Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Причины и типология девиантного поведения подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Причины и типология девиантного поведения подростков
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    07.10.2010 17:56:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения. 5
    1.1. Критерии девиантного поведения. 5
    1.2. Предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков. 7
    1.3.  Типология девиантного поведения. 12
    Глава 2. Практические аспекты исследования девиантного поведения. 16
    2.1. Характеристика процедуры исследования. 16
    2.2. Анализ результатов исследования. 17
    Заключение. 23
    Список литературы.. 24
    Приложение. 25
     
    Введение  
    Актуальность темы исследования. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме по­ведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сто­рон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусло­вила возникновение в рамках психологии особого направле­ния (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения.
    В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося по­ведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер со­циального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Это стимулирова­ло заметное развитие теории психологии девиантного пове­дения и необходимость знакомства с ее основами более широ­кого круга специалистов — психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.
    Проблемность данной темы заключается в том, что она носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» много­кратно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. Многообразие подходов к определению причин, детерминирующих девиантное поведение, также составляет некоторую трудность для исследователя.
    Объектом нашего исследования является девиантное поведение.
    Предметом исследования являются причины и типология девиантного поведения.
    Цель исследования: выяснить, каковы причины, влияющие на становление различных форм девиантного поведения у подростков.
    Задачи исследования:
    1. обозначить критерии девиантного поведения;
    2. выявить, каковы предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков;
    3. привести типологию девиантного поведения;
    4. провести практическое изучение девиантного поведения.
    Работа выполнялась методом анализа учебной и специальной литературы, освещающей изучаемую нами тему. В практической части исследования использовался метод анкетирования.
     
     
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения  
    1.1. Критерии девиантного поведения  
    Отклоняющееся поведение занимает особое место в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, психосоматические расстройства.
    Отклоняющееся поведение личности, по мнению иссле­дователей этого явления, в частности Е.В. Змановской , обозначает определенный социально-психологический ста­тус личности на оси «социализация — дезадаптация — изо­ляция» [5, с. 11].
    Известно, что в специальной литературе термин «откло­няющееся поведение» нередко заменяется синонимом «девиантное поведение» (от лат. девиация — «отклонение»).
    Согласно определению, данному в «Большом психологическом словаре», девиантное поведение — это «действия, не соответствую­щие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приво­дящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [3, с. 122].
    Определение понятия предполагает выделение суще­ственных признаков явления. Специфические особенности отклоняющегося поведения личности помогают отли­чить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие у конкретного человека.
    Во-первых, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм. «Социальные нормы в обществе выполняют многообраз­ные функции: ориентационную, регулирующую, санкцио­нирующую, информационную, коррекционную, воспита­тельную и др. В нормах заложены определенные способы дей­ствия, в соответствии с которыми индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют поведение. Социальные нормы ориентируют на формирова­ние целей поведения человека («делай то», «не делай это»); они могут содержать и требования относительно использо­вания средств их достижения» [6, с. 28].
    Девиантное поведение - это любые действия, не соответствующие существующим законам, правилам, тра­дициям и социальным установкам. Однако следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически измен­чивый, преходящий характер.
    Во-вторых, девиантное поведение и личность, его про­являющая, вызывают неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны других людей. Неодобрение, прежде всего, выполняет функцию социальной санкции — наказа­ния нежелательного явления. С другой стороны, осужде­ние зачастую приводит к таким негативным последстви­ям, как стигматизация личности — навешивание на нее социальных ярлыков, препятствующих позитивным пере­менам и усиливающих опасную изоляцию.
    Третьей особенностью отклоняющегося поведения яв­ляется то, что оно наносит реальный ущерб самой личнос­ти или окружающим людям. Это может быть дестабилиза­ция существующего порядка, причинение морального и материального ущерба другим людям, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. «В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосред­ственную угрозу для жизни, например суицидальное пове­дение, насильственные преступления, употребление силь­ных наркотиков» [10, с. 219]. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или другими людьми.
    В-четвертых, рассматриваемое поведение преимуще­ственно можно охарактеризовать как стойко повторяющее­ся (многократное или длительное).
    Так, эпизодическое употребление спиртного в ряде слу­чаев признается вполне допустимым или даже полезным. Однако регулярное употребление спиртного считается де­виацией.
    В-пятых, для того чтобы поведение можно было квали­фицировать как отклоняющееся, оно не должно быть след­ствием нестандартной ситуации, как, например, в случае посттравматического синдрома, или следствием самообо­роны при наличии реальной угрозы для жизни.
    Шестой особенностью отклоняющегося поведения яв­ляется то, что оно рассматривается в пределах медицинс­кой нормы. Оно не должно отождествляться с психически­ми заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.
    Седьмой особенностью отклоняющегося поведения яв­ляется то, что оно сопровождается различными проявлени­ями социальной дезадаптации. «Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономер­но вызывает или усиливает состояние социальной дезадап­тации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведе­ния личности» [5, с. 14].
    Восьмой особенностью отклоняющегося поведения яв­ляется его выраженное индивидуальное своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей. Индивидуальные различия затра­гивают мотивы поведения, отношение к нему самой личности, формы проявления, динамику, частоту и степень выра­женности. Степень выраженности может варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
     
    1.2. Предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков  
    Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. «После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много измене­ний наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность» [7, с. 143].
    В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз­ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста­тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв­ляться более серьезные требования со стороны взрослых.
    Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершен­ствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр крове­носных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не все­гда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д.
    В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми­руются собственные взгляды и суждения; появляются собствен­ные оценки на те или иные события и факты; он пытается оце­нить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверст­никами и их действиями».
    В подростковый период весьма ощутимой стано­вится потребность в хороших друзьях. В этом возрасте происходит временное психологическое отда­ление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между офици­альным коллективом и неформальной группой общения. Пред­почтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чув­ствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаю­тся, курят, выпивают и др.
    Как правило, в этом возрасте у подростков возникают пробле­мы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжа­ют смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослы­ми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, уси­ливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяе­тся характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Однако, как отмечает В.С. Мухина, «несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отноше­нию к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга» [8, с. 362].
    Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появ­ляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
    Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. развивающейся потребности быть и считаться взрослым. «Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении под­ростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно вос­принимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера по­ведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные укра­шения, лексикон и др.)» [4, с. 179].
    В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимо­действий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрос­лых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духов­ные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
    В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подрос­ток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рас­сказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. От контакта со взрослым во многом зависит, возникнут ли в поведении подростка девиантные проявления.
    Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недоста­точно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвер­диться и стать взрослым.
    Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно со­циально возмужалый человек, это личность, находящаяся на осо­бой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно всту­пить в отношения с окружающими и следовать в своих поступ­ках и действиях требованиям общественных норм и правил.
    Обобщая сказанное, выделим основные факторы, которые могут способствовать девиантному поведению несовершеннолетних.
    ? Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен­ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап­тацию.
    ? Психологические факторы, в которые включаются нали­чие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража­ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невра­стении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
    ? Социально-педагогические факторы выражаются в дефек­тах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные осо­бенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негатив­ного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка.
    ? Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обни­щание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безра­ботицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряжен­ность.
    ? Морально-этические факторы проявляются, с одной сто­роны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных.
     
    1.3.  Типология девиантного поведения  
    Среди большого разнообразия видов отклоняющегося поведения личности наиболее распространено так называемое зависимое поведение. «Зависимое по­ведение личности представляет собой серьезную соци­альную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работос­пособности, конфликты с окружающими, совершение пре­ступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью» [10, с. 221].
    В специальной литературе употребляется синоним зави­симого поведения — аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» — склонность, пагубная привычка.
    Зависимое поведение как вид девиантного поведения лич­ности имеет множество подвидов, дифференцируемых пре­имущественно по объекту аддикции. Теоретически, при оп­ределенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности: деньги, работа, физические упражнения.
    В реальной жизни более распространены следующие объекты зависимости: психоактивные вещества — ле­гальные и нелегальные наркотики, алкоголь, пища, игры, секс, религия и религиозные культы.
    В соответствии с перечисленными объектами, выделя­ют следующие формы зависимого поведения:
    ? химическую зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алко­гольная зависимость);
    ? нарушение пищевого поведения (переедание, голода­ние, отказ от еды);
    ? поведение, связанное с азартными играми;
    ? сексуальные аддикции (гиперсексуальность, промис­куитет, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуареизм);
    ? религиозное деструктивное поведение.
    Особенно актуальной для нашей страны становится проблема наркотической зависимости молодёжи. «В дореформенный период в России, как и в целом в Советском Союзе, потребление наркотических веществ не имело значительного распространения. В 1984 г. в РСФСР было впервые зарегистрировано лишь 2800 больных нар­команией и лиц, злоупотребляющих наркотическими ве­ществами, а также больных токсикоманией и злоупотреб­ляющих ненаркотическими ПАВ, и 16 300 состоявших в связи с этим на диспансерном и профилактическом учете» [11, с. 39]. Сегодня по данным социологических исследований, в России регу­лярно употребляют наркотики более 2 млн человек, периодиче­ски — около 4 млн человек. Число больных наркоманией достигает 400 тыс. человек.
    «Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормаль­ного потока общественной жизни самых дееспособных. Имен­но в этом ее угроза будущему страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потреби­телей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет» [9, с. 77].
    Другой формой девиантного поведения является агрессия. Л. Берковиц понимает под агрессией «любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [2, с. 24].
    Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные. Несмотря на то что термин «аг­рессия» обычно употребляется для обозначения разру­шительных намерений, его распространяют и на некото­рые позитивные проявления, порождаемые честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, что­бы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мо­тивацией. Эти действия проявляются в форме конкурен­ции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.
    Наиболее же привычны негативные проявления агрес­сии. Это конфликтность, злословие, давление, принужде­ние, негативное оценивание, угрозы или применение физи­ческой силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, в при­чинении вреда себе, вплоть до самоубийства.
    Ещё одной формой девиантного поведения является социальное аутсайдерство. Социальные аутсайдеры — это люди, которые, в силу ряда объективных и субъектив­ных причин, не смогли найти достойного места в обще­стве и оказались в самых низших его слоях. К ним относятся подростки, сбежавшие из дома и занимающиеся попрошайничеством.
    Делинквентное (противоправное) поведение является следующей разновидностью девиантного поведения. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
    Во-первых, это один из наименее определенных видов откло­няющегося поведения личности. Например, круг деяний, признава­емых преступными, различен для разных государств, в разное вре­мя. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства боль­шая часть взрослого населения может быть подведена под катего­рию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, гово­рящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
    Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преиму­щественно правовыми нормами — законами, нормативными акта-Ми, дисциплинарными правилами.
    В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим осно­вам социального устройства — общественному порядку.
    В-четвертых, такое поведение личности активно осужда­лся и наказывается в любом обществе [5, с. 99].
    К. Бартол пишет: «В настоящее время ученые могут довольно уверенно указать на обширный перечень факторов риска, связанных с преступностью и преступным поведением несовершеннолетних. Не приходится говорить каком-либо единственном факторе риска — их  много» [1, с. 56]. Однако одним из самых существенных продолжает оставаться фактор принадлежности к семье с низким социально-экономическим статусом.
    Суицидальное поведение также относится к девиациям. Самоубийство, «суицид» (лат. — «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Суицидное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого пове­дения выделяют:
    ? собственно суицидальные действия;
    ? суицидальные проявления (мысли, намерения, чув­ства, высказывания, намеки).
    Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.
    Выводы. Девиантное поведение — это устойчи­вое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важ­ных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающе­еся ее социальной дезадаптацией.
    Одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития  является подростковый возраст. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход­ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подро­стка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его дея­тельности. От взрослых, как родителей, так и педагогов, от их умения наладить контакт с подростком, во многом зависит, возникнут ли в его поведении девиантные проявления.
     
     
    Глава 2. Практические аспекты исследования девиантного поведения  
    2.1. Характеристика процедуры исследования  
    Ответить на вопрос «Почему появляются дети с девиантным поведением?» можно на основе анализа, который должен вклю­чать в себя опрос самой молодежи по проблемам отклоняющегося от нормы поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых.
    С целью изучения девиантного поведения у подростков нами было проведено анкетирование подростков. Все подростки – учащиеся школ. В исследовании принимали участие 10 человек. Возрастной состав испытуемых отражён на рис. 1.

    Рис. 1. Возрастной состав выборки испытуемых
    Нами была использована анкета (приложение 1), позволяющая выяснить основные представления подростков о девиантном поведении: его формах, видах, причинах. Респондентам можно было одновременно выбрать несколько ответов из предлагаемых.
    Проведённое исследование позволило сделать нам выводы, отражённые в следующем параграфе.
     
    2.2. Анализ результатов исследования   Проведём количественный анализ полученных результатов (в процентах от общего числа опрошенных).
    1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы? – ответы на данный вопрос распределились следующим образом:
    1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) – 20 %;
    2) побеги из дома – 30 %;
    3) грубость, сквернословие – 0 %;
    4) употребление алкоголя, пьянство – 20 %;
    5) курение – 0 %;
    6) раннее начало половой жизни – 0 %;
    7) хулиганство – 60 %;
    8) унижение других – 20 %;
    9) воровство – 100 %;
    10) неподчинение, критика взрослых – 0 %;
    11) ношение «вызывающей» одежды, украшений, причесок – 0 %;
    12) отрицательное отношение к учебе – 10 %;
    13) драки, нанесение телесных повреждений – 100 %;
    14) употребление наркотиков – 90 %;
    2. Какие из этих видов поведения преобладают у ваших сверстников?
    1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) – 60 %;
    2) побеги из дома – 20 %;
    3) грубость, сквернословие – 50 %;
    4) употребление алкоголя, пьянство – 40 %;
    5) курение – 70 %;
    6) раннее начало половой жизни – 40 %;
    7) хулиганство – 20 %;
    8) унижение других – 30 %;
    9) воровство – 10 %;
    10) неподчинение, критика взрослых – 70 %;
    11) ношение «вызывающей» одежды – 60 %;
    12) отрицательное отношение к учебе – 40 %;
    13) драки, нанесение телесных повреждений – 20 %;
    14) употребление наркотиков – 10 %;
    3. На чем преимущественно основывается ваше мнение по первым двум вопросам?
    1) собственные наблюдения – 60 %;
    2) сообщения средств массовой информации – 70 %;
    3) мнение родителей – 40 %;
    4) мнение учителей – 30 %;
    5) мнение ваших друзей – 50 %;
    4. Почему, по вашему мнению, молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы?
    1) стремление получить сильные впечатления – 60 %;
    2) какое-то заболевание – 30 %;
    3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя – 30 %;
    4) неблагополучная ситуация в семье – 70 %;
    5) стремление к самостоятельности и независимости – 50 %;
    6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями – 80 %;
    7) отставание в учебе – 20 %;
    8) пренебрежение со стороны сверстников – 50 %;
    9) непонимание взрослыми ваших трудностей – 80 %;
    10) недостаточная уверенность ребенка в себе – 30 %;
    11) отрицательное отношение других к вашим способностям – 60 %;
    12) стрессовые жизненные ситуации – 70 %;
    13) напряженная социально-экономическая ситуация в вашей жизни (плохая обеспеченность, безработица родителей и т. д.) – 70 %;
    14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации – 20 %;
    15) чрезмерная занятость родителей – 60 %;
    16) конфликты с родителями – 60 %;
    5. Если бы у вас возникли проблемы, с которыми самим не справиться, к кому бы вы обратились за помощью, советом?
    1) классному руководителю – 10 %;
    2) школьному психологу – 20 %;
    3) социальному педагогу – 10 %;
    4) психотерапевту – 20 %;
    5) инспектору по делам несовершеннолетних – 0 %;
    6) врачам – 40 %;
    7) справлюсь самостоятельно – 60 %;
    8) затрудняюсь ответить – 20 %.
    6. Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь (при ответе на этот вопрос подросткам сами предлагалось указать вариант ответа).
    1) советом – 40 %;
    2) принял бы участие в трудной ситуации – 30 %;
    3) направил бы к авторитетному для меня взрослому человеку – 10 %;
    4) затрудняюсь ответить – 20 %.
    7. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?
    1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) – 40 %;
    2) побеги из дома – 40 5;
    3) грубость, сквернословие – 30 %;
    4) употребление алкоголя, пьянство – 40 %;
    5) курение – 10 %;
    6) раннее начало половой жизни – 0 %;
    7) хулиганство – 80 %;
    8) унижение других – 20 %;
    9) воровство – 100 %;
    10) неподчинение, критика взрослых – 0 %;
    11) ношение «вызывающей» одежды – 0 %;
    12) отрицательное отношение к учебе – 10 %;
    13) драки, нанесение телесных повреждений – 100 %;
    14) употребление наркотиков – 80 %;
    8. Как вы считаете, к каким последствиям может привести откло­няющееся от общепринятых норм поведение? Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь (при ответе на этот вопрос подросткам сами предлагалось указать вариант ответа).
    1) можно попасть в тюрьму – 30 %;
    2) можно испортить отношения с друзьями – 10 %;
    3) можно заслужить наказание со стороны взрослых – 40 %;
    4) можно испортить себе жизнь – 20 %.
    После проведении качественного анализа полученных данных мы можем сделать следующие выводы.
    Большинство опрошенных считают, что девиацией являются: хулиганство, драки, нанесение телесных повреждений, употребление наркотиков. То есть, у подростков сформированы достаточно чёткие представления о том, что является отклоняющимся поведением. Однако особое опасение вызывает тот факт, что большинство подростков не считают отклоняющимся поведением пьянство. Незначительное количество школьников отмечают, что среди у их знакомых есть такие формы поведения.
    На вопрос «На чем основывается высказываемое вами мнение?» ответы распределились следующим образом:
    1 место - сообщения средств массовой информации;
    2 место - собственные наблюдения;
    3 место - мнение друзей;
    4 место - мнение родителей – 40 %;
    5 место - мнение учителей – 30 %.
    Группа вопросов, касающаяся родителей, еще раз подтвер­дила нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большой части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконт­рольность, которую получают очень многие дети в своих семьях.
    Очень незначительная часть подростков в случае возникновения проблем обратиться за помощью к педагогам, т. к. они предпочитают справляться самостоятельно.
    Последствия отклоняющегося поведения подросткам представляются следующим образом:
    ? можно попасть в тюрьму;
    ? можно испортить отношения с друзьями;
    ? можно заслужить наказание со стороны взрослых;
    ? можно испортить себе жизнь.
    Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные пробле­мы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой детей на девиацию.
    В ходе исследования выявлено противоречие между стрем­лением детей и подростков получить помощь по различным вопросам и незнанием, где и как эту помощь получить.
    Причины появления трудных детей, которые назвали сами дети, заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудны­ми детьми.
    По нашему мнению, эта система в первую очередь должна включать:
    ? создание комплексных групп специалистов, обеспечиваю­щих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
    ? создание воспитывающей среды, позволяющей гармони­зировать отношение детей и подростков со своим ближай­шим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
    ? создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, свя­занных с детьми и подростками;
    ? организацию подготовки специалистов, способных ока­зывать профессиональную социальную, психологичес­кую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
    ? создание общественных образовательных программ для уси­ления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (теле­визионные программы, обучающие программы и т. д.);
    ? организацию детского досуга;
    ? информационно-просветительскую работу.
     
     
    Заключение  
    Девиантные проявления не являются уникальными, однако их исследование ста­новится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаи­модействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, воз­никающие в процессе приспособления представителей различных со­циальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы со­циальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление ставят перед специалистами исключительно важную за­дачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведе­ния и его субъектов.
    Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям со­временной сложной экономической, политической, духовной жиз­ни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков яв­ляется результатом разнонаправленных по со­держанию и формам реализации процессов, происходящих в об­ществе в целом, и тех изменений, которые проис­ходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
    Незанятость детей и подростков, наличие у них большого количества свободного времени, с одной стороны, и материальные пробле­мы родителей, неумение их адекватно применять воспитательные воздействия к подросткам,  с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой детей на девиацию. Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудны­ми детьми.
    Список литературы  
     
    1. Бартол К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
    2. Берковиц Л. Агрессия: причины,   последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
    3. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Ме­щеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
    4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педа­гогическое общество России, 2003.
    5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
    6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
    7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999.
    8. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    9. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под ред. А.Н. Гаранского. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
    10. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. — СПб.: Речь, 2004.
    11. Энтин Г.М., Копров С.Г. Наркомания. Распространение и реальные пути борьбы на современном этапе // Наркология. – 2003. - № 8.
    Приложение  
    Анкета для детей и подростков
    Ребята!
    Вы знаете, что в современном мире существует много проблем - таких, как пьянство, наркомания, преступность и др. К сожалению, они касаются не только взрослых, но и молодежи. Если мы не будем стремиться справиться с ними, наша жизнь не изменится к лучшему, не станет безопаснее.
    Для того чтобы предотвратить распространение этих проблем, нам и нужна ваша помощь.
    Мы просим вас искренне и правдиво ответить на вопросы этой анкеты.
    Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемые к ним ответы. Выбрав один или несколько вариантов ответа, которые вам больше подходят, обведите цифру, стоящую рядом с ними, или впишите свой вариант ответа в свободную строчку.
    Заранее благодарим вас за внимание и участие.
    1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
    1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
    2) побеги из дома;
    3) грубость, сквернословие;
    4) употребление алкоголя, пьянство;
    5) курение;
    6) раннее начало половой жизни;
    7) хулиганство;
    8) унижение других;
    9) воровство;
    10) неподчинение, критика взрослых;
    11) ношение «вызывающей» одежды, украшений, причесок;
    12) отрицательное отношение к учебе;
    13) драки, нанесение телесных повреждений;
    14) употребление наркотиков;
    2. Какие из этих видов поведения преобладают у ваших сверстников?
    1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
    2) побеги из дома;
    3) грубость, сквернословие;
    4) употребление алкоголя, пьянство;
    5) курение;
    6) раннее начало половой жизни;
    7) хулиганство;
    8) унижение других;
    9) воровство;
    10) неподчинение, критика взрослых;
    11) ношение «вызывающей» одежды;
    12) отрицательное отношение к учебе;
    13) драки, нанесение телесных повреждений;
    14) употребление наркотиков;
    3. На чем преимущественно основывается ваше мнение по первым двум вопросам?
    1) собственные наблюдения;
    2) сообщения средств массовой информации;
    3) мнение родителей;
    4) мнение учителей;
    5) мнение ваших друзей;
    4. Почему, по вашему мнению, молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы?
    1) стремление получить сильные впечатления;
    2) какое-то заболевание;
    3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
    4) неблагополучная ситуация в семье;
    5) стремление к самостоятельности и независимости;
    6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
    7) отставание в учебе;
    8) пренебрежение со стороны сверстников;
    9) непонимание взрослыми ваших трудностей;
    10) недостаточная уверенность ребенка в себе;
    11) отрицательное отношение других к вашим способностям;
    12) стрессовые жизненные ситуации;
    13) напряженная социально-экономическая ситуация в вашей жизни (плохая обеспеченность, безработица родителей и т. д.);
    14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
    15) чрезмерная занятость родителей;
    16) конфликты с родителями;
    5. Если бы у вас возникли проблемы, с которыми самим не справиться, к кому бы вы обратились за помощью, советом?
    1) классному руководителю;
    2) школьному психологу;
    3) социальному педагогу;
    4) психотерапевту;
    5) инспектору по делам несовершеннолетних;
    6) врачам;
    7) справлюсь самостоятельно;
    8) затрудняюсь ответить.
    6. Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь?
    7. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?
    1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
    2) побеги из дома;
    3) грубость, сквернословие;
    4) употребление алкоголя, пьянство;
    5) курение;
    6) раннее начало половой жизни;
    7) хулиганство;
    8) унижение других;
    9) воровство;
    10) неподчинение, критика взрослых;
    11) ношение «вызывающей» одежды;
    12) отрицательное отношение к учебе;
    13) драки, нанесение телесных повреждений;
    14) употребление наркотиков;
    8. Как вы считаете, к каким последствиям может привести откло­няющееся от общепринятых норм поведение? ______________
    Благодарим за помощь!
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Причины и типология девиантного поведения подростков ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.