Содержание
Введение......................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие «развитие организации» и подходы к
его оценке............. 6
Глава 2. Организационная культура, ее элементы и
сущность.................... 14
Глава 3. Стиль управления как основа взаимодействия
руководителя и
сотрудников.................................................................................. 21
Заключение................................................................................................... 27
Список использованной литературы........................................................... 29
Введение
Что
такое организационная культура, развитие организации и стили управления? Важные
ли это элементы в экономической системе нашего общества?
Прежде чем начать какое-либо дело, человек
должен тщательно
продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В
противном случае его
намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией разработки
какой-либо стратегии или управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс
постановки цели и нахождения
способов ее выполнения.
В настоящее время важное место занимает изучение данной проблемы,
так как развитие организации – основной шаг на пути к утверждению фирмы на
экономической арене, а организационная
культура выступает одним из важных элементов экономической деятельности предприятия, от результатов которой зависит не
только взаимодействие коллектива, но так же и развитие данной организации в
целом.
С проявлениями
организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия:
она обуславливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в
определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей,
реализуется в конкретной стратегии организации.
Переход России к рыночной экономике поставил
экономику нашей страны в
новые условия, характеризующиеся
возрастающей конкуренцией, сокращением рынка сбыта из-за высоких издержек производства, неплатежеспособностью смежников, сложностями поиска поставщиков
сырья, материалов и ограниченностью финансовых
ресурсов.
Нельзя не сказать о
том, что термин "организационная культура" охватывает большую часть
явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем
материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и
укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты
качества выпускаемого продукта.
Под «стилем управления»
в современном менеджменте принято считать совокупность приемов, которые
использует руководитель по отношению к своим подчиненным.
Важно отметить тот
факт, что эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он
помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный
момент времени задачи.
Цель данной курсовой работы - изучение и анализ организационной
культуры, ее влияние на развитие предприятия, ее функций, целей, задач и
основных принципов. Так же детальное знакомство со стилями управления в
современном мире на предприятиях, а объект – сама культура и стили управлении в
целом.
Задачи
данной курсовой работы следующие:
1) Дать обзор понятию «развитие организации»;
2) Сформулировать и рассмотреть главные функции и особенности
организационной культуры;
3) Определить подходы, используемые при выборе стиля управления;
4) Подробно ознакомиться с каждым видом стиля управления
организацией.
Данная курсовая работа
состоит из введения, где определены цель, объект и задачи изучения, трех глав,
где идет уже более детальное ознакомление с особенностями развития организации,
организационной культурой и стилями управления, заключения и списка
использованной литературы.
В первой главе подробно
рассматривается многогранность понятия «развитие организации», рассматриваются
объект и предмет исследования. Вторая глава посвящена изучению формирования в
организации культуры В третьей главе мы рассматриваем подробно подходы и стили
управления организацией. В заключении сделаны выводы по проделанной работе и
обобщена вся информация.
Курсовая
изложена на 30 страницах, включает 18 источников, среди которых переводы
зарубежных специалистов, научные статьи и книги российских авторов.
Глава
1. Понятие «развитие организации» и подходы к его оценке.
Успех работы организации в рыночной экономике
в первую очередь зависит от
правильно выбранной стратегии, то есть от плана развития организации.
Любое предприятие представляет собой открытую систему, поэтому
оно может существовать
только в случае, если будет удовлетворять какую-либо потребность во внешней среде. Это дает
возможность определить одну из основных
целей организации - завоевание новых клиентов, другими словами — создание новых рынков [8, с.59].
Что такое развитие организации и планирование
ее стратегии? Формально это процесс построения плана деятельности. Однако это явление в условиях
рынка многоаспектно и
предполагает анализ с различных точек зрения [1, с.6].
Существует
множество определений данного процесса:
1)
процесс принятия решения, направленный на
достижение такого
желательного состояния в будущем, которое не возникнет само собой [1, с.5];
2)
заблаговременный учет внутренних и внешних
факторов, обеспечивающих
благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия [4, с.12];
3)
процесс использования новых путей и способов
совершенствования деятельности
организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов [3, с.315];
4)
построение нормативного представления, в
котором указываются
последовательность промежуточных продуктов и конечный результат деятельности [18].
Важно отметить то, что все эти понятия
объединяет два аспекта [1, с.7]:
1) постановка целевого представления;
2)
разработка пути достижения цели.
Интересно то, что анализ формулировок иных
определений развития организации показывает на то, что такое содержание процесса не противоречит и его трактовке другими авторами.
Итак, под «развитием организации» мы
будем понимать такой процесс принятия решения, при котором достигается целевое
(желательное и более совершенное)
состояние деятельности и путь его достижения с учетом внутренних возможностей и внешних факторов
(условий) [1, с.7].
Важное место в системе построения и развития
стратегии организации занимает планирование.
Планирование является неотъемлемой частью
управленческой деятельности организаций.
Именно в процессе планирования формулируются количественно стоящие перед
фирмой задачи, определяются наиболее
эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям
внутренних и внешних условий [8,
с.73].
В целом планирование представляет собой
процесс принятия решений,
однако оно обладает рядом отличающих его черт. К специфическим чертам планирования, согласно Р.
Акоффу [1, с.13], относятся предварительность, системность, стадийность, непрерывность. Процесс планирования направлен на достижение такого
состояния, которое желательно
и нельзя ожидать, что оно возникнет само собой.
Для эффективного осуществления
бизнес-процессов процесс планирования
должен осуществляться в соответствии со следующими принципами [8, с.248]:
1)
Принцип единства предполагает, что внутрифирменное планирование представляет собой систему, состоящую из
элементов - объектов и
субъектов планирования, реализующих функцию планирования деятельности как фирмы в целом, так и
отдельных подразделений. Объекты
планирования: фирма в целом, производственные подразделения, функциональные
подразделения, рабочие места. Субъекты планирования могут быть объединены в плановый отдел как
самостоятельное функциональное
подразделение или входить в состав объектов планирования;
2)
Принцип непрерывности основан на том, что процесс разработки планов должен регулярно повторяться через
установленные периоды времени
и корректироваться по результатам выполнения предыдущих планов с учетом изменений внешней среды;
3)
Принцип гибкости предусматривает необходимость наличия в каждом плане резервов, способных снизить
возможные риски в связи с появлением
непредвиденных обстоятельств;
4)
Принцип обоснованности планов реализуется через применение определенных методов или их сочетания в
зависимости от объекта планирования.
Для реализации данного принципа актуально качественное информационное обеспечение процесса планирования, профессиональный подход к разработке плановых документов.
Также необходима ориентация на
прогнозные расчеты потребностей рынка, тенденции его развития, учет внутренних возможностей и ресурсов, сбалансированность всех разделов и показателей
плана.
Таким образом, соблюдая все
вышеперечисленные принципы планирования, организация может охватить все
направления и сферы своей деятельности, а также достичь максимальных
результатов минимальными усилиями.
Развитие организации – очень
сложный и многогранный процесс. Особую роль при создании и планировании стратегии
предприятия играют факторы, влияющие на форму выбора данного процесса.
Выбор
той или иной формы развития организации зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них
занимает специфика
предприятия. Например [6, с.54], фирма, занимающаяся изготовлением одежды, планирует свою продукцию не более 1-2
лет, а судостроительная верфь — не
менее 5—10 лет.
Среди множества факторов, влияющих на форму
планирования, можно выделить три
основные [6, с.54]:
1)
факторы, обусловленные спецификой фирмы,
например концентрация капитала,
уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.;
2)
факторы внешней среды, например характер
государственного регулирования
экономики, уровень и характер конкуренции и т.п.;
3)
критерии, обусловленные спецификой самого
процесса планирования, например
полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность
планирования
и т.п.
Итак, эти,
а так же другие факторы оказывают существенное влияние на разработку и
построение системы развития организации. Только работая в комплексе и учитывая
все нюансы данного процесса, организация сможет достаточно
высоко котироваться и занимать немалую долю рынка.
Деятельность,
как организации, так и человека подчиняется определенным законам,
причинно-следственным взаимосвязям явлений, т. е. если происходит одно событие,
то оно влечет за собой определенный результат.
Законы бывают двух видов [18]: естественные и искусственные. Естественным
законам подчиняется все живое на Земле и человек как часть природы. Искусственные
законы создаются самим человеком и регулируют его деятельность как социального
существа. Действие законов может осуществляться слепо (законы природы) или в
соответствии с психологическими особенностями людей (законы общения между
людьми), постепенно превращаясь в тенденции. Существование и развитие любой
организации осуществляются в соответствии с несколькими законами [18]:
1)
Закон синергии. Он заключается в том, что
возможности организации в целом больше, чем сумма возможности ее составных
частей, взятых в отдельности. Данный эффект обеспечивается за счет взаимной
поддержки и всесторонней проработанности решаемых организационных задач. В
результате совместной деятельности достигнутый эффект покрывает потери от
ограничения самостоятельности;
2)
Закон дополнения. Его основа
состоит в том, что функции и процессы предприятия дополняются противоположными.
Делегирование полномочий дополняется их концентрацией, власть - исполнением,
специализация - универсализацией и т. д.;
3)
Закон поддержания пропорциональности
между всеми составляющими организации предоставляет возможность максимально
реализовывать ее потенциал;
4)
Закон композиции. Он
предполагает, что деятельность всех сотрудников организации должна подчиняться
ее общей цели, а индивидуальные цели выражаются в виде ее составляющих;
5)
Закон самосохранения. Данный закон
базируется на том, что любая организация в целом и ее составные элементы в
частности стремятся сохранить себя и свои существующие связи. Для этого необходимо
не допускать конфликтов и потрясений в организации, осмотрительно использовать
ресурсы предприятия и постоянно модернизировать и расширять свою деятельность;
6)
Закон информированности. Он
предполагает, что эффективность деятельности организации напрямую зависит от
степени информированности ее сотрудников. Если информированность работников о
действительном положении дел низка, то принять и реализовать необходимые
решения не удастся;
7)
Закон необходимого разнообразия
заключается в наличии множества элементов и процессов, протекающих на
предприятии, и направлений его деятельности. Следование данному закону
позволяет предприятию гибко реагировать на изменения во внешней и внутренней
среде и легко приспосабливаться к ним;
8)
Закон онтогенеза. Он говорит о том, что
любая организация, как и живое существо, проходит определенные этапы развития,
такие как становление, развитие и угасание. В соответствии с этим целью
руководителя являются ускорение первой фазы, продление второй и продвижение во
времени третьей.
Для управления
эффективностью организации необходима разработка единых принципов и подходов к
управлению, измерению и оценке развития и работы организации в условиях
постоянных изменений с учетом современных складывающихся представлений об
успешной организации.
Рассматривая
организацию как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее
эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности
развития организации во внешней среде.
Важно помнить
принципиальные для анализа положения организации моменты [15]:
1) Выявление
сильных и слабых сторон организации (внутренние факторы) и их сравнение с
возможностями и опасностями рынка (внешние факторы) позволяет оценить реальные
предпосылки ее приспособления к внутренней структуре, определить потенциал
адаптационного управления и направления его реализации. Компоненты
адаптационного потенциала (организационные, кадровые, технологические и
информационные ресурсы) определяются основными составляющими подсистемами
организации (персонал, экономика и финансы, маркетинг, инновации) и
одновременно являются объектами управления и оценки;
2) При
оценке и измерении эффективности организации необходимо учитывать взаимосвязь и
взаимовлияние параметров работы входящих в организацию подсистем;
3) Общее
состояние организации предопределяется не только параметрами ее подсистем, но и
динамикой факторов внешней среды, прямо или косвенно воздействующих на нее.
Чтобы описать будущее состояние внешней среды, определяют отдельные параметры и
проецируют в будущее их потенциальную динамику. При этом выделяют соответствие
изменений внутренней среды организации (параметров всех ее подсистем)
изменениям микросреды (поставщиков, посредников, конкурентов, потребителей) и
макросреды (политической, демографической, научно-технической, культурной и
природной среды) по их направленности на цели развития организации;
4) Изменения,
происходящие во внешней среде, предопределяют необходимость стратегического
подхода к развитию и работе организации (есть ли у организации стратегия);
5) Работа
организации в реальном масштабе времени должна быть подчинена целевым
установкам стратегии развития организации;
6) Связь
между стратегическим, текущим и оперативным управлением должна базироваться на
использовании методического инструментария, обеспечивающего единство подходов,
оценок, измерений.
Важно отметить то, что каждая наука имеет
свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Философия, под предметом любой науки понимает
какую-то часть или сторону объективной
действительности, которая изучается только данной наукой [2, с.34]. Один и тот
же объект может рассматриваться различными
науками. Предметом
той или иной науки принято считать
то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук. Например, в медицине
объектом изучения является
человек [2, с.35]. Предметом же исследования отдельных медицинских наук служат
органы человека, их функции и взаимодействия. То же самое мы можем наблюдать и касательно организации в целом.
Предметом в стратегии
любой организации являются
причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, изучение и подробный анализ их
взаимодействия. Познание причинно-следственных связей в организации позволяет раскрыть сущность экономических явлений и
процессов и на этой основе
дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства,
обосновать планы и
управленческие решения [5, с.46].
Объектом
же являются сам процесс развития организации и достигнутые результаты.
Таким образом, мы можем
сделать вывод о том, что существует огромное количество трактовок понятия
«развитие организации», оно многогранно и обширно. Но в то же время все эти
понятия можно объединить постановкой целевого представления и разработкой
эффективного пути достижения поставленной цели с минимальными затратами.
Глава
2. Организационная культура, ее элементы и сущность
Организационная
культура
- это оригинальная смесь ценностей, норм, привычек, традиций, форм поведения и
ритуалов, присущая данной организации. Организационная культура -
стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и
отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечить
преданность организации и облегчить общение. Руководители должны создавать
организационную культуру так, чтобы все сотрудники понимали и придерживались
ее.
Организационные
культуры, или микрокультуры, отражают, прежде всего, национальные культуры,
однако включают также другие ценности и нормы, к которым относятся [17]:
- предназначение организации и ее имидж;
- старшинство и власть;
- значение различных руководящих должностей и
функций;
- обращение руководителей с людьми;
- роль женщин в управлении и на других
должностях;
- критерии выбора на руководящие и контролирующие
должности;
- организация работы и дисциплина;
- стиль руководства;
- процессы принятия решений;
- распространение и обмен информацией;
- характер контактов;
- характер социализации;
- пути решения конфликтов;
- оценка эффективности работы;
- отождествление персонала и руководства с
организацией.
Важно отметить тот
факт, что существует множество трактовок разделения организационной культуры на
типы. Некоторые специалисты выделяют четыре типа организационной культуры [18]:
1) Культура
власти. В данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные
качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам,
находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого
рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор
персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются
достаточно часто по критериям личной преданности. Данный тип культуры позволяет
организации быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решения
и организовывать их исполнение.
2) Ролевая
культура характеризуется строгим функциональным распределением ролей и
специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы
правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно
гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не
личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая
организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
3) Культура
задачи. Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач,
на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой
культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и
кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких
организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей
области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации. Эта
культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются
определяющими в деятельности организации.
4) Культура
личности. Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения
каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей.
Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности
договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер.
Культура организации многогранна. Она
состоит, во-первых, из субкультур
отдельных подразделений (групп), которые
могут ее развивать, мирно существовать наряду с
ней или противоречить, Во-вторых, включает
субкультуры тех или иных направлений сторон
деятельности - предпринимательства, управления, делового общения,
внутренних взаимоотношений.
По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько
типов культур [4, с.47]:
1)
бесспорная культура характеризуется
небольшим количеством основных ценностей и
норм и неукоснительной ориентации на них. Она не допускает
бесконтрольного влияния на свои основы как извне, так и изнутри, являясь, таким
образом, закрытой. Такая культура подавляет
людей, создает иллюзию их единства, но вызывает внутреннее
сопротивление;
2)
слабая культура практически не содержит общих ценностей
и норм: у каждого элемента организации они
свои, причем зачастую
противоречащие другим. Это разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу,
затрудняет процесс
управления. Нормы и ценности слабой культуры легко изменяются под внутренним и внешним влиянием;
3)
сильная культура открыта влиянию как изнутри, так и извне (открытость предполагает свободный обмен
мнениями между всеми
членами организации и посторонними лицами), активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни
исходило, и в результате только становится сильнее.
Нельзя не упомянуть о том, что в нашей стране
организационная культура является слабой. Она заимствовала с Запада лишь прогрессивные внешние формы: рекламу (как правило, невысокого уровня),
оформление офисов, новые
названия. В то же время стили управления и делового общения остались такими же, как и в условиях
административно-командной
системы [4, с.48].
По отношению к организации культура выполняет
ряд функций [4, с.48]:
1)
охранная состоит в создании барьера от нежелательных
внешних воздействий. Она реализуется через
различные запреты,
табу, ограничительные нормы;
2) интегрирующая объединяет людей в их повседневной деятельности, формирует общую для всех
психологию, чувство принадлежности
к организации, гордости за нее, привлекает посторонних
лиц (что облегчает решение кадровых проблем);
3) регулирующая поддерживает
необходимые правила и нор
мы поведения членов организации, их
взаимоотношений, контактов с внешним
миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов;
4) адаптивная облегчает взаимное приспособление людей
друг к другу и к организации с помощью
усвоения общих норм по
ведения, участия в ритуалах, обрядах. Все
это помогает людям устанавливать контакты друг с
другом;
5) ориентирующая (например, с помощью постановки целей)
направляет деятельность организации и ее
участников в необходимое русло;
6) мотивационная создает для этого
необходимые стимулы;
7) функция формирования имиджа организации, то
есть ее
образа в глазах окружающих. Он является
результатом непроизвольного
синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее
тем не менее огромное
воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
Итак, управление организационной культурой
осуществляется с помощью
контроля над ее состоянием; пропаганды и обучения персонала необходимым навыкам; подбора
соответствующих ее требованиям кадров и избавления от тех, кто в нее не
вписывается; широкого использования новой символики, обрядов, ритуалов.
При этом недопустимы подмена реальных
изменений шумихой вокруг
них; осуществление косметических преобразований, когда по существу все остается
прежним; попытки изменить всю культуру. сразу; перемены ради самих перемен [4, с.49].
Важно отметить тот факт, что организационная
культура имеет очень большое влияние на сплоченность коллектива, на внутреннюю
атмосферу. А от этого полностью зависит трудоспособность сотрудников и,
следовательно объемы производства, продаж и прибыль.
Специалисты говорят, что культура
организации состоит из двух типов элементов. Субъективные отражают духовную
сторону ее жизни; объективные – материальную.
К субъективным элементам относятся [4,
с.49]:
1) ценности, то есть свойствах или иных
объектов, людей, их поступков, обладающие эмоциональной привлекательностью для
окружающих, что позволяет им служить прообразцами, ориентирами. Считается, что сейчас необходимо не только
опираться на существующие
ценности, но и активно формировать новые. Поэтому важно тщательно отслеживать все полезное,
что есть в этой сфере у
других. В то же время старые ценности нельзя уничтожать или подавлять, поскольку они прочно вошли в жизнь людей, а
использовать их как основу
формирования новых;
2)
философия организации - система взглядов, отражающая ее ключевые ценности, предназначение, главный смысл деятельности. Философия создает основу выработки
подходов к управлению,
общих правил поведения, стиля руководства, принципов мотивации и пр.;
3)
обряд - стандартное,
повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Наиболее широко распространены обряды чествования
ветеранов, проводов на пенсию,
посвящения в молодые рабочие;
4)
ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятий, оказывающих целенаправленное
психологическое влияние
на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и
формирования необходимых убеждений. Работники многих ведущих японских компаний, например, начинают трудовой день с
пения их гимнов;
5)
легенды и мифы отражают в нужном свете историю и ценности
организации, роль ее прежних и настоящих руководителей. Они информируют (каков
главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижают неопределенность, советуют, создают
образцы для подражания;
6)
обычай - форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого
без каких бы то ни было
изменений;
7)
нормы и стиль поведения членов
организации, их отношения
друг
к другу, решения проблем;
8)
лозунги, то есть призывы, отражающие
в краткой форме ее руководящие задачи,
идеи. Сегодня в форме лозунга часто используется миссия организации.
Таким образом, мы
видим, что роль организационной культуры важна в
выживании коллектива, в эффективности функционирования его социального организма,
а так же функционировании всей компании. Но так же нужно помнить, что ключевая
фигура в процессе ее формирования - безусловно руководитель. Так как в
организационной культуре, как правило, воплощаются ценности и методы управления
лидера.
Глава
3. Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и сотрудников
Стиль управления - выбор системы методов и приемов,
которые использует менеджер при работе с подчиненными. От выбора стиля зависит
авторитет руководителя.
Стиль формируется под влиянием следующих факторов
[15]:
1)
от профессиональной подготовки;
2)
от объективности и ответственности руководителя;
3)
практический опыт работы или навыки;
4)
жизненные установки и ценности;
5)
психологические свойства личности.
Важно так же помнить о том, что стиль управления
должен удовлетворять основным требованиям [13]:
1) обоснованное
распределение полномочий и ответственности между отдельными звеньями и
работниками аппаратного управления;
2) поручения
выполнения задач с учетом навыков подчиненных;
3) внимательное
отношение к подчиненным;
4) сплочение
коллектива;
5) проявление
воли и настойчивости при организации управленческих решений.
Нельзя не сказать о том, что для подавляющего
большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение
имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник,
учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал,
возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства [13].
В настоящее время существует множество классификаций
стилей управления, но основными являются:
1) Авторитарный
стиль управления.
Стиль
деятельности руководителя (менеджера), в основе которого лежит абсолютизация
принципа единоначалия и полное отрицание коллективных методов принятия решений.
Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный
авторитет должности, на принуждение. Это стиль жестких приказов и распоряжений,
не допускающий каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных.
Он
отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к
значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности
работников. Но в то же время этот стиль управления может быть эффективным [13]:
1)
в экстремальных условиях (чрезвычайные ситуации), когда требуются быстрые и
решительные действия, когда дефицит времени не позволяет проводить совещания и
дискуссии;
2)
когда в силу предшествующих условий и причин в данной организации преобладают
анархические настроения, чрезвычайно низок уровень исполнительской и трудовой
дисциплины.
Руководитель концентрирует власть в своих руках,
единолично решает все вопросы, навязывая свою волю подчиненным. Признаки
авторитарного стиля [13]:
1)
Использует наказание;
2)
Оказание психологического давления;
3)
Применение приказов (принудительных) и распоряжений;
4)
Постоянный контроль и требовательность к подчиненным;
5)
Нетерпимость критики в свой адрес, критика подчиненных;
6)
При принятии решений нет свободы и инициативы;
7)
Избегает не формального общения с подчиненными;
8)
Его интересует только производственные показатели, а не взаимоотношения между
людьми;
9)
В коллективе не благоприятный психологический климат и нет дружественной
атмосферы, подавленно состояние сотрудников.
Таким
образом, авторитарный стиль управления может быть эффективным только в
экстренных случаях, а в обычное время этот стиль довольно жесткий и не
эффективный.
2) Демократический
стиль управления.
Демократический стиль управления —
совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на
сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия
решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный
руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений,
разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных [18].
Демократический стиль — наиболее
подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует
доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и
подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени
сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику
четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между
руководителем и подчиненным.
К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести
дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных
условиях можно резко снизить эффективность управления.
3)
Делегирующий стиль управления.
Делегирующий стиль управления -
совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на
передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности
за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль,
предоставляет подчиненным практически полную свободу.
Стиль делегирования рассчитан на руководителей,
которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровень зрелости
сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут
справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это
высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного
решения проблемы, являются специалистами высокого класса [18].
4)
Либеральный стиль управления.
Либеральный стиль характеризуется невмешательством
руководства в дела коллектива, он доверяет все решения вопросов подчиненным,
мало проявляет инициативу, соглашается с любым мнением подчиненным. Полная
свобода у подчиненных, безразличие его к критике, не заботится о персонале
[14].
Такой стиль руководства предпочтителен в творческих
коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой
индивидуальностью.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно
принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных
полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя,
приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический
климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному
принятию на себя полномочий и ответственности.
Руководитель же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет
оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право
окончательного решения.
Применение этого стиля находит все большее распространение в
связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских
разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих
давления, мелочной опеки и проч. Его эффективность обусловлена реальным
стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем
задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки
результатов и вознаграждения [13].
Важно помнить о том, что в то же время такой стиль легко может
трансформироваться в попустительский, когда руководитель вовсе устраняется от
дел, передавая их в руки “выдвиженцев”. Последние от его имени управляют
коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он
при этом лишь делает вид, что власть находится и его руках, а на деле все
больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
Таким
образом, мы можем сделать вывод о том, что не существует «плохих» или «хороших»
стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные
особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение
каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства
организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или
иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства [15].
Вопреки
распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не
зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки
и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми
партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и
ориентированы на конечный результат).
Причинами
разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и
темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и
женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они
интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства
[15].
Нужно так же отметить еще тот факт, что
в современном обществе в одной и той же фирме попеременно могут использоваться
различные стили руководства, что получило в западном менеджменте название
“метод двух шляп” [13].
Заключение
Проанализировав информацию,
изложенную в данной работе можно прийти к некоторым выводам и умозаключениям.
Во-первых, на всем
протяжении экономического развития мы можем проследить стремление организации
расширить свои возможности не только за счет привлечения дополнительных
ресурсов и источников, но и за счет построения правильной тактики и стратегии
построения местного бюджета.
Интересно то, что основная проблема экономических преобразований в современный период состоит в ограниченности
внутренних государственных
накоплений и неспособности частных инвесторов компенсировать недостаток капиталовложений для преодоления кризисной ситуации.
Во-вторых,
организационная культура имеет сложную комплексную природу и является составной
частью экономической политики предприятия.
Важно отметить тот факт,
что организационная культура как бы является фундаментом всей фирмы. Не укрепив
фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему.
В-третьих,
как мы выяснили нужно очень ответственно подходить к выбору стиля управления,
благодаря которому руководитель и сотрудники в целом могут принимать более
рациональные решения и искать новые пути расширения и получения доходов.
Отметим тот
факт, что исторически первым и наиболее распространенным на практике является авторитарный
стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в
приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и
задачами деятельности организации.
Демократический
стиль руководства апеллирует к высшим уровням
потребностей. Демократическое руководство характеризуется разделением власти
и участием подчиненных в принятии решений.
Суть либерального
стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями
проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет
ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за
собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные
результаты.
Таким образом, мы
приходим к выводу о том, что только в результате детального изучения,
подробного анализа внутренней атмосферы организации, ее организационной
культуры, правильного выбора стиля управления можно занять достойное положение
на экономической арене.
Список
использованной литературы:
1.
Алексунин
В.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2005. – 204с.
2.
Афоничкина
А.И. Основы менеджмента/ под ред. А.И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007. – 528с.
– (Серия «Учебник для вузов»).
3.
Баринов
В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.:
КНОРУС, 2005. – 240с.
4.
Веснин
В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2004. – 176с.
5.
Герчикова И.Н. Менеджмент:
Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ,2002. – 177с.
6.
Ильин
А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие/ А.И. Ильин. – 6-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Новое знание,2005. – 656с. – (Экономическое образование).
7.
Котлер
Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс/ пер с англ.под ред. Ю.Н. Каптуревского.
– СПб.: Питер, 2004. – 496с.
8. Кричевский Р. Л.
Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.
- М.: Дело, 2005. – 278с.
9.
Огарков
А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 512с. – (Высшее
экономическое образование).
10.
Тульчинский
Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры:
Учебное пособие. – 3-е изд., стер. –
СПб.: Издательство «Лань»;Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 207. – 528с.
11.
Шеметов
П.В. Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие. – М.:
Издательство «Омега-Л», 2007. – 406с. – (Высшая школа менеджмента).
12.
Шепеленко
Г.И. Организация и планирование производства на предприятии: 100
экзаменационных ответов/ Экспресс-справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ
«МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 336с.
13.
www.metaphor.ru/er/approach/development
14.
www.rhr.ru/index/jobmarket
15.
www.ippnou.ru/article
16.
www.penza-job.ru/view
17. www.newmanagment.ru
18. www.ecsoman.edu.ru