Содержание:
Введение. 3
1. Основные
предпосылки становления школы науки управления. 5
2.
Характеристика основных методологических подходов школы науки управления 11
3.
Использование основных положений школы науки управления в современном
менеджменте. 20
Заключение. 33
Список
литературы.. 35
Приложения. 37
Знание и осмысление
прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также
появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует,
что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные
практикой и временем.
Начало XXI века - время
стремительных идей процесс освоения мирового управленческого опыта новыми
поколениями менеджеров. Характерными чертами этого процесса являются: изучение
приоритета национальных ценностей и культур, ориентация не на идеологическую
борьбу, а на плодотворное сотрудничество.
В этом просматривается
поворот к человеку, его интеллекту, развитию профессионализма, компетентности,
освоению лучшего опыта, накопленного человечеством.
Изучение истории
управленческой мысли помогает определить пути, формы и методы всего лучшего,
накопленного в этой области практикой в целях ускоренного решения
экономических, политических и социальных проблем, стоящих в настоящее время
перед Россией.
Актуальность данной темы состоит в следующем.
Любая наука базируется на
использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать
противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука
управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука,
она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше
понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Целью данной работы является исследование основных
методологических подходов школы науки управления и их роль в современном
менеджменте.
Задачи работы:
-
проанализировать
основные предпосылки становления школы науки управления;
-
дать характеристику
основных методологических подходов школы науки управления;
-
провести анализ использования
основных положений школы науки управления в современном менеджменте.
Объектом изучения данной работы является ООО «Торговый
дизайн».
Предмет
исследования –
особенности менеджмента анализируемого предприятия.
Цель и задачи
исследований определили конкретную структуру курсовой работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и литературы, а также приложений.
Теоретической и
методологической основой для данной курсовой работы явились монографии, учебники и
учебные пособия, статистические данные, статьи в журналах.
Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация)
– это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов,
средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения
эффективности производства и увеличения прибыли.[1]
Современный менеджмент включает
две неотъемлемые части:
-
теорию руководства;
-
практические способы
эффективного управления, или искусство управления.
Понятие «менеджмент»
прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни. Однако
необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы
ценностей и приоритетов.
Русское слово «управление»
и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности
их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем
установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается
вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление»
не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем
случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально
- экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры,
акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является
рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства
или коммерции.[2]
Таким образом, термин «менеджмент»
употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как
у других целей используются иные термины.
Для того чтобы определить
понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде
всего целевое содержание.
Менеджмент в зависимости от
видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии:
-
стратегическое
управление (включает в себя выработку цели менеджмента, прогнозирование как
предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер,
необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной
цели);
-
оперативное
управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);
-
контроль
(включает анализ достигнутых результатов - обратная связь - и выступает как
исходный пункт нового цикла управления).
Как
только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась
необходимость управления.
На
первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах
осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания
групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения
труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские
пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством
не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства.
Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние
греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными
процессами, заботились о четкой специализации рабочих.
У
Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности.
Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека
на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Линейная
структура управления государством получила выражение в системе управления
Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей,
значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было
крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество
Римской империи.
В
практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой
древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию
рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая
церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ,
епископ и приходской священник.
К
сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно.
Переворот
в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в
середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней
управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который
вскоре стал ненавистен для рабочих.
На
этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа
надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.
Промышленная
революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики
управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские
политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.[3]
Нельзя
не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в
развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и
оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого
другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории
управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса
и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они
внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов
исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития
кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей
фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору,
совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в
избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору
выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось
обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции
любого совместного труда.
В
этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать
управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут
отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако
до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и
небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных
управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического
капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие
развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Таким
образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления
особого рода являются:[4]
-
индустриальный способ организации производства;
-
развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются
спрос, предложение и цена.
Для
систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался
исторический подход с применением хронологического принципа.
Первый крупный шаг к
рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который
возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью
человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало
развитию школы научного управления.
Благодаря разработке концепции
научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных
исследований. В своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного
менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда,
основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации
приемов и орудий труда.[5]
Создавая свою систему,
Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное
внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов
предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку
предприятия и цехов.
Функции осуществления
взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное
бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора
было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность.
Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов
всего персонала предприятия.
Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько
названий, — школа «научного менеджмента», «классическая», «традиционная».[6]
Научный менеджмент.
Первый крупный шаг к
рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который
возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью
человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало
развитию школы научного управления.
Благодаря разработке
концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью
научных исследований. В своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы
научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной
организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража,
стандартизации приемов и орудий труда.
Создавая свою систему,
Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное
внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов
предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку
предприятия и цехов.
Функции осуществления
взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное
бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора
было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность.
Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов
всего персонала предприятия.
Становление науки об
управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели
исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные
методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.
Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько
названий, — школа «научного менеджмента», «классическая», «традиционная».
Классическая
(административная) школа в управлении.
Классическая или административная
школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником
этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер,
выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.[7]
В
отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами
рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности
производства, представители классической школы занялись разработкой
подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы
было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто
классическую школу называют административной.
Заслуга
Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие,
относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно
к управлению промышленным предприятием.
Последователями
Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал
Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.[8]
На
основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая
модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
-
четкое функциональное разделение труда;
-
передача команд и распоряжений сверху вниз;
-
единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
-
соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным
числом подчиненных).
Все
вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего
времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток.
Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за
счет ускорения обработки информации.
Школа психологии и
человеческих отношений.
Одним
из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они
до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном
счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу
психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической
школы, часто называют неоклассической школой.
Первая
попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства
была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.
В
20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре
внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих
отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.
Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области
социологии производственных отношений.[9]
Одним
из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение
в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Одним
из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор
Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители
школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание
изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры
организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и
неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача,
а «социальное искусство».
К
недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование
вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был
явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических
методов.
Школа науки управления
(количественная школа).
Становление
школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных
наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями
этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д.
Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа
науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в
настоящее время. В школе науки управления различают два главных
направления:
Рассмотрение
производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного
и ситуационного подходов.
Исследование
проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического
подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Системный
подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему
(рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный
подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг
от друга.
Ситуационный
подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет
их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия
ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных,
оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга
школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные
внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе
направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде
всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление
новой школой.
Начало
применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в.
связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). [10]
Возможность
использования математики для решения экономических проблем вызвала большой
интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев,
Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие
экономико-математических методов (ЭММ).
Особое
место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории
вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала
большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта
статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических
методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической
теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные
буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я.
Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование
этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы
экономистов.
Отличительной
особенностью науки управления является использование моделей. Модели
приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в
сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Современные
концепции управления
В
американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию
подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой
мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили
выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих
позициях и взглядах:
Таблица 2.1
Школы управления[11]
Подход с точки зрения научного управления
|
Школа научного управления
|
Административный подход
|
Классическая (административная)
школа в управлении
|
Подход с точки зрения человеческих и подход с
точки отношений
зрения науки о поведении
|
Школа психологии и человеческих отношений
|
Подход с точки зрения количественных методов
|
Школа науки управления (количественная)
|
Потребность
разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным
развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса. Все вышеуказанные школы внесли
значительный вклад в развитие науки об управлении.
К числу наиболее заметных
учений этой группы можно отнести научное управление, бихевиористские учения
и организационные теории.
Долгое время происходил,
количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое
дальнейшее развитие в трудах Дугласа Макгрегора.
Макгрегор проанализировал
деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может
контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
-
Задания, которые
получает подчиненный;
-
Качество выполнения
задания;
-
Время получения
задания;
-
Ожидаемое время
выполнения задания;
-
Средства,
имеющиеся для выполнения задания;
-
Коллектив
(окружение), в котором работает подчиненный;
-
Инструкции,
полученные подчиненным;
-
Убеждение
подчиненного в посильности задания;
-
Убеждение
подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
-
Размер
вознаграждения за проведенную работу;
-
Уровень
вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы, которые
зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют
качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов Макгрегор
сформулировал две различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и
теорией «У».
Ульям Оучи предложил свое
понимание рассматриваемого вопроса, получившего название теории «Z» и теории «А», чему в немалой
степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской
экономиках.
Таблица 2.2
Модели
управления людскими ресурсами[12]
Поход
|
Тип «А»
Американские организации
|
Тип «Z»
Японские
организации
|
Человеческий
капитал
|
Малые вложения в обучение.
Обучение конкретным навыкам.
Формализованная оценка.
|
Крупные вложения в обучение.
Общее обучение
Неформализованная оценка.
|
Трудовой
рынок
|
На первом месте внешние
факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения.
|
На первом месте – внутренние
факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.
|
Преданность
организации
|
Прямые контракты по найму. Внешние
стимулы. Индивидуальное рабочие задания
|
Подразумеваемые контракты.
Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе.
|
На более высоком уровне
развития тип «А» и тип «Z», а
так же и теория «Х» и «У» на более высоком уровне развития повторяют теорию «кнута
и пряника».
Понятно, что современная
практика отдает предпочтение теориям «У» и «Z», во всяком случае все японские и передовые компании других
стран не только используют рекомендации именно этих теорий, но и активно развивают
их.
Разработка управленческой
теории происходит в настоящее время децентрализовано, в основном крупные фирмы
берут на вооружение известные положения Оучи и адаптируют их применительно к своему
производству.
Однако не имеет смысла
перенимать современные зарубежные модели без учета нашей внутренней специфики.
Необходимо учитывать, что отказ от рационализма в управлении произошел в
развитых капиталистических странах лишь в середине 70-х годов, когда
предложение там уже бесповоротно стало превышать спрос. В ближайшее время
такого положения на рынке нашей страны ожидать не приходится. С другой стороны
нельзя игнорировать и различные уровни потребностей нашего и, например,
японского рабочих, а это в конечном итоге определяет подход к управлению и
коллективом, и конкретным человеком. Иными словами, если в более развитых
странах в основном удовлетворены потребности, связанные с обеспечением «выживания»
(пища, одежда и. д.), то в России в настоящий момент основная задача –
обеспечить выполнение именно физиологических потребностей. Естественно, что
различными будут и методы воздействия на людей в процессе управления, и само
управление в целом.
Теория и практика
управления, как правило, развиваются эволюционно, без прорывов и скачков.
Поэтому ожидать принципиальных изменений в ближайшее время не приходится.
в
современном менеджменте
Рассмотрим особенности использования
основных положений школы науки управления в современном менеджменте на примере ООО
«Торговый дизайн».
Объектом практического
исследования данной курсовой работы является общество с ограниченной
ответственностью «Торговый дизайн» (Далее ООО «Торговый дизайн»).
Основной целью общества
является обеспечение жителей города и области продовольственной продукцией, а
так же получение прибыли.
Основными видами
деятельности Общества в соответствии с уставом являются:
Торговая,
торгово-посредническая, закупочная, сбытовая; создание оптово-розничных
торговых подразделений и предприятий, в том числе с правом реализации за валюту
в соответствии с действующим законодательством.
Приобретение, сбыт, обмен
продукции и товаров, связанных с основной деятельностью или необходимых для
функционирования Общества.
Коммерческие и
консультационные услуги.
Представление на
коммерческой основе интересов зарубежных компаний и Российских предприятий на
мировом рынке, оказание услуг в области маркетинга.
Для осуществления
поставленных целей деятельности ООО «Торговый дизайн» происходит разветвление
организационной структуры в отдельные сектора, в которых непосредственным
образом происходит централизация выполняемых ими функций.
Организационная структура
предприятия представлена на рисунке 3.1.
Рис. 3.1.
Организационная структура ООО «Торговый дизайн»
Все вопросы по
руководству текущей деятельностью Общества, относятся к компетенции
Генерального директора Общества, который связывает и контролирует всю функциональную
деятельность предприятия и всех процессов связанных с ней.
Для оценки эффективности
организации управления предприятием проведем анализ его финансового состояния.
Проанализируем сначала финансовые результаты деятельности предприятия, а также
эффективность его функционирования. Данные анализа представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Финансовые
результаты деятельности ООО «Торговый дизайн»
Наименование
показателя
|
2006
|
2007
|
2008
|
Изменение, тыс.
руб.
|
Темп роста, %
|
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
|
262574
|
331825
|
354291
|
91717
|
134,93
|
Себестоимость реализации продукции, тыс. руб.
|
215311
|
262142
|
281624
|
66313
|
130,80
|
Прибыль от продаж, тыс. руб.
|
47263
|
69683
|
72667
|
25404
|
153,75
|
Проценты полученные, тыс. руб.
|
138
|
110
|
187
|
49
|
135,57
|
Проценты уплаченные, тыс. руб.
|
315
|
212
|
439
|
124
|
139,52
|
Прочие операционные доходы, тыс. руб.
|
1218
|
1452
|
1562
|
344
|
128,24
|
Прочие операционные расходы, тыс. руб.
|
1328
|
1184
|
1265
|
-63
|
95,25
|
Внереализационные доходы, тыс. руб.
|
89
|
756
|
711
|
622
|
799,60
|
Внереализационные расходы, тыс. руб.
|
14
|
47
|
43
|
29
|
314,33
|
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
|
44924
|
67898
|
73380
|
28456
|
163,34
|
Налог на прибыль, тыс. руб.
|
11679
|
14411
|
17621
|
5942
|
150,87
|
Чистая прибыль предприятия, тыс. руб.
|
33245
|
53487
|
55759
|
22514
|
167,72
|
Данные таблицы позволяют
сделать выводы, о положительной динамике финансовых результатов деятельности
предприятия. За рассматриваемый период выручка от реализации продукции выросла
на 91717 тыс. руб. и составила 134,93% к уровню 2006 года. Темп роста
себестоимости несколько ниже – 130,80%, это свидетельствует о росте эффективности
сбытовой деятельности предприятия. И, действительно, прибыль от продаж выросла
более чем в полтора раза и составила в 2008 году 72667 тыс. руб. (рост составил
25404 тыс. руб. или 53,75%). В целом темп роста прибыли до налогообложения составил
163,34%, а чистой прибыли – 167,72%.
Рассмотрим особенности использования
основных положений школы науки управления на данном предприятии.
Рассмотрим особенности
организации планирования на предприятии. Система планов на предприятии
представлена:
а) cоставлением прогноза продаж
статистическим методом;
б) составлением прогноза затрат;
в) составлением прогнозного (планового)
отчета о прибылях и убытках.
При планировании затрат
ООО «Торговый дизайн» применяют нормативный метод.
Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета
того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические
нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для
конкретных условий работы.
Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые
и специальные, применяемые для отдельных торговых предприятий. Единые нормативы
применяются во всех отраслях и сферах деятельности: например, транспортные
тарифы, оплата коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, водоснабжение и
т.п.), ставки большинства налогов и др. Отраслевые нормативы действуют только в
системе торговли и общественного питания: нормы амортизации основных фондов,
нормы расхода сырья и продуктов, нормы оснащенности предприятий инвентарем и
оборудованием, нормы естественной убыли и др.
К специальным нормативам относиться нормы выработки, расхода
материалов, запасов товаров, нормы носки санспецодежды, размер торговых надбавок
и наценок. Технико-экономические нормативы как инструмент планирования требуют
постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с условиями
рыночной среды и задачами торгового предприятия. На основании прогноза продаж и
прогноза затрат составляется прогнозный отчет о прибылях и убытках. Форма
отчета выглядит следующим образом:
Таблица 3.2
Форма
прогнозного отчета о прибылях и убытках
Показатели
|
Сумма, тыс. руб.
|
Доход от
реализации продукции
|
|
Себестоимость
реализованной продукции
|
|
Валовая
прибыль
|
|
Коммерческие
расходы
|
|
Общие и
административные расходы
|
|
Прибыль от
продаж
|
|
Результат от
операционной деятельности
|
|
Результат от
внереализационной деятельности
|
|
Прибыль до
налогообложения
|
|
Налог на
прибыль (24%)
|
|
Чистая
прибыль
|
|
Охарактеризуем теперь
особенности организации системы внутреннего контроля на предприятии.
Внутренний контроль на
предприятии представлен следующими элементами:
—
персональная
материальная ответственность всех работников;
—
постоянное повышение
квалификации работников;
—
организация
хранения материальных ценностей, исключающих порчу и хищение;
—
система
внутрипроизводственного учета движения материальных ценностей;
—
плановыми и
внеплановыми проверками наличия товарно-материальных ценностей;
—
плановыми и
внеплановыми инвентаризациями и ревизиями.
Приказом директора
предприятия назначена постоянно действующая ревизионная комиссия, членами
которой являются:
—
Заместитель
генерального директора по общим вопросам;
—
Главный
бухгалтер;
—
Заведующий
складом;
—
Технический
работник.
Обязанности за
организацию и проведение контрольных процедур возложены на заведующего складом
№1.
Рассмотрим теперь систему
мотивации персонала в ООО «Торговый дизайн».
Одним из основных
стимулов для персонала предприятия является достойная заработная плата. Для
работников Общества установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1
разряда в размере 4809 руб.
По окончании каждого
квартала производится индексация тарифной ставки рабочего 1 разряда, исходя из
индекса потребительских цен в соответствии с данными Государственного комитета
Российской Федерации по статистике.
Предприятие поэтапно
доводит минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в
основном производстве до величины прожиточного минимума по субъекту Российской
Федерации.
С учетом роста
потребительских цен по региону, предприятие ежеквартально повышает доходы
работников на основе индексации размеров зарплаты и других выплат в пределах
собственных средств Общества.
Заработная плата
выплачивается 2 раза в месяц не позднее 30 числа текущего месяца и 15 числа
месяца, следующего за расчетным месяцем.
Доплаты за выполнение
тяжелых работ устанавливаются в размере до 12% тарифной ставки (оклада).
Доплата за работу в ночное время (с 22.00 час. до 06.00 час.) устанавливается
не ниже чем предусмотрено законодательством (за каждый рабочий час не менее 40%
часовой тарифной ставки или оклада).
На предприятии
разработана система премирования.
Начисление премии рабочим
производится на повременную оплату груда за фактически отработанное время в
текущем месяце по выполнению показателей премирования за предыдущий месяц по
данным статистической и оперативной отчетности. Суммарный размер премии не
может превышать 40% от повременной оплаты труда. Показатели премирования
утверждаются начальником отдела.
Вновь принятым
работникам, дублерам до присвоения разряда премия не выплачивается. Работникам,
проработавшим неполный месяц в связи с призывом в Армию, переводом на другую
работу, поступлением в учебное заведение, уходом на пенсию, увольнением по
сокращению штатов и по другим уважительным причинам, выплата премии производится
за фактически отработанное время в данном расчетном месяце.
Помимо материального
стимулирования в ООО «Торговый дизайн» предусмотрена система льгот и
компенсаций.
Так, например, на
предприятии предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на охрану
здоровья работников Общества:
—
на добровольное
медицинское страхование работников, в том числе из прибыли;
—
на приобретение
путевок для организации отдыха и санаторно-курортного лечения, в том числе для
возмещения части стоимости путевок для санаторного лечения и оздоровительного
отдыха.
Работникам предприятия
предоставляется кратковременный отпуск, с сохранением средней заработной платы
в следующих случаях:
—
в связи с
рождением ребенка (отцу) -1 календарный день;
—
в связи с
регистрацией брака (собственного) -1 календарный день;
—
в связи со
свадьбой детей - 1 календарный день;
—
в связи со
смертью родственников (супруга, детей, родителей, в том числе родителей
супруга, родных сестер, братьев) - 3 календарных дня;
—
одному из
родителей или опекуну, воспитывающим школьников младших классов (1 -4 класс) -1
календарный день в День знаний (1 сентября).
Без сохранения заработной
платы - по семейным обстоятельствам и в связи с экстремальными ситуациями,
продолжительностью, определяемой по соглашению между работником и
работодателем.
Ежегодно предприятием
финансируются мероприятия по профилактике простудных заболеваний (своевременная
вакцинация, витаминизация, неспецифическая иммунопрофилактика).
Характеризуя систему
управления предприятием можно также отметить следующие моменты. Руководством
предприятия была разработана миссия организации.
Миссия предприятия –
обеспечение покупателя более качественными и недорогими продуктами питания с
целью наилучшего удовлетворения их нужд.
Главная цель ООО «Торговый
дизайн» - повышение социально-экономической значимости оптовой торговли и
создание предпосылок нового для российского рынка цивилизованного подхода к
организации оптового распределения, адекватного складывающимся экономическим
условиям. Ориентация на потребителя и потребности рынка в сочетании с
постоянным поддержанием и расширением ассортимента предлагаемых товаров и услуг
является основной задачей деятельности предприятия.
Необходимо отметить, что
в последнее время происходит незначительная трансформация организационной
культуры. Так, по некоторым характеристиками она приближается к органической
организационной культуре. Например, по возникающим в процессе работы проблемам
поощряется творческий подход.
Диагностика
организационной структуры ООО «Торговый дизайн» была проведена на основе
внутренней информации.
В диагностике
организационной структуры ООО «Торговый дизайн» участвовали: директор, главный
бухгалтер, начальник отдела по работе с клиентами, начальник таможенного
отдела, начальник отдела логистики. Средние результаты по ООО «Торговый дизайн»
представлены на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Результаты внутренней
оценки организационной структуры ООО «Торговый дизайн»
Средняя оценка по ООО «Торговый
дизайн» составила 4,8 балла, что является предпосылкой к проведению оптимизации
организационной структуры.
В ООО «Торговый дизайн» в
настоящее время действует линейно-функциональная организационная структура
управления. Основой линейно-функциональной схемы являются линейные
подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их
специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной»
основе: кадры, финансы, план, и т.д.
При рассмотрении
организационной структуры ООО «Торговый дизайн» можно выделить следующие
моменты, в результате которых были выявлены разрывы, приведенные в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Основные
«разрывы» в организационной структуре ООО «Торговый дизайн»
«Разрыв»
|
Возможные
позитивные моменты
|
Возможные
негативные моменты
|
Отсутствует утвержденная стратегия фирмы
|
Директор активно
участвует в формировании стратегии
|
Отсутствие стратегических планов, высокая инертность в
принятии управленческих решений и неясные перспективы
|
Диапазоны ответственности между генеральным директором и
начальником отдела по работе с клиентами распределены четко, но иногда пересекаются,
а некоторые функции не выполняются
|
Возможная
оперативная взаимозаменяемость
|
Иногда возникает дублирование функций (например, распоряжения
персоналу по каждодневным вопросам) разногласия в принятии решений,
несвоевременное решение вопросов (например, о закупке оборудования)
|
Внутри отдела логистики нет разделения специалистов на
международные и внутренние перевозки
|
Возможная
оперативная взаимозаменяемость
|
В международных и внутренних перевозках есть своя специфика,
поэтому возможно несвоевременное решение вопросов
|
Как следует из данных
таблицы 2.6, организация структуры управления ООО «Торговый дизайн» недостаточно
эффективна, т.к. возникает дублирование функций, несвоевременное решение
вопросов, в результате чего может возникнуть ситуация, когда исполнители четко
не понимают, чьи приказы они должны исполнять. Можно выделить один из
недостатков структуры управления – это отсутствие должности отдела маркетинга
который бы выполнял анализ и прогнозирование рыночной ситуации. При этом можно
было бы увеличить количество возможных клиентов, в связи с чем, увеличилась бы
доходность предприятия.
На предприятии имеется
сотрудник отдела сбыта, в функции которого входит:
1. Сбор информации об удовлетворённости
покупателей продукцией.
2. Организация обратной связи с
потребителями, изучение их мнения и их предложений по улучшению ассортимента
продукции и сервисного обслуживания.
3. Разработка стратегии рекламы и её
организация.
4. Организация участия организации на
различных выставках, ярмарках.
5. Разработка предложений по
формированию фирменного стиля, организация рекламы с помощью различных изделий
(плакатов, буклетов).
Таким образом, можно
сделать вывод, что данный сотрудник частично выполняет функции специалиста по
маркетингу.
Данная стратегия
поведения руководства наверняка является не оправданной, либо влияет недооценка
самого понятия маркетинга, так как служба маркетинга должна состоять как
минимум из нескольких представителей для более детальной проработки, анализа и
иных маркетинговых исследований. Рекламное дело является лишь одним звеньев
маркетинговой деятельности. В связи с вышеперечисленным, предлагается высшему
руководству фирмы ООО «Торговый дизайн» рассмотреть возможность создания на
предприятии отдела маркетинга, сотрудники которого будут выполнять такие
функции маркетинга как:
1. анализ и прогнозирование потенциальных
рынков сбыта выпускаемой продукции или услуг;
2. выявление взаимосвязей между
различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
3. расчет емкости рынка для реализуемой
продукции;
4. координация и согласование действий
всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики;
5. сбор, систематизация и анализ всей
коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта
продукции, создание информационно-статистического банка данных по маркетингу;
6. определение удельного веса сбыта
основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке;
7. исследование структуры, состава и
организации работ сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;
8. анализ конкурентоспособности
предприятия и т.д.
Из этого можно сделать
вывод, что фирме ООО «Торговый дизайн» необходимо создать отдел маркетинга, при
этом перевести в его состав сотрудника отдела сбыта который частично
осуществляет функции маркетолога на предприятии.
Целесообразным является
следующая структура маркетингового отдела:
Рис. 3.3.
Организационная структура отдела маркетинга
Сотрудники будут
выполнять следующие функции:
1. Специалист по рекламе
и PR:
—
определяет цели и
задачи рекламы в конкретных ситуациях;
—
организует
рекламную деятельность;
—
определяет размер
и направления расходования средств для осуществления рекламной деятельности;
—
выбирает средства
и методы рекламы;
—
готовит
содержательную часть рекламы;
—
координирует
рекламную деятельность;
—
измеряет и
контролирует эффективность рекламы.
Необходимо отметить, что,
несмотря на наличие в штате сотрудника отдела сбыта, который уже занимался
рекламой, есть небольшое отличие от современного состояния дел. Во-первых,
реклама будет привязана к конкретным исследования рынка и конкурентам, что
позволит значительно повысить ее эффективность и, во-вторых, есть некоторые
функции, которые ранее сотрудником фирмы не выполнялись. В частности это
определение размера и направлений расходования средств (ранее приходилось
утверждать у коммерческого директора), теперь смета будет утверждаться
заместителем директора по маркетингу, который более компетентен в вопросах
маркетинга.
2. Аналитик:
—
проводит
ежедневный сбор и анализ всех видов информации в том числе:
- внутренней первичной и вторичной
информации (объемы продаж, ассортимент и т.д.);
- внешней первичной и вторичной информации
(информация о конкурентах, новых товарах, о конъюнктуре рынка);
- приводит информацию в
формализованный вид;
- формирует отчеты по следующим
направлениям:
а.
оперативная информация;
б.
тактическая информация;
в.
стратегическая
информация;
—
определяет размер
и направления расходования средств для получения необходимой информации.
3. Специалист по исследованиям рынка
и ценообразованию:
—
исследует процесс
реализации;
—
исследует
конкурентов (на основе отчетов аналитика);
—
исследует
потребителей;
—
совместно с
руководителем определяет размер и направления расходования средств для
проведения исследований;
—
разработка новых
ценовых стратегий (разработка системы скидок для постоянных клиентов,
установление цены на основе анализа цен конкурентов и пр.).
Внедрение отдела маркетинга
по оценкам разных специалистов позволило повысить объемы реализации на
аналогичных предприятиях на 10-20%. Допустим, что в нашем случае, рост составит
5%. Тогда, рост выручки составит 17 714 550 руб. (от уровня 2008
года), а рост себестоимости 14 081 200 руб. Таким образом, финансовый
результат составит 3 633 350 руб., что значительно превышает уровень
затрат на внедрение отдела маркетинга на предприятии.
В соответствии с целью и
задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Подготовка современных
менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента.
Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в
самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование
менеджмента оказали: школа научного управления, классическая
(административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа
науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих
школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Менеджмент по опыту
цивилизованных индустриально развитых стран, да и по опыту реформирования
управления в России, необходимо рассматривать как инновационный тип управления
в системе горизонтальных рыночных отношений между производителями,
потребителями и посредниками. Системно-инновационный тип управления порожден потребностями
открытой либеральной экономики и обладает вполне определенными чертами. К ним
относятся: приоритеты экономических интересов и процессов, важность человеческого
фактора, гибкие организационные формы, конкурентоспособные системы управления,
профессиональная подготовка менеджеров.
Объектом практического
исследования являлось ООО «Торговый дизайн», деятельность которого заключается
в оптовой торговле продовольственными и непродовольственными товарами.
На основании анализа
организационной структуры предприятия можно сделать вывод, что она относится к
линейно-функциональному виду и строится по нескольким основаниям.
Линейно-функциональная организационная структура характеризуются достаточно
высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием
значительного количества положений, инструкций и правил.
В нашем случае
целесообразность данной структуры объясняется тем, что организация действует в
достаточно стабильных внешних условиях, для обеспечения всего функционирования
требуют решения стандартных управленческих задач.
Характеризуя особенности
организации планирования на предприятии, можно отметить следующее, система
планов на предприятии представлена: cоставлением прогноза продаж статистическим методом; составлением прогноза
затрат; составлением прогнозного (планового) отчета о прибылях и убытках.
Система внутреннего
контроля на предприятии представлена следующими элементами: персональная
материальная ответственность всех работников; постоянное повышение квалификации
работников; организация хранения материальных ценностей, исключающих порчу и
хищение; система внутрипроизводственного учета движения материальных ценностей;
плановыми и внеплановыми проверками наличия товарно-материальных ценностей;
плановыми и внеплановыми инвентаризациями и ревизиями.
Система мотивации
персонала на предприятии включает в себя: достойный уровень заработной платы с
постоянной индексацией; разработанной системой премирования и системой льгот и
компенсаций.
В качестве
совершенствования системы управления предприятием были предложено создание
службы маркетинга.
Обоснованием создания
службы маркетинга может служить общероссийский опыт, который показывает, что
внедрение данного отдела в организации позволяет увеличить последним объем
продаж в среднем на 15% - 20%.
На рассматриваемом
предприятии уже существует минимальный вариант службы маркетинга. Поэтому
целесообразным является создание службы маркетинга в соответствии с жестким
(логичным) вариантом. В этом случае создается одна из классических структур
службы маркетинга: организация по функциям; организация по товарам; организация
по рынкам; организация по территориям.
Руководить отделом
маркетинга будет заместитель генерального директора по маркетингу. В его
обязанности будет входить координация работы службы, а также разработка
перспективных маркетинговых стратегий. В соответствии со своими обязанностями
каждый из сотрудников маркетинговой службы составляет план работ, утверждает
его у руководителя отдела, а по окончании отчетного периода отчитывать о
проделанной работе.
1. Адлер Ю. Пути развития менеджмента.
//Менеджмент качества, 2008, № 1.
2. Букин С. Основы менеджмента в
вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.
3. Жигун Л. Менеджмент: современные
основы организации контроля на предприятии. – М.: Феникс, 2007.
4. Иванникова Н.Н. Основы менеджмента. –
М.: Экзамен, 2008.
5. Коротков Э.М. Всеобщая история
менеджмента. Гриф УМО ВУЗов России. – М.: Елима, 2007.
6. Кравченко А.И. История менеджмента. –
М.: Академический проект (Москва), 2008.
7. Липсиц И.В. Результативный
менеджмент. Как построить эффективную систему управления: сборник статей по
практическому менеджменту. – М.: Омега-Л, 2006.
8. Логинов А., Шухман П. Современные
методы управления компанией: организационное развитие и управление персоналом.
//Управление развитием персонала, 2008, № 2.
9. Машин С. Особенности и перспективы
национального менеджмента. //Менеджмент сегодня, 2008, № 5.
10. Неизвестный С. Пути менеджмента: аккомодация или
ассимиляция? //Управление проектами и программами, 2007, №№1-2.
11. Нечепуренко М.Н. Основы современного менеджмента. –
М.: Спутник+, 2006.
12. Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2008.
13. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. – М.:
ИНФРА-М, 2002.
14. Хворостенко А.В. Основы менеджмента. Ответы на
экзаменационные вопросы. – М.: Экзамен, 2006.
15. Эшуорт Г. Менеджмент, основанный на ценности (Value -
based management): Как обеспечить ценность для акционеров. – М.: Инфра-М, 2006.
16. Янчевский В.Г. Основы менеджмента. Учебное пособие. –
М.: ТетраСистемс, 2006.
Приложение 1
Бухгалтерский
баланс ООО «Торговый дизайн» за 2007 год
Актив
|
Код по-
|
На начало
|
На конец отчет-
|
|
казателя
|
отчетного года
|
ного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ
АКТИВЫ
|
|
|
|
Нематериальные
активы
|
110
|
Основные
средства
|
120
|
22 521
|
27027
|
Незавершенное
строительство
|
130
|
4 046
|
17735
|
Доходные
вложения в материальные ценности
|
135
|
|
|
Долгосрочные
финансовые вложения
|
140
|
|
|
Отложенные
налоговые активы
|
145
|
|
|
Прочие
внеоборотные активы
|
150
|
23
|
23
|
Итого по разделу I
|
190
|
26 590
|
44 785
|
II. ОБОРОТНЫЕ
АКТИВЫ
|
|
28 639
|
26 920
|
Запасы
|
210
|
в том числе:
|
|
2116
|
4514
|
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
|
|
животные на выращивании и откорме
|
|
|
|
затраты в незавершенном производстве
|
|
786
|
1361
|
готовая продукция и товары для перепродажи
|
|
25717
|
20951
|
товары отгруженные
|
|
|
|
расходы будущих периодов
|
|
20
|
94
|
прочие запасы и затраты
|
|
|
|
Налог
на добавленную стоимость по приобретенным
|
|
2132
|
6037
|
ценностям
|
220
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой
|
|
|
|
ожидаются
более чем через 12 месяцев после
|
|
отчетной
даты)
|
230
|
в том числе покупатели и заказчики
|
|
|
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой
|
|
12 416
|
14 971
|
ожидаются
в течение 12 месяцев после отчетной
|
|
даты)
|
240
|
в том числе покупатели и заказчики
|
|
4377
|
6211
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
250
|
|
|
Денежные
средства
|
260
|
2713
|
1410
|
Прочие
оборотные активы
|
270
|
|
|
Итого по разделу II
|
290
|
45 900
|
49 338
|
БАЛАНС
|
300
|
72 490
|
94 123
|
Пассив
|
Код по-
|
На начало
|
На конец отчет-
|
|
казателя
|
отчетного периода
|
ного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III. КАПИТАЛ И
РЕЗЕРВЫ
|
|
25000
|
25000
|
Уставный
капитал
|
410
|
Собственные
акции, выкупленные у акционеров
|
|
|
|
Добавочный
капитал
|
420
|
12370
|
12370
|
Резервный
капитал
|
430
|
11
|
11
|
в том числе:
|
|
|
|
резервы, образованные в соответствии
|
|
с законодательством
|
|
резервы, образованные в соответствии
|
|
|
|
с учредительными документами
|
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)
|
470
|
3447
|
15410
|
Итого по разделу III
|
490
|
40 828
|
52 791
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
510
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
515
|
|
|
Прочие
долгосрочные обязательства
|
520
|
|
|
Итого по разделу IV
|
590
|
|
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
10 875
|
Займы
и кредиты
|
610
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
27 523
|
24 783
|
в том числе:
|
|
7655
|
9410
|
поставщики и подрядчики
|
|
задолженность перед персоналом организации
|
|
1806
|
3643
|
задолженность перед государственными
|
|
959
|
1398
|
внебюджетными фондами
|
|
задолженность по налогам и сборам
|
|
6891
|
6239
|
прочие кредиторы
|
|
10212
|
4093
|
Задолженность
перед участниками (учредителями)
|
|
207
|
178
|
по
выплате доходов
|
630
|
Доходы
будущих периодов
|
640
|
|
|
Резервы
предстоящих расходов
|
650
|
3932
|
5497
|
Прочие
краткосрочные обязательства
|
660
|
|
|
Итого по разделу V
|
690
|
31 662
|
41 333
|
БАЛАНС
|
700
|
72 490
|
94 124
|
Приложение 2
Бухгалтерский
баланс ООО «Торговый дизайн» за 2008 год
Актив
|
Код по-
|
На начало
|
На конец отчет-
|
|
казателя
|
отчетного года
|
ного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ
АКТИВЫ
|
|
|
|
Нематериальные
активы
|
110
|
Основные
средства
|
120
|
27027
|
46393
|
Незавершенное
строительство
|
130
|
17735
|
461
|
Доходные
вложения в материальные ценности
|
135
|
|
|
Долгосрочные
финансовые вложения
|
140
|
|
|
Отложенные
налоговые активы
|
145
|
|
|
Прочие
внеоборотные активы
|
150
|
23
|
23
|
Итого по разделу I
|
190
|
44 785
|
46 877
|
II. ОБОРОТНЫЕ
АКТИВЫ
|
|
26 920
|
26 770
|
Запасы
|
210
|
в том числе:
|
|
4514
|
4285
|
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
|
|
животные на выращивании и откорме
|
|
|
|
затраты в незавершенном производстве
|
|
1361
|
1400
|
готовая продукция и товары для перепродажи
|
|
20951
|
20881
|
товары отгруженные
|
|
|
|
расходы будущих периодов
|
|
94
|
204
|
прочие запасы и затраты
|
|
|
|
Налог
на добавленную стоимость по приобретенным
|
|
6037
|
2304
|
ценностям
|
220
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой
|
|
|
|
ожидаются
более чем через 12 месяцев после
|
|
отчетной
даты)
|
230
|
в том числе покупатели и заказчики
|
|
|
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой
|
|
14 971
|
22 571
|
ожидаются
в течение 12 месяцев после отчетной
|
|
даты)
|
240
|
в том числе покупатели и заказчики
|
|
6211
|
6014
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
250
|
|
|
Денежные
средства
|
260
|
1410
|
263
|
Прочие
оборотные активы
|
270
|
|
|
Итого по разделу II
|
290
|
49 338
|
51 908
|
БАЛАНС
|
300
|
94 123
|
98 785
|
Пассив
|
Код по-
|
На начало
|
На конец отчет-
|
|
казателя
|
отчетного периода
|
ного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III. КАПИТАЛ И
РЕЗЕРВЫ
|
|
25000
|
25000
|
Уставный
капитал
|
410
|
Собственные
акции, выкупленные у акционеров
|
|
|
|
Добавочный
капитал
|
420
|
12370
|
12370
|
Резервный
капитал
|
430
|
11
|
11
|
в том числе:
|
|
|
|
резервы, образованные в соответствии
|
|
с законодательством
|
|
резервы, образованные в соответствии
|
|
|
|
с учредительными документами
|
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)
|
470
|
15410
|
23847
|
Итого по разделу III
|
490
|
52 791
|
61 228
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
510
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
515
|
|
|
Прочие
долгосрочные обязательства
|
520
|
|
|
Итого по разделу IV
|
590
|
|
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
10 875
|
12 000
|
Займы
и кредиты
|
610
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
24 783
|
22 295
|
в том числе:
|
|
9410
|
8911
|
поставщики и подрядчики
|
|
задолженность перед персоналом организации
|
|
3643
|
4641
|
задолженность перед государственными
|
|
1398
|
1126
|
внебюджетными фондами
|
|
задолженность по налогам и сборам
|
|
6239
|
3329
|
прочие кредиторы
|
|
4093
|
4288
|
Задолженность
перед участниками (учредителями)
|
|
178
|
171
|
по
выплате доходов
|
630
|
Доходы
будущих периодов
|
640
|
|
|
Резервы
предстоящих расходов
|
650
|
5497
|
3091
|
Прочие
краткосрочные обязательства
|
660
|
|
|
Итого по разделу V
|
690
|
41 333
|
37 557
|
БАЛАНС
|
700
|
94 124
|
98 785
|
Приложение 3
Отчет о
прибылях и убытках ООО «Торговый дизайн» за 2007 год
Показатель
|
За отчетный
|
За аналогичный
|
наименование
|
код
|
период
|
период преды-
|
|
|
|
дущего года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Доходы и расходы по
обычным видам
|
|
|
|
деятельности
|
|
|
|
Выручка
(нетто) от продажи товаров, продукции, работ,
|
|
331825
|
262574
|
услуг
(за минусом налога на добавленную стоимость,
|
|
акцизов
и аналогичных обязательных платежей)
|
010
|
Себестоимость
проданных товаров, продукции,
|
|
(262142)
|
(215311)
|
работ,
услуг
|
020
|
Валовая
прибыль
|
029
|
69683
|
47263
|
Коммерческие
расходы
|
030
|
|
|
Управленческие
расходы
|
040
|
|
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
050
|
69683
|
47263
|
Прочие доходы и
расходы
|
|
|
|
Проценты
к получению
|
060
|
110
|
138
|
Проценты
к уплате
|
070
|
(212)
|
(315)
|
Доходы
от участия в других организациях
|
080
|
|
|
Прочие
операционные доходы
|
090
|
1452
|
1218
|
Прочие
операционные расходы
|
100
|
(1184)
|
(1328)
|
Внереализационные
доходы
|
120
|
756
|
89
|
Внереализационные
расходы
|
130
|
(47)
|
(14)
|
Прибыль (убыток) до
налогообложения
|
140
|
67898
|
44924
|
Отложенные
налоговые активы
|
141
|
|
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
142
|
|
|
Текущий
налог на прибыль
|
150
|
(14411)
|
(11679)
|
|
|
|
|
Чистая прибыль
(убыток) отчетного
|
|
53487
|
33245
|
периода
|
190
|
СПРАВОЧНО.
|
|
|
|
Постоянные
налоговые обязательства (активы)
|
200
|
Базовая
прибыль (убыток) на акцию
|
|
|
|
Разводненная
прибыль (убыток) на акцию
|
|
|
|
Приложение 4
Отчет о
прибылях и убытках ООО «Торговый дизайн» за 2008 год
Показатель
|
За отчетный
|
За аналогичный
|
наименование
|
код
|
период
|
период преды-
|
|
|
|
дущего года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Доходы и расходы по
обычным видам
|
|
|
|
деятельности
|
|
|
|
Выручка
(нетто) от продажи товаров, продукции, работ,
|
|
354291
|
331825
|
услуг
(за минусом налога на добавленную стоимость,
|
|
акцизов
и аналогичных обязательных платежей)
|
010
|
Себестоимость
проданных товаров, продукции,
|
|
(281624)
|
(262142)
|
работ,
услуг
|
020
|
Валовая
прибыль
|
029
|
72667
|
69683
|
Коммерческие
расходы
|
030
|
|
|
Управленческие
расходы
|
040
|
|
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
050
|
72667
|
69683
|
Прочие доходы и
расходы
|
|
|
|
Проценты
к получению
|
060
|
187
|
110
|
Проценты
к уплате
|
070
|
(439)
|
(212)
|
Доходы
от участия в других организациях
|
080
|
|
|
Прочие
операционные доходы
|
090
|
1562
|
1452
|
Прочие
операционные расходы
|
100
|
(1265)
|
(1184)
|
Внереализационные
доходы
|
120
|
711
|
756
|
Внереализационные
расходы
|
130
|
(43)
|
(47)
|
Прибыль (убыток) до
налогообложения
|
140
|
73380
|
67898
|
Отложенные
налоговые активы
|
141
|
|
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
142
|
|
|
Текущий
налог на прибыль
|
150
|
(17621)
|
(14411)
|
|
|
|
|
Чистая прибыль (убыток)
отчетного
|
|
55759
|
53487
|
периода
|
190
|
СПРАВОЧНО.
|
|
|
|
Постоянные
налоговые обязательства (активы)
|
200
|
Базовая
прибыль (убыток) на акцию
|
|
|
|
Разводненная
прибыль (убыток) на акцию
|
|
|
|