СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 4
1.1. Понятия, основные аспекты, методы и направления
развития организационного поведения. 4
1.2. История становления организационного поведения как
науки. 7
1.3. Содержание, цели и задачи организационного поведения. 13
1.4. Объект организационного поведения. 14
1.5. Поведение персонала и организации как предмет
организационного поведения 16
2. ПОВЕДЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ.. 18
2.1. Классическая теория. 18
2.2. Теория «человеческих отношений». 21
2.3. Поведенческие теории. 24
2.3.1. Бихевиоризм.. 24
2.3.2. Концепция поведения Макгвайра. 25
2.3.3. Поведенческая концепция Скиннера. 26
2.3.4. Теория социального научения Д.Роттера. 26
2.3.5. Школа поведенческих наук в управлении. 27
2.4. Базовые теоретические подходы к управлению.. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ... 32
Наилучший
способ существования в быстро
изменяющемся
высоко конкурентном
мире -
построение организации
на
проверенных временем принципах
Герб
Келлехер
Организации
являются сегодня для большинства людей той сферой, в которой они проводят
большую часть своей жизни: кто-то является ее собственником, кто-то выполняет
функции руководства ею, а кто-то служит конкретным исполнителем поставленных
менеджментом задач. В связи с этим от того, насколько комфортно мы чувствуем себя
в организации, зависят наши успехи, достижения, настроение и в целом наше
самочувствие.
Степень комфортности
людей в организации зависит от их умения взаимодействовать с начальниками или
подчиненными (в зависимости от той роли, которую они играют в организации), от
умения быстро адаптироваться к проводимым в организациях изменениям или просто
от умения налаживать межличностные отношения. Для этого необходимо знать
особенности, закономерности, принципы и рекомендации, связанные с
деятельностью и общением в организации.
Организационное поведение
является новой отраслью знаний, многопрофильной и противоречивой, получившей
развитие в США с 50-х гг. XX в.
В настоящее время организационное поведение реально превратилось в область
научных знаний, связанную с практикой эффективного управления современными
организациями.
Цель исследования состоит в раскрытии
концепции организационного поведения, т.е. изучении основ организационного
поведения и теорий поведения человека в организации.
При изучении
теоретических основ организационного поведения основными литературными
источниками явились Латфуллина Г. Р. и Громова О. Н. «Организационное
поведение», Акцораева Н. Г. «Организационное поведение».
Организационное
поведение - это
область изучения, исследующая воздействие личностей и социальных групп на
поведение людей внутри организаций с целью улучшения эффективности работы этих
организаций. "Организационное поведение" (ОП) изучает поведение
работающих людей (персонала) и то, как они осуществляют свою деятельность. При
этом выделяют две стороны: поведение организации как системы (комплексного
явления) и поведение непосредственно людей организации [1, с. 10].
Организационное поведение
изучает социально-психологические проблемы управления. В отличие от психологии
основной акцент в организационном поведении делается на изучение социальных
групп и индивидов в рамках группы, влияние окружающей социальной обстановки на
психику людей, их отношения и конечные результаты их деятельности. В отличие
от "Теории организации", где изучаются отношения (взаимосвязи) между
элементами организации как некоторой абстрактной формализованной структуры,
"Организационное поведение" больший акцент делает на субъективность и
индивидуальность поведения.
Таким образом,
организационное поведение находится на стыке социологии, психологии,
менеджмента, экономики, управления персоналом.
Поведение человека в
организации во время трудового процесса аргументировано ограниченным
количеством формальных и неформальных норм и правил, поэтому оно отличается (и
значительно) от поведения личности-индивида.
Эти ограничения
выражаются в групповых нормах поведения, правилах (например, внутреннего
распорядка), традициях (традициях организации, национальных особенностях и
т.д.), обычаях (местности и времени), определенных установках (миссии, стратегии,
цели организации), задачах уровней управления и групп, а также в коллективной
мысли и воле (лидера), культуре.
В процессе неофициальных
отношений люди руководствуются комплексом личных мотивов, который делает их
поведение нерациональным (самолюбие, тщеславие, непосредственность, сдержанность,
робость).
Поведение в организации
определяется целями человека и организации. При этом происходит разложение
общей цели на цели групп соответствующего уровня, которые превращаются в самостоятельные
(отдельные, несовпадающие цели, которые еще разделяются на отдельные задачи
для нижестоящего уровня) [1, с. 11].
Рис.
1.1. Схема иерархии целей работников разных уровней организации
Существует и обратный
процесс формирования общих целей, но он не всегда четко выражен.
•
Цель первого
уровня.
•
Задачи и цели
второго уровня.
•
Задачи третьего
уровня и т.д.
Психологическая структура
(цели людей-личностей) еще более отличается от цели формальной организации и
отклоняется от общепринятой психологической картины в силу взаимного воздействия
соседних и общегрупповых психологических целей, в которой нет иерархии и четких
критериев взаимодействия [1, с. 12].
Рис. 1.2. Схема психологической
и ролевой структуры организации
Классические
управленческие теории (бюрократия Макса Вебера, Фредерика Тейлора) игнорировали
данный феномен (особенность), объективность которого впервые была подтверждена
экспериментами Элтона Мейо, которым и был сформулирован «человеческий фактор».
Большое разнообразие
видов организационного поведения обусловлено большим количеством видов труда
(профессий и должностей), типов организаций (по форме собственности, статусу,
размерам, видам деятельности), условий работы (конвейер, дневная или ночная
смена), стадий профессионального развития.
Социально-психологические
методы управления, положенные в основу разрешения задач организационного поведения,
осуществляются посредством:
ü социальных методов:
1) направленного формирования трудового
коллектива;
2) морального стимулирования работающих;
3) использования методов управления
индивидуальным поведением;
4) Коллективной
деятельности (синергический эффект) и их социальной активности;
ü психологических методов:
1) использованием психологического
побуждения (мотивации);
2) учета индивидуальных особенностей
(темперамент, характер, способности, направленность личности, уравновешенность)
и других потребностей человека;
3) психологических аспектов деятельности
человека (внимание, эмоции, воля, умение и нравы).
Все вместе это позволяет
рационально и эффективно использовать человеческий потенциал организации.
Осознание того, что люди
— ценнейший ресурс организации, приводит к изменению поведенческих парадигм, к
гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности. Поведение
организации становится все более направленным в сторону социальной справедливости
в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и компании,
социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.
Сущность ОП заключается в
систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с
целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и
функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. ОП предполагает
изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией
поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности. ОП представляет
собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы,
методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной
психологии, менеджмента, управления персоналом. В свою очередь, ОП представляет
собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. ОП имеет
четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы,
их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду
[9, с. 16].
Итак, ОП:
♦ мультидисциплина;
♦ ориентирована на личность в
организации;
♦ сфокусирована на результативности;
♦ учитывает воздействие внешней среды.
Организационное поведение
является новой отраслью знаний, многопрофильной и противоречивой, получившей
развитие в США с 50-х гг. XX в.
В настоящее время организационное поведение реально превратилось в область
научных знаний, связанную с практикой эффективного управления современными
организациями.
Основными элементами ОП
выступают индивид и группа, закономерности их поведения в конкурентной среде,
определяемые необходимостью эффективной деятельности организации. Осознание
того, что люди становятся важнейшим ресурсом организации, привело к изменению
поведенческой парадигмы, к гуманистической ориентации ОП, его социальной
направленности.
Изменения, происходящие
во внешней и внутренней средах организации, появление новых видов организаций,
современных знаний о человеческом поведении обусловливают необходимость
разработки и реализации на практике моделей ОП, отвечающих требованиям времени.
В этих моделях находят воплощение идеи партнерства, командной работы,
вовлечения, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей более
высокого порядка, самореализации.
Внешняя среда организаций
характеризуется высоким уровнем сложности, турбулентности и неопределенности.
Ее влияние на поведение организации усиливается, что определяет необходимость в
постоянных организационных изменениях. Еще никогда не была так высока потребность
в изучении влияния на поведение организации внешней среды, дальнейшей
разработке подходов и методов адаптации к ее изменениям.
До недавнего времени
международный аспект в бизнесе не имел такого большого значения. Однако
реализация многих международных проектов оказалась намного сложнее, чем
предполагалось ранее, именно из-за того, что не принимался во внимание
человеческий фактор, связанный с различием в поведении людей в разных
культурах. Возникло понимание необходимости изучать особенности национальных
культур и их влияние на ОП. Эта тенденция будет развиваться при исследовании
особенностей ОП в мультинациональных компаниях, при разработке методов
повышения межкультурного взаимодействия, адаптации, мотивации, лидерства,
принятия решений.
ОП как учебная дисциплина
существует в зарубежных бизнес-школах с середины 60-х гг. XX в. В нашей стране преподавание этой
дисциплины ведется с 1995 г., она введена в стандарт высшей школы по подготовке
студентов и магистров. Однако до настоящего времени отсутствует необходимое
учебно-методическое обеспечение с учетом российской практики, что существенно
затрудняет процесс подготовки специалистов [9, с. 7].
ОП как новая научная
дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. Термин «ОП» возник, когда произошло объединение
нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов,
происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней
средой. Таким образом, ОП вобрало в себя такие дисциплины, как
производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология,
исследование бизнеса, теория управления и право.
Наука об ОП
подразделяется на основе ряда критериев на более специализированные предметы.
Главными критериями являются: уровень агрегирования (обобщения) и анализа;
специфические аспекты организационной жизни; особенности, связанные с целями
компаний, с продуктами или услугами; критерии деления организации на части и
пр.
ОП представляет собой
комбинацию по крайней мере двух традиционных наук в школах бизнеса: «управления»
(«менеджмента») и «человеческих отношений».
Научный менеджмент
(классическая школа) описывает
работу ряда менеджеров, консультантов и исследователей (Ф. Тейлора, А.
Фай-оля, Г. Форда и др.), которые, несмотря на то, что подходили к изучению
организации с различных точек зрения, разработали ряд концепций и идей, имеющих
много общего. Эти идеи были очень популярны в первые десятилетия прошлого
столетия.
Научный менеджмент
сосредоточен на производительности труда отдельного рабочего. По мере того,
как общество XIX в. становилось все более
индустриальным, повышать свою производительность фирмам оказывалось все
труднее. Фредерик У. Тэйлор (1856-1915), американский инженер-механик,
предположил, что проблема прежде всего связана с недостатком практики
управления. Предмет его исследований — положение рабочих в системе машинного
производства (окончательно сформировавшейся к концу XIX в.). Тейлор писал, что «принципиальным объектом
менеджмента должна быть максимальная гарантия процветания работодателя
(развитие каждой отрасли) в сочетании с максимальным процветанием каждого
наемного работника» [9, с. 19].
В основе философии Ф.
Тейлора лежало положение о том, что управленческие решения принимаются на
основе научного анализа и фактов, а не догадок. Идеи Ф. Тейлора получили
широкое распространение в индустриальных экономиках в 1920-х-1930-х гг.
Административный
менеджмент сосредоточен
на руководителях и функциях, которые они выполняют. Этот подход к управлению
наиболее полно раскрыт Анри Файолем (1841-1925), французским горным
инженером, основная точка зрения которого сформировалась в начале XX в. Файоль стал известен, когда он
заново оживил горную компанию, находившуюся на грани краха, и превратил ее деятельность
в финансовый успех. Позже он приписал свой успех методу, который он применил,
а не своим персональным способностям. Файоль первым признал, что преуспевающие
менеджеры должны знать основные функции управления. Он определил эти функции
как планирование, организацию, командование (руководство), координацию и
контроль. Он также утверждал, что преуспевающим менеджерам необходимо прилагать
определенные принципы управления к этим функциям.
Бюрократический
менеджмент сосредоточен
на организационной системе в целом и основывается на следующих положениях:
♦ правилах фирмы, ее политике и
процедурах;
♦ установленной иерархии;
♦ четком разделении труда.
Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог и
историк, наиболее тесно связан с бюрократическим менеджментом. Вебер отметил,
что управление во многих европейских организациях в XIX в. имело личностную основу. Работники часто
проявляли больше лояльности по отношению к отдельным управляющим, чем к миссии
организации. И как следствие, ресурсы часто использовались по желанию отдельных
управляющих, а не в соответствии с целями организации. Чтобы предотвратить эти
дисфункциональные последствия, Вебер представил систему управления, которая бы
основывалась на обезличенном и рациональном поведении. Управление такого типа
называется бюрократией.
«Школа человеческих
отношений» — школа,
выдвигающая в центр внимания личность и групповой фактор; возникла в
1920-х-1930-х гг. в США в результате исследований и экспериментов на
предприятии в Хоторне, недалеко от Чикаго, а затем появилась и в других странах.
В США ее представители — Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер, У. Мур, во Франции — Ж.
Фридман, 1930-1960 гг. — Хоторнские эксперименты, «человеческие отношения»,
гуманистическая психология (А. Маслоу).
Профессор Элтон Мэйо (1880-1949)
вместе с группой коллег проводил эксперименты в г. Хоторне на заводах фирмы
«Вестингауз электрик». Эксперименты проходили в рамках программы изучения
жизни в США в разделе «Труд в Америке» на заводах крупных фирм.
В цехе работали
девушки-эмигрантки поденно, работа шла в молчаливом, унылом темпе, так как все
были отягощены материальными проблемами. В программе была поставлена цель —
выяснение влияния атмосферы рабочих мест на труд. Эти условия постепенно
начали изменять, производительность труда резко возросла, а через некоторое
время она стабилизировалась [9, с. 20].
Работницы почувствовали
внимание к себе и начали обсуждать эти вопросы между собой. В конечном итоге
сформировались неформальные группы и нормы поведения в них, а
соответственно и контроль за соблюдением этих норм, осуществляемый лидером.
Возникли социальные нормы, регулирующие трудовую деятельность (в данной группе
следует выпускать не более и не менее определенного количества изделий). Таким
образом, социальные нормы стали выполнять функции контроля производства.
Выводы по Хотторнским
экспериментам:
♦ определено влияние социальных норм
поведения на производительность труда;
♦ выявлена существенная роль социальных
стимулов в поведении
членов организации, в отдельных случаях блокирующих действие
экономических стимулов;
♦ выявлен приоритет групповых факторов
поведения над личностными;
♦ показана важность неформального
лидерства в деятельности
группы.
Э. Мэйо подытожил свои
взгляды, которые выходят далеко за рамки его исследования, в книге под
названием «Социальные проблемы индустриальной культуры». Основная мысль
заключается в том, что можно создать организацию, которая достигает своих целей
через удовлетворение потребностей своих работников.
За очень короткий
промежуток времени Мэйо сумел превратить «экономического/рационального»
человека в «социального». Более поздние поколения ученых-бихевиористов сделали
этого человека «самоактуализирующейся» личностью, познающей себя и свои способности
и реализующей свои возможности.
Дисциплина ОП берет свое
начало с отчета американских специалистов по управлению Р. Гордона и Д.
Хауелома, которые в 1959 г. опубликовали результаты своих исследований,
включавших анкетирование студентов и преподавателей бизнес-школ.
Их выводы
свидетельствовали, что преподавание таких дисциплин, как управление, психология
бизнеса не в полной мере отражает потребности руководителей [9, с. 21].
В США в 1973 г. появился первый учебник по ОП, автором которого был Фрэд Лютенс. В 1999 г. в России было переведено на русский язык седьмое издание этого учебника, которое стало первым
академическим учебником по ОП на русском языке. Ф. Лютенс определяет ОП как
науку об описании, объяснении, предсказании и управлении человеческим
поведением в организации.
Новым в развитии ОП
является направление по изучению поведения индивида в виртуальных
организациях, происходит объединение понятий «поведение» и «организация» в
виртуальном пространстве, что предполагает проведение дальнейших исследований.
В настоящее время ОП реально превратилось в конкретную область научных знаний,
связанную с практикой эффективного управления современными сложными
организациями. В будущем эта тенденция должна еще более укрепиться.
Изменения, происходящие
во внешней и внутренней среде организации, появление новых видов организаций,
новых парадигм и знаний о человеческом поведении обусловливает необходимость
разработки и реализации на практике новых, отвечающих требованиям времени
моделей ОП. В новых моделях получают воплощение идеи партнерства, командной
работы, вовлечения, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей
более высокого пЪрядка, самореализации, высокого качества трудовой жизни и др.
Усиление роли и
значения организационной культуры в ОП. Организационная культура приобретает все большее значение в
поведении организации. Примером тому служит появление новых видов организаций,
отличительным признаком которых является организационная культура
(предпринимательская организация, самообучающаяся организация).
Усиление влияния
внешней среды на ОП. Внешняя
среда современных организаций характеризуется высоким уровнем сложности, турбулентности
и неопределенности. Ее влияние на поведение организации усиливается, что
определяет необходимость постоянных организационных изменений. Еще никогда не
была так высока потребность в изучении поведения организации во внешней среде,
дальнейшей разработки проблем ОП на организационном уровне, поиска подходов и
методов адаптации, взаимодействия, влияния на внешнюю среду.
Изучение международных
аспектов ОП. До
недавнего времени международный аспект не имел такого большого значения в бизнесе.
Однако реализация многих международных проектов оказалась намного сложнее, чем
предполагалось из-за того, что не принимался во внимание человеческий фактор,
связанный с различием в поведении людей в разных культурах. Возникло понимание
того, что необходимо изучать особенности национальных культур и их влияние на
организационное поведение. Эта тенденция будет развиваться в направлении
исследования особенностей ОП в мультинациональных компаниях, разработки
подходов и методов повышения межкультурного взаимодействия, культурной
адаптации, мотивации, лидерства, принятия решений, управления персоналом в
разных культурах. Соотношение науки ОП с родственными дисциплинами, в рамках
которых долгое время развивались ее основные идеи и теории, помогает полнее
уяснить предмет этой науки, ее возможности и значение[9, с. 22].
Организационное поведение
с одной стороны рассматривает основные особенности деятельности, поведения,
взаимоотношений, психологии людей, обусловленные их нахождением в организации,
то есть, как организация оказывает влияние на поведение людей, с другой
стороны - как индивидуальные и групповые особенности сотрудников влияют на
деятельность организации. Поэтому в круг изучаемых организационным поведением вопросов
вошли [1, с. 13]:
ü теории поведения человека в
организации;
ü личность в организации;
ü коммуникативное поведение в
организации;
ü мотивация и результативность;
ü формирование группового поведения;
ü анализ и конструирование организации;
ü управление поведением организации;
ü лидерство в организации;
ü изменения в организации;
ü персональное развитие в организации;
ü управление нововведениями;
ü поведенческий маркетинг;
ü организационное поведение в
системе международного
бизнеса.
Таким образом, ОП изучает
социально-психологические проблемы управления, поэтому общей целью данной
области изучения является формирование психологической основы эффективной
деятельности менеджеров, персонала и в целом организации. Ее конкретизацией
служат следующие цели, которые выделяет Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис:
1) систематизированное описание поведения людей в
различных возникающих в процессе труда ситуациях;
2) объяснение причин поступков индивидов в определенных
условиях;
3) предсказание поведения работника в будущем;
4) овладение навыками управления поведением людей в
процессе труда и их совершенствование.
Задачами
организационного поведения выступают следующие [1, с. 14]:
Ø получение знаний психологии и
управления персоналом в
организации;
Ø рассмотрение методов исследования и
диагностики организационного поведения;
Ø изучение основных характеристик
личности, определяющих
ее поведение;
Ø развитие способности понимать
проблемы межличностных
отношений в организации;
Ø развитие способности обеспечивать
такое регламентированное организационное поведение работников, при котором не
до
пускалось бы нарушений организационных связей или их некачественное
исполнение;
Ø развитие способности поддерживать в
коллективе благоприятный социально-психологический климат и настроение каждого
подчиненного работника;
Ø личностное развитие будущих и
действительных менеджеров, людей, работающих в организации.
Объектом ОП является организация, ее работники и
их взаимоотношения. В менеджменте под организацией понимается группа людей,
которые регулярно взаимодействуют для достижения общей цели и деятельность
которых нуждается в координации. При поведенческом подходе организация - это
схема распределения ролей, в рамках которой люди распределяются по задачам,
способствующим достижению цели организации. Каждой организации присущи
следующие общие признаки:
1. Организации создаются для достижения
определенных целей, по степени достижения которых оценивается эффективность
организации.
2. Для достижения целей члены
организации распределяются
по статусам и ролям, которые используются в соответствии с
нормами и ценностями, принятыми в ней.
3. В организациях присутствует
специализация труда по
функциональному признаку, а это предполагает наличие различных горизонтальных
структур (отделов, служб).
4. Наличие иерархической структуры в
организациях обеспечивает координацию деятельности разнонаправленных горизонтальных
структур и единство целей, устойчивость и эффективность.
5. Организации используют в
управлении специфические
средства регулирования и контроля на основе институциональных норм, которые
поддерживаются ее властной структурой с помощью инструкций и санкций.
6. В организациях осуществляется замена
персонала, смещение неудовлетворительно работающих сотрудников и назначение на
их место новых, а также перестановка персонала по горизонтали и вертикали.
7. Организации обладают кооперативным и
синергетическим
эффектом.
8. Организации бесконечно могут
находиться в различных ситуациях и состояниях, поэтому в них отсутствует
принципиальная возможность детерминированного управления поведением. Секрет их
работы в самоорганизации [1, с. 15].
Всякая организация есть
комплексное явление, имеющее общие (проявление общих естественных законов) и
особенные (специфические, характерные для данного типа) характеристики. Эти
характеристики могут иметь материальное и нематериальное выражение. С течением
времени менялись подходы в рассмотрении организации, чередовались (особенно
хорошо это видно по развитию философских воззрений) материалистический и идеалистический
подходы, в рамках основных подходов преобладали те или иные черты. Можно
выделить три основных подхода в организационно-управленческой науке:
1) механистический подход, рассматривает явление упрощенно, в
виде механизма, состоящего из конечного числа элементов со строгой
причинно-следственной связью (детерминизм) и прогнозируемым результатом.
Современные представители - технократы;
2) организмический подход, рассматривает явления в виде
организма и переносит на него биологические свойства и закономерности
живой природы;
3) организационно-системный подход, представляет явления как
сложные взаимозависимости (организации) некоторых составляющих (элементов). Для
хозяйственной организации (которая является частным случаем социальной) -
сочетание как минимум трех компонентов: технико-технологического,
биологического и организационно-социального. Для социальной организации
важность биологического и организационно-социального факторов возрастает.
Носитель данных факторов - человек, он является и субъектом, и объектом
организационных отношений [1, с. 16].
Таким образом,
современный организационно-системный подход к рассмотрению организации (и
непосредственно социальной организации) требует особого учета человеческого
фактора как отдельной личности, некоторой группы, и общего влияния большого
количества людей (социума). Впервые на это было обращено внимание, доказано
существование и необходимость учета в ходе экспериментов в г.Хоторн (США) Э.
Мейо. Влияние личности (личных черт) работников в организации подробно
рассматриваются в «Управлении персоналом», «Организационном поведении»,
поэтому остановимся подробнее на влиянии социума на деятельность организации
как субъекта хозяйственной деятельности. Такое влияние большого количества
людей принято обозначать термином «культура». Хотя верно и обратное: влияние
организации на социум (человека, группу и общество) через особые неформальные
воздействия, которые принято называть «организационной культурой».
Предметом
организационного поведения выступают поведение работников и организации в целом, обусловленные их
индивидуальными и групповыми особенностями. Поведение работников
организационное поведение рассматривает с психологической и социологической
точек зрения, а именно как присущее живым существам взаимодействие со средой,
связанное с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
При этом внешняя активность проявляется прежде всего в деятельности человека
по решению задач, стоящих перед обществом, социальной группой в данный период.
Внутренняя активность выражается в продуктивности психики, ее ориентации,
управлении деятельностью субъекта.
То есть, человек
совершает практический контакт с окружающей средой посредством системы
последовательно выполняемых действий.
В качестве актов
поведения выступают:
1)внешние проявления
физиологических процессов (поза, мимика, жесты);
2)действия, имеющие определенный смысл;
3)поступки, имеющие общественное, социальное
значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т.д.
Поступки человека
являются основным объектом при анализе поведения человека, так как именно в них
формируются и выражаются позиции личности, ее моральные убеждения.
Поведение организации в
целом представляет собой особенности и закономерности взаимодействия
объединений людей со средой (Шорохов). При этом под средой подразумевается как внешняя,
так и внутренняя среда организации [1, с. 29].
В общем смысле поведение
организации характеризуется:
v отношением организации к
потребителям;
v к поставщикам;
v к своему персоналу;
v к государству;
v к конкурентам;
v к собственникам организации;
v к нововведениям;
v к развитию;
v особенностями и закономерностями
межличностных отношений в организации.
Таким образом, поведение
организации можно оценивать и рассматривать с различных позиций: государства,
учредителей, потребителей, поставщиков, работников организации, ее руководства
и т. д.
«Классическая теория»
организации зародилась
в начале XX века и являлась попыткой решить
острые проблемы современного общественного производства.
Главными представителями
данной теории являются Тейлор, Файоль, Гьюлик и Урвик.
Классическую школу
называют «механистической», так как ее авторы хотя и признавали значение
человеческого фактора, но ограничивались такими вопросами, как заработная
плата, материальная заинтересованность и установление формальных
функциональных отношений [1, с. 38].
Родоначальником
классической теории был Фредерик Уинс-лоу Тейлор. Задача его
практического поиска в области организации состояла в том, чтобы найти
наиболее рациональные способы соединения техники и людей в производственном
процессе и таким образом повысить эффективность отдачи того и другого. Причем в
центре внимания было повышение результативности деятельности на основе
физических сил человека. Тейлор приравнивал рабочих к средствам труда,
игнорируя при этом социальные и психологические мотивы поведения людей в
процессе производства, превращение работника в винтик огромного производственного
механизма, подчиняемого администрации.
Основой подхода Тейлора к
индивиду как участнику производства являются:
-
максимально
возможная специализация труда;
-
ограничение
интересов рабочего выполнением предельно
упрощенных операций;
-
отстранение
рабочего от участия в организации производства и определения задач с гарантией
минимума оплаты труда.
Таким образом, рабочий
отстраняется от планирования собственной деятельности, которая полностью
расписывается ему сверху, на основе строго рассчитанных норм. Рабочий лишь обязан
неукоснительно выполнять задания. Труд полностью лишен интеллектуальной
стороны. Менеджеры должны думать, а рабочие - работать.
Относительно человеческой
природы и мотивов поведения индивидуума Тейлор имеет следующие представления:
чтобы награда вызывала у рабочих
максимальное рвение в
работе, она должна следовать очень быстро за выполнением самой работы, так как
люди не могут работать изо всех сил в ожидании награды, которую они могут
получит к концу, например, месяца;
только личное честолюбие является
наиболее мощным
стимулом к проявлению усилий;
одним из достоинств системы Тейлора
является предложенный им принцип «тесного сотрудничества администрации и рабочих».
В его основе лежит учет социального состояния и интересов групп, и личности
работающих. Он доказал, что если заинтересовать рабочего, то за определенное
время он сделает в 3-4 раза больше, чем в обычных условиях. Поэтому учет социальных
интересов сглаживает противоречия между предпринимателем и рабочими. Он
предлагал предпринимателям идти на уступки рабочим, поддерживать дружеские
отношения с ними, открывать на предприятиях столовые, детские сады, различные
вечерние курсы как средство «для создания более умелых и интеллектуальных
рабочих».
Современником Тейлора и
еще одним представителем «классической теории», который также стремился найти
правила рациональной деятельности, был француз Анри Файоль. Им создана
теория администрации. Он понимал администрирование как составную часть
управления и первым перестал рассматривать управление как «исключительную
привилегию» высшего руководства. Доказывал, что административные функции
существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем
выше уровень управления, тем выше административная ответственность.
Файоль сформулировал
строго обязательные принципы администрирования, в основе которых четкое
разделение труда, распределение функций, обязанностей и задач. На этой основе
должны строиться структуры управления, издаваться директивы и инструкции. Эти
принципы включают:
Ø разделение труда;
Ø власть и авторитет;
Ø дисциплину;
Ø единство командования;
Ø единство руководства;
Ø подчинение индивидуальных интересов
общим;
Ø вознаграждение;
Ø порядок;
Ø равенство;
Ø устойчивость должностей личного
состава;
Ø инициативу;
Ø корпоративный дух;
Ø сканерскую цепь (то есть
ступенчатость власти в иерархии
управления).
По мнению Файоля,
«управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум
возможностей из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов» [1, с. 40].
Таким образом, как и
Тейлор,Файоль мало уделял внимания человеческому фактору. Его теория исходила
из формальных отношений менеджеров и рабочих. Больше внимания он уделял
правильной организации и осуществлению деятельности менеджера, для чего
выделил основные виды его деятельности, так называемые функции: планирование и
организацию.
Наиболее видными
систематизаторами «классической теории» организации являются Лютер Гьюлик и
Линдалл Урвик, но так же, как и Файоль, главное внимание они уделяли
разработке принципов построения формальной организации. Основные из этих
принципов:
1) соответствие
людей структуре (сначала – разработка структуры организации, затем -
подбор специалистов);
2) создание
специального и генерального штаба: специальный штаб - разработка
рекомендаций для руководства,
генеральный штаб -
подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы;
3) сопоставление прав и ответственности (руководителей надо наделять властью,
равной ответственности);
4) диапазон контроля - число лиц, непосредственно подчиняющихся
руководителю.
5) специализация. Выделяют три типа специализации управляющих работников:
а) по признаку цели,
б) по признаку операции,
в) по типу потребителя
или географическому признаку;
6) определенность (для
каждой должности в организации
должны быть определенные права, обязанности, ответственность,
взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами).
Таким образом,
«классическая» школа механически подходила к рассмотрению роли человека в
организации. Она утверждала:
1) что в основе поведения человека в организации лежат
исключительно экономические мотивы;
2) понимала под индивидом не субъект, а фактор производства,
при этом социальная природа его совершенно игнорировалась или искажалась.
Перенос центра тяжести в
управлении с задач на человека является характеристикой школы человеческих
отношений.
Еще президент «Дженерал
Форд корпорейшн» отмечал: «Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из
этих частей, особенно душа, должна быть использована для достижения максимальной
производительности труда». И именно это высказывание старались воплотить в
жизнь представители этой школы.
Основатели теории
человеческих отношений Элтон Мэйо и Мэри Паркер Фоллет. Они
считали основным элементом эффективности организации человеческий фактор.
Проведенные Мэйо
эксперименты на заводах фирмы «Вестерн электрик» в городе Хоторне (хоторнские
эксперименты) показали, что всесторонне разработанная рабочая операция и высокая
заработная плата не всегда приводят к улучшению производительности труда
рабочих. Коллеги по группе иногда оказывали на работников более весомое
влияние, чем требования руководителя и материальный интерес.
Абрахам Маслоу и другие психологи считали, что
мотивами поступков людей являются не экономические интересы, а различные
потребности, которые лишь частично или косвенно могут быть удовлетворены
деньгами.
Дуглас Мак Грегор выделил два подхода к
организации управления:
Ø первый основан на применении
принуждения и поощрения
(«кнута» и «пряника»);
Ø второй - на создании условий
стимулирования у работников
инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей
организации [1, с. 42].
Фоллет выдвинул идею гармонии
труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и
учете интересов всех заинтересованных сторон. Тогда идея была новой для своего
времени. Советы Фоллет широко использовали в своей работе бизнесмены, ранее
увлеченные идеями Тейлора. Именно Фоллет определила менеджмент как «обеспечение
выполнения работы с помощью других лиц». При этом она считала, что для
успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с
рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими
органами.
Таким образом, вклад
школы управления с позиции человеческих отношений можно представить следующими
основными положениями.
1) Менеджмент- это обеспечение
выполнения работы с помощью других людей.
2) Рост производительности труда
обеспечивается не столько
повышением заработной платы, сколько в результате улучшения
отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности людей
своим трудом.
В результате
представители школы человеческих отношений считали, что если руководство
заботится о своих подчиненных, то возрастает уровень удовлетворенности у
работников, а это, в свою очередь, положительно скажется на производительности
труда. В соответствии с этими выводами, представители школы дают следующие
рекомендации:
ü
управление
человеческими отношениями через эффективные действия непосредственных
руководителей;
ü
предоставление
работникам более широких возможностей
общаться на работе;
ü
консультации с
работниками и изучение их потребностей.
Выводы школы
человеческих отношений использует школа социальных систем. Центром этой школы
является институт Кар-иеги. Представители школы: Д.Марч, Г.Саймон, А.Этциони.
Взгляды школы в отношении человека в организации:
1) Работник в организации - это социально ориентированное
и
направленное существо, потребности которого влияют на среду в
организации. В свою очередь среда оказывает обратное влияние
на работника.
2) Пытаются исследовать мотивы поведения человека в
организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побуди
тельных стимулов к деятельности. В результате отмечают, что
материальный стимул является важным, но не единственным [1, с. 43].
3) Считают, что потребности человека и потребности
организации не совпадают, в результате ввели понятие иерархии потребности. То
есть, достигнув одного уровня потребностей, работник стремится к удовлетворению
следующего уровня. Причем он свободен в выборе приоритетности своих
потребностей. Для кого-то на первое место выходят материальные ценности, у
кого-то безопасность и т.д. Но так как по своей природе организация ставит
преграды на пути удовлетворения потребностей индивида, они вступают в
конфликтную ситуацию. При этом, если теоретики классической школы считали, что
конфликтные ситуации должны быть устранены путем материального поощрения или
наказания, школы человеческих отношений - методами гуманизации процесса
производства, то теоретики школы социальных систем ставят задачу исключения
последствий конфликта.
4) Уделяют большое
внимание анализу частей организации I как социальной системы и взаимодействию между ними. Частями I системы, по их мнению, выступают:
1) индивиды;
2) группы,
3) групповые отношения.
Все эти части связаны
конкретными организационными формами формальных и неформальных структур,
каналами} коммуникаций и процессами принятия решений.
Основным недостатком
школы является то, что она отождествляет социальные производственные отношения
с организацией производственного процесса. Однако основу отношений между людьми
в обществе составляют экономические отношения.
Бихевиоризм в переводе с английского означает
поведение. Основателем бихевиоризма является Джон Уотсон. Поведение здесь
рассматривается как совокупная реакция организма на стимулы внешней
среды. Поэтому ведущей в бихевиоризме является формула "стимул -
реакция", которая представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема
"стимул-реакция"
Связь между стимулом и
реакцией усиливается, если есть подкрепление. Виды подкрепления представлены на
рис. 2.2.
Рис. 2.2. Виды
подкрепления
Следовательно, основой
поведения человека является ожидание положительного подкрепления и иногда
желание избежать отрицательного подкрепления [1, с. 45].
Личность бихевиоризм рассматривает как все то,
чем обладает индивид и его возможности в отношении реакций для приспособления
к среде. Возможности в отношении реакций складываются из следующих
элементов:
1) навыков, сознательно
регулируемых инстинктов, социализированных эмоций;
2) способности к пластичности, чтобы
образовывать новые
навыки;
3) способности удержания, сохранения
навыков.
Таким образом, личность -
это организованная и относительно устойчивая система навыков. При этом навыки
приспособлены к жизненным ситуациям и изменение ситуации ведет к формированию
новых навыков.
Человека бихевиористы
рассматривают как реагирующее, действующее, обучающееся существо,
запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы
и подкрепление, можно программировать человека на требуемое поведение [1,
с. 46].
В соответствии с
концепцией американского психолога Макгвайра поведение и поступки человека
должны классифицироваться в зависимости от потребностей, целей и ситуаций.
Потребность - это
переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде,
безопасности, любви и т.п.). Какой-либо поступок человека может быть:
1) результатом ответной реакции на
внешнее воздействие
(реактивное поведение);
2) проявлением какого-то внутреннего
источника активности,
внутренней потребности, желания (активное поведение).
Цель показывает, к чему
человек стремится, какой результат хочет получить. Целью поступка человека
может быть:
1) сохранение
привычного, адаптивного состояния (стабильность);
2) приобретение нового
качества, новых результатов (развитие).
Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, настроение,
чувства);
2) желательного внешнего эффекта, внешнего
результата
(достижение согласия, понимания, желаемого результата) [1, с. 46].
Отдельную линию в
развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б.Скиннера. Он формулирует
положение о трех видах поведения: безусловно рефлекторном, условно -
рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Скиннера.
В соответствии с
концепцией классического бихевиаризма Уотсона Скиннер исследует поведение
организма, однако изучает только его двигательную сторону. На основе анализа
поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. При этом за основу берет поведение
животных. Процедуру научения у животных он назвал как «последовательное
наведение на нужную реакцию».
Данные, полученные при
изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение в
результате чего возник скиннеровский вариант программированного обучения. Ограниченность
такого поведения состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения
и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя
познавательная деятельность учащихся и, как следствие этого, обучение как
сознательный процесс исчезает. Иными словами Скиннер исключает внутренний мир
человека, его сознание из поведения.
Для разрешения социальных
проблем современного общества Б.Скиннер выдвигает задачу создания технологии
поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими, а так как
намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в его
теории, то обращение к сознанию людей не считается средством управления
поведением. В качестве такого средства выступает контроль за режимом
подкреплений, позволяющий манипулировать людьми [1, с. 47].
Д.Роттер в своей теории
социального научения описывает следующие факторы, влияющие на поведение
человека:
1) поведенческий
потенциал - набор действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение
жизни человека;
2) ожидания человека в отношении вероятности определенно
го подкрепления за определенное поведение в определенной ситуации (если
человек считает, что существует высокая вероятность того или иного
подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение,
соответствующее под креплению и ситуации);
3) характер подкрепления, его ценность для человека
(разные люди ценят и разные подкрепления: одни ценят похвалу, уважение со
стороны других, вторые - деньги, третьи более чувствительны к наказаниям и
т.п.);
4) "локус"
контроля человека, т.е. чувствует ли оно себя "пеш
кой" либо считает себя хозяином своей жизни.
Поведенческий потенциал,
по мнению Роттера, включает 5 блоков основных поведенческих реакций
("техник существования"):
1) поведенческие реакции, направленные на достижение
успеха,
результата, которые служат основанием социального признания;
2) поведенческие реакции приспособления, адаптации -
техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.;
3) защитные
поведенческие реакции, которые используются в
ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент
(такие реакции, как отрицание, подавление желаний, затушевывание и т.п.);
4) техника избегания -
поведенческие реакции, направленные на "выход из поля напряжения"
(например, уход, бегство отдых и т.п.);
5) агрессивные
поведенческие реакции в форме реальной физической агрессии или символической
(ирония, критика другого
интриги, направленные против интересов другого человека и т.д.) [1, с. 48].
Представителями школы
поведенческих наук являются Ренси Лайкерт, Дуглас Мак Грегор, Фредерик
Герцберг, Крис Аргириа которые исследовали такие вопросы:
ü социальное взаимодействие;
ü мотивация к труду;
ü характер власти и авторитет;
ü организационная структура;
ü связи в организациях;
ü лидерство;
ü изменение содержания работы и
качества трудовой жизни.
Представители школы
считали, что эффективность организации напрямую зависит от эффективности ее
человеческих ресурсов. «Человеческие ресурсы» в психологии - это личность,
группа, коллектив, общество, включенное в управленческую систему. Более
конкретно - это внутренний мир людей, их потребности, установки, переживания и
т.д.
Таким образом, если школа
человеческих отношений сосредотачивала свое внимание главным образом на
методах налаживания межличностных отношений, то школа управления с позиции
науки о поведении стремилась в большей степени оказывать помощь работнику в
осознании своих собственных возможностей. Человек должен быть уверен в
возможности реализации своих способностей и достижении своих интересов [1, с.
49].
На основе многочисленных
исследований поведения работников и организации в целом рассмотренные нами
школы управления выделили ряд подходов к организационному поведению. Основными
из них являются: традиционный, ориентированный на человеческие ресурсы, на
результаты, ситуационный и системный подходы.
При традиционном
подходе все решения принимает менеджер, который жестко
контролирует выполнение задания работником, то есть управление носит
директивный характер. Кроме того, данный подход предполагает, что методы
руководства универсальны для организаций всех типов и действенны для всех возможных
ситуаций.
Ориентированный на человеческие ресурсы подход, в отличие от традиционного, где менеджер
сосредотачивает основное внимание на контроле за работником, предполагает активную
поддержку роста работников и показателей их работы. Он обеспечивает возможности
совершенствования навыков работников, повышение их чувства ответственности,
создание атмосферы, благоприятствующей увеличению их вклада в достижение целей
организации, и таким образом поддерживает рост и развитие работника. В
результате такой подход называют поддерживающим подходом. Он исходит из того,
что гармонично развитые, руководствующиеся высокими моральными принципами
индивиды при выполнении производственных заданий достигает более высоких
результатов.
Ориентация на
результаты является основой организационного
поведения, так как каждая организация и ее работники стремятся к достижению
определенных результатов. Результатами, которые высоко оцениваются обществом,
являются сокращение отходов производства и экономия ресурсов, что выражается
термином производительность. Под производительностью понимается отношение того,
что получено на выходе (результатов), к тому, что вложено на входе (затратам).
Причем производительность - это не обязательно увеличение объема на выходе, а,
прежде всего, - это эффективность использования общественных ресурсов. Поэтому
в организационном поведении производительность рассматривается с
экономической, человеческой и социальной точек зрения. Например, экономические
затраты и результаты - это соответственно внедрение новой прогрессивной
технологии и как следствие - повышение объемов и качества продукции;
человеческие затраты и результаты - это совершенствование практики
организационного поведения и как результат таких действий - повышение
удовлетворенности сотрудников процессом труда; социальные затраты и результаты
- это реализация программы обучения работников организации и в итоге -
личностное развитие членов общества [1, с. 50].
Организационное поведение
играет важную роль в достижении организационных результатов (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Роль организационного поведения в достижении
организационных результатов
Показатели
|
Формула
|
Определение
|
Способности
|
знания х умения
|
-
это наличие у работников знаний и умений использовать их в своей
деятельности, которые можно повысить, путем найма на работу перспективных
работников или профессионального обучения сотрудников
|
Мотивация
|
позиция х ситуация
|
-
это позиция индивида, проявляющаяся в конкретной ситуации
|
Потенциальные результаты
|
способности х мотивация
|
-
это взаимодействие способностей и мотивации, при этом организационное
поведение в определенном смысле мотивирует рабочих к совершенствованию
своих способностей
|
Организационные результаты
|
потенциальные результаты х ресурсы х возможности
|
-
это объединение потенциала человеческих показателей, ресурсов,
организации (оборудования, энергии, сырья и т.д.) и возможностей принять
участие в достижении результатов организации, в предоставлении
которых организационное поведение играет ключевую роль
|
Достичь эффективных
результатов, используя одни и те же методы руководства без учета складывающихся
обстоятельств, нельзя, что и утверждает ситуационный подход к
организационному поведению. Он предполагает отказ от универсальных
предположений о поведении сотрудников и использование анализа ситуации с целью
выделения ее наиболее значимых факторов для определения наиболее эффективных в
данной ситуации методов управления. То есть для достижения высоких результатов
в различных ситуациях требуются специфические образцы поведения. Следовательно,
ситуационный подход способствует практическому применению всех знаний
менеджеров о поведении людей в организации [1, с. 51].
Системный подход
предполагает, что организация - это комплекс взаимодействующих элементов, то
есть событие, влияющее вроде бы на одного сотрудника или отдел, может сыграть
важную роль для организации в целом. Поэтому при принятии решений менеджер
должен оценивать их долгосрочные последствия для других элементов организации и
организации в целом! Иными словами, системный подход в ОП предполагает
стремление к учету как можно большего числа влияющих на поведения факторов.
Менеджеры вносят основной
вклад в создание такой организационной культуры, в которой находят свое
воплощение и развиваются способности сотрудников, функционируют эффективные
команды, компании достигают своих целей, а общество пожинает плоды своей
успешной деятельности.
Системный подход должен
применяться к каждому индивиду а любой организации, и поэтому задача менеджеров
здесь состоит в применении методов организационного поведения, способствующих
достижению индивидуальных, групповых и общественных целей [1, с. 52].
Следует отметить, что
поведенческие воздействия менеджеров могут иметь как положительные, так и
отрицательные последствия, и поэтому при выборе вариантов организационного
поведения необходим анализ «затраты - выгоды» (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Схема
анализа «затраты-выгоды»
Таким образом, дальнейший
анализ элементов ОП (люди, структуры, технологии и окружающая среда)
основывается на фундаментальных понятиях о природе человека и организации чем и
обосновывается актуальность рассмотренной нами темы.
Организационное поведение
— это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их
поведение влияет на ее работу (производительность, дисциплину, текучесть
кадров), а также их удовлетворенность выполняемой работой. Основу изучения этой
дисциплины составляют способности и личностные качества работников, их
удовлетворенность, отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое
принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс,
управление изменениями и развитием организации.
Важно отметить и то,
как организационное поведение соотносится со смежными дисциплинами,
такими, как теория организации, организационное развитие, управление
персоналом.
Однако, не смотря на
«возраст» организационного поведения можно с уверенностью сказать, что оно является
одним из важных фактором эффективной работы организации. Эффективное
управление организациями и людскими ресурсами, сталкивается с рядом
проблем. Сокращение штатов, информационный взрыв, глобальная конкуренция:
эти и ряд других явлений характеризуют ситуацию, с которой
сталкиваются менеджеры в современных условиях.
Умение анализировать и
прогнозировать поведение работников в организации всегда было исключительно
важным качеством для эффективной работы менеджера. В последнее время значение
знаний в этой области еще более возросло. Увеличивающееся стремление предприятий
выжить в жесткой конкурентной борьбе и обеспечить стабильную перспективу
развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и
технологии, инновационных процессов, что обусловливает необходимость
постоянного совершенствования работы с людьми. Именно поэтому вопросы
формирования новой трудовой мотивации и морали, готовности разделять с предпринимателем
риск нововведений, перспективного развития кадров для приспособления к
постоянно меняющимся условиям производства требуют к себе все большего
внимания. Естественно, что организовать работу людей на принципиально новой
основе могут только хорошо подготовленные специалисты, обладающие профессиональной
интуицией и знаниями законов поведения людей в различных условиях.
1.Акцораева Н. Г. Организационное
поведение: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. – 400 с.
2.Виханский О.С., Наумов
А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.:
Изд-во МГУ, 1999. – 416с.
3.Грейсон Дж.К. мл., О'Делл
К. Американский менеджмент на пороге ХХI века: Пер с англ. - М.:
Экономика, 1999. - 319 с.
4.Джордж Д. М. Организационное
поведение. Основы управления: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 447 с.
5.Карташова Л. В. Организационное
поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 218 с.
6.Красовский Ю. Д. Организационное
поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 471 с.
7.Мескон М.Х., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 702 с.
8.Организационное поведение:
Учебник/Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. – СПб. И др.: ПИТЕР, 2004. –
432 с.
9.Организационное поведение:
Учебник/Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. – СПб. И др.: ПИТЕР, 2006. –
221 с.
10. Панфилова А.П., Громова Л.А., И.А. Богачек, Абчук В.А.
Основы менеджмента: Полное руководство по кейс-технологиям. – М.: ИНФРА-М, 2004.
– 215 с.
11. Скопылатов И. А. Организационное поведение: Учебное
пособие. – М.: Издательство Смольного университета, 2001. – 294 с.
12. Тонышева Л. Л. Организация и менеджмент персонала/
Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень: ТГИГУ, 1995. – 66
с.
13. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в
малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 1996. - 205 с.
14. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой
деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на
предприятии: Учебник для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.; ил.
15. Шеметов П. В. Теория организации: Курс лекций. – М.:
ИНФРА-М, 2004. – 175 с.
16. Шорохов Ю. И. Организационное поведение: Учебное
пособие. – М.: ПЕРСЭ, 2000. – 126 с.
17. Комаров Е., Комаров Л. Особенности российского
кадрового менеджмента на рубеже ХХІ века/Е. Комаров, Л. Комаров//Управление
персоналом. – 1999. - №9. – с. 31-33
18. Кочеткова А. И. Введение в организационное
поведение//Управление персоналом. – 2001. – №11-12. – с. 38-45
19. Павлуцкий А. Люди и организация: технология
усовершенствования компаний //Управление персоналом. – 2000.- №3. – с. 70-73
20. Розин М. Новые подходы в менеджменте персонала
//Управление персоналом. – 1999. - №9. – с. 45-49
21. Сурков С. А. Работа с персоналом как средство
повышения эффективности организации //Управление персоналом. – 2003. - №7.
–с. 40-43
22. Тарасов В. новая конкурентная стратегия – построение
самообучающихся предприятий//Проблемы теории и практики управления. – 2005. -
№1. – с. 76-84
23. Уразова Н. Построение организационного поведения
//Современная торговля. – 2004. - №6. – с. 60-62
24. Фатхутдинов Р. А. Принципы управления персоналом/
//Управление персоналом. – 1998. - №12. – с. 51-55
25. Ховрин А. Ю. «Организационное поведение» как
интегративная социо-гуманитарная дисциплина//Социально-гуманитарные знания. –
2005. - №6. – с. 126-136
26. Шекшня С. Современные представления об управлении
персоналом //Управление персоналом. - 2004. - №1-2. – с. 70-79