Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Методика планирования налоговых доходов бюджета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Методика планирования налоговых доходов бюджета
  • Предмет:
    Налоги
  • Когда добавили:
    15.10.2010 14:12:36
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение…………………………………………………………………..стр3
    1. Необходимость и сущность планирования налоговых доходов
    бюджета…………………………………………………………………..стр.4
    2. Обзор методик планирования налоговых доходов бюджета………стр.9
    3. Планирование важнейших налоговых доходов бюджета………….стр.15
    Заключение ………………………………………………………………стр.24
    Список использованной литературы…………………………………..стр.25
     
     
    Введение
     
    Основным источником доходов бюджетов всех уровней в Россий­ской Федерации являются налоговые поступлениями от юридических и физических лиц, в силу этого одним из важнейших элементов систе­мы планирования доходов бюджета выступает налоговое планирование и прогнозирование.
    Налоговое планирование и прогнозирование  создает необходимые условия для стабильного экономического роста государства в целом и  хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости и последую­щего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах всей страны.
    В настоящее время возрастает значение налогового планирования п прогнозирования как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов и государства в целом. С помощью налогового планирования как элемента налого­вого механизма государство осуществляет управление экономи­кой на макро- и микроуровнях. В связи с этим рассмотрение планирования налоговых доходов бюджета является в настоящее время вопросом достаточно актуальным.
    Основной задачей налогового планирования явля­ется определение объемов налоговых поступлений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозных расчетов изменения до­ходности предприятий и отраслей хозяйства.
    Цель работы – рассмотреть методику планирования налоговых доходов бюджета.
    Задачами работы являются:
    - описать необходимость и сущность планирования налоговых доходов бюджета;
    - провести обзор различных методик налогового планирования;
    - рассмотреть процесс планирования важнейших налоговых доходов бюджета.
     
    1. Необходимость и сущность планирования налоговых доходов бюджета
     
    Налоговое планирование — процесс расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.
    С помощью налогового планирования как элемента налого­вого механизма государство осуществляет управление экономи­кой на макро- и микроуровнях.
    Цели и задачи налогового планирования на макро- и микро­уровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как ка­ждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налого­вые обязательства.
    Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного ры­ночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом пла­нировании диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.
    Налоговое планирование является не самоцелью, а средством раз­вития собственного дела. Однако, несмотря на декларации о необходимости со­здания соответствующих условий для развития бизнеса, наша потенциально богатая и сильная страна не осуществляет должного поощрения деловой активности, инициативы и законного обогащения.
    В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы и услож­нение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие ма­лого и среднего бизнеса, исторически сложилась ситуация, что лидирующее по­ложение на современном российском рынке занимают крупные предприятия. Усложняется также структура деятельности экономических организаций. Причи­ны этого — стремление к росту, необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса. Масштабы, сложность и многообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого внимания к предвари­тельному определению объемов выпускаемой продукции, источников финанси­рования и технологических ресурсов, обсчету налоговых последствий принима­емых инвестиционных решений.
    Подвижность внешней среды является еще одним фактором, определяющим роль налогового планирования в рыночной экономике. Современная внешняя среда бизнеса характеризуется высокой скоростью изменений. В западной эконо­мике подвижность внешней среды объясняется в первую очередь высокой насы­щенностью потребительского спроса, его разнообразным быстроизменяющимся характером. В российской экономике подвижность среды обусловливается преж­де всего переходным характером отечественного хозяйства и как следствие неста­бильностью социально-политической сферы. В этих условиях при принятии ре­шений следует опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов. Следовательно, налого­вое планирование должно охватывать большую часть хозяйственного цикла, чем раньше. Это позволит принимать адекватные изменениям внешней среды ре­шения. Таким образом, налоговое планирование принимает стратегический ха­рактер.
    Налоговое планирование как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предпола­гаемых налоговых поступлений в бюджет РФ объединяет три этапа. Началом процедуры является процесс сведения воедино и изучения ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета, информации о действующем налоговом законода­тельстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих до­ходов бюджетов других уровней бюджетной системы; предполагае­мых объемах предоставляемой финансовой помощи; видах и объемах расходов, перераспределяемых между бюджетами.
    Кроме того, к све­дениям, необходимым для составления проекта бюджета, относятся данные о нормативах финансовых затрат на предоставление государ­ственных или муниципальных услуг и нормативах минимальной бюд­жетной обеспеченности. Уполномоченные ведомства предоставляют информацию, касающуюся социально-экономического развития тер­ритории за отчетный период, формулируют и обосновывают тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый фи­нансовый год.
    С учетом перечисленных выше сведений осуществляется анализ баланса финансовых ресурсов (далее — БФР) территории на текущий финансовый год и корректировка проекта баланса на планируемый период. БФР представляет основные источники средств, направляемых на развитие производства и осуществление социальных программ, на­ходящихся в распоряжении органов власти региона и хозяйствующих субъектов на его территории. БФР основан на сопоставлении объема финансовых ресурсов территории и направлений их использования. Превышение величины расходов региона над объемом финансовых ресурсов (и наоборот) определяет дефицит (профицит) финансового баланса, требует указания источников покрытия дефицита. При недо­статочности финансовых ресурсов территории для выполнения обяза­тельств по финансированию необходимых расходов изыскиваются до­полнительные источники средств. Ими, в частности, могут выступать дополнительные налоговые доходы бюджета. В случае, если органы го­сударственной власти принимают решение компенсировать недостаток финансовых ресурсов за счет изменения объема налоговых поступле­ний, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в проводимую налоговую политику и, при необходимости, в систему межбюджетных отношений.
    Таким образом, первым этапом государственного налогового плани­рования являются анализ исходных условий для разработки плана на­логовых доходов бюджета, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу и составление иных материалов, служащих основой для расчетов налоговых поступлений в бюджет.
    На втором этапе налогового планирования осуществляются кор­ректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномо­чий и доходных источников между органами власти и управления раз­личных уровней. Налоговая политика является частью общей экономи­ческой политики государства. Она включает в себя совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию дохо­дов, имеет целью выполнение государством его функций, а в конечном счете — создание условий для экономической стабилизации общества. В рамках второго этапа налогового планирования устанавливаются или изменяются в соответствии с проводимыми преобразованиями эконо­мики цели, на достижение которых ориентирована система налогооб­ложения страны, и методы, позволяющие воплотить эти цели на прак­тике.
    Необходимость разделения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы обусловлена различиями социально-экономичес­ких условий регионов, их экономического потенциала. Цель налогового регулирования доходов бюджетов территорий состоит в таком распре­делении налоговых поступлений между иерархическими уровнями, которое гарантировало бы финансирование нормативной части расхо­дов, свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительно­го движения средств. Финансовое обеспечение самостоятельности бюд­жетов территорий, создание устойчивой доходной базы каждого уров­ня бюджетной системы отражают понятие бюджетного федерализма, т.е. разграничение полномочий между органами власти и управления в области бюджетной и налоговой политики. Конкретные формы реа­лизации налогового федерализма зависят от сочетания двух взаимодо­полняющих тенденций: обеспечение надлежащих темпов развития ре­гионов, а также выравнивание экономического положения территорий и обеспечение доходами расходных полномочий органов власти и уп­равления различных уровней.
    Итак, второй этап налогового планирования — обоснование и кор­ректировка основных направлений налоговой и бюджетной политики соответствующей территории на очередной финансовый год и средне­срочную перспективу — осуществляется на стадии определения основ­ных параметров бюджета.
    Третьим этапом государственного налогового планирования явля­ется расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней. При определении объема налогов используется понятие «контингент нало­га», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной терри­тории конкретного вида налога или иного платежа. Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджет­ной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета.
    Оценка налоговых поступлений производится исходя из перспек­тивных программ социально-экономического развития территории, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджет­ных отношений. Основной задачей этого этапа налогового планирова­ния является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и среднесрочную перспективы, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей. Расчет контингентов налогов с разбивкой по каждому их виду является заключительной стадией государственного налогового планирования, реализуется в ходе прогнозирования объема доходов бюджетов по группам, под­группам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Фе­дерации.
     
     
    2. Обзор методик планирования налоговых доходов бюджета
     
    Отечественный опыт прогрессивных методик расчета контингентов налогов невелик, что объясняется кардинальными изменениями систе­мы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произо­шедшими в период перехода к рыночным отношениям. Во многих промышленно развитых странах, обладающих стабильно функционирую­щей налоговой системой, разработано комплексное методическое обеспечение процесса расчета контингента налогов. Основой методов налогового планирования за рубежом являются экономические моде­ли, системно-вариантный подход, экономическое программирование, используется также ряд аналитических и оценочных приемов. Наибо­лее общие подходы к составлению плана налоговых поступлений, при­меняемые в промышленно развитых странах, кратко рассмотрены ниже.
    Прогнозирование налоговых поступлений обычно начинают с составления базового бюджета, под которым понимаются ожидаемые поступления от каж­дого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в тече­ние года. Прогнозы базируются на моделях регрессий временных рядов, ряде коэффициентов для распределения налоговых обязательств по видам плате­жей, динамике изменений объемов налоговых сборов — для соотнесения каж­дого вида платежа к определенному периоду (месяцу или кварталу), т.е. ко вре­мени его фактического осуществления.
    Одним из методов прогнозирования базового уровня бюджетных по­ступлений является метод экспертных оценок, который известен как метод «Делъфи» Он представляет собой метод коллективных экспертных оценок, основанных на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса, проходящего в несколько туров. При этом экспертам сообщают результаты предыдущего тура с целью дополнительного обоснования решения экспертов в следующем туре. В настоящее время метод «Дельфи» получил достаточно широкое признание и считается одним из наиболее квалифициро­ванных методов экспертного прогнозирования. В рамках данного метода при­менительно к бюджетному планированию группа экспертов высказывает свое обоснованное мнение о предполагаемых налоговых поступлениях. Хотя оцен­ки подобного рода вполне могут отражать опыт одного лица или группы, занимающейся прогнозированием, они не будут повторяться, не могут быть ча­стью какого-либо прогноза со своей внутренней логикой, к тому же в них нельзя внести изменения в зависимости от таких факторов, как уровень эко­номической активности в стране или изменения в законодательстве.
     Эксперт­ные оценки обычно используют в качестве дополнения к результатам, полу­ченным более «строгими» методами.
    Для расчета объема годовых поступлений бюджетных доходов в целом и налогов, в частности, используется метод определения контрольных значений, для чего существует несколько способов. Широкое распространение получи­ло использование итоговых значений прошедшего года, увеличенных на ожи­даемый уровень инфляции. Другой способ состоит в определении будущих расходов, оценке внешних источников финансирования и только потом опре­делении потребности во внутренних ресурсах
    В современной налоговой системе необоснованное установление «конт­рольных цифр» в отношении объема налоговых поступлений, как правило, приводит к нарушению принципов справедливости (горизонтального и верти­кального) налогообложения. В целом прогнозы налоговых поступлений зави­сят от планируемого уровня экономической деятельности, налогового законо­дательства, регулирующего порядок расчета налогооблагаемого дохода, нало­говых обязательств и уплату причитающихся сумм, а также от степени соблюдения налогоплательщиками этого законодательства Методы прогнози­рования, учитывающие большее число перечисленных факторов, являются бо­лее точными, чем прочие методы.
    Во многих странах, таких как США, Великобритания, Нидерланды, отчет­ность налоговых органов, в частности декларации налогоплательщиков о до­ходах, являются основным источником информации о том, как работает нало­говая система Отчетные документы используют для создания баз данных, содержащих информацию о доходах, освобождении от налогов, исключении некоторых видов доходов из налогооблагаемого дохода, налоговых обязатель­ствах, льготах и т п. Затем эти данные проектируются на весь бюджетный пе­риод с помощью методов укрупнения и разукрупнения показателей Предпо­ложительные значения этих переменных выводятся методами экспертной оценки, экстраполяции и каузальности.
    Методы экстраполяции основываются на изучении сложившихся в про­шлом и настоящем закономерностей функционирования и развития социаль­но-экономической системы и распространении этих закономерностей на бу­дущий период, исходя из того, что в экономической деятельности закономер­ности достаточно устойчивы в течение некоторого периода времени. Модели экстраполяции имеют ряд преимуществ они используют большую степень укрупнения данных, поэтому особенно продуктивны, когда информации не­достаточно или ее трудно получить. В то же время с такой информацией лег­че ознакомиться, можно быстрее проанализировать, проще отслеживать изме­нение данных, к тому же создание таких моделей обходится недорого. Одна­ко возникают существенные трудности, связанные с укрупнением данных, в результате которого пользователь теряет большое количество информации, необходимой для корректировки модели в связи с изменением законодатель­ства либо для анализа причин расхождений между проектировками и факти­ческими поступлениями
    В силу этих причин во многих странах стали пользоваться каузальными методами прогнозирования, в частности, сочетанием в налоговом анализе ме­тодов регрессии и моделирования. Чаще всего для определения базового (нор­мативного) объема поступлений используют регрессионные модели, а для оценки последствий принятых или предлагаемых законов — модели микромо­делирования, при этом результаты вносятся в базовый прогноз.
    На основе данных репрезентативных выборок деклараций о доходах как физических, так и юридических лиц, информации об объемах реализации про­дукции и тому подобных данных модели микромоделирования воспроизводят последствия изменений в существующем (или возможном) налоговом законо­дательстве. При таком подходе рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика или компании, занесенные в базу данных, и в точности воспроизводятся действия налогоплательщика в части определения размера платежей в бюджет. После расчета дохода на основании информации, содер­жащейся в каждой декларации, модель обобщает результаты, распространяя их на всех налогоплательщиков в базе данных, чтобы получить итоговые оцен­ки налоговых поступлений.
    Следующим методом оценки налоговых доходов бюджета является метод построения модели расчета общего равновесия. Данный расчет производится на основе подробной информации, полученной из разных источников, кото­рая сводится в обширную и последовательную базу данных, отражающую дви­жение товаров и услуг в экономическом пространстве. Главным элементом мо­дели является таблица экономических ресурсов и объема продукции, которая позволяет распределить потоки товаров и услуг по отраслям, конечным потре­бителям, государственным организациям и иностранным участникам рынка. Поскольку данные, вводимые в модель расчета общего равновесия, получены из разных источников, необходимо производить корректировку модели, что­бы обеспечить воспроизведение поступлений всех видов налогов. Недостат­ком данного процесса является необходимость использования большого объе­ма информации и средств.
    Модели микромоделирования и расчета общего равновесия используют данные прошлых периодов, которые должны быть экстраполированы для со­ставления прогноза уровня экономической активности.
    Обе модели отличают­ся сложностью, требуют огромного объема информации и средств для постро­ения и эксплуатации. Часто необходимые данные отсутствуют, а те, которые имеются, фрагментарны. В силу объективной неопределенности прогнозов налоговых поступлений различия между проектировками и фактическими сборами неизбежны. Обычно расхождения являются следствием:
    — ошибок в используемой для анализа экономической отчетности,
    — неверного выбора моделей для прогнозирования,
    — непредвиденных изменений в законодательстве;
    — факторов, изменивших поведение налогоплательщиков или работу на­логовой системы;
    — изменений в системе налогового администрирования и степени соблю­дения налогоплательщиками законодательства.
    Определение меры соблюдения налогового законодательства представля­ет, возможно, самую большую трудность в области налогового планирования. Для решения этой задачи специалисты пользуются несколькими методами. Первый состоит в проведении косвенных оценок. Например, для того чтобы оценить величину торгового оборота, аналитики могут использовать инфор­мацию о количестве денег в обращении и сравнить ее с имеющимися данны­ми об объемах продаж. Так же можно использовать показатели, характеризу­ющие функционирование национальной экономики (например, ВВП, нацио­нальный доход и т.д.). В этом случае эксперты берут эти значения с поправкой, чтобы привести их как можно ближе к налоговой базе, а затем уже ими пользу­ются для того, чтобы оценить, какая сумма в виде налогов должна быть упла­чена, и сравнивают их с фактическим объемом налоговых поступлений.
    Второй метод заключается в сборе подробной информации о конкретной категории налогоплательщиков, которую можно использовать для того, что­бы, во-первых, выразить в количественном отношении достоверность как дек­ларируемого дохода, так и отчислений в виде налогов, и, во-вторых, выявить сделки, на которые отсутствует документация. Для этого проводят специаль­ные проверки налогоплательщиков и их контрагентов и обобщают результа­ты до степени экономических показателей на уровне государства.
    Наконец, существует ряд других способов, также используемых для оценки степени соблюдения налоговых законов в более общем виде. К ним относят­ся опросы налогоплательщиков, создание экспериментальных баз данных с изученными и контрольными группами, анализ результатов до и после нало­говой амнистии, экстраполяция полученных значений на данные налоговых деклараций и анализ отчетности налоговых органов.
    Таким образом, налоговое планирование как один из этапов бюд­жетного процесса представляет собой научно обоснованный расчет ве­личины налоговых поступлений бюджета на основе учета и оценки ре­альной налоговой базы территории. В настоящее время в России окон­чательно не сформировались как сама методика расчета налоговых доходов бюджета, так и база данных, необходимая для достоверного моделирования воздействия различных факторов на объем бюджет­ных поступлений. Для точной оценки размеров бюджетных поступле­ний на предстоящий период, обеспечения своевременного и каче­ственного составления бюджетов всех уровней необходим серьезный анализ происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития.
    Создание достоверной методики налогового планирования в настоя­щее время является одним из направлений совершенствования про­цесса составления бюджета.
     
     
    3. Планирование важнейших налоговых доходов бюджета
     
    Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе еди­ных методических подходов, при этом круг участников процесса пла­нирования различается в зависимости от уровня управления. Рассмот­рим организацию работы по планированию контингентов ряда налогов на региональном уровне.
    Комитет финансов администрации субъекта РФ является цент­ральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений тер­риториального бюджета. Для составления плана налоговых доходов бюджета региона в финансовом комитете аккумулируются необходи­мые статистические и аналитические материалы, поступающие из раз­личных ведомств. Так, информацию о фактических суммах налогов, по­ступивших в бюджеты всех уровней, предоставляет управление феде­рального казначейства по субъекту РФ. В региональном управлении Министерства по налогам и сборам РФ составляются отчеты о факти­ческой величине налогов, зачисленных в бюджеты всех уровней, разме­ре задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, а также ряд других отчетных и аналитических материалов, не­обходимых для расчета прогнозной величины налоговых поступлений. Кроме того, в управлении МНС по субъектам РФ производится расчет величины предполагаемых сумм налоговых доходов бюджета на следу­ющий отчетный период, исходя из объема фактически внесенных нало­гоплательщиками сумм, выявленных тенденцией в поступлении нало­гов, индекса инфляции, возможных изменений налогового законода­тельства.
    Одновременно с этим комитет государственной статистики субъек­та РФ направляет в комитет финансов информацию о социально-эконо­мическом положении региона, содержащую данные о затратах промыш­ленных предприятий на производство, динамике капитального строи­тельства, сведения о наличии и использовании основных фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики данного субъекта РФ и другие необходимые показатели.
    Комитет экономики и промышленной политики субъекта РФ сооб­щает комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития региона на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу. Среднесрочный прогноз, оценивающий перспективы эко­номического развития на ближайшие три года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства с учетом предполагаемых изменений в бюджетно-налоговой и денежной поли­тике. Методика расчета предполагает использование основных эконо­мических показателей: индекса цен, уровня процентной ставки рефи­нансирования ЦБ, безработицы, заработной платы рабочих и служа­щих, доходов физических и юридических лиц и др. Долгосрочный прогноз составляется на период свыше пяти лет. В нем, как правило, от­ражаются экономические прогнозы, соответствующие перспективным целям и задачам государственной бюджетно-налоговой политики.
    После того как всеми ведомствами, принимающими участие в про­цессе составления плана налоговых доходов бюджета, информация, служащая основной для осуществления расчетов налоговых поступле­ний, сведена воедино и изучена, специалисты комитета финансов субъекта РФ приступают к непосредственному расчету контингента налогов на очередной финансовый год. В настоящее время не существу­ет единой, обязательной к применению во всех регионах методики расчета величины налоговых поступлений. В каждом субъекте РФ самостоятельно разрабатывают элементы методических подходов к на­логовому планированию. На примере двух субъектов РФ — Ленинград­ской области и Санкт-Петербурга — рассмотрим методику расчета на­логовых поступлений к проекту бюджета субъекта РФ.
    Методика расчета объема доходов бюджетов территорий на плани­руемый финансовый год в Ленинградской области утверждена по­становлением губернатора. Методика предназначена для расчета дохо­дов бюджетов территорий исполнительными органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области при разработке проектов областного и местных бюджетов на очередной финансовый год. Согласно данной методике расчет налого­вых поступлений производится на основе группировок налогов и сбо­ров по типу налоговой базы и наличия прогнозной информации о ее ве­личине.
    Основой расчета доходов в целом и по отдельным видам нало­гов и сборов, а также в разрезе отдельных муниципальных образований, являются:
    — показатели прогноза социально-экономического развития соот­ветствующей территории;
    — ожидаемый объем поступления налогов и сборов в текущем году;
    — ожидаемый объем недоимок налогов и сборов на начало планиру­емого финансового года;
    — индексы-дефляторы изменения макроэкономических показате­лей, рекомендованные Министерством экономики РФ и Министер­ством финансов РФ при разработке прогнозов развития экономики России и федерального бюджета на планируемый финансовый год;
    — задания по повышению уровня собираемости налогов и сборов в планируемом финансовом году и погашению недоимок текущего года.
    Расчет консолидированных доходов, мобилизуемых на территории Ленинградской области, согласно методике, производится по каждому виду налога или сбора отдельно, но алгоритм расчета сохраняется для каждого налога — с некоторым уточнением в зависимости от применя­емого индекса-дефлятора. Так, общая формула расчета сумм поступле­ний налоговых доходов бюджета имеет следующий вид:
    сумма (НПi) m = сумма (НПi) m -1 х Дi х Кс + сумма (НДi) m-1х К1-Л
     
    где сумма (НПi) m — прогноз поступлений г-го налога в планируе­мом году; сумма (НПi) m -1 — ожидаемые поступления г-го налога в текущем году; i — темп роста показателя, образующего налоговую базу г-го налога, в соответствии с прогнозом социально-экономического раз­вития; Di — индекс-дефлятор, учитывающий прогнозный уровень ин­фляционного дохода; Кс (>1) — коэффициент повышения собираемо­сти налогов; сумма (НДi) m-1— ожидаемая сумма недоимок по i-му на­логу на конец текущего года; Кс (<1) — коэффициент погашения недоимки, сложившейся на начало планируемого года; Л — сумма льгот по налогу, вступающих в силу в планируемом финансовом году.
    Таким образом, процесс прогнозирования налоговых поступлений в Ленинградской области основан на экстраполяции фактических зна­чений налоговых доходов бюджета на текущий год на плановый период. На основании данных о поступлениях определенного налога за от­четный период и закономерностей, выявленных в динамике поступ­лений, предсказываются объемы поступления этого источника, т.е. для установления величины налоговых доходов используется анализ временных рядов. Сдвиги в динамике временных рядов, возникшие в результате изменения структуры налога, налогового законодательства или по иным причинам, учитываются с помощью экспертного анализа
    Использование анализа временных рядов в процессе налогового планирования в условиях экономики переходного периода не гаранти­рует получения абсолютно точных прогнозных данных. В Российской Федерации временные ряды налоговых поступлений имеют нестабиль­ный характер в силу значительной неопределенности динамики соци­ально-экономического развития регионов, часто изменяющихся эконо­мических условий хозяйствования и проводимой реформы налогово­го законодательства. Однако по мере развития рыночных отношений связь между бюджетными поступлениями, с одной стороны, и уровнем экономической активности и взаимодействием спроса и предложе­ний — с другой, будет становиться все более явной, в результате потен­циал и сфера применения статистических методов возрастут.
    Достаточно точные, объективные прогнозы поступлений налоговых доходов бюджета на краткосрочную и среднесрочную перспективу в настоящее время могут быть составлены посредством эконометрического прогнозирования, основанном на использовании одной или не­скольких объясняющих переменных (которые называются независи­мыми переменными) — для предсказания динамики зависимой пере­менной, в качестве которой в данном случае выступает величина налоговых поступлений. Установив динамику переменных, связанных с налоговой базой, прогнозируют динамику налоговых платежей. Не­зависимыми переменными в налоговом планировании являются как экономические показатели (например, величина балансовой прибыли по предприятиям региона, остаточная стоимость основных средств), так и собственно элементы налога (ставка, льготы). Именно такой под­ход к налоговому планированию используется в настоящее время в Санкт-Петербурге. Практика применения эконометрического прогно­зирования при составлении плана налоговых поступлений представле­на на примере расчета контингента налога на доходы физических лиц.
    Порядок определения предполагаемой суммы поступлений налога на доходы физических лиц соответствует методике исчисления налога со­гласно гл. 23 ч. 2 НК РФ: налоговая база (фонд оплаты труда работающих граждан) уменьшается на установленные законодательством нало­говые вычеты и применяются соответствующие ставки налога. В расче­те суммы поступлений налога на доходы физических лиц численность работников в хозяйстве города принимается по данным Комитета госу­дарственной статистики по Санкт-Петербургу за период, предшествую­щий прогнозируемому, с учетом возможных изменений, влияющих на численность работающих граждан (например, изменение объемов про­изводства продукции и производительности труда, трансформация форм собственности предприятий, их количество, факторы демографическо­го характера и т.д.). Фонд оплаты труда определяется Комитетом эконо­мики и промышленной политики, исходя из сложившегося уровня опла­ты труда работников и темпа роста МРОТ, предусмотренного Министер­ством экономического развития и торговли в целом по РФ.
    Для расчета величины стандартных налоговых вычетов Комитетом государственной статистики предоставляются данные по численности детей дошкольного возраста и учащихся. При определении суммы стан­дартных налоговых вычетов, предоставляемых в размере 400 и 300 руб., учитывается только 50% их расчетной величины, так как предполага­ется, что доходы плательщиков, исчисленные нарастающим итогом за шесть месяцев отчетного года, будут превышать 20 000 руб. Это озна­чает, что в соответствии со ст. 218 Налогового кодекса данные стандарт­ные налоговые вычеты, начиная со второго полугодия, не будут предо­ставляться. Выводы относительно подобной динамики доходов физи­ческих лиц основываются на аналитических данных Комитета государственной статистики и Управления Министерства по налогам и сборам (УМНС) по Санкт-Петербургу. Сумма выпадающих доходов бюджета за счет предоставления социальных, имущественных и про­фессиональных вычетов рассчитывается УМНС по Санкт-Петербургу, исходя из сумм льгот, заявленных налогоплательщиками в предыду­щем отчетном периоде, с учетом предполагаемых изменений.
    Далее к расчетной величине дохода физических лиц, облагаемого налогом, применяется ставка налога, установленная на плановый пери­од. Кроме того, расчетную сумму поступлений налога на доходы физи­ческих лиц необходимо скорректировать на коэффициент собираемо­сти, определенный УМНС по Санкт-Петербургу, отражающий долю налога, поступившего в бюджет в отчетном периоде, в общем объеме налога, исчисленного плательщиками. Доля налога, зачисляемая в бюд­жет субъекта РФ, устанавливается на основании закона о федеральном бюджете на очередной год (табл. 3.1).
     
    Таблица 3.1   Расчет суммы поступлений подоходного налога с физических лиц
     
    Показатели
    Прогнозируемая величина, млн руб.
    1.
    Численность работающих граждан в Санкт-Петербурге, человек
    2 324 000
    2.
    Фонд оплаты труда работающих граждан
    86 070,4
    3.
    Фонд оплаты труда, не облагаемый налогом в связи с предоставлением стандартных налоговых вычетов, всего, В том числе:
    1) численность граждан, имеющих право на налоговый вычет в размере 3000 руб., человек
    размер налогового вычета (3000 х количество человек х 12 мес.)
    2) численность граждан, имеющих право на налоговый вычет в размере 500 руб., человек
    размер налогового вычета (500 х количество человек х 12 мес.)
    3)численность детей, человек
    размер налогового вычета (300 х количество человек х 12 мес. х 2 — количество родителей / 2)
    4) численность работающих в Санкт-Петербурге, за исключением п.1 и п. 2, человек
    размер налогового вычета (400 х количество человек х 12 мес. / 2)
    9676,3
     
     
    2930
     
    105,5
     
    68634
     
    411,8
     
    1 042 554
    3 753,2
     
    2 252 436
     
    5 405,8
    5.
    Социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты
    2324,0
    6.
    Итого сумма дохода, облагаемая налогом по ставке 13%
    74 070,1
    7.
    Расчетная сумма поступлений налога на доходы физических лиц по ставке 13%
    9629,1
    8.
    Величина доходов, облагаемых по ставке 35%
    1324,9
    9.
    Расчетная сумма налога по ставке 35%
    643,7
    10.
    Общая сумма налога на доходы физических лиц
    10 092,8
    11.
    Коэффициент собираемости налога
    0,91
    12.
    Итого сумма налога на доходы физических лиц
    9184,4
    13.
    Норматив отчислений в бюджет Санкт-Петербурга
    100%
    14.
    Итого сумма налога на доходы физических лиц, зачисляемая в бюджет Санкт-Петербурга
    9184,4
     
    В условиях проведения реформы налогового законодательства, пре­дусматривающей сокращение общего числа налогов и сборов за счет отмены неэффективных налогов, введения новых налогов, а также со­вершенствования законодательных норм по действующим налогам, эконометрическое прогнозирование выступает наиболее приемлемой формой регионального налогового планирования.
    Расчет, основанный на анализе динамики как макроэкономических показателей, так и от­дельных элементов налога, позволяет с большей степенью достоверно­сти учесть влияние изменений налогового законодательства и экономи­ческой конъюнктуры на объем налоговых поступлений в бюджет.
    При проведении эконометрического анализа необходимо исполь­зовать обширную базу данных, содержащую сведения относительно тенденций развития экономической ситуации в субъекте РФ, воздей­ствия отраслевых и региональных факторов на состояние налоговой базы и перспектив ее изменения. Сводным документом, содержащим систему показателей, комплексно характеризующих особенности эко­номического развития, налоговый потенциал и налоговую нагрузку региона и предназначенным для планирования поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней, является Налоговый паспорт субъек­та РФ, разработанный МНС России.
    В Налоговом паспорте содержится общая экономическая характери­стика региона, в частности приводятся сведения относительно среднеме­сячной заработной платы, объема промышленной продукции, инвести­ций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, оборота роз­ничной торговли, внешнеторгового оборота, динамики кредиторской и дебиторской задолженности налогоплательщиков и т.д. Отдельно при­водятся основные показатели, используемые для расчета налоговой базы: ВРП, валовая прибыль, фонд оплаты труда, валовой совокупный годо­вой доход физических лиц, стоимость реализованных товаров, облагае­мых и необлагаемых НДС, среднегодовая стоимость имущества предпри­ятий, стоимость добычи полезных ископаемых и др. Кроме того, отража­ется структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики и задолженность по налогам в бюджетную систему.
    Использование в практике работы финансовых органов Налогово­го паспорта субъекта РФ может стать действенным инструментом для объективного определения налоговой базы по всем видам налогов и сборов, расчета на ее основе величины налогового потенциала региона и в конечном итоге установления реальных контрольных показателей по мобилизации доходов в бюджеты всех уровней.
     
     
    Заключение
     
    Налоговое планирование — процесс расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.
    Основной целью налогового планирования и прогнозирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций субъектами предпринимательства, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде.
    Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач.
    В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшее деталь­ное обоснование методики расчета контингента налогов, поступающих в бюджеты всех уровней, позволит органам государственной власти и управления проводить рациональную налоговую и бюджетную поли­тику, разрабатывать конкретные меры по увеличению собираемости налогов и пополнению доходной части бюджетов всех уровней, способ­ствовать обеспечению устойчивого экономического роста как отдельных административно-территориальных образований, так и государства в це­лом.
    Таким образом, налоговое планирование, как процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации налогового плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями можно рассматривать как один из инструментов государственного налогового администрирования.
     
     
    Список использованной литературы
     
    1.   Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Финансы, 2003
    2. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 296 с.
    3. Веретина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия // Финансы. – 2002. – № 4. – с.26.-30.
    4.   Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. –СПб.: Питер, 2004.
    5. Евсегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 256 с.
    6. Заяц Н. Теория налогов. – М.: БГЭУ, 2002. – 220 с.
    7. Кожинов В. В. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятия. – М.: Экзамен, 2002. – 160 с.
    8.   Налоги: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Д. Г. Черника. – М:. ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
    9.   Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. М. В. Романовского. – СПб.: «ПИТЕР», 2000.
    10. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. Поляка Г.Б., Романова А.Н., -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
    11. Новикова А.И. Мельник А.Д. Золотарев В.П. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. - №11. - 2000. - с.37.
    12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов –М.: МЦФЭР, 2004.
    13. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. – М.: Инфограф, 1999. – 192 с.
    14. Финансы, денежное обращение  кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
    15. Юткина Т.Ф.  Налоги и налогообложение. — М   ИНФРА-М, 2002
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Методика планирования налоговых доходов бюджета ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.