Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Античный туризм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Античный туризм
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:19:51
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ:


    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

    ГЛАВА 1. ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА АНТИЧНОСТИ........................................................................................................................ 5

    1.1. ПУТЕШЕСТВИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ................................................. 5

    1.2. СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ (ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ............................. 11

    1.3. ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО................... 13

    ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     В ДРЕВНЕМ РИМЕ.................................................................................... 15

    2.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ, ТОРГОВЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЛА........................................................................................................................ 15

    2.2. ЛЕЧЕБНЫЙ ТУРИЗМ, ПАЛОМНИЧЕСТВО, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 19

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 22

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... 24

    ВВЕДЕНИЕ


    Ранние сведения о начальных формах туристской деятельности в Европе и на Ближнем Востоке относятся еще к эпохе античности.

    Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). Само слово «античность» в переводе с латинского означает «древность», «старина».

    Финикийцы плавали вдоль западных берегов Европы и Африки. Греки и римляне регулярно совершали дальние морские и сухопутные путешествия в военных, торговых, познавательных и даже развлекательных целях. Появление новых торговых путей приводило к расширению туристского пространства. Массовые перемещения свободных граждан происходили во время Олимпийских игр.

    В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках товаров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки людей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

    В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, торговлей, просветительством. Были и другие причины для путешествий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.

    В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухопутным путем, часто преодолевали капризы стихии, подвергались другим опасностям (нападения разбойников, дорожные аварии и др.).

    Интересы древних греков и римлян  были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников. А римляне использовали полученные знания от греков.

    Цель работы: провести исследование развития туризма периода античности.

    Задачи исследования:

    1. рассмотреть путешествия древних греков;

    2. рассмотреть путешествия древних римлян;

    3. сделать выводы о проделанном исследовании.

    Объект исследования: туризм периода античности.

    Предмет исследования: история развития туризма в период античности.

    ГЛАВА 1. ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА АНТИЧНОСТИ


    1.1. ПУТЕШЕСТВИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


    Корни европейской цивилизации уходят в далекие легендарные времена Критской культуры, или, как ее еще называют, Минойской (по имени критского царя Миноса). Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э. В это время критский флот доминировал в Восточном Средиземноморье. Корабли критян арендовали даже египтяне. У кораблей имелись не только каюты для матросов, но и для пассажиров (в основном для знатных особ и членов их семей). Корабли постоянно курсировали между Египтом и материком (южной частью Балканского полуострова).[1]

    Столицей Крита был город Кносс (недалеко от современного Ираклиона). С 1990 г. благодаря Артуру Эвансу, Кносс и Микены стали центром археологических исследований Минойской культуры. Самый большой интерес представляют развалины царского дворца в Кноссе. Это уникальное сооружение с множеством комнат с настенной живописью, переходов, тупиков, ложных выходов и подземных коммуникаций (что нашло отражение в мифе о лабиринте), огромное количество культовых сооружений, алтарей и жертвенников. У критян была своя письменность, первоначально в форме иероглифов, а затем линейное письмо, которое до сих пор не расшифровано. Они обладали обширными познаниями в математике, астрономии, устройстве мира и вселенной. Критяне говорили на особом, отличном от греческого, языке, о котором мы ничего не знаем. Загадка гибели критской культуры не разгадана. Возможно, она погибла от гигантского природного катаклизма, о чем свидетельствуют обнаруженные при раскопках следы пожаров и разрушений. По всем признакам катастрофа случилась мгновенно и неожиданно. Некоторые исследователи сравнивают гибель Минойской культуры с гибелью легендарной Атлантиды. Но катастрофа была не единственной причиной гибели Минойской культуры. Минойская цивилизация пала под набегами ахейских племен, пришедших с юга Балканского полуострова. Ахейские племена постоянно совершали набеги на Крит. Природная катастрофа лишь ускорила гибель этой великой культуры. В XV в. до н.э. ахейцы ассимилировались с местными жителями и создали Микенскую культуру (по названию главного города-крепости – Микены в северной части Пелопоннеса). Захватив Крит, ахейцы унаследовали часть его культуры. На основе линейного письма, приспособив его к греческому, они создали свою письменность.[2]

    XIV – XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней. С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют «темным периодом» развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре. Ни Фукидит, ни Геродот, ни Аристотель даже не упоминают о ней в своих сочинениях. И лишь Гомер в VII в. до н.э. в своих поэмах смутно намекал о какой-то загадочной культуре прошлого. Гомер описал историю Троянской войны, которая велась в XII в. до н.э. Благодаря открытиям Генриха Шлимана и Артура Эванса, человечество с удивлением обнаружило, что осада Илиона ахейским войском под предводительством микенского царя Агамемнона это не плод гомеровской выдумки, а реальный исторический факт. Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия были не лишены опасностей и приключений. История странствий легендарного Одиссея не нуждается комментариях, так как поэмы Гомера переведены на все языки.

    В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города – Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины. С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения знаний побывал философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу. Ксенофан из Колофона был странствующим поэтом-рапсодом. Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. Столь древние, что Пифагор по сравнению с ними воспринимается как наш современник. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи – «граффити», что в переводе с итальянского означает «нацарапанные». Только у гробниц фараонов в Фивах египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч подобных надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима. Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является «отцом истории». Геродот родился в Гали-карнасе на побережье Малой Азии. В молодом возрасте из-за политических неурядиц он покинул родной город и жил на острове Самос. Разочаровавшись в политике, Геродот начал интересоваться историей своего народа и, прежде всего мифологией. Многие исследователи считают, что именно желание побывать в тех местах, где Геракл совершал свои подвиги, побудило Геродота к совершению путешествий. Будучи выходцем из состоятельной семьи, Геродот не испытывал нужды в деньгах. Он объехал всю Грецию и Малую Азию, затем отплыл в финикийский город Тир. Более всего Геродота привлекал Восток и его богатое культурное наследие. Геродот путешествовал по Ливии, посетил Вавилон, но особенно его поразил Египет, где он пробыл три месяца. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, производя конкретные математические расчеты. Вернувшись в Грецию, Геродот делился со своими соотечественниками полученными знаниями. Это было его первое путешествие. Второе путешествие Геродота проходило через Малую Азию, откуда он прибыл на корабле в Северное Причерноморье, через Гелеспонт до милетской колонии Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана. Там он встретился с кочевыми племенами скифов, наблюдал за их обычаями, обрядами, изучал их общественный строй. Свое третье путешествие Геродот посвятил изучению Балканского полуострова. Он объездил Пелопоннес, острова Эгейского моря (Делос, Фарос, Закиф и другие), затем путешествовал по Южной Италии и северу Балканского полуострова. Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде «История» Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п.[3]

    До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства. Геродот считал, что ярчайший пример народа-путешественника являют собой этруски, или, как их называли греки, тиррены или тирсены – выходцы из государства Лидия, находившегося на территории Малой Азии. Имя легендарного этрусского царевича Тирсена сохранилось в названии Тирренского моря. В VII–VI вв. до н. э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген. Считается, что виноград и оливы завезли в Италию этруски. Торговлей занимались не только этрусские купцы, но и пираты. Этрускам приписывают изобретение якоря и руля, а также специального скрытого тарана, прикрепляемого к носовой части корабля. В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея. Обострение конкурентной борьбы между греческими полисами, с одной стороны, и Финикией и Карфагеном, с другой, за доминирование в торговле в бассейне Западного Средиземноморья, которое вело к локальным военным конфликтам, и вынудило Пифея отправиться на самостоятельные поиски новых западноевропейских рынков. Финикийцы не пропускали чужих купцов за Гибралтарский пролив, движение через который контролировалось специальными гарнизонами, расположенными в Гадисе (Кадисе) и Тингисе (Танжере) по обеим сторонам пролива. Финикийцы были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, ряд разновидностей дорогих мехов, которые они поставляли в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы. В 325 г. (по другим данным в 320 г.) до н.э. Пифей отплыл на одном корабле из своего родного города Мессалии (ныне Марсель), в Средиземное море. Проплыл через Гибралтар и, обогнув Пиренейский полуостров, вышел в Бискайский залив. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там он пристал к острову Альбион, что в переводе означает «Белый», названный из-за частых туманов. На этом острове Пифей узнал от жителей, что к северу от них лежит земля «Туле», что в переводе с местного наречия означает «край», «предел». Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли «Туле» (ныне остров Исландия). Он проплыл Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Ферерских островов, пошел дальше, до 61° северной широты. Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Но дальнейшему плаванию Пифея препятствовали непроницаемые туманы, которые образуются от попадания северных льдов в полосу теплого Гольфстрима. Пифей вынужден был повернуть на юг к берегам Скандинавского полуострова. Позже, в своих записках, Пифей назовет землю Туле «последний предел», что по латински звучит как «ultima tule». Но путешествие Пифея на этом не закончилось. Пифей поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а дальше – германцы. Оттуда приплыл к устью Эльбы и вернулся в Мессалию. Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Некоторые древние авторы полагают, что Пифей на обратном пути проплыл дальше на восток, вошел в Балтийское море и далее по Днестру спустился в Черное море (Понт Эвксинский) и через Босфор и Дарданел вошел в Средиземное море и вернулся домой. Однако у многих древнегреческих историков подобные описания вызывают недоверие. Но северное путешествие Пифея и его достижения – бесспорны.[4]



    1.2. СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ (ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ)


    Греция является родиной спортивного туризма. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния.

    О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы – феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры на время Игр провозглашали священный мир. Местом проведения Игр была Олимпия. Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, которыми признавались депутаты городов и феоры.[5]

    Как правило, их размешали и кормили за счет принимающей стороны. Стадион вмещал до сорока тысяч человек, но туда допускались только мужчины. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Туристы осматривали древние храмы, слушали гида, рассказывающего различные легенды.

    Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова. Перед главным алтарем почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов (как в наши дни за сменой почетного караула).

    На Олимпиаде можно было встретить великих людей Греции. Например, Фемистокла, обессмертившего свое имя во время греко-персидских войн. А философы: Анаксагор, Сократ, Диоген и другие – собирали вокруг себя толпы народа, проповедуя свои идеи. Выступали тут и известные ораторы: Демосфен, Горгий, Лисий. Можно было послушать поэтов: Пиндара, Симони-да. Часто рапсоды исполняли отрывки из поэм Гомера, Гесиода, Эмпедокла.

    Главы из своей «Истории» зачитывал здесь Геродот. Художники устраивали вернисажи под открытым небом. Олимпиада продолжалась 5 дней. Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер: Истмийские, проходившие на Коринфском перешейке, как и современные Игры доброй воли, раз в два года; Немейские, проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года; Пифийские, проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).[6]

    Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Их создание приписывают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).





    1.3. ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО


    Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья. В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского, разгромив Персидское царство, дошли до Южного Афганистана. Затем, через современный Кандагар и Газни, они отравились в Кабкл. Оттуда, пройдя перевал Хавак (3 548 м) в горной системе Гиндукуша, прибыли в Северный Афганистан. После этого македонский царь совершил свой поход к Сырдарье и достиг современного Худженда (до 1991 года – г. Ленинабад). Затем войско повернуло на юг и вторглось в Пенджаб, где из-за недовольства воинов, жары и болезней Александр был вынужден отправиться в обратный путь, во время которого его настигла смерть. Не вдаваясь в военные подробности этого похода, можно смело сказать, что завершился он для греков, а затем и для римлян, открытием пути в Индию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого, народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода. Этим походом было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю деньги. На эти деньги Аристотель основал естественно-научный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра. Новые горизонты открылись и в области мореходства. Один из командующих флотом Александра Македонского по имени Неарх, что по-гречески означает «начальник корабля» предпринял плавание из верховий реки Инд. Как раз там находилась армия Александра Македонского. На 33 двухпалубных галерах экспедиция Неарха поплыла вниз по Инду и через четыре месяца достигла Индийского океана. Затем плавание продолжилось вдоль берега современного Белуджистана до Персидского залива. Неарх проплыв Аравийское море, достиг Суэцкого перешейка. Во время плавания Неарха не только составлялась карта побережья, но и велось изучение природных явлений, в частности муссонных ветров, расширялись знания по ботанике и зоологии. Неарх знакомился со многими племенами и народами, узнавал их обычаи и законы.[7]

    Таким образом, поход Александра Македонского может считаться и «научной экспедицией», так как завоеватель окружал себя естествоиспытателями, математиками, историками, философами, ботаниками и художниками. Древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окружающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления, но говорить о начальных этапах индустрии туризма можно с эпохи Древнего Рима.




    ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ


    2.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ, ТОРГОВЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЛА


    Ранние сведения об организации поездок и посреднических операциях в сфере путешествий сохранились с времен Древнего Рима. В Древнем Риме рост численности "праздного класса" и расширение географических границ империи придали путешествиям невиданные масштабы. По мнению некоторых исследователей, они были превзойдены лишь в XIX веке. В Римской империи были распространены образовательные путешествия в Грецию и Египет. На пирамидах египетских фараонов обнаружены многочисленные надписи, оставленные римскими легионерами. Это свидетельствует о том, что они не существенно отличались по культурному уровню от вандалов разных времен. Римлянам принадлежит идея организации климатических лечебных курортов, одним из которых считался Египет. Широкую известность получил курорт Байи (на берегу Неаполитанского залива). Там находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Археологами обнаружены римские термы и бальнеологические сооружения, в том числе на берегу Черного моря. Вывески, рекламирующие услуги заведений для приезжих, были обнаружены археологами во время раскопок в Помпеях.[8] Особое значение в развитии путешествий имело дорожное строительство - характерная черта хозяйственной жизни Древнего Рима. Дороги расширялись и благоустраивались, вдоль них устанавливались столбы с указателями, сторожевые заставы, почтовые станции и постоялые дворы (прообраз современных отелей). Постепенно возникла хорошо организованная транспортная сеть. Для нужд путешественников создавались перечни дорог и итинерарии - дорожные путеводители. Одним из первых путеводителей можно считать "Описание Эллады" древнегреческого писателя Павсания (II в. н.э.). Автор побывал в Италии, Сардинии, Корсике, Аравии, Сирии, использовал труды античных историков и географов и рассказал о множестве памятников архитектуры и искусства Греции. Крупным путешественником и одновременно туристом был историк Геродот. Важные сведения о незнакомых странах и городах черпали купцы и туристы из многотомной "Географии" Страбона ( VII в. н.э.) и "Германии" Тацита (98 г. н.э.). На всех римских дорогах, в зависимости от рельефа местности и расстояния между городами, через каждые 12 или 18 римских миль имелись станции. Они были двух видов. Первый (mutations) - привалы для смены лошадей, мулов, волов, отдыха в тавернах-ночлежках. Другой вид - место отдыха (mansiones), где принимали путешественников, имеющих официальные документы на право путешествия. Кроме смены лошадей, мулов и волов здесь в распоряжении путешественников были постоялый двор, конюшня, тележные мастерские, услуги ветеринаров, конюхов, плотников, возчиков. В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. Существовали два типа гостиниц. Гостиницы, которые предназначались для патрициев, назывались мансионами. Для плебеев были гостиницы похуже, в основном частные, которые назывались стабуляриями. Это были обычные постоялые дворы, где можно было поесть и отдохнуть без удобств, накормить или поменять лошадей, починить повозку и т.п. В массионах встречаются элементы туристского сервиса и обслуживания (прачечные, комнаты для отдыха и развлечений, таверны и прочее). Вооруженные стражники поддерживали порядок и защищали путешественников от бандитов. Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители (itineraria adnotata), схематические карты с символами (picta), обозначавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов.[9] Стоили такие путеводители весьма дорого. Недавно испанские археологи нашли четыре глиняные таблички для путешественников (tesserae asturianae), на которых указаны названия городов и расстояния, их разделяющие. Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные места для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживавшим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслуживание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую помощь при возникновении споров, и даже организацию приличных похорон в случае смерти владельца документа в другом государстве. Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт гостеприимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении. Образование молодого привилегированного римлянина не считалось завершенным до осуществления поездки в какую-либо страну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков. Римская знать путешествовала на крупных парусных кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением до 1 000 т), на которых имелись все условия для комфортного путешествия. Менее обеспеченные римляне путешествовали на грузовых судах, которые направлялись для закупки товаров. Такие поездки были практически безопасными, так как император Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) создал несколько специальных постоянных эскадр военных кораблей для охраны морских путей на Средиземном море. Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные страны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термальных источниках (некоторые из них сохранились до сих пор). Римлян по праву можно считать родоначальниками туристских поездок с целью отдыха и лечения. Естественно, что такие поездки сопровождались развлечениями, охотой, посещениями храмов и религиозных мест, экскурсиями, дегустацией знаменитых вин, что популярно и сейчас. Звали в дорогу спортивные состязания, большие игры гладиаторов, устраиваемые морские сражения. Большой популярностью пользовались Олимпийские игры в Греции, охота на крупных животных в Египте, поездки в горы. Как видим, во времена античного Рима уже существовали различные формы организации поездок обслуживания путешественников, создавалась инфраструктура, способствовавшая успешному перемещению людей из одного места в другое. В Императорский период государственные службы, профессиональные объединения людей, а также частные лица) оказывали помощь в подготовке путешествий. Особую роль играла римская государственная почта. Ее специализированные подразделения выдавали служебные «паспорта», разрешительные и иные сопроводительные документы в дорогу, содержавшие путевую информацию и правила пользования услугами почтовых станций и постоялых дворов. Начатки организаторской и посреднической деятельности прослеживаются также в работе римских коллегий. Они объединяли людей по роду занятий и среди прочего оказывали им поддержку в путешествиях.


    2.2. ЛЕЧЕБНЫЙ ТУРИЗМ, ПАЛОМНИЧЕСТВО, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


    Особое место в жизни древних римлян занимал лечебный туризм, который зародился еще в Древней Греции. Например, в V – IV вв. до н.э. там насчитывалось не менее 60 храмов Асклепия. Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждущего допускали на ночь в храм. Это называлось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом.

    Поэтому медициной у римлян довольно долгое время занимались, в основном, греки. Им стали составлять конкуренцию египетские врачи начиная со времен Цезаря. Большими познаниями в медицине обладали жрецы Аск-лепия (Эскулапа). Так же как и в Древней Греции, в храмы Асклепия стекалось большое количество страждущих.[10]

    Римляне еще больше, чем греки, ценили целебные минеральные источники. Самым известным курортом уже в I в. до н.э. стали байские источники. Большой популярностью у римлян также пользовались естественные паровые серные бани, которые устраивали прямо в пещерах. Кроме Байи, курорты существовали в Этрурии, в Габиях недалеко от Рима. К объектам зарубежного туризма можно отнести знаменитые и до сегодняшнего дня курорты на Рейне – Висбаден и Баден-Баден, в Африке –у подножия горы Атланта, в Трансильвании.

    С появлением христианства новый импульс получает паломнический туризм. Паломничество было распространено в еще в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. В Древнем Риме еще не существовало крупных культовых сооружений, там христианство только зарождалось, а в качестве богов выступали трансформированные боги Древней Греции. И все же, путешествия к святым местам набирали силу. Так, например, апостол Павел много путешествовал во время своей миссионерской деятельности. Он побывал в Малой Азии, Греции, Сирии и Палестине. Павел возвратился в Иерусалим после трех продолжительных путешествий в восточную часть Римской империи. Это было последнее путешествие апостола: в 64 г. н.э. Павла казнили в предместьях Рима. Морские путешествия в Древнем Риме осуществлялись с весны до середины осени. Плавания были в основном неспешными. От Меотийского болота, как римляне называли Азовское море, до Александрии Египетской доходили за две недели.

    Большое значение для развития торговли имело плавание купца Гиппала в 14–37 гг. н.э. Он установил закономерность движения муссонов в Индийском океане, совершил плавание от мыса Фартак к дельте Инда. Гиппал написал книгу «Плавание вокруг Эритрейского моря». В этом сочинении описан берег Африки от мыса Гвардафуй до острова Занзибар. Описаны также южное побережье Аравии и большая часть западного побережья Индии. Поистине, энциклопедическим трудом была «Всемирная история» Полибия (200 – 120 гг. до н.э.). Перу греческого историка Арриана, жившего во II в. н.э., принадлежит «Описание путешествия по Понту Эвксинскому» (Черному морю). В своем труде Арриан дал характеристику странам и народам, живущим по берегам этого моря. Основателем математико-астрономического направления в географии был Эратосфен из Кирена (III век до н.э.). Применив к географии математический метод, он провел две главные оси – долготы и широты. Позже астроном Гиппарх изобрел градусную сетку, разделив Эратосфе-нову главную параллель широты на 360 градусов, он провел 12 параллелей широты и разделил всю землю на климатические зоны. Опираясь на эти открытия, были составлены географические карты, дававшие представления о странах от Эгейского моря до границ Китая. Первым специалистом-страноведом можно назвать Страбона (64 – 23 гг. до н.э.). Выходец из города Каппадокии (Амасия), расположенного в Малой Азии, он уже в 20 лет совершил свой первый вояж – в Рим. Страбон путешествовал всю свою жизнь. Он объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова и обошел Балканский полуостров, основательно изучил все памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет. После завершения путешествий Страбон написал главный труд своей жизни – «География» – в 17 книгах. Этот труд представляет собой итог географических знаний античности. Он большей частью сохранился и является важным историческим памятником. Страбон написал еще «Исторические записки» в 43 книгах, которые не сохранились. Путешественниками в Древнем Риме были императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. В эпоху Древнего Рима появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека (4 – 65 гг. н.э.) в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов». Первым путешественником нашей эры, имя которого сохранилось в истории, был греческий писатель Павсаний. Он жил в Риме и много путешествовал по греческим и римским провинциям. Описание своих путешествий, составленное в форме путеводителя («Описание Эллады»), он опубликовал в десяти книгах около 180 г. н.э. Особенно подробно Павсаний описал Аттику (юго-восточную часть средней Греции) и Афины. От Аттики он перешел к Коринфу и исследовал острова Эгейского моря. Затем он дал описание Лаконии и Спарты, перечислив названия всех дорог и провинций. Энциклопедическими знаниями о путешествиях обладал Клавдий Птоломей (90 – 168 гг. н.э.). В своем фундаментальном сочинении «География» он систематизировал труды предшественников и подвел итоги их открытий.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города – Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины. С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников. Древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окружающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления, но говорить о начальных этапах индустрии туризма можно с эпохи Древнего Рима.

    В Римской империи были распространены образовательные путешествия в Грецию и Египет. Римлянам принадлежит идея организации климатических лечебных курортов, одним из которых считался Египет. Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные места для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживавшим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслуживание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую помощь при возникновении споров, и даже организацию приличных похорон в случае смерти владельца документа в другом государстве. Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт гостеприимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении. Образование молодого привилегированного римлянина не считалось завершенным до осуществления поездки в какую-либо страну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков.

    С появлением христианства новый импульс получает паломнический туризм. Паломничество было распространено в еще в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2007.

    2.       Быт и история в античности / Под ред. Г.С. Кнабе. – М., 2008.

    3.       Велишинский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2009.

    4.       Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М., 2008.

    5.       Воронкова Л.П. История туризма: Учебное пособие. – М., 2007.

    6.       Гиро П. Частная и общественная жизнь древних греков. – СПб., 2005.

    7.       Гиро П. Частная и общественная жизнь древних римлян. – СПб., 2008.

    8.       История Древнего мира / Под ред. В.И.Кузищина. – М., 2007.

    9.       Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., 1990.

    10. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007.

    11.     Кисель В.П. Открыватели мира. Минск: Белорусская энциклопедия, 2009.

    12.     Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. – М., 2009.

    13.     Менеджмент туризма. Туризм как вид  деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.

    14.     Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве. Учебное пособие. Минск, 2006.

    15.     Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М., 2007

    16.     Сапрунова В. Туризм. Эволюция, структура, маркетинг. М., 2007.

    17.     Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник для гимназий, лицеев, кол-леджей и высших учебных заведений. – М., 2008.

    18.     Сенин В.С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2009.

    19.     Соколова М. Е. История туризма: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2010.

    20.     Уваров В.Д., Борисов К.Г. Международные туристские организации: Справочник. – М: Международные  отношения, 2009.

    21.     Х. Монаинер Монтехано. Структура туристического рынка: Учебное пособие: Смоленск: Изд-во СГУ, 2007.





    [1] Велишинский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2009. с 120.

    [2] Велишинский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2009. с 122.

    [3] Велишинский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2009. с 123.

    [4] Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. – М., 2009. с147.

    [5] Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. – М., 2009. с 149.

    [6] Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. – М., 2009. с 153.

    [7] Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М., 2008. С 179.

    [8] Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М., 2008. с 181.

    [9] Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М., 2008. с 182.

    [10] Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М., 2008. с 186.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Античный туризм ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.