Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:19:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    Глава 1. Теоретическая база оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности. 6

    1.1. Экономическая эффективность деятельности предприятия, значение в современных условиях. 6

    1.2. Информационная база оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 12

    Глава 2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «-»  за 2008-2009 гг. 20

    2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 20

    2.2. Анализ ликвидности  и  финансовой устойчивости предприятия. 21

    2.3.Анализ деловой активности, результативности и эффективности деятельности  предприятия. 25

    Глава 3. Разработка мер по повышению эффективности финансово- хозяйственной деятельности ООО «-». 29

    3.1.Рекомендации по восстановлению финансовой устойчивости анализируемого предприятия. 29

    3.2. Использование метода спонтанного финансирования для  управления дебиторской задолженностью предприятия. 32

    Заключение. 35

    Список использованной литературы.. 36

    Приложения. 40

             Введение

               

    Переход отечественной экономики на рыночные отношения и все возрастающая интеграция в мировое хозяйство,  обусловили процесс  все большего увеличения роли оценки финансового состояния в ходе осуществления эффективного управления предприятием. В России стали появляться предприятия, оказывающие услуги по квалифицированному проведению финансового состояния. На предприятиях становится все более востребованной профессия финансового аналитика.

    Финансовая работа на современном предприятии, должна быть направлена прежде всего на создание финансовых ресурсов для его развития в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, то есть на улучшение финансового состояния предприятия.  

    Отсюда возникла острая необходимость в правильном определении и оценке реального финансового состояния предприятия, так как это имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.

                Обретение предприятиями юридической и экономической самостоятельности, жесткая конкуренция со стороны западных товаропроизводителей, в этих условиях главная задача управления финансовой деятельности предприятия - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами.

             Необходимой предпосылкой для принятия правильного управленческого решения является объективная и своевременная информация о текущем положении дел на предприятии. Важно выявить его обеспеченность ресурсами, потенциальные возможности по обеспечению собственными источниками средств, а так же объем необходимого внешнего финансирования и цену привлечения этих ресурсов.

    В настоящее время в России проблема оценки финансового состояния предприятия является актуальной, как для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия, что и обуславливает выбор темы данной работы.

    Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности служит визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнёрских групп.

    Целью настоящей работы является изложение теоретических  основ оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также практическое проведение анализа деятельности предприятия на примере конкретного предприятия и разработка мер по стабилизации  его финансового состояния.

    Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие задачи:

    -   сущность и роль анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях;

    - состав информационной базы анализа;

    - практическое применение теоретических основ анализа конкретного предприятия;

    - определение путей улучшения эффективности деятельности и финансового состояния предприятия в свете выявленных проблем.

    Объектом исследования является ООО «Центр по оценки недвижимости».

    Предмет исследования -  экономические показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Временной интервал исследования: 2008 – 2009 гг.

    В качестве теоретической основы проводимого исследования используются работы отечественных и зарубежных авторов в области финансового анализа и финансового менеджмента.

    В данной работе применялись как общенаучные, так и специальные  методы исследования:

    - сравнение;

    - группировка;

    - прием детализации;

    - чтение отчетности;

    - горизонтальный анализ;

    - вертикальный анализ;

    - трендовый анализ;

    - расчет                                                                                                                                                финансовых коэффициентов.

    Основными информационными источниками являются: финансовая отчетность предприятия за последние 2 года, законы и другие нормативные документы по вопросам налогообложения, банкротства, а также публикации в прессе  и Интернет-ресурсы, посвященные вопросам совершенствования оценки финансового состояния.

    Глава 1. Теоретическая база оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности

    1.1. Экономическая эффективность деятельности предприятия, значение в современных условиях


                Под экономической эффективностью финансово-хозяйственной деятельности понимается способность предприятия финансировать свою деятельность.

     Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

             Хорошее финансовое состояние – это устойчивая платежная готовность, достаточная обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное их использование, четкая организация расчетов, наличие устойчивой финансовой базы.

     В изменяющихся условиях внешней среды оно является итогом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. [20, c. 208]

    Финансовое состояние предприятия - явление динамичное постоянно изменяющееся в результате изменения внутренних условий функционирования предприятия и внешней среды его деятельности.

    Для обеспечения финансовой устойчивости управляющая система  предприятия должна активно реагировать на изменения внешних и внутренних факторов (рис.1.1.1.).

    Рис. 1.1.1. Факторы, воздействующие на финансовое состояние предприятия

            

    Поэтому, чтобы управление было эффективным финансовое состояние должно оцениваться постоянно. Определение финансового состояния на ту или иную дату отвечает на вопрос: насколько правильно предприятие управляло своими ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате

    Анализ  финансового состояния – это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия  в результате изучения результатов  его деятельности.

    Изучение финансового состояния  должно дать руководству предприятия картину его действительного финансового состояния.[41, c. 206]

              Здесь следует отметить, что информация о прошлом и настоящем финансовом состоянии полезна лишь  в той мере, в какой она влияет на будущее положение дел.

    Цель анализа не только в том, чтобы  установить и оценить финансовое  состояние, но и в том,  чтобы постоянно проводить работу по его улучшению. Анализ показывает, по каким направлениям следует вести эту работу, дает  возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых сторон. Результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы возможные способы улучшения финансового состояния в конкретный период его деятельности.

    Сигнальным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность – это способность предприятия вовремя и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам. Ее нарушение может привести к банкротству предприятия. Так признаком банкротства согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 6.10.2007 является неисполнение предприятием своих денежных обязательств более трех месяцев с момента наступления срока их исполнения.

    Поэтому в современных российских условиях  особое значение приобретает серьезная аналитическая работа на предприятии, связанная с изучением и прогнозированием его  финансового состояния. Своевременное и полноценное выявление «болевых точек» финансов предприятия позволяет осуществить комплекс мер предупреждающих банкротство.

    Роль оценки финансового состояния огромна, причем не только для самого предприятия, но и для его партнеров. 

    Затяжной кризис экономики в России привел многие предприятия в состояние, близкое к банкротству. В этих условиях особенно необходимо своевременно распознавать ненадежных партнеров, объективно оценивать ситуацию, отличая временные проблемы с ликвидностью от полной неплатежеспособности. Только с помощью комплексного, системного анализа можно объективно оценить положение дел у существующего или потенциального контрагента и принять правильное решение о путях дальнейшего взаимодействия с ним. Это особенно актуально при планировании долгосрочных отношений с предприятием, в частности, инвестирования средств в его ценные бумаги. Очевидно, что информация о финансовом состоянии важна для многих групп пользователей. Среди тех, кто прямо или косвенно заинтересован в получении этой информации для принятия управленческих решений, можно выделить следующие группы:

    1. Кредиторы. Они заинтересованы в сохранении устойчивого финансового состояния предприятия, позволяющего своевременно погасить ссуду и проценты по ней. В группу кредиторов можно отнести следующих субъектов хозяйственной деятельности:

    а) Банки, выдающие ссуды различной срочности под конкретные инвестиционные проекты или для восполнения недостатка собственных оборотных средств. Оценка финансового состояния обычно осуществляется банками самостоятельно по данным финансовой отчетности с привлечением дополнительных источников информации

    б) Поставщики предприятия — они также являются кредиторами в случае отсутствия предоплаты со стороны покупателя. Данная ссуда, в отличие от банковской, выдается не в денежной, а в товарной форме. В случае бартерных расчетов ее возврат также будет осуществляться в материально-вещественном виде.

    в) Покупатели продукции, кредитующие предприятие-продавца на сумму предоплаты ее товаров.

    Как правило, две последние разновидности кредиторов не производят оценку финансового состояния предприятия, что является явным недостатком в их работе, т.к. риск неполучения средств за реализованную продукцию или потери предоплаты достаточно высокий, а это создает угрозу финансовому положению самого кредитора.

    Кроме кредитных, у покупателей и продавцов есть другие интересы в отношении предприятия: сохранение соответственно источника поставок или рынка сбыта. В отдельных случаях на рынке может существовать только один производитель/покупатель необходимой продукции и если его финансовое состояние ухудшается, то контрагенты такого монополиста сами могут оказаться в тяжелой ситуации.

    Кредитование со стороны поставщика или покупателя может сопровождаться оформлением векселей. При продаже такого векселя первоначальным кредитором сторонней организации у предприятия-заемщика появляется новая разновидность контрагентов, заинтересованных в информации о его платежеспособности.

    г) Участники рынка долговых ценных бумаг. Круг заинтересованных лиц значительно расширяется, если предприятие кроме векселей эмитирует и другие долговые обязательства, свободно обращающиеся на рынке.

    Состав данной разновидности кредиторов разнороден — это могут быть банки, финансовые компании, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, другие предприятия, частные лица. На этом рынке на оценку долга действует множество факторов, которые связаны с финансовым состоянием эмитента косвенно, либо вообще не связаны. Например, кризис на азиатском рынке ценных бумаг привел к изъятию средств иностранных инвесторов с российского рынка, что в свою очередь повлекло за собой снижение котировок долгов отечественных предприятий, т.е. инвесторы решили, что риск данных обязательств (как вероятность невыплаты основного долга и процентов вследствие неплатежеспособности заемщика) резко возрос. Вместе с тем, погашение долговых ценных бумаг производит конкретный эмитент, поэтому возврат основной суммы долга зависит только от его финансового состояния, с ним связано и получение дохода в виде дисконта или процентов. Кроме того, доходность операции для покупателя зависит от его способности правильно выбрать определенную ценную бумагу и момент ее покупки.

    2. Собственники предприятия. Они заинтересованы в сохранении и приумножении стоимости своего вклада в предприятие и начислении доходов от владения им, что возможно лишь при сохранении устойчивости его состояния. Владение предприятием может осуществляться как через приобретение его акций, так и выкупом паев/долей (если предприятие создано не в форме АО). В первом случае рынок ценных бумаг может вносить значительные коррективы в оценку предприятия. Во-втором — система “предприятие — его владельцы” более замкнута и собственникам, как правило, доступен больший объем внутренней информации, которым необходимо уметь воспользоваться.

    3. Работники предприятия. Частично их интересы носят кредитный характер — относительно заработка, который еще не уплачен за отработанное время. Однако кроме способности предприятия своевременно и в полном размере выполнять свои текущие обязательства перед сотрудниками по заработной плате, последних интересуют перспективы сохранения их рабочего места на данном предприятии, увеличение оплаты труда, пакета социальных льгот — все это во многом зависит от финансового состояния работодателя.

    4. Среди наемных работников предприятия следует особо выделить группу менеджеров, которые лично заинтересованы в укреплении финансового состояния и позиции предприятия на всех направлениях его деятельности. Банкротство предприятия для них сопровождается не только потерей рабочего места, но и потерей профессионального имиджа. Кроме того, руководители, как правило, являются и совладельцами предприятия, что увеличивает их потери в случае банкротства. Именно менеджерам доступен максимальный объем информации о его состоянии и деятельности, на основании изучения которой происходит принятие управленческих решений в производственной, коммерческой и финансовой сферах деятельности.

    5. Государство в лице местных и федеральных органов власти. Их заинтересованность выражается в:

    — сохранении и росте экономического потенциала региона и страны в целом;

    — поступлении доходов в бюджет;

    — обеспечении необходимого уровня занятости населения;

    — производстве необходимых товаров, работ, услуг.

    Именно государство регламентирует виды, сроки, порядок ведения учета, составления и предоставления отчетности субъектами хозяйственной деятельности. Однако в силу того, что отчетная информация поступает в разные ведомства (налоговая инспекция, госкомитет по статистике, ФКЦБ и т.п.), ее получение и использование иногда бывает затруднительным даже для органов власти.

    6. Конкуренты предприятия — единственная группа контрагентов, заинтересованная в ухудшении его финансового состояния и банкротстве. Они могут получить необходимую информацию как из официальной отчетности, так и из прочих источников (при этом часто используются противозаконные методы).

    1.2. Информационная база оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

           

    Эффективность оценки финансово-хозяйственной деятельности непосредственно зависит от полноты и качества используемой информации. [19, c. 39]

    Информационное обеспечение экономического анализа или его информационная модель должны соответствовать определенным общепринятым принципам. Это необходимо для того, чтобы результаты анализа деятельности различных предприятий можно было сравнивать между собой. Более того, государственные органы, контролирующие деятельность предприятий, предъявляют к информации, содержащейся в отчетах, жесткие требования.

    Эти требования в общем виде формулируются так:

    -  полнота отражения хозяйственной деятельности;

    -  правдивость учета;

    -  точность;

    -  простота и доступность;

    -  экономичность и рациональность.

    Существовавший долгое время упрощенный подход к информационному обеспечению оценки финансового состояния, ориентированный  на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности устарел. Финансовая отчетность может служить базой лишь для ретроспективного анализа финансового состояния предприятия.

    Гораздо более интересен прогнозный анализ, направленный на определение возможного будущего финансового состояния предприятия, который требует дополнительной информации о внешней среде предприятия. В итоге современная информационная база значительно расширилась.

    Здесь следует отметить, что внешним пользователям доступна только внешняя информация и данные финансовой отчетности, оставшаяся часть внутренней информации представляет собой коммерческую тайну.

     Состав современной информационной базы оценки финансового состояния представлен на рис. 1.2.1

    Рис. 1.2.1 Состав информационного обеспечения финансового анализа

    Рассмотрим  некоторые элементы информационного обеспечения подробно (табл. 1.2.1.).

    Таблица 1.2.1

    Характеристика основных  элементов информационного обеспечения.

    Элемент

    Показатели

    Источники информации

    Назначение информации

    1.Общеэкономическое состояние

    Темпы роста ВВП и НД, индекс инфляции, государственная налоговая, денежная и кредитная политика

    Публикации Госкомстата России, «Финансовая Россия», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь»,социологические исследования, прогнозы специалистов

    Для разработки и реализации

    финансовой

    стратегии предприятия, планирования, обоснования инвестиционных решений и разработки вариантов

    их

    финансирования

    2.Развитие отрасли

    Чувствительность отрасли к изменениям в экономике, государственное регулирование отрасли, экспортные, импортные квоты, особенности налогообложения отрасли (ставки НДС, акцизов), индексы цен на продукцию отрасли

    3.Состояние фондового рынка

    Виды фондовых инструментов преобладающих на рынке, цены спроса и предложения на них, объемы сделок, сводный индекс рынка, ценные бумаги эмитента, его менеджмент,

    Коммерческие периодические издания: «Рынок ценных бумаг», «Финансовая Россия», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», проспект эмиссии предприятия-эмитента

    4.Состояние рынка капитала

    Ставка рефинансирования, курс иностранных валют, кредитные и депозитные ставки коммерческих банков

    «Финансовая газета», Интернет

    5.Деятельность контрагентов

    Объем и выбор предложения и ценовая конкурентоспособность поставщиков, платежеспособность покупателей, индекс цен на основные виды ресурсов

    «Финансовая газета», «Профиль», «Вестник ЦБ», соответствующие рейтинги, аналитические обзоры


    Обоснование решений в области текущей производственно коммерческой деятельности предприятий

    6.Деятельность конкурентов

    Объем их продаж, доля на рынке, перспективы расширения продаж

    Маркетинговые  исследования



    Основным источником информации служит отчетность пред­приятия: статистическая и бухгалтерская, как внутригодовая (за неделю, месяц, квартал, полугодие), так и годовая. Наиболее обширная информация имеется в годовом отчете пред­приятия, который включает в себя ряд отчетных форм и поясни­тельную записку. В годовой отчетности отражаются различные показатели, характеризующие деятельность предприятия в целом за год. Источником информации о том или ином показателе за срок меньше года, служит текущая статистическая и пе­риодическая бухгалтерская отчетность. При изучении хозяйствен­ной деятельности объединений, ассоциаций, холдингов используется сводная отчетность, которая отражает совокупные итоги их работы в це­лом (табл. 1.2.2).

    Таблица 1.2.2

    Содержание основных форм финансовой отчетности предприятия

    Название и номер формы отчетности

    Ее содержание

    Ф№1 Бухгалтерский баланс

    Информация об имуществе обязательствах и капитале предприятия

    Ф№2 Отчет о прибылях и убытках

    Информация о доходах и расходах по различным видам деятельности предприятия

    Ф№3 Отчет об изменениях капитала

    Информация об источниках формирования собственного капитала за отчетный период и причинах его изменения

    Ф№4 Отчет о движении денежных средств

    Информация о наличии, поступлении и расходовании денежных средств организации

    Ф№5 Приложения к бухгалтерскому балансу

    Информация о движении заемных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии амортизируемого имущества, источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, расшифровка отдельных статей прибылей и убытков и другая

    Ф№6 Отчет о целевом использовании полученных средств

    Информация о поступивших в организацию средствах в виде вступительных членских и добровольных взносов, о доходах от предпринимательской деятельности и использованных средствах (на целевые мероприятия: социальная и благотворительная помощь, проведение конференций) расходов на содержание аппарата управления


    Однако не все данные, необходимые для глубокого и всесто­роннего изучения деятельности предприятия, имеются в отчетности. Поэтому в качестве дополнительного источника информации ис­пользуется хозяйственный учет — оперативный, бухгалтерский и статистический. Важное значение для углубления анализа имеет привлечение первичной учетной документации. Компьютерный учет позволяет оперативно сводить данные текуще­го контроля и получать ежедневные сводки, характеризующие отдель­ные стороны работы предприятия (выполнение норм выработки, расход материалов, выпуск продукции и т.п.). Это значительно расширяет информационную базу анализа. Широко используется при экономическом анализе плановая информация: данные перспективного, годового плана предприя­тия и его оперативных планов.

    При проведении анализа используется и нормативная инфор­мация, т.е. нормы расхода основных и вспомогательных материа­лов, топлива и электроэнергии, нормы времени и нормы выработ­ки, нормы амортизационных отчислений, нормативы отчислений от прибыли, налога с добавленной стоимости, нормативы оборотных средств, нормативы длительности производственного цикла.

    Важным источником служит техническая и технологическая информация: технические паспорта на отдельные машины, техно­логические инструкции, государственные стандарты, технические условия и др.

    Используются также данные внеучетного характера: акты об­следований, ревизий, материалы проверок, проводимых различны­ми организациями (финансовыми, кредитными, вышестоящими и др.), протоколы производственных совещаний, договоры с заказ­чиками и поставщиками, рекламации, материалы прессы и др. В тех случаях, когда для выявления характера и размера влия­ния отдельных факторов не требуется систематическая информа­ция, используется выборочное изучение (например, при анализе качества продукции).

    Правильность выводов, вытекающих из анализа хозяйствен­ной деятельности, во многом зависит от достоверности информа­ции, используемой в процессе анализа. Поэтому анализу должна предшествовать тщательная проверка источников информации на достоверность и точность. Для этого проводится счетная проверка отчетности (контролируется правильность арифметических под­счетов, проверяется связь между показателями разных форм от­четности и их согласованность, уточняется полнота отражения ре­зультатов инвентаризации в показателях отчетности и т. п.).

    При анализе важное значение имеет идентичность и сопоста­вимость отчетных данных, используемых для оценки деятельности предприятия за сравниваемые отрезки времени, например, за пер­вый квартал отчетного года и первый квартал предыдущего от­четного периода. В связи с этим проверяется согласованность и преемственность показателей отчетов за смежные периоды.

    Это означает на практике, что оценка состояния предприятия зависит от следующих аспектов, связанных с информацией:

    1. Полезности.

    2. Достоверности.

    3. Полноты.

    4. Своевременности.

    5. Правильности интерпретации со стороны исследователя.

    Первые 4 аспекта характеризуют качество информации как исходного материала для исследований, а пятый аспект связан непосредственно с процессом анализа.

    Полезность информации определяется степенью ее влияния на управленческие решения, позволяя оценивать предыдущие и текущие события, а также делать необходимые прогнозы. Например, сведения о планируемой рентабельности нового инвестиционного проекта оказывают влияние на решение банка при выдаче долгосрочного кредита. Для заключения контракта на поставку продукции предприятию-контрагенту такая информация не требуется.

    Полезность информации может быть различной в зависимости не только от ее содержания, но и от типов пользователей (например, информация о выплате дивидендов для акционера полезна, а для кредитора, как правило, избыточна). Понятие “полезности” можно трактовать достаточно широко, включая в него такие аспекты, как достоверность, полнота и своевременность. В самом деле, для принимаемого решения недостоверная или неполная информация теряет свои полезные свойства.  Необходимо рассматривать эти свойства отдельно, применяя термин “полезность” к содержательной стороне информации.

    Достоверность информации означает, что она должна адекватно описывать произошедшее событие. Для бухгалтерской информации, например, важно отсутствие ошибок, отражение операций в соответствии с их экономическим содержанием и принятыми правилами учета.

    Полнота информации определяется как наличие всех необходимых данных для принятия решения. Вместе с тем, информация не должна быть избыточной (за исключением случаев дублирования информации с целью ее проверки на достоверность). Отсутствие некоторых сведений может привести к принятию неверного решения. Например, при совершении сделки по цене выше рыночной, что привело к существенному росту прибыли предприятия, необходимо отметить, что данная операция проведена с аффилированным предприятием. Отсутствие этой части информации создает у инвестора ложное впечатление об эффективности деятельности предприятия.

    Такое качество данных как “своевременность” означает, что чем меньше времени прошло с момента события до момента его отражения в различных источниках информации, тем большую ценность эти данные представляют для пользователя. Например, информация об изменениях курса акций 3 года назад менее полезна для инвестора, чем тот же вид информации, но за трехмесячный период перед моментом покупки. Существует способ учета ценности информации в зависимости от момента ее возникновения: в процессе расчетов “старые” данные используются с корректирующим коэффициентом (например, при прогнозировании курсов акций путем экстраполяции цен предыдущих периодов).

    Такой аспект как “правильность интерпретации со стороны исследователя” связан непосредственно с созданием методики оценки финансового состояния предприятия и ее применением.

    Глава 2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «-»  за 2008-2009 гг.

     

    2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

    ООО «-» специализируется на предоставлении профессиональных услуг по оценке недвижимости (здания, сооружения, квартиры, земельные участки, загородная недвижимость, коттеджи и т.д.), а также оказывает услуги по оценке бизнеса (предприятия, акции, переоценка основных фондов) и оценке оборудования.

    Цели проведения оценки

    Оценка имущества производится для целей кредитования под залог объекта оценки (ипотека), взноса имущества в уставный капитал, страхования, оформления наследства (для предоставления нотариусу), раздела имущества, принятия управленческих решений (слияние, поглощение), выкупа госсобственности, переоценки стоимости основных средств, оценки ущерба и страхового возмещения.

    Независимая оценочная экспертиза позволяет установить различные виды стоимости объекта:

    рыночной стоимости - наиболее вероятной стоимости объекта при его продаже на открытом рынке;

    восстановительной стоимости - суммы затрат в рыночных ценах на создание объекта, идентичного оцениваемому объекту;

    инвестиционной стоимости - стоимости, определяемой исходя из доходности объекта при заданных инвестиционных целях.

    Определение различных видов стоимости даст объективную информацию о реальной цене объекта и, возможно, будет полезна при принятии управленческих решений.

    В результате проведения оценки ООО «-» предоставляет Заказчику Отчет об оценке, содержащий подробное обоснование стоимости объекта оценки.

    Услуги по оценке стоимости имущества предоставляются в соответствии с федеральным законом № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"; и включают в себя проведение экспертизы имущества и оформление комплекта документов, отвечающего требованиям Стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 519 от 06.07.2006, а также требованиям международных стандартов МСО-2005.

    2.2. Анализ ликвидности  и  финансовой устойчивости предприятия


    Оценка платежеспособности предприятия по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности активов и показателей финансовой устойчивости. Первое заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени  убывающей ликвидности с обязательствами по пассиву, которые группируются по степени убывания срочности их погашения.

    В результате были получены следующие группы активов и пассивов (таблица 2.2.1):

    Таблица 2.2.1

    Анализ ликвидности баланса предприятия с помощью абсолютных показателей

    Группировка активов (А)

    За 2008 г.

    За 2009 г.

    Группировка пассивов (П)

    За 2008 г.

    За 2009 г.

    Платежный излишек или недостаток

    За 2008 г.

    За 2009 г.

    Наиболее ликвидные активы

    48

    24

    Наиболее срочные обязательства

    235

    268

    -187

    -244

    Быстрореализу-емые активы

    101

    115

    Краткосрочные обязательства

    129

    100

    -28

    15

    Медпеннореали-зуемые активы

    46

    51

    Долгосрочные обязательства

    0

    0

    46

    51

    Труднореализу-емые активы

    330

    352

    Постоянные пассивы

    161

    174

    169

    178

    Баланс

    525

    542


    525

    542

    0

    0



    Баланс считается ликвидным,

    если:

    А1 больше или равно П1

    А2 больше или равно П2

    А3 больше или равно П3

    А4 меньше или равно П4


    Как мы видим, в 2008 г. и 2009 г. не выполняется первое неравенство абсолютной ликвидности баланса предприятия. Сумма наиболее ликвидных активов значительно меньше суммы наиболее срочных обязательств.

    Значит, баланс предприятия нельзя назвать абсолютно ликвидным.

    Расчет абсолютных показателей ликвидности обычно сопровождается расчетом относительных показателей – коэффициентов ликвидности. (таблица 2.2.2).

    Таблица 2.2.2

    Анализ показателей ликвидности

    Наименование показателей

    Значение

    Оптимальное значение

    За 2008 г.

    За 2009 г.

    Коэффициент текущей ликвидности

    0,54

    0,52

    2

    Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности

    0,25

    0,22

    0,8

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,13

    0,07

    0,2-0,3


    Согласно таблице 2.2.2 за ближайшие 2-5 дней предприятие  в 2008 г. смогло бы погасить 13 % краткосрочных обязательств, а в 2009 г. только 7%, то есть данный показатель ниже норматива. При нормативе ниже 20-30 % данный факт означает отсутствие у предприятия платежеспособности на период 2-5 дней.

    Коэффициент промежуточной ликвидности не соответствует норме, что свидетельствует неплатежеспособности предприятия на период равный продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

    За этот срок предприятие может погасить  в 2008 г. - 25 % своей краткосрочной задолженности, а в 2009 г. -22 %.

    Значение коэффициента текущей ликвидности значительно ниже нормы, что свидетельствует о том, что предприятие не имеет должного запаса оборотных средств, чтобы с учетом потери их стоимости при срочной реализации покрыть  краткосрочные обязательства. Значит предприятие неплатежеспособно на период равный сроку одного оборота оборотных активов.

    Проиллюстрируем динамику коэффициентов ликвидности на диаграмме (рис. 2.2.1.):

    Рис. 2.2.1. Динамика коэффициентов ликвидности

    Для оценки финансового состояния необходима проверка финансовой устойчивости предприятия. Анализируя ликвидность, сопоставляется состояние активов и состояние пассивов. Это дает возможность оценить, в какой степени предприятие готово к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это позволяет понять, насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние активов и пассивов задачам финансово- хозяйственной деятельности.

    Детальную характеристику финансовой устойчивости можно получить, рассчитав ряд финансовых коэффициентов (табл. 2.2.3).

    Таблица 2.2.3

    Расчет коэффициентов финансовой устойчивости

    Название

    Формула

    Нормативное значение

    За 2008 г.

    За 2009 г.

    1. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами


    ³ 0,1


    -0,87

    -0,94

    2. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

    , где

    В – итог баланса

    ³ 0,5


    0,31

    0,32

    3. Коэффициент капитализации

    £ 1

    2,26

    2,11

    4. Коэффициент финансирования


    ³ 1

    0,44

    0,47

    5. Коэффициент финансовой устойчивости


    ³ 0,7

    0,31

    0,32

    Согласно данным таблицы 2.2.3 все финансовые коэффициенты гораздо ниже установленного нормативного.

    Охарактеризуем каждый из рассчитанных коэффициентов.

    Согласно нормативному значению коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами, для поддержания достаточного уровня своей финансовой устойчивости предприятию необходимо, чтобы не меньше 10 % оборотных средств финансировались за счет собственных средств.  Анализируемое предприятие  в 2008 и 2009 гг. не имело собственных оборотных средств.

    Коэффициент автономии свидетельствует о том, что для обеспечения финансовой независимости удельный вес собственных средств предприятия в сумме всех источников финансирования его деятельности должен составлять не менее 50 %. В 2008 г. собственные средства составили 31 %, в 2009 г. -32, что свидетельствует о большой степени финансовой зависимости  исследуемого предприятия.

    Величина коэффициента соотношения собственных и заемных средств свидетельствует о том, что в 2008 г. на рубль собственных средств приходилось 2,26 руб. заемных средств, в 2009 г. – 2,21, при нормативе меньше 1.

    Соотношение собственных и заемных средств было следующее: что в 2008 г. на рубль заемных средств приходилось 44 коп. собственных средств, в 2009 г. 47 коп., при нормативе больше 1.

    Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю средств, вложенных в деятельность предприятия на длительный срок. В 2008 году доля составила 31%, в 2009 году – 32%.

    2.3.Анализ деловой активности, результативности и эффективности деятельности  предприятия


    Анализ деловой активности и рентабельности предприятия  будет заключаться в определении показателей оборачиваемости и рентабельности.

    На длительность нахождения средств в обороте влияет сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, экономическая ситуация в стране, но все же главным образом  –  это внутренние условия деятельности предприятия и в первую очередь эффективная стратегия управления активами. 

    Расчет показателей оборачиваемости средств предприятия приведен в таблице (таблица 2.3.1).

    Таблица 2.3.1

    Определение показателей оборачиваемости активов предприятия


    Показатели

    за 2008 г.

    за 2009 г.

    Ускорение (+), замедление (-)  оборачиваемости  средств

    Коэффициент общей оборачиваемости капитала

    2,09

    1,93

    -0,15

    Коэффициент оборачиваемости мобильных средств

    5,05

    5,36

    0,31

    Коэффициент фондоотдачи

    3,56

    3,03

    -0,53

    Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

    6,43

    6,16

    -0,27

    Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств

    17,34

    21,28

    3,93

    Коэффициент оборачиваемости денежных средств

    20,85

    28,67

    7,82

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

    10,81

    9,56

    -1,25

    Средний срок оборота дебиторской задолженности

    33,31

    37,67

    4,36

    Оборачиваемость кредиторской задолженности

    4,72

    4,10

    -0,62

    Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности

    76,22

    87,73

    11,51

    Операционный цикл

    54,07

    54,59

    0,52

    Финансовый цикл

    -22,15

    -33,14

    -10,99



    Согласно произведенным в таблице 2.3.1 расчетам,  на исследуемом предприятии не наблюдается  ускорение оборачиваемости  активов. Это свидетельствует о снижении эффективности использования активов предприятия.

    Оборотные активы в 2009г. по использовались эффективнее. Изменения оборачиваемости отдельных составляющих оборотных средств послужило причиной снижения оборачиваемости оборотных активов и замедления оборачиваемости дебиторской задолженности с 10,81 до 9,56 оборотов, соответственно произошло увеличение продолжительности одного оборота дебиторской задолженности с 33,31 до 37,67 дней.

    Если деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств, то эффективность его функционирования  определяется с помощью показателей рентабельности, характеризующих качественный уровень результативности работы предприятия. Вторая составляющая деловой активности  - это показатели рентабельности. Они представляют характеристику факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами оценки финансового состояния предприятия. Расчет результативности деятельности предприятия на основе показателей приведен в таблице  2.3.2.



    Таблица 2.3.2

    Расчет показателей рентабельности предприятия

    Показатели рентабельности

    за 2009 г.

    за 2008 г.

    Изменение (+,-)

    Рентабельность собственного капитала

    16,77

    25,86

    -9,09

    Фондорентабельность

    8,18

    12,78

    -4,60

    Общая рентабельность

    2,33

    4,85

    -2,53

    Рентабельность продаж

    2,62

    6,62

    -4,00

    Рентабельность деятельности (окупаемость издержек)

    2,69

    5,20

    -2,51

    Период окупаемости собственного капитала

    6,20

    Х



    На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы:

    Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля собственных средств. Данный показатель в 2008 году составил 25,86, в 2009 году – 16,77. Снижение показателя свидетельствует о том, что финансовые менеджеры неумело используют привлеченные финансовые ресурсы.

    Рентабельность основных средств или фондорентабельность показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля используемых основных средств. Данный показатель в 2008 году составил -12,78 руб., в  2009 году – 8,18 руб.

    Рентабельность продаж  в 2008 г. составляла 6,62 руб. прибыли от продаж  с рубля выручки от реализации, в 2009 г  - 2,62 руб. Прослеживается отрицательная  динамика.

    Эффективность затрат на основной вид деятельности и на другие ее виды позволяет сравнить показатель рентабельности основной деятельности. Он показывает удельный вес прибыли от реализации в каждом рубле себестоимости реализованной продукции, служит характеристикой эффективности управления и правильности выбранной стратегии. В 2008 году данный показатель составил -5,20 руб., в 2009 году 2,69труб.

    Период окупаемости затрат  показывает период окупаемости средств (в количестве лет), вложенных собственниками в деятельность предприятия. В ООО «Центр оценки недвижимости» даны   показатель составит около 6 лет.


    Глава 3. Разработка мер по повышению эффективности финансово- хозяйственной деятельности ООО «-» 

    3.1. Рекомендации по восстановлению финансовой устойчивости анализируемого предприятия


    В процессе проведенного анализа выяснилось, что финансовое состояние предприятия остается весьма неустойчивым.

             Одной из главных причин такого положения дел является большая дебиторская задолженность на предприятии в 2008 г. ее доля в балансе составила 19,2%, а в  2009 г. – 21,2%.

             Поэтому в работе предлагаются меры по улучшению финансового состояния предприятия будут направлены на сокращение дебиторской задолженности.

    Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности

                Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо:


    1. Следить за своевременностью оплаты, для чего необходимо вести платежный календарь и напоминать дебиторам о приближении срока платежа.

    2. По возможности не предоставлять отсрочек платежей, поскольку в условиях инфляции с течением времени деньги теряют свою стоимость и предприятие получит реально меньше средств, чем ему были должны.

    3. Увеличить качество дебиторской задолженности путем привлечения вексельной формы расчетов.

    4. Рассмотреть возможность взыскания просроченной  задолженности в судебном порядке.

    5. Не работать с заказчиками, которые испытывают трудности с платежеспособностью.

    Развитие рыночных отношений и инфраструктуры  финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

    Основными методами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

    ü  факторинг;

    ü  учет векселей, выданных  клиентам;

    ü форфейтинг;

    ü спонтанное финансирование.

    Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием права получения денежных средств по платежным документам за поставленные услуги в пользу банка или специализированной компании — "фактор компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа.

    Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности заказчика услуг и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца услуг в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении заказчиком (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга заказчиком).

    Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному заказчику кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с оказанием услуг, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с заказчиком в процессе осуществления им платежей.

    Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца услуг определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

    Учет векселей, выданных покупателям услуги, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

    Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты но учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность заказчика по (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка).

    По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей.  Однако его недостатком является высокая стоимость.

    3.2. Использование метода спонтанного финансирования для  управления дебиторской задолженностью предприятия


    В качестве основной меры по сокращению срока погашения дебиторской задолженности предложим использование скидки за оплату услуг ранее оговоренного в договоре срока (спонтанное финансирование).

    При определении скидки необходимо найти такой ее оптимальный размер, который не только побудил бы заказчика заплатить раньше срока, даже если ему придется воспользоваться для этого банковским кредитом (значит, выгода от скидки должна превысить банковский процент), но и был бы выгоден предприятию, то есть выгода от досрочного погашения задолженности должна быть больше, чем потери, связанные с предоставлением скидки.

    Рассмотрим эффективность применения данного метода на исследуемом предприятии (табл. 3.2.1).

    Для покрытия имеющегося  дефицита оборотных средств оно может:

    1)   предоставить скидку заказчикам, чтобы быстрее получить требуемые средства;

    2)   получить кредит в банке без предоставления скидки.

    При этом необходимо учитывать инфляционное обесценивание  денег и возможность альтернативных вложений полученного в результате капитала.

    Таким образом, в качестве исходных данных мы имеем:

    - инфляционный рост цен – в среднем 1,1% в месяц, 0,033 % в сутки;

    - договорной срок оплаты – 1 месяц;

    - при оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3,5,7 %;

    - альтернативный срок оплаты: через 5, 10, 15 дней после отгрузки;

    - банковский процент по краткосрочному кредиту – 22% годовых;

    - доходность альтернативных вложений капитала – 18 % годовых.






    Таблица  3.2.1

    Расчет финансового результата

    Показатель

    Скидка

    Срок оплаты  услуги

    Кредит

    через 5 дней

    через 10 дней

    через 15

    1.  Потери от скидки с каждой 1000 руб.

    3%

    30

    30

    30

    0

    5%

    50

    50

    50

    7%

    70

    70

    70

    2. Доход от альтернативных вложений капитала при простой процентной ставке

    3%

    11,86

    9,50

    7,14

    14,79452

    5%

    11,62

    9,31

    6,99

    7%

    11,37

    9,11

    6,85

    3, Потери от инфляции


    1,65

    3,3

    4,95

    9,9

    4. Оплата процентов, руб.





    18,33333

    5. Финансовый результат

    3%

    10,21

    6,20

    2,19

    6,361187

    5%

    9,97

    6,01

    2,04

    7%

    9,72

    5,81

    1,90


    Предприятие устраивают следующие варианты скидок:    

    -  3 %-ная скидка при платеже в 5 -дневный срок (финансовый результат 10,21 руб. с 1000 руб.);

    -   5 %-ная скидка при платеже в 5-дневный срок (финансовый результат 9,97 руб.);

    - 7 % -ная скидка при платеже в 5-дневный срок (финансовый результат 9,72 руб.);

             Другие варианты имеют меньший финансовый результат по сравнению с кредитом.

             Теперь необходимо рассмотреть данные варианты скидок с позиции заказчика.

             Перед заказчиком стоит вопрос: что выгоднее оплатить до даты оговоренной в договоре, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом или дотянуть до последнего срока платежа и потерять скидку.

             Для этого необходимо сопоставить цену отказа от скидки и стоимость банковского кредита.

             Цена отказа от скидки определяется по следующей формуле:

    Цена отказа от скидки

    =

    Процент скидки

    х100х

    365 дней

    100% -

    процент скидки

    Максимальная длительность отсрочки платежа, дней

    -

    Период, в течении которого предоставляется скидка, дней


    В качестве окончательного варианта выберем скидку в 5 % при условии оплаты в течение 5 дней с момента оказания услуги. 

    Данный вариант имеет несколько меньший финансовый результат, однако его доходность для заказчика значительно выше, поэтому он сможет привлечь большее число заказчиков.

    1. 3/(100-3)х100х(365/(30-5)=44,54 %

    2. 5/(100-5)х100х(365/(30-5)=75,79 %

    3. 7/(100-7)х100х(365/(30-5)=108,4 %

    Как мы видим во всех трех вариантах предоставления скидки цена скидки выше банковского кредита 22 %.


    Заключение


    Подводя итоги проделанной работы еще раз можно подчеркнуть: изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д., то есть на экономической деятельности предприятия.

    Речь, прежде всего, идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением, в первую очередь, индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической революции. Все это требует от фирм адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

    В процессе проведенного анализа выяснилось, что финансовое состояние предприятия остается весьма неустойчивым.

             Одной из главных причин такого положения дел является большая дебиторская задолженность на предприятии в 2008 г. ее доля в балансе составила 19,2%, а в  2009 г. – 21,2%.

             Поэтому в работе предлагаются меры по улучшению финансового состояния предприятия будут направлены на сокращение дебиторской задолженности.


    Список использованной литературы

    1. Абрютина М.С.,Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия :Учебно-практическое пособие.-3-е издание, переработанное и дополненное.-М.:Издательство «Дело и сервис»,2006.-272с.

    2. Артеменко  В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ:Учебное  пособие.-2-е издание переработанное и дополненное.-М.:Издательство «Дело и сервис»,Новосибирск :Издательский дом  “Сибирское соглашение”,2004.-160с.

    3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ Н.А.Русак,  В.И.Стражев, О.Ф.Мигун и др. Под общей редакцией В.И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – Мн.: Высшая школа, 2004. – 398с.

    4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп.-М.:Финансы и статистика – 2007ю –208с: ил.

    5. Бендиков М.А, Джамалай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№ 5 – с.80.

    6. Браташова Н.И., Ващенко А.Н. Финансовое состояние предприятия: В помощь студентам вузов, колледжей, техникумов, руководителям предприятий, изучающим финансы потребительской кооперации. Выпуск 7. – Волгоград:Издательство ВКПК, 2005. – 48 с.

    7. Выборова Е.Н. Диагностика финансовой устойчивости субъектов хозяйствования//Аудитор. – 2007. – №12. – с.37.

    8. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия// Финансы. – 2006. - №7. – с.64.

    9. Грачев А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период // Финансовый менеджмент. – 2008. - № 1 – с. 21.

    10. Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности (фрагмент книги) // Финансовый менеджмент. – 2008. - № 1. – с. 122

    11. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – 2-е издание, переработанное. – М.: “Бизнесшкола”, “Интел-Ситез”, 1994. – 402с.

    12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский  учёт”, 2007. –528с. (Библиотека журнала “Бухгалтерский  учёт”)

    13. Иванова Т. В активе: количество и качество // Экономика и жизнь. – 2007.- № 44. – с. 1

    14. Керимов В.Э, Бабурин В.М. Финансовый леверидж как инструмент управления финансовой деятельностью предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 2. – с. 30

    15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 768с.

    16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 560с.

    17. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003 г. – 304 с.

    18. Крюков А.Ф., Егорычев И.Г. Анализ методик прогнозирования кризисных ситуаций коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - № 2. – с. 91

    19. Любушин Н.П., Лещев В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Любушина Н.П. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005. – 417с.

    20. Малеев В. А ты вошел в реестр надежных? // Экономика и жизнь. – 2008. - №3. – с.1

    21. Матвейчева Е.В., Вишнинская Г.Н. Традиционный подход к оценке финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ -2005.-№1

    22. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1997. – 192 с.:ил.

    23. Остапенко В, Подъяблонская Л, Мешков В. Финансовое состояние предприятий: оценка, пути изменения // Экономист. – 2005. - №7. – с. 37

    24. Розанова Е.Ю. Информационная база финансового менеджмента // Менеджмент в россии и за рубежом. – 2006. - № 2. – с. 54

    25. Российский статистический ежегодник, 2007: Стат. Сб. – М.:Госкомстат России, 2007. – 690 с.

    26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО “Новое знание”, 2005. – 688с.

    27. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый  анализ:Учебное пособие.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.-479с.

    28. Уткин Э.А.: Финансовый менеджмент Учебник для вузов.-М.:Издательство»Зерцало»,1997.-279с.

    29. Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник/Под. ред. Е.С, Стояновой. – 5-е изд, перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2005. – 656 с.

    30. Финансовый менеджмент Учебник для вузов/ Г.Б.Поляк, И.А.Акодис, Г.А.Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б.Поляка.-М.:  Финансы, ЮНИТИ.1997. – 518с.

    31. Черненко А.Ф., Харькова О.В. Совершенствование методов оценки текущей платежеспособности: //Аудитор.-2007.- №8. - с.40.

    32. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 2004. – 208 с.

    33. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1995.-176с.

    34. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент/ перевод с англ. – 2-е изд. стереотипное. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997.-400с.

    35. Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –527с.

    36. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие/ Под ред. М.И.Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 656с.

    37. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: “Юристъ”, 2007. – 608с.

    38. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Л. Горфинкеля, проф. Швандара В.А. – 3-е изд., перераб. и  доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –718с.

    39. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия: Практическое пособие. СтояновЕ.А., Стоянова Е.С., 1993. – 98с.


    Приложения

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.