Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Туризм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Туризм
  • Предмет:
    Туризм
  • Когда добавили:
    21.09.2010 15:44:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    Оглавление
    Введение   3
    1.1. Понятие туризма 4
    1.2.Туризм в российском законодательстве 8 1.3. Турист как объект туризма 11
    1.4. Типология туристов 13 1.5. Виды туризма   17
    1.6. Формы туризма 18
    2. Влияние курса «рубль/доллар» на число туристов, выезжающих в зарубежные поездки (корреляционно – регрессионный анализ) 22
    Заключение 28
    Список литературы   29    
     

     
     
    Введение
     
    В литературе существует множество определений туризма. Приведём классическое:
    Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
    Термин «туризм» с давних времён используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII – XVIII столетиях молодые дворяне. В XIX столетии такие поездки стали популярны и среди других слоёв населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма – это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.

     
     
    1.1. Понятие туризма
     
    Основными критериями туризма являются следующие:
    1. Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.
    2. Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2 – 3дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6 – 7 дней), меньшую долю занимают 8 – 12-дневные поездки.
    3. Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть в местом постоянного или длительного проживания. В то же время оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Ещё одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими мете 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определённом месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
    4. Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму. По статистике внутреннего туризма ограничены категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определённые временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это 20 – 30 минут при расстоянии в несколько километров, для крупного города – поездки на работу продолжительностью до трёх часов на расстояние 50 – 100 км. Учитывается и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого посёлка поездка на 70 км. считается дольним путешествием. В то же время в крупных городах это расстояние означает ближайший пригород.
    5. Оплата труда из источников в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относиться не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
    Анализ приведённых особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма, а именно:
    ·   деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
    ·   туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
    Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
    Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность специализированных предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
    В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.
    Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
    Международный туризм – это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристистских  услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Международный туризм осуществляется на основе межгосударственных договоров.
    Совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного  туризма (то есть обслуживание туристов из числа жителей своего государства) называется национальным туризмом.
    По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм.
    Плановый туризм – это любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма (туроператорами). Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов и составляет основу индустрии массового туризма. Именно этот вид туризма является главной составляющей деятельности различных туристских коммерческих организаций и предпринимателей.
    Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слёты и соревнования, издают собственную туристскую литературу.
    Разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодёжи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, и туда и иным гражданам, которым государство, и государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых, называется социальным туризмом.
       
    1.2. Туризм в российском законодательстве В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов РФ, приняты следующие определения основных понятий: ·   туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; ·   туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
    ·   туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, проживающих постоянно в Российской Федерации;
    ·   туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации лиц, в другую страну;
    ·   туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
    ·   туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
    ·   туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
    ·   турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночёвки;
    ·   туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
    ·   туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
    ·   тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
    ·   туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу;
    ·   продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию  туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.);
    ·   туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом);
    ·   турагентская деятельность – по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором);
    ·   услуги гида-переводчика – деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;
    ·   туристская путёвка – документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
    ·   туристский ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
     
     
    1.3.Турист как объект туризма  
    Потребителем услуг туризма является турист. Как потребитель туристского продукта турист представляет собой объект туризма.
    В 1963 году на Конференции ООН по международному туризму в Риме было принято определение понятия «турист», которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом.
    Турист – потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населённого пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в течение календарного года или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере, одну ночёвку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.
    Аналогично приведённому определению можно выделить следующих участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.
    Международный (иностранный турист). Комитетом статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 году было дано следующее определение: иностранный турист—это лицо путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного места жительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов без занятия оплачиваемой деятельностью. Международными туристами считаются лица, путешествующие:
    ·   с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т.д.;
    ·   с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, спортивных и т.д.);
    ·   с деловыми целями;
    ·   в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 часов.
    Внутренний турист – это ночующий временный посетитель, то есть совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночёвку, постоянно проживающий в определённой местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте пребывания.
    В публикациях Национального комитета США по анализу туристских ресурсов (1973 г.) дано следующее определение: внутренний турист – это лицо, путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и другими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий одну ночёвку или возвращающийся в тот же день.
    Экскурсант – это временный (однодневный) посетитель местности, населённого пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, и находящийся в данной местности в целях туризма менее 24 часов. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных и автобусных маршрутов.
    Посетитель. Конференция Организации Объединённых Наций по международному туризму, проходившая в Риме в 1963 году, рекомендовала следующее определение: посетитель—это лицо, посещающее страну вне своего места жительства с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало:
    ·   туристов как временных посетителей, остающихся в стране более чем на 24 часа и имеющих целью путешествия, отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт, и т.д., а также получение вакантных рабочих мест, деловые поездки, посещение родственников и участие в конгрессах;
    ·   экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее 24 часов.
    Экспертная статистическая группа, созданная Комиссией ООН в 1967 году, рекомендовала использовать определение «посетитель», предложенное в 1963 году в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно определить как «однодневных посетителей» и «экскурсантов», которые, в свою очередь, разделяются на:
    ·   однодневных экскурсантов;
    ·   людей, пересекающих границу с рабочими целями;
    ·   пассажиров круизов;
    ·   транзитных пассажиров, которые не останавливаются на ночь в гостиницах.
     
        1.4. Типология туристов Как потребителей туристского продукта туристов можно разделить на отдельные категории. В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов. Так, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта их можно разделить на четыре категории:
    ·    «экономные» покупатели туристского продукта, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг;
    ·   «персонифицированные» покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором;
    ·   «этичные» покупатели туристского продукта, склонные платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма;
    ·   «апатичные» покупатели туристского продукта, для которых важно качество услуг туризма, а цена на них не играет роли.
    В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:
    ·   люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
    ·   люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.);
    ·   люди с покупательским поведением (покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определённым образом на рекламу).
    Немецкий исследователь Г. Ганн выделяет следующие типы туристов:
    ·   S-mun (нем. Sonne, Sand, See – солнце, песчаный пляж, море) – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт. Избегает суеты, но приветствует контакты с приятными людьми;
    ·   F-mun (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber – отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) – этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит. Кредо такого туриста – общество, удовольствие, смена впечатлений;
    ·   W1-mun (нем. Wald and Wanderorientier – любитель лесных прогулок и походов) – отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо – физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремиться к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;
    ·   W2-mun – скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий для занятия хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, лётчик-любитель, альпинист и т.д.);
    ·   A-mun (нем. Abentener – приключение) – любитель приключений. Риск, новые ощущеия, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у туриста данного типа;
    ·   B-mun (нем. Bildung und Besichtigung –образование и осмотр достопримечательностей) – любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три группы: «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; «эмоциональные любители культуры и природы»; «специалисты», которые углубляют свои знания в определённых областях культуры, истории, искусства и т.д.
    В зависимости от активности туристов во время отдыха выделяют шесть групп:
    ·   любители спокойного отдыха.  Его представители отправляются в отпуск для того, что бы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей, их привлекают солнце, песок и море;
    ·   любители удовольствий. Очень предприимчивые туристы, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу;
    ·   любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе, возможно, совмещённое с лечением;
    ·   любители спортивного отдыха. Всё внимание туристов-спортсменов сконцентрировано на соревнованиях. Как хобби спорт для них очень важен. Они не страшатся физических нагрузок;
    ·   отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяется три подгруппы: П1, П2, П3. Туристы типа П1 посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу; для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа;
    ·   любители приключений. К этому типу относятся искатели необычных впечатлений, любители острых ощущений, странствий в одиночку, подвергающие себя при этом действительно серьёзному риску. Для таких туристов риск – это возможность испытать себя.
    Классификация в зависимости от стиля жизни туристов предполагает более углублённый подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолировано, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и явлениям. В основу такой классификации положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Следует иметь в виду, что выделенные классификационные группы постоянно изменяются и границы между ними расплывчаты. В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов:
    ·   любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие – это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку;
    ·   тенденциозные туристы. Для таких туристов отдых – это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса «люкс». Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона;
    ·   семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить отпуск в кругу семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить отпуск в кругу семьи, друзей и родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами;
    ·   всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки.
     
    1.5. Виды туризма
     
    В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, используются мотивационные факторы, побудившие человека отправиться в поездку.
    Туризм с целью отдыха заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской среды.
    Туризм с целью изучения культуры подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран по определённой программе. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
    Общественный туризм – это поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм, отличающийся тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
    Спортивный туризм – это поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
    Экономический туризм – это поездки, совершаемые из профессионального  и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.
    Научный туризм – это посещение конгрессов, симпозиумов, конференций с последующими экскурсионными поездками.
    Политический туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.
     
    1.6. Формы туризма
     
    Как было отмечено, виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействиям. Существует много возможностей, позволяющих классифицировать формы туризма по внешним критериям:
    ·   по происхождению туристов;
    ·   по организационной форме;
    ·   по длительности пребывания в путешествии;
    ·   по возрасту;
    ·   по транспортным средствам;
    ·   по временам года или сезону.
    Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения туристов различают внутренний и международный туризм. В данном случае слово «происхождение» означает не место рождения человека, а место его жительства и работы.
    Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный и индивидуальный туризм.   Паушальный туризм – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг (предоставление комплекса услуг за одну стоимость). При индивидуальном туризме турист организует и осуществляет его самостоятельно, по собственному плану.
    Путешествие в составе группы по плану туристкого предприятия называется групповым туризмом.
    Путешествие одного или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленному туристским предприятием, называется организованным туризмом.
     
    Формы туризма в зависимости от продолжительности путешествия. Продолжительность путешествия – это то время, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.
    Однодневные путешествия классифицируются следующим образом:
    ·   менее трёх часов;
    ·   3 – 5 часов;
    ·   6 – 8 часов;
    ·   12 и более часов.
    Путешествия с ночёвкой можно классифицировать следующим образом:
    ·   1 –3 ночи;
    ·   6 – 8 ночей;
    ·   8 –28 ночей;
    ·   29 – 91 ночь;
    ·   92 – 365 ночей.
    Как правило, продолжительные путешествия дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитный, однодневный и кратковременный туризм. Транзитный туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм – это туры продолжительностью в световой день, не предполагающие остановки на ночлег. Кратковременный туризм – важная форма непродолжительного туризма. Она включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя продолжительность кратковременных путешествий составляет не более 3 суток.
    Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:
    ·   дети, путешествующие со своими родителями;
    ·   молодёжь (туристы 15 – 24 лет);
    ·   относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 – 44 лет;
    ·   экономически активные среднего (45 – 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей);
    ·   пенсионеры (65 лет и старше).
    Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различают туризм с использованием личного транспорта и туризм с использованием общественного транспорта – авиатуризм, автобусный, железнодорожный и морской туризм.
    Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различают зимний и летний туризм. Туризм только в определённое время (летом или зимой) характеризуется как односезонный; туризм, совершаемый в любое время года (и летом, и зимой), называется двухсезонным. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
     
     
    2. Влияние курса «рубль/доллар» на число туристов, выезжающих в зарубежные поездки
    (корреляционно – регрессионный анализ)
     
    Для определения взаимосвязи курса рубля по отношению к доллару поступим следующим образом.
    Для анализа рассмотрим период 2002 – 2008гг. Историю курса российской валюты можно взять на сайте Центрального Банка России.
    В качестве направлений выезда туристов возьмём 8 государств, лидировавших в указанный период в качестве стран, принимающих российских туристов (по числу поездок).
    Определим суммарные количества поездок по каждому году :
    Страна
    2002
    2003
    2004
    2005
    2006
    2007
    2008
    Турция
    690,1
    1038,6
    1445,9
    1562,7
    1475,6
    1923,4
    2212,8
    Китай
    617,1
    687,5
    941
    1151,6
    1307
    1651,8
    2059,3
    Украина
    478,6
    841,7
    330
    292,2
    511,7
    249,2
    309,8
    Финляндия
    406,2
    327,3
    377,1
    391,3
    562,6
    657,1
    666,9
    Египет
    239,7
    368,4
    586,4
    695,7
    902,8
    1255,4
    1426,7
    Испания
    227,9
    168,4
    190,9
    218,7
    246,1
    318,6
    365,4
    Германия
    209
    278,1
    256
    231,1
    225,7
    231,3
    330,3
    Италия
    149,7
    119
    156,1
    205,6
    245,8
    334,1
    398,1
    всего
    3018,3
    3829
    4283,4
    4748,9
    5477,3
    6620,9
    7769,3
    Это будут исходные данные по туризму (Таблица ***)
     
     
    Построим другую Таблицу, совмещающую данные о туристических поездках и курсе рубля :
     
    годы
     
    Курс RUR/$
    выезды
     
     
    x
    y
    x2
    X*y
    2002
    31,4
    3 018,3
    983,4
    94 653,9
    2003
    30,7
    3 829,0
    940,6
    117 435,4
    2004
    28,8
    4 283,4
    829,4
    123 361,9
    2005
    28,3
    4 748,9
    801,5
    134 441,4
    2006
    27,1
    5 477,3
    736,6
    148 653,9
    2007
    25,6
    6 620,9
    652,8
    169 164,0
    2008
    24,9
    7 769,3
    618,0
    193 144,8
    7
    196,7
    35 747,1
    5 562,4
    980 855,3
    В первом столбце укажем годы, во втором – средний курс рубля к доллару США за год (x – влияющий признак), в третьем столбце – количество выездов по годам в страны-лидеры (y – результирующий признак.
    Ещё два столбца будут служебными  : x2 и x*y.
    Предположим, что между курсом рубля к доллару и числом зарубежных туристических поездок существует связь. Допустим, что зависимость эта линейная и выражается формулой :
    Y=a+b*x,
    где
    a и b – некоторые коэффициенты,
    Y – теоретическое (вычисляемое) значение результирующего признака,
    x – курс рубля.
     
    Задача сводится к нахождению коэффициентов a и b. Решение можно получить методом наименьших квадратов. Для этого существует система нормальных уравнений
    n*a +b?x = ?y
    a ?x + b?x2 = ?x*y,
     
    где
    n – это количество значений  (в данном случае, оно равно количеству лет).
    Тогда
    7a +196,7b =35 747,1
    196,7a +5562,4b =980 855,3
     
     
    Решив систему, получим
    a=23 678
    b= -661,
    искомое  уравнение
    Y=23 678 -661x.
     
    Подставляя в полученное уравнение значения x, найдём теоретические значения туристского потока (колонка 6):
     
    годы
    $
    выезды
     
     
     
     
     
     
    x
    y
    x2
    xy
    Y
    ?
    ?
    2002
    31,4
    3 018,3
    983,4
    94 653,9
    2934,077
    4720417
    4361534
    2003
    30,7
    3 829,0
    940,6
    117 435,4
    3393,731
    2934361
    1632590
    2004
    28,8
    4 283,4
    829,4
    123 361,9
    4639,461
    218339,1
    677869,9
    2005
    28,3
    4 748,9
    801,5
    134 441,4
    4965,882
    19837,73
    128041,3
    2006
    27,1
    5 477,3
    736,6
    148 653,9
    5745,296
    407768,4
    137323,2
    2007
    25,6
    6 620,9
    652,8
    169 164,0
    6804,5
    2882426
    2292715
    2008
    24,9
    7 769,3
    618,0
    193 144,8
    7264,154
    4654484
    7089287
    7
    196,7
    35 747,1
    5 562,4
    980 855,3
    35747,1
    15837634
    16319360
     
    Теперь проверим, насколько полученная связь близка к функциональной. Дополним таблицу столбцами ? и ?. Столбец ? содержит квадраты разностей между [средним значением Y] и [теоретическими значениями Y]. Столбец ? – квадраты разности между [средним значением y]  и [эмпирическими значениями y]. Если поделить сумму столбца ? на n, то получим ?2Y дисперсию теоретических значений  Y . Если поделить сумму столбца  ? на n, то получим дисперсию ?2y эмпирических значений  y.
    Квадратный корень из отношения этих двух дисперсий называется корреляционным отношением и показывает тесноту связи между факторной и результирующей величинами:
    ?= v?2Y  /?2y
     
    В данном случае
     ?= v  (15837634/7) / (16319360 /7) =v  15 837 634 / 16 319 360 =  0,98
    - такое значение корреляционного отношения говорит о практически функциональной связи «курс доллара – число туристических загранпоездок».
     
     
    Пример расчёта статистических величин применительно к индустрии туризма
     
    Структура продаж туров Компании «Атлант-Тур» в течение года по основным направлениям (в шт.)
     
    число путёвок
     
    направление
    месяц
    турция
    египет
    азия
    европа
    Россия
    местный (по области)
    январь
    11
    10
    5
    21
    132
    158,4
    февраль
    5
    4
    2
    8
    2
    2,4
    март
    2
    3
    1
    6
    7
    8,4
    апрель
    14
    15
    7
    31
    10
    12
    май
    23
    19
    9
    40
    98
    117,6
    июнь
    23
    20
    10
    42
    123
    147,6
    июль
    20
    21
    10
    44
    210
    252
    август
    25
    17
    8
    35
    156
    187,2
    сентябрь
    22
    5
    2
    10
    52
    62,4
    октябрь
    7
    4
    2
    8
    13
    15,6
    ноябрь
    11
    2
    1
    4
    7
    8,4
    декабрь
    4
    4
    2
    8
    4
    4,8
     
    Динамика изменения структуры продаж туров (в шт.) за 4 месяца 2007г.
     
     
         
    Динамика числа туров по внешним направлениям (шт.) 2007г.    
     
    Заключение
     
    В настоящей работе рассмотрены общие вопросы туристического бизнеса – дано собственно определение туризма, приведена классификация по различным направлениям деятельности организации путешествий.
    В практической части показано влияние курса российского рубля по отношению к американскому доллару на интенсивность заграничных туристических поездок из России. Для этого был проведен корреляционно-регрессионный анализ указанных факторов по данным из открытых источников. Расчёты показали, что такая связь действительно существует и имеет при этом характер практически функциональной зависимости.
    Действительно, число зарубежных туристических поездок во многом зависят  от благосостояния граждан. Реалии нашей страны на сегодняшний день таковы, что уровень жизни сильно коррелирует с курсом ведущих мировых валют – прежде всего доллара США и Евро.
     
     
    Список литературы
     
    1. Матегорина Н.М. Экономическая статистика - М.: Феникс, 2007
    2. Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шмойлова Р.А., Практикум по теории статистики - М.: Финансы и статистика, 2009
    3. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики - М.: ФинСтатИнформ, 2002
    4. Турбизнес, журнал №4 апрель 2009
    5. Турбизнес, журнал №3 март 2009
    6. Турбизнес, журнал №14 октябрь 2008
    7. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма : учебное пособие – М. РДЛ, 2007
    8. http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx
    9. www.tourprofi.ru
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Туризм ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.