СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2
1. КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ.. 3
1.1. Понятие «культура обслуживания». 3
1.2. Правила обслуживания клиентов. 8
2. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.. 12
2.1. Тип и класс предприятий общественного питания. 12
2.2. Культура и технология обслуживания посетителей
предприятий общественного питания. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Культура обслуживания
предприятий питания - вопрос, затрагивающий сферу не только психологии, но и
чисто технического мастерства. Она в значительной мере зависит от знания
официантом норм этикета: подавать приборы и блюда необходимо слева от гостя, а
убирать - справа и т.д. Обслуживание посетителей предприятий питания
затрагивает комплекс всех задач, которые сливаются в единое целое,
осуществляются в интересах клиентов и, в конечном счете, определяют их
настроение, мнение о предприятии. С другой стороны, гостеприимство - это
человеческие взаимоотношения. Оно определяется тем, как вы применяете на
практике элементы обслуживания и, кроме того, насколько клиенты предприятий
питания чувствуют заботу и внимание к ним. Даже безукоризненное с технической
точки зрения обслуживание не доставит полного удовлетворения клиентам, если
они не ощутят искренности и вашей заинтересованности в стремлении доставить им
наслаждение и удовольствие.
Существует великое
множество элементов, из которых складывается мозаичное панно приятного
обслуживания. Многие из этих элементов полностью зависят от обслуживающего
персонала.
В данной работе выделим
различные типы предприятий общественного питания и рассмотрим понятие культуры
обслуживания, правила и технологию обслуживания посетителей предприятий
общественного питания.
Руководство должно
развивать культуру обслуживания, культуру, которая направлена на
обслуживание клиента на основе определенных правил, процедур, системы
поощрений и действий.
Организационная
культура — система
ценностей и убеждений, которая дает членам организации понимание ее задач и
обеспечивает их правилами поведения в ней. Каждая организация имеет культуру.
В некоторых компаниях она может быть низкой. В хорошо управляемых компаниях
каждый сотрудник выступает носителем этой культуры. Высокая культура помогает
организациям двумя способами. Во-первых, она определяет поведение служащих.
Они знают, как действовать и что ожидают от них. Во-вторых, высокая культура
дает служащим чувство цели и заставляет их хорошо относиться к своей компании.
Они знают, чего их компания хочет достичь и как они в этом должны ей помочь [4, с. 341].
Культура служит как бы
клеем, скрепляющим организацию. Если культура организации высокая, то сама
организация и ее служащие действуют как единое целое. Однако компания, имеющая
высокую культуру, необязательно имеет высокую культуру обслуживания. Высокая
культура обслуживания побуждает служащих в своих действиях ориентироваться на
клиента и является первым шагом к развитию организации, ориентированной на
запросы клиента.
Развитие организации,
ориентированной на запросы клиента, требует от руководства определенных
обязательств в смысле времени и финансовых ресурсов. Переход на систему
управления, ориентированную на клиента, может повлечь за собой изменения в
найме, обучении, системе поощрения и методах разрешения жалоб клиентов, так же
как и в полномочиях служащих. Для этого менеджеры должны будут затратить время
для общения, как с клиентами, так и со служащими, контактирующими с клиентами.
Руководство должно будет неизбежно пойти на это. Культура обслуживания не
следует из меморандума СЕО. Управление, ориентированное на клиента, будет
развиваться постепенно благодаря действиям руководства компании. Например, менеджер
гостиницы, который тратит время, приветствуя приезжающих при регистрации и
интересуясь их самочувствием при отъезде из гостиницы, демонстрирует заботу о
постояльцах.
В некоторых компаниях,
включая Hyatt, McDonald's и Hertz,
управленцы работают рядом с персоналом, обслуживающим клиентов. Это показывает
служащим, что руководство не хочет терять контакт при работе с клиентами и
таким образом менеджеры проявляют заботу и о служащих, и о клиентах. Внутренняя
программа маркетинга, не поддерживаемая руководителями, будет неэффективна.
Организации не могут ожидать от служащих работы, ориентированной на клиента,
если это явно не поддерживается менеджерами компании.
Низкая культура. Фирмы, которые отличаются низкой
общей культурой предпринимательства, слабо соблюдают или совсем не соблюдают
обычных норм и ценностей обслуживания. Служащие часто руководствуются в своей
работе политикой компании и инструкциями руководства, хотя они могут и не
требоваться для качественного обслуживания клиента. В результате служащие
часто рискуют, принимая решения вне этих правил и инструкций. Если в работе
фирмы не определены основные ценностные ориентиры, то служащие не знают
установки компании на то, как они должны действовать, и поэтому тратят
дополнительное время, чтобы решить, как себя вести и как поступить в каждом
конкретном случае. В частности, они должны получить одобрение своего
непосредственного начальника перед тем, как вынести решение по возникшей
проблеме. А эти руководители в свою очередь будут стараться передать
ответственность наверх, заручившись одобрением своих начальников. Пока проблема
решается, клиент должен ждать и терять время, чтобы получить ответ. В компании
с высокой культурой обслуживания служащие сами знают, что надо делать, и сами
выполняют свою работу. В результате клиенты получают быстрые ответы на
возникающие вопросы и быстрое решение своих проблем.
La Quinta Motor Inns собирает служащих своих гостиниц из каждого из 18
регионов в головную контору для специальных сессий. Цель этих сессий:
1) высказать признательность
служащим;
2) подчеркнуть, что все
служащие уполномочены делать все необходимое, чтобы оправдать ожидания гостя.
Когда фирма уполномочивает служащих на самостоятельные решения в пользу
потребителя, это перемещает полномочия и ответственность при принятии решения
от различного рода начальников к рядовым служащим [4, с. 342].
В ресторане быстрого
обслуживания не разрешалось посетителям пользоваться служебным телефоном, хотя
телефонов, предназначенных специально для клиентов, в помещениях не было. Но
как-то вечером один человек, на которого напали недалеко от ресторана, попросил
разрешения воспользоваться телефоном. Служащие отказали ему в этом. Инструкция
предписывала не разрешать посетителям пользоваться телефоном. Направленность их
общей культуры обслуживания приучила служащих действовать строго в соответствии
с инструкцией. Они оказались неспособны к принятию неординарного решения,
которое шло вразрез с указаниями руководства компании. В прессе эта история
была представлена как яркий пример безразличного отношения бизнеса к человеку.
В результате ресторан получил отрицательную рекламу, и только удача помогла
фирме избежать иска.
Имея дело с организацией,
которая обладает высокой культурой, вы сразу же это чувствуете. Так, у
сотрудников Marriott уже вошло в привычку сразу же
«поворачиваться лицом к клиенту». Глава компании Й. Уиллард Билл Марриотт
последовательно наставляет, обучает и напоминает сотрудникам о важности
клиента и его запросов. Сеть Four Seasons включает
несколько гостиниц, и в любой из них служащие неизменно встречают гостя тепло,
с искренним желанием помочь. Существует большая разница в восприятии гостем
сотрудника, который просто запомнил приветствие и повторяет его приезжающим, и
служащего, который искренне заинтересован в постояльцах и показывает это всем
своим поведением. Служащие в гостиницах Four Seasons всегда на высоте и этим укрепляют решение приезжающих
останавливаться именно в этих гостиницах.
Поворот
организационной структуры компании на ориентацию вниз. Обычная организационная структура
компании — это треугольник. Например, в гостинице главный административный
директор и главный исполнительный директор находятся в высшей точке
треугольника. Генеральный менеджер находится на следующем уровне, а далее идут
главы отделов, начальники, рядовые служащие и клиенты (рис. 1). Кэн Блэншард,
автор книги «Менеджер на одну минуту», утверждает, что проблема обычной
организационной структуры состоит в том, что каждый сотрудник работает на
своего начальника. А поскольку служащие хотят преуспевать в организации, то они
больше всего обеспокоены тем, как руководство оценивает их работу. Например,
глав отделов беспокоит, что генеральный менеджер думает о них, а генеральные
менеджеры хотят, чтобы весь коллектив сотрудников высоко их ценил. Проблема
такого типа организации компании состоит в том, что каждый сотрудник обеспокоен
тем, как он выглядит перед начальником, и вся организация очень мало внимания
уделяет клиенту [4, с.
343].
В компании, обладающей
высокой культурой обслуживания, на первом месте всегда стоит клиент, а
администрация и руководство — в самом низу организационной структуры. При таком
типе организации работа каждого сотрудника направлена на то, чтобы как можно
лучше обслужить клиента. Общекорпоративное руководство помогает генеральным
менеджерам обслуживать клиента, генеральные менеджеры поддерживают
соответствующие отделы в обслуживании клиента, начальники отделов
разрабатывают системы, которые позволяют руководителям участков лучше
обслуживать клиента, и руководители участков помогают рядовым служащим в
обслуживании клиента [4,
с. 344].
Рис.1. Организационные структуры компании,
ориентированные вверх и вниз
В гостинице Ritz-Carlton посыльный по ошибке принес гостю багаж лишь через час
после того, как тот поселился в гостинице. После того, как багаж был доставлен
с опозданием, он сказал об этом руководителю своего участка. Руководитель
участка лично принес извинения гостю и отметил в банке данных компьютера
гостиницы, что у этого гостя были проблемы, и он должен получить исключительное
обслуживание в течение всего остального времени его пребывания. Это
рациональный способ решения проблемы, но такое бывает исключительно редко. В
гостинице с обычной организационной структурой служащий, допустив ошибку,
надеется, что его непосредственный начальник никогда об этом не узнает и даже
пробует скрыть этот факт. Он знает, что его могут наказать, если начальник
узнает о допущенной ошибке. Гостиница Ritz-Carlton обладает высокой культурой
обслуживания — в ней организационная структура повернута сверху вниз так, что
во главе стоит задача наилучшим образом обслужить клиента. Посыльный был
обеспокоен, прежде всего, проблемой постояльца и знал, что непосредственный
начальник примет меры, которые позволят гостинице поправить его ошибку. Тот в
свою очередь также не побоится сообщить о допущенной ошибке другим отделам и их
руководству. Когда вы поворачиваете структуру организации и ориентируете ее на
потребителя, каждый работает с целью лучше обслужить гостя. При обычной же
организационной системе персонал работает так, чтобы был доволен хозяин.
Существует ряд правил по
обслуживания клиентов:
ü Смотрите собеседнику в глаза. Ничто так не согревает душу, как
улыбка. Научите свой персонал устанавливать контакт с каждым новым посетителем
с помощью прямого взгляда и широкой открытой улыбки.
ü Идите навстречу пришедшим гостям. Гостеприимство напрямую зависит от
вашей способности устанавливать личные отношения с клиентами. А чтобы легче
этого добиться, вы должны обращаться с гостями как с личностями, а не как с
клиентами. Возьмите за правило: те, кто приветствует ваших гостей при входе,
должны выходить им навстречу из-за стойки. Лучше всего вообще избавиться от
всех этих стоек. На мой взгляд, прологом еды в ресторане должна быть улыбка
кого-нибудь из обслуживающего персонала при встрече посетителей, когда они
входят в ресторан. Это вовсе не требует, чтобы метрдотель был прикован к
входной двери. Просто кто-то должен всегда знать, что происходит на входе, и
направляться к вновь прибывшим гостям, едва они появляются в дверях ресторана.
ü Уделите внимание вновь прибывшим
гостям в первые 30 секунд. Помните, в вашем распоряжении имеется примерно 30 секунд с того момента,
как люди вошли в ресторан, на то, чтобы улыбнуться им и дать знать, что их
приход не остался незамеченным. Если вы заняты в этот момент каким-то делом,
которое не можете отложить, постарайтесь побыстрее завершить его и займитесь
гостями. Если люди ощущают свою значительность с того момента, как они вошли в
ресторан, они проведут время в более приподнятом настроении и хорошем
расположении духа [5, с.
54].
ü Предлагайте половину порции. Подобный подход очень ценят те, кто
сидит на диете, и пожилые посетители ресторанов. Такой способ обслуживания
может принести вам заметную пользу. Во-первых, тем самым вы привлечете больше
клиентов. Ведь людей, которые предпочитают перекусить, а не соблазняться
полноценным обедом, становится все больше. А во-вторых, у вас появится
возможность предложить полпорции за 60—75 процентов цены, указанной в меню, не
нарушая при этом рамок приличия. Такой подход позволяет основным блюдам
становиться такими же привлекательными, как и закуски, что опять-таки расширяет
границы и возможности продаж.
ü Пусть шеф-повар подает блюда. Иногда, когда часы пик миновали, и наступило
некоторое затишье, вы можете пойти на то, чтобы сам шеф-повар подавал еду и
обслуживал клиентов. Для этого, конечно, потребуется дополнительный комплект
униформы официанта, но представьте приятное удивление ваших гостей, когда к их
столу подойдет сам шеф и подаст заказ со словами: «Я только что приготовил это
блюдо для вас. Надеюсь, вам понравится это блюдо!»
ü
Не скупитесь
на бесплатные закуски. Когда вы едите в Lambert's Cafe в штате Миссури (там, где разбрасывают булочки), к
столику все время подходят официанты и предлагают то, что вы не заказывали —
жареную овощную икру, макароны и помидоры, белую фасоль, закуску из красного
перца и многое другое. Причем все это предлагается бесплатно! Подумайте,
сможете ли вы использовать этот прием в вашем ресторане и какую выгоду из этого
можно извлечь?
ü Наливайте вино за столом. Обычно, когда клиент заказывает бокал
вина, его наливают в баре и к столику приносят уже в бокале. Однако практика показывает,
что привлекательнее, когда бутылку или кувшин вина приносят к столику и там
наполняют бокал. Это придает винам вообще и домашнему вину в частности больше
шарма.
ü Если один человек заказывает воду,
приносите ее всем, сидящим за этим столиком. Вода - это такой компонент меню, который все чаще и чаще
подается по просьбе клиентов во многих ресторанах. Если один человек за столом
заказывает воду, естественно предположить, что кто-нибудь из его соседей также
захочет утолить жажду. Такова уж человеческая натура. Исходя из этого, введите
такую практику — приносите воду всем сидящим за одним столом и тем самым
экономьте свои силы.
ü Присутствие руководства. Согласитесь, в человеке, который при
вашем посещении ресторана демонстративно ни о чем ином не думает, кроме как о
вашем хорошем настроении и добром расположении духа, есть нечто особенное, что
делает его в ваших глазах симпатичным и привлекательным.
Если вы из разряда таких
людей, ваш персонал обязательно последует вашему примеру. Но если вы
отвлекаетесь, когда разговариваете со своими сотрудниками, на посторонние
вещи, те, в свою очередь, также будут отвлекаться при общении с вашими
клиентами. Если для вас работа менеджера подразумевает, помимо всего прочего,
создание положительного климата в ресторане, присутствие руководства в зале
будет обычным явлением.
ü Чаще произносите имя клиента. Среди вещей чрезвычайно приятных
людям далеко не последнее место занимает звучание их собственного имени. В
непринужденной форме узнайте имена ваших гостей и называйте их по имени при
всяком удобном случае во время их трапезы. Метрдотелю проще узнать имена
клиентов, заглянув в лист заказа столов или вежливо спросив об этом в тот
момент, когда он усаживает гостей за столик. Не сочтите зазорным называть их
предупредительно господин такой-то или госпожа такая-то, если только они сами
не предложат вам быть менее официальным.
ü Кафетерий самообслуживания. Из рассказа Б. Марвина: “Когда я занялся программой питания
Олимпийских тренировочных центров США, то выбрал стандартный воинский тип
кафетерия. Спортсмены всегда, хотя и были накормлены, но не были довольны. В
первую очередь я перевел всю процедуру на самообслуживание. То есть дал
спортсменам возможность выбора еды на свой вкус и по своему желанию из
определенного ассортимента. Каждый мог брать столько, сколько ему нужно. “[5, с. 55].
Основными услугами,
предоставляемыми организациями общественного питания, являются услуги по
изготовлению кулинарной продукции, созданию условий для ее приобретения и
потребления.
К организациям
общественного питания относятся организации, предназначенные для производства
кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации
и/или организации потребления (ГОСТ Р 50647).
Деятельность по
предоставлению услуг общественного питания регламентируется Правилами оказания
услуг общественного питания [8, с. 187].
Организации общественного
питания делятся на типы и классы. Тип организации общественного питания
определяется ассортиментом реализуемой продукции, ее разнообразием и
сложностью изготовления, технологической оснащенностью (материальная база,
инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений,
архитектурно-планировочное решение и т. д.), методами обслуживания и квалификацией
персонала, качеством обслуживания (комфортность, этика общения, эстетика и т.
д.) и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг.
Тип организации общественного
питания — это вид
организации с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой
кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
Класс организации общественного питания
— это совокупность отличительных признаков организации определенного
типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия
обслуживания [8, с. 188].
В зависимости от
предлагаемых услуг различают услуги питания ресторана, бара, кафе, столовой,
закусочной.
Ресторан — организация общественного питания с
широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и
фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем
обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Рестораны различаются:
Ø по ассортименту реализуемой продукции
(рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран);
Ø по месту расположения (ресторан при
гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.).
Рестораны и бары по
уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на
три класса: люкс, высший и первый.
Рестораны и бары
различных классов должны соответствовать следующим требованиям:
"люкс" —
изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг,
ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для
ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей — для
баров;
"высший" —
оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент
оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов,
широкий выбор заказных и фирменных напитков и коктейлей — для баров;
"первый" —
гармоничность интерьера, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент
фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор
напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных
— для баров [8, с. 189].
Услуга питания
ресторана — это
услуга по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента
блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов
сырья, покупных товаров и вино-водочных изделий, оказываемая квалифицированным
производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня
комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией
досуга.
Бар — организация
общественного питания с барной стойкой, реализующая смешанные, крепкие
алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты,
мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Бары различаются:
по ассортименту
реализуемой продукции и способу приготовления (молочный, пивной, винный,
кофейный, коктейль-бар, гриль-бар);
по специфике обслуживания
потребителей (видео-бар, варьете-бар и др.).
Первоначальные формы
американских баров трансформировались в несколько видов. В настоящее время
наиболее распространенными из них являются:
v американский коктейль-бар;
v бар при отеле;
v бар при ресторане;
v дневной бар;
v танцевальный бар;
v бар-эспрессо;
v бар мороженого, снежный бар;
v пляжный бар;
v пул-бар.
Американский
коктейль-бар — это
старейшая и наиболее распространенная форма баров. Основу американских баров
составляет баротека, где сосредоточена большая часть продуктов. В отличие от
старых баров в оборудование включаются уютные кресла и столики. Наибольший
удельный вес в ассортименте баров занимают коктейли. Предлагаются и некоторые
услуги питания (простые блюда, закуски и мелкие сопутствующие товары).
Бары при отелях обеспечивают людям, проживающим в
отелях, возможность общения между собой. В таких барах реализуется широкий
ассортимент напитков и закусок, иногда устанавливаются музыкальные автоматы.
Дизайн баров при отелях часто схож с дизайном американских баров.
Бары при ресторанах обеспечивают продажу напитков и
многочисленных коктейлей. Посетителям за стойкой бара быстрее, чем посетителям
за столиками, подаются напитки, меню. Потребляя напитки, посетители делают
основной заказ.
Дневные бары работают только в течение дня. В
таких барах проходят встречи деловых людей. Дневные бары распространены в
Англии и Америке и являются центрами коммуникаций. Музыки в дневных барах нет.
Танцевальные бары обеспечивают услуги бара и услуги по
проведению танцевального досуга. Современной формой являются дискотеки. На
дискотеках предлагаются освежающие напитки и безалкогольные, а также легкие
освежающие алкогольные напитки с запахом плодов и ягод (алко-попсы) [8, с. 190].
Бары-эспрессо возникли в Италии и во Франции. Они
рассчитаны на быструю смену посетителей. Меблировка баров предполагает
потребление напитков стоя, число сидячих мест ограничено. Наибольший удельный
вес в ассортименте занимают разновидности кофе (кофе-эспрессо) и аперитивы.
Количество блюд ограничено.
Бары мороженого,
снежные бары имеются
в большом количестве в местах, где люди занимаются зимними видами спорта. Там
помещения для баров иногда сооружаются из снега и льда. Снег обливается водой,
пока не образуются ледяные глыбы необходимой формы. В этих барах заказываются
горячие напитки (глинтвейн, грог, чай, кофе).
Пляжные бары обеспечивают услуги бара на пляжах.
Предлагается много безалкогольных и легких алкогольных напитков.
Пул-бары устраивают рядом с плавательным
бассейном. Ассортимент напитков состоит из экзотических коктейлей.
Услуга питания бара — это услуга по изготовлению и
реализации широкого ассортимента напитков, закусок, кондитерских изделий,
покупных товаров и созданию условий для их потребления у барной стойки или в
зале.
Кафе обеспечивают питание и отдых
потребителей с
предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном
ассортимента продукции. В кафе реализуются фирменные,
заказные блюда, изделия и напитки.
Кафе различаются:
Ø по ассортименту реализуемой продукции
(кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная);
Ø по контингенту потребителей
(молодежное, детское и др.).
Услуга питания кафе — это услуга по изготовлению и реализации кулинарной
продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с
организациями других типов и, в основном, несложного изготовления, а также по
созданию условии для их потребления [8, с. 191].
Столовая — общедоступная или обслуживающая
определенный контингент потребителей организация общественного питания,
производящая и реализующая блюда в соответствии с разнообразным по дням недели
меню. Столовые различаются:
Ø по ассортименту реализуемой продукции
(общего типа
и диетическая);
Ø по обслуживаемому контингенту
(школьная, студенческая и др.);
Ø по месту расположения (общедоступная,
по месту учебы, работы).
Услуга питания
столовой — это
услуга по изготовлению кулинарной продукции, разнообразной по дням недели, или
специальных рационов питания для различных групп обслуживаемого контингента
(рабочих, школьников, туристов и др.), а также по созданию условий для
реализации и организации их потребления на предприятии.
Закусочная — организация общественного питания с
ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида
сырья, предназначенная для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные
разделяются по ассортименту реализуемой продукции, общего типа и специализированные
(сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная,
пиццерия, гамбургерная и т. д.).
Услуга питания
закусочной — это
услуга по изготовлению узкого ассортимента кулинарной продукции, в том числе из
определенного вида сырья, а также созданию условий для ее реализации и
потребления.
Кафе, столовые и
закусочные на классы не подразделяются.
Рестораны, кафе и бары
сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с
организацией отдыха и развлечений потребителей [8, с. 192].
Услуги по изготовлению
кулинарной продукции и кондитерских изделий включают:
— изготовление кулинарной
продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе, в
сложном исполнении и с дополнительным оформлением в организациях общественного
питания;
— изготовление блюд из сырья заказчика
на предприятии;
— услугу повара, кондитера по
изготовлению блюд, кулинарных и кондитерских изделий на дому.
Услуги по организации
потребления продукции и обслуживания включают:
—организацию и
обслуживание торжеств, семейных обедов, ритуальных мероприятий, конференций,
семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха и т. д.;
— услугу официанта (бармена) по обслуживанию на дому;
— доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий
по заказам потребителей, в том числе, в банкетном исполнении;
— бронирование мест в зале организации общественного
питания;
— продажу талонов для абонементов на обслуживание
скомплектованными рационами;
— организацию
рационального комплексного питания.
Услуги по реализации
кулинарной продукции включают:
— реализацию
кулинарной продукции и кондитерских
изделий через магазины и отделы кулинарии вне организации;
— реализацию кулинарной
продукции вне организации; — отпуск обедов на дом;
— комплектацию
наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам, для
самостоятельного приготовления кулинарной продукции (разносную и мелкорозничную
сеть).
Услуги по организации
досуга включают:
организацию музыкального
обслуживания, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм;
предоставление газет, журналов,
настольных игр,
игровых автоматов, бильярда.
Информационно-консультативные
услуги включают:
— консультации специалистов по изготовлению, оформлению
кулинарной продукции и кондитерских изделий и сервировке стола, консультации
диетсестры по вопросам использования кулинарной продукции при различных видах
заболеваний (в диетических отделениях и столовых);
— организацию обучения кулинарному мастерству.
Прочие услуги,
оказываемые организациями общественного питания достаточно разнообразны,
например, услуги по прокату столового белья, посуды, приборов, инвентаря для
проведения торжественных мероприятий. Такие услуги обычно пользуются спросом у
жителей сельских районов или организаций, которые готовятся к проведению
корпоративных праздников.
Кроме продуктов питания,
в ресторанах и кафе посетителям предлагаются фирменные значки и цветы. В ресторанах
с национальной кухней посетителям предлагаются сувениры и изделия народных
художественных промыслов, работы национальных скульпторов и художников. В
столовых и кафе, размещающихся у крупных транспортных магистралей, посетителям
предлагаются в ограниченном ассортименте товары для личного комфорта и
гигиены, канцелярские товары, периодические печатные издания, услуги связи и
др.
К дополнительным услугам
относятся услуги по упаковке кулинарной продукции, которую посетители желают
забрать с собой. Повышенное удобство обеспечивает наличие в пунктах питания
телефонной и факсимильной связи, особенно в пунктах питания, расположенных на
транспортных магистралях, в сельских районах. Удобство обеспечивают услуги
гардероба по гарантированному хранению личных вещей (верхней одежды), сумок и
ценностей потребителей.
Если посетитель приехал
на автомашине, ему может быть предложена услуга парковки на автостоянку
организации, а если он без автомашины — вызов такси [8, с. 194].
В состав персонала
организаций общественного питания входят специалисты, исполняющие услугу по
приготовлению пищи (повара и кулинары) и специалисты по сервису, обслуживающие
посетителей (официанты, бармены, администраторы (метрдотели)). Эти работники
имеют специальную профессиональную подготовку и проходят профилактические
медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных
документов.
В состав помещений
организации общественного питания входят зона обслуживания (контактная зона),
и административная и производственная зоны.
Зона обслуживания
посетителей состоит
из зала питания, вестибюля, гардероба, туалетной комнаты и др. Зал комплектуется
мебелью для приема пищи, мебелью и приспособлениями для подачи блюд,
средствами для разлива напитков. Интерьер оформляется в соответствии с
фирменным стилем организации.
Залы организаций
общественного питания, в особенности залы ресторанов, делятся на зоны. Если
зал состоит из нескольких частей, то их объединяют проемами или остекленными
дверями. Дифференциация большого зала на отдельные функциональные зоны
применяется довольно часто.
Обычно в залах ресторанов
предусматриваются место для оркестра, площадка для танцев, иногда небольшая
эстрада. Площадка для танцев выделяется более концентрированным освещением,
оформлением пола и потолка.
При залах ресторанов, как
правило, имеются банкетные залы, которые размещаются либо отдельно, либо выделяются
из общей площади при помощи раздвижных перегородок.
Для повышения
эффективности работы предприятия, при размещении производственных помещений
соблюдается принцип последовательного осуществления стадий технологического
процесса производства собственной продукции и обслуживания посетителей [8, с. 195].
При подборе оборудования
для производственных цехов учитываются принятые нормы оснащения организаций
общественного питания технологическим, холодильным и иным оборудованием,
установленным в зависимости от мощности и типа организации.
В производственных цехах
кухни в соответствии с характером технологического процесса размещаются
различные виды оборудования.
Технологические
помещения, в которых
готовятся продукты питания, включают:
v цех по приготовлению холодных
закусок;
v цех по приготовлению горячих блюд;
v мясной цех;
v рыбный цех;
v цех разделки овощей;
v кондитерский цех и пекарню;
v производство газированных вод и
напитков;
v мойку;
v сервизную комнату;
v бельевую комнату;
v складские помещения (для хранения
продуктов питания, холодильный склад, склад оборудования).
Оборудование
организаций общественного питания:
o
мебель зала
обслуживания;
o
столовое белье;
o
столовые приборы;
o
производственно-технологическое
оборудование.
Технология
обслуживания посетителей зависит типа и класса организации. Обслуживание в ресторанах и кафе выполняют
официанты. Столовые и фаст-фуды работают методом самообслуживания, а в барах
обслуживание за стойкой выполняет бармен, иногда обслуживание за столиками выполняют
официанты [8, с. 200].
В ресторане обслуживание
потребителя в контактной зоне включает встречу потребителя, предложение услуг
питания, посадку за столик, приему заказа, подачу блюд.
При приеме заказа после
отбора блюд или после обслуживания официант получает оплату заказа по
наличному или безналичному расчету, в зависимости от формы обслуживания.
Обслуживание
посетителей за столиками выполняют официанты.
Обслуживание включает
предварительные операции: расстановку столов и стульев, накрывание столов
скатертями, сервировку стола. Основные этапы работы официантов включают подачу
посетителю, сидящему за столиком, меню, прием заказа, подачу готовых напитков,
затем хлеба, холодных закусок, салатов, первых горячих и вторых горячих блюд,
десерта. По мере необходимости официант убирает освобожденные бокалы,
подставки, посуду. По просьбе посетителя официант подает счет, принимает
деньги и пробивает чек. После ухода посетителя официант убирает со стола
посуду, меняет скатерть, сервирует стол для следующих посетителей.
Обслуживание посетителей
в баре тоже имеет свои особенности. Перед обслуживанием посетителей в баре
бармен проводит подготовку столиков для бара: установку пепельниц, скамеек к
столам с необходимыми компонентами, раскладку карт бара, выкладку чипсов,
орешков и других закусок, приготовление напитков [8, с. 201].
Обслуживание
посетителей за стойкой бара выполняется барменом и бар-боем. Бармен принимает заказ,
исполняет и готовит напитки, смешивает ингредиенты напитка, взбалтывает их в
миксере при необходимости, оформляет заказ в кассе, устанавливает подставки под
бокалы и стаканы, на которые затем ставится заказанный напиток, сервирует на
стойке место потребителя, предоставляет потребителю счет по его просьбе и
расчет, прощается с посетителями, промывает стойку и обновляет вазочки с
закусками (орешки, чипсы и т. п.).
После заказа потребитель
вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты
исполнителю фактически понесенных расходов.
При обслуживании
потребителей предприятие общественного питания должно предоставлять
потребителям возможность проверки массы и объема предлагаемой продукции.
Состав и подача блюд при
обслуживании посетителей регламентируется меню [8, с. 202].
Меню (франц. menu, от лат. minuo — делю на меньшие части) — это перечень блюд и напитков, составляющих завтрак,
обед, ужин, подаваемых в организациях общественного питания.
Основное меню и,
соответственно, ежедневное обычно заказывают в составе трех, максимально
четырех блюд. Дополнительные меню (меню для ужина, для праздника, для банкета)
охватывает от 4 до 6 блюд. Сокращенное меню включает рыбные, горячие, холодные
блюда, жаркое с добавлением гарнира, овощей и салатов. В классическую
последовательность меню не включается кофе, но он присутствует во время
завтрака, обеда или ужина, частично он выносится в особое меню или в конце
обычного.
Шеф-повар или диетсестра
корректируют меню на основе принципов физиологии питания, с учетом спроса,
национальности, возраста и вероисповедания посетителей, современных форм
питания, полноценности продуктов, их калорийности, доступности, а также
вкусовых качеств.
При составлении меню
учитываются возможности производства в зависимости от площади кухни,
вентиляции, наличия приборов и машин, посуды, количества вспомогательного и
специального материала. При утверждении меню анализируются экономические
показатели (калькуляция, себестоимость, цены, наличие сырьевых ресурсов).
Наряду с услугами питания
посетителям предлагаются другие возмездные услуги. Если дополнительные услуги
оказываются отдельно от услуг общественного питания, исполнитель услуги не
вправе их навязывать. Потребитель вправе отказаться от предлагаемых услуг,
непосредственно не связанных с услугами общественного питания [8, с. 203].
Руководство предприятий
питания должно развивать культуру обслуживания, культуру, которая
направлена на обслуживание клиента на основе определенных правил, процедур,
системы поощрений и действий.
Предприятия общественного
питания имеют разную культуру обслуживания посетителей. В некоторых
организациях она может быть низкой. В хорошо управляемых компаниях каждый
сотрудник выступает носителем этой культуры. Высокая культура помогает организациям
двумя способами. Во-первых, она определяет поведение служащих. Они знают, как
действовать и что ожидают от них. Во-вторых, высокая культура дает служащим
чувство цели и заставляет их хорошо относиться к своей компании. Они знают,
чего их компания хочет достичь и как они в этом должны ей помочь.
Развитие предприятий
общественного питания, ориентированных на запросы клиента, требует от
руководства определенных обязательств в смысле времени и финансовых ресурсов.
Переход на систему управления, ориентированную на клиента, может повлечь за
собой изменения в найме, обучении, системе поощрения и методах разрешения
жалоб клиентов, так же как и в полномочиях служащих. Для этого менеджеры
предприятий питания должны будут затратить время для общения, как с клиентами,
так и со служащими, контактирующими с клиентами.
1. Гостиничное и ресторанное дело,
туризм: Сборник нормативных документов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 383 с.
2. Дурович А. П. Маркетинг гостиниц и ресторанов:
Учеб. Пособие. – М. «Новое знание», 2005. – 632 с.
3. Зайцева Н. А. Менеджмент в
социально-культурном сервисе и туризме. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 185 с.
4. Котлер Ф. Маркетинг гостеприимства.
Туризм: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 763 с.
5. Марвин Б. Маркетинг ресторана: как
привлечь клиента и удержать в вашем ресторане. – М.: ООО «Современные розничные
и ресторанные технологии», 2002. – 201 с.
6. Панова Л. Обслуживание на
предприятиях общественного питания: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2005.
– 312 с.
7. Радченко Л. Обслуживание на
предприятиях общественного питания. – М.: Феникс, 2004. – 258 с.
8. Романович Ж. А. Сервисная
деятельность: Учебник. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005. – 282 с.
9. Райли М. Управление персоналом в
гостеприимстве: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 189 с.
10. Труханович Л. В. Кадры ресторанов, закусочных, баров,
кафе: Сборник должностных и производственных инструкций, квалификационных
характеристик. – М.: Финпресс, 2003. – 190 с.
11. Усов В. В. Обслуживание на предприятиях общественного
питания. – М.: «Академия», 2004. – 282 с.