Содержание
Введение..................................................................................................2
1 Взаимоотношения в малых группах..............................................4
1.1. Социальное поведение
в малых группах................................4
1.2. Динамика и развитие
социально-психологических отношений.............................................................................................10
2 Неформальное лидерство в малых
группах...............................15
2.1. Лидерство как фактор
функционирования малых групп....15
2.2. Неформальные
молодежные группы....................................22
2.3. Диагностика
межличностных отношений в малой группе: анкетный опрос..............................................................................28
Заключение............................................................................................31
Список литературы...............................................................................32
Введение
Социальная
группа — это объединение людей, основанное на общем участии в какой-либо
деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются их
функциональными отношениями, а также социальными правами и обязанностями,
определяемыми соответствующими институтами; члены группы обладают общими
ценностями и отделены от других общностей принципами обособления [3,с. 6].
Для
появления группы необходима внутренняя организация, т. е. институты, формы
контроля, образцы деятельности (организация может быть и неформальной). Малой
группой можно считать немногочисленную (не более 20-30 чел.) по составу
социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют
общие целевые установки.
Другими
словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа,
а видовым отличием — межличностные отношения, непосредственные контакты.
Поэтому под малой группой обычно понимают малочисленную социальную группу,
члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном
контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в
группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения [6, с.12].
Проблемы
взаимоотношений в малых группах рассматриваются в разрезе формальных и
неформальных межличностных отношений.
Если
формальные отношения определены должностным положением и квалификационными
нормативами, то неформальные — психологическим климатом в группе, внутренними
мотивами, стимулами и другими факторами, определяющими психологическую сущность
содержания деятельности отдельных членов группы. В малых группах неформальная
структура взаимоотношений может оказывать столь сильное влияние на процессы их
функционирования, что часто изменяет формальные отношения между членами
коллектива, влияет на качество их совместной деятельности. Но неформальная
структура также зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой
члены группы подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности,
правилам ролевого взаимодействия.
Объектами
исследования в
работе являются малая группа и связанные с ее состоянием структурные характеристики,
отражающие складывающуюся в группе систему взаимоотношений индивидов.
Предмет
исследования –
процесс взаимоотношений в малой группе, в частности, неформальной молодежной
группе.
Актуальность данной темы обусловлена важностью
изучения взаимоотношений в малых группах на примере неформальных молодежных
объединений.
Цель данной работы проанализировать
процесс становления межличностных отношений в группе. Из этой цели вытекают
следующие задачи:
1. Рассмотреть социальное
поведение в малых группах;
2.Проанализировать
динамику и развитие социально- психологических отношений в группе;
3.
Изучить типологию лидерства в малых группах;
В курсовой работе
использованы аналитический и сравнительно-правовой методы исследования.
Практическая
значимость данной
работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в
конкретной жизненной ситуации, связанной с работой в неформальных молодежных объединениях.
1 Взаимоотношения в малых группах.
1.1. Социальное поведение в малых
группах.
Поскольку
объектами исследования являются малая группа и связанные с ее состоянием
структурные характеристики, отражающие складывающуюся в группе систему
взаимоотношений ее членов, понятия «малая группа» и «структура
взаимоотношений в малых группах» являются основными. Особые трудности
вызывает определение малой группы. Общепринятого определения не существует,
разные ученые пользуются различными формами представления этого понятия, что
вызывает затруднение в их идентификации. Социальная группа — это
объединение людей, основанное на общем участии в какой-либо деятельности,
связанное системой отношений, которые регулируются их функциональными
отношениями, а также социальными правами и обязанностями, определяемыми
соответствующими институтами; члены группы обладают общими ценностями и
отделены от других общностей принципами обособления. В этом определении
акцентируется внимание на том, что для появления группы необходима внутренняя
организация, т. е. институты, формы контроля, образцы деятельности
(организация может быть и неформальной). Существенным фактором появления группы
должно быть также наличие определенного принципа обособления индивидов,
входящих в нее. Пользуясь этим определением, можно более четко отличить группу
от «круга», т. е. от объединения лиц, постоянно встречающихся и поддерживающих
личные контакты, но не обладающих четким принципом обособления и выкристаллизованной
внутренней организацией. Опираясь на определение социальной группы, малой
группой можно считать немногочисленную (не более 20-30 чел.) по составу социальную
группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевые
установки.
Другими
словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа,
а видовым отличием — межличностные отношения, непосредственные контакты.
Поэтому под малой группой обычно понимают малочисленную социальную группу,
члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном
личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных
отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения [2, с.5].
К
малым группам, по определению, можно отнести класс, кружок, отряд в пионерском
лагере, неформальную молодежную группу, смену, производственный, научный,
спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения, учебные группы вуза.
Размер малой группы обычно не превышает нескольких десятков человек, причем
есть основания полагать, что большие группы, как правило, являются формальными
и состоят из нескольких подгрупп.
Проблемы
взаимоотношений в малых группах рассматриваются в разрезе формальных и
неформальных межличностных отношений.
Если
формальные отношения определены должностным положением и квалификационными
нормативами, то неформальные — психологическим климатом в группе, внутренними
мотивами, стимулами и другими факторами, определяющими психологическую
сущность содержания деятельности отдельных членов группы. В малых группах
неформальная структура взаимоотношений может оказывать столь сильное влияние
на процессы их функционирования, что порой изменяет и формальные отношения
между членами коллектива, влияет на качество их совместной деятельности. С
другой стороны, неформальная структура зависит от формальной структуры группы в
той степени, в которой члены группы, входящие в нее, подчиняют свое поведение
целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.
Характер
взаимосвязей формальной и неформальной структур группы и вытекающие из них
функции ее неформальной организации представлены на рис. 1.
Рис.1
Наличие
в определении малой группы дополнения о социальной позиции индивида обращается
в постулирующий его личностную структуру феномен. Для малых групп с внешним
статусом, социальная позиция индивида определена на
профессионально-квалификационном уровне ее внешним статусом, например,
технологическими нормами, субординационными отношениями и т. п. Отсюда
вытекает жесткая стратификационная структура группы, условно связанная
личностными признаками.
Однако
в таких группах остаются весьма эффективно действующими межличностные
взаимоотношения.
Понятию
«взаимоотношения» часто придают такой же смысл, какой оно имеет в
повседневной речи, понимая под взаимоотношениями систему сознательных и субъективно
определенных взаимодействий индивидов. Однако такое понимание несколько
сужает границы описаний отношений индивидов в группе, поэтому целесообразно
принять более общее определение этого понятия. Отношение — это широкое
понятие, под которым подразумевается одна из форм единства предметов, явлений
и свойств, в основе ее лежит определенная реальная или мысленная общность двух
или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. К отношениям
относятся самые различные зависимости, соотношения, связи. Это и субъективные
отношения (общение между индивидами) и объективные, например, производственные
отношения.
Межличностное
общение определено исключительно личностными признаками, тягой людей к
информационному и эмоциональному обменам. По своей природе межличностное
общение игнорирует статус группы, что сразу обеспечивает и объясняет причинное
существо ее коммуникативных каналов со средой.
С
одной стороны, без взаимодействия, без межличностного общения индивидам не
выжить, а с другой, нормы этого межличностного общения в общности пока еще на
уровне саморегулирования ограничивают свободу индивида.
Жизнь
и деятельность малых групп в различных сферах их функционирования на
современном этапе показывают, что группы нередко сталкиваются с социальными
факторами, оказывающими дезорганизующее воздействие на их деятельность, их
взаимоотношения, разрушающими традиции коллектива. Эти факторы могут
порождаться внешней социальной средой, определенными общественными группами,
социальными процессами, а также отдельными событиями общественной жизни. Они
могут проявляться в постановке перед группами задач, не соответствующих
предназначению и нравственно отвергаемых большинством их членов, в просчетах
руководителей структурных подразделений, выражаемых, например, в неправильной
расстановке членов коллектива для выполнения поставленных задач, игнорировании
ролевой структуры и т. п.
Изменения
в психическом складе людей, в их поступках и действиях, обусловленные
изменениями в общественных отношениях, являются более или менее сходными и
оптимально-устойчивыми для людей, живущих в определенную
общественно-историческую эпоху.
В
конкретных условиях эти общие социальные факторы по-разному сочетаются со
специфическими условиями жизни и деятельности отдельной личности и отдельного
коллектива. Существенным моментом в понимании механизма этой индивидуализации
воздействия социально-детерминирующих факторов на человека и на конкретный
коллектив является выделение из общей совокупности социальных детерминант
специфических условий их жизни и деятельности.
Например,
группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы
социально-психологические черты, но и обладают специфическими признаками,
которые обусловлены особенностями конкретных задач, характером повседневной
деятельности курсантов.
Методологической
основой формирования подхода, позволяющего хорошо ориентироваться в
многообразии механизмов регуляции социального поведения и деятельности
индивида в малой группе, является принцип соотношения внешнего и
внутреннего в детерминации его поведения. Основная линия
социально-психологических исследований в области руководства малыми группами
заключается в раскрытии внутренних условий, опосредующих психический эффект
внешних воздействий субъектов социальной деятельности, внутренние закономерности
и механизмы психической деятельности индивидов. Раскрытие процесса перехода
внешней детерминации во внутреннюю побудительную мотивацию — именно в этом
состоит суть анализа психических и социально-психологических механизмов
управления социальной деятельностью малых групп.
Система
социально-психологического обеспечения руководства малыми группами в различных
сферах их деятельности должна содержать подсистему сбора и обработки
информации, подсистемы социально-психологического обеспечения профессионального
отбора кандидатов, комплектования групп, адаптации членов групп к
специфическим условиям деятельности, формирования морально-психологических
характеристик индивидов и групп в целом, формирования устойчивой
профессиональной ориентации членов групп, предупреждения конфликтов,
расстановки, воспитания и аттестации членов групп, образующих ее формальную
структуру, подсистему оценки эффективности применения сформированных
психолого-педагогических воздействий. В свою очередь каждая подсистема
социально-психологического обеспечения состоит из двух подсистем: подсистемы
диагностики, оценивающей соответствующие социально-психологические
характеристики индивидов и групп, и подсистемы выработки рекомендаций по
формированию управляющего социально-психологического воздействия на
коллектив.
В
целом проблема социально-психологического обеспечения руководства малыми
группами может быть рассмотрена как проблема гармонизации непрерывного
процесса разрешения неантагонистических противоречий между состоянием
социально-психологической зрелости коллектива, личности в коллективе, с одной
стороны, и социально-психологической эффективностью методов внешнего управления
социальной деятельностью группы, с другой стороны. Понятие
«социально-психологическая зрелость» коллектива может быть раскрыто исходя из
меры выраженности в состоянии социальных элементов коллектива (личностей и их
внутриколлективных микрообщностей) и его общественных отношений социальной
сущности целей и задач деятельности.
Исходя
из этого, под социализацией малых групп в деятельности можно понимать такой
процесс смены состояний их социально-психологических форм, когда внешнее
общественное становится внутренним, социально-психологическим атрибутом
социальной целостности коллектива.
Социальный
потенциал коллектива, таким образом, может быть определен как количественная
оценка его социального развития, а именно — процесса содержательного
обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности,
их общественной сущностью.
1.2. Динамика и
развитие социально-психологических отношений.
Системные
процессы развития малых групп, требуют многопланового изучения
взаимоотношений в данных группах. Оно объясняется насущной потребностью в
оптимизации процесса функционирования и психологической диагностике малых
групп, оказывающих развивающее и воспитывающее воздействие на индивидов, включенных
в совместную деятельность. Изучение групповой психологии в контактных малых
группах позволяет вырабатывать формы и способы наилучшей организации их
эффективной деятельности, формировать оптимальные социальные и психологические
условия развития личности.
В
групповой деятельности происходит не просто обучение, подготовка к
высококвалифицированному профессиональному труду, но самое главное —
интенсивное становление, воспитание личности каждого члена группы и
профессиональное формирование специалиста.
В
современной психологии изучен и раскрыт целый ряд важных феноменов групповой
психологии, оказывающих влияние на развитие личности в коллективе. Вместе с
тем, недостаточно полно раскрыты вопросы представления малой группы как
группового субъекта деятельности, организации взаимоотношений в нем и динамике
его социально-психологического развития в процессе профессиональной
деятельности. Кроме того, в современной психологической литературе нет в
полном объеме отражения того, как в ходе становления группового субъекта сочетается
его поуровневое и поэтапное развитие, а это существенно влияет на динамику
изменения структуры представления социально-психологических, портретов малых
групп в зависимости от уровня и этапов их развития. Решение этих задач позволяет
расширить и углубить знания о ряде групповых феноменов развития малых групп,
раскрыть их психологические возможности по формированию личностей отдельных
индивидов, а также выработать научно обоснованные рекомендации по обеспечению
необходимых условий эффективной жизнедеятельности малых групп в процессе
решения производственных, функциональных учебных и других задач.
Системный
анализ процессов развития малой группы требует их многопланового представления.
В социальной исихологии предложен двуплановый анализ процесса развития группы:
по уровням и по этапам. При поуровневом анализе определяют количественное и
качественное соотношение социально-психологических свойств группы.
Идея
поэтапного (стадиального) развития малой группы берет свое начало в работах А.
С. Макаренко [9,с.68].
В
ходе ее дальнейшей разработки было выяснено, что группа проходит в своем
развитии ряд этапов, каждый из которых отражает качественные изменения ее
психологии Установлено, что определенный этап развития малой группы обусловлен
доминированием одного из двух постоянно взаимодействующих процессов:
интеграции и дифференциации.
Поэтапное
развитие малой группы идет неравномерно: длительность этапов, а также темпы
перехода от одного к другому могут различаться в зависимости от объективных и
субъективных условий жизнедеятельности группы, иными словами, социальной
ситуации. При определенных обстоятельствах возможны остановки на этом или ином
этапе развития, которые очень важны, так как позволяют сохранить и расширить
возможности группового роста благодаря действию интерактивных механизмов,
обеспечивающих единство группы
В
социальной психологии группа (коллектив) изучается в настоящее время как
совокупный субъект деятельности, отношений, общения, управления и самоуправления.
Одним из важнейших аспектов изучения социально-психологических отношений в
малых группах является определение психологических механизмов, которым непосредственно
подчиняется психическое состояние и поведение индивидов в группе. Именно эти
механизмы определяют степень ее однородности, которая в свою очередь зависит от
развития процессов общения индивидов в структуре неформальных отношений.
Важную
роль в обеспечении этого процесса играют психолого-педагогические средства
управления состоянием группы, реализуемые специальной подсистемой социально-психологического
и профессионального обеспечения совместной деятельности членов группы.
Исходя
из основных форм внутригрупповой активности (совместной деятельности, общения,
взаимоотношений) можно анализировать особенности малой группы как совокупности
субъекта.
Известно,
что совместная деятельность является системообразующим фактором становления,
функционирования и развития малой группы как целостного субъекта. Как и любой
субъект, группа обладает определенными психологическими свойствами, внешним
физическим выражением которых являются социально-психологические характеристики
(СПХ), в целом определяющие социально-психологический портрет группы на
определенном этапе ее развития. На основе структуры совместной деятельности
выделяют следующие свойства группового субъекта деятельности:
целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность,
согласованность, организованность, результативность.
Изучение
малых групп требует рассмотрения вопроса о возможности совместной деятельности
индивидов в них и их способности быть субъектами этой деятельности независимо
от ее предметного содержания. Вместе с тем, одним из главных психологических
условий осуществления учебной деятельности в учебных группах является их
совместность. Это предполагает соответствие цели учебной деятельности (решение
учебно-познавательных задач) индивидуальным целям членов учебного коллектива
(получение высшего образования через овладение некоторой системой знаний,
умений и навыков). На примерах учебных групп вузов рядом исследователей было
показано, что в вузе не только возможно, но и целесообразно организовать
учебную деятельность как совместную. При этом она гораздо эффективнее традиционной,
ориентированной на индивидуальное усвоение знаний, поскольку порождает новые
взаимосвязи между ее участниками, отношения взаимной ответственности, требуя
согласованности в действиях, объединения усилий и ориентации всех на достижение
общего успеха.
Как
следует из ранее изложенного, единой целью любой контактной, и в частности
учебной, группы является гармоничное развитие личности каждого ее члена,
максимальный учет всех его индивидуальных особенностей в процессе формирования
из него специалиста [5, с.76]. В каком именно виде совместной деятельности
будет реализована эта общегрупповая цель, зависит от специфических
особенностей социальной ситуации жизнедеятельности конкретной группы.
Процесс
развития группы в естественных условиях жизнедеятельности не исчерпывается
только становлением ее как субъекта совместной деятельности. Хотя последняя
часто выступает системообразующим фактором, не меньшую роль в развитии
группового субъекта играет общение. Общение и деятельность — самостоятельные
формы групповой активности, но они тесно связаны.
Субъективность
группы в сфере общения проявляется в стремлении ее членов принадлежать к ней не
формально, а психологически, иметь близкую психологическую дистанцию друг с
другом, чувствовать свою общность, участвовать в совместных действиях,
испытывая при этом положительные эмоции.
Наличие
в общепринятой структуре общения трех взаимосвязанных составляющих:
коммуникации, интеграции и социальной перцепции [2, с.98] — позволяет выделить
по крайней мере три свойства группового субъекта общения: коммуникативность,
интерактивность, перцептивное единство.
Становление
учебной группы как субъекта общения создает внутренние предпосылки для
дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений.
Взаимодействия
и взаимоотношения, общение и взаимоотношения относительно самостоятельные формы
внутригрупповой активности. Но они взаимосвязаны. В частности, групповые
взаимоотношения влияют на взаимодействия в группе.
Таким
образом, взаимоотношения в малой группе — сложное образование. В их структуру
входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные
отношения. Этапы развития малой группы, когда она является преимущественно
субъектом общения или одновременно субъектом общения и деятельности, неразрывно
связаны с повышением уровня ее развития.
2 Неформальное лидерство в малых
группах.
2.1. Лидерство как фактор
функционирования малых групп.
Исследования,
выполненные в русле когнитивного направления, рассматривают лидеров и их
последователей в качестве активных наблюдателей, оценивающих и интерпретирующих
поведение друг друга с использованием определенных когнитивных схем,
«прототипов» или имплицитных, «наивных» теорий лидерства.
По
наиболее принятому определению, лидерство трактуется как один
из процессов организации и управления малой социальной группой, который
способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным
эффектом. Считается, что феномен лидерства возникает в результате
одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.
Лидер
— это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее
членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных
ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой
при достижении групповых целей.
Он обладает
необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в
структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией
и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.Одна и та
же ситуация и один и тот же стиль руководства будут с необходимостью вести к
эффективности или неэффективности лидерства в зависимости от того, как
поведение лидера детерминировано уровнем развития группы.
Опираясь
на теоретические положения, выдвинутые А. С. Макаренко, понимая под лидерством
социально-психологическое явление, сущность которого может быть определена как
осуществление ведущего влияния одних членов группы на других в создании
оптимального решения групповой задачи, проблему лидерства рассматривают в
тесной связи с уровнем развития группы (коллектива) [9, С.32].
Таким
образом, лидерство — это степень ведущего влияния личности члена группы на
группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи; лидер —
это член группы, за которым все остальные члены признают право принимать
наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и
определяющие направленность ее деятельности.
Попытки
ученых определить совокупность черт личностных характеристик, присущих лидерам,
и на основе их определения выявлять неформальных лидеров в группах, успеха не
имели. Установлено, что черты лидера не являются исходными и тем
более единственными детерминантами лидерства. Это связано с тем, что не столько
лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает,
выбирает, приемлет и культивирует определенный тип лидера [17, с.87].
Можно
выделить лишь некоторые общие черты, характерные для неформальных лидеров, а
именно: лидеры в наибольшей степени, по сравнению с другими членами коллектива,
осознают складывающиеся групповые нормы и способствуют их воплощению в
жизнедеятельность группы.
Ряд
авторов в современной социальной психологии рассматривает лидерство как функцию
ситуации, предполагая при этом, что каждая ситуация общения в группе способна
выдвинуть своего ситуативного лидера. Например, для члена коллектива, который
не обладает способностью выносить неопределенность, для успешного выполнения
лидерских функций конкретной ситуации требуется некоторый свод фиксированных
правил. Если функционирование микрогруппы допускает жесткую регламентацию их
действий, то данный член коллектива потенциально может выполнять лидирующие
функции. И наоборот, член коллектива, которому свойственна потребность в
проявлении инициативы, будет иметь лучшие потенциальные возможности к
лидерству в условиях наличия гибкой организации функционирования членов
микрогруппы, а не при строгой регламентации их действий. Поскольку ситуация в
любой группе, как правило, подвержена тем или иным изменениям, а черты личности
более стабильны, то и лидерство в различных ситуациях может переходить от
одного члена группы к другому.
Таким
образом, личность в группе может находиться под влиянием нескольких
неформальных лидеров. В то же время в группе возможен лидер, который доминирует
во множестве ситуаций (сфер общения). Его воздействие на группу универсально.
Он может единолично обеспечивать многоплановую групповую деятельность. Понимание
лидерства как функции ситуации вызывает необходимость рассматривать лидерские
функции как некоторое множество, элементами которого являются принятые
критерии лидерства в различных сферах общения. При этом значимости влияния
каждой сферы общения на характер неформальных отношений в группе могут быть
различными.
В
основе типологии лидеров лежит признак формирования межличностных отношений и
распределения функций, в результате чего выделяются «лидер по определению путей
к достижению групповой цели», «лидер по оптимальному решению технических
задач», «лидер по установлению психологического климата», «лидер по
поддержанию групповой атмосферы».
В
отличие от типа лидерства, лидерский стиль затрагивает вопросы методов,
средств, с помощью которых лидер добивается успеха при решении групповых задач.
Классификация
лидерства связана с тем, что каждый член коллектива в силу своих личных
качеств, а также вследствие влияния микро- и макросреды во взаимоотношениях с
другими членами группы придерживается определенной стратегии коммуникативного
поведения. По результатам исследований таких стратегий коммуникативного
поведения можно выделить четыре, а именно:
а)
стратегия формирования, т. е. подчинение себе других членов группы;
б)
стратегия индивидуализма, предполагающая полное отсутствие общения с другими
членами группы в процессе решения задач конкретной сферы отношений;
в)
стратегия приспособления к группе, заключающаяся в подчинении всем или
некоторым членам группы;
г)
стратегия коллективизма, проявляющаяся в стремлении стимулировать инициативу
других членов группы, выслушивать выдвигаемые ими предложения и на основе их
конструктивной (предпочтительно гласной) оценки принимать окончательное
решение.
Очевидно,
что стратегии «а» и «г» могут составить основу взаимоотношений лидера с членами
микрогруппы, а стратегия «б» больше соответствует положению изгоя в
неформальной структуре группы. Указанные стратегии коммуникативного поведения
личности создают лишь предпосылки занятия ею определенного места престижа в
иерархической структуре неформальных отношений в группе. Его конкретная
реализация зависит от многих обстоятельств, а также от деловых и личностных
качеств данного члена группы. Исследования ученых дают возможность выделить три
типа характерных взаимоотношений в неформальной сфере между лидерами и
членами их микрогрупп, а именно: авторитарный, демократический и
попустительский.
В первом
случае для сферы неформальных отношений характерно единоначалие лидера,
склонность его к администрированию, централизации полномочий и ответственности,
подавление инициативы подчиненных, стремление регламентировать их действия, в
отдельных случаях — дискриминация и деструкция личностей.
Синонимами
авторитарного типа являются используемые отдельными авторами термины
«директивный», «ориентированный на лидера», «ориентированный на задачу».
Во втором
случае лидер вовлекает подчиненных в процесс принятия решений на основе
групповых дискуссий, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все
полномочия по принятию решений. Синонимами демократического стиля лидерства
можно считать такие термины, как «либеральный», «равноправный», «
консультативный », « участвующий », « сотрудничающий», используемые в
психологической литературе.
Выделены
две основные формы попустительского стиля руководства, условно названные «мягким
попустительством» и «отстраненным попустительством».
Первая
форма выражается в неумении официального лидера поддерживать дисциплину, в
необоснованных уступках подчиненным, в следовании на поводу у группы. В основе
«мягкого попустительства» лежат свойства слабого характера лидера, такие как
конформность, мягкосердечие, робость, зависимость от группы. «Отстраненное
попустительство» выражается в сознательном уходе руководителя от дел и
ответственности, передаче многих своих функций подчиненным. С этим стилем
руководства обычно связаны такие свойства личности, как доминантность,
самоуверенность, нефрустрированность, самостоятельность.
Как
показали исследования, со стилем поведения лидера тесно связаны его личностные
качества.
Директивный
стиль лидерства соотносится с такими чертами «сильного» лидера, как
доминантность, самостоятельность, низкая тревожность. Однако, он часто
оказывается связанным и со свойствами, обычно трактуемыми как проявление «слабого»
характера. Особенно это относится к таким чертам лидера, как мягкосердечие и
зависимость от группы. Кроме этого, с директивностью тесно коррелирует такая
характеристика личности, как «фрустрированность». Это можно объяснить
возникающим у этих лидеров из чувства неудовлетворенности собой стремлением
компенсировать свои недостатки. У значительного числа лидеров компенсация
происходит в форме авторитарного руководства группой [16, с.29].
Отдельные
личностные свойства лидеров на поведенческом уровне нередко переходят в свою
противоположность. Податливый групповому давлению, зависимый от группы, лидер
часто пытается самоутвердиться за счет жестких методов лидерства, чрезмерного
контроля за деятельность членов микрогруппы. Реально встречаются обе формы
директивного поведения лидера: как описанная выше директивность, в основе
которой лежат механизмы компенсации, так и естественная директивность, с которой
связаны свойства сильной волевой личности.
В
поведении одного и того же лидера могут сочетаться элементы различных стилей,
подтверждая тот факт, что лидерство как социально-психологический феномен
возникает в результате взаимодействия и конкретных общественно обусловленных
обстоятельств предметной деятельности, субъектом которой он является. Лидер
иногда может приспособить свой стиль общения в соответствии с требованиями
сложившейся конкретной ситуации и характером утвердившихся в данной группе межличностных
отношений, в которых могут преобладать либо авторитарный, либо демократический
стили межличностного общения. Именно в этом смысле группа выбирает, приемлет и
культивирует определенный тип лидера.
В
группе, где ее члены в силу своих личных качеств или сложившихся обстоятельств
(например, в условиях, когда ситуация угрожает самому существованию группы)
чувствуют свою зависимость от лидера, наиболее вероятно выдвижение
неформальных лидеров с авторитарным стилем руководства. Авторитарные лидеры, как
правило, решают задачи, подчиняя себе других членов группы, подавляя их мнение
своим авторитетом. Естественно, что внутригрупповая психология членов
микрогрупп этих лидеров должна способствовать формированию атмосферы
приспособления к группе, подчинению требованиям ее лидера, в некоторых случаях
— безынициативности и подавлению собственных интересов. Появление же
демократических лидеров в сфере неформальных отношений наиболее вероятно в
группах, в характере межличностных отношений которых преобладают демократические
тенденции. Личностные характеристики этих групп позволяют предполагать наличие
относительной независимости их суждений и действий, а выполняемая совместно
членами групп работа слабо структурирована.
При
изучении факторов, влияющих на психологический климат коллектива, следует
учитывать не только специфику взаимоотношений между официальным руководителем
группы и его подчиненными (т. е. специфику структуры организации группы), но и
специфику неформальной структуры группы. Кроме того, в рамках такого подхода
формальная и неформальная организация, организационные структуры группы должны
рассматриваться не обособленно, а в их конкретном для данного уровня развития
группы соотношении.
Применение
в течение длительного периода неадекватных складывающейся обстановке способов
воздействия на подчиненных деформирует личности не только официальных лидеров,
но и определенное число членов группы. В результате в группе формируются межличностные
отношения с преобладанием директивного, бюрократического стиля отношений.
Подобная
форма объективной жизнедеятельности группы, субъективно отражаясь в сознании
каждого ее члена, оказывает влияние на формирование социально-психологического
климата группы. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим
климатом коллектива и объективно складывающимися отношениями его членов хотя и
не приводит к их отождествлению, но наставляет учитывать характер данной
зависимости.
Вследствие
противоречий и проблем, присущих среде жизнедеятельности группы в таких
условиях, проявляется объективная возможность возникновения соответствующих
конфликтных ситуаций как результата столкновений, вызванных противоречивыми
целями, способами поведения формальных и неформальных лидеров, установками
членов группы и условиями их стремления к достижению определенных целей. В
неформальной сфере в группах с подобными отношениями неизбежно появление таких
структур, которые вступают в прямое или косвенное про-тиворечие с их
официальными структурами.
В
сфере неформальных отношений в этих группах характерно выдвижение лидеров в
основном по их физическим свойствам и по небольшому набору личностных качеств,
таких как физическая сила, агрессивность, самоуверенность. Подавляющий стиль
лидерства — авторитарный. Группы такого уровня развития встречаются только
там, где всякая воспитательная работа запущена, а в составе группы преобладают
индивиды с отрицательными ценностно-ориентационными характеристиками.
Таким
образом, различие стилей формального и неформального лидерства в соответствии
с рассмотренным выше способом понимания их происхождения, а также их
соотношение в рамках формальных и неформальных структур групп различных уровней
развития позволяют лучше понять психологические особенности лидерства в коллективах.
2.2. Неформальные
молодежные группы.
Неформальные
группы, как типичные представители малых групп, занимают довольно важное место
в жизни современных подростков. В свете этого интересно узнать, какое влияние
оказывает принадлежность (или, наоборот, непринадлежность) к ним на формирование
ближайшего социального окружения. В ходе анкетирования, проведенного
учеными-социологами в одной из московских школ выяснилось, что чуть меньше
половины (44,8%) всех опрошенных школьников отметили, что групповая принадлежность
друзей им безразлична или у них нет сложившегося мнения по этому поводу. Но в
то же время оставшаяся часть отметила варианты, в большей или меньшей мере
отражающие зависимость выбора друзей от их принадлежности к различным группам.
При этом каждый шестой предпочел бы видеть среди друзей только представителей
своей группы, около четверти не хотели бы видеть «неформалов» среди своих
друзей, 5,8% предпочитают, чтобы их друзья принадлежали только к определенным
группам, и 8,7% отметили, что их друзьями никогда не станут представители
некоторых групп.
Следует
также обратить внимание на возрастную динамику - значимость членства в
неформальных молодежных группах при определении круга друзей снижается к 11-му
классу.
Стоит
отметить и различия в ответах «неформалов» и подростков, не причисляющих себя
к неформальным группам. Первые значительно чаще стараются ограничить свой круг
общения представителями своей группы или нескольких определенных групп.
Например, панки и скинхеды при выборе друзей склонны ориентироваться только на
свою группу: соответственно 41,3 и 38,7%. Для сравнения, среди футбольных
фанатов таких 28,7%, а среди металлистов - только 17,4%. Наоборот, не
принадлежащие к «неформалам» подростки чаще стремятся вообще не допускать их в
круг друзей, но они же чаще отмечают и то, что принадлежность друзей к
неформальным группам не является для них определяющей [14, с.12].
Можно
констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков
различные установки в отношении выбора друзей. Так, группы скинхедов и панков
более ориентированы на замкнутость в собственном кругу, задание четкой
оппозиции «мы - они». Напротив, для металлистов, например, эта оппозиция не
является настолько жесткой.
Перейдем
теперь непосредственно к вопросу об отношении старшеклассников к неформальным
группам. Здесь подросткам предлагалось отметить свое положительное или
отрицательное отношение к неформальным группам и указать причины этого отношения.
Треть опрошенных указала, что неформальные группы им безразличны (34,2%); 18%
положительно относятся ко всем неформальным группам, видя в них возможность
для самовыражения, возможность познакомиться с интересными людьми и обрести независимость;
21,2% старшеклассников относятся ко всем группам отрицательно, мотивируя свое отношение,
прежде всего, нарушением «неформалами» закона, их агрессивным поведением, а
также несогласием с их идеями и взглядами. Одинаковое количество опрошенных
(15,2%) отметили либо свое положительное, либо отрицательное отношение только
к определенным неформальным группам.
Позитивное
отношение у подростков чаще всего вызывают группы экс-тремалов, скинхедов
(здесь необходимо оговорить, что треть позитивных выборов принадлежит самим
скинхедам), рэперов, панков и футбольных фанатов. Мы уже отмечали ориентированность
скинхедов и панков на замкнутость круга общения на представителях собственной
группы, и это еще раз подтверждается тем, что они (особенно скинхеды)
преимущественно указывают на свою группу как на вызывающую у них симпатию.
Также это заметно и в выборах рэперов. В то же время скинхеды довольно часто
становятся объектом позитивных выборов футбольных фанатов.
Среди
негативных выборов явно лидируют скинхеды (именно на эту группу указали 70%
опрошенных), значительно реже упоминаются также рэ-перы и панки. Здесь стоит
специально отметить, что, в отличие от всех остальных перечисленных групп,
которые указывались и неформалами, и не неформалами, свою антипатию к рэперам
выказывают в основном представители других неформальных групп (скинхеды, панки
и металлисты), тогда как у всех остальных школьников они негативных чувств не
вызывают. В то же время скинхеды значительно чаще вызывают стойкое неприятие,
как у представителей всех неформальных групп, так и у не принадлежащих к ним
школьников.
В
ходе обработки ответов подростков на вопрос о мотивации членства в различных
неформальных группах нами был проведен специальный анализ, позволивший
выделить 4 типа групп, характеризующиеся различными мотивами вступления в
них.
Первый
тип
характеризуется стремлением к индивидуальному самовыражению и межличностному
общению с людьми, разделяющими их убеждения (рэперы, панки, хиппи, экстремалы
и металлисты).
Вторую
группу
определяет явная ориентация на агрессивное поведение, а также стремление
выразить протест и почувствовать свою независимость (скинхеды, футбольные
фанаты, панки и хиппи).
К
третьему типу
отнесены группы, направленные на активную деятельность (экстремалы,
граффитчики, футбольные фанаты и байкеры).
Четвертый
тип включает в
себя наименее специфические мотивы и отражает ориентированность на внешние
проявления принадлежности к группе, социальную самопрезентацию («выделиться,
не быть, как все»). Это хиппи, кислотники, панки и толкиенисты.
Следует
заметить, что группы готов, кислотников, растаманов, гран-жей и
альтернативщиков не попадают ни в один из блоков, характеризующихся более или
менее определенными мотивами вступления в нефор-мальную группу. Можно было бы
сделать вывод о том, что при вступлении в эти группы подростками движет только
желание выделиться, однако, учитывая, что перечисленные группы не являются
многочисленными, можно предположить, что большинство подростков просто
затрудняются ответить на вопрос о специфике этих групп вследствие недостатка
информации о них и выбирают наиболее «нейтральный» вариант.
При
попытке выяснить, насколько конфликтной является сфера неформальных групп среди
всех опрошенных школьников только 4,5% указали на наличие постоянных
конфликтов с «неформалами», 26,8% ответили, что конфликты возникают иногда
(причем свыше 40% отметили, что конфликты ограничиваются только оскорблениями,
а около 60% -что конфликты с «неформалами» заканчиваются драками), и 68,7%
ответили, что таких конфликтов у них вообще не возникает.
Интересна
возрастная динамика конфликтов - у мальчиков количество конфликтов возрастает
от 7-го к 11-му классу, тогда как у девочек можно наблюдать некоторый пик
конфликтности в 9-м классе, при этом процент конфликтов, заканчивающихся
драками, также возрастает именно к 9-му классу.
Среди
«неформалов» на постоянные конфликты указывает десятая часть, а на
«эпизодические» - почти половина, т.е. количество конфликтных ситуаций у
представителей неформальных групп возрастает вдвое, причем как у мальчиков, так
и у девочек. Помимо этого, конфликты между представителями разных групп чаще
заканчиваются драками.
Каковы
же причины этих конфликтов? Почти половина подростков, не причисляющих себя к
неформальным группам, вообще не склонны вступать в подобные конфликты, а около
трети готовы пойти на конфликт в случае нанесения им личного оскорбления. Для
неформалов причиной конфликта помимо личного оскорбления может стать также
оскорбление, нанесенное их группе (16,2%), и принадлежность «противника» к
группе, которая им не нравится (13,4%). Для шестой же части опрошенных
«неформалов» достаточной причиной вступления в конфликт может явиться одно то,
что «противник» принадлежит к другой группе.
Каков
же характер взаимодействия членов неформальных групп с различными
представителями их социального окружения (родителями, учителями и посторонними?
Следует
обратить внимание на различия в отношении окружающих в зависимости от группы,
к которой принадлежит подросток. Так, скинхеды значительно чаще других
фиксируют негативное отношение к себе (осуждение, замечания и запреты) всех
представителей социального окружения, включая друзей, и гораздо реже - безразличное
или одобрительное. Также на негативное отношение со стороны взрослых чаще
других указывают панки и футбольные фанаты.
Помимо
отношения окружающих к их принадлежности к неформальным группам, «неформалам»
также задавался вопрос об их ответной реакции на замечания по этому поводу. В
результате опроса выяснилось, что в ответ на замечания со стороны родителей,
одноклассников и друзей преобладает толерантная реакция, тогда как на замечания
учителей подростки значительно чаще реагируют с внутренним раздражением,
однако на открытые конфликты идут немногие. Замечания друзей чаще
выслушиваются, а в случаях замечаний со стороны одноклассников чаще возникает
реакция раздражения.
Можно
предположить, что во всех вышеописанных ситуациях на подростка воздействуют
сдерживающие факторы, не позволяющие открыто проявлять агрессию. Вероятнее
всего, в ситуациях с родителями и друзьями таким фактором являются
интимно-личностные отношения, также эту роль может играть и зависимое, подчиненное
положение подростка (относи-тельно родителей, учителей). В случаях с учителями
и одноклассниками в качестве такого фактора может выступать сама ситуация школы
как социального института.
Что
касается отдельных групп, то чаще всего проявляют отрицательные реакции на
замечания панки, которые более всех склонны вступать в конфликты по этому
поводу. Интересно, что скинхеды, также отрицательно реагирующие на замечания,
заметно реже решаются идти на серьезные конфликты с учителями или одноклассниками,
в отличие от ситуации с друзьями. Для металлистов и толкиенистов же наиболее
характерна реакция молчаливого раздражения», они реже позволяют себе
продемонстрировать отрицательные реакции на замечания.
Ситуация
взаимодействия «неформалов» с посторонними людьми является наиболее свободной
от отмеченных нами сдерживающих факторов, и потому здесь заметно снижается процент
положительных или нейтральных реакций. Среди панков наличие конфликтов с
посторонними людьми отмечают 16,3%, среди скинхедов - 15,8%, футбольных
фанатов - 14,8%. Немного ниже этот процент среди толкиенистов, рэперов и
альтернативщиков.
Какие
же выводы можно сделать исходя из вышеизложенного материала? Прежде всего,
выяснилось, что неформальные молодежные группы для многих современных
подростков являются частью реального жизненного пространства, оказывая влияние
как на времяпрепровождение (при непосредственном участии подростка в группе),
так и на выбор друзей и взаимоотношения с окружающими (причем это касается не
только подростков, принадлежащих к неформальным группам, но и тех, кто себя к
таковым не причисляет).
При
этом отношение подростков к различным неформальным группам достаточно
дифференцировано: подростки выделяют из всех групп некий агрессивный» блок, к
которому принадлежат скинхеды, футбольные фанаты и панки. Это подтверждается
и данными о возникающих конфликтах. Однако это еще не повод говорить об
особой опасности или «вредности» неформальных групп вообще. Если для «обычных»
школьников основной причиной конфликта является нанесение личного оскорбления,
то для «неформалов» такой причиной становятся также и оскорбления, нанесенные
их группе, что и повышает конфликтность.
Необходимо
помнить, что основной особенностью подросткового кризиса является интенсивный
поиск и формирование собственной идентичности, которая, во-первых, основывается
на ощущении тождества самому себе, а во-вторых, признается и принимается окружающими.
Отсюда и особо болезненная реакция подростка на личные оскорбления. В таком
случае такая малая группа является частью идентичности подростка, т.е.
оскорбления группы и замечания, касающиеся ее, воспринимаются так же, как и
личные оскорбления.
2.3. Диагностика
межличностных отношений в малой группе: анкетный опрос.
Анкетный
опрос проводился в малой группе из 30 человек, преимущественно подростков
14-17 лет. На предложенные вопросы необходимо было отвечать сразу, не
раздумывая.
Всего
было задано 23 вопроса на тему взаимоотношений в малой группе, к которой этот
подросток себя причисляет.
1. Стремлюсь
быть вместе со всеми.
2. Предоставляю
другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
3. Становлюсь
членом различных групп.
4. Стремлюсь
иметь близкие отношения с остальными членами группы.
5. Когда
предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
6. Допускаю,
чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
7. Стремлюсь
влиться в неформальную общественную жизнь.
8. Стремлюсь
иметь близкие и сердечные отношения с другими.
9. Стремлюсь
задействовать других в своих планах.
10. Позволяю другим
судить о том, что я делаю.
11. Стараюсь быть среди
людей.
12. Стремлюсь
устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
13. Имею склонность
присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
14. Легко подчиняюсь
другим.
15. Стараюсь избегать
одиночества.
16. Стремлюсь
принимать участие в совместных мероприятиях.
17. Предоставляю другим
решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
18. Мое личное
отношение к окружающим - холодное и безразличное.
19. Предоставляю
другим руководить ходом событий.
20. Стремлюсь иметь
близкие отношения с остальными.
21. Мне нравится, когда другие приглашают принять
участие в их деятельности.
22. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
23. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
В
|
По
результатам опроса, выяснилось, что среди 100% опрошенных ответы распределились
следующим образом и были сделаны выводы:
·
Стремление
принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей
деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и
быть как можно больше и чаще среди людей – 35%.
·
Стараюсь, чтобы
остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть
в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий – 12,5%.
·
Пытаюсь
контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь
решать, что и как будет делаться – 11,5%.
·
Стараюсь, чтобы
остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен
делать – 5%.
·
Стремлюсь быть в
близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и
теплые чувства – 21%.
·
Стараюсь, чтобы
другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной
своими интимными чувствами – 15%.
Заключение
Итак, в заключение можно сделать
следующие выводы:
Малой
группой можно
считать немногочисленную по составу социальную группу, члены которой
взаимодействуют друг с другом лично, имеют общие целевые установки и находятся
в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как
эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения
Проблемы
взаимоотношений в малых группах рассматриваются в разрезе формальных и неформальных
межличностных отношений. Формальные отношения определены должностным положением
и квалификационными нормативами, то неформальные — психологическим климатом в
группе, внутренними мотивами, стимулами и другими факторами, определяющими
психологическую сущность содержания деятельности отдельных членов группы. В
малых группах неформальная структура взаимоотношений может оказывать столь
сильное влияние на процессы их функционирования, что часто изменяет
формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их совместной
деятельности.
Взаимоотношения в
малой группе — сложное образование. В их структуру входят формальные и
неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения. Этапы
развития малой группы, когда она является преимущественно субъектом общения или
одновременно субъектом общения и деятельности, неразрывно связаны с повышением
уровня ее развития.
В
неформальной малой группе существует три типа характерных взаимоотношений между
лидерами и членами их микрогрупп, а именно: авторитарный, демократический и
попустительский.
Список литературы
1. Агеев В. С. Межгрупповое
взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 2001. —
239 с.
2. Андреева Г. М. Социальная
психология. — М.: Наука, 2005. 324 с.
3. Диагностика социально-психологических
характеристик малых групп с внешним статусом: - СПб., 1999.-639c.
4.
Косарецкая, СВ.
О неформальных объединениях молодежи. М.,2004.
5. Кричевский Е. Л. Динамика группового
лидерства // Вопросы психологии. — 2003. — № 2. — С. 64-74.
6. Крысько В. Г. Социальная психология
. - СПб.: Питер, 2005.-220 с.
7. Лебедева, А. Уличные подростковые
формирования // ОБЖ-Основы безопасности жизни.-2003.-N 3. С.62-64.
8. Левикова, С. И. Молодежная
субкультура : - М. : Гранд -Фаир пресс, 2004. – 218 с.
9.
Макаренко А. С.
Методика воспитательной работы / Избранные педагогические произведения: В 2-х
т. — М.: Политиздат, 1977. Т.1
10. Морозов А. С. Исследование межличностного восприятия в
группе // Вопросы психологии личности. — Ульяновск, 2004. — С. 18-24.
11. Селиванова,О. А. О неформальных объединениях
безнадзорной
молодежи //
Педагогика.-2005.-№10.-С. 49-59.
12. Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики
малой группы: интеграция и дезинтеграция/А.В.Сидоренков // Вопросы психологии.-2004.
С.63-72.
13. Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой
группе // Вопросы псхологии.-2003. С.41-50.
14. Федотова А.В. Неформальные молодежные группы в современной
подростковой субкультуре // Начальная школа плюс до и после.-2004.
С. 11-15.
15. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп. - М.:Изд-во ин-та психотерапии,2002.-489с.