Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Влияние иппотерапии на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Влияние иппотерапии на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:19:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение. 2

    Глава 1. Иппотерапия: понятие и область применения. 4

    1.2 Понятие «иппотерапии». 4

    1.2 История иппотерапии. 8

    Глава 2. Лечение детей посредством иппотерапи. 14

    2.1 ДЦП у детей  и способы его лечения. 16

    2.2 Лечение детей с ДЦП иппотрапией. 23

    2.3 Методика лечения. 29

    2.4 Исследование и его результаты.. 35

    Заключение. 38

    Список использованной литературы.. 41




    Введение


    Иппотерапия –это разновидности лечения, когда общение и контакт с лошадью оказывают благоприятное воздействие, передавая в тело человека импульс здоровья, гармонию состояния лошади. Особенно при ДЦП, гиперактивности, аутизме и др.

    Особенно важен при этом контакт с природой. Естественные, свободные условия. Натуральная пища. Добрые отношения - залог раскрытия возможностей человека с особыми нуждами, да и не только…

    Независимо от степени своих особенностей, каждый ребенок развивается, согласно возраста. Например,  в 7 лет идет в школу. И, затем, из года в год - переходить в следующий класс. Но не выполнение каких-то критериев, программ -  является основанием для того, что бы он остался на второй год. Он, наравне со всеми, не переводится в следующий класс.

    Очень важно правильное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, однако у детей  с детским церебральным параличом в этим трудности. Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный. Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция - активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.

    Иппотерапия-- это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.

    Сегодня иппотерапия (хотя некоторые и не признают ее методом лечения) является особой формой лечебной физкультуры (ЛФК), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс. Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВЕ) и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

    Целью курсовой работы является анализ влияния иппотерапии на развитие детей с задержкой речи, на их развитие.

    Задачами, решаемыми в ходе работы, являются: рассмотреть зарождение иппотерапии, применяемые ей приемы, а также положительное влияние на лечение детей с ДЦП. Во второй главе приводится пример эксперимента, который проводился с целью доказать благотворность такого влияния.

     Предметом работы являются дети с развитием речи в следствие ДЦП.

    Объектом работы является иппотрапия как лечебная методика таких детей.

    Глава 1. Иппотерапия: понятие и область применения.     


    1.2 Понятие «иппотерапии»


    Многие говорят о том, что не  существует «иппотерапии» ни как традиционного, классического метода лечения или реабилитации, ни как нетрадиционного метода. Всякий, заявляющий себя “иппотерапевтом”, практикующий “иппотерапию”, словесно или письменно декларирующий пациенту или его близким, что вследствие совершения тех или иных “иппотерапевтических” действий или процедур – наступит улучшение здоровья, – является, в переводе на язык закона, – мошенником.

    Дело в том, что всякие манипуляции лечебного или оздоровительного характера в Российской Федерации могут совершаться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность (в ред. федерального закона от 22. 08. 2004 № 122 ФЗ). Такой лицензии, дающей право совершать любые лечебные или оздоровительные действия, нет ни у кого из тех, кто практикует т. н. иппотерапию[1].

    Говорят эти люди об этом с полной уверенностью, ибо имеют на руках официальный ответ Федерального агентства по здравоохранению, Федерального научного клиникоэкспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения, контролирующего и курирующего все направления медицины, ведающего лицензиями на все виды медицинской деятельности. Этот ответ кратко и однозначно свидетельствует, что официальная медицина не лицензирует «иппотерапевтов», следовательно, не признает существование такой медицинской практики.

    Однако это не мешает людям уже много веков применять такой вид лечения. Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации и социальной адаптации, который в разной степени эффективен для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. Для применения данного метода нет возрастных ограничений и практически отсутствуют противопоказания.

    Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные. К медицинским критериям относят укрепление и тренировку мышц тела пациента, укрепление равновесия, улучшение координации движений и пространственной ориентации, психо-эмоционального состояния занимающихся и др. В числе социальных критериев выделяют следующие: развитие коммуникативных навыков, повышение уровня самооценки у клиентов, развитие трудовых навыков по уходу за животными, а также содействие процессам социализации реабилитируемых и их интеграции в общество.

    Отличительной чертой ЛВЕ[2] является высокая эффективность и неповторимость реабилитационного действия ЛВЕ на физическую и социально-психическую сферу больного ребенка.

    Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры дозволяет решать следующие задачи:
    1) противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;
    2) развивать физическую активность больного;
    3) способствовать восстановлению нарушенных функций;
    4) облагораживать либо восстанавливать утраченные навыки;
    5) обеспечивать профессиональную реабилитацию, сформировывать новейшие либо восстанавливать утраченные навыки.

    Доктора считают, что ЛВЕ в особенности эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса, ускоряя их социальную адаптацию.

    Применение иппотерапии возможно при соблюдении следующих обязательных условий:

    А) врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;

    Б) последовательное наращивание физической активности больного;

    В) применение патогенетически обоснованного комплекса способов

    ЛФК - ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;

    Г) активное и сознательное роль больного в реабилитационном процессе;

    Д) рациональное сочетание ЛФК и остальных способов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).

    Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры.

    Тут в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от остальных форм ЛФК не исчерпываются.

    Отличие ЛВЕ от остальных видов лечебной физкультуры.

    Принципиальное различие ЛВЕ от всех остальных видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что тут, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу фактически всех групп мускул тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь совместно с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтоб не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мускулы собственного тела.

    Не считая того, ни один из спортивных снарядов не владеет возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает большущее желание сесть на лошадь, ощутить себя всадником, преодолеть ужас, обрести уверенность в собственных силах. Эта мотивация способствует наибольшей мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не лишь угнетение чувства ужаса, но и сразу уменьшение количества и размера гиперкинеза при ДЦП, что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

    Не менее принципиально то событие, что при использовании ЛВЕ фурор исцеления во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда важно верно, хорошим образом подобрать пару «пациент- лошадь», и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе.


    1.2 История иппотерапии


    В Европе иппотерапия стала развиваться интенсивно в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. Данный метод лечения был даже признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie - Zentriverband der Krankengymnasten). Научным обоснованием воздействия иппотерапии на организм в конце XIX столетия занимался французский доктор Перрон, утверждавший, что благоприятное влияние верховой езды на организм заключается, в частности, в активизации двигательной и дыхательной функций, а также кровообращения. В Норвегии Элизабет Бодикер, применявшая в течение 9 лет иппотерапию в занятиях с бывшей спортсменкой-конницей Лиз Харел, не только добилась почти полного излечения, но и сделала возможным ее участие в Олимпийских играх в Хельсинках. Э. Бодикер стала в порядке эксперимента сажать на лошадь других молодых инвалидов. Успешные результаты вызвали в Норвегии сенсацию. Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра лечебной верховой езды (ЛВЕ) для детей-инвалидов. Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии[3][4].

    Вопросам иппотерапии был посвящен специальный конгресс в Гамбурге в (1982).
    В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра "Живая нить". Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха "Зеленый огонек" под г. Луга. Известно об использовании этого метода реабилитации в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в интернате г. Йошкар-Ола. В конноспортивной школе "Озерки" занимаются с группой детей с ДЦП. Иппотерапией занимаются также в Нижнем Новгороде, в Саяногорске. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации "Старая школа" с детьми имеющих ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями[5].


    1.3 Область применения иппотрапии.


    Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.
    Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический. Лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает личности, страдающей неврозом, избавление от заторможенности, смягчает тревожное состояние и дает возможность совершать правильные поступки. При психозах у взрослых лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает больным доступ к реальности, как во времени, так и в пространстве. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога "язык жестов", с соблюдением тишины, дистанции.
    Лошадь требует постоянного к себе внимания и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается "выигрышным" по сравнению с положением терапевтов: "Я наверху, они внизу". Верховая езда требует от индивида концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.
    В психотерапевтических взаимоотношениях лошадь является:
    - истинным посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника, - получателем информации, (команда всадника подаваемая лошади - стоять, двигаться, поворот и т.д.),
    - усилителем послания (реакция лошади на команду всадника),
    - немедленным передатчиком ответа (повиновение лошади и выполнение ею команд всадника).
    Использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:
    1. Облегчает снятие заторможенности.
    2. Уменьшает чувство тревоги
    3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.
    4. Способствует достижению самостоятельности.
    Показано, что иппотерапия (райттерапия) оказывает положительное влияние на детей с диспластическом сколиозом, что обусловлено биомеханическими свойствами верховой езды.
    Во время движения лошади туловище всадника выполняет те же движения, как и при ходьбе. Функцию нижних конечностей выполняют конечности лошади так как сидя верхом они выключены из антигравитационной системы и позвоночник находится в непосредственном контакте со спиной лошади (через седло), нагрузка на мышцы туловища акцентирована, эффект высокий и общая затрата энергии небольшая. Достижение синхронности движения ребенка и лошади, т.е. создание единой биологической системы и есть основа самокоррекции искривленного позвоночника.  

    Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным активизирует психические процессы. Происходит развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации занимающихся. В сочетании с сильной мотивации наездников в процессе обучения навыкам верховой езды и процессу верховой езды в целом ситуация, возникающая при верховой езде, свидетельствует о том, что иппотерапия может и должна быть использована в качестве метода психологической реабилитации, как метод психотерапии и психокоррекции.
    Сходство иппотерапии с другими видами ЛФК состоит в том, что иппотерапия - лечение движением лошади. Принципиальным отличием иппотерапии от других методов реабилитации является комплексность воздействия ипотерапии на физическую и психическую сферу занимающихся. Под комплексностью воздействия иппотерапии следует понимать одновременное реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние здоровье клиентов. Принципиальным отличием иппотерапии от других технологий является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Когда человек приходит на занятия иппотерапией он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды. Во время этого процесса, всадники преодолевают свои психические и физические трудности, благодаря большой мотивации, которая формируется при обучении верховой езде.
    Отличительной чертой иппотерапии является субъектно-субъектный подход во взаимоотношениях между инструктором, клиентом и лошадью. Иппотерапевт воздействует на всадника, всадник воздействует на лошадь, а лошадь на всадника и инструктора. Такой подход позволяет реализовать активность клиента в решении своих проблем и превращает его из объекта воздействия в субъект, что является важным фактором для социальной, п сихологической и физической реабилитации клиента.

    Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей. Родители видят своего искалеченного болезнью ребенка по иному - на красивом грациозном животном, которые вызывает у них ассоциации прекрасных кентавров. Они с удовольствием фотографируют и с гордостью показывают фотографии своих детей. Также нельзя не учесть, что в наше время технических, химических средств существования инвалидов, появляется возможность общения с природой, экологически чистым животным. Лечебная езда дает реабилитируемому полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц.
    Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.
    К социальным критериям относятся:
    а) Улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.
    б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом. То есть:

    1. Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

    2. За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

    3. Посредством занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

    От лечебной физкультуры иппотерапия отличается тем, что она способна вызвать у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить самооценку. Продолжительность сеансов варьируется в зависимости от болезни, физической подготовки ребенка. В проведении уроков участвуют коновод, инструктор и один-два страхующих, если тяжесть заболевания требует особых мер предосторожности. Все же управлять животным всадник должен самостоятельно, чтобы шел процесс преодоления собственных комплексов и страхов. Инструктор задает различные упражнения, в которых должна применяться физическая сила, смекалка, и фантазия. Нагрузку дают целенаправленно, например, подтянув или ослабив стремена.



    Глава 2. Лечение детей посредством иппотерапи

     

    2.1 ДЦП у детей  и способы его лечения


    Несвоевременное  развитие речи у детей старшего дошкольного возраста сегодня является серьезно проблемой. Различают задержку речевого развития и задержку пихо-речевого развития. В чём различие?[6]  
    Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
    Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
    Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь ребенку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из  задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХО-речевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили ЗРР, не стоит ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
    Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».
    Причины возникновения.

    Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
    Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
    Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
    Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
    Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
    Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет.

    Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
    Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
    Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
    Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
    Сравнивают понимание и воспроизведение речи[7].
    Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
    Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
    Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.
    Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.
    Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.
    Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.
    Методы лечения ЗРР и ЗПРР
    Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назначения делаются врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно[8].
    Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
    Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.
    Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей : интеллектуального, эмоционального и социального.
    Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
    О методах коррекционной работы.
    В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
    Например, активно используются пальчиковые игры.
    В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
    Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
    Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
    В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
    Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
     Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.
    Занятия иппотрепией обеспечивают столь необходимую моторику пальцев рук больного ребенка, а, кроме того, дают им возможность общения с лошадью.

    Курс реабилитации иппотрапией составляет 30 дней (по решению медико-психолого-педагогической комиссии – до 2 мес.), кратность – 2 раза в год.


    Рис. 1. Схема комплексной реабилитации детей-инвалидов

    в реабилитационном центре




    2.2 Лечение детей с ДЦП иппотрапией


    Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ).

    Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Её условно делят на иппотерапию исцеление с помощью лошади, и реабилитационную верховую езду

    Круг заболеваний, при которых используют лечебную верховую езду, совсем широкий:
    - нарушение двигательной сферы в итоге параличей, полиомиелита и т. Д.;
    - поражение органов чувств – слепота, глухота;
    - психические заболевания – аутизм, неврозы, некие формы шизофрении;
    - умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;
    - разные нарушения социальной адаптации;
    - послеоперационная реабилитация.

    Основной механизм действия иппотерапии на организм человека тот же, что у хоть какой другой формы ЛФК, то есть он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений.

    Современная физиология разглядывает всякую деятельность организма человека, как одного целого, совокупность физических, психических параметров и социальных взаимоотношений с окружающей средой.

    Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, действие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим перегрузкам и формирования двигательных навыков.

    Под влиянием лечебно-профилактического действия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций.

    Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мускул спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мускулы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

    Не считая того, для обездвиженного больного совсем принципиальна имитация движений человека, идущего обычным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это не один раз было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в различных странах.

    При верховой езде у седока задействованы фактически все группы мускул.

    Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это принуждает синхронизировать работу мускул спины, тела и всех других мускул, то, расслабляя, то, напрягая их. В итоге в работу включаются те мускулы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.

    В процессе адаптации организма к физическим перегрузкам, кроме ЦНС огромное роль принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, то есть осуществляется еще и гуморальная регуляция.

    Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга.

    Возбуждение симпатической нервной системы провоцирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.

    Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы меняются функции внутренних органов.

    Улучшение этих рефлексов при разных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического деяния физических упражнений.

    При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация меж нервными импульсами и возрастает наибольшая производительная сила мускул, даже не тренированных—идет эффект «переноса» тренировочных влияний.

    Верховая езда, для большинства людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, не считая вышеперечисленных действий, содержит в себе особенные механизмы влияния на занимающихся.

    Иппотерапия воздействует на организм человека через два массивных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих устройств в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, главным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита. Ведущим фактором действия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов, --иппотерапия - это способ, оказывающий одновременное действие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.

    Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и мощным животным, обладание и управление которым дарит больному чувство победы, повиновения ему такового большого массивного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Не считая этого, нужно учесть впечатление, производимое непривычно огромным пространством вокруг больного (манеж либо плац на открытом воздухе), которое дозволяет ему ощутить себя свободным, раскрепощенным[9].

    Нужно выделить, что психогенный фактор по различному раскрывается в конкретных нозологиях. К примеру, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет ужас (боязнь не удержаться на лошади и др.) Что принуждает больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.

    Вторым массивным фактором действия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:
    1. Влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи различными при разных аллюрах.

    Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мускул тела, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время её движения.
    2. Биомеханический фактор способствует созданию у больных новейших рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а конкретно симметричного развития мускул тела, конечностей, суставно-связочного аппарата, то есть всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на различных аллюрах, способствует возникновению и закреплению новейших условных и безусловных рефлексов. Все это способствует формированию нового двигательного навыка. Не считая того, развитие равновесия играется решающую роль при лечении неких форм сколиоза, начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с этим мускулами, что чревато многими противными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мускул при ДЦП и остальных схожих нарушениях.

    Таковым образом, движение различными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.

    Социальная роль в лечении детей с проблемами речи тоже велика. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды получают возможность установить обычные социальные дела с окружающим миром и улучшить свое физическое состояние.

    Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в неких вариантах может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта мишень может быть достигнута конкретно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, частенько затрудняющей человеческие взаимоотношения, воспринимает пациента таковым, как он есть, и дозволяет установить обыкновенные, но внушающие уверенность дела.

    Во время исцеления пациент обязан заниматься также уходом за животным, подкармливать его, смотреть за сбруей до и после сеанса терапии.

    Введение инвалида в нормальную спортивную среду (конный спорт для инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Естественно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают большущее ублажение от способности быть частью обычного мира, и это в невероятной степени улучшает их социальные дела с людьми.

    Кроме спортивных занятий осуществляются групповые конные прогулки. Для этого пациент обязан непременно приобрести значительную независимость от медработника, который, тем не менее, обязан непременно находиться. Не считая того, во время групповых прогулок все чувства усиливаются и расширяются по спектру, так как тут добавляется наслаждение от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, удовлетворенность групповой деятельности[10].

    2.3 Методика лечения


    Занятия по иппотерапии проходят в составе группы, в которую входят три участника плюс лошадь. Участниками группы являются пациент, методист-инструктор и коневод, который водит лошадь по команде инструктора, руководящего всем процессом и одновременно страхующего всадника, идя рядом  с ним. Если пациент очень тяжелый, то методист прибегает к помощи своего коллеги, который идет по другую сторону от больного, подстраховывая его от падения.
    Занятия по иппотерапии, проходящие в эмоционально насыщенной атмосфере, сопровождаются, как правило, общим подъемом активности ребенка, повышение настроения, психического тонуса. Иппотерапия в существенной степени решает проблемы ориентации ребенка в пространстве своего тела и в пространстве в целом.
    Существующий опыт в реабилитационной практике подтверждает, что наилучший эффект достигается при сочетании иппотерапии с другими реабилитационными средствами и методами. Очень эффективным оказалось сочетание иппотерапии с лечебным массажем. Не менее значимой в комплексной реабилитации является работа психолога. В силу вышеперечисленных реабилитационных возможностей, иппотерапия создает уникальную, комплексно воздействующую на ребенка, лечебную и развивающую ситуацию.
    Иппотерапия часто осуществляется совместно с физической терапией. При лечебной езде пациент усаживается на лошадь. Руководство осуществляет обычно врач-терапевт, связанный с лечебной физкультурой. Для сохранения устойчивости положения «всадника» – пациента обычно применяют седла с упорами для спины, ремни и упоры для рук. Дополнительно к обычному походному положению «всадник» занимает положение перпендикулярно обычному направлению (лицом вбок) или лицом по направлению к хвосту лошади, или даже лежа на боку или на спине.
    Движение лошади вызывает движение тела «всадника». В отличие от обычной езды верхом «всадник» не управляет лошадью. Управление – это дело коневода, который может находиться на земле или тоже на лошади, рядом со «всадником» в соответствии с намеченной и осуществляемой инструктором программой лечения.
    Считается, что иппотерапия может быть полезна для людей с проблемами ходьбы, поскольку ритмические движения таза при езде верхом подобны его движениям при ходьбе. Кроме того, изменение скорости движения лошади, ритма шага и направления движения скажутся благоприятно при ходьбе «всадника» по земле. Примерно 100 движений лошади передаются «всаднику» в течение одной минуты. Кроме того, здесь может играть роль психологическое удовлетворение от появляющейся связи с лошадью, инструктором и другими "«всадниками", и просто от возможности быть «на воле», а не под домашним «арестом».
    Иппотерапия часто подвергалась критике по поводу целесообразности ее применения для лечения речевых расстройств, но исследований с целью ее профессиональной оценки проводилось мало. В работе 1988 года рассматриваются результаты лечений, проводившихся в сроки от 2 до 9 недель: отмечается облегчение ходьбы и улучшение настроения. В работе 1991 года также отмечается улучшение ходьбы больного ДЦП  с речевыми расстройствами, прошедшего оздоровительный курс продолжительностью до 4-х недель. Эти наблюдения отмечают улучшение физического и психологического состояния.

     Более широко работа с применением иппотерапии и лечебной езды проводилась с детьми, больными рассеянным склерозом. Эти наблюдения следует считать адекватными, поскольку для больных церебральным параличем и рассеянным склерозом характерны одни и те же неврологические затруднения: неустойчивость, скованность и слабость.
    В Германии при работе с пациентами, страдающими значительной слабостью рук и ног, иппотерапия снимала спастичность, улучшала мочеиспускание и сон.
    Можно сделать вывод: для правильной оценки результатов этого вида лечения необходимо работать с большим количеством пациентов и более четко спланировать исследования.

    Побочные эффекты
    Опасно падать с лошади! Больные без помощи инструкторов не должны прибегать к иппотерапии. Езда на лошади противопоказана также пациентам со значительной спастичностью. Людям, ощущающим сильную усталость или симптомы, усиливающиеся от тепла, не рекомендуется ездить на лошади без седла и в жаркую погоду. Американская Ассоциация иппотерапии указывает ряд других признаков, с которыми следует считаться: сильно выраженный остеопороз, костные повреждения, хрящевой дискоз, заболевания позвоночника, выраженные артриты, применение средств против свертываемости крови, раны и царапины поверхностей тела, испытывающих нагрузку при езде, припадки. Ассоциация рекомендует пользоваться этим лечением с осторожностью лицам, страдающим диабетом, нарушениями в тазобедренном суставе, аллергией на пыль и конский волос, тучностью, сердечными заболеваниями, недержанием мочи или экскриментов, имеющим последствия недавней хирургической операции[11].
    Основные цели иппотерапии при рассеянном склерозе и проблемах с развитием речи:
    - психофизическая реабилитация (повышение уровня физического и душевного равновесия)
    социальная адаптация (повышение уровня социального здоровья)
    - повышение качества жизни ( без изменения уровня здоровья )
    - эмоциональная мотивация активного образа жизни
    - микросоциальное ориентирование
    -повышение значимости немедикаментозного лечения (кинезотерапии)
    - воспитательно-образовательное воздействие
    - наращивание позитивного мышления и положительных эмоций.

    Факторы и приёмы иппотерапии[12]:

    - естественный ритм движений лошади (природные вибрации)


    - физическая теплота животного, полученная от энергии солнца через потребление абсолютно вегетарианской пищи


    - дружелюбное отношение лошади к человеку и человека к лошади ( кормление лошади с рук после каждого занятия, уход за животными в конюшне, накрывание попоной на открытом выгуле и пр.)


    создание единого биополя большего (чем человек) животного и всадника по технике махариши: покой ума


    - перераспределение тонуса мышц для уменьшения спастичности ног и тазового пояса


    - укрепление и релаксация мышц тазового дна и поясницы


    - улучшение координации движений


    - мобилизация внимания


    - снятие депрессивного фона настроения


    - достижение вегетативного баланса ян и инь

     
    - езда без седла для прогревания мышц таза и повышения внимательности к занятиям


    - езда без стремян для концентрации внимания на движении рук и поддержания правильной осанки


    - езда в седле и в стременах для придания уверенности в себе


    - езда на высоком коне для повышения самомнения по механизму "я выше всех"


    - выполнение упражнений без поводьев (езда по кругу, по прямой с доставанием руками хвоста и ушей лошади, своих стоп и стремян)


    - управление лошадью поводьями, стеком и каблуками (езда по восьмерке, перешагивание через барьеры, остановки по команде инструктора


    - возложение кубиков на столбики, стоящие посреди закрытого манежа или надевание колец на столбы для фигур конкура


    - ловля мешочков с песком с разных боков лошади во время движения и в покое.


    Иппотерапия и лечебная езда верхом на лошади связана с малым риском, умеренными расходами и предполагает возможную помощь при выраженных симптомах расстройства речи в следствие ДЦП, таких как затруднения при ходьбе, спастичность, слабость, проблемы, связанные с мочевым пузырем и желудком, депрессия.
    Специалисты Северо-западной ассоциации рассеянного склероза, симптомы которого близки к симптомам больных  ДЦП  с расстройствами речи, полагают что длительность занятиями иппотерапией должна быть не менее шести месяцев, чтобы принести результаты. А затем необходимо переходить на лечебную верховую езду и далее групповой конный туризм. Отдельным успевающим обучающимся следует присваивать квалификацию спортсмена параолимпийского движения и допускать к участию в специальных соревнованиях.



    2.4 Исследование и его результаты


    Иппотерапия – комплексный многофункциональный метод физической реабилитации, при котором практикуются гимнастические упражнения на лошади,   выступающей   в качестве весьма необычного  живого спортивного снаряда. Иппотерапия оказывает  положительное влияние  на физическое и психическое состояние  всадников[13].

    Одной из важных задач в процессе физической реабилитации детей с проблемами речи из-за детского церебрального паралича (ДЦП)  является объективная оценка происходящих в организме изменений. Метод газоразрядной визуализации (ГРВ) – новый этап в развитии энергоинформационных технологий, который позволяет быстро, просто и с высокой достоверностью регистрировать изменения  биоэнергетического поля человека при воздействии  различных лечебных факторов и манипуляций.

     Метод основан на  анализе компьютерной регистрации изображений стимулированной эмиссии электронов, усиленной в газовом разряде, что  позволяет  проводить анализ энергетического состояния человека и его вегетативного статуса, то есть оценивать состояние организма  по функционированию вегетативной нервной системы[14].

     Целью данного исследования явилось изучение влияния иппотерапии на лечение детей с задержками речи в следствие ДЦП.

    Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие   7  детей в возрасте  от 5 до 18 лет. Курс иппотерапии состоял из 10 сеансов по 30 минут 2 раза в неделю. 

    Для исследования взяли детей со спастической диплегией средней и тяжёлой степени со стёртой дизартрией. Дети старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом-- учащиеся в ДОУ № 93 калининского района и такие же дети только учащиеся в ДДУ № 5 Невского района.

    Для оценки и объективизации степени выраженности речевых нарушений и их динамики в процессе лечения использовались следующие показатели: уровень звукопроизношения, уровень понимания обращенной речи, а также такие показатели экспрессивной речи, как степень развернутости фразы, объем активного словаря, лексико-грамматический строй речи. Данные показатели оценивались по 10 бальным шкалам, составленным на основании шкал Н.Н. Заваденко (2003) с использованием логопедической литературы[15].

    Результаты исследования.

    В таблице представлены  исследуемые показатели детей с проблемами развития речи, записанной до и после окончания занятий иппотерапией.

    Таблица 1.

    Средние значения до и после курса иппотерпии



    Показатели

    До курса иппотерапии

    М+m

    После курса иппотерапии

    М+m

    Дети ДОУ 93

    0,74 ± 0,04 

    1,22 ±0,09

    Дети ДДУ 5

    1,72 ± 0,17

    2,14 ± 0,19


    p<0,05 – достоверность различий

    В начале и по окончании курса проводили анкетирование воспитателей детей с целью их оценки влияния занятий на состояние ребенка. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики.

    В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что занятия иппотерапией благотворно влияют на речевое развитие детей.
     Заключение.

    Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.

    Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации - очень желаемое с очень опасны  (страх и неуверенность в себе). Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и,  во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади.

    Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища.

               Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:                                                  

    1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.

    2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

    3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

    4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.

    5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).

    6. Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.

    7. Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.

    8. Учет возрастных особенностей.

    Больным так же помогает массаж. Известно, что он оказывает влияние как на центральную нервную систему, так и на периферическую. Он может успокоить, снять слишком сильное психическое напряжение, или создать условия для спокойного и глубокого сна накануне важных в жизни человека событий. Массаж может и возбуждать, что необходимо в тех случаях, когда человек находится в состоянии глубокой апатии или у него понижен нервный тонус.

    Кроме рефлекторного воздействия массаж оказывает непосредственное влияние на нервные проводники, что широко используется в лечебной практике, когда требуется понизить проводимость чувствительных и двигательных нервов. Соответственно подобранные массажные приемы значительно уменьшают болевые ощущения.

    Общепризнано значение массажа при снятии утомления и для повышения физической или умственной работоспособности. Известно, что массаж утомленных мышц снимает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости.

    Хочется заметить, что центры ЛВЕ труднодоступны, тем более для людей с ограниченными возможностями, не имеющих собственного транспорта.

    У большинства людей с физическими и интеллектуальными неувязками нарушено чувство пространства, собственного тела, а также чувство себя, как личности – словом то, что сформировывает и описывает взаимоотношения с миром.

    Лошадь же расширяет коммуникативные способности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и социально-психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем традиционно. Когда человек едет верхом, ему нужно вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Лишь в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника.

    Ребенок, проходящий тренировку, получает и осознание собственного тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет конфигурации угла зрения. Тяжело передать самоощущение человека, который традиционно посиживает в инвалидной коляске и глядит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего огромным животным, направляющего его в нужную для себя сторону.

    По результатам проведенного эксперимента, речь детей, которые проходили сеансы иппотерапии, улучшилась. При этом, по оценкам воспитателей детей, общее состояние детей тоже повысилось, они стали более жизнерадостными и веселыми.
    Список использованной литературы:



    1. Атмаджан А.. Умственная патология, страдающий индивид и лошадь,- Париж. - 1992.

    2. Гурвич П.Т.. «Верховая езда как средство исцеления и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65.

    3. Гурвич П.Т.. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23.

    4. Гурвич П.Т.. «Центр исцеления верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. – стр.26-27.

    5. Гуревич Д.А.. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28.

    6. Джосвик Ф., М. Киттередж, Л. Макковен, К. Макпарлэнд, С. Вудз "Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде". МККИ, Москва 2000 г.

    7. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии. Теор. И практика физ. Культуры, № 7, 1996.

    8. Ионатамишвили Н.И., Ц.Ш.Чхиквишвили. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

    9. Ионатамишвили Н.И.. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской

    10. Климова В.К., Посохов А.В., Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации.- Белгород: ИЦП «Политерра».- 2008-75 с.

    11.   Колине. "О верховой езде и ее действии на организм человека". МККИ, Москва 2000 г.

    12. Коротков К.Г. Принципы анализа ГРВ биоэлектрографии. - СПб.: «Реноме», 2007.- 286 с.

    13. Коротков К.Г., Короткова А.К. Инновационные технологии в спорте: Исследование психофизиологического состояния спортсменов методом газоразрядной визуализации. – М.: Советский спорт, 2008. – 280 с.

    14.   Грачев Л.К., И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр.

    15.    Лория М.Ш. "Медико-биологические основы райттерапии при диспластическом сколиозе", Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - Тбилиси - 2000.

    16.    Лория М.Ш., Д.М.Цверава. Райттерапия у больных с инфарктом миокарда, - Тбилиси - 1985 .

    17.   Рухадзе М.М.. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

    18.   Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

    19.    Роберт Н.С. Об опыте деятельности детского центра "Живая нить", - Москва - 1997г.

    20.    Рухадзе М.М. Патофизиологическое обоснование райттерапии. -Тбилиси - 1992.

    21.    Спинк Д. "Развивающая лечебная верховая езда". МККИ, Санкт-Петербург 2001 г.

    22.    Трубачева Т.П. Иппотерапия. - Красноярск - 1998.

    23.    Штраус И. "Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды". Москва, 2000 г.

    24. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды (пер. с нем.) – М.:Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. – 102 с.



    [1] «Иппотерапия: крушение мифа», А. Невзоров, статья в открытом доступе #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Лечебная Верховая Езда

    [3] П.Т.Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65.

    [4] Н.И.Ионатамишвили, Ц.Ш.Чхиквишвили. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

    [5] Л.К.Грачев, И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр.

    [6] Задержка речевого (ЗРР) и Задержка психо-речевого развития (ЗПРР)

    [7] Статья «Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития», Анна Рудова, Рудова А.С. дефектолог, психолог, генеральный директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, в открытом доступе #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Статья «Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития», Анна Рудова, Рудова А.С. дефектолог, психолог, генеральный директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры

     

    [9] Климова В.К., Посохов А.В., Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации.- Белгород: ИЦП «Политерра».- 2008-75 с.


    [10] Гурвич П.Т.. «Верховая езда как средство исцеления и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65.


    [11] Гурвич П.Т.. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23.


    [12] Грачев Л.К., И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр.


    [13] Штраус И., 2000

    [14] К.Г.Коротков, 2007; Коротков К.Г., Короткова А.К., 2008

    [15] Волкова Л.С., 1989; Жукова Н.С., 1990; Балобанова В.П. и соавт., 2000; Филичева Т.Б. и соавт., 2005

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Влияние иппотерапии на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.