Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Взаимоотношения в малых группах. Неформальное лидерство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Взаимоотношения в малых группах. Неформальное лидерство
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:19:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение..................................................................................................2

    1 Взаимоотношения в малых группах..............................................4

    1.1. Социальное поведение в малых группах................................4

    1.2. Динамика и развитие социально-психологических отношений.............................................................................................10

    2 Неформальное лидерство в малых группах...............................15

    2.1. Лидерство как фактор функционирования малых групп....15

    2.2. Неформальные молодежные группы....................................22

    2.3. Диагностика межличностных отношений в малой группе: анкетный опрос..............................................................................28

    Заключение............................................................................................31

    Список литературы...............................................................................32















    Введение

    Социальная группа — это объединение людей, основанное на общем участии в какой-либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются их функциональными отношениями, а так­же социальными правами и обязанностями, определяе­мыми соответствующими институтами; члены группы обладают общими ценностями и отделены от других общностей принципами обособления [3,с. 6].

    Для появления группы необходима внутренняя ор­ганизация, т. е. институты, формы контроля, образцы деятельности (организация может быть и неформальной). Малой группой можно считать немногочис­ленную  (не более 20-30 чел.) по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевые установки.

    Другими словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием — межличностные отношения, непосредствен­ные контакты. Поэтому под малой группой обычно по­нимают малочисленную социальную группу, члены ко­торой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм по­ведения [6, с.12].

    Проблемы взаимоотношений в малых группах рас­сматриваются в разрезе формальных и неформальных межличностных отношений.

    Если формальные отношения определены должностным положением и квалификационными нормативами, то не­формальные — психологическим климатом в группе, внут­ренними мотивами, стимулами и другими факторами, оп­ределяющими психологическую сущность содержания де­ятельности отдельных членов группы. В малых группах неформальная структура взаимоотношений может оказы­вать столь сильное влияние на процессы их функциони­рования, что часто изменяет  формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их со­вместной деятельности. Но неформальная структура также зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой члены группы под­чиняют свое поведение целям и задачам совместной дея­тельности, правилам ролевого взаимодействия.

    Объектами исследования в работе являются малая группа и связанные с ее состоянием структурные харак­теристики, отражающие складывающуюся в группе сис­тему взаимоотношений индивидов.

    Предмет исследования – процесс взаимоотношений в малой группе, в частности, неформальной молодежной группе.

    Актуальность данной темы обусловлена важностью изучения взаимоотношений в малых группах на примере неформальных молодежных объединений.

       Цель данной работы проанализировать процесс становления межличностных отношений в группе. Из этой цели вытекают  следующие задачи:

              1. Рассмотреть социальное поведение в малых группах;

                     2.Проанализировать динамику и развитие социально- психологических отношений в группе;

                     3. Изучить типологию лидерства  в малых группах;

      В курсовой работе использованы аналитический и сравнительно-правовой методы исследования.

      Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с работой в неформальных молодежных объединениях.







    1 Взаимоотношения в малых группах.

    1.1. Социальное поведение в малых группах.

    Поскольку объектами исследования являются малая группа и связанные с ее состоянием структурные харак­теристики, отражающие складывающуюся в группе сис­тему взаимоотношений ее членов,  понятия «ма­лая группа» и «структура взаимоотношений в малых группах» являются основными.    Особые трудности вызывает определение малой груп­пы. Общепринятого определения не существует, разные ученые пользуются различными формами представле­ния этого понятия, что вызывает затруднение в их идентификации. Социальная группа — это объединение людей, основанное на общем участии в какой-либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются их функциональными отношениями, а так­же социальными правами и обязанностями, определяе­мыми соответствующими институтами; члены группы обладают общими ценностями и отделены от других общностей принципами обособления. В этом определении акцентируется внимание на том, что для появления группы необходима внутренняя ор­ганизация, т. е. институты, формы контроля, образцы деятельности (организация может быть и неформальной). Существенным фактором появления группы должно быть также наличие определенного принципа обособления ин­дивидов, входящих в нее. Пользуясь этим определением, можно более четко отличить группу от «круга», т. е. от объединения лиц, постоянно встречающихся и поддер­живающих личные контакты, но не обладающих четким принципом обособления и выкристаллизованной внут­ренней организацией. Опираясь на определение социаль­ной группы, малой группой можно считать немногочис­ленную  (не более 20-30 чел.) по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевые установки.

    Другими словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием — межличностные отношения, непосредствен­ные контакты. Поэтому под малой группой обычно по­нимают малочисленную социальную группу, члены ко­торой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм по­ведения [2, с.5].

    К малым группам, по определению, можно отнести класс, кружок,  отряд в пионерском лагере, неформальную молодежную группу, смену, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения, учебные группы вуза. Размер малой группы обычно не превышает нескольких десятков человек, причем есть основания пол­агать, что большие группы, как правило, являются фор­мальными и состоят из нескольких подгрупп.

    Проблемы взаимоотношений в малых группах рас­сматриваются в разрезе формальных и неформальных межличностных отношений.

    Если формальные отношения определены должностным положением и квалификационными нормативами, то не­формальные — психологическим климатом в группе, внут­ренними мотивами, стимулами и другими факторами, оп­ределяющими психологическую сущность содержания де­ятельности отдельных членов группы. В малых группах неформальная структура взаимоотношений может оказы­вать столь сильное влияние на процессы их функциони­рования, что порой изменяет и формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их со­вместной деятельности. С другой стороны, неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой члены группы, входящие в нее, под­чиняют свое поведение целям и задачам совместной дея­тельности, правилам ролевого взаимодействия.

    Характер взаимосвязей формальной и неформальной структур группы и вытекающие из них функции ее неформальной организации представлены на рис. 1.



    Рис.1

    Наличие в определении малой группы дополнения о социальной позиции индивида обращается в постулиру­ющий его личностную структуру феномен. Для малых групп с внешним статусом, социальная позиция индивида определена на профессионально-квалификационном уровне ее внешним статусом, например, технологическими нормами, субор­динационными отношениями и т. п. Отсюда вытекает жесткая стратификационная структура группы, условно связанная личностными признаками.

    Однако в таких группах остаются весьма эффективно действующими межличностные взаимоотношения.

    Понятию «взаимоотношения» часто придают такой же смысл, какой оно имеет в повседневной речи, понимая под взаимоотношениями систему сознательных и субъ­ективно определенных взаимодействий индивидов. Од­нако такое понимание несколько сужает границы опи­саний отношений индивидов в группе, поэтому целесо­образно принять более общее определение этого понятия. Отношение — это широкое понятие, под которым под­разумевается одна из форм единства предметов, явлений и свойств, в основе ее лежит определенная реальная или мысленная общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. К отношениям относятся самые различные зависимости, соотношения, связи. Это и субъективные отношения (общение между индивидами) и объективные, например, производствен­ные отношения.

    Межличностное общение определено исключительно личностными при­знаками, тягой людей к информационному и эмоцио­нальному обменам. По своей природе межличностное общение игнорирует статус группы, что сразу обеспечи­вает и объясняет причинное существо ее коммуникатив­ных каналов со средой.

    С одной стороны, без взаимодействия, без межлич­ностного общения индивидам не выжить, а с другой, нормы этого межличностного общения в общности пока еще на уровне саморегулирования ограничивают свободу индивида.

    Жизнь и деятельность малых групп в различных сферах их функционирования на современном этапе показывают, что группы нередко сталкиваются с социальными факто­рами, оказывающими дезорганизующее воздействие на их деятельность, их взаимоотношения, разрушающими тра­диции коллектива. Эти факторы могут порождаться внеш­ней социальной средой, определенными общественными группами, социальными процессами, а также отдельными событиями общественной жизни. Они могут проявляться в постановке перед группами задач, не соответствующих предназначению и нравственно отвергаемых большин­ством их членов, в просчетах руководителей структурных подразделений, выражаемых, например, в неправильной расстановке членов коллектива для выполнения постав­ленных задач, игнорировании ролевой структуры и т. п.

    Изменения в психическом складе людей, в их пос­тупках и действиях, обусловленные изменениями в об­щественных отношениях, являются более или менее сход­ными и оптимально-устойчивыми для людей, живущих в определенную общественно-историческую эпоху.

    В конкретных условиях эти общие социальные фак­торы по-разному сочетаются со специфическими услови­ями жизни и деятельности отдельной личности и от­дельного коллектива. Существенным моментом в пони­мании механизма этой индивидуализации воздействия социально-детерминирующих факторов на человека и на конкретный коллектив является выделение из общей совокупности социальных детерминант специфических условий их жизни и деятельности.

    Например, группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы социально-психологические черты, но и обладают специфическими признаками, которые обусловлены особенностями конкретных задач, характером повседневной деятельности курсантов.

    Методологической основой формирования подхода, по­зволяющего хорошо ориентироваться в многообразии ме­ханизмов регуляции социального поведения и деятель­ности индивида в малой группе, является принцип соотношения внеш­него   и   внутреннего   в   детерминации   его   поведения. Основная линия социально-психологичес­ких исследований в области руководства малыми груп­пами заключается в раскрытии внутренних условий, опосредующих психический эффект внешних воздействий субъектов социальной деятельности, внутренние за­кономерности и механизмы психической деятельности индивидов. Раскрытие процесса перехода внешней де­терминации во внутреннюю побудительную мотива­цию — именно в этом состоит суть анализа психических и социально-психологических механизмов управления социальной деятельностью малых групп.

    Система социально-психологического обеспечения руководства малыми группами в различных сферах  их  деятельности должна  содержать подсистему сбора и обработки информации, подсистемы социально-психологического обеспечения профессиональ­ного отбора кандидатов, комплектования групп, адапта­ции членов групп к специфическим условиям деятель­ности, формирования морально-психологических харак­теристик  индивидов  и  групп в  целом,  формирования устойчивой профессиональной ориентации членов групп, предупреждения конфликтов, расстановки, воспитания и аттестации членов групп, образующих ее формальную структуру, подсистему оценки эффективности применения сформированных  психолого-педагогических  воздействий. В свою очередь каждая подсистема социально-психологи­ческого обеспечения состоит из двух подсистем: подсисте­мы диагностики, оценивающей соответствующие соци­ально-психологические   характеристики   индивидов   и групп, и подсистемы выработки рекомендаций по фор­мированию  управляющего  социально-психологического воздействия на коллектив.

    В целом проблема социально-психологического обеспе­чения руководства малыми группами может быть рассмот­рена как проблема гармонизации непрерывного процесса разрешения неантагонистических противоречий между со­стоянием социально-психологической зрелости коллекти­ва, личности в коллективе, с одной стороны, и социаль­но-психологической эффективностью методов внешнего уп­равления  социальной  деятельностью  группы,   с  другой стороны. Понятие «социально-психологическая зрелость» коллектива может быть раскрыто исходя из меры выра­женности в состоянии социальных элементов коллектива (личностей и их внутриколлективных микрообщностей) и его общественных отношений социальной сущности целей и задач деятельности.

    Исходя из этого, под социализацией малых групп в деятельности можно понимать такой процесс смены состояний их социально-психологических форм, когда внешнее общественное становится внутренним, со­циально-психологическим атрибутом социальной целос­тности коллектива.

    Социальный потенциал коллектива, таким образом, может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно — процесса содержа­тельного обогащения межличностных отношений в груп­пе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью.



    1.2. Динамика и развитие социально-психологических отношений.


    Системные процессы развития малых групп,  требуют многоплано­вого изучения взаимоотношений в данных группах. Оно объясняется насущной потребностью в оптимизации процесса функционирования и психологической диагностике малых групп, оказывающих развивающее и воспитывающее воздействие на индивидов, включенных в совместную дея­тельность. Изучение групповой психологии в контактных малых группах позволяет вырабатывать формы и способы наилучшей организации их эффективной деятельности, формировать оптимальные социальные и психологичес­кие условия развития личности.

    В групповой деятельности происходит не просто обу­чение, подготовка к высококвалифицированному про­фессиональному труду, но самое главное — интенсивное становление, воспитание личности каждого члена группы и профессиональное формирование специалиста.

    В современной психологии изучен и раскрыт целый ряд важных феноменов групповой психологии, оказыва­ющих влияние на развитие личности в коллективе. Вместе с тем, недостаточно полно раскрыты вопросы представле­ния малой группы как группового субъекта деятельности, организации взаимоотношений в нем и динамике его со­циально-психологического развития в процессе професси­ональной деятельности. Кроме того, в современной психо­логической литературе нет в полном объеме отражения того, как в ходе становления группового субъекта сочета­ется его поуровневое и поэтапное развитие, а это сущест­венно влияет на динамику изменения структуры представ­ления социально-психологических, портретов малых групп в зависимости от уровня и этапов их развития. Решение этих задач позволяет расширить и углубить знания о ряде групповых феноменов развития малых групп, раскрыть их психоло­гические возможности по формированию личностей от­дельных индивидов, а также выработать научно обоснован­ные рекомендации по обеспечению необходимых условий эффективной жизнедеятельности малых групп в процессе решения производственных, функциональных учебных и других задач.

    Системный анализ процессов развития малой группы требует их многопланового представления. В социальной исихологии предложен двуплановый анализ процесса развития группы: по уровням и по этапам. При поуровневом анализе определяют количественное и качественное соотношение социально-психологических свойств группы.

    Идея поэтапного (стадиального) развития малой груп­пы берет свое начало в работах А. С. Макаренко [9,с.68].

     В ходе ее дальнейшей разработки было выяснено, что группа проходит в своем развитии ряд этапов, каждый из ко­торых отражает качественные изменения ее психологии  Установлено, что оп­ределенный этап развития малой группы обусловлен до­минированием одного из двух постоянно взаимодейству­ющих процессов: интеграции и дифференциации.

    Поэтапное развитие малой группы идет неравномерно: длительность этапов, а также темпы перехода от одного к другому могут различаться в зависимости от объек­тивных и субъективных условий жизнедеятельности группы, иными словами, социальной ситуации. При определенных обстоятельствах возможны ос­тановки на этом или ином этапе развития, которые очень важны, так как позволяют сохранить и расширить воз­можности группового роста благодаря действию интерактивных механизмов, обеспечивающих единство группы

    В социальной психологии группа (коллектив) изуча­ется в настоящее время как совокупный субъект дея­тельности, отношений, общения, управления и самоуп­равления. Одним из важнейших аспектов изучения социально-психологических отношений в малых группах является определение психологических механизмов, которым непос­редственно подчиняется психическое состояние и поведение индивидов в группе. Именно эти механизмы определяют степень ее однородности, которая в свою очередь зависит от развития процессов общения индивидов в структуре неформальных отношений.

    Важную роль в обеспечении этого процесса играют психолого-педагогические средства управления состояни­ем группы, реализуемые специальной подсистемой со­циально-психологического и профессионального обеспе­чения совместной деятельности членов группы.

    Исходя из основных форм внутригрупповой активнос­ти (совместной деятельности, общения, взаимоотноше­ний) можно анализировать особенности малой группы как совокупности субъекта.

    Известно, что совместная деятельность является сис­темообразующим фактором становления, функциониро­вания и развития малой группы как целостного субъекта. Как и любой субъект, группа обладает определенными психологическими свойствами, внешним физическим выражением которых являются социально-психологические характеристики (СПХ), в целом определяющие социаль­но-психологический портрет группы на определенном этапе ее развития. На основе структуры совместной де­ятельности выделяют следующие свойства группового субъекта деятельности: целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, согласован­ность, организованность, результативность.

     Изучение малых групп требует рассмотрения вопроса о возможности совместной деятельности индивидов в них и их способности быть субъектами этой деятельности независимо от ее предметного содержания. Вместе с тем, одним из главных психологических условий осуществления учебной деятельности в учебных группах является их совместность. Это предполагает со­ответствие цели учебной деятельности (решение учебно-познавательных задач) индивидуальным целям членов учебного коллектива (получение высшего образования через овладение некоторой системой знаний, умений и навыков). На примерах учебных групп вузов рядом ис­следователей было показано, что в вузе не только воз­можно, но и целесообразно организовать учебную дея­тельность как совместную. При этом она гораздо эффективнее традици­онной, ориентированной на индивидуальное усвоение знаний, поскольку порождает новые взаимосвязи между ее участниками, отношения взаимной ответственности, требуя согласованности в действиях, объединения усилий и ориентации всех на достижение общего успеха.

    Как следует из ранее изложенного, единой целью любой контактной, и в частности учебной, группы яв­ляется гармоничное развитие личности каждого ее члена, максимальный учет всех его индивидуальных особен­ностей в процессе формирования из него специалиста [5, с.76]. В каком именно виде совместной деятельности будет реализована эта общегрупповая цель, зависит от специ­фических особенностей социальной ситуации жизнедея­тельности конкретной группы.

    Процесс развития группы в естественных условиях жизнедеятельности не исчерпывается только становле­нием ее как субъекта совместной деятельности. Хотя последняя часто выступает системообразующим факто­ром, не меньшую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность — самостоя­тельные формы групповой активности, но они тесно связаны.

    Субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении ее членов принадлежать к ней не фор­мально, а психологически, иметь близкую психологи­ческую дистанцию друг с другом, чувствовать свою общ­ность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

    Наличие в общепринятой структуре общения трех взаимосвязанных составляющих: коммуникации, инте­грации и социальной перцепции [2, с.98] — позволяет выделить по крайней мере три свойства груп­пового субъекта общения: коммуникативность, интерак­тивность, перцептивное единство.

    Становление учебной группы как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее пре­вращения в субъект деятельности и взаимоотношений.

    Взаимодействия и взаимоотношения, общение и вза­имоотношения относительно самостоятельные формы внутригрупповой активности. Но они взаимосвязаны. В частности, групповые взаимоотноше­ния влияют на взаимодействия в группе.

    Таким образом, взаимоотношения в малой группе — сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения. Этапы развития малой группы, когда она является преимущественно субъектом общения или одновременно субъектом общения и деятельности, неразрывно связаны с повыше­нием уровня ее развития.






















    2 Неформальное лидерство в малых группах.

    2.1. Лидерство как фактор функционирования малых групп.


    Исследования, выполненные в русле когнитивного на­правления, рассматривают лидеров и их последователей в качестве активных наблюдателей, оценивающих и ин­терпретирующих поведение друг друга с использованием определенных когнитивных схем, «прототипов» или им­плицитных,  «наивных» теорий лидерства.

    По наиболее принятому определению, лидерство трактуется как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Считается, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух фак­торов: объективного и субъективного.

    Лидер — это такой член группы, который выдвигается в результате взаи­модействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.

    Он об­ладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межлич­ностных отношений и способствует своим примером, ор­ганизацией и управлением группой достижению группо­вых целей наилучшим образом.Одна и та же ситуация и один и тот же стиль руководства будут с необходимостью вести к эффективности или неэффек­тивности лидерства в зависимости от того, как поведение лидера детерминировано уровнем развития группы.

    Опираясь на теоретические положения, выдвинутые А. С. Макаренко, понимая под лидерством социаль­но-психологическое явление, сущность которого может быть определена как осуществление ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи, проблему ли­дерства рассматривают в тесной связи с уровнем развития группы (кол­лектива) [9, С.32].

    Таким образом, лидерство — это степень ведущего вли­яния личности члена группы на группу в целом в на­правлении оптимизации решения общегрупповой задачи; лидер — это член группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответствен­ные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность ее деятельности.

    Попытки ученых определить совокупность черт личностных характеристик, присущих лидерам, и на основе их определения выявлять неформальных лидеров в группах, успеха не имели. Установлено, что черты   лидера  не   являются   исходными   и   тем   более единственными детерминантами лидерства. Это связано с тем, что не столько лидер создает ситуацию домини­рования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет и культивирует определенный тип лидера [17, с.87].

    Можно выделить лишь некоторые общие черты, харак­терные для неформальных лидеров, а именно: лидеры в наибольшей степени, по сравнению с другими членами коллектива, осознают складывающиеся групповые нормы и способствуют их воплощению в жизнедеятель­ность группы.

    Ряд авторов в современной социальной психологии рассматривает лидерство как функцию ситуации, пред­полагая при этом, что каждая ситуация общения в группе способна выдвинуть своего ситуативного лидера. Например, для члена коллектива, который не обладает способностью выносить неопределенность, для успешного выполнения лидерских функций конкрет­ной ситуации требуется некоторый свод фиксирован­ных правил. Если функционирование микрогруппы до­пускает жесткую регламентацию их действий, то дан­ный член коллектива потенциально может выполнять лидирующие функции. И наоборот, член коллектива, которому свойственна потребность в проявлении ини­циативы, будет иметь лучшие потенциальные возмож­ности к лидерству в условиях наличия гибкой орга­низации функционирования членов микрогруппы, а не при строгой регламентации их действий. Поскольку ситуация в любой группе, как правило, подвержена тем или иным изменениям, а черты личности более стабильны, то и лидерство в различных ситуациях может переходить от одного члена группы к другому.

    Таким образом, личность в группе может находиться под влиянием нескольких неформальных лидеров. В то же время в группе возможен лидер, который доминирует во множестве ситуаций (сфер общения). Его воздействие на группу универсально. Он может единолично обеспе­чивать многоплановую групповую деятельность. Пони­мание лидерства как функции ситуации вызывает необ­ходимость рассматривать лидерские функции как неко­торое множество, элементами которого являются принятые критерии лидерства в различных сферах об­щения. При этом значимости влияния каждой сферы общения на характер неформальных отношений в группе могут быть различными.

    В основе типологии лидеров лежит признак формирования межличностных отношений и распределения функций, в результате чего выделяются «лидер по определению путей к достижению групповой цели», «лидер по оптимальному решению технических задач», «лидер по установлению психологического кли­мата», «лидер по поддержанию групповой атмосферы».

    В отличие от типа лидерства, лидерский стиль затрагивает вопросы методов, средств, с помощью которых лидер добивается успеха при решении групповых задач.

    Классификация лидерства связана с тем, что каждый член коллектива в силу своих личных качеств, а также вследствие влияния микро- и макро­среды во взаимоотношениях с другими членами группы придерживается определенной стратегии коммуникатив­ного поведения. По результатам исследований таких стратегий коммуникативного поведения можно выделить четыре, а именно:

    а) стратегия формирования, т. е. подчинение себе дру­гих членов группы;

    б)  стратегия индивидуализма, предполагающая пол­ное отсутствие общения с другими членами группы в процессе решения задач конкретной сферы отношений;

    в)  стратегия приспособления к группе, заключающа­яся в подчинении всем или некоторым членам группы;

    г)  стратегия коллективизма, проявляющаяся в стрем­лении стимулировать инициативу других членов группы, выслушивать выдвигаемые ими предложения и на основе их   конструктивной  (предпочтительно  гласной)  оценки принимать окончательное решение.

    Очевидно, что стратегии «а» и «г» могут составить основу взаимоотношений лидера с членами микрогруппы, а стратегия «б» больше соответствует положению изгоя в неформальной структуре группы. Указанные стратегии коммуникативного поведения личности создают лишь пред­посылки занятия ею определенного места престижа в иерархической структуре неформальных отношений в группе. Его конкретная реализация зависит от многих обстоятельств, а также от деловых и личностных качеств данного члена группы. Исследования ученых дают возможность выделить три типа характерных взаимоотношений в неформальной сфере между лидерами и членами их микрогрупп, а именно: авторитарный, де­мократический и попустительский.

    В первом случае для сферы неформальных отношений характерно единоначалие лидера, склонность его к ад­министрированию, централизации полномочий и ответ­ственности, подавление инициативы подчиненных, стремление регламентировать их действия, в отдельных случаях — дискриминация и деструкция личностей.

    Синонимами авторитарного типа являются использу­емые отдельными авторами термины «директивный», «ориентированный на лидера», «ориентированный на за­дачу».

    Во втором случае лидер вовлекает подчиненных в процесс принятия решений на основе групповых дискус­сий, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений. Синони­мами демократического стиля лидерства можно считать такие термины, как «либеральный», «равноправный», « консультативный », « участвующий », « сотрудничаю­щий», используемые в психологической литературе.

    Выделены две основные формы попустительского стиля руководства, условно названные «мягким попустительством» и «отстраненным попустительством».

    Первая форма выражается в неумении официального лидера поддерживать дисциплину, в необоснованных ус­тупках подчиненным, в следовании на поводу у группы. В основе «мягкого попустительства» лежат свойства слабого характера лидера, такие как конформность, мягкосердечие, робость, зависимость от группы. «Отстраненное попусти­тельство» выражается в сознательном уходе руководителя от дел и ответственности, передаче многих своих функций подчиненным. С этим стилем руководства обычно связаны такие свойства личности, как доминантность, самоуверен­ность, нефрустрированность, самостоятельность.

    Как показали исследования, со стилем поведения лидера тесно связаны его личностные качества.

    Директивный стиль лидерства соотносится с такими чертами «сильного» лидера, как доминантность, самос­тоятельность, низкая тревожность. Однако, он часто оказывается связанным и со свойствами, обычно трактуемыми как проявление «сла­бого» характера. Особенно это относится к таким чертам лидера, как мягкосердечие и зависимость от группы. Кроме этого, с директивностью тесно коррелирует такая характеристика личности, как «фрустрированность». Это можно объяснить возникающим у этих лидеров из чув­ства неудовлетворенности собой стремлением компенси­ровать свои недостатки. У значительного числа лидеров компенсация происходит в форме авторитарного руко­водства группой [16, с.29].

     Отдель­ные личностные свойства лидеров на поведенческом уров­не нередко переходят в свою противоположность. Под­атливый групповому давлению, зависимый от группы, лидер часто пытается самоутвердиться за счет жестких методов лидерства, чрезмерного контроля за деятельность членов микрогруппы. Ре­ально встречаются обе формы директивного поведения лидера: как описанная выше директивность, в основе которой лежат механизмы компенсации, так и естест­венная директивность, с которой связаны свойства силь­ной волевой личности.

    В поведении одного и того же лидера могут сочетаться элементы различных стилей, подтверждая тот факт, что лидерство как социально-психологический феномен возникает в ре­зультате взаимодействия и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной деятельности, субъектом которой он является. Лидер иногда может приспособить свой стиль общения в соответствии с тре­бованиями сложившейся конкретной ситуации и харак­тером утвердившихся в данной группе межличностных отношений, в которых могут преобладать либо автори­тарный, либо демократический стили межличностного общения. Именно в этом смысле группа выбирает, при­емлет и культивирует определенный тип лидера.

    В группе, где ее члены в силу своих личных качеств или сложившихся обстоятельств (например, в условиях, когда ситуация угрожает самому существованию группы) чувствуют свою зависимость от лидера, наиболее веро­ятно выдвижение неформальных лидеров с авторитарным стилем руководства. Авторитарные лидеры, как правило, решают задачи, подчиняя себе других членов группы, подавляя их мнение своим авторитетом. Естественно, что внутригрупповая психология членов микрогрупп этих лидеров должна способствовать формированию ат­мосферы приспособления к группе, подчинению требо­ваниям ее лидера, в некоторых случаях — безынициа­тивности и подавлению собственных интересов. Появле­ние же демократических лидеров в сфере неформальных отношений наиболее вероятно в группах, в характере межличностных отношений которых преобладают демо­кратические тенденции. Личностные характеристики этих групп позволяют предполагать наличие относитель­ной независимости их суждений и действий, а выпол­няемая совместно членами групп работа слабо структу­рирована.

    При изучении факторов, влияющих на психологический кли­мат коллектива, следует учитывать не только специфику взаимоотношений между официальным руководителем группы и его подчиненными (т. е. специфику структуры организации группы), но и специфику неформальной структуры группы. Кроме того, в рамках такого подхода формальная и неформальная организация, организаци­онные структуры группы должны рассматриваться не обособленно, а в их конкретном для данного уровня развития группы соотношении.

    Применение в течение длительного периода неадек­ватных складывающейся обстановке способов воздейст­вия на подчиненных деформирует личности не только официальных лидеров, но и определенное число членов группы. В результате в группе формируются межлич­ностные отношения с преобладанием директивного, бю­рократического стиля отношений.

    Подобная форма объективной жизнедеятельности груп­пы, субъективно отражаясь в сознании каждого ее члена, оказывает влияние на формирование социально-психоло­гического климата группы. Наличие тесной взаимозави­симости между социально-психологическим климатом кол­лектива и объективно складывающимися отношениями его членов хотя и не приводит к их отождествлению, но наставляет учитывать характер данной зависимости.

    Вслед­ствие противоречий и проблем, присущих среде жизнеде­ятельности группы в таких условиях, проявляется объек­тивная возможность возникновения соответствующих кон­фликтных ситуаций как результата столкновений, вызванных противоречивыми целями, способами поведе­ния формальных и неформальных лидеров, установками членов группы и условиями их стремления к достижению определенных целей. В неформальной сфере в группах с подобными отношениями неизбежно появление таких структур, которые вступают в прямое или косвенное про-тиворечие с их официальными структурами.

    В сфере неформальных отношений в этих группах характерно выдвижение лидеров в основном по их фи­зическим свойствам и по небольшому набору личностных качеств, таких как физическая сила, агрессивность, са­моуверенность. Подавляющий стиль лидерства — авто­ритарный. Группы такого уровня развития встречаются только там, где всякая воспитательная работа запущена, а в составе группы преобладают индивиды с отрицатель­ными ценностно-ориентационными характеристиками.

    Таким образом, различие стилей формального и не­формального лидерства в соответствии с рассмотренным выше способом понимания их происхождения, а также их соотношение в рамках формальных и неформальных структур групп различных уровней развития позволяют лучше понять психологические особенности лидерства в  коллективах.


    2.2. Неформальные молодежные группы.

    Не­формальные группы, как типичные представители малых групп, занимают до­вольно важное место в жизни совре­менных подростков. В свете этого интересно узнать, какое влияние ока­зывает принадлежность (или, наобо­рот, непринадлежность) к ним на фор­мирование ближайшего социального окружения. В ходе анкетирования, проведенного учеными-социологами в одной из московских школ выяснилось, что чуть меньше половины (44,8%) всех опрошенных школьников отметили, что групповая при­надлежность друзей им безразлична или у них нет сложившегося мнения по этому поводу. Но в то же время ос­тавшаяся часть отметила варианты, в большей или меньшей мере отража­ющие зависимость выбора друзей от их принадлежности к различным группам. При этом каждый шестой предпочел бы видеть среди друзей только представителей своей группы, около четверти не хотели бы видеть «неформалов» среди своих друзей, 5,8% предпочитают, чтобы их друзья принадлежали только к определен­ным группам, и 8,7% отметили, что их друзьями никогда не станут предста­вители некоторых групп.

    Следует также обратить внимание на возрастную динамику - значимость членства в неформальных молодеж­ных группах при определении круга друзей снижается к 11-му классу.

    Стоит отметить и различия в ответах «неформалов» и подростков, не при­числяющих себя к неформальным группам. Первые значительно чаще стараются ограничить свой круг обще­ния представителями своей группы или нескольких определенных групп. Например, панки и скинхеды при выбо­ре друзей склонны ориентироваться только на свою группу: соответственно 41,3 и 38,7%. Для сравнения, среди фут­больных фанатов таких 28,7%, а среди металлистов - только 17,4%. Наоборот, не принадлежащие к «неформалам» подростки чаще стремятся вообще не допускать их в круг друзей, но они же чаще отмечают и то, что принадлеж­ность друзей к неформальным группам не является для них определяющей [14, с.12].

    Можно констатировать, что при­надлежность к разным группам фор­мирует у подростков различные уста­новки в отношении выбора друзей. Так, группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу, за­дание четкой оппозиции «мы - они». Напротив, для металлистов, напри­мер, эта оппозиция не является   настолько жесткой.

    Перейдем теперь непосредственно к вопросу об отношении старшекласс­ников к неформальным группам. Здесь подросткам предлагалось отметить свое положительное или отрицатель­ное отношение к неформальным груп­пам и указать причины этого отноше­ния. Треть опрошенных указала, что неформальные группы им безразлич­ны (34,2%); 18% положительно отно­сятся ко всем неформальным группам, видя в них возможность для самовы­ражения, возможность познакомиться с интересными людьми и обрести не­зависимость; 21,2% старшеклассников относятся ко всем группам отрица­тельно, мотивируя свое отношение, прежде всего, нарушением «неформа­лами» закона, их агрессивным поведе­нием, а также несогласием с их идеями и взглядами. Одинаковое количество опрошенных (15,2%) отметили либо свое положительное, либо отрицатель­ное отношение только к определенным неформальным группам.

    Позитивное отношение у подрост­ков чаще всего вызывают группы экс-тремалов, скинхедов (здесь необходи­мо оговорить, что треть позитивных выборов принадлежит самим скинхе­дам), рэперов, панков и футбольных фанатов. Мы уже отмечали ориенти­рованность скинхедов и панков на замкнутость круга общения на пред­ставителях собственной группы, и это еще раз подтверждается тем, что они (особенно скинхеды) преимуществен­но указывают на свою группу как на вызывающую у них симпатию. Также это заметно и в выборах рэперов. В то же время скинхеды довольно часто становятся объектом позитивных вы­боров футбольных фанатов.

    Среди негативных выборов явно ли­дируют скинхеды (именно на эту груп­пу указали 70% опрошенных), значи­тельно реже упоминаются также рэ-перы и панки. Здесь стоит специально отметить, что, в отличие от всех ос­тальных перечисленных групп, кото­рые указывались и неформалами, и не неформалами, свою антипатию к рэперам выказывают в основном предста­вители других неформальных групп (скинхеды, панки и металлисты), тогда как у всех остальных школьников они негативных чувств не вызывают. В то же время скинхеды значительно чаще вызывают стойкое неприятие, как у представителей всех неформальных групп, так и у не принадлежащих к ним школьников.

    В ходе обработки ответов подрост­ков на вопрос о мотивации членства в различных неформальных группах нами был проведен специальный ана­лиз, позволивший выделить 4 типа групп, характеризующиеся различ­ными мотивами вступления в них.

    Первый тип характеризуется стремлением к индивидуальному са­мовыражению и межличностному об­щению с людьми, разделяющими их убеждения (рэперы, панки, хиппи, экстремалы и металлисты).

    Вторую группу определяет явная ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость (скинхеды, футбольные фанаты, пан­ки и хиппи).

    К третьему типу отнесены груп­пы, направленные на активную дея­тельность (экстремалы, граффитчики, футбольные фанаты и байкеры).

    Четвертый тип включает в себя наименее специфические мотивы и от­ражает ориентированность на внешние проявления принадлежности к группе, социальную самопрезентацию («выде­литься, не быть, как все»). Это хиппи, кислотники, панки и толкиенисты.

    Следует заметить, что группы го­тов, кислотников, растаманов, гран-жей и альтернативщиков не попадают ни в один из блоков, характеризу­ющихся более или менее определен­ными мотивами вступления в нефор-мальную группу. Можно было бы сделать вывод о том, что при вступлении в эти группы подростками движет только желание выделиться, однако, учиты­вая, что перечисленные группы не яв­ляются многочисленными, можно предположить, что большинство под­ростков просто затрудняются отве­тить на вопрос о специфике этих групп вследствие недостатка информации о них и выбирают наиболее «нейтраль­ный» вариант.

    При попытке выяснить, насколько конфликтной является сфера неформальных групп среди всех опрошенных школьников только 4,5% указали на наличие посто­янных конфликтов с «неформалами», 26,8% ответили, что конфликты возни­кают иногда (причем свыше 40% отме­тили, что конфликты ограничиваются только оскорблениями, а около 60% -что конфликты с «неформалами» за­канчиваются драками), и 68,7% отве­тили, что таких конфликтов у них вообще не возникает.

    Интересна воз­растная динамика конфликтов - у мальчиков количество конфликтов возрастает от 7-го к 11-му классу, тог­да как у девочек можно наблюдать не­который пик конфликтности в 9-м классе, при этом процент конфликтов, заканчивающихся драками, также возрастает именно к 9-му классу.

    Среди «неформалов» на постоянные конфликты указывает десятая часть, а на «эпизодические» - почти полови­на, т.е. количество конфликтных ситу­аций у представителей неформальных групп возрастает вдвое, причем как у мальчиков, так и у девочек. Помимо этого, конфликты между представите­лями разных групп чаще заканчива­ются драками.

    Каковы же причины этих конфлик­тов? Почти половина подростков, не причисляющих себя к неформальным группам, вообще не склонны вступать в подобные конфликты, а около трети готовы пойти на конфликт в случае на­несения им личного оскорбления. Для неформалов причиной конфликта по­мимо личного оскорбления может стать также оскорбление, нанесенное их группе (16,2%), и принадлежность «противника» к группе, которая им не нравится (13,4%). Для шестой же части опрошенных «неформалов» достаточ­ной причиной вступления в конфликт может явиться одно то, что «против­ник» принадлежит к другой группе.

    Каков же характер взаимодействия членов не­формальных групп с различными представителями их социального окружения (родителями, учителями и посторонними?

    Следует обратить внимание на раз­личия в отношении окружающих в за­висимости от группы, к которой при­надлежит подросток. Так, скинхеды значительно чаще других фиксируют негативное отношение к себе (осужде­ние, замечания и запреты) всех пред­ставителей социального окружения, включая друзей, и гораздо реже - без­различное или одобрительное. Также на негативное отношение со стороны взрослых чаще других ука­зывают панки и футбольные фанаты.

    Помимо отношения окружающих к их принадлежности к неформальным группам, «неформалам» также зада­вался вопрос об их ответной реакции на замечания по этому поводу.  В результате опроса выяснилось, что в ответ на замечания со стороны родителей, одноклассников и друзей преобладает толерантная реакция, тогда как на замечания учителей подростки значи­тельно чаще реагируют с внутренним раздражением, однако на открытые конфликты идут немногие. Замечания друзей чаще выслушиваются, а в слу­чаях замечаний со стороны одноклас­сников чаще возникает реакция раз­дражения.

    Можно предположить, что во всех вышеописанных ситуациях на подро­стка воздействуют сдерживающие факторы, не позволяющие открыто проявлять агрессию. Вероятнее всего, в ситуациях с родителями и друзьями таким фактором являются интимно-личностные отношения, также эту роль может играть и зависимое, подчи­ненное положение подростка (относи-тельно родителей, учителей). В случа­ях с учителями и одноклассниками в качестве такого фактора может высту­пать сама ситуация школы как соци­ального института.

    Что касается отдельных групп, то чаще всего проявляют отрицательные реакции на замечания панки, которые более всех склонны вступать в кон­фликты по этому поводу. Интересно, что скинхеды, также отрицательно ре­агирующие на замечания, заметно ре­же решаются идти на серьезные кон­фликты с учителями или одноклассни­ками, в отличие от ситуации с друзья­ми. Для металлистов и толкиенистов же наиболее характерна реакция молчаливого раздражения», они реже позволяют себе продемонстрировать отрицательные реакции на замечания.

    Ситуация взаимодействия «нефор­малов» с посторонними людьми явля­ется наиболее свободной от отмечен­ных нами сдерживающих факторов, и потому здесь заметно снижается про­цент положительных или нейтральных реакций. Среди панков наличие кон­фликтов с посторонними людьми отме­чают 16,3%, среди скинхедов - 15,8%, футбольных фанатов - 14,8%. Немного ниже этот процент среди толкиенис­тов, рэперов и альтернативщиков.

    Какие же выводы можно сделать ис­ходя из вышеизложенного материала? Прежде всего, выяснилось, что нефор­мальные молодежные группы для мно­гих современных подростков являются частью реального жизненного прост­ранства, оказывая влияние как на вре­мяпрепровождение (при непосредст­венном участии подростка в группе), так и на выбор друзей и взаимоотноше­ния с окружающими (причем это каса­ется не только подростков, принадле­жащих к неформальным группам, но и тех, кто себя к таковым не причисляет).

    При этом отношение подростков к различным неформальным группам достаточно дифференцировано: подро­стки выделяют из всех групп некий агрессивный» блок, к которому при­надлежат скинхеды, футбольные  фанаты и панки. Это подтвержда­ется и данными о возникающих кон­фликтах. Однако это еще не повод гово­рить об особой опасности или «вреднос­ти» неформальных групп вообще. Если для «обычных» школьников основной причиной кон­фликта является нанесение личного ос­корбления, то для «неформалов» такой причиной становятся также и оскор­бления, нанесенные их группе, что и повышает конфликтность.

    Необходимо помнить, что ос­новной особенностью подросткового кризиса является интенсивный поиск и формирование собственной иден­тичности, которая, во-первых, осно­вывается на ощущении тождества самому себе, а во-вторых, признается и принимается окружающими. Отсю­да и особо болезненная реакция под­ростка на личные оскорбления. В таком случае такая малая группа является частью идентичности подростка, т.е. оскорбления группы и замечания, касающиеся ее, воспринимаются так же, как и личные оскорбления.


    2.3. Диагностика межличностных отношений в малой группе: анкетный опрос.

    Анкетный опрос проводился  в малой группе из 30 человек, преимущественно подростков 14-17 лет. На предложенные вопросы необходимо было отвечать сразу, не раздумывая.

    Всего было задано 23 вопроса на тему взаимоотношений в малой группе, к  которой этот подросток себя причисляет.

    1. Стремлюсь быть вместе со всеми.                      

    2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

    3. Становлюсь членом различных групп.

    4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

    5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

    6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

    7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

    8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

    9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

    10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

    11. Стараюсь быть среди людей.

    12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

    13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

    14. Легко подчиняюсь другим.

    15. Стараюсь избегать одиночества.

    16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

    17. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

    18. Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.

    19. Предоставляю другим руководить ходом событий.

    20. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

    21. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

    22. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

    23. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.


    В

    По результатам опроса, выяснилось, что среди 100% опрошенных ответы распределились следующим образом и были сделаны выводы:

    ·   Стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей – 35%.

    ·   Стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий – 12,5%.

    ·   Пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться – 11,5%.

    ·   Стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать – 5%.

    ·   Стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства – 21%.

    ·   Стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами – 15%.
















    Заключение

    Итак, в заключение можно сделать следующие выводы:

    Малой группой можно считать немногочис­ленную по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично, имеют общие целевые установки и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм по­ведения

    Проблемы взаимоотношений в малых группах рас­сматриваются в разрезе формальных и неформальных межличностных отношений. Формальные отношения определены должностным положением и квалификационными нормативами, то не­формальные — психологическим климатом в группе, внут­ренними мотивами, стимулами и другими факторами, оп­ределяющими психологическую сущность содержания де­ятельности отдельных членов группы. В малых группах неформальная структура взаимоотношений может оказы­вать столь сильное влияние на процессы их функциони­рования, что часто изменяет  формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их со­вместной деятельности.

          Взаимоотношения в малой группе — сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения. Этапы развития малой группы, когда она является преимущественно субъектом общения или одновременно субъектом общения и деятельности, неразрывно связаны с повыше­нием уровня ее развития.

    В неформальной малой группе существует три типа характерных взаимоотношений между лидерами и членами их микрогрупп, а именно: авторитарный, де­мократический и попустительский.





    Список литературы

    1. Агеев В.   С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-пси­хологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 239 с.

    2.  Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Наука, 2005. 324 с.

    3. Диагностика социально-психологических характеристик малых  групп с внешним статусом: - СПб., 1999.-639c.

    4. Косарецкая, СВ.   О неформальных объединениях молодежи. М.,2004.

    5. Кричевский Е. Л. Динамика группового лидерства // Во­просы психологии. — 2003. — № 2. — С. 64-74.

    6. Крысько В. Г.   Социальная психология . -  СПб.: Питер, 2005.-220 с.

    7. Лебедева, А.   Уличные подростковые формирования // ОБЖ-Основы безопасности жизни.-2003.-N 3.  С.62-64.

    8. Левикова, С. И.   Молодежная субкультура : -  М. : Гранд -Фаир пресс, 2004. – 218 с.

    9. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы / Из­бранные педагогические произведения: В 2-х т. — М.: Политиздат, 1977.  Т.1

    10. Морозов А. С. Исследование межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии личности. — Ульяновск, 2004. — С. 18-24.

    11. Селиванова,О. А.   О неформальных объединениях безнадзорной

    молодежи // Педагогика.-2005.-№10.-С. 49-59.

    12. Сидоренков А.В.   Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция/А.В.Сидоренков // Вопросы психологии.-2004. С.63-72.

    13. Сидоренков А.В.   Психологические противоречия в малой группе // Вопросы псхологии.-2003. С.41-50.

    14. Федотова А.В.   Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре // Начальная школа плюс до и после.-2004.

    С. 11-15.

    15. Фетискин Н.П.   Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.  - М.:Изд-во ин-та психотерапии,2002.-489с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Взаимоотношения в малых группах. Неформальное лидерство ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.