношении применения или использования этой продукции или услуги.
Исходя из этого все определения качества можно разделить на две группы.
Определение качества, данное Ф. Кросби относится к первому уровню: качество продукции или услуги эквивалентно тому, что все измеряемые или, точнее говоря, все измеренные характеристики продукции или услуги соответствуют установленным техническим требованиям. [22, с. 98].
Существенные положения данного определения качества следующие:
- необходимо, чтобы качество было определено (установлено), в противном случае мы не сможем в полной мере знать, как управлять им;
- кто-то, так или иначе, должен знать, каковы установленные требования и как перевести их в измеряемые характеристики продукции или услуги;
- если требования установлены в виде численных значений, можно измерить характеристики продукции (например, диаметр отверстия) или услуги (например, продолжительность оказываемой услуги).
Определение качества Э. Демингом по многим признакам относится ко второму уровню. Наиболее важные выводы Э. Деминга следующие:
- качество должно определяться в терминах удовлетворенности потребителей;
- качество многомерно. Невозможно определить качество продукции или услуги, используя какие-то отдельные характеристики или только одну точку зрения;
- совершенно определенно существуют различные степени качества. Поскольку качество непосредственно связано с удовлетворенностью потребителя, то в глазах конкретного потребителя качество продукта А выше, чем качество продукта Б, если первый продукт удовлетворяет потребности и ожидания этого потребителя в большей степени, чем второй. [22, с. 98]
Определение А. Фейгенбаума, вне сомнения, относится ко второму уровню. “…Качество продукции и услуги можно определить так: это общая совокупность характеристик продукции и услуги, относящихся к маркетингу, разработке, производству и техническому обслуживанию, посредством которых продукция и услуга при своем использовании удовлетворит ожидания потребителя”. [22, с. 99]
Наиболее важные высказывания А.Фейгенбаума:
- качество должно определяться в терминах удовлетворенности потребителя;
- качество многомерно. Оно должно определяться в целом;
- поскольку у потребителей могут изменяться потребности и ожидания, качество является переменной величиной.
Определение качества, данное Исикава Каору, также относится ко второму уровню. Его соображения чрезвычайно интересны тем, кто практически обеспечивает качество на предприятии. Наиболее важные взгляды Исикава Каору на качество:
- качество эквивалентно удовлетворению потребителя;
- качество должно определяться всесторонне. Недостаточно просто сказать: продукция высокого качества. Необходимо посмотреть на качество со всех точек зрения;
- потребности и требования потребителей меняются. По этой причине определение качества также переменно;
- цена продукции и услуги – важная часть ее качества.
Исикава Каору отмечает: если цена продукции недоступна, она не может принести удовлетворение потребителю, независимо от того, насколько высоко качество. Другими словами, никто не может определить качество продукции или услуги без учета ее цены.
Мнение Дж. Джурана одновременно тяготеет и к первому уровню определения качества, и ко второму. Наиболее важные соображения этого специалиста относительно качества:
- ориентированное на практику определение качества вероятнее всего дать невозможно;
- если даже захотим использовать слово “качество” в терминах удовлетворенности заказчика и соответствия техническим условиям, сделать это будет весьма сложно. Определяя же качество как пригодность к использованию, мы можем избежать трудностей. Использование одновременно ассоциируется с требованиями потребителя, а пригодность предполагает соответствие измеряемых характеристик продукции. [22, с. 99]
Определение, которое дает качеству Р. Пирсинг, не подпадает ни под один из двух уровней, описанных выше. Наиболее важные суждения Р.Пирсинга следующие:
- качество невозможно определить. Иными словами, все мы “невежды в вопросах качества”;
- если вы не можете определить точно объект, невозможно узнать, существует ли он;
- качество подобно современному искусству. Мы, скорее всего не способны точно определить, что это такое, но часто (почти всегда) узнаем, что именно “оно”, когда его видим;
- в основном мы имеем дело с интеллектуальной непорядочностью, когда в дискуссиях используются технические термины, которые не могут быть точно определены (и значение которых не может быть точно установлено). [22, с. 100]
Г. Тагути заинтересовался тем, насколько функция социальной значимости (или функция социальных потерь) зависит от восприятия качества отдельными потребителями, которые и составляют рынок, и как можно определить потери для общества, если исходная информация для данной модели формируется из интегрального мнения о качестве отдельных потребителей.
Приведем наиболее существенные положения Г. Тагути:
- качество – это социальные потери;
- потери, связанные с наличием внутренне присущих продукции или услуге функций и возможностей, не должны учитываться при определении социальных потерь. [22, с. 102]
Несмотря на то, что В. Шухарт высказывает суждения о необходимости определять измеряемые характеристики продукции и услуг высокого качества, суть его определения все же ближе ко второму уровню качества. Приведем основные тезисы В. Шухарта:
- существует две стороны качества: субъективная (что желает потребитель) и объективная (свойства продукции, которые не зависят от желаний потребителя);
- важным измерением качества является та ценность (значимость), наличествующая в продукции, которую потребитель получает, уплачивая запрашиваемую цену;
- стандарты качества должны быть выражены в терминах физических, количественно измеряемых характеристик продукции;
- для получения информации об индивидуальных желаниях огромного числа потенциальных потребителей и перевода ее в измеряемые характеристики конкретной продукции или услуги, которая будет удовлетворять желания общества, необходимо использовать статистические методы. [22, с. 101]
Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее приемлемо определение, данное В. Шухартом. Оно применимо с точки зрения, как теории, так и практики. Нужно отдать должное концептуальной модели, разработанной Г.Тагути, но упор на социальные аспекты делает его определение далеким от практики и методологии и тем самым менее интересным, чем определения, данные другими семью специалистами.
В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 году терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. [16]
В 2000 году ИСО дала новую формулировку определения качества. В соответствии с МС ИСО 9000:2000 “качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования”. [20] То есть, не достаточно удовлетворения только установленных потребностей, надо выполнять и те невысказанные, которые покупатель требует в неявном виде. Имеются в виду само собой разумеющиеся ожидания, которые обычно не формулируются конкретно, однако заносятся в ряд устойчивых требований.
Термин “требования” сам имеет определение в этом же стандарте. “Требование – это потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным”. [20]
Центральное место, занимаемое качеством в развитии производства и насыщении рынка товарами, определяет его роль в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
В силу этого проблемы качества носят не текущий, тактический, а стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.
Для успешного решения данных проблем предприятие формирует систему управления качеством продукции. Определяющими элементами этой системы являются стандартизация, аттестация и технический контроль, базирующиеся на совокупности показателей качества.
1.2. Показатели качества продукции
Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализации потребителю обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, то есть когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей.
Качество продукции более полно раскрывается через систему показателей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня качества изделий.
Основой для построения системы показателей качества является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу. Суммарный полезный эффект Р каждого товара по существу представляет производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество изделия. Именно оно является основным критерием успеха товаров в конкурентной борьбе на рынке. Действительно, для того чтобы товар мог удовлетворить конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами той или иной потребности.
По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на единичные, комплексные и комплексно-интегральные.
Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, скорость, потребляемая мощность и др.).
Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких свойств продукции.
Комплексно-интегральные показатели качества выражаются через соответствующую сумму экономических или технических показателей (например, общие затраты на создание и эксплуатацию изделия).
Из всех показателей качества выделяют оценочные показатели качества - по ним судят о качестве. Данные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товара, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.
По выполняемой роли оценочные показатели разделяют на две группы:
используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция;
- используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами.
Показатели качества продукции весьма разнообразны. Поэтому применительно к каждому виду продукции должна быть выбрана соответствующая номенклатура показателей, которые наиболее полно характеризуют ее качество. В настоящее время общепризнанна классификация десяти групп свойств и, соответственно, показателей.
1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Для продукции производственного назначения основным может служить показатель производительности, показывающий какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции.
2. Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. Они определяют, как выполняет предмет потребления свою функцию в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Для характеристики сохраняемости – свойство изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования - получил распространение такой показатель, как средний срок сохраняемости. Ремонтопригодность характеризует приспособленность товара к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем профилактического осмотра, ремонта и технологического обслуживания. Ее определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии и характеризует свойство товара выполнять свои функции до наступления предельного состояния, указывающего на невозможность дальнейшей эксплуатации (потребления) изделия.
3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства и выпуске продукции.
4. Показатели стандартизации и унификации - это комплектность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя.
5. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация, излучение и др.
6. Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезности, рациональности и др.). Они определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические показатели могут по-разному проявляться в зависимости от эстетических вкусов потребителей, господствующих эстетических норм, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. К эстетическим показателям относятся информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
7. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
8. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно- правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
9. Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например содержание вредных примесей, вероятность выбросов газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
10. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, хранении и потреблении продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качество изделия. Изделие должно быть надежным, эстетически оформленным, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено.
Приобретая товар, покупатель стремится оптимизировать свои расходы на удовлетворение потребности и затратить минимум средств на покупку и потребление изделия. Поэтому для него первостепенную важность представляет уровень затрат, связанных с конкретным товаром. Параметры, которые оказывают влияние на уровень расходов покупателя, можно объединить в группу экономических. Они фактически определяют уровень цены потребления. Экономические показатели качества включают (рис.1.1):
· единовременные затраты – представляют собой постоянную составляющую цены потребления. В общем виде они включают:
- затраты на приобретение (цена товара), расходы на транспортирование товара до места использования;
- стоимость установки, монтажа, приведения в работоспособное состояние.
· текущие (эксплуатационные) затраты являются переменной составляющей цены потребления. Они включают:
- затраты на эксплуатацию (топливо, энергия, химчистка, стирка, приобретение основных и вспомогательных материалов); расходы на ремонт и покупку запасных частей;
- расходы на послегарантийное техническое обслуживание;
- налоги;
- страховые взносы;
- расходы на эксплуатацию изделия после выработки ресурса.
Рис. 1.1 Экономические показатели качества товаров
Состав и структура цены потребления определяются назначением изделия, уровнем качества, социально-экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами. Кроме того, в структуру затрат могут включаться и элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара.
Цена потребления зависит также от длительности жизненного цикла товара у потребителя: чем дольше он эксплуатируется, тем больше эксплуатационные затраты и тем ниже доля первоначальной цены в общей сумме затрат.
Поскольку цена потребления имеет переменную и постоянную составляющие, необходимо учитывать сроки эксплуатации товаров. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия. С его окончанием потребитель должен прекратить использование данного товара и заменить его новым и провести ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс. [12, стр.4-6]
2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА РУП «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Строительство Минского тракторного завода было начато на основании Постановления Совета Министров СССР №1142 от 29 мая 1946 года. Первая продукция была выпущена в 1948 году – это был пусковой двигатель ПД-10, а в 1950 – двигатель Д-35. С августа 1951г. завод перешел на выпуск трелевочных тракторов КТ-12. Совершенствуя трактор КТ-12, конструкторы завода создали его модификацию ТДТ-40 и с 1956 г. начался их выпуск.
Первый колесный трактор «Беларусь» МТЗ-2 сошел с конвейера 14 октября 1953 года. В настоящее время республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод» является крупнейшим предприятием в мире по выпуску колесных тракторов, осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. Продукция предприятия представлена 62-мя моделями тракторов и машин с разнообразными характеристиками.
МТЗ изготавливает:
- универсально-пропашные трактора, для выполнения всего комплекса сельскохозяйственных и транспортных работ;
- малогабаритные трактора для обеспечения механизации работ в индивидуальных хозяйствах;
- трактора общего назначения высокой мощности; широкий ассортимент машин специального назначения: для заготовки и ухода за лесом, погрузчики, машины для коммунального хозяйства, для работ в шахтах и др.;
- чугунное, стальное, точное стальное литье, поковки для поставок по кооперации возвратной и невозвратной; инструмент, для внутреннего использования и реализации на рынке;
- специализированные станки и не стандартизированное оборудование, для собственного применения; запчасти для производимой техники;
- товары народного потребления.
Широкая номенклатура выпускаемой предприятием продукции характеризуется также наличием огромного числа предприятий-смежников, осуществляющих поставку комплектующих изделий, материалов и сырья. Снабжением расходными материалами, сырьем и покупными комплектующими изделиями на РУП «Минский тракторный завод» занимается отдел внешней кооперации (ОВК) и отдел материально-технического снабжения (ОМТС). Для обеспечения потребности сборочных конвейеров и участков комплектующими изделиями ОВК имеет производственные связи более чем с 200 поставщиками по закупке более 1500 наименований комплектующих изделий. Проблема своевременного обеспечения производства материальными ресурсами и комплектующими является одной самых острых и трудных для РУП «Минский тракторный завод» из-за ограниченности, главным образом, денежных средств.
Производственный процесс изготовления колесных тракторов, применяемый на РУП «Минский тракторный завод», носит тип массового производства по основным моделям тракторов и серийного производства по малогабаритной технике. Это характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых тракторов, большими объемами выпуска, высокой степенью унификации узлов и деталей. Реальная производственная мощность предприятия в настоящий момент позволяет изготавливать 50 тысяч тракторов в год.
В целом работу предприятия можно охарактеризовать следующими показателями. Темп роста производства товарной продукции в сопоставимых ценах за 9 месяцев 2008 года составил 158,66 % к уровню прошлого года. В рассматриваемом периоде произведено 26 294 тракторов и машин, что на 31,42 % выше уровня 8 месяцев 2003 года. Изготовлено новых моделей тракторов 2713 штук. Темп роста производства потребительских товаров в действующих ценах составил 176,99%. Динамика выпуска тракторов РУП «Минский тракторный завод» отражена на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Динамика выпуска тракторов РУП «Минский тракторный завод»
Среднемесячная заработная плата 1 работающего за 9 месяцев 2008 года достигала 512 145 рублей и 550 601 рубль за отчетный месяц. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года среднемесячная заработная плата возросла на 42,4 %.
Себестоимость товарного выпуска за 9 месяцев 2008г. достигла 588,7 млрд. руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции за отчетный период составили 0.8639 руб. при плане 0.917 руб. Уровень рентабельность товарной продукции за 9 месяцев 2008 г. составил 15,7%.; рентабельность реализованной продукции 14,80 % при задании 12,3 %, что свидетельствует о перевыполнении планируемых показателей.
Начиная с 2008 года, Министерство промышленности контролирует выполнение следующих дополнительных технико-экономических показателей: объем инвестиций в основной капитал; жилищное строительство; норматив использования неденежной формы расчетов. За 9 месяцев 2008г. объем инвестиций в основной капитал по РУП «МТЗ» составил 21 241 млн.руб., что составляет 64,2 % от планируемого объема по инвестициям на 2008 год. Доля РУП «МТЗ» в суммарном объеме инвестиций в основной капитал объединения за 9 месяцев 2008г. составила 87,7 %.
Выручка от реализации продукции за 9 месяцев 2008г. составила 803,4 млрд.руб.; за 9 месяцев 2007г. – 500,4 млрд.руб. На РУП «МТЗ» согласно принятой учетной политике применяется метод учета выручки от реализации продукции по факту отгрузки ее покупателям.
Структура отгрузки тракторов и машин за 9 мес. 2008 года в зависимости от регионов представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2 Структура отгрузки тракторов и машин за 9 мес. 2008 года
В настоящее время остается актуальной проблема, обусловленная отгрузкой тракторной техники предприятиям агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Низкая платежеспособность потребителей данной категории вынуждает РУП «МТЗ» отгружать продукцию в этот регион с отрицательной рентабельностью.
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии
Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. Действующая система качества РУП «Минский тракторный завод» сертифицирована органом сертификации TUV CERT (Германия). Проведенный в 2001 году проверочный аудит подтвердил соответствие системы качества требованиям международного стандарта ИСО-9001-94.
За эффективное функционирование системы качества несет ответственность заместитель генерального директора по качеству – начальник Управления качества – Полномочный представитель руководства по качеству. Он наделен полномочиями для выделения приоритетных направлений в решении проблем в области качества, организации разработки и выполнения мероприятий по качеству специалистами и подразделениями предприятия, контроля деятельности подразделений предприятия в области качества.
Организационные структуры управления подразделений предприятия, занимающихся проблемами качества продукции и ее контроля, представлены на рис. 2.3 - 2.5.
В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за организацию документов и методик по анализу и управлению качеством продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля состояния системы качества, действующей на заводе и ее эффективности.
Отдел технического контроля (ОТК) призван обеспечивать требуемую настроенность процесса производства и поддерживать его стабильность, то есть устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях.
Объектами технического контроля на предприятии являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства.
Заместитель генерального директора по качеству – начальник Управления качества продукции
Заместитель начальника УКП – начальник отдела управления качеством
Заместитель начальника УКП – начальник отдела технического контроля
Отдел управления качеством
Отдел технического контроля
Отдел главного метролога
Центральная заводская лаборатория
Бюро аналитической информации, организации и оплаты труда
Рис. 2.3. Организационная структура Управления качества продукции РУП «Минский тракторный завод»
Заместитель начальника УКП – начальник отдела управления качеством
Бюро управления системой качества
Бюро инспекционного контроля и периодических испытаний
Бюро рекламаций
Рис. 2.4. Организационная структура отдела управления качества РУП «Минский тракторный завод»
Заместитель начальника отдела по цехам металлургического и прессового производства
Заместитель начальника отдела по механосборочным цехам
Заместитель начальника отдела по цехам малых серий, комплектации, сборки и испытаний
Начальник БТК ЛЦ-1
Начальник БТК ЛЦ-2
Начальник БТК ЦТСЛ и ЛЦ-3
Начальник БТК СЛЦ
Начальник БТК КЦ
Начальник БТК ТермЦ
Начальник БТК ЦХМ
Начальник БТК МодЦ
Начальник БТК ПЦ
Начальник БТК ЦКаб
Начальник БТК МЦ-1
Начальник БТК МСЦ-3
Начальник БТК МЦ-4
Начальник БТК МЦ-5
Начальник БТК МЦ-7
Начальник БТК Ц-91
Начальник БТК Ц-92
Начальник БТК Ц-93
Начальник БТК Ц-94
Начальник БТК Ц-96
Начальник БУКП
Начальник БТК МЦ-2
Начальник БТК ЦМС
Начальник БТК КСТ
Начальник БТК ЦОиОТ
Начальник БТК ЦКиУ
Начальник БТК ЦКомпл
Начальник БПСИ
Заместитель начальника УКП – начальник отдела технического контроля
Рис. 2.5. Организационная структура управления отдела технического контроля РУП «Минский тракторный завод»
Согласно существующей системе, на предприятии применяются следующие виды контроля качества продукции: входной; промежуточный; приемо-сдаточные испытания; контрольные испытания; инспекционный контроль.
При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции. Служба технического контроля в своей деятельности тесно связана с Отделом главного метролога (ОГМетр), главного технолога (ОГТ), главного металлурга (ОГМет), главным специализированным конструкторским бюро (ГСКБ), центральной заводской лабораторией и другими подразделениями.
Центральная заводская лаборатория проводит исследования, анализы и испытания, используемых в производстве материалов, заготовок, деталей и комплектующих на соответствие параметрам, регламентированным нормативной документацией.
МТЗ имеет ряд патентов на новые виды продукции:
· машина лесная погрузочно-транспортная «Беларус» МЛ-131 (патент на изобретение «Колесное транспортное средство», на полезную модель «Каркас кабины транспортного средства», на промышленный образец «Машина лесная погрузочно-транспортная»);
· машина трелевочная «Беларус» МЛ-127 (патент на изобретение «Колесное транспортное средство», на полезную модель «Каркас кабины транспортного средства», на промышленный образец «Машина лесная трелевочная»);
· гусеничный трактор «Беларус» 1802 (патент на промышленный образец «Трактор гусеничный», патент на промышленную модель «Трансмиссия гусеничного трактора»).
Минский тракторный завод имеет лицензии на право осуществления на территории РБ деятельности по проектированию горношахтного оборудования, на занятие разработкой, производством, реализацией и ремонтом военной техники и запасных частей к ней.
В связи с пересмотром международных стандартов ИСО и принятием новой версии стандартов серии 9001 издания 2001 года на РУП «Минский тракторный завод» предпринимаются действия по приведению своей системы качества в соответствие с требованиями международного стандарта ИСО 9001 версии 2001 года, используя требования по процессному подходу.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с СТБ ИСО 9001 на республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод» при проектировании и производстве тракторов, машин на базе тракторов и специальной техники является стратегическим решением руководства, направленным на улучшение качества продукции, повышение удовлетворенности потребителей. Проектируемая СМК должна быть составной частью системы менеджмента предприятия, направленной на достижение результатов в соответствии с целями в области качества для удовлетворения потребностей потребителей при проектировании и производстве продукции.
Высшее руководство для внедрения и функционирования СМК осуществляет следующие меры:
- разработка Политики и стратегических целей, соответствующих назначению предприятия;
- доведение до сведения персонала направлений деятельности предприятия, ценностей, связанных с качеством и СМК;
- определение процессов жизненного цикла продукции, имеющих ценность в интересах предприятия;
- обеспечение организационной структуры и ресурсов, необходимых для разработки, внедрения и совершенствования СМК.
Анализ действующей системы качества на РУП «Минский тракторный завод» позволяет выделить положительные и отрицательные моменты.
Положительные моменты:
- подтверждается наличие на предприятии разработанной документированной и внедренной системы качества;
- система качества поддерживается в рабочем состоянии;
- ведется разработка документов и подготовка к пересертификации системы качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001–2001;
- ведется обучение высшего звена управления, руководителей, специалистов и менеджеров менеджменту качества.
Отрицательные моменты:
- выполнение требований действующих стандартов и инструкций СМК во многих подразделениях носит формальный характер;
- не налажен учет затрат на качество;
- не выписываются журналы и книги по качеству;
- не определены критерии и методы для обеспечения эффективности процессов СМК (что предусмотрено требованиями ИСО 9000-2000);
- постоянное увеличение штатных работников Управления качеством продукции не является залогом эффективного функционирования СМК и выпуска высококачественной продукции;
- построение системы менеджмента качества не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия;
- знание, понимание и поддержание в рабочем состоянии СМК – задача не только руководителей, специалистов и служащих Управления качества продукции, а всех работников предприятия.
С целью устранения влияния отрицательных моментов создание новой системы менеджмента качества нужно проводить последовательно. Для этого планируется осуществить следующее:
1. Подготовка к проведению работ:
- оценка текущей ситуации;
- определение целей проекта;
- выбор руководителя проекта;
- выбор группы по проекту.
2. Анализ действующей системы и установление фактического состояния дел с качеством продукции и процессов:
- анализ состава и оценка уровня документов СК;
- оценка степени выполнения документов СК;
- анализ состояния дел с качеством продукции и процессов.
3. Определение сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества:
- определение сильных сторон;
- описание слабых сторон (проблем);
- формирование возможных последствий в случае неустранения слабых мест;
- определение необходимых мер по улучшению и их оценка.
4. Разработка политики и установление целей в области качества:
- определение миссии предприятия;
- определение стратегических целей предприятия;
- определение целей для каждого уровня руководства;
5.Планирование действий по созданию СМК и доведению их до подразделений:
- определение направлений работ по созданию СМК;
- разработка программы работ с определением сроков реализации этапов.
6. Многоуровневое обучение персонала предприятия:
- разработка программы обучения для каждого уровня работников;
- проведение обучения в соответствии с программами.
7. Создание системы качества:
- разработка конкретного плана создания СМК, в том числе документов СМК;
- создание рабочих групп и проведение их дополнительного обучения;
- построение структуры СМК и схемы информационных связей;
- определение ресурсов, необходимых для создания СМК;
- определение процессов, их последовательность и взаимодействие;
- распределение ответственности для достижения целей СМК;
- определение методов измерения для оценки результативности и, при возможности эффективности, каждого процесса;
- определение состава документации СМК и разработка ее документации в соответствии с утвержденными сроками.
8. Внедрение системы качества:
- обеспечение подразделений предприятия техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для внедрения СМК;
- обучение персонала выполнению процедур СМК;
- внедрение процедур СМК.
9. Проведение внутреннего аудита:
- планирование проверок;
- создание аудиторских групп;
- проведение аудита и оформление результатов проверок;
- анализ результатов проверок и выработка корректирующих мероприятий;
- реализация корректирующих мероприятий и оценка их эффективности.
Поддержание системы качества в рабочем состоянии и постоянное улучшение процедур системы качества требует от персонала предприятия, и в первую очередь от руководящего состава, ответственного подхода к выполнению документированных процедур и решению существующих проблем, постоянного внимания и проведения корректирующих действий по устранению выявляемых несоответствий и высокой исполнительской дисциплины.
Для оценки и анализа качества продукции на предприятии необходимо изучение динамики и тенденций изменения его показателей.
2.3. Тенденции и динамика показателей качества продукции на РУП «МТЗ»
РУП “Минский тракторный завод” осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. С целью повышения технического уровня продукции и удовлетворенности потребителя разрабатываются новые модели тракторов и модернизированных узлов в соответствии с планом НИиОКР и планом подготовки производства.
Трактора и специальные машины на базе тракторов подлежат обязательной сертификации или омологации, поэтому на всю выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия или омологационные сертификаты, выданные органами по сертификации (омологации) Республики Беларусь, Российской Федерации и стран дальнего зарубежья (см.приложение 4)которые, возобновляются по мере истечения сроков действия в соответствии с планом по сертификации продукции. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпускаемой продукции составляет 77,2%.
Для повышения конкурентоспособности проводится также добровольная сертификация тракторов по показателям назначения, что дает преимущество при участии в тендерах и лизинговых операциях, включения тракторов в систему машин для сельского хозяйства в Российской Федерации.
Трактор представляет собой сложное техническое устройство, в котором, как автономно, так и во взаимодействии работают сотни узлов, агрегатов и приборов. Одним из важнейших его показателей качества является безотказность при эксплуатации.
Для того чтобы успешно решать задачи по снижению отказов, информация о них должна быть оперативной и достоверной. Основными источниками получения данных о надежности техники Минского тракторного завода являются:
- результаты периодических 48- и 60-часовых испытаний;
- данные об отказах, получаемые от дилеров МТЗ и конечных потребителей, оформленные в виде рекламаций, обращений, отчетов по установленной форме;
- аналитическая информация, отзывы независимых общественных, государственных организаций по качеству тракторов МТЗ;
- данные по результатам опросов (анкетирования) по удовлетворенности потребителей.
Сведения об отказах гарантийных тракторов за 2001-2003 гг. представлены в табл. 2.1 и наглядно отражены на рис. 2.6 .
Таблица 2.1. Динамика отказов тракторов, эксплуатирующихся в Республике Беларусь
Наименование показателя
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Трактора, находящиеся на гарантии, шт.
3156
2949
3029
Выявлено отказов, шт.
3061
2794
2787
Количество отказов на 1 трактор (по ТУ –2 отказа)
0,98
0,95
0,92
Уровень отказов по изделиям собственного производства
0,29
0,26
0,25
Уровень отказов по покупным комплектующим изделиям
1,31
1,36
1,25
Рис. 2.6. Динамика отказов тракторов, эксплуатирующихся в
Республике Беларусь
Анализ данных таблицы 2.1. и рисунка 2.6. позволяет сделать вывод о том, что удельный вес выявленных отказов в количестве тракторов, находящихся на гарантии в 2005 году составил 97%, в 2006 году – 95 %, в 2007 году – 92 %.
На основании вышесказанного необходимо выявить ведущие направления и пути повышения качества продукции, о которых пойдет речь в третьей главе дипломной работы.
3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА РУП “МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД”
Анализ обеспечения качества продукции на РУП “Минский тракторный завод” показал, что на предприятии осуществляется широкомасштабная работа по совершенствованию процессов производства продукции и процессов управления на основе системного менеджмента качества и процессного подхода к управлению в соответствии с требованиями МС ИСО 9000:2001. Кроме этого, выявлены негативные факторы, оказывающие влияние на качество продукции предприятия.
С целью сведения к минимуму отрицательных моментов, сказывающихся на качестве продукции, выпускаемой РУП “Минский тракторный завод”, предлагается осуществить следующие действия в рамках обеспечения требований МС ИСО 9000 по качеству продукции:
1) Оценка удовлетворенности потребителей. Одной из особенностей стандарта ИСО 9001 версии 2001 года является его ориентация на повышение удовлетворенности потребителей. То есть, на предприятии должен осуществляться мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем степени соответствия выпускаемой продукции его требованиям; должны быть определены критерии и методы для оценки степени удовлетворенности потребителей, измеряемые показатели степени удовлетворенности потребителей, а также порядок их сбора, обработки и использования.
Предлагается следующая методика оценки степени удовлетворенности потребителей.
Расчет индекса удовлетворенности потребителей производить комплексным методом. В качестве показателей учитывать: результаты анкетирования; уровень реализации тракторов; полноту гарантийного обслуживания; уровень отказов на один гарантийный трактор в эксплуатации; выполнение требований потребителей по комплектации тракторов.
В анкете потребителю необходимо предложить дать свою оценку по показателям, характеризующим технические, экономические достоинства трактора, а также уровень качества, техническое обслуживание и оперативность решения вопросов. Оценку производить по 5-бальной шкале, как по значимости каждого показателя, так и по степени удовлетворенности (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Значения баллов
Значимость показателя
Балл
Удовлетворенность ожидания анкетируемых
Балл
Чрезвычайно важен
5
Полная удовлетворенность
5
Важен
4
Удовлетворенность
4
Иногда важен
3
Частичная удовлетворенность
3
Не важен
2
Неудовлетворенность
2
Абсолютно не важен
1
Полная неудовлетворенность
1
Расчет среднего коэффициента удовлетворенности (Кn) в процентах по результатам анкетирования производить по формуле:
Кn=
Вn
х
Уn – Б
х100% (3.1)
a Вn
5 – Б
где n – количество показателей, шт.;
Вn – средняя значимость n-го показателя, балл;
a Вn – сумма значимостей от 1 до n показателя, балл;
Уn – средняя удовлетворенность n-ым показателем, балл;
Б – базовый коэффициент, который означает, что при фактической удовлетворенности ниже базовой, коэффициент удовлетворенности равен “0”;
5 – максимальное количество баллов по анкете.
Вn=
a Вn
(3.2)
Р
где Р – количество опрошенных респондентов, человек.
a Вn – сумма значимостей от 1 до n показателя, балл;
Уn=
a Уn
(3.3)
Р
где a Уn – сумма удовлетворенности от 1 до n показателя, балл.
Общий показатель удовлетворенности по результатам анкетирования (К1) в процентах вычисляется как сумма коэффициентов по всем показателям. Весомости отдельных коэффициентов определяются экспертным путем на экспертных советах, назначенных распоряжением заместителя генерального директора по качеству.
Рассчитаем средний коэффициент удовлетворенности потребителей в процентах по формулам (3.1-3.3)в результате анкетирования по итогам работы за 9 месяцев 2007 и 9 месяцев 2008 года, воспользовавшись данными табл. 3.2.
Таблица 3.2 Исходные данные для расчета коэффициента удовлетворенности по результатам анкетирования
Период
Количество опрошенных респондентов
9 месяцев 2007
72
9 месяцев 2008
56
Результаты расчета по отдельным показателям за 9 месяцев 2007 года представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3 Расчет коэффициента удовлетворенности по результатам анкетирования за 9 месяцев 2007 года
Показатели
Количество
анкет
Средний балл по весомости
Средний балл по удовлетворенности
Коэффициент удовлетворенности, %
1
2
3
4
5
Технические показатели
72
4,57
3,82
6,06
Экономические показатели
71
4,79
3,79
6,55
Условия труда
71
4,24
3,63
4,88
Дизайн
71
3,68
3,76
4,68
Универсальность
70
4,43
3,89
6,3
Ремонтопригодность
72
4,64
3,86
6,51
Количество отказов в течение гарантийного срока
70
4,5
3,11
3,7
Наличие сервисного обслуживания
72
4,76
3,53
5,61
Цена
72
4,74
3,19
4,35
Простота оформления покупки
71
3,86
3,82
5,27
Отношение персонала МТЗ к потребителю
71
4,44
3,69
5,63
ИТОГО
48,65
59,5
Коэффициент удовлетворенности по результатам анкетирования (К1 пот) равен 59,5%.
Анализируя результаты расчетов можно сделать вывод о том, что наибольшую удовлетворенность испытывают потребители по таким показателям качества как: технические, экономические, ремонтопригодность, универсальность, отношение персонала МТЗ к потребителю, наличие сервисного обслуживания. Самый низкий результат коэффициента удовлетворенности получается по количеству отказов в течение гарантийного срока, что влечет за собой необходимость сокращения сроков устранения возможных отказов, более полное техническое обслуживание тракторов.
Результаты расчета по отдельным показателям за 9 месяцев 2008 года представлены в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Расчет коэффициента удовлетворенности по результатам анкетирования за 9 месяцев 2008 года.
Показатели
Количество
анкет
Средний балл по весомости
Средний балл по удовлетворенности
Коэффициент удовлетворенности, %
Технические показатели
56
4,57
3,91
6,0
Экономические показатели
56
4,55
3,84
5,7
Условия труда
56
4,43
3,78
5,4
Дизайн
55
3,9
3,88
5,0
Универсальность
52
4,35
4,0
5,9
Ремонтопригодность
55
4,53
3,5
4,6
Количество отказов в течение гарантийного срока
53
4,56
3,35
4,2
Наличие сервисного обслуживания
52
4,71
3,82
5,8
Цена
55
4.49
2,91
2,8
Простота оформления покупки
52
4,25
3,32
3,8
Отношение персонала МТЗ к потребителю
55
4,49
3,74
5,3
ИТОГО
48,83
54,5
Коэффициент удовлетворенности по результатам анкетирования (К1 пот) равен 54,5%.
Анализируя результаты расчетов можно сделать вывод о том, что значение общего коэффициента удовлетворенности уменьшилось по сравнению с прошлым периодом. Наименьшую удовлетворенность испытывают потребители по таким показателям качества как: цена, простота оформления покупки, количество отказов в течение гарантийного срока.
Таким образом, индекс удовлетворенности потребителей РУП «Минский тракторный завод» по итогам работы за 9 месяцев 2008 года составил 47,84%, что является нормальной стартовой позицией, так как считается приемлемым, когда индекс удовлетворенности находится в пределах 30% на момент внедрения в организации новой версии международных стандартов ИСО серии 9001.
Полученный показатель является объектом анализа со стороны руководства, устанавливается динамика его изменения и на этой основе вырабатываются предложения для проведения корректирующих действий.
В соответствии со сформулированными целями в области качества на 2008 год, вытекающими из Политики высшего руководства Минского тракторного завода в области качества, предприятие должно обеспечить прирост индекса удовлетворенности не менее 1% по сравнению с предыдущим периодом.
Обработка данных анкетирования за 9 месяцев 2008 года показала, что коэффициент удовлетворенности потребителей по результатам анкетирования составил 59,5%, что на 5 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эта методика позволяет анализировать динамику изменения удовлетворенности, определять «узкие» места и корректировать действия предприятия.
Приведенная оценка потребителей тракторной техники говорит не столько об уровне качества продукции, сколько о тенденциях ее изменения, масштабирования качества техники МТЗ в сравнении с техникой производителей стран СНГ и Дальнего зарубежья.
2) Обеспечение качества покупных комплектующих изделий, сырья, материалов. Должно осуществляться тесное взаимодействие практически со всеми предприятиями-поставщиками. Целесообразно проведение авторских надзоров за выполнением требований конструкторской документации в процессе производства комплектующих изделий с выездом специалистов МТЗ на предприятия-поставщики. Необходимо развивать следующие формы сотрудничества с поставщиками:
- помощь в отработке конструкции изделия и в отработке технологических процессов;
- совместная разработка испытательных стендов, имитирующих работу комплектующих изделий в реальных условиях, методик контроля изделий;
- установление проектных технических требований с учетом мировых тенденций и совместных работ по разработке перспективных комплектующих изделий;
- создание совместных технических советов;
- проведение периодических конференций поставщиков;
- проведение конкурсов на звание “Лучший поставщик МТЗ”, целью которых должно являться повышение престижа поставки комплектующих, сырья, материалов, консолидация усилий поставщиков для выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции с маркой “Беларус”;
- организация аттестации комплектующих изделий, поступающих на МТЗ не менее 1 года;
- совершенствование систем качества, действующих на предприятиях-партнерах поставщиках и потребителях.
3) Обеспечение качества в процессе производства. С целью сокращения потерь от брака и снижения уровня дефектности готовой продукции целесообразно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.
При мониторинге процесса следует использовать статистические методы оценки и регулирования технологического процесса, а именно:
- оценка возможности оборудования путем расчета индексов воспроизводимости при его проверке на технологическую точность;
- статистическое управление процессом с помощью контрольных карт (включая оценку возможности технологического процесса);
- анализ качества продукции с использованием диаграмм Парето.
Качество выпускаемой продукции напрямую зависит от метрологического обеспечения производства, поэтому в данном направлении следует осуществить следующие действия:
- восполнить недостаток метрологического оборудования;
- для обеспечения единства измерений провести государственную поверку средств измерений и контроля;
- обучить контролеров продукции в институте повышения квалификации для проведения проверок в аттестованной органом Госстандарта РБ (БелГИМ) лаборатории РУП “МТЗ”.
4) Сервис. Одной из основных задач РУП “МТЗ” является улучшение гарантийного обслуживания тракторов “Беларус”.
В настоящее время в России гарантийное обслуживание тракторов осуществляют все организации, с которыми РУП “МТЗ” заключило дилерские договора. Целесообразно для координации работы с этими организациями в каждом федеральном округе России иметь представителя МТЗ.
В республиках СНГ заключены договора на техническое обслуживание тракторов “Беларус”: Молдавия – “Агрофермотех”, г. Кишенев; Киргизия – “Кыргызайылтехсервис” г.Бишкек; Туркменистан – “Тех-Сервис”, г.Ашхабад. Заключен дилерский договор с ООО "Голопер", Армения. Постоянно действуют технические центры “МТЗ-Азия Сервис” (Казахстан), “Агропиеса” (Молдавия), “Мадад” (Таджикистан), с которыми заключены договора на гарантийное обслуживание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происходящий в Беларуси переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей. Рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент уровня качества. Это обуславливает необходимость руководителям современных отечественных предприятий более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Подводя итог рассмотрения существующего положения дел в проблематике качества, можно сделать следующие выводы. Накоплен богатый позитивный опыт функционирования систем качества в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000. Именно те системы качества, которые удовлетворяют требованиям Международных стандартов, признаны наиболее эффективными в мировой практике управления качеством. Соответствие действующих на предприятиях систем качества требованиям МС ИСО серии 9000 признается потребителями всего мира гарантией того, что изготовитель может производить и поставлять продукцию стабильного качества и выполнять контрактные условия и обязательства.
Анализ исследуемой проблемы показал, что действующая система качества РУП «Минский тракторный завод» сертифицирована органом сертификации TUV CERT (Германия). Проведенный проверочный аудит подтвердил соответствие системы качества требованиям международного стандарта ИСО 9001-94.
Приведенная в работе динамика показателей качества по РУП «МТЗ» показывает, что, несмотря на сложные условия производства, предприятие не допускает падения качества выпускаемой продукции, хотя проблемы связанные с его повышением существуют. В результате анализа действующей системы качества РУП «Минский тракторный завод» выявлены позитивные и негативные стороны деятельности службы обеспечения качества.
В работе предлагается комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности системы качества завода, который положительно повлияет на качество выпускаемой продукции, а следовательно, более полно удовлетворит требования потребителей. Это позволит РУП «МТЗ» сохранить свое приоритетное положение, как ведущего производителя сельскохозяйственной техники на рынке стран СНГ и усилить свои позиции в условиях «жесткой» конкуренции на внешнем рынке, что подтверждается расчетом годового экономического эффекта от производства продукции повышенного качества.
В будущем деятельность предприятия ориентирована на расширение рынков сбыта, товаропроводящей сети, сервисное и гарантийное обслуживание; разработку, создание, постановку на производство новой гаммы машин; повышение технического уровня, качества тракторов и машин; техническое перевооружение; совершенствование материально-технического обеспечения; совершенствование системы оплаты и мотивации труда; подготовку, повышение квалификации, формирование резерва кадров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Республики Беларусь от 9.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №10, 2/839.
2. ГОСТ 15467-79 Библиографическая запись. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.- Минск,2002. – 38 с.
3. Итоги работы РУП МТЗ за 9 месяцев 2006, 2007, 2008 г.
4. ТУ РБ 05 786206.382-97. Трактор «Беларус-1221» и его модификации. Технические условия. – Минск, 2002. – 25 с.
5. Стандарт предприятия. Система качества. Оценка степени удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. № 216-4.2-05-2004. – 18 с.
6. Стандарт предприятия. Система качества. Требования к построению стандартов предприятия на процессы и подпроцессы. № 216-4.2.1-01-2004. – 15 с.
7. Стандарт предприятия. Система качества. Статистические методы. Выбор и применение. № 216-4.2-01-2004. – 23 с.
8. Пояснительная записка к отчету по основной деятельности за 2006 год.
9. Пояснительная записка к отчету по основной деятельности за 2007 год.
10. Гарднер Р. Стандарты и качество: Учебник. - М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.-487 с.
11. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. – М.: Изд-во «Финпресс», 2003. – 384 с.
12. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства: Учеб. Пособие. - Мн.: Изд-во ИП «Экоперспектива», 1998. - 334 с.
13. Лапидус В., Рекшинский А. Диалог консультанта с руководителем компаний о всеобщем качестве и стандартах ИСО 9000:2000 // Стандарты и качество. – 2007 - №1. - С.60-64.
14. Леонов М.В., Медведев В.Т. ПО «МТЗ» – флагман белорусской индустрии. – Мн.: Изд-во УП «Новик»,2007. – 448 с.
15. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. - Мн.: Изд-во «Новое знание», 2005. – 238 с.
16. Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: «Экономика», 2006. – 285 с.
17. Система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000:2000. Рекомендации по применению и построению систем менеджмента качества. Часть 1. /Под ред. В.Н. Корешкова. - Мн., 2005. – 198 с.
18. Стандартизация и управление качеством продукции: Учеб. для вузов /В.А. Швандар, В.П. Панов и др.; Под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2006. - 487 с.
19. Хойер Р., Хойер Б. Что такое качество// Стандарты и качество. – 2008 - № 3. - С. 97-102.
20. Экономика предприятия: Учеб. для вузов /В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - Мн.: Банки и биржи, 2007. - 367 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЛИТИКА
ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА РУП «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»
В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Продукция с маркой «Беларус» – высокое качество, надежность и экономичность.
Мы будем точно в срок и по приемлемым ценам поставлять своим заказчикам изделия и услуги, которые отвечают их требованиям или превосходят их и дают возможность потребителям с максимальной эффективностью выполнять свою работу.
Главная цель нашего предприятия – удовлетворение потребностей наших потребителей.
Для достижения этой цели мы будем:
- совершенствовать маркетинговую деятельность, выявлять потребности групп покупателей и формировать портфель заказов, обеспечивать соответствие объемов сбыта и объемов заказов;
- на основе требований потребителей совершенствовать продукцию, технологические процессы и подготовку производства, принимать оптимальные технические решения обеспечивающие высокое качество при минимальных затратах;
- взаимодействовать с поставщиками, закупать качественную продукцию по оптимальным ценам, в сроки и в объемах, обеспечивающих выполнение плана производства предприятия;
- оптимизировать планирование производства, обеспечивать ритмичность работы и выполнение заказов потребителей в соответствии с условиями контрактов;
- развивать товаропроводящую и сервисную сеть, осваивать новые рынки сбыта;
- создавать комфортную производственную среду, повышать заработную плату в соответствии с достигнутыми результатами;
- повышать результативность работы и прибыльность предприятия.
Основными принципами нашей работы являются:
- повышение степени удовлетворенности потребителей;
- личное руководство системой менеджмента качества со стороны генерального директора предприятия;
- вовлечение персонала путем проведения его обучения, информирования, совершенствования системы мотивации качественного труда;
- внедрение и постоянное развитие сети процессов в СМК;
- постоянное улучшение системы менеджмента качества, процессов и продукции в направлениях, устанавливаемых на основании анализа данных;
- принятие решений на основе фактов;
- постоянное взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками.
Высшее руководство принимает на себя обязательства в своей деятельности неукоснительно руководствоваться настоящей политикой, ее целями и принципами.
Генеральный директор ПО «МТЗ» -
генеральный директор РУП «МТЗ» А.А. ПУХОВОЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состояние сертификации тракторов “Беларус” в национальных системах сертификации РБ и РФ
Состояние сертификации тракторов “Беларус” в национальных системах сертификации РБ и РФ
Модели тракторов
НД
Дата регистрации
Срок действия
Наименование
Обозначение и номер
1
2
3
4
5
"Беларус"-
80.1/80.2
82.1/82.2
680/682
890/892
890.2/892.2
900/920
900.2/920.2
950/952
950.2/952.2
Сертификат соответствия РБ
-”- России
Удостоверение
гигиенической регистрации
BY/112 03.1.1.ВФ1454
РОСС ВУ МС03 В00661
08-33-0.193357
09.07.2002
03.07.2002
15.04.2002
до 03.07.2005
до 03.07.2005
до 15.04.2005
"Беларус-80Х"
"Беларус-82Р"
Сертификат соответствия РБ
-”- России
Удостоверение
гигиенической регистрации
BY/112 03.1.1.ВФ1454
РОСС ВУ МС03 В00661
08-33-0.193357
09.07.2002
03.07.2002
15.04.2002
до 03.07.2005
до 03.07.2005
до 15.04.2005
“Беларус-1005”
“Беларус-1025”
“Беларус-1025В"
“Беларус-1021”
Сертификат соответствия РБ
-”- России
Удостоверение
гигиенической регистрации
BY/112 03.1.1.ВФ1455
РОСС ВУ МС03 В00662
08-33-0.193353
09.07.2002
03.07.2002
15.04.2002
до 03.07.2005
до 03.07.2005
до 15.04.2005
“Беларус-1221"
“Беларус-1221В"
Сертификат соответствия РБ
-”- России
Удостоверение
гигиенической регистрации
ВУ/112 03.1.1.ВФ 1231
РОСС ВУ МС03 В00591
08-33-0.193356
18.02.02
05.01.02
15.04.2002
до 05.01.2005
до 05.01.2005
до 15.04.2005
“Беларус-1222"
Сертификат соответствия РБ
-"- России
Удостоверение
гигиенической регистрации
ВУ/112 03.1.1.ВЧ 0005
РОСС ВУ МС03 В00624
08-33-0.183860
03.01.2002
28.03.2002
18.12.2001
до 03.01.2005
до 03.01.2005
до 18.12.2004
Продолжение табл.П.4.1
1
2
3
4
5
“Беларус-310”
“Беларус-320”
Сертификат соответствия РБ
-”- России
Удостоверение
гигиенической регистрации
ВУ/112 03.1.1.ВФ 1232
РОСС ВУ МС03 В00590
08-33-0.193355
18.02.02
05.01.02
15.04.2002
до 05.01.2005
до 05.01.2005
до 15.04.2005
“Беларус-1523”
“Беларус-1523В”
Сертификат соответствия РБ
России
Удостоверение
гигиенической регистрации
ВУ/112 03.1.1 ВП 0370
РОСС ВУ РБ01 В08615
08-33-0.183858
29.12.2001
25.01.2002
18.12.2001
до 29.12.2004
до 29.12.2004
до 18.12.2004
Беларус-922
Беларус-923
Сертификат соответствия РБ
России
Удостоверение
гигиенической регистрации
ВУ/112 03.2.1 ВФ 1095
(на партию 400 тр-ров)
РОСС ВY МС03.А00682
(на партию 400 тр-ров)
08-33-0.183859
17.09.2001
02.10.2002
18.12.2001
17.09.2003
17.09.2003
до 18.12.2004