СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА......................................................................... 4
1.1.
Исторический аспект возникновения бухгалтерского дела........ 4
2. РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА В
СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ...... 10
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРОВ
И АУДИТОРОВ........................................................................................... 15
3.1.
Институт профессиональных бухгалтеров России ................... 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 22
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерское
дело неразрывно связано с бухгалтерским учетом, так как является его составной
частью. В свою очередь возникновение и развитие бухгалтерского учета является
составной частью истории человеческого общества. Современная наука в настоящее
время не может дать однозначный ответ, когда появился бухгалтерский учет. Во
многом это объясняется скудностью сохранившихся источников — учетных
документов, использовавшихся нашими предками.
Потребность
в учете, контроле и руководстве хозяйственными процессами возникла на самых
ранних ступенях человеческого развития и существовала в различных
общественно-экономических формациях.
История
хозяйственного учета насчитывает более 6 тысяч лет. Неотъемлемой частью этой
истории была эволюция бухгалтерского учета, его практики и теории.
В
процессе исторического развития бухгалтерский учёт менялся и совершенствовался.
В
каждой новой общественно-экономической формации возникали новые игры виды
учетных регистров и использовались разные последовательности и способы
записей в них. Применение технических средств в тех или иных
комбинациях приводило к образованию различных форм бухгалтерского
учета, отражавших особенности складывающегося в данных условиях
учетными регистрами.
1. ИСТОРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО
ДЕЛА
1.1. Исторический
аспект возникновения бухгалтерского дела
На первых
стадиях цивилизации учет был только отражением человеческой деятельности в уме
человека. Лишь с момента, когда люди смогли фиксировать данные о хозяйстве на
каких-то внешних носителях информации, стало возможным говорить о возникновении
хозяйственного учета. Его возникновение было обусловлено потребностями
экономики, а потребности учета стимулировали в свою очередь возникновение
письменности и арифметики.
Существуют
многочисленные свидетельства ведения учетных записей во времена создания
Александром Македонским одной из величайших империй. В 332 г. до н.э. им была
основана Александрия, где позднее была собрана наиболее выдающаяся библиотека
древнего мира. Она насчитывала более 500 000 рукописей. В те далекие времена
египетские землевладельцы платили налоги зерном и льном за использование воды
Нила для орошения полей. Сборщики налогов составляли свидетельства о получении
налога, рисуя иероглифы зерна и льна на стенах домов землевладельцев[1].
По
мнению археологов» глиняные знаки, обнаруженные в значительном количестве в
Месопотамии, служили также в качестве расписки в получении налогов. Развитые
системы учета, по всей видимости, имелись в Китае еще в 2000 г. до н.э., а
элементы двойной бухгалтерии — в Риме. Римлянам было знакомо и понятие
амортизация.
С
развитием производительных сил совершенствовался и развивался хозяйственный
учет, который стал одним их эффективных средств управления государством. Так,
например, зачатки государственного учета были присущи китайской династии Шан,
правившей в 1600 г. до н.э., а свидетельства существования государственного
учета в Индии относятся к 2300 г. до н.э. О величии древней культуры и развитии
производительных сил говорят грандиозные египетские пирамиды, построенные 4000
лет назад, на строительстве которых были задействованы тысячи человек, получающих
содержание (продукты питания) от государства. Движение материальных и
финансовых средств требовали организации учета и контроля за их поступлением и
использованием, что привело к возникновению первых учетных документов.
Материальными носителями учетных данных долгое время служили папирусы (Древний
Египет), глиняные таблицы и черепки (Ассирия и Вавилон), восковые таблички
(Древний Рим) и др.
Развитие
учета в период раннего средневековья было замедленным. В период раннего
средневековья преимущественно преобладало натуральное сельское хозяйство,
слабо развитая торговля и обмен. Все это стало причиной застоя и отрицательно
сказалось на развитии учета. Относительно полный учет в это время применялся в
церквях и монастырях, где были сосредоточены имущественные ценности. В этот
период (1086 г.) хозяйственный учет вели в виде Книги кадастра в Англии, где
была отражена опись имущества, земли, скота и др. В дальнейшем, с оживлением
торговли, учет начинает развиваться весьма быстрыми темпами. На развитие учета
в дальнейшем существенное влияние оказало открытие Христофором Колумбом
берегов Америки. С открытием Нового Света и возникновением новых торговых путей
центр коммерции переместился в Испанию и Португалию, а затем в Антверпен и
Нидерланды.
К этому
же периоду относится и развитие банковских и торговых домов в Италии,
особенностью которых явилось применение определенной «системы» в организации
учета, которая получила название староитальянской формы бухгалтерского учета.
Вполне естественно, что итальянская система учета должна была распространиться
и на другие страны.
В 1458
г. в Неаполе Бенедикт Котрульи в своей работе под названием «О торговле и
совершенном купце», в главе «О купеческой бухгалтерии» излагает суть ведения
учета. Данная работа Котрульи вышла в свет только через 115 лет, то есть в 1573
г.
В
Венеции в 1494 г. была издана книга по математике францисканского монаха Луки
Пачоли «Совокупность всей арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»,
в которой одна из частей называлась «Трактат о счетах и записях». В этой работе
был изложен особый венецианский способ ведения двойной бухгалтерии торговых и
кредитных операций средневековых купцов. Известный немецкий философ Освальд
Шпенглер считал, что три великих человека — Колумб, Коперник и Пачоли —
изменили мир. На протяжении 500 лет идеи Луки Пачоли оказывали и все еще
оказывают влияние на развитие бухгалтерского учета.
С
началом промышленной революции стали появляться профессиональные бухгалтера. В
городском справочнике Эдинбурга за 1773 г. насчитывалось семь бухгалтеров. К
началу XIX в. во всех справочниках всех крупных
городов Англии и Шотландии их было уже более пятидесяти. Закон о компаниях 1844
г. предусматривал обязательную аудиторскую проверку фирм-банкротов. Каждый
член Общества бухгалтеров, образованного в 1854 г. в Эдинбурге, в соответствии
с королевской хартией получил право на титул «присяжного бухгалтера». В 1880
г. был создан институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии.
В России
хозяйственный учет начал развиваться еще в IX веке в Новгороде. В это же время учет широко использовался
князьями, боярами, монастырями и церквями в виде приходно-расходных книг.
Были найдены: расходная книга Псковской Завелической церкви Успения за 1531 г.,
приходно-расходные книги князя Голицына за 1685-1686 гг. и другие «учетные
регистры» той эпохи.
В эпоху
Петра I был учрежден приказ Счетных дел,
который должен был вести учет денежных средств и контролировать государственные
финансы. В этот же период Петром 1 была введена в армии должность аудитора,
которые занимались расследованием дел, связанных с имущественными спорами.
Аудиторов тогда называли присяжными бухгалтерами.
Бурное
развитие бухгалтерский учет в России получил в XIX в., т. е. в период развития промышленности и
торговли. С 1888 г. в Петербурге начал издаваться журнал «Счетоводство», на
страницах которого освещался опыт отечественной и зарубежной теории и практики
ведения хозяйственного учета.
К началу
XX в. быстрыми темпами стали
развиваться промышленность, транспорт, торговля, банки. Все это требовало ускоренными
темпами развивать и совершенствовать отраслевой учет, без которого нельзя было
успешно вести хозяйство. Для совершенствования и разработки новых форм и методов
учета очень много сделали такие отечественные ученые, как Н. Лунский, Р.
Вейцман, Е.Сиверс, А. Галаган, Р. Рудановский и др.
Бухгалтерский
учет перестает быть только формой счетоводства, хранителем документации. С
развитием производства, интеграционных процессов в экономике, хозяйственный
учет становиться неотъемлемой частью экономических отношений и одной из
систем хозяйственного механизма в любом способе современного производства.
Следовательно,
именно к этому периоду можно отнести выделение бухгалтерского учета из системы
экономических наук, в самостоятельную область знаний.
Если до этого момента развитие
бухгалтерского учета было неотделимо от совершенствования бухгалтерского дела,
то с начала XX в. происходит разделение в путях
развития бухгалтерского учета (как науки управления) и бухгалтерского дела,
как организационно-технического обеспечения этой науки информацией[2].
С
появлением вычислительной техники, персональных компьютеров возможности
бухгалтерской службы расширяются. Она занимается не только собственно учетом,
но и участвует в планировании деятельности организации, принятии
управленческих решений и контроле за их выполнением.
Из этого
следует, что современный бухгалтерский учет является системой информационного
обеспечения и функцией управления.
В
настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой существует разделение
учета на финансовый и управленческий. Это связано с разнообразием целей любой
организации.
Чаще
всего эти цели связаны с увеличением прибыли, ростом объемов производства,
минимизацией издержек производства, обретением финансовой самостоятельности,
реструктуризацией деятельности, повышением качества выпускаемой продукции и
др.
В этих
условиях задача управляющих и всех специалистов организации состоит в том, чтобы
эти цели были достигнуты. Чтобы добиться этого, специалисты и руководители всех
уровней выполняют основные функции: планирование, прогнозирование, контроль за
выполнением намеченных мероприятий, оперативное управление и регулирование.
Для
всех перечисленных функций управления нужна соответствующая информация.
Поэтому бухгалтерский учет в современных условиях основывается на базовых
принципах (положениях) и общеустановленных правилах (стандартах).
Стандартизация
бухгалтерского учета происходит в странах рыночной экономики в соответствии с
требованиями международной гармонизации и стандартизации, связанных с
интеграционными процессами в экономике на международном уровне.
Западные
специалисты считают, что бухгалтерский учет в своем развитии прошел пять
этапов[3]:
—
торговый (до 1880 г.);
—
предпринимательский (1880-1900 гг.);
— организационный
(1900-1950 гг.);
—
оптимизационный (1950-1975 гг.);
—
стратегический (с 1975 г. по настоящее время).
Несомненно,
выделение этих этапов носит достаточно условный характер. Это объясняется
своего рода «усреднением» исторических данных, так как каждая страна проходила
и проходит свой путь развития и совершенствования учета. Ярким примером этого
служит Россия. Специфика социалистической экономики не могла не сказаться на
целях, методах и приемах бухгалтерского учета.
2.
РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
События
октября 1917 г. в корне изменили систему государственных учреждений в России.
Организация
деятельности советской администрации потребовала установления новых правил
документирования. Был издан ряд законов, регламентировавших порядок внесения
законопроектов, их утверждения, подписания, опубликования и вступления в
силу; использования печатей с государственным гербом. Большое значение для
оформления официальных документов имело постановление Совета народных
комиссаров от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений», в
котором перечислялись обязательные реквизиты бланка[4].
Несмотря
на трудности гражданской войны, становление советского государственного
аппарата сопровождалось поисками новых, соответствующих времени форм
делопроизводства. Об этом свидетельствует постановление Совета рабочей и
крестьянской Обороны от 8 декабря 1918 г. «О борьбе с областничеством и
канцелярской волокитой», которое предписывало заменить переговоры по
телефонограммам документами. Всем советским учреждениям вменялось в обязанность
исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно.
Свидетельствует об этом также проект декрета «Об упрощении делопроизводства и
переписки в советских учреждениях», подготовленный в декабре 1918 г. Совещанием
по вопросу упрощения делопроизводства в советских учреждениях при юрисконсультском
отделе Наркомата Госконтроля. Для его доработки в январе 1919 г. было создано
Междуведомственное совещание, куда входили представители пяти наркоматов. Они
подготовили проект «Положения о письмоводстве и делопроизводстве», который,
однако, не был утвержден.
Для
первых лет советской власти характерна законодательная регламентация работы с
обращениями граждан. Узаконено право гражданина на обжалование, подачу
письменных устных жалоб и сроки их рассмотрения.
В 20-е
г. развернулось массовое движение за научную организацию труда (НОТ) и научную
организацию управленческого труда (НОУТ), оказавшее значительное влияние на
формирование и развитие советского делопроизводства. Теоретические и
практические разработки в этой сфере связаны с именами А.К. Гастева, П.М. Керженцева,
Е.Ф. Розмирович, Л.А. Вызова, З.К.Дрезена и др.
С начала
1920-х г. государство патронировало это движение, о чем свидетельствуют факты
проведения конференций по НОТ: Первой Всероссийской конференции в январе 1921
г. и Второй Всероссийский конференции в марте 1924 г., а также создание
Таганрогского института научной организации производства в 1920 г. и.
Казанского института научной организации труда в 1921 г., научно-практические
разработки которых в области управления и делопроизводства способствовали
оптимизации работы советских учреждений.
Развитие
научной организации управленческого труда связано с деятельностью Народного
комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ).
Координация
работы по НОТ в стране была возложена на Совет научной организации труда, производства
и управлении (Сов-нот), созданный при коллегии НК РКИ в 1923 г., а роль методического
центра по руководству рационализацией делопроизводства выполнял Отдел
административной техники. Большое значение для развития советского
делопроизводства имело создание при НК РКИ в 1925 г. Государственного бюро
организационного строительства (Оргстрой) и в 1926 г. Института техники управления
(ИТУ). Эти организации тесно сотрудничали. ИТУ занимался теоретическими
разработками; Оргстрой реализовывал их на практике, внедряя в деятельность
конкретных учреждений на основе хоздоговорных отношений.
При ИТУ
был создан Кабинет стандартизации, который разрабатывал общесоюзные стандарты
на документы, средства и предметы конторского труда, носители информации.
Здесь были разработаны стандарты писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов
и др., форматов бумаги, а также стандартизировались материалы, используемые
при работе с документами: чернила, ленты для пишущих машинок; разрабатывались
образцы конторской мебели.
Для
установления связей ИТУ и Оргстроя с госаппаратом в 1928 г. при ИТУ создано
Консультационное бюро.
В 1929
г. ИТУ совместно с Центрархивом РСФСР подготовил «Правила постановки архивной
части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных
учреждениях и предприятиях РСФСР». Правила имели большое значение для
организации текущего хранения документов и определяли порядок их уничтожения.
Подготовленный в 1931 г. ИТУ проект «Общих правил документации и
документооборота» предполагал введение единых правил делопроизводства в
общегосударственном масштабе. Но вследствие ликвидации ИТУ в апреле 1932 г.
эти правила не были доработаны и утверждены. После ликвидации ИТУ в СССР не
стало единого центра научной разработки вопросов делопроизводства. В истории
делопроизводства начался длительный период ведомственного регулирования
работы с официальными документами, так как каждое ведомство решало их
по-своему.
В 20-е
г. и в начале 30-х г. вопросами совершенствования управления занимались
общественные организации: Клуб работников административного дела, Объединение
работников учета, Ассоциация управленческого дела. Издавались журналы, на страницах
которых рассматривались проблемы работы с документами: «Техника управления»,
«Вопросы организации и управления», «Система и организация», «Время»,
«Организация труда». В этот период издается много литературы по вопросам делопроизводства
— и фундаментальные теоретические исследования, и пособия по делопроизводству
для учащихся и практиков.
Значительное
влияние на процессы документирования оказала Конституция 1936 г., впервые за
годы советской власти законодательно закрепившая иерархию управленческих
документов, четко определив, какие виды распорядительных документов должен
издавать конкретный орган власти и управления.
Высший
законодательный орган — Верховный Совет СССР издавал законы, его
Президиум — указы и постановления, народные комиссары — приказы
и инструкции. Руководители организаций, учреждений и предприятий,
действующих на основе единоначалия, — приказы.
Отсутствие
организационно-методического центра по руководству постановкой бухгалтерского
дела в стране, общегосударственных норм в области документирования, системы
подготовки квалифицированных кадров в области делопроизводства, ведомственная
разобщенность отрицательно сказывались на организации бухгалтерского дела. В
июне 1941 г. недостатки в этой сфере были названы на I Межотраслевом совещании по оргтехнике, созванном Всесоюзным
научным инженерно-техническим обществом машиностроителей. Для их устранения на
совещании была выработана программа мероприятий по улучшению делопроизводства,
которая предусматривала:
—
создание организационно-методического центра для руководства постановкой
делопроизводства;
—
разработку положения (статуса) о делопроизводстве для всех учреждений в
качестве общеобязательных норм;
—
разработку положения о кадрах канцелярских работников;
—
механизацию труда канцелярских работников;
— унификацию
и трафаретизацию служебной документации;
—
создание единого учебного центра для подготовки и переподготовки кадров;
—
изучение в школах правил составления служебных документов;
—
подготовку и переподготовку преподавателей, кадров по служебной документации;
—
создание Всесоюзного института по вопросам делопроизводства.
Таким
образом, был намечен ряд мер, способствующих выработке общегосударственных
норм в области бухгалтерского дела на научной основе. Реализовать эту программу
помешала война.
В 40-е
гг. методическое руководство и контроль за организацией делопроизводства в
советских учреждениях стало осуществлять Главное архивное управление,
предпринявшее попытку создать единые нормы в работе с официальными документами[5].
В 1943 г. был подготовлен проект «Инструкции по постановке документальной
части и охране документальных материалов в текущем делопроизводстве
учреждений, организаций и предприятий СССР». В этом документе подчеркивалось
единство и связь между делопроизводством и архивом. В этом же году Главархив
разработал «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в
деятельности учреждений, организаций и предприятий СССР». Для каждой категории
документов были установлены сроки хранения (новое издание этого перечня было
осуществлено в 1957 г.).
В
послевоенные годы задача развития бухгалтерского дела в связи с восстановлением
разрушенного хозяйства отошла на второй план. Наиболее значимым событием для
развития советского бухгалтерского дела в 50-е годы было постановление правительства
СССР от 10.10.1959 г. №1375, в котором ряду ведомств поручалось разработать
единую систему делопроизводства для учреждений и предприятий страны на основе
широкого использования современной техники, т.е. ставилась задача разработки
единых общегосударственных норм в делопроизводстве.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ
3.1.
Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России)
В апреле
1997 г. в Российской Федерации было создано некоммерческое партнерство
«Институт профессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России), учредителями
которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации.
Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство
финансов РФ[6].
ИПБ
России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они
представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб
предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб,
профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического
анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового
менеджмента.
В
соответствии с Уставом ИПБ России является юридическим лицом, обладает
обособленным имуществом на правах собственности, имеет самостоятельный баланс,
расчетные и иные счета, в том числе и валютный, в учреждениях банков, эмблему,
печать, штампы, бланки со своим наименованием на русском и английском языках.
ИПБ
России имеет право от своего имени заключать договоры и контракты, приобретать
имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде в арбитражном суде, третейском суде и осуществлять другие действия,
не противоречащие действующему законодательству.
Институт
осуществляет, согласно действующему законодательству, владение, пользование и
распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и
назначением имущества.
Имущество
ИПБ составляют материальные и финансовые ресурсы и нематериальные активы,
находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью ИПБ.
Источником
формирования имущества ИПБ в денежных и иных формах являются:
—
вступительные и членские взносы, целевые поступления, единовременные взносы;
—
доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
— выручка
от реализации работ, услуг, товаров;
—
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным
бумагам и вкладам, принадлежащим ИПБ;
—
доходы, получаемые от собственности ИПБ;
—
добровольные денежные и имущественные взносы и пожертвования;
—
доходы от мероприятий, проводимых ИПБ;
— иные
поступления, не запрещенные действующим законодательством.
Доходы
от всех видов деятельности ИПБ могут быть использованы исключительно на
реализацию его уставных целей и задач, распределению между его членами не
подлежат.
ИПБ
самостоятельно определяет порядок использования своих доходов, в соответствии
с действующим законодательством и Уставом.
Убытки,
причиненные ИПБ России в результате нарушения его имущественных прав
гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются по
решению суда или арбитражного суда.
Имущество
ИПБ может быть изъято только по вступившему в законную силу решению суда или
арбитражного суда.
ИПБ
России отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на
которое, в соответствии с действующим законодательством может быть наложено
взыскание. Институт не отвечает по обязательствам государства и своих членов,
равно как государство и члены ИПБ не отвечают по обязательствам ИПБ.
ИПБ
создает филиалы и открывает представительства. Филиалы и представительства
входят в единую структуру Института.
Филиалы
ИПБ являются его обособленными подразделениями, расположенными вне места его
нахождения и осуществляющими все его функции или часть их, в том числе функции
представительства.
Представительства
ИПБ являются обособленными подразделениями, расположенными вне места
нахождения Института, представляющими интересы ИПБ и осуществляющими защиту его
интересов в месте своего нахождения.
Филиалы
и представительства ИПБ не являются юридическими лицами, наделяются имуществом
и действуют на основании Положения, утверждаемого Президентским Советом. Имущество
филиалов и представительств учитывается на отдельном балансе и на балансе ИПБ.
Руководители
филиалов и представительств назначаются компетентным органом управления ИПБ и
действуют на основании доверенности.
Филиалы
и представительства осуществляют деятельность от имени Института.
Ответственность за деятельность своих филиалов и представительств несет ИПБ.
В
структуру ИПБ входят постоянно действующие Комитеты, Комиссии, Советы,
создаваемые целевым назначением в статусе структурных подразделений, в том
числе обособленных. Структурные подразделения независимо от статуса, действуют
на основании Положений, утверждаемых Президентским Советом.
Основными
целями и задачами ИПБ России являются:
—
объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности
квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового
менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области
распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в
области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового
менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского,
финансово-экономического профиля;
—
организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского
учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и
значимости на профессиональном рынке труда и услуг;
—
разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
—
создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и
новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа
и аудита;
—
совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций,
связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п.,
формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих
специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и
т.п., защита их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а
также социальная защита;
—
внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета,
экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности;
—
формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным
отношениям;
— представление
и защита прав и законных интересов членов ИПБ, оказание им помощи в защите их
профессиональных интересов.
В своей
работе ИПБ России учитывает интересы как территорий Российской Федерации, так
и отдельных отраслей народного хозяйства. Отраслевое направление работы
Института призвано восстановить регулирование бухгалтерского учета в организациях
страны по вертикали по отраслевому признаку. Основными задачами в этой связи
являются:
Членство
в ИПБ России не накладывает на его членов никаких ограничений в их основной и
любой другой деятельности.
Юридические
лица осуществляют членство в ИПБ России через своих полномочных
представителей.
Члены
ИПБ имеют право:
—
участвовать в управлении делами ИПБ и его структурных подразделений;
—
вносить предложения по совершенствованию законодательства и нормативной базы в
области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и других вопросов,
связанных с деятельностью ИПБ;
—
участвовать в разработке документов, определяющих основные направления
деятельности ИПБ;
—
участвовать на льготных условиях в мероприятиях, проводимых ИПБ, в частности,
в конкурсах, семинарах, конференциях, симпозиумах, съездах и т.д.;
—
непосредственно обращаться в ИПБ за содействием и помощью в целях защиты
профессиональных интересов;
—
пользоваться консультационными, информационными и иными услугами ИПБ на
льготной основе;
—
вносить замечания и предложения по улучшению работы ИПБ и его органов;
—
пользоваться всесторонней поддержкой ИПБ при рассмотрении вопросов,
затрагивающих интересы членов ИПБ в органах государственной власти и
управления;
—
получать информацию о деятельности ИПБ;
—
использовать символику ИПБ на условиях и в порядке, определяемом президентским
советом ИПБ и в соответствии с действующим законодательством;
—
пользоваться в первоочередном порядке организационно-методической помощью в
подготовке и переподготовке кадров профессиональных бухгалтеров;
—
публиковать в изданиях ИПБ работы, выполненные по поручению ИПБ или получившие
одобрение президентского совета;
—
обращаться за содействием и получать рекомендации ИПБ для трудоустройства и
т.д.
Члены
ИПБ добровольно принимают на себя обязанности:
—
соблюдать положения устава ИПБ, кодекса этики профессионального
бухгалтера;
—
надлежаще исполнять принятые на себя обязательства по отношению к ИПБ;
—
всемерно способствовать решению задач, стоящих перед ИПБ;
—
выполнять решения руководящих органов;
—
активно участвовать в работе ИПБ по развитию и совершенствованию
бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
—
ежегодно повышать профессиональную квалификацию;
—
своевременно уплачивать членские взносы;
—
соблюдать интересы ИПБ;
— не
разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ИПБ и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование
в Российской Федерации Института профессиональных бухгалтеров явилось
следствием осуществления реформы бухгалтерского учета в стране.
С
момента своего образования ИПБ активно включился в процесс реформирования
учета, так как одной из основных целей его создания является разработка новой
методологии и методики учета в стране. Являясь добровольным союзом
квалифицированных (аттестованных) профессиональных бухгалтеров ИПБ России
призван не только защищать интересы своих членов, но и определять новые формы
и методы организации учета.
Наряду с
разработкой правил бухгалтерского учета, соответствующих международным стандартам
финансовой отчетности в настоящее время предусмотрено создание новой,
отвечающей современным реалиям, системы регулирования бухгалтерского учета в
стране, а также организация системы переподготовки бухгалтерского персонала в
соответствии с разработанными правилами бухгалтерского учета.
Можно
сказать, что уже сейчас в стране сложилась новая система разработки
нормативных документов бухгалтерского учета, которая органично сочетает работу
общественной организации в лице ИПБ России и государства в лице Департамента
методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабаев,
Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. Ю.А. Бабаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 476 с.
2.
Бухгалтерское
дело: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. Л.Т. Гиляровской. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 382 с.
3.
Бухгалтерское
дело: Учебное пособие / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2004. –
382 с.
4.
Бухгалтерское
дело: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Хахоновой. – М.: МарТ, 2004. – 384 с.
5.
Куттер,
М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник/ М.И. Куттер - 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 640 с.
6.
Пошерстник,
Н.В. Документооборот в бухгалтерском учете/ Н.В. Пошерстник, Е.Б. Пошерстник –
СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. – 304 с.
7.
Проскуровская
Ю.И. Бухгалтерское дело: Курс лекций. Издательство: Омега-Л, 2005. – 224 с.
8.
Соколов Я.В.
Основы теории бухгалтерского учёта. – М.:Финансы и статистика, 2005.
9.
Хахонова
Н. Н. История возникновения бухгалтерского дела: учебное пособие / Н. Н.
Хахонова. Изд-во Эксмо, 2007. – 425 с.