Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Кадровая политика кафе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Кадровая политика кафе
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



         Введение……………………………………………………..…………………3

    1. Теоретические аспекты кадровой политики……….……………….….....6

    1.1 Кадровая политика как объект исследования…………..…..……......6

    1.2 Методы оценки эффективности кадровой политики…………….....17

    1.3 Совершенствование кадровой политики……………...………….....24

    2. Анализ эффективности кадровой политики в кафе «Камелот»………..28

    2.1 Общая характеристика предприятия…………………………...……28

    2.2 Особенности организации управления в ООО «Камелот»…..…….29

    2.3 Оценка и анализ эффективности управления персоналом… …..…33

    3. Мероприятия по совершенствованию и повышению эффективности кадровой политики в кафе ООО «Камелот» ……………….………..…41

    3.1 Оценка современного состояния кадровой политики на данном предприятии………………………………………………….……….41

    3.2  Методы и направления по совершенствованию кадровой политики в кафе «Камелот»…………………………………………………….43

    3.3 Расчет экономической эффективности системы управления персоналом ООО «Камелот» и оценка влияния новых методов на работу персонала………………………………………...…………..46

          Заключение………………………………………………………………….53

          Список библиографических источников…………….……………………55

          Приложения…………………………………………………………………58











    Введение


    В настоящее время в условиях перехода России к рыночной экономике все большее значение придается вопросам эффективности кадровой политики и  управления персоналом, приспособленности руководителей к новым условиям хозяйствования, возрастает потребность в совершенствовании системы управления. Именно управленческие работники в этих условиях являются наиболее ответственным звеном хозяйственной цепи, посредством которого могут быть инициированы и осуществлены те перемены, в которых нуждается экономика страны.

    Экономические реформы, проводимые в России, повлияли на организацию работы кадровой политики и управление персоналом корпорации. Сегодня управление персоналом представляет собой объект осознанной кадровой политики, являющейся составной частью общей политики корпорации.

    Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства — персоналом предприятия.

    Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т.д.

    На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров, как менеджеров, так и специалистов. Поэтому важное значение приобретает система подготовки кадров высшей квалификации, высококвалифици­рованных менеджеров сервисной сферы, способных в современных условиях формировать конкурентные экономические стра­тегии развития данной отрасли хозяйства. Именно квалифи­цированно подготовленный менеджер способен успешно применять но­вые подходы к кадровой политике и управлению персоналом организации, не пытаясь слепо копировать зарубежный опыт, но использовать переработанные, с уче­том условий российского бизнеса, западные образцы и разрабатывать собственные эффективные методы кадрового управления.

    Проблема управления персоналом в сфере услуг общественного питания является актуальной, так как от четкой разработки эффективной системы управления персоналом  и кадровой политики предприятия зависят конечные результаты  деятельности предприятия.

    Основная цель курсовой работы – оценка кадровой политики и  организации работы по управлению персоналом в кафе ООО «Камелот» и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.

    Объектом исследования в данной работе является кафе ООО «Камелот».

    Предметом исследования является кадровая политика и процесс управления персоналом кафе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1) изучить теоретический аспект кадровой политики;

    2) дать краткую характеристику деятельности кафе;

    3) провести анализ экономической эффективности системы управления персоналом и кадровой политики;

    4)  провести анализ использования трудовых ресурсов;

    5)  оценить современное состояние кадровой политики на предприятии;

    6) разработать мероприятия по ее совершенствованию;

    7) дать оценку влияния новых методов на работу персонала.

    При написании курсовой работы были использованы научные и методические труды зарубежных и российских авторов: Маслова Е. В. «Управление персоналом предприятия», Десслера Г. «Управление персоналом», Егоршина А. П. «Основы управления персоналом», Самыгина С. И., Столяренко Л. Д. «Менеджмент персонала», Мордовина С. К. «Управление человеческими ресурсами» и многих других.

    1.      Теоретические аспекты кадровой политики.

    1.1 Кадровая политика как объект исследования

    Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

    Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

    Кадровая политика, как правило, является самостоятельным структурным подразделением компании. Руководит деятельностью службы обычно директор по кадрам, в подчинении которого могут находиться ряд отделов, секторов, групп или отдельных сотрудников, образованных по функциональному принципу (сектор обучения и развития персонала, группа стимулирования и оплаты труда, менеджер по коммуникациям, инженер по технике безопасности и т. д.) [1]

    В настоящее время содержание, вкладываемое в понятие “кадровая политика”, обогатилось. Однако, прежде чем раскрыть качественно новое содержание этого термина, отметим, что в научной литературе существуют различные точки зрения на эту проблему.

    Мнение ряда исследователей склоняется к тому, что кадровая политика – это генеральное направление в кадровой  работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях правительства на длительную перспективу или отдельный период. Они выделяют также понятие “кадровая работа”, включая в ее содержание подготовку кадров, их подбор, расстановку, использование, переподготовку, воспитание, организацию творческого роста, создание кадрового резерва, планирование движения кадров, их переаттестацию.

    Есть исследователи, понимающие под кадровой политикой систему принципов и вытекающих из них форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом, направленных на обеспечение общественного производства и других сфер народного хозяйства высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами.  При этом важно подчеркнуть, что в понятие “кадры”  они включают “всех работников, занятых в системе управления”.

    Однако встречаются и более полные трактовки состава кадров.

    Кадровая политика в узком смысле – это работа администрации и общественных организаций предприятия со всем коллективом, с его социальными и функциональными группами, с каждым человеком.

    Кадровая политика как инструмент управления – это организующая деятельность, имеющая целью слияние усилий всех работников предприятия для решения поставленных задач. В данном случае мы  распространили понятие “кадры” на всех работников предприятия, на весь коллектив с его группами, но только на уровне предприятия.

    Если сгруппировать все имеющиеся точки зрения на эту проблему, то можно достаточно четко выделить три подхода к определению кадровой политики в управлении:

    Во-первых, как подбор и расстановка “всех работников, занятых в системе управления”, т.е. руководителей, специалистов и технического персонала;

    Во-вторых, как подбор, расстановка и использование руководителей, специалистов и рабочих, т.е. охватывает всех без исключения работников, занятых на промышленных предприятиях, в объединениях и министерствах;

    В-третьих, как процесс социального управления производственным коллективом с его профессиональными группами для решения поставленных перед ним задач.

    Большинство авторов рассматривают кадровую политику как подбор, расстановку и выдвижение кадров, занятых выполнением управленческих функций на разных уровнях управления.

    Какую роль призвана выполнять кадровая политика? Представляется, что кадровая политика дает возможность увязать (объединить, согласовать) управленческие действия при проведении технической и экономической политики в отраслях народного хозяйства.

    Направления деятельности кадровой службы обусловлены теми же факторами, что и для всего предприятия. Они же и определяют функции службы управления персоналом, к которым можно отнести следующие:

    • планирование человеческих ресурсов,

    • набор и отбор персонала,

    • заключение и расторжение трудовых договоров, определение компенсационного пакета,

    • профессиональная ориентация и адаптация,

    • обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров,

    • развитие мотивации, карьеры сотрудников,

    • управление дисциплиной,

    • улучшение условий работы и решение социальных вопросов.

    Для малого частного предприятия наиболее характерным является осуществление функций кадровой службы одним сотрудником или же совмещение должности кадровика с какой-либо другой, например, часто функции кадрового делопроизводства выполняет секретарь, бухгалтер, юрист. А функции менеджера по персоналу принимает на себя сам директор предприятия - сам подбирает работников, сам назначает им зарплату, сам решает, какие курсы повышения квалификации им необходимы и так далее.

    Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

    · Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития организации;

    · Кадровая политика должна быть достаточно четкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной по отношению к ожиданиям работника, с другой - динамичной, то есть корректироваться в соответствии с изменениями производственной и экономической ситуации.

    · Поскольку формирование квалифицированной силы связано с определенными издержками для организации, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, то есть исходить из ее реальных финансовых возможностей.

    · Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

    Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.

    Безусловно, кадровая политика во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.

    В ряде организаций формируются системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами [2].

    Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.

    Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики: пассивная; реактивная; превентивная; активная.

    Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

    Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

    Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова эта политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.

    Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

    Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).

    В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.

    При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

    При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

    Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучение персонала, однако быстрая и эффективная переподготовка может быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии, имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста. Таким образом, понятие “качество персонала” включает еще один параметр, который скорее всего не был учтен при подготовке плана кадровой работы в рамках данного типа кадровой политики.

    Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики — открытую и закрытую.

    Мировой опыт показывает, что «критической массой», при которой появляется реальная потребность в создании самостоятельного структурированного управления кадрами и с помощью профессионала в области человеческих ресурсов, можно считать наличие в организации 50-70 сотрудников. Именно в этом случае открытие должности менеджера по персоналу экономически оправдано. Среднее по численности предприятие требует создания группы специалистов по кадрам (2-4 человека) или отдела кадров.

    Крупная же производственная или коммерческая структура становится перед острой необходимостью создания разветвленной службы управления персоналом по различным направлениям деятельности в области человеческих ресурсов, возглавляемой директором по персоналу или заместителем генерального директора.

    Нельзя не упомянуть о современной организации подразделений по работе с персоналом.

    Большинство российских предприятий, исторически унаследовав советский стиль управления, отводят кадровым подразделениям лишь учетно-статистическую роль и вспомогательное положение в организационной структуре компании. Предприятия же, созданные в условиях полулегального бизнеса с возможностью получения баснословных сверхприбылей, пока еще не доросли до современного понимания важности цивилизованного управления человеческими ресурсами. В результате —исключение составляют только акционерные общества со значительной долей иностранного капитала. Традиционное для западной управленческой культуры серьезное отношение к персоналу как к ключевому ресурсу компании переносится и на практику работы российских компаний с участием иностранного капитала [3].

    Выше названные причины являются, видимо, определяющими низкую требовательность при подборе кандидатов на должность руководителя кадрового подразделения и соответственно невысокий профессиональный уровень всех работников кадровых служб. Существует устойчивая убежденность в том, что для руководства персоналом совершенно не нужно иметь специальных знаний, квалификаций, подготовки, и основной функцией кадровика является «учетно-отчетная».

    Важно отметить тот факт, что основными причинами несоответствия работы кадровых подразделений большинства российских предприятий современным требованием являются:

    •  непонимание собственниками и руководителями важности эффективного использования человеческих ресурсов;

    •      слабое знакомство руководителей предприятий с современными концепциями управления человеческими ресурсами;  

    • низкая профессиональная квалификация работников
    кадровых подразделений.

    Структура кадровой службы может быть существенно различной в зависимости от масштабов деятельности фирмы, стратегии и тактики работы с персоналом.

    В зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение. В приложении 1 приведена схема современной организационной структуры системы управления персоналом крупной организации [4].

    Можно выделить ряд принципов работы с кадрами предприятия:

    1.  Сочетание проверенных, опытных работников с молодыми кадрами,

    систематическое пополнение руководящих кадров за счет растущих,        энергичных  работников;

         2.    Обеспечение необходимой преемственности кадров;

         3.   Создание условий для роста и выдвижения кадров, соблюдение объективных, научно обоснованных критериев их оценки;

         4. Всесторонняя помощь кадрам управления в овладении знаниями и опытом;

         5. Сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения ими принятых решений;

         6.  Четкое определение обязанностей и ответственности кадров;

    7. Учет общих и специальных требований при подборе работников.

    Процесс подбора кадров – это их изучение с целью определения пригодности выдвигаемых кандидатов для выполнения функциональных обязанностей на определенной должности. Он включает в себя следующие основные виды работ:

    1. Сбор информации о возможных кандидатах; оценку необходимых качеств кандидатов и составление характеристики на каждого из них;

    2.   Сопоставление совокупности качеств кандидатов и предъявляемых к ним  требований;

    3.  Сравнение характеристик кандидатов на одну должность и выбор более подходящего по качествам работника;

    4.   Назначение кандидата на должность;

    5.  Проверка в течение определенного времени выполнения данным работником возложенных на него функций и принятие решения о целесообразности его назначения на эту должность.

    Такая последовательность работ  обеспечивает, по моему мнению, необходимый при нынешних условиях научный уровень процесса подбора кадров. Определение пригодности кандидата для выдвижения на руководящую должность требует разработки профессиограммы, т.е. перечня качеств, которыми должен обладать руководитель в соответствии с должностью, на которую он выдвигается.

    В нашем обществе работа с кадрами осуществляется по определенному плану. Ведется плановая подготовка молодых специалистов в учебных заведениях для всех отраслей народного хозяйства и их планомерное распределение с учетом потребностей каждой отрасли.

    Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.


    1.2 Методы оценки эффективности кадровой политики

    Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

    Важно помнить о том, что кадровая политика также является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. Поэтому важно постоянно следить за эффективностью ее ведения.

    К основным подходам оценки эффективности кадровой политики и управления персоналом можно отнести следующие:

    · достижение определенного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия, сформированного в результате реализации выбранной кадровой политики;

    · достижение целей, поставленных перед кадровой политикой с минимальными затратами средств;

    · выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления [5].

    Таким образом, общий экономический эффект можно рассматривать  как результат только  производственной деятельности ил и как результат всей хозяйственной деятельности предприятия.

    В первом случае экономическим эффектом является произведенная продукция в натуральном или денежном выражении (валовая, товарная, чистая продукция). Во втором случае принимается во внимание не только производство продукции, но и ее сбыт, реализация (объем реализованной продукции, прибыль). Продукция должна быть выражена в текущих (действующих) ценах, что позволяет соизмерять результат с затратами [6].

    Итак, повышение эффективности может быть достигнуто либо путем сокращения затрат для получения того же по объему производственного результата, либо за счет более медленных темпов увеличения затрат по сравнению с темпами возрастания результата, когда увеличение последнего достигается за счет лучшего использования имеющихся ресурсов.

    Для полного анализа эффективности кадровой политики любого предприятия необходимо выделить критерии оценки. Обычно выделяют:

    1. Количественный и качественный состав персонала;

    2. Уровень текучести кадров;

    3. Гибкость проводимой политики;

    4. Степень учета интересов работника / производства и т.д.

    Количественный состав организации для удобства анализа обычно подразделяется на три категории: руководствующий, менеджерское звено и обслуживающий, на мужчин и женщин, пенсионеров и лиц, не достигших 18-летнего возраста, работающий и находящийся в отпусках (например,  по уходу за ребенком, без содержания и пр.), а также на работающий в центральном отделении или филиалах и т.п. Качественный состав в свою очередь организации обычно подразделяется на сотрудников с высшим, средним специальным, средним  образованием, а также включает в себя опыт работы, повышение квалификации сотрудниками и пр. факторы.

    Уровень текучести кадров – один из самых показательных критериев кадровой политики предприятия.

    Конечно, текучесть кадров можно рассматривать и как положительное явление, и как отрицательное. Во-первых, расширяются возможности работника, и увеличивается его способность к адаптации. Во-вторых, коллектив предприятия «освежается», происходит приток новых людей, а, следовательно, новых идей.

    Гибкость кадровой политики оценивается исходя из ее характеристик: стабильности или динамичности. Кадровая политика должна динамично перестраиваться под воздействием меняющихся условий и обстоятельств.

    Степень учета интересов работника рассматривается в сравнении со степенью учета интересов производства. Исследуется наличие или отсутствие индивидуального подхода к работникам предприятия.

    Особое внимание нужно обратить на достижение целей управления при минимуме затрат.

    Эффективность характеризует не только результативность деятельности, но и ее экономичность, т.е. достижение определенного результата с минимальными затратами.

    Отсюда следует, что при оценке системы управления как таковой
    могут быть использованы показатели не только производительности
    труда, но и экономичности самой системы [7].

    Как известно, система управления персоналом призвана воздействовать на трудовой потенциал с целью изменения его параметров в нужном для предприятия направлении. Пути решения этой задачи различны, но правильно выбранный путь обеспечит экономию средств, т.е. цель будет достигнута с меньшими затратами.

    Так как с помощью управленческого воздействия стремятся обеспечить определенный уровень показателя, характеризующего состояние трудового потенциала, то эффект управления можно оценить степенью близости фактического состояния трудового потенциала запланированному, или разностью между прежним и новым уровнем показателя. Но конечную цель управления персоналом выразить одним показателем невозможно, и поэтому применяется их система, отражающая различные стороны трудового потенциала (численность персонала, профессионально-квалификационная структура, образование, состояние здоровья и др.).

    При этом можно выделить стадии воспроизводства рабочей силы, такие как производство, распределение, потребление с конкретизацией целей на каждой из них с разработкой количественных и качественных характеристик, изменение которых в ходе управления должно быть осуществлено при минимуме затрат.

    Выявить и проанализировать эффективность кадровой политики можно  и по направлениям этого процесса: через эффективность подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, через эффективность работ, направленных на сокращение сроков адаптации кадров и т.д.

    Источником эффекта во всех этих случаях является экономия средств на достижение поставленных целей. Однако необходимо подчеркнуть, что главная целевая задача кадровой политики — достижение такого состояния трудового потенциала, которое обеспечивало бы определенный экономический и социальный эффект, а не максимальная экономия затрат на рабочую силу, ибо дешевая рабочая сила — не всегда самая лучшая [8].

    Поэтому минимизация затрат, как критерий эффективности должна рассматриваться применительно не вообще к кадровой политике, а к достижению конкретных количественных и качественных параметров трудового потенциала, к проведению тех или иных мероприятий при условии достижения поставленных перед ними целей.

    Проблематичным остается здесь и выбор временного периода, применительно к которому рассчитывается эффект. Так, экономия средств, достигнутая при наборе и подготовке кадров, в последующем может обернуться значительными затратами на постоянное повышение квалификации и переподготовку в процессе использования рабочей силы. Поэтому, если считать эффективность исходя из затрат текущего года, то результат может быть положительным, чего нельзя сказать, рассматривая эффективность предпринятых шагов по укомплектованию предприятия рабочей силой на основе результатов работы за 3 — 5 лет.

    Еще один из важных подходов - это эффективность процесса управления. При этом подходе эффективность управления персоналом определяется через оценку прогрессивности самой системы управления, уровня технической оснащенности управленческого труда, квалификации работников, оперативности руководства и др. Выступая факторами повышения эффективности самого управления, они не могут не сказаться на
    результатах производственной и хозяйственной деятельности
    предприятия.

    Экономичность системы в общем виде может быть выражена удельными затратами на ее функционирование (на единицу продукции или на единицу затрат труда занятых на предприятии работников) [9].

    Эффективность управления персоналом может быть охарактеризована через оценку рациональности организационной структуры кадровой службы. Поскольку прямых показателей эффективности структуры нет, используются косвенные критерии, такие как затраты на содержание данной структуры управления и их доля в общей сумме производственных затрат предприятия, ее простота (количество иерархических уровней, размер структуры, количество отделов и "мостов" связи, профиль и однородность задач каждого отдела) и др. Известно, что чем многочисленнее и сложнее связи, чем большее количество иерархических уровней, тем ниже эффективность функционирования системы управления. Наличие слишком большого количества структурных подразделений приводит к тому, что одну и ту же функцию выполняют несколько структурных подразделений, что затрудняет координацию и согласование деятельности, увеличивает количество руководящих должностей, снижает степень загруженности работников, приводит к удорожанию содержания аппарата [10].

    Эффективность организационной структуры службы управления персоналом во многом зависит от динамичности самой структуры, от того, как быстро она реагирует на изменение и усложнение задач, стоящих перед управлением персоналом, насколько она приспособлена к новым условиям хозяйствования.

    Итак, каждый из рассмотренных подходов к оценке экономической эффективности имеет свои положительные моменты и свои трудности в реализации. Применение того или иного подхода зависит от целевой задачи анализа, методов учета затрат на рабочую силу.

    Наиболее приемлемой в практическом отношении все же представляется оценка отдельных направлений работы, позволяющая не только выделить затраты на их проведение, но и с достаточной точностью определить показатели эффекта.

    Однако и на этом пути есть немало проблем, поскольку при выборе вариантов вложения средств в рабочую силу речь идет нё о вариантах применительно к одному направлению работы (например, выбор наиболее эффективного варианта повышения квалификации работников из нескольких возможных), а о разных направлениях кадровой работы (повышать квалификацию своих работников или затратить имеющиеся средства на привлечение работников со стороны, на улучшение условий труда и т.п.). А разные направления работы с кадрами имеют свои источники и свои формы проявления эффекта, что затрудняет их сопоставимость.

    Далее, предприятия различных форм собственности имеют различную степень свободы в выборе методики технико-экономического и социально-психологического обоснования принимаемых управленческих решений, показателей и критериев, возможности в реализации альтернативных вариантов.

    В качестве критериев эффективности могут быть приняты:

    Ø  срок окупаемости затрат;

    Ø  размеры прироста доходов;

    Ø  минимум текущих затрат;

    Ø  максимум прибыли;

    Ø  минимизация издержек на выпуск продукции за счет затрат на рабочую силу и др.

    Ориентация предприятия на использование того или иного критерия предопределяет и подход к выбору показателей, используемых в анализе, к обоснованию принимаемых решений. Кроме того, необходимо иметь в виду, что оценка в расчете на дальнюю перспективу часто наталкивается на трудности учета фактора времени в связи с инфляцией, с неопределенностью налоговой политики при частом ее реформировании и т.п.


    1.3 Совершенствование кадровой политики

    Совершенствование кадровой политики предполагает изначально правильно сформированную систему управления персоналом с учетом всех нюансов и обстоятельств. А формирование системы управления персоналом предполагает, в свою очередь, построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия [11].

    В целях стабильной работы организации, планирования ее развития очень важным является долгосрочное планирование кадровой политики предприятия.

    В большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях. Их главная задача - добиться чтобы на предприятии или в организации было столько работников, сколько должно быть в соответствии со штатными расписаниям.

    Желательно проводить анализ факторов внешней среды, чтобы убедиться в том, что имеется предложение определенных профессий для комплектования личного состава такими служащими, каких еще нет в штате организации.

    В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация может выяснить число людей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

    Далее решаются вопросы, касающиеся организационной структуры службы управления персоналом, — выявление структурных звеньев службы, формулирование их целевых задач и функций, построение структуры управления персоналом в зависимости от особенностей предприятия и сложившейся на ней структуры управления, вопросы о взаимосвязи структурных подразделений службы управления персоналом между собой и с другими управленческими структурами предприятия.

    Важно так же упомянуть и резерв кадров. Резерв кадров обычно бывает внутренним и внешним. Внешний резерв кадров обычно ведется на уровне внешних источников (например, выпускники учебных заведений и т.п.). При подборе какого-либо кандидата из него, вначале изучаются его деловые, моральные и пр. качества, затем приглашается кандидат на собеседование и в зависимости от его результатов принимается решение о приеме кандидата на работу.

    Для внутреннего резерва характерно то, что подпор необходимых кандидатов на вакантные или планирующиеся к освобождению должности (например, выход сотрудника на пенсию или декретный отпуск) ведется в динамике внутри самой организации. На основании анкет с личными данными и проведения ряда собеседований с претендентами на должность, происходит отбор сотрудника, соответствующего уровня. Деловые качества сотрудника уже известны, т.к. он уже работает в данной организации и нет такой необходимости в изучении, как это свойственно для внешнего источника резерва. Также для более быстрого ввода в курс выполняемого объема работ сотрудника, с ним обычно проводит на начальном этапе отбора непосредственный руководитель данного подразделения или какой-либо куратор данного направления деятельности. Это позволяет сотруднику, занявшим данный пост, более быстро адаптироваться к своим новым обязанностям без потери качества труда.

    На следующем этапе в зависимости от организационно-структурного построения службы управления персоналом прорабатываются вопросы информационного обеспечения управленческих решений — содержание, пути движения и носители информации. Управление персоналом основывается на использовании целого комплекса правовых документов, среди которых наиболее важное место занимает Трудовой кодекс РФ[12]. Кроме того, применяется целый комплекс норм и нормативов (численности, обслуживания, времени и т.п.), общепринятых процедур работы с документами.

    В кадровой политике как процессе выделяется несколько частных процессов:

    ·  планирование — определение целей управления, средств их достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления;

    · организация — работа по комплектованию кадров:
    профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем,
    расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка,
    совершенствование организации труда, улучшение условий труда
    и т.д.;

    · регулирование — межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение  рабочей  силы,   изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;

    · контроль — контроль численности, рациональности использования, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов и т.д.;

    · учет — получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.

    Кадровую политику можно рассматривать и как процесс принятия решений. В этом случае управление представляет собой совокупность последовательно выполняемых работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления.

    В целях изучения кадрового состава или кадровой ситуации разрабатывается система категорий и понятий (потенциал, кадровая политика и т.п.) и на этой основе организуется сбор информации, характеризующей количественную и качественную сторону состояния, динамику развития кадровой ситуации в разрезе принятых категорий.

    Система кадровой политики — система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций [13](приложение 2).

    Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель кадровой политики: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие (см. приложение 3). В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения используются закономерности, принципы и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.


    2.      Анализ эффективности кадровой политики в кафе «Камелот».

    2.1. Общая характеристика предприятия

    Кафе ООО «Камелот», находящееся по адресу бульвар Победы 5 в городе Йошкар-Ола, открылось в марте 2004 г. в реконструированном здании, площадью 190 кв. м. В зале для приема посетителей 60 мест.

    Важно отметить удачное место расположения данного кафе. Это  самая центральная часть города и бизнес - центра. А своя кулинария, находящаяся по соседству, также повышает прибыль предприятия.

    Товарооборот ООО «Камелот» составил: в 2004 г. — 700 тыс. руб., в 2005 г. — 900 тыс. руб., в  2006 г. —  1 млн. руб., в 2007 г. – 1 млн. 300 тыс. руб.

    Дополнительная прибыль направляется на повышение заработной пла­ты работников кафе, которая в среднем увеличилась на 30-40%. Так, средняя зарплата повара-кондитера состави­ла свыше 7000 руб. в месяц. Рост и своевременная выплата заработной платы, премиальные доплаты по итогам месяца рассматриваются руководством кафе как основные фак­торы, обеспечивающие закрепление на предприятии высо­коквалифицированных специалистов.

    Коллектив ресторана насчитывает 30 человек, «те­кучесть» составляет 9-12% в год.

    Квалификация персонала высокая: повара V—VI разрядов со специальной подготовкой,  кондитеры со специальным образованием. В работе персонал ис­пользует современную литературу, выписываются журналы по общественному питанию. Персонал постоянно отправляется на курсы повышения квалификации.

    Организация оплаты труда — сдельная. Премиальные до­платы от прибыли по итогам работы за каждый месяц со­ставляют до 150% от оклада.

    2.2 Особенности организации управления в ООО «Камелот»

    Деятельность по предоставлению услуг общественного питания регламентируется Правилами оказания услуг обще­ственного питания [14].

    К организациям общественного питания относятся орга­низации, предназначенные для производства кулинарной про­дукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реа­лизации и/или организации потребления (ГОСТ Р 50647).

    Организации общественного питания делятся на типы и классы. Тип организации общественного питания определя­ется ассортиментом реализуемой продукции, ее разнообра­зием и сложностью изготовления, технологической оснащен­ностью (материальная база, инженерно-техническое оснаще­ние и оборудование, состав помещений, архитектурно-пла­нировочное решение и т. д.), методами обслуживания и ква­лификацией персонала, качеством обслуживания (комфорт­ность, этика общения, эстетика и т. д.) и номенклатурой пре­доставляемых потребителям услуг.

    Тип организации общественного питания — это вид организации с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.

    Класс организации общественного питания — это сово­купность отличительных признаков организации определен­ного типа, характеризующая качество предоставляемых ус­луг, уровень и условия обслуживания.

    В зависимости от предлагаемых услуг различают услуги питания ресторана, бара, кафе, столовой, закусочной.

    Кафе ООО «Камелот» обеспечивает питание и отдых потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном
    ассортимента продукции. В кафе реализуются фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

    Блюда, включенные в меню, готовятся из местного сырья (кафе заключило дого­воры со всеми местными производителями). В меню присутствуют фирменные блюда данного кафе. Если блюдо заказывают редко, специалисты изучают, в чем при­чина: неудовлетворительное качество, несоответствующее оформление или недостаточная реклама. Затем, после дора­ботки, снова изучается спрос на блюдо. Если эти меры не принесли результатов, блюдо изымается из меню.

    Важно отметить тот факт, что карта меню состоит не только из традиционных разде­лов. Для иностранных гостей меню со­ставлено с учетом их национальных предпочтений, для чего персоналом изучаются сборники рецептур разных нацио­нальных кухонь.

    Организована «обратная связь» с клиентом. Например, после обслуживания банкета (обеда, ужина) более чем на 10 персон, с разрешения заказчика, работник ресторана звонит ему на следующий день и интересуется качеством обслужи­вания. Учитываются все предпочтения и замечания.

    В состав персонала кафе ООО «Камелот» входят:

    ·   специалисты, исполняющие услугу по приготовлению пищи (6 поваров, 4 кондитера)

    ·   специалисты по сервису, обслу­живающие посетителей (6 официантов, 2 бармена, 2 администра­тора).

    Эти работники имеют специальную про­фессиональную подготовку и проходят профилактические медицинские осмотры в соответствии с обязательными тре­бованиями нормативных документов.

    В состав помещений кафе ООО «Камелот» входят:

    ·   зона обслуживания (контактная зона);

    ·   админист­ративная;

    ·   производственная.

    Зона обслуживания посетителей ООО «Камелот» состоит из зала пита­ния, вестибюля, гардероба, туалетной комнаты и др. Зал ком­плектуется мебелью для приема пищи, мебелью и приспособ­лениями для подачи блюд, средствами для разлива напитков. Интерьер оформляется в соответствии с фирменным стилем организации.

    Для повышения эффективности работы кафе, при размещении производственных помещений соблюдается прин­цип последовательного осуществления стадий технологичес­кого процесса производства собственной продукции и обслу­живания посетителей.

    При подборе оборудования для производственных цехов учитываются принятые нормы оснащения кафе технологическим, холодильным и иным оборудованием, установленным в зависимости от мощности и типа кафе.

    В производственных цехах кухни в соответствии с харак­тером технологического процесса размещаются различные виды оборудования.

    Технологические помещения, в которых готовятся про­дукты питания, включают:

    §  цех по приготовлению холодных закусок;

    §  цех по приготовлению горячих блюд;

    §  мясной цех;

    §  рыбный цех;

    §  цех разделки овощей;

    §  кондитерский цех и пекарню;

    §  мойку;

    §  сервизную комнату;

    §  бельевую комнату;

    §  складские помещения (для хранения продуктов питания, холодильный склад, склад оборудования).

    Оборудование кафе ООО «Камелот» включает :

    ·   мебель зала обслуживания;

    ·   столовое белье;

    ·   столовые приборы;

    ·   производственно-технологическое оборудование.

    Мебель зала обслуживания предназначена для подачи и
    приема пищи. Мебель создает потребителям комфортные ус­ловия приема пищи и проведения досуга. Мебель расставля­ется в вестибюле организации питания, зале и баре.

    Основной мебелью для приема пищи и напитков являют­ся столы, которые накрываются столовым бельем и сервиру­ются. Для сидения используются стулья и табуреты, которые накрываются чехлами. В кафе в качестве столового белья используются скатерти, салфетки, ручники, полотенца.

    Обслуживание в кафе вы­полняют официанты. В кафе ООО «Камелот» обслуживание потребителя в контактной зоне включает встречу потребителя, предложение услуг питания, посадку за столик, приему заказа, подачу блюд.

    При приеме заказа после отбора блюд или после обслу­живания официант получает оплату заказа по наличному или безналичному расчету, в зависимости от формы обслужива­ния.

    Обслуживание включает предварительные операции: расстановку столов и стульев, накрывание столов скатертя­ми, сервировку стола. Основные этапы работы официантов включают подачу посетителю, сидящему за столиком, меню, прием заказа, подачу готовых напитков, затем хлеба, хо­лодных закусок, салатов, первых горячих и вторых горячих блюд, десерта. По мере необходимости официант убирает освобожденные бокалы, подставки, посуду. По просьбе по­сетителя официант подает счет, принимает деньги и проби­вает чек. После ухода посетителя официант убирает со сто­ла посуду, меняет скатерть, сервирует стол для следующих посетителей.

    Обслуживание посетителей за стойкой бара выполня­ется барменом.

    Бармен принимает заказ, исполня­ет и готовит напитки, смешивает ингредиенты напитка, взбал­тывает их в миксере при необходимости, оформляет заказ в кассе, устанавливает подставки под бокалы и стаканы, на которые затем ставится заказанный напиток, сервирует на стойке место потребителя, предоставляет потребителю счет по его просьбе и расчет, прощается с посетителями, промывает стойку и обновляет вазочки с закусками (орешки, чипсы и т. п.).

    После заказа потребитель вправе в любое время отка­заться от заказанной им услуги при условии оплаты исполни­телю фактически понесенных расходов. Состав и подача блюд при обслуживании посетителей регламентируется меню.


    2.3.   Оценка и анализ эффективности управления персоналом


    Проведем характеристику состава и структуры по показателям приведенным в табл.1. Первичная информация для анализа собрана посредством ведения статистики кафе, из личных дел работников.

    Дадим оценку изменений, произошедших в структуре пер­сонала за 2006-2007 гг. Построим круговые диа­граммы, отражающие структуру персонала в отчетном пе­риоде и проведем их анализ.







         


    Табл. 1. Показатели, характеризующие структуру персонала кафе ООО «Камелот»

    Показатель

    Величина показателя

    Абс. откл, %

    в 2006 г.

    в 2007 г.

    чел.

    %

    чел.

    %

    1

    Среднесписочная численность персонала, всего

    28

    100

    30

    100

    0,00

    в т.ч. основного производственного персонала

    19

    67,86

    20

    66,67

    -1,19

    2

    Структура персонала по полу:





    0,00

    мужчины

    18

    64,29

    19

    63,33

    -0,95

    женщины

    10

    35,71

    11

    36,67

    0,95

    3

    Возрастной состав персонала:






    до 18 лет

    -


    -



    18-25

    10

    35,71

    12

    40,00

    4,29

    26-36

    15

    53,57

    15

    50,00

    -3,57

    37-50

    3

    10,71

    3

    10,00

    -0,71

    старше 50

    -


    -



    4

    Образовательный уровень персонала:






    общее среднее

    -


    -



    среднее специальное

    20

    71,43

    20

    66,67

    -4,76

    незаконченное высшее

    3

    10,71

    5

    16,67

    5,95

    высшее

    5

    17,86

    5

    16,67

    -1,19

    5

    Уровень профессиональной подготовки по специальности:






    до 2 мес.

    -


    -



    2-6 мес

    -


    -



    6 мес- 1 год

    -


    -



    более 1 года

    5

    17,86

    5

    16,67

    -1,19

    среднее специальное

    20

    71,43

    22

    73,33

    1,90

    высшее образование

    3

    10,71

    3

    10,00

    -0,71

    6

    Распределение персонала по общему стажу работы, в т.ч. по специальности:






    до 1 года






    1-2

    3

    10,71

    6

    20,00

    9,29

    2-5

    22

    78,57

    21

    70,00

    -8,57

    5-10

    3

    10,71

    3

    10,00

    -0,71

    более 10 лет

    -


    -



    7

    Распределение персонала по  стажу работы на предприятии:






    до 1 года

    8

    28,57

    10

    33,33

    4,76

    1-2

    10

    35,71

    12

    40,00

    4,29

    2-5

    10

    35,71

    8

    26,67

    -9,05

    более 5 лет

    -

    -

    -

    -



    Из табл. 1 видно, что численность работников увеличилась за отчетный период на 2 человека. Это говорит об увеличении масштабов деятельности кафе.

    Из рис.1. видно, что наибольшую долю в структуре персонал составляют мужчины-63 %, остальные 37% - это сотрудники женского пола.


    Рис.1. Структура персонала ООО «Камелот» по полу

    Из рис. 2 видно, что наибольшую долю в структуре персонала — 50% — занимают работники в возрасте от 26-36 лет. Следующая категория персо­нала составляет 40% — работники в возрасте от 18 до 25 лет. Затем идет возрастная группа 37-50 лет (10%). Таким образом, кадровая политика направлена на омоложение персонала.

    Рис.2. Структура персонала ООО «Камелот» по возрасту

    Данные рис. 3 говорят о том, что наибольшую долю в структуре персонала — 67% — занимают работники, имеющие сред­нее специальное образование. Следующие категории персо­нала составляют по 17% — работники, получившие высшее образование и незакончившие высшее образование.


    Рис.3. Структура персонала ООО «Камелот» по уровню образования

    Из рис.4 видно, что численность работников, имеющих профессиональную подготовку на уровне среднего специального образования составляет 73,%, на уровне высшего – 10%, более 1 года  - 17%. Это говорит о высокой профессиональности персонала кафе.

    Рис.4. Структура персонала ООО «Камелот» по уровню профессиональной подготовки по специальности

    Данные рисунка 5 говорят о том, стаж сотрудников ресторана по своей специальности у большинства (70%) составляет 2-5 лет. Стаж 1-2 года имеет 20% персонала ресторана, 5-10 года – 10%. Это еще раз подтверждает высокий профессиональный уровень сотрудников кафе.


    Рис.5. Структура персонала ресторана по стажу работы по специальности

    Данные рис. 6 говорят о том, что наибольшую долю в структуре персонала — 40% — занимают работники, имеющие стаж работы в кафе 1-2 года. Следующая категория персо­нала составляет 27% — работники, работающие 2-5 лет по специальности. При этом 33% персонала работают менее года в кафе.

    Рис.6. Структура персонала ООО «Камелот» по стажу работы на предприятии


    Для проведения анализа использования трудового потенциала персонала кафе ООО «Камелот» следует применить показатели комплексной оценки работников, полученные в результате проведения аттестации (таблица 2).Цель проведения анализа — выявить степень использования трудового потенциала. Построим круговые диаграммы по каждому показа­телю, характеризующему трудовой потенциал работников.

    Табл. 2. Оценка трудового потенциала персонала ООО «Камелот»

    Показатель, характеризующий трудовой потенциал работников

    Количество работников, чел.

    Не отвечает требованиям должности

    Отвечает требованиям должности

    Превышает уровень требований к должности

    Значительно превышает  требования к должности

    чел

    %

    чел

    %

    чел

    %

    Уровень квалификации

    -

    27

    90

    3

    10

    -

    -

    Уровень образования

    -

    30

    100

    -

    -

    -

    -

    Профессиональная подготовка

    -

    26

    87

    4

    13

    -

    -

    Средний показатель:

    -

    28

    92

    4

    13

    -

    -


     Из рис. 7 видно, что наибольшую долю — 90% персона­ла, составляют работники, уровень квалификации которых отвечает требованиям занимаемой ими должности. Следую­щую категорию — 10% — составляют работники с уровнем квалификации, несколько превышающим должностные тре­бования.

    Отметим, что уровень образования персонала кафе на 100% соответствует требованиям должности.

    Из рис. 8 видно, что уровень трудового потенциала наи­большей части работников предприятия — 87% сотрудни­ков — соответствует требуемому для выполнения должност­ных функций. Долю в 13% персо­нала составляют работники, профессиональные качества которых превышают требования должности.

    Рис.7. Структура персонала ООО «Камелот» по оценке уровня квалификации

    Рис.8. Структура персонала ООО «Камелот» по оценке профессиональной подготовки

     

    Таким образом, на основе проведенного анализа использования трудовых ресурсов кафе ООО «Камелот» можно сказать, что квалификация персонала и уровень профессиональной подготовки очень высокий. Наибольшую долю в структуре персонала ресторана занимают: мужчины; сотрудники в возрасте 26-36 лет; работники, имеющие среднее специальное образование; персонал со стажем по специальности от 2-5 лет и со стажем работы в ресторане 1-2 года.









    3.      Мероприятия по совершенствованию и повышению эффективности кадровой политики в кафе ООО «Камелот».

    3.1    Оценка современного состояния кадровой политики на данном предприятии


    Эффективность процесса управления персоналом определяется через оценку прогрессивности самой системы управления, квалификации работников, оперативности руководства. Выступая факторами повышения эффективности самого управления, они не могут не сказаться на
    результатах производственной и хозяйственной деятельности
    корпорации.

    Эффективность управления персоналом может быть охарактеризована через оценку рациональности организационной структуры кадровой службы. Наличие слишком большого количества структурных подразделений приводит к тому, что одну и ту же функцию выполняют несколько структурных подразделений, что затрудняет координацию и согласование деятельности, увеличивает количество руководящих должностей, снижает степень загруженности работников, приводит к удорожанию содержания аппарата.

    Эффективность организационной структуры службы управления персоналом во многом зависит от динамичности самой структуры, от того, как быстро она реагирует на изменение и усложнение задач, стоящих перед управлением персоналом, насколько она приспособлена к новым условиям хозяйствования. Проведем оценку современного состояния управления персоналом ООО «Камелот» посредством анализа реализации функций управления персоналом, востребованных в деятельности кафе ( табл. 3) 

    Таблица 3.

    Анализ реализации функций управления персоналом  в деятельности ООО «Камелот»

    Функции управления персоналом, востребованные в деятельности корпорации

    Реализация функций управления персоналом

    (+ / -)

    Специалист отдела, отвечающий за реализацию функций управления персоналом

    Степень полноты отражения функций управления персоналом в должностных обязанностях специалиста

    Планирование потребности в трудовых ресурсах

    «-»

    Администратор

    Отражена в не в полном объеме

    Отбор и наем персонала

    «+/-»

    Администратор

    Отражена в полном объеме

    Обучение, переподговка и повышение квалификации и развитие

    «+/-»

    Администратор

    Отражена не в полном объеме

    Оценка и аттестация

    «+/-»

    Администратор

    Отражена не в полном объеме

    Профессиональная ориентация и адаптация

    «+/-»

    Администратор

    Отражена не в полном объеме

    Составление штатного расписания, структуры зарплаты, льготы и компенсации, условия, оплаты и премирования

    «+/-»

    Бухгалтер

    Отражена не в полном объеме

    Анализ реализации функций управления персоналом  в деятельности ООО «Камелот» показал, что кафе на данном этапе организационного развития необходимо совершенствовать управление персоналом. Большинство функций управления персоналом выполняют администраторы. Многие функции оставлены без внимания и отражены не полном объеме.

    Отметим, что в кафе ООО «Камелот» освоение современных методов управления персоналом идет медленно. Причинами нерационального построения отдела кадров в кафе являются:

    · Неоптимальное распределение ответственности за развитие персонала между оперативными руководителями и кадровыми работниками.

    · В кафе закреплены лишь регистрационно-учетные функции: ведение документации по   кадрам; учет движения персонала (приказы о приеме, повышении, увольнении); подбор персонала; оценка и  обучение персонала.

    · Слабое знакомство руководства корпорации с современными концепциями управления человеческими ресурсами

    · Невысокий профессиональный уровень руководства

    В кафе не относятся к компетенции инспектора отдела кадров вопросы профориентации и адаптации работников в новой должности, определения оплаты труда и льгот, управления дисциплиной и другие важнейшие аспекты стратегического управления человеческими ресурсами.   

    Руководство кафе  ООО «Камелот» слабо представляет оптимальное распределение ответственности за работу с персоналом на всех уровнях управления между линейными руководителями и отделом кадров.

    Таким образом, оценка современного состояния службы управления персоналом показала, что   ООО «Камелот» нуждается в совершенствовании системы управления персоналом, отвечающей стратегическим целям развития бизнеса.


    3.2.   Методы и направления по совершенствованию кадровой политики в кафе  «Камелот»


    Совершенствование системы управления персоналом кафе ООО «Камелот» происходит в несколько этапов.

    1 этап. Разработка структуры системы управления персоналом

    Для успешной деятельности кафе необходимо сформировать систему управления персоналом, используя функциональный подход. Фрагмент организационной структуры управления ООО «Камелот» при функционально ориентированном подходе представлен в на рис.9.




     















    Рис.9. Структура службы управления персоналом кафе ООО «Камелот» 

    2 этап. Разработка штатного расписания системы управления персоналом

    Организация системы управления персоналом из 2-х администраторов и 1-го нового специалиста по управления персоналом будет наиболее оптимальной для кафе.

    3 этап. Разработка функций специалистов службы управления персоналом

    Для успешной деятельности ООО «Камелот» на данном этапе организационного развития необходимо сформировать службу управления персоналом как единую структуру в составе трех профессиональных специалистов (см. таблица 4). Разработка структуры службы основана на  функциональном подходе.


    Таблица 4.

    Функции специалистов службы управления персоналом кафе ООО «Камелот»

    Должность

    Функции

    Администратор



    § Разработка и реализация комплекса планов и программ развития персонала компании.

    § Организация обучения персонала с применением методов диагностирования и оценки эффективности персонала (организация профессионального тестирования новых работников; организация переподготовки и повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями рынка и потребностями организации; отбор персонала для обучения).

    § Обеспечение социального равновесия, принятие мер по поддержанию благоприятного социально-психологического климата в организации, проведение психологического тестирования персонала, контроль за адаптацией персонала в организации.

    Инспектор по кадрам



    § Прогнозирование и планирование потребности в персонале, участие в решении задач, связанных с удовлетворением каждого сотрудника условиями, содержанием и характером работы.

    § Формирование резерва кадров 

    § Осуществление консультирования и подготовки рекомендаций руководству организации по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств на деятельность компании.

    § Улучшение качественного состава персонала корпорации, создание условий, стимулирующих постоянный рост профессиональной компетенции

    § Организация защиты жизни и здоровья сотрудников и имущества организации, в том числе противопожарной безопасности, внедрение мероприятий по технике безопасности.

    § Совершенствование организации оплаты и стимулирования работников организации (анализ рабочих мест; проведение деления персонала на категории; разработка форм и систем оплаты; разработка компенсационного пакета; организация процесса оценки эффективности сотрудников; контроль выдвижений и ротации работников).

     

    3.3.   Расчет экономической эффективности системы управления персоналом ООО «Камелот» и оценка влияния новых методов на работу персонала


    Конечной целью совершенствования системы управления персоналом  в кафе ООО «Камелот» яв­ляется достижение высокой производительности и качества труда. В этой связи в качестве прибыли от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема произведенной продукции в стоимостном выражении, вызванный ростом производительности, и отдачу от затрат на персонал [15].

    В состав затрат на разработку и реализацию мер по уп­равлению персоналом целесообразно включить:

    1)  заработную плату и премиальные выплаты персонала;

    2)  оплату услуг специалистов, привлекаемых из сторон­
    них организаций для формирования кадровой политики;

    3)  затраты на дополнительные мероприятия по социаль­ной защите и обеспечению работников предприятия, не применявшиеся до реализации системы мер по управлению персоналом (например, дополнительные выплаты из фонда потребления — ссуды молодым семьям,  оплата счетов на оказание медицинских услуг, абонементы в бассейн, выде­ление средств на ремонт стадиона, материальная помощь к отпуску);

    4)  затраты на улучшение условий труда (закупка дополнительного оборудования, программного обеспечения, ремонт помещений, дополнительные льготы для сотрудников, рабо­тающих в тяжелых и вредных цехах, предусмотренные ме­роприятиями по управлению персоналом);

    5)  дополнительные затраты на переобучение и повыше­ние квалификации, связанные с реализацией мероприятий по управлению персоналом (это — оплата за ученичество, за практикантов, премии работникам предприятия, проводившим занятия по повышению квалификации, оплата обуче­ния в специальном учебном центре)[16].

    Эффективность мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом может заключаться в:

    1. Экономии средств, которая выражается в снижении потерь рабочего времени, условном высвобождении работ­ников, экономии по фонду зарплаты;

    2. Экономическом эффекте, который образуется от уве­личения прибыли в результате роста объема выпуска рента­бельной продукции и от снижения себестоимости по причине сокращения удельных затрат на единицу производимой про­дукции.

    Оценка эффективности системы управления персоналом является важнейшим моментом управления развитием персонала. Поскольку затраты на стимулирование рассматриваются как капиталовложения в человеческий ресурс, они должны принести организации отдачу в виде повышения эффективности ее деятельности, роста прибыли, более полной реализации ее целей.

    Методика расчета эффективности предложенных мероприятий, выражающейся в  экономии средств

    А. Экономия численности

    Выбирается один из вариантов расчета экономии числен­ности (Эх) в зависимости от характера предложенных мероп­риятий.

    1. Экономия численности за счет снижения внутрисменных потерь рабочего времени (в результате реализации ме­роприятий по совершенствованию технологий производства, улучшению качества рабочих мест и др.) определяется по формуле [17]

    Эч = (ПРВотч-ПРВпр)*ССЧ

                                                 ФРВ

    где ПРВотч  и ПРВпр — потери рабочего времени (в результа­те простоев, непродуктивных затрат рабочего времени) в отчетном и проектируемом периодах, часов;

    ФРВ — эффективный фонд рабочего времени одного ра­ботника в год, ч.;

    ССЧ — численность работников, чел.

    2. Экономия численности за счет снижения целодневных потерь рабочего времени (в результате реализации мероп­риятий по снижению стрессовых ситуаций [сокращению не­выходов по болезни], снижению текучести, повышению тру­довой мобильности и др.) определяется по формуле

    Эч = (НВотч-НВпр)*ССЧ

                                             ФРВ

    где НВ6тч и НВп — количество невыходов (по болезни, по причине текучести кадров) в отчетном и проектируемом пе­риодах, дн.;

    ФРВ — эффективный фонд рабочего времени одного ра­ботника, дн.

    3. Экономия численности за счет снижения трудоемкости (в результате проведения мероприятий по развитию [обуче­нию, повышению квалификации] персонала, применению новых технологий) определяется по формуле

    Эч = (Теотч -Тепр)*ОП пр

                      ФРВ

    где Те отч и Те пр — трудоемкость производства 1 услуги/про­дукта в отчетном и проектируемом периодах, ч.;

    ФРВ — эффективный фонд рабочего времени одного ра­ботника, ч.;

    ОПпр — проектируемый объем производства услуг, шт.

    Б. Экономия по фонду заработной платы

    Далее рассчитывается экономия по фонду заработной платы (Эзп) по формуле [18]

    Эз.п.=ЗП*Эч(1+Нс/100),

    где ЗП — среднегодовая заработная плата одного работни­ка, руб.

    Нс — ставка единого социального налога (26%).

    В. Сумма годовой экономии

    Сумма годовой экономии определяется по формуле

    Э = Эз.п.- 3 тек.,

    где Зтек — текущие затраты на рабочую силу (по мероприя­тию).

    Расчет эффективности предложенных мероприятий, выражающейся в  экономии средств:

    1)   Экономия численности: Эч = (1260-720)*30/1835/60=0,3

    2)   Экономия по фонду заработной платы:

    Э з.п. = 6000*0,3*(1+26/100)=2268 руб.

    3)   Сумма годовой экономии: Э= Э з.п. – З тек.=2268-1450=818 руб.

    Таким образом, годовой эффект за счет снижения внутрисменных потерь рабочего времени в результате реализации ме­роприятий по совершенствованию технологий производства, улучшению качества рабочих мест на одного рабочего составит 818 руб.

    Методика расчета эффективности предложенных мероприятий, выражающейся в увеличении прибыли

    Предполагает выделение условно-постоянных затрат предприятия в которые входят расходы на оплату труда работников, так как рассчитывается эффективность мероп­риятий, связанных с материальным стимулированием ра­ботников.

    А. Увеличение прибыли за счет роста производительно­сти труда

    Увеличение прибыли за счет роста производительности труда (∆П) [в результате реализации программ материально­го стимулирования] определяется по формуле

    ∆П = Протч * Iw * ССЧ * dyпз / 100,

    где Протч — производительность труда работников в отчет­ном периоде;

    I — прогнозируемый индекс изменения производитель­ности труда одного работника;

    d — доля условно-постоянных затрат (в себестоимости продукции).

    Б. Изменение себестоимости продукции

    Изменение себестоимости рассчитывается по формуле [19]

    ∆З=  (∆ЗП-∆Пр)*d фот*З отч

          (100+∆Пр)*100

    где ∆ЗП — планируемый прирост среднегодовой заработной платы одного работника, %;

    ∆Пр — прогнозируемый прирост среднегодовой произво­дительности труда одного работника, %;

    d фот    — доля фонда оплаты труда в общей сумме затрат;

    3  отч   — себестоимость продукции в отчетном периоде.

    В. Экономический эффект

    Экономический эффект определяется по формуле:

    Э = ∆П + ∆З

    Расчет эффективности предложенных мероприятий, выражающейся в увеличении прибыли:

    1)   Увеличение прибыли за счет роста производительности труда:

    ∆П = 37000*1,08*116*0,55/100=6593,4 руб.

    2)   Изменение себестоимости:

    ∆ЗП = (20-7)/(100+7)*0,2/100*4060000=986 руб.

    3)   Экономический эффект:

    Э=6593,4+986=7579,4 руб.

    Таким образом, эффективность мероп­риятий, связанных с материальным стимулированием ра­ботников принесет прибыль предприятию в размере 7579,4 руб.

    Конечной целью совершенствования системы управления персоналом  в кафе  ООО «Камелот» яв­ляется достижение высокой производительности и качества труда. В этой связи в качестве прибыли от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема произведенной продукции в стоимостном выражении, вызванный ростом производительности, и отдачу от затрат на персонал.

    При оценке влияния новых методов на работу персонала ООО «Камелот» определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников кафе в целом (повышение производительности труда, улучшение качества продукции, экономия ресурсов и т.д.) (таблица 5).

    Таблица 5

    Оценка влияния мероприятий по совершенствованию службы управления персоналом ООО «Камелот»

    Затраты

    Эффект

    оценка современного состояния службы управления персоналом (изучение документооборота, документопотоков, загрузки отдельных подразделений)

    Ø  рост удовлетворенности трудом

    Ø  создание положительной атмосферы в коллективе

    Ø  снижение текучести кадров на 15 %

    Ø  рост индивидуальной производительности на 8 %

    Ø  повышение качества выполняемых функций на 12 %



    выработка решений по улучшению существующей структуры

    разработка нового положения о подразделении кадровой службы и должностных инструкций

    повышении квалификации начальника кадровой службы, наем и поиск новых специалистов в кадровую службу


    Таким образом, совершенствование управления персоналом кафе на данном этапе организационного развития принесет положительный эффект за счет роста индивидуальной производительности труда, снижения текучести кадров, повышения качества выполняемых функций.


    Заключение


    В результате проведенной оценки особенностей системы управления персоналом ООО «Камелот» можно сделать следующие выводы:

    Кафе ООО «Камелот» обеспечивает питание и отдых потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном
    ассортимента продукции. В кафе реализуются фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. На основе проведенного анализа использования трудовых ресурсов кафе ООО «Камелот» можно сказать, что коллектив кафе насчитывает 30 человек, квалификация персонала и уровень профессиональной подготовки очень высокий. Наибольшую долю в структуре персонала ресторана занимают: мужчины; сотрудники в возрасте 26-36 лет; работники, имеющие среднее специальное образование; персонал со стажем по специальности от 2-5 лет и со стажем работы в ресторане 1-2 года.

    Анализ реализации функций управления персоналом  в деятельности ООО «Камелот» показал, что кафе на данном этапе организационного развития необходимо совершенствовать управление персоналом. Большинство функций управления персоналом выполняют администраторы. Многие функции оставлены без внимания и отражены не в полном объеме.

    Отметим, что в кафе ООО «Камелот» освоение современных методов управления персоналом идет медленно. Оценка современного состояния службы управления персоналом показала, что   ООО «Камелот» нуждается в совершенствовании системы управления персоналом, отвечающей стратегическим целям развития бизнеса.

    Совершенствование системы управления персоналом ООО «Камелот» происходит в несколько этапов:

    1. Разработка структуры службы управления персоналом

    2. Разработка штатного расписания службы управления персоналом

    3. Разработка функций специалистов службы управления персоналом

    Описание прав и обязанностей специалиста по управлению
    персоналом необходимо отразить в соответствующем Положении, разрабатываемом руководством кафе.

    Для успешной деятельности ООО «Камелот» на данном этапе организационного развития необходимо сформировать службу управления персоналом как единую структуру в составе трех профессиональных специалистов. Организация системы управления персоналом из 2-х администраторов и 1-го нового специалиста по управления персоналом будет наиболее оптимальной для кафе (инспектор по кадрам и два администратора).

    Конечной целью совершенствования системы управления персоналом  в кафе  ООО «Камелот» яв­ляется достижение высокой производительности и качества труда. В этой связи в качестве прибыли от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема произведенной продукции в стоимостном выражении, вызванный ростом производительности, и отдачу от затрат на персонал.

    Таким образом, совершенствование управления персоналом кафе на данном этапе организационного развития принесет положительный эффект за счет роста индивидуальной производительности труда, снижения текучести кадров, повышения качества выполняемых функций.

     









    Список библиографических источников


    1. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003. – 256 с.
    2. Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум/Е.В. Агамирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 173 с.
    3. Алехина О., Павлуцкий А. Служба персонала: мифы и реалии/О. А. Алехина, А. П. Павлуцкий//Управление персоналом. – 2000. - №9. – с. 54-58
    4. Вишнякова М. В. Руководитель, персонал и эффективность труда/М. В. Вишнякова//Энергия. – 2000. - №8. – с. 53-58
    5. Галенко В. П. Как эффективно управлять организацией?/В. П. Галенко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 149 с.: ил
    6. Герчиков В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом/В. Герчиков//Управление персоналом. – 1999. - №12. – с. 47-52
    7. Десслер Г. Управление персоналом/Пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997. – 432 с.: ил.
    8. Егоршин А. П. Управление персоналом/А. П. Егоршин. – 2-е изд. -   Н. Новгород: НИМБ, 2002. – 624 с.
    9. Железцов А. Трудовые ресурсы организации в современных условиях/А. Железцов//Маркетинг. – 2003. – №2. – с. 10-21
    10. Кацай М. Разрабатываем систему управления персоналом/М. Кацай//Управление персоналом. – 2004. - №21. – с. 40-43
    11. Комаров Е., Комаров Л. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже ХХІ века/Е. Комаров, Л. Комаров//Управление персоналом. – 1999. - №9. – с. 31-33
    12. Крамаренко Ю. Служба управление персоналом отечественной фирмы: о методологии и последовательности деятельности по ее организации/Ю. Крамаренко//Управление персоналом. – 1999. - №9. – с. 41-44
    13. Магура М.  И. Организация работы по обучению персонала/М. И. Магура, М. Б. Курбатова//Управление персоналом. – 2004. - №1-2. – с. 56-65
    14. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие/Под ред. П. В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. – 312 с.
    15. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2008. – 702  с.
    16. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. -  М.: «ИНФРА-М», 2004. -  360 с.
    17. Одегов Ю. Г. Управление персоналом – подходы к формированию ядра коллектива/Ю. Г. Одегов//Вестник Российской экономической академии. – 2004.- №3. – с. 43-45
    18. Павлуцкий А. Люди и организация: технология усовершенствования компаний/А. Павлуцкий//Управление персоналом. – 2000.- №3. – с. 70-73
    19. Райли М. Управление персоналом в гостеприимстве: Учебник/М.Райли. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 189 с.
    20. Розин М. Новые подходы в менеджменте персонала/М. Розин//Управление персоналом.  – 1999. - №9. – с. 45-49
    21. Романович Ж. А. Сервисная деятельность: Учебник/Под ред. Ж.А. Романович. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 284 с.
    22. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала: Учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997. – 477, (1) с.
    23. Скриптунова Е. Беседа руководителя с подчиненными как инструмент управления персоналом/Е. Скриптунова, Т. Тарелкина//Управление персоналом. – 2004.- №16.  –с. 56-59
    24. Станкин М. Внимание к персоналу/М. Станкин//Управление персоналом. – 2000. - №3. – с. 27-30
    25. Старобинский Э. Е. Работайте с кадрами/Э. Е. Старобинский//Управление персоналом. – 1998. - №12. – с. 6-10
    26. Сурков С. А. Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации/С. А. Сурков//Управление персоналом.  – 2003. - №7.  –с. 40-43
    27. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред.  О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
    28. Труханович Л.В. Кадры ресторанов, закусочных, столовых, баров, кафе: Сборник должностных и производственных инструкций, квалификационных характеристик/Л.В. Труханович, А.К. Рюмина. – М.: Финпресс, 2003. – 190 с.
    29. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд.; доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М. -  2005. – 638 с.
    30. Управление персоналом: курсовые проекты, практика, государственный экзамен, дипломный проект: Учеб. пособие/Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 431 с.
    31. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 1996. -  205 с.
    32. Фатхутдинов Р. А. Принципы управления персоналом/Р. А. Фатхутдинов//Управление персоналом. – 1998. - №12.  – с. 51-55

     


     


     

    Приложения


    Приложение 1

    Схема современной организационной структуры системы управления персоналом организации


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     





    Приложение 2


    Состав подсистем системы управления персоналом организации



















    Приложение 3

    Укрупненное дерево целей системы управления персоналом организации


            

     

     

     

     

     

     


     

     



    [1] Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. -  М.: «ИНФРА-М», 2004. -  с. 31

    [2]Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд.; доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М. -  2005. –с. 98

    [3] Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. -  М.: «ИНФРА-М», 2004. -  с. 41

    [4] Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд.; доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М. -  2005. – с. 100

    [5] Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие/Под ред. П. В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. –с. 282

    [6] Там же. –с. 283

    [7] Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие/Под ред. П. В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. –с. 285

    [8] Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие/Под ред. П. В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. –с. 286

    [9] Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие/Под ред. П. В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. –с. 286

    [10] Там же. –с. 287

    [11] Сурков С. А. Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации/С. А. Сурков//Управление персоналом.  – 2003. - №7.  –с. 40-43


    [12] Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред.  О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.


    [13] Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд.; доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М. -  2005. –с. 98

    [14] Романович Ж. А. Сервисная деятельность: Учебник/Под ред. Ж.А. Романович. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. –с. 187

    [15] Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум/Е.В. Агамирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. –с. 79

    [16] Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум/Е.В. Агамирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. –с. 80

    [17]Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум/Е.В. Агамирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. –с. 80

    [18] Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум/Е.В. Агамирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. –с. 81

    [19] Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум/Е.В. Агамирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. –с. 82

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Кадровая политика кафе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.