Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Анализ формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования РФ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:19:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение. 3

    Глава 1. Фонд ОМС: сущность и основные положения.. 5

    Глава 2. Анализ бюджета Фонда ОМС за 2009-2010 года.. 13

    Глава 3. перспективы развития Фонда ОМС.. 24

    Заключение. 32

    Список литературы.. 35


    Введение

    Актуальность работы обуславливается тем, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.

    Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

    Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.

    Объект работы – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Предмет работы – система медицинского страхования в Российской Федерации.

    Цель работы  – изучить теоретические и практические аспекты формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования РФ.

    Задачи работы:

    1. Раскрыть сущность и основные положения деятельности Федерального фонда.

    2. Проанализировать  бюджет Фонда ОМС за 2009-2010 года.

    3. Сформулировать перспективы развития Фонда ОМС.

    Структура работы включает в себя введение, главы «Фонд ОМС: сущность и основные положения» содержащей в себе теоретическую часть, главы «Анализ бюджета Фонда ОМС за 2009-2010 года» содержащую аналитическую часть и главы «Перспективы развития Фонда ОМС» содержащую практическую часть, заключение и список литературы.

    Работа выполнена на 35 стр., содержит 1 таблицу, имеет 13 источников литературы.


    Глава 1. Фонд ОМС: сущность и основные положения

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ‑ один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

    Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

    Среди основных функций фонда:

    1. Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

    2. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

    3. Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.[1]

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

    Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.

    Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

    Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.[2]

    Полное официальное наименование — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.

    Основными  принципами  осуществления  обязательного     медицинского страхования являются:

    1)  обеспечение  за  счет   средств   обязательного     медицинского страхования  гарантий   бесплатного   оказания  застрахованному лицу медицинской  помощи  при  наступлении  страхового   случая     в   рамках территориальной  программы  обязательного  медицинского     страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также   - программы обязательного медицинского страхования);

    2)  устойчивость  финансовой  системы  обязательного    медицинского страхования,  обеспечиваемая  на  основе   эквивалентности     страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

    3)  обязательность  уплаты  страхователями  страховых     взносов на обязательное  медицинское   страхование   в   размерах,     установленных федеральными законами;

    4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных  лиц   на исполнение обязательств  по  обязательному  медицинскому    страхованию в рамках  базовой  программы   обязательного   медицинского     страхования независимо от финансового положения страховщика;

    5)  создание  условий  для  обеспечения  доступности  и     качества медицинской  помощи,  оказываемой  в  рамках   программ     обязательного медицинского страхования;

    6)   паритетность   представительства   субъектов обязательного медицинского  страхования  и  участников   обязательного     медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования. [3]

    Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

    - финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

    - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

    - аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.[4]

    В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

    - осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

    - разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

    - осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;

    - выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

    - осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

    - осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

    - осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

    - вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

    - участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

    - осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

    - организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

    - изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

    - обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

    - участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

    - ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.[5]

    Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

    Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС,  национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

    Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

    Управление формирования доходов по ОМС принимает участие  в разработке перспективных планов развития системы ОМС. Осуществляет расчет доходной части бюджета ФОМС на основании макроэкономических показателей Минэкономразвития России.

    Осуществляет анализ поступления финансовых средств по ОМС, организациии статистического учета в системе ОМС и взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами.

    Осуществляет взаимодействие:

    - с Федеральной налоговой службой и финансовыми органами по вопросам поступления налоговых платежей, зачисляемых в фонды ОМС

    - с Минздравсоцразвития России и ФНС  по вопросам регистрации страхователей в территориальных фондах ОМС при обязательном медицинском страховании. 

    - с Федеральной службой государственной статистики по представлению форм ведомственной статистической отчетности в системе ОМС.

    Принимает участие в подготовке предложений ФОМС к проектам федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам, входящим в компетенцию Управления. [6]

    В соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.1991г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

    Система обязательного медицинского страхования направлена на реализацию прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях в объеме, соответствующем Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    Основными вопросам организации системы обязательного медицинского страхования, призванными обеспечить выполнение Закона о медицинском страховании граждан Российской Федерации, являются:

    - организация взаимодействия между субъектами обязательного медицинского страхования, в том числе организация взаимодействия со страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями, страхователями;

    - координация деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

    - разработка нормативной правовой документации по вопросам организации ОМС, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

    - защита прав и законных интересов граждан в системе ОМС, в том числе контроль за объемами и качеством оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС.[7]

    Таким образом, федеральный фонд обязательного медицинского страхования ‑ один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Среди основных функций фонда: выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.


    Глава 2. Анализ бюджета Фонда ОМС за 2009-2010 года

    Особенностью формирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются то, что формируемые средства федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

    Формирование Фонда обязательного медицинского страхования РФ происходит за счет:

    1. Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.

    2. Ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

    3. Добровольных взносов юридических и физических лиц.

    4. Доходов от использования временно свободных финансовых средств.

    5. Нормированного страхового запаса Федерального фонда.

    6. Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    7. Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

    8. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

    Федеральный фонд ОМС вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

    Федеральный фонд ОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.[8]

    Федеральный закон РФ от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусматривает утверждение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. по доходам в сумме 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 8 650 806,0 тыс. рублей; по расходам – 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей.[9]

    Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусматривает утверждение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 г. по доходам в сумме в сумме 105 851 220,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4 734 000,0 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда планируется в сумме 110 851 220,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей., а предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 5 000 000,0 тыс. рублей.

    Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения.

    Основным отличием бюджетов с точки зрения содердания является отсутствие в бюджете за 2010 год пунктов касающихся налога ЕСН.

    С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС.

    В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются(согласно части 4 статьи 8 закона N 313-ФЗ от 29.11.2010). С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).[10]

    Перечень главных администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

    1. Федеральная налоговая служба.

    2. Единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС.

    3. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

    4. Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

    5. Доходы от выдачи патента на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения.

    6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    7. Единый сельскохозяйственный налог.

    8. Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФОМС.

    9. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    10. Межбюджетные трансферты бюджету ФОМС, передаваемые из федерального бюджета, на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

    11. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    12. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

    13. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).

    14. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики.

    15. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.[11]

    Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФОМС:

    1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    2. Увеличение остатков денежных средств финансового резерва бюджета ФОМС.

    3. Уменьшение остатков денежных средств финансового резерва бюджета ФОМС.

    4. Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета ФОМС.

    5. Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета ФОМС.[12]

    Увеличение поступлений единого социального налога либо платежей эквивалентных ЕСН в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2009 году 3 767,8 млн. рублей тогда как в 2010 году – 4339,1 млн. рублей, т.е. поступления увеличены более чем 5,65 раз.

    Увеличение поступлений от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год по сравнению с 2010 годом, составит в 2009 году 92 млн. рублей, тогда как в 2010 году – 109,8 млн. рублей, т.е. поступления увеличены на 19,3478%.

    Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.


    Таблица 1.

    Межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета (млн. рублей).

    Наименование межбюджетных трансфертов

    Сумма на 2009 год

    Сумма на 2010 год

    Межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета, всего в том числе:

    45 674,381

     8650,806

    проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    306,583

    828,236

    обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)

    3 538,7

    3 822,57

    проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

    4 000

    4 000

    Также предусмотрено направление на увеличение нормированного страхового запаса остатков собственных средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образовавшихся по состоянию на 1 января 2009 года.

    Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

    На 2009 год общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 123 241,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 16 600 млн. рублей. [3]

    На 2010 год общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 119 313,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 млн. рублей. [5]

    Уменьшение расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом составляет 3 528 млн. рублей, или 2,52%

    В структуре расходов ФОМС на 2010 год отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета:

    1. На финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

    2. На финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики.

    3. На финансовое обеспечение проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование.[13]

    По целевой статье расходов «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС. Так, в 2009 году исполнение бюджета ФОМС на проведение диспансеризации, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 62 %, по состоянию на 1 июля 2010 года бюджет ФОМС исполнен на 1,2 %.

    По целевой статье расходов «Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» запланированы средства в сумме на 2010 год – 4 000 млн. рублей. В 2009 годе на данные цели также предусматривались средства в объеме 4 000 млн. рублей на финансовый год, которые выделялись из федерального бюджета своевременно и в полном объеме. Однако исполнение бюджета ФОМС по данному виду расходов в 2007 году составило 57,6 %, в I полугодии 2008 года -17,2 %.

    По целевой статье расходов «Информатика» предусмотрены средства в сумме на 2010 год – 330,4 млн. рублей. На указанные цели в бюджете ФОМС на 2009 год были утверждены средства в объеме 539,2 млн. рублей. По данным представленной Счетной палате РФ формы 5-БФ(М), по состоянию на 1 июля 2009 года исполнение составило 25,6 млн. рублей, или 4,8 % от утвержденных бюджетных назначений. Объем средств, планируемый на указанные цели в 2010 году, на 208,8 млн. рублей меньше и составляет 61,3 % от суммы средств, предусмотренных на 2009 год.

    Планируется расходы бюджета ФОМС направить на финансовое обеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательного медицинского страхования.[14]

    Распределение дотаций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в соответствующем году:

    - На 2008 год всего по РФ 49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году 8 000 млн. рублей. На 2009 год всего по РФ 85 687,1 млн. рублей. [15][16]

    - Дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС направляются в бюджеты ТФОМС ежемесячно в размере одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований. Распределение субсидий из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на ОМС неработающего населения в 2008 году сумма по РФ - 3 538,7 млн.рублей, в 2009 году – 3 822,6 млн.рублей. [17][18]

    - ФОМС направляет в бюджеты ТФОМС субвенции на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Указанные субвенции расходуются ТФОМС на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.[19][20]

    Структура расходов бюджета ТФОМС:

    1. Здравоохранение и физическая культура.

    2. Обязательное медицинское.

    3. Расходы на финансирование территориальной программы ОМС.

    4. Расходы на выполнение территориальной программы ОМС.

    5. Расходы на выполнение управленческих функций ТФОМС (филиалом).

    6. Расходы на финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по ОМС.

    7. Расходы на выполнение региональных целевых программ по ОМС.

    8. Прочие расходы ТФОМС.[21]

    Таким образом, финансовые ресурсы, предназначенные для ОМС, направляются в федеральный внебюджетный Фонд обязательного медицинского страхования, который предназначен для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федеральных и региональных бюджетов. ФОМС формируется за счет: отчислений от сельхозналога; отчислений от единого налога на вмененный доход; добровольных взносов юридических и физических лиц; а также за счет доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.


    Глава 3. перспективы развития Фонда ОМС

    Сегодня, при внедрении новой системы взаимоотношений и организации медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то ни стало нельзя допустить.[22]

    В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Здесь имеется в виду принцип оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия и экономической незаинтересованности в результате своего труда, через принцип «проработал больше - получил больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал – столько и получил». В этом плане хорошо подходит глубоко продуманный и проверенный на практике опыт оплаты труда руководителей здравоохранения и медицинских работников по контракту.

    Внедрение системы медицинского страхования наряду с бюджетным финансированием здравоохранения создает реальную экономическую базу для реализации принципов дифференцированной оплаты по качеству и количеству труда.

    Следует также отметить, что внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Такое разнообразие форм внедрения ОМС объясняется, главным образом, недостаточностью нормативно-правовой базы и методологической неподготовленностью территорий, отсутствием инфраструктуры страховых медицинских организаций и нежеланием руководителей органов и учреждений здравоохранения что-либо менять.

    Основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования.

    Введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде обязательного медицинского страхования в начале 90-х годов происходило в условиях экономического спада и стагнации экономики страны. В целом это привело к тому, что данная система практически не выполнила свою основную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.

    Не оправдались также надежды, что введение системы страхования позволит в короткие сроки повысить эффективность системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскими организациями. Это обусловлено тем, что исторически сеть учреждений здравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровням предоставления медицинской помощи и исключения дублирования.[23]

    Опыт РФ, а также международный опыт, подтверждает, что введение страховых механизмов, в частности, ОМС, в неподготовленную и неэффективную систему здравоохранения не позволяет в полной мере реализовать преимущества страховых принципов организации финансирования здравоохранения. В результате за 10 лет в здравоохранении сохранились прежние принципы организации предоставления медицинской помощи и содержания сети медицинских учреждений при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами.

    Вялотекущий характер реформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимости перехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинской помощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования. Прогрессивные страховые механизмы финансирования здравоохранения при консервативных способах управления здравоохранением не могут реализоваться.

    Поэтому реформирование обязательного медицинского страхования на современном этапе возможно только в контексте системных изменений в здравоохранении.

    В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 19 апреля 2002 года и от 4 апреля 2001 года необходимо осуществить завершение перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, что предполагает устранение имеющихся в обязательном медицинском страховании недостатков, в том числе пробелов в законодательном регулировании.

    Структура органов управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России, построенной на принципах федерализма. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством РФ, содержит виды и объемы медицинской помощи. Она является основой для утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программы обязательного медицинского страхования. Это соответствует конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.

    Доминирующим принципом формирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированность доходов и расходов. Реализация страховых принципов мобилизации ресурсов на нужды отрасли должна сопровождаться постепенным замещением финансовых средств поступающих из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней, средствами, направляемыми страховыми организациями в лечебно-профилактические учреждения за предоставленные медицинские услуги. [25]

    Одна из наиболее острых проблем, требующих решения сегодня является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС. Сегодня тариф страхового взноса - 3,6% от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%, а большая часть, около 86 млн. человек (60%), это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее населения особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение». При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.[24]

    Платежи на неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить с учетом значительного роста заболеваний этого профиля. Так, рост активного туберкулеза среди детей в 2004 году по сравнению с 2008 годом (то есть за 4 года) достиг почти 40%, врожденные аномалии и пороки развития у детей выросли на 30%, новообразования на 31% и т.д.

    Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Актуальнейшей проблемой этого направления является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающих директивных документов: Законами РФ: «О медицинском страховании граждан», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д., предусматривающих организацию и порядок работы соответствующих комиссий, а также процедур проведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчас проходит согласование проекта Закона РФ «О лицензировании». Минздравмедпромом России подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности». Кроме того, готовится целый ряд нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.[25]

    Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.

    Такое положение свидетельствует о настоятельной необходимости введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных органов контроля за формированием доходов фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным образом не определены.

    Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.

    Таким образом, в настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.

    Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. [23]

    Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

    Обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.

    Обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС.

    Устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования.

    Гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.

    Поэтому необходимо:

    Исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным.

    Утверждение программы гарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и Базовой программы ОМС, а также Федеральных стандартов медицинской помощи.

    В связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях - 10-20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.

    Разработать совместно с Федеральным фондом ОМС, фармацевтическими предприятиями и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ с целью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населения и защиты отечественных товаропроизводителей.

    Утвердить:

    Программу поэтапной реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» с определением порядка, условий, сроков, критериев готовности перехода субъектов РФ на ОМС.

    Нормативно-методические документы по переходу и оценке результатов работы органов и учреждений здравоохранения в системе ОМС, по разграничению полномочий, функций и ответственности субъектов медицинского страхования.

    Систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования.

    Рекомендации по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объемов и качества труда.[26]

    Таким образом, в настоящее время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие при введении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения. Предусматривается реализация следующих мероприятий: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

    Заключение

    В данной работе была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:

    1. Раскрыта сущность и основные положения деятельности Федерального фонда.

    2. Проанализирован  бюджет Фонда ОМС за 2009-2010 года.

    3. Сформулированы перспективы развития Фонда ОМС.

    В ходе выполнения работы сделаны следующие выводы, соответствующие поставленным задачам:

    1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда. Среди основных функций фонда: выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

    2. Финансовые ресурсы, предназначенные для ОМС, направляются в федеральный внебюджетный Фонд обязательного медицинского страхования, который предназначен для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федеральных и региональных бюджетов. ФОМС формируется за счет: отчислений от сельхозналога; отчислений от единого налога на вмененный доход; добровольных взносов юридических и физических лиц; а также за счет доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов. Как видно из анализа проведенного во второй главе основной проблемой Фода ОМС является исполнение бюджета, так же отмечена отрицательная тенденций к сокращению отдельных статей бюджета.

    3. Сегодня, при внедрении новой системы взаимоотношений и организации медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то ни стало нельзя допустить. В настоящее время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие при введении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения. Предусматривается реализация следующих мероприятий: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

    Список литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

    2. Федеральный Закон от 24.07.2009г.  № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    3. Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

    4. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

    5. Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. - 2009. - № 3.

    6. Гехт И.А. О некоторых проблемах медицинского страхования // Здравоохранение РФ. – 2009. - № 4.

    7. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития.// Экономика и жизнь. – 2009. - № 3.

    8. Лаврова Ю.В. Обязательное медицинское страхование – вчера и сегодня // Финансы. – 2009. - № 8.

    9. Таранов А.М. Проблемы ОМС// Медицинское обозрение 2009 № 13.

    10. Четыркин Е.В. Медицинское страхование на западе и в России// Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - № 12.

    11. Информационно-справочный портал "Консультант". #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Электронная энциклопедия «Википедия». #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Материалы официального сайта «Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ». www.ffoms.ru

    [3] Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

    [4] Информационно-справочный портал "Консультант". #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Материалы официального сайта «Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ». www.ffoms.ru

    [6] Лаврова Ю.В. Обязательное медицинское страхование – вчера и сегодня // Финансы. – 2009. - № 8.


    [7] Материалы официального сайта «Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ». www.ffoms.ru


    [8] Материалы официального сайта «Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ». www.ffoms.ru

    [9] Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

    [10] Федеральный Закон от 24.07.2009г.  № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»


    [11] Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

    [12] Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

    [13] Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

    [14] Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. - 2009. - № 3.

    [15] Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

    [16] Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

    [17] Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

    [18] Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

    [19] Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

    [20] Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

    [21] Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

    [22] Четыркин Е.В. Медицинское страхование на западе и в России// Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - № 12.

    [23] Гехт И.А. О некоторых проблемах медицинского страхования // Здравоохранение РФ. – 2009. - № 4.

    [24] Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. - 2009. - № 3.

    [25] Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития.// Экономика и жизнь. – 2009. - № 3.

    [26] Таранов А.М. Проблемы ОМС// Медицинское обозрение 2009 № 13.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.