Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Когда добавили:
    30.09.2010 17:41:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
    Введение……………………………………………………………….
    3
    Глава 1. Сущность, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля…………………………………………………...
     
    5
    1.1 Сущность, цели, задачи, предмет и метод государственного финансового контроля……………………………………………...
     
    5
    1.2 Формы и принципы государственного финансового контроля……………………………………………………………..
     
    11
    Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации…………………………………………………..
     
    14
    2.1 Место финансового контроля в системе государственного контроля……………………………………………………………..
     
    14
    2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации…………………………………………….
     
    16
    2.3 Оценка эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………..  
    27
    Глава 3. Недостатки системы государственного финансового контроля и основные направления развития государственного финансового контроля…………………………………………………...
     
     
    30
    Заключение……………………………………………………………. 34
    Список использованной литературы………………………………... 35

     
     
    Введение
     
    Проблемы государственного финансового контроля в настоящее время в России  очень актуальны, так как от их решения зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.
    Строгий и действенный государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
    История показывает, что доверие общества к власти – основа стабильности и власти, и общества. Вполне очевидно, что люди всегда будут уважать и поддерживать власть, если будут уверены, что те средства, которые они – законопослушные налогоплательщики – передают в её распоряжение, расходуются в интересах общественного развития и используются бережно, разумно, эффективно. Необходимым условием такого отношения к общественным финансам является государственный финансовый контроль.
    В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Но ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведён должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
    Задачи данной работы – рассмотрение понятия государственный финансовый контроль, основных методов, принципов, а также рассмотрение системы органов государственного финансового контроля Российской Федерации на современном этапе.
    Целью работы является рассмотрение недостатков современной системы государственного финансового контроля и выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
    Глава 1. Сущность, цели, задачи и принципы государственного   финансового контроля
     
    1.1 Сущность, цели, задачи, предмет и метод государственного финансового контроля
    Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. Оно является главным заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации. Инструментом финансового контроля государства в материально-финансовой сфере является организуемый им государственный финансовый контроль.[1]
    Государственный финансовый контроль – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
    1. ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
    2. несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
    3. недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием  или особо связанных с деятельностью государства;
    4. угроз финансовой безопасности государства.[2]
    Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов за-
    конности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения.[3]
    Государственный финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:[4]
    l   проверка своевременности и полноты образования фондов государственных средств;
    l   выявление резервов роста финансовых ресурсов государства;
    l   проверка сохранности, эффективности и целевого использования фондов государственных средств;
    l   обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;
    l   контроль за прохождением государственных средств в сфере денежного обращения;
    l   проверка выполнения международных финансовых обязательств государства;
    l   экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за исполнением принятого бюджетного закона;
    l   финансовая экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы государственных средств или влияющих на формирование и использование фондов этих средств;
    l   предоставление органам государственной информации о результатах проведённого контроля;
    l   сотрудничество с органами государственного финансового контроля иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами государственного финансового контроля;
    l   подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.
    Для решения указанных задач проводится контроль за:
    l  соблюдением действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;
    l  предоставлением и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;
    l  соблюдением финансовой дисциплины;
    l  правильностью ведения бухгалтерского учёта;
    l  сохранностью материальных и денежных ресурсов;
    l  экономным использованием государственных средств;
    l  недопущением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок и финансовых злоупотреблений;
    l  полнотой поступления бюджетных ресурсов из различных источников;
    l  целевым и экономным расходованием бюджетных ресурсов;
    l  обращением государственных средств в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
    l  финансовой эффективностью использования государственной собственности, проведением приватизации;
    l  состоянием и эффективностью использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов государственных предприятий и учреждений.
    Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.
    Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
    Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.
    Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.
    Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.
    Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.
    Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук.
    По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.
    Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.
    Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
    Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
    Основными методами государственного финансового контроля являются:
    l   проверки;
    l   обследования;
    l   надзор;
    l   анализ финансового состояния;
    l   наблюдение (мониторинг);
    l   ревизии.
    Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
    Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
    Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта для определения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
    Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Федеральной службы страхового надзора — за страховыми фирмами.
    Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
    Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффектив­ное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требова­нию досрочного возврата ссуды.
    Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фи­нансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
    Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее  являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
     
     
    1.2 Формы и принципы государственного финансового контроля
    По форме проведения государственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.[5]
    Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения финансовых операций и имеет важное значение для пре­дупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвраще­ния неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.
    Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, спо­собствует соблюдению финансовой дисциплины и своевремен­ности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате  неправильного начисления новых налогов.
    Последующий финансовый контроль, проводимый путем ана­лиза и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской докумен­тации, предназначен для оценки результатов финансовой дея­тельности экономических субъектов, эффективности осуществ­ления предложенной финансовой стратегии, и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
    Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
    В этой связи можно выделить следующие принципы.
    Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
    Принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
    Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
    Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации  и российские законы.
    Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
    Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
    Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях – до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
    Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
    Подводя итог рассмотрения первой главы, отметим, что государственный финансовый контроль в условиях демократического общества и рыночной экономики – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины.
    [1] См.: Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 28.
    [2] См.: Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления российской государственности// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 75.
    [3] См.: Александрова Е.И., Башкайкина Н.А. Государственный финансовый контроль и становление аудита эффективности использования бюджетных средств// Финансы и кредит. 2004. №20. С. 24.
    [4] См.: Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 30.
    [5] См.: Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 134.
    Глава 2. Система государственного финансового контроля
     в Российской Федерации
     
    2.1 Место финансового контроля в системе государственного контроля
    Перед рассмотрением системы государственного финансового контроля в Российской Федерации мы должны вначале установить место финансового контроля в общей системе государственного контроля. Это место определяется в первую очередь объектом контроля – это государственные финансы. И здесь очень важно с теоретической точки зрения правильно определиться с понятием «государственные финансы». Понятие «государственные финансы» можно рассматривать в узком и широком смысле слова.[1]
    Если рассматривать государственные финансы в узком смысле слова, то это собственно государственный бюджет, сферы его формирования и использования. В Российской Федерации государственный бюджет выступает в форме федерального закона о федеральном бюджете, который состоит из доходной и расходной частей. В этой связи и государственный финансовый контроль будет сводиться к контролю исполнения федерального закона по полноте поступления доходной части и непревышению расходов расходной части.
    Если рассматривать государственные финансы в широком смысле слова, то это не только государственный бюджет, но и вся та совокупность элементов государства, которая создаёт национальное богатство общества. Это не только чисто управленческая деятельность по формированию и использованию государственного бюджета, но и природные ресурсы, производственная и хозяйственная деятельность субъектов производства, распределения и потребления. При такой трактовке государственных финансов сфера государственного финансового контроля существенно расширяется. Его объектами становятся не только организации, использующие средства федерального бюджета, но и всякая организация, использующая национальное достояние, будь то земля, лес, вода, недра, биологические ресурсы, государственная собственность и т.д. 
    Таким образом, в широком смысле слова государственный финансовый контроль – это контроль над формированием, использованием и воспроизводством национального достояния. В этой связи он и является функцией государственного управления производительными силами и производственными отношениями в обществе. На наш взгляд именно таким и должен быть государственный финансовый контроль.

    2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации
    Действующим законодательством определены учреждения и организации, осуществляющие отдельные функции государственного финансового контроля, - Контрольное управление Президента Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, система органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу Министерства Финансов Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Министерства Финансов Российской Федерации, а также иные органы контроля за поступлением, расходованием и использованием средств и имущества государства.[2]
    Ниже мы рассмотрим задачи и функции наиболее важных органов государственного финансового контроля Российской Федерации на современном этапе.
    Счётная палата Российской Федерации
    Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счётную палату.
    Деятельность Счётной палаты Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 11.05.1995 года № 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации». В соответствии со статьёй 2 Закона задачами Счётной палаты являются:
    l   организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
    l   определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
    l   оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    l   финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    l   анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
    l   контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
    l   регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
    В соответствии со статьёй 9 Закона в процессе реализации поставленных перед Счётной палатой задач она осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
    l   организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
    l   проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    l   экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
    l   анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
    l   подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
    l   подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.
    В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учёта и финансовой отчётности определяется своевременность и полнота взаимных платежей  проверяемого объекта и федерального бюджета.
    Законом подробно регламентируется порядок подготовки экспертных заключений Счётной палаты. В соответствии со статьёй 20Закона Счётная палата проводит экспертизу и даёт заключения по:
    l  проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
    l  проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в Российской Федерации;
    l  проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
    l  проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
    l  проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
    По другим вопросам, входящим в её компетенцию, Счётная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании запросов Президента Российской Федерации; поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы; запросов депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства Российской Федерации; запросов органов государственной власти субъектов Федерации.
    Кроме того, согласно статье 21 Закона, Счётная палата должна систематически анализировать итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счётная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.
    В целом закон направил деятельность Счётной палаты на реализацию права государства легитимными путями обеспечивать общественные финансовые интересы.[3]
    Контрольное управление Президента Российской Федерации
    Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с конституцией Российской Федерации путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации.
    В целях эффективности президентского контроля Указом Президента Российской Федерации от 8.06.2004 года № 729 утверждено Положение  «О Контрольном управлении Президента Российской Федерации».
    Основными задачами Управления являются:
    l контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
    l контроль за реализацией общенациональных проектов;
    l контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
    l контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
    l информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
    Основными функциями Управления являются:
    l организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;
    l рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента Российской Федерации и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;
    l осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
    l осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации контроля за исполнением сметы Администрации Президента Российской Федерации;
    l осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;
    l участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
    l участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
    l изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.
     Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
    l создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;
    l направлять работников Управления на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    l вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
    l вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
    l направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;
    l запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
    l пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
    l привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
    Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации.
    Министерство финансов Российской Федерации и его структурные
    подразделения
    Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
    Министерство финансов Российской Федерации действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
    Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов Российской Федерации соответственно их компетенции.
    Федеральная налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
    Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:
    l за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
    l  за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
    l  за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
    l  за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
    l  осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    l  представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
    В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:
    l  проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
    l  проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
    l  направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
    l  осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
    l  запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
    l  заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
    Центральный банк Российской Федерации
    Особая роль в области финансового контроля принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков
    Целями деятельности Банка России являются:
    l  защита и обеспечение устойчивости рубля;
    l  развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    l  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
    Банк России выполняет следующие функции:
    l  во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
    l  монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    l  устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    l  устанавливает правила проведения банковских операций;
    l  принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    l  осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
    l  организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    l  определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
    l  устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
    Таковы функции и задачи наиболее важных органов государственного финансового контроля на современном этапе.
    2.3 Оценка эффективности государственного финансового контроля Эффективность финансового контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
    Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой  деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным  целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и  т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.
    В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального  бюджета и экономия средств в его расходной части.[4]
    Конечный результат, то есть совокупность объективных последствий финансового контроля, — это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.
    Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.
    Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное
    влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.
    Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.
    Макроэффективность – это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:
    l социальный эффект;
    l организационный эффект;
    l экономический эффект.  
    Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет  отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.
    Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры  федеральной исполнительной власти, в результате  повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые  для  экономики, повышается оперативность управления.
    Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных  и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства,  снижения себестоимости продукции и  т.д.
    Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля — это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в федеральный  бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля.[5]
    Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля может быть определена по следующей формуле:
     ,   (1)
    где Ээф — экономическая эффективность; Эс — денежное выражение социального эффекта;  Эо — денежное выражение организационного эффекта; Ээ — денежное выражение экономического эффекта;  З — затраты на содержание органа финансового контроля.
    Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме,  поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:
     ,   (2)
    где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.
    Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля  рассчитывается по формуле:
    (3)
     
     
    [1] См.: Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. С.83.
    [2] См.: Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект// Финансы и кредит. 2005. № 2. С.61.
    [3] См.: Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. С.139.
    [4] См.: Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля// Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. 2001. № 1. С. 3.
    [5] См.: Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля// Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. 2001. № 1. С. 8.
     
    Глава 3. Недостатки системы государственного финансового контроля и
     основные направления развития государственного финансового контроля
     
    Финансовый контроль должен осуществляться постоянно и целенаправленно всеми ветвями власти. При этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов.
    В последнее время всё большее внимание уделяется решению проблемы снижения уровня «теневой» экономики. Поэтому средства по снижению её масштабов должны носить комплексный характер. Как было отмечено выше, одним из таких средств является государственный финансовый контроль. Первоочередными его объектами должны быть нецелевое использование бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата. Необходимо, чтобы совместные усилия контрольных инстанций получали поддержку правоохранительных и судебных органов. Следует помнить, что меры ограничения финансовых возможностей  «теневой» экономики без строгого наказания нарушителей будут малоэффективными.
    В последнее время в этом направлении есть положительные сдвиги, которые произошли благодаря настойчивым усилиям специалистов.[1]
    Установлена административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, включая средства государственных внебюджетных фондов. За расходование государственных средств на непредусмотренные цели будут налагать крупный штраф либо лишать  свободы и права занимать соответствующие должности после отбытия наказания.
    По улучшению организации государственного финансового контроля. Создан контрольный орган в системе исполнительной власти – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая получила значительные полномочия по проведению ревизий и проверок использования бюджетных средств. Она также будет органом валютного контроля.
    Служба в основном сохранила территориальный контрольно-ревизионный аппарат, которым располагал Минфин России в субъектах Российской Федерации. при этом функции данной службы в некотором отношении стали более обширными, чем у прежнего Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов. Новая служба, кроме обычных ревизий и проверок, будет проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, осуществлять надзор за исполнением законодательства органами ведомственного финансового контроля, субъектов Федерации и местного самоуправления. На неё возложено формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора. Важно, что служба в пределах своей компетенции уполномочена представлять в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации. Всё это, несомненно, окажет положительное влияние на повышение эффективности государственного финансового контроля
    Вместе с тем возможности государственного финансового контроля в деле укрепления экономической безопасности страны используются всё ещё недостаточно. В современных условиях необходимо усилить контроль государства в финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.
    В настоящее время контроль характеризуется неупорядоченность, бессистемностью, правовой неопределённостью. В той мере, в какой государственный финансовый контроль осуществляется, он не достаточно эффективен. С одной стороны, контроль не носит профилактического характера, как правило, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с другой – из-за бюрократической волокиты при реализации результатов ревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная часть (10-20%) выявляемого ущерба.
    Финансовый контроль только тогда может успешно решать стоящие перед ним задачи, когда государственные средства будут охвачены им в полном объёме. Например, финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и региональном уровне контролируется далеко не полностью даже в отношении использования средств федерального бюджета. Значительная часть государственных средств постоянно вообще  остаётся вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть, поскольку учёт контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и их сводных результатов в масштабе страны не ведётся. Сохраняется закрытость для ревизий и проверок целых секторов экономики и финансовой деятельности. Периодичность ревизий и проверок отсутствует.
    Задачи органов, на которые возложено осуществление функций государственного и муниципального финансового контроля, определены в общем виде, недостаточно конкретны, предметно и пообъектно не дифференцированы, границы их сфер ответственности размыты. Деятельность этих органов координируется слабо, поэтому многочисленные факты  постоянного дублирования ревизий и проверок по одним и тем же вопросам  и организациям мешают нормальной производственной и коммерческой деятельности, вызывают справедливые нарекания.
    Ведомственный контроль практически отсутствует или служит узковедомственным интересам, а без такого контроля отследить целевой характер использования выделенных ассигнований во многих случаях просто невозможно.
    Общеизвестно, что ревизия как один из основных методов финансового контроля за выявлением финансовых нарушений находится на первом месте. Однако проведение ревизий сокращается, появляется желание вообще отказаться от них. Понятие ревизии исключено из Бюджетного кодекса Российской Федерации, что равносильно запрещению проводить ревизии в бюджетных учреждениях. Устранение ревизии из практики государственного финансового контроля приведёт к непоправимым последствиям. Последующий контроль за использованием государственных средств фактически перестанет существовать.
     Таким образом, те, кто любыми способами изгоняет ревизию из арсенала финансового контроля, добиваются именно ослабления контроля.
    При создании Службы финансово-бюджетного надзора, наряду с положительными моментами, появились и отрицательные. До последнего времени КРУ Министерства финансов Российской Федерации проводило ревизии и проверки по поручениям правоохранительных органов в организациях любых форм собственности. Новая служба такого права лишена. Нет его и у контрольно-счётных органов. Следовательно, проводить ревизии и проверки в интересах государства в структурах рыночного сектора, коммерческих организациях некому. Вряд ли это будет способствовать  усилению борьбы с «теневиками».
    Вызывает серьёзную озабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общий уровень квалификации финансовых ревизоров понизился, численность их на федеральном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В тоже время нарушения становятся масштабными, изощрёнными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.
    Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет всё труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности.
    Одна из основных причин существующих негативных явлений состоит в том, что правовая база государственного финансового контроля остаётся неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных правовых проблем  мешает обоснованно решать практические задачи  органов контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и систематизирован.
    Необходимо повысить ответственность правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам ревизий и проверок. Сейчас реакция прокуратуры или милиции зачастую сводится к тому, что дела о многочисленных хищениях, исчезновении государственных средств прекращаются «за отсутствием состава преступления».
    Фактическими причинами возбуждать уголовное дело и начинать следствие являются коррупция и сложность расследования. Но действующее законодательство никак не обязывает правоохранительные органы публично мотивировать свои действия и нести за них ответственность.
    [1] См.: Данилевский Ю.А., Овсянникова Л.Н. Финансовый контроль: основные направления развития// Бухгалтерский учёт. 2004. № 24. С. 6.
    Заключение  
    Организация и функционирование  эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
    Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.
    В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
    Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
     
    Список использованной литературы  
    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2005.
    2. О Счетной палате РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 года.
    3. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 года.
    4. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 года.
    5. О Контрольном Управлении Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации   № 729 от 8.06.2004 года.
    6. О Министерстве финансов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации   № 329 от 30.06.2004 года.
    7. О Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства Российской Федерации № 506 от 30.09.2004 года.
    8. О Федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства Российской Федерации № 330 от 30.06.2004 года.
    9. О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства Российской Федерации   № 278 от 15.06.2004 года.
    10.  Александрова Е.И., Башкайкина Н.А. Государственный финансовый контроль и становление аудита эффективности использования бюджетных средств// Финансы и кредит. 2004. №20. С. 24.
    11.  Бурцев  В.В. Организационная система государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2002. С. 176.
    12.  Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления российской государственности// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 75.
    13.  Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2004. С. 134.
    14.  Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2004. С. 638.
    15.  Данилевский Ю.А., Овсянникова Л.Н. Финансовый контроль: основные направления развития// Бухгалтерский учёт. 2004. № 24. С. 6.
    16.  Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля// Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. 2001. № 1. С. 3, 8.
    17.  Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране// Финансы. 2002. № 5. С. 22.
    18.  Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства// Российский экономический журнал. 2002. № 5-6. С. 20.
    19.  Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 28, 30.
    20.  Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. С.83, 139.
     

     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.