Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
  • Предмет:
    Макроэкономика
  • Когда добавили:
    21.09.2010 17:26:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
    Содержание
     
     
    Введение. 3
    Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности  5
    1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности. 5
    1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 9
    Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности РФ.. 12
    2.1. Анализ состояния внешней торговли РФ за 2008 г. 12
    2.2. Анализ международного инвестиционного сотрудничества РФ за 2008 г. 17
    2.3. Анализ валютных, финансово-кредитных операций и внешнего долга РФ за 2008 г  18
    Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в условиях мирового финансового кризиса. 24
    Заключение. 28
    Список литературы.. 29
    Приложение А.. 31
    Приложение Б. 35
    Приложение В.. 36
    Приложение Г. 37
      Введение  
     
    Любой финансовый кризис может наносить ущерб и передаваться другим странам и экономикам, требуя быстрой экономической реакции. Финансовые кризисы прошлого приводили экономики в состояние глубокой рецессии и резкого реверсирования счетов текущих операций. Некоторые кризисы оказывались "заразными", быстро распространяясь на страны, не имеющие явно уязвимых экономических областей.
    Среди многих причин финансовых кризисов можно выделить неустойчивую макроэкономику (включая дефицит счетов текущих операций и растущий государственный долг), кредитные бумы, большой приток капитала и слабость балансов в сочетании с неправильной государственной политикой, основанной на различных политических и экономических ограничениях.
    Заметным признаком возникновения многих финансовых кризисов было несоответствие валют и сроков погашения, в то время как одной из причин возникновения других кризисов были внебалансовые операции банковского сектора. Процесс выбора наилучшего способа разрешения финансового кризиса и ускорения финансового восстановления и возрождения является в достаточной степени затруднительным.[1])
    На данный момент наблюдаются разногласия относительно выбора практических мер по ликвидации финансового кризиса. Предлагались различные подходы, и даже делались попытки более эффективного разрешения системного банковского кризиса. Различия в подходах, как правило, возникали в связи с тем, что цели рекомендаций по экономической политике были различными.
    Некоторые государства сосредотачивали свое внимание на сокращении фискальных затрат на ликвидацию финансовых кризисов, другие - на сокращении экономических затрат в результате снижения объемов выпускаемой продукции и на ускорении реструктуризации, третьи - на долгосрочных структурных реформах. Однако существует возможность компромиссов. Государство может, к примеру, сознательно пойти на крупные издержки при разрешении банковского кризиса с целью ускорения восстановления финансового рынка. Или же осуществлять структурные реформы политическими мерами - с меньшей эффективностью, но и с менее высокими затратами.
    В связи с этим, в России в настоящее время существует острая дискуссия по поводу процесса активного вхождения субъектов Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей. С одной стороны, регионы берут на себя определенные регулирующие функции, что является одним из позитивных результатов децентрализации государственного управления. С другой стороны, регионы, самостоятельно преследуя свои интересы во внешнеэкономической деятельности, провоцируют угрозу единству и целостности российской национальной экономики. [2])
    На уровне российских регионов проблема развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности, ее эффективное вписывание в систему внешнеэкономических связей России является недостаточно исследованной.
     
    Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности  
     
    1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности  
     
    Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
    В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
    Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.[3])
    Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.
    Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
     
    Различают следующие виды внешнеэкономической деятельности:
    ·   внешнеторговая деятельность;
    ·   международное разделение труда;
    ·   производственная кооперация;
    ·   международное инвестиционное сотрудничество;
    ·   валютные и финансово-кредитные операции;
    ·   отношения с международными организациями.[4] )
     
    Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
    Предпосылки и условия международного разделения труда в значи-тельных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дифицитными товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.
     
    Производственная кооперация в составе внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.
    Согласованность действий партнёров в рамках производственной кооперации достигается путём:
    ·   взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
    ·   прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;
    ·   организации процесса подготовки кадров.[5] )
    При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.
     
    Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.
     
    Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида внешнеэкономической деятельности предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.
    Немаловажным сектором внешнеэкономического комплекса является участие в международных организациях, будь то правительственных или не правительственных. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета, государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющая постоянные органы и действующая в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.[6] )
     
     
    1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности  
    В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. В наиболее общем виде они представлены в приложении А.[7] )
    Во внешнеэкономической политике и практике государственного регулирования в разные периоды использовались различные аспекты вышеназванных теорий. В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни экономика отдельных стран все глубже втягивается в международное разделение труда, что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений. В этой связи особое значение приобретает совокупность форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономической деятельности.
    Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
    В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.[8] )
    К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
    Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.
    Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.
    Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.
    Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).
    Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.
    Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.
    Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.
    Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.
    Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности РФ   2.1. Анализ состояния внешней торговли РФ за 2008 г  
    В 2008 году внешняя торговля РФ формировалась в условиях меняющейся под воздействием мирового финансового кризиса внешнеэкономической конъюнктуры. По итогам года профицит счета текущих операций, несмотря на его стремительное сокращение в IV квартале, достиг максимума. Изменилось направление движение внешних финансовых потоков: чистый вывоз капитала частным сектором превысил его приток за 2006-2007 годы. В результате впервые с 1999 года наблюдалось сокращение международных резервов РФ.
    В 2008 году внешнеторговый оборот возрос на 32,1 % до рекордной величины: 763,5 млрд. долл. США. В отличие от 2007 года наблюдалось увеличение профицита торгового баланса (на 37, 3%), до 179,7 млрд. долл. США.
     
    Таблица 2.1.1. – Изменение экспорта и импорта товаров по сравнению с 2007 годом.
    В млрд. долл. США
    Показатели
    Всего
    В том числе за счет изменения
    Физических объемов
    Цен
    Экспорт товаров
    117,2
    - 10,0
    127,2
    Импорт товаров
    68,4
    24,7
    43,7
    Внешнеторговый оборот
    185,6
    15,7
    170,8
    Сальдо торгового баланса
    48,8
    -34,6
    83,5
     
    Экспорт товаров вырос до 471,6 млрд. долларов США – на 33,1%. Его прирост обуславливается динамичным наращиванием вывоза товаров в первые девять месяцев 2008 года. Сокращение экспорта товаров в IV квартале до 98,0 млрд. долларов США не оказало существенного влияния на итоговый показатель.
    Существенный рост среднегодовых цен на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ при увеличении физического объема вывоза двух последних категорий товаров обусловил наращивание стоимости экспорта углеводородного сырья на 41,9% - до 310, 1 млрд. долларов США. Несмотря на ухудшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и сокращение объемов поставок сырой нефти во второй половине 2008 года по итогам отчетного периода доля энергетических товаров превысила две трети совокупного вывоза.
    Экспорт металлов и изделий из них вырос с 49,1 до 54,7 млрд. долларов США. Однако внутри группы динамика была разноправленной. Увеличение вывоза черных металлов и изделий из них превысило 35,4%, в то же время поставки на международный рынок отечественных цветных металлов, включая изделия из них, уменьшились на 14,2%. В результате доля продукции металлургии в общем объеме экспорта снизилась на 2,3 процентного пункта – до 11,7%.
    Более чем двукратный рост цен на отдельные виды продукции химической промышленности способствовал увеличению экспорта всей группы до 30,3 млрд. долларов США, а ее удельного веса в суммарном вывозе - до 6,5%.
    В географическом распределении российского экспорта незначительно увеличились доли Европейского союза (ЕС) до 56,?% и стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) до 12,9%. Удельный вес всех стран Содружества независимых государств (СНГ) остался приблизительно на уровне 20076 года – 14,9%. В страновом разрезе ведущими партнерами были Нидерланды (12,2%), Италия (9,0%) и Германия (7,1%).
     
     
    Рисунок 2.1. 1. – Товарная структура внешней торговли в 2008 году

     
    Рисунок 2.1.2. – Страны – основные торговые партнеры России в 2008 г.
    В млрд. долларов США

     
    Импорт товаров составил 291,9 млрд. долларов США. Относительно 2007 года он вырос на 68,4 млрд. долларов США (или на 30,6%), в том числе на 43,7 млрд. долларов США за счет ценового фактора и на 24,7 млрд. долларов США вследствие наращивания физических объемов. В условиях сжатия внутреннего спроса, наблюдавшегося в конце 2008 года, увеличение импорта существенно замедлилось: если в январе-сентябре квартальные темпы прироста по сопоставимым периодам 2007 года превышали 40%, то в IV квартале – они составили лишь 5,3%.
    Темп прироста импорта наиболее крупной группы товаров – машин, оборудования и транспортных средств – были ниже, чем в 2007 году. Вместе с тем, стоимость их ввоза возросла до 1,4 раза – до 140,8 млрд. долларов США. Около трети импортированной продукции машиностроения составляли средства наземного транспорта.
    Продовольственных товаров и сырья для их производства ввезено на 35,2 млрд. долларов США, что составляет 13,2 % товарного импорта.
    Ввоз продукции химической и связанных с ней отраслей увеличился с 27,5 млрд. долларов США в 2007 году до 35,1 млрд. долларов США в 2008 году. Ее удельный вес в общем объеме поставок из-за рубежа составил 13,1%. В структуре импортированных товаров данной группы, как и годом ранее, преобладали фармацевтическая продукция и полимерные материалы.
    Активное расширение торговых связей со странами АТЭС в 2008 году выразилось в увеличении их удельного веса в географической структуры импорта до 33,3%. Доля стран ЕС не изменилась и составила 43,7%. Удеьный вес стран СНГ уменьшился на 1,2 п.п. – до 13,7%. Крупнейшими странами-партнерами были Китай (13,0%), Германия (12,8%) и Япония (7,0%).
    Оборот международных услуг составил 127,7 млрд. долларов США, превысив показатель базисного периода на 26,9%. Основная часть прироста за счет торговли услугами со странами дальнего зарубежья.
    Дефицит баланса услуг в 2008 году составил 25,0 млрд. долларов США, что на 27,5% было выше аналогичного показателя 2007 года. Импорт превышал экспорт по большинству категорий услуг.
    Экспорт услуг вырос с 39,4 до 51,3 млрд. долларов США. В его составе на 3,4 млрд. долларов США увеличилась стоимость оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг; на 3,2 млрд. долларов США – транспортных услуг и на 2,3 млрд. долларов США – услуг по статье «поездки». Их вклад в прирост экспорта составил 29,0%, 26,9% и 19,7%, соответственно.
    Стоимость деловых, профессиональных и технических услуг относительно 2007 года увеличилась на 38,2% - до 12,5 млрд. долларов США. Около половины этой суммы приходилось на инженерно-архитектурные и маркетинговые услуги.
    Экспорт транспортных услуг превысил 15,0 млрд. долларов США. В их числе 6,7 млрд. долларов США составили грузовые перевозки, включая трубопроводный транспорт, 4,0 млрд. долларов США – пассажирские перевозки. Вспомогательных и дополнительных транспортных услуг оказано на 4.4 млрд. долларов США.
     
    Рисунок 2.1.3. – Структура экспорта и импорта услуг в 2008 году

    Импорт услуг равнялся 76,3 млрд. долларов США ( в 2007 году – 59,1 млрд. долларов США). В его структуре наибольший удельный вес занимали услуги, связанные с поездками российских граждан за границу (32,6%), деловые, профессиональные и технические услуги (18,9%), а также транспортные услуги
     
    2.2. Анализ международного инвестиционного сотрудничества РФ за 2008 г.  
    Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился на 23,4 млрд. долларов США в 2007 году до 35,1 млрд. долларов США в 2008 году. Доходы, начисленные к выплате, составили 88,7 млрд. долларов США, к получению – 53,6 млрд. долларов США.
    Сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования, как и годом ранее, было положительным и увеличилось до 17,4 млрд. долларов США. Основным источником доходов оставалось размещение резервных активов за рубежом.
    Расходы частного сектора по обслуживанию обязательств в размере 86,6 млрд. долларов США в 2,5 раза превышали соответствующие доходы от размещения зарубежных активов.
    Расходы банков, связанные с обслуживанием иностранных обязательств (14,4 млрд. долларов США), были существенно выше доходов от инвестиций за рубеж (7,5 млрд. долларов США). Наиболее серьезный разрыв между расходами и поступлениями сектора сформировался за счет кредитных операций: доходы к выплате достигли 9,4 млрд. долларов США, к получению – 5,5 млрд. долларов США. Сальдо начисленных к выплате и к получению доходов по прямым инвестициям составило 3,7 млрд. долларов США.
    Дефицит баланса инвестиционных доходов прочих секторов относительно 2007 года увеличился на 32,6% - 45,6 млрд. долларов США. Доходы, начисленные к получению, оцениваются в 26,6 млрд. долларов США, к выплате - в 72,2 млрд. долларов США. В структуре поступлений и выплат преобладали доходы от прямых инвестиций: 24,2 млрд. долларов США и 53,7 млрд. долларов США соответственно.
    Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов уменьшилось с 3,5 млрд. долларов США в 2007 году до 3,1 млрд. долларов США в 2008 году. Полученные трансферты оценивались в 11,0 млрд. долларов США. Их основными источниками были налоги, выплаченные нерезидентами. Выплаты ( 14,1 млрд. долларов США) главным образом связаны с денежными переводами населения за рубеж.
     
    2.3. Анализ валютных, финансово-кредитных операций и внешнего долга РФ за 2008 г  
    Объем полученных капитальных трансфертов был больше выплаченных на 0,7 млрд. долларов США, в том числе органами государственного управления – на 0,2 млрд. долларов США, прочими секторами – на 0,5 млрд. долларов США. Величина последнего показателя определялась повышением стоимости имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами (1,4 млрд. долларов США), прежде всего, из стран СНГ, над вывезенными за рубеж активами (0,9 млрд. долларов США).
    Стоимость приобретенных за рубежом непроизведенных нефинансовых активов (в форме патентов и торговых марок) составила 0,2 млрд. долларов США.
    Иностранные обязательства резидентов в отчетном периоде увеличивались медленнее, чем в базисном: на 95, 2 млрд. долларов США по сравнению с 208,8 млрд. долларов США. Темпы роста показателя снизились в результате частичного погашения задолженности частным сектором в IV квартале. В 2008 году внешний долг РФ (перед нерезидентами), с учетом курсовой и рыночной переоценок, увеличился с 465,4 до 484,7 млрд. долларов США. В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность выросла на 58,2 млрд. долларов США, за счет прочих изменений (в основном курсовой и стоимостной переоценок) – сократилась на 38,9 млрд. долларов США.
    Ограничение возможности по рефинансированию за рубежом взятых ранее обязательств, а также принятые меры по финансовой поддержке российских банков и предприятий способствовали снижению внешней задолженности частного сектора в IV квартале 2008 года. Тем не менее, по итогам года долговые обязательства выросли на 7,9% и к 1 января 2009 года достигли 451,9 млрд. долларов США (93,2% совокупного внешнего долга РФ). В то же время задолженность органов государственного управления и органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования снизилась с 46,4 до 32,8 млрд. долларов США, а ее доля в структуре внешнего долга с 10,0 % до 6,8%.
     
    Рисунок 2.3.1. – Внешний долг РФ в 2007-2008 гг.
    В млрд. долларов США

    В структуре задолженности федеральных органов управления преобладали обязательства по новому суверенному российскому долгу (83,3%). На задолженность, принятую РФ в качестве правопреемницы бывшего СССР, приходилось 16,2%.
    Новый суверенный российский долг по сравнению с началом 2008 года сократился на 52,2 млрд. долларов США. Наиболее существенным было снижение внешних обязательств в форме долговых ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, - на 4,1 млрд. долларов США. Обязательства по еврооблигациям, выпущенным при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов, сократились на 2,5 млрд. долларов США, по еврооблигациям, размещенным по открытой подписке, а также выпущенным при реструктуризации ГКО – снизились на 1,1 млрд. долларов США.
    По состоянию на 1 января 2009 года новый суверенный российский долг составил 23,6 млрд. долларов США. На ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, приходилось 17,3 млрд. долларов США (73,2 % нового российского долга); на кредиты международных финансовых организаций – 4,5 млрд. долларов США (19,1%); га задолженность перед прочими кредиторами – 1,4 млрд. долларов США (5,9%); на остальные категории – 0,5 млрд. долларов США (1,9%).
     
    Рисунок 2.3.2. – Структура нового федерального государственного внешнего долга РФ (по состоянию на 1 января 2009 года)

    Внешний долг бывшего СССР сократился за отчетный период на 2,5 млрд. долларов США и по состоянию на 1 января 2009 года был равен 4,6 млрд. долларов США. В его составе на обязательства перед бывшими социалистическими странами приходилось 1,4 млрд. долларов США (31,3%), перед прочими официальными кредиторами, включая страны – члены Парижского клуба, -1,9 млрд. долларов США (42,4% общей задолженности), на прочую задолженность, с учетом ОВГВЗ, - 1,2 млрд. долларов США (26,3%).
    Внешние долговые обязательства субъектов РФ на 1 января 2009 года уменьшились с 1,5 до 1,3 млрд. долларов США.
     
    Рисунок 2.3.2. – Структура внешнего долга, принятого РФ в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 1 января 2009 года)
     

     
    Задолженность российских банков перед нерезидентами, преимущественно в форме кредитов, динамично наращивалась в январе-сентябре 2008 года и резко сократилась в IV квартале. По состоянию на 1 января 2009 года внешние обязательства банковского сектора, за исключением участия в капитале и финансовых производных, составили 166,1 млрд. долларов США, что незначительно превышало остаток на 1 января 2008 года. Удельный вес иностранной задолженности банков превысил одну треть совокупного внешнего долга экономики. Внешнее финансирование банковской системы осуществлялось, в основном, в форме кредитов, объем которых вырос 124,7 млрд. долларов США, а доля увеличилась до75,0% совокупного долга сектора. Обязательства перед нерезидентами по текущим счетам и депозитам снизилось до 32,9 млрд. долларов США (19,8%). Задолженность по долговым ценным бумагам, принадлежащим нерезидентам, сократилась до 3,4 млрд. долларов США (2,1%). Обязательства по прочим категориям оценивались в 5,2 млрд. долларов США (3,1%).
    В распределении внешнего долга РФ по срокам погашения преобладали обязательства долгосрочного характера, выросшие до 404,9 млрд. долларов США (16,5%)
     
    Рисунок 2.3.3. – Краткосрочные и долгосрочные иностранные обязательства РФ в разрезе секторов экономики
    В млрд. долларов США
     

    Валютная структура внешнего долга российской экономики изменилась в сторону увеличения доли иностранной валюты до 83,1% (402,8 млрд. долларов США). Доля долговых обязательств, номинированных в российских рублях, снизилась до 16,9% (81,9 млрд. долларов США).
     
    Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в условиях мирового финансового кризиса    
    Финансовый кризис - это реальность сегодняшнего дня. Мировая экономика вступила в очень сложный экономический период.
    По мнению главного экономиста Всемирного банка, координатора по России Желько Богетича, в настоящее время мы переживаем наихудший глобальный финансовый кризис со времен Великой депрессии: лопнул "пузырь" на рынке ликвидности, кредитных ресурсов, недвижимости, деривативов в мировом масштабе.
    Рост мировой экономики в 2009 г. составит 2,47%, снизившись с уровня 3,71% в 2008 г.
    Впервые за последние десятилетия ожидается снижение объемов мировой торговли. Только за III квартал 2008 г. цены на сырую нефть снизились на 57,6%. К середине ноября 2008 года цены упали ниже 55 долл/баррель (как марки "Brent", так и "Urals"). Резко сократились потоки капитала на развивающиеся рынки (страны БРИК) - с 166,9 млрд долл. во II квартале 2008 г. до 66,8 млрд долл. в III квартале 2008 г.
    По данным Всемирного банка, в России наблюдается существенное замедление экономического роста и инвестиций. Во втором полугодии 2008 г. долг корпоративного и банковского секторов (особенно нефинансовых организаций) продолжал расти быстрыми темпами и вырос на 37,8 млрд долл. во II квартале; совокупный размер внешнего долга во II квартале увеличился на 50,1 млрд долл. Такие заимствования и рост нефтяных доходов подпитывали бум на рынке кредитования и внутреннего спроса (потребление и инвестиции) до уровней, которые характеризовались неустойчивостью и чрезвычайной уязвимостью перед падением цен на нефть и изменением направления потоков капитала, что одновременно произошло в середине 2008 г.
     
    Наиболее существенный фактор развития ВЭД на современном этапе – предстоящее присоединение страны к Всемирной торговой организации (ВТО).
    Начиная с конца 80-х годов, в России происходит постоянная активизация международной и внешнеэкономической деятельности регионов. Позднее, процесс либерализации внешней торговли протекал в рамках вновь созданного суверенного государства – Российской Федерации. Федерализм стал основой распределения большинства экономических полномочий. Поскольку внешняя (внешнеэкономическая) политика находится в компетенции федеральных властей, в любом федеративном государстве возникает вопрос о разграничении компетенции между Федерацией и ее частями, что составляет основу внутренней организации государства такого типа. Эти отношения строятся на основе конституции Федерации и (или) на основе договоров, заключенных между центром и его субъектами.
    Развитие механизмов, нормативно-правовой базы разграничения полномочий в области ВЭД и организационных основ государственного регулирования ВЭС прошло многие этапы. Сегодня можно констатировать усиление централизации в ходе административной реформы, повышение эффективности координации ВЭД, а также продолжающееся усиление роли регионов во внешнеэкономической деятельности России.
    По мнению, директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития (МЭР) Максим Медведкова[9] в условиях кризиса России выгоднее быть во Всемирно торговой организации (ВТО). По его словам, финансовый кризис может перерасти в товарный, а, как показывала практика прошлых лет, при возникновении кризисов на отдельных товарных рынках, где участвовала Россия, «она становилась единственной мишенью, потому что не была в ВТО». Медведков пояснил, что ВТО дисциплинирует страны-участницы и они не могут нарушать определенные правила, тогда как в отношении России «играли не по правилам, и страна теряла большие деньги». В связи с этим он подчеркнул, что Минэкономразвития продолжает работать над окончанием переговорных процессов по присоединению России к ВТО.
    Медведков напомнил, что в настоящее время завершены все двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг и ведется подготовка документов, определяющих соответствующие обязательства России. «Надеюсь, до конца года эти документы будут выпущены», — сказал он. Никаких новых предложений о начале двусторонних переговоров пока не поступало, заметил Медведков. Следующее заседание рабочей группы по вступлению России в ВТО, на котором будет обсуждаться окончательная редакция доклада рабочей группы, состоится «в течение недели с 3 ноября». По словам Медведкова, пока окончательно не согласованы порядка 20 из 1 052 параграфов, содержащихся в докладе. Среди них три основных, связанных с обязательствами России по поддержке сельского хозяйства, по экспортным пошлинам и по деятельности госпредприятий. Остальные параграфы носят технический характер.
    В связи с приходом новой администрации США, Россия надеется ускорить вступление в ВТО, заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин[10].
    Выступая в международном экономическом институте Петерсона в Вашингтоне, А. Кудрин напомнил, что Россия еще в 2006 году подписала с США протокол о завершении переговоров о вступлении в ВТО, а в 2004 году такой протокол был подписан с Евросоюзом. "Я считал, что мы прошли главный путь", - отметил глава Минфина РФ.
    Однако с 2006 года процесс идет слишком медленно и затягивается, считает он.
    "Мне кажется, что в наши отношения по вступлению в ВТО стали включаться причины, связанные с более глобальными вопросами, - некий фон отношений с Украиной, некий фон отношений с Грузией летом прошлого года и некие другие чувствительные политические вопросы в области прав человека", - заявил А.Кудрин.
    По его словам, рабочий доклад по системным вопросам вступления в ВТО готов на 90%.
    Кроме того, А.Кудрин отметил, что Россия много лет готовила создание Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Россия хотела сначала завершить вступление в ВТО, а затем создавать Таможенный союз, поскольку иначе потребовалось бы отменить результаты переговоров по вступлению в ВТО и начинать новые с позиции Таможенного союза. По словам вице-премьера, в настоящее время Россия стоит на развилке в связи с тем, что вступление в ВТО задерживается.
    "Мы сейчас отложили на год создание Таможенного союза, желая сначала пройти вступление в ВТО, но выбор когда-то нужно будет сделать, и если мы не найдем политический усилий и не договоримся, на нас будут напирать другие задачи, которые мы должны решать", - сказал А.Кудрин. При этом он отметил, что, как минимум, до конца года время есть.
     
    Заключение  
     
    Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.
    Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.
    Важное место занимает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это регулирование внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
    Регулирование внешнеторговой деятельности посредством торговой политики осуществляется государством в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты его экономических и политических интересов. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики, она направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Текущая информация о внешнеэкономической и торговой политике России предоставляется Министерством экономического развития и торговли.
    В настоящий момент, в условиях финансового кризиса России, по мнению аналитиков, выгоднее быть во Всемирно торговой организации (ВТО).
    Список литературы  
     
    1. Федеральный Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.
    2. Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ.
    3.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения, Учебное пособие, Москва, ИКЦ "Маркетинг", 2007.- 218 с.
    4. Внешнеэкономическая деятельность - Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
    5. Высказывания А.Л. Кудрина информационным агентствам в ходе Весенней сессии МВФ и Всемирного банка - http://www.minfin.ru
    6. Годлевская Е. «НЛМК выторговал 50 млн. долларов» РБК Daily ежедневная деловая газета www.rbcdaily.ru
    7. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2004. – 32 с.
    8. Информация о внешнеэкономической деятельности Курской области с регионами - партнерами по линии Соглашений по итогам 2008 года. - Комитет Администрации Курской области по развитию внешних связей www.rkursk.ru
    9. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М., 2004. – 392 с.
    10.   МЭР: в условиях кризиса России выгоднее быть в ВТО - http://www.banki.ru
    11.   Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. - 2005. -№ 5. -с.88 - 99.
    12.   Основы внешнеэкономических знаний / Под. ред. И.П. Фаминского. -М.: Международные отношения, 2001. – 278 с.
    13.   Платежный баланс и внешний долг РФ в 2008 году www.cbr.ru
    14.   Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Москва. – 2005. – 397 с.
    15.   Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. - М.: БЕК, 2003. – 288 с.
    16.    Предприятия на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. Долгова. С. И. М., БЕК, 2000. – 318 с.
    17.   Прокушев Е.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. Инфра - М.: Москва 2001. – 397 с.
    18.   Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г. Морозовой. -М.: ЮНИТИ, 2004. – 178 с.
    19.   Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. Издательство: Приор, 200. – 246 с.
    20.   Спартак А. Государственная поддержка экспорта в России // Внешняя торговля. -2003. -№4. -с.8 - 12.
    21.   Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 310 с.
    22.   Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. Москва-2005. – 334 с.
    23.   Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие / Под. ред. А.К. Иванова. - М., 2004. – 204 с.
     
     
    Приложение А  
    Научно-теоретические подходы к исследованию направлений регулирования ВЭД[11])
     
    Автор научного подхода и название научной концепции
    Содержание научного подхода
    Критика
    1
    2
    3
    Т. Мэн, А. Монкретьен, Т. Манн, Дж. Локк,У. Стаффорд,И. Т. Посошков,А. Л. Ордин-Нащокин и др.(Экономические учения меркантилистов)
    Основные принципы: золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства; регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; поощрение экспорта, особенно готовой продукции; импорт должен состоять из сырья и полуфабрикатов, произведенных с интенсивным применением капитала, а экспорт - из конечного продукта, произведенного с интенсивным применением труда, т.к. чистый экспорт труда поддерживает занятость внутри страны и увеличивает доход от зарубежных источников. Основа меркантилизма - доктрина активного торгового баланса как непременного условия национального благосостояния.
    Отождествление богатства государства с приобретением твердых денег или сокровищ; отождествление денег и капитала, а также активного сальдо торгового баланса и ежегодного превышения дохода над потреблением; показатель экономического благосостояния - превышение экспорта над импортом, на что и должно быть направлено государственное регулирование.
    А. Смит(Теория абсолютных преимуществ)
    Создал основы теории международной торговли, в соответствии, с которой страна должна экспортировать товары, цена которых ниже, чем в других странах, а импортировать в обмен из других стран те товары, где они дешевле. То есть, развитие внешнеэкономических связей между странами исходят из различий в абсолютных уровнях издержек производства в отдельных странах. Обосновываются преимущества МРТ и международной специализации. Правительство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю. Первое обоснование необходимости реализации государством принципов свободной торговли.
    Основана на ряде допущений не всегда имеющих место в реальности -свобода внешней торговли, полная занятость в экономике, единственный фактор производства - труд, в торговые отношения вовлечены только две страны, производятся и обмениваются только два товара, страны специализируются на одном товаре, транспортные расходы отсутствуют и пр.
    Д. Рикардо(Теория сравнительных преимуществ)
    В основе международной специализации лежат факторы, обусловливающие разницу в количестве труда, необходимого для производства товара, прежде всего географические условия, (в т.ч. природно- климатические особенности), а также разный уровень экономического развития стран. На основании данной концепции обоснован принцип сравнительных преимуществ, согласно которому страны должны специализироваться на производстве и вывозе тех товаров, которые они производят с относительно меньшими издержками (в расчете на единицу труда). Обосновывается значимость свободной торговли и государственного невмешательства во внешнеторговые отношения.
    Рассматривался один фактор производства, не были подробно проанализированы причины различия в производительности труда
    Э. Хекшер, Б. Олин(Теория международной торговли)
    Выдвинули концепцию «относительного изобилия одного из факторов производства», в которой предложили развернутое объяснение международной специализации - разная обеспеченность стран факторами производства создает стимул к специализации в торговле: богатая трудом страна обладает преимуществом в производстве трудоемкого товара, а богатая капиталом - соответственно капиталоемкого. Поэтому страна экспортирует те товары, производство которых требует интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры. Оговаривается определенная роль государства во внешнеэкономической сфере.
    Нереалистический характер исходных положений связывают со следующими моментами: наличие только двух стран участниц торговли и двух факторов производства, существование свободной конкуренции, и абсолютной гибкости цен, отсутствие препятствий в торговле, прямой обмен товара на товар, как следствие сведение всех форм МРТ к одной внешней торговле, игнорирование влияния масштабов производства, транспортных издержек и т.д.
    П. Самуэльсон(Теорема о выравнивании цен на факторы производства)
    Модификация теории внешней торговли на основе вышеназванной концепции: если в международном разделении труда страна богатая капиталом будет специализироваться на производстве капиталоемкого товара это приведет к росту спроса и цены на капитал; а специализация страны, богатой трудом на производстве трудоемкого товара приводит к росту спроса и цены на труд. В результате повышения цены на более дешевый фактор будет происходить сближение структур относительных цен на труд и капитал в обеих торгующих странах.
    Так же, как и неоклассики (Э. Хекшер и Б. Олин) игнорировал социальные аспекты и исторические условия.
    В. Леонтьев(Парадокс Леонтьева)
    Проводя эмпирические исследования, пришел к выводам, полностью противоречащим теории Хекшера-Олина: США богатые капиталом экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. С целью примирения собственных результатов с неоклассической теорией выдвинул два объяснения: 1.необходимость рассматривать высокую квалификацию, характерную для американских рабочих как капитал, что позволяет расширительно трактовать это понятие. Значит, экспортируемые из США трудоемкие товары оказываются капиталоемкими 2.В процессе производства капитал может быть заменен рядом других факторов - плодородной землей, лесом, водными ресурсами и т.п. Следовательно, импортируемые в США товары могут оказаться капиталоемкими в США, но ресурсоемкими - за границей. В результате данных исследований были дифференцированы факторы производства и преобразована двухфакторная модель в многофакторную.
    Отрицательные моменты сформулированы в теор. исследованиях Б. Минхаса
    Б. Минхас
    Проводя собственные исследования, показал некорректность подхода В. Леонтьева, сравнивающего экспортные отрасли США не с экспортными отраслями других стран, а с антиимпортными, то есть внутренними американскими отраслями - конкурентами зарубежных производителей, ввозящих в США продукцию. По мнению Б. Минхаса, в различных странах существует расхождение в относительных ценах на труд и капитал. Поэтому один и тот же товар может оказаться трудоемким в США и капиталоемким в Индии.
    Сформулировал недостатки теории В. Леонтьева, собственной стройной теории не выдвинул.
    Р. Вернон(Теория жизненногоцикла продукции)
    Анализируя послевоенную структуру внешней торговли США, выявил прямую зависимость между значимостью отрасли в экспорте и уровнем производимых в ней научно-исследовательских работ. Так называемые наукоемкие отрасли вырываются вперед и определяют конкурентную мощь страны в мировом хозяйстве. Наукоемкий продукт - разновидность трудоемкого продукта. Поэтому двух факторная модель Хекшера -Олина с гомогенным представлением о трудовом факторе, преобразуется в многофакторную, где наряду с капиталом существует целый ряд разновидностей труда. Показано, что производство некоторых видов продукции проходя цикл, состоящий из нескольких этапов (внедрение, рост, зрелость, упадок) перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла. Доказывается необходимость экспорта капитала, передачу технологии за границу, показывается деятельность ТНК в течение «жизненного цикла продукта». Обосновывается роль государства.
    Абстрагируется от социального содержания многонационального предпринимательства, в связи с чем рассматриваются только позитивные моменты ТНК как средства соединения фаз производства. Не берутся во внимание такие негативные последствия деятельности ТНК как подавление национальной промышленности в принимающей стране, эксплуатация ее природных ресурсов и населения.
    М. Портер
    Обосновал, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с «естественными», а с «приобретенными» преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы; основными конкурирующими субъектами являются не страны, а фирмы. Как вывод - правительства должны создавать благоприятные условия для эффективного функционирования данных фирм.
    Сформулировал теорию конкурентных преимуществ.
      Приложение Б Динамика внешнеторгового оборота РФ[12])
    (по методологии Платежного баланса)[13])
    в млн. долларов США
     
    2000
    2001
    2002
    2003
    2004
    2005
    2006
    2007
    2008
    2009
    Январь
    9 690
    11 596
    10 414
    14 359
    16 814
    21 168
    29 328
    33 177
    50 169
    28 298
    Февраль
    11 379
    11 985
    10 679
    15 073
    18 648
    24 684
    32 118
    37 762
    56 849
    32 177
    Март
    12 804
    13 254
    13 141
    17 629
    21 745
    29 991
    36 905
    43 531
    63 325
    35 537
    Апрель
    11 641
    12 817
    14 629
    16 377
    22 432
    29 595
    35 425
    43 906
    65 651
     
    Май
    11 871
    13 105
    13 249
    16 371
    20 975
    29 907
    40 001
    47 156
    67 076
     
    Июнь
    12 325
    13 841
    13 183
    17 203
    22 757
    29 514
    39 945
    45 433
    69 385
     
    Июль
    12 178
    12 501
    14 732
    18 117
    23 794
    32 352
    39 616
    49 370
    75 966
     
    Август
    12 881
    13 594
    15 088
    18 357
    25 079
    32 347
    42 708
    51 192
    72 722
     
    Сентябрь
    12 704
    12 638
    14 834
    18 044
    24 558
    32 555
    40 354
    47 267
    70 986
     
    Октябрь
    13 029
    12 756
    15 780
    19 727
    26 116
    33 754
    40 927
    57 000
    66 549
     
    Ноябрь
    14 404
    13 422
    14 998
    18 326
    27 241
    34 665
    41 842
    58 702
    52 188
     
    Декабрь
    14 992
    13 872
    17 542
    22 417
    30 432
    38 345
    49 446
    63 395
    52 601
     
     
    Приложение В  
    Динамика экспорта РФ[14])
    (по методологии Платежного баланса)
    в млн. долларов США
     
     
    2000
    2001
    2002
    2003
    2004
    2005
    2006
    2007
    2008
    2009
    Январь
    6 801
    8 361
    6 732
    9 627
    11 254
    14 172
    20 936
    21 508
    34 520
    17 981
    Февраль
    7 950
    8 237
    6 675
    9 861
    12 079
    16 212
    21 959
    23 624
    35 685
    18 732
    Март
    9 142
    8 945
    8 479
    11 592
    13 956
    19 798
    24 459
    26 562
    39 923
    21 170
    Апрель
    8 255
    8 458
    9 498
    10 172
    14 712
    19 898
    24 048
    27 190
    40 243
     
    Май
    8 469
    8 532
    8 566
    10 452
    13 615
    20 284
    27 111
    29 691
    42 581
     
    Июнь
    8 733
    9 157
    8 228
    11 126
    14 862
    19 413
    25 386
    26 852
    43 846
     
    Июль
    8 576
    8 072
    9 273
    11 402
    15 439
    21 503
    25 900
    29 927
    47 330
     
    Август
    9 106
    8 988
    9 951
    11 988
    16 759
    21 580
    28 217
    31 079
    45 668
     
    Сентябрь
    8 954
    8 435
    9 705
    11 555
    16 271
    21 730
    25 778
    28 478
    43 774
     
    Октябрь
    8 897
    7 947
    9 904
    12 647
    17 208
    22 206
    24 943
    34 761
    39 088
     
    Ноябрь
    10 052
    8 360
    9 254
    11 541
    17 807
    22 304
    25 534
    36 144
    30 332
     
    Декабрь
    10 101
    8 124
    11 037
    13 967
    19 247
    24 472
    29 653
    38 587
    28 616
     
     
    Приложение Г  
    Динамика импорта РФ[15])
    (по методологии Платежного баланса)
    в млн. долларов США
     
     
    2000
    2001
    2002
    2003
    2004
    2005
    2006
    2007
    2008
    2009
    Январь
    2 889
    3 235
    3 682
    4 732
    5 560
    6 996
    8 392
    11 669
    15 649
    10 317
    Февраль
    3 429
    3 748
    4 004
    5 212
    6 569
    8 472
    10 159
    14 138
    21 164
    13 445
    Март
    3 662
    4 309
    4 662
    6 037
    7 789
    10 193
    12 446
    16 969
    23 402
    14 367
    Апрель
    3 386
    4 359
    5 131
    6 205
    7 720
    9 697
    11 377
    16 716
    25 408
     
    Май
    3 402
    4 573
    4 683
    5 919
    7 360
    9 623
    12 890
    17 465
    24 495
     
    Июнь
    3 592
    4 684
    4 955
    6 077
    7 895
    10 101
    14 559
    18 581
    25 539
     
    Июль
    3 602
    4 429
    5 459
    6 715
    8 355
    10 849
    13 716
    19 443
    28 636
     
    Август
    3 775
    4 606
    5 137
    6 369
    8 320
    10 767
    14 491
    20 113
    27 054
     
    Сентябрь
    3 750
    4 203
    5 129
    6 489
    8 287
    10 825
    14 576
    18 789
    27 212
     
    Октябрь
    4 132
    4 809
    5 876
    7 080
    8 908
    11 548
    15 984
    22 239
    27 461
     
    Ноябрь
    4 352
    5 062
    5 744
    6 785
    9 434
    12 361
    16 308
    22 558
    21 856
     
    Декабрь
    4 891
    5 748
    6 505
    8 450
    11 185
    13 873
    19 793
    24 808
    23 985
     
     
    [1]) Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения, Учебное пособие, Москва, ИКЦ "Маркетинг", 2007.- 218 с.
    [2]) Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. - 2009. -№ 3. -с.88 - 99.
    [3]) Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. - М.: БЕК, 2003. – 288 с.
    [4]) Основы внешнеэкономических знаний / Под. ред. И.П. Фаминского. -М.: Международные отношения, 2001. – 278 с.
     
    [5]) Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2004. – 32 с.
     
    [6]) Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М., 2004. – 392 с.
     
    [7]) Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Москва. – 2005. – 397 с.
     
    [8]) Прокушев Е.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. Инфра - М.: Москва 2001. – 397 с.
     
    [9] МЭР: в условиях кризиса России выгоднее быть в ВТО - http://www.banki.ru
    [10] Высказывания А.Л. Кудрина информационным агентствам в ходе Весенней сессии МВФ и Всемирного банка - http://www.minfin.ru
    [11]) Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Москва. – 2005. – 397 с.
     
    [12]) Внешнеэкономическая деятельность  - Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
    [13]) Информация по методологии платежного баланса включает:
     данные таможенной статистики ФТС России, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности, с учетом данных о внешней торговле с Республикой Беларусь;
     данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, добытых и отгруженных в нейтральных водах, топлива и товаров, приобретенных российскими транспортными средствами в иностранных портах), полученные на основе форм федерального государственного статистического наблюдения Росстата;
     досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые производятся в соответствии с методологическими положениями платежного баланса и включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов
    [14] ) Внешнеэкономическая деятельность  - Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
     
    [15] ) Внешнеэкономическая деятельность  - Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.