Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Международная защита прав ребенка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Международная защита прав ребенка
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Введение. 2

    Глава I. Международные стандарты прав ребенка. 4

    Глава III. Международные органы по защите прав детей. 10

    Глава III. Имплементация международных стандартов прав ребенка

    в национальное законодательство. 16

    Глава IV. Защита прав ребенка в Англии. 21

    Заключение. 27

    Список использованных источников. 29

    Введение

             Концепция правового государства направлена на защиту прав и свобод человека. Верховенство права, верховенство закона, разделение властей, взаимные права и обязанности государства и личности – характеризуют государство как правовое и создают наиболее эффективные условия для реализации прав и свобод личности. Дальнейшим продвижением государства в цивилизационные формы становится его социальная деятельность: защита малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан. Государство в идеале должно быть и правовым, и социальным.

             Международно-правовая защита – это достижение цивилизационного развития человечества. Международно-правовая защита личности – это та же, по существу, судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться в международные судебные органы, например в Европейский суд защиты прав человека. Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, принимаемые международные и иные санкции вошли в международно-правовую практику защиты прав человека. Развитие прав и свобод отражается в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах – Всеобщей декларации прав человека 1948 года, международных пактах о гражданских и политических правах, о социальных, экономических, культурных правах, Конвенции о правах ребенка, о политических правах женщин, которые ярко иллюстрируют эволюцию прав и свобод личности.

             История развития взаимоотношений родителей и детей имеет свои ключевые особенности, проявляющиеся прежде всего в модификации соотношений социального и правового статуса участников семейных правоотношений. На протяжении различных исторических этапов правовой статус несовершеннолетних определялся характером отношения общества к детям, той социальной ролью, которую взрослые отводили в нем ребенку.

    Основной составляющей этого отношения являлось понятие о ценности ребенка как члена общества, которое, в свою очередь, определяло стиль отношения к его воспитанию.

    Сегодня нормы международного и национального законодательства достаточно серьезно подходят к вопросам защиты прав детей.

    С одной стороны, национальное законодательство многих стран в этой сфере общественных отношений строится на международных принципах, с другой – некоторые нормы национального права, в том числе и России, не вполне отвечают общепризнанным. 

    Кроме того, в рамках рассматриваемой проблемы, несомненно, интересна и практика зарубежных государств. В частности, в данной работе будут рассмотрены особенности защиты прав детей в Англии.

    Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной темы, рассматривающей вопросы международной защиты прав ребенка и реализации такой защиты в национальном законодательстве.

    Объект исследования – комплекс теоретических и практических проблем, связанных с реализацией норм о защите прав ребенка.

    Базой работы послужили нормы международного и отечественного законодательства, а также труды авторов в сфере защиты прав детей.

    Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.  




    Глава I. Международные стандарты прав ребенка

             Для современного общества актуальны проблемы реализации прав и законных интересов детей.

             Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (социальное сиротство), увеличивается. На положение детей отрицательно влияет высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей. Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, связанная с поиском заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизни, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

             Безусловно, как справедливо отмечает О.Зубарева, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений[1]. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем.

             Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов.

    Первый универсальный международный правовой акт о защите детства, Декларация о защите прав детей, был принят Лигой Наций только в 1924 году.

    Сегодня в основу законодательства о защите прав детей положены важнейшие международно-правовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей.

    К ним, прежде всего, относятся:

    - Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);

    - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года);

    - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года);

    - Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).

    Однако еще ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ч.2 указала, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Очевидно, что данных положений в области защиты прав ребенка было явно недостаточно. Но только 20 ноября 1989 года Резолюцией 44/95 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Данный документ стал наиболее известным и значимым международно-правовым актом, закрепляющим общепризнанные нормы международного права в области защиты прав детства, профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

    Итак, самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года[2]. Конвенция фактически заменила собой Декларацию прав ребенка (1959 год) и расширила представления о десяти принципах правовых аспектов защиты детства, поименованных в данном нормативно-правовом акте.

    Согласно положениям данной Конвенции государства, ее подписавшие, обязались уважать и обеспечивать все права, предусмотренные данным международно-правовым актом, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

    Также эти государства взяли на себя обязательство принимать все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

    Все действия в отношении детей, предпринимаемые учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, должны производиться в целях наилучшего обеспечения интересов ребенка.

    Государства, подписавшие Конвенцию о правах ребенка, обязались также обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая при этом во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

    Кроме того, государства должны принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в указанной Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства обязаны принимать такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

    Согласно положениям ст.5 Конвенции о правах ребенка, государства должны уважать ответственность, права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных в приведенной Конвенции прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

    Также Конвенция содержит значительный перечень прав, которые имеет ребенок. К ним относятся права:

    - на жизнь;

    - на выражение своего мнения;

    - на имя;

    - знать своих родителей и их место жительства;

    - на свободу мысли, совести и религии;

    - на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний;

    - на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях;

    - и иные права.

    Согласно ст.ст.19, 20 Конвенции государства должны принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

    Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

    Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

    Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

    Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык[3].

    Таким образом, данный международно-правовой документ предусматривает не только права ребенка, но и способы их обеспечения и способы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

    Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 года на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

    Таким образом, современный этап международного сотрудничества в области прав человека характеризуется целым рядом успехов и достижений.

    Так, А.Х.Саидов отмечает, что сложилось четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение получила практика привлечения неправительственных организаций к обсуждению в системе ООН вопросов, связанных с правами человека, и т.д.[4]

    Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

    Наиболее перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека, считает М.В.Шугуров, является «не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка»[5].

    Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц.

    Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

    Глава III. Международные органы по защите прав детей



             Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне и на региональном уровне.

    Универсальные органы в зависимости от их юридической природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

    Внедоговорные механизмы – это органы ООН. Ее Устав 1945 года как документ не относится, строго говоря, к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль «Конституции ООН», он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст.55 (с) Устава ООН призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

    В целях реализации этой задачи ст.57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать:

    - Международную организацию труда (МОТ);

    - Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ);

    - Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

    - Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ);

    - Фонд ООН по народонаселению;

    - Программу Развития ООН;

    - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

    Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

    Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

    Деятельность Совета Безопасности ООН имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

    ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

    Комиссия ООН по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

    Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, то есть органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

    Исследование деятельности Комитета ООН по правам человека, созданного с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, дает достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитет, состоящий из 18 экспертов, выступающих в личном качестве, а не как представители государств, является одним из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека. За свою деятельность начиная с 1977 года он накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только большой теоретический, но и практический интерес.

    Согласно Факультативному протоколу к Пакту о гражданских и политических правах, вступившему в действие в 1976 году, Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных лиц на нарушения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, при условии, что государство-нарушитель является участником Пакта и ратифицировало Протокол или присоединилось к нему. В Пакте содержатся и статьи, закрепляющие права ребенка.

    По итогам рассмотрения докладов Комитетами формулируются замечания.

    Определенную роль в правозащитной деятельности играют и другие договорные органы.

    Однако названные комитеты являются квазисудебными органами, имеющими компетенцию рассматривать жалобы, представленные индивидами, в которых государство – участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. Теоретически заявители могут быть любого возраста, и, кроме того, дети могут быть представлены их родителями или иными законными представителями. По настоящий момент эти органы получили совсем небольшое количество сообщений, касающихся прав ребенка.

    Причин тому несколько: это в числе прочего и чрезмерная длительность процедуры рассмотрения, и необязательность принимаемых решений. Однако само по себе право обращения в эти органы является очень неплохим достижением, которое следует развивать.

    Особый интерес представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно – посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

    Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства – участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 года.

    Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности.

    Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

    В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции, а также содержаться сведения, достаточные для всестороннего понимания Комитетом, как Конвенция выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

    В периодических докладах об осуществлении Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как:

    - создание механизмов и структур для координации и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

    - разработка общей или секторальной политики, программ и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

    - прогресс, достигнутый в осуществлении прав ребенка;

    - факторы и трудности на пути полного осуществления прав, изложенных в Конвенции, и меры по их преодолению;

    - планы, намечаемые в целях дальнейшего совершенствования реализации прав ребенка.

    Периодические доклады должны включать информацию о рассмотрении заключительных замечаний Комитета по предыдущему докладу. К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Это, на наш взгляд, позволяет Комитету не ограничиваться чисто верификационными функциями, а выйти на уровень поиска и активной постановки проблем, требующих внимания как на национальном, так и на международном уровне, согласования усилий по их решению. Следовательно, всеобъемлющий пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

    При обсуждении доклада Комитет обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей в отдельных аспектах прав ребенка.

    Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных и межправительственных организаций, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительства. Для этого в его работе согласно ст.45 принимают участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета: а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности; б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.


     


     

     












     

    Глава III. Имплементация международных стандартов прав ребенка

    в национальное законодательство

             Сегодня в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав детей, в целом основанная на международных нормах.

    Так, Конституция РФ[6] (ст.17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38), которое создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

    К базовым законам, закрепляющим права родителей и детей, следует отнести Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года[7]. Включение в него отдельной гл.11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

    Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имело принятие ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[8]. Закон (ст.4) определил цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации, а также восстановление этих прав в случаях их нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Законом (ст 1) впервые определены такие важнейшие практически используемые понятия, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»; «социальная адаптация ребенка» и «социальная реабилитация ребенка»; «социальные службы для детей».

    Выполнение Конвенции о правах ребенка – одно из приоритетных направлений осуществляющегося пересмотра национального законодательства. Так, гарантии по защите прав детей, в частности, от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, содержатся в новом Трудовом кодексе РФ[9]. В ч. 2 Налогового кодекса РФ[10] включена ст.218 о стандартных налоговых вычетах. Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства. Так, согласно ст.9 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[11] право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. В соответствии со ст.11 ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[12] право на социальную пенсию имеют среди прочих: дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Потребности детей учтены при формировании пакета нормативных правовых актов по социальной поддержке малоимущих семей. Так, ст.3 ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи»[13] предусматривает, что в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, им оказывается государственная социальная помощь.

    Разработан и принят ряд федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Так, ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[14] дал развернутую характеристику понятий: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и определил общие принципы и меры социальной поддержки таких детей. Статья 11 ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[15] определяет, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»[16] кроме определения понятий «безнадзорный» и «беспризорный» представлена развернутая система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    В ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[17] повышен до 18 лет возраст лиц, которым может устанавливаться категория «ребенок-инвалид». ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[18] установил, как сказано в преамбуле, единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

    Особое внимание придается реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения. Этому способствовало внесение в УК РФ гл.20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних»[19]. Производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних посвящена отдельная гл.50 УПК РФ[20], в которой подробно регламентируются порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, участия законного представителя в досудебном производстве и судебном заседании по уголовному делу, прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия. С принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях[21] усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст.5.35).

    Несмотря на огромный массив существующего в настоящее время законодательства о защите прав детей, все же очевидно, что должна быть разработана отдельная концепция правового статуса человека, его прав и свобод, в Конституцию следует включить специальную главу об основах правового статуса личности в РФ и выделить в ней самостоятельный конституционно-правовой институт семьи и детства. Нормы этой главы будут призваны способствовать формированию конституционно-правового статуса ребенка как самостоятельного правового института.

    Очевидно, что с учетом роли и места, которое должно занимать подрастающее поколение в развитии общества и государства, от четкого определения и разработанности доктринального статуса ребенка зависят характер и направления этого развития.

    Стоит заметить, что идея формирования основ правового статуса ребенка в РФ уже высказывалась учеными. В пользу этой концепции говорит многое. Во-первых, достаточная разработанность ее основных категорий, прежде всего теории правового положения личности. Во-вторых, необходимость признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст.2 Конституции РФ. В-третьих, слишком велика сегодня социальная «цена» этой категории граждан, поскольку от «качества», а теперь уже от количества (учитывая современный демографический кризис) детей, подрастающего поколения зависит будущее самого Российского государства. В-четвертых, современное состояние общества требует повышенной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Дети, как особая категория граждан, нуждаются в особой защите.

    Представляется, акцент необходимо сделать на закреплении юридических прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних; на определении правосубъектности несовершеннолетних; на юридических гарантиях реализации прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних.




    Глава IV. Защита прав ребенка в Англии

             В XIX веке характерным завоеванием стало признание государством права ребенка на защиту.

    Появилось понятие «охрана детей», которое трактовалось как «сознание необходимости охраны детей от произвола и жестокого с ними обращения родителей или заступающих их места, а также от нравственного их развращения...»[22].

    Официальная оценка правового статуса несовершеннолетних впервые базировалась на осознании того, что положение детей в их собственных семьях ни законодательство, ни общество до последнего времени не регулировало. Между тем это положение во многих случаях оказалось гораздо хуже, чем положение совершенно бездомных детей.

    В качестве первых шагов в этом направлении можно считать создание в Нью-Йорке в 1875 года общества защиты детей от жестокого обращения.

    Затем аналогичные общественные организации образуются в Англии, Франции, Пруссии.

    Так, в 1889 году во Франции был издан Закон Русселя «О малолетних, беспомощных, заброшенных и терпящих дурное обращение», который предоставлял суду право лишать родительских прав людей, дурно обращающихся со своими детьми или не заботящихся о них. Данный законодательный акт официально признал за несовершеннолетними право на заботу родителей, право на гуманное обращение и воспитание, право на защиту жизни и здоровья от жестокого обращения и насилия.

    Сегодня в национальном праве многих качественно изменилось не  только само законодательство о защите прав детей, но и сама степень реализации норм такого законодательства.

    Несомненно, показательным в этом отношении является опыт Англии, которая является одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с детьми и их родителями. Поэтому в целях совершенствования российской системы защиты прав ребенка полезно и необходимо изучить роль социальной службы (social services) Англии в механизме защиты прав ребенка.

    В Великобритании полномочия по обеспечению прав детей с 1948 года (Children Act, 1948) возложены на местные органы власти (local authority). До 1948 года этим занимались церковь и волонтерские организации.

    В настоящее время возможности местных властей в этой области значительно расширены (Children Act, 1989). Они оказывают услуги детям, которые нуждаются в помощи, консультируют общественные организации, а также координируют работу местных департаментов и служб по защите детей.

    Социальная служба, как правило, состоит из множества отделов: Assessment service (Оценочная служба), Children's support service (Служба поддержки детей), Children with disabilities service (Служба, работающая с детьми-инвалидами), young offending teams (Служба, работающая с молодыми правонарушителями) и др. Все они тесно сотрудничают с полицией, органами здравоохранения, школами, негосударственными организациями.

    Оценочная служба (Assessment service) обрабатывает поступившую информацию и выясняет, в какой помощи нуждается ребенок. Информация может поступить непосредственно от самого ребенка, его родителей, соседей, школьного преподавателя, из больницы или от полиции. Например, ребенок пришел в школу с синяком или его не забрали после уроков родители. В этом случае школьный преподаватель обязан проинформировать о случившемся социальную службу по работе с детьми. Обратиться в нее можно ежедневно в любое время суток. С этой целью существует горячая линяя помощи детям (emergency duty term), телефон которой находится на самом видном месте в каждой школе. Обратиться можно и в национальную линию помощи детям. Ее телефон указан на рекламных щитах города, на коробках с ежедневным завтраком ребенка, а также часто сообщается в СМИ.

    Информация может поступить и от инспектора органов образования (educational social worker), который курирует посещаемость школы детьми.

    Обращение за помощью должно быть рассмотрено в течение 48 часов, а в некоторых случаях – немедленно. В случае если ребенок подвергся физическому или сексуальному насилию или только была попытка этого, в срочном порядке привлекаются работники полиции. Далее, в течение одного рабочего дня, социальные работники определяют план действий, поставив перед собой следующие вопросы: полномочна ли социальная служба оказывать помощь ребенку в данной ситуации или за это отвечают другие структуры; какая помощь необходима ребенку; что нужно сделать в первую очередь; кто будет проводить опрос соседей, школьных преподавателей, семьи; кто будет беседовать с ребенком; может ли потребоваться помощь другим детям из этой семьи?

    В случае необходимости социальные работники выезжают к соседям, в семью, школу, больницу для изучения ситуации на месте.

    При подтверждении или обнаружении фактов давления, избиения или насилия ребенка собирается комиссия (The Initial Child Protection Conference). На ней присутствуют: социальный работник, полицейский, врач, преподаватель школы. Желательно присутствие ребенка и его родителей. Ребенок может прийти на комиссию в сопровождении друга или адвоката, но об этом он должен заранее поставить в известность социальную службу.

    На комиссии решается вопрос: стоит занести имя ребенка в специальный Регистр (Child Protection Register) или нет? Если нет, то семья, по поводу которой было обращение, берется только под контроль работников социальной службы. Также комиссия дает рекомендации семье, как не усугубить ситуацию далее. Если комиссия решила занести имя ребенка в Регистр, то составляется план действий (The Child Protection Plan): кто из социальных работников будет заниматься данным делом; какие меры он должен предпринять; стоит ли привлекать к делу полицию; назначается дата повторной комиссии (The Review Child Protection Conference), которая должна быть проведена не позднее трех месяцев после первой. После этого возможна еще одна комиссия (в течение шести месяцев с момента занесения имени ребенка в Регистр).

    Если существует вероятность причинения какого-либо вреда ребенку, то к делу привлекается офицер полиции. Он в соответствии с Законом о детях, 1989 (Section 3), обязан поместить ребенка в безопасное место, например в больницу. Ребенок может находиться под защитой полиции до 72 часов. В течение этого времени родители и другие лица имеют возможность общаться с ним, если это не нарушает благополучие ребенка. Офицер полиции обязан уведомить родителей и социальную службу о помещении ребенка в безопасное место, разъяснить ребенку, какие меры и почему предприняты в отношении его, а также выяснить его пожелания. Если возникает необходимость обратиться в суд, чтобы подписать Акт о защите ребенка в чрезвычайной ситуации (Emergency Protection Order), сотрудник полиции имеет право сделать это самостоятельно от имени органов местной власти. Обратиться в суд для получения Акта о защите ребенка в чрезвычайной ситуации может также и социальный работник или любое другое лицо, способное доказать наличие угрозы для ребенка. Акт выдается на срок до восьми дней и может быть продлен в случаях, предусмотренных законом.

    Если ребенка необходимо удалить от родителей на некоторое время, например на период их развода, то детям назначается государственный опекун (Children's Guardians). Он должен помочь ребенку выступить в суде. В его полномочия также входит работа с адвокатом ребенка. Детский опекун независим от кого-либо.

    Служба поддержки детей (Children's support service). В нее входит отдел, занимающийся защитой прав ребенка через суд (Courtwork), и отдел поддержки детей (Children's Support Team).

    В судебном заседании может принимать участие не каждый социальный работник, а только тот, который имеет специальную квалификацию для участия в подобных делах (Guardian ad litem). Прежде чем участвовать в суде, социальный работник всесторонне изучает обстоятельства дела, документы, беседует с учителями, работниками патронажной службы. На основании собранных данных он делает заключение о том, какое решение будет наиболее полно отвечать интересам ребенка. Заключение социального работника имеет первостепенное значение при вынесении судом решения по делу.

    Сотрудники Отдела поддержки детей (Children's Support Team) оказывают помощь молодым родителям, обучая их правильно заботиться о малыше. Например, молодые родители не знают, как приготовить малышу еду, как искупать его и т.д.

    Служба, работающая с детьми-инвалидами (Children with disabilities service), помогает родителям заботиться о них.

    В социальной службе есть отдел, который готов помочь родителям в случае, если их ребенок отказывается идти в школу; отдел, занимающийся юными правонарушителями, который работает с преступниками возраста до 18 лет как до суда, так и после; отдел, работники которого могут взять ребенка к себе на выходные дни; и др.

    Для того чтобы не допустить рецидива насилия над ребенком, социальные службы Англии обязаны на протяжении многих лет контролировать семьи, в которых были обнаружены подобные случаи или попытки совершить их.

    Таким образом, социальные службы Англии выполняют колоссальную работу по защите детей. Если они не успевают справляться со своими обязанностями, то на помощь к ним приходят неправительственные организации за приличное денежное вознаграждение от государства.

    Правительство Англии оказывает финансовую помощь социальным службам в размере 8000 фунтов в неделю на одного ребенка. Работать в социальной службе в этой стране очень престижно.

    Заключение

             К признанию особого правового статуса несовершеннолетних человечество продвигалось веками.

    Определенным достижением этого поступательного движения стало декларативное признание и установление абсолютного, приоритетного статуса ребенка по отношению к любым совершеннолетним дееспособным лицам.

    Вместе с тем ретроспектива исторического и реального движения со всей очевидностью демонстрирует, что указанное движение имеет определенную специфику: правовая мысль опережает общественное сознание. Подобное положение создает почву, способствующую развитию ситуации правового и общественного регресса.

    Теоретически сегодня международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств.

    Однако эффект эволюции выстроил определенную «ловушку» для законодателя.

    С точки зрения существующих правовых предписаний правовой статус и правовое положение детства исчерпывающе определены. С точки зрения реалий правоприменения большинство из существующих норм не обладает необходимой жизнеспособностью.

    Лишь только некоторые государства, в том числе и Англия, создали собственную не только теоретическую, но и действенную практическую систему защиты прав ребенка. Опыт таких государств, несомненно, должен использоваться и международными структурами, издающими законы о защите прав детей, и государствами, в том числе и Российской Федерацией.

    В этой связи представляется, что движение законодателя в направлении действенного обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних должно начаться с качественно нового концептуального подхода к уже существующим механизмам его обеспечения.

    Список использованных источников:

             1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

             2. Конвенция ООН о правах ребенка//Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст.955.

             3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.1.

             4. Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 05.08.2000 года № 117-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст.3340.

             5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст.16.

             6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.3.

             7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.

             8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954.

             9. Федеральный закон РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст.4831.

             10. Федеральный закон РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст.4920.

             11. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»//Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29. Ст.3699.

             12. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст.3177.

             13. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3802.

             14. Федеральный закон РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. № 52. Ст.5880.

             15. Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст.1929.

             16. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст.4563.

             17. Федеральный закон РФ от 10.12.1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст.4872.

    18. Абрамов В.И. Международная защита прав ребенка//Международное публичное и частное право. 2006. № 3.

             19. Антонов А.И. Кто защищает права ребенка и от кого//Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2.

    20. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка//Защита прав ребенка в современной России (Материалы научно-практической конференции)/Отв. ред. д.ю.н., профессор А.М.Нечаева. – М.: 2004.

    21. Геллер М.В. История развития социального и правового статуса несовершеннолетних//История государства и права. 2006. № 5.

    22. Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей//Законность. 2005. № 6.

    23. Козлов С.С. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (постатейный). – М.: 2007.

    24. Лобанова Т.В. Роль социальной службы (Social Services) в механизме защиты прав ребенка в Англии//Социальное и пенсионное право. 2006. № 4.

    25. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. – М.: 2004.

    26. Смолина Л.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный). – М.: 2006.

    27. Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка»//Российская юстиция. 1999. № 6.

    28. Хананашвили Н.Л. Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости//Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 1.

    29. Шугуров М.В. Международно-правовая политика в области прав человека: проблема доктринального обоснования//Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3.

    30. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.XXII. Кн.44.

    31. Эрделевский А.М. Гарантии прав ребенка в России. – М.: 2001.

    32. Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В.Заряева, В.Д.Малкова. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.






    [1] Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей//Законность. 2005. № 6.

    [2] Конвенция ООН о правах ребенка//Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст.955.

    [3] Козлов С.С. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (постатейный). – М.: 2007. – С.24.

    [4] Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. – М.: 2004. – С.82-83.


    [5] Шугуров М.В. Международно-правовая политика в области прав человека: проблема доктринального обоснования//Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. – С.7-8.

    [6] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

    [7] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст.16.

    [8] Федеральный закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3802.

    [9] Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.3.

    [10] Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 05.08.2000 года № 117-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст.3340.

    [11] Федеральный закон РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст.4920.

    [12] Федеральный закон РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст.4831.

    [13] Федеральный закон РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»//Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29. Ст.3699.

    [14] Федеральный закон РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. № 52. Ст.5880.

    [15] Федеральный закон РФ от 10.12.1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст.4872.

    [16] Федеральный закон РФ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст.3177.

    [17] Федеральный закон РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст.4563.

    [18] Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст.1929.

    [19] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954.

    [20] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.

    [21] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.1.

    [22] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.XXII. Кн.44. – С.509.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Международная защита прав ребенка ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.