Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конкуренция в банковской сфере

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Конкуренция в банковской сфере
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3

    Глава 1. Общая характеристика банковской конкуренции. 6

    1.1. Анализ специфики деятельности коммерческих банков. 6

    1.2. Система целей и функций деятельности коммерческого банка в условиях конкуренции  9

    1.3. Понятие и отличительные черты банковской конкуренции. 11

    Глава 2. Анализ банковской конкуренции. 13

    2.1. Современные тенденции и формы развития банковской конкуренции. 13

    2.2. Анализ специфики банковского рынка. 16

    2.3. Текущее состояние банковского сектора. 20

    Глава 3. Текущее состояние и основные аспекты развития банковской конкуренции  32

    3.1. Основные аспекты развития системы обеспечения конкуренции в банковской сфере  32

    3.2. Современное состояние банковской конкурентной среды.. 36

    Заключение. 39

    Список использованных источников. 40


    Введение


    История древних веков не оставила достаточно полных сведений о том когда возникли банки. Существуют 2 точки зрения на вопрос о возникновении банков.

    Согласно одной из позиций, первые банки возникли в условиях мануфактурной стадии производства и появились прежде всего в отдельных итальянских городах (Генуя, Венеция) в XIV - XV веках. Банк возникает не в связи с развитием товарно-денежных отношений, а в силу необходимости в учреждениях, регулирующих денежное обращение и производящих в широких масштабах кредитные операции. Банк появляется на такой стадии развития кредита, когда без его помощи невозможно стало функционирование товарного производства. Банк - явление товарного хозяйства.

    По мнению других ученых, банки существовали в античном и феодальном хозяйстве как посредники в осуществлении платежей. Еще 2300 лет до н.э. у холдеев были торговые компании, которые наряду с выполнением своих непосредственных функций выдавали также ссуды. Упоминания о первых обособленных кредитных операциях относятся к VI в. до н.э. В Древнем Вавилоне практиковалась вкладная операция: прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции в IV в. до н.э. практиковались и в Греции.

    Само слово «банк» также не дает каких-либо реальных оснований для подкрепления той или иной позиции. Слово «банк» происходит от итальянского «banco», означающее «стол». Эти «банко-столы» устанавливались на торговых площадях для осуществления обмена монет в условиях отсутствие единообразной монетной системы. Данная операция отражает товарный обмен, в ней не присутствуют элементы кредитной системы, определяющей понимание банка в современном смысле этого слова.

    Современный коммерческий банк является сложным социально-экономическим объектом, поэтому его следует рассматривать в качестве системы. Как система коммерческий банк имеет следующие черты:

    - открытость, т.е. система, осуществляющая двусторонний обмен с внешней средой информацией, финансовыми и трудовыми ресурсами;

    - самоуправляемость;

    - организованность, т.е. внутренняя упорядоченность и структуризация (распределение функций между отдельными подразделениями);

    - социальность, т.е. система, состоящая из людей, являющаяся элементом существующего общества.

    Для банковской сферы характерна высокая степень развития отношений конкуренции (от латинского «concure»  «бежать к цели»).

    Конкуренция как экономическое явление представляет сбой экономический процесс соперничества, борьбы продавцов и поставщиков при реализации продукции, соперничества между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства и реализации. Поскольку субъектами конкуренции являются продавцы и покупатели, различают конкуренцию среди продавцов и среди покупателей. Конкуренцию также принято разделять на ценовую, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

    Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства.

    Текущее кризисное состояние как мировой, так и отечественной экономики весьма активно сказывается на конкуренции во всех сферах деятельности, в том числе и банковской. Это и определяет повышенный интерес к проведению исследования состояния конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.

    Итак, целью данного исследования является разработка комплексного и теоретически обоснованного подхода к конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.

    Данной цели достигнем путем последовательного решения следующих задач:

    - дадим общую характеристику банковской конкуренции  ;

    - проанализируем специфику деятельности коммерческих банков;

    - определим систему целей и функций деятельности коммерческого банка в условиях конкуренции;

    - определим понятие и отличительные черты банковской конкуренции;

    - охарактеризуем современные тенденции и формы развития банковской конкуренции;

    - проведем анализ специфики банковского рынка;

    - охарактеризуем текущее состояние банковского сектора          ;

    - определим основные аспекты развития системы обеспечения конкуренции в банковской сфере;

    - охарактеризуем современное состояние банковской конкурентной среды.

    Объектом данного исследования является конкуренция, которую можно наблюдать в банковском секторе Российской Федерации.

     Отметим, что методологическую основу исследования составят такие методы, как диалектический, метод структурного анализа, логический, сравнительный, исторический, хронологический, статистический, социологический, метод системного анализа, экономические методы.  

    Укажем, что данная работа выполнена на 41 листе, состоит из 3 глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. В процессе написания данной работы было использовано 21 источник научно-методической литературы.

     

    1 Общая характеристика банковской конкуренции

    1.1 Анализ специфики деятельности коммерческих банков


    Под коммерческим банком принято понимать организацию, созданную в целях привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях срочности, платности и возвратности [5].

    В качестве основного назначения коммерческих банков можно назвать посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Однако стоит отметить, что данную функцию выполняют и иные  финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов (см. рис. 1):



    Рисунок 1. Существенные признаки банка


    Отметим, что основная масса коммерческих банков осуществляет свою деятельность в отношении: частных лиц, корпоративных клиентов, элементов малого и среднего бизнеса, финансовых институтов.

    В связи с таким делением основных субъектов взаимоотношений с банком можно разграничить комплекс финансовых и банковских услуг, представляемых выделенным структурам.

    Так, частным клиентам банки могут предложить такие услуги, как: вклады, автокредит, ипотека, пластиковые карты, открытие счета, банковские сейфы, Интернет-Банк, переводы с открытием счета, переводы без открытия счета, памятные монеты, обмен валюты, депозитарные услуги, доверительное управление и др.

    Корпоративным клиентам банки предлагают: кредитные продукты, лизинговые продукты, торговое финансирование, расчетно-кассовое обслуживание, казначейские продукты.

    В данный момент большинство коммерческих банков рассматривают работу с предприятиями малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений деятельности, стремятся находить оптимальные и взаимовыгодные варианты сотрудничества, предоставлять клиентам профессиональные и качественные банковские услуги.

    Средним, малым предприятиям и частным предпринимателям банки сейчас готовы предложить условия кредитования, максимально учитывающие финансовые возможности и специфику их бизнеса.

    Универсальную конструктивную модель деятельности коммерческого банка можно представить следующим образом (см. рис. 2):

    Рисунок 2. Конструктивная модель системной деятельности коммерческого банка

    Современный коммерческий банк является сложным социально-экономическим объектом, поэтому его следует рассматривать в качестве системы. Как система коммерческий банк имеет следующие черты:

    - открытость, т.е. система, осуществляющая двусторонний обмен с внешней средой информацией, финансовыми и трудовыми ресурсами;

    - самоуправляемость;

    - организованность, т.е. внутренняя упорядоченность и структуризация (распределение функций между отдельными подразделениями);

    - социальность, т.е. система, состоящая из людей, являющаяся элементом существующего общества [20].

    В указанных признаках коммерческого банка, его деятельности проявляется двойственная социально-экономическая природа данного института. С одной стороны банк является самостоятельным коммерческим предприятием, которое, как и любое другое предприятие, ориентировано на получении прибыли. С другой стороны, коммерческий банк является ключевым элементом кредитной системы общества, выполняющего важнейшие социально-экономические функции, т.е. является социальным институтом. Эти две стороны коммерческого банка определяют систему принципов, целей и функций коммерческого банка.

    Основными принципами деятельности коммерческого банка являются:

    - самостоятельный выбор своих клиентов, вкладчиков и заемщиков;

    - свободное распоряжение собственными и привлеченными ресурсами и доходами в рамках установленных законодательством;

    - кредитование заемщиков в пределах фактически располагаемых банком ресурсов;

    - ответственность за результаты своей деятельности перед клиентами и собственниками;

    - самостоятельное определение условий совершения банковских операций;

    - стремление к получению прибыли;

    - уклонение от риска;

    - предпочтение более ликвидных операций менее ликвидным;

    - соблюдение законодательных норм и правил деятельности коммерческого банка [21].

    1.2 Система целей и функций деятельности коммерческого банка в условиях конкуренции


    Система целей коммерческого банка и как любого другого института определяется частными целями его участников. Применительно к коммерческому банку его участниками являются: собственники, управление, служащие банка, вкладчики, заемщики и другие клиенты, государство в лице Центрального Банка.

    Поэтому цели коммерческого банка, составляющие в совокупности систему, в приводимом примере разбиты по группам интересов, характерных для тех или иных участников банка. Система целей коммерческого банка с позиций двойственности сущности коммерческого банка представлена на рисунке 3.

     

    Рисунок 3. Система целей коммерческого банка

     

    Наряду с целями, функции коммерческого банка также определяются его двойственной природой. Главная функция коммерческого банка - содействие движению финансовых ресурсов в экономике. Эта функция имеет два основных аспекта:

    - если деньги выступают в качестве средства обращения и платежа, то банк, выполняя роль института денежной системы, способствует организации платежей и денежного обращения в обществе;

    - если деньги выступают в качестве товара (ссудный капитал), то банк, являясь институтом кредитной системы, аккумулирует временно свободные денежные средства одних экономических субъектов и ссужает их другим [14].

    В обоих случаях банк выступает в качестве посредника в движении финансовых ресурсов (в первом случае от плательщика к получателю платежа, во втором, от кредитора к заемщику), поэтому в экономической литературе коммерческие банки рассматриваются в качестве финансовых посредников. Именно с этих позиций определяется понятие банка.

    Итак, коммерческие банки - кредитные организации, которые для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, осуществляют в совокупности следующие операции:

    - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

    - их размещение от своего имени и за свой счет;

    - открытие и ведение банковских счетов.

    Основная цель деятельности коммерческого банка – хозяйственное ведение, с целью извлечения прибыли и в качестве дополнительных видов деятельности коммерческие банки могут осуществлять агентские, трастовые, информационные услуги.

    Существуют следующие виды коммерческих банков: филиальные и без филиалов, банки-развития (финансируют отдельные целевые программы), универсальные (осуществляют многие виды банковских операций), специализированные (один вид банковских операций) банки.

    Коммерческий банк обладает следующими признаками:

    - является коммерческим юридическим лицом;

    - создается в форме хозяйствующего общества;

    - осуществляет кредитные операции;

    - действует на основании лицензии ЦБ РФ;

    - обладает специальной компетенцией, т.е. извлекает прибыль путем осуществления банковских операций [10].

    Отметим, что на сегодняшний день эффективного управления ресурсами и операционной деятельностью банка недостаточно для его стабильного развития и конкурентного преимущества. Необходим переход на новый уровень - уровень развития и постоянного совершенствования. Четкая стратегия, регламентированность и адаптивность бизнес-процессов, продуманная оргструктура и эффективная взаимосвязанная система менеджмента банка в целом - таковы главные факторы, которые позволят банку удержать лидирующие позиции на рынке в ближайшие годы.

    1.3 Понятие и отличительные черты банковской конкуренции


    Для банковской сферы характерна высокая степень развития отношений конкуренции (от латинского «concure»  «бежать к цели»).

    Конкуренция как экономическое явление представляет сбой экономический процесс соперничества, борьбы продавцов и поставщиков при реализации продукции, соперничества между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства и реализации. Поскольку субъектами конкуренции являются продавцы и покупатели, различают конкуренцию среди продавцов и среди покупателей. Конкуренцию также принято разделять на ценовую, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

    Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства.

    Конкуренция имеет свои отличительные признаки:

    1.  наличие рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);

    2.  наличие большего или меньшего наличия продавцов (покупателей), соревнующихся между собой использующих различные рыночные инструменты.

    Стоит отметить, что в банковской сфере также существует конкуренция.

    Банковская конкуренция это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

    Она имеет целый ряд специфических черт, отличающих ее от конкуренции в других секторах рынка.

    Особенности банковской конкуренции состоят в следующем:

    - банковская конкуренция отличается развитостью форм и высокой интенсивностью;

    - конкурентами коммерческих банков выступают многие другие категории конкурентов. С универсальными банками конкурируют специализированные банки (сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки, обслуживающие предприятия малого и среднего бизнеса, клиринговые, инновационные банки), небанковские кредитные организации, нефинансовые организации (кредитные союзы, ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, клиринговые палаты, финансовые брокеры, инвестиционные компании, пенсионные фонды, почта, торговые дома);

    - конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, на других  как покупатели;

    - внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта и услуг;

    - банковские продукты и услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных «внешних» (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется преимущественно посредством перелива капитала;

    - в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих отраслей, что ведет к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере;

    - ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта, услуги рекламы;

    - банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики различных кредитных организаций;

    - наряду с индивидуальной может иметь место групповая банковская конкуренция [6].



    2 Анализ банковской конкуренции

    2.1 Современные тенденции и формы развития банковской конкуренции


    Состояние банковской конкуренции в современных условиях российского рынка характеризуется следующими тенденциями:

    1. Резкое усиление конкурентной борьбы между различными участниками рынка.

    2. Ориентация на сохранение и расширение клиентской базы.

    3. Ориентация банков на расширенное обслуживание физических лиц с учетом индивидуального подхода.

    4. Повышение качества услуг и их привлекательности для клиентов.

    5. Усиление неценовой конкуренции на фоне гибкого, эластичного и мобильного применения процентных ставок и платы за услуги.

    6. Расширение сети и экспансия региональной политики (в том числе в СНГ).

    7. Привлечение консалтинга по управлению денежными ресурсами клиентуры.

    8. Внедрение современных технических средств и банковских технологий.

    9. Совершенствование системы управления персоналом и повышение требований к квалификации кадров.  

    10. Усиление конкурентной борьбы с небанковскими учреждениями и нефинансовыми организациями.

    11. Стремление к снижению стоимости услуг и увеличению денежных поступлений, включая комиссии за услуги.

    12. Ориентация на улучшение имиджа кредитного учреждения.

    13. Внедрение систем управления конкурентоспособностью банковских продуктов.

    14. Ориентация на управление и совершенствование расчетов, осуществляя списание и зачисление денег в течение одного дня.

    15. Активное стремление крупных российских банков проникнуть на рынки промышленно развитых стран, получить доступ к более дешевым денежным ресурсам [11].

    Усиление банковской конкуренции и повышение требований клиентов к банковским услугам приводят к тому, что все большее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают маркетинговые стратегии, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе.

    В банковской конкурентной стратегии важно учитывать формы конкуренции внутриотраслевую и межотраслевую. Каждая из них характеризуется своими методами. На современном российском банковском рынке присутствует внутриотраслевая конкуренция и ее основные формы: предметная и видовая, хотя и с определенными оговорками.

    Предметная банковская конкуренция возможна, как правило, при предоставлении массовых, однородных, стандартизированных услуг. Это характерно, например, для различных вкладов населения. Как правило (но не обязательно), в этих случаях используется ценовая конкуренция – различные проценты по однотипным вкладам в разных банках. Вместе с тем одинаковая процентная ставка может быть дополнена другими, бесплатными услугами, например, перечисление с банковского вклада платы за коммунальные услуги.

    Поскольку далеко не все услуги являются массовыми, стандартизированными, многие из них направлены на учет интересов конкретного клиента.

    В качестве примера приведем кредитование определенной фирмы, которое оформляется индивидуальным, особым кредитным договором. В таких случаях имеет место видовая конкуренция, сочетающая ценовые и неценовые ее методы. Более того, по мере совершенствования и развития банковской сферы, ее услуги (и продукты) могут утрачивать черты однородности особенно в глазах клиентов банка в связи с формированием различных черт репутации банка. Естественно, при прочих равных условиях вкладчик (клиент) пойдет в тот банк, который ему представляется более солидным, рейтинг которого выше [18].

    Внутриотраслевая конкуренция на современном российском банковском рынке существует преимущественно в форме видовой конкуренции. С позиций банковского маркетинга это должно означать, что разработка нового ассортимента банковских продуктов и услуг (в рамках существующего вида) еще не обеспечивает конкурентного преимущества, если она не подкреплена мерами по формированию потребительских предпочтений.

    В экономической науке обосновано, что межотраслевая конкуренция осуществляется посредством перелива капиталов и функциональной конкуренции (конкуренции субститутами). Межотраслевая конкуренция в банковской сфере, как правило, имеет место между банками, интересы которых ранее не пересекались.

    Для банковского дела в целом и для условий современной России преобладающим видом межотраслевой конкуренции является перелив капитала. Это осуществляется при попытках банков завоевать себе место в новых отраслях и при проникновении новичков на традиционные банковские рынки.

    Рассмотрим отдельные аспекты ценовой и неценовой конкуренции. Обычно ценовую конкуренцию делят на открытую и скрытую. С точки зрения конкуренции в среде производства при открытой ценовой конкуренции идет широкое оповещение о снижении цены. При скрытой конкуренции при выпуске товара с существенно улучшенными качественными характеристиками его цена поднимается, но непропорционально мало.

    Особенностью ценовой конкуренции в банковской сфере является отсутствие четкой взаимосвязи потребительской стоимости банковского товара и его стоимости (цены). Поэтому граница между скрытой и открытой конкуренцией размыта, условна, а рамки маневра с процентными ставками, комиссионными, тарифами на услуги и т.п. весьма подвижны. Кроме того, постоянные клиенты банка могут воздействовать на цену банковского товара в сторону ее снижения.

    Ценовая конкуренция всегда имеет определенные пределы, которые суживают ее (конкуренции) возможности. К ним в первую очередь, относятся различные формы государственного воздействия в виде прямого ограничения (размеры минимальных и максимальных ставок, фиксированных ставок по льготным государственным кредитам и т.п.) и косвенного регулирования, прежде всего, в виде мер денежно-кредитной политики, ставок рефинансирования и т.п.

    Ограниченность ценовой конкуренции определяется и тем обстоятельством, что существуют пределы цен на банковские товары, ниже которых банк не получает прибыль. Многие современные западные банки заключают союзы типа картелей, стремятся не конкурировать в области цен на банковские товары, держать круговую оборону [12].

    Для российских коммерческих банков в современных условиях также характерна тенденция в сторону неценовой конкуренции, что также необходимо учитывать в банковском маркетинге.

    2.2 Анализ специфики банковского рынка


    Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это сложное образование, имеющее широкие границы и состоящее из многих элементов, т.е. различные банковские рынки.

    Современные коммерческие банки функционируют как рынки продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах, в каждом из них банковская конкуренция приобретает специфические черты.

    1.  Рынок средств производства и производственных услуг.

    На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (расчётное обслуживание, ведение счетов, управление финансами субъектов хозяйствования, кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).

    2.  Рынок предметов потребления и потребительских услуг.

    Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на покупку товаров в кредит в магазинах), но иногда и как покупатели (организация приёмов в рамках работ с общественностью).

    3.  Рынок труда.

    Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.

    4.  Рынок интеллектуально – информационного продукта.

     На нем банки могут действовать как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).

    5.  Рынок недвижимости.

    Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники, реже – как отдельные покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офисов) или продавцы (реализация залога по невозвращенному ипотечному кредиту).

    6.  Финансовые рынки.

    В этой сфере банки являются одним из главных действующих лиц. Конкуренция на финансовом рынке осуществляется по следующим направлениям.

    На рынке ссудных капиталов, с одной стороны, банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков, с другой – выступают как продавцы при выдаче ссуд.

    На рынке ценных бумаг, выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативе банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг и играют попеременно роль то продавца, то покупателя [14].

    На рынке валюты и драгоценных металлов роль банков аналогична их роли на рынке ценных бумаг.

    Таким образом, мы видим, что сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.

    На банковскую конкуренцию влияет ряд объективных обстоятельств:

    - Либерализация государственного регулирования банковской деятельности.

    - Универсализация банковской деятельности.

    - Расширение региональной сферы деятельности кредитных организаций.

    - Проникновение на банковский рынок небанков, иных кредитных организаций.

    - Возрастание значения неценовой конкуренции.

    - Глобализация банковской конкуренции.

    - Усиление интенсивности банковской конкуренции как результат [8].

    Таким образом, в банковской конкуренции соперничают коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

    Сферой деятельности современных коммерческих банков являются практически все рыночные сектора. Следовательно, и сфера банковской конкуренции весьма обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.

    На финансовом рынке банки конкурируют с небанковским структурами и это соперничество можно разделить на три уровня (см. рис. 4).


    Рисунок 4. Уровни банковской конкуренции


    1.   Основной уровень  - конкуренция между коммерческими банками (универсальными и специализированными).

    Раньше между универсальными и специализированными банками существовало значительное различие, которое объяснялось тем, что для ряда операций были введены законодательные ограничения. Например, такого рода ограничения были введены в Великобритании в начале 30ых годов как реакция на огромное число банковских крахов в период 19291933 годов. Прибыли банков от отдельных специализированных операций были настолько велики, что деятельность в других сферах была для них просто не обязательной. С усилением конкуренции все больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности, т.к. «банковский супермаркет» в условиях рынка лучше адаптируется к колебаниям рыночной конъюнктуры, а значит и более конкурентоспособен.

    2.   Второй уровень  конкуренция банков с небанковскими кредитно-финансовыми институтами (страховыми компаниями, пенсионными и инвестиционными фондами, финансовыми брокерами и др.).

    3. Третий уровень конкуренция банков с нефинансовыми структурами (торговыми домами, почтами, автопромышленными предприятиями и др.).

    Кроме этих трех уровней можно выделить еще два подуровня:

    4. Индивидуальная конкуренция, где конкурентами являются отдельные кредитные институты;

    5. Групповая конкуренция, когда образуются конкурентные группы из родственных кредитных институтов [17].

    Исследование конкурентной среды на банковских рынках в рамках анализа среды маркетинга необходимо направлять на тщательное изучение основных конкурентов, разрабатывая информационные системы для их анализа.

    Анализ конкурентов позволяет:

    - выработать стратегию нейтрализации их сильных сторон;

    - сконцентрировать усилия на тех услугах, которые имеют устойчивые позиции;

    - выделить наиболее перспективных клиентов;

    - формировать положительную мотивацию у потенциальных клиентов к приобретению услуг банка;

    - усилить уверенность после точного определения сильных и слабых сторон предоставляемых банком услуг.

    Анализ конкурентов тесно связан с анализом стратегии конкурента и оценке его стратегических возможностей.

    В соответствии с тем положением, которое банк занимает на рынке, выявляются основные конкуренты (банки и небанковские структуры), по которым и проводится исследование и анализ.

    Чаще всего на банковских рынках классифицируют конкурентов по следующим группам:

    - прямые конкуренты (традиционно входящие в число основных конкурентов): банки, имеющие высокие показатели роста и оказывающие (или могущие оказать) существенное влияние на основную деятельность;

    - новые банки, в основном, иностранные или банки, расширяющие географическую сферу деятельности;

    - потенциальные «новички» - новые небанковские конкуренты.

    Для анализа степени влияния конкурентов на банковских рынках необходима информация о конкурентах:

    1. Количественная информация:

    - наименование и организационно-правовая форма (акционерный, паевой), специализация, основные учредители или пайщики, первые лица банка;

    - величина уставного капитала (валютный и рублевый части) и его динамика;

    - лицензированные виды деятельности банка;

    - состояние филиальной сети;

    - номенклатура основных видов продуктов и услуг (включая качество и цены);

    - подробная организационная структура банка;

    - наличие банков-корреспондентов;

    - наиболее крупные клиенты банка;

    - данные об основных служащих, численности всего персонала, системы оплаты и стимулирования труда.

    2. Качественная информация:

    - имидж конкурента на рынке;

    - качество обслуживания;

    - приверженность клиентов;

    - рекламная стратегия;

    - информация об операционной системе банка;

    - стратегия развития конкурента.

    Объем информации о каждом конкуренте на том или ином банковском рынке может отличаться как по числу количественных показателей, так и по качественным характеристикам [12].

    Имея информацию о конкурентах, целесообразно проводить сравнительный анализ собственной деятельности банка по отношению к конкурентам. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности как собственно банка, так и у конкурентов.

    2.3 Текущее состояние банковского сектора


    Современную структуру банковского сектора экономики России можно представить двумя уровнями. При этом критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации (см. рис. 5).



    Рисунок 5. Структура банковского сектора экономики Российской Федерации


    Стоит отметить, что текущее кризисное состояние всей экономики весьма отрицательно отражается и на банковском секторе. Так, можно говорить о снижение основных показателей деятельности кредитных организаций за последние годы.

    На основании статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации приведем сводные данные о структуре и отдельных показателях деятельности кредитных организаций (см. табл. 1).


    Таблица 1.

    Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций (на начало года)


     Показатель

    2005

    2006

    2007

    2008

    2009

    Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций – всего

    1299

    1253

    1189

    1136

     1108

     в том числе:






    имеющих лицензии (разрешения), предоставляющие право на:






     привлечение вкладов населения

    1165

    1045

    921

    906

    886

     осуществление операций в
     иностранной валюте

    839

    827

    803

    754

     736

     генеральные лицензии

    311

    301

    287

    300

    298

     проведение операций с
     драгметаллами

    182

    184

    192

    199

     203


    Продолжение таблицы 1


    Число кредитных организаций c иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций


    131

    136

    153

    202

     221

    Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации – всего

    3238

    3295

    3281

    3455

     3470

    из них:






     Сбербанка России

    1011

    1009

    859

    809

    775

    Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн.руб.

    380,5

    444,4

    566,5

    731,7

     881,4

    Депозиты, кредиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства, млрд.рублей - всего

    3501,9

    5152,3

    7738,4

    11569,0

    14573,4

    Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, млрд.рублей – всего

    4373,1

    6212,0

    9218,2

    13923,8

    19362,5



    Также на основании официально опубликованных статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации отразим динамику финансовых результатов деятельности кредитных организаций (см. табл. 2).

    Таблица 2.

    Финансовые результаты деятельности кредитных организаций (на начало года)

     Показатели

    2005

    2006

    2007

    2008

    2009

    Объем прибыли (+) / убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн.руб.

    177943

    262097

    371548

    507975

    409186

    Объем прибыли по прибыльным кредитным организациям, млн.руб.

    178494

    269953

    372382

    508882

     446936


    Продолжение таблицы 2


    Удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов

    98,3

    98,9

    98,5

    99,0

     94,9

    Объем убытков (-) по убыточным кредитных организаций, млн.руб.

    551

    7855

    834

    907

     37750

    Удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов

    1,7

    1,1

    1,5

    1,0

     5,1




    Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора. Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Для наглядного отражения динамики по вкладам как физических, так и юридических лиц, на основании статистических данных Федеральной службы государственной статистики, выстроим следующие диаграммы:

    - структура вкладов, привлеченных кредитными организациями (см. рис. 6);

    - структура вкладов физических лиц в рублях по срокам привлечения (см. рис. 7);

    -  структура вкладов физических лиц в иностранной валюте по срокам привлечения (см. рис. 8).

     

    Рисунок 6. Структура вкладов, привлеченных кредитными организациями


    Рисунок 7. Структура вкладов физических лиц в рублях по срокам привлечения


    Рисунок 8. Структура вкладов физических лиц в иностранной валюте по срокам привлечения

    Обеспеченные кредиты Банка России можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения: кредиты, обеспеченные рыночными активами (ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России) и кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций.

    Проследим динамику объемов предоставленных кредитным организациям внутридневных кредитов (см. рис. 9) и средневзвешанных ставок по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, а также самой ставки рефинансирования Банка России (см. рис. 10).

     

    Рисунок 9. Динамика объемов предоставленных кредитным организациям внутридневных кредитов и процентной ставки MIACR


    Рисунок 10. Средневзвешанные ставки по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, и ставка рефинансирования Банка России


    Итак, укажем, что темпы роста банковской системы несколько замедлились, но остались на уровне, сопоставимым со значениями предыдущих лет. В среднем за месяц активы российских банков росли на 2,7% против 3,1% за 2009 г, а капитал - 3,0% против 3,9% соответственно. Это позволило к началу текущего года довести объем активов банковской системы до 28 трлн руб. (более 950 млрд долл. США), а капитал - до 3,8 трлн руб. (около 130 млрд долл. США). По темпам роста банковская система продолжала заметно опережать основные отрасли российской экономики: за год отношение активов банков к ВВП возросло с 62 до 68%, а капитала - с 8,2 до 9,2%. Совокупная прибыль российских банков по российским стандартам превысила 400 млрд руб., что лишь на 20% ниже предыдущего года.

    Основным видом операций банковской системы остается кредитование: объем кредитов, предоставленных банками нефинансовому сектору, превысил 18 трлн руб. Кредиты юридическим и физическим лицам росли достаточно гармонично: за год доля кредитов предприятиям в активах банков увеличилась с 45 до 48%, кредитов населению - с 15 до 17%, при этом объем розничных кредитов населению превысил 4 трлн руб.

    К концу года произошло резкое замедление темпов роста кредитов, выдаваемых на покупку жилья: за IV квартал прирост портфеля ипотечных кредитов составил лишь 11% от годового. Однако за счет успешной первой половины года удалось обеспечить прирост жилищных кредитов на 58%, и к концу года они приблизились к 1,2 трлн руб. (более 40 млрд долл. США).

    Во второй половине года произошло значительное замедление темпов роста депозитов населения, годовой темп роста которых составил лишь 14%. Доля срочных депозитов физических лиц в банковских пассивах за год снизилась более чем на 3 п.п. (с 20,7 до 17,3%), причем основное падение пришлось на последние месяцы года. Основными причинами замедления динамики банковских депозитов стали рост недоверия населения к финансовой системе вследствие кризисных ожиданий и падение доходов населения, вследствие чего уменьшились его сберегательные возможности.

    По итогам года, несмотря на то что в IV квартале прирост розничных кредитов был практически нулевым, банковская система выдала населению более 1 трлн руб. в виде кредитов, а привлекла лишь немногим более 700 млрд руб. в виде депозитов. В условиях ограниченных возможностей привлечения других видов ресурсов, а также необходимости погашения ранее взятых кредитов дальнейшее превращение населения в чистого заемщика банковской системы может привести к увеличению системных рисков. В силу этого ожидается стабилизации прироста розничного кредитования на уровне, не превышающем прирост срочных депозитов физических лиц.

    В этих условиях государство взяло на себя поддержку российской банковской системы. За IV квартал объем государственных средств в пассивах банков увеличился в 3 раза и к концу года превысил 3,6 трлн руб. (13% совокупных банковских пассивов). Кризисные явления способствовали укреплению тенденции роста роли банков, контролируемых государством и нерезидентами, в институциональной структуре российской банковской системы. По доле в активах государственные банки практически сравнялись с российскими частными банками: она составила 40% для государственных и 42% - для российских частных банков соответственно. Доля в активах банков, принадлежащих нерезидентам, приблизилась к 19%.



    3 Текущее состояние и основные аспекты развития банковской конкуренции

    3.1 Основные аспекты развития системы обеспечения конкуренции в банковской сфере


    Пришло время активнее ставить проблему создания эффективной системы правовых гарантий антимонопольного регулирования и конкуренции, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов всех участников рынка банковских услуг, и даже шире – услуг в денежно-кредитной сфере. При этом во главу угла, конечно же, должны быть поставлены интересы потребителей. К сожалению, нынешнее антимонопольное законодательство не отличается направленностью на защиту интересов потребителей банковских услуг. Более того, анализ федерального антимонопольного, да и банковского законодательства вызывает ощущение, что соответствующее правовое регулирование осуществляется только ради самих предпринимателей в денежно-кредитной сфере либо соответствующих органов государства. В этой связи представляется крайне важным и справедливым реально обеспечить приоритет прав и законных интересов потребителей банковских услуг (а не кредитных организаций или регулирующих органов).

    Кредитные организации, будучи организациями коммерческими, извлекающими прибыль от оказания банковских услуг, не могут оставаться вне сферы государственного воздействия, нацеленного на создание эффективной конкурентной среды в банковской системе. Более того, как следует из ст. 32 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле [4].

    Наиболее общие основы обеспечения конкуренции в банковской сфере урегулированы в федеральном банковском законодательстве, в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в подзаконных нормативных актах уполномоченных государственных органов.

    Объектом защиты применительно к банковской системе являются, в первую очередь общественные конкурентные отношения, возникающие на рынке банковских услуг и иных финансовых услуг, оказываемых кредитными организациями.

    Характерно, что формального определения термина «банковская услуга» в федеральном законе не содержится. Действующее законодательство ограничивается определением понятия «финансовая услуга», под которым понимается - деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.

    Защита конкуренции на рынке финансовых услуг осуществляется путем целенаправленного воздействия органов государства на организации, участвующие в получении прибыли на вышеупомянутом рынке. Такие организации объединены общим термином «финансовая организация».

    Одним из основополагающих критериев защиты конкуренции на рынках финансовых услуг, и банковских услуг, как ее разновидности являются критерии, позволяющие определить доминирующее положение кредитной организации на банковском рынке.

    Доминирующее положение финансовой организации – это объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.

    Таким образом, действующая кредитная организация может быть признана доминирующей на банковском рынке при условии, если она соответствует следующим признакам:

    - оказывает банковские услуги самостоятельно или совместно с другими финансовыми организациями;

    - объем оказываемых услуг позволяет кредитной организации или нескольким кредитным организациям дает возможность оказывать решающее влияние на условия предоставления на рынке в реальности, в определенном месте и в определенное время [15].

    В связи с этим, доминирующее положение финансовой организации определяется в границах рынка предоставления финансовой организацией финансовых услуг независимо от ее места нахождения, определенного в учредительных документах;

    - объем оказываемых кредитной организацией услуг затрудняет доступ на банковский рынок другим кредитным организациям.

    Необходимо заметить, что само по себе доминирующее положение одной или нескольких кредитных организаций на банковском рынке не является противозаконным.

    Но признание организации доминирующей на рынке влечет для нее определенные ограничения. Например, кредитным организациям, занимающим доминирующее положение на рынке банковских услуг, запрещены действия определенного рода, а именно действия затрудняющие доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

    Доминирующее положение организации на рынке определяется не произвольно, а в соответствии с определенными правилами, закрепленными в законодательстве. Это связано с тем, что в нормальных экономических условиях защите подлежат не только интересы потребителей услуг, интересы кредитных организаций, не имеющих устойчивого положения на рынке банковских услуг, но и должны обеспечиваться интересы крупных, доминирующих на рынке организаций.

    Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется исходя из объективных признаков, характеризующих результаты ее деятельности. В федеральном законодательстве в качестве таких объективных критериев упоминается отношение суммы оборота финансовой организации по определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка финансовых услуг [16].

    Еще одним направлением деятельности по защите конкуренции является установленные государством запретительные нормы в отношении любых действий направленных на ограничение конкуренции на рынке банковских услуг. При этом под конкуренцией на рынке банковских и иных финансовых услуг понимается состязательность между кредитными организациями и иными финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

    Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации.

    Упомянутые последствия могу быть выражены в форме:

    - распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;

    - некорректного сравнения финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;

    - получения, использования и разглашения информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Несомненное влияние на состояние конкуренции на банковском рынке оказывает такое явление как концентрация капитала на банковском рынке, под которым понимается слияние, присоединение кредитных организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) кредитной организации. В связи с этим, вполне очевидны причины закрепления в федеральном законодательстве такого направления защиты конкуренции на финансовых рынках как государственный контроль за концентрацией капитала на рынке [7].

    Вышеприведенные и иные присущие рынку банковских услуг недостатки антимонопольного регулирования, конечно же, должны быть учтены при совершенствовании действующего федерального законодательства. Кроме того, особенности защиты конкуренции на рынке банковских услуг вполне могли бы быть урегулированы в самостоятельном разделе уже действующего Федерального закона «О защите конкуренции».

    3.2 Современное состояние банковской конкурентной среды


    Итак, основу нашего исследования текущей конкурентной ситуации в банковском секторе составит медиарайтер, подготовленный компанией «Медиалогия» и отражающий отношение потребителей банковских услуг в Российской Федерации к определенным кредитно-финансовым организациям.

    Сразу отметим, что индекс информационного благоприятствования (ИИБ) отражает не только количественное, но и качественное присутствие компании/бренда в информационном поле. ИИБ зависит от влиятельности СМИ, заметности сообщения, яркости упоминания объекта, цитирования, конфликтности, характера упоминания в СМИ и других параметров.

    Методика:

    1. В рейтинге участвовали банки, работающие на территории РФ.

    2. Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «Медиалогия», которая включает на данный момент 4 098 наиболее влиятельных российских и зарубежных источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ и блоги.

    3. Всего проанализировано 35 390 сообщений.

    4. Данные для рейтинга рассчитаны 15 февраля 2010.

    Представим результаты проведенного исследования (см. табл. 3):

     


    Таблица 3. Рейтинг российских банков

    Место в рейтинге

    Переме-щение в рейтинге по сравнению с декабрем 2009 года

    Банк

    Индекс информацион-ного благоприятство-вания (ИИБ)

    1

    0

    Сбербанк России

    17 877,51

    2

    +1

    ВТБ

    7 546,23

    3

    -1

    Внешэкономбанк

    5 864,31

    4

    0

    Альфа-Банк

    3 902,48

    5

    0

    Банк Москвы

    3 007,67

    6

    0

    ВТБ 24

    2 761,26

    7

    0

    Газпромбанк

    2 160,35

    8

    +15

    Уралсиб

    1 908,74

    9

    0

    Райффайзенбанк

    1 170,89

    10

    +36

    КИТ Финанс

    1 073,55

    11

    +16

    Россельхозбанк

    901,06

    12

    -5

    Промсвязьбанк

    901,05

    13

    +1

    Возрождение

    894,07

    14

    -9

    Номос-Банк

    795,66

    15

    -13

    Траст

    696,07

    16

    new

    Балтийский инвестиционный банк

    666,77

    17

    -4

    Росбанк

    588,83

    18

    +23

    Петрокоммерц

    581,03

    19

    new

    Собинбанк

    524,09

    20

    -12

    МДМ-Банк

    489,28

    21

    +15

    Ситибанк

    483,89

    22

    +9

    Бинбанк

    468,47

    23

    -3

    ОТП банк

    467,04

    24

    +8

    Дойче Банк

    448,44

    25

    -14

    Русский Стандарт

    441,25

    26

    -11

    ЮниКредит Банк

    440,52

    27

    +9

    Национальный Резервный Банк

    427,16

    28

    +20

    Зенит

    401,55

    29

    -7

    Абсолют Банк

    347,09

    30

    -13

    ХКФ-Банк

    343,49

    31

    +9

    Банк «Россия»

    337,74

    32

    new

    Нижегородпромстройбанк

    318,19

    33

    +6

    ТрансКредитБанк

    309,01

    34

    +9

    Российский Банк Развития

    304,83

    35

    +9

    Российская финансовая корпорация

    295,78

    36

    -15

    Ренессанс Капитал

    283,59

    37

    new

    Инвестторгбанк

    281,28

    38

    -28

    Банк «Санкт-Петербург»

    261,36

    39

    -29

    Почтовый банк РФ

    259,16

    40

    -29

    Связь-Банк

    255,18

    41

    new

    Тинькофф Кредитные системы

    251,11

    42

    new

    ИБ «Открытие»

    230,32

    43

    -29

    АМТ-банк

    222,64

    44

    new

    ВТБ Северо-Запад

    219,41

    45

    new

    Ак Барс

    214,34

    46

    new

    Интеза

    196,51

    47

    -3

    Ханты-Мансийский банк

    172,03

    48

    new

    Газэнергопромбанк

    156,95

    49

    new

    Союз

    155,63

    50

    new

    Российский капитал

    143,26


     



    Заключение


    В рамках проведенного исследования нам удалось выяснить, что банковская конкуренция – это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок.

    Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах, в каждом из них банковская конкуренция приобретает специфические черты.

    Сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.

    Развитие банковского рынка в России и обострение конкуренции на нем заставляют банки осваивать новые методы менеджмента. Важнейшее место среди них занимает банковская конкурентная стратегия.

    В настоящее время в условиях усиления конкуренции и превращения банковских рынков в рынки покупателя коммерческие банки и другие институты банковского рынка строят свою конкурентную стратегию на основе концепции маркетинга, ориентируясь, прежде всего, на удовлетворение покупательских потребностей.

    Преобразование банковских рынков сбыта в рынки покупателя и ориентация на потребности клиентов привели к необходимости изменения идеологии и организации банковского управления, возникло маркетинговое управление. Отличительной чертой российских финансовых и банковских институтов в сфере маркетинга является их невысокая маркетинговая активность в силу слабой развитости рыночных отношений. Однако наблюдается тенденция усиления банковской конкуренции в российской экономике, что создает предпосылки для развития банковского маркетинга в нашей стране.

    Так, нам удалось решить ряд задач, а именно:

    -



    Список использованных источников

     

    1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О защите конкуренции» / Российская газета. -  № 162. - 27.07.2006.

    2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 15.02.2010) «О банках и банковской деятельности» / Российская газета. - № 27. - 10.02.1996.

    3. Батракова Л.Г. Экономико-статистический анализ кредитных операций коммерческого банка. – М.:  Логос, 2008. - 216 с.

    4. Белов В.А. К реформе законодательства о конкуренции. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2009. - 96 с.

    5. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2010. - 275 с.

    6. Герасимова Е.Б., Тишина Л.С., Унанян И.Р. Учет в банках. -  М.: Форум, 2009. - 336 с.

    7. Головин В.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции». – М.: Деловой двор, 2010. -  472 с.

    8. Гукасян Л.Е. Защита от недобросовестной конкуренции на финансовых рынках России. – М.: Новый век, 2010. - 200 с.

    9. Дробышевский С., Пащенко С. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. – М.: Институт экономики переходного периода (ИЭПП), 2006. - 130 с.

    10.   Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Основы организации деятельности коммерческого банка. -  М.: КноРус, 2009. - 656 с.

    11.   Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Омега-Л, 2010. -336 с.

    12.   Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О.  Маркетинговое планирование: Анализ моделей управления; Конкурентная политика; Контроль над качеством. – М.: Питер, 2006. -  352 с.

    13.   Маркова О.М. Операции сберегательных банков. – М.: Инфра-М, 2009. - 352 с.

    14.   Меркулова И.В., Лукьянова А.Ю.  Деньги, кредит, банки. – М.: КноРус, 2010. - 354 с.

    15.   Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации. – М.: Статут, 2010. - 416 с.

    16.   Рубин А.Б. Теория и практика банковской конкуренции. -  М.: Маркет ДС, 2010. - 608 с.

    17.   Сергеев Д.А. Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач. – М.: КноРус, 2008. - 464 с.

    18.   Тавасиев А.М., Ребельский Н.М. Конкуренция в банковском секторе России. -  М.: Юнити-Дана, 2007. - 304 с.

    19.   Траут Д. Репозиционирование. Бизнес в эпоху конкуренции, перемен и кризиса. – М.: Питер, 2010. -  256 с.

    20.   Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. -  М.: Юнити-Дана, 2008. - 296 с.

    21.   Юрьева Т.В., Волжанин А.В., Цин Ч. Конкурентная политика организации в условиях кризиса. – М.: Проспект, 2010. - 144 с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конкуренция в банковской сфере ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.