Содержание
Введение. 3
1. Уголовно-правовая
характеристика состава контрабанды.. 6
1.1. Предмет
контрабанды.. 6
1.2. Объект
и объективная сторона преступления. 8
1.3. Субъект
и субъективная сторона контрабанды.. 15
2. Квалификация и отграничение
контрабанды от смежных составов преступлений 19
2.1.
Квалифицированные виды контрабанды.. 19
2.2.
Отграничение контрабанды от смежных составов преступлений. 24
3. Проблемы правоприменительной
практики привлечения к
ответственности за контрабанду. 32
Заключение. 39
Список литературы.. 41
Актуальность
темы курсовой работы определяется тем, что экономическая преступность сегодня
стала основным тормозом в осуществлении реформ, реально угрожает экономической
безопасности общества и государства. Наблюдаются неблагоприятные тенденции в
динамике преступлений в сфере экономики.
Одной
из причин слабого использования правоохранительными органами уголовно-правовых
методов борьбы с контрабандой является недостаточное знание законодательства о
ней, а также сложность и противоречивость таможенного законодательства, которое
необходимо учитывать при применении бланкетной статьи о контрабанде в УК РФ.
Также
необходимо отметить, что в судебной практике возникает немало проблем при
толковании данного состава, и они будут рассмотрены в предлагаемой работе.
В теоретическом плане проблема
ответственности за контрабанду, как важная составная часть борьбы с
преступностью в целом относится к числу наиболее сложных проблем российской и
международной уголовно-правовой доктрины. В то же время она непрерывно
обнаруживает новые грани соответственно изменениям картины преступности и
концептуальных подходов в борьбе с ней. Ее существенная актуализация в
настоящее время связана не столько с экономической и уголовно-правовой реформой,
сколько с настоятельной потребностью общества в резком повышении качества
судебной и следственной практики. Неслучайно, что этой проблеме уделяется
весьма пристальное внимание как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых.
В последние годы интерес ученых к
уголовно-правовому анализу контрабанды остается высоким.
Исследованию уголовно-правовых аспектов контрабанды посвящали свои работы
такие известные российским правоведам ученые, как, например, Б.В. Волженкии,
А.А. Гравина, Ю. Ляпунов, В.И. Михайлов, Л.Ф. Рогатых, Ю.И. Сучков и многие другие.
Несмотря на явно позитивную роль
научных исследований, проведенных в этой сфере, следует признать, что отдельные
аспекты теоретического учения о контрабанде, до настоящего времени характеризуются
противоречивым толкованием и требуют не только дальнейшего, более глубокого
изучения, но и поиска новых подходов к их разрешению. В частности, на
страницах юридической печати ведется острейшая дискуссия по поводу содержания
отдельных признаков, характеризующих данный вид преступления. Не нашли
исчерпывающего решения вопросы, связанные с оценкой некоторых обстоятельств
ответственности за контрабанду. Нет единства мнений и относительно
целесообразности их введения в УК РФ.
Неоднозначность предлагаемых на
доктринальном уровне решений вряд ли способствует проведению единообразной
политики в области отправления правосудия. Судебная и следственная практика
хранит немало ярких примеров допущенных ошибок при юридической оценке состава
контрабанды.
Таким образом, нетрудно заметить, что проблема борьбы с контрабандой
представляет не только научный интерес, но и имеет огромное прикладное
значение, ибо напрямую связана с правильной квалификацией контрабанды,
индивидуализацией ответственности и назначением справедливого наказания, а
также выбором сотрудниками правоохранительных органов наиболее эффективных
направлений по уголовной ответственности за предупреждение этих преступлений.
Все это дает основание для вывода о целесообразности написания курсовой работы
на тему уголовно-правовой характеристики контрабанды.
Объект работы - общественные отношения, возникающие в сфере уголовной
ответственности за контрабанду.
Предмет работы – уголовно-правовая характеристика контрабанды.
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретических работ,
законодательства и правоприменительной практики провести комплексное
исследование уголовно-правового состава контрабанды, выявить существующие
проблемы при квалификации контрабанды.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
1)
Исследовать
уголовно-правовой состав контрабанды.
2)
Выявить
проблемы квалификации и ответственности за контрабанду.
3)
Изучить
и проанализировать материалы судебной практики в сфере ответственности за
контрабанду.
В работе использованы следующие методы научного исследования: формально-юридический
и сравнительно-правовой анализ, а также анализ практики.
Нормативно-теоретическая база
исследования состоит из действующего уголовного законодательства России. Важная
методологическая роль принадлежит действующим постановлениям и определениям
Пленума Верховных Судов Российской Федерации.
Теоретическая база работы
сформировалась в результате изучения: комментариев к законодательству, учебных
пособий авторов А.В. Наумов, Б.В. Здравомыслов и др., монографий А.И. Бойко, Ю.Г.
Кисловский, Ю.И. Сучков и др., а также публицистических материалов.
Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
К основным элементам общественного
отношения относится предмет, по поводу которого оно существует. Предмет в
статье о контрабанде — конститутивный признак. Именно по предмету различаются
части 1 и 2 ст. 188 УК РФ[1].
Учитывая характер незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов,
можно признать, что контрабанда в ряде случаев (ч. 2 ст. 188) является
посягательством на национальную и общественную безопасность, экологические,
культурные и другие интересы России[2].
Товары, являющиеся предметом
преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, а к ним относится любое
движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая,
тепловая, иные виды энергии, транспортные средства, традиционно составляют
основу торговых сделок, в том числе и в международных торговых отношениях.
В связи с этим серьезные сомнения возникают относительно определения
объекта контрабанды по ч. 2 ст. 188 УК РФ как экономических отношений, так как
предметы, перечисленные в ней — наркотические средства, психотропные,
сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые
вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или
боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового
поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при
создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены
специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации,
стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых
установлены специальные правила перемещения через таможенную границу
Российской Федерации,— изъяты из гражданского оборота полностью или частично,
что, в свою очередь, предполагает наличие специальных правил их оборота, в том
числе и при перемещении через таможенную границу России. Такие правила
преследуют цель поставить оборот этой группы предметов под жесткий контроль со
стороны государства для обеспечения общественного порядка, общественной
безопасности и здоровья населения, культурных и национальных интересов. Как
правило, торговые сделки с данной группой предметов осуществляются от имени
либо по поручению государства. Например, перемещение наркотических средств
через таможенную границу РФ допускается только в целях использования их в медицинской
промышленности. Поэтому при несоблюдении правил их провоза через таможенную
границу нарушаются, прежде всего, отношения в области общественной
безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения и т. д.
Предмет преступления,
предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, имеет уголовно-правовое значение. В нашем
случае предмет общественного отношения в силу своей социальной природы
определяет содержание самого общественного отношения.
Предмет ч. 2 ст. 188 УК РФ
составляют: 1) наркотические средства; 2) психотропные вещества; 3)
сильнодействующие вещества; 4) ядовитые вещества; 5) отравляющие вещества; 6)
радиоактивные вещества; 7) взрывчатые вещества; 8) вооружение; 9) взрывные
устройства; 10) огнестрельное оружие; 11) боеприпасы; 12) оружие массового
поражения (ядерное, химическое, биологическое и другое); 13) материалы и оборудование,
которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в
отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную
границу РФ; 14) стратегически важные сырьевые товары и 15) культурные
ценности. В отношении двух последних установлены специальные правила
перемещения через таможенную границу РФ, что определяет их относимость к
предмету контрабанды. Этот перечень является исчерпывающим.
Социальная роль перечисленных в ч. 2
ст. 188 УК РФ предметов и веществ обусловлена тем, что в силу своих свойств все
они источники повышенной опасности, за исключением культурных ценностей,
являющихся национальным достоянием. Использование их полезных качеств в
интересах общества гарантировано лишь при наличии контроля за их оборотом со
стороны государства. Это позволяет утверждать, что совершение преступления с
использованием исследуемых предметов, в том числе и при их незаконном
перемещении через границу, является посягательством на общественную
безопасность, общественный порядок, национальное достояние народа и здоровье
населения, а не на отношения в сфере экономической деятельности. Анализ
международных и национальных нормативных актов свидетельствует, что в
отношении данной группы предметов международный обмен разрешен лишь в силу
необходимости обеспечения интересов человечества.
Вопрос об объекте контрабанды, как
родовом, так и непосредственном, в юридической литературе является дискуссионным[3].
В значительной степени это объясняется тем, что, во-первых, в законе
отсутствует прямое указание на виды общественных отношении, выступающих в
качестве объекта контрабанды, и, во-вторых, контрабанда, как и многие другие
преступления, может причинить вред одновременно нескольким видам общественных
отношений, охраняемых уголовным законом (например, незаконный ввоз
наркотических, сильнодействующих, ядовитых и т. п. веществ посягает на
установленный порядок их перемещения через таможенную границ) РФ и здоровье
населения).
При определении родового объекта
контрабанды традиционно исходят из того, в каком разделе Особенной части
Уголовного кодекса находится исследуемая норма. Статья о контрабанде помещена
законодателем в главу 22 "Преступления в сфере экономической
деятельности", которая, в свою очередь, является составной частью восьмого
раздела УК РФ "Преступления в сфере экономики".
Авторы учебного пособия "Новое
уголовное право России" определяют родовой объект преступлений в сфере
экономики как "охраняемую государством систему общественных отношений,
складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на
развитие рыночной экономики"[4].
И.А. Допашенко пишет: "...родовой объект преступлений, осуществляемых в
сфере экономической деятельности,— общественные отношения в сфере реализации
принципов осуществления этой деятельности[5].
В. И. Михайлов и А. В. Федоров приходят к выводу, что "родовым объектом
контрабанды является совокупность общественных отношений, обеспечивающих
нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации"[6].
В ряде учебных изданий по уголовному праву России можно обнаружить схожие
определения данного понятия[7].
Таким образом, можно проследить общее
мнение относительно определения родового объекта преступлений в сфере
экономики: что это общественные отношения по поводу осуществления
экономической деятельности.
При решении вопроса о видовом объекте
учитывается многосторонний характер экономической деятельности. В частности,
Н. А. Лопашенко считает, что "экономическая деятельность — деятельность в
сфере производства по созданию общественного продукта, направленная на
жизнеобеспечение общества и государства. Разумеется, что далеко не все аспекты
экономической деятельности могут выступать в качестве объектов
уголовно-правовой охраны..."[8].
Б.В. Волженкин пишет: "Определяющими для установления уголовно-правовых
запретов в сфере экономики явились положения ст. 8 Конституции РФ, согласно
которой в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности, а также ст. 34, говорящей о праве
каждого на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и
о запрете экономической деятельности, направленной на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию"[9].
Авторы работы "Преступления в сфере экономической деятельности и против
интересов службы в коммерческих и иных организациях" указывают, что
"видовым объектом преступлений главы 22 УК РФ являются охраняемые законом общественные
отношения в сфере экономической деятельности"[10].
В. И. Михайлов и А. В. Федоров определяют видовой объект как общественные
отношения в сфере государственного регулирования экономической деятельности.
Таможенная политика, а также средства
ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров и транспортных средств, таможенного оформления, взимания
таможенных платежей, таможенный контроль осуществляются в соответствии с
Конституцией России (ст. 71) в целях обеспечения единого экономического пространства
внутри государства и экономической интеграции на международном рынке. Другими
словами, деятельность государства в области таможенного дела направлена на
организацию части экономической деятельности путем установления порядка и
условий ввоза и вывоза товаров с одной таможенной территории на другую. При
совершении преступлений, посягающих на порядок и условия перемещения товаров,
нарушаются те общественные отношения, которые связаны с организацией
экономической деятельности.
Приведенные выше доводы позволяют
определить, что если видовой объект контрабанды составляют общественные отношения
в сфере организации экономической деятельности, то ее непосредственным объектом
является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную
границу Российской Федерации. Этой же точки зрения придерживаются и другие
авторы, в частности, И.В. Шишко считает, что "основным непосредственным
объектом контрабанды стали охраняемые законом отношения по поводу перемещения
товаров и иных предметов через таможенную границу РФ".
Объективная сторона контрабанды
характеризуется деянием — перемещение через таможенную границу предметов
контрабанды, местом — таможенная граница и способом перемещения — одним или
несколькими: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного
контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием
средств таможенной идентификации; д) с недекларированием; ж) недостоверным
декларированием.
Под перемещением в соответствии с
таможенным законодательством следует понимать совершение действий по ввозу на
таможенную территорию и вывозу с таможенной территории Российской Федерации
товаров и транспортных средств любым способом.
Это сложное понятие, включающее в
себя два обязательных элемента: а) совершение действий по ввозу или вывозу и
б) пересечение таможенной границы. Верховный суд Российской Федерации по
одному из дел подчеркнул это обстоятельство: "Согласно Таможенному
кодексу Российской Федерации перемещение через таможенную границу Российской
Федерации — это совершение действий по ввозу и вывозу на таможенную
территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств и фактическое
пересечение таможенной границы"[11].
Такое толкование слова "перемещение" не противоречит его значению —
"переместить, перенести в другое место"[12]
и полностью совпадает с определением объективной стороны состава,
сформулированным в диспозиции ст. 188 УК РФ. Например, лицо въезжает в Россию
и везет с собой огнестрельное оружие. После фактического пересечения
таможенной границы ему предстоит совершить действия по прохождению таможенного
контроля: предъявить вещи для досмотра, заполнить декларацию и т. д. Однако на
стадии декларирования лицо заявляет о наличии у него оружия. Несмотря на то,
что огнестрельное оружие пересекло таможенную границу России, в
рассматриваемом случае не будет ответственности за контрабанду, поскольку нет
нарушения порядка перемещения. Напротив, если указанное лицо поместит данный
предмет в тайник и не предъявит для осмотра при прохождении таможенного
контроля, налицо состав контрабанды, поскольку
имеет место нарушение порядка перемещения в виде сокрытия от таможенного
контроля и пересечение таможенной границы.
С понятием перемещения через
таможенную границу связано определение стадии совершения контрабанды: имеет ли
место оконченное преступление или только покушение на него. В теории уголовного
права контрабанда относится к преступлениям с формальным составом и признается
оконченной с момента совершения действий, указанных в законе[13].
Однако, по мнению Н. А. Лопашенко, "вопрос о моменте окончания
преступления решается различно в зависимости от ввоза или вывоза товаров и
места совершения преступления. При ввозе товаров или иных предметов на
таможенную территорию и при вывозе с территории свободных таможенных зон и со
свободных складов на остальную часть таможенной территории моментом окончания
преступления является фактическое пересечение таможенной границы. При вывозе
товаров или иных предметов с таможенной территории и при ввозе товаров с
остальной части таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и
на свободные склады момент окончания преступления связан с подачей таможенной
декларации или иным действием, непосредственно направленным на реализацию
намерения соответственно вывезти либо ввезти предмет преступления"[14].
Действия по перемещению товаров через таможенную границу различаются в
зависимости от того, совершаются они при ввозе или вывозе товара.
С таким суждением вряд ли можно
согласиться по мотивам, изложенным выше. И, кроме того, уголовно-правовые
понятия не всегда идентичны близким по смыслу понятиям других отраслей права.
Определение контрабанды, данное в ст. 188 УК РФ, отличается от определения,
содержащегося в Таможенном кодексе. Под таможенной границей понимается линия,
ограничивающая таможенную территорию, на которой в полном объеме действует
таможенное законодательство. Таможенную территорию Российской Федерации
составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и
внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также
находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации
искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская
Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного
дела". Поскольку территории свободных таможенных зон и свободных складов
исключены из таможенной территории, их периметры также образуют таможенную
границу.
Таким образом, таможенная граница
Российской Федерации представляет собой линию, складывающуюся из внешних пределов
таможенной территории Российской Федерации и периметров свободных таможенных
зон и свободных складов. Именно таможенная граница является местом совершения
контрабанды, что следует из диспозиции статьи 188 УК РФ. С учетом сказанного
нет оснований соглашаться с мнением, что местом совершения рассматриваемого
преступления может быть также таможенная территория, свободные таможенные зоны
и свободные склады[15].
На практике часто возникает вопрос о том, есть ли таможенная граница в
аэропортах и морских портах, расположенных во внутренних пределах таможенной
территории? Ответ на поставленный вопрос должен быть отрицательным, поскольку
в указанных местах создаются зоны таможенного контроля, и в этих зонах
таможенное законодательство РФ действует в полном объеме. Тем самым зоны
таможенного контроля отличаются от свободных таможенных зон и свободных
складов, на территории которых таможенное законодательство страны не действует.
Зона таможенного контроля имеет границы. Любая деятельность в пределах такой
зоны допускается только с разрешения таможенных органов Российской Федерации и
под их контролем. За нарушение режима зоны таможенного контроля
предусматривается административная ответственность.
Особенностью этой ситуации является
то, что имеет место объединение таможенных границ и при этом сохраняется самостоятельность
таможенного законодательства в пределах каждого из государств. Возникает
вопрос о том, законодательство какой страны должно применяться в таком случае?
Для лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза, это означает, что
они должны руководствоваться законодательством того государства, куда товар
ими ввозится: если в Республику Беларусь, следует осуществлять перемещение
товаров по правилам этого государства, ну а если в Россию — действуют
российские законы. Практика отдела дознания Санкт-Петербургской таможни
свидетельствует о том, что данная проблема решается именно таким образом. Это,
в свою очередь, влечет за собой трудности в применении уголовного,
уголовно-процессуального законов и т. д. Несомненно, что вопрос требует законодательного
решения[16].
В соответствии со ст. 188 УК РФ контрабандой признается перемещение через
таможенную границу товаров и иных предметов, совершенное с использованием хотя
бы одного из перечисленных в ней способов: помимо или с сокрытием от таможенного
контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации,
либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Рассматриваемое преступление может
быть совершено умышленно и только с прямым умыслом. Виновный сознает, что
нарушает таможенное законодательство, незаконно перемещая товары или иные
предметы в крупных размерах (ч. 1), сознает, что перемещает товары или иные
предметы, обладающие особыми свойствами (ч. 2), сознает, что перемещение
осуществляет указанными в диспозиции статьи способами, т. е. совершает
контрабанду, и желает этого.
Как справедливо указывает Б.В.
Волженкин, "для вменения контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК,
необходимо, чтобы сознанием виновных охватывались те характеристики предметов
контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное". Отстаивая
эту позицию, он пишет: "В связи с этим ошибочным является утверждение С.
В. Максимова, что отсутствие у виновного осведомленности о включении того или
иного товара в перечень стратегически важных сырьевых товаров не является
основанием для освобождения его от ответственности за контрабанду такого рода
товаров. Нести ответственность такое лицо должно, на мой взгляд, по ч. 1 ст.
188 УК"[17].
Мотив и цель совершения преступления
значения для квалификации не имеют, но могут учитываться судом при назначении
наказания. Однако в юридической литературе встречается и другое мнение.
Так, Ю. И. Сучков считает, что
"контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель,
направленная не только на незаконное перемещение товаров или иных предметов
через таможенную границу Российской Федерации, но и обязательный их вывоз на
территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи,
обмена, передачи другим лицам или организациям безвозмездно, использования для
удовлетворения личных потребностей и т. д.) либо такой же ввоз с территории
иностранного государства на таможенную территорию России для реализации на ее
внутреннем рынке. При отсутствии такой цели как промежуточного звена между моментом
перемещения предметов через таможенную границу и достижением конечного преступного
результата, например, извлечения личной выгоды, названное деяние не подпадает
под признаки субъективной стороны состава
контрабанды"[18].
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым
умыслом.
Субъектом
контрабанды может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без
гражданства, достигшее 16-ти лет.
Субъект
преступления: для ч. 1 ст. 188 УК - лицо, достигшее возраста 16 лет; для ч. 2 и
3 ст. 188 УК - могут быть должностные лица государственных органов и
организаций, а также лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих
организациях.
Субъектами
рассматриваемого преступления могут быть иные лица, указанные в примеч. к ст.
285 УК, если они совершили контрабанду с использованием своего служебного
положения.
Так, должностными
лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие
организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Под лицами, занимающими
государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и
других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности,
устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами и федеральными законами для непосредственного
исполнения полномочий государственных органов.
Под лицами, занимающими
государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей
главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие
должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской
Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Государственные
служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу
должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в
случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Подведем итог данной
главе работы.
Суть контрабанды заключается в
незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и
иных предметов.
Контрабанда - это перемещение в крупном
размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов,
совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным
использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное
с недекларированием или недостоверным декларированием. Это деяние считается
преступлением средней тяжести.
Объект рассматриваемого преступления -
установленный порядок внешнеэкономической деятельности, направленный на
обеспечение товарооборота через таможенную границу, иначе говоря, порядок
перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Предмет контрабанды - товары и предметы,
перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Предметом
контрабанды, наказуемой по ч. 1 ст. 188, являются любые товары или предметы, за
исключением перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ.
Крупный размер контрабанды определяется
в примечании к ст. 169 УК РФ. Она признается совершенной в крупных размерах,
если ее стоимость превышает 250 тыс. руб.
Объективная сторона характеризуется: а)
действием (перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров
или иных предметов в крупном размере, б) способом (перемещение их помимо или с
сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов
или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированным или
недостоверным декларированием).
Субъектом контрабанды является лицо,
достигшее 16-летнего возраста. Субъектом преступления, предусмотренного п.
"б" ч. 3 ст. 188, является специальный субъект, т.е. должностное
лицо, осуществляющее контрабанду с использованием своего служебного положения.
Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом.
Квалифицирующими признаками ч. 3 ст.
188 УК являются деяния совершенные:
-должностным лицом с использованием
своего служебного положения (п. «б» ст. 188);
-с применением насилия к лицу,
осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ст. 188).
Исходя из положения п. б ч. 3 ст. 188
УК РФ, для квалификации контрабанды по признаку совершения ее должностным лицом
с использованием своего служебного положения в обязательном порядке следует
установить, что лицо использовало для совершения преступления должностное
положение.
Понятие должностного лица дается в
примечании к ст. 285 УК РФ, в соответствии с которым к таковым относятся лица,
постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции
представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в
Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских
формированиях Российской Федерации. К ним должны быть отнесены работники таможенной
службы: начальники таможни, их заместители, инспекторы, а также должностные
лица вышестоящих таможенных учреждений; начальники погранично-контрольных
пропускных пунктов, пограничных застав и другие лица, осуществляющие контроль
на границе. Не признаются должностными лицами и поэтому не могут привлекаться к
ответственности за контрабанду по п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ лица,
выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации независимо
от форм собственности, а также в некоммерческой организации, являющейся
государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или
муниципальным учреждением. "Так, не является должностным лицом специалист
по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат и действующий от
имени таможенного брокера, поскольку таможенным брокером является коммерческая
организация"[19].
Специалисты таможенного перевозчика не могут быть субъектом рассматриваемого
преступления по тем же основаниям — они работники коммерческой организации.
Так, например, старший инспектор
Московской региональной таможни Ш. лично принял участие в оформлении грузовой
таможенной декларации на спирт, который был обозначен в самой декларации и
товаросопроводительных документах как сок. В указанных документах Ш. также
поставил оттиск своей личной печати, штамп Московской региональной таможни
"выпуск разрешен" число и свою подпись. Автомашина была задержана при
досмотре в г. Бресте[20].
Давая оценку данному делу, автор
пишет: "Должностные лица, способствующие совершению контрабанды, несут
ответственность не как пособники, а как соисполнители, независимо от того, что
товар, перемещаемый через таможенную границу, им не принадлежит"[21].
Представляется, что Ш. будет отвечать
как соисполнитель прежде всего потому, что он допустил нарушение правил перемещения,
выразившееся в обманном использовании документов, необходимых для таможенных
целей. Тот факт, что товар ему не принадлежит, значения не имеет. Ш. принял
участие в выполнении объективной стороны контрабанды, нарушив правила
перемещения. Поэтому решение суда о квалификации действий Ш. как покушение на
контрабанду, совершенное с использованием своего служебного положения,
соответствует закону.
Должностные лица не таможенных или
пограничных органов также могут быть субъектами рассматриваемого преступления,
если они, используя свое служебное положение, своими действиями участвовали
или способствовали перемещению товаров помимо или с сокрытием от таможенного
контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации
либо сопряженному с недекларированием или недостоверным декларированием.
Речь идет, прежде всего, о лицах,
указанных в ст. 188 ТК РФ. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж
Президента Российской Федерации, вице-президента Российской Федерации. Личный
багаж народных депутатов и членов правительства России освобождается от таможенного
досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации
в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
Председатель ФТК РФ или лицо, его
замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные
средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это
отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.
Повышенная ответственность
установлена законодателем за совершение контрабанды с применением насилия к
лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Таможенный контроль проводится
должностными лицами таможенных органов Российской Федерации.
На основании ТК РФ таможенные органы
вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других
правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов
для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Полагаем, что
"содействие в проведении таможенного контроля" нельзя расценивать как
его проведение, поэтому вышеназванные специалисты не могут быть признаны
потерпевшими по данному составу.
В соответствии с Законом РФ "О
Государственной границе Российской Федерации"[22]
на пограничные войска возложено осуществление не только пограничного, но и, при
необходимости, таможенного и других видов контроля.
Поскольку в ч. 3 ст. 188 УК РФ
говорится о применении насилия к лицам, осуществляющим таможенный контроль, а
такая обязанность возложена и на пограничников (пограничный и таможенный
контроль осуществляются именно на границе), а также с учетом того, что внешняя
таможенная граница совпадает с Государственной границей, применение насилия к
пограничникам при осуществлении ими таможенного контроля следует
квалифицировать по указанной статье УК РФ[23].
Под насилием следует понимать
применение физического и психического насилия к лицу, осуществляющему
таможенный контроль. Оно может выражаться в угрозе применения насилия,
связывании, нанесении побоев, причинении легкого, средней тяжести и тяжкого
вреда здоровью, а также в убийстве.
В случае причинения тяжкого вреда
здоровью и убийства лица, осуществляющего таможенный контроль, действия виновных
квалифицируются по п. "в" ч. 3 ст. 188 и соответственно по п.
"а" ст. 111 или по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ как умышленное
причинение тяжкого вреда здоровью или убийство лица в связи с выполнением им
служебной деятельности. Остальные виды последствий, с учетом санкции ч. 3 ст.
188 УК РФ, охватываются данным составом.
Одна лишь угроза насилием, не
реализовавшаяся в его фактическом применении, не дает оснований для
квалификации контрабанды по п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ[24].
Особо квалифицированной признается
контрабанда совершенная организованной группой, ответственность за которую
предусмотрена ч. 4 ст. 188 УК РФ. Не случайно законодатель установил повышенную
ответственность именно за этот вид контрабанды. Практика показывает, что чаще
всего для занятия контрабандой объединяются несколько человек, поскольку это
облегчает достижение преступного результата[25].
Так, Новаковский, Бобро, Нагаев, а
также другие, не установленные следствием лица, объединились для совершения
контрабанды цветных металлов за границу Российской Федерации. Новаковским были
организованы скупка и складирование в контейнеры цветного металла, Бобро
осуществлял прием, сопровождение и погрузку автомашин, прибывших из Финляндии
за контрабандным цветным металлом. Нагаев с целью подделки документов,
необходимых для таможенные целей, изготовил поддельные печати таможни и различных
предприятий, a также осуществил подкуп должностных
лиц таможенного поста. Все указанные лица были осуждены за совершение
контрабанды организованной группой[26].
Если преступная деятельность
организованной группы подпадает под квалифицирующие признаки ч. 3 ст. 188 УК
РФ, то такие действия охватываются только ч. 4 ст. 188 УК РФ, однако все эти
признаки должны быть перечислены при предъявлении обвинения.
Члены организованной группы
контрабандистов могут выполнять различные функции (приобретать, перемещать
товар, подделывать документы и т. д.), но независимо от выполняемой роли они
привлекаются к ответственности как исполнители преступления.
Лицо, создавшее организованную группу
для занятия контрабандой и руководившее ею, подлежит уголовной ответственности
за все случаи незаконного перемещения товаров, совершенные организованной
группой, если они охватывались его умыслом. Другие члены организованной группы
отвечают за те преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Часто контрабанда совершается в
соучастии двух и более лиц. Исполнителями (соисполнителями) должны признаваться
те лица, которые непосредственно участвовали в перемещении предметов
контрабанды через таможенную границу России одним из указанных в ст. 188 УК РФ
способов либо совершали это преступление, используя лиц, не подлежащих
уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости, или пользуясь неосведомленностью
других лиц.
Несут уголовную ответственность за
соучастие в контрабанде со ссылкой на ст. 33 УК РФ организаторы или
подстрекатели преступления, заказчики контрабандного перемещения товаров или
иных предметов, лица, содействующие совершению деяния советами, указаниями,
предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо
устранением препятствий, заранее обещающие сбыть контрабандный товар и т. д.
Таким образом, анализ квалифицирующих
признаков контрабанды является весьма значимым для совершенствования борьбы с
этим видом преступлений. Квалифицирующими признаками ч. 3 ст. 188 УК
являются: должностным лицом с использованием своего служебного положения; с
применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а также ч. 4.
– деяния, совершенные организованной группой.
Наибольшее количество общих признаков
контрабанда имеет с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ),
незаконным экспортом технологий, научно-технической информации, услуг, сырья,
материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового
поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращением на
территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и
археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.
190 УК РФ). Все названные статьи помещены в одну главу Особенной части УК РФ,
что предполагает наличие общего родового объекта — общественные отношения в
сфере экономической деятельности. Однако непосредственный объект у каждого из
четырех составов свой[27].
Решить проблему разграничения
контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей позволит ответ на вопрос:
возможна ли их идеальная совокупность.
Остановимся на анализе элементов этих
составов и, прежде всего их непосредственного объекта и объективной стороны.
Как отмечалось выше, непосредственным
объектом контрабанды является установленный порядок перемещения товаров и
транспортных средств, т. е. те правовые отношения, которые складываются между
таможенными органами, представляющими интересы государства, и лицами,
осуществляющими перемещение товаров и транспортных средств через таможенную
границу Российской Федерации.
При определении непосредственного
объекта уклонения от уплаты таможенных платежей следует учесть, что это состав
материальный, поскольку будет окончен, как следует из примечания к ст. 194 УК
РФ, лишь в том случае, если сумма неуплаченных таможенных платежей,
превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, фактически не поступит
в фонд государства. "В "материальных" составах объект
определяется посредством указания на вредные последствия и иногда на предмет
посягательства"[28].
Предмет посягательства может быть определен как денежная масса, которую
недополучит государство в результате невыполнения гражданином обязательств по
уплате таможенных платежей при перемещении товаров с одной таможенной
территории на другую. Таким образом, исходя из характера вредных последствий в
виде непоступления денег в бюджет и из предмета посягательства — деньги в виде
таможенных платежей, рассматриваемый состав охраняет общественные отношения по
поводу формирования доходной части бюджета государства и порядок уплаты
таможенных платежей. Необходимо отметить, что в юридической литературе
непосредственный объект уклонения от уплаты таможенных платежей определяется в
целом именно так[29].
Таким образом, контрабанда и
уклонение от уплаты таможенных платежей охраняют различные общественные отношения,
что позволяет разграничивать данные преступления по непосредственному объекту.
Наибольшие трудности возникают при
разграничении рассматриваемых составов по объективной стороне. Причина этого
кроется в том, что контрабанда может быть совершена путем обманного
использования документов, необходимых для таможенных целей, а также путем
недекларирования или недостоверного декларирования. По мнению подавляющего
большинства юристов, уклонение от уплаты таможенных платежей также может быть
исполнено путем внесения недостоверных сведений в документы, необходимые для
определения размера таможенных платежей, непредставления таких документов таможенным
органам и т. п., и совершаться такие действия могут в процессе перемещения. Рассуждая,
таким образом, В. И. Михайлов полагает, что "уклонение от уплаты
таможенных платежей часто сопряжено с совершением контрабанды и других
преступлений. Такие действия подлежат дополнительной квалификации по
соответствующим статьям УК России"[30].
В свою очередь, Б. В. Волженкин
поддерживает противоположную точку зрения, суть которой в том, что
"привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по ст.
188 УК РФ охватывает и факт имевшей при этом неуплаты таможенных платежей,
взимаемых с организаций или физического лица. Как правильно отмечает И. В.
Шишко, "контрабанде имманентно присуще уклонение от уплаты таможенных
платежей"[31].
К сожалению, авторы не приводят доводы в обоснование высказанного мнения. Ни
одна из указанных позиций не только не дает ответа на вопрос о разграничении
контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, но и не позволяет определить
стадии преступного уклонения от уплаты таможенных платежей.
Для определения стадий преступного
уклонения от уплаты таможенных платежей следует уяснить характер и содержание
объективной стороны состава. Это зависит от толкования термина
"уклонение". "Понятие уклонения для российского права является
традиционным; оно встречается как в дореволюционном таможенном и уголовном
законодательстве, так и в Таможенном и Уголовном кодексах советского и
постсоветского периода. Его значение в литературе, по сути, трактуется однозначно:
уклонение — преднамеренный отказ плательщика таможенных платежей уплатить их в
установленные таможенным законодательством сроки"[32].
Другими словами, объективная сторона ст. 194 УК РФ выражается в невыполнении
лежащей на лице правовой обязанности по уплате таможенных платежей.
Если исходить из того, что таможенные
платежи должны быть уплачены в установленные сроки, то соблюдение этих сроков,
внесение платежей в этот период и будет реальным исполнением обязанности по
уплате. Следовательно, началом и окончанием данного преступления являются
указанные сроки. Совершение приготовления к рассматриваемому преступлению
возможно, соответственно, до начала течения срока, в который платежи должны
вноситься.
Таможенное законодательство сроки
уплаты таможенных платежей увязывает с подачей таможенной декларации. В ТК РФ
названы два срока уплаты таможенных платежей: до принятия таможенной декларации
и одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация
не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей
исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.
Одновременно с подачей таможенной
декларации уплачиваются таможенные платежи при перемещении товаров не для
коммерческих целей.
Следует обратить внимание на то, что
таможенные платежи должны уплачиваться именно в момент подачи таможенной
"декларации, т. е. на стадии, предшествующей декларированию. Контрабанда
же может быть совершена только на стадии декларирования (путем недостоверного
декларирования или недекларирования).
Объективная сторона состава уклонения
от уплаты таможенных платежей и состава контрабанды имеет самостоятельное
содержание, что позволяет отграничивать их друг от друга. Действия по уплате
таможенных платежей и по перемещению не совпадают во времени, что исключает
идеальную совокупность уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды.
Возможна лишь реальная совокупность рассматриваемых составов, что требует
самостоятельной квалификации каждого из них.
Возникают определенные сложности и
при отграничении состава контрабанды от незаконного экспорта технологий, научно-технической
информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании
оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ). Тем
более, что рассматриваемые составы имеют совпадение в предмете преступной
деятельности, в частности речь идет о сырье, материалах и оборудовании, которые
могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и
военной техники.
Представляется, что в этом случае
разграничение следует проводить прежде всего по объекту и объективной стороне[33].
Так, в отличие от контрабанды,
характер общественных отношений, охраняемых рассматриваемой нормой, определен
в диспозиции статьи — это правила специального экспортного контроля.
Объективная сторона состава —
незаконный экспорт предметов преступления. Под экспортом понимаются любые виды
вывоза технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и
оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения
и военной техники, с территории России за границу без обязательства об обратном
ввозе. Экспорт незаконен, если он нарушает положения об экспорте указанных
опасных предметов.
И при контрабанде, и при незаконном экспорте технологий,
научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования
совершаются действия, суть которых заключается в вывозе предметов за границу.
Однако при контрабанде нарушаются правила перемещения товаров через таможенную
границу Российской Федерации, и эти действия могут быть совершены только на
таможенной границе, а при незаконном экспорте имеет место нарушение
специальных правил. Поэтому, если незаконный экспорт перечисленных в диспозиции
статьи предметов осуществляется через таможенную границу с нарушением правил
перемещения, перечисленных в диспозиции статьи о контрабанде, то имеет место
совокупность вышеназванных преступлений. Однако представляется, что при наличии
нарушений правил экспорта перемещение через таможенную границу страны может
совершаться с соблюдением правил перемещения. Тогда содеянное подлежит
квалификации лишь по ст. 189 УК РФ.
Разграничение контрабанды и
невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного,
исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и
зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) возможно по объекту, объективной стороне и
субъекту.
Непосредственным объектом
рассматриваемого состава являются общественные отношения в сфере
государственного регулирования деятельности, связанной с владением и распоряжением
предметами художественного, археологического и исторического достояния народов
Российской Федерации и зарубежных стран.
Объективная сторона преступления
заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России
указанных выше предметов, вывезенных за ее пределы.
Для уяснения данного состава, в
частности, предмета преступления, порядка вывоза культурных ценностей за
границу, следует обращаться к Положению об особо ценных объектах культурного
наследия народов Российской
Под невозвращением культурных
ценностей на территорию России следует понимать оставление их на территории иностранного
государства по истечении обусловленного договором срока. Срок возвращения
культурных ценностей устанавливается в договоре о возврате временно вывезенных
культурных ценностей, который заключается между организацией, вывозящей
ценности, и их владельцем (государством в лице его учреждений, организаций,
другим владельцем).
Особенностью субъекта данного состава
является то, что им может быть лицо, на которое возложена ответственность за
возвращение предметов культурного достояния в Россию. При отсутствии такой
обязанности лицо не может отвечать по ст. 190 УКРФ.
Вопрос о разграничении с другими
составами, например, с незаконным оборотом наркотиков, оружия, драгоценных
металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, следует решать исходя из
того, что совершение контрабанды возможно лишь на таможенной границе. Поэтому
если имеют место незаконные действия в части оборота вышеперечисленных
предметов, а также их перемещение через таможенную границу, то должна быть
квалификация по совокупности — как контрабанда и соответствующая статья
Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, подведем
итог данной главы.
Квалифицирующими признаками ч. 3 ст.
188 УК являются: должностным лицом с использованием своего служебного
положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а
также ч. 4. – деяния, совершенные организованной группой.
Контрабанду необходимо отграничивать от смежных составов преступлений.
Так, наибольшее количество общих признаков контрабанда имеет с уклонением от
уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), незаконным экспортом технологий,
научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых
при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189
УК РФ), невозвращением на территорию Российской Федерации предметов
художественного, исторического и археологического достояния народов Российской
Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Все названные статьи помещены в
одну главу Особенной части УК РФ, что предполагает наличие общего родового
объекта — общественные отношения в сфере экономической деятельности. Однако
непосредственный объект у каждого из четырех составов свой.
Проанализирует практику по делам о контрабанду
в Новосибирской области за 1998-2005 гг.
Характеризуя обстановку по линии
борьбы с контрабандой, сложившуюся в Сибирском федеральном округе следует
отметить особое внимание уделяется российско-казахстанскому участку границы,
через который движутся основные потоки контрабанды наркотиков, прежде всего
героина, потребление которого на территории России продолжает возрастать.
В течение последнего пятилетия
наркотическая преступность значительными темпами опережает прирост
общеуголовной преступности и является самой высокой в Сибирском федеральном
округе. Уровень наркотизации населения г. Новосибирска увеличился в расчете на
100 тысяч в 1.5 раза за последние 5 лет. Новосибирск в силу своего
географического положения, является центром авиалиний, железнодорожных,
автомобильных магистралей, активно используется контрабандистами для ввоза,
транзита, вывоза наркотиков во все крупные города России и стран СНГ.
Результаты изучения судебной практики
Новосибирской области по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 УК РФ,
за 1998-2005 гг.[34]
свидетельствует о том, что предметом контрабанды в последнее время все чаще
становятся наркотические вещества и психотропные средства. Так, из 36
рассмотренных уголовных дел - в 12-ти случаях предметом контрабанды были
наркотики, при этом в 10 случаях перемещение через таможенную границу РФ
совершалось путем помещения наркотиков в полости желудка, в доход государства
было изъято и конфисковано опия - 19,1 кг, марихуаны - 497,8 кг, героина -1,925
кг. Кроме этого предметами контрабанды являлись - валюта (изъято в доход
государства - 48 тыс. 400 долларов США), ТНП (изъято на сумму - 5 млн. 206 тыс.
853 руб.). Согласно изученным данным подавляющее большинство преступлений,
предусмотренных ст. 188 УК РФ, совершается гражданами государств СНГ
(республика Таджикистан, Казахстан) и жителями других регионов (Кемеровская
область, Алтайский край). По результатам изучения судебной практики чаще всего
к виновным применяется наказание в виде условного осуждения, как по ч.1 ст. 188
УК РФ, так и по ч.ч. 2 и 3 ст. 188 УК РФ, кроме этого основная часть осужденных
освобождается от наказания вследствие акта об амнистии.
Как показало изучение уголовных дел,
у судов возникают трудности в толковании диспозиции ч.1 ст. 188 УК РФ, состоящей
из нескольких положений - перемещение через таможенную границу Российской
Федерации товаров или иных предметов совершенное:
- помимо или с сокрытием от
таможенного контроля;
- с обманным использованием
документов или средств таможенной идентификации;
- сопряженное с
недекларированием или недостоверным декларированием.
Эти положения данной части статьи
судами понимаются по-разному. Органы предварительного следствия и суды путают
такие понятия как, перемещение через таможенную границу РФ с сокрытием от
таможенного контроля и сопряженное с недекларированием, а так же перемещение
помимо таможенного контроля. Они нередко указывают либо неверный способ
перемещения, либо ссылаются на совокупность нескольких способов, содержащихся в
диспозиции данной статьи.
Так, приговором Заельцовского
районного суда г. Новосибирска от 4 июня 2003 г. осужден Саидов P.P. по ч. 4 ст.228 и ч.2 ст. 188 УК РФ по совокупности
преступлений к 10 годам лишения свободы. Саидов признан виновным в том, что он
незаконно приобрел в целях сбыта наркотическое вещество в особо крупном размере
- героин, упакованное в 84 полиэтиленовых пакета, путем проглатывания поместил
его в свой желудок, на самолете из г. Душанбе перелетел с данным наркотическим
веществом в аэропорт г. Новосибирска, где прошел таможенный контроль, скрыв
наличие у него героина. Впоследствии он был задержан и все имевшиеся у него
наркотическое вещество было изъято. Суд указал в приговоре, что своими
действиями Саидов совершил перемещение через таможенную границу, совершенное с
сокрытием от таможенного контроля и сопряженное с недекларированием[35].
Аналогично этому примеру, действия
Тагирова X., так же переместившего через таможенную границу 93 пакета с
героином в своем желудке путем их проглатывания, в приговоре Новосибирского
областного суда от 6 февраля 2004 г. расценены как перемещение, совершенное с
сокрытием от таможенного контроля и сопряженное с не декларированием[36].
Представляется, что в данных примерах
в действиях виновных имело место только сокрытие от таможенного контроля, так
как декларирование героина в обоих случаях не может иметь место в связи с
противоправностью действий осужденных, которые незаконно приобрели данное
наркотическое вещество, за что они и были осуждены, помимо ч.2 ст. 188 УК РФ,
по ст. 228 УК РФ. Поэтому такой способ перемещения как недекларирование
указывать в таких действиях не логично.
Однако, этот способ перемещения имеет
место, наряду с сокрытием от таможенного контроля, в тех случаях, когда
перемещаются товары, подлежащие декларированию.
По-разному суды указывают способы
перемещения и в тех случаях, когда через таможенную границу перемещаются
товары, минуя таможенный контроль (например, объездной дорогой).
В одних случаях суды указывают на
наличие таких способов как перемещение через таможенную границу помимо
таможенного контроля, а в других случаях при таких обстоятельствах суды
признают наличие двух способов - «помимо таможенного контроля» и «сопряженное с
недекларированием».
Например, эти два способа перемещения
указанны в приговоре Карасукского суда от 22 августа 1997 г., которым Нургалиев
Р.Г. осужден по ч.1 ст. 188 УК РФ за то, что в феврале 1997 г., следуя из г.
Павлодар Республики Казахстан на автомашине, загруженной мылом на сумму 51
тыс.132 руб., объехал пост Карасукской таможни, переместив данный груз через
таможенную границу РФ. Суд усмотрел в этих действиях перемещение товара помимо
таможенного контроля и сопряженное с неднкларированием. Так же были
квалифицированы подобные действия и по многим другим дела о контрабанде товаров,
совершенной в объезд таможенной границы. Однако в отдельных случаях суды,
исходя из того, что перемещались товары, минуя таможенную границу, по объездной
дороге, при осуждении по ст. 188 УК РФ указывали лишь на наличие одного способа
- перемещение товара помимо таможенного контроля[37].
Поскольку перемещение товаров через
таможенную границу в объезд таможенного поста само по себе исключает процедуру
декларирования, так как товар сотрудникам таможни не предъявляется, автор
полагает, что последняя позиция является более правильной. Следовательно, в
таких случаях такой способ перемещения как недекларирование, не может иметь
место. В подобных случаях, когда товары перемещаются, минуя таможенный
контроль, действия виновных следует квалифицировать только по способу «помимо
таможенного контроля», без указания способа «недекларирование».
Вероятно, это имеет место потому, что
отдельные разъяснения действующего до сих пор постановления Пленума Верховного
Суда СССР от 03.12.78 № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде»
устарели, не соответствуют криминогенной обстановке в России, не содержат в
себе разъяснений о том, какое перемещение через таможенную границу РФ отнести к
сокрытию от таможенного контроля, а также сопряженному с недекларированием, что
конкретно понимать под перемещением помимо таможенного контроля. Поэтому
представляется необходимым дать соответствующие разъяснения в новом
постановлении Пленума ВС РФ по уголовным делам.
На практике также возникают проблемы
с неправильным определением состава преступления.
Так, например, Гоголь,
будучи членом экипажа судна, прибыв 25 декабря 1999 года в порт Корсаков из
порта Вакканай (Япония), проходя таможенный контроль, указал в таможенной
декларации на наличие у него 900 долларов США. При личном же досмотре у него было
обнаружено 3540 долларов США и 23000 японских иен, что соответствовало 100 724
руб. Суд первой инстанции квалифицировал действия Гоголя по ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Вещественные доказательства по делу -
3540 долларов США и 23000 японских иен - обращены в доход государства как
предмет преступления.
Президиум областного суда отклонил
протест заместителя Генерального прокурора РФ, в котором был поставлен вопрос
об отмене приговора и прекращении дела за отсутствием в действиях Гоголя
состава преступления.
Судебная коллегия по уголовным делам
Верховного Суда РФ удовлетворила аналогичный протест заместителя Генерального
прокурора РФ, указав следующее.
В соответствии с диспозицией ч. 1 ст.
188 УК РФ контрабанда как состав преступления представляет перемещение через таможенную
границу Российской Федерации в крупном размере товара или иных предметов,
совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным
использованием документов, либо сопряженное с недекларированием или
недостоверным декларированием.
Из указанной нормы следует, что
перемещение через таможенную границу валютных средств требует соблюдения правил
таможенного контроля и таможенного оформления.
Однако в приговоре суда первой
инстанции и в постановлении президиума областного суда не указано, какие
конкретно правила таможенного контроля и таможенного оформления были нарушены
Гоголем.
Между тем в ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 9
октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле" с
внесенными в него изменениями и дополнениями указано, что ввоз в Российскую
Федерацию валюты осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке,
установленном Центральным банком РФ совместно с Министерством финансов РФ и
Государственным таможенным комитетом РФ.
В пункте 2.4 Инструкции по
таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных
для производственной или иной коммерческой деятельности, указано, что
обязательному декларированию в письменной форме подлежит ввозимая в Российскую
Федерацию иностранная валюта, если ее сумма превышает в эквиваленте 10000
долларов США. Указанная редакция инструкции действует с 16 января 2002 года.
На момент инкриминируемых Гоголю
преступных деяний в п.п. "б" п. 2.4 названной Инстанции каких-либо
ограничений на ввозимую в Российскую Федерацию иностранную валюту указаний не
было. Следовательно, ввоз иностранной валюты по ее сумме не был ограничен.
С учетом изложенного в действиях
Гоголя отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Иностранная валюта в размере 3540
долларов США и 23000 японских иен, обращенная по приговору суда в доход
государства как предмет преступления, подлежит возвращению Гоголю[38].
Таким образом, обязательным условием
для наступления уголовной ответственности является перемещение товаров и иных
предметов в крупном размере, за исключением товаров и предметов, перечисленных
в ч. 2 ст. 188 УК. Для наступления уголовной ответственности в последнем случае
не имеет значения, в каком размере перемещаются товары или иные предметы.
Подводя итог, следует сказать
следующее, проблемные вопросы в правоприменительной практике неизбежно приводят к необходимости постановки задачи
дальнейшего совершенствования российского уголовного законодательства.
В заключение проведенного
исследования сформулируем ряд обобщенных выводов и предложений.
В процессе исследования
установили, что:
- общественная
опасность контрабанды определяется тем, что данным деянием причиняется существенный
ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития
экономики Российской Федерации. Кроме того, контрабанда может причинить большой
ущерб общественной безопасности, нравственности населения, жизни и здоровью
человека и иным правоохраняемым интересам при незаконном перемещении через
таможенную границу предметов, запрещенных в гражданском обороте, например,
наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих или взрывчатых
веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и т.п.;
- контрабанда считается
оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров
или иных предметов и веществ через государственную границу Российской
Федерации;
- для состава контрабанды
не имеет значения, чем было обусловлено желание виновного незаконно переместить
товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации;
- контрабанда заключается
в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров
или иных предметов;
- анализ уголовно-правового
состава и квалифицирующих признаков контрабанды, представленный в работе,
является весьма значимым для совершенствования борьбы с этим видом
преступлений; объективная сторона преступления выражается в перемещении товаров
или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации; субъектами
рассматриваемого преступления могут быть иные лица, указанные в примечании к
ст. 285 УК, если они совершили контрабанду с использованием своего служебного
положения; субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом;
квалифицирующими признаками ч. 3 ст. 188 УК являются: должностным лицом с
использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу,
осуществляющему таможенный контроль; по ч. 4 – деяния, совершенные организованной
группой; уголовная ответственность за контрабанду наступает с 16 лет.
В качестве основных
итогов исследования уместным представляется предложить следующие теоретические
выводы:
-
требуют
закрепления вопросы, связанные с оценкой признаков предмета контрабанды;
-
рассмотренные
выше вопросы квалификации контрабанды неизбежно приводят к необходимости
постановки задачи дальнейшего совершенствования российского уголовного
законодательства в этой области;
-
одной
из причин слабого использования правоохранительными органами уголовно-правовых
методов борьбы с контрабандой является недостаточное знание законодательства о
ней, а также сложность и противоречивость таможенного законодательства, которое
необходимо учитывать при применении бланкетной статьи о контрабанде в УК РФ;
Работу по совершенствованию
уголовного законодательства в вопросах квалификации контрабанды, целесообразно
провести по следующим основным направлениям: обобщить положения по
квалификации контрабанды, содержащиеся в действующих постановлениях разных лет;
внести изменения в положения, вошедшие в
противоречие или не соответствующие содержанию действующего уголовного
законодательства о контрабанде; дополнить постановление толкованием новых
положений, а также тех, которые ранее не комментировались высшей судебной
инстанцией.
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации
принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета. –
25.12.1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации
от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ.
-17.06.1996. - № 25. –Ст.2954.
3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г.
№ 61-ФЗ (с изм. и доп. от 01.04.2006) // Российская газета. -03.06.2003. -№
106.
4. ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 09.05.2005) //
Собрание законодательства РФ - 12.01.1998. - N 2. - Ст. 219.
5. Закон РФ от 15 апреля
1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ред. от 02.11.2004)// Российская газета. - N 92. - 15.05.1993.
Материалы судебной практики:
6. Постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях,
связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
ядовитыми веществами" // Российская газета. - N 137. - 28.06.2006.
7. Постановление Пленума Верховного Суда
СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 "О судебной практике по делам о
контрабанде" (с изм. и доп. от 5 сентября 1978 г., 6 декабря 1979 г.) //
Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924 – 1986. - М.
"Известия СНД СССР", 1987.
8. Определение Верховного Суда РФ №
24-о04-5 от 12.04.1998 г. // Бюллетень Верховного суда РФ. 1998. № 6. С. 14.
9.
Обзор судебной
практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2003 года (по уголовным делам)
(утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июля 2003 г.) //
КонсультанПлюс.
10. Аналитические данные УВД по НСО по делам о
преступлениях, предусмотренных ст. 188 УК РФ.
11. Приговор Заельцовского районного суда г. Новосибирска
от 4 июня 2003 г. // Архив Заельцовского районного суда г. Новосибирска за 2003
г.
12. Приговор Новосибирского областного суда от 6 февраля
2004 г.// Архив Новосибирского областного суда за 2004 г.
13. Приговор Карасукского суда НСО от 22 августа 1997 г.
Учебная и научная литература:
14. Волженкин Б. В. Экономические преступления. - СПб., 2004.
15. Волженкин Б. В. Комментарий Уголовного кодекса
Российской Федерации. - СПб., 2006.
16. Гравина А.А. Уголовная ответственность за контрабанду
// Комментарий судебной практики. М., 1997.
17.
Гравина А.А.,
Терещенко Л. К., Шестакова М. Г. Таможенное законодательство. Судебная практика
/ Под ред. А. А. Гравиной. М., 2005.
18. Деятельность таможенных органов по выявлению и
раскрытию преступлений / Под общ. ред. В. Г. Драганова. СПб., 1998.
19.
Комментарий к
Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. И. Радченко. М., 2006.
20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
/ Под ред. Лебедева В.М. М.: Юрайт-М, 2006.
21.
Курс уголовного
права. Том 3. Особенная часть / Под ред. Г.Н.Борзенкова, В.С.Комиссарова. – М.:
«Зерцало-М», 2004.
22. Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлений в
сфере экономической деятельности. - Саратов, 1997.
23. Михайлов В. И., Федоров А. В. Уголовная
ответственность за контрабанду: Учебно-практическое пособие. - СПб., 2005.
24. Наумов А. В. Уголовное право. Общая часть: Курс
лекций. - М., 1996.
25. Новое уголовное право России: Учебное пособие.
Особенная часть / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 2006.
26. Рогатых Л.Ф. Квалификация контрабанда. СПб., 1999.
27. Российское уголовное право; Учебник / Под ред. В. Н.
Кудрявцева и А. В. Наумова. - М., 2003.
28. Сучков Ю. И. Ответственность за контрабанду по
Уголовному кодекс Российской Федерации 1996 г. // Юридическая практика:
Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета
СПбГУ. 1996. №4(7). С. 72—73.
29. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть /
Под ред. Б. В. Здравомыслова.- М, 2006.