Введение
1.
Образовательные услуги в Интернете
2.
Сущность системы дистанционного образования
2.1.
Понятие дистанционного образования
2.2.
История появления
2.3.
Особенности ДО
2.4.
Принципы построения СДО
2.5.
Типы систем и структура ДО
2.5.
Формы обучения ДО
2.7.
Методические основы и средства обучения ДО
2.8.
Информационно-технологические основы ДО
2.9.
Тьютеры
3.
Виртуальные образовательные среды
3.1.
Образовательные технологии на базе Интернет
3.2.
Виртуальные образовательные среды первого поколения
3.3.
Виртуальные образовательные среды второго поколения
3.4.
Виртуальные образовательные среды третьего поколения
3.5.
Виртуальные образовательные среды четвертого поколения
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Одним из
важнейших условий совершенствования современных образовательных технологий
является широкое развитие электронных коммуникаций, открывающих субъекту доступ
к разнообразным банкам учебной информации.
Интернет – одно из значительных
демократических достижений технологического прогресса – представляет собой
механизм распространения информации, объединяющий людей вне зависимости от
географического положения, временных, государственных и многих других границ.
Возможности, которые несет Интернет в сфере образования, значительно
превосходят тот “негатив”, который в нем есть. Интернет способен и должен изменить
образование в русле информационной и виртуальной парадигм.
В настоящее
время стремительно развивается рынок образовательных услуг на основе всемирной
компьютерной сети Интернет и новейших компьютерных систем виртуального
обучения. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается
в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям.
Также по сообщениям на Международной конференции по World Wide Web рынок
образовательных услуг на основе Интернета по прогнозам к 2005г. достигнет
объема в 54,1 триллиона долларов США, причем доля США составит около 16,7
триллиона долларов.
1 Образовательные услуги в Интернете
Информационно
– образовательная среда дистанционного обучения представляет собой системно
организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов,
протоколов взаимодействия, аппаратно – программного и организационно –
методического обеспечения и ориентируется на удовлетворение образовательных
потребностей пользователей.
В современном
Интернет мире однозначная ситуация сложилась с сетевыми аналогами
образовательных учреждений и сетевыми услугами традиционных учреждений. Отсутствие
единых стандартов и какого–либо контроля над качеством услуг уже привело к
девальвации идеи как чисто сетевого, так и дистанционного обучения.
Огромное
значение для организации сетевого образования имела книга “Общество без школ”
Ивана Иллича, которого интересовали не столько цели образования, сколько содержание
учебной среды: ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования
учебного сетевого сообщества.
Многие
крупные учебные сообщества за рубежом, такие как ThinkQuest и Виртуальный
класс, были построены именно по принципам Ивана Иллича, содержали все необходимые
компоненты и действовали достаточно успешно.
Для получения
знаний путем самообразования можно пользоваться такими ресурсами Интернета, как
виртуальные библиотеки, on – line учебники, тесты и научные разработки.
В общем виде
образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: программы для
школьников; вузовские разработки, научные работы. Все эти информационные продукты
разработчики и составители сайтов представляют в разных формах:
· библиотеки и тематические подборки
материалов. Они содержат учебники, лекции, методические разработки, статьи и
другие полезные труды;
· широко распространенные on–line”овые
обучающие программы. Такие программы, как правило, существуют в виде тестов (по
различным темам и уровням сложности;
· программы, которые после установки на
ваш компьютер во многом облегчают жизнь.
Среди
популярных электронных библиотек можно назвать “Библиотеку Машкова” (#"#">#"#">#"#">www.bankreferatov.ru); “Referat.ru – сервер для студентов и
школьников” (#"#">www.referat.ru); “Российская коллекция рефератов”
(#"#">www. students.ru/referats) и множество других.
Рассмотрим
подробнее вторую категорию информационных образовательных ресурсов –
on’line-овые образовательные программы. Из профессиональных российских разработчиков
можно отметить компанию “ФИЗИКОН” (#"#">#"#">www.examen.ru) предлагает
бесплатно пройти экзамены и тесты по многим дисциплинам. Здесь же немаленькая
подборка рефератов, учебников, справочных пособий, которые сформированы в
различные разделы.
Представленные
на сервере экзамены могут оказаться весьма полезными, например, “Экзамен ГАИ”,
“Международные экзамены по английскому языку”, “Сертификационные экзамены
Microsoft”, “Школьные экзамены”.
Образовательный
сайт “Anri education systems” (#"#">www.anriintern.com)
содержит огромное число курсов, лекций и полезных материалов не только для
школьников и студентов. На сайте предлагается протестировать имеющиеся знания,
а также приобрести дополнительные. Для этого предназначены разные по тематике
курсы, например, курс “Европейского страноведения”.
“Бизнес-курс”
из 50 уроков начинается с ответа на вопрос “Что необходимо для начала
собственного дела?” - “Посмотрите на себя”. Курс содержит информацию о практических
шагах, которые следует предпринять, начиная собственное дело, и требованиях, которыми
следует руководствоваться.
Курсы “По
программированию, разработке и эксплуатации компьютеров и микроэлектронике”
разбиты на несколько тематических разделов. Учебник дает возможность самостоятельного
написания программ и ознакомления с основными алгоритмами и приемами
программирования. На сайте “Anri education systems” большая подборка курсов для
самообразования. Например, для изучающих английский язык разработано 25
проектов, в частности, “Английский язык в пословицах и поговорках”, “Сленг,
афоризмы и разговорная речь в английском языке”, “Английский язык через
британские легенды, мифы и сказки”, “Английский язык через чтение классиков”,
“Модальные глаголы”, “Идиомы”, “Учим английский язык шутя”. Открыты для
изучения курсы по немецкому, французскому, испанскому, чешскому, китайскому и
русскому языкам.
По другим
дисциплинам разработаны курсы: “Основы экологии”, “Исторические курсы”,
“Географические курсы”, “Маркетинг. Бизнес в сетях”, “Экономика”, “Методика
заключения договоров”, “Слепой метод печати на клавиатуре”.
Классическое
формальное образование преимущественно строится по возрастному признаку. Оно
иерархически структурировано и охватывает все ступени от среднего образования
(для взрослых) до учреждений последипломного образования, призванных повышать
квалификацию специалистов или содействовать их переквалификации. Неформальное
образование развивается вне рамок обычной системы образования, но оно носит
целенаправленный и систематический характер. Примером успешной реализации учебного
заведения подобного типа считается “Открытый университет” Великобритании. Он
интегрирует возможности таких коммуникационных технологий, как радио, телевидение,
пресса с самообразованием и более традиционными формами обучения (групповыми
занятиями, консультациями и т.д.). Главными предпосылками успеха “Открытого
университета” являются:
· наличие широко разветвленной
коммуникативной инфраструктуры в стране;
· четкое представление о социальном,
профессиональном, национальном и т.п. составе потенциальных студентов;
· диагностика и учет индивидуальных
потребностей;
· нахождение реальных стимулов
поддержки и развития интереса к учебной деятельности.
Опыт
“Открытого университета” Великобритании в последнее время находит все более
широкое распространение. Один из примеров – Ассоциация “Открытый университет
Западной Сибири”, объединяющий 12 классических университетов Сибири и Дальнего
Востока. Широкое внедрение коммуникаторами Интернет - технологий в
образовательный процесс позволяет любому отдаленному региону включиться в
мировое информационное пространство.
2 Сущность системы дистанционного образования
2.1. Понятие дистанционного образования
Дистанционное
обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной,
при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и
инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и
телекоммуникационных технологиях.
Основу
образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая
интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном
для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных
средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону,
электронной и обычной почте, а также очно.
Система
образования ДО отвечает принципу гуманистичности согласно которому никто не
должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или
временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать
образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости
производственными и личными делами.
Существуют и
другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие
многообразие подходов к их пониманию.
Дистанционное
образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно -
заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных
технологий и систем мультимедиа.
Современные
средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки
традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.
2.2 История появления
Дистанционное
обучение – один из действенных каналов подключения образовательного потенциала
общества к системе непрерывного образования через повседневную
жизнедеятельность человека. Оно служит своего рода мостиком между традиционными
формами образования и культурной деятельностью. По данным ЮНЕСКО, 85% работающего
населения приобретают необходимые для работы знания и умения за рамками формального
классического обучения.
Возрастающий
интерес к высшему образованию, с одной стороны, и развитие компьютерных
коммуникаций и электронных форм представления содержания, с другой, позволяют
прогнозировать выделение дистанционной формы образования в относительно независимую
систему, а также неизбежность и целесообразность её бурного развития в
ближайшее время.
Таким
образом, развитие современных средств групповой коммуникации должно быть
ориентировано на расширение схемы традиционного образования и повышение степени
социализации личности с помощью реализации в Интернет дистанционного обучения в
виртуальном учебном заведении. Первая серьезная попытка установить виртуальную
связь “профессор – студент” была предпринята Яном Коменским, когда он ввел в
широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал
базу для использования системного подхода в образовании, написав свою “Великую
дидактику”. По-видимому, именно его следует признать родоначальником дистанционного
обучения (ДО).
В конце ХIХ
века благодаря появлению регулярной почтовой связи произошла “вторая революция
дистанционного образования” - появилось “корреспондентское” обучение. Теперь
студент мог не только читать книги, но и посылать учителю свои письменные работы,
получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Такой
способ обучения был удобен для тех, кто жил вдали от крупных городов и не мог
посещать обычные учебные заведения, - для многих людей тогда это было
единственной возможностью получить образование.
2.3 Особенности ДО
ДО обладает
рядом преимуществ по сравнению с классическим:
· возможностью непрерывной социализации
личности;
· гибкостью (по времени, месту, темпу и
объему обучения);
· возможностью использования
индивидуальных учебных планов;
· доступностью учебной информации,
оперативностью её обновления;
· экономичностью (за счет сокращения
расходов на учебные площади, транспорт, технические средства);
· использованием новейших технологий;
· социальным равноправием обучающихся
(независимо от места проживания и состояния здоровья);
· экспортом и импортом
информационно-обучающих ресурсов всего мира;
· отсутствием проблем с тиражируемостью
материалов, удобством их пересылки;
· обеспечением самоконтроля обучаемых.
Наиболее
эффективной информационной технологией обучения является применение специальной
программной системы ДО, интегрирующей все необходимые компоненты для
автоматизации процесса ДО.
Рассмотрим
наиболее важные характеристики, желательные для любой системы дистанционного
обучения:
· Открытость архитектуры. Система должна разрабатываться согласно
принципам открытых систем.
· Совместимость. Формат хранения информационных
ресурсов должен быть совместимым. Желательно использовать международный стандарт.
· Расширяемость. Архитектура системы должна быть
модульной и давать возможность постепенного наращивания функциональных компонентов
системы.
· Универсальность. Система должна быть
многофункциональной и универсальной в применении.
· Надежность. Хранение информационных ресурсов
должно быть надежным. Возможные сбои не должны приводить к потере информации.
· Распределенность. Система должна быть ориентирована на
работу в сетях различных конфигураций (Интранет, Интернет, под управлением
различных оперативных систем) и поддерживать хранение распределенных информационных
ресурсов.
· Масштабируемость. Архитектура системы должна позволять
изменять масштаб системы для работы в различных конфигурациях.
· Дружественный унифицированный
интерфейс пользователя. Интерфейс пользователя должен быть прост, понятен, доступен.
· Простота разработки. Разработка системы должна быть
быстрой и эффективной.
· Переносимость. Система должна работать на различных
аппаратно-программных платформах.
· Независимость исполнения от
реализации.
Информационное наполнение системы не должно зависеть от её конкретной реализации.
· Безопасность. Хранение информационных ресурсов
должно быть безопасным. В системе должна быть предусмотрена защита от
несанкционированного доступа и авторизация доступа к ресурсам.
· Простота администрирования. Интерфейс администратора должен быть
доступным, простым и удобным.
· Многозадачность. Система должна параллельно
обрабатывать запросы нескольких пользователей.
· Эффективность работы. Архитектура системы должна подразумевать
её инициализацию на типичной аппаратно-программной платформе.
Широкое развитие
систем непрерывного обучения и обеспечит необходимые возможности достижения
порога социализации личности в информационном обществе.
2.4 Принципы построения СДО
1. Принцип
гуманистичности обучения.
Его сущность
заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к
человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися
социально накопленного опыта.
2. Принцип
приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного
процесса в СДО.
Суть названного
принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки
теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые
предполагается реализовать.
3. Принцип
педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.
Он требует
педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО.
Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее
содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
4. Принцип
выбора содержания образования.
Содержание
образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного
образовательного стандарта РФ.
5. Принцип
обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
Необходимо
предусматривать при необходимости организационные и технические способы
безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных
сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
6. Принцип
стартового уровня образования.
Эффективное
обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например,
для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными
основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения
с компьютером и др.
7. Принцип
соответствия технологий обучения.
Технологии
обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных
моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий)
используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые
игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика,
курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления
СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть
включены в нее. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут
использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные
сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.
8. Принцип
мобильности обучения.
Он
заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для
ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную
программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе,
где он учится.
9. Принцип
неантогонистичности ДО существующим формам образования.
Проектируемая
СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если
создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным
элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным
образом интегрированы в него.
10.
Принцип опережающего образования.
Этот принцип
образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного
научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его
сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в
быстро изменяющемся мире.
2.5 Типы систем ДО
Выделение
типов ДО возможно с нескольких точек зрения.
С позиций
назначения ДО различают системы полномасштабного и избирательного
(фрагментарного) образования.
В системе
полномасштабного образования обеспечивается полное выполнение учебного плана по
подготовке бакалавров определенных направлений или инженеров конкретных
специальностей. Следовательно, в такой системе необходимо иметь достаточно
средств (учебников и учебных пособий, лабораторных практикумов, средств для
выполнения курсового и дипломного проектирования) для изучения всех
запланированных дисциплин.
Система,
условно названная системой избирательного образования, предназначена для
повышения квалификации работников промышленности, получения дополнительного
(второго) образования, удовлетворения индивидуальных запросов пользователей на
образовательные услуги и т. п.
По организационным
формам учебных заведений различают системы Центр-филиалы, Центр-вузы и
Центр-индивидуальные клиенты.
В первом
варианте вуз, называемый Центром, создает филиалы, как правило, на периферии.
Основными задачами Центра являются:
· разработка и сопровождение баз
учебных материалов, обеспечение доступа к ним;
· создание учебных лабораторий
удаленного доступа;
· организация видеоконференций и
консультаций, проводимых дистанционно высококвалифицированными преподавателями
Центра;
· проведение контрольных мероприятий.
В филиалах
создаются учебные классы, оснащаемые компьютерами, средствами телекоммуникаций
и другим учебным и множительным оборудованием, имеются библиотеки учебных
материалов, образуются студенческие группы, курируемые местными тьюторами.
Во втором варианте
организуется центр, в котором концентрируются имеющиеся в вузах средства ДО или
создаются новые средства с помощью сосредоточенных в центре производственных
мощностей. Вузы в процессе проводимого ими ДО пользуются ресурсами центра.
Системы
Центр-индивидуальные клиенты не противопоставляются двум первым типам систем, а
могут функционировать в их составе. Они отличаются тем, что их пользователи не
сосредоточены в одном месте и проходят обучение без отрыва от места проживания,
свободно выбирая время для учебных процедур. Очевидно, что необходимым условием
для ДО в этом случае является наличие у клиента определенного компьютерного и
телекоммуникационного оборудования.
Несмотря на
ряд особенностей в организации и оснащении учебного процесса в каждом из типов
системы ДО можно выделить структурные компоненты со сходными назначением и
выполняемыми функциями.
2.6 Структура систем ДО
В структуру
систем ДО входят следующие элементы:
Цель
обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в
соответствии с моделью специалиста и госзаказом.
Содержание
обучения.
Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и
организационные формы его реализации определяются его содержанием.
Объект
обучения.
Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения
образования (студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО в отличие от
студентов традиционных форм получения образования, должны проявлять большую
настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать
самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами
связи.
Субъекты
обучения. Субъектами
ДО являются преподаватели. Преподаватель - главное звено в обеспечении высокой
эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности
преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это -
преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной
информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий
характер.
Методы
обучения.
Дистанционная форма включает пять общедидактических методов обучения:
информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический
и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов
взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Средства
обучения. В
образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные
средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и
телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных
технологий.
Учебно-научная
материальная база.
Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в
соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и
учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические
средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические
материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную
информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.
Идентификационно
- контрольная подсистема. Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития
профессиональных качеств и способностей абитуриента, и построение
соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные
средства и методы обучения.
Очевидна
возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного
мониторинга, как положительной инновации ДО.
Финансово-экономическая
подсистема,
осуществляющая финансово-экономическую деятельность ДО.
Нормативно-правовая
подсистема. Эта
подсистема ДО в настоящее время еще не сформировалась, хотя ее необходимость
давно назрела. Должны быть созданы законодательные акты, содержащие
нормирование труда тьютора, защиту интеллектуальной собственности, правила
поступления слушателей, аттестацию, льготы, сроки и перерывы обучения и т.д.
Маркетинговая
подсистема.
Участниками рыночных отношений в образовании выступают не только
образовательные учреждения и заказчики образовательных услуг, но и государство
- как заказчик и потребитель. Необходимость введения маркетинговой подсистемы
обусловлена тем, что образовательные учреждения подошли к “точке маркетинга” -
ситуации, когда наращиваемый объем предложений образовательных услуг
уравновесил доминировавший ранее спрос и начал устойчиво превосходить его.
2.7 Формы обучения ДО
В
педагогической практике ВУЗов выработались хорошо известные формы обучения.
Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные
работы, экзамены и др.
Лекции ДО, в отличие от традиционных
аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако имеют и ряд
преимуществ. Для записи лекций используются аудио и видео - кассеты, CD-ROM -
диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста,
мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции
выразительными и наглядными. Такие лекции можно слушать в любое время и на
любом расстоянии.
Семинары
ДО являются активной
формой учебных занятий. Семинары ДО проводятся с помощью видеоконференций. Они
позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько
шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить
усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается
количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает
в роли равноправного партнера.
Консультации
ДО являются одной из
форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном
изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также -
телеконференция.
Лабораторные
работы ДО
предназначены для практического усвоения материала. В традиционной
образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования,
макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в
дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума
за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного
моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать
обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще
невозможно.
Контроль
ДО - это проверка
результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного
материала.
В ДО оправдал
себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит
обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается
несколько вариантов ответов. Студент должен выбрать среди этих вариантов правильный
ответ.
2.8 Методические основы и средства обучения ДО
Метод
обучения - дидактическая категория, дающая теоретическое представление о
системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей
обучения.
Содержание
обучения - это состав, структура и материал учебной информации, а также
комплекс задач, заданий и упражнений, передаваемых студентам, которые формируют
их профессиональные навыки и умение, способствуют накоплению первоначального
опыта трудовой деятельности.
Средства
обучения представляют содержание обучения, контроль и управление
учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
В
традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания:
учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной
информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово
преподавателя.
При получении
дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме
традиционных, включают такие, как:
o Учебные электронные издания;
Электронные
издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий,
имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность
хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность,
тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений,
удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая
система, которая включает в себя дидактические, методические и
информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное
обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного
получения и контроля знаний.
На рисунке 1
представлена структура модульного электронного учебника. В основу построения
которого положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые
блоки, по которым предусмотрены вопросы для самопроверки и контрольные
мероприятия.
Рисунок 1 —
Структура сетевого электронного учебника
· Компьютерные обучающие системы;
Компьютерные
обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко
используется в образовательном процессе ДО и позволяют:
1.
индивидуализировать
подход и дифференцировать процесс обучения;
2.
контролировать
обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
3.
обеспечить
самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;
4.
сократить время
обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
5.
демонстрировать
визуальную учебную информацию;
6.
моделировать и
имитировать процессы и явления;
7.
проводить
лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
8.
прививать умение
в принятии оптимальных решений;
9.
повысить интерес
к процессу обучения, используя игровые ситуации;
10.
передать культуру
познания и мн. др.
· Аудио- видео учебные материалы и мн.
др.
Аудио и видео
учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты,
и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона
или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные
сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и
совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная
сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым в ДО.
2.9 Информационно - технологические основы ДО
Информационная
технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора,
обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации
нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационные
технологии являются инструментами для создания образовательных продуктов и
услуг.
Образовательный
продукт - совокупность данных, сформированных для внедрения в учебный процесс.
Образовательная
услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя ДО
образовательных продуктов.
Новая
информационная технология - информационная технология с “дружественным”
интерфейсом, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные
средства.
Информатизация
общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс
создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и
реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и
использования информационных ресурсов.
Информатизация
образования является одним из важнейших элементов информатизации общества.
Информатизация
образования позволит:
1.
обеспечить
доступность получения знания и информации для каждого члена общества;
2.
развить
интеллектуальные и творческие способности личности;
3.
повысить
квалификацию и оперативно изменять сферу деятельности в течение активного
периода жизни каждого члена общества;
4.
обеспечить
необходимые условия для опережающего образования и повышения эффективности ДО.
Для
производства образовательных продуктов и услуг используются следующие информационные
технологии:
· информационные технологии обработки
данных предназначены для группировки, сортировки, агрегирования данных и
вычислений;
· информационные технологии управления
предназначены для удовлетворения информационных потребностей всех без
исключения участников ДО, имеющих дело с координацией и управлением
образовательным процессом;
· информационные технологии поддержки и
принятия решения предназначены для организации взаимодействия частника ДО и
компьютера;
· информационные технологии экспертных
систем, дающие возможность пользователям ДО получать консультации экспертов по
дисциплинам, о которых в них накоплены знания;
· информационные технологии
коммуникации участников ДО обеспечивают оперативную связь и взаимодействие
участников ДО. К ним относятся: электронная почта (E-mail), основываясь на
сетевом использовании компьютеров, дает возможность слушателям и преподавателям
обмениваться информацией;
· компьютерная доска объявлений для
передачи сообщений всем участникам учебного процесса;
· аудио-почта для обмена информацией
голосом по телефону, которая включает специальное устройство для преобразования
аудио-сигналов в цифровой код и обратно и хранения их в цифровой форме в компьютере;
· компьютерная конференция использует
компьютерные сети для проведения дискуссий в группе;
· аудиоконференция, реализующая
телефонную связь, оснащенную дополнительным устройством, обеспечивающим участие
в разговоре более двух человек;
· видеоконференция с применением
видеоаппаратуры; ее участники, удаленные друг от друга, могут видеть и слышать
себя и других участников на телеэкране;
· телеконференция включает в себя все
три вида конференций;
· факсимильная связь основана на
использовании факс-аппарата, способного читать сообщение на одном конце коммуникационного
канала и воспроизводить его на другом.
· информационные технологии сервисного
и наглядного обеспечения.
2.10 Тьютеры
Важнейшая
составляющая организации и качества дистанционного образования - постановка
работы тьюторов. В СДО их подготовка, сертифицирование и организация профессиональной
деятельности осуществляется на основе специального положения. Тьюторы соединяют
в себе:
· качества преподавателя: проводят
вводное и заключительное занятия, помогают слушателям в их профессиональном
самоопределении, обеспечивают правильное и эффективное использование
учебно-методического сопровождения курса;
· качества консультанта: координируют
познавательный процесс слушателей, проводят групповые консультационные и
коммуникативные занятия, индивидуально консультируют слушателей по различным
вопросам изучаемого курса;
· качества менеджера: осуществляют
набор и формирование групп слушателей, составляют график учебного процесса,
управляют проведением групповых занятий, контролируют выполнение слушателями
графика учебного процесса (промежуточные тесты, итоговое тестирование,
экзамен).
К тьюторам
предъявляют высокие профессиональные и деловые требования. На этапе
предварительного отбора кандидат в тьюторы проходит собеседование, где
выявляются его истинные побудительные мотивы и потенциальные способности к
подобной работе. Затем проводится анкетирование с целью получения сведений,
касающихся его прежней педагогической, научной, методической деятельности,
наличия у него практических навыков по различным вопросам предпринимательской
деятельности. И, наконец, тестирование, где проверяются знания кандидата по
конкретному учебному курсу.
При
положительных результатах тестирования тьютору выдается сертификат на право
работы в ДО сроком на 1 календарный год.
Рисунок 2 —
Система подготовки тьюторов
3 Виртуальные образовательные среды
3.1 Образовательные технологии на базе Интернет
Технологические
новшества, с одной стороны, и растущая популярность и доступность всемирной
компьютерной сети Internet, с другой, обусловили появление в последние годы
многочисленных исследовательских проектов и разработок программных приложений в
области новых образовательных технологий на базе сети Интернет. Различные подходы
к совместному использованию компьютерных технологий и интеллектуальных сред
обучения создали существенный потенциал для кардинального изменения
образовательного процесса.
Тот факт, что
в настоящее время ведутся самые активные исследования по поиску новых
высокоэффективных образовательных технологий, убедительно подтверждают проведенные
крупнейшие конференции по применениям информационных технологий в образовании.
По существу, эти конференции посвящены обсуждениям новых технологий обучения на
основе сети Интернет. В числе наиболее перспективных указывались:
· технология интеллектуальных и
программных агентов (мулътиагентов), которая позволяет распознавать
индивидуальные особенности обучаемого и возможные возникающие проблемы при
усвоении учебного материала и на основе этого автоматически строить модель обучаемого;
· интеллектуальные образовательные
среды, построенные с использованием технологий и принципов интеллектуальных
агентов, сетей знаний, распознавания и генерирования речи для построения гибких
интеллектуальных интерфейсов;
· среды интерактивного взаимодействия,
построенные на основе интерактивных распределенных игр и распределенных
виртуальных миров, состоящих из объектов многоразового использования (software
reuse технологии);
· среды интерактивного преподавания и
обучения, построенные на основе web-lecturing технологии и активного
использования стримминг видео- и аудиофрагментов в реальном масштабе времени;
· технология порталов, позволяющая
адаптировать и персонализировать пользователя по запросам, а также
автоматически своевременно обновлять расположенную в сети Интернет информацию;
· высокоэффективные языки
программирования XML и SMIL, на базе которых будет строиться подавляющее
большинство систем и приложений, основанных на следующем поколении сети Интернет
— Интернет-2;
· технология семантического Web, целью
которой является объединение существующих разрозненных и отдельно
функционирующих Web - "островов" в единую глобальную информационную
систему.
3.2 Виртуальные образовательные среды первого поколения
ВОС первого
поколения стали появляться сразу после появления World Wide Web в 1992 г. Они позволили спроектировать, разработать и использовать первые достаточно простые сетевые
или он-лайн курсы. Типовыми компонентами и средствами ВОС первого поколения являются:
· электронная почта и программы -
менеджеры автоматической рассылки сообщений по электронной почте в соответствии
с рассылочными списками (например, списками студентов), различные группы
электронных новостей; в качестве типовых примеров систем подобного типа можно
отметить Hypernews, NewsXpress, Newswatcher, Agent, Gravity, Eudora, Pegasus и
др.
· статические Web-страницы, для
создания которых использовались:
- язык HTML и
простые текстовые редакторы общего назначения (NotePad, WordPad), которые позволяют
создавать HTML документы;
· специализированные HTML редакторы,
которые существенно упрощают создание HTML документов, например, HoTMetaL, HTML
Editor, Netscape Gold, Claris и др.;
- конвертеры,
которые позволяют преобразовать исходный текстовый файл в HTML формат;
примерами таких систем являются RTFto-HTML, Wp2x, Latx2html, Hyperlatex,
Txt2html, Webify;
-
верификаторы HTML программ, например, WebLink, HTML Validation Servise,
NetMechanic;
· навигаторы сети Интернет (Netscape
Navigator и Microsoft Internet Explorer);
· средства для проведения конференций и
обмена текстовыми сообщениями (iChat, HyperChat, Palace, TeleCafe, Active
Worlds);
· средства структурированного хранения
он-лайн файлов различного назначения (Fetch, WS-FTP, CuteFTP);
· средства для проведения примитивных
аудио- и видеоконференций
(VDOphone, Internet Phone, Web-Phone, CU-SeeMe, Big Picture, VideumConfPro).
Существенным
недостатком ВОС первого поколения является отсутствие какой-либо интеграции и
взаимодействия между их отдельными компонентами. В связи с этим он - лайн
курсы, которые были созданы с использованием этих систем, по сути дела представляли
собой несколько модернизированную форму традиционного обучения по переписке.
3.3 Виртуальные образовательные среды второго поколения
Примерно с
конца 1996 г. на рынке программных продуктов стали появляться ВОС второго
поколения, которые в настоящее время представляют собой мощные средства по
созданию он - лайн курсов и их изучению.
В настоящее
время существует большое число (более 80) разнообразных коммерческих ВОС 2-го
поколения, однако наиболее известными из них являются следующие (табл. 1):
№
|
Название
ВОС 2-го поколения
|
Интернет-адрес
программного продукта
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
BlackBoard
WebCT
Learning
Space
ToolBook
II
Front
Page 2002
AuthorWare
Director
Virtual-U
Convene
Intrakal
|
http:/www.blackboard.com
http:/www.webct.com
http:/www.lotus.com/learningspace
http:/www.asymetrix.com
http:/www.microsoft.com
http:/www.macromedia.com
http:/www.macromedia.com
http:/www.virtual-u.cs.sfu.ca/vuweb
http:/www.convene.com
http:/www.anlon.com
|
ВОС второго
поколения предоставляют разработчикам он - лайн курсов и их пользователям
(обучаемым) многочисленные функции, которые, в общем случае, можно разделить на
несколько категорий.
1. Функции
планирования и администрирования.
2. Функции
по поддержке создания учебных материалов и учебных заданий.
3. Функции
тестирования и оценки знаний студентов или слушателей.
4. Функции
коммуникаций.
5. И
прочие.
3.4 Виртуальные образовательные среды третьего поколения
При всех
очевидных достоинствах ВОС второго поколения они обладают и рядом недостатков,
связанных с недостаточным использованием коммуникационных и стримминг
мультимедийных технологий, технологий совместной разработки проектов на базе
сети Интернет и средств интеллектуализации и визуализации процесса обучения и
преподавания на основе сети Интернет.
C 1999 г. начинают активно разрабатывать и внедрять в университетах новую технологию обучения, а точнее
новую высокоэффективную технологию преподавания – так называемую Web –
Lecturing Technology, которая базируется на активном использовании
мультимедийных технологий и высокоскоростных каналов передачи информации по
сети Интернет.
Доминирующим
при построении новых ВОС является использование теории искусственного интеллекта
и, в частности, тех ее разделов, которые ориентированы на решение задач
кооперативного (совместного) обучения в распределенной компьютерной среде.
Наиболее признанное определение термина программный агент следующее: программный
агент — это программная система, обладающая по крайней мере четырьмя
базовыми свойствами:
” автономностью;
” способностью
общения;
” реактивностью;
” активностью.
В основу
современных систем обучения INTERLABS и EVA положены подходы, которые в
настоящее время оцениваются как наиболее перспективные для данной прикладной
области. Они развиваются в основном в рамках проблем искусственного интеллекта,
а точнее – в его разделах, ориентированных на решение задач кооперативного
обучения в распределенной многоагентной компьютерной среде. Понятие агент
является одним из ключевых в современных обучающих системах. Это понятие может
играть роль виртуальных учителей, студентов, персональных ассистентов,
помогающих студентам в обучении, администраторов курсов и т.п. В общем случае
мультиагентные системы (МАС) представляют собой сложные распределенные компьютерные
системы, для функционирования которых необходимо существование специальной среды
компьютерной поддержки, обеспечивающей логический и временной контексты для
создания, функционирования и удаления или уничтожения агентов, ориентированных
на решение задач предметной области.
На текущей
стадии исследований разработана платформа агентов и многоагентная система
персональной помощи учащимся, включающая в себя совокупность интеллектуальных
агентов и агентов поддержки. Платформа агентов (ПА) для обеих
рассматриваемых ниже образовательных систем состоит из следующих обобщенных
компонентов.
· агент Администратор (Agent Management
System), который предназначен для управления жизненным циклом агентов, физически
расположенных на ПА. Для этих целей он непрерывно поддерживает список всех
агентов – резидентов ПА, который включает, как минимум, уникальный
идентификатор агента и его адрес на ПА. Каждая ПА должна иметь только одного
администратора.
· Агент Фасилитатор (менеджер)
предметной области(ФПО) (domain facilitator), который отвечает за регистрацию
сервисов (ролей) агентов приложений и поддержки. этот агент обеспечивает связь
между агентами типа “один – на - один” и поддерживает список услуг,
предоставляемых агентами, и дополнительные характеристики, такие как тип, состояние
и содержание агента. Для каждой услуги храниться ее имя, тип и онтология. Агенты
связываются с ФПО либо для регистрации своих услуг, либо для поиска информации
об услугах, предоставляемых другими агентами. Группа агентов, зарегистрированная
в ФПО, называется доменом агентов (agent domain). Таким образом, для каждого
сервера онлайн – курсов необходимо существование, как минимум, одного ФПО.
· Агент Коммуникационный канал (КК)
(Agent Communication Channel) обеспечивает физическую связь между агентами,
включая служебных агентов, перечисленных выше (на логическом уровне для
определения участков их взаимодействия используется ФПО). Таким образом, каждый
агент должен иметь доступ, как минимум, к одному КК. Коммуникационные каналы
обеспечивают доставку сообщений не только в рамках одной платформы, но и между
различными компьютерами. Каждый пользовательский компьютер, подключенный к
серверу он – лайн курсов, имеет свой КК, обеспечивающий связь персональных
ассистентов пользователей со служебными агентами среды.
· Агент Раппер (Wrapper agent),который
обеспечивает преобразование форматов сообщений между агентами и остальным
программным обеспечением (базами данных, пакетами прикладных программ и т. д.).
· Агент Администратор Онтологий
(Ontology Management Agent). В его функции входит обеспечение функции связи
между серверами онлайн-курсов на уровне знаний. Для функционирования системы
используются следующие онтологии: услуг (модели студентов, модели стратегий
обучения и т. д.); предметных областей обучения; администрирования и управления
курсами; ролей (студент, учитель, монитор группы, администратор курса и т. п.).
· Многоагентная система персональной
помощи учащимся строится на основе ПА. Персональные ассистенты представляют
собой особый класс интеллектуальных агентов, которые функционируют
полуавтономно от пользователя и от его имени, представляя его интересы или
представляя услуги от имени пользователя другим ассистентам. Персональные
ассистенты в рассматриваемых системах обучения выполняют следующие роли, реализованные
в виде plug-ins на базе ядра агента (такой широко используемый подход значительно
упрощает конфигурацию агента пользователем).
· Агент Монитор Группы обеспечивает
поддержку кооперативного решения проблемы; помогает тьюторам в координации
действий членов группы; предлагает темы для обсуждения, выбирая их из базы
знаний; координирует фазы обсуждения проблем (например, управляет процедурами
предоставления слова, организации голосования и т. п.); распределяет привилегии
при принятии предложений; предлагает разнообразные возможные общие решения.
Этот же агент, помогая студентам, высвечивает координирующие сообщения, переключает
и активизирует панель пользователя, предлагает частные решения пользователю.
· Агент Новости обеспечивает поддержку
системы новостей и асинхронного обмена сообщениями между преподавателем и
студентами, включая обеспечение связи между пользователями, зарегистрированными
на различных серверах; обеспечивает запись всех сообщений, относящихся к
данному конкретному пользователю в его “записную книжку”, реализованную в виде
отдельного приложения на компьютере клиента.
· Агент Чат (Обсуждения) обеспечивает
поддержку структурированного и синхронного обсуждения пользователями, включая
обеспечение связи между пользователями, зарегистрированными на различных серверах.
Модель
персональных ассистентов строится на основе их ментальных состояний по
принципам архитектуры BDI (belief, desire intention). Для представления модели
пользователя и планирования действий агента используются концепции убеждений,
знаний, компромиссов и описание поведения агента на основе правил. Например,
агент Монитор Группы
поддерживает
распределенную разделяемую модель группы, т. е. убеждения, разделяемые всеми
членами группы, вместе со свойством взаимной интроспекции. Группа имеет
различные сценарии работы, каждый из которых характеризуется своей целью, общей
для всех членов группы. Эта цель соответствует концепции разделяемых намерений.
В процессе своей работы агент сравнивает эту модель с эталонной моделью
описания проблемной ситуации, хранящейся в базе данных и знаний. В этой модели
убеждениям соответствуют также цели и действия, необходимые для достижения
целей.
Другой
задачей агента Монитор Группы является обеспечение взаимодействия между
членами группы для решения поставленной задачи, которое определяется правилами
диалога независимо от предметной области решаемой задачи. Для решения этой
задачи в системах обучения используется дополнительный агент – Виртуальный
Участник Группы. В процессе обсуждения агент Монитор Группы отслеживает
текущее состояние проблемы в разделяемом членами группы пространстве знаний. В
зависимости от этого состояния меняется модель поведения агента Виртуальный
участник Группы – от лидера группы до простого наблюдателя.
В настоящее
время существует ряд систем обучения третьего поколения, основанных на самом
активном использовании сети Интернет, например, системы Stanford – Online, JTL,
MANIC, CALAT, AOF, Sync-O-Matic 3000, WLS, Mstar, Classroom 2000, Kmi Stadium,
CA309 и другие системы.
Система
преподавания INTERLABS разработана в центре исследований технологий на базе
сети Интернет в бредли университете (США). Эта система является типичным
представителем третьего поколения систем обучения на основе сети Интернет и
обладает всеми типовыми функциями. Дополнительными уникальными функциями
системы INTERLABS являются следующие:
· организация видеоконференций типов
“один – одному” и “Один – многим” на основе IP протокола;
· организация аудиоконференций;
· организация конференции данных (т. е.
автоматического обмена данными между работающими программными средствами) на
основе IP протокола;
· одновременная виртуальная работа
нескольких клиентов с программными системами с удаленным доступом (application
sharing);
· организация электронных дискуссий и
присоединение к существующим уже группам “дискуссий по интересам”;
· скачивание отдельных модулей,
фрагментов и целых учебных курсов с сервера Центра
Обучающая
система EVA разработана сотрудниками центра исследований вычислений
Национального политехнического института Мексики. Краеугольным камнем системы
EVA на сегодняшний день является многоагентная система персональной помощи учащимся.
Персональные
ассистенты в системе EVA запрограммированы на языке Java как приложения с
использованием шелла для программирования систем, основанных на правилах Jess
(Java Sexpert System Shell) и пакетов Swing и JDK. Это обеспечивает высокую
мобильность системы, приводящую к тому, что агенты могут быть загружены на
любой машине, имеющей проинсталлированный язык Java и подключенной к сети
Интернет. Другими словами, каждый пользователь систем активного обучения EVA и
INTERLABS имеет своего агента персональный Ассистент в соответствии с той
ролью, которую он играет в системе. Эта роль может изменяться при решении задач
в группе; тогда роль руководителя группы может выполнять один из ее участников.
Данные на каждого пользователя хранятся в базе данных систем обучения. При
активации агента Персональный Ассистент он связывается с соответствующим
серверов (в данном случае связь реализована по типу “апплет - сервлет”) и
считывает необходимую информацию. Этот процесс обеспечивается агентом ФПО, который
по запросу персонального ассистента выдает все данные об остальных ассистентах,
активных в данный момент, и агентах, предоставляющих в данный момент времени
дополнительные услуги.
Агент Раппер,
в свою очередь, обеспечивает доступ к базам данных систем обучения. В служебных
окнах многоагентной системы персональной помощи (МССП) отслеживаются все сообщения
между агентами, причем для их кодировки используется язык запросов и обработки
знаний (Knowledge Query and Manipulation Language – KQML).
Разработанные
ПА и МСПП играют ключевую роль в построении и реализации концепции виртуального
университета в обеих системах обучения. Каждый клиент системы EVA и INTERLABS
связывается с тем сервером системы, на котором он зарегистрирован. Однако при
этом его агент персональный ассистент, считав данные своего пользователя с
соответствующего сервера, устанавливает с помощью служебных агентов ПА связь с
теми пользователями, которые входят в его рабочую группу, но уже независимо от
места их регистрации. Тем самым создается виртуальное распределенное обучающее
пространство – виртуальный кампус или виртуальный университет.
3.5 Виртуальные образовательные среды четвертого поколения
ВОС
четвертого поколения находятся в самой начальной фазе своего планирования и
разработки прототипов. Основным лейтмотивом систем этого поколения является их:
· интеллектуализация;
· персонализация и адаптация учебного
материала к запросам конкретного пользователя;
· соответствие разрабатываемым
стандартам по представлению учебных материалов в сети Интернет;
· ориентирование на новую парадигму
образования, в центре которой стоит обучаемый и глобальные образовательные
ресурсы, а не преподаватель и локальные ресурсы;
· новые технологии преподавания и
обучения, основанные на возможностях сети Интернет.
Как
упоминалось выше, в настоящее время уже существует ряд технологий, на базе
которых предполагается строить ВОС четвертого поколения, причем технология
мультиагентов является одним из самых перспективных средств для
их построения.
В настоящее
время прототипы программных и интеллектуальных агентов уже достаточно широко
используются в ВОС, в которых они могут играть роль
· виртуальных учителей;
· виртуальных студентов или компаньонов
по обучению;
· виртуальных персональных ассистентов,
помогающих студентам в обучении;
-
виртуального администратора, помогающего в области администрирования и планирования
действий обучаемого. Можно предложить следующую классификацию агентов и МАС в
виртуальных образовательных средах (рисунок 1).
Как видно из
рисунка 3, для эффективного проведения обучения и управления ВОС требуется
наличие агентов по крайней мере четырех различных типов:
1)
персональных ассистентов;
2) агентов
виртуальной среды;
3) агентов
поддержки;
4) агентов
платформы.
Рисунок 3 —
Многоагентная слоистая архитектура ВОС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует
отметить, что в настоящее время продолжаются активные исследования по
разработке и проектированию самых разнообразных компьютерных образовательных систем,
включая и традиционные системы, такие как
· системы компьютерной поддержки
кооперативного обучения (Computer – Supported Cooperative Learning);
· интеллектуальные системы обучения
(Intelligent Tutoring Systems);
· интерактивные среды обучения
(Interactive Learning Environments);
Сегодня эти
системы способны
· конфигурировать и динамически
генерировать содержание оффлайн учебных компьютерных курсов в соответствии с
запросами пользователей;
· предложить удаленный доступ к учебным
курсам и лекциям как в синхронном, так и асинхронном режимах;
· сгенерировать оффлайн образовательную
компьютерную среду, которая использует опыт других студентов, различные
стратегии обучения и экспертизу группы, зарегистрированные в базе знаний среды.
Именно поэтому в настоящее время начались
исследования по поиску путей интеграции указанных традиционных
компьютерных систем обучения и ВОС третьего и четвертого поколений на базе
единой интегрированной комплексной платформы ВОС. Например, ряд существующих
исследовательских проектов направлен на разработку LF-концепции (Learning
Federation-LF) с несколькими перспективными направлениями, такими как Open
Knowledge Initiative, iCampus и Engineering World. В связи с этим интеграция
достижений традиционных компьютерных образовательных систем с ВОС
представляется также важным и перспективным направлением исследований по
созданию высокоэффективных виртуальных образовательных сред четвертого
поколения.
Проведенные
исследования по разработке и использованию текущих версий виртуальных
образовательных систем ЕVА и INTERLAB продемонстрировали их 1) достаточно
высокую мобильность, надежность и эффективность; 2) правильность предложенных
архитектурных и программных решений; 3) хорошее взаимодействие с разнообразным
существующим программным обеспечением; 4) восприимчивость к интеграции новых
программных и образовательных технологий, которые составят основу ВОС
четвертого поколения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Журнал “Информационные технологии”,
№5, 2002г.,
2. Журнал “Информационные технологии”,
И. П. Норенков “Системные вопросы дистанционного обучения” №1 2003г.
3. Журнал “Информационные технологии”,
В.Л. Усков, Л.Б. Шереметов “Современные подходы к созданию системы обучения на
базе сети Интернет”, №9, 2004г.
4. Журнал “Дистанционное обучение”,№6,
№11, 2003г., №2, №4, №10 2004г.
5. www.muc.renet.ru
6. www.referat.ru
7. Андрей Хуторской, Дистанционное
обучение и его технологии. "Компьютерра",
17 сентября 2002 г., #36, с.26-30.
8. Управление современным образованием:
социальные и экономические аспекты / Под редакцией А. Н. Тихонова. - Москва,
1998, с. 256.
9. В. Л. Усков, М. Ускова.
Информационные технологии в образовании. - Информационные технологии, №1, 1999,
сс. 31-37.