Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Безопасность как важное условие туризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Безопасность как важное условие туризма
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:19:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    тема: Безопасность как важнейшее условие туризма                                                      

    Оглавление

    Введение. 2

    Глава 1.  Общие вопросы безопасности туристов. 5

    во время путешествия. 5

    1.1 Понятие безопасности и актуальность вопросов безопасности   5

    путешественников. 5

    1.2  Классификация существующих опасностей.. 9

    1.3 Риск как мера опасности.. 11

    Глава 2. Обеспечение  безопасности на транспорте. 16

    2.1 Основные требования техники безопасности на железнодорожных маршрутах  16

    2.2 Обеспечение безопасности на автобусных и автомобильных турах  19

    2.3 Обеспечение безопасности на авиационных турах. 25

    2.4 Обеспечение безопасности на водных круизах. 30

    Глава 3. Самые опасные страны для туристов. 34

    Заключение. 37

    Список использованных источников. 38

     






















    Введение


    Жизнь людей все время сопряжена с опасностями, масштабы и спектр которых постоянно растут. Спектр опасностей весьма обширен: от опасностей быта до терроризма. Среди них особого внимания требуют опасности, связанные с новыми направлениями человеческой деятельности, например, генная инженерия, космо­навтика, экстремальные виды туризма.

    Статистика показывает, что платить за это приходится все дороже.

    Только за последние 25 лет от стихийных бедствий и промышлен­ных катастроф пострадало более миллиарда человек, в том числе около 5 миллионов погибло.

    К настоящему времени общепризнанным является тот факт, что с развалом СССР и началом формирования в России рыночных отношений туризм был одним из первых направлений в экономике, где эти отношения наиболее стремительно развивались. Вместе с тем, как организаторы туризма на всех уровнях, так и сами его участники оказались не готовы к решению проблем безопасности в этой сфере.

    Хартия туризма, принятая на VI сессии Генеральной ассамб­леи ВТО в 198·5 году, требует обеспечивать безопасность туристов и их имушества посредством превентивных мер и мер защиты. Обязанности участников туристского процесса, в том числе и по обеспечению безопасности, изложены в принятом ВТО в 1999 году Глобальном этическом кодексе туризма.

    Под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ушерба окружа­ющей природной среде при совершении путешествий[1]. В то же время уровнем опасности можно управлять (устанавливать сани­тарно-защитные зоны вокруг опасных объектов, уменьшать массу хранящихся опасных веществ и др.).

    Таким образом, говорить можно лишь о некотором допустимом уровне безопасности, при котором всегда существует остаточный риск или опасность. Как следствие этого - всегда должны прини­маться меры как по предотвращению проявления опасностей, так и по ликвидации последствий их проявления. Пренебрегающие правилами безопасности и заботами об обеспечении безопасности туризма несут ощутимые потери при утрате потоков туристских прибытий. К примеру, Египет после терактов в отношении туристов в 1997 году, был наказан мировой общественностью двухлетней изо­ляцией от туристского экономического «пирога» И потерпел серьез­ный ущерб в развитии экономики, исторически ориентированной на массовый иностранный туризм еще со времен Томаса Кука.

    Все чаще с каждым годом на планете происходят катастрофы техногенного и природного характера. Особое беспокойство вызы­вают техногенные катастрофы. По оценкам экспертов, их доля в общем «котле» всех ЧС - более 70%. Только в течение 2003 года в нашей стране произошло около 600 Чс. Экономические потери при этом достигли 100 млрд. рублей, что составляет около 0,5% ВВП. Известно также, что на обеспечение безопасности (ядерной, химической, биологической и др.) стратегически важных объектов требуется примерно 11 млрд. рублей. [2]

    По прогнозам специалистов Федерального центра науки МЧС России, напряженная ситуация сохранится еще в течение несколь­ких лет. Причем, как они отмечают, более 50 млн. россиян продол­жают проживать в зоне риска. Если количество ЧС  еще 6-8 лет назад увеличивалось ежегодно примерно на 10%, то на протяжении последних двух лет этот показатель вырос до 30% в год. [3]

    С техногенной точки зрения самыми опасными традиционно считаются регионы с наиболее развитой инфраструктурой. Это Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, Тюменская, Нижегородская, Челябинская, Кемеровская и Амурская области, Башкирия и Хабаровский край. Ожидаемыми в МЧС считают примерно 600 аварий в течение года на предприятиях нефтеперерабатывающей, угольной, металлургической и химичес­кой промышленности.

    Общее число жертв, погибающих ежегодно на пожарах, составляет 18-20 тысяч человек. По причине ухудшения экологической обста­новки россиянам по-прежнему угрожают вирусы: ВИЧ-инфекция, гепатит, грипп со всеми его старыми и новыми проявлениями. Распространение сибирской язвы и ящура приводит к существен­ному сокращению поголовья крупного рогатого скота. На высоком уровне продолжает сохраняться аварийность на транспорте.

    О том, насколько для человека опасна техногенная среда, свиде­тельствуют статистические данные. Например, при­водится следующая средняя численность погибающих в США при одной катастрофе: [4]

    а) на транспорте: авиационном - 78; морском - 61; железнодо­рожном - 30;

    б) в результате одного происшествия типа: взрыв - 26; пожар - 36.

    Цель курсовой работы рассмотреть теоретические аспекты безопасности при организации туристских путешествий.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    - даются понятия «опасность» и «риск», приводится классификация рисков;

    - рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на транспорте;

    - дается характеристика наиболее опасных для путешествий стран мира.






    Глава 1.  Общие вопросы безопасности туристов

    во время путешествия


    1.1 Понятие безопасности и актуальность вопросов безопасности

    путешественников


    Все чаще с каждым годом на планете происходят катастрофы техногенного и природного характера. Особое беспокойство вызы­вают техногенные катастрофы. По оценкам экспертов, их доля в общем «котле» всех ЧС - более 70%. Только в течение 2003 года в нашей стране произошло около 600 Чс. Экономические потери при этом достигли 100 млрд. рублей, что составляет около 0,5% ВВП. Известно также, что на обеспечение безопасности (ядерной, химической, биологической и др.) стратегически важных объектов требуется примерно 11 млрд. рублей. [5]

    По прогнозам специалистов Федерального центра науки МЧС России, напряженная ситуация сохранится еще в течение несколь­ких лет. Причем, как они отмечают, более 50 млн. россиян продол­жают проживать в зоне риска. Если количество ЧС еще 6-8 лет назад увеличивалось ежегодно примерно на 10%, то на протяжении последних двух лет этот показатель вырос до 30% в год.

    С техногенной точки зрения самыми опасными традиционно считаются регионы с наиболее развитой инфраструктурой. Это Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, Тюменская, Нижегородская, Челябинская, Кемеровская и Амурская области, Башкирия и Хабаровский край. Ожидаемыми в МЧС считают примерно 600 аварий в течение года на предприятиях нефтеперерабатывающей, угольной, металлургической и химичес­кой промышленности.

    Общее число жертв, погибающих ежегодно на пожарах, составляет 18-20 тысяч человек. По причине ухудшения экологической обста­новки россиянам по-прежнему угрожают вирусы: ВИЧ-инфекция, гепатит, грипп со всеми его старыми и новыми проявлениями. Распространение сибирской язвы и ящура приводит к существен­ному сокращению поголовья крупного рогатого скота. На высоком уровне продолжает сохраняться аварийность на транспорте.

    О том, насколько для человека опасна техногенная среда, свиде­тельствуют статистические данные. Например, авторы Биржаков М.Б. и Казаков Н.П. при­водят следующую среднюю численность погибающих в США при одной катастрофе: [6]

    а) на транспорте: авиационном - 78; морском - 61; железнодо­рожном - 30;

    б) в результате одного происшествия типа: взрыв - 26; пожар - 36.

    Безопасность - понятие важное и древнее, такое же необходимое для каждого туриста, как питание и сон. Поэтому обеспечение безопасности туристов во время путешествия - главная забота туристской фирмы. На обеспечение безопасности туристов направлен целый комплекс мер, осуществляемых туристскими организациями. При этом первостепенное значение имеют стабильная политическая обстановка в местах отдыха или путешествия и экологическое состояние этих мест. При несоответствии этих факторов норме - туризм затруднителен и небезопасен.

    Очень важна в данном случае правдивая и полная информация для туристов об экологическом и политическом состоянии в стране (perионе) путешествия. Если туристская фирма не может гарантировать безопасность в нестабильных политических или неблагополучных экологически районах, то путешествия в эти регионы сокращаются. Примеров тому множество. Например, во время войны в Персидском заливе путешествия в страны этого peгиона в тот период сократились на 90%. Аналогичная ситуация имеется в наше время в Югославии и на Кавказе. Не производятся путешествия в экологически неблагополучные районы (Киевская область, Белоруссия и др.).

    Турист едет в незнакомое ему место, часто в другую страну. Он не всегда знает, какой там климат, какие вещи, защитные средства, лекарства могут понадобиться в путешествии. Ему трудно бывает сориентироваться на месте из-за языковых различий. Предусмотреть, что может понадобиться туристу в путешествии, и дать ему наилучший совет - задача туристской фирмы.

    Для примера можно взять опыт американской медкомпании, работающей в тесном контакте с турбизнесом «Пепто-Бисмол». Ее буклет под названием «Советник путешественника» (Travelers Advisory) вручается бесплатно каждому туристу при приобретении им тура. В этом буклете содержатся элементарные, но очень необходимые советы по сохранению здоровья путешествующим в разных странах.

    Советы этого буклета помогут туристу сделать путешествие более безопасным с точки зрения здоровья.

    Прежде всего, советуют авторы буклета, еще до выезда в путешествие необходимо узнать о климатических условиях выбранного места. Возможно, они не подойдут Вам по медицинским показаниям (аллергия, повышенное артериальное давление и др.). Может быть, Вам лучше поехать туда в другой, более благоприятный период (сезон). Для посещения некоторых экваториальных стран необходимо обязательно делать прививки от желтой лихорадки, которая действует примерно 10 лет, но должна быть сделана не позднее 10-15 дней до въезда в страну и др. Возможны и другие медицинские требования.

    Желательно запастись необходимыми таблетками и медикаментами, так как можно не найти нужного лекарства в стране пребывания, а аналог не гарантирует того же действия и отсутствия побочных реакций.

    Необходимо в путешествие брать с собой небольшую аптечку, в состав которой включаются антигистаминные, противовоспалительные, противоожеговые, перевязочные и дезинфицирующие материалы.

    «Советчик путешественника» обращает внимание туристов на необходимость соблюдения осторожности и сдержанности при приеме незнакомой пищи в других странах, а также о нежелательности употребления сырой воды.

    Солнце и плавание в меру - здоровье в путешествии! Необходимо помнить о важности использования в тропических странах солнцезащитных кремов и очков.

    Плавать лучше всего в специально обозначенных местах водоемов и в бассейнах. В незнакомых местах можно наткнуться на «подводные сюрпризы», а также сама вода может привести к инфекционным или кожным заболеваниям.

    При путешествии в другую страну необходимо объяснить туристам, как найти квалифицированного врача, куда обращаться в крайних случаях. Полезно иметь в своих дорожных документах на случай непредвиденных обстоятельств бланк, где указываются основные данные по состоянию здоровья (группа крови, возможные аллергические реакции, медицинские проблемы и рекомендации).

    Страхование туристских поездок играет большую роль в обеспечении безопасности туристов.

    При классическом страховании от несчастных случаев клиенту обычно компенсируется моральная сторона события - он получает материальную выплату за то, что его организму был нанесен ущерб. Это помимо оплаты по больничному листу. В ряде случаев суммы выплат превышают фактические издержки.

    Однако все зависит от страхового договора, заключенного между страховой компанией и туристом.

    К вопросам безопасности в туризме относятся также следующие аспекты:[7]

    - соответствие подготовки туристов категории маршрута, тура (если речь идет о спортивных, походных, приключенческих турах и т. п.). На ряд маршрутов туристы допускаются только при наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний к путешествию;

    - наличие высокой квалификации у гидов, инструкторов по туризму, сопровождающих туристов на маршруте (не допускаются к работе с туристами люди случайные, неподготовленные);

    - надлежащее оборудование безопасных трасс передвижения туристов, а также пунктов их остановок.

    Все это серьезные проблемы, которые решаются туристскими фирмами в целях успешной работы своих предприятий. Компании, занимающиеся страхованием в сфере туризма, вкладывают средства в предупредительные мероприятия. Например, в целях предупреждения пропажи туристов на маршрутах путешествий обеспечивают туристов радиостанциями.

    Однако это не отменяет необходимости в работе специальных спасательных и контролирующих безопасность туристов служб.

    У нас в стране такие контрольно-спасательные службы (КСС) действуют во всех регионах активного туризма.

     1.2  Классификация существующих опасностей

    Опасность - материал или условие, которое может вызвать ущерб, ранение или другой вред, часто определяемый посредством стандартных оценок, проводимых на биологических системах или организмах. Совмещение опасности и подверженности воздейс­твию создает риск.

    При выборе признаков классификации категории «ОПАСНОСТЬ» необходимо иметь в виду следующее: [8]

    а) «опасность» - рассматривается как возможность причинения ущерба людским, материальным и природным ресурсам;

    б) говоря о «безопасности», имеется в виду система, обычно включающая человека - потенциальную жертву, и угрозу - носи­теля актуализированной опасности;

    в) предполагается, что безопасность достигается лишь при укло­нении, уничтожении или защите человека от всех угроз; здесь следует оговориться, что абсолютной безопасности в природе не бывает, так как всегда остается хоть и ничтожный, но в то же время вероятный риск;

    г) угрозами считается все, препятствующее удовлетворению важ­ных для человека индивидуальных, социальных и духовных пот­ребностей;

    д) средства удовлетворения этих потребностей интерпретируются адекватными (эволюционно апробированными для людей) пото­ками энергии, вещества и информации.

    Принятые предположения, а таюке деление на три группы угроз, вызванных неудовлетворением жизненно важных потребностей человека в энергии, веществе и информации, указали на возмож­ность использования данных признаков для классификации мно­гочисленных опасностей' и способов их парирования.

    Следуя генезису опасностей (неадекватность потоков только что упомянутых форм материи), все опасности можно разделить на три базовых класса[9] :

    1) природно - экологические, вызванные вредным воздействием на людей стихийных бедствий или антропогенным нарушением естественных геобиохимических циклов миграции вещества;

    2) техногенно - производственные, связанные с возможностью нежелательныx выбросов энергии, накопленной в созданных чело­веком технологических объектах;

    3) антропогенно - социальные, обусловленные умышленным сокрытием или искажением информации, а также спецификой ее подачи и восприятия людьми:

    При осуществлении любого вида деятельности (в том числе и в сфере туризма) названные классы могут проявляться по отдель­ности или в сочетании.

    Исходя из причинно-следственной обусловленности ущерба выделены две группы объективно существующих опасностей:

    а) представляющие непосредственную угрозу для жизнедеятель­ности человека и

    б) причиняющие подобный ущерб косвенно, например, в результате ухудшения условий его жизни (утраты мате­риальных ценностей, загрязнения природной окружающей среды и т. п.). Если же говорить о нации, то опасности можно классифици­ровать по возможности причинения ущерба как непосредственно образующим ее этносам, так и средствам удовлетворения их кол­лективных потребностей: опасности для а) территории, б) людей, в) уклада их жизни.

    Классифицировать безопасность можно лишь по отношению к конкретным жертвам и путям снижения соответствующих угроз. Применительно к сфере рекреации и туризма данный вопрос сле­дует рассматривать в первую очередь по отношению к рекреантам (туристам), а также к людям, которые трудятся в этой сфере.

    1.3 Риск как мера опасности

    Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. В русском языке слово РИСК обозначает возможную опасность либо действие наугад в надежде на удачный исход[10] . Количественная оценка риска - это отношение числа тех или иных неблагоприят­ных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. отве­тить на вопрос: риск чего?

    Формально риск - это частота. Применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблаroприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.

    Человек стал оценивать риск еще на низших ступенях развития, с осознанием чувства страха перед смертью и природными катак­лизмами. С появлением товарно-денежных отношений риск стано­вится экономической категорией и приобретает большое значение в вопросах финансов и страхования. С появлением концепции при­емлемого риска им стали управлять, т. е. прогнозировать развитие рисковых событий и принимать меры к снижению степени риска.

    Таким образом, риск, являясь наиболее емким интегрирующим понятием, фактически служит мерой осознаваемой человеком опас­ности в его жизни и деятельности.

    Понятие риска является многоплановым, поэтому в специальной литературе используются различные производные от этого понятия в зависимости от области, предмета применения и стадии анализа опасности.

    В зависимости от причин возникновения риска к таковым следует отнести: [11]

    • природные риски - риски, связанные с проявлением, стихий­ных сил природы (землетрясения, наводнения, сели, ураганы и др.);

    • экологические риски - риски, связанные с загрязнением окру­жающей среды;

    • техногенные (производственные) риски - риски, связан­ные с опасностями, исходящими от технических объектов. Производственный риск в России и странах СНГ составляет 10-4 (14000 погибших на 140 млн. человек), тогда как в развитых странах только 10-6;

    • коммерческие риски - риски, связанные с опасностью потерь в результате финансово-хозяйственной деятельности. С точки зрения применения понятия «РИСК» при его анализе и управлении безо­пасностью важными категориями являются:

    • индивидуальный риск - риск, который характеризует опасность определенного рода для отдельного индивидуума. В качестве при­мера в таблице 1.1 приведены зарубежные данные, характеризую­щие индивидуальный риск  

    Таблица 1.1.

    Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США)[12]


    Причины

    Величина риска

    Автомобильный транспорт

    З.10-4

    Падения

    9.10-5

    Пожар и ожог

    4·10-5

    Утопление

    З·10-5

    Отравление

    2·10-5

    Огнестрельное оружие

    1.10-5

    Станочное оборудование

    1·10-5

    Водный транспорт

    9·10-5

    Воздушный транспорт

    9.10-6

    Падающие предметы

    6.10-6

    Электрический ток

    6·10-6

    Железнодорожный транспорт

    4·10-7

    Молния

    5·10-7

    Все прочие

    4·10-5

    Общий риск

    6·10-4

    · коллективный риск - ожидаемое количество смертельно трав­мированных в результате возможных катастроф за определенный период времени;

    • социальный риск (групповой) - это риск для группы людей.

    Социальный риск - это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей;

    • потенциальный территориальный риск - пространственное распределение частоты реализации негативного воздействия опре­деленного уровня;

    • приемлемый риск - это уровень риска, с которым общество в целом готово мириться для получения определенных благ или выгод в результате своей деятельности (численно значение приемлемого риска соответствует уровню 10-6);

    • неприемлемый риск - уровень риска, устанавливаемый адми­нистративными или регулирующими органами как максимальный, при превышении которого необходимо принимать меры по его устранению (неприемлемый риск начинается с уровня 10-3 и более. Диапазон 10-4 - 10-5 считается переходной зоной);

    • пренебрежимый риск - уровень риска, устанавливаемый администрацией предприятия или регулирующими органами как максимально разрешенный, который не приводит к ухудшению социально-экономических показателей. Если речь идет об инди­видуальном риске, то· это уровень данного риска, не вызывающий беспокойства индивидуума.

    Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой под­ход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые' сделки недопустимы. Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?» По зарубежным исследова­ниям, человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. дол. США.

    Следует отметить, что процедура определения риска весьма при­близительна. Можно выделить 4 методических подхода к определе­нию риска[13]:

    1. Инженерный, опирающийся на статистику, вероятный анализ безопасности, построение «деревьев безопасности».

    2. Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, професси­ональные группы и т. д.

    3. Экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.

    4. Социологический, основанный на опросе населения. Перечисленные методы отражают разные аспекты риска: Поэтому применять их надо в комплексе.
















    Глава 2. Обеспечение  безопасности на транспорте

    2.1 Основные требования техники безопасности на железнодорожных маршрутах

    Обеспечить безопасность туристов на железнодорожном транспорте можно только при строгом соблюдении каждым из них правил, установленных на железных дорогах. Поэтому задача руководителя туристской группы графикового поезда - провести инструктаж туристов об особенностях железнодорожных перевозок, о соблюдении туристами правил проезда в пассажирских поездах и личной безопасности в пути следования, особенно в пунктах стоянки поездов.

    Наибольшую опасность для жизни и здоровья туристов представляет хождение по железнодорожным путям. Выход в город, проход к поездам, переход с платформы на платформу должен осуществляться только через тоннели или мосты. Нельзя ходить вдоль железнодорожных путей или переходить через пути в неустановленных местах.[14]

    Ожидая поезд, нельзя стоять у края платформы. При посадке в вагон и выходе из него не следует создавать сутолоки, толпиться у вагонов, нов, прислоняться к ним. Надо соблюдать очередность входа и выхода. Входить в вагон следует не позже, чем за 2 мин. до отправления поезда и только со стороны пассажирской платформы.

    Нельзя садиться в вагоны и выходить из них во время движения поезда. Во время стоянки двери для выхода пассажиров из вагонов открывают проводники только с одной стороны, безопасной для прохода пассажиров. При входе в вагон и при выходе из него надо держаться за поручни.

    Если поезд стоит на станции непродолжительное время, садиться можно в любой вагон с тем, чтобы затем перейти, соблюдая при этом меры предосторожности, в свой вагон.

    При посадке, войдя в вагон, нельзя загромождать тамбур вещами, надо сразу пронести их в вагон. Занимая место в вагоне, следует правильно разместить свой ручной багаж, чтобы он не мешал другим пассажирам, или, упав, не нанес травму кому-нибудь.

    Во время стоянки поезда не следует удаляться от вагона. Стоянка поезда при опоздании может быть сокращена, кроме того, возвращению к поезду может помешать прибывший нa соседний путь другой поезд или же маневровый состав.

    Опасно бежать за вагоном отходящего поезда - это может привести к падению, в том числе и под колеса вагона.

    В пути следования запрещается:[15]

    · выбрасывать из окон вагонов отбросы, мусор, бутылки (нужно относить их в мусорный ящик)

    · самовольно, без надобности, останавливать поезд cтоп-краном.

    Туристам следует соблюдать осторожность при покупке в дороге пищи, особенно с рук - в целях избежания отравлений и инфекционных заболеваний.

    Курить в пассажирских поездах разрешается только в нерабочем тамбуре. Необходимо следить за тем, чтобы не оставить после себя горящей спички или непогашенной сигареты.

    При возникновении в пассажирском вагоне пожара необходимо немедленно остановить поезд стоп-краном экстренного торможения и приступить к тушению пожара только под руководством проводника.

    При путешествии в электропоездах пригородного сообщения туристам следует знать и соблюдать следующие дополнительные правила безопасности:

    ·   в связи с тем, что вагоны электропоездов оборудованы автоматическими дверьми, входить в них и выходить из вагона необходимо заблаговременно

    ·   запрещается входить и выходить из вагона после оповещения по радио о закрытии дверей (во избежание опасности быть зажатыми ими)

    ·   запрещается препятствовать закрытию дверей, держать их открытыми во время движения

    ·   окна в электропоездах можно открывать только с одной правой по ходу движения поезда стороны и с согласия сидящих сзади пассажиров

    ·   в электропоездах пригородного сообщения курить запрещается и в тамбуре и в салонах.

    В пассажирских и пригородных поездах запрещается провозить легковоспламеняющиеся, огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, самовозгорающиеся вещества, огнестрельное и холодное оружие.

    При заболевании туриста во время железнодорожного тура руководитель группы должен обратиться к проводнику, который в свою очередь получит у бригадира поезда аптечку с лекарствами для больного. При необходимости бригадир по радио может попросить врача из числа пассажиров прийти на помощь больному туристу. Если этого окажется недостаточнo, бригадир через машиниста поезда обязан связаться по рации с ближайшей железнодорожной станцией и вызвать бригаду врачей.

    Согласно приказу Министерства здравоохранения определен перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи на железнодорожных поездах. Раз в квартал аптечку проверяет медработник поликлиники, обслуживаю­щей депо, в котором формируется состав.

    Проводники проходят 30-часовой курс медицинской подготовки, куда входят приемы по оказанию первой доврачебной помощи.

    В штат работников туристского поезда обязательно включается врач, обязанностями которого являются: оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования туристам и обслуживающему персоналу; организация госпитализации больных; контроль за соблюдением санитарного режима в вагонах и вагонах-ресторанах; ежедневная проверка и снятие пробы блюд каждого питания в вагонах-ресторанах.


    2.2 Обеспечение безопасности на автобусных и автомобильных турах


    Автомобиль считается транспортом повышенной опасности как для его пассажиров, так и для окружающих. Статистика свидетельствует о том, что ежегодно в стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет более 40 тыс. человек.

    Анализ автопутешествий показывает, что наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения водителями Правил дорожного движения: превышения скорости, несоблюдения правил проезда перекрестков, обгона и выезда на левую сторону дороги. В большинстве случаев водители автотранспорта, застигнутые врасплох аварийными обстоятельствами, не в состоянии были принять правильного решения и предупредить дорожно-транспортное происшествие.[16]

    К наиболее массовым видам дорожно-транспортных происшествий относятся: столкновения, опрокидывания транспортных средств, наезды на препятствия, пешеходов, велосипедистов, на стоящие транспортные средства, а также столкновения при разъезде в темное время суток.

    Безопасность движения определяется весьма сложным, постоянно меняющимся комплексом “водитель - автомо­биль - дорога”. От водителя зависит многое: техническое состояние автомобиля, наличие средств индивидуальной безопасности, мастерство вождения, дисциплинированность и организация движения в туристской автоколонне.

    Категорически запрещается управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, а также в болезненном и утомленном состоянии. Водителю не разрешается передавать руль другому лицу, не имеющему при себе удостоверения на право вождения. Кроме того, во время движения ему нельзя рассеивать свое внимание на еду, активный разговор и т. п.

    Водителю необходимо четко знать Правила дорожного движения той страны, в которой проходит путешествие.

    Исправность автомобиля является обязательным требованием к его эксплуатации и непременным условием безопасного движения.

    Если организуется путешествие автоколонной, то оно имеет свои особенности, которые, с одной стороны, ограничивают возможности отдельных более опытных водителей, а с другой - учитывают интересы менее подготовленных, а в целом вырабатывают чувство ответственности и товарищеского долга и обеспечивают большую безопасность и выполнение графика движения. На каждом автомобиле при движении в организованной колонне в светлое время суток, независимо от условий видимости, должен быть включен ближний свет фар. Движением колонны управляет руководитель группы, который определяет порядковое место каждой машины (с записью в путевом журнале), дает команду на начало движения, устанавливает места и время остановок, скорость движения.

    Определенную трудность составляет движение по незнакомому городу. В этой ситуации требуются предельная внимательность и собранность.

    Особые и трудные дорожные условия, в которые попадают автотуристы (грунтовые дороги, бездорожье), требуют тактических приемов управления автомобилем. Поэтому внимание и постоянная осторожность - обязательны для водителя. При езде по бездорожью необходимо уметь определить проходимость, чтобы избежать пробуксовывания колес.

    В значительной мере безопасное обслуживание туристов и экскурсантов на автобусных турах зависит не только от водителя, хорошего знания им трассы, тщательного изучения схемы, паспорта туристско-экскурсионного маршрута, запоминания участков трассы, требующих особой осторожности, но и от АТП, которое обязано предоставить автобусы технически исправные и соответственно оборудованные.

    На автобусных турах водителю запрещается:[17]

    - отдыхать или спать в кабине или салоне автобуса при работающем двигателе во время стоянки;

    - управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;

    - выезжать в рейс в болезненном или утомленном состоянии;

    - передавать управление автобусом другим лицам, не вписанным в путевые документы;

    - самовольно отклоняться от туристско-экскурсионно­го маршрута, указанного в графике движения, путевом листе, если это не вызывается ухудшением дорожных или климатических условий;

    - вмешиваться в работу гида, экскурсовода или руководителя тургруппы.

    На маршруте водитель автотранспорта обязан:[18]

    - выполнять правила безопасности движения;

    - поддерживать скорость в соответствии с требованиями Правил движения, но не выше максимальной скорости 70 км/час;

    - наблюдать за показаниями контрольных приборов автобуса и правильностью работы всех механизмов;

    - периодически проверять наличие камней и других предметов, застревающих между шинами колес;

    - при появлении неисправности, угрожающей безопасности движения и сохранности автомобиля, принимать меры к их устранению.

    Кроме того, имеется ряд ограничений в работе АПТ и турфирм при организации и проведении автобусных туров:

    1. К управлению автобусами допускаются лица не моложе 20 лет, имеющие удостоверение установленного образца, выданное ГАИ с талоном на право управления; талон технического паспорта для транспортного средства; путевой лист.

    2. Исправность автобуса перед выездом на маршрут подтверждается подписью водителя в путевом листе.

    3. При перевозке детей (школьных групп) используются автобусы последних лет выпуска. Обязательно сопровождение ответственным лицом (не менее 1 чел. на автобус). При следовании автобусов с детьми согласно Правилам дорожного движения в светлое время суток должны быть включены фары и установлены специальные опознавательные знаки желтого цвета впереди и сзади автобуса.

    При проезде населенных пунктов, недостаточной видимости, на поворотах, крутых и затяжных спусках, сужениях проезжей части, на перекрестках и вершинах подъемов; в случае объезда группы людей или транспортных средств; в зоне остановок общественного транспорта; с появлением усталости или утомления; с увеличением длительности вождения (свыше 7 час. в сутки); в начале дождя независимо от наличия дорожных знаков водители должны снизить скорость и быть готовыми к немедленной остановке.

    Два раза в год АТП обязано проводить совместно с представителями турфирмы, органов Госавтоинспекции и других организаций обследование туристских автобусных маршрутов. По результатам обследования - осуществлять меры по обеспечению безопасности движения и нормальных условий работы автобусов на маршрутах.

    Не рекомендуется проведение автобусных путешест­вий в период от 0 до 4 час. При разработке паспорта туристского автобусного маршрута необходимо составлять график движения автобуса с учетом скорости движения не более 70 км/час.

    В случаях стихийных явлений или изменений дорожно-климатических условий на маршруте движение автобусов на туристско-экскурсионных маршрутах может быть временно прекращено:[19]

    - при возникновении тумана, ливня, града, метели, снегопада, пыльной бури, когда видимость из кабины водителя в светлое время суток (при дальнем свете фар) составляет менее 50 м. При этом водитель должен видеть, как минимум, кромку земляного полотна, выполнять меры предосторожности и двигаться со скоростью 20 км/час;

    - при образовании гололеда или ледяной корки на укатанном снеговом покрове: на протяженных участках дорог (более 1 км на пригородных маршрутах и более 3 км - на междугородных) и на участках с уклоном 4% и более. В указанных случаях движение автобусов может быть возобновлено только после обработки проезжей части противогололедными материалами (исключения составляют случаи, когда на маршрутах эксплуатируют автобусы, оборудованные противоскользящими устройствами);

    - при наличии на туристско-экскурсионном маршруте участков дороги с гололедом или ледяной коркой на укатанном снеговом покрове, если скорость ветра более 15 м/с;

    - в случае, если известно, что на дороге имеются снежные или песчаные заносы, которые могут вызвать заветревание автобуса;

    - в мороз при температуре воздуха -40 градусов и ниже;

    - по дороге, покрытой водой или снегом, когда водитель четко не видит ее границ;

    - если изменились дорожные условия в связи с проведением ремонтных работ, а места проведения их не обозначены и не оборудованы в соответствии с действующими инструкциями;

    - при природных явлениях, когда возникают условия, угрожающие безопасности перевозки туристов (возможность схода снежных лавин, селевых потоков, камнепадов, частичное разрушение дорог и т. д.);

    - во всех случаях, когда дорожно-климатические условия представляют повышенную опасность для движения.

    В перечень особо опасных гидрометеорологических явлений, которые создают опасность для движения, входят:

    1) ветры - при средней скорости 20 м/сек и более или порывы 25 м/сек и более;

    2) гололедица, вызывающая прекращение движения автотранспорта на автомобильных дорогах;

    3) дожди - с количеством осадков: 30 мм и более за 12 час. в селевых и ливневых районах; 50 мм и более за 12 час. на остальной территории; ливневые - 20 мм и более за 1 час. и менее;

    4) метели - с выпадением снега продолжительностью 12 час. и более, при скорости ветра 15 м/сек и более, а также метели, ухудшающие видимость до 50 м;

    5) снегопады - при количестве выпавших осадков 20 мм и более за 24 час. и менее;

    6) туманы - при видимости 50 м и менее, продолжительностью 24 час. и более, вызывающие прекращение движения на автомобильных дорогах;

    7) пыльные бури - продолжительностью 12 час. и более, при скорости ветра 15 м/сек и более, а также пыльные бури, ухудшающие видимость до 50 м и менее;

    8) высокий уровень воды при половодьях, дождевых паводках, заторах льда, превышающий критические отметки, вызывающий затопление пунктов и хозяйственных объектов, разрушение мостов, дамб и других гидротехнических сооружений;

    9) селевые потоки, вызывающие разрушения автомобильных дорог;

    10) сход снежных лавин, угрожающих автомобильным дорогам.

    Согласно “Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий”, а также “Правилам пользования автобусами на туристско-экскурсионных маршрутах” необходимо помнить и разъяснять туристам о том, что на остановках в пути следования при переходе на противоположную сторону автомобильной дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении и что нельзя курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя, в частности от топливных баков автобуса. На оживленных трассах дорогу переходить следует по специальным проходам, если таковые отсутствуют, то после выхода из автобуса переходить дорогу следует только позади автобуса.

    Если задержка в движении на дороге по климатическим условиям носит длительный характер (более 3 час.), то водитель должен доставить туристов до ближайшего населенного пункта, а руководитель тургруппы - немедленно сообщить в турфирму, представителем которой он является, о всех имеющихся отклонениях от утвержденной программы обслуживания туристов. Одновременно в АТП сообщается об изменениях дорожно-климатических условий, при которых движение сопряжено с реальной угрозой жизни и здоровью туристов.

    О причинах и времени прекращения движения автобуса по туристско-экскурсионному маршруту делается специальная запись в путевом листе водителя и наряде.

    В случае возникновения на автобусном маршруте дорожно-транспортного происшествия, угрожающего жизни и здоровью туристов и экскурсантов, водитель автобуса и гид должны организовать их экстренную эвакуацию из автобуса.

    В соответствии с Правилами дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях, приведших к несчастному случаю, водитель, обнаруживший это, независимо от назначения его автомобиля и выполняемой работы обязан немедленно принять все необходимые меры для оказания помощи потерпевшим: сообщить органам здравоохранения, милиции, предоставить автомобиль под перевозку пострадавших и т. д.

     2.3   Обеспечение безопасности на авиационных турах


    Согласно данным исследований R - ТGI (Российский индекс целевых групп), проводимых компанией КОМКОМ, российские туристы, отправляясь в путешествие, все более ориентируются на авиаперелеты. Так, для Санкт- Петербурга число таких пассажиров возросло в 2002 году в 5,5 раз[20].

    Безопасность авиаперевозок - безусловно, прерогатива самих авиакомпаний. Эта многоплановая задача соответственно решается многими специализированными службами (от чисто технических вопросов до предотвращения актов терроризма). В то же время необходимо заметить, что безопасность перелета во многом зависит и от самих пассажиров. Речь идет о соблюдении правил полета и провозки багажа.

    Правилами большинства авиакомпаний запрещается пользо­ваться в полете мобильными телефонами, потому что они могут вызывать помехи в электронных системах самолетов.

    Далеко не все люди нормально переносят перелет. Некоторые пассажиры при тряске самолета испытывают тошноту или голо­вокружение. Для них предусмотрены специальные гигиенические пакеты. Пассажирам, которые боятся высоты, не рекомендуется сидеть в креслах у окна. Последними исследованиями установлено, что при длительных перелетах (например, из Лиссабона в Нью-Йорк) наблюдается падение содержания кислорода в крови на 10% [21]. На здоровых людях это никак не отражается, но может быть опасно для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    Авиапассажиры в Великобритании инициировали судебный иск против 28 авиакомпаний за то, что те не предупреждают о так называемом «синдроме эконом-класса» и способах уменьшения риска для здоровья пассажиров. Дело в том, что пребывание в очень тесных условиях во  время перелета может привести к застою крови в нижних конечностях, образованию тромбов, что в свою очередь чревато многими опасными последствиями. Есть документальные подтверждения того, что несколько пассажиров скончалось от тромбоза вен нижних конечностей, который наступил в результате длительных авиаперелетов в стесненных условиях.

    Для всех авиакомпаний мира актуальна тема противодействия террористам. Предпринимаются повышенные меры контроля пас­сажиров и их багажа с целью недопущения возможных терактов. Международный аэропорт Дубая в качестве такой меры ужесточил контроль при въезде, подвергая всех туристов сканированию радуж­ной оболочки глаз. Российские туроператоры направления, с одной стороны, сетуют на образующиеся при этом очереди, а с другой - отмечают, что эта мера может ускорить процедуру получения виз. Дело в том, что информация о радужной оболочке глаз заносится арабами в базу данных, что в дальнейшем облегчит установление личности соискателя визы, и тогда будет меньше необоснованных отказов.

    В международном аэропорту Франкфурта-на-Майне также уста­новлено оборудование по сканированию радужной оболочки глаз. Пока это всего лишь эксперимент и каждый пассажир должен выбрать, будет ли он проходить через обычную систему контроля или через сканер. Однако чтобы воспользоваться эксперимен­тальной программой, пассажир должен иметь машиночитаемый паспорт, быть гражданином страны-члена Ее, а таюке необходимо, чтобы его отпечаток радужной оболочки глаза был в базе данных.

    Экстремальные условия

    При технических неисправностях, не позволяющих продолжать полет, или иных экстремальных обстоятельствах производится ава­рийная посадка на землю или воду. В истории Аэрофлота был случай приводнения авиалайнера (при аварии шасси) на реку Нева близ Ленинграда.

    Если объявлена аварийная посадка, то пассажирам необходимо застегнуть привязные ремни и подтянуть их. Из одежды необхо­димо вынуть колющие предметы (авторучки, расчески, очки), снять галстук, туфли на каблуках и сгруппироваться - занять позу сидя в кресле - нагнувшись и обхватив колени руками, голову прижать к рукам.

    На случай аварийной посадки самолета и экстренной высадки пассажиров на землю в самолетах предусмотрены аварийные люки и выходы, снабженные надувными трапами, по которым пассажиры могут быстро спуститься на землю.

    В случае приводнения самолета пассажирам выдают спасатель­ные надувные жилеты. Однако надувать их следует вне самолета, так как в надутом жилете будет трудно выйти через аварийный люк Не допускается массовое хождение пассажиров по салону, курение разрешается только в отведенных местах или вообще запрещается. Любая паника в полете недопустима.

    Туристы, отправляющиеся в авиационное путешествие, должны быть ознакомлены с Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях страны, а также с Правилами безопасности полетов, строго соблюдатъ их в путешествии.

    Они должны знать, что в качестве незарегистрированного багажа (ручной клади) разрешается иметь при себе отдельные не громоздкие необходимые в полете вещи (портфели, дипломаты, сумки и пр.), общая масса которых не должна превышать 5 кг. В исключительных случаях по разрешению авиакомпании в качестве незарегистрированного багажа можно перевозить вещи, требующие особых мер предосторожности при их перевозке.

    На зарегистрированный багаж вешают бирку “Ручная кладь”, без которой посадка пассажиров в самолет не производится.

    В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа самолетов органам гражданской авиации, милиции, таможенным учреждениям и пограничным войскам предоставляется право производить досмотр багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов.

    Туристы должны быть заранее проинформированы о целях проведения досмотра, о предметах и веществах, запрещенных к перевозке на воздушных судах, и об ответственности за нарушение правил перевозки.

    3апрещается перевозить в качестве багажа:

    ·   Огнестрельное и холодное оружие всех видов

    ·   Взрывчатые вещества и предметы, ими начиненные

    ·   Сжатые и сжиженные газы: газы для бытового пользования (бутан - пропан) и др.

    ·   Легковоспламеняющиеся жидкости

    ·   Воспламеняющиеся твердые вещества

    ·   Любые ядовитые и отравляющие вещества в жидком и твердом состоянии, упакованные в любую тару

    ·   Едкие и коррозирующие вещества

    ·   Все другие грузы и предметы, подпадающие под признаки перечисленных выше веществ, и могущие быть использованы для поджога, взрыва или угрожающие жизни пассажиров и членов экипажа воздушных судов.

    К воздушной перевозке в качестве багажа могут приниматься только безопасные жидкости, не имеющие резкого запаха. Жидкости в стеклянной и другой бьющейся таре к перевозке багажом не принимаются.

    Пассажир несет ответственность за перевозку запрещенных Правилами предметов. О всех случаях нарушений составляются акты. Вещи, запрещенные к перевозке, передаются государственным органам или уничтожаются.

    В порядке исключения из этого правила личное оружие могут иметь при себе только пассажиры, сопровождающие спецгруз и почту, а также входящие в состав караула (войскового наряда), сопровождающего конвоируемых лиц. Оружие других пассажиров, имеющих разрешение на право его хранения и ношение (стрелков-спортсменов, охотников, геологов и др.), перевозится только в упакованном виде в багажных отделениях. Лица, имеющие разрешение на право ношения оружия, обязаны при посадке в самолет донести до сведения командира воздушного судна о наличии оружия и по требованию его или второго пилота предъявить документ на это право.

    На воздушных судах охотничьи ножи и боевые патроны принимаются к перевозке только упакованными в багаж (чемоданы, ящики и другую тару), при этом патроны должны быть упакованы в стандартные коробки.

    Багаж, в упаковке которого имеются острые торчащие предметы (гвозди, проволока и т. п.), а также багаж в неисправной упаковке принимать к перевозке запрещено.

    Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных пассажирам к перевозке на гражданских воздушных судах, содержится в “Правилах перевозки опасных грузов транспортом”, введенных в действие в соответствии с нормами и стандартами Министерства обороны и Министерства гражданской авиации нашей страны.

    Следует также предупредить туристов о:[22]

    - недопущении принятия от посторонних граждан для перевозки на самолете посылок и других предметов;

    - необходимости упаковки своего багажа самостоятельно или под личным наблюдением и вкладывании в багаж пассажира карточки с указанием его фамилии, имени, отчества, домашнего адреса;

    - запрещении курения на перроне и у воздушного судна;

    - том, что при неявке пассажира на досмотр, посадку отправка его багажа категорически запрещена и что при явке пассажира к отправлению в нетрезвом виде он отстраняется от полета (пассажир направляется на медицинскую экспертизу и составляется акт).

    В момент посадки в самолет руководителю группы необходимо находиться у трапа, пропуская группу вперед, чтобы убедиться, что все туристы поднялись на борт.

    На борту самолета туристы должны строго выполнять правила безопасности полета, с которыми их ознакомит стюардесса, а также выполнять все распоряжения командира или членов экипажа воздушного судна.

    Особенно внимательно туристы должны ознакомиться с порядком эвакуации из самолета в аварийных ситуациях, порядком открытия запасных выходов и приведения в рабочее состояние аварийно-спасательных средств (кислород­ных масок, надувных трапов матерчатых желобов, канатов и др.), а также с правилами пользования ими.

    2.4 Обеспечение безопасности на водных круизах


    При посадке на судно туристам сообщается об общем сигнале тревоги. Во время пожара и других аварийных случаев он дается при помощи сирены, специальных звонков и громкоговорителей. Услышав общий сигнал тревоги, пассажиры судна должны немедленно подойти к спасательным станциям.

    В целях постоянной готовности экипажа судна к спасательным работам в каждом круизном путешествии проводится учебная тревога со спасательными шлюпками.

    В каждом порту выдаются свои посадочные талоны. При выходе на берег пассажиры получают эти талоны, которые отдают обратно по возвращении на судно. Таким образом администрация круиза может проследить за тем, все ли туристы вернулись с берега, и при необходимости своевременно принять розыскные меры.

    Туристы, обслуживающиеся на морских и речных круизах, должны хорошо знать и выполнять в ходе путешествия Правила перевозки пассажиров, ручной клади и багажа на судах Министерств морского и речного флота России, Правила внутреннего распорядка, установленные на судах, а также Требования по обеспечению безопасности плавания, санитарных правил и пожарной безопасности.

    Ознакомление туристов с правилами техники безопасности и поведения на судне, на берегу во время экскурсионного обслуживания, купания проводится как по судовой радиосети, так и в ходе собраний, встреч, бесед руководителя круиза с туристами.

    На туристских круизных судах по согласованию между капитаном и туристской фирмой устанавливается общий режим дня (внутренний распорядок), соблюдение которого обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала.

    Знакомя туристов с Правилами пользования судами, необходимо особо подчеркнуть, что пассажирам на судне не разрешается:[23]

    - начинать посадку и высадку до полной швартовки судна и подачи трапа;

    - входить в служебные помещения и места, где расположены судовые устройства и механизмы;

    - перевозить оружие, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие резкопахнущие, ядовитые, взрывчатые вещества, а также предметы и вещи, которые могут загрязнить или повредить судовое имущество и нанести ущерб пассажирам;

    - курить в местах, не отведенных для курения (в салонах, каютах, ресторанах и коридорах и т. д.);

    - оставлять при уходе из каюты включенными электролампочки и открытыми окна и двери;

    - бросать за борт окурки, спички, отбросы и другой мусор;

    - купаться с борта судна;

    - выходить на рабочую палубу судна во время швартовки;

    - находиться на открытых частях палубы после отбоя (23 часа);

    - мешать работе команды судна.

    При подходе судна к “зеленой” стоянке необходимо обратить внимание туристов на строгое соблюдение правил поведения на воде во время купания:

    - купаться можно только в отведенных для этих целей местах;

    - нельзя заплывать за ограничительные буйки;

    - не стоит купаться в сумерки и ночное время;

    - нельзя подавать сигналов ложной тревоги;

    - родители должны внимательно следить за безопасностью купания своих детей не оставлять их без надзора;

    - нельзя подплывать к судам и лодкам.

    Перед экскурсионным обслуживанием в городе-стоянке судна руководитель круиза должен проинформировать туристов о правилах безопасности во время экскурсий:[24]

    - о выполнении правил уличного движения при пешеходной экскурсии;

    - о соблюдении правил пользования автобусами;

    - о необходимости взять с собой при высадке на берег посадочный талон или туристскую книжку - пропуск на теплоход;

    - о возвращении на судно к установленному времени отправления.

    В случае заболевания туриста на круизном туре и необходимости его госпитализации или лечения на берегу капитаном судна и руководителем круиза принимаются меры по доставке его в ближайший порт.

    При перевозках на круизных судах организованных групп детей в целях обеспечения наиболее благоприятных условий их пребывания и предотвращения инфекционных заболеваний предлагается соблюдать следующие правила:

    - Для каждой группы школьников должен выделяться руководитель, имеющий опыт работы с детьми.

    - На каждого должна быть оформлена медицинская справка об отсутствии у ребенка инфекционных заболеваний и контакта с инфекционными больными, выданная медицинским работником школы или поликлиники по месту жительства ребенка.

    Руководитель группы обязан за 2 часа до отправления в рейс предъявить медицинскому работнику санитарно-контрольного отдела в речном или морском порту медицинские справки и общий список детей, включенных в состав группы.

    Капитан судна допускает посадку организованной группы школьников только после получения разрешения санитарно-контрольного отдела.

    При использовании судов в осенний период под гостиницы, а также на перевозки детей с родителями указанные требования не распространяются. В целях обеспечения безопасности всех туристов на судне капитан и судовой врач могут вынести решение о снятии туриста с маршрута, если они придут к мнению, что дальнейшее пребывание туриста на борту судна представляет опасность для него самого или окружающих. В этом случае турист отправляется на берег в ближайшем порту, и принимаются соответствующие меры.

    Глава 3. Самые опасные страны для туристов


    Американский журнал Forbes составил ежегодный рейтинг стран опасных для путешествий и работы в наступившем году. В него попали 14 государств - на три больше, чем в списке 2005 года. По сравнению с прошлогодним рейтингом, в этом году в числе нежелательных для посещения мест не оказалось Киргизии, зато в него попали Россия (несколько республик Северного Кавказа) и Грузия.[25]

    Для составления рейтинга журналисты опросили несколько международных компаний, которые занимаются оценкой рисков для корпораций, отправляющих своих сотрудников на работу в различные государства планеты. Страны оценивались по нескольким категориям - от политических и террористических рисков до возможности начала гражданской войны и общего уровня преступности и работы правоохранительных органов.

    В этом году в списке не оказалось Киргизии, которая в прошлом рейтинге набрала максимальные пять баллов по степени опасности. Как тогда писал Forbes, эта страна попала в рейтинг из-за близости к Узбекистану и связям с террористической организацией "Исламское движение Узбекистана", которое, как считают в США, связано с "Аль-Каидой". Но, видимо, прошлогодняя революция в Киргизии изменила страну, и в этом году она покинула рейтинг. Примечательно, что сам Узбекистан в список опасных стран не попал.

    В итоге в число самых опасных государств 2006 года попали 14 стран. Девять из них набрали наивысшие пять баллов. Это шесть стран Африканского континента, а также Афганистан, Ирак и государство в Карибском бассейне - Гаити. Для этих стран характерны "деспотическое правление, низкий образовательный уровень и низкая ценность жизни", отмечает Forbes. На балл меньше насчитали России - наряду с Бурунди, Папуа-Новой Гвинеей и Пакистаном. Замыкает рейтинг Грузия, где туристам издание рекомендует быть предельно осторожными в связи с нестабильной политической ситуацией и частыми нападениями.

    Россия попала в рейтинг из-за политической нестабильности в республиках Кавказского региона, и, прежде всего, в Чечне. Путешественникам рекомендуется не ездить в Северную Осетию, Ингушетию, Дагестан, Ставрополь, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, а также в Чечню. "В обстановке беззакония эти регионы до сих пор охвачены открытой партизанской войной, - пишет Forbes. - Там часты похищения иностранцев для получения выкупа, а также теракты и взрывы гостиниц, правительственных зданий, рынков и школ". В качестве примера издание напоминает о захвате школы в Беслане в сентябре 2004 года, в результате которого погибли множество детей и других гражданских лиц.

    Одной из наиболее криминальных стран остается и Папуа-Новая Гвинея, притягивающая туристов своей экзотикой. В столице страны порте Моресби один из самых высоких уровней преступности в мире. Кража машин и вооруженные ограбления - рядовые события в Лае и высокогорном городе Маунт-Хаген, а карманные воришки действуют практически по всей стране.

    Последнее место в рейтинге досталось Грузии - 3 балла. Иностранцу опасно находится на большей части страны. Опасность для путешественников американское издание связывает с гражданской войной, расколовшей страну в 1990-х годах. "Сепаратистские области, которые отказываются признать власти в Тбилиси, существуют в северо-центральной и северо-западной Грузии", - пишет Forbes. Издание отмечает неустойчивую политическую ситуацию и частые нападения на миротворческие войска (включая избиения и разрушение собственности), которые означают, что "путешественники должны быть предельно осторожными в Грузии, особенно в области Панкисского ущелья, где грузинские силы столкнулись с чеченскими боевиками и другими террористами". Американским гражданам, напоминает Forbes, запрещено пересекать сухопутную границу России и Грузии.

    Список самых опасных стран в 2006 году для туристов:[26]
              Крайне опасные (5 баллов): Ирак, Афганистан, Гаити, Сомали, Судан, Зимбабве, Кот-д'Ивуар, Конго и Либерия.

    Опасные (4 балла): Бурунди, Папуа-Новая Гвинея, Пакистан, Россия.
              Умеренно опасные (3 балла): Грузия.
















    Заключение

    Сегодня туризм отличается, прежде всего, масштабными коли­чественными изменениями. В особенности - высокие темпы воз­растания массовости всех видов туристского отдыха. В целом это позволяет утверждать, что туризм стал нормой жизни современного человека. Отправляясь в дальние походы или поездки, люди часто не задумываются над тем, что природа или принимающая дестина­ция не всегда бывает благосклонна к путешественникам. Порой они преподносят им неожиданные и неприятные сюрпризы, и человек волей обстоятельств оказывается в· критическом положении.

    В мировых и отечественных СМИ довольно часты сообщения о туристах, терпящих бедствие в горах, о путниках, заблудившихся в тайге, о неосмотрительных рыболовах, унесенных в открытое море.

    Незнание правил поведения и культуры посещаемых стран, игно­рирование запрещающих знаков при водит к конфликтным ситуа­циям и может обернуться серьезными проблемами для свободы и финансов туриста. Безопасность при осуществлении туристской деятельности многоаспектна. Как показано в данной книге, сюда входят медицинская безопасность, безопасность, связанная с кри­миногенной ситуацией в стране пребывания, качество питьевой воды и продуктов питания и. многое другое.

    При совершении путешествий и при ознакомлении с природ­ными, историческими, социально-культурными и иными объек­тами одним из требований безопасности является сохранение эко­логического равновесия в окружающей среде.

    Проблема безопасности особо важна в экстремальном туризме и в технически сложных путешествиях. Главный постулат выживания - человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в любых, самых экстремальных условиях. Для этого необходимы определен­ные знания и практические навыки. Эти знания и навыки помогут в нужный момент не растеряться, быстро и правильно оценить экс­тремальную ситуацию, справиться с возникшими трудностями.

    Список использованных источников

    1. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

    2. Барсуков В. Безопасность технологии, средства, услуги- М., Кудиц-образ, 2001

    3. Белов П.Г. Моделирование опасных процессов в техносфере, К., КМУГА, 1999г

    4. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме, М-Спб, «ИД Герда», 2005 г

    5. Боброва Н.В. Одиноким предоставляется путешествие// турбизнес на Северо-Западе, №12, 2002 г

    6. Ильина  Е.Н. Организация железнодорожных перевозок, М., Советский спорт, 2003г

    7. Ильина Е.И. Организация водных путешествий, М., Советский спорт, 2003 г

    8. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг., М., Советский спорт, 2003

    9. Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность, М., : МАРТ, 2006 г

    10. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. Учебное пособие. М-СПб, Герда, 2004 г

    11. Материалы, опубликованные на сайте  www.ratanews

    12. Русан О.Н., Малаян Р.К., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Уч. пособие, СПб, Лань, 2000



    [1] Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»


    [2] Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме, М-Спб, «ИД Герда», 2005 г, с.24

    [3] там же

    [4] Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме, М-Спб, «ИД Герда», 2005 г, с.46

    [5] Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме, М-Спб, «ИД Герда», 2005 г, с.46


    [6] Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме, М-Спб, «ИД Герда», 2005 г, с.46


    [7] Каурова А.Д. Организация сферы туризма. Учебное пособие. М-СПб, Герда, 2004 г, с.92

    [8] Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность, М., : МАРТ, 2006 г, с.63


    [9] Белов П.Г. Моделирование опасных процессов в техносфере, К., КМУГА, 1999г, с.81

    [10] Русан О.Н., Малаян Р.К., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Уч. пособие., СПб, Лань, 2000, с.56

    [11] Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме, М-Спб, «ИД Герда», 2005 г, с.10

    [12] Русан О.Н., Малаян Р.К., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Уч. пособие., СПб, Лань, 2000, с.56

    [13] Барсуков В. Безопасность технологии, средства, услуги- М., Кудиц-образ, 2001, с.49

    [14] Ильина  Е.Н. Организация железнодорожных перевозок, М., Советский спорт, 2003г, с.84

    [15] Ильина  Е.Н. Организация железнодорожных перевозок, М., Советский спорт, 2003г, с.87

    [16] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг., М., Советский спорт, 2003 г, с.163

    [17] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг., М., Советский спорт, 2003 г, с.163

    [18] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг., М., Советский спорт, 2003 г, с.166

    [19] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг., М., Советский спорт, 2003 г, с.163

    [20] Боброва Н.В. Одиноким предоставляется путешествие// турбизнес на Северо-Западе, №12, 2002 г

    [21] Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме, М-Спб, «ИД Герда», 2005 г, с.57

    [22] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг., М., Советский спорт, 2003 г, с.168

    [23] Ильина Е.И. Организация водных путешествий, М., Советский спорт, 2003 г, с.96

    [24] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг., М., Советский спорт, 2003 г, с.170

    [25] по материалам, опубликованным на сайте  www.ratanews

    [26] по материалам, опубликованным на сайте  www.ratanews

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Безопасность как важное условие туризма ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.