Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Коммерческое посредничество на рынке товаров и услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Коммерческое посредничество на рынке товаров и услуг
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                             СОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………………………3

    Глава 1.  Общая характеристика коммерческо-посреднической деятельности...5

    1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности предприятия……………5

    1.2.  Основная сфера коммерческо-посреднической деятельности…………….14

    1.3. Посредничество, как основной механизм экономического партнерства….18

    Глава 2. Исследование практики коммерческого посредничества……………..24

    2.1. Маркетинг в финансовом аспекте, как элемент коммерческого

    посредничества…………………………………………………………………….24

    2.2. Рекомендации по совершенствованию экономического посредничества…...27

    Заключение………………………………………………………………………...37

    Литература…………………………………………………………………………39


















                                                          Введение


    Одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики, как показывает практика, является сфера услуг, бурный рост которой представляет собой отличительную черту экономической ситуации начала 21 века. Рынок услуг охватывает широкое поле деятельности - от торговли и транспорта до финансирования, страхования, и, конечно же, посредничества.

    Повышение значимости посреднических услуг привело к возникновению потребности в освещении указанной темы. Актуальность данного исследования заключается в том, что в последнее время посредническая деятельность получила широкое распространение, в отечественном гражданском законодательстве появились новые виды посреднических договоров.

    Однако, по мнению отечественного законодателя, существующая в настоящее время степень развития посреднических услуг не является достаточной, причем не только в количественном, но и, прежде всего, в качественном отношении.

    В настоящее время для товарных рынков Российской Федерации помимо низкого уровня культуры рыночных отношений, склонности контрагентов к нарушению взаимных обязательств, недостаточного развития инфраструктуры товарных рынков, больших транспортных издержек, несовершенства системы финансовых и кредитных отношений, характерны также недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение и неравномерность расположения посреднических организаций на территории России.

    Все проблемы в сфере коммерческо-посреднической деятельности связанны со сложностями, связанными с проводимыми в стране реформами. Идет изменение структуры выпускаемой продукции не имеющей сбыт, более рентабельную. Однако, следует отметить, что основной формой снабжения и сбыта осталась ориентация на традиционные связи, где главную роль сыграли горизонтальные связи по поставкам продукции, подкрепленные деловыми контактами, информационными отношениями руководителей их «деловой этикой».

    Однако, многие предприятия были вынуждены «свергнуть» старые хозяйственные операции, отказаться от традиционных потребителей и поставщиков. Предприятия самостоятельно пытаются найти новые рынки сбыта, новых потребителей и поставщиков. При этом некоторые из них работают и над стратегией сбыта, основываясь не только на сегодняшнем финансовом благополучии партнеров, но и учитывая перспективы на будущее, конкурентоспособность и устойчивость спроса на производимую продукцию, наладить собственную сеть реализации производимой продукции – фирменные магазины, маркетинговые центры.

    Решающим значением в современной ситуации для предприятий является надежность, прочная репутация, платеже способность партнера. Есть определенный опыт плодотворного сотрудничества государственных предприятий, не имеющих опыта работы на рынке, передают организацию снабжения и сбыта коммерческими структурами, в том числе создаваемые с их участием. Более того, имеются примеры, когда предприятия переориентируют свой сбыт на частный сектор, проводя в том числе, переструктуризацию своего производства.

    Основная цель данной работы определяется важностью экономического партнерства и состоит в изучении посредничества, как его основополагающего механизма.

    Задачи работы:

             1. Определить сущность коммерческой деятельности предприятия

    2.  Охарактеризовать коммерческо-посредническую деятельность.

    3. Исследовать один из элементов коммерческого посредничества.

    4. Разработать рекомендации по совершенствованию экономического посредничества.

    Предметом исследования является посредничество как механизм в сфере экономики.

    В качестве объекта исследования выбрана такая сфера экономики, как малый интернет-бизнес.

     


    ГЛАВА 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКО-ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности предприятия


    Объектом коммерческой деятельности являются коммерческие процессы.

    Термин “коммерция» получил широкое распространение в России в связи с переходом от централизованного управления экономикой на рыночные принципы.

    Коммерция (коммерциум) – слово латинского происхождения, в переводе – торговля. Торговля – это приобретение и сбыт (продажа) товаров, в узком смысле слова – ряд покупок и продаж[1]. Коммерция – это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который лежит в основании любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики[2]. Однако надо иметь в виду, что термин “торговля“ вообще имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства, в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

    Таким образом, коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

    Основная цель коммерции в сфере товарного обращения - извлечение прибыли. Вместе с тем прибыль, полученная в результате коммерческой деятельности, может быть использована на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.

    Торговые операции осуществляются в сфере товарного обращения. Процессы и операции, протекающие в сфере товарного обращения, бывают двух видов:

    - коммерческие или чисто торговые,

    - производственные или технологические.

    Коммерческие – это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи для получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи: организация хозяйственных связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, посредничество, сервисное обслуживание покупателей, страхование товаров при их доставке покупателям.

    Производственные процессы, происходящие в сфере товарного обращения, являются продолжением производства в сфере обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других.

    Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства. Предпринимательство – это целесообразная деятельность, направленная на извлечение доходов. Предпринимательством является организация предприятия с целью производства и поставки товаров на рынок, торгового предприятия для осуществления купли-продажи товаров, организация финансового учреждения. Предпринимательство подразумевает под собой поиск новых экономических возможностей и претворение их в жизнь.

    Содержание коммерческой деятельности включает направления[3]:

    - закупка материально-технических ресурсов промышленными предприятиями и товаров оптово-посредническими и другими торговыми предприятиями;

    - планирование ассортимента и сбыта продукции на промышленных предприятиях;

    - организация сбыта продукции предприятиями-изготовителями;

    - выбор наилучшего партнёра в коммерческой деятельности;

    - организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество;

    - розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.

    Предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который реализует в денежные средства с некоторым приращением. Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.

    Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает:

    -   владение капиталом и умение управлять финансами,

    -   ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли,

    -   наиболее выгодные способы её капитализации (минимизации затрат),

    -   умение управлять коммерческим риском,

    -   формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям,

    -   восприимчивость к изменениям в потребностях рынка,

    -   полное равноправие партнёров.

    Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия партнёров по поставкам сырья и товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

    Важными задачами коммерческой службы являются изучение и прогнозирование ёмкости региональных и товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности, координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей. Для этого необходимо широко использовать прогрессивный опыт зарубежного маркетинга, позволяющий успешно организовать коммерческую деятельность предприятий в условиях рынка.

    Весьма актуальна задача компьютеризации процессов управления коммерческой работы по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров.

    Электронизация коммерческих операций позволяет создать систему обработки и передачи коммерческой информации, составляющую техническую основу рыночной, маркетинговой деятельности в сфере товарного обращения.

    Таким образом, коммерция  - совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

    На современном рынке данную совокупность коммерческих отношений выполняет посредник.

    В английской рыночной терминологии существует несколь­ко слов, переводимых на русский язык как "посредник". На­пример, agent, conciliator, но более точное - mediator, в основе которого лежит слово "средний".

    Посредник - это юридическое или физическое лицо, нахо­дящееся между другими контрагентами коммерческого процес­са и выполняющее функции их сведения друг с другом для об­мена товарами, услугами и информацией.

    В роли контрагентов выступают, как правило, производите­ли товаров, оптовые и розничные потребители.

    Актуальной задачей коммерческого аппарата предприятий и организаций является вовлечение в товарооборот продукции предприятий-изготовителей разных форм собственности и различных организационно-правовых структур, поставщиков-посредников, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков и других источников.

    В связи с этим нужно расширять сферу договорных отношений с поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и действительность договоров поставки. Договоры поставки должны активно воздействовать на производство для всемерного увеличения выпуска товаров народного потребления, изготовления их из дешёвого альтернативного сырья, формировать оптимальный ассортимент товаров для розничной торговой сети.

    Вопросы умелой и грамотной работы коммерческой деятельности в торговле и других отраслях хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям приобрели исключительную актуальность. Коммерческие операции становятся объектом труда торговых работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, отделов сбыта производственных и совместных предприятий, в акционерных обществах и хозяйственных товариществах, как внутриэкономической, так и внешнеэкономической сфер деятельности. Возрастает роль профессиональной подготовки, включая умение и более того искусство вести коммерческие переговоры с партнерами, знание этикета, коммерческого риска и способа его уменьшения, умение активно изыскивать товары, проявлять и развивать свою коммерческую инициативу и предприимчивость.

    Как и все сотрудники предприятия, коммерческий агент несет ответственность за осуществление возможных на него должностных обязанностей, организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности, соблюдение правил внутреннего распорядка, ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями.

    Коммерческий агент – лицо, имеющее профессиональное образование и специальную подготовку по установленной программе, назначаемое на должность и, освобождаемое от должности приказом руководителя предприятия, непосредственно подчиняющегося руководителю предприятия, занимающееся закупочной и сбытовой деятельностью.

    Закупочная работа является основной коммерческой деятельностью, с нее начинается вся коммерческая работа. Чтобы продать товар, продавцу необходимо располагать товаром, реализуя который получит прибыль.

    По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями или частными лицами, с целью последующего перепродажи закупленных товаров и получение прибыли.

    Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать торговый ассортимент товаров, необходимый для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствие с требованиями покупательского спроса.

    Специалисты-коммерсанты должны хорошо знать организацию и технологию закупочной работы, у различных поставщиков, находить наиболее оптимальных коммерческих партнеров по закупке товаров, обеспечивать точное и обязательное выполнение условий договоров поставки товаров.

    Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна базироваться на принципах современного маркетинга. Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления. С помощью методов маркетинга, коммерческие агенты получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий.

    Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптовые базы, являясь торговыми предприятиями и обслуживая определенный территориально-экономический район. Для этого на оптовых предприятиях используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К этим методам следует отнести оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за истекший период, изучения и обобщение заявок и заказов розничных торговых предприятий на потребности поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями товаров и др.

    Коммерческая деятельность предприятий во многом определяется состоянием экономики страны. Гибкость коммерции должна проявляться, прежде всего, в современном учёте требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости – изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерции.

    Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных и многообразных условиях рыночных отношений смогут лишь хорошо подготовленные высококвалифицированные кадры коммерческих работников, прошедшие глубокую подготовку или повышение квалификации в области маркетинга, менеджмента, организации и технологии коммерческой работы на предприятии.

    Переход к рыночной экономике обусловил появление нового типа коммерческого работника – инициативного, самостоятельного в принятие решений, предприимчивого. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно вести коммерческую работу. Коммерческий агент должен уметь найти свободные товарные ресурсы, закупить их у производителей товаров, на оптовых ярмарках. Коммерческий агент участвует в работе по установлению необходимых деловых контактов между покупателями и продавцами товаров, а также оказание различных коммерческих услуг. Содействует покупке и продаже партий товаров, обеспечивает оформление документов. Коммерческие агенты должны обеспечивать своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками и покупателями товаров, как правило, на длительный период (сроком более одного года) и постоянный контроль над их исполнением.

    В условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий остаётся коммерция, составным элементом которой является, сбыт (продажа) изготовленной продукции. Сбыт – это процесс реализации произведённой продукции в целях превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Тогда, продав товар и получив прибыль, предприятие достигнет конечной цели: затраченный капитал примет денежную форму.

    В странах с развитой рыночной экономикой доля сбытовых коммерческих операций постоянно растёт. Промышленные фирмы, создавшие у себя хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают наиболее большим преимуществом в конкурентной борьбе. Многие предприятия имеют собственные каналы сбыта, примером которых являются фирменные магазины, распределительные центры, а для нефтеперерабатывающих заводов – собственные автозаправочные станции.

    Сбыту товаров, изготовленных на промышленном предприятии, должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, разработку товара, его цены, планирование ассортимента, каналов продвижения товаров на рынок и методов стимулирования сбыта. Ориентация коммерческой деятельности по сбыту товаров на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Производитель товара должен быть не только поставщиком, он обязан постоянно проводить анализ эффективности сбытовой деятельности, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.

    Важнейшими сбытовыми функциями являются: установление коммерческих взаимоотношений с покупателями, завершающихся заключением договоров купли-продажи, разработка сбытовой программы, составление графиков поставки продукции и отгрузка её покупателям, ведение расчётов за проданную продукцию, контроль над расчётами с покупателями и платёжеспособностью последних. Те предприятия, которые имеют в собственности фирменные магазины, выполняют, кроме рассмотренных функций, коммерческую работу по розничной продаже товаров и используют специфические методы розничной продажи.

    Сбыт готовой продукции – только один аспект коммерческой деятельности промышленного предприятия. Другим аспектом является материально-техническое обеспечение, которое в условиях рынка представляет собой закупку материально-технических ресурсов. Правомерность его отнесения к коммерческой деятельности обусловлена и тем, что сбыт продукции и материально-техническое обеспечение – две фазы товарного обращения. В последние годы при переходе к рыночным отношениям содержание материального обеспечения предприятий существенно изменилось: вместо реализации выделенных фондов, являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнёров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.

    Закупка материальных ресурсов, так же как и сбыт готовой продукции, должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на поставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен материалов.

    Коммерческая деятельность при закупке материальных ресурсов на предприятии складывается из следующих этапов:

    -   исследование рынка сырья и материалов и организация хозяйственных связей с поставщиками;

    -   составление плана закупок материальных ресурсов;

    -   организация закупок материальных ресурсов;

    -   ведение расчётов с поставщиками за купленную продукцию;

    -   стоимостный анализ заготовительной сферы – метод системного исследования функции материалов, который направлен на минимизацию затрат на всех стадиях производства продукции при высоком её качестве.

    Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

    -   выделение приоритетов;

    -   умение предвидеть коммерческие риски;

    -   проявление личной инициативы;

    -   высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;

    -   гибкость коммерции, её направленность на учёт постоянно меняющихся требований рынка;

    -   неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;

    -   нацеленность на достижение конечного результата – дохода.

    При изучении основ коммерческой деятельности необходим маркетинговый подход, который основан на исследовании, формировании и удовлетворении потребностей экономических субъектов. Тесная связь коммерции с маркетингом определяется, прежде всего, сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощённой в лозунге – «Производи и продавай не то, что хочешь и что тебе удобно производить, а то, в чём существует реальная потребность, а если таковая потребность отсутствует – сумей создать её».


                   1.2.  Основная сфера коммерческо-посреднической деятельности


    Начинавшиеся 20 лет назад экономические преобразования привели к изменению системы и материально-технического снабжения и сбыта продукции. Согласно законам о «О предприятиях и предпринимательской деятельности» действовавшему до принятия «Гражданского кодекса», его вобравшего. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в ее распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей» (ст. 4 п.2), а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимость обеспечения предприятия… основу планов составляют договора, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, в том числе государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов.

    Система распределения ушла в прошлое и перед предприятиями встал вопрос самостоятельного поиска потребителей своей продукции и поставщиков материально-технических ресурсов, необходимости определяющего участия в планировании деятельности фирмы. Еще на рубеже реформ все руководители предприятий ощущали нарастающие трудности в своей деятельности. Сбыт в начале реформы еще не был сферой, требующей больших усилий. Большинство предприятий не имели проблем со сбытом, но некоторые уже испытывали сужение спроса в виде сокращения государственных заказов при отсутствии альтернативных потребностей, невозможностью выйти с продукцией на внешний рынок, использовать свою продукцию для бартерных операций. С началом реформ достаточно быстро и неожиданно для многих руководителей стало одной из острейших проблем вопрос формирования рыночной политики предприятия, что на фоне прогрессирующим распадом хозяйственных связей, финансовых трудностей, отсутствие гибкой рыночной стратегии в стране порождали периодические кризисы сбыта у предприятия. Поначалу проблемы со сбытом прямо осознали лишь на тех предприятиях, где явно упала потребность их продукции на рынке. В сознании руководителей предприятий были еще разделены понятия «спрос» и «платежный спрос», так как многие считали, что их продукция нужна потребителям, но ее реализация затруднена в связи с отсутствием средств у потребителя. Но постепенно стали появляться и признаки осознания спросовых ограничений. Этому способствовало продолжающиеся изменения совокупного спроса на продукцию промышленности в условиях дальнейшего ее спада, относительно замедления роста денежных доходов у населения и сдерживания бюджетных расходов, а так же нарастающая конкуренция со стороны импортных товаров. Что касается материально-технического обеспечения, то в числе реформ оно еще оставалось значительной проблемой для руководителей предприятий, т.е. были нарушены хозяйственные связи, разорваны сложившиеся технологические цепочки и с устранением их централизованной координации предприятия оставалось вне необходимой информационной базы.

    Налаживание связей происходило в основном за счет инициатив самих производителей на основе сложившихся ранее традиционных связей. Дефицит материальных ресурсов, на фоне падения объемов выпуска продукции себя исчерпал и трудности, как правило, возникали и возникают при приобретении определенной продукции, производимой, во-первых, монополистами, во-вторых – очень выгодной для экспорта, а в-третьих – производимой в странах СНГ, где часто действуют административные запреты на вывоз.

    На основании вышесказанного задачи коммерческих служб предприятий на сегодняшний день могут быть сформулированы следующим образом:

    -   Поиск потребителей и формирование портфеля заказов;

    -   Управление ценовой политикой предприятия посредством снижения себестоимости производимой продукции через повышение качества материально-технического обеспечения;

    -   Выявление тенденции изменения спроса на продукцию предприятия;

    -   Активное участие в разработке новых товаров предприятия на основе изучения рынка, активное формирование производственных планов.

    Все проблемы в сфере коммерческо-посреднической деятельности связанны со сложностями, связанными с проводимыми в стране реформами. Идет изменение структуры выпускаемой продукции не имеющей сбыт, более рентабельную. Однако, следует отметить, что основной формой снабжения и сбыта осталась ориентация на традиционные связи, где главную роль сыграли горизонтальные связи по поставкам продукции, подкрепленные деловыми контактами, информационными отношениями руководителей их «деловой этикой».

    Однако, многие предприятия были вынуждены «свергнуть» старые хозяйственные операции, отказаться от традиционных потребителей и поставщиков. Предприятия самостоятельно пытаются найти новые рынки сбыта, новых потребителей и поставщиков. При этом некоторые из них работают и над стратегией сбыта, основываясь не только на сегодняшнем финансовом благополучии партнеров, но и учитывая перспективы на будущее, конкурентоспособность и устойчивость спроса на производимую продукцию, наладить собственную сеть реализации производимой продукции – фирменные магазины, маркетинговые центры.

    В условиях сужения внутреннего рынка активизировался сбыт продукции в дальнее и ближнее зарубежье. Решающим значением в современной ситуации для предприятий является надежность, прочная репутация, платеже способность партнера. Есть определенный опыт плодотворного сотрудничества государственных предприятий, не имеющих опыта работы на рынке, передают организацию снабжения и сбыта коммерческими структурами, в том числе создаваемые с их участием. Более того, имеются примеры, когда предприятия переориентируют свой сбыт на частный сектор, проводя в том числе, переструктуризацию своего производства.

    Проводимые социологические исследования показывают, что многие российские производители используют свои средства, не только для того, чтобы обеспечит собственное выживание, но и для того, чтобы выручить партнеров за счет предоставления денежных или товарных кредитов на уровне предприятия. Исследование отмечает, что уровень концентрации промышленного производства в национальном масштабе не высок, т.е. 20% отраслей России имеют олигополистическую структуру, но эти отрасли охватывают лишь 1% общего количества промышленных предприятий и в этих отраслях работают менее 2% общего числа занятых в промышленности.

    Кроме того, самым обидным является то, что иногда преподаватели не читают работы своих студентов, на которые (во всяком случая я) тратят очень много времени, пытаясь как можно лучше выполнить поставленную самим преподавателем задачу.

    Представление о жизненной взаимозависимости предприятий едва ли основаны на знании реальной структуры рынка, так как мало вероятно, что необходимые производственные ресурсы выпускаются на одном-двух предприятиях и для отлаженной системы распределения продукции предприятия, очевидно, следует найти новых партнеров. Но для переориентации предприятия на рыночные отношения необходимо сделать их расставание с традиционными поставщиками и потребителями не очень дорогими, что удовлетворяет вложение государственных средств в развитие рыночной инфраструктуры (информационная база, банковская система, материальная база распределительной системы, правовая основа).

    Рассматривая существующее состояние коммерческо-посреднической деятельности на предприятии следует отметить возрастающую роль сбытовых функций в коммерческой деятельности, что при невмешательстве государственных структур в данную сферу производственной деятельности предполагает разработку стратегию сбыта свое продукции на предприятии с учетом своих хозяйственно-производственных интересов.


         1.3. Посредничество, как основной механизм экономического партнерства


    Посредники  всегда занимали важное место в современных экономических теориях, поскольку их деятельность представляет интерес с точки зрения анализа финансирования экономики. Но именно эволюция микроэкономического анализа предприятия открыла перспективы формирования свода теоретических положений экономического посредничества.

    Чтобы определить, как посредничество может быть реализовано в финансовом партнерстве, необходимо расширить понимание основных аспектов теории экономического посредничества.

    Методологически обращение нашего внимания к данной теории обусловлено ее «стратегическими» аспектами. Анализ различных источников показал, что влияние экономического посредничества на экономику предприятия обсуждается достаточно широко. Например, R. Levin[4] доказал, что финансовое посредничество положительно связано с экономическим ростом предприятия. Кроме того, некоторые исследования подтверждают гипотезу о том, что уровень экономического посредничества определяет темпы роста экономики фирм[5].

    В отечественной литературе теория экономического посредничества находит отражение в работах И. Алешина, Г. Виноградова, И. Меркурьева, О. Николаевой, В. Палия, А. Шеремета, Т. Шишковой и др. авторов. В них показана  роль финансовых посредников в процессе перераспределения ресурсов в экономике; дается характеристика институтов (в основном, банков)[6], которые могут решать наиболее актуальные проблемы российской экономики (прежде всего, привлечение инвестиций) и обеспечивать стабилизацию и переход к экономическому росту.

    Однако, современные российские экономисты, выявляя отдельные стороны предназначения посредников, не дают пока возможности представить целостную систему сущностных моментов участия посредников в рыночных отношениях в их иерархической соподчиненности и соотносительности[7]

    Поэтому мы большее внимание уделим тем аспектам теории экономического посредничества, которые наиболее широко разработаны в зарубежной литературе, где более подробно, на наш взгляд, рассмотрен ее предмет: функции, цели и механизмы работы финансовых посредников.

    Идея эффективного распределения ресурсов в экономике на основе преодоления неопределенности результата инвестирования, снижения риска вложений и увеличения числа альтернативных видов финансовых активов была заложена А. Пигу (рассматривал кредитную систему как посредника между потенциальными и реальными инвесторами, принимающую на себя инвестиционные риски и обеспечивающую рациональное распределение капитала и, как следствие, экономический рост) и развита в работах Р. Голдсмита, Дж. Герли, Е. Шоу, У. Зилбера, Х. Патрика, Б. Фридмана, Й. Шумпетера.

    Й. Шумпетер[8] считает, что главная функция экономического посредника – стимулирование предпринимательской деятельности и платежеспособного спроса. Автор предложил концепцию инновационного финансирования, согласно которой кредит обеспечивает появление новаций - стимула экономического роста. Существенное отличие от предыдущих теорий состояло также в том, что, по мнению Й. Шумпетера, кредитная система не перераспределяет, а создает деньги.

    А. Гершенкрон[9] обосновывает вывод: чем более отсталая экономика и чем позже начинается реформирование, тем важнее политика стимулирования предложения через посреднические институты.

    Определенный интерес для обоснования выбранной нами позиции вызывают и другие подходы различных авторов в развитии рассматриваемой теории. Например, Дж. Герли и Е. Шоу сформулировали идею о параллельности роста доходов и накопления активов: по мере роста доходов, по мнению авторов, растет склонность к косвенным инвестициям. У. Зилбер представил данную идею в теории «финансовых инноваций», а также рассматривал проблему снижения рисков инвестирования в условиях неопределенности посредством распределения их между агентами. В работах Х. Патрика акцент был несколько смещен: в качестве главной функции экономического посредника им названо эффективное размещение инвестиций в экономике. Б. Фридман добавил к теории экономического посредничества темы диверсификации рисков по видам активов, страхования непредвиденных рисков и их распределение между агентами. Новым был также анализ экономии на масштабах операций и выгод от специализации экономического посредника[10].

    В целом исследования, посвященные финансовому посредничеству, опираются на две модели: неоклассическую теорию фирмы и портфельную теорию.

    Согласно портфельной теории, сформулированной Марковицем и продолженной Шарпом, компания, как инвестор, который с учетом допустимого уровня риска стремится осуществить такую комбинацию активов, чтобы обеспечить максимальную прибыль при условии соблюдения предписаний о коэффициенте ликвидности.

    Что касается неоклассической теории, называемой стандартной микроэкономической теорией, то она рассматривает стоящую перед предприятием задачу максимизации прибыли на основе оптимальной эффективности своей деятельности. Учитывая трудности выявления факторов предпринимательской практики, многочисленные исследования предпочитают определять и измерять затраты на основе издержек или модели коммерческой фирмы[11].

    Новое направление финансовой теории предопределило включение в сферу экономического посредничества теоретический анализ трансакционных издержек и информации.

    Теория трансакционных издержек, основная задача которой объяснить, кто - фирма или рынок - обеспечивает наилучшую экономическую координацию, дает ответ на этот вопрос именно в зависимости от трансакционных издержек, то есть затрат, связанных с реализацией сделки, например затрат на доступ к информации о цене и качестве продуктов, на составление контрактов и контроль за их исполнением. Три элемента определяют эти трансакционные издержки: специфический характер активов, являющихся предметом сделки (под этой специфичностью следует понимать степень готовности актива к альтернативному использованию); неопределенность, в условиях которой появляются соучастники сделки (в основном в связи с оппортунистическим поведением); регулярность заключения сделок.

     Исходя из этого, фирмы обеспечивают эффективную координацию действий, освобождая индивидуумы от трансакционных издержек. Напротив, в случае традиционных активов, определенности и нерегулярности сделок координация действий через рынок обходится дешевле. Таким образом, трансакционные издержки реально стимулируют создание предприятий в целях освобождения индивидуумов от этих затрат.

    Кроме того, экономические посредники  выполняют еще одну важную функцию: собирают, распространяют и используют при принятии решений предприятиями информацию об участниках финансовых рынков. Это делает рынки более прозрачными, а значит совершенными и конкурентными. 

    Расходы на приобретение информации постоянно снижаются благодаря технологическим изменениям в ее обработке и распространении. Создание банков данных, новые статистические методы обработки информации, объединение сетей посредством Интернет - все эти факторы способствуют снижению затрат на доступ к информации. Кроме того, прозрачность информации стала обязательной нормой для участников экономической деятельности, и компании посредством ее распространения создают на основе этой прозрачности фундамент политики коммуникаций.

    Она важна, поскольку не последнее место в рассматриваемой теории занимает проблема агентских отношений. Предприятие является экономической единицей, включающей несколько структурных элементов, выполняющих различные функции: владельцы (или акционеры), руководители, кредиторы, персонал, клиенты… Предприятие должно обеспечивать координацию действий этих разных участников, интересы которых различаются, порождая порой конфликтные ситуации.

    В этих условиях установление агентских отношений между различными группами, даже если это связано с затратами, позволяет достичь согласованности действий. Теория агентских отношений, развитая М. Йенсеном и В. Меклингом  и кратко изложенная Б. Кориа и О. Вайнштейном занимает одно из основных позиций в теории фирмы, которая также имеет непосредственное отношение к предмету нашего исследования.

    Оценивая различные подходы к финансовому посредничеству, можно, на наш взгляд, согласится с точкой зрения Н. Аршади и Г. Карелс, которые выделяют недепозитное финансовое посредничество (страховые компании; пенсионные фонды; инвестиционные фонды открытого типа; инвестиционные банки и финансовые компании) и депозитное посредничество: внебалансовые счета, передача кредитором ссуды третьим лицам, страхование, номинальная стоимость активов.

    Нас, конечно, интересует второй аспект, поскольку, для маркетинга в финансовом аспекте принципиальным является одно из основных «правил» теории экономического посредничества - максимизации прибыли, которое выходит на проблему активов фирмы. Центральная же проблема управления активами связана с балансом предприятия (как велики все активы; каким должен быть состав этих активов, пассивов и собственного капитала и т.п.): «поиск оптимального соотношения между прибылью, риском и ликвидностью представляет собой главную проблему управления активами»[12].

    Поэтому сущность экономического посредничества сквозь призму нашего исследования можно сформулировать следующим образом: маркетинг в финансовом аспекте - это субъект, специализирующиеся на сборе и использовании (управлении) финансовой информации и его нужно рассматривать, исходя именно из этой специализации, и не обязательно оглядываться на традиционную концепцию экономического посредничества в сфере привлечения и перераспределения капиталов. В результате «информационной» специализации появляются и другие функции, например, которые предусматривают управление рисками.

    Поскольку новые технологии обработки и передачи информации приводят к появлению новых видов деятельности и программных продуктов, постольку возрастает роль маркетинга в финансовом аспекте для ее сбора и использования.















    ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО              

    ПОСРЕДНИЧЕСТВА

    2.1. Маркетинг в финансовом аспекте, как элемент коммерческого            посредничества


    Опираясь на указанные теоретические положения, развивая и обобщая их, нами было предложено участвующим в исследовании экспертам (финансовым сотрудникам 200 интернет-сайтов составить своеобразный рейтинг предпочтений по принятию решений в сфере финансового управления, т.е. по указанным в табл. 1 видам операций определить, что действительно является приемлемым и необходимым для повышения эффективности маркетинга в финансовом аспекте в сфере малого интернет-бизнеса.


         Таблица 1. – Результаты оценки экспертами возможности использования

    в малом интернет-бизнесе операций маркетинга в финансовом аспекте


    Операции маркетинга в финансовом аспекте

    Выбор

    приемлемости

    управление денежными средствами


    формирование плановых графиков


    контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности 


    планирование доходной части бюджета

    планирование затрат


    анализ доходности


    анализ бюджета


    анализ и прогнозирование состояния предприятия


    ведение аналитического учета


    оценка инвестиционных проектов


    перераспределения ресурсов


    стимулирование финансовой деятельности и платежеспособного спроса

     

    параллельность роста доходов и накопления активов


    диверсификации рисков по видам активов


    управление затратами


    оптимальность соотношения между прибылью, риском и ликвидностью


    управление рисками

    43%


    6%


    4%


    7%

    39%


    9%


    36%


    8%


    34%


    29%


    5%


    8%


    2%


    4%


    27%


    2%


    25%


    Выявленный рейтинг предпочтений[13] позволяет осуществить построение следующей схемы (рис. 1)  участия маркетинга в финансовом аспекте (механизма, как комплекса эффективных решений в сфере финансового управления) как посредника в субъектных отношениях предприятия малого интернет-бизнеса - в качестве их саморегулятора.

    По нашему мнению, рассматривая роль посредников в качестве саморегулятора, следует выделить три сущностных момента: во-первых, содействие равновесию рыночной активности фирмы и ее финансового состояния, соотношению спроса и предложения и установлению равновесных цен; во-вторых, повышение ликвидности товаров (услуг) и финансовых возможностей, в-третьих, участие в перераспределении риска.

    С учетом данных факторов, а также рассмотренных выше особенностей малого интернет-бизнеса можно, на наш взгляд, в структуру посредничества маркетинга в финансовом аспекте включить следующий комплекс решений, направленных на эффективное экономическое партнерство.

    Таким образом, мы выходим за пределы традиционного понимания маркетинга в финансовом аспекте, и останавливаемся на выявлении основных специализированных аспектах его деятельности, которые, в первую очередь обеспечивают конкурентные преимущества, определяют финансовую стратегию фирмы.





     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 1. Схема механизма экономического посредничества в системе малого интернет-бизнеса


    Стратегический анализ и планирование деятельности предприятий малого интернет-бизнеса должен занимать все большее место в практике деятельности фирмы и ее маркетинга в финансовом аспекте, и в этой сфере деятельности методология финансового депозитного посредничества может быть отнесена, на наш взгляд к основному предназначению маркетинга в финансовом аспекте в малом интернет-бизнесе.



    2.2. Рекомендации по совершенствованию экономического посредничества


    По нашему мнению, экономике малого интернет-бизнеса требуется инфраструктура (в деятельностном аспекте) - система взаимосвязанных специализированных отношений, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, различных активов, работы персонала.

    В связи с этим представляется полезным высказать ряд рекомендаций по осуществлению указанных на рис. 1. аналитико-управленческих операций.

    1. Управление денежными средствами.

    С помощью компьютерной программы финансовому сотруднику (аналитику) целесообразно в первую очередь вести платежный календарь (график поступления средств и платежей фирмы). При осуществлении финансовых операций денежные средства, в зависимости от их назначения или происхождения, всегда «привязываются» к конкретным моментам или периодам времени. Платежный календарь позволяет соотнести их с центрами финансовой ответственности. Ценность платежного календаря как инструмента управления денежными потоками фирмы заключается в установлении связи между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежным сумм.

    При автоматизации управления денежными потоками финансовый аналитик сможет автоматизировать такие участки управления денежными потоками, как планирование бюджета движения денежных средств (осуществляется по статьям движения денежных средств и центрам финансовой ответственности с учетом прогнозируемых изменений и целей организации на плановый период);  формирование и ведение платежного календаря (формируется в разрезе статей движения денежных средств по центрам финансовой ответственности и учета денежных средств).

    Появится также возможность сравнения оперативных планов с бюджетом движения денежных средств. Аналитик сможет осуществлять мониторинг отклонений от плана: отклонения выявляются по центрам финансовой ответственности (подразделениям, фирмам), статьям движения денежных средств и другим показателям.

    2. Планирование затрат.

    С целью планирования затрат с использованием компьютерной программы финансовому аналитику можно порекомендовать следующую последовательность работ.

    - Фиксируются и заносятся в программу Заказы потребителей на продукцию; их основе формируют отдельные заказы по каждому договору с потребителем.

    - Проверяются заказы на обеспеченность производственными мощностями и формируется  план производства  и производственные программы цехов.

    - Разрабатываются и заносятся в компьютерную программу  нормы расхода материалов и нормы времени на их изготовление.

    - Проводится расчет потребностей производства в материальных ресурсах и формирует заказ производства на сырье и материалы.

    - Проводится расчет потребностей производства в трудовых ресурсах, планируется численность рабочих и фонд заработной платы.

    - Программа формирует на основе договоров с поставщиками плановые цены на сырье и материалы, проводит расчет прямых материальных и трудовых затрат на выпуск продукции.

    - Формируются сметы расходов, рассчитывается плановая себестоимость услуг вспомогательного производства, полуфабрикатов и готовой продукции.

    - Осуществляется учет фактических затрат производства и калькулирует фактическую себестоимость.

    - Аналитик рассчитывает нормативную себестоимость фактического выпуска продукции, выполняет анализ фактических затрат (сравнительный план-фактный анализ и анализ отклонений, расчет рентабельности и других экономических показателей).



    3. Анализ бюджета.

    С помощью бухгалтерской программы финансовый аналитик может планировать, анализировать и контролировать бюджеты. Анализ бюджетов с применением средств автоматизации рекомендуется осуществлять следующим образом. В первую очередь необходимо организовать электронную финансовую модели фирмы в виде взаимосвязанных бюджетов, позволяющую не только планировать потоки средств по каждому центру финансовой ответственности и сравнивать их с фактическими данными, но и анализировать влияние текущих и будущих изменений показателей на финансовое состояние компании.

    Финансовая модель фирмы, подготовленная на этапе постановки бюджетирования, должна быть в точном соответствии перенесена в компьютерную программу.  Большая часть данных, необходимых для целей бюджетного управления, извлекается из систем автоматизации бухгалтерского, оперативного учета. С целью повышения достоверности информации и минимизации работы по вводу данных используемая при автоматизации бюджетирования система должна иметь функционал для трансляции данных бухгалтерского и оперативного учета.

    4. Ведение аналитического учета.

    Ведение аналитического учета с помощью компьютерной программы должно осуществляться ежедневно. Для этого финансовый аналитик должен осуществить вод итоговых сумм первичных документов и отчетов. При этом компьютерная программа обеспечит:

    -   ведение информации и получение итогов по счетам, субсчетам и объектам аналитического учета;

    -   учет в денежном и натуральном выражениях;

    -   контроль вводимой информации;

    -   получение основных итогов в реальном времени (сразу после ввода информации);

    -   быстрый поиск информации;

    -   формирование отчетов за любой период;

    -   возможность настройки произвольных первичных документов и форм отчетности.

    Возможности  программы позволят автоматически рассчитывать итоги по дебету и кредиту счетов и субсчетов  как за месяц, так и за квартал, полугодие, девять месяцев, год.  Аналитик получит возможность сформировать формы отчетности: сводные проводки, шахматные ведомости, оборотно-сальдовая ведомость, главная книга, журнал-ордер и ведомость по счету, анализ счета и др.

    5. Оценка инвестиционных проектов

    Принимая решение об инвестировании средств в тот или иной проект, необходимо оценить его экономическую эффективность. Для этого разрабатываются программы инвестиционного анализа, моделирующие развитие проекта. Финансовому аналитику можно порекомендовать следующий порядок работы с программой. Сначала вводится исходный набор параметров, характеризующих проект: информация о производственной программе, маркетинговый план, схема финансирования проекта и т. д. Результаты отражаются в трех главных финансовых отчетах: отчете о прибылях и убытках, бухгалтерском балансе и отчете о движении денежных средств.

    Затем аналитик, работающий с программой, оценивает результаты и вводит исходные данные для новых расчетов. Например, есть два варианта получения оборудования - приобретение его на кредитные средства или использова- ние лизинговой схемы. Каждый из этих вариантов с помощью программы рассчитывается отдельно, после чего выбирается наиболее эффективный.

    Использование программы позволит аналитику разработать детальный финансовый план и оценить потребность в денежных средствах в будущем; определить схему финансирования инвестиционного проекта; оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников финансирования; разработать план производства и развития предприятия; определить эффективную стратегию маркетинга и рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; рассчитать и проанализировать различные сценарии развития проекта, варьируя значения факторов, способных повлиять на финансовые результаты; контролировать процесс реализации инвестиционного проекта.

    6. Управление затратами.

    Для эффективной организации процесса управления затратами с помощью компьютерной программы финансовому аналитику можно порекомендовать следующий порядок действий:

    - Из системы производственного планирования поступает подготовленная производственная программа по цехам и извещения об изменениях норм, корректирующие нормативную информацию управления затратами.

    - Производится расчет нормативного расхода материалов на плановый выпуск продукции цехами; выполняется расчет нормативной трудоемкости производства.

    - На основе данных бухгалтерской системы производится формирование проекта плановых цен на материалы.

    - С использованием плановых цен выполняется расчет прямых материальных затрат с использованием расценок работ - расчет фонда основной заработной платы; дополнительная заработная плата и отчисления рассчитываются в установленном проценте от фонда.

    - Параллельно с основным производством аналогичным образом рассчитывается себестоимость услуг вспомогательных производств; далее стоимость услуг распределяется по цехам пропорционально объемам потребляемых услуг.

    - Из системы управления финансами поступают сметы расходов подразделений; общезаводские расходы распределяются по цехам согласно установленному проценту.

    - Производятся результирующие распределения накладных расходов по видам продукции, а также формирование плановых калькуляций и прочей отчетности.

    - В течение расчетного периода в системе производится учет фактического выпуска продукции основным производством, на его основе рассчитывается нормативный расход материалов; кроме того, ведется учет случаев ненормативного расхода (например, брак и исправление брака).

    - В бухгалтерской системе ведется учет движения материалов - отпуска в производство, нормативного и ненормативного расходов, результатов инвентаризации незавершенного производства, выпуска готовой продукции.

    - Одновременно в системе управления персоналом, трудом и заработной платой фиксируется фактическая выработка рабочих; далее она пополняется суммами дополнительной заработной платы и удержаниями, после чего итоговые данные по шифрам затрат передаются в бухгалтерскую систему.

    - В бухгалтерской системе параллельно с этими процессами фиксируются фактические накладные расходы; далее они распределяются на счета основного производства пропорционально установленным базам.

    - По завершении расчетного периода формируются необходимая бухгалтерская отчетность и формы анализа затрат (план-факт)

    7. Управление рисками.

    Финансовому аналитику  можно порекомендовать следующую последовательность работ с программой по управлению рисками:

    - описание контекста;

    - определение рисков;

    - оценка угроз и возможного ущерба;

    - выработка управляющих воздействий и разработка плана восстановления и действий в чрезвычайных ситуациях.

    На этапе описания контекста описывается модель взаимодействия организации с внешним миром в нескольких аспектах: стратегическом, организационном, бизнесцели, управление рисками, критерии. Стратегический аспект описывает сильные и слабые стороны организации с внешних позиций, варианты развития, классы угроз и отношения с партнерами. Организационный контекст описывает отношения внутри организации: стратегию, цели на организационном уровне, внутреннюю политику. Контекст управления рисками описывает концепцию информационной безопасности. Контекст бизнесцелей - основные бизнесцели. Критерии оценки - критерии оценки, используемые при управлении рисками.

    Затем задается матрица рисков на основе некоторого шаблона. Риски оцениваются по качественной шкале и разделяются на приемлемые и неприемлемые. Затем выбираются управляющие воздействия (контрмеры) с учетом зафиксированной ранее системы критериев, эффективности контрмер и их стоимости. Стоимость и эффективность также оцениваются в качественных шкалах.

    Аналитик формирует список угроз, которые определенным образом классифицируются, затем описывается связь между рисками и угрозами. Описание также делается на качественном уровне и позволяет зафиксировать их взаимосвязи.

    На следующем этапе производится описание потерь. Описываются события (последствия), связанные с нарушением режима информационной безопасности. Потери оцениваются в выбранной системе критериев. В заключение финансовый аналитик проводит анализ результатов.

    Таким образом, определяя посредничество, как основной механизм экономического партнерства, мы имеет в виду то, что финансовое посредничество:

    - призвано обеспечить эффективное аккумулирование временно свободных средств предприятия и на этой основе экономически целесообразное использование на ресурсы как кратко- и среднесрочного, так и долгосрочного характера; 

    - способно продуцировать необходимое многообразие финансовых инструментов;

    - реализовать принцип максимизации результатов и минимизации затрат.

    Безусловно, характер посредничества маркетинга в финансовом аспекте в собственной фирме принципиально иной, чем в традиционном понимании рассматриваемой теории. Его роль особая - установление эффективных взаимоотношений между «внутренними» субъектами бизнеса, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации.

    Поэтому сущность посредничества маркетинга в финансовом аспекте можно трактовать как согласование интересов корпоративных отношений.

    Нами посредничество маркетинга в финансовом аспекте рассматриваются, как институт, стоящий между финансовым органом (сотрудником) и другими подразделениями фирмы.

    Таким образом, финансовому посредничеству мы отводим важную функцию обеспечения механизм корпоративного перераспределения денежного капитала.

    Представляется, что основными задачами, которые формируют стратегии, направленные на увеличение прибыли посредством экономического партнерства маркетинга в финансовом аспекте и малого интернет-бизнеса могут быть:

    -   выявление интересов и потребностей, лежащих в основе требований субъектов партнерства;

    -   определение сфер взаимных интересов;

    -   совместное принятие решений, удовлетворяющих эти интересы и потребности.

    Учитывая мнение финансовых сотрудников 200 сайтов малого интернет-бизнеса (опрос проводился по указанной выше выборке), можно сказать, что основная функция экономического посредничества заключается в обеспечении предприятию, осуществляемому деятельность посредством Интернета, механизма перераспределения денежного капитала. К числу других функций экономического посредничества опрошенные нами респонденты отнесли:

    - согласование финансовых интересов по целям и срокам; 

    - учет по степени риска, доходности, ликвидности;

    - диверсифицирование финансовых ресурсов;

    - сбор для принятия решений информации об участниках финансовых рынков.

    Следует учитывать и то, что посредничество возможно, когда определены общие функции инфраструктурных элементов. К ним, по нашему мнению, можно отнести:

    - облегчение участникам рассматриваемых отношений реализацию своих интересов;

    - повышение оперативности и эффективности работы субъектов экономики предприятия.

    - аккумуляция денежных средств и их последующее размещение, оказание посреднических услуг при заключении сделок, упорядочение использования финансов в процессе торговли (реализации услуг), улаживание финансовых споров, сбор информации о внешней среде малого интернет-бизнеса и др.

    Для того, чтобы подтвердить данные выводы, мы опросили финансовых сотрудников из нашей выборки, предложив им соотнести выполнение указанных нами функций (действий) маркетинга в финансовом аспекте (с тем или иным допуском) с удовлетворенностью финансовым состоянием предприятия (фирмы). (Данный критерий использовался ввиду того, что в современных условиях достаточно трудно достоверно определить фактическое финансовое состояние того или иного предприятия малого интернет-бизнеса (многие скрывают свои характеристики).

    Таблица 2. – Соотношение финансового состояния предприятий

    с выполнением функций маркетинга в финансовом аспекте



    Сайты


    Всего

    Выполняют функции экономического посредничества

    Удовлетворены финансовым состоянием

    Занимающиеся созданием мультмедийных средств

    22

    5 (23%)

    7 (32%)

    Ведущие электронную торговлю различными товарами

    146

    19 (13%)

    36 (25%)

    Осуществляющие страховую деятельность

    12

    7 (58%)

    10 (83%)

    Осуществляющие образовательную деятельность

    20

    2 (10%)

    12 (60%)

    Всего

    200

    33 (16,5%)

    65 (32,5%)

    Результаты ответов (табл. 2) показали, что лишь 16,5% предприятий малого интернет-бизнеса выполняют те или иные функции экономического посредничества (в нашем понимании), что составляет примерно половину тех, кто удовлетворен финансовым состоянием фирмы. Или – из 83,5% фирм не задействующих маркетинг в финансовом аспекте в рассматриваемом аспекте 67,5% не удовлетворенных финансовым состоянием своих предприятий. Рассчитав коэффициент корреляции (р>0,52), можно сказать, что только по показателю «удовлетворенность финансовым состоянием» использование посредничество маркетинга в финансовом аспекте и малым интернет-бизнесом более чем на половину определяет финансовое состояние фирм.

              На основе теоретического осмысления рассмотренной проблемы и результатам проведенного опроса можно с высокой степенью достоверности определить, что предложенный выше комплекс аналитико-управленческих решений, определенный нами как посредничество, может рассматриваться в качестве основного механизма экономического партнерства.















    Заключение


    В заключение проведенного исследования сформулируем ряд обобщающих выводов.

    К посредническим операциям и сделкам относится деятельность организации, выступающей в роли комиссионера, поверенного или агента соответственно в договоре комиссии, поручения или агентском договоре. Отношения сторон по указанным договорам регулируются главами 49 “Поручение”, 51 “Комиссия”, 52 “Агентирование” Гражданского кодекса РФ. Из положений ГК РФ следует, что предметом посреднических договоров могут являться как приобретение и реализация товаров, так и оказание услуг, а также совершение других юридических действий посредником по поручению другого лица. Посреднические операции являются возмездными, т.е. предполагают получение посредником платы за свои действия в рамках договора.

    Посредническими принято называть сделки, юридическим предметом которых является оказание посреднических услуг. В частности, к ним относятся договоры коммерческого представительства, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом и других. 

    В предпринимательской деятельности повсеместно встречаются ситуации, когда производитель товара или услуг, а также авторы и правообладатели интеллектуальной собственности сталкиваются с тем, что продвижение на рынок их товара оказывается не таким простым занятием, как казалось, и покупатели не выстраиваются в очередь. Кроме того, проведение мероприятий по организации сбыта зачастую связано с такими трудозатратами и требует таких налаженных коммерческих связей, специальной квалификации и опыта, что впору создавать для этого новый бизнес.

    Любое реально действующее предприятие, как и человек, не только занимается непосредственно производством и продажам и, но и приобретением разнообразного имущества, а также может выпускать ценные бумаги, судиться с конкурентами и потребителями, участвовать в выставках и т.п. В связи с этим возникает необходимость решать проблемы, которые напрямую не связаны с непосредственной профессиональной ориентацией предприятия.

    Активное развитие коммерческого посредничества обусловлено рядом факторов. Привлечение посредников неизмеримо расширяет зоны торговой деятельности коммерсантов, позволяет им проникать на такие рынки, где они сами не могут рассчитывать на успех из-за неизвестности в данном регионе либо незнакомства с особенностями торговли в нем. Если коммерсантом выдано 10 доверенностей разным лицам на ведение торговой деятельности, это означает, что 10 субъектов в различных точках будут осуществлять такую же деятельность, что и сам коммерсант, умножая его доходы.

              Развитие посредничества в сфере товарного обращения является объективным процессом, отражающим углубление общественного разделения труда. Использование посредников дает производителям и оптовым торговым организациям значительную экономию трудовых и материальных ресурсов, позволяет ускорить совершение торговых операций и улучшить их качество, поскольку посредник обладает более высоким профессионализмом в своей области.















    Литература


    1. Берездивин В.В. Управленческий учет в инвестиционном банке//Аудит и финансовый анализ, 2000. - № 2.

    2. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе//Истоки: Экономика в контексте истории и культуры. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

    3. Москвитин В.Н., Матвеев Ю.В. Финансовое посредничество в рыночной инфраструктуре// Вестник Самарской экономической академии, 2001. - № 1.

    4. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2007.

    5. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М., 2006.

    6. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория, методология, практика. – М., 2004.

    1. Сильви де Куссерг. Новые подходы к теории экономического посредничества и банковская стратегия //Вестник ФА, 2001. - Выпуск 1.
    2. Шумпетер Й. История экономического анализа. – М.: Экономическая школа, 2000.
    3. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ.- «Сирин», 2001.

    10. King R.G., Levine, R. Finance, Entrepreneurship  and  Growth. Theory  and  evidence//Journal  of  Monetary Economics, 2001.

    11. Levine R. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda//Journal of Economic Literature, 2000.






    [1] Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 6.

    [2] Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М., 2006. – С. 3.

     

    [3] Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ.- «Сирин», 2001.- 308с.


    [4] Levine R. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda//Journal of Economic Literature, 2000.

    [5] King R.G., Levine, R. Finance, Entrepreneurship  and  Growth. Theory  and  evidence//Journal  of  Monetary Economics, 2001.

    [6] Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория, методология, практика. – М., 2004.

    [7] Москвитин В.Н., Матвеев Ю.В. Финансовое посредничество в рыночной инфраструктуре// Вестник Самарской экономической академии, 2001. - № 1. - С. 17-26.

    [8] Шумпетер Й. История экономического анализа. – М.: Экономическая школа, 2000.

    [9] Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе//Истоки: Экономика в контексте истории и культуры. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С.420-447.

    [10] Берездивин В.В. Управленческий учет в инвестиционном банке//Аудит и финансовый анализ, 2000. - № 2.

    [11] Сильви де Куссерг. Новые подходы к теории экономического посредничества и банковская стратегия //Вестник ФА, 2001. - Выпуск 1 (17).

    [12] Сильви де Куссерг. Новые подходы к теории экономического посредничества и банковская стратегия //Вестник ФА, 2001. - Выпуск 1.

    [13] Возможность использования в малом интернет-бизнесе операций финансового менеджмента определялось по тем позициям, которые у экспертов  имеют вес более 20%.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Коммерческое посредничество на рынке товаров и услуг ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.