Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Агрессивное поведение подростков в виде девиации в условиях современного социума

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Агрессивное поведение подростков в виде девиации в условиях современного социума
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    27.06.2011 15:33:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
     
    Психолого-педагогическая коррекция
     
     
    Содержание
     
    Введение. 2
    Глава 1. Экзистенциальное направление в психолого-педагогической коррекции  4
    1.1 Проблема психокоррекции в педагогической деятельности. 4
    1.2 Основы экзистенциального подхода в психолого-педагогической коррекции  6
    Глава 2. Коррекция девиантного поведения. 14
    2.1Описание процедуры исследования. 14
    2.2 Анализ и интерпретация полученных данных. 16
    Заключение. 20
    Литература. 23
    Приложение 1
    Приложение 2
     
     
    Введение
     
     
    Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.
    Девиации – это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления в виде аутизма, агрессивности,  аддикций, коммуникативной девиации и др.
    В данной работе рассматривается агрессивность как один из видов девиантного поведения. Актуальность выбранной проблематики обуславливается тем, что проявления агрессивности в поведении предростков лежит в основе асоциального поведения, различного рода правовых нарушений, дезадаптированности и как следствие трудностей в адаптации к социуму, установлению конструктивных межличностных отношений.
    На решение вопросов профилактики агрессивного поведения подростков в современной России работают различные органы государственной власти, однако  используемые ими  методы воспитания имеют скорее  негативный подтекст, приобщающий подростков к  миру преступности (исправительные колонии). Профилактическая работа в детских комнатах милиции имеет просветительско-познавательный характер, не решающий  причин возникновения и развития агрессии. В дополнение к перечисленным выше способом  работы с детской агрессией продуктивно и важно будет использовать накопленный теоретический и эмпирический опыт в области психологии.
    Проблема исследования: Агрессивное поведение подростков в  виде девиации в условиях современного  социума.
    Объект исследования: девиация поведения подростка.
    Предмет: агрессивность как проявление девиантного  поведения подростка.
    Цель исследования: Изучить особенности проявления девиантности  поведения подростка, выраженное в виде агрессии.
    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
    1)   Обзор теоретических исследование, посвященной данной проблематике;
    2)   Проведение исследования  агрессивности подростков и анализ особенностей их проявления;
    3)   Составление рекомендаций и психокоррекционного занятия для профилактики девиантного агрессивного поведения.
    Гипотеза:  агрессивное поведение, выраженное в виде девиации, характеризуется физической и вербальной несдержанностью, а так же оказывает влияние на  межличностные отношения.
    Методологическая батарея исследования представлена тестом эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной и тестом оценки агрессивности в отношениях (А.Ассингер).
     
     
    Глава 1. Экзистенциальное направление в психолого-педагогической коррекции
    1.1 Проблема психокоррекции в педагогической деятельности
    Психологическая коррекция – это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того,  психокоррекцию  можно применять в ситуациях преодоления  различного рода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование индивида. (2)
    Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что обозначает основную цель психокоррекции как «возврат» или «подтягивание» клиента к  должному уровню исходя их  его возрастных и индивидуальных особенностей. (3)
    Этапы психокоррекционной работы  включают в себя:
    1. беседу;
    2. психодиагностику;
    3. формулирование прогноза;
    4. составление плана коррекции;
    5. оценка результативности программы.
    Методы коррекции зависят от того, к какой школе принадлежит специалист, поэтому их можно достаточно «условно» разделить по  существующим направлениям в психологии, которые будут подробно описаны ниже.
    Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют  следующие её виды: индивидуальная, микрогупповая, групповая и смешанная. (5)
    Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае  обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа.
    Микрогрупповая форма  коррекции предполагает работу в группах по 2- человека, как правило, имеющих сходные  проблемы в развитии.
    Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном  использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере  общения, межличностных взаимодействий, участие в  психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа. (13)
    Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить  комплексный подход к решению проблем.
    Программа психологической коррекции составляется на основе  психологических рекомендаций в сотрудничестве психолога с учителями, воспитателями, классными руководителями или родителями в зависимости от того, кто в дальнейшем будет заниматься ребенком.
     
     
    1.2 Основы экзистенциального подхода в психолого-педагогической коррекции
    Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.
    Наиболее видными последователями М. Хайдеггера в психиатрии являются Л. Бинсвангер, К. Ясперс, Е. Минковский, Э. Штраус, Гебзаттель, Кунц, Шторх, К. Вирш и др. Работы указанных авторов весьма трудны для чтения из-за обилия философских неологизмов, Бинсвангер усматривает свою цель не столько в реконструкции психологии, сколько в построении новой синтетической науки—антропологии, которая должна изучать «специфически человеческое» и различные формы существования человека.
    Определяя суть экзистенциального направления М.Мамардашвили отмечает, что экзистенциализм – это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений (хотя и словопрений здесь много). Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности. Они существенно отличаются от категорий, с которыми обычно приходится иметь дело при анализе готовых форм идеологии. Поэтому, для экзистенциализма оказался вполне подходящим универсальный язык искусства, которым он воспользовался для массового распространения своих идей и какого не знала, пожалуй, ни одна разновидность философии.
    Говоря о истории становления экзистенциальной психологии, один из ее ярких представителей, Ролло Мей говорит: «предпринималось несколько попыток систематизировать психоаналитические и психотерапевтические теории в терминах сил, динамизмов и энергий. Экзистенциальный подход прямо противоположен этим попыткам. Он придерживается, того мнения что наука должна соответствовать тому предмету, который ей приходится изучать, в данном случае это человеческое бытие. Мы не отрицаем динамизмов и сил; это было бы ошибочно. Но мы считаем, что они имеют значение только в контексте существующего, живого бытия». Далее он продолжает, что в общих чертах экзистенциализм можно определить как стремление понять человека, не раскалывая его на субъекта и объекта. Западная мысль и наука терзались этим расколом со времен Ренессанса. Бинсвангер назвал этот раскол "раковой опухолью всей психологии. раковой опухолью доктрины о расколе мира на субъекта и объекта.
    «Проблема человека» состоит именно в том, чтобы найти смысл именно при сохранения определения личности, как конечной, смертной. Смысл – продукт свободного, базисного полагания, хотя структура и механизм этого полагания остаются предметом дискуссий. В экзистенциальной психологии личность рассматривается преим. в пограничных ситуациях. Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненных коллизий.
    Важнейшей целью экзистенциалистов является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.
    К.Роджерс, основатель человеко-центрированного подхода, разработанного в рамках экзистенциализма, отмечал человеко-центрированный подход — это способ существования, который выражается в установках и поведении, создающих климат, способствующий росту и развитию. Это, скорее, исходная философия, нежели просто техника или метод.
    Экзистенциональное мышление всегда конкретно, следовательно, сосредоточено на существовании самого мыслителя, не погружаясь в общие понятия существования вообще. Но это свойство экзистенциального мышления является ступенью всякого мышления такого рода. Оно указывает, что анализ человеческого существования может быть верен только тогда, когда он является анализом личности
    В данном направлении достаточно подробно изучается проблема экзистенционального одиночества, являющийся продуктом современности. Для объяснения этого феномена в экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.
    Один из представителей этого направления И.Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между  индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную. (17)
    В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущению уюта, принадлежности к чему-то знакомому.
    Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.
    Дж. Бюджентал, занимавшийся психокоррекцией, выделил основные положения, отражающие суть психолого-педагогической коррекции в экзистенциальном подходе:
    1)   За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д.
    2)   Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
    3)   В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека.
    4)   Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
    5)   Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д .
    В психолого-педагогической коррекции экзистенциальная психология делает упор на понимание (а не объяснение) психологической реальности каждого отдельного субъекта, вживание в эту психологическую реальность с целью нахождения в ней как источников психический патологий, так и ресурсов для выздоровления.
    Основными формами психологической помощи и коррекции являются 1 — интуитивно-эмоциональная экзистенциальная поддержка; 2 — последовательная экзистенциальная и экзистенциально-аналитическая психотерапия; 3 — интегрированная экзистенциальная психотерапия.
    Интуитивно-эмоциональная экзистенциальная поддержка представляет собой сочетание двух основных компонентов. Первый из них представляет собой умение терапевта сформировать у пациента-клиента особую экзистенциальную позицию в виде обращенности к себе и окружающему миру, близости к себе и миру, обеспечивающую установление диалогических отношений и возникновение феномена «встречи», как его описывали М.М. Бахтин.
    В психиатрии феноменологическая позиция выражала себя в том особом внимании, которое уделялось пациенту, в стремлении к пониманию его проблем, в описании симптомов и синдромов. Эту позицию мы находим у С.И. Консторума.  (5)
    Феномен «встречи» обеспечивается при интуитивно-эмоциональной экзистенциальной поддержке и особенностями личности терапевта, его гуманистически ориентированным мировоззрением, внешним видом, особым вниманием к пациенту, которое проявляется и в позе и тембре голоса, и в умении слушать, в ограничивающей форме ведения беседы, побуждающей пациента-клиента и его самого к открытости, обращенности и близости к себе.
    Важным компонентом интуитивно-эмоциональной экзистенциальной поддержки является эмоциональный резонанс. Он также тесно связан с сочувствующей, реалистической традицией российской культуры. В российской психотерапии он определялся в рамках понятия «эмпатия». Традиционной для российской психотерапии является трактовка эмпатии как сопереживания эмоциональных состояний пациента и сочувствия, означающего переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
    Термин «поддержка», который применял М. Бубер, означает в данном случае предоставление дополнительной экзистенциальной опоры, экзистенциальное сопровождение пациента-клиента.
    Э.Дерцен утверждает, что главная идея экзистенциального подхода заключается в том, чтобы дать людям возможность вновь открыть для себя свои смыслы, верования и жизненные цели. Его цель состоит в том, чтобы снова, а, может, и впервые, ощутить себя реально живущим. Это значит, прийти к осознанию самого себя, живущего среди ограничений и возможностей человеческой жизни, всем сердцем участвовать в ней, жить так, чтобы жизнь приносила наибольшее удовлетворение.
    В психолого-педагогической деятельности этот принцип находит свое отражение в поиске индивидуального смысла свих поступков и деятельности, невозможностью подмены его чужими смыслами, так как в этом случае дальнейшая работа будет  не эффективна. Только истинный смысл может помочь человеку осознать себя и измениться.
     Мотивация двигаться вперед возникает только тогда, когда клиент обрел ясное видение своих целей. Никакие искусственные построения здесь не сработают: клиент должен проникнуть вглубь собственных намерений.
    Роль терапевта состоит в том, чтобы контролировать процесс, убедиться, что клиент действительно проникает вглубь себя и изучает собственные склонности и цели. Ничьи чужие цели не подойдут. Только играя в унисон со своим собственным настроением, человек обретает мотивацию реализовать тот проект, который он начинает. (4)
    Экзистенциальный подход в психологии в целом и в психолого-педагогической коррекции занимает определенную, четкую позицию, предлагает свои, специфические ответы на самые важные, ключевые вопросы. Эти ответы составляют принципиальную альтернативу ведущим психологическим парадигмам – и, соответственно, расширяют пространство выбора для самих психологов, способствуя росту их собственной свободы и усиливая возможности их профессионального и личностного самоопределения
    Важнейшее достоинство экзистенциального направления состоит в стремлении не только не уходить от самых главных вопросов о человеке, невзирая на их сложность, но как раз эти сущностные вопросы поместить в центр внимания.
     
     
    Глава 2. Коррекция девиантного поведения
    2.1Описание процедуры исследования
    Исследование проводилось на воспитанниках социально-реабилитационного центра, в возрасте 10-14 лет, количество испытуемых – 10 человек.
    Для диагностики девиантного поведения использовался тест эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А.Ассингер).
    Данные методики позволяют определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Насколько агрессивен испытуемый и выражается ли его агрессивность в девиации поведения.
    Результаты исследования представлены в Таблице 1.
    Таблица 1. Результаты исследования по тесту оценки агрессивности Басса-Дарки
    № исп/шкалы
    Ф
    К
    Р
    Н
    О
    П
    С
    1
    5
    4
    3
    4
    4
    3
    5
    2
    5
    2
    4
    5
    4
    3
    5
    3
    5
    3
    4
    5
    4
    3
    4
    4
    4
    4
    4
    5
    3
    2
    5
    5
    5
    3
    3
    4
    4
    3
    5
    6
    3
    3
    3
    5
    3
    2
    5
    7
    4
    2
    4
    5
    4
    2
    4
    8
    5
    5
    4
    5
    4
    2
    3
    9
    5
    4
    4
    5
    3
    3
    5
    10
    4
    3
    3
    5
    3
    4
    5
    Среднее арифметическое
    4,5
    3,3
    3,6
    4,8
    3,6
    2,7
    4,6
     
    Шкалы обозначенные буквами обозначают
    1)Физическую агрессию (Ф)
    2)Косвенную агрессию (К)
    3)Раздражение (Р)
    4)Негативизм (Н):
    5)Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.
    6)Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас.
    7)Словесная агрессия (С).
     
    Для того, что бы подробнее определить  характеристику агрессивности данных испытуемых и влияние агрессивности на отношения, воспользуемся методикой оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера.
    Результаты  исследования по данной методике представлены в таблице 2.
    Таблица 2. Результаты исследования по методике оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера
    №  испытуемого
    Баллы
    1
    47
    2
    45
    3
    48
    4
    41
    5
    38
    6
    45
    7
    39
    8
    39
    9
    40
    10
    46
     
     
    2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
    Анализируя данные, представленные в таблице, следует обратить внимание на то, что у испытуемых представлены высокие баллы практически по всем шкалам (больше 3 баллов). Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что по шкалам физическая агрессия, негативизм и словесная агрессия уровень выраженности шкал имеет наибольшее значение, выражающееся в среднем арифметическом на уровне 4,5-4,8. Данные результаты характеризуют поведение испытуемых как несдержанное, агрессивное, не лишенное возможности использования физической силы для разрешения спорных вопросов, открытой агрессивной речи, не учитывающей ситуацию и нормы общения общества, возможно использования ненормативной лексики, унижающих честь и достоинство человека выражений и несдержанность в споре.
    Характерно так же противостояние сложившимся нормам и правилам общества, непринятие и неисполнение их, исходя из юношеского негативизма, имеющего достаточно высокие баллы на уровне 4,8 из 5 возможных.
    Обида и раздражительность и косвенная агрессия так же являются выраженными, на уровне 3,3-3,6 баллов, что характеризует эти признаки агрессивного поведения как  имеющие влияние на поведение испытуемых. 
    Единственным показателем меньше значимого уровня 3 явилось «подозрительность», на уровне 2,7. Это означает, что при оценке агрессивных ситуаций и при агрессивном реагировании испытуемые  меньше всего ищут тайный умысел в поступках других людей.
    Достаточно высокие показатели по шкалам физическая агрессия негативизм и словесная агрессия характеризуют поведение испытуемых как девиантное, т.е. отклоняющееся от общепринятой нормы,  такое поведение требует коррекции.
     
    Анализируя получены данные, следует сделать вывод о том, что у 70% испытуемых показатели агрессивности в межличностных отношениях больше уровня 45 баллов, что характеризует их поведение как прямолинейное, агрессивное, не учитывающее интересов  других людей, сопровождающееся жестокостью в межличностных отношениях, что характеризует их как девиантное поведение. Всего лишь 30% испытуемых имеют большую умеренную выраженность агрессивности, что характеризует их как уверенных в своей правоте и продуктивных в своих действиях людей.
    Однако, использование методики А.Ассингера подтвердило наше предположение о наличии девиации в поведении испытуемых, о необходимости проведения серии психокоррекционных занятий для коррекции и дальнейшей профилактики девиации поведения.
     
     
    Рекомендации для психологов и педагогов
     - проведение тренингов на позитивное мышление, повышение самооценки;
    - проведение тренингов  на конструктивное разрешение проблемных ситуаций;
    -проведение тренингов на коммуникативную компетентность и адаптацию к социуму;
    - просмотр фильмов, посвященных агрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (Кинотерапия);
    - задействование девиантных детей в театральных постановках;
    - сказкотерапия. 
     
     
    Заключение
    Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что  психологическая коррекция – это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того,  психокоррекцию  можно применять в ситуациях преодоления  различного рода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.
    Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что обозначает основную цель психокоррекции как «возврат» или «подтягивание» клиента к  должному уровню исходя их  его возрастных и индивидуальных особенностей.
    Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют  следующие её виды: индивидуальная, микрогупповая, групповая и смешанная.
    В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека.
    Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
    Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д .
    В психолого-педагогической коррекции экзистенциальная психология делает упор на понимание (а не объяснение) психологической реальности каждого отдельного субъекта, вживание в эту психологическую реальность с целью нахождения в ней как источников психический патологий, так и ресурсов для выздоровления.
    Мотивация двигаться вперед возникает только тогда, когда клиент обрел ясное видение своих целей. Никакие искусственные построения здесь не сработают: клиент должен проникнуть вглубь собственных намерений.
    Роль терапевта состоит в том, чтобы контролировать процесс, убедиться, что клиент действительно проникает вглубь себя и изучает собственные склонности и цели. Ничьи чужие цели не подойдут. Только играя в унисон со своим собственным настроением, человек обретает мотивацию реализовать тот проект, который он начинает.
    Исследование психологических девиаций в поведении исследовалось с помощью теста эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А.Ассингер). (14)
    Результаты исследования показали, что у большинства испытуемых (70%), выражена девиация поведения в виде высокой физической и словесной агрессивности, негативизме, агрессивность оказывала влияние на межличностные отношения подростков,  нередко сопровождалась жестокостью.
    Исходя из результатов исследования, возникла необходимость формулирования рекомендаций для работы психолога с девиантными подростками, а так же практической разработки одной из возможных  тренинговых программ, для коррекции этого психологического отклонения. Пример психокоррекционной программы представлен в приложении.
    Гипотеза, о том, что агрессивное поведение, выраженное в виде девиации, характеризуется физической и вербальной несдержанностью, а так же оказывает влияние на  межличностные отношения, подтвердилось полностью.
    Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования выполнены, цель достигнута.
     
     
    Литература
    1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ пер. с нем. – СПб.: Питер, 1998.
    2. Бобнева М.И. Социальные нормы регулирования поведения. – М.: Нова, 1987.
    3. Божович Л.И. Психология формирования личности. – М.: Свет, 1995.
    4. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: Нова, 2002.
    5. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции – Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
    6. Кочунос Р. Основы психологического консультирования. – СПБ.: Питер, 2007.
    7. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983.
    8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность – М.: Наука, 1999.
    9. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог, основы профессиональной деятельности – С.: Бахрах-М, 2004.
    10. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
    11. Роджерс К. О групповой психотерапии/ Пер. с англ. – М.: Лист, 1993.
    12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.
    13. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
    14. Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001
    15. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий – Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
    16. Янг П. Метафоры и модели изменения/Пер. с англ.. – М.: Москва, 2003.
    17. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000
     
     
    Приложение 1.
    Психокоррекционная программа
    Цель: Коррекция девиантного агрессивного поведения подростков.
    Программа рассчитана в среднем на 6 занятий, продолжительность занятий от 1 часа, в зависимости от темпа работы группы. Размер группы – от 5 до 15 человек. Занятия формируются из подобранных упражнений с учетом рекомендаций к ним и с учетом  общей динамики группы.
    Упражнения для занятий:
    1. Упражнение на знакомство.
    Мы с вами сейчас познакомимся  не совсем обычным способом. У всех у нас есть имена, это знают все. А еще у каждого из нас есть позитивные качества, о которых мы иногда забываем или просто не говорим. Так давайте сейчас при назывании своего имени называть еще и самое важное позитивное качество, которое у нас есть. Упражнение проводится методом «снежного кома» (каждый последующий участник называет сначала имена-качества все предыдущих участников по порядку, а потом уже и свое)
    2. Сказкотерапия.
    Рассказать ребятам начало из любой известной сказки, или  придуманной самим психологом, дать ребятам возможность самостоятельно ее завершить.
    Пример:
    Жили были мама-коза и было у нее семеро козлят. Ушла однажды мама-коза и оставила детишек одних, и сказа она6 никому не отворяйте дверь,  в лесу ходит злобный серый волк, будьте осторожны! Но не послушались ребята маму, окрыли дверь, выбежали погулять на травку-лужайку, и тут пришел серый волк…
    Данное упражнения уместно проводить в первое занятие и в одно из последних - завершающих занятий для прослеживания динамики изменений приверженности агрессивном стратегиям при разрешении ситуаций.
     
    3. Визуализации на решение проблем.
    Горная вершина
    Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.
    — Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
    Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
    Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
    Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
    Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...
     
    4. Психологический КВН
    Мы предлагаем вам поиграть в КВН, но КВН этот необычный, в нем главное не победа, или поражение, а сплоченность, умение понимать и чувствовать друг друга.
    Поиск сходств.
     
    5. Арт-терапия. Рисование проблем
    Трудно найти человека, который никогда не испытывал бы никаких психологических проблем, которому не приходилось преодолевать жизненных трудностей. Смею предположить, что существовали или существуют и у вас какие-то трудноразрешимые вопросы. Сегодня мы немного поработаем с этими вопросами. От вас не требуется подробного и всестороннего изложения содержания ваших проблем – может быть, вы хотите сохранить это в тайне. Подумайте о том, как можно изобразить сложную для вас проблему в метафорической форме (даются листы бумаги, акварель либо гуашь, кисти, вода, включается музыка).
    Закройте глаза. Мысленно вернитесь в ту ситуацию, когда вы в последний раз испытали трудность, которую считаете для себя труднопреодолимой... Посмотрите на нее как бы со стороны, оставаясь к пен достаточно эмоционально холодными... Какие ассоциации вызывает у вас эта проблемная ситуация? Какой образ рождается? С чем или с кем ассоциируетесь вы сами? Вернитесь немного назад и вспомните другую ситуацию, которую также восприняли как проблемную... Может быть, из памяти всплывают другие ситуации, когда вы сталкивались с трудностями... Та же ли эта проблема? Если нет, попробуйте понять, в чем сходство этих проблем? Может быть, они имеют один корень? С чем ассоциируется у вас этот корень проблемы? Какой образ встает перед внутренним взором, когда вы думаете о корне этой проблемы?... А теперь откройте глаза, молча возьмите кисточку и начинайте рисовать картину, которую можно было бы назвать "Моя проблема". Обязательно нужно, чтобы ваш рисунок содержал метафору вашей проблемы. Время на работу – не более получаса.
    — А теперь вернитесь, пожалуйста, в наш круг, взяв с собой рисунки. Поставьте их так, чтобы все остальные члены группы могли их хорошо видеть (можно положишь рисунки на пол перед собой). Сейчас каждый из вас посетит вернисаж метафорических проблем. Вы должны увидеть в картинах ваших товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать ту картину, метафора которой покажется вам наиболее близкой к собственному образу проблемы. И все это без слов. Возьмите свой рисунок и положите его рядом с тем рисунком, чья метафора показалась вам наиболее совпадающей с виденьем собственной проблемы.
    — Следующая ваша задача – перевести вашу метафору с языка рисунка на язык слов. Но это не означает, что вы обязаны разъяснять суть тревожащей вас проблемы. Создайте словесную метафору проблемы, расскажите ее своим товарищам но группе.
    Ведущий предлагает создать живую "скульптуру" или "скульптурную группу", метафорически отражающую общую для участников (сходно воспринимаемую и переживаемую) проблему.
    По окончании выработки общей метафоры каждая группа представляет другим метафорический образ своей проблемы. Ведущему лучше воздержаться от комментариев и поблагодарить участников за совместную работу.
     
     
    6. Упражнение «Письмо обидчику».
    Ребятам предлагается вспомнить одну из самых значимых ситуаций, в  которой  их кто-либо обижал.  Обида – это наше эмоциональное состояние, реакция на то, что делает или говорит другой человек. Иногда она оправдана, иногда нет, временами отвечая агрессией на обиду, мы можем потерять самое важное – отношение с человеком. Так как же поступить: жить с собственной обидой или разрушить агрессивным поведением отношения? И тот и другой вариант не будет выигрышным. Давайте попытаемся простроить новый третий способ поведения в данной ситуации – конструктивное отреагирование обиды, для этого пишется письмо обидчику в терминах, приемлемых в культурной разговорной речи,  с употреблением «Я-конструкций».
    Психолог рассказывает о структуре построения «Я-конструкции» и ее значимости.
     
    7. Тревога и страх
    Каждому человеку нужно вспомнить, когда он чего-то боялся или тревожился, и подумать, что помогло справиться со страхом. Результаты группы фиксируются на доске общим списком, который можно переписать себе и обращаться к нему по необходимости.
     
    8. «Освобождение от тревоги».
    Ведущим рассказывается легенда  о ящике Пандоры, в которое богами был помещены все грехи, пороки человечества. Заранее готовится конверт, оформляется в виде «Ящика Пандоры». Ребятам предлагается написать на маленьких листочках все, что тревожит, беспокоит, не дает оставаться в покое  и мешает  наступлению душевного равновесия. Затем  листочки собираются и помещаются в ящик Пандоры. Участникам группы задается вопрос: вы хотите избавиться от этих тревог? 
    За тем «Ящик Пандоры» сжигается при группе, тем самым достигается эффект психологического освобождения от  того, что было написано на листочках.
     
     
    9. Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств»
    Использования метода проигровки выбранных ситуаций из жизни или (при отсутствии инициативы или страхе рассказывать свои истории) моделированных ведущим ситуаций.
     
    10. Коллаж. Рекомендуется проводить в последнее занятие.
    Тему выбирает сама группа. Важно дать направленность работы: мы с вами проделали большую работу вместе, многое пережили, многое вынесли для себя. Сейчас подумайте над тем, что было важно и значимо для Вас в течение этих занятий, что нового вы для себя поняли, выразите это в виде коллажа всей группой. Помните то, о чем мы с Вами говорили – о важности мнения каждого члена группы.
     
     
    Приложение 2.
    Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной)
    Назначение теста
    Диагностика различных форм агрессивного поведения.
    Инструкция к тесту
    Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).
    Тестовый материал
    Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
    Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
    Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
    Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
    Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
    Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
    Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
    Мне не раз приходилось драться.
    Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
    Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
    Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
    Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
    Я думаю, что многие люди не любят меня.
    Я требую, чтобы люди уважали мои права.
    Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
    Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
    Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
    Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
    Меня легко обидеть.
    Многие люди мне завидуют.
    Если я злюсь, я могу выругаться.
    Если не понимают слов, я применяю силу.
    Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
    Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
    Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
    Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
    Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
    Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
    На удар я отвечаю ударом.
    В споре я часто повышаю голос.
    Я раздражаюсь из-за мелочей.
    Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
    Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
    У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
    Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
    Ключ к тесту
     
     Шкалы   Вопросы
    Ф 1   8   15   22   29
    К 2   9   16   23   30
    Р  3   10   17   24   31
    Н 4   11   18   25   32
    О 5   12   19   26   33
    П 6   13   20   27   34
    С 7   14   21   28   35
     
     
    За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом ситается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице.
    Интерпретация результатов теста
     
    Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:
    Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы.
    Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера.
    Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу.
    Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста.
    Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.
    Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
    Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете.
     
     
    Оценка агрессивности в отношениях (А.Ассингер)
    Назначение теста
    Тест А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
    Инструкция к тесту
     
    Подчеркните наиболее подходящий ответ.
    Тестовый материал
    Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
    Всегда.
    Иногда.
    Никогда.
    Как Вы ведете себя в критической ситуации?
    Внутренне кипите.
    Сохраняете полное спокойствие.
    Теряете самообладание.
    Каким считают Вас коллеги?
    Самоуверенным и завистливым.
    Дружелюбным.
    Спокойным и независтливым.
    Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?
    Примете ее с некоторыми опасениями.
    Согласитесь без колебаний.
    Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
    Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
    Выдадите ему “по первое число”.
    Заставите вернуть.
    Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
    Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
    “Что это тебя так задержало?”
    “Где ты торчишь допоздна?”
    “Я уже начал(а) волноваться”.
    Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
    Стараетесь ли обогнать машину, которая “показала вам хвост”?
    Вам все равно, сколько машин Вас обошло.
    Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.
    Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
    Сбалансированными.
    Легкомысленными.
    Крайне жесткими.
    Что Вы предпринимаете, если не все удается?
    Пытаетесь свалить вину на другого.
    Смиряетесь.
    Становитесь впредь осторожнее.
    Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
    “Пора бы уже запретить им такие развлечения”.
    “Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать”.
    “И чего мы столько с ними возимся?”
    Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
    “И зачем я только на это нервы тратил?”
    “Видно, его физиономия шефу приятнее”.
    “Может быть, мне это удастся в другой раз”.
    Как Вы смотрите страшный фильм?
    Боитесь.
    Скучаете.
    Получаете искреннее удовольствие.
    Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?
    Будете нервничать во время заседания.
    Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
    Огорчитесь.
    Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
    Обязательно стараетесь выиграть.
    Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
    Очень сердитесь, если не везет.
    Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
    Стерпите, избегая скандала.
    Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
    Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
    Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
    Поговорите с учителем.
    Устроите скандал родителям “малолетнего преступника”.
    Посоветуете ребенку дать сдачи.
    Какой, по-вашему, Вы человек?
    Средний.
    Самоуверенный.
    Пробивной.
    Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
    “Простите, это моя вина”.
    “Ничего, пустяки”.
    “А повнимательней Вы быть не можете?!”
    Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
    “Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!”
    “Надо бы ввести телесные наказания”.
    “Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!”
    Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
    Тигра или леопарда.
    Домашнюю кошку.
    Медведь.
    Обработка и интерпретация результатов теста
    За ответ а начисляется 1 балл, за ответ b - 2 балла, за ответ с - 3 балла. Подсчитайте сумму ваших ответов..
    45 и более баллов. Излишняя агрессивность, при том нередко  неуравновешенность и жестокость по отношению к другим. В надежде добиться успеха игнорирование интересов окружающих и использование «собственных» методов.
    36-44 балла. Агрессивность умеренная, достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
    35 и менее баллов. Чрезмерная  миролюбивость, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Агрессивное поведение подростков в виде девиации в условиях современного социума ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.