Полный текст:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения. 5
1.1. Критерии девиантного поведения. 5
1.2. Предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков. 7
1.3. Типология девиантного поведения. 12
Глава 2. Практические аспекты исследования девиантного поведения. 16
2.1. Характеристика процедуры исследования. 16
2.2. Анализ результатов исследования. 17
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Приложение. 25
Введение
Актуальность темы исследования. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Это стимулировало заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов — психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.
Проблемность данной темы заключается в том, что она носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. Многообразие подходов к определению причин, детерминирующих девиантное поведение, также составляет некоторую трудность для исследователя.
Объектом нашего исследования является девиантное поведение.
Предметом исследования являются причины и типология девиантного поведения.
Цель исследования: выяснить, каковы причины, влияющие на становление различных форм девиантного поведения у подростков.
Задачи исследования:
1. обозначить критерии девиантного поведения;
2. выявить, каковы предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков;
3. привести типологию девиантного поведения;
4. провести практическое изучение девиантного поведения.
Работа выполнялась методом анализа учебной и специальной литературы, освещающей изучаемую нами тему. В практической части исследования использовался метод анкетирования.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения
1.1. Критерии девиантного поведения
Отклоняющееся поведение занимает особое место в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, психосоматические расстройства.
Отклоняющееся поведение личности, по мнению исследователей этого явления, в частности Е.В. Змановской , обозначает определенный социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция» [5, с. 11].
Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом «девиантное поведение» (от лат. девиация — «отклонение»).
Согласно определению, данному в «Большом психологическом словаре», девиантное поведение — это «действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [3, с. 122].
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Специфические особенности отклоняющегося поведения личности помогают отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие у конкретного человека.
Во-первых, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм. «Социальные нормы в обществе выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека («делай то», «не делай это»); они могут содержать и требования относительно использования средств их достижения» [6, с. 28].
Девиантное поведение - это любые действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Однако следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически изменчивый, преходящий характер.
Во-вторых, девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны других людей. Неодобрение, прежде всего, выполняет функцию социальной санкции — наказания нежелательного явления. С другой стороны, осуждение зачастую приводит к таким негативным последствиям, как стигматизация личности — навешивание на нее социальных ярлыков, препятствующих позитивным переменам и усиливающих опасную изоляцию.
Третьей особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба другим людям, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. «В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление сильных наркотиков» [10, с. 219]. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или другими людьми.
В-четвертых, рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
Так, эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным. Однако регулярное употребление спиртного считается девиацией.
В-пятых, для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно не должно быть следствием нестандартной ситуации, как, например, в случае посттравматического синдрома, или следствием самообороны при наличии реальной угрозы для жизни.
Шестой особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.
Седьмой особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. «Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности» [5, с. 14].
Восьмой особенностью отклоняющегося поведения является его выраженное индивидуальное своеобразие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей. Индивидуальные различия затрагивают мотивы поведения, отношение к нему самой личности, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Степень выраженности может варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
1.2. Предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. «После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность» [7, с. 143].
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями».
В подростковый период весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Однако, как отмечает В.С. Мухина, «несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга» [8, с. 362].
Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. развивающейся потребности быть и считаться взрослым. «Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.)» [4, с. 179].
В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. От контакта со взрослым во многом зависит, возникнут ли в поведении подростка девиантные проявления.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Обобщая сказанное, выделим основные факторы, которые могут способствовать девиантному поведению несовершеннолетних.
? Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
? Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
? Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка.
? Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
? Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных.
1.3. Типология девиантного поведения
Среди большого разнообразия видов отклоняющегося поведения личности наиболее распространено так называемое зависимое поведение. «Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью» [10, с. 221].
В специальной литературе употребляется синоним зависимого поведения — аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» — склонность, пагубная привычка.
Зависимое поведение как вид девиантного поведения личности имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически, при определенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности: деньги, работа, физические упражнения.
В реальной жизни более распространены следующие объекты зависимости: психоактивные вещества — легальные и нелегальные наркотики, алкоголь, пища, игры, секс, религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами, выделяют следующие формы зависимого поведения:
? химическую зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
? нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
? поведение, связанное с азартными играми;
? сексуальные аддикции (гиперсексуальность, промискуитет, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуареизм);
? религиозное деструктивное поведение.
Особенно актуальной для нашей страны становится проблема наркотической зависимости молодёжи. «В дореформенный период в России, как и в целом в Советском Союзе, потребление наркотических веществ не имело значительного распространения. В 1984 г. в РСФСР было впервые зарегистрировано лишь 2800 больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, а также больных токсикоманией и злоупотребляющих ненаркотическими ПАВ, и 16 300 состоявших в связи с этим на диспансерном и профилактическом учете» [11, с. 39]. Сегодня по данным социологических исследований, в России регулярно употребляют наркотики более 2 млн человек, периодически — около 4 млн человек. Число больных наркоманией достигает 400 тыс. человек.
«Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет» [9, с. 77].
Другой формой девиантного поведения является агрессия. Л. Берковиц понимает под агрессией «любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [2, с. 24].
Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные. Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на некоторые позитивные проявления, порождаемые честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Эти действия проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.
Наиболее же привычны негативные проявления агрессии. Это конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, в причинении вреда себе, вплоть до самоубийства.
Ещё одной формой девиантного поведения является социальное аутсайдерство. Социальные аутсайдеры — это люди, которые, в силу ряда объективных и субъективных причин, не смогли найти достойного места в обществе и оказались в самых низших его слоях. К ним относятся подростки, сбежавшие из дома и занимающиеся попрошайничеством.
Делинквентное (противоправное) поведение является следующей разновидностью девиантного поведения. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными акта-Ми, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе [5, с. 99].
К. Бартол пишет: «В настоящее время ученые могут довольно уверенно указать на обширный перечень факторов риска, связанных с преступностью и преступным поведением несовершеннолетних. Не приходится говорить каком-либо единственном факторе риска — их много» [1, с. 56]. Однако одним из самых существенных продолжает оставаться фактор принадлежности к семье с низким социально-экономическим статусом.
Суицидальное поведение также относится к девиациям. Самоубийство, «суицид» (лат. — «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Суицидное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:
? собственно суицидальные действия;
? суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.
Выводы. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития является подростковый возраст. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. От взрослых, как родителей, так и педагогов, от их умения наладить контакт с подростком, во многом зависит, возникнут ли в его поведении девиантные проявления.
Глава 2. Практические аспекты исследования девиантного поведения
2.1. Характеристика процедуры исследования
Ответить на вопрос «Почему появляются дети с девиантным поведением?» можно на основе анализа, который должен включать в себя опрос самой молодежи по проблемам отклоняющегося от нормы поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых.
С целью изучения девиантного поведения у подростков нами было проведено анкетирование подростков. Все подростки – учащиеся школ. В исследовании принимали участие 10 человек. Возрастной состав испытуемых отражён на рис. 1.
Рис. 1. Возрастной состав выборки испытуемых
Нами была использована анкета (приложение 1), позволяющая выяснить основные представления подростков о девиантном поведении: его формах, видах, причинах. Респондентам можно было одновременно выбрать несколько ответов из предлагаемых.
Проведённое исследование позволило сделать нам выводы, отражённые в следующем параграфе.
2.2. Анализ результатов исследования
Проведём количественный анализ полученных результатов (в процентах от общего числа опрошенных).
1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы? – ответы на данный вопрос распределились следующим образом:
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) – 20 %;
2) побеги из дома – 30 %;
3) грубость, сквернословие – 0 %;
4) употребление алкоголя, пьянство – 20 %;
5) курение – 0 %;
6) раннее начало половой жизни – 0 %;
7) хулиганство – 60 %;
8) унижение других – 20 %;
9) воровство – 100 %;
10) неподчинение, критика взрослых – 0 %;
11) ношение «вызывающей» одежды, украшений, причесок – 0 %;
12) отрицательное отношение к учебе – 10 %;
13) драки, нанесение телесных повреждений – 100 %;
14) употребление наркотиков – 90 %;
2. Какие из этих видов поведения преобладают у ваших сверстников?
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) – 60 %;
2) побеги из дома – 20 %;
3) грубость, сквернословие – 50 %;
4) употребление алкоголя, пьянство – 40 %;
5) курение – 70 %;
6) раннее начало половой жизни – 40 %;
7) хулиганство – 20 %;
8) унижение других – 30 %;
9) воровство – 10 %;
10) неподчинение, критика взрослых – 70 %;
11) ношение «вызывающей» одежды – 60 %;
12) отрицательное отношение к учебе – 40 %;
13) драки, нанесение телесных повреждений – 20 %;
14) употребление наркотиков – 10 %;
3. На чем преимущественно основывается ваше мнение по первым двум вопросам?
1) собственные наблюдения – 60 %;
2) сообщения средств массовой информации – 70 %;
3) мнение родителей – 40 %;
4) мнение учителей – 30 %;
5) мнение ваших друзей – 50 %;
4. Почему, по вашему мнению, молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы?
1) стремление получить сильные впечатления – 60 %;
2) какое-то заболевание – 30 %;
3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя – 30 %;
4) неблагополучная ситуация в семье – 70 %;
5) стремление к самостоятельности и независимости – 50 %;
6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями – 80 %;
7) отставание в учебе – 20 %;
8) пренебрежение со стороны сверстников – 50 %;
9) непонимание взрослыми ваших трудностей – 80 %;
10) недостаточная уверенность ребенка в себе – 30 %;
11) отрицательное отношение других к вашим способностям – 60 %;
12) стрессовые жизненные ситуации – 70 %;
13) напряженная социально-экономическая ситуация в вашей жизни (плохая обеспеченность, безработица родителей и т. д.) – 70 %;
14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации – 20 %;
15) чрезмерная занятость родителей – 60 %;
16) конфликты с родителями – 60 %;
5. Если бы у вас возникли проблемы, с которыми самим не справиться, к кому бы вы обратились за помощью, советом?
1) классному руководителю – 10 %;
2) школьному психологу – 20 %;
3) социальному педагогу – 10 %;
4) психотерапевту – 20 %;
5) инспектору по делам несовершеннолетних – 0 %;
6) врачам – 40 %;
7) справлюсь самостоятельно – 60 %;
8) затрудняюсь ответить – 20 %.
6. Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь (при ответе на этот вопрос подросткам сами предлагалось указать вариант ответа).
1) советом – 40 %;
2) принял бы участие в трудной ситуации – 30 %;
3) направил бы к авторитетному для меня взрослому человеку – 10 %;
4) затрудняюсь ответить – 20 %.
7. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) – 40 %;
2) побеги из дома – 40 5;
3) грубость, сквернословие – 30 %;
4) употребление алкоголя, пьянство – 40 %;
5) курение – 10 %;
6) раннее начало половой жизни – 0 %;
7) хулиганство – 80 %;
8) унижение других – 20 %;
9) воровство – 100 %;
10) неподчинение, критика взрослых – 0 %;
11) ношение «вызывающей» одежды – 0 %;
12) отрицательное отношение к учебе – 10 %;
13) драки, нанесение телесных повреждений – 100 %;
14) употребление наркотиков – 80 %;
8. Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведение? Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь (при ответе на этот вопрос подросткам сами предлагалось указать вариант ответа).
1) можно попасть в тюрьму – 30 %;
2) можно испортить отношения с друзьями – 10 %;
3) можно заслужить наказание со стороны взрослых – 40 %;
4) можно испортить себе жизнь – 20 %.
После проведении качественного анализа полученных данных мы можем сделать следующие выводы.
Большинство опрошенных считают, что девиацией являются: хулиганство, драки, нанесение телесных повреждений, употребление наркотиков. То есть, у подростков сформированы достаточно чёткие представления о том, что является отклоняющимся поведением. Однако особое опасение вызывает тот факт, что большинство подростков не считают отклоняющимся поведением пьянство. Незначительное количество школьников отмечают, что среди у их знакомых есть такие формы поведения.
На вопрос «На чем основывается высказываемое вами мнение?» ответы распределились следующим образом:
1 место - сообщения средств массовой информации;
2 место - собственные наблюдения;
3 место - мнение друзей;
4 место - мнение родителей – 40 %;
5 место - мнение учителей – 30 %.
Группа вопросов, касающаяся родителей, еще раз подтвердила нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большой части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконтрольность, которую получают очень многие дети в своих семьях.
Очень незначительная часть подростков в случае возникновения проблем обратиться за помощью к педагогам, т. к. они предпочитают справляться самостоятельно.
Последствия отклоняющегося поведения подросткам представляются следующим образом:
? можно попасть в тюрьму;
? можно испортить отношения с друзьями;
? можно заслужить наказание со стороны взрослых;
? можно испортить себе жизнь.
Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой детей на девиацию.
В ходе исследования выявлено противоречие между стремлением детей и подростков получить помощь по различным вопросам и незнанием, где и как эту помощь получить.
Причины появления трудных детей, которые назвали сами дети, заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.
По нашему мнению, эта система в первую очередь должна включать:
? создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
? создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
? создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
? организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
? создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);
? организацию детского досуга;
? информационно-просветительскую работу.
Заключение
Девиантные проявления не являются уникальными, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе приспособления представителей различных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление ставят перед специалистами исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, и тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
Незанятость детей и подростков, наличие у них большого количества свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, неумение их адекватно применять воспитательные воздействия к подросткам, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой детей на девиацию. Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.
Список литературы
1. Бартол К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
3. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999.
8. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под ред. А.Н. Гаранского. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
10. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. — СПб.: Речь, 2004.
11. Энтин Г.М., Копров С.Г. Наркомания. Распространение и реальные пути борьбы на современном этапе // Наркология. – 2003. - № 8.
Приложение
Анкета для детей и подростков
Ребята!
Вы знаете, что в современном мире существует много проблем - таких, как пьянство, наркомания, преступность и др. К сожалению, они касаются не только взрослых, но и молодежи. Если мы не будем стремиться справиться с ними, наша жизнь не изменится к лучшему, не станет безопаснее.
Для того чтобы предотвратить распространение этих проблем, нам и нужна ваша помощь.
Мы просим вас искренне и правдиво ответить на вопросы этой анкеты.
Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемые к ним ответы. Выбрав один или несколько вариантов ответа, которые вам больше подходят, обведите цифру, стоящую рядом с ними, или впишите свой вариант ответа в свободную строчку.
Заранее благодарим вас за внимание и участие.
1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
2) побеги из дома;
3) грубость, сквернословие;
4) употребление алкоголя, пьянство;
5) курение;
6) раннее начало половой жизни;
7) хулиганство;
8) унижение других;
9) воровство;
10) неподчинение, критика взрослых;
11) ношение «вызывающей» одежды, украшений, причесок;
12) отрицательное отношение к учебе;
13) драки, нанесение телесных повреждений;
14) употребление наркотиков;
2. Какие из этих видов поведения преобладают у ваших сверстников?
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
2) побеги из дома;
3) грубость, сквернословие;
4) употребление алкоголя, пьянство;
5) курение;
6) раннее начало половой жизни;
7) хулиганство;
8) унижение других;
9) воровство;
10) неподчинение, критика взрослых;
11) ношение «вызывающей» одежды;
12) отрицательное отношение к учебе;
13) драки, нанесение телесных повреждений;
14) употребление наркотиков;
3. На чем преимущественно основывается ваше мнение по первым двум вопросам?
1) собственные наблюдения;
2) сообщения средств массовой информации;
3) мнение родителей;
4) мнение учителей;
5) мнение ваших друзей;
4. Почему, по вашему мнению, молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы?
1) стремление получить сильные впечатления;
2) какое-то заболевание;
3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
4) неблагополучная ситуация в семье;
5) стремление к самостоятельности и независимости;
6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
7) отставание в учебе;
8) пренебрежение со стороны сверстников;
9) непонимание взрослыми ваших трудностей;
10) недостаточная уверенность ребенка в себе;
11) отрицательное отношение других к вашим способностям;
12) стрессовые жизненные ситуации;
13) напряженная социально-экономическая ситуация в вашей жизни (плохая обеспеченность, безработица родителей и т. д.);
14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
15) чрезмерная занятость родителей;
16) конфликты с родителями;
5. Если бы у вас возникли проблемы, с которыми самим не справиться, к кому бы вы обратились за помощью, советом?
1) классному руководителю;
2) школьному психологу;
3) социальному педагогу;
4) психотерапевту;
5) инспектору по делам несовершеннолетних;
6) врачам;
7) справлюсь самостоятельно;
8) затрудняюсь ответить.
6. Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь?
7. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
2) побеги из дома;
3) грубость, сквернословие;
4) употребление алкоголя, пьянство;
5) курение;
6) раннее начало половой жизни;
7) хулиганство;
8) унижение других;
9) воровство;
10) неподчинение, критика взрослых;
11) ношение «вызывающей» одежды;
12) отрицательное отношение к учебе;
13) драки, нанесение телесных повреждений;
14) употребление наркотиков;
8. Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведение? ______________
Благодарим за помощь!